Что делать когда злишься на всех. Как справится с перфекционизмом? Чтобы избавиться от гнева нужно

У каждого человека ежедневно находится множество поводов, чтобы понервничать и позлиться. Одни злятся на себя: снова проспал, не успел, потерял, не сделал, не получилось. Другие винят в своих неудачах окружающих и срывают свое зло на них.

Transurfing-real.ru

Первые наверняка постоянно занимаются самобичеванием и страдают заниженной самооценкой, вторые - уверены в собственной непогрешимости. Однако и тем, и другим злость мешает адекватно оценить ситуацию и принять верное решение. Кроме того, в порыве злости обычно говорятся обидные слова, совершаются опрометчивые поступки, о которых многие потом сожалеют. И далеко не всегда последствия бурной ссоры, в которую переходят злобные нападки, можно исправить: отношения дают трещину.

Что же делать, когда от злости распирает так, что вот-вот взорвешься? Когда кажется, что единственный выход - выпустить пар: немедленно высказать все, что накипело в душе? Те, кто так и поступает, ссылаются на психологов, которые не советуют подавлять свои эмоции. Загонять эмоции внутрь, не давать им выхода - путь ко многим болезням, в том числе инфаркту и инсульту. Но выплескивать их на окружающих - не выход, ведь они терпеть не будут и ответят нам тем же.

Что же такое злость? Это эмоциональное расстройство, возникшее под влиянием внешних обстоятельств. Злость - деструктивное чувство, в ней нет никакого смысла, но она съедает нас изнутри и причиняет нам одни проблемы.

Перестать злиться не так уж трудно. Порой бывает достаточно всего одной минуты. Но побороть злость, не дать ей полностью завладеть нами можем только мы сами.

Как не дать себе превратиться в озлобленное существо?

1. Разбираемся в причине

Злость не возникает на пустом месте, у нее обязательно есть причина. Прислушаемся к себе и честно признаемся, что спровоцировало эту эмоцию. Быть может, обнаружив причину, мы перестанем злиться, а начнем решать проблему, заставившую нас нервничать?

Например, нас раздражает и злит коллега, мы цепляемся к ней по каждой мелочи и с трудом сдерживаемся, чтобы не нагрубить. Как говорил один из героев фильма «Мимино»: «Такую личную неприязнь испытываю…, что кушать не могу». А причина банальная: коллега пришла в красивом новом пальто.

Мы злимся, что муж не выполнил нашу просьбу, а проще было всего лишь напомнить ему о ней.

Таким образом, учимся меньше «думать» эмоциями и больше - логически.

2. Считаем до ста

или до тех пор, пока не успокоимся. Это старый проверенный способ, к которому прибегают немногие, остальные же считают его слишком банальным. Считать нужно медленно, делая глубокие вдохи. Некоторые торопятся закончить счет с тем, чтобы таки успеть затем выплеснуть раздражение и заявить: «Ерунда этот ваш метод».

3. Ставим себя на чужое место

Поскольку счет не займет все наше внимание, у нас будет возможность представить последствия, ожидающие нас, когда мы выскажем свои злобные претензии. Какой эффект произведут наши слова? Как будут строиться наши отношения дальше? Понравилось бы нам, если бы с нами говорили в таком тоне?

Ведь мы же не столь наивны, чтобы думать, будто наш собеседник в ответ начнет заискивать перед нами, стараясь завоевать расположение, и будет «вилять хвостом», словно провинившаяся собачка. Даже если наша злость в какой-то мере была оправдана, негатив и агрессия вызовут исключительно негатив и агрессию. «Что посеешь, то и пожнешь», «Как аукнется, так и откликнется», - говорят пословицы. Наш собеседник начнет защищаться ― выпустит когти и выставит колючки. Никому не нравится, когда его унижают.

Когда мы срываемся, то не избавляемся от негативных эмоций и стресса - мы лишь перекладываем их на других. И не стоит сомневаться - ответка обязательно придет.

Так что последуем совету: «Если вы не можете сказать ничего хорошего, лучше промолчите».

Раздражение - очень неприятное чувство, хорошо знакомое всем нам. Кто-то раздражает нас, кого-то раздражаем мы. Давайте поговорим о том, почему это чувство с нами случается и как от него избавиться.

Раздражение по своей сути - это состояние неприятия, агрессии, недовольства и осуждения.

Как и любая эмоция, раздражение возникает не на пустом месте. Чтобы возникло такое резкое душевное переживание, для него нужны определенные предпосылки.

Для снятия раздражения необходимо разобраться в причинах его возникновения.

Не смотря на то, что зачастую нам кажется, что причины нашего раздражения находятся во внешнем мире, в действительности же они существуют исключительно внутри нас . Поведение окружающих нас людей и происходящие с нами обстоятельства жизни являются лишь проекцией нашего сознания. Вселенная нейтральна по своей сути, этот мир управляется безусловной Божественной любовью. И в то же время мир является зеркалом, отражающим наше состояние и наши мысли. Если мы видим вокруг то, что нам не нравится и раздражает - это всего лишь отражение несовершенства нашего человеческого Эго. Эмоциональное раздражение чем-то похоже на аллергическую реакцию организма. Например, цветение деревьев - для одних людей это лишь повод улыбнуться и насладиться цветочным ароматом, для других же - это приступ аллергии.

Итак, рассмотрим основные причины раздражения:

- физиологические: недостаточный сон; физическая усталость и недостаток сил; болезненное состояние; боль в каком-либо участке тела; чувство голода; воздействие психотропных веществ и алкоголя на организм; нарушения и изменения гормонального фона; сексуальое напряжение;

- психо-эмоциональные: стрессовое состояние как реакция на обстоятельства жизни; различного рода страхи и переживания; комплекс собственной неполноценности или несостоятельности; депрессивные состояния;

- свойства характера человека: нетерпимость к другим во всех проявлениях; зависть; завышенные ожидания к окружающим;

- внутренняя неудовлетворенность: своей внешностью , материальным положением, работой, детьми, своей личной жизнью, нехватка времени и другие причины.

Причин для раздражения может быть масса, однако в основе большинства из них лежит всегда один и тот же «фундамент» - наши личные негативные убеждения, укоренившиеся в нашем сознании. Это могут быть как осознанные мысли и даже наши «любимые» фразы и шутки относительно своей жизни, здоровья, благополучия, так и мысли глубоко засевшие в нашем подсознании.

Вспомните, часто ли Вы повторяете мысленно или вслух следующие фразы:

«Как же мне все надоело, как же я устал(а) от всего этого, они истрепали все мои нервы!», «Меня окружают одни идиоты и болваны, которые ни на что не способны!», «Как же жесток этот мир, все думают только о себе, вокруг одни эгоисты!», «У меня всегда все не как у людей, у всех хорошие семьи (работа, здоровье, благосостояние) и только у меня ничего не получается!», «Какие же все медлительные и неповоротливые, я из-за них ничего не успеваю, они срывают мои планы!», «Как у тебя дела? - Да ничего хорошего, как всегда одни проблемы…» и т.п.

Если Вы часто произносите вслух или прикручиваете в голове подобного рода мысли, Ваша жизнь действительно может превратиться в сплошной кошмар.

Но не отчаивайтесь! Стоит Вам изменить свои негативные убеждения и искренне поверить в то, что этот мир дружелюбен и полон любви, что дела Ваши идут отлично и у Вас нет причин для стресса и раздражения, как окружающие люди начнут менять свое отношение к Вам и ком негатива исчезнет из Вашей жизни, как лопнувший мыльный пузырь!

Не пытайтесь бороться и противостоять источнику раздражения, этим Вы только усугубите ситуацию. Борьба с чем бы то ни было, только еще сильнее раскручивает его «маятник». Борясь с тем, что Вам не нравится, Вы все больше концентрируете свое внимание и мысли на этом, а значит все активнее притягиваете это в свою жизнь, причем в приумноженном виде. Откажитесь от борьбы, не пытайтесь изменить этот мир и подстроить всех под «свои стандарты» и суждения о справедливости и нравственности.

Помните, что люди добры по своей сути и стараются поступать наилучшим образом, в соответствии со своим миропониманием и уровнем развития.

Чтобы избавиться от «раздражающего фактора», нужно не бороться с ним, необходимо просто его игнорировать, сместить фокус своего внимания на что-то позитивное и радостное. Просто переключайте свои мысли. Заведите себе привычку: если что-то Вас раздражает и «достает», скажите себе «Я отложу свою реакцию и поразмыслю об этом позже, а пока я отвлекусь на что-то приятное». Эта простая уловка позволит Вам выйти из порочного круга «реакция на раздражитель - притяжение нового раздражителя». Вы начнете игнорировать раздражитель, а значит, он не будет занимать Ваши мысли, и Вы перестанете притягивать его в свою жизнь. Даже если Вы и вернетесь мыслями к раздражающей Вас ситуации, эмоциональный накал будет гораздо ниже, чем в первые минуты, и Вы сможете адекватно посмотреть на ситуацию со стороны.

Что делать, если причина раздражительности кроется в нашем физическом и психическом здоровье. Ответ очевиден - своим здоровьем необходимо заниматься! Активный образ жизни, правильное питание, отказ от вредных привычек позволят резко поднять Ваш уровень энергетики и физического здоровья.

Какова бы ни была причина для Вашего раздражения и плохого настроения, всегда помните, что этот мир - лишь мягкая податливая глина, а Ваши мысли - это руки скульптора . Вы САМИ ежесекундно создаете скульптуру своей жизни, в соответствии с образом присутствующим в Вашем сознании. Представьте себе мастера, который хочет слепить прекрасную фигуру, но в своей голове постоянно держит неприятный уродливый образ. Что получится у него?

Вот еще несколько советов, как перестать раздражаться:

В лечении раздражительности могут помочь народные рецепты :

Возьмите 2 столовые ложки листьев мелиссы, залейте 2 стаканами кипятка и оставьте на час. Принимать этот настой нужно по 0,5 стакана три раза в день до еды.

Возьмите 1 чайную ложку измельчённого корня валерианы и залейте 1 стаканом кипятка. Оставьте на 20 минут. Принимать нужно перед сном по 1 стакану горячего настоя.

Возьмите 1 столовую ложку листьев салата, залейте 1 стаканом. Оставьте на 1-2 часа. Принимать нужно по 0,5 стакана 2 раза в день.

Возьмите 100 г измельчённых молодых листьев берёзы, залейте 2 стаканами тёплой кипячёной воды. Оставьте на 5-6 часов, после этого процедите настой. Принимать нужно по 0,5 стакана 2-3 раза в день перед едой.

Возьмите 2 столовые ложки травы Иван-чая, залейте 2 стаканами кипятка и настаивайте в термосе 6 часов. Принимать нужно равными дозами по 3-4 раза в день.

Возьмите 5 столовых ложки плодов калины и разотрите их в ступке. Залейте 3 стаканами кипятка и оставьте на 4 часа. Процедите и принимайте по 0,5 стакана 4-6 раз в день до еды.

Так же в борьбе с раздражением и снятием стресса помогут эфирные масла . Для этих целей нам подойдут следующие масла: анис, иланг-иланг, кипарис, лаванда, ладан, лимон, майоран, мандарин, мелисса, мирр, мускатный орех, роза, розмарин, ромашка, сандал. Можно использовать ароматическую лампу или сделать духи собственными руками. Для этого берут эфирные масла и спирт (или жирное масло) в соотношении 1:5. Эти духи можно использовать перед выходом из дома, налить пару капель в ароматический кулон или на платок. Они будут в течение дня успокаивать нервную систему, помогут сохранять спокойствие в любой ситуации и просто поднимут настроение.

Эффективными методами снятия раздражения - являются «сдача себя в аренду» и «снижение важности» . Эти методики предложены Вадимом Зеландом, автором Трансерфинга. Суть первой заключается в том, что Вы не принимаете никакие проблемы на работе близко к сердцу, не пропускаете их через себя. Вы сдаете себя в аренду - спокойно и в полное мере выполняете свои обязанности, не реагируете на возможное проявление негатива со стороны начальства или коллег, воспринимаете происходящее вокруг с легкой внутренней отстранённостью, игнорируете неприятные моменты. Вы просто позволяете арендовать Ваше время и эффективно выполняете свои рабочие функции, без ненужной траты нервов и с нулевым эмоциональным откликом на раздражители.

Снижение важности подразумевает сознательное уменьшение значимости различного рода проблем и раздражителей до незначительного уровня. Помните, что любая проблема превращается «из мухи в слона», когда ей придается завышенная важность. Посмотрите на раздражающий фактор со стороны, осознайте его несущественность и незначительность по сравнению с величием Вашей жизни и Вашего Духа.

Обязательно полноценно отдыхайте. Ресурсы свободного времени для отдыха и полноценного сна можно изыскать при любых обстоятельствах. Хотя бы один день в неделю отложите все домашние и семейные дела и посвятите этот день себе: своим любимым занятиям, хобби, увлечениям. Порадуйте себя!

Хорошим антистрессовым успокаивающим эффектом обладают массаж, сауна, прогулки на свежем воздухе, занятия спортом.

Чтобы перестать раздражаться - повышайте свою самооценку. Можно даже сказать так: воспитайте в себе долю здорового самолюбия. Обладая заниженной самооценкой, мы воспринимаем этот мир искаженным, сквозь призму наших комплексов. Большинство источников раздражения отпадут от Вас сами собой, когда полюбите и примите себя таким(ой), какой(ая) Вы есть!

Занимайтесь своим саморазвитием. Чем выше уровень развития нашей Души, тем спокойнее мы принимаем «неприемлемое», и тем меньше нас раздражает окружающий мир. Как Вы думаете, почему получается, что нас раздражает то, а не другое? Дело в следующем — раздражаемся мы на то, что вызывает у нас внутри какой-то отклик, какое-то созвучие. Примерно так же, как два одинаковых камертона начинают звучать вместе, если звякнуть по одному из них. В позитивном контексте это явление называется «эмпатия» — душевное созвучие, взаимопонимание на глубоком уровне. А в негативном — случается «раздражение». Зачастую мы раздражаемся на других людей тогда, когда видим в них свое отражение. Но отражение не тех черт, которые нам бы хотелось видеть, а тех, которые мы от себя скрыли и глубоко закопали. Зачастую в других людях нас раздражает то, что мы осудили и предали анафеме у себя внутри. Научившись однажды делить все на черное и белое, мы несем этот крест по жизни, разрывая себя и весь мир на части.

На каждом этапе взаимодействия мы стремимся что-то от кого-то получить. Не получаем – возникают неприязнь, агрессия, обида, злость, негодование. Есть способ математически точно понять разницу ожиданий и возможностей и определить их точки соприкосновения.

Один обогнал, другой толкнул, эта сдачу недодала, коллега не так посмотрел, начальник не так дал указание, муж не так жевал ужин, ребенок не так сложил книжки. Видимо, их общее желание - чтобы я сошла с ума от злости и обиды. А как тут не злиться?

Как перестать раздражаться и злиться, когда кажется, что вокруг все сговорились вас довести? Системно-векторная психология Юрия Бурлана подскажет, как справиться с раздражением по любому поводу, ненавистью к соседу по пробке, агрессией, желанием обозвать мужа, заорать на ребенка, обидеться пожизненно на бывшего, разозлиться на мать, хлопнуть дверью и не разговаривать годами. Хотите общаться с людьми без примеси этих гадких эмоций, которые пьют всю вашу жизненную энергию?

Почему мы раздражаемся и злимся

Злость возникает тогда, когда кто-то что-то делает не так, как мы себе представляли. Системно-векторная психология говорит, что без понимания общих принципов устройства человеческой психики мы осознаем только себя, на всех смотрим через свою призму и ожидаем от людей воплощения своих желаний.

На каждом этапе взаимодействия мы стремимся что-то от кого-то получить. Не получаем - возникают неприязнь, агрессия, обида, злость, негодование. Есть способ математически точно понять разницу ожиданий и возможностей и определить их точки соприкосновения.

Что-то пошло не так

Если что-то идет вразрез с природными свойствами нашей психики, мы испытываем дискомфорт и обвиняем в нем других людей. Кажется, современный мегаполис - это пучок напряжения, все человеческие проводки в нем могут заискриться в один миг по любому поводу.

А если разобраться, злимся и раздражаемся мы каждый о своем - а значит, провода в пучке нервов можно распутать и уберечь от возгорания.

За ширмой раздражения для каждого скрывается свой спектр эмоций, обусловленный набором векторов:

    кожники - действительно раздражаются и злятся;

    обладатели анального вектора - обижаются, не успевают и впадают в ступор;

    уретральники - гневаются;

    мышечники - терпят, но если чаша переполняется, могут ощутить ярость;

    зрительники - иронизируют и по-снобистски смотрят свысока;

    звуковики - ощущают себя самыми умными, а от «кучки идиотов» укрываются в одиночестве; усугубление состояния может вырасти в ненависть к людям.

В корне же - неприязнь от того, что кто-то думает и делает не так, как мы хотим.

Шпаргалка, как перестать злиться и злить

Схема простая:

  1. Знаем, что служит фактором раздражения для других → не раздражаем их так или хотя бы минимизируем стрессовый фактор.
  2. Знаем, что злит нас самих → снимаем напряжение реализацией природных свойств.
Вектор Повод злиться и раздражаться, т. е. выражать неприязнь Как снизить напряжение
Кожный Потеря времени, материальные и имущественные риски, медлительность и занудство обладателей анального вектора. Заполнить время чем-то полезным, спланировать источник нового заработка, почитать статью Как перестать завидовать.
Анальный Новизна, смена задач, необходимость действовать быстро, беспорядок, кривизна линий, дорог, мыслей, беспринципность кожников, несправедливость. Дать нужное количество времени, извиниться, поблагодарить.
Уретральный Понижение статуса. Восхититься - только глядя снизу вверх. Царь же!
Мышечный Необходимость принимать самостоятельные решения, отделяться от общей массы. Не требовать инициативы, дать возможность физического труда.
Зрительный Безэмоциональность, отсутствие ответной реакции на выражение чувств, ошибки в речи, безвкусица, молчаливость. Дать эмоциональный отклик, какой можете! Зрительник уловит малейшую каплю душевности. Почитать статью .
Звуковой Шум, крики, разговорчивость, материальные ценности, собственное тело. Говорить полушепотом о большом неземном. Молчать вместе.
Оральный Когда его не слушают. Послушать - только если перед вами не . А лучше отправить на курсы ораторского искусства.
Обонятельный Когда люди не выполняют свои видовые роли. Выполнять.

Мы бесимся не только от непонимания проявлений в человеке вектора, которого нет у нас. Порой еще большее раздражение вызывают свойства, находящиеся в нас самих на другом уровне развития, в ином состоянии.

Например, развитый кожный законотворец не переваривает кожного вора, зрительная истеричка раздражается, глядя на реализованную подругу по вектору - «святошу», всем помогающую, и музу, всех любящую.


Как перестать злиться за рулем?

Понаблюдаем за жизненными ситуациями с разных сторон, чтобы понять, как не злиться и как перестать раздражаться по любому поводу.

Водитель 1: Куда же ты лезешь? Не видишь, это выделенная линия? Я вот не высовываюсь. Тише едешь - дальше будешь. А такие выскочки вызывают только желание достать дубинку и треснуть как следует, чтобы знал свое место.

Водитель 2: Тебе жалко, что ли, немного подвинуться, чтобы я мог протиснуться? Ненавижу пробки - бешусь, чешусь. Драгоценное время утекает. Желание вылезти из машины и побежать по крышам. Пора покупать мотоцикл, а лучше сразу вертолет!

Системный совет 1: Делать много дел сразу приверженцы качества и порядка обладатели анального вектора не любят - и не надо. Не отвлекаясь от дороги, просто проанализируйте отличия вашего взгляда на жизнь и мироощущения того лихача. Психику определять можно, даже не видя водителя авто. От точного узнавания снимается напряжение, пропадает агрессия и желание разбить шустряку кузов.

Системный совет 2: Если все-таки нельзя никого обогнать и приходится стоять на месте, просто займитесь чем-то полезным. Можно, например, покачать мышцы спины, ног и пресса. Когда пробка это еще и тренировка, то не так мучительно больно терять минуты в ожидании. Мышцы прокачаны - можно и головой поработать: продумайте план завтрашнего совещания или список покупок. Биржевые новости - и те могут помочь вам перестать злиться и раздражаться.

Как перестать раздражаться на мужа и жену

Жена: Наверное, он совсем меня не любит. Так поздно возвращается, а придет - слова из него не вытянешь. Даже в выходные и праздники его дома не найти - горы, бег, лыжи, вечно планы, проекты, встречи. Семья для него будто ничего не значит. Нет желания даже выходить его встречать. Обидно до невозможности.

Муж: Как можно два часа собираться? Нас босс ждет на ужин, а она все копошится, все с детьми распрощаться не может. Еще и платье выбирать будет целую вечность! Бесит.

Системный совет:

В пары естественным образом притягиваются противоположности по нижним векторам - говорит системно-векторная психология Юрия Бурлана. Единственный способ перестать злиться и раздражаться в семейных отношениях - это разобраться в разнице ваших глубинных приоритетов и ощутить прелесть в слиянии противоположностей, объединенных общими эмоциями и целями.

Кожный муж, работающий и содержащий семью, не значит - муж нелюбящий. Он природой выструган так, что бежит по жизни в поисках мамонта (заработка). Он - охотник. И охотнику нужно время на передышку, восстановление сил. Таким тылом для него служит семья. Если все, что его ждет дома, это молчаливая обида и холодный ужин - может и не прибежать вовсе. Что делать? .

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Часто злитесь на людей и хотите измениться? Отличное решение! Такая задача может показаться невыполнимой, но все достаточно просто! Измените свои мысли, чувства и поступки, чтобы стать добрее.

Шаги

Как справиться с эмоциями

    Обдумайте причины злых поступков. Люди часто плохо относятся к другим, чтобы повысить свою самооценку. Такой подход не всегда эффективен, особенно для тех, кто хочет быть добрее к окружающим. Можно сорваться на человека и кратковременно почувствовать себя лучше, однако через время вы будете злиться на себя. Возможны и другие причины злобы:

    Замечайте взаимосвязь между своими мыслями, чувствами и действиями. Иногда сложно понять разницу между мыслями и чувствами. На самом деле они взаимосвязаны: мысли влияют на ваши чувства, а чувства сказываются на поступках. Следовательно, если вы хотите изменить свои слова или поступки, то сначала нужно изменить мысли.

    Сначала обуздайте эмоции, а потом говорите. Если вы разговариваете с человеком и ощущаете, что можете сказать что-то грубое, то попробуйте обдумать свои ответы. Это позволит общаться с ним более продуктивно и менее грубо.

    • В моменты острой злобы, обиды, печали или грусти лучше повременить с разговором. Подобные эмоции способны помешать положительному ходу беседы и стать причиной грубости.
  1. Ведите “дневник поведения”. Записывайте свои взаимодействия с людьми на протяжении дня. Когда происходят неприятные ситуации, старайтесь указывать подробности: кому вы нагрубили, почему на ваш взгляд вы так себя повели, что вы говорили и какие события привели к грубости. Если вы сможете по-доброму поговорить с человеком в ситуации, в которой вы обычно склонны к грубости, то вам следует вознаградить себя за “хорошее поведение”.

    Развивайте чувство юмора. Способность смеяться (с людьми, а не над ними) поможет избавиться от желания нагрубить. Если у вас заканчивается терпение и возникает желание сорваться, то вам следует найти причину посмеяться. Находите юмор в обычных ситуациях и умейте посмеяться над чем-нибудь другим, чтобы разрядить напряженную обстановку путем изменения химической реакции организма со злости или негатива на смех.

    Обеспечьте здоровый ночной сон. Для хорошего самочувствия необходим регулярный сон (7–8 часов) каждую ночь. Недостаток сна сказывается на вашем здоровье и приводит к проблемам, включая неспособность контролировать эмоции. Здоровый сон поможет вам запастись терпением и быть добрее к людям вне зависимости от эмоционального состояния.

    • Если у вас хронические проблемы со сном, то обратитесь за советом к врачу или фармацевту. Также может оказаться эффективной смена рациона (меньше кофеина, сахара) или образа жизни (перестаньте использовать устройства с экранами перед сном).
  2. Медитируйте перед потенциально напряженными событиями или разговорами. Медитация поможет вам контролировать эмоции и быть добрее. Если вам хочется нагрубить человеку из-за чувства гнева или раздражения, попробуйте снять напряжение с помощью медитации. Найдите спокойное и уединенное место, чтобы выполнить такие действия:

    • Дышите медленно и глубоко. Глубокое дыхание замедлит сердечный ритм и поможет взять себя в руки. Дышите настолько глубоко, чтобы при вдохе живот заметно округлялся.
    • Мысленно представьте, что при вдохе ваше тело наполняется бело-золотистым светом. Такой свет способен расслабить сознание. Представьте, что на выдохе из тела выходит тусклый темный свет.
    • Когда напряжение спадет, ваша злость сменится добрым отношением.
  3. Улыбайтесь людям. Улыбка сделает вас добрее. Люди начнут улыбаться в ответ. Так вам будет проще находить новых друзей и сохранять отношения. Помимо прочего, улыбка дарит чувство радости. Вам достаточно улыбнуться и расправить плечи, чтобы настроение улучшилось. Улыбка влияет на мысли и чувства.

    Используйте положительный язык тела. Коммуникация - это не только слова. Даже при наиболее вежливых словах можно задействовать язык тела или совершать поступки, которые будут нести в себе негатив. Если внутри вас присутствуют отрицательные чувства к человеку, они могут выявить себя посредством невербальных сигналов.

    Решительно выражайте свои чувства. Старайтесь активно взаимодействовать с человеком, чтобы не выражать свои чувства более пассивно (молча злиться) или агрессивно (вспышки гнева несоразмерны масштабу проблемы или ситуации). Учитесь позитивной решительности: используйте факты (а не преувеличенные эмоции), чтобы уважительно донести свою просьбу (а не требование). Четко и активно выражайте свои чувства, чтобы учитывать потребности всех участников беседы.

    • Например, попробуйте не кричать на супруга, если он сложил белье не так, как вы, а позитивно выразить свои пожелания. Скажите: “Я очень признательна тебе за помощь, но мне не нравится, когда ты так складываешь мою одежду, потому что она мнется. На работе я чувствую себя очень некомфортно в помятой одежде. Ты не мог бы складывать ее более аккуратно или оставить такую работу мне?”
  4. Почитайте книгу или посмотрите любимый сериал. Исследователи пришли к выводу, что замена или замещение эмоций (переживать за персонажей книги или фильма) помогает нам чувствовать себя счастливыми. Посредством приключений выдуманных персонажей каждый человек способен испытать катарсис или дать опосредованный выход эмоциям. Научитесь управлять эмоциями в контролируемой среде, чтобы использовать такой опыт в реальной жизни.

  5. Сходите вместе на обед, посетите кафе в часы скидок или поужинайте в компании близкого друга. Если вы стеснены в средствах, то прогуляйтесь по городу или посидите на лавочке в парке, чтобы спокойно поговорить.
    • Если нет возможности встретиться, то двусторонний разговор по телефону (особенно с веселым другом!) быстро улучшит ваше настроение.
  • Развивайтесь как личность. Вовсе не обязательно грубить в ответ на грубость.
  • Учитесь слушать. Всегда внимательно слушайте своего собеседника.
  • Постоянно повторяйте себе, что вы добрый человек, чтобы ваше сознание скорее приняло новую реальность. Меняйте свое поведение в соответствии с новыми стандартами. Старайтесь считать себя "добрым", а не "злым человеком", ведь мысли влияют на поступки. Реакция вашего сознания будет положительной.
  • В ответ на грубость умейте постоять за себя, но не ведите себя аналогично оппоненту!
  • Будьте искренни. Доброта не должна быть способом достичь цели. Если вы хотите поступать как добрый человек, чтобы заслужить особое отношение, то в таком подходе мало доброго, но много обмана, низости и жестокости. Станьте добрым, чтобы совершать хорошие поступки во имя добра.
  • Перед ответом оцените, насколько ваши слова будут искренними, полезными, необходимыми, воодушевляющими и добрыми.
  • От злости трудно избавиться, как и от любой привычки, но упорство и решительность помогут вам стать добрее.
  • Всегда обдумывайте свои слова. Не говорите первое, что придет вам в голову.
  • Не осуждайте других людей. Такие оценки станут источником отрицательных представлений о людях и отразятся на вашем общении.
  • Не обязательно говорить комплименты, чтобы перестать быть злым. Просто общайтесь с людьми уважительно.
  • Будьте вежливы, терпеливы, наблюдательны и учтивы. Сохраняйте положительный настрой. Не позволяйте критике и негативу завладеть вашими мыслями. Находите позитив в любой ситуации.
  • Перед любым поступком задумайтесь: "Эта мысль, действие или слово сделают окружающий мир лучше?" Если нет, то избавьте себя от неприятных последствий. Зачем тратить силы на попытки сделать себя или других несчастными.
  • Никогда не издевайтесь над людьми.
  • Будьте вежливы, добры и любезны, но не бойтесь говорить о том, чем вы недовольны.

Давайте, же докопаемся до ответов на эти наболевшие вопросы и выясним: как сдержать гнев, в чем основная ошибка и как её исправить, тем самым осчастливив не только себя, но и окружающих.

Подавление гнева – однозначно плохая идея

В этом случае вы просто цедите сквозь зубы: «все в порядке» и пытаетесь продолжать заниматься делами. Хорошая новость в том, что такое поведение действительно скрывает злость – но только от окружающих – ваши же эмоции лишь усиливаются от попытки их подавить.

В книге Оливера Брукмана «Антидод» описано несколько опытов подтверждающих, что люди, скрывающие свои эмоции, переживают их гораздо сильнее и дольше, чем те, кто не стесняются эти эмоции выражать. Если вы пытаетесь сдержать слезы, они не исчезают, а желание разрыдаться усиливается. Что же происходит в нашей голове, когда мы пытаемся подавить вспышку гнева? А там - настоящий ураган!

Вы перестаёте испытывать позитивные эмоции, но не негативные. Ваша миндалевидная железа (участок мозга, влияющий на эмоции) начинает работать сверх меры. Но, что самое интересное – эмоции подавляете вы, а хуже становится и вашему собеседнику тоже. Как только вы начинаете сдерживать свой гнев, кровяное давление вашего оппонента подскакивает, что постепенно откладывается в устойчивую неприязнь по отношению к вам. Если вы вынуждены общаться в течение длительного времени есть вероятность, что отношения между вами сложатся паршивые, и это вряд ли может порадовать.

Помимо всего прочего, подавление своих эмоций требует определенных волевых усилий, а силы, как известно, имеют обыкновение заканчиваться. Именно поэтому люди, чаще скрывающие свои эмоции чаще попадают в ситуации, когда о сказанном в сердцах, позже, приходится жалеть.

Кто – то сейчас подумает: «Я так и знал! Рас сдерживать гнев вредно – придется его выливать на окружающих».

И это тоже неверно.

Не стоит давать волю злости

И вот вы взорвались и срываете злость на друге, как будто вы на дуэли. Не самая лучшая затея, согласитесь.

Накручивание и выплескивание злости лишь усиливают эмоциональный взрыв. Конструктивно выразить свое недовольство, безусловно, можно, но вываливать злобу на собеседника не следует – ваш гнев будет расти как снежный ком с каждым сказанным словом.

Но что же тогда поможет? Можно попытаться отвлечься, но разве это поможет?

Поможет. Энергетические ресурсы вашего мозга ограничены, так что если вы переключаете внимание на что-то еще, мозг уже не может концентрироваться на постоянном и бесполезном обдумывании неприятных ситуаций.

Что вы знаете о тесте Маршмеэллоу? Ребенку давали один кусочек зефира и оставляли его одного в комнате, пообещав в конце выдать два кусочка зефира, если он сможет удержаться и не съесть тот, что у него уже имеется. Каковы же были результаты? Дети, которые смогли взять себя в руки и не съели зефир, в будущем достигли лучших результатов в карьере и ни разу не попадали в тюрьму.

Результаты теста понятны, но мало кто говорит о том, как детям удалось удержать себя и не съесть конфету. Очень просто – они отвлекались. Уолтер Мишел, автор исследования, комментирует:

«Дети нашли, чем себя занять: они напевали мелодии, ковырялись в ушах, играли с пальцами или с тем, что смогли найти в комнате. Таким образом, они сгладили внутренний конфликт и устранили неприятную ситуацию ожидания».

И эта методика работает и с другими видами сильных эмоций, таких как, например, гнев.

Да, да, знаю – довольно сложно отвлечь себя, когда кто-то истерично кричит вам прямо в лицо. Однако есть один способ.

Переоценка

Еще раз подробно представим ситуацию: кто-то стоит в нескольких сантиметрах от вас и орет на вас, почем зря. Вам очень хочется ответить тем же или даже хорошенько приложить «собеседника» обо что-нибудь.

Но что если я вам скажу, что этот человек вчера потерял мать? Или же он переживает тяжелый развод, и вчера у него отобрали права на детей?

Вы бы, вероятнее всего, не принимали его гнев так близко к сердцу, а возможно, даже посочувствовали бы.

Что изменилось? Да ничего! Просто предыстория, которую вы себе рассказали, изменила ваш взгляд на ситуацию. Как сказал Альберт Элис: «Вы обижаетесь не на события, а на собственные мысли». В следующий раз, столкнувшись с ситуацией, когда кто-то начнет срывать на вас злобу, просто скажите себе: «Я здесь ни при чем. У него просто плохой день». Как только вы меняете ваше представление о ситуации - мозг изменяет ваши эмоции по отношению к ней.

В одной из книг Дэвида Рока описан интересный эксперимент: профессор Ошнер исследовал эмоции людей с помощью томографа. Испытуемым показывали одну и ту же фотографию, на которой был изображен человек, плачущий около церкви. Сперва люди испытывали сочувствие и грусть. Однако когда им сказали, что это слезы радости, и человек находится на бракосочетании – эмоции людей изменились коренным образом. Профессор объясняет это обстоятельство тем, что наши эмоции зависят от наших представлений о мире – как только мы меняем представления – эмоции тоже меняются.

Таким образом, если вы скажете сами себе: «у него просто плохой день», ваше представление о действительности изменится, и негативные эмоции будут вытеснены позитивными. Результат не заставит себя долго ждать. Исследования, описанные Джеймсом Гроссом в одной из его книг, показали, что люди, которые применяют подобные техники замещения гнева на практике, имеют больше друзей и близких контактов.

Более того, эта методика позволит вам избавится от гнева не задавливая его в себе, а следовательно, не «взрываясь» впоследствии. Вам больше не придется жалеть о словах, сказанных кому-то сгоряча.

Что же мы имеем в итоге?

Чтобы избавиться от гнева нужно:

  • Не подавлять гнев – может, окружающие и не видят его проявлений, но зато очень хорошо чувствуют ваше состояние, и отношения все равно портятся.
  • Не накручивать себя, вываливая свои эмоции на окружающих – высказать причину своего недовольства спокойно и конструктивно – пожалуйста. Но не развинчивайте свой гнев еще больше – вам же будет хуже.
  • Переоцените ситуацию – просто скажите себе: «я здесь ни при чем – у него просто тяжелый день».

Конечно, бывают ситуации, когда ваш оппонент намеренно выводит вас из себя, и тогда, не остается ничего другого, кроме как попытаться просто подавить в себе гнев, чтобы не усугубить свои же переживания. И все же иногда переоценка ситуации может помочь вам изменить свои эмоции и заменить чувства гнева состраданием, сочувствием или пониманием.

Теперь остается последний шаг на пути к сохранению хороших взаимоотношений – простить. И это нужно вам, а не вашему собеседнику. Вспомните старую пословицу: держать зло на кого-то - то же самое, что пить яд самому, думая, что умрет кто-то другой.