Что связывало византию и османскую империю. Взятие константинополя турками, падение византийской империи

В позднее Средневековье пала Византия, а на ее месте появилась новая аг­рессивная держава турок - османов. Османская империя возникла на западе Малой Азии из владений султана Османа (1258- 1324). В Византии в это время шла острая внутренняя борьба. Османы, помогая одному из претендентов на трон, совершили ряд похо­дов в Европу. За это они получили в 1352 г. там крепость. С этого времени османы начинают завоевания на Балканах. В Европу пе­реправляется и турецкое население. Османы захватили ряд визан­тийских территорий, после победы над сербами на Косовом поле в 1389 г. подчинили Сербию и Болгарию.

В 1402 г. османов разгромил правитель Самарканда Тимур. Но туркам удалось быстро восстановить свои силы. Новые их завоева­ния связаны с султаном Мехмедом II Завоевателем. В апреле 1453 г. турецкая армия в 150 тыс. человек появилась под стенами Кон­стантинополя. Им противостояло менее 10 тыс. греков и наемни­ков. Штурм города произошел в мае 1453 г. Большинство его за­щитников пало в бою. В их числе был и последний византийский император Константин XI Палеолог. Мехмед II объявил город своей столицей под названием Стамбул.

Затем турки захватили Сербию. В 1456 г. вассалом Турции стала Молдавия. Были разбиты венецианцы. В 1480 г. турецкие войска высадились в Италии, но закрепиться там не смогли. После смер­ти Мехмеда II завоевания на Балканах продолжались. Вассалом султана стало Крымское ханство. Позже была захвачена Венгрия. Опустошительным набегам подвергались Польша, Австрия, Рос­сия, другие страны. Турки начали захваты в Азии и Северной

Перемены во внутренней жизни европейских государств .

Поми­мо шин европейцам пришлось пережить в позднее Средневековье и другие бедствия. В 1347 г. на континент обрушилась эпидемия чумы («черная смерть»). Наибольший урон чума нанесла простому народу. Так, население Франции сократилось почти вдвое.

Убыль населения привела к уменьшению потребности в про­довольствии. Крестьяне стали выращивать больше технических культур, которые затем продавали городским ремесленникам. Чем свободнее был крестьянин, тем успешнее он действовал на рынке, тем больше доходов получал и тем больше мог принести при­были своему сеньору. Поэтому после эпидемии во многих странах ускорилось освобождение крестьян от крепостной зависимости. Кроме того, сокращение численности работников повышало их ценность, заставляло феодалов с большим уважением относиться к крестья­нам. Однако большинство сеньоров устанавливали огромные вы­купы за освобождение крестьян. Ответом стали восстания.

Особенно крупные выступления крестьян произошли во Фран­ции и Англии, где положение обострилось и в связи со Столетней войной. На севере Франции в 1358 г. вспыхнуло восстание, полу­чившее название Жакерии (Жаками презрительно называли кре­стьян дворяне). Восставшие жгли феодальные замки, истребляли их владельцев. Жакерия была жестоко подавлена. В Англии весной 1381 г. вспыхнуло крестьянское восстание. Предводителем его стал кровельщик Уот Таплер. Крестьяне убивали сборщиков податей, громили поместья и монастыри. Крестьян поддерживали город­ские низы. Вступив в Лондон, отряды Танлера расправились с ненавистными вельможами. На встрече с королем восставшие вы­двинули требования об отмене крепостного права, барщины и т.д. Восстание также было подавлено. Несмотря на поражения, кре­стьянские восстания ускоряли освобождение крестьян.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Основы исторического знания

Для чего и как изучают историю значение изучения истории в приведенных и во многих других.. концепции исторического развития формационная.. вопросы и задания..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Значение изучения истории
Можно привести немало высказы­ваний великих людей о пользе изучения истории. Знаменитый римский оратор Цицерон называл историю учительницей жизни. Сходные идеи высказывали многие другие выдающиеся

Проблема достоверности исторических знаний
В мире происхо­дило и происходит множество больших и малых событий. Они, прежде всего, нуждаются в расположении их по степени значи­мости. Здесь и начинается труд историка, умеющего рассматри­вать


Важнейшей проблемой исторической науки является проблема источников. В самом общем плане историческими источниками можно назвать все остатки прошлой исторической жизни. К таким остаткам от

Формационная концепция истории
При изучении истории в первую очередь возникает вопрос: откуда и куда движется челове­чество? В древности был популярен взгляд, что история развивается по замкнутому кругу: рождение, расцв

Цивилизационная концепция истории
В последнее время все более широко при характеристике направления развития общества ис­пользуется термин «цивилизация». Этот термин имеет несколько толкований. Так известный французский уч

Проблема периодизации истории
С вопросами общего направ­ления развития человечества тесно связана проблема периодиза­ции истории. Пяти общественно-экономическим формациям со­ответствует привычное для нас деление истории на пери

Происхождение человека
Что такое человек. Первое событие, которое изучает истори­ческая наука, - это появление самого человека. Сразу встает во­прос: что же такое человек? Ответ на этот вопрос д

Проблемы происхождения человека
По вопросам происхожде­ния человека - антропогенеза - существует несколько теорий. Большой известностью пользовалась в нашей стране трудовая тео­рия, сформулированная в XIX в. Ф. Энге

Виды человека. Расселение древнейших людей
Среди ученых нет единого мнения по вопросу преемственности между Ноmо Нabilis и Ното егеctus (человеком прямоходящим). Самая древняя находка останков Ноmо егеctus около озера Туркан в Кении

Условия жизни первобытных людей
Процесс антропогенеза за­нял около 3 млн. лет. За это время в природе не раз происходили кардинальные перемены, Было четыре крупных оледенения. Внутри ледниковых и теплых эпох были свои периоды пот

Родовая община
Очень сложно судить о социальных отношени­ях в период палеолита. Даже самые отсталые племена, изученные этнографами (бушмены, австралийские аборигены), по археоло­гической периодизации находились н

Достижения людей в период позднего палеолита
Поздний па­леолит археологически характеризуется, прежде всего, наличием разнообразнейших каменных орудий. В качестве материала исполь­зовался кремень, а также обсидиан, яшма и другие породы твердо

Стоянки палеолита на территории России
Первые признаки пребывания человека на территории современной России неко­торые археологи датируют возрастом около 1 млн. лет назад. Так, на стоянках Улалинка (в черте города Горно-Алтайска), Дерин

Что такое неолитическая революция
В течение нескольких миллионов лет человек существовал за счет охоты, рыболовства и собирательства. Люди «присваивали» себе продукты природы, поэтому такой тип хозяйства называют присва

Причины неолитической революции
Около 12 тыс. лет назад быстро начал таять ледник. За сравнительно небольшой период тундра и территория ледника покрылись густыми лесами. Каза­лось, такие перемены будут на пользу человеку. Однако

Зарождение производящего хозяйства
Собиратели съедобных растений заметили: если зерна зарыть в рыхлую землю и поливать водой, то из одного зерна вырастет колос со многими зернами. Так родилось земледелие. Для посева каждый го

Последствия неолитической революции
Вслед за появлением сельского хозяйства последовало еще множество открытий. Люди научились производить шерстяные и льняные ткани. Важнейшим изобретением стала керамика (самые первые образцы датирую

Неолитическая революция на территории современной России
В степях Южного Приуралья и Поволжья археологи нашли кости домашних животных, (коров, коз, овец), которых там начали раз­водить 8 - 7 тыс. лет назад. Это древнейшие следы производящего хозяйства ни

Протогорода
Некоторые поселки земледельцев превращались в более крупные поселения. Вокруг них стали возводить для зашиты от врагов стены из камня или глины. Дома тоже стали нередко делать из глиняных кирпичей.

Начало формирования народов
С освоением производящего хо­зяйства усиливаются различия в темпах развития разных регио­нов мира. Там, где существовали благоприятные условия для сельского хозяйства, ремесла, развитие шло быстрее

Эволюция общественных отношений. Соседская община
Период мезолита и неолита стал временем перемен в основной ячейке тогдашнего общества - общине. У земледельцев по мере совершенствования орудий труда, ис­пользования рабочего скота отдельн

Начало цивилизации
Период первобытности в отдельных райо­нах земли закончился на рубеже IV-111 тысячелетий до н.э. На смену ему приходил период, который называют цивилизаци­ей. Само слово «цивилизация» связано со сло

Древний Египет
Жители Египта создали одну из первых циви­лизаций, Египетское государство находилось в долине Нила - уз­кой полосы земли по обоим берегам реки шириной от 1 до 20 км, расширяющейся в дельте

Города-государства Шумера
Одновременно или даже немного раньше, чем в Египте, сложилась цивилизация в Южной Месо­потамии (Междуречье) - в низовьях рек Евфрата и Тигра. Эта земля обладала необычайным плодородием. Зарождение

Вавилонское царство
Законы Хаммурапи. В начале 2 тысячеле­тия до н.э. усиливается город Вавилон на Евфрате, где правили цари одной из аморейских династий. При царе Хаммурапи (1992 - 1750 гг. до н.э.) вавилоняне

Восточное Средиземноморье в древности
Своеобразную форму имела древневосточная цивилизация в районах, прилегающих к восточному побережью Средиземного моря. Здесь пролегали важ­нейшие торговые пути - из Египта в Месопотамию, из Азии и А

Предпосылки появления первых держав
С середины 11 тысяче­летия до н.э. возникают первые большие и сильные государства, объединявшие многие народы под единой властью. Они появля­лись в результате завоевания одним народом других. Прави

Хеттское царство
Создателями первой военной державы были хетты. Этот индоевропейский народ пришел с севера в восточ­ные районы Малой Азии (возможно, предки хеттов некогда ушли оттуда на север). Они создали н

Ассирия и Урарту
Ассирия первоначально занимала небольшую территорию. Центром ее был город Ашшур на Тигре. Ассирийцы занимались земледелием, скотоводством, торговлей. Ассирия то расширяла свое влияние, то попадала

Персидское царство
После разгрома Ассирии в Передней Азии (сжились две огромные державы - Мидиийское и Нововавилонкое царства. Основателем Нововавилонского государства стал хал­дей Набопаласар, возглави

Древнейшие цивилизации долины реки Инд
Первые поселения земледельцев» и скотоводов в Индии возникли в IV тысячелетии до н.э. в долине реки Инд. Ко второй половине III тысячелетия до н.э. здесь складывается цивилизация (Харапская цивилиз

Арийское завоевание»
Во 2 тысячелетии до н.э. часть племен ариев пришла в Иран, другая (индоариев) - двинулась в Индию. Раньше считали, что именно арии уничтожили Харапскую циви­лизацию. Теперь доказало, что первые гор

Варны и касты
После прихода ариев на севере Индии образо­вались многочисленные государства во главе с вождями ариев - раджами. Особенностью общества ариев было его деление на варны, но основным занятиям и

Индийские государства
В середине I тысячелетия до н.э. запад­ные области Северной Индии были завоеваны персидским царем Дарием I. В Индии усилились попытки создать сильное государство. После долгой борьбы правитель госу

Зарождение древнекитайской цивилизации
Древнекитайская цивилизация возникла в среднем течении реки Хуанхэ. Вначале предки китайцев населяли лишь долину этой реки. Позже они за­селили долину реки Янцзы, где в древности проживали предки с

Государства Шан и Чжоу
В середине II тысячелетия до н.э. в долине Хуанхэ проживало племя шан, которое одними из первых освоило земледелие. Шан объединило несколько племен в союз. Этот союз превратился в государство Шан (

Объединение Китая
В конце V в. до н. э. ваны семи царств объ­явили себя «сыновьями неба» и правителями Поднебесной. Нача­лась ожесточенная борьба между ними (период «воюющих царств»). В конце концов, усилилось госуд

Государство Хань
Восстание народа началось почти сразу после смерти жестокого Цинь Шихуанди в 210 г. до н.э. В 207г. до н.э. (войско под командованием старосты крестьянской общины Лю Бана захватило столицу государс

Общество и управление в Древнем Китае
Основным занятием китайцев было земледелие. Одним из главных растений стал рис. Было освоено шелководство. В Китае выращивали чай. Вначале он считался лекарством, а затем получил широкое распростра

Древняя Греция
На юге Балканского полуострова расположена Греция - роди­на первой европейской цивилизации. Греция изрезана горными хребтами. Люди здесь жили в небольших областях, окруженных горами, но имеющих обы

Минойская и микенская цивилизации
Первые следы произво­дящего хозяйства в Европе археологи обнаружили на острове Крит, который имел v, древности связи со странами Передней Азии. На Крите сложилась и древнейшая в Европе цивил

Дорийское завоевание
В XII в. до н.э. жившие на севере Балканского полуострова племена греков-дорийцев устремились на юг и разрушили архейские государства. Большая часть дорийцев вернулась назад, некоторые осели

Великая греческая колонизация
К VIII в. до н. э. население Греции сильно увеличилось. Малоплодородная земля Эллады не могли прокормить всех жителей. Из-за этого разгоралась борьба внутри полисов за землю. С VIII в. до н.э. «лиш

Тирания
Начиная с VII а. до н.э. во многих греческих полисах усиливается борьба демоса и аристократии. В ряде полисов власть оказалась в руках вождей демоса, которые становились во главе государства. Их на

Спарта
Область на юго-востоке Пелопоннеса Лаконика (Лаке-демон) была завоевана дорийцами, которые построили здесь свой город Спарту. Часть местною населения была порабощена и стала сзываться илотами.

Греко-персидские войны
В VI в. до н.э. персы покорили грече­ские полисы Малой Азии. В 50(1 г. до н.э. вспыхнуло восстание этих городов, но царь Дарий I подавил его. Афины присылали воору­женную помощь восставшим. За это

Кризис полиса
Единство Эллады было недолгим. В 431 г. до н. э. вспыхнула Пелопоннесская война между Пелопоннесским и Афин­ским морским союзами. Ожесточенные военные действия завер­шились в 404 г. до н.э.

Македонское завоевание Греции
К северу от Греции находи­лась Македония, где жило родственное грекам население. В сере­дине IV в. до н. э. на македонский престол вступил царь Филипп II, поклонник эллинской ученос

Походы Александра Македонского
Царем Македонии стал сын Филиппа Александр - великий полководец древности. Он пода­вил вспыхнувшее в Греции антимакедонское восстание и продол­жил подготовку к войне с Персией. Его поход в А

Эллинистические государства
После смерти Александра началась борьба за его наследие между полководцами и родственниками царя. Распад державы был неизбежен. Слишком велики были завоеванные земли. Александр даже не восстановил

Древний Рим
Царский Рим. Легенды связывают основание Рима с беглецами из взятой греками-ахейцами Троп. Знатный троянец Эней после падения города долго странствовал, затем высадился в устье Тиб­ра и стал царем

Управление в Римской республике
Борьба патрициев и плебеев. После свержения царской власти Римское государство окончательно приобрело черты полисного управления. Время после свержения Тарквиния и до установления императорской вла

Римские завоевания
В VI -Vвв. до н.э. Рим начинает завоевывать соседние территории. Основой силы Рима стало войско - легионы, состоявшие из всех граждан - членов полиса. Римлянам удалось отразить нашествие гал

Римское общество времен Республики
Основой силы Рима счи­талась крепкая семья. Се глава являлся полновластным хозяином своих домочадцев. Младшие беспрекословно подчинялись старшим, старшие заботились о младших. Женщина-мать пользова

Рождение Римской империи
После гибели Цезаря развернулась борьба как между сторонниками и противниками республики, так и между претендентами на верховную власть. Одним из таких пре­тендентов был внучатый племянник Цезаря

Особенности культуры и религиозных воззрений Древнего Вос­тока
Под культурой понимают лее достижения люден, плоды их деятельности. Это и орудия труда, и умение работать ими. Это и все созданное человеком - поля, города, здания, скульптуры и картины, ска

Особенности культуры и религиозных воззрений Дровней Гре­ции и Древнего Рима
Древние греки оставили глубочайший след во всех областях культуры. Достаточно сказать, что греческая пись­менность лежит в основе большинства современных алфавитов. Огромное воздействие им

Варвары и Рим. Причины Великого переселения народов
Гибель в 476 г. Западной Римской империи считается гранью между исто­рией Древнего мира и Средних веков. Падение империи связано с вторжениями на ее территорию варварских темен. Варварами ри

Образование варварских королевств
В 410 г. вестготы (западные готы) под предводительством Алариха взяли Рим. Через несколь­ко лет для поселения вестготов Рим предоставил земли на юге Галлии. Так в 418 г, появилось первое вар

Варварские правды
О жизни варварских королевств можно мно­гое узнать из записей их законов V-IX вв. Эти законы получили названия варварских правд. Варварские правды являлись записями обычного права. Однако

Возникновение ислама. Арабские завоевания
Арабские племена. Родиной арабов является Аравийский полу­остров. Кочевые племена арабов - бедуины - занимались ското­водством. Особую роль в религиозной жизни Арав

Распад Халифата
С начала IX в. Арабский халифат вступил в период распада. Слишком велика была его территория, очень раз­ные там жили народы с разным уровнем развития. Эмиры посте­пенно превращались в хозяев своих

Восточная Римская империя
С IV в. центр хозяйственной и культурной жизни Римского государства переместился на Восток. В Константинополе жили лучшие архитекторы, ювелиры, художники. В особых мастерских изготавливали

Попытка восстановления Римской империи
Наивысшего рас­цвета Византийская империя достигла в правление императора Юстиниана (527-565). Он родился в Македонии в семье бедного крестьянина. Его дядя император Юстин был возведен на пр

Законы Юстиниана
В правление Юстиниана был создан "Свод гражданского права» - сборник византийских законов. В него вхо­дили законы римских императоров II - начала могли вполне рассчитывать"; так, изгнав евреев, "христианские народы известным образом сами доставили своим врагам, туркам, оружие, благодаря чему последние получили возможность подготовить им [христианским народам] поражение за поражением и унижение за унижением".

В частности, евреи, контролируя всю восточную торговлю и таможню, "приобрели большие богатства, которые уже тогда доставляли власть", и через султанов успешно влияли на европейскую политику, - пишет Грец. (Тут надо учесть международный характер еврейской финансовой власти, от которой зависело большинство западноевропейских дворов.) "Власть [евреев] была, действительно, так велика", что христианские государства "обращались к ним с мольбами... настроить султана в пользу войны" против тех или иных своих соперников. При этом богатая еврейка Грация Мендесия, принадлежавшая к банкирскому дому, должниками которого были "германский император и владыка двух частей света, Карл V, король Франции и множество других князей", "пользовалась влиянием, точно королева... Ее называли Эсфирью того времени". Кроме того, "еврейские женщины... добились при султанах Мураде III, Магомете IV и Ахмеде I при посредстве гарема большого влияния. Между ними особенно выделялась Эсфирь Киера... она раздавала государственные должности и назначала военачальников". "Христианские кабинеты и не подозревали, что ход событий, вовлекавших их в свой круговорот, был приводим в движение еврейской рукой", – откровенничает еврейский историк.

Однако более всего в падении Второго Рима виновны византийские архиереи и Император, которые пошли в 1439 г. на с Римом, надеясь на обещанную при этом условии помощь западных христиан в обороне от магометан. Но помощь Западом оказана не была. Более того – хотя уния в 1450 г. была разорвана, Византия осталась без Божией помощи, когда турки осадили Царьград.

23 мая, за шесть дней до падения Константинополя, в полнолуние произошло трехчасовое лунное затмение, покрывшее город полным мраком и ослабившее дух осажденных. На следующий день было еще одно страшное знамение: «В ночь на пятницу озарился весь город светом, и, видя это, стражи побежали посмотреть, что случилось, думая, что турки подожгли город, и вскричали громко. Когда же собралось множество людей, то увидели, что в куполе Великой Церкви [Св. Софии] Премудрости Божией из окон взметнулось огромное пламя, и долгое время объят был огнем купол церковный. И собралось все пламя воедино, и воссиял свет неописуемый, и поднялся к небу. Люди же, видя это, начали горько плакать, взывая: "Господи помилуй!". Когда же огонь этот достиг небес, отверзлись двери небесные и, приняв в себя огонь, снова затворились...». 28 мая ночью «воздух в высоте сгустился, навис над городом, словно оплакивая его и роняя, как слезы, крупные красные капли, подобные по величине и по виду буйволовым глазам, и оставались они на земле долгое время, так что дивились люди и пришли в великое отчаяние и ужас» ("Повесть о взятии Царьграда турками в 1453 году").

29 мая ворвавшиеся в город турки убили последнего византийского Императора Константина ХI Палеолога (с него была снята кожа, набита и в виде чучела отправлена в другие турецкие владения как победный трофей), перебили множество людей, разрушили и осквернили храмы. Согласно преданию, в храме Св. Софии служба шла до последней минуты, и на глазах ворвавшихся врагов последний священник вместе со священными сосудами скрылся в разомкнувшейся перед ним южной стене храма. Православные верят, что он будет оставаться за стеной до тех пор, пока в храме не возобновится православное богослужение.

С момента своего Крещения Русь была религиозной провинцией Византии. Падение Константинополя побудило Русь осознать себя преемницей – , хранящим истину Православия и удерживающим мір от разгула сил зла.

В годы Константинополь был основной геополитической целью России, обещанной и союзниками по Антанте, но те расчетливо предали русского Царя... Будет ли когда-либо воздвигнут крест на св. Софии?.. Исполнится ли предсказание, написанное на гробнице св. Царя Константина, о том, что сначала мусульмане победят и разрушат Константинополь, но позже «народи русии вкупе с причастники победят всего Исмаила» и во главе со своим Царем освободят Царьград?.. (Толкование надписи в 1421 г. сенатором Г. Схоларием).

В 1930 г. турки переименовали Константинополь в Стамбул...

Встреча двух павших Римов...

...Наш теплоход отправился с Графской пристани Севастополя по тому же маршруту, что . На вторые сутки мы подошли к Стамбулу (для нас Константинополю) глубокой ночью. С верхней палубы открывалось величественное зрелище. Древний Босфор был полон огней и кипел своей морской жизнью: она, тесно сужаясь в этом месте, перетекала сквозь узкое горлышко между Европой и Азией, не останавливаясь ни на минуту даже ночью: из России текли приватизированные дары природы – нефть, руда и металлы, удобрения, лес; навстречу – изготовленные из этого сырья товары.

Над правым берегом двигался вместе с нами кроваво-красный полумесяц, бороздя Европу своим нижним рогом; азиатская сторона из темноты молча взирала на эту символическую картину нынешнего внутриевропейского этнического процесса...

Ловко притерся к борту катер с турецким лоцманом (услуга обязательная за тысячу долларов), и вот наша палуба уже движется мимо кварталов Перы (район с северной стороны от бухты Золотой Рог). Вот также три четверти века назад подходила сюда флотилия из 126 судов армии , набитых беженцами. Среди них был человек, по следам которого мы решили отправиться в это путешествие: подполковник-марковец Владимір Ильич Янышев, дед моей супруги, имевший немало наград уже за . Формально Турция проиграла ее, но в данном случае победители и побежденные поменялись местами: несколько дней русским судам не разрешали даже подойти к берегу, масса людей на палубах мокла под ноябрьским дождем. Сколько унижений пришлось испытать тогда русским, навсегда потерявшим родину...

Генерал Врангель (преемник официальной русской власти от и ) требовал уважения к Русской армии, которая внесла огромный вклад в победу союзников над Центральными Державами: «Я несколько недоумеваю, как могут возникать сомнения, ибо принцип, на котором построена власть и армия, не уничтожен фактом оставления Крыма». Но Антанта уже заключила тайный союз с большевиками. Французский премьер Клемансо заявил, что «России больше нет». Суда, все денежные средства и имущество Белой армии были конфискованы французами «для покрытия убытков». Англичане настаивали на немедленной репатриации эмигрантов назад, в Советскую Россию (где в это время шел крымский террор Бела Куна и Землячки: были расстреляны многие десятки тысяч человек)...

Еще «сильнее, чем физические лишения, давила нас полная политическая безправность. Никто не был гарантирован от произвола любого агента власти каждой из держав Антанты. Даже турки, которые сами находились под режимом произвола оккупационных властей, по отношению к нам руководствовались правом сильного», – писал Н.В. Савич, ближайший сотрудник Врангеля.

«На Босфоре стоят английские дредноуты с гигантскими пушками. По улицам проходят войска во французской, английской, греческой формах, а русские, затерянные в толпе, приравнены к тем, кого чернокожие разгоняют палками у ворот международного бюро, ищут приюта в ночлежках, пищи в даровых столовых...», – свидетельствуют два других очевидца (В.Х. Давац, Н.Н. Львов. "Русская армия на чужбине". Белград, 1923).

Получить визу в другие страны беженцам было невозможно. «Началось тяжелое существование, когда человек всецело поглощен заботами о насущном хлебе, о ночлеге, о том, чтобы как-нибудь добыть средства для своей семьи. Тяжело было видеть старых, заслуженных людей с боевыми отличиями, торгующих разными безделушками на Пере, русскую девушку в ресторанах, детей, говорящих по-русски, в ночную пору на улицах, заброшенных и одичавших...». Были рады любой работе: «Бывший камергер чистил картошку на кухне, жена генерал-губернатора стояла за прилавком, бывший член Государственного Совета пас коров... Жены офицеров становились прачками, нанимались прислугой. Появиться в хорошем костюме, обедать в модном ресторане было предосудительным. Это могли позволить себе только спекулянты». Жена подполковника Янышева Надежда Алексеевна продавала букетики цветов на Пере...

То унижение 1920 года имело и символический историософский оттенок. Ведь для русских это был не Стамбул, никто его так не называл, а Царьград-Константинополь – павшая имперская столица Второго Рима, от которого мы переняли его вселенское удерживающее призвание. Сколько веков мечтали мы вновь водрузить крест на Святой Софии и как близок был не раз этот момент!.. Но каждый раз этого не допускали наши "христианские" "союзники", в конце концов свергшие и нашу православную монархию, – в частности, чтобы не отдавать ей Константинополь как обещанную награду... Не удержался Третий Рим по грехам нашим, а четвертому уж не бывать – некому перенимать тяжкую имперскую ношу христианской государственности. А потому нельзя было сдаваться перед приблизившимся царством антихриста.

«Мы испили чашу национального унижения до дна... Мы поняли, что значит сделаться людьми без отечества. Весь смысл армии в том и заключался, что, пока была армия, у нас оставалась надежда, что мы не обречены затеряться в международной толпе, униженные и оскорбленные в своем чувстве русских».

И потому – «Совершилось русское национальное чудо, поразившее всех без исключения, особенно иностранцев, заразившее непричастных к этому чуду и, что особенно трогательно, несознаваемое теми, кто его творил. Разрозненные, измученные духовно и физически, изнуренные остатки армии генерала Врангеля, отступившие в море и выброшенные зимой на пустынный берег разбитого городка [Галлиполи], в несколько месяцев создали при самых неблагоприятных условиях крепкий центр русской государственности на чужбине, блестяще дисциплинированную и одухотворенную армию, где солдаты и офицеры работали, спали и ели рядом, буквально из одного котла, – армию, отказавшуюся от личных интересов, нечто вроде нищенствующего рыцарского ордена, только в русском масштабе, – величину, которая своим духом притягивала к себе всех, кто любит Россию».

Как писал позже Савич: «Таким путем закладывался фундамент морального воспитания и обновления духа большой группы русских людей, пронесшей на своих плечах всю тяжесть междоусобной войны, испытавшей конечное поражение и изгнание, но не растерявшей духа, оставшейся морально целой, не сломленной несчастиями. Она закалилась в испытаниях и на ней оправдались слова поэта: так тяжкий млат, дробя стекло, кует булат. Судьба помогла Врангелю выковать моральную силу тридцати тысяч русских людей».

Этим людям не было суждено увидеть Россию. Галлиполийское чудо, длившееся около года, было последним подвигом врангелевской армии. Но им предстояло оказать решающее влияние на становление русской политической эмиграции.

С тех пор прошло почти 80 лет, однако Русское дело, к сожалению, не увенчалось должным успехом. Хотя жидобольшевицкая власть пала – ей на смену пришла жидодемократическая: змея лишь сменила кожу, ускользнув от исторической ответственности. И посещая современный мусульманский Стамбул-Константинополь, выносишь много сравнительно-поучительного. Это не только приобщение к тому выживанию Белой армии. Это и приобщение к смыслу истории.

В самóм отмененном гордом имени Второго Рима, в его оскверненных храмах, превращенных в мечети и музеи с величественными мозаичными фресками – изуродованными варварскими копьями, в темных руинах его башен и защитных стен, поросших травой – не устоявших перед дикой гортанной ордой – во всем этом не только в 1920-м, но и для нас в 2002 году тоже сквозила горечь нашей великой православной исторической утраты. Невольно приходила на ум параллель с падением нашего Третьего Рима, – только порос он сейчас еще не травой, а зловонными джунглями заморской рекламы, впрочем, с такими же стаями бродячих собак. И где же наша Белая армия, наш русский Галлиполи перед еще более близким концом света?..

Каждому русскому человеку полезно посетить утраченный православными великий город – Константинополь – как напоминание о бренности всего земного. Напоминание о том, что все великое заканчивается руинами, если более не служит Замыслу Божию... Напоминание о том, что у нас остался для этого лишь очень малый шанс. И о том, что он остался только у нас, русских. Только мы одни, покуда мы православные, даже если нас тоже окажется всего лишь тридцать тысяч вокруг десяти праведников, можем еще совершить свое русское чудо – . И потому мы обязаны ставить себе эту цель как национальную идею, несмотря ни на что.

Обсуждение: 21 комментарий

    Спаси Господь, дорогой Михаил Викторович, за эту статью. Непременно напечатаем в нашем "Дальневосточном Монархическом Вестнике".

    Ну, если и через 80 лет
    самые отважные русские люди
    не отваживаются назвать вслух имя врага,
    разрушившего и прямо и косвенно
    Второй и Третий Рим
    (да и Первый Рим тоже),
    то о какой надежде на возрождение
    можно еще говорить?

    На что надеяться,
    когда талмудейский спецназ
    и команды израильских снайперов
    хозяйничают по всей территории
    нашей оккупированной родины,
    заблаговременно отстреливая
    будущих Мининых и Пожарских?

    Когда и аппарат президента и Дума
    подзавязку забиты явными и скрытыми агентами
    талмудейского Уолл-Стрита?
    А народ злонамеренно УНИЧТОЖАЕТСЯ
    ннравственно и физически?

    Если наши вожди не объясняют нашим народам:
    "Вот он - враг!",
    то с кем же народы будут бороться-то?
    От кого освобождать свою погубленную землю?

    Чтобы "савецким" снова стать Русским нужно меленькое усилие, воцерковление и бодрствование, если нет, то эммиграция хотябы внутренняя. Это только некоторые из способов оздоровления национального чувства, особенно для больных космополитизмом.
    Надо изучать опыт русской эммиграции, кот. полезен будет всем хотящим быть русскими не номинально, но по духу.
    Ведь по сути, несмотря на численное превосходство,
    русские, какбы нацменьшинство презираемое, никто с ними не считается и небудет считаться. А всё оттого, что не чтит Веры предков, не блюдёт обычаев и традиций своих предков, не хранит свою древнюю культуру и т.д. и т.п..
    раб Божий Александр
    баден-баден рпцз

    По-моему, вы так и находитесь всё в той же Галлиполии до сих пор!

    ХОРОШО И ДОВОЛЬНО-ТАКИ СВОЕВРЕМЕННО.

    Автору анонимного отклика "А не назвать ли вслух рокфеллеров?"
    Вы полагаете, что М.В. Назаров, автор "Письма 500-5000-15000-25000" и гл. ред. этого сайта "не отваживается назвать вслух имя врага, разрушившего и прямо и косвенно Второй и Третий Рим"?
    Вот Вы, милостивый государь, даже имя свое указать не отважились. И не Вам делать такие упреки.

    Следует добавить, что недавно привлек внимание весьма полезный фильм архм. Тихона (Шевкунова) о падении Византии, проводящий параллели с современностью.

    Я выпустил книгу "Геноцид белой расы". Отход от христианства и от своей чести охватил всю Европу.Россия пала по моему мнению не столь от давления Звапада снаружи, сколь от масонской агитации из натри. Возможно выйцде и вторая книга.Если мы поймем причины, то мы и спсемся, хотя времени уже мало.Свобода это информированность.

    Совершенно согласен, что наша цель - это установление Русского Порядка, который и превратит нашу многострадальную страну в стан святых и город возлюбленных. Слава России!

    Я прочитав,еще раз понял, как много хорошо быть русским!!!

    Последний Византийский Император Константин 11 Палеолог.

    Мало кто знает,но ведь христианство и разделило Рим.Просто в какой-то момент латинская и христианская вера не смогли находится в одой большой империи.

    Кто.благословит мой народ того и яблагославлю, а кто проклянет мой народ того и я прокляну. Может более серъезно надо относиться к словам Господа Бога нашего. Я с большой любовью отношусь к русскому народу и России и благославляю вас. Я одновременно люблю и благославляю еврейский народ и Израиль. Попробуйте и Вы благословите еврейский народ. Уверяю Вы получите благославние Божье и полюбите евреев и Израиль.поверьте моей искренности потому что я испытал это на себе. Спасибо за внимание.

    Ваше побуждение хорошее. Но Вы невнимательно читаете слова Божии в Священном Писании и, видимо, не знакомы с учением Христианской Церкви. Евреи были народом Божиим для воплощения Христа-Месии, но отказались и от пришедшего Мессии-Сына Божия, и от Бога Отца: «Вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего... Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Ин. 8:19,44). «Отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мф. 21:41-43). Таким преемственным народом Божиим стали христиане. Это азы христианского учения. См.: Евреи же ждут "иного" мессию-мошиаха, каковым будет антихрист, который придет только для евреев для их мiрового господства, ибо "Б-г сотворил мiр для евреев". Мы молимся об обращении евреев, а не благословляем жидонацистское государство и религию.

Лекция 8. Основные черты и этапы развития восточнохристианской

Цивилизации. Запад и Восток в эпоху расцвета Средневековья.

Основные понятия:

Орден; парламент; ренессанс; реконкиста; гуситы; табориты; схоластика; алхия; гуманизм.

Текст лекции.

Восточная Римская империя.

С IV в. центр хозяйственной и культурной жизни Римского государства переместился на Восток. В Константинополе жили лучшие архитекторы, ювелиры, художники. В особых мастерских изготавливали рукописные книга, украшен­ные великолепными миниатюрами. На протяжении всего раннего Средневековья империя оставалась целиком морской державой.

Восточная Римская (Византийская) империи включала терри­тории с древними земледельческими традициями. Значительную роль 8 сельскохозяйственном производстве, в отличие от Запада, где был распространен рабский труд, продолжали играть свобод­ные и полусвободные крестьяне. Опираясь на экономическую мощь государства, восточным императорам удалось отразить нападения варваров.

Наивысшего рас­цвета Византийская империя достигла в правление императора Юстиниана (527-565). Юстиниан попытался восстановить Римскую империю и се преж­них границах. В 534 г. под ударами его войск пало государство панда-лов в Северной Африке. Затем началась война с Остготским коро­левством.

Юстиниан также вел войну с вестготами в Испании, где ему удалось добиться значительных успехов. Казалось, что мечты о вос­становлении Римской империи близки к осуществлению. Но гос­подство византийцев, восстановление ими прежних порядков и тяжелых налогов всюду вызывали недовольство. Завоевания Юсти­ниана оказались непрочными. Так, почти всю Италию вскоре зах­ватили племена лангобардов, создавших там снос королевство.

В правление Юстиниана был создан "Свод гражданского права» - сборник византийских законов. В него вхо­дили законы римских императоров II - начала }