Дом плещеева на новой басманной. Жилой дом плещеева

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

здание

Жилой дом Плещеева


Дом в 2015 году
Страна Россия
Город Москва
Координаты : 55°46′10″ с. ш. 37°39′25″ в. д.  /  55.76944° с. ш. 37.65694° в. д.  / 55.76944; 37.65694 (G) (Я)

Дом Плещеева - здание-достопримечательность в Москве .

Географическое расположение

История

В второй половине XVIII века на этом месте возведены каменные палаты .

В начале XX века к особняку совершена пристройка в виде доходного дома. При постройке убрали парадную лестницу .

Архитектура

За своё время внешний вид здания особо не изменился .

Стиль классицизм. Украшен балконами .

Слева от особняка стоят парные колонны .

Трёхэтажный.

Напишите отзыв о статье "Дом Плещеева"

Литература

Этот особняк занесён русским архитектором Матвеем Федоровичем Казаковым в книгу «Альбом партикулярных строений города Москвы». Сюда он заносил лучшие, по его мнению, здания в Москве, построенные с XVIII века по XIX век .

Примечания

Отрывок, характеризующий Дом Плещеева

On dirait que l"humanite a oublie les lois de son divin Sauveur, Qui prechait l"amour et le pardon des offenses, et qu"elle fait consister son plus grand merite dans l"art de s"entretuer.
«Adieu, chere et bonne amie, que notre divin Sauveur et Sa tres Sainte Mere vous aient en Leur sainte et puissante garde. Marieie».
[Милый и бесценный друг. Ваше письмо от 13 го доставило мне большую радость. Вы всё еще меня любите, моя поэтическая Юлия. Разлука, о которой вы говорите так много дурного, видно, не имела на вас своего обычного влияния. Вы жалуетесь на разлуку, что же я должна была бы сказать, если бы смела, – я, лишенная всех тех, кто мне дорог? Ах, ежели бы не было у нас религии для утешения, жизнь была бы очень печальна. Почему приписываете вы мне строгий взгляд, когда говорите о вашей склонности к молодому человеку? В этом отношении я строга только к себе. Я понимаю эти чувства у других, и если не могу одобрять их, никогда не испытавши, то и не осуждаю их. Мне кажется только, что христианская любовь, любовь к ближнему, любовь к врагам, достойнее, слаще и лучше, чем те чувства, которые могут внушить прекрасные глаза молодого человека молодой девушке, поэтической и любящей, как вы.
Известие о смерти графа Безухова дошло до нас прежде вашего письма, и мой отец был очень тронут им. Он говорит, что это был предпоследний представитель великого века, и что теперь черед за ним, но что он сделает все, зависящее от него, чтобы черед этот пришел как можно позже. Избави нас Боже от этого несчастия.
Я не могу разделять вашего мнения о Пьере, которого знала еще ребенком. Мне казалось, что у него было всегда прекрасное сердце, а это то качество, которое я более всего ценю в людях. Что касается до его наследства и до роли, которую играл в этом князь Василий, то это очень печально для обоих. Ах, милый друг, слова нашего Божественного Спасителя, что легче верблюду пройти в иглиное ухо, чем богатому войти в царствие Божие, – эти слова страшно справедливы. Я жалею князя Василия и еще более Пьера. Такому молодому быть отягощенным таким огромным состоянием, – через сколько искушений надо будет пройти ему! Если б у меня спросили, чего я желаю более всего на свете, – я желаю быть беднее самого бедного из нищих. Благодарю вас тысячу раз, милый друг, за книгу, которую вы мне посылаете и которая делает столько шуму у вас. Впрочем, так как вы мне говорите, что в ней между многими хорошими вещами есть такие, которых не может постигнуть слабый ум человеческий, то мне кажется излишним заниматься непонятным чтением, которое по этому самому не могло бы принести никакой пользы. Я никогда не могла понять страсть, которую имеют некоторые особы, путать себе мысли, пристращаясь к мистическим книгам, которые возбуждают только сомнения в их умах, раздражают их воображение и дают им характер преувеличения, совершенно противный простоте христианской.

Регистрационный номер

Категория историко-культурного значения

Федерального значения

Вид объекта

Памятник

Основная типология

Памятник градостроительства и архитектуры

Сведения о дате создания

Адрес объекта (местонахождение)

г. Москва, Новая Басманная ул., дом 12, стр. 2а

Наименование, дата и номер решения органа государственной власти о постановке объекта на государственную охрану

Постановление Совета Министров РСФСР "О дополнении и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" № 624 от 04.12.1974 г.

Описание предмета охраны

Жилой дом Плещеева является трёхэтажным каменным зданием. Имеет квадратную в плане форму, располагается вдоль красной линии Новой Басманной улицы. Здание было выстроено в 1797 г. по проекту архитектора М.Ф. Казакова как главный жилой дом во владении директора Воспитательного дома Георга Генриха Гогеля. Архитектурно-художественное оформление фасадов здания было выполнено в духе классицизма. Композиция главного фасада, ориентированного в сторону Новой Басманной улицы, была симметричной. Его центральная часть была выделена ризалитом с ложным четырёхпилястровым портиком, завершённым треугольным фронтоном. В тимпане фронтона размещался лепной декор. В портике, в уровне второго этажа, располагался открытый балкон с художественным металлическим ограждением. Фасадная поверхность была гладко оштукатурена, оконные проёмы оформлены рамочными наличниками. В нижнем этаже здания сохранилась планировка и некоторые детали находившегося на этом месте меньшего по площади двухэтажного дома третьей четверти XVIII века. На боковом фасаде недавно восстановлена его раннеклассическая архитектура с венчающим триглифным фризом. Около 1799 г. здание перешло к С.И. Плещееву, с именем которого дом запечатлён в Альбомах М.Ф. Казакова. Чертежи подписал А. Иванов,близкий к кругу И.В. Еготова (жил на этой же улице, на углу Бабушкина пер.). В 1877 г. при владельце С.Д. Ширяеве здание претерпело ряд изменений. Был частично переделан главный фасад строения. Балкон в уровне второго этажа, а также лепной декор в тимпане фронтона были ликвидированы. Нижняя часть фасада в уровне первого этажа получила отделку в виде неглубокого руста. Над окнами второго этажа появились сандрики, а под окнами - филенки. Одновременно с этим, с южной стороны здания была возведена трёхэтажная каменная пристройка, а с юго-западной - двухэтажная каменная. В этот же период была произведена перепланировка внутреннего пространства. В 1905 г. с южной стороны от рассматриваемого здания был выстроен четырёхэтажный каменный жилой дом. В связи с этим трёхэтажная пристройка, сделанная в 1877 г. была снесена, а на её месте возник новый четырёхэтажный каменный объём, соединяющий главный дом с новой постройкой. Дом Плещеева - прекрасный образец городского особняка эпохи классицизма. Его компактный кубический объём со строго организованным классическим фасадом, вынесенный на красную линию очень узкого участка, выглядит внушительным и монументальным. Дом симметрично фланкировали двое ворот с парными колоннами на пилонах (западные вороты были ложными и впоследствии исчезли). Замечательная обработка интерьеров, известная по чертежу А. Иванова, не сохранилась. Здание полностью сохранило объёмно-пространственную композицию и архитектурно-художественное оформление фасадов, сложившиеся к 1877 г.

Этот классический особняк на Новой Басманной улице построен в 1790-е годы на основе небольших каменных палат, появившихся здесь в третьей четверти XVIII века.

Трехэтажный дом был выстроен по заказу нового владельца усадьбы - Григория Григорьевича Гогеля, директора Московского Воспитательного дома.

Гогель - по происхождению француз, на русскую службу поступил в 1775 году, вскоре принял русское подданство. В 1780 году он был назначен обер-директором Воспитательного дома в Москве. В 1796 году за свои заслуги возведен во дворянство, однако вскоре был отрешен от должности за финансовые злоупотребления при управлении Воспитательным домом. Позже императрица Мария Федоровна, супруга Павла I, назначенная начальницей над Воспитательными домами, простила его.

После смерти Гогеля в 1799 году его усадьба на Новой Басманной перешла к действительному статскому советнику Сергею Ивановичу Плещееву, происходившему из старинного дворянского рода.

Он был близок к императору Павлу I, состоял при нем на службе еще когда Павел был цесаревичем. Пользовался расположением великой княгини, будущей императрицы Марии Федоровны, вел с ней переписку. Сделал карьеру морского офицера, дослужился до вице-адмирала; участвовал во многих экспедициях, сопровождал цесаревича Павла в его путешествии в «чужие края» в 1781-1782 годах.

Будучи командирован в Константинополь, произвел съемку и опись пролива Дарданеллы и побережья Черного моря у Синопа и Трапезунда. Был известен как писатель - ему принадлежит одно их первых географических описаний России – «Обозрение Российской Империи в нынешнем ее новоустроенном состоянии», изданное в 1787 году. Он также опубликовал записки о своем путешествии в Сирию, «к достопамятным местам, в пределах Иерусалима находящимся» и описание путешествия их императорских высочеств Павла Петровича и Марии Федоровны, совершенного в 1781-1782 годах. Перевел с английского языка записки о путешествии английского лорда Балтимура из Константинополя в Лондон.

Плещеев был близок к масонам, состоял в дружеских отношениях с Николаем Ивановичем Новиковым.

В 1798 году Плещеев оказался в опале и был уволен от службы. Он переехал в Москву и поселился в купленной им усадьбе на Басманной. В Москве он прожил до конца царствования Павла I. Несмотря на опалу, император удостоил его орденом Иоанна Иерусалимского (Мальтийский крест).

Дом Плещеева запечатлен в «Альбомах партикулярных строений города Москвы», куда архитектором Матвеем Федоровичем Казаковым были включены лучшие московские здания рубежа XVIII – XIX веков.

Облик дома дошел до нашего времени почти без изменений – его строгий классический фасад утратил балкон, были растесаны окна третьего этажа и несколько изменен лепной декор фасадов. В начале ХХ века, при пристройке сзади доходного дома, разобрана парадная лестница. Слева от дома сохранились первоначальные пилоны ворот, оформленные парными колоннами.

Однажды в 2014-м году мы с Лизой, Данилой и Мишей выбрались погулять по центру. Случайно оказавшись рядом с домом 12 по Новой Басманной, мы заметили какой-то раскоп около стены здания и конечно же заглянули в него. Из раскопа можно было попасть в совсем небольшую подвальную комнату, откуда узкий проход вел в помещение побольше, со сводчатым потолком из кирпича и основанием из белого камня. Картину дополняла огромная сеть паутины, занимавшая все внутреннее пространство сводчатого помещения - вероятно сюда никто не заходил уже как минимум несколько лет. С виду это напоминало небольшую пещеру или подземный грот прямо в центре города. Кроме того, паутина напомнила , но выглядело помещение значительно старше - из-за белокаменного основания стен и некоторой "бесформенности" свода. Кирпичные подземные сооружения конца 19-го - начала 20-го веков обычно выглядят уже более унифицировано, так что подвал мог оказаться достаточно старым.

От входа не удавалось разглядеть, есть ли из помещения проходы куда-либо дальше. Для того, чтобы это увидеть, нужно было пройти внутрь и хотя бы частично сорвать паутину, но я решил сначала вернуться за фотиком и запечатлеть эту красоту в нетронутом состоянии. Надо полагать, раскоп возник не случайно, и в дальнейшем строители планировали как-то использовать это помещение, так что паутину в любом случае сняли бы в ближайшее время. Проходов куда-то еще в итоге не обнаружилось, но справа и слева относительно входа располагались две ниши, заложенные более современным кирпичом. Также в своде был проем, закрытый современной бетонной плитой. Тогда я сделал несколько фото, но не писал об этом подвале, а только упомянул его в . Однако по прошествии времени я подумал, что история сооружения будет достаточно интересной, и к тому же того раскопа уже давно нет. Само здание, называемое домом Плещеева, было возведено в конце 18-го века, на основании каменных палат более ранней постройки. Вполне вероятно, что обнаруженный нами подвал является фрагментом этих палат. Можно найти информацию, что дом сохранился до наших дней практически без изменений, но на pastvu.com нашлось фото не ранее чем конца 1970-х годов:

1. С конца 1970-х годов дом уж точно не изменился, разве что окно небольшой пристройки справа теперь заколочено.

2. Паутина внутри подвала, напоминающая крупномасштабную структуру вселенной или нейронную сеть мозга.

3. Из самого здания в этот подвал нет никаких проходов, но есть проем в своде, закрытый плитой - возможно это было обрушение. Справа видно одну из ниш, заложенных кирпичом.

4. Вид в противоположную сторону.

5. Слева видна вторая заложенная ниша.

6. И еще одно фото.