Dark souls анор лондо секреты. Прохождение Dark Souls

Легендарный покинутый город богов.Здесь находился престол Гвина Повелителя Пепла и его отважных рыцарей . Гвин оставил город очень давно, и многие последовали за ним. Из всех богов остался только Гвиндолин ТемноеСолнце , для защиты гробницы своего отца, Гвина . Он наложил на город иллюзию,которая создает видимость порядка. Фрампт отправляет Избранного мертвеца в город, чтобы он заполучил Великую Чашу . Анор Лондо находится в горах.Город окружен величественной стеной которую можно увидеть практически отовсюду. Путь туда лежит черезКрепостьюСена Проход появляется после битвы сЖелезным големом , боссом локации.На середине моста появится светящееся кольцо.После прикосновения будет кат сцена,крылатые демоноы , которые поднимут и перенесут вас за стену. Спуститься обратно в Крепость Сена можно, просто поговорив с тем же демоном,который принес вас в Анор Лондо и остался сидеть на стене.

Переходы: Босс: Персонажи:
Крепость Сена Нарисованный мир Ариамис Архивы Герцога Орнштейн Драконоборец и Палач Смоуг Гвиндолин Темное Солнце Гвиневер Принцесса Света Кузнец Великан Сигмайер из Катарины Солер из Асторы Рыцарь Клинков

Противники

  • Демоны-летучиемыши
  • Королевский Страж
  • Серебряные Рыцари
  • Стражи
  • Стражи картин
  • Мимик
  • Титанитовый Демон
  • Орнштейн Драконоборец и Палач Смоуг —Сюжетные боссы.
  • Гвиндолин Темное Солнце —опциональный босс.

Персонажи локации

  • Гвиндолин Темное Солнце
  • Гвиневер ПринцессаСвета
  • Солер из Асторы
  • Рыцарь Клинков
  • Сигмайер из Катарины

Предметы и кольца

  • Небесноеблагословение
  • Демонический титанит
  • Кольцо СолнечногоПервенца

Оружие и броня

  • Кольцо СолнечногоПервенца
  • Дубина тайны
  • Большой лукдраконоборца
  • Стрела драконоборца
  • Большой щит Хавела
  • Черный щит

Чудеса

  • Клинок Света
  • (в сундуках, если убить Гвиндолина)

Темный Анор Лондо

Если убить Гвиневер , то после короткой заставки солнце погаснет (но если вы убили Гвиневер издалека, вне комнаты, то солнце не погаснет) и весь Анор Лондо погрузится во тьму, а локация претерпит следующие изменения: Исчезнут Стражи и Демоны — летучие мыши . Останутся только Серебряные Рыцари , Стражи картин и Кузнец Великан . Серебряные рыцари если и остаются, то лишь частично: как минимум, тот, что около тумана к Орнштейну и Смоугу, пропадает. В большом зале, ведущем к боссам Орнштейну и Смоугу , появятся два неполых рыцаря Береника и Балдера , за убийство которых дадут по 5000 . Вы больше не сможете присоединяться к ковенантам Клинки Темной Луны и Стражи Принцессы , так как предали их лидеров. Несмотря на то, что боссы локации убиты, к вам смогут вторгаться Темные Духи , используя Красное око . Члены ковенанта Клинки Темной Луны , использующие Кольцо Клинка Темной Луны , будут призываться в большой зал для мести за смерть Гвиневер . При таком вторжении игрок не будет оповещён, смотрите в оба. Убийство Гвиневер — несмываемый грех , так что в этой локации поток Клинков , использующих Синее око , никогда не прекратится. После смерти в Тёмном Анор Лондо персонаж всегда будет появляться около самого первого Костра в Анор Лондо вне зависимости от того, у какого костра вы отдыхали, будь то "Анор Лондо", второй костёр в катакомбах или костёр около Кааса. Хранительница этого костра отправится к винтовой лестнице в центре локации и попытается убить игрока, но её саму убивать необязательно. Достаточно не подходить к винтовой лестнице, перемещаясь между нужными кострами при помощи чаши , тогда её костёр останется активным.

Прохождение

Когда демоны — летучие мыши перенесут вас из Крепости Сена в Анор Лондо, вы окажетесь на верхней площадке длинной лестницы. Здесь же на ограждении сидит один из демонов, с которым нужно поговорить, если вы хотите вернуться в Крепость Сена. Спускайтесь по лестнице. Внизу стоит Страж , сильный, но неповоротливый противник. Можно сразиться с ним в ближнем бою, а можно и расстрелять из лука с последней площадки лестницы — при достаточной дальности выстрела Стражи не реагируют. Далее в дверной проём слева — в глубине зала стоят ещё два Стража. Убивать их не обязательно, первыми они на вас не нападут, если не подходить слишком близко. Однако они охраняют сундуки. Проход справа ведёт на большую пустынную площадь. Именно сюда удобнее всего выманивать Стражей (лучше по одному), если вы всё же хотите их убить в ближнем бою: во-первых, здесь достаточно просторно, во-вторых, Страж, слишком далеко отошедший от точки, где стоял изначально, будет пытаться туда вернуться, если его не атаковать — это можно использовать, чтобы получить передышку при необходимости. Кроме зала, из которого вы вышли, от площади ведут ещё три прохода. Слева, спустившись по ступенькам, вы найдёте костёр и Хранительницу огня. Впереди зал, симметричный тому, из которого вы только что вышли: два Стража в глубине охраняют сундуки (один из них мимик), а справа есть выход на лестницу, за которым стоит ещё один Страж. Дальше проход перекрыт золотым туманом , сквозь который вы пройдете, лишь получив Великую Чашу . Последний выход с площади — лифт, ведущий к мосту с Горгульей . Убейте её. За мост идти рано, он пока ведёт в пустоту. Если стоять спиной к башне с лифтом и лицом к мосту, то слева будет место, куда нужно спуститься. Спрыгивайте, пройдите по коридорчику под мостом и обогните башню — там есть сундук. Вернувшись, поднимайтесь по одному из к верхней части огромного собора и проходите внутрь через разбитое окно. Там вас встретят два Стража Картины . Убейте их и поднимайтесь по стремянке на систему балок. Там стоят ещё несколько Стражей Картины — попробуйте стрелами сбить их вниз или выманить для драки на участки пошире — драться прямо на балке неудобно. Старайтесь не упасть. Добравшись до другого конца собора, спрыгивайте с балок на площадку справа. Аналогичная есть и слева, там стоит сундук с небесным благословением . Под каждой из них есть галерея с колоннами, на которую ведёт лестница с одной промежуточной площадкой, где стоит Страж Картины. С правой площадки, где вы сейчас находитесь, можно спрыгнуть к подножию большой статуи у стены. Затем спрыгните на галерею под левой площадкой, поднимитесь по лестнице, убейте Стража Картины (осторожно, его не видно снизу) и обыщите сундук. Потом таким же способом вернитесь на правую площадку. Отсюда есть выход наружу, на небольшой мост, ведущий к круглой площадке, от которой уходит вниз винтовая лестница. Лестницу можно поднимать и опускать — для этого в центре площадки есть рычаг. Опустите лестницу в нижнее положение — так один из выходов с верхней площадки выведет вас к нижнему уровню собора, по балкам которого вы только что шли. Здесь стоит ещё несколько Стражей Картины — если уверены в себе, идите в лобовую атаку, если не очень — выманивайте стрелами и уничтожайте по отдельности. Учтите, от входа видно не всех. Но в любом случае больших проблем они доставить не должны. В середине зала, рядом с люстрой, заберите заклинание большое оружие магии , а в дальнем углу на трупе — , Черный щит и Большой меч . Огромная картина на дальней стене — это переход в локацию Нарисованный мир Ариамис . Вернитесь к лестнице и спуститесь. Вы найдёте склеп с костром в центре. Возьмите с трупа Кольцо солнечного первенца . Если у вас есть Кольцо Темной Луны , вы можете надеть его — тогда статуя Гвина исчезнет. За ней откроется проход вниз. Там можно вступить в ковенант Клинки Темной Луны либо войти сквозь туман в склеп, где вас ждёт опциональный босс — Гвиндолин Темное Солнце . Возвращайтесь к винтовой лестнице и поднимите её в среднее положение. Теперь её верхняя площадка представляет собой середину моста, где был бой с первой горгульей. Осторожно, с другой стороны набросится вторая горгулья. Когда победите, идите по мосту к подножию лестницы, ведущей к воротам дворца. У ворот двое Стражей . Выманивайте их по одному и убивайте или расстреливайте с безопасного расстояния. Ворота пока закрыты, и внутрь дворца вам не попасть. Слева и справа находится по несколько демонов — летучих мышей , но решётчатая дверь в левую часть пока заперта. Сквозь неё можно убить одного из демонов. Ваш путь лежит направо. Убейте трёх летучих мышей (ту, что сидит на краю, можно сбросить в пропасть, например, большой тяжёлой стрелой души или обычной стрелой, попав не в голову) и идите по аркбутану вниз. Будьте осторожны, слева в вас полетят громадные стрелы . Внизу вас встретят сразу две летучие мыши (они прячутся за углами справа и слева) — выманивайте их на себя и отступайте на аркбутан: туда им не попасть, так что они так и будут топтаться внизу, а вы тем временем подниметесь до непростреливаемого участка и расстреляете их из лука. Затем идите туда, где сидели летучие мыши, и по ещё одному аркбутану слева поднимайтесь к двум серебряным рыцарям с луками, которые и стреляли в вас (и продолжат стрелять сейчас). Стрел лучше избегать — они могут сбросить вас вниз, даже если вы закроетесь щитом. Избавьтесь от обоих лучников либо только от правого, блокирующего путь (здесь может сильно пригодиться Кольцо с дремлющим драконом — с ним есть шанс убить правого стрелка, не привлекая внимания левого). Затем идите по карнизу, спрыгивайте на балкон и заходите внутрь дворца. Идите по коридору. За дверью слева костёр, у которого сидит Солер из Асторы . За дверью справа — серебряный рыцарь и сундук. Впереди двойная винтовая лестница, вам доступна только одна её часть. Обойдите лестницу слева — дальше по коридору стоит ещё один серебряный рыцарь. Убейте его и идите вперёд. Дверь справа пока заперта. За дверью слева комната с камином. Камин — скрытый проход. Ударьте по нему мечом, проходите дальше и спускайтесь по лестнице. Здесь разложены по сундукам, Большой щит Хавела и. Осторожно, не все сундуки настоящие! Возвращайтесь к двойной винтовой лестнице и поднимайтесь. Недалеко от лестницы стоят ещё два сундука-мимика — убейте их. С балконов в комнатах сзади можно посмотреть вниз — в одной из них стоит Титанитовый Демон , в другой два серебряных рыцаря, но никого из них пока не достать. Идите от лестницы по коридору, в конце которого стоит серебряный рыцарь с луком. Справа и слева есть двери, но сначала лучше убить лучника. После этого стоит заняться правой дверью — она заперта, но внутри рядом с ней стоит серебряный рыцарь, и, если у вас есть, например, Меч Черного Рыцаря , несколькими сильными атаками вы можете убить его прямо сквозь дверь. Теперь идите в левую дверь. В комнате пусто, но сразу справа за дверью в дальней стене, ведущей к лестнице, стоит серебряный рыцарь. Аккуратно выманите его в комнату и убейте. Потом идите наверх. Вы окажетесь на крыше, где стоят довольно далеко друг от друга ещё два серебряных рыцаря. Чуть пройдите в направлении того, что слева, и он побежит к вам. Можно драться здесь, но на всякий случай можно и спуститься по лестнице обратно в комнату внизу, иначе есть шанс ненароком подойти слишком близко ко второму рыцарю — тогда придётся сражаться с обоими сразу. Потом убейте правого. Спускайтесь по лестнице, рядом с которой стоял левый рыцарь. В комнате внизу вы встретите Сигмайера . В комнате за дверью — три серебряных рыцаря (или два, если третьего вы убили сквозь дверь), один — сразу справа за дверью. Убивайте их по одному; чтобы не зацепить Сигмайера, возможно, стоит выманить первого на крышу. Убив всех и отперев дверь в коридор, поговорите с Сигмайером, и он отдаст вам Кольцо крохотного существа . Возвращайтесь на крышу и идите к лестнице, которую охранял рыцарь справа. Это вторая часть уже знакомой двойной винтовой лестницы. Спускайтесь. Здесь вы обнаружите коридор с двумя комнатами по бокам (вы уже видели их сверху, с балконов) и ведущей вверх лестницей впереди. В левой титанитовый демон — выбраться он не может. Убейте его, если хотите. В правой галерея и лестница вниз к двум серебряным рыцарям — выманивайте их и убивайте. Первым на вас отреагирует тот, которого не видно от места, где вы вошли. Второй охраняет два сундука, в которых лежит. Справившись с ними, откройте дверь в нижней части комнаты — это срез к костру. Теперь возвращайтесь в коридор с уходящей вверх лестницей и поднимайтесь. Вы окажетесь довольно высоко на галерее в главном зале дворца. Внизу стоят два Королевских стража , а напротив вас, на лестнице, — серебряный рыцарь с луком. Внизу справа находится затянутый туманом проход к боссам, внизу слева — запертые ворота. Поднимитесь по лестнице налево и расстреляйте лучника — если правильно выбрать точку, то его стрелы до вас долетать не будут, а ваши до него — вполне. После этого, если хотите, можете спуститься к стражам и убить их в рукопашной. Ещё их можно отравить ядовитыми стрелами или выманить к себе и расстреливать из лука либо магией (по лестнице они не могут подняться выше определённого уровня, можно воспользоваться этим); правда, они умеют лечиться. Учтите, что стражи восстанавливаются, когда вы отдыхаете у костра; убивать их каждый раз по дороге к боссам быстро надоедает, но они достаточно неповоротливы, чтобы можно было просто пробежать мимо них. На лестнице, ведущей на галерею вдоль противоположной стены зала, есть знак призыва Солера из Асторы (если вы в человеческой форме). Ещё из этого зала вы можете вторгнуться в пространство Лотрека из Карима , убившего Хранительницу огня Анастасию (об этой возможности сообщает вибрация Чёрного ока , которое и нужно использовать для вторжения) и убить его. После этого вы получите Кольцо защиты и поддержки и душу Анастасии , с помощью которой сможете позже вернуть её к жизни. Подойдите к воротам. Недалеко от них, слева, есть рычаг, которым вы можете их открыть. Это срез к мосту с винтовой лестницей в середине. Осторожно — если вы отдыхали у костра во дворце, то снаружи снова стоят Стражи. Но если не выходить, они вас не заметят. Теперь снова поднимайтесь на галерею у дальней (левой, если смотреть от ворот) стены. Там есть проход вниз, к Кузнецу-Великану . Там же открыты боковые ворота, ведущие к четырём демонам — летучим мышам. Убейте их, соберите трофеи и откройте решётчатую дверь на площадку перед воротами. Вас заметит Страж, но сквозь дверь ему не пройти, так что, пока вы не вышли, вы в безопасности. При желании можно расстрелять его из лука — это не очень эффективно, но совершенно безопасно. Возвращайтесь в главный зал и поднимайтесь на галерею в верхнюю часть, что над воротами. Там есть пролом, позволяющий выйти на ряд уступов, прилегающих к стене дворца снаружи. Спуститесь по уступам и спрыгните на балкон — там можно забрать Большой лук драконоборца и одну стрелу к нему . Затем спрыгивайте сквозь решётку вниз — вы окажетесь недалеко от кузнеца, там, где недавно убили летучих мышей. Снова возвращайтесь внутрь, призывайте Солера, если можете, и идите через туман убивать боссов — Орнштейна и Смоуга . Бой будет сложным. Если вы не повышали уровень костра во дворце или в склепе, то есть смысл добежать до костра Хранительницы, отдохнуть там и припасти для сражения больше эстуса — правда, тогда по дороге к боссам придётся миновать не только Королевских Стражей в зале, но и двух обычных Стражей у ворот. Победив боссов, вы подняться на любом из двух лифтов на верхний ярус зала, где проходила битва. Там вы найдёте костёр и проход в зал, где находится Гвиневер Принцесса Света , — она вручит вам Великую Чашу . Здесь же, на галерее, вы найдёте на трупе, если вы убили Лотрека из Карима после того, как он убил Анастасию.

Примечания

Тёмный Анор Лондо - отличное место для игроков, предпочитающих PvP-баталии. Склеп Тёмной Луны, где можно вступить в ковенант или же сразиться с Гвиндолином , находится в самом низу города. Чтобы попасть туда, нужно опустить центральную городскую платформу с лестницей в самый низ и затем самому спуститься по лестнице. Внизу будет костёр и Кольцо солнечного первенца . Чтобы пройти дальше (путь преграждает статуя Гвина), нужно иметь при себе Кольцо Тёмной Луны . Люстру в зале с картиной можно сбросить вниз, перерубив цепь. Также она упадет, если спрыгнуть на неё, но в этом случае вы упадёте вместе с люстрой и погибнете. Управление винтовой лестницей: по часовой — вверх, против часовой — вниз.

Достижения/Трофеи

Прибудьте в Анор Лондо
Пойнты 25
Трофей
Получите сосуд для Лорда .
Пойнты 25
Трофей

Анор Лондо в Dark Souls является относительно недавно покинутым гордом богов, над которым всегда светит иллюзорное солнце. Город населяют стражи, горгульи, Гвиндолин и парный босс — .

Сюда вам придется отправиться чтобы добыть чашу возлагаемую для открытия дверей в Горнило Первого Пламени и путешествия между кострами.

Как попасть?

Нужно добраться до самого верха Крепости Сена и убить Голема, после чего крылатые демоны перенесут вас в город. Вернутся в Крепость можно будет поговорив с тем же демоном, на месте, куда вас перенесли. Далее можно будет от любого костра путешествовать в и еще пару мест.

Боссы локации:

  • Орнштей и Смоуг — перед покоями принцессы Гвиневер;
  • Гвиндолин — опциональный босс, находящийся за статуей Гвина (попасть можно только с кольцом темной луны).

Нейтральные персонажи:

  • Солер — у второго костра локации;
  • Кузнец-великан — сбоку от основного входа в собор, если пройти через него и открыть дверь;
  • Сигмайер из Катарины — в одной из комнат замка, дает кольцо если убить трех рыцарей в соседней комнате;
  • Гвиневер — отдает чашу, принимает в ковенант;
  • Рыцарь клинков — стоит у первого костра, обменивает души хранительниц на усиление фляги с эстусом.

Враги:

  • Серебряные рыцари — довольно грозные противники, личная армия Гвина служащая принцессе;
  • Стражи — железные доспехи, которые имеют довольно неплохой запас жизней, бьют сильно, но немного неповоротливы;
  • Стражи картин — охраняют картину через которую открывается вход в Нарисованный Мир, быстро атакуют, метают ножи;
  • Демоны летучие мыши — гадкие противники, использующие быстрые атаки копьем, которое усиливают молнией;
  • Королевские стражи — сильней чем обычный страж, имеют еще больше жизней и непробиваемый щит;
  • Мимик — монстр маскирующийся под сундук;
  • Титанитовый демон — порождения Ложа Хаоса, медленные, но сильные.

Анор Лондо в Dark Souls

Предметы:

  • Сет Серебряного рыцаря — падает с врагов;
  • Сет Хавела — недалеко от второго костра за ;
  • Небесное благословление — бутыль восстанавливающий жизненную силу и снимающий негативные эффекты;
  • Зуб Дракона — огромная дубина Хавела;
  • Большой щит Хавела — там же где и сет;
  • Сет Черного железа;
  • Черный щит;
  • Большой меч;
  • Большой лук драконоборца — на втором этаже собора нужно выбраться из разбитого окна, лучше взять с собой косточку возвращения;
  • Дубина тайны;
  • Кольцо солнечного первенца;
  • Заклинание Клинок Света (чудо);
  • Латунный сет;
  • Демонический титанит.

Важно!

Если вы ударите по Гвиневер, то она исчезнет, так как это иллюзия поддерживаемая Гвиндолином. Солнце в локации погаснет, исчезнут летучие мыши и стражи, все остальные останутся.

Некоторые Серебряные рыцари также пропадут, а возле входа к боссу появятся два рыцаря — Бенерика и Балдера, с которых можно получить 5000 душ.

Вы не сможете вступить в ковенант Клинки Темной Луны и Слуги Принцессы. Также в большом зале при игре в сети к вам будут вторгаться чтобы отомстить за принцессу.

Помимо всего прочего вас будет все время перекидывать после смерти на самый первый костер, а его хранительница перейдет на виновую лестницу и попробует убить игрока — лучше избежать битвы с ней и прыгать между кострами при помощи чаши, чтобы самый первый не погас.

Welcome to IGN"s Walkthrough for Dark Souls. This section takes you to the fabeled region known as Anor Londo.

Ah, Anor Londo. Take in the sprawling vista below you when you land, slap down a message that says "Praise the Sun" or "Gorgeous View" then proceed on your merry way down the steps.

Anor Londo is a vast place and will truly challenge you. It may not be as poisonous as Blighttown was but this is still one dangerous area, so if you"re struggling, be sure to go back to an earlier point and level up a few times before coming back to Anor Londo.

Landing in Londo [ edit ]


At the bottom of the stairs you"ll see your first new enemy, and like the rest of Anor Londo, he"s a big one. This is a Sentinel , an extremely large, cumbersome but damaging enemy. He fights in a similar style to the Berenike Knights and his attacks are easily dodged, but if he hits you, you"ll certainly know about it.


The easiest way to beat the Sentinels is to lock on and wait for them to attack with their shield. You"ll know they"re about to do this as they raise their arms, so when they do, retreat quickly behind them and hit a few attacks. Rinse, repeat and job done!

When the first Sentinel is dead head into the nearby building and marvel at the architecture. To the left of you are some temptations in the form of a chest, but there"s also two more Sentinels standing guard in front of it.

The easiest way to fight these two is to take them on one at a time, and the easiest way to do this is to shoot an arrow at one of them to lure it towards you. Kill that one, then dispatch the other. When they"re both dead, head to the chest and open it to find Demon Titanite .


From here you should turn around and head straight out into the main courtyard. You have a choice of direction here - straight on, left, or right. Choose left first and head down the stairs to find Anor Londo"s first bonfire. This bonfire is guarded by the Fire Keeper, Darkmoon Knightess , who is standing nearby. Talking to her will reveal your next aim is to head outside and straight ahead.


Note: Since she is a Firekeeper, killing her will extinguish this bonfire for good. It"s pretty advisable not to do so.

Mimicry Will Get You Nowhere Fast

From the bonfire you"ll want to head back out and - to advance the plot - go forwards. Let"s get some items first though, shall we?

Head to the left instead and enter the large building similar to the one with the two Sentinels. In here are - yup - two more Sentinels. Kill them like you did the others.

Once they"re both pushing up the daisies you"ll no doubt notice there"s two chests in the room. Now remember what I said earlier about hitting all the chests you encounter from now on to watch out for Mimics? The right hand chest is one of these creatures. Fight it just like you did the one from earlier and you"ll receive a Crystal Halberd when it dies. The other chest contains the rare resource Twinkling Titanite .

Outside to the left is another Sentinel, but the path up from him will lead to a dead end (for now). Instead go back to the main courtyard and head left to find an elevator. Ride it all the way to the bottom and go down the lovely winding staircase.

From here, go outside onto the large bridge. You"ll now be promptly charged by a Bell Gargoyle . This enemy is non-respawnable and is very like the Bell Gargoyles you fought earlier apart from the fact that he attacks with lightning rather than fire. He"s relatively easy to beat, just use similar strategy to that you used in the Undead Parish and he"ll die quite easily. If you chop off his tail he"ll drop the Gargoyle Tail Axe , and he may also drop the Gargoyle Helm , Gargoyle"s Shield , and Gargoyle"s Halberd upon death.

The bridge ahead of you is completely out, so you"re going to have to unleash some of your architecture climbing skills to progress. Before you do that, face towards the stairs you"ve just come down and drop down to the left, following around the path. You"ll eventually come to a chest which contains Demon Titanite .

Head back around and under the archway to the other side. Now just to the right there"s a big slanted section of a building leading upwards - this is climbable, so head on up. When you get to the top, drop off to the right and land on the balcony.

Be careful as you head through the broken window - two new enemies, the Painting Guardians , are about to drop down from above. They attack from range with throwing daggers, so rush at them and stab them a few times before they manage to get through your defense.


With them breathing no longer head up the nearby ladder to emerge up on the rafters of the massive building. Note the presence of three more Guardians in the distance - snipe them if you can, as the narrow pathways can be dangerous.


When you"re ready, walk carefully along the narrow beams, following them along to the other side of the room. When you get to the central area you may notice a chandelier below you with an item on it. DO NOT drop down to it. Instead, hit the chain hanging from the ceiling a couple of times and it"ll break, sending the chandelier plummeting downwards.

Mechanisms and Mysterious Magical Murals [ edit ]

From here, head across the beams again to the other side. Dispatch any Painting Guardians you find along the way and head to the nearby ladder and climb down.

At the bottom of the ladder look down off the ledge. See the narrow walkway? Drop down to that and wander over to the other side and drop into the hall. Head up the stairs and kill another Painting Guardian. Up here there"s a chest, so open that up for a Divine Blessing .

From here, drop down to the ledge again, head to the other side, go up the stairs and through the White Light Gate. Huzzah, you"re back outside.

Now see that fancy looking wheel-thingy in front of you? That machine can be used to rotate the bridge below you, allowing you to access more of Anor Londo.

To begin with, push it once and you"ll be treated to a clip of the bridge slotting neatly into place. A Bell Gargoyle will now, fairly quickly, make it"s way across the bridge and attack you. He is fairly easy to take down in the confining space around the bridge-device. Block, dodge,use the stone pillars for cover and do what you do to dispatch him. From here, don"t go directly across the bridge - instead go down the stairs to arrive at a new walkway that"ll lead you to the bottom of the room where you just scaled the rafters.

Игра начинается в локации Северное Прибежище Нежити (Northern Undead Asylum), подбираем ключ и открываем дверь, бежим, по пути убиваем полых, поднимаемся по лестнице и видим костёр, а за ним арена с боссом, но не бьёмся с ним, а бежим в открытую дверь слева, подбираете оружие в зависимости от класса, которым играете. Далее убиваем лучника и проходим сквозь туман, дальше мы видим лестницу (здесь надо быть аккуратным), при попытке подняться по лестнице на нас скатят булыжник, который может убить (как только увидите булыжник, сразу делайте перекат вправо), дальше идём назад и видим то, что булыжник разбил стену, а за ней воин - поговорите с ним (он даст вам бутылки с эстусом) или убейте его и возьмите бомбы (с ними легче убить первого босса). Ну что ж, выходим через туман к боссу, прыгаем на него и нажимаем удар, вы нанесёте ему сильный удар и снесёте ему половину НР (в зависимости от оружия), далее пытаемся забежать демону за спину и бить, спереди очень опасно - он размахивает своим демоническим молотом по всей арене. Победив, получите ключ, открывайте ворота и бежим по прямой к обрыву.

Прибыв в локацию Храм Огня (Firelink Shrine), вы обнаружите рыцаря, который косвенно объясняет ваши цели. Также, здесь есть торговец чудесами – Анастасия, она находится за решёткой чуть ниже от сидящего рыцаря по дороге. У неё можно усиливать Флягу с Эстусом , если принести ей душу Хранительницы Огня. Также, за человечность, помимо приобретения человеческой формы, можно прокачивать костры, которые будут восполнять до 10 фляг (если достать вещь "обряд возжигания", то можно улучшить до 15-20 фляг). Для этого в форме человека используйте человечность во время отдыха у костра, но данное улучшение будет распространяться только на выбранный костёр. Костер в Храме Огня рекомендуется усилить до максимума, так как от этого места идет очень много длинных и опасных дорог.

Изучив локацию, возьмите меч и щит (имеют отличные характеристики для начала игры). Они находятся за Анастасией , спуститесь вниз на лифте (вам понадобится Отмычка ). Далее выйдите из него и пройдите через ворота, которые находиться справа. После этого перейдите через мост, сверните налево, где спит дракон. Идите осторожно – не разбудите его. Прямо за ним, с трупов возьмите Асторский прямой меч (Astora"s Straight Sword) и Щит с эмблемой дракона (Dragon crest shield). Скорее всего вы умрете, но подобранные предметы останутся с вами.

Город Нежити - Первые трудности

Ну что ж, оправляемся в нашу первую локацию - Город Нежити (Undead Burg), это вверх вдоль скалы, на пути вам встретиться нежить, но они не такие сильные. Поднимайтесь по лестнице (под лестницей можно найти кольцо, но оно мало полезное) и войдите в тоннель, расправьтесь с крысой, после этого выйдите из туннеля через проход. Здесь вас встретят пара врагов, а за ними уже будет виден проход через туман, но не спешите идти туда. Для начала разбейте бочки, спрыгните вниз и изучите нижнюю часть. Дальше проходим в туман, пролетит дракон, тут будут ещё полые, справа увидите двух полых копейщиков, там, если разбить бочки и спуститься вниз, будет торговец, обязательно купите у него лук, он пригодится в дальнейшем.

От торговца идите налево, там после того, как подниметесь по вертикальной лестнице, надо будет перепрыгнуть с крыши в проём в доме, здесь можно найти Легкий арбалет (Light Crossbow), после этого вернитесь обратно, где выходили, к двум полым копейщикам, с вышки, откуда стрелял арбалетчик, внизу есть дверь - там можно взять Рыцарский щит (Knight Shield). Рядом находится костер, активируйте его и передохните. От костра идём налево через переход, сверху в вас будут бросать бомбы, (бомбардиров можно убить из лука или просто пробежать мимо). Пройдите через помещение после моста (в который и попадают бомбы) и поднимитесь по лестнице - там будут ещё трое врагов и закрытая дверь, если её открыть, там будет Золотая смола (если нанести на оружие, прибавится урон от электричества, она поможет при битвах с боссами или сильными врагами (если у них нет иммунитета к молнии). Зачистите территорию от всей нежити, после этого поднимайтесь на башню.
Осторожно! С лестницы на вас покатится бочка, спрыгните со ступенек.
Внизу вы можете обнаружить Черного рыцаря - он сильный в начале игры, но его можно убить, если залезть по вертикальной лестнице на крышу и оттуда либо закидать бомбами, либо стрелять из лука. Ну, а если вы маг или пиромант, проблем у вас не будет. С него часто выпадет оружие. Прямо за тем местом, где он стоял, будет Кольцо с синим камнем (Blue Tearstone Ring), повышающее защиту при маленьком НР. Забрав кольцо, вновь поднимитесь на башню, откуда на вас скатывали бочку. Поднимайтесь на самый верх башни.

На самом деле сам по себе босс не сложный, сложности в бою прибавляют его собаки и маленькое помещение. Здесь все сводится к тому, что вам нужно забежать на лестницу слева. Оказавшись наверху, убейте собак, а затем прыгайте на босса и убейте его. Один он не страшен, только не попадайтесь под удар, который он наносит двумя руками. Победив его, вы получите ключ от Глубин . Это от босса, вниз и налево, там будет запертая дверь, также, есть ступеньки вверх, если пройти туда, там вы попадете в длинный тоннель и откроете в нём калитку, это будет короткий путь к Храму Огня . Рядом вы обнаружите торговца женщину, у нее можно купить различные противоядия и травы.

Сад Темных Корней - Лунная Бабочка

Теперь мы можем себе позволить идти в разные локации, и в Глубины, и в Сад Тёмных Корней . Но давайте сначала сходим в лес, это недалеко от кузнеца, спускаемся вниз, там вас встретит Титанитовый Демон , с него падает титанит . Он не такой страшный, стреляет электричеством, машет своим тесаком и прыгает вверх, вообщем ничего особенного, если хотите, пробегите мимо него, он очень медленный. Выйдя в сад, вас встретят деревья, они не страшны, только не стойте рядом с ними, иначе они наложат на вас проклятье, далее идём и приходим к светящимся воротам, рядом стена, ударьте по ней. Там будет костер. Если у вас есть 20 000 душ, покупайте ключ у кузнеца – это зона для прокачки. Открывайте ворота и выманивайте врагов, после этого бегите назад к воротам, рядом ступеньки, но вам нужно зайти за них с права. Все враги, которых вы выманили, упадут в этом месте, за пару минут 10 000 душ будут у вас. Вам же нужно проходить через проход, что справа от светящихся ворот, там будут ещё деревья и рыцари-великаны, они очень медлительны, но могут вас сильно замедлять, если близко к ним подойти. Тут есть секрет - крутящееся дерево , ударьте по нему, и откроется секретный проход, там можно найти Кольцо с волком . Правее виден труп, на котором можно найти Сет элитного рыцаря , но осторожно, там деревья в земле и плюс к ним - великаны. Дальше в глубь ещё будет великан и подъём вверх. Это путь к боссу .

Босс очень красивый и слабый, он будет летать и стрелять магией, то маленькими вспышками, то большими. Единственно опасный - это луч, кувыркайтесь, чтобы не попасть под него. Если вы маг или у вас есть бомбы, то бой будет короткий. В другом случае ждите, когда она сядет на цветок, в этот момент начинайте ее бить. Также, в помощь вы можете призвать - Ведьму Беатрису , она находится в кустах под лестницей. Когда убьёте бабочку, пройдите дальше и поднимитесь наверх, там возьмёте эмбер для кузнеца и ключ.

Северное Прибежище Нежити - Ржавое железное кольцо

Убив бабочку, можно идти убивать гидру , но для этого вам нужно вернуться в начальную локацию и там взять кольцо для быстрого перемещения по воде или другим не ровным поверхностям. Возвращайтесь в Храм Огня , поднимайтесь на лифте вверх, но не до конца. Немного поднявшись, прыгайте вниз, проходим направо и прыгаем на балку, дальше по лестнице вверх, не забудьте ключ от решётки. Далее подходите к гнезду и садитесь, придется немного подождать, через какое-то время ворона перенесет вас в Северное Прибежище Нежити . Враги здесь стали сильнее, не бегите на них сломя голову, выманивайте их по одному. Бегите в зал, где дрались с первым боссом. Если вы встанете в центр, то упадете к боссу - , он намного сложнее своего собрата, а после падения у вас будет мало здоровья – побеждать его не обязательно. Если не будете биться с боссом, пробегаем в зал в дверь справа, там будет рыцарь, убиваем его, дальше вы встретитесь с рыцарем, который был в начале, но теперь он будет вас атаковать. Убив его, вы получите Щит с эмблемой . Поднимитесь по лестнице напротив, с ней на вас опять сбросят камень. Уклонитесь от него, а после расправьтесь с полыми, после этого идите дальше мимо места, где вы прыгали к боссу. Убейте двоих полых и заберите Ржавое железное кольцо , оно позволит вам перемещаться по не ровным поверхностям.

Один из них толстый и медленный с огромной кувалдой, а другой худой и быстрый с электрическим копьём. Если вы с фантомом, то вроде битва не такая сложная, а вот одному не так легко, когда один из боссов погибнет, другой приобретёт его способности. Лучше убить худого, толстый противник более медленный и справиться ним легче. Как убьёте, получите кольцо, в конце зала поднимайтесь по винтовому подъёмнику вверх, там активируйте костер. Рядом поговорите с принцессой, она вам даст Великую Чашу , ее нужно поставить на постамент. Это в Храме Огня , спрыгните вниз возле головы змея. После этого откроются все проходы в жёлтый туман, это где-то в катакомбах, когда идти к Нито , в руинах и в архивах, если вы их уже встречали. Также, можно убить принцессу и день сменится на ночь, от костра возле принцессы идите вниз в зал, выходите там пару новых воинов, далее из зала на улицу, по лестнице вниз и на подъёмнике надо спуститься ниже к костру. За костром был монумент, теперь его нет, спускайтесь вниз, пройдите через туман к боссу - .

Дева будет стрелять магией: то маленькими зарядами, от них можно спрятаться за колонны по краям, то большими, от которых только уворачиваться. Бегите не прямо, а по диагонали, лучше легче одеться для быстрого перемещения, настигнув ее, атакуйте, и так до победы.

Нарисованный мир Ариамиса

Идем в зал, где картина, там будут убийцы, старайтесь выманивать их по одному. Если срубили люстру, подберите Большое оружие магии , и на трупе возле картины - Сет Черного железа, если кукла с вами, проходите в картину (вы не сможете покинуть локацию, пока не закончите квест). Прямо в начале локации есть костер. Идём от костра, ворота закрыты, идем в обход (на пути полые), будет площадка, идём не на лестницу, где стоял лучник, а налево. Там поднимаемся наверх, как подниметесь, прилетит пара крылатых демонов, когда они готовятся прыгнуть, отбегайте или уворачивайтесь в сторону, иначе они запрыгнут и убьют вас. Спрыгните вниз на балкончик и подберите Засушенный палец, спрыгиваем вниз и идем дальше, там будут какие-то пальцы, они стреляют огнем, когда вы их убиваете, они могут повесить на вас токсин. Проходите через мостик, там лучник и эти огненные пальцы. Здесь срубите труп, поднимаемся на потолок, там перепрыгиваем к трупу и спускаемся по вертикальной лестнице вниз. В сундуке возьмите Сет стража-живописца . После этого выходим, левее видны мост и башня. На мост прилетит дракон, такой же, как был в долине драконов, где брали меч. Если его убить, вы получите Кровавый щит , если бежать в конец моста, то там закаменелый дракон, ударьте его в прыжке и откроете дорогу. Если спрыгнуть с моста вниз, то попадём сразу к боссу. Идем вниз, в башне выходим на фалангу , они медлительные и хорошо убиваются, прямо за ними открываем ворота к костру. Если вы в форме человека, то выходите от костра прямо в ворота, и справа будет кладбище, обследуйте. В этом месте вторгнется фантом Желтокожий Король Иеремия , убейте и получите его Шипастый кнут . Когда будете покидать эту локацию, где босс, возьмите его Сет Желтокожего . От костра идем в левое здание, поднимитесь и срубите труп на веревке, спускаемся вниз обратно и налево, там будет вертикальная лестница вниз в подвал. Здесь очень опасные противники - Скелет-колесо , их необходимо выманивать по одному, поэтому не спешите. В зале виден труп, возле него рычаг, нужно открыть большие ворота в башне к боссу. Рядом с трупом постучите по стене, и откроется проход, чтобы не потеряться, не разбивайте все проходы сразу. Если пойти прямо и повернуть в первый проём налево, то будет выход на улицу через колодец, мы идем во второй, налево, а затем направо. Поднимитесь вверх, убейте полого и возьмите Огненную струю . Теперь разбиваем первый проём от зала, где заходили, здесь будет ключ от соседнего здания. Можно выходить через колодец на улицу. Идем в соседнее здание. Открывайте дверь, проходите прямо, убивайте полых, спускайтесь вниз и подберите темный уголь. Идя обратно, как выходили сюда, разбейте доски, и там на трупе будет Рапира Велки . Если хотите, поднимитесь вверх по лестнице, здесь вас будет обстреливать полый. Выйдите к башне, там на трупе Черный сет Велки для клирика. Далее идём к боссу, будут полые и рыцарь.

Перейдите через туман, прямо за ним вас ждет - , с ней можно поговорить и покинуть локацию без боя. Если ввязались в бой, то она исчезнет и будет невидимой. Смотрите на снег, на нем видны следы, так можно отследить ее передвижение. Чтобы она стала видима, нужно нанести два-три сильных удара. Если вам удастся отрубить ей хвост, вы получите Кинжал Присциллы. После победы поднимитесь по ступенькам и покиньте локацию.

Катакомбы

Для того, чтобы попасть в Катакомбы , спуститесь вниз по тропе в Храме Огня . Выйдите к кладбищу со скелетами. Чтобы убивать скелетов, нужно небесное оружие, у кого нет – вам необходимо убивать некромантов, которые их воскрешают. Обследуйте кладбище, и с трупов подберите Крылатое копье и Двуручный меч . Еще здесь есть бинокль, возможно кому-то он пригодится. Далее идем вниз по лестнице вдоль горы и входим в катакомбы. Здесь, помимо скелетов, летают взрывающиеся головы и статуи-ловушки. Спускаемся по вертикальной лестнице вниз и налево (в проеме группа скелетов), доходим до железной двери, она закрыта, ныряем в проём в стене, слева будет костер и первый некромант. Они стреляют огнем, но легко убиваются. Здесь поверните рычаг и откройте дверь. Входите в дверь, убейте некроманта, он в постройке рядом с водопадом, его будет видно отсюда. Заходим в постройку, убиваем скелетов, в правой комнате Люцернский молот , далее, где лучник, направо и выходим к мосту, его надо перевернуть, идем направо и активируем рычаг. Как выйдете на мост, в туннеле будет виден некромант. Как перейдете, будет комната справа, там провалитесь вниз, здесь есть титанит (стерегут змеи).

Выходите по лестнице опять к мосту, проходим дальше, и там винтовая лестница вниз, здесь еще один некромант. Как активировали, вернитесь чуть назад и пройдите в открывшийся проход, видим мост и проход в туман. Идём обратно вдоль скалы, ударьте по стене возле статуи, там костер. Идем обратно от костра, но не на мост, а в проем откуда вышли, спускаемся вниз по круговой лестнице до самого конца, там ещё труп виден, нам надо спрыгнуть в самый низ для того, чтобы найти кузнеца Вамоса , он потом пробьёт стену в горе, и вы сможете к нему идти коротким и простым путём. Выходим от кузнеца в разбитый проём, будет много скелетов-колёс, так что не спешите. Можно тут от кузнеца направо и бежать сразу к боссу - .

Спрыгивайте, босс телепортируется из места в место и создает копии себя, которые атакуют магическими снарядами. Настоящий Вихрь также проводит такие атаки. Сначала он будет создавать по 2 копии себя, но по ходу битвы станет делать 6-8 копий. Убив, получите Обряд Возжигания - повышает уровень костра за человечность. Поднимайтесь в конце по вертикальной лестнице вверх и входите в Склеп Великанов.

Склеп Великанов

Очень темная локация, свет в которой виден только от лавы вдалеке (это Руины Демонов ) и светящихся камней. На пути к боссу (откуда видно Озеро Золы ) всё-таки проникает дневной свет. Если у вас есть заклинания или предмет, которые дают свет, проблем здесь не будет. Идём к первому огоньку, далее виден прямо ещё один, от него поверните направо и по балке перейдите через пропасть, далее будет гигант-скелет, как его убьёте, двигайтесь прямо, но потихоньку, вы подходите к краю. Аккуратно посмотрите вниз, будет виден труп, рядом будет стоять скелет, выманите его оттуда, а затем прыгайте к трупу. Ниже будет ещё один труп, прыгаем туда, будет виден хорошо огонёк, левее есть лестница к костру, тут ещё стоит человек, который столкнёт вас в яму.

Активируйте костер, от костра по вертикальной лестнице и слева стоит человек, подходите к нему и поговорите с ним. Он вас попросит посмотреть вниз, а затем столкнет вас. Внизу подберите Череп-фонарь на трупах и возьмите его в руку, не удобно, что при драке его приходится убирать, выбирая оружие или щит. Тут будут столбы из скелетов, также встретите Рею из Торолунда, она проходила в нашем главном лагере с двумя сопровождающими. Поговорите с ней, а потом спасите ее, убив сопровождающих. Далее поднимаемся по вертикальной лестнице, открываем секретную стену и направо идем к столкнувшему нас в Лоскутику . Поговорите с ним, а затем убейте, вы получите человечность и топор. Идем обратно мимо костра, откуда вышли из ямы, и подойдём к гробнице, можете подняться вдоль ее наверх, там будут лучник и скелет с мечом. Далее по вертикальной лестнице, здесь можно подобрать вещи или души с трупов. Но мы прыгаем вниз в гробницу (в люк). Там куча скелетов, но если вам нужен уголь, придется всех убить, после этого вы сможете забрать уголь. Идем дальше, от костра налево, тут осторожнее (будут скелеты, собаки-гиганты), отсюда будет виден туман, если около него посмотреть левее вниз, там костер. Проходим в туман, сразу, возможно, прибежит рыцарь, и также будет стрелять лучник. После лучника идем вниз, там будет не большая площадка, пойдите правее и на трупе подберите щит. Идем на ярус ниже левее будет костер, а если правее, будет дорога к боссу. Как выходим от костра, виден труп, на нем Кольцо с серебряным змеем - дает прибавку в 20% к получаемым душам. После этого идём выше, где был лучник. Идем от костра ниже, осторожно, там собаки-скелеты, как войдёте в тоннель, бейте змея, и если вы в форме человека и не убивали босса, вторгнется фантом Паладин Лерой , убив, получите его щит и оружие. Бежим дальше, выйдем к чародеям, стреляющих шарами, вверху будет проход к боссу - .

Внешне выглядит как большой скелет, облепленный скелетами поменьше. Как свалитесь, не бегайте по арене, а стойте здесь, сначала прибегут пара тройка скелетов. Убейте их божественным оружием, чтобы они не воскрешались, а один Нито уже не такой опасный. Когда он издает крик, то он ударяет по земле, после этого из земли высунутся мечи, они могут повесить токсин. Еще он производит взрыв, отбегайте, а затем бейте его, не бегайте в другой конец зала, там будут скелеты, которые только прибавят хлопот. Убьете, зажгите здесь костер и подберите Сет Паладина.

Архивы Герцога и Кристальный Грот

Перемещаемся к костру в Анор Лондо , на площади налево, мимо стражей. Идем по земляной тропе и входим в длинный коридор, внутри два Клыкастых Кабана (с одного снова выпал Кабаний Шлем), после них костер. От костра мы придём к кристальному дракону и там придется умереть, поэтому если есть души, потратьте. Поднимаемся на подъемнике, там вас встретят полые и маг. Идем на второй ярус и на подъемнике поднимаемся наверх. Далее идем по проходу, здесь будет змей и рыцарь, а дальше кристальный дракон. Убить его сейчас не получится, поэтому просто умираем. Позже вы очнетесь в камере, тут костер и ключ у охранника, который спит. Открываем клетку и идем вниз, обследуйте все камеры, в одной можно спрыгнуть чуть ниже, там ключ, далее идем вниз. Здесь необходимо выключить патефон. В самом низу за решеткой сидит Логан Большая Шляпа , пока нет ключа, заберитесь тут по вертикальной лестнице. Убейте змеев и откройте сундук ключом от двери, чтобы покинуть зал. Теперь от костра идем налево и поднимаемся по длинной вертикальной лестнице вверх, когда поднимемся, будет видна открытая камера, спрыгните туда сверху, если вам нужна Накидка девы и Белое кольцо духов , дающие один слот чудес. Открываем дверь и проходим через улицу в другой зал, в этом зале внизу есть костер. От костра правее есть проход, но он сейчас закрыт, опять поднимаемся наверх, в соседний зал на переводящуюся лестницу, переключаем и по другому уровню проходим обратно в зал, прыгаем на такую же лестницу, переключаем, спускаемся ниже, видим лучника. Убейте его и спуститесь вниз по вертикальной лестнице. Активируем рычаг, откроется проход к костру. Здесь осмотрите комнаты, в одном сундуке лежат Сет медиума , уголь и ключ от клетке с магом. Активируйте рычаг, откроется проход вниз, убейте полого и возьмите Душу хранительницы огня , для прокачки фляги. Проходим в туман и выходим на улицу, разберитесь с големами. Спасите мага и поговорите с ним.

Бежим от костра на улицу через поляну, ниже, где видны пара големов, по балке до небольшого выступа и направо вниз там ещё голем, далее до самого конца, спрыгиваем вниз и так же по краю бежим до упора, смотрим налево, там сплошная пропасть, но тут можно бежать между бабочкой и правее от неё светящаяся колонна, далее по балке будет голем, убиваем и будет пятачок, с этого пятачка виден внизу труп, так дорога через пропасть чуть выше трупа и ближе к вам, где вы стоите. Как пойдёте через пропасть, попадёте к ракушкам и, собственно, босс . Огромный красивый дракон. Сразу же бегите за спину Сита и уничтожьте первородный кристалл, дающий ему бессмертие. Подбегайте к нему вплотную, и начинайте его валить, можно держаться чуть правее, он будет поворачиваться, не попадите под его щупальца, старайтесь не находиться в кристаллах, которые он разбрасывает, иначе вас проклянут.

Руины Нового Лондо и Бездна

Спускаемся вниз на лифте от костра в Храме Огня, как спуститесь, выйдете в Руины Нового Лондо. Возьмите чуть правее, там будет лестница вниз, там за решёткой кузнец Рикерт из Винхейма . Повидавшись с ним, идем по мостикам, как пройдёте второй, убейте призраков, идите правее в проход, там виден труп с Душой хранительницы огня , для прокачки фляги. Идем дальше, поднимаемся по ступенькам, через мостик, далее спустимся вниз по винтовой лестнице и идем направо к туману. Проходим наверх (осторожно, тут призраки под мостом), здесь сбейте лестницу, переходим по переходу и идем к зданию, в здании полно призраков. Далее в зале с камином поднимаемся наверх, в общем идем к Ингварду , у него возьмите ключ от двери, чтобы слить воду. От него спускаемся вниз (если кто не брал кольцо от проклятия, оно в этом здании, необходимо обойти внизу), идем из зала направо и вниз по лестнице, выходим на улицу, там ещё по лестнице и приходим к башне, открывайте ворота и сливайте воду. Откроется проход в долину драконов. Где мы выходили из здания от Ингварда , если посмотреть, отсюда будет виден туман, это путь в Бездну и боссу - Четыре Короля , не забудьте надеть кольцо, которое взяли у Сифа .

Так как вода слита, можно обследовать нижнюю часть. Если пойти в долину и убить драконов, на мосту можно взять Сет бандита и щит, а также на башне - кольцо. Теперь, как сюда вышли, проходим через постройки в здание. Осторожно, здесь сильные воины, не бегите в зал, выманивайте их по одному, в зале будет демон. Как убьете всех, здесь в углублении есть две лестницы, поднимитесь по правой, там можно найти уголь. Другой выход из зала - это ближний путь к лагерю, здесь также есть секретная стенка, ударьте, там воин, а в сундуке титанит. Ну, собственно, идём к боссу. На битву вы можете призвать Ведьму Беатрису . Надеваем кольцо, проходим в туман и спрыгиваем вниз.

Босс - Четыре Короля . Босс наносит сравнительно небольшой урон по вам, который усиливается с появлением всей четверки Королей. Следует вести бой не со всеми одновременно, а по очереди, быстро уничтожая их. Затягивание боя приведет к вашей смерти. Весьма эффективна тактика: делаем себе большую защиту, берём быстрое и мощное оружие и просто тараним босса, периодически делая паузы на лечение.

Руины Демонов

Идём от Прекрасной Госпожи (там, где вы убили Квелег) вниз и выходим в локацию с лавой, тут активируйте костер. Идем от костра чуть ниже и правее через переход, проходим в туман к боссу - Неутомимый Воин , огромный босс, он не нападёт, пока не возьмёте в конце локации Сет Дочери Хаоса .

Как возьмете, босс начнет атаковать, чтобы проще его убить, в середине локации есть скала и проход, сбегайте к началу локации, пусть босс придет сюда, а затем бегите к проходу между скалой и горой, встаньте, чтобы видеть босса, в этом проходе, он начнет дальние атаки своей клешней, отбегите за скалу, удары его очень сильны. После его удара бейте по его клешне. Убив, спускаемся вниз от босса и идем еще ниже вдоль скалы, тут будут капри демоны (здесь их много), спустившись будет виден внизу труп, прыгайте туда, там червь, а за ним костер, можно обойти. От костра хорошо виден туман, нам надо туда, пройдите через демонов и агрессивных статуй. Перед туманом пройдите левее, там тельцы, а в конце сундук с углем. Если вы в форме человека, то вторгнется фантом – рыцарь Кирк . Убив его, проходим в туман к боссу - Мудрый демон Огня . Это очередная разновидность учебного демона только теперь он огненный, и на площадке будут мешать перемещаться сучья от деревьев. Не должно здесь возникнуть проблем.

Как убьём, идём в другой выход, спускаемся вниз и там активируем костер. От костра, если подняться в самый верх, будет подъёмник к паучихе. Дальше от костра опять проходим в туман, там лава и босс Демон Стоног.


Демон-многоножка невосприимчив к огню, лучше иметь оружие с магией или электрическое. Как войдёте, он прибежит к вам, не находитесь перед ним, он может вас хватать и пережёвывать, и под ним куча его ножек также могут наносить вам урон, перекатывайтесь от его атак. Как убьёте, получим Оранжевое кольцо , дающее возможность бегать по лаве. Далее проходим через лаву чуть левее, там будет проход и костер.

Забытый Изалит и Горнило Первого Пламени

Возле костра встретите Солера , дальше от костра вы пойдете по локации, где одна лава. Здесь будут демоны изолита, их тут много и убиваются тяжело. Они наносят сильные удары ногами и хвостом, можно их сагрить штуки три-четыре, и пусть они бьют друг друга. Если вам будет нужен Солер в бою с последним боссом, то вам придётся поговорить с ним возле костра. От паучихи можно также открыть короткий путь, для этого можно скормить ей 30 человечности и состоять в ее ковенанте. Если говорили с Солером, то вам придется встретиться с девятью ошибками хауса, убить нужно всех девятерых, иначе ваш напарник сойдет с ума и будет враждебен, но при этом, убив его, вы получите его обмундирование, талисман и броню - решать вам. Идя от костра прямо по локации, в середине будет две постройки, в первой из них есть открытый проём - единственное место, где можно прятаться от демонов, на второй, если подняться наверх по бревну, есть труп с человечностью и костер, если вам нужен. Если вы зашли в первую постройку, то смотря из нее чуть правее, виден как бы кусок трубы, нам нужно попасть туда, чтобы подняться выше. Далее идите к развилке, спуститесь вниз, тут есть слева зал, где можно провалиться вниз и длинный проход напротив, там будет демон, а за ним Солер

Ну и, собственно, от развилки прямо придем к лестнице. Здесь, если вы в форме человека, то вторгнется рыцарь Кирк, также на вас нападёт пиромант. Убив его, идите в туман, слева от вас. Там будет проход к боссу - Ложе Хаоса . Скатываемся вниз и видим площадку с боссом, это огромное дерево. Видим слева и справа от него светящиеся шары, бегите правее сначала к одной, там убейте его придаток, затем босс начнет бить сильными атаками, из-за них пол будет проваливаться. А вам тем временем нужно бежать к другой, там то же самое, и затем от места, где мы начали, бегите прямо через провалившуюся по середине арену к сердцу босса. Бой несложный, учитывая то, что уничтожив один придаток и умерев, он их не восстановит, поэтому даже если умерли придёте, а он без придатка.

Ну что ж, идём в Храм Огня к голове змея (Фрампту), он вас опять спустит вниз, у головы есть брат (Каас), но чтобы с ним встретиться, нужно говорить с Ингвардом, после получения Великой Чаши , чтобы взять ключ от бездны и сразиться с 4 королями, там с ним поговорите. Если присоединитесь к нему, то вам дадут Сет черного пироманта. Воздвигните Великую чашу на Алтаре Огня и пожертвуйте в неё Великие Души - Ложе Хаоса и Нито, а также Осколки Великих душ - Четырёх Королей и Нагого Сита. Откроется проход к финальному боссу - Гвин , Повелитель Пепла.
На пути к боссу будут рыцари, можно здесь набрать с них камней для прокачки, хотя они уже и не нужны, если вы не собираетесь проходить игру второй раз. Босс с огромным огненным мечом, которым он машет без остановки. Если не сможете подлавливать его на контр-ударах, то у вас будут проблемы. Щит вам не поможет, приходится пятиться назад и ждать момента для удара, в основном, когда он пытается вас схватить. С фантомом бой, конечно, облегчится. Как убьёте босса, игра начнётся снова, поэтому если есть какие-то незавершённые дела, не идите к боссу, а сначала закончите их. После победы над боссом выберите концовку:

  • Зажечь огонь – вы вновь подарите свет этому миру;
  • Потушить огонь – вы выйдите властелином тьмы, а она тем временем покроет весь мир.

После того, как вы победите Понтифика, зажгите костер в соборе, и используйте противоположную дверь, чтобы достигнуть балкона. Как только вы выйдете из комнаты, прыгайте вниз - если вы способны убить ящериц, вы получите мерцающий титанит за каждое существо. Также справа, в конце, есть большой осколок титанита.

Используйте единственный доступный путь, который ведет к лестнице. Вы достигнете площади с телами павших гигантов. На самом деле, двое из них спят (вы можете проверить это сами, если подойдете достаточно близко). Первым делом лучше разобраться с дьяконами, так как они будут стрелять в вас снарядами, если вы подойдете ближе к середине площади.

Поверните налево и идите к мосту. Перед выходом на другой стороне, используйте путь на правой стороне, где вы столкнетесь с трех невидимыми противниками и одним колдуном. Убейте их, чтобы собрать кольцо Dark Stoneplate, и выходите с другой стороны, через лестницу, ведущую к мосту (вы столкнетесь со множество дьяконов).

Для того, чтобы победить всех дьяконов, устраните каждого врага, с которыми вы столкнетесь. Несмотря на то, что вы можете избежать летящих в вас снарядов, этот процесс будет более трудным, если во время боя вы сосредоточитесь на каком-либо из дьяконов. Таким образом, лучше прыгать на врагов и выполнять мощные удары в прыжке (вполне возможно, что вы быстро убьете дьяконов и увернетесь от их снарядов).

Чуть дальше, вы сможете спрятаться за зданием. Вы будете защищены от большинства снарядов и можете подождать, пока к вам придут 2-3 дьякона (один из них является более сильным, которого можно легко сбить с ног мощным ударом). Также вы должны уничтожить всех дьяконов на площади, чтобы вернуться туда, когда это будет необходимо (это позволит вам подобрать предметы и убить гигантов, если вы решите на них напасть).

В конце концов вы придете к трем последним дьяконам. Находясь перед зданием, со стороны на вас могут напасть еще два противника. Если это произойдет, вы должны убегать до тех пор, пока враги перестанут вас преследовать. Затем вернитесь в локацию и устраните всех оставшихся дьяконов.

Повернитесь в сторону собора. У входа, на левой стороне, висит тело с Большим осколком титанита. Зайдите внутрь и откройте лифт слева. Он доставит вас к костру (где вы сражались с Понтификом Салливаном). Идите на другую сторону, чтобы найти и убить ящерицу (вы получите Простой самоцвет). Напротив входа, вы найдете комнату с открытым сундуком. Даже не пытайтесь открыть его и сразу же атакуйте. Постарайтесь подобраться к оборотню как можно ближе и наносите удары, не позволяя ему поймать вас. Если вы увернетесь от его удара и зайдете ему за спину, вы получите прекрасную возможность совершить сокрушительный удар. Убейте существо, чтобы получить Золотое ритуальное Копье.

Возвращайтесь к площади; лучше использовать верхнюю часть моста, если вы разобрались со всеми дьяконами. Перед тем, как попасть в здание, на вашем пути окажутся еще два врага. Один из них вооружен двумя копьями, а второй - парой молотов. Несмотря на то, что они очень агрессивные, у них нет щитов и достойной защиты. Остерегайтесь быстрых атак, которые следуют одна за другой, и более медленных, но мощных атак.

Лучший способ победить их - это убежать. Избегайте их, пока они не перестанут вами интересоваться. Скорее всего, один из них будет немного впереди, так что, когда они повернутся, привлеките внимание противника, который находится ближе. Если вам повезет, вы сможете выполнить 2-3 удара, прежде чем к битве присоединится второй противник. Помните, что когда вы убьете их, они умрут навсегда.

Другим возможным решением является использование гигантов на площади. Если вы способны планов перемещаться между ними, одна из смертельных атак на самом деле может поразить ваших противников. Убейте ваших врагов, и вы получите Доранские копья.

Перед тем, как войти в здание, расположенное позади гигантов, вы должны собрать предметы, разбросанные вокруг: Душу усталого воина и двойной Эмбер. Вам не придется сражаться с гигантами, но если вы решили атаковать одного из них, то разбудите одного и быстро отойдите. Таким образом, остальные продолжат спать. Помните, что нужно разобраться с вышеупомянутыми дьяконами. Не ждите, пока гигант встанет: просто бейте сразу и следите за его топчущими атаками. Последовательности атак, которые происходят одна за другой, являются смертоносным. Если вы сможете их избежать, у вас появится достаточно времени, чтобы нанести смертельный урон, в то время как враг будет обездвижен.

Продолжайте идти, и вы достигнете ранее упомянутого здания.

После того, как вы окажетесь внутри, сосредоточиться на стене слева от лестницы. Оказывается, это еще одна иллюзия, и если вы ударите ее, вы обнаружите лестницу, которая ведет к нижней части (скриншот).

Подготовьтесь к серьезному бою, так как вас атакуют два существа (вы сталкивались с такими монстрами на мосту в Иритилл Холодной долины). Ключевая проблема заключается в том, что враги будут атаковать сразу же, как только вы войдете в комнату. Хорошая новость заключается в том, что решение довольно простое: не приближайтесь к существам и оставайтесь рядом с лестницей. Используйте лук или арбалет и огонь против одного из них. Точный выстрел приведет одного монстра поближе к вам (другой должен оставаться в своей основной позиции). Это позволит вам сражаться с ним один на один, до тех пор, пока вы остаетесь близко к лестнице. Помните, что у вас не будет много места для маневра, так что не дайте загнать себя в угол.

Другой способ заключается в вызове онлайн-игрока на помощь. Если ранее вы использовали Эмбер, место для вызова игрока должно быть внизу.

После того, как битва будет завершена, здесь появится костер. За убийство врагов вы получите кольцо Немилости, а также сможете собрать Человеческие кости и Глубокий самоцвет. Подойдите к падшему архидьякону и молитесь, чтобы присоединиться к ковенанту Верные Олдрику.

Когда вы подниметесь вверх по лестнице, ищите место с осколком титанита. Затем прыгайте вниз немного вправо и найдете Большой осколок титанита. Путь будет вести вас через узкие крыши, и вас постоянно будут атаковать рыцари с огромными луками (один точный выстрел вполне может столкнуть вас с крыши). Идя по пути, расположенному ниже, вы будете находиться под огнем только с одной стороны. Ваша цель состоит в том, чтобы достигнуть вершины как можно быстрее.

Помните: Будет разумно не сражаться с рыцарем, которого вы встретите на полпути. Бой с ним может закончиться вашим падением, но если вы действительно хотите с ним сразиться, постарайтесь выманить его.

Выходите, поворачивайте направо и спускайтесь вниз. Таким образом, вы сможете избежать одного из рыцарей и сможете перевести дух. На первом этаже вы найдете Пепел с Востока.

Соберите его и идите обратно наверх. Так как вы избежали некоторых из врагов и пошли вниз по лестнице, вы сможете двигаться незамеченным в течение некоторого времени. Таким образом, вы сможете устранить еще три рыцаря, с которыми вы столкнетесь. Подкрадитесь к ним сзади, чтобы быстро убить их, или нанесите достаточно урона, чтобы сбросить с края.

Идите к месту, где есть извилистая крыша. Здесь вы столкнетесь с рыцарем с луком, так что вы должны убить его, прежде чем идти дальше.

Перед входом есть другой рыцарь, а не далеко от него - еще один рыцарь с луком. Вы можете войти внутри, чего будет более чем достаточно, чтобы враги отстали от вас, но лучше убить их, после чего собрать предметы и разблокировать шорткат. Оставайтесь в верхней части крыши и заманите - например, бросив в него нож. После того, как он придет, у вас начнется поединок один на один. Следите за тем когда он вызывает освещение, чтобы усилить свой меч, потому что он потом он будет выполнять серию мощных ударов.

Сразитесь с охранником, защищающим вход, и идите в сторону последнего оставшегося лучника. Путь через узкую крышу приведет вас к маленькой башне. Там вы можете открыть ворота, которые доставят вас к месту рядом с дьяконами. В будущем это также позволит вам избежать большинства рыцарем с луками. В конце дороги, за колонной, есть Большой осколок титанита, а когда вы прыгнете вниз (под небольшой крышей), вы найдете Dragonslayer Greatbow и пять DragonSlayer Greatarrows.

Вернитесь к крышам и войдите в здание, расположенное позади рыцаря. Справа есть проход, ведущий вниз, а перед ним - убийца Лондо (если вы в союзе с Юрием и не спасло Анри). Поговорите с ним, и он даст вам меч Присяги. Зайдите внутрь и соберите латунный набор. В конце есть алтарь и труп Анри. Подойдите к нему, чтобы начать ритуал. Внутри грудной клетки, на левой стороне, есть кольцо Сторно (узкий проход между жертвенником и колонной, прямо на стене).

Помните: во время вашего следующего визита, убийца будет мертв, и вы сможете собрать Хамелеон из его трупа. У алтаря, вместо тела Анри, вы столкнетесь с прямым мечом Анри.

Помните 2: если вы уже убили убийцу, вы не найдете его или Анри.

Выходите из комнаты с левой стороны (напротив лестницы, ведущей к большой комнате). Рядом с телом вы найдете Эмбер, после чего используйте рычаг. Это вызовет падение башни перед вами. Забирайтесь на неё и используйте устройство, которое приведет её обратно в исходную позицию - рядом с костром Анор Лондо.

Помните: когда вы находитесь в верхней части башни, вы можете присоединиться к ковенанту Клинки Темной Луны. Для того чтобы сделать это, идите в самый низ и поверните в сторону башни на противоположной стороне (скриншот).

Скриншот показывает другую башню, где вы получите знак ковенанта. Для того, чтобы добраться до него, идите через невидимый мост. Когда вы доберетесь до башни, вы можете прыгать вниз и приземлиться рядом с костром.

Если ранее вы говорили с Сиррис (и получили жест Darkmoon Loyalty), вы должны поклониться поклониться, и, таким образом, получить знак ковенанта. Вы также получите Клинок Темной Луны. Войдите в башню, чтобы собрать (тщательно прыгайте) изогнутый меч Хранителя картины и сет Хранителя картины. Оставьте башню, и в конечном счете вы окажетесь в Церкви Йоршка, где вы можете найти костер с тем же именем.