Дидактические средства борьбы с неудачами в учебе. Организация работы по устранению пробелов

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Главный объект профессионально-педагогической деятельности учителя - ученик, а её предмет – формирование умений и навыков учащихся.

3 слайд

Описание слайда:

Из энциклопедического словаря: «Знание – проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в мышлении человека ».

4 слайд

Описание слайда:

Ещё Аристотель говорил, что благо везде и всюду зависит от двух условий: правильного определения конечной цели всякого рода деятельности и выбора соответствующих средств и способов её достижения. Чтобы успешно провести урок, сначала надо определить конечную цель деятельности учителя по организации урока – чего он хочет добиться, потом установить средства – что поможет достижению цели, а затем определить способ – как действовать, чтобы достигнуть цели. Как здание начинает возводиться с фундамента, так и мышление школьника можно сформировать лишь на прочной основе знаний, умений и навыков.

5 слайд

Описание слайда:

В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников. Ученики на уроке выставляются как бы на «обозрение» сверстников и практически ежедневно переживает ситуацию успеха или неуспеха. Всё это, естественно не способствует его личностному становлению и развитию. Становится очевидным, что часть вины за такое большое количество двоечников ложится на наши плечи, плечи педагогов.

6 слайд

Описание слайда:

Главная задача Учителя создать каждому ученику ситуацию успеха. успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении предмета даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка. успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха. учитель может помочь слабоуспевающему ученику подготовить посильное задание, с которым он должен выступить перед классом.

7 слайд

Описание слайда:

Причины пробелов пропуски занятий по болезни; слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний; задержка психического развития. Часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу; педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.; неблагополучная семья; проблема «улицы»; прогулы;

8 слайд

Описание слайда:

Особенности неуспевающих учащихся низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития отсутствие познавательного интереса не сформированы элементарные организационные навыки учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения нет опоры на родителей как союзников учителя - предметника дети, в основном, из асоциальных семей отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта

9 слайд

Описание слайда:

Задачи создать благоприятную атмосферу на уроке; своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях и организовать работу консультантов; изменить формы и методы учебной работы на уроках, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности. Использовать для этого обучающие игры; освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха; ориентировать детей на ценности: человек, семья, отечество, труд, знания, культура, мир, которые охватывают важнейшие стороны деятельности; культивировать физическое развитие и здоровый образ жизни

10 слайд

Описание слайда:

Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов. Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам. Нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.

11 слайд

Описание слайда:

Чтобы повысить работоспособность: Разнообразить виды деятельности; Проветривать кабинет; Проводить физминутки; Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности

12 слайд

Описание слайда:

Виды работ со слабоуспевающими учениками: Карточки для индивидуальной работы; Задания с выбором ответа; Карточки – тренажеры; Творческие задания; Карточки-с образцами решения.

13 слайд

Описание слайда:

Алгоритм работы учителя по фиксации и устранению пробелов отражает такую последовательность действий. 1. После проведения любого контроля знаний (самостоятельная работа, контрольная работа, зачет) составляется таблица индивидуальных проблем каждого обучающегося по той или иной теме. Это помогает систематизировать работу по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся и работу над ошибками. Например:

14 слайд

Описание слайда:

Контрольная работа: Цилиндр, конус. 1. Высота конуса 2см, а образующая конуса наклонена к плоскости основания под углом 60º. Найдите площадь полной поверхности и объем конуса. 2. В цилиндре с высотой 8см площадь осевого сечения 112см2. Найдите а) радиус цилиндра; б) площадь полной поверхности; в) объем цилиндра; *г) площадь сечения цилиндра, параллельного оси и отстоящего от нее на 4см.

15 слайд

Описание слайда:

Анализ работы (делается по горизонтали). Задача № 1. Ошибки при: 1. выполнении чертежа; 2. определении элементов конуса: а) вершины, б) образующей, в) высоты, г) радиуса, д) осевого сечения; 3. определении тангенса, синуса, косинуса; 4. нахождении неизвестного члена пропорции; 5. написании формул: 6. выполнении арифметических операций. Задача № 2. Ошибки при: 1. выполнении чертежа; 2. нахождении элементов цилиндра: а) образующей, б) высоты, в) радиуса, г) осевого сечения, д) сечения цилиндра плоскостью, параллельной оси, 3. определении формулы площади прямоугольника; 4. решении линейных уравнений вида: ах = в; 5. написании формул: 6. записи теоремы Пифагора и нахождении неизвестного катета.

16 слайд

Описание слайда:

1. В таблице регистрации пробелов список обучающихся группы располагаю по вертикали, по горизонтали перечисляю наиболее часто встречающиеся ошибки, трудно усваиваемые понятия, способы действия и т. д. 2. Обнаруженный по результатам проверок знаний обучающихся пробел фиксирую в соответствующей клетке таблицы знаком минус (« - »). 3. Копию таблицы можно поместить на стенде в кабинете. 4. Копию таблицы каждый обучающийся переносит в свою рабочую тетрадь, где для этого специально отведены последние листы. 5. Обучающийся выходит отвечать к доске с рабочей тетрадью, и ему задаются дополнительно к ответу один-два вопроса на формулировку или применение правила, вызвавшего затруднение. 6. Если пробел ликвидирован, то в таблице пробелов знак «-» заменяется на знак «+». 7. Работа по устранению пробелов в знаниях проводится на консультациях и дополнительных занятиях. Время пребывания на этих занятиях для каждого обучающигося различное. Оно определятся количеством пробелов и успешностью их устранения. 8 . Часто создаётся группу обучающихся с идентичными пробелами. 9. На каждом уроке проводятся разминки - «пятиминутки» для актуализации опорных знаний по предмету и повторения необходимых формул, теорем, которые будут использованы при изучении нового материала

17 слайд

Описание слайда:

2. Ликвидация пробелов в знаниях проводится дифференцированно, с учетом индивидуального темпа усвоения и индивидуальных способностей каждого. Все это способствует формированию положительного отношения к учебе, воспитанию активности и самостоятельности, развитию познавательных способностей.

18 слайд

Описание слайда:

Примеры дифференцированных заданий. 1. Задания с алгоритмом выполнения (для более сильных обучающихся). №1. Найдите угловой коэффициент касательной к функции у = х3 – 4х2 + 5 в точке х0=0,5. План РЕШЕНИЯ: 1. Вспомните, чему равен угловой коэффициент касательной к графику функции. 2. Найдите производную функции. 3. Вычислите значение производной функции в точке х0 = 0,5. 4. Запишите ответ.

19 слайд

Описание слайда:

2. Задания с образцами решения (для слабых обучающихся) 3 . Задания со вспомогательными вопросами. Дидактическая цель применения вопросов в заданиях состоит в том, чтобы помочь обучающимуся воспроизвести знания, необходимые для нахождения способа решения данного задания или акцентировать внимание обучающигося на нужном материале. Пример. Задание. Доказать признак параллельности прямой и плоскости. Вопросы к доказательству. 1. Какую плоскость надо построить? Сколько таких плоскостей можно провести? Почему? 2. Каково взаимное положение данной и построенной плоскостей? 3. Каким методом доказывается теорема? В чем его сущность? 4. Как будет расположена прямая по отношению к линии пересечения плоскостей? Что отсюда следует? 5. Какое противоречие с условием получено? 6. Сделать вывод. Это же задание для более сильных обучающихся. Вопросы к доказательству. 1. Какое дополнительное построение надо выполнить? 2. Каким методом доказывается теорема? 3. Что получено в результате предположения? 4. Сделать вывод.

20 слайд

Описание слайда:

3. Проблемы с успеваемостью появляются тогда, когда знания не закреплены. По существу, закрепление знаний – надежный путь предупреждения пробелов. Можно выделить два варианта этой работы. 1. Поэлементное закрепление включено в канву усвоения нового знания и не является отдельным этапом урока. 2. Независимо от того, проводилось ли сопутствующее закрепление материала при его изучении, необходимо использовать специально спроектированный этап своевременной «доводки» понимания и отработки умений по использованию полученных знаний в разных задачах.

21 слайд

Описание слайда:

Закрепление может проводиться: 1. Обобщенным повторением основных положений изученной темы, которое дает учитель после детального объяснения. Данный повтор не включает иллюстраций, доказательств и аргументов. Фиксируется только основное. 2. Записью основных изученных положений, составлением опорной схемы, Выделением ключевых слов и выражений, фиксирующих внимание на главном. 3. Подведением итогов по изученному материалу обучающимися, тогда учитель планирует цели закрепления системой требований. 4. Составлением плана изученного материала или повторением изученного по плану, заданному перед началом знакомства с материалом. 5. Выполнением практических действий по заданному образцу, решением типовых, постепенно усложняющихся задач. 6. Комментированием образцов готовых решений. 7. Решением в общем виде с комментированным анализом каждого действия и преобразования. 8. Переформулировкой определений, пересказом информации, составлением планов и алгоритмов деятельности.

Описание слайда:

Несколько полезных советов для нас учителей при работе со слабоуспевающими: -помните, что, функция поставленных на этапе закрепления заданий не контрольная, а обучающая, Полезно разбирать, как надо делать, а не как делать не надо. Чем дольше идет работа с ошибкой, тем больше она запоминается, Помните, что ученик может думать только тогда, когда учитель молчит. Не упускайте возможности организовать работу учеников в индивидуальном темпе. На дом лучше давать задание не заучивать формулировку, а прочесть ее, понять, попробовать применить или подобрать пример, пересказать своими словами. В этом случае мы снимаем барьер, связанный со страхом упустить слово в определении или изменить порядок слов, а именно этот психологический барьер часто бывает причиной непонимания. Эти рекомендации, естественно, знает каждый учитель, но именно их мы упускаем в нашей работе. Важно понять, что пробелы в знаниях - это не вина, а беда многих наших учеников(громоздкие программы, несовершенные методики), и наша задача – помочь ребятам понять, что надо делать, чтобы в знаниях не было белых пятен, увенчанных двойкой в журнале.

24 слайд

Описание слайда:

План работы

по ликвидации пробелов знаний

по геометрии в 8 классе

План разработан

учителем математики

Базакиной А.В.

Лямбирь- 2016

Аннотация

Главный смысл деятельности учителя естественно-математического цикла состоит в том, чтобы создать каждому обучающемуся ситуацию успеха. Успех в учении - единственный источник внутренних сил подростка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении такого трудного предмета, как математика. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие обучающегося. Успех обучающегося может создать учитель, который сам переживает радость успеха. Учитель может помочь слабоуспевающему ученику подготовить посильное задание, с которым он должен выступить перед группой.

Обучающийся может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:

пропуски занятий по болезни; слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний; задержка психического развития; педагогическая запущенность: отсутствие у подростка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;

неблагополучная семья; проблема «улицы»; прогулы;

Мы, учителя предметники, должны знать, почему ученик не усваивает учебную программу, как ему можно помочь в этом деле. Установить конкретно причины неуспеваемости учителю и классному руководителю должны помочь узкие специалисты (врач, психолог, социальный педагог), родители ученика, он сам и его одноклассники.

Цели:

-ликвидация пробелов у учащихся в обучении математики;

-создание условий для успешного индивидуального развития ученика.

Что прежде всего нужно сделать в работе со слабоуспевающими?

- создать благоприятную атмосферу на уроке;

- своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях и организовать работу консультантов;

- изменить формы и методы учебной работы на уроках математики, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности. Использовать для этого обучающие игры;

- освободить подростков от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха;

- ориентировать детей на ценности: человек, семья, отечество, труд, знания, культура, мир, которые охватывают важнейшие стороны деятельности;

- культивировать физическое развитие и здоровый образ жизни.

Организация работы по устранению пробелов

Работа по выявлению и устранению пробелов в знаниях учащихся - неотъемлемая часть деятельности каждого учителя. Своевременность и тщательность этой работы - залог высоких результатов обучения.

Учитель-практик знает, сколь кропотлив и важен этот труд. Если не уделять данному вопросу серьезного внимания, то очень скоро даже способные ученики погрязнут в ошибках. Нельзя умалять роли и пускать эту работу на самотек, что называется, от случая к случаю. Необходимо проводить мероприятия по выявлению и устранению пробелов в знаниях систематически и планомерно.

Трудно вычленить данный вид педагогической деятельности из целостного процесса - процесса обучения, в котором все взаимосвязано.

Систематическая работа по выявлению и устранению недостатков и пробелов в знаниях учащихся - одно из основных условий повышения качества обучения. Учитель должен использовать общепринятые формы и изобретать, внедрять свои средства контроля, умелое владение которыми предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого учащегося.

Цели работы:

    формирование прочных знаний;

    обучение приемам самоконтроля;

    формирование потребности в самоконтроле;

    воспитание ответственности за выполненную работу;

    развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся.

Задачи, решаемые в ходе работы

Контролирующая . Выявление состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, изучение степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда. Сравнение планируемого результата с действительным, установление эффективности используемых методов, форм и средств обучения.

Обучающая. Совершенствование знаний и умений, их обобщение и систематизация. Школьники учатся выделять главное, основное в изучаемом материале. Проверяемые знания и умения становятся более ясными и точными.

Диагностическая. Получение информации об ошибках и пробелах в знаниях и умениях и порождающих их причинах. Результаты диагностических проверок помогают выбрать более интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования методов и средств обучения.

Прогностическая. Получение опережающей информации: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения следующей порции учебного материала. Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные пробелы в системе приемов познавательной деятельности.

Развивающая. Стимулирование познавательной активности учащихся. Развитие их речи, памяти, внимания, воображения, воли, мышления.

Ориентирующая . Получение информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом. Ориентирование учащихся в их затруднениях и достижениях. Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты, указывать направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений.

Воспитывающая. Воспитание у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, честности, настойчивости, привычки к регулярному труду, потребности в самоконтроле.

Организацию работы по выявлению и устранению пробелов в знаниях подразделяю на этапы: выявление ошибок; фиксирование ошибок; анализ допущенных ошибок; планирование работы по устранению пробелов; устранение пробелов ЗУН; меры профилактики.

I этап. Выявление ошибок

Осуществляется в ходе проверки письменных работ, устных ответов, само и взаимоконтроля.

Письменные работы провожу регулярно. Строго слежу за самостоятельностью выполнения. Наиболее эффективными (для выявления ошибок) формами письменных работ считаю:

    в начале и конце учебного года - тестирование с последующим составлением таблицы, в которой четко видны ошибки каждого в отдельности и класса в целом;

    в течение учебного года - традиционные контрольные и предшествующие им самостоятельные работы, письменный опрос теоретического материала;

    для усвоения контроля «узкой» темы: математические диктанты («Закончи фразу», «Заполни пропуски», «Сформулируй вопрос», «Вычисли устно и запиши ответ»), «Цепочки»), минитесты. Задания такого типа позволяют быстро и, главное, своевременно обнаружить пробелы в знаниях по изучаемой теме, что полезно и учителю, и ученику.

Устная проверка ЗУН направлена на выявление типичных ошибок конкретной темы и общеучебных умений и навыков. Она эффективна, если направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если стимулирует самостоятельность и творческую активность учащихся. Качество вопросов определяется характером умственных действий, которые выполняют учащиеся при ответе на вопрос. Поэтому среди проверочных заданий выделяю вопросы, активизирующие память (на воспроизведение изученного), мышление (на сравнение, доказательство, обобщение), речь. Большое значение имеют проблемные вопросы, которые заставляют применять полученные знания в практической деятельности. Качество устной проверки зависит от подбора вопросов и последовательности их постановки. Каждый вопрос должен быть логически завершенным, предельно сжатым и точным. Выделю два условия качественного выявления знаний:

Ученику никто не мешает (ответ комментируется потом);

Прерывать ученика можно только в том случае, если он не отвечает на вопрос, а уклоняется в сторону.

Приемы устной проверки использую на различных этапах урока.

Привитие учащимся умений и навыков самоконтроля не только позволяет им находить собственные ошибки, но и благотворно с воспитательной, психолого-педагогической точки зрения. Формы: «Найти и объясни ошибку» (свою, допущенную одноклассником, запланированную учителем), «Проверь ответ и пойми ошибку», «Оцени свой ответ».

Взаимоконтроль качества и эффективности учебной деятельности школьников помогает учителю осуществлять проверку знаний учащихся и содействует выработке таких качеств личности, как честность и справедливость, коллективизм. «Задай вопрос», «Найди дыру в решении и задай вопрос» (чтобы помочь отвечающему самому найти ошибку), «Дай рецензию ответа», «Объясни решение товарищу», взаимопроверка домашних и проверочных работ, правил, формул, теорем, определений - вот далеко не все формы взаимоконтроля. Положительно еще и то, что взаимопроверку можно проводить и во внеурочное время. Взаимопроверка знаний активизирует деятельность учащихся, повышает интерес к знаниям и нравится им. В ходе взаимного контроля раскрываются индивидуальные особенности учащихся, повышается интерес к знаниям. Ребятам нравится сам процесс, укрепляются их взаимоотношения с товарищами.

На этом этапе анализируется правильность восприятия и понимания учебного материала, вскрываются слабые стороны в знаниях, обнаруживаются недочеты, пробелы, ошибки в работах и ответах учащихся. Это позволяет учителю вовремя наметить меры по их преодолению и устранению.

II этап. Фиксирование ошибок

Фиксирование ошибок происходит параллельно их выявлению, но далеко не каждый ученик способен усвоить материал и выработать прочные умения и навыки даже после классической цепочки: учитель показал - ученик сам порешал - учитель указал на ошибки - ученик выполнил работу над ошибками. Приступая к изучению новой темы, школьник часто забывает многое из предыдущего материала. Только путем многократного, продолжительного, периодического повторения каждым учеником своих «проблемных» тем, возвращения к «слабому» звену в цепочке знаний можно добиться результатов в обучении математике. Необходимо вести строгий учет ошибок в виде списка, регулярно работать с ним: вносить изменения, держать ошибку на контроле до той поры, пока не будет твердой уверенности в качестве усвоения. Это занятие не из легких, оно требует терпения и времени. Но цель оправдывает средства. И тот, кто пройдет этот путь, будет вознагражден учебными достижениями своих учеников. Рациональными формами фиксирования ошибок, на мой взгляд, являются следующие:

    Таблица, в которую заносятся результаты проверки теста. Она позволяет увидеть картину «справляемости» по классу в целом и каждого ученика в отдельности (табл.1).

    Тетрадь учета ошибок (она может быть выполнена в электронном виде) cодержит список класса и мониторинг «справляемости» со всеми письменными работами. На каждого ученика заводится отдельная страница (или часть ее), куда заносится информация о конкретных ошибках, ведется учет усвоения знаний. Наглядно видно, у кого какие проблемы, кто чего не сдал (табл.2).

    По ходу урока, при выполнении домашних работ настоятельно рекомендую ученикам, если что-то не смогли сразу понять, ставить пометки на полях (типа «?»), чтобы потом подумать или воспользоваться помощью учителя, одноклассника. Нацеливаю учеников на то, чтобы не оставляли «непонятных» участков без внимания.

III этап. Анализ допущенных ошибок

Анализ допущенных ошибок выполняется после каждого вида работы устно или письменно, учителем или учеником - в зависимости от рода деятельности. Проводится количественный и качественный анализ. Тщательно проведенный анализ позволяет глубоко изучить пробелы и достижения отдельных учеников, выделить типичные ошибки и основные затруднения учащихся, изучить причины их появления и наметить пути их устранения.

IV этап. Планирование работы по устранению пробелов в знаниях

Эта работа строится на основании анализа, результаты которого доводятся до учеников.

    Учитель намечает, когда, кого, с какой целью спросить и какие для этого использовать средства.

    Работа над ошибками проводится после каждой письменной работы, повторный зачет - после неудовлетворительной отметки.

    Осуществляется строгий контроль за тем, чтобы каждый ученик выполнил все контрольные и зачетные работы (даже если пропустил).

V этап.

Устранение пробелов в знаниях

    Анализ работы в классе.

    Выяснение мнения класса по поводу полученных результатов.

    Работа над ошибками, индивидуальная и фронтальная, с обязательной последующей письменной проверкой (до получения положительной отметки).

    Задания на повторение во время фронтального опроса и индивидуально (до получения положительной отметки).

VI этап. Меры профилактики

Трудно лечить болезнь, лучше ее не допустить. Ошибки - тоже своего рода недуг. Свести их к минимуму способствуют следующие профилактические меры.

    Тексты письменных заданий должны быть удобными для восприятия: грамотно сформулированными, хорошо читаемыми.

    Активная устная отработка основных ЗУН, регулярный разбор типичных ошибок.

    При объяснении нового материала предугадать ошибку и подобрать систему заданий на отработку правильного усвоения понятия. Акцентировать внимание на каждом элементе формулы, выполнение разнотипных заданий позволит свести ошибочность к минимуму.

    Подбор заданий, вызывающих интерес, формирующих устойчивое внимание.

    Прочному усвоению (а значит, отсутствию ошибок) способствуют правила, удобные для запоминания, четкие алгоритмы, следуя которым заведомо придешь к намеченной цели.

    Систематическое приучение к самоконтролю позволяет добиться заметных результатов. При этом растет общая математическая культура школьников, их работы и ответы становятся более грамотными.

План работы по ликвидации пробелов в знаниях по геометрии

На устранение некоторых причин школьных неудач, например таких, как отсутствие надлежащей помощи ученику со стороны разбитой семьи, неблагоприятные материальные или жилищные условия родителей ученика и т. д., учитель, как правило, может оказывать лишь незначительное влияние, и его возможности в этом отношении в общем ограничены. Сравнительно большими возможностями он располагает в отношении противодействия тем причинам школьных неудач ученика, которые кроются «в нем самом и в средствах его работы».

Поэтому к числу основных дидактических средств предупреждения и устранения школьных неудач следует отнести:

  • педагогическую профилактику, в том числе проблемное и групповое обучение;
  • педагогическую диагностику, прежде всего использование таких способов контроля и оценки результатов обучения, которые позволяют немедленно выявить возникающие пробелы в знаниях, умениях и навыках каждого ученика;
  • педагогическую терапию, особенно устранение выявленного отставания в области изученного учениками программного материала путем индивидуализации обучения на уроке, а также с помощью организуемых школой дополнительных занятий в группах для отстающих.

Педагогическая профилактика

Результаты процесса обучения и воспитания в значительной мере зависят от используемых учителем форм и методов учебно-воспитательной работы. К числу таких форм и методов, которые содействуют росту эффективности процесса обучения, относится, как следует из проведенных и уже документированных исследований, проблемное обучение. Работа учеников (на уроке) в коллективах из нескольких человек над определенными проблемами практического или теоретического характера приводит к росту интереса к учебе, приучает к коллективному преодолению трудностей, создает условия для обмена мнениями, вырабатывает критичность мышления, учит рациональным методам планирования и организации работы и т. д. Именно поэтому проблемное обучение в группах представляет собой одно из важнейших условий успешной борьбы со школьными неудачами и главным образом по этой причине заслуживает того, чтобы считать ее основной формой работы учителя на уроке.

Блок закрепления

Дайте общую характеристику проблемного и проблемно-группового обучения. Обоснуйте пригодность такого обучения для целей педагогической профилактики.

При затруднении перечитайте соответствующие фрагменты текста учебника. Не забудьте, что основная информация, касающаяся проблемного обучения, находится в различных главах, начиная со второй.

Педагогическая диагностика

Основой педагогической диагностики являются индивидуальные беседы учителя с учениками и их родителями, одноразовые и постоянные наблюдения за учениками, посещения учителем семьи ученика, тестовые исследования, а также организуемые каждые две-три недели собрания учителей. Классный руководитель, кроме того, должен постоянно вести дневник педагогических наблюдений, охватывающий каждого ученика, сотрудничать с родителями учеников, с молодежными организациями и с остальными учителями, чтобы знать не только домашние условия ученика, его положение в семье и т. п., но и его интересы, склонности, оптимальный для него темп работы и т. п. Знание всего этого позволяет учителю обеспечить рациональную индивидуализацию учебно-воспитательной работы как на уроке, так и во время внеклассных занятий. В общеобразовательных школах (начальных и средних) эти знания служат основой для направления учеников в наиболее подходящие для них типы высших и средних учебных заведений. Учителя обязаны проводить контроль и оценку результатов учебы в разных формах, чтобы как можно раньше выявлять имеющиеся у отдельных учеников пробелы во владении программным материалом. Основным средством, служащим выполнению этой задачи, являются систематически проводимые им исследования результатов учебы по каждому разделу программы. Такие исследования можно проводить с помощью педагогических тестов и другими способами. Их результаты образуют основу для оценки успехов отдельных учеников в учебе и направления отстающих учеников в специальные группы для устранения выявленных недостатков. На основе этих результатов составляются таблицы по видам допускаемых учениками ошибок. Эти таблицы могут служить исходным пунктом при анализе работы отдельных преподавателей и при решении вопроса об использовании соответствующих методических средств для ликвидации возможных недостатков в работе.

Расширяющий блок

Одной из форм педагогической диагностики являются систематические собрания всех учителей, работающих с учащимися данного класса. В случае необходимости в такого рода встречах могут участвовать и другие лица, например работники школьной библиотеки, представители родительского комитета, школьный врач, приглашенные родители и т. д.

Основная цель таких собраний состоит во всестороннем анализе результатов учебы и поведения учащихся. Основу такого анализа составляют индивидуальные наблюдения учителей за отдельными учениками, дополненные наблюдениями и замечаниями остальных учителей, школьного врача, родителей и т. д. Таким образом коллективно вырабатывается сравнительно полная характеристика каждого ученика данного класса; предметом особого внимания со стороны дома и школы становятся те дети, которые в данный момент этого требуют. Полученная таким путем информация составляет основу для рациональной индивидуализации учебно-воспитательной работы как на уроке, так и во время внеклассных и внешкольных занятий.

Педагогическая терапия

Педагогическая терапия может использоваться как по отношению к отдельному учащемуся, так и к целому коллективу.

Зная пробелы в знаниях отдельных учеников, учитель пользуется различными формами работы для их устранения. Например, он может поручить ученикам выполне

ние соответствующим образом индивидуализированных домашних работ, проводить индивидуальные консультации, уделять особое внимание слабым ученикам во время урока, выработать с родителями общую линию учебно-воспитательных воздействий и т. д. Если же все эти виды индивидуальной работы не приведут к нужным результатам и учащийся по-прежнему будет иметь пробелы в усвоении тех или иных частей учебного материала, то учитель должен направить его в соответствующую выравнивающую группу.

Занятия в выравнивающих группах должны проходить после уроков в школе. Их целью является ликвидация выявленного у отдельных учеников отставания в учебе. В этих группах ученики должны работать самостоятельно под руководством учителя. Выбор упражнений для каждого ученика должен быть продуман таким образом, чтобы ученик смог устранить пробелы и впоследствии активно участвовать в работе класса. Как план занятий в группах, так и оценки полученных результатов следует обсуждать во время собраний классных советов. Знание ошибок, допускаемых учениками и выявляемых благодаря сравнительно частым исследованиям результатов учебы, образует дополнительный фактор, позволяющий учителям индивидуализировать обучение в выравнивающих группах.

Состав выравнивающих групп не должен быть постоянным. Правильно, когда учащиеся принимают участие в их работе до тех пор, пока не устранят выявленных учителем пробелов. Некоторые учащиеся работают одновременно в двух и даже в трех выравнивающих группах, например по польскому языку, математике и физике. В связи с этим распределение и организация занятий отдельных групп должны быть предметом особой заботы со стороны руководства школы. Лучше всего, когда занятия в выравнивающих группах имеют постоянное место в еженедельном расписании школьных занятий.

Очень полезными в работе по устранению пробелов в знаниях и умениях учащихся оказываются программированные тексты. Они касаются тем, в знании которых учащиеся имеют определенные дефекты, позволяют им работать самостоятельно в подходящем для каждого из них темпе и принуждают их к систематическому контролю и оценке получаемых результатов. Проведенные эмпирические исследования показали, что именно эта форма ликвидации отставания в учебе является хорошим дополнением занятий, проводимых в выравнивающих группах.

Расширяющий блок

Типичным примером рационального использования педагогической терапии является описанное ниже занятие в выравнивающей группе по математике.

На основе наблюдений и данных исследования результатов учебы, проведенного после изучения темы «Действия с обыкновенными дробями», учительница установила, что шесть учеников VI класса демонстрируют значительные дефекты во владении программным материалом по упомянутой теме. Попытки устранить эти недостатки путем самостоятельной работы учащихся не привели к желательным результатам. В этой ситуации все шестеро учеников были направлены на занятия в выравнивающую группу по математике, причем было предварительно установлено, какие ошибки допускает каждый из них.

Оказалось, что ученик 3. Б. не умел сравнивать дроби с разными знаменателями, не понимал значения черты дроби, испытывал большие трудности при сложении и вычитании дробей со знаменателями, не являющимися простыми числами, не владел техникой приведения дробей к простому виду. Причиной трудностей в последнем случае было неумение находить наибольший общий делитель.

Ученик Б. Д. делал те лее ошибки и, кроме того, испытывал затруднения при делении обыкновенных дробей.

А. М., третий ученик, направленный на занятия в выравнивающую группу по математике, не овладел действием умножения обыкновенных дробей в случае смешанных чисел. Причиной ошибок было неумение осуществлять переход от смешанных чисел к неправильным дробям. Кроме того, этот ученик часто ошибался в таблице деления.

Оставшиеся три ученика, К. Н., Д. С. и Л. 3., проявляли недостатки в области нахождения наименьшего общего кратного и наибольшего общего делителя. Именно эти недостатки затрудняли им сложение и вычитание дробей с разными знаменателями, их сравнение.

Анализ показал, что ученики рассматриваемой группы имели два вида недостатков в знаниях и умениях: во-первых, недостатки, общие для большинства учеников группы (недостаточное владение такими операциями, как нахождение наименьшего общего кратного и наибольшего общего делителя, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями, особенно со знаменателями, не являющимися простыми числами, а также сравнение дробей с разными числителями и знаменателями); во-вторых, недостатки, присущие только отдельным ученикам (непонимание функции черточки дроби, ошибки при выполнении таких действий, как упрощение дробей, деление обычных дробей, умножение обычных дробей на смешанные числа, недостаточное владение таблицей деления).

Применительно к выявленным недостаткам нужно было так подготовить занятия в выравнивающей группе, чтобы сначала устранить недостатки, типичные для всех учеников, и только позднее перейти к ликвидации индивидуальных ошибок. Так и поступила учительница. Во время первых двух встреч она повторила признаки делимости чисел, проработала на доске несколько примеров на нахождение наименьшего общего кратного и наибольшего общего делителя, а также выполнила ряд упражнений на сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Для следующих двух часов занятий в выравнивающей группе она подготовила упражнения, учитывающие те виды ошибок, которые допускают отдельные учащиеся. Таким образом, первые два часа учащиеся работали коллективно, по очереди решали у доски задачи, общие для всех, а во время последних двух часов каждый ученик работал индивидуально под руководством учительницы.

В конце занятий в выравнивающей группе еще раз была проведена проверка знаний. Оказалось, что только ученик А. М. не сумел восполнить пробелы в знаниях. В связи с этим он должен по-прежнему продолжать занятия в этой группе. Остальные же были освобождены от этой обязанности.

Выделяя среди педагогических причин неудач учеников в школьной учебе относительно независящие и относительно зависящие от учителя, в числе последних мы можем выделить следующие группы:

Различные методические ошибки и недостатки, например, несоблюдение тех или иных принципов обучения; недостаточное знание учеников учителем; отсутствие необходимого внимания к ученикам, отстающим в учебе, со стороны школы.

Причины неудач

Охарактеризованные в данном параграфе профилактические, диагностические и терапевтические процедуры тесно связаны с устранением перечисленных групп причин. Профилактические действия направлены на то, чтобы не допустить возникновения методических ошибок. Ошибкам, вытекающим из незнания учителем учеников, должны препятствовать диагностические действия, целью терапевтических мероприятий является привлечение соответствующего внимания к тем отстающим ученикам, которые не могут, без помощи учителя преодолеть трудности, встречающиеся им в учебе.

Графический вид рассмотренных связей представлен на рис. 16.

Из рисунка следует, что хотя учитель имеет возможность устранить школьные неудачи, однако эта возможность ограничена. За пределами влияния учителя находятся причины социально-экономического и биопсихологического характера, воздействие которых на качество знаний учащихся бесспорно.

В школе мы дружно отсиживались на задних партах, а тысячи вопросов о мироздании все равно остались. Как восполнить пробелы?

По неясным причинам в школе нам было скучно читать учебники по различным «лишним» предметам: «Я будущий экономист, зачем мне это?». Отчасти, ты будешь прав, что это действительно тебе не нужно на ЕГЭ, но, согласись, лучше знать, чем не знать.

Будучи взрослыми, мы жадно впитываем книги о Вселенной, микробах, животных, анатомии и т.д., потому что мы выросли, а вопросы остались. Чем раньше мы начнем восполнять пробелы, тем лучше – все накопленные знания всегда понадобятся. Например, кто знал, что уроки каллиграфии приведут Стива Джобса к всемирной известности? Никогда не поздно начать. Начинай сейчас.

Мы попытались тебе убедить, что нагонять упущенные знания стоит, а теперь предлагаем пару книг, которые просто must read.


livelib.ru

1. Краткая история времени. Стивен Хокинг

Без лишних слов стоит сказать, что эта книга просто гениальна! После прочтения этой книги, захочется забронировать билет на ракету и улететь. Разве не кажется заманчивым теория струн, черные дыры, пространственно-временной контекст и многое другое? Прочитав книгу, можно идти на просмотр «Интерстеллар» и грамотно комментировать каждый момент. Эта книга даже не о космосе, а о магии и волшебстве, которое происходит у нас над головами.

vladtime.ru

2. Смотри, что у тебя внутри. Роб Найт

А ты знал, что количество клеток микробов превышает клетки человека в 10 раз? Гастриты, депрессии, аллергии – все это результат работы твоих микробов. Глупо ничего не знать о них, верно? Когда читаешь эту книгу, то чувствуешь себя маленьким ребенком, который от удивления постоянно открывает рот и бормочет: «Не может быть…». Знал ли ты, что диабет, артрит и депрессия очень часто вызваны тем, что… ты мало общался в детстве с животными и что, скорее всего, не было лета у бабушки, где большинство детей садят цветочки, едят вишню с дерева и бегают босиком по деревне. Эти и другие секреты наших сожителей можно найти в этой книге.


superomsk.ru

Да, на книгу это не смахивает, но это ресурс художественной феерии. За час можно посетить любой музей! Прямо сейчас я шагаю по музею Гуггенхайм. А сейчас я в Португалии любуюсь местным street art-ом.


wm-painting.ru

4. Мост через бездну. Паола Волкова

Экскурс в историю и искусство. Всего в этой серии 6 книг, каждая рассказывает о своем временном отрезке. Некоторые ругают госпожу Волкову за то, что повествование немного хаотично (оно и ясно: Паола Волкова прирожденный лектор, который захватывающе рассказывает обо всем), но обвинить ее в скучном изложении невозможно. Для тех, кому курс МХК показался поверхностным и слишком быстрым.

ПРОБЕЛЫ В ОБРАЗОВАНИИ

Давайте поговорим о современном школьном образовании, точнее, об основных его принципах . Безусловно, существуют разные школы: специальные школы с уклоном на какие-то предметы, экспериментальные школы и т. д., но мы будем говорить о принципах работы простых общеобразовательных школ.

Принцип, по которому проходит обучение в таких школах, – это планомерное движение вперед. Сначала усваивается одна тема, затем другая и т. д. Предполагается, что ученики повторяют пройденный материал и относятся очень серьезно к тому, чему их учат. Темы переходят из года в год, дополняются, усложняются, рассматриваются на новом уровне. Вот вам и цикличность , которая крайне необходима. По объему и охвату материала, по глубине проработки наша программа превосходит многие западные. Теоретически все выглядит очень здорово.

Проблема в том, что программы рассчитаны на «идеального », прилежного, ученика. Но далеко не такой большой процент детей имеет естественные склонности к обучению. У некоторых есть скрытые способности к торговле, некоторым просто нравится работать руками. Но образовательная программа одна, она рассчитана на активный тип учеников, самых лучших и прилежных, со склонностями к обучению.

Как же быть остальным? В этом случае роль учителя крайне важна. Он должен уметь переформировать материал таким образом, чтобы каждому было понятно.

К сожалению, на практике все получается немного по-другому. Пройдя одну тему, а потом еще несколько, большинство учениковзабывают то, что они проходили месяц назад. В результате, завершив годовой курс обучения, они не изучают ничего серьезно .

Причина этому – слишком большие промежутки между занятиями, слишком частые переключения внимания, связанные с большим количеством предметов, которые приходится изучать. Школьники теряют целостность восприятия . А поверхностное изучение предмета не дает возможности увидеть завершенность и гармонию. Если же информация не замыкается , преобразуется во что-то целое, в какую-то законченную картину, то память очень быстро снимает ее поддержку, освобождаясь от «малозначимой » информации. Актуальность определяется повторениями.

Память работает как машина , она не понимает деклараций типа: «Меня зовут Вася , и мне очень, очень, очень нужен английский. Он очень важен для меня». Чего бы Вася ни хотел, если его действия не соответствуют провозглашаемому, то память не поймет Васю. Она безжалостно сотрет недоученную информацию, несмотря на все его заявления. Важность для нее определяется только цикличностью повторения, то есть конкретным ритмом самой работы, а не одними намерениями.

Помните, мы рассматривали этот принцип работы памяти? Еще раз: если информация не повторяется определенное количество раз в определенный промежуток времени, то она просто стирается . Увы, но такова наша память, не ждите от нее понимания и сострадания.