"Девушка пела в церковном хоре": анализ стихотворения.

"Девушка пела в церковном хоре" - одно из самых печальных стихотворений Александра Блока. В своем творчестве поэт опирался на принципы символизма. Но его самые первые стихотворения имели революционный оттенок. Поэт вырос в интеллигентной среде, и его заветной мечтой было равенство людей. Но когда начались первые отголоски революции, Блок задался вопросом: а нужны ли такие жертвы ради нее? Подробнее об этом можно прочитать в анализе "Девушка пела в церковном хоре".

История написания

В анализе "Девушка пела в церковном хоре" следует обратить внимание на то, что стихотворение связано с тем, что в 1905 г. по стране прокатилась волна митингов и восстаний рабочих. Россия находилась на грани гражданской войны, люди пребывали в страхе за своих родных и близких. В храмах проводили службы во имя спасения Отечества. Скорее всего, на одной из таких и был поэт.

Больше всего на Блока произвело впечатление поющей девушки о том, что наступит светлое будущее. Но поэт уже на тот момент осознал, что для смены власти нужно пожертвовать множеством жизней. Поэтому он перестал быть уверенным в идеалах революции. В анализе "Девушка пела в церковном хоре" стоит также отметить: несмотря на то, что присутствующим пение принесло успокоение, Блок осознавал, что революция не принесет того перемирия, на которое надеялись люди.

Композиция стихотворения

Немаловажным пунктом в анализе "Девушка пела в церковном хоре" является построение в произведении. Оно построено на антитезе двух частей, как в композиционном, так и смысловом плане. В первой части Блок описывает девушку и ее пение о всех жертвах революции, о всех простых людях, которым пришлось защищать свои интересы и права при помощи революции.

Но в то же время, ее пение дает людям надежду на лучшую жизнь, приносит умиротворение. А чистота храма создает иллюзию защищенности. Красота песни завораживает прихожан, им кажется, что скоро между властями и народом будет перемирие.

Но уже во второй части описывается плач ребенка, в котором поэт слышит совсем противоположное пению девушки. Младенец чувствует то, что не дано другим. Он предчувствует, что не дано сбыться надеждам людей. Революция невозможна без жертв, и, предчувствуя эту правду, он плачет, потому что по-другому не может сказать людям об этом знании.

Размер и рифмовка стихотворения

При анализе стихотворения "Девушка пела в церковном хоре" важное значение имеет его оформление. У него нет какого-либо определенного размера, т.е. оно написано в свободной форме. Двухсложные части нужно читать слегка нараспев, чтобы не нарушать ритм. А слияние сонорных и шипящих звуков передает атмосферу храма, написание стиха в свободной форме создает ощущение чистоты, вечности, а чтение нараспев придает ему мелодичность.

Средства выразительности

В анализе стиха "Девушка пела в церковном хоре" следует отметить, что резкий переход от надежды до крушения всех иллюзий достигается благодаря антитезе. В каждой строфе используется анафора и ассонансы, что придает стихотворению напевность. Эпитеты и метафоры придают ему еще больше выразительности.

Поэтические образы

Все те, о ком пела девушка - простого народа, жертвы борьбы за равенство. Поэт, который наблюдает за этой службой, от умиротворения переходит в состояние тревоги, предчувствуя грядущие перемены в стране. И он понимает, что именно эта тайна открылась ребенку.

Александр Блок написал это стихотворение как память о всех тех, кто пожертвовал своею жизнью ради революционных идей. Каждое свое выступление на публике он заканчивал его прочтением. В тот период поэт переосмыслил свое отношение к революции и перестал считать ее идеальной возможностью для общественных изменений. Осознав все последствия революции, и что она не стоит таких жертв, Блок отказался от пропаганды этих идей и посвятил свое творчество символисткому направлению.

А. Блок поддерживал идеи революционеров, но позднее у него наступило прозрение. Поэт понял, что такими методами нельзя вершить правосудие, слишком много боли это принесет людям. И это понимание он выразил в своем стихотворении "Девушка пела в церковном хоре", анализ которого представлен ниже.

События, предшествовавшие созданию стиха

Анализ "Девушка пела в церковном хоре" следует начать с краткой предыстории его создания. Как известно, Блок одобрял идеи и взгляды революционеров. Но после того, как в 1905 году митинги крестьян и рабочих жестоко подавлялись, а революционеры стремились любым способом, не считаясь с людьми, добиться своего, поэт словно прозревает.

Он осознает, что страна вступила на страшный путь, что может начаться Гражданская война. И люди будут готовы причинять друг другу страдания только лишь из-за того, что у них разные убеждения. В то неспокойное для страны время в храмах постоянно проходили службы во спасение Отечества. Возможно, впечатление от одной из таких служб Блок и выразил в своем стихотворении.

Особенности композиции

При проведении анализа "Девушка пела в церковном хоре" следует описать композицию стихотворения. В его основе - антитеза, в которой противопоставлены две части. Одна из них описывает храм, образ девушки и волшебное пение. У людей, услышавших его, появляется надежда на то, что все будет хорошо.

Но второй частью поэт возвращает всех к действительности. Внезапно раздается детский плач. Будто ребенок предчувствует, что не закончились еще страдания людей. Блок уделил большое внимание описанию первой части. Возможно, это было связано с тем, что большинство людей еще не осознавали весь ужас революции. Они продолжали верить в то, что скоро в стране воцарится мир и все будут счастливы.

И лишь немногие, как плачущий ребенок, понимали: не сбудется песня девушки. Людей ждут впереди еще испытания, прежде чем воцарятся спокойствие и порядок.

Звуко-ритмическая сторона произведения

Один из пунктов анализа "Девушка пела в церковном хоре" - это звуко-ритмическая характеристика стихотворения. Оно написано в форме свободного или акцентного стиха, в котором используется чередование разных размеров. Поэтому при чтении, чтобы не нарушать ритмическую целостность, строки, написанные двусложным размером, нужно читать медленнее.

В описании храма и образа девушки поэт прибегает к аллитерации на сонорные звуки и на шипящие. Это создает ощущение тишины при прочтении, чувство успокоения, надежды. Когда поэт описывает плач ребенка, он использует аллитерацию на звонкие согласные. Слушатели от громкого и резкого крика возвращаются в реальность, от которой они сбежали в страну мечтаний, послушав пение девушки.

Образ народа

В описании прихожан можно увидеть образ русского народа, о чем нужно упомянуть в анализе стихотворения "Девушка пела в церковном хоре". Люди пришли в храм в надежде, что они найдут здесь покой. Ведь молитва - это все, что тогда оставалось у простых людей, не участвовавших в революции.

И в стихотворении нет четкого разделения среди прихожан. Потому что все, кто находился в храме, они все едины, все равны. Это могли быть семьи, уже потерявшие кого-то из близких. Или родные тех, кто принимал активное участие в событиях революции. А были и такие люди, которые просто молились за будущее своей Отчизны, за весь народ, за то, чтобы воцарился мир.

Поэтому прихожане так внимательно слушали пение девушки. Для них оно стало лучом надежды. Они поверили в то, что их молитва будет услышана. Поэтому тем неожиданнее был крик ребенка в той светлой тишине. Словно только ребенок понимал, что революция тогда только начиналась.

Образ поющей девушки и плачущего ребенка

В анализе "Девушка пела в церковном хоре" Блока следует отметить, что образ девушки, во время пения которую освещает луч, занимает центральное место в стихотворении. Ее песня о кораблях, находящихся в море, является олицетворением надежды на то, что они вернутся обратно. Точно так же, как люди, принимающие участие в революции, вернутся к своим близким.

Ее песня - это луч света, озаривший жизнь всех собравшихся прихожан. Ее пение наполнено верой в лучшее будущее, оно прекрасно, потому что идет от чистого сердца. Люди, уставшие от митингов и гражданской войны, почувствовали спокойствие и мир в своих душах во время церковной службы. Девушка в стихотворении Блока является символом надежды, светлого будущего.

Но лишь ребенку, чистому душой и безгрешному в мыслях, открывается тайна: что еще не конец трагическим событиям. Ребенок предчувствует что-то ужасное впереди, и от непонимания, чего именно, он плачет. Ему жаль того, что светлым надеждам этих людей не суждено сбыться. И поэт, один из немногих, кто понимает причину этого плача, осознает, что митинги 1905 года - это только начало страшных событий революции.

Литературные приемы и тропы

Один из пунктов анализа стиха "Девушка пела в церковном хоре" - это литературные тропы, которые использовал поэт. Блок использовал метафоры, синтаксический параллелизм, эпитеты и анафоры для придания еще большей выразительности образам, чтобы подчеркнуть противопоставление двух частей. Музыкальную окрашенность произведению придают ассонансы, благодаря чему чтение строк получается напевным.

Анализ текста "Девушка пела в церковном хоре" позволяет читателям увидеть стремление поэта показать двойственность этого мира. Это произведение было посвящено жертвам расстрела у Зимнего дворца. Для А. Блока оно было очень дорого, и каждое свое публичное чтение он заканчивал именно этим стихотворением.

Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.

И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.

И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у Царских Врат,
Причастный Тайнам,- плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.
1905
из первого сборника А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме»

Стихотворение Александра Блока «Девушка пела в церковном хоре» было написано в августе 1905 года. Поводом к созданию стихотворения послужили: 1) расстрел правительственными войсками мирного шествия петербургских рабочих к Зимнему дворцу для подачи петиции царю Николаю II в январе 1905 года, вошедшее в историю как «Кровавое воскресенье»; и 2) воспоминанием о Цусимском сражении (май 1905 года) и гибели русской эскадры во время войны с Японией.

Стихотворение противопоставляет иллюзии, связанные с верой в счастливое будущее; надежду, подаренную молитвой и весь настоящий ужас, боль, безысходную правду войны. Стихотворение построено на антитезе двух композиционных и смысловых частей: в первой Александр Блок рисует храм, где в полумраке девушка, прекрасная, как ангел, поёт о всех, кого война заставила уйти в чужие края и забыть радость мирной жизни: корабль символизирует ушедших в море; а молитва - надежду на светлое и радостное будущее; скорбь тех, кто остался в отчаянном и тревожном ожидании. Святость храма, песни и красота девушки дарят иллюзию того, что всё будет хорошо; поющая настолько прекрасна, что кажется, будто в мире не может быть ничего плохого. Вторая же часть: "И только высоко, у Царских Врат, /Причастный Тайнам,- плакал ребенок /О том, что никто не придет назад", - раскрывает всю безысходную правду. В этом плаче нет места иллюзиям; маленький ребёнок символизирует божественную истину, скорбь самого Бога. Плач младенца оставляет ощущение незамутнённой иллюзиями, голой боли и правды. Понимая окружающих мир по – своему, не умея объяснить то, что чувствуют, дети способны предугадывать события. И ребенку дано знание, "что никто не придет назад". В первой части, в сочетании с алитерацией на "л" и "р", на тихие шипящие и тишиной, которая является частью атмосферы храма, акцентный стих вызывает чувство вечности, мелодичной напевности. В последней же части ясно чувствуется алитериция на звонкие согласные, что создаёт ощущение надрывности. В стихотворении "девушка пела в церковном хоре…” А. Блок раскрывает мир во всей его противоречивости. С одной стороны, мы видим святость молитвы и великую скорбь. С другой, люди способны на такое кровавое и жестокое действо, как война. И это противоречие невозможно разрешить, его можно лишь охватить единым взглядом.

В августе 1905 года Александр Блок написал стихотворение «Девушка пела в церковном хоре»:

Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.

И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.

Речь в этом стихотворении идет о гибели русской эскадры в Цусимском сражении 1905 года. Первая строфа отсылает нас к ектенье — молитве о плавающих и путешествующих. Царские врата — это вход в алтарь православной церкви, а ребенок, причастный Тайнам, — по-видимому, изображение Спасителя.

Цусимское сражение для Блока — злободневная тема, факт современной ему реальности, неслучайно он пишет об этих событиях, используя дольник — стихотворный размер, ставший популярным уже в XX веке (в XIX веке мало кто решался им пользоваться).

В дольнике нарушается правильное чередование ударных и безударных слогов, и звук создает особый, индивидуальный ритм. Блок однажды признался: «Всякое стихотворение — покрывало, растянутое на остриях нескольких слов». Эти ключевые слова — слова-символы, в данном стихотворении — «пел» или «пела», «белый». Расстояние между ключевыми словами заполняется звуком, музыкой. «Белое платье пело в луче», — Блоку важно на протяжении всего стихотворения сохранить сочетание губного [б] или [п] и звука [л]: «пело», «белое», «платье». Этот звуковой поток и создает музыку стихотворения.

«Радость будет» — это цитата из Евангелия от Иоанна, глава 15, стих 11: «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна». «Радость будет» — слова Христа, но у Блока они обрамлены словами «И всем казалось…» А сам Спаситель, младенец, знает, что никто не придет назад. Ушедшие и не вернувшиеся корабли — очень устойчивый мотив в поэзии Блока 1905-1907 годов, он есть в стихотворении «Взморье», есть в «Старость мертвая бродит вокруг», есть в драме «Король на площади», где прямо сказано: «Корабли не придут. Их уничтожит буря. Горячий ветер разносит смерть».

Таким образом мы оказываемся перед вопросом, как реальный факт — гибель эскадры в Цусимском сражении — осмыслен в поэзии Блока, которую не зря называют поэзией символистской. Для Блока символ — это всегда земной знак иного, неземного мира, всегда знак какой-то высокой ценности, которую мы на Земле можем угадать, а можем и не заметить. Символом может стать луч, буря, снежная метель — все может стать символом и обрести обобщенный историософский смысл.

Блок А.А. в своем творческом процессе всегда сохранял устои символизма, впрочем его первые стихи несли в себе сильно демонстративный, мятежный, патриотичный, коммунистический, мятежный характер.

В 1905 году А.А. Блоком был начертан стих «Девушка пела в церковном хоре» во время грядущей братоубийственной войны и русского переворота. Излучатели русской литературы говорят, что эпоха данного стихотворения была связана с действиями японско-русской войны.

По основам противоположности написано стихотворение. Голос прекрасной девушки в белом убранстве похожа, как две капли воды на ангела, спокойствие и благодать -все это антагонистичность циничной реальности страха, беспощадности, варварства и бессердечия в период гражданских переворотов и войн. Лик девушки, которая поет в стихотворении сообщается с ликом напевающего пения "уносящийся в купол», а белый наряд в стихотворении -это облик луча надеж, который пробуждает в душе надежду, веру в завтрашнюю тишь и благодать. Печаль жизни представляющий мглу церкви. Под влиянием прекрасной музыки мгла мало-помалу рассыпается под звуки пленительно сказочной музыки. Лёгкий луч света, который попадает на белое одеяние девушки представляет собой надежду, веру в светлую и спокойную жизнь.

Вторая часть стихотворения оказывается гранью, что разделяет надежду, музыку, песню и действительностью. Поэт вещает о том, что бренное существование безгранично жестоко в нем есть место для печали, беды, смерти, несчастья; развертывая при этом библейские выражения " Глаголет истину устами младенца"

После смертной казни у Зимнего дворца в последствии несчетных преград, показов, манифестаций Блок А.А. написал -это стихотворение. Самому поэту данная литература несла беспредельно высокую цену, данное писательское старание не увенчалась успехом, после чего Блок А.А. целиком отказался от написания коммунистических стихов. "Девушка пела в церковном хоре..." особенно этим стихом поэт финишировал каждое общедоступное выступление.

Анализ стихотворения Блока Девушка пела в церковном хоре №2

Александр Блок - знаменитый русский поэт-символист. Он вырос и воспитывался в интеллигентной семье. В своих ранних стихах поэт часто выражал свои патриотические и революционные мысли. Блок был восхищен идей равенства всех людей, идеалистично верил в нее. Во время юношеского максимализма он еще не осознавал что любые движения, революции не обходятся без тысяч жертв, а то и намного больше.

Данное стихотворение поэт написал в 1905 году. Именно тогда произошли кровавые события. Россией прокатилась волна восстаний обычных рабочих, крестьян против своих угнетателей. Но бунты были беспощадно подавленны, утопленные в крови. Блок был свидетелем всего этого и был отрезвлен, начал задумываться, о том стоит ли какая-то даже благая идея многих человеческих жизней. Кроме революции на него также повлияли и события русско-японской войны, а именно Цусимское сражение.

Стихотворение, которое мы рассматриваем насквозь проникнуто антитезой. Грубости, жестокости и крови поэт приставляет прекрасную девушку, которая прекрасно поет и похожа на ангела. Условно стих можно разделить на две части. В первую входят три первых строфы. Они описают то прекрасное, что поэт увидел в храме. Пение девушки ассоциируется с молитвой. Корабль который ушел в море должен вернуться, это предполагается в мотиве. Пение девушки также символизирует силу искусства, которое дает надежду, веру в будущее. В церкви стоит мрак, поэт использовал этот символ чтоб показать что вся человеческая жизнь часто похожа на мрак. Но под воздействием музыки, прекрасного искусства мрак рассеивается. Тонки луч на плече девушке символизирует возрождающиеся веру в светлую жизнь.

Вторая часть стиха начинается с четвертой строфы. Блок показал как мечты, надежда, вера в прекрасное отличаются от реальной жизни. Плачущий ребенок есть тем, кто быстро отрезвляет нас, показывая реальную жестокую действительность.

Это был любимый стих Александра Блока. Он всегда, читая перед публикой заканчивал выступление именно этим стихотворением.

Анализ стихотворения Девушка пела в церковном хоре по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Грусть Бальмонта

    Поэт Бальмонт вошел в мир литературы уже довольно успешным и сформированным поэтом. Официальным появлением на арене литературы случилось в 1890 году, Бальмонт выпустил маленький сборник своих произведений, причем ему было всего 23 года.