Что таоке эпифора. Примеры эпифоры в литературе

Русский язык полон сюрпризов. Тот, кто столкнётся с термином «эпифора» может сразу и не понять, к чему он относится и что означает.

У термина есть понятное определение – это лингвистический приём повторения одинаковых звуков или слов в конце смысловых единиц: строк, предложений. Иногда эпифора помещается внутрь предложения. Её также называют «стилистической фигурой». Это особенное построение фразы, при котором происходит некоторое усиление смысла или интонации говорящего. Иногда таким образом передаётся оттенок собственного отношения к описываемому предмету или явлению.

Литературный приём в поэзии

Интересно то, что этот лексический приём чаще всего является литературным , а в разговорной речи используется гораздо реже эпифора. Определение термина говорит о том, что речь иногда украшается повторением слов и сочетаний звуков для усиления эмоциональности и экспрессии.

Чаще всего данную стилистическую фигуру применяют поэты , реже – прозаики и публицисты. Пора привести примеры эпифоры, чтобы дальнейшее повествование было более конкретизированным.

Я знаю точно, абсолютно точно,

Что нам с тобой не стоит говорить.

Уж коль расстались связь была непрочной,

Не прочной, а порочной, может быть…

Тут присутствует игра слов – эпифора в начале усиливает чувство уверенности , а в конце блуждает частица «не», показывая раздумья и воспоминания, навеянные разговором. Такую эпифору можно назвать «единоконечием».

Грамматическая эпифора

В случае когда в конце строк звучит повтор одинаковых звуков, это по своей сути есть идеальная рифма , что является определением эпифоры грамматической.

А в полях такая благодать,

Что словами всё не передать!

И прохладой манит древний лес,

Так, что вольный дух во мне воскрес.

Данную стилистическую фигуру с большим удовольствием используют современные поэты так же, как её прежде использовали классики.

Лексическая эпифора

Лексической эпифора является в случае неоднократного повторения слов в окончаниях строк . Если переводить буквально, термин «epiphora» означает принесение, прибавление. Слово пришло из древнегреческого языка. Приём идеален для написания, например, песен. В их куплетах часто, а особенно в припевах, повторяются одни и те же фразы. Например такие: «давным-давно», «полным-полно», «чудо-остров» и другие.

Риторическая эпифора

Она в основном встречается в поэзии. Определение эпифоры риторической: повтор катренов в стихотворении . Многие авторы любят первое четверостишие стиха взять за основу последнего. Оно звучит без изменений либо с некоторыми смысловыми перемещениями. Это красиво и логично завершает стихотворное повествование.

Эпосу обычно свойственна риторика. Издревле приём риторической эпифоры украшал сказания, легенды, сказы: «волей-неволей», «долго ли, коротко ли», «жили-были» и другие.

Эпифора в прозе

Самым ярким примером в классике являются «фестончики» Гоголя. Он в своей знаменитой фразе повторил одно слово семь раз! Подражая классику можно воспроизвести подобную конструкцию: «мобильники, везде мобильники: мобильники для звонков, мобильники для фотографирования, мобильники как магнитофон, мобильники как украшение, у всех мобильники, всюду мобильники». Из фразы, построенной подобным образом, становится понятно, что мобильные телефоны очень автора раздражают, эта эмоция усилена многократным повторением.

Или представьте себе человека, говорящего вам: «Ты сможешь, ты обязательно сможешь всё преодолеть!» Таким повтором можно заменить более длинную пламенную речь типа: «Я верю в тебя и в твои силы достаточно сильно, думаю, что тебе удастся преодолеть возникшие трудности в твоей жизни!» Более лаконичен первый вариант и окрашен эмоционально гораздо сильнее.

Приведём некоторые примеры из художественной литературы.

Анафора

Противоположностью эпифоре в литературе является анафора . Этот приём, как антоним отличается другой особенностью – повторением одинаковых слов и звуковых сочетаний (морфем) в начале предложений или строк стихотворения . Анафора бывает: звуковая, морфемная, лексическая и синтаксическая.

  1. Рассмотрим пример звуковой анафоры. Здесь повторяются одинаковые звуковые сочетания: «Убоялся ты свой выбор сделать, у большого камня на дороге?»
  2. В морфемной анафоре в начале строк идут повторы одних частей слова: «Гроз не буду сторониться, грозных ливней не боюсь!»
  3. Лексическая анафора – наиболее простая в русском языке, в ней идёт прямое повторение слов в начале строк или предложений: «Я буду жить в ладу с душою, я буду искренним с собой.»
  4. У синтаксической анафоры особенностью является повторение конструкций: «Хотелось бы со всеми ладить, имелось бы что передать, желалось бы прощать не глядя, умелось бы всё забывать…»

Итак, мы рассмотрели значение и примеры эпифоры. Исходя из всего вышесказанного, хочется дать своё, новое определение: эпифора – это особенная фигура речи, акцентирующая внимание на эмоционально-экспрессивной окраске текста.

Благодаря подобным приёмам (эпифора и анафора) можно достаточно легко украсить свою речь, сделать её более «живой» и искренней.

ЭПИФОРА

- (от греч. epophora - добавка) - стилистическая фигура: повторение слова или группы слов в конце стихотворных строк или прозаических фраз; одна из разновидностей параллельных синтаксических конструкций (см. параллелизм).

Я обманывать себя не стану,

Залегла забота в сердце мглистом.

Отчего прослыл я шарлатаном,

Отчего прослыл я скандалистом?

И теперь уж я болеть не стану.

Прояснилась омуть в сердце мглистом.

Оттого прослыл я шарлатаном,

Оттого прослыл я скандалистом.

С. Есенин

См. также повтор.

Словарь литературоведческих терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЭПИФОРА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЭПИФОРА в Медицинских терминах:
    (epiphora; греч. "натиск, наплыв, поток слез") в офтальмологии см. Слезотечение ретенционное …
  • ЭПИФОРА
    (от греч. epiphora - повторение) стилистическая фигура, противоположная анафоре: повторение конечных частей (звуков, слов, грамматических форм) смежных отрезков речи (строк, …
  • ЭПИФОРА
    (от греч. epiphora - добавление, повторение) или антистрофа, фигура стилистическая: повторение одного и того же слова в конце смежных …
  • ЭПИФОРА
    [греческое epi + несущий] концовка, фигура, обратная анафоре, совпадение конечных частей строки, фразы и т.п. (например, …
  • ЭПИФОРА в Энциклопедическом словарике:
    ы, ж. Стилистическая фигура: повторение в конце стихотворных строк слова, словосочетания или ритмической конструкции; противоп. анафора. | Пример эпифоры: "Милый …
  • ЭПИФОРА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЭП́ИФОРА (от греч. epiphora - повторение), фигура стилистическая, противоположная анафоре: повторение конечных частей (звуков, слов, грамматич. форм) смежных отрезков речи …
  • ЭПИФОРА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    эпи"фора, эпи"форы, эпи"форы, эпи"фор, эпи"форе, эпи"форам, эпи"фору, эпи"форы, эпи"форой, эпи"форою, эпи"форами, эпи"форе, …
  • ЭПИФОРА в Словаре лингвистических терминов:
    (греч. epiphora из epi — после + phoros — несущий). Стилистическая фигура, противоположная анафоре, заключающаяся в повторении одних и …
  • ЭПИФОРА в Новом словаре иностранных слов:
    (гр. epiphora epi после + pho-ros несущий) тождество звукосочетаний, слов, ритмических и речевых конструкций в конце стихотворных строк, фраз …
  • ЭПИФОРА в Словаре иностранных выражений:
    [гр. epiphora тождество звукосочетаний, слов, ритмических и речевых конструкций в конце стихотворных строк, фраз и т. п. (ср. …
  • ЭПИФОРА в словаре Синонимов русского языка:
    повторение, …
  • ЭПИФОРА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
  • ЭПИФОРА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    эпифора, …
  • ЭПИФОРА в Орфографическом словаре:
    эп`ифора, …
  • ЭПИФОРА в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (от греч. epiphora - повторение), стилистическая фигура, противоположная анафоре: повторение конечных частей (звуков, слов, грамматических форм) смежных отрезков речи (строк, …
  • ЭПИФОРА в Толковом словаре Ефремовой:
    эпифора ж. Стилистический прием, заключающийся в повторении одних и тех же звуковых сочетаний в словах или в сочетаниях слов в …
  • ЭПИФОРА в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ж. Стилистический прием, заключающийся в повторении одних и тех же звуковых сочетаний в словах или в сочетаниях слов в конце …
  • ЭПИФОРА в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ж. Стилистический прием, заключающийся в повторении одних и тех же звуковых сочетаний в словах или в сочетаниях слов в конце …
  • СЛЕЗОТЕЧЕНИЕ РЕТЕНЦИОННОЕ в Медицинских терминах:
    (син. эпифора) С., обусловленное нарушением …
  • ФИГУРЫ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ
    - (от лат. figura - очертание, вид, образ) - обороты речи, отступающие от обычного течения речи и призванные эмоционально воздействовать …
  • ПОВТОР в Словаре литературоведческих терминов:
    - родовое название средств художественной выразительности, к которым обычно относят: П. звуковые (аллитерация, ассонанс и др.), синтаксические (синтаксический …
  • ЗВУКОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЧИ в Словаре литературоведческих терминов:
    - одно из изобразительно-выразительных средств: целенаправленное применение элементов звукового состава языка (гласных или согласных звуков, ударных и безударных слогов, пауз, …
  • СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ в Большом энциклопедическом словаре:
    особые зафиксированные стилистикой обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания (напр., анафора, эпифора, симплока, эллипс, амплификация, антитеза, оксиморон, парцелляция, …
  • ЗВУКОВЫЕ ПОВТОРЫ в Большом энциклопедическом словаре:
    основной элемент фоники стиха: ощутимо повышенная концентрация одинаковых или похожих звуков. По месту в стихе различаются кольцо, когда звуки повторяются …
  • ФОНИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от греч. phone v звук), звуковая организация художественной речи, а также отрасль поэтики, её изучающая. Звуковой материал, которым располагает художественная …
  • ФИГУРЫ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    стилистические (греч. schema, лат. figura - очертание, внешний вид; оборот речи), система исторически сложившихся способов синтаксической организации речи, применяемых преимущественно …
  • АНАФОРА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (греч.) — риторическая фигура, состоящая в повторении с особым ударением какого-нибудь слова или даже нескольких слов в начале непосредственно следующих …
  • СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ в Современном энциклопедическом словаре:
    особые зафиксированные стилистикой обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) или колоритности высказывания (например, анафора, эпифора, эллипс, амплификация, антитеза, оксиморон, …

Примеры этого приёма можно встретить в песнях, особенно часто – в русских народных. Детская песенка про двух гусей прекрасно демонстрирует его своими незабвенными строчками: «Один – серый, другой – белый, два весёлых гуся », а также стихи Юлии Друниной «Ты рядом »:
Ты – рядом, и все прекрасно:
И дождь, и холодный ветер.
Спасибо тебе, мой ясный,
За то, что ты есть на свете.

Спасибоза эти губы,
Спасибо за руки эти.
Спасибо тебе, мой любый,
За то, что ты есть на свете.

Ты – рядом, а ведь могли бы
Друг друга совсем не встретить…
Единственный мой, спасибо
За то, что ты есть на свете!

Часто в поэзии употребляют повтор первого четверостишия в заключении. Иногда они слегка отличаются, чаще – повторяются дословно. Это такжериторическая эпифора .

Примеры – стихи той же Ю. Друниной «Есть время любить ». Начинаются они со слов: «Есть время любить, есть – писать о любви », а в конце эти строки повторяются с небольшим изменением: вместо слова «писать » автор использует глагол «читать ».

Есть время любить,
Есть - писать о любви.
Зачем же просить:
«Мои письма порви»?
Мне радостно –
Жив на земле человек,
Который не видит,
Что времени снег
Давно с головой
Ту девчонку занес,
Что вдоволь хлебнула
И счастья, и слез…
Не надо просить:
«Мои письма порви!»
Есть время любить,
Есть - читать о любви.

Вот как использует эпифору блестящий оратор Цицерон: «Вы скорбите о том, что три войска римского народа истреблены, - истребил их Антоний. Вы не досчитываетесь прославленных граждан - и их отнял у нас Антоний. Авторитет нашего сословия ниспровергнут - ниспроверг его Антоний. Словом, если рассуждать строго, все то, что мы впоследствии увидели (а каких только бедствий не видели мы?), мы отнесем на счет одного только Антония » (Цицерон. Вторая филиппика против Марка Антония).

ЭпИфора постоянно используется в самых разных стихотворных жанрах.

Например, в стихотворении Ф.Г. Лорки «Пустыня » (перевод М. Цветаевой):
Прорытые временем лабиринты - исчезли.
Пустыня - осталась.
Несмолчное сердце - источник желаний - иссякло.
Пустыня - осталась.
Закатное марево и поцелуи пропали.
Пустыня - осталась.
Умолкло, заглохло, остыло, иссякло, исчезло.
Пустыня - осталась.

Совсем по-другому воспринимается эпифора, содержащаяся в эпиграмме О.Э. Мандельштама на художника Н.И. Альтмана (написавшего портрет поэта):
Это есть художник Альтман,
очень старый человек.
По-немецки значит Альтман -
очень старый человек».

Подлинную трагедию одиночества выражают стихи З.Н. Гиппиус, уже очень немолодой поэтессы, потерявшей мужа Д.С. Мережковского, с которым она не разлучалась ни на один день более 50 лет. Стихи, посвященные их с мужем секретарю и давнему другу В.А. Злобину, являются примером эпифоры, имеющей даже графическое выражение:



Одиночество с Вами... Оно такое,
Что лучше и легче быть ОДНОМУ.

Оно обнимает густою тоскою,
И хочется быть совсем ОДНОМУ.

Тоска эта - нет! - не густая - пустая.
В молчаньи проще быть ОДНОМУ.

Птицы-часы, как безвидная стая,
Не пролетают - один к ОДНОМУ.

Но Ваше молчание - не беззвучно,
Шумы, иль тень, все к ОДНОМУ.

С ними, пожалуй, не тошно, не скучно,
Только желанье - быть ОДНОМУ.

Этом молчаньи ничто не родится,
Легче родить самому - ОДНОМУ.

В нем только что-то праздно струится...
А ночью так страшно быть ОДНОМУ.

Может быть, это для Вас и обидно,
Вам ведь привычно быть ОДНОМУ.

И Вы не поймете... И разве не видно,
Легче и Вам, без меня - ОДНОМУ.

ЭпИфора в чистом виде употребляется реже, чем анафора , но в ослабленном варианте (параллелизм синонимов или грамматических форм) - гораздо чаще.

ЭпИфора как фигура противоположна анафоре , в соединении с которой образует новую фигуру - симплоку .

К этим фигурам близок параллелизм - одинаковое синтаксическое (синтаксис -отдел грамматики, изучающий предложения и способы сочетания слов внутри предложения) построение отрезков речи.

ПАРАЛЛЕЛИЗМ(от греч. - идущий рядом, параллельный) - композиционный прием, подчеркивающий структурную связь двух (обычно) или трех элементов стиля в художественном произведении; связь этих элементов состоит в том, что они располагаются параллельно в двух или трех смежных фразах, стихах, строфах, благодаря чему выявляется их общность.



Современной поэтикой установлены следующие типы параллелизма :

1. Синтаксический параллелизм , наиболее распространенный, заключается в том, что в смежных стихах соблюдается одинаковая структура предложений , например:
В синем море волны плещут, В синем небе звезды блещут.
(А. Пушкин)


И, новым преданный страстям,
Я разлюбить его не мог;
Так храм оставленный - все храм,
Кумир поверженный - все бог!

(М. Лермонтов)


Утихает светлый ветер,
Наступает серый вечер,
Ворон канул на сосну,
Тронул сонную струну.

(А. Блок)

Когда умирают кони - дышат,
Когда умирают травы - сохнут,
Когда умирают солнца - они гаснут,
Когда умирают люди - поют песни.

(В. Хлебников)

Ко мне приплывала зеленая рыба,
Ко мне прилетала белая чайка!

(А. Ахматова)


Светлою волною всколыхнулись свечи.
Темною волною всколыхнулись думы.
(М.Цветаева.)


Я не знаю, где граница
Между Севером и Югом,
Я не знаю, где граница
Меж товарищем и другом...
...Я не знаю, где граница
Между пламенем и дымом,
Я не знаю, где граница
Меж подругой и любимой.

(М. Светлов)


Алмаз шлифуется алмазом,
Строка диктуется строкой.

(С. Поделков)

Два бессмертия у Волги -
устье и исток.
Две тревоги у солдата -
Запад и Восток!
Две надежды у деревьев -
осень и весна.
Две заботы у солдата -
пушка и война...

(А. Недогонов)

Синтаксический параллелизм способствует ритмизации речи и выполняет в тексте усилительно-выделительную функцию. Он может поддерживаться лексическим повтором, использованием слов одной лексико-семантической или тематической группы.

Например:
Высокая стоит луна.
Высокие стоят морозы.
Далекие скрипят обозы.
И кажется, что нам слышна
Архангельская тишина.
(И.Северянин.)

Синтаксический параллелизм как стилистический прием часто встречается в произведениях устного народного творчества в виде аналогии, сближения явлений (например, явлений природы и человеческой жизни).
То не ветер ветку клонит,
Не дубравушка шумит.
То мое сердечко стонет,
Как осенний лист дрожит.

(русская народная песня).

2. Строфический параллелизм состоит в том, что в смежных строфах стихотворения повторяется одинаковое синтаксическое, а иногда и лексическое построение:
Горе несешь - думаешь,
Как бы с плеч сбросить,
Куда бы его покинуть,
Где бы его оставить.
Счастье несешь - думаешь,
Как бы с ним не споткнуться,
Как бы оно не разбилось,
Кто бы его не отнял.

(В. Тушнова)

На внутристрофических контрастных параллелях построено стихотворение М. Лермонтова «Парус »:
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит...
Увы, он счастия не ищет,
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в буре есть покой!

3. Ритмический параллелизм выражается в том, что мотивы стихотворения подчеркиваются соответствующим повтором ритмического рисунка .

Например:
Сад весь в цвету,
Вечер в огне,
Так освежительно-радостно мне!
Вот я стою,
Вот я иду,
Словно таинственной речи я жду.
Эта заря,
Эта весна
Так непостижна, зато так ясна!
Счастья ли полн,
Плачу ли я,
Ты – благодатная тайна моя.

(А.А. Фет)

4. Помимо прямого параллелизма , в поэзии встречается отрицательный параллелизм , состоящий в том, что первый член параллели дается с отрицательной частицей «не ». Такая форма параллелизма особенно употребительна в народной поэзии, нередка она и в авторских стихах.

Например:
Не ветра шумят холодные,
Не пески бегут зыбучие, –
Снова горе подымается,
Словно злая туча черная.

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
(Н. Некрасов)

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ПОВТОРЫ – повторение одного и того же слова, словосочетания.

Например:

И вот мама приготовила на три дня три обеда, три завтрака и три ужина и показала мальчикам, как их нужно разогревать. (Е.Шварц)

Путем повторения слова в тексте выделяется ключевое понятие . Поэтому убирать лексические повторы из речи нужно не всегда. В одних случаях это невозможно, в других – будет ненужным обеднением, обесцвечиванием речи. Несколько однокоренных слов в предложении стилистически оправданы и в том случае, если родственные слова являются единственными носителями соответствующих значений и их не удается заменить синонимами.

Лексические повторы могут использоваться и как средство юмора. В пародийном тексте нагромождение одинаковых слов отражает комизм описываемой ситуации.

1) Самовыражайся, не выражаясь !

2) Казалось, что хотелось, но, оказалось, хотелось, потому что казалось ;

3) Очень важно уметь вести себя в обществе. Если приглашая даму на танец, вы наступили ей на ногу, и она сделала вид, что не заметила этого, как она заметила, но сделала вид, что не заметила.

В художественной речи словесные повторы могут выполнять разные стилистические функции. Это необходимо учитывать, давая стилистическую оценку использованию слова в тексте.

СИМПЛОКА (греч. - сплетение ) - фигура синтаксического параллелизма в смежных стихах, у которых) одинаковые начало и конец при разной середине и б) наоборот, - разные начало и конец при одинаковой середине. Образцы симплоки первого вида чаще встречаются в народной поэзии.

Например:
Во поле березонька стояла,
Во поле кудрявая стояла.
(Народная песня)

Было пированье, почестный пир,
Было столованье, почестный стол.
(Русская былина)

Очень редка симплока первого вида в авторской поэзии.

Например:
Всегда и всюду
Двое так идут
И думают -
Всё мирозданье - тут.
Всё - только руку протяни - все тут.
Всё - только пристальней взгляни - все тут.
Всё - только крепче обними - все тут.
И соловьи поют,
И поцелуй,
И хруст шагов в лесу...

(В. Луговской)

Что же ты, песня моя,
Молчишь?
Что же ты, сказка моя,
Молчишь?

(П. Васильев)

Примеры симплоки второго вида :
Молодым везде у нас дорога,
Старикам везде у нас почёт.

(В. Лебедев-Кумач)

Море люблю с кораблями,
Небо люблю с журавлями.

(В. Боков)

Ненавижу всяческую мертвечину!
Обожаю всяческую жизнь!

(В. Маяковский)

Симплоку , на первый взгляд, легко спутать с параллелизмом . Однако это действительно только на первый взгляд, поскольку на самом деле симплока имеет мало общего с параллелизмом . При параллелизме повторяются (причем полностью, точно) сами конструкции, а не слова: слова в параллельных структурах всегда разные. Что же касается симплоки , то с ее помощью воспроизводятся слова и только поэтому, как следствие - конструкции.

Эпифора – это одна из распространенных стилистических фигур, которая выражается в повторении одних и тех же слов или сочетаний слов в завершении смежного оттенка речи.

Эпифора с точки зрения синтаксиса представляет собой разновидность параллельных конструкций. Сама по себе эпифора используется реже, чем просто параллелизм. Представляет собой противоположность такой фигуре речи как анафора.

Примеры эпифоры из художественной литературы.

Чаще всего эпифора находит чаще применение в стихотворных конструкциях.

«Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня!»
(А. Блок)

Но можно встретить примеры использования этого приема в прозе. Использование повторов эпизодов, фраз используются авторами для придания дополнительной значимости какого эпизода и раскрытия душевного состояния героя. Например:

«Фестончики, всё фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики». (Н. Гоголь)

Особенность влияния лексических повторов заметил ещё Цицерон и успешно использовал этот прием в своих трактатах.

Виды эпифоры.

Эпифора – это стилистический прием, имеющий несколько разновидностей:

    Грамматическая эпифора заключается в применении словоформ или звуковых рядов в завершении смежных строк. Такой прием часто используется в детских стихах:

    «Зорок взгляд совиный,
    Видит след звериный.
    Тонок слух совиный,
    Слышит писк мышиный «.
    (И. Батый)

  • Лексическая эпифора представляет собой повторение слов на конце речевого отрезка. Самый известный пример этого вида эпифор в стихотворении А. Пушкина «Храни меня мой талисман».
  • Пример риторической эпифоры можно найти в русских народных и детских песнях. Одна из самых известных детских песен с риторической эпифорой: «Один – серый, другой – белый, два веселых гуся». Употребление первого четверостишия в заключении нескольких строф чистом виде или с некоторыми лексическими изменениями – также пример риторической рифмы.

Где используется эпифора в литературе?

Эпифору можно найти в фольклорных текстах или в произведениях, которые автор пытается стилистически к ним приблизить.

Самое известное употребление эпифоры встречаем в пьесе Александра Гладкова, которая вошла в основу художественного фильма «Гусарская баллада»:

Иной клянётся страстью пылкой,
Но, коли выпито вино,
Вся страсть его на дне бутылки…
Давным-давно… Давным-давно…

Влюблённым море по колено,
Я с ними в этом заодно,
Но караулит всех измена…
Давным-давно… Давным-давно

Чтобы сделать текст более интересным и выразительным, в литературе используются различные стилистические фигуры. Это специальные фиксированные обороты речи, которые служат для усиления экспрессивности речи. Одним из них является эпифора.

Этот прием в своих произведениях применяли многие поэты и писатели. Он схож с параллелизмом, но в русском языке используется гораздо реже. Расскажем, что это за прием, и приведем примеры.

Определение звучит следующим образом. Эпифора – это повторение одних и тех же фраз, слов или даже звуков в конце фразы.

С греческого языка это слово переводится как «прибавление». Исходя из определения, можно догадаться, что существует несколько видов данной фигуры. Ниже приведены основные виды и соответствующие примеры предложений.

Основные разновидности:

Грамматическая – в конце строк повторяются одни и те же звуки, что является основой для идеальной рифмы.

Риторическая – это использование одной и той же строчки или целого четверостишия. Такой прием можно часто встретить в поэзии: автор повторяет одинаковый катрен в начале и в кольце стихотворения. Отметим, что такое использование приводит к созданию кольцевой композиции, и произведение приобретает завершенность.

Лексическая – повторение словосочетания или одного слова.

Семантическая – прием, при котором писатель использует в конце фразы .

Иногда трудно определить конкретный вид, ведь используется сразу несколько разных, что придает тексту еще большую экспрессивность.

Эпифора в прозе

Однако эпифора широко используется не только в поэзии, но и в прозе. Один из самых ярких примеров – это фраза из произведения Н.В. Гоголя:

В данном случае использованная стилистическая фигура дает читателю понять, что автор думает насчет этих фестончиков и как к ним относится. В этой фразе с помощью анафоры выражено раздражение и гнев. Есть и примеры из классиков античной риторики и из художественной литературы:

Для чего нужен этот прием

Эпифора применяется, чтобы выразить значимость какого-то предмета, человека или события. Кроме того, он может выражать какую-то важную фразу, девиз, совет, который герой постоянно повторяет. Эпифора в тексте используется и для передачи воспоминаний, создания атмосферы ностальгии.

Другое назначение – связывание целого текста воедино, установление связей в произведении, построение определённой композиции. Благодаря эпифоре текст становится более мелодичным, легким для прочтения и запоминается гораздо легче. То есть, данная фигура речи выполняет разные функции и помогает более точно выразить мысль.

В основном она встречается в публицистических и художественных текстах и, в отличие от анафоры, направлена на передачу в большей степени отрицательных эмоций.

Важно! Зачастую эпифора усиливается такими приемами, как градация, и другими.

Примеры эпифоры в художественной литературе:

Антоним эпифоры

Похожий прием – это , которая с греческого переводится как «вынесение». По сути, это антоним эпифоры, поскольку слова повторяются уже в начале строк или предложений. Совпадают и разновидности.

Как и эпифора, анафора делится на фонетическую и лексическую, только добавляется еще два вида. Первый – морфемная анафора, при которой повторяются одинаковые части слова (корень, суффикс, приставка и другое). Примером могут послужить следующие строчки:

Есть и синтаксическая анафора, когда автор использует одинаковые грамматические формы слова, например, в начале каждой строки вставляет глагол 1 лица единственного числа. Так задается особая выразительность речи. Пример: Вхожу я в темные храмы, Свершаю бедный обряд (А. Блок).

Яркий пример анафоры:

Анафора способна задать четкий ритм произведению, создать уникальную мелодию, лейтмотив, который врезается в память, акцентировать внимание на важных для автора моментах и деталях.

Важно! Данную стилистическую фигуру можно применять в текстах совершенно разных стилей.

Когда одновременно используются анафора и эпифора, получается прием под названием симплока (с греческого переводится как «сплетение»): «Привычные к степям – глаза, Привычные к слезам – глаза». (М. И. Цветаева). Чаще всего примеры симплоки можно увидеть в фольклоре:

Симплока включает несколько подвидов. К примеру, есть синтаксическая симплока:

Симплока или же анаэпифора (другое название) используется и в научных текстах для придания тексту логичности и последовательности:

«Точка ставится: 1) в конце повествовательного предложения; 2) в конце побудительного предложения (В.Ф. Греков)».

Полезное видео

Подведем итоги

Эпифора как фигура речи употребляется довольно широко и несет в себе разные значения, что зависит от контекста.

Она создает необходимую атмосферу, делает текст завершенным по смыслу, придает ему уникальность и неповторимость, акцентирует внимание на фразе, делая ее выводом или центральной идеей произведения. Можно найти большое количество примеров интересного употребления этого приема в художественной литературе.