Что такое рифма в литературе. Что такое рифма и как ее придумать

). Звуковой состав рифмы - или, вернее сказать, характер созвучия, необходимый для того, чтобы пара слов или словосочетаний прочитывалась как рифма, - различен в разных языках и в разное время.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    В зависимости от положения ударения в рифмованном слове различают несколько типов рифмы:

    • мужская рифма , где ударение стоит на последнем слоге рифмованного стиха. Например, именно такой тип использован в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Смерть»:
      • женская рифма , где ударение падает на предпоследний слог. Например, именно такой тип используется в отрывке из поэмы А. С. Пушкина «Жених»:
        • дактилическая рифма , в которой ударение находится на третьем слоге от конца строки. Так рифмуются 1-я и 3-я строки стихотворения С. А. Есенина «Русь», а 2-я и 4-я являются ещё одним примером мужской рифмовки:
          • гипердактилическая рифма , в которой ударение падает на четвёртый слог или дальше, - используется значительно реже остальных. Примером может служить строка В. Я. Брюсова :

            Рифмы различаются также по точности созвучий и способам их создания:

            • богатые рифмы, в которых совпадает опорный согласный звук. Примером могут служить строки из стихотворения А. С. Пушкина «К Чаадаеву»:
              • бедные рифмы, где частично совпадают заударные звуки и ударный гласный.

              В стихосложении выделяется также группа неточных рифм, являющихся сознательным художественным приёмом:

              • ассонансные рифмы, в которых совпадает гласный ударный звук, но не совпадают согласные;
              • диссонансные (контрсонансные) рифмы , где, напротив, не совпадают ударные гласные:
              • усечённая рифма, в которой имеется лишний согласный звук в одном из рифмующихся слов.
              • йотированная рифма, которая является одним из широко распространённых примеров усечённой рифмы; в ней, как видно из названия, дополнительным согласным звуком становится звук «й». Так, этот вид рифмы используется в следующем стихотворении А. С. Пушкина в 1-й и 3-й строках:
                • составная рифма, где рифмующаяся пара состоит из трёх и более слов, как во 2-й и 4-й строках Н. С. Гумилёва :
                  • банальные рифмы, например: любовь - кровь, розы - слёзы, радость - младость . Над предсказуемостью подобных, так часто встречающихся у разных авторов рифм подшучивал ещё А. С. Пушкин в «Евгении Онегине »:

                    Обыкновенно стихи с разными родами рифмы чередуются; прежняя версификация даже настаивала на этом, но возможны в стихотворении и сплошь мужские рифмы («К детям» Хомякова), сплошь женские («Не остывшая от зною» Тютчева), сплошь дактилические («Тучи» Лермонтова).

                    Расположение рифмующих строк внутри строфы может быть упорядочено различным образом. Например, в четверостишии возможны кольцевая (опоясывающая или охватная) рифма abba , смежная (парная) рифма aabb , перекрёстная рифма abab и, реже, сквозная рифма aaaa .

                    Также существуют следующие поэтические приёмы и термины для них:

                    • Панторифма - все слова в строке и в последующей рифмуются между собой (например - рифмуются соответственно 1-е, 2-е и 3-е слова двух строчек)
                    • Сквозная рифма - рифма, проходящая через всё произведение (например - одна рифма в каждой строке)
                    • Эхо-рифма - вторая строка состоит из одного слова или короткой фразы, зарифмованной с первой строкой.

                    Воздействие рифмы на слушателя

                    С психологической точки зрения действие рифмы двояко: со стороны формы и со стороны содержания. Она, прежде всего, подчиняет стихотворную речь новой закономерности, делая её приятнее для слуха и легче для восприятия; разграничивая отдельные стихи, она как бы разделяет их, а на самом деле связывает их созвучием. Роль рифмы аналогична с ролью ритма, но не тождественна; ритм также расчленяет стихотворные единицы, но рифма прибавляет к этому ещё созвучие. В нормирующем характере рифмы и лежит источник её художественного действия. «Ближайшая причина эстетического удовольствия состоит в той лёгкости, с которой предмет нашего восприятия подводится под готовые в нашем уме формы времени и пространства» (Вундт).

                    Знаменуя собой заключение ритмического ряда (стиха) и связывая его наглядно с другими аналогичными рядами, рифма служит одним из способов объединения отдельных представлений. Приподнятое и вибрирующее в лад с настроением поэта, чувство воспринимающего (слушателя, читателя) ждёт рифмы и поэтому испытывает наслаждение, услышав её. Бессознательно при звуке второй рифмы в нас оживает представление о первом рифмующем слове, и таким образом внутренняя связь содержания закрепляется, уясняется внешним выражением. Поэтому-то в теории иногда выставляется требование рифмовать значительные по содержанию слова стиха: «если рифмуются слова бессодержательные, незначительные, в нас возникает противоречие, неудовольствие: звуки говорят не то, что мысль» (Карьер). В связи с этим находится антиэстетическое действие повторения одного слова в конце двух рифмующих стихов: рифма должна созвучием соединять разнообразное, а не повторять тождественное. Значение рифмы как элемента, связующего разрозненные представления, указывает на пределы, в каких можно увеличивать расстояние между двумя рифмованными стихами: если это расстояние будет слишком велико, то сознание может не уловить рифму. Как на образец умелого увеличения до крайности расстояния рифмического периода можно указать «Koptisches lied» Гёте (обычный способ обозначения последовательности рифмованных стихов: одинаковые буквы означают рифмованные между собой стихи. Например, формула «Песни о вещем Олеге » - ababcc , abcbcadeec ) и «Первый лист» Тютчева (формула: abcababcba ). Зрение могло бы отметить рифму и при большем расстоянии, но её не уловило бы ухо, а рифма - таково общее и неизменное правило - как явление музыкальное, рассчитана только на слух.

                    Поэтому рифмовать можно, руководствуясь произношением, а не начертанием [ ] . Такого - строго , изобрел - осмотрел - не рифма; наоборот, употребительны вольности, оправдываемые слухом: миг - роковых (Фет), звучат - разлад (А. Толстой), тучи - могучий и тому подобное. Комбинации различных рифм могут быть разнообразны до бесконечности.

                    О филологической терминологии и «твёрдых формах»

                    Теории стихосложения в прежнее время занимались классификацией и наименованием этих сочетаний; отсюда богатая терминология теории версификации немецкой (Binnenreim, Parallelreim, Kettenreim, Beruhrung, Umschlingung) и французской (rime equivoquee, annexee, brisee, couronnee etc.). Все эти формы и сочетания, свободные и разнообразные, не нуждаются в рамках, систематизации, которая к тому же - как неоднократно показывала история литературы - имеет ту дурную сторону, что вовлекает второстепенных стихотворцев в бессодержательную игру формой. Более интересны для теории те установленные формы строф и лирических стихотворений, где непременным условием формы является раз навсегда определённое сочетание рифмы; таковы, например, сонет , терцины , октава .

                    Происхождение рифмы в Европе

                    Появление рифмы в поэзии европейских народов выяснено не вполне; предполагалось, что она перешла сюда из семитической поэзии, где она очень употребительна, через испанских арабов, в VIII веке ; но едва ли возможно настаивать на этом после знакомства с латинской поэзией первых веков до Рождества Христова. Уже у Овидия , Вергилия , Горация встречаются рифмы, которые нельзя считать случайными. Весьма вероятно, что рифма, известная римским классикам и бывшая у них в пренебрежении, как ненужная игрушка, получила значение у второстепенных поэтов упадка, обращавших исключительное внимание на игру формальными ухищрениями. К тому же вытеснение строго метрического стихосложения элементами стихосложения тонического требовало более явственного разграничения отдельных стихов, что достигалось рифмой.

                    В стихах христианских поэтов IV века Амвросия Медиоланского и Пруденция ассонансы переходят иногда в полнозвучные рифмы. Однако рифмы в полной мере ввёл в латинские стихи в V веке поэт Седулий , который и был тем «глухим ребёнком» и «сумасшедшим негром», которых Поль Верлен считал изобретателем рифмы .

                    Первое сплошь рифмованное произведение - латинские «Instructiones» Коммодиана ( н.э.); здесь по всему стихотворению проходит одна рифма. Рифма разнообразная и изменяющаяся с каждым двустишием появляется в так называемом леонинском гекзаметре , где первое полустишие рифмует с концом; затем с года мы находим её в церковной латинской поэзии, где с года она становится обязательной и откуда переходит в светскую поэзию романских, а затем и германских народов.

                    В кельтской поэзии

                    В кельтской (ирландской и валлийской) поэзии генезис рифмы, возможно, происходил независимо от латинского влияния.

                    Рифма характерна уже для древнейших валлийских текстов, однако их датировка представляет существенные затруднения. Так, сохранившиеся копии поэмы «Гододдин » на основании палеографических данных датируются IX веком , однако после работ классика валлийской филологии Ивора Уильямса общепринято отнесение почти всего её текста, а также некоторых произведений, приписываемых Талиесину , к VI веку . В таком случае валлийская рифма - обусловленная фиксированным ударением на последнем (с IX или XI века - на предпоследнем) слоге - является самой ранней систематически употребляемой рифмой в Европе.

                    Для древнейшей валлийской поэзии наряду с «кельтской» наиболее характерна точная рифма (odl ); встречается и неточная рифма proest , где в рифмующихся слогах допускалось различие гласных или дифтонгов, но не согласных.

                    В германской поэзии

                    В немецкую поэзию рифма введена под влиянием романских форм. «Вкрадчивые итальянские или французские мелодии попадали в Германию, и немецкие поэты подставляли к ним немецкие тексты, как позднее делали это миннезингеры и поэты Возрождения; с такими мелодиями, песнями и танцами пришла и рифма. В первый раз мы знакомимся с ней на верхнем Рейне, откуда она первоначально, вероятно, и распространилась» (Шерер). Первое большое немецкое произведение в рифмованных стихах - сводное Евангелие («Krist») Отфрида Ронсар и Дю Белле , не увлекаясь несвойственным французскому языку метрическим стихом, избегали нерифмованных стихов, требуя рифмы точной, богатой, но отнюдь не изысканной, и запрещая жертвовать ей счастливым оборотом или точностью выражения. Малерб предъявил рифме ещё более строгие требования: он воспрещал рифмы лёгкие и банальные - запрет, который нашёл столь блестящее применение в стихах его современников и ещё более в поэзии романтизма . Важностью рифмы во французском - силлабическом - стихосложении обусловлена строгость в её применении, неизвестная другим языкам: здесь - несмотря на полное созвучие - воспрещается рифмовать множественное число с единственным, слово, кончающееся гласной, со словом, оканчивающимся согласной (canot и domino , connus и parvenu ) и т. п.

                    В русской поэзии

                    Русскому языку рифма свойственна в высокой степени; чтобы убедиться, что она не является здесь элементом заимствованным, достаточно обратить внимание на произведения народного творчества. Если примеры рифмы, исключительно глагольной, в богатырском эпосе можно считать случайными, то этого никак нельзя сказать о рифме в лирике и особенно в таких древних народных произведениях, как пословицы, загадки, заговоры, где отсутствие рифмы - редкое исключение. «Искусственная» стихотворная поэзия, испытавшая влияние западных образцов, с самого начала - в киевских «виршах» - должна была держаться рифмы уже потому, что этого требует силлабическая система стихосложения. Тредьяковский думал, пока держался старой системы, что русскому языку свойственны одни лишь женские рифмы, «так как красота русского стиха непременно требует, чтобы созвучие двух рифм всегда чувствовалось на предпоследнем слоге». Лишь для строф или стансов он ввёл «смешанные рифмы, похожие во всем с теми, которые есть у французов и немцев». В этом случае он обратился к польскому стихосложению, «которое почти одинаково с нашим, за исключением некоторых частностей - и тем не менее оно допускает столько же рифму непрерывную, сколько и так называемую смешанную, и в этом отношении такая смесь не противна нежности уха» (французское письмо к Штелину , ). Из драматических произведений Тредьяковский решительно изгонял рифму: «Что есть драма? Разговор. Но природно ль есть то собеседование, кое непрестанно оканчивается женской рифмой, как на го́ре - мо́ре , и мужской, как на увы́ - вдовы́ ». Это рассуждение блестяще опровергнуто бессмертными рифмами «Горя от ума ».

                    Примечания

    Многие люди пишут стихи и при этом не могут объяснить, что такое рифма. Ее наличие не всегда украшает произведение, например, из-за своей примитивности. Иногда данное понятие путают с определением «созвучность», к которому относятся, к примеру, сочетания «тебя - меня». Итак, рифма - это звучное сочетание сходных частей слова, которые располагаются симметрично в строках стихотворения. В классическом стихосложении к основному ее признаку относится совпадение ударных гласных. Она выделяет звуковым повтором окончания строк произведения, подчеркивает междустрочную паузу, задавая тем самым ритм стихотворной формы. Поэтому важнейшей единицей ритма является строка, которая оформляется правильным типографским образом. Иногда придумать рифму бывает очень сложно, поскольку, неправильно подобранная, она уводит автора совершенно в другую от задуманного смысла произведения сторону.

    Виды и формы рифм

    Понять, что такое рифма, возможно через определение расположения ударений в словах и учета вида данной формы. Она бывает нескольких вариантов:

    • мужская (в этом случае ударение всегда падает на последний слог в строке);
    • женская (здесь ударение падает на предпоследний слог);
    • дактилическая (ударение приходится на третий слог с конца, по схеме «ударный - безударный - безударный»);
    • точная/неточная (точная - совпадение гласных и согласных звуков, неточная - совпадение в одном - двух звуках).

    Помимо данных видов, выделяют следующие формы, которые раскрывают, что такое рифма. Во-первых, квадратные рифмы - они представляют собой самые простые варианты. Основная нагрузка в этом случае ложится на одно окончание, например: «мы в лес - там бес». Во-вторых, глаголы - тоже достаточно простая форма, но звучит намного лучше предыдущей, например: «купить - посадить». В-третьих, созвучия - совокупность слов, которые задают определенный ритм; основную нагрузку в них лучше делать на ударные гласные. В-четвертых, разбиения - в этом случае слово разбивается на несколько слогов и подбирается пара с подобными слогами, например: «сто полей - с тополей». В-пятых, трехмерная рифма - она считается верхом мастерства, и в стихотворении рифмуется практически каждое слово. Изучив основные виды рифмы, можно приступать к написанию стихотворной формы. Для этого следует уяснить некоторые правила.

    Правила составления рифмы

    1. Проще всего рифмовать глагольные формы. Однако данный способ больше подходит для новичков, среди профессиональных поэтов он считается банальным и достаточно грубым.

    2. Для создания красивой формы лучше всего подбирать точную форму. Не стоит брать первое пришедшее на ум слово. Сначала стоит выписать все найденные варианты рифм, а затем выбрать из них наиболее подходящий. Не нужно бояться проговаривать слова вслух, поскольку в живой речи выявить недостатки рифмотворения проще.

    3. Применять неточные формы стоит только в том случае, если это позволяет смысл текста. Этот делает стих более харизматичным и убирает из него плавность и певучесть.

    4. Не стоит злоупотреблять банальными рифмами, которые давно превратились в штампы, поскольку теряется уникальность и оригинальность произведения. Примером таких штампов могут стать «розы - морозы», «любовь - морковь» и т. д. Вместе с тем стоит помнить, что рифма должна подбираться в тему произведения и соответствовать его общему настроению.

    5. В том случае, если не получается подобрать рифму, можно воспользоваться словарем рифм, который можно найти в Интернете.

    Таким образом, для того, чтобы стихотворение получилось правильно зарифмованным, рифмоваться должны строки. Для восприятия произведения немаловажную роль играет не только звук, но и смысл. Существует еще множество секретов, освоив которые, можно понять, что такое рифма, и научиться создавать восхитительные

    Первая из них (она также называется трехсложной) подразумевает наличие ударения на третьем с конца слоге (приятели – мечтатели). Вторая – на четвертом и остальных по направлению к началу слова.

    Обратите внимание на то, как рифмующиеся строки расположены внутри строфы. Строфа – это совокупность строк, которые объединены в одно целое рифмовкой, метрическим и ритмическим строением. Если автор зарифмовал первую строку со второй, а третью – с четвертой, можно утверждать, что он воспользовался смежной рифмой. Стихотворения , построенные по такому принципу, обычно легки для запоминания.

    Строки, рифмующиеся через одну(первая - с третьей, вторая – с четвертой и т.д.), говорят о наличии перекрестной рифмы.

    Кольцевая (опоясывающая или охватная) рифма характеризуется зарифмованными друг с другом первой и последней строкой в строфе.

    Для обозначения сочетания рифмующихся строк обычно пользуются латинского алфавита. Смежная рифма схематично будет представлена так: aabb, перекрестная – abab, кольцевая – abba.

    В завершение определите тип рифмы по количеству совпадающих звуков. По этому признаку они делятся на точные и . При употреблении точной достаточной совпадают последний ударный звук и звуки, идущие за ним (приходится – заботиться). К этому же типу относятся йодированные рифмы, в которых звук j может выпадать или добавляться. В строфах с неточной рифмой одинаковыми будут только последние ударные звуки, а созвучие всех последующих может быть только частичным.

    Рифмой называют последовательное употребление в строках конечных слогов, сходных по звучанию. Рифма помогает создать в произведении акцент на ритмическом рисунке поэтического текста. Для определения рифмы используется несколько основных характеристик.

    Инструкция

    Чтобы определить первую характеристику , посчитайте, на какой слог в рифмованных падает .
    Если ударение в последних рифмованных строк падает на последний слог, то такую называют мужской. Пример употребления мужской рифмы – «крОвь-любОвь».
    Если ударение падает на предпоследний слог, то определите рифму как женскую. Пример - «мАма-рАма».
    Различают также и трехсложную или дактилическую рифму – это та рифма, в которой ударение падает на третий с конца слог. Например, «страдАния-прощАния».
    Существует и гипердактилическая рифма – в ней ударение падает на четвертый слог с конца и далее, но она используется довольно редко.

    Когда не в шутку занемог,

    Картограф был, наверное, в азарте

    Иль с дочкою судьи накоротке.
    Обозначение: ABBA

    Помните, что в поэтическом произведении различные рифмы и различные способы рифмовки могут сочетаться в самых различных комбинациях. Поэтому, чтобы определить рифму в данном произведении, проанализируйте каждую строку. Даже в пределах одной строфы можно встретить разные виды рифмовки. Особенно часто наблюдается в современных поэтов.
    Рифма может быть точной и неточной. В неточной рифме конечные слоги могут быть схожи лишь отдаленно. Это тоже одна из отличительных черт современного поэтического текста.

    Видео по теме

    Полезный совет

    Есть и другие термины, связанные с рифмами.

    Панторифма – это прием, при котором все слова в одной и в следующей строке рифмуются между собой.

    Сквозной называют рифму, которая проходит через все стихотворение.

    Рифма - это концевое созвучие слов. Наряду с ритмом, она является одним из признаков, отличающих поэзию от прозы. Любому поэту, таким образом, нужно уметь подбирать рифмы.

    Инструкция

    Основа рифмы - совпадение ударной гласной. Слова «палка» и «селедка», хотя и обладают одинаковыми окончаниями, но различаются ударными гласными, а потому и не рифмуются.

    Следует избегать и слишком полного совпадения рифмующихся слов. В поэтической среде это явление известно под шутливым названием «рифма ботинок-полуботинок».

    В качестве художественного приема вполне допускается рифмовать , если различие их смысла обыграно в стихе, а также слова, которые пишутся и произносятся одинаково в определенных грамматических формах. Например, у того же Пушкина есть строки:

    На самом деле, принципы подбора рифм очень просты. В первую очередь, читатель хочет встретить рифмы нетривиальные, непривычные. Банальные сочетания, вроде «слезы-морозы» и « -кровь», давно набили оскомину. Для того чтобы не допускать таких пошлых банальностей в своем творчестве, начинающему автору стоит изучить некоторые теоретические основы.

    Разновидности рифм

    Некоторые поэты считают, что поэтическое искусство – это порыв души, он иррационален и нелогичен. На самом деле в стихосложении существуют свои законы, и даже рифмы поддаются классификации. Знание различных видов рифм может помочь поэту подобрать хорошее созвучие.

    Параллельная рифма – когда поэт рифмует одинаковые части речи: «страдать-мечтать», «холодный-голодный», «море-горе». Подобрать параллельную рифму не составляет труда, однако читатель часто воспринимает ее как банальную и неинтересную. Конечно, такие рифмы имеют право на существование, но использовать их стоит как можно реже.

    Разнородная рифма – когда в отличие от параллельной рифмы созвучные слова являются разными частями речи: «дней-быстрей», «людей-убей».

    Панторифма – когда в стихе рифмуются все слова, а не только последние строчки:
    Вместо имения вымыты
    Местоимения "вы", "мы", "ты".

    Не существует стихов, построенных с использованием исключительно панторифмы, в поэзии они встречаются лишь фрагментарно. Такую рифму подобрать довольно трудно, так что поэта вряд ли упрекнут в банальности за использование в стихе панторифмы.

    Перекрестная рифма (АВАВ) – когда поэт рифмует строчки через одну, как, например, в произведении А. Ахматовой:
    А ты думал - я тоже такая (А),
    Что можно забыть меня (В),
    И что брошусь, моля и рыдая (А),
    Под копыта гнедого коня (В).

    Это – один из самых распространенных вариантов рифм, который, не теряет своей актуальности.

    Псевдорифма – неточная рифма. В словах совпадают ударные гласные, послеударные слоги лишь созвучны: «радости – старости». Существует множество разновидностей псевдорифм. К примеру, переставленная рифма – рифма, построенная на перестановке слогов: «резче – через». Такие рифмы используются крайне редко, однако ими не стоит злоупотреблять: может сложиться впечатление, что поэт гонится за оригинальностью формы в ущерб содержанию.

    Еще одна из разновидностей неточной рифмы – префиксальная, которая строится на общих окончаниях слов и ритмичном созвучии префиксов: «выкрики – выкройки».

    Предударная рифма – псевдорифма, в которой совпадает ударная гласная и предударные слоги: «пролетарий – пролетает». Чем больше слогов совпадает в словах, тем лучше звучит такая рифма.

    Приемная рифма – тип псевдорифмы, когда в окончаниях слов есть различия, однако они созвучны: «сельдь-медь», «фрукт-фунт».

    Пятерная рифма – когда в своем стихотворении поэт рифмует пять строк.

    Гипердактилическая рифма – такая, в которой падает на пятый с конца слог: «волнующаяся –любующаяся».

    Равносложная рифма – когда рифма строится на созвучии слов с одинаковым количеством послеударных слогов. Пример – стихотворение Ф. Тютчева:
    Умом Россию не понять,
    Аршином общим не измерить,
    У ней особенная стать –
    В Россию можно только верить.

    Поэтические хитрости

    Главное правило в подборе рифмы – совпадение ударной гласной. Слова «марка-горка» не рифмуются, хотя последние буквы полностью совпадают.

    Использование сочетаний вроде «любви-сними» допустимо: такие рифмы называются ассонансными и пользуются популярностью в современной поэзии.

  • Как найти рифму. Инструкция в 2019
  • Рифма и ее разновидности

    Рифма - повторение более и менее сходных сочетаний звуков, связывающих окончания двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк. В русском классическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных. Рифма отмечает звуковым повтором окончания стиха (клаузулы), подчеркивая междустрочную паузу, а тем самым и ритм стиха.

    В зависимости от расположения ударений в рифмующихся словах, рифма бывает: мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая, точная и неточная.

    Мужская рифма

    Мужская - рифма с ударением на последнем слоге в строке.

    И море, и буря качали наш челн;

    Я, сонный, был предан всей прихоти волн.

    Две беспредельности были во мне,

    И мной своевольно играли оне.

    Женская рифма

    Женская - с ударением на предпоследнем слоге в строке.

    Тихой ночью, поздним летом,

    Как на небе звезды рдеют,

    Как под сумрачным их светом

    Нивы дремлющие зреют.

    Дактилическая рифма

    Дактилическая - с ударением на третьем от конца строки слоге, что повторяет схему дактиля - -_ _ (ударный, безударный, безударный), с чем, собственно, и связано название этой рифмы.

    Девочка во поле с дудочкой ивовой,

    Зачем ты поранила веточку вешнюю?

    Плачет у губ она утренней иволгой,

    плачет все горше и все безутешнее.

    Гипердактилическая рифма

    Гипердактилическая - с ударением на четвертом и последующих от конца строки слогах. Эта рифма на практике встречается очень редко. Появилась она в произведениях устного фольклора, где размер как таковой просматривается далеко не всегда. Четвертый слог от конца стиха - это не шутка! Ну, а пример такой рифмы звучит так:

    Леший бороду почесывает,

    Палку сумрачно обтесывает.

    В зависимости от совпадения звуков различают рифмы точные и неточные.

    Рифма точная и неточная

    Рифма - повторение более и менее сходных сочетаний звуков в окончаниях стихотворных строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк; в русском классическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных.

    (О.С.Ахманова, Словарь лингвистических терминов, 1969)

    Почему Незнайка был не прав, утверждая, что "палка - селедка" - тоже рифма? Потому, что он не знал, что на самом деле рифмуются не звуки, а фонемы (звук - частная реализация фонемы) (Р.Якобсон), которые обладают рядом различительных признаков. И достаточно совпадения части этих признаков, чтобы стало возможно рифменное звучание. Чем меньше совпадающих признаков фонемы, тем отдаленнее, тем "хуже" созвучие.

    Согласные фонемы различаются:

    1) по месту образования

    2) по способу образования

    4) по твердости и мягкости

    5) по глухости и звонкости

    Признаки эти, очевидно, неравноценны. Так, фонема П совпадает с фонемой Б по всем признакам, кроме глухости-звонкости (П - глухая, Б - звонкая). Такое различие создает рифму "почти" точную: окоПы - осоБы. Фонемы П и Т различаются по месту образования (губная и переднеязычная). ОкоПе - осоТе - тоже воспринимается как рифменное звучание, хотя и более отдаленное.

    Первые три признака создают различия фонем более существенные, чем два последние. Можно обозначить различие фонем по трем первым признакам, как две условные единицы (у.е.); по двум последним - как одна. Фонемы, различающиеся на 1-2 у.е., созвучны. Различия на 3 и более единиц на наш слух созвучия не удерживают. Например: П и Г различаются на три у.е. (место образования - на 2, глухость-звонкость - на 1). И окоПы - ноГи едва ли можно считать в наше время рифмой. Еще меньше - окоПы - роЗы, где П и З отличаются на 4 у.е. (место образования, способ образования).

    Итак, отметим ряды созвучных согласных. Это, прежде всего, пары твердых и мягких: Т - Т", К - К", С - С" и т..д., но к таким замещениям прибегают достаточно редко, так из трех пар рифм "откоС"е - роСы", "откоСы - роСы" и "откоСы - роЗы" более предпочтительны второй и третий варианты.

    Замещение глухих-звонких, пожалуй, наиболее употребительно: П-Б, Т-Д, К-Г, С-З, Ш-Ж, Ф-В (у боГа - глубоКо, изгиБах - лиПах, стрекоЗы - коСы, нароДа - налеТа).

    Хорошо отзываются друг другу смычные (способ образования) П-Т-К (глухие) и Б-Д-Г (звонкие). Соответствующие два ряда фрикативных Ф-С-Ш-Х (глухие) и В-З-Ж (звонкие). Х не имеет звонкого аналога, но хорошо и часто сочетается с К. Эквивалентны Б-В и Б-М. Весьма продуктивны М-Н-Л-Р в различных сочетаниях. Мягкие варианты последних часто сочетаются с J и В (России[россиJи] - сини - силе - красивы).

    Итак, завершая наш разговор о точной и неточной рифме, повторим, что точной рифма является тогда, когда гласные и согласные звуки, входящие в созвучные окончания стихов, в основном совпадают. Точность рифмы увеличивается и от созвучия согласных звуков, непосредственно предшествующих последним ударным гласным в рифмующихся стихах. Неточная рифма основана на созвучии одного, реже - двух звуков.

    Системы рифмовки

    Раньше в школьном курсе литературы обязательно изучали основные способы рифмовки, чтобы дать знание о том разнообразии положения в строфе рифмующихся пар (и более) слов, что должно быть подспорьем любому, хоть раз в жизни пишущему стихи. Но все забывается, и основная масса авторов как-то не спешит разнообразить свои строфы.

    Смежная - рифмовка смежных стихов: первого со вторым, третьего с четвертым (аабб) (одинаковыми буквами обозначаются рифмующиеся друг с другом окончания стихов).

    Это наиболее распространенная и очевидная система рифмовки. Этот способ подвластен даже детям в детском саду и имеет преимущество в подборе рифм (ассоциативная пара появляется в уме сразу же, она не забивается промежуточными строками). Такие строфы обладают большей динамикой, быстрейшим темпом прочтения.

    Выткался на озере алый свет зари,

    На бору со звонами плачут глухари.

    Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

    Только мне не плачется - на душе светло.

    Следующий способ - перекрестная рифмовка - пришелся по душе также большому количеству пишущей публики.

    Перекрестная - рифмовка первого стиха с третьим, второго - с четвертым (абаб)

    Хоть схема такой рифмовки с виду как бы чуть сложнее, но она более гибка в ритмическом плане и позволяет лучше передать необходимое настроение. Да и учатся такие стихи проще - первая пара строк как бы вытягивает из памяти вторую, рифмующуюся с ней пару (в то время, как при предыдущем способе все распадается на отдельные двустишия).

    Люблю грозу в начале мая,

    Когда весенний первый гром,

    Как бы резвяся и играя,

    Грохочет в небе голубом.

    Третий способ - кольцевая (в других источниках - опоясанная, охватная) - уже имеет меньшее представительство в общей массе стихотворений.

    Кольцевая (опоясанная, охватная) - первый стих - с четвертым, а второй - с третьим.(абба)

    Такая схема может даваться начинающим несколько сложнее (первая строка как бы затирается последующей парой рифмующихся строк).

    Глядел я, стоя над Невой,

    Как Исаака-великана

    Во мгле морозного тумана

    Светился купол золотой.

    И наконец, сплетенная рифма имеет множество схем. Это обще наименование сложных видов рифмовки, например: абвабв, абввба и др.

    Вдали от солнца и природы,

    Вдали от света и искусства,

    Вдали от жизни и любви

    Мелькнут твои младые годы,

    Живые помертвеют чувства,

    Мечты развеются твои.

    В заключение полезно отметить, что не всегда следует так уж жестко, строго и догматично придерживаться неких канонических форм и шаблонов, ведь, как и в любом виде искусства, в поэзии всегда есть место оригинальному. Но, все же, прежде чем кидаться в безудержное придумывание чего-то нового и не совсем изведанного, всегда не мешает удостовериться, что ты все-таки знаком и с основными канонами.

    Строфы

    Строфа - от греч. strophe - оборот, кружение. На порядке расположения рифм в стихах основывается такая сложная ритмическая единица стихотворных произведений, как строфа.

    Строфа - это группа стихов с определенным расположением рифм, обычно повторяющимся в других равных группах. В большинстве случаев строфа являет собой законченное синтаксическое целое.

    Наиболее распространенными видами строф в классической поэзии прошлого были: четверостишия, октавы, терцины. Наименьшей из строф является двустишие.

    Существуют также строфы:

    онегинские

    балладные

    одические

    лимерики

    Четверостишия

    Четверостишие (катрен) - наиболее распространенный вид строфы, знакомый всем с раннего детства. Популярен из-за обилия систем рифмовки.

    Октавы

    Октавой называется восьмистишная строфа, в которой рифмуется первый стих с третьим и пятым, второй стих - с четвертым и шестым, седьмой стих - с восьмым.

    Схема октавы: абабабвв

    В шесть лет он был ребенок очень милый

    И даже, по ребячеству, шалил;

    В двенадцать приобрел он вид унылый

    И был хотя хорош, но как-то хил.

    Инесса горделиво говорила,

    Что метод в нем натуру изменил:

    Философ юный, несмотря на годы,

    Был тих и скромен, будто от природы.

    Признаться вам, доселе склонен я

    Не доверять теориям Инессы.

    С ее супругом были мы друзья;

    Я знаю, очень сложные эксцессы

    Рождает неудачная семья,

    Когда отец - характером повеса,

    А маменька ханжа. Не без причин

    В отца выходит склонностями сын!

    Терцины

    Терцины (терцеты) - трехстишные строфы с весьма оригинальным способом рифмовки. В них первый стих первой строфы рифмуется с третьим, второй стих первой строфы - с первым и третьим второй строфы, второй стих второй строфы - с первым и третьим третьей строфы и т.д. Заканчивались терцины дополнительным стихом, рифмующимся со вторым стихом последнего трехстишия.

    Схема терцины:

    Чёрный маг

    Когда сгустится тьма вокруг

    Ты словно раб предназначенья,

    Начертишь кровью ровный круг,

    Отбросишь жалкие сомненья.

    Войдёшь в него, забыв про страх.

    Тебя подхватят тьмы теченья.

    Отбросишь тело, - бренный прах.

    Ты с теми, кто во тьму шагнули!

    Погасли огоньки в глазах.

    А где твой дух, а не в аду ли?

    (Джейнджер Скауджер Алкариот)

    Онегинская строфа

    Онегинская строфа - четырнадцатистрочная строфа, созданная А.С.Пушкиным в лиро-эпической поэме "Евгений Онегин".

    Эта строфа состоит из трех четверостиший и заключительного двустишия. В первом четверостишии перекрестная рифмовка (абаб), во втором - смежная (аабб), в третьем - кольцевая (абба), последние два стиха рифмуются друг с другом. Такими строфами написан весь роман (за исключением писем Татьяны и Онегина).

    Театр уж полон; ложи блещут;

    Партер и кресла - все кипит;

    В райке нетерпеливо плещут,

    И, взвившись, занавес шумит.

    Блистательна, полувоздушна,

    Смычку волшебному послушна,

    Толпою нимф окружена,

    Стоит Истомина; она,

    Одной ногой касаясь пола,

    Другою медленно кружит,

    И вдруг прыжок, и вдруг летит,

    Летит, как пух из уст Эола;

    То стан совьет, то разовьет

    И быстрой ножкой ножку бьет.

    Балладная строфа

    Балладная строфа - строфа, в которой четные и нечетные стихи состоят из разного количества стоп. Используется в балладах.

    Наиболее распространены строфы из четырех четных анапестических стоп, и трех нечетных.

    Королева Британии тяжко больна,

    Дни и ночи ее сочтены.

    И позвать исповедников просит она

    Из родной, из французской страны.

    Но пока из Парижа попов привезешь,

    Королеве настанет конец...

    И король посылает двенадцать вельмож

    Лорда-маршала звать во дворец.

    Одическая строфа

    Одическая строфа - строфа из десяти стихов, рифмуемых по схеме абабввгддг, употреблявшаяся в жанре торжественной оды.

    О вы, которых ожидает

    Отечество от недр своих

    И видеть таковых желает,

    Каких зовет от стран чужих,

    О, ваши дни благословенны!

    Дерзайте ныне ободренны

    Раченьем вашим показать,

    Что может собственных Платонов

    И быстрых разумом Невтонов

    Российская земля рождать.

    Сонеты

    Сонет бывает итальянский и английский.

    Итальянский сонет - четырнадцатистрочное стихотворение, разделенное на два четверостишия и два заключительных трехстишия. В четверостишиях применяется или перекрестная, или кольцевая рифмовка, причем одинаковая для обоих четверостиший. Порядок чередования рифм в трехстишиях различен.

    Схема рифмовки в итальянских сонетах может быть, например, такова:

    гбг или абба

    В примере использована третья схема - попытайтесь определить ее самостоятельно:

    Поэт! не дорожи любовию народной,

    Восторженных похвал пройдет минутный шум;

    Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,

    Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

    Ты царь: живи один. Дорогою свободной

    Иди, куда влечет тебя свободный ум,

    Усовершенствуя плоды любимых дум,

    Не требуя наград за подвиг благородный.

    Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;

    Всех строже оценить умеешь ты свой труд.

    Ты им доволен ли, взыскательный художник?

    Доволен? Так пускай толпа его бранит

    И плюет на алтарь, где огонь твой горит,

    И в детской резвости колеблет твой треножник.

    Английский сонет - четырнадцать строк делятся на три катрена и одно двустишие.

    My mistress" eyes are nothing like the sun;

    Coral is far more red than her lips" red,

    If snow be white, why then her breasts are dun;

    If hairs be wires, black wires grow on her head.

    I have seen roses damask"d red and white

    But no such roses see I in her cheeks;

    And in some perfumes is there more delight

    Than in that from my mistress reeks.

    I love to hear her speak, yet well I know,

    That music hath a far more pleasing sound;

    I grant I never saw a goddess go;

    My mistress, when she walks; treads on the ground.

    And yet, by heaven, I think my love as rare

    As any she belied with false compare.

    Лимерики

    Лимерики (лимрики) - пятистишия, написанные анапестом. Схема рифмовки - аабба, первая и последняя рифмы, как правило, повторяются. Третья и четвертая строки состоят из меньшего количества стоп.

    Широко известны лимерики стали благодаря Эдварду Лиру (1812-1888), который издал несколько книг стихов, написанных в жанре бессмыслиц. В стихах широко использовались каламбуры и неологизмы.

    В примере даны лимерики в переводе М.Фрейдкина.

    Непослушную внучку из Йены

    Бабка сжечь собралась как полено.

    Но заметила тонко:

    "А не сжечь ли котенка?"-

    Невозможная внучка из Йены.

    К удалому флейтисту из Конго

    Раз в сапог заползла анаконда.

    Но настолько отвратно

    Он играл, что обратно

    Через час уползла анаконда.

    Теплокровный старик из-под Кобо

    Чрезвычайно страдал от озноба

    И доху на пуху,

    И тулуп на меху

    Он носил, чтоб спастись от озноба.

    Разновидности стихотворений

    Акростих

    За термином акростих скрывается достаточно редкий, но весьма интересный и многими любимый вид стихотворения. Первые буквы всех строк в нем образуют какое-нибудь слово или словосочетание, позволяя зашифровать таким образом послание или придать новый смысл. Написание таких стихов требует изрядной доли мастерства и удается не каждому. Это несколько напоминает буриме и может использоваться в качестве прекрасной игры или поэтической тренировки.

    Лазурный день

    Угас, угас.

    Ночная тень

    Ах! Скрыла нас.

    Следует отдельно оговорить еще две разновидности подобного стихотворного творчества: это - мезостих (слово образуют буквы в середине каждой строки) и телестих (где используются конечные буквы).

    В качестве примера одной из разновидностей акростиха - так называемого алфавитного акростиха - где первые буквы строк составляют весь алфавит (без й,ь,ъ,ы), и телестиха приведем два произведения одного из наших авторов.

    Абсолютно пустынная местность,

    Безымянные темные скалы...

    Вечной тенью покрыта окрестность,

    Где покрытые мхом перевалы

    Да долины имеют дыханье,

    Его звук слегка в воздухе разлит...

    Жизнь - пустое без смерти страданье,

    За страданьем - бессмертие манит...

    И не слышно ни строчки, ни слова,

    Красота пустоты завлекает,

    Лишь притянет - отбросит, и снова

    Меня тихо к себе подзывает.

    Но в пустыне я чую движенье,

    Одинокое, но непростое

    По долине немое круженье,

    Радость роста чего-то иного.

    Солнце светит особенно ярко,

    Так торжественно, так вдохновенно...

    У горы вырастает фиалка -

    Фиолетовая королева.

    Холод или тепло - без различья,

    Цвет не важен, важней радость роста,

    Что бывает в мильонах обличий...

    Шаг вперед сделать очень непросто:

    Щит незримый - как камень в ограде.

    Эх, быть может, все это - напрасно?

    Юркий ветер фиалку погладил -

    Я увидел, она так прекрасна...

    (Ясный Рассвет)

    О, люди! Это вовсе не пустяК:

    Нетороплива, даже величавА,

    Корабликов бумажных караваН

    Несёт, хоть не вода в ней, а отравА,

    Природные законы все попраВ,

    Обычная вонючая канавА

    (Ясный Рассвет)

    Вольный стих

    Как ответить на вопрос: чем речь стихотворная отличается от прозаической? Большинство источников сходятся на том, что стихотворная - речь мерная, обладающая особой ритмической организацией, позволяющей отличить ее от любой другой. Как видим, о рифме как обязательном элементе здесь ничего не сказано. Именно поэтому, мы находим множество примеров стихов, казалось бы, не совсем отвечающих тем системам и правилам, которые рассмотрены в настоящем руководстве. Вот о них-то и пойдет речь в ближайших разделах.

    При всей своей гибкости стихотворные размеры не всегда могут удовлетворять автора, который пытается передать какие-то конкретные особенности простой разговорной речи - его сковывает необходимость чередовать ударные и безударные слоги, выдерживать количество стоп. Но вероятно, надо было сказать "сковывала", ибо существует такое явление как - вольный стих. Особенность такого стиха - строфы, как таковые, могут отсутствовать, все строки состоят из произвольного количества стоп. Рассмотрим пример:

    Позвольте... видите ль... сначала

    Цветистый луг; и я искала

    Какую-то, не вспомню наяву

    В этом примере первые две строки - четырех- , третья - одностопная, а в последней уже пять стоп. Именно такая структура помогла автору выразить: 1, 2 - раздумье, 3 - припоминание, 4 - пояснение. И это все в четырех строках и, заметьте, с соблюдением рифмы. Рифма, кстати, обязательна в вольном стихе (знать, не так уж он и волен). И в восприятии такой стих нередко может и выигрывать, если сравнивать его с обычным. Другой пример - Борис Заходер, отрывок из "Песни игрушек" ("Веселые картинки", N5 1986):

    Дети любят игрушки.

    Так все говорят!

    Ну а разве игрушки

    Не любят ребят?

    Очень любят!

    Души в них не чают!

    Что это НЕ ВСЕ замечают!..

    Также очень часто вольный стих встречается в баснях ("Вороне как-то Бог послал кусочек сыра и т.д.")

    Смешанный стих

    У вольного стиха имеется одна особенная разновидность - стих смешанный, который отличается тем, что у него чередуются строки различных размеров:

    Давно в любви отрады мало:

    Без отзыва вздохи, без радости слезы;

    Что было сладко - горько стало,

    Осыпались розы, рассеялись грезы...

    В этом примере ямбические четырехстопные строки чередуются с четырехстопными же амфибрахическими стопами. Но так как один размер двусложный, а второй - трехсложный, то общее количество стоп разнится.

    Верлибр

    Когда вольных стихов уже стало не достаточно, чтобы мастер мог полностью выразить себя в слове, оказалось, что есть еще незадействованные степени свободы - ведь, можно полностью порвать со всеми правилами традиционных систем стихосложения. И стих вырвался на свободу. Он отринул от себя размер, упорядоченные паузы, рифму, отказался от деления на строфы - стал поистине свободным (фр. vers libre) - верлибром. В таком стихе ритм (который создается повторением каких-либо однородных элементов) иногда очень трудно уловим. И как же иначе, если в нем единственным ритмообразующим элементом является членение речи на стихи и разделяющие их межстрочные паузы. То есть, в его основе лежит однородная синтаксическая организация, с которой произносят каждую из стихотворных строк-фраз свободного стиха. Только эта повторяющаяся интонация и определяет своеобразный ритм стихотворения. В качестве примера можно привести русские переводы современных англо-американских (да и прочих иностранных) авторов.

    Приснился мне город, который нельзя одолеть, хотя бы

    напали на него все страны вселенной,

    Мне мнилось, что это был город Друзей, какого еще никогда

    не бывало.

    И превыше всего в этом городе крепкая ценилась любовь,

    И каждый час она сказывалась в каждом поступке жителей

    этого города.

    В каждом их слове и взгляде.

    (Уолт Уитмен (Walt Whitman), перевод К.Чуковского)

    В иноязычной поэзии вообще существуют несколько иные критерии подхода к созданию произведения, что может зависеть от каждого конкретного языка (если это не касается твердых форм: сонетов и пр.), ибо любой язык обладает уникальной интонационной структурой, повторение которой в другом не будет иметь успеха. К слову, в английской литературе может встречаться древний вид стихотворений, совсем уж экзотичный для нас, хоть и несколько похожий на верлибр (что и дало ему вторую жизнь). Ритмообразующим элементом в нем является троекратное повторение в каждой строке одного согласного звука, причем, если в первой строке было: звук-срединная цезура-звук-звук, то так будет и в каждой последующей, без перестановок (хоть звуки могут быть разными). Таким стихом был написан древне-ирландский эпос "Беовульф" и еще ряд памятников письменности.

    Белый стих

    Еще одной разновидностью стиха, отошедшей (хоть и в меньшей степени) от канонов стихосложения стал белый стих. На слух он более приятен, чем верлибр, ибо отброшена в нем сущая мелочь - рифма. Метрическая организация осталась неизменной - при прочтении одноразмерных стихов с рифмой и без, дискомфорта от перехода не ощущается. Белым стихом написаны многие сказания и авторские стилизации под них. Для иллюстрации приводится небольшой отрывок из сказки Геннадия Апановича:

    Наступило красно утро

    В середине где-то марта,

    А по тропочке средь леса

    Добрый молодец идет.

    Он ходил в далеки страны,

    Повидал немало дива

    И теперь спешит вот к дому

    Через десять целых лет.

    Соловьишка песнь выводит,

    Счет годам ведет кукушка,

    Ну а думы все Еремы

    К родной горнице летят...

    Стихи в прозе

    Под занавес рассмотрим промежуточную художественную форму между свободным стихом и прозой - стихи в прозе. Это произведение поэтическое по содержанию и прозаическое по форме (в начале 20 века его однозначно относили в поэзии). Как правило, в стихах в прозе есть размер. Сейчас такие стихи несколько подзабылись, а ведь еще М.Ю.Лермонтов писал:

    "Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю о вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею!.."

    Требования к слогу писателя

    Настоящий раздел сконструирован на основе цитат и выдержек из книги: Учебный курс Теории Словесности для средних учебных заведений, сост. Н.Ливанов: изд. восьмое, С-Пб, 1910

    Наши читатели смогут сами определить, на сколько за 90 прошедших лет шагнули взгляды и воззрения на элементы изящной словесности.

    Слог каждого писателя, независимо от формы речи (прозаическая она или поэтическая) и таланта писателя, должен отличаться:

    1) правильностью; 2) ясностью; 3) точностью и 4) чистотой.

    Правильность речи

    Правильною называется речь, согласная с законами родного языка и правилами грамматики. Частое нарушение правил грамматики в речи называется безграмотностью. Синтаксическим ошибкам (в сочетании слов) в стилистике усвоено название солецизмов. Солецизмы допускаются, главным образом, вследствие незнания законов родного языка. Весьма часто, напр., допускаются погрешности против правил сокращения придаточных предложений (напр.: вошедши в комнату, мне захотелось сесть).

    Хоть я и не пророк,

    Но видя мотылька, что он вкруг свечки вьется,

    Пророчество почти всегда мне удается,

    Что крылышки сожжет мой мотылек.

    Нередко солецизмы вкрадываются в речь при переводах с иностранных языков. В этих случаях солецизмам усваиваются особые названия, смотря по языку, из которого взят оборот: галлицизм - оборот французского языка (сделать свое состояние); германизм - немецкого (это хорошо выглядит); латинизм - латинского (государство, от великих историков прославленное) и т.д.

    Примечание. Солецизм - название случайное: греки, жившие в городе Соли, афинской колонии, вследствие постоянного общения с туземцами, употребляли обороты разных языков.

    Ясность речи

    Ясною называется речь, которую читатель легко понимает, и которая не возбуждает в нем никаких недоумений. Чтобы ясно выражать мысли, нужно иметь вполне ясное представление о предмете. В частности, вредит ясности речи употребление так называемых двусмысленных выражений. Двусмысленность выражений может зависеть:

    а) от одинаковых окончаний подлежащего и прямого дополнения. Напр.: груз потопил корабль (как понимать: груз затопил корабль, или корабль по другим причинам утопил груз? Или: мать любит дочь. Кто кого любит?)

    б) Двусмысленность выражения может обуславливаться опущением знака препинания: "одному наследнику завещано было поставить статую золотую пику держащую". Без запятой выражение двусмысленно; постановкой знака пред словом золотую или пику - определяется смысл выражения.

    в) Двусмысленность выражению легко сообщается употреблением омонимов, т.е. слов, обозначающих несколько совершенно разных понятий. Напр.: "топить" значит и в воде топить и топить печь; проводить - указывать путь и обманывать. Таких слов в языке много (коса, нос, ключ, ручка и друг). Выражения, взятые в отдельности: он меня ловко провел, приказано топить корабль, - двусмысленны и неясны.

    г) Неясность речи часто зависит от неправильного расположения слов в предложениях. Напр.:

    И завещал он, умирая,

    Чтобы на юг перенесли

    Его тоскующие кости,

    И смертью чуждой сей земли

    Неуспокоенные гости.

    Они кормили его мясом своих собак (его ли кормили мясом собак, или собак кормили его мясом). Тяжело положение предводителя войска, утратившего бодрость (кто утратил бодрость: предводитель или войско?).

    д) Наконец, вредит ясности выражение мыслей длинными периодами со множеством придаточных пояснительных предложений.

    Синонимы

    Синонимы. В языке много слов, выражающих сходные, но не одни и те же понятия. Таким словам присвоено название синонимических. Синонимических слов в языке много. Напр.: старинный и ветхий, радость и восторг, страх и ужас, путь и дорога, смотреть и видеть и проч. и проч. Чтобы избежать неточности при употреблении синонимических слов, необходимо вдумываться в смысл каждого слова.

    Поэзия занимает важное место в самосознании любого этноса или культурной группы. Множество известных стихов из поколения в поколение изучают в школе, пишут в любовных посланиях и просто читают для души. В этой статье мы поговорим о важной составляющей практически любого стихотворения - рифме.

    Что такое рифма?

    Первые стихотворения появились очень давно. История рифмы уходит далеко в прошлое, но ее суть и по сей день остается неизменной - она является связующим звеном в стихотворении. Значение рифмы нельзя недооценивать: она представляет собой созвучие строк в стихотворении, что важно для соблюдения норм фонетического звучания, метрики и построении композиции произведения.

    Почему важно знать о рифме?

    Многие, кто хоть раз пытался самостоятельно , не понаслышке знают о том, сколько времени нужно потратить на поиск подходящих слов и компоновки произведения. Конечно, для того, чтобы создать стихотворение, не обязательно разбираться во всех тонкостях стихосложения. Но знания о том, помогут начинающему поэту понять логику создания стихотворения и ее закономерности. Типология рифмы достаточно широка, но основное разделение основывается на положении ударения в словах.

    Типы рифмы

    Основное различие рифмы в том, что ударение в словах может падать на последний слог, на первый или может оказаться в середине слова. С этой точки зрения различают:

    • Мужская рифма - ударение падает на последний слог: "волна - она";
    • Женская - ударение падает на предпоследний слог: "летом - светом";
    • Дактилическая - ударение падает на третьем слоге от конца: "ухабинах - впадинах";
    • Гипердактилическая - ударение падает на четвертый слог от конца и дальше: "почесывает - обтесывает".

    Также, кроме приведенной классификации, рифма может быть точной и неточной. Точная рифма может быть богатой, когда совпадают опорные согласные звуки (те звуки, которые стоят перед ударным), например: "обман - туман", и бедной, когда частично совпадают ударные гласные, например "я - меня", "мои - любви".

    Неточные рифмы тоже имеют свою классификацию. Они делятся на ассонансные и диссонансные. Ассонансной рифмой называют такую, в которой ударные гласные звуки совпадают, а согласные звуки - нет, например: "море - много". Диссонансной рифмой считается такая рифма, в которой совпадают все согласные в слове, но при этом рифмующиеся слова имеют разные ударения и набор гласных, например: "вишни - лишний".

    Редкие рифмы

    Многие авторы отходят от общепринятых законов стихосложения и отдают предпочтение поиску или созданию новых необычных рифм. Так был выделен особый раздел в типологии рифмы, который получил название "редкие рифмы". К этому типу относятся:

    • Составная рифма - когда рифма в одной строке состоит из одного слова, а в другой строке - из двух и более слов, например: "городничего - не купи чего";
    • Тавтологическая рифма - повтор одного и того же слова, например:
      • Все мое, сказало злато;
      • Все мое, сказал булат.
      • Все куплю, сказало злато;
      • Все возьму, сказал булат.
      • (А. Пушкин)
    • Омонимическая рифма - повторение слов, которые звучат одинаково, но имеют разное значение, например:
      • Ты белых лебедей кормила,
      • Откинув тяжесть черных кос,
      • Я рядом плыл, сошлись кормила,
      • Закатный луч был странно кос.
      • (В. Брюсов)
    • Каламбурная рифма - рифма, основой которой является игра слов.
      • «Вы, щенки! За мной ступайте!
      • Будет вам по калачу,
      • Да смотрите ж, не болтайте,
      • А не то поколочу».
      • (А. Пушкин)
    • Панторифма - рифма, в которой рифмуется целиком все стихотворение:
      • Ласк ал-ладан лелей. Лилий путы
      • Ели роз венки лучшей Травиат.
      • Ласкал ладонь Лель ей, а лилипуты
      • Пели: розовенький луч шей траве яд.
      • (Г. Золотухин)

    О воздействии рифмы на слушателя

    Рифма играет не последнюю роль в воздействии на слушателя. Ее роль в произведении аналогична роли ритма. Периодическое повторение звуков, пауз и ударений в произведении и называют ритмом.

    Именно ритмический рисунок стихотворения создает основу художественного воздействия: ломаный ритм и неточная рифма создают ощущение тревожности, беспокойства - стихи на социальные темы, о войне. И наоборот, точная рифма с плавным мелодичным ритмом создают ощущение покоя, нежности - стихи о любви, о природе.