Древняя троя. Фото и описание

Троянский конь — символ Трои (расположен при входе на территорию Национального исторического парка Трои)

Мифы рассказывают, что богиня раздора Эрида не была приглашена на свадьбу нимфы Фетиды с Пелеем. После чего она решила отомстить, явилась на пир незваной и бросила на стол золотое яблоко, на котором было написано: «Прекраснейшей».

Три богини - Афродита, Гера и Афина - тут же затеяли спор, кому оно должно достаться, и на роль судьи пригласили троянского царевича Париса.

Гера обещала сделать его повелителем всей Азии, Афина посулила красоту, мудрость и победы во всех битвах, а Афродита — любовь самой прекрасной женщины - Елены, жены спартанского царя Менелая.

Парис отдал яблоко Афродите. А потом он похитил Елену и увез ее в Трою.

После похищения Елены, греческие цари, союзники Менелая, по его зову собрали армию из 10 тыс. воинов и флот из 1178 кораблей и пошли походом на Трою. Главнокомандующим стал царь Микен Агамемнон.

Осада Трои, у которой было немало союзников, длилась десять лет. В сражениях погибли греческий герой Ахилл, троянский царевич Гектор и многие другие. Наконец хитроумный царь Итаки Одиссей предложил план захвата города.

Греки соорудили пустотелого деревянного коня и, оставив его на берегу, сделали вид, что отплыли. Троянцы возликовали и втащили коня, в котором спрятались греческие воины в город. Ночью греки вылезли и открыли ворота своим соратникам, которые на самом деле находились за ближайшим мысом.

Троя была разрушена и сожжена. Менелай вернул Елену и увез ее на родину. Случилось это в начале XII в. до н. э.

Троя - история, открытая мифом

Уже в глубокой древности среди народов Эллады были известны сказания о Троянской войне, ее героях и помогавших им богам — хитроумном Одиссее, отважном Ахилле, храбром Гекторе, могущественном Посейдоне, прекрасной Афродите и других.

Троя - это город-музей под открытым небом и одна из наиболее известных исторических . Историками принято считать, что именно его описывает в своих знаменитых произведениях «Одиссея» и «Иллиада» греческий поэт Гомер.

Троя находилась на севере полуострова Малая Азия, неподалеку от пролива Дарданеллы, который в древности называли Геллеспонтом. Область, где стоял этот город, так и называлась - Троада. В хеттских архивах Троя фигурирует как Таруиша.

Но в семидесятых годах девятнадцатого века знаменитый археолог Генрих Шлиман, при проведении раскопок на холме Гиссарлык наткнулся на развалины девяти городов, находящихся в разных исторических слоях земли, один за другим. После проведения тщательного анализа было установлено, что именно это место описывает Гомер, и именно здесь находится легендарная Троя.

Время жизни Гомера точно не известно. Считается, что он жил между XII и VI вв. до н. э. Право называться его родиной оспаривали семь городов: Смирна, Хиос, Колофон, Соломин, Родос, Аргос и Афины.

С тех пор этот город является одним из самых популярных, известных и посещаемых достопримечательностей Турции. Данный город-музей занесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Троя — наверное, в мире мало тех кто не слышал имя этого легендарного города хоть раз в своей жизни, кто не слышал о знаменитом Троянском коне , который резко изменил ход Троянской войны . Начиная от «Илиады» Гомера , где описан пятьдесят один день последнего года Троянской войны , о Трое сказано и написано очень много. Троя всегда интересовала и продолжает интересовать самых различных ученых: археологов, историков, литераторов и краеведов.


Саша Митрахович 21.10.2015 15:55


Троя на карте Турции

Сказания о Троянской войне были широко известны в Греции с глубокой древности. Певцы-аэды повсюду распевали песни об этом событии. Примерно в VIII в. до н. э. было сложено несколько поэм.

До нас дошли две из них — «Илиада» и «Одиссея», автором которых считается слепой поэт Гомер. «Илиада» рассказывает о событиях, произошедших на девятом году войны, а «Одиссея» — история долгого, десятилетнего возвращения домой итакийского царя, который вспоминает о некоторых эпизодах осады и гибели Трои, в том числе и о Троянском коне.

Во времена античности «Илиаду» и «Одиссею» знали все. Их списки были в доме у всех грамотных людей, многие богачи даже держали рабов, которые читали эти поэмы наизусть. Римская литература началась с перевода «Илиады» на латынь. И все в античности были убеждены, что это повествование о действительных событиях, в которых смешались деяния богов и героев.

«Троя » и «Илион » два разные названия одного и того же могучего города в Малой Азии, у входа из Эгейского моря в пролив .

Город был расположен на древнем морском торговом пути, который соединял Эгейское море с Мраморным и Чёрным морями.

Троя занимал господствующее положение над проливом и это позволило городу стать ключевым центром торговли между Востоком и Западом в эпоху бронзы.

По словам Гомера, около города протекали река Скамандр и Симоис. Река Скамандр (тур. Карамендерес) берет начало на склонах гор Ида, которые ныне называются Каз-Даг.

Когда Троя впервые была основана, она располагалась на берегу одноименного залива. Но то, что мы видим сегодня, уже не залив, а большая равнина потому, что аллювиальные осадки рек Скамандр и Симоис постепенно накапливлись и в течение многих веков эти речные наносы практически заполнили бухту.

В наши дни развалины древней Трои находятся в Турции, в 30 км от города Чанаккале, недалеко от деревни Тевфикие.


Саша Митрахович 30.10.2015 10:36


Около 700 г. до н. э. в тех местах была основана греческая колония Новый Илион. Александр Македонский приносил там жертвы перед своим победоносным походом в Азию, Константин Великий одно время думал устроить там свою столицу, но выбрал Византий.

Многие путешественники специально ездили в Троаду, чтобы посмотреть на места, где совершались эти события. Однако шли века, Новый Илион пришел в упадок, и постепенно Троянскую войну стали считать сказкой, мифом, тем более, что в событиях участвовали боги.

Некоторые исследователи видели в «Илиаде» аллегорию на другие события, например, на эллинскую колонизацию Малой Азии. Это выглядит правдоподобным, ведь древние сказания гласят, что греки, осаждавшие Трою, каждую весну сеяли хлеб, а также постоянно грабили побережье.

Такие события действительно похожи не на карательный поход, а на экспансию, медленную и тяжелую.

На сегодняшний день местность, где располагается современная Троя , разительно отличается от той, которую описывает Гомер. Илистые наносы рек Кара Мендерес и Думрек-Су год за годом, день за днем отодвигали береговую линию, и теперь город лежит на абсолютно сухой возвышенности.

В городе-музее «Троя » безусловно есть, что посмотреть, одни руины, относящиеся к разным историческим периодам чего стоят. Посещения туристов здесь разрешены с мая по сентябрь с 8.00 до 19.00, а сентября по апрель с 8.00 до 17.00. Стоимость входного билета составляет 15 лир. Оптимальным решением для более полного ознакомления со всеми экспонатами будет нанять экскурсовода.

Одним из самых популярных и излюбленных мест города это знаменитый Троянский конь, а если быть точными, то его деревянная копия. Все желающие могут забраться и внутрь коня и почувствовать себя хитрыми и ловкими сторонниками Одиссея.

Правда, чаще всего туристов, так много, что большинство не только не могут выстоять очередь, что бы пройти внутрь троянского коня, они просто не могут, даже подойти к нему ближе чем на несколько сотен метров.

Так же интересным может стать посещение Музея раскопок, с многочисленными фотографиями, макетами и многими другими экспонатами, описывающие этапы работ по обнаружению города.

Для многочисленных любознательных туристов открыты посещения впечатляющего своими размерами и величественностью храм Афины, таинственное и мрачное святилище античных богов, концертный зал Одеон, и сохранившиеся до наших дней дома знаменитостей и богачей Трои.


Саша Митрахович 30.10.2015 10:39


Долгое время само существование Трои считалось мифом или выдумкой Гомера и точное местоположение Трои никто не знал. Географические описания, данные в «Илиаде» Гомера , заставляли некоторых учёных предположить, что руины Трои могут быть на северо-западе Малой Азии, где-то у входа в (на территории современной Турции).

В 1870 году, знаменитый археолог-самоучка Генрих Шлиман, получив разрешение от тогдашних османских властей, начал раскопку в северо-западной части холма Гиссарлык (недалеко от города Чанаккале). 31 мая 1873 года Шлиманом был обнаружен клад, который он поспешно назвал «Кладом Приама».

Позже оказалось, что это не «Клад Приама», потому что возраст клада был на тысячу лет старше, чем времена, описываемые у слепого поэта Гомера. Согласно разрешению османского правительства на право раскопок Гиссарлыка, Шлиман был обязан передать половину находок в Археологический музей в Стамбуле. Но он скрыв сокровища от турецких властей, контрабандным путем вывез их в Грецию.

В 1881 году, после безуспешных попыток продать сокровища в крупнейшие музеи мира, Шлиман передал их в дар городу Берлину, а это позволило ему стать почетным гражданином Берлина. С 1945 года Троянский клад, взятый в качестве трофея во время второй мировой войны, находится в Москве в ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Многие до сих пор сомневаются в том что Шлиман открыл ту самую Трою , но так или иначе большинство ученых сегодня склоняются к тому, что Шлиман все же был прав, «Троя раскопана, и нет второй».


Саша Митрахович 30.10.2015 10:46


Современная наука насчитывает 9 основных культурных слоев Трои

  • Троя I — Самые древние археологические следы Трои датируются 2900 — 2500 гг. до н. э. Троя I была маленьким поселением и даже в самом расцвете своего существования имела в диаметре всего 100 м. Несмотря на свой скромный размер, Троя I имела крепость с массивными стенами, воротами и башнями сложенными из неотесанного камня. Это поселение просуществовало почти пять веков и, вероятнее всего, было уничтожено пожаром.
  • Троя II — Несмотря на то, что Троя I разрушилась пожаром, возникшая на месте пепелища Троя II представляет собой возрождение погибшего города. Второй культурный слой Трои (2500-2300 гг. до н.э.) один из наиболее впечатляющих археологических памятников раннебронзового века. В этом слое было обнаружено много кладов, в том числе и клад обнаруженный Шлиманом который он поспешно назвал «Кладом Приама». Все эти клады из золота, серебра, бронзы и меди говорят об активной торговой деятельности в городе. Однако, и Троя II разрушилась, но в результате внезапного нападения, о чём говорят обнаруженные следы намеренного разрушения.
  • Троя III, IV и V — Троя III, IV и V уже более крупные поселения, существовавшие с 2300—1800 гг. до н. э. На протяжении веков цитадель города разрослась, но конкретных следов развития города не наблюдаются, наоборот обнаружены следы упадка города. В этих поселениях уже наблюдаются группы небольших домов, стоящими впритык один к другому, разделенные маленькими улочками. Троя V снова была уничтожена пожаром.
  • Троя VI и VII — В этот период в Трои построен новый царский дворец-цитадель. По своему размеру новая цитадель превосходила не только старую, но и любую другую в западной Малой Азии. Сложены из обтесанного камня и усилены массивными башнями новые крепостные стены города имели в толщину от 4 до 5 м. Всё это свидетельствует о богатстве, расцвете и могуществе Трои в этом периоде. Но большие вертикальные разломы на крепостной стены в VI-ом культурном слое Трои (1800-1250 гг. до н.э.), свидетельствуют о том что произошло сильное землетрясение. После землетрясения на месте разрушенного поселения вновь начала зарождаться жизнь. Троянская война и события, упомянутые Гомером в «Илиаде» относятся либо к Трои VI либо к Трои VII (1250-1025 гг. до н.э.).
  • Троя VIII и IX — По мнению современных ученых, заброшенную после войны Трою греки заселили спустя 250 лет, то есть во времена жизни Гомера. Поначалу на месте старой Трои возникло небольшое поселение, потом город разросся. На территории Трои был храм Афины, а также святилище для жертвоприношений (900-85 гг. до н.э.). По словам Арриана (древнегреческий историк и географ), Александр Македонский совершил паломничество в Трою и посетил храм Афины. От храма Афины до нас дошло лишь несколько фрагментов алтарей и мраморные обломки. С ростом могущества Римского государства возникла легенда о том, что именно потомки троянца Энея основали Рим. Поэтому и римляне чтили Трою . Гай Юлий Цезарь приказал расширить храм Афины, после своего визита туда в 48 г. до н.э. Пришедший ему на смену Август также приказал построить в «священном Илионе» боулевтерион (зал совета) и одион для проведения музыкальных выступлений.

Саша Митрахович 30.10.2015 10:49

Троя – наверное, в мире мало тех кто не слышал имя этого легендарного города хоть раз в своей жизни, кто не слышал о знаменитом Троянском коне , который резко изменил ход Троянской войны . Начиная от “Илиады” Гомера , где описан пятьдесят один день последнего года Троянской войны , о Трои сказано и написано очень много. Троя всегда интересовала и продолжает интересовать самых различных ученых: археологов, историков, литераторов и краеведов. А знаете ли Вы, что Троя находится в ?

Троянский конь – символ Трои


Где находится Троя? Троя на карте

Троя ” и “Илион ” два разные названия одного и того же могучего города в Малой Азии, у входа из в пролив . Город был расположен на древнем морском торговом пути, который соединял Эгейское море с Мраморным и Чёрным морями. Троя занимал господствующее положение над проливом и это позволило городу стать ключевым центром торговли между Востоком и Западом в эпоху бронзы.


Расположение Трои

По словам Гомера , около города протекали река Скамандр и Симоис . Река Скамандр (тур. Карамендерес) берет начало на склонах гор Ида , которые ныне называются Каз-Даг. Когда Троя впервые была основана, она располагалась на берегу одноименного залива. Но то, что мы видим сегодня, уже не залив а большая равнина потому, что аллювиальные осадки рек Скамандр и Симоис постепенно накапливлись и в течение многих веков эти речные наносы практически заполнили бухту. В наши дни развалины древней Трои находятся в , в 30 км от города Чанаккале , недалеко от деревни Тевфикие .

Раскопки Трои и “Клад Приама”

Долгое время само существование Трои считалось мифом или выдумкой Гомера и точное местоположение Трои никто не знал. Географические описания, данные в “Илиаде” Гомера , заставляли некоторых учёных предположить, что руины Трои могут быть на северо-западе Малой Азии, где-то у входа в (на территории современной Турции ). В 1870 году, знаменитый археолог-самоучка Генрих Шлиман , получив разрешение от тогдашних османских властей, начал раскопку в северо-западной части холма Гиссарлык (недалеко от города Чанаккале ). 31 мая 1873 года Шлиманом был обнаружен клад, который он поспешно назвал “Кладом Приама”. Позже оказалось что это не “Клад Приама” , потому что возраст клада был на тысячу лет старше, чем времена описываемые у слепого поэта Гомера .


Золотая диадема из “Клада Прима” Влево – София Шлиман позирует в диадеме (1874 г.)

Согласно разрешению османского правительства на право раскопок Гиссарлыка , Шлиман был обязан передать половину находок в . Но он скрыв сокровища от турецких властей, контрабандным путем вывез их в Грецию . В 1881 году, после безуспешных попыток продать сокровища в крупнейшие музеи мира, Шлиман передал их в дар городу Берлину, а это позволило ему стать почетным гражданином Берлина. С 1945 года Троянский клад , взятый в качестве трофея во время второй мировой войны, находится в Москве в ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Многие до сих пор сомневаются в том что Шлиман открыл ту самую Трою , но так или иначе большинство ученых сегодня склоняются к тому, что Шлиман все же был прав, “Троя раскопана, и нет второй”.

Достопримечательности Трои

Из-за своего стратегического расположения, после каждой разрушительной войны или опустошающего землетрясения, город восстанавливался и жизнь в Трое начиналась снова. Именно поэтому в наши дни археологический объект представляет собой девять основных культурных слоев , которые относятся к различным эпохам. Троя один из наиболее известных археологических объектов в Турции и в мире, и входит в .


Культурные слои Трои

Троя I

Самые древние археологические следы Трои датируются 2900 – 2500 гг. до н. э. Троя I была маленьким поселением и даже в самом расцвете своего существования имела в диаметре всего 100 м. Несмотря на свой скромный размер, Троя I имела крепость с массивными стенами, воротами и башнями сложенными из неотесанного камня. Это поселение просуществовало почти пять веков и, вероятнее всего, было уничтожено пожаром.

Троя II

Несмотря на то, что Троя I разрушилась пожаром, возникшая на месте пепелища Троя II представляет собой возрождение погибшего города. Второй культурный слой Трои (2500-2300 гг. до н.э.) один из наиболее впечатляющих археологических памятников раннебронзового века. В этом слое было обнаружено много кладов, в том числе и клад обнаруженный Шлиманом который он поспешно назвал “Кладом Приама”. Все эти клады из золота, серебра, бронзы и меди говорят об активной торговой деятельности в городе. Однако, и Троя II разрушилась, но в результате внезапного нападения, о чём говорят обнаруженные следы намеренного разрушения.

Троя III, IV и V

Троя III, IV и V уже более крупные поселения, существовавшие с 2300-1800 гг. до н. э. На протяжении веков цитадель города разрослась, но конкретных следов развития города не наблюдются, наоборот обнаружены следы упадка города. В этих поселениях уже наблюдаются группы небольших домов, стоящими впритык один к другому, разделенные маленькими улочками. Троя V снова была уничтожена пожаром.

Троя VI и VII

В этот период в Трои построен новый царский дворец-цитадель. По своему размеру новая цитадель превосходила не только старую, но и любую другую в западной Малой Азии. Сложены из обтесанного камня и усилены массивными башнями новые крепостные стены города имели в толщину от 4 до 5 м. Всё это свидетельствует о богатстве, расцвете и могуществе Трои в этом периоде. Но большие вертикальные разломы на крепостной стены в VI-ом культурном слое Трои (1800-1250 гг. до н.э.), свидетельствуют о том что произошло сильное землетрясение. После землетрясения на месте разрушенного поселения вновь начала зарождаться жизнь. Троянская война и события, упомянутые Гомером в “Илиаде” относятся либо к Трои VI либо к Трои VII (1250-1025 гг. до н.э.).


Троя VIII и IX

По мнению современных ученых, заброшенную после войны Трою греки заселили спустя 250 лет, то есть во времена жизни Гомера. Поначалу на месте старой Трои возникло небольшое поселение, потом город разросся. На территории Трои был храм Афины, а также святилище для жертвоприношений (900-85 гг. до н.э.). По словам Арриана (древнегреческий историк и географ), совершил паломничество в Трою и посетил храм Афины. От храма Афины до нас дошло лишь несколько фрагментов алтарей и мраморные обломки. С ростом могущества Римского государства возникла легенда о том, что именно потомки троянца Энея основали Рим . Поэтому и римляне чтили Трою . Гай Юлий Цезарь приказал расширить храм Афины, после своего визита туда в 48 г. до н.э. Пришедший ему на смену Август также приказал построить в “священном Илионе» боулевтерион (зал совета) и одион для проведения музыкальных выступлений.

Отели вблизи Национального парка

Фото Трои


Об этом городе древнейшей цивилизации греков известно больше по преданиям Гомера. Он упоминает об этом полисе в своей «Иллиаде». Впрочем, и археологические раскопки подтверждают существование некогда могущественного города-государства на территории Греции. Однако, некоторые источники опровергают эти утверждения. Официально известно, что Троя (Илион) была небольшим поселением на территории Малой Азии. Она раскинулась на побережье Эгейского моря, на полуострове Троада. От нее было рукой подать до пролива Дарданеллы. Ныне это турецкая провинция Чанаккале.


Как начиналась Троя?

Историки хорошо изучили описания и жизнь этого города Гомером, и сделали выводы о том, что Троя существовала в эпоху Крито-Микенов. Людей, которые населяли полис, называли «тевкры». Сопоставляя данные, приведенные Гомером, с другими источниками, ученые пришли к выводам о том, что троянцы храбро сражались с любыми завоевателями и сами совершали походы. О Трое упоминается в египетских летописях. Якобы, некие тереши приходили в страну пирамид, чтобы поработить наиболее зажиточные территории. Но некоторые историки не уверены в том, что это были троянцы.
Спорят историки и по поводу названия. Считается, что Троей именовали государство, а столицей его был Илион. Но есть мнения ученых о том, что все было наоборот. Известно, что Гомер написал «Иллиаду», спустя десятилетия, многие источники, свидетельствовавшие о Трое, могли быть утерянными, а люди, которые что-то знали о Трое - отошли в мир иной. Поэтому данные, приведенные Гомером уже долгое время оспариваются. Поскольку один и тот же сюжет описывается по-разному в «Иллиаде» и иных источниках.
Историки находят и связь троянцев с мифическими сюжетами и героями. Здесь фигурируют:

  1. Афродита.
  2. Гера.
  3. Афина.
  4. Зевс.
  5. Одиссей.
  6. Парис.

Все знают мифы о Трое и ее падении. Но доподлинно неизвестны причины этого упадка, был ли Троянский конь, имела ли место война. По преданию именно в Трою пришли, прихватив значительные богатства, Парис и Елена. Ее муж организовал погоню, собрав значительное войско. Считается, что этот конфликт и послужил стартом Троянской войны.


Значимые сражения


Стычки длились в течение десятилетия, и ни разу в этот период Троя не была взята. Греки приводили под ее стены самые лучшие корабли, используя передовое оружие. Многие великие полководцы за период череды жестоких сражений погибли. Но стены города так и были неприступными.
Известно, что в стычках участвовал Одиссей. Идея построить огромного деревянного коня принадлежала именно ему. Воины, вместе с их предводителем Одиссеем, спрятались внутри коня. В это время флотоводцы отвели корабли от Трои, что могло свидетельствовать об отступлении. Именно так посчитали троянцы, увидев, как суда идут далеко в море.
Троянцы закатили коня за некогда неприступные ворота и отправились праздновать победу. Греки при этом дождались, пока наступит ночь, выбрались из своего убежища и открыли ворота остальным представителям армии Одиссея. Вошедшие в город воины насмерть перебили большую часть троянцев и начали праздновать победу. Обманутый муж Менелай собирался предать смерти Елену, но снова попал под ее чары и помиловал.


Римляне и греки - о Трое

Не только Гомер рассказывал в своих произведениях о городе-легенде и его жителях. Римляне не менее подробно говорили о Трое. Особенно удалось это Вергилию и Овидию.
Ученые Древней Греции находились в полной уверенности того, что Троянская война - не миф, она имела место быть. Геродот и Фукидид говорили о том, что есть исторические свидетельства войны с Троей. Они рассказывали, что Троя была довольно величественной. Она стояла на небольшой возвышенности. Внизу - пролив Дарданелла. Троя слыла не только воинствующим городом, но и важным стратегическим объектом в плане торговли и ремесел. Ведь мимо нее по проливу, соединяющему Эгейское и Черное моря, проходили важнейшие торговые пути. Корабли прибывали сюда из разных стран, в числе которых были и очень богатые.

Местность, де находилась Троя, называлась «Троада». Историки много лет изучали эти территории. Сейчас они принадлежат Турции. Генрих Шлиман, популярный бизнесмен из Германии, первым явил миру место, где давным-давно располагалась Троя. Известно, что Генрих очень досконально изучил «Иллиаду», что позволило ему утверждать о месте, находившимся недалеко от пролива Дарданеллы. Холм в древности именовали Гиссарлык. Именно на нем и возвышалась Троя.
Раскопки начались в конце 19 века. Они длились на протяжении 20 лет. В течение этого периода исследователь обнаружил остатки не одного, а сразу нескольких некогда населенных пунктов. Все они существовали до позднего римского периода. Полагая, что Троя существовала гораздо раньше этих времен и даже до 3 тысячелетия до н.э., Шлиман копал глубже. При этом он уничтожил массу важных исторических памятников, даже не подозревая об этом.
В руки Шлимана попало множество предметов из золота. Он назвал их «Приамскими сокровищами». При этом рассказывал всем о том, что именно здесь в Древности располагалась Троя. Не весь ученый мир принял это за чистую монету. Исследователи утверждали, что место на горе Гиссарлык впервые отыскал вовсе не Шлиман, а британец Фрэнк Калверт. Этот археолог, якобы, проводил раскопки раньше Шлимана и даже помогал немцу на начальном этапе. Калверт тоже был уверен, что Троя располагалась близ Дарданелл.
Впрочем, Шлиман, получив мировую известность, благодаря 20-летним раскопкам, утверждал, что Калверт никогда не помогал ему. Ныне потомки Калверта, живущие в Америке и Англии, борются за часть сокровищ, отысканных Шлиманом. А некоторые исследователи утверждают, что Шлиман сам завез золотые украшения и утварь на гору Гиссарлык, чтобы выдать их за сокровища Трои.
Современные ученые поспешили успокоить Шлимана в его догадках, сказав, что город, который он отыскал, существовал примерно за 1000 лет раньше Трои и событий, связанных с войной. Датировать раскопки Шлимана можно временами до 2000 г. до н.э.

Стоит полагать, что Шлиман принес миру весьма полезные открытия. Несмотря на то, что Трою он не открыл, и напрочь погубил бесценные источники культурного наследия, он привлек внимание мира к холму Гиссарлык. После того, как Шлиман потерял интерес к раскопкам, на гору Гиссарлык пришли другие исследователи. Среди них: Карл Блеген, Вильгельм Дерпфельд, ученые из разных университетов мира. Раскопки продолжались в 20 веке.
Итогом этих исследований стало утверждение о том, что в разные годы и века на этом месте существовали как минимум 9 поселений. Первые из них были здесь в Бронзовом веке (3 тысячелетие до н.э.). Жизнь в Трое датирована 3 в. до н.э. Ту, что была описана Гомером, археологи обозначили «Троя-8». Она существовала в 1100 гг. до н.э. К этому периоду относят находки, свидетельствующие о буйстве огненной стихии в поселении. Значит, тут была война, заключили ученые.
В Трое развивалось не только военное дело, но и ремесленное. Найдены изделия рук гончаров. Но, возможно, они тут не производились, а были завезены и куплены у торговцев. Бронзовые наконечники стрел, похоже, ковали прямо в крепости.
«Трою-8» считают наиболее развитым и крупным городом, в сравнении с остальными поселениями, что находились на холме. Очень много свидетельств того, что на Гиссарлыке была троя так и осталось в земле. Гипотеза о разрушении города в ходе войны подтвердилась.
А каким современники представляют того самого Троянского коня? Это вовсе не выточенное из дерева изваяние животного, как рисуют в книжках о легендах Древней Греции для детей. Конь этот больше напоминал таран, похожий коня. Об этом свидетельствуют британские ученые-археологи.
Троянский конь - прообраз землетрясения в мифологии, гласит еще одна легенда. Но ученые при раскопках следов буйства сил природы не обнаружили, поэтому склонны верить в версию о военных действиях в Трое. Об этом говорят и турецкие источники. Ныне Троя - территория Турции. Ученые этой страны нашили письменные источники о прагреческих племенах, проживающих в районах пролива Дарданеллы. Говорится о народе и государстве Ахиява, что и у Гомера имело место.
Троя, несомненно, реально существующее когда-то государство или город, в котором жили, некогда населявшие Грецию, племена. Огромное количество ученых потратили годы своего труда на то, чтобы выяснить, где конкретно располагалась Троя, была ли Троянская война, и как выглядел тот самый Троянский конь. Археологические свидетельства историки сопоставляли с рассказами Гомера, который воплотил их в «Иллиаде». Так современный мир практически на 100% уверен в том, что Троя находилась на территории холма Гиссарлык, у пролива Дарданеллы.

    Лефкада. Экзотика греческого острова Лефкада.

    Остров Икария

    Среди бесчисленного множества греческих островов потрясающей красоты омывается водами Эгейского моря остров Икария. История этого острова не так уж и богата, однако если Вы захотите побывать здесь, то большое количество пляжей и достопримечательностей скрасят этот второстепенный факт.

    День независимости Греции

    Афины, площадь Керамейкос

    Согласно древнейшим источником Керамейкосом называлось небольшое поселение мастеров гончарного дела. Территориально оно расположено к Северо-Западу Афинского Акрополя. Керамейкос представлял собой огромную площадь на берегу Эриданоса. Место было выбрано не случайно. По кромке этой реки греки обнаружили богатые залежи глины. Именно ее местные гончары использовали для изготовления своих неповторимых шедевров.

    Философия жизни граждан античного полиса.

    Многие люди сегодня задаются вопросом: как древние греки решались на безумные подвиги или запросто жертвовали своей жизнью? Даже многим защитникам Родины средневековья и последующих времен казался фантастическим подвиг Леонида и верных ему 300-т воинов. И вся соль этого героизма заключалась не в том, что небольшое число воинов противостояло превосходящим силам врага, суть в том, что армия персов насчитывала около миллиона человек, и у защитников не было укрепленного замка или блиндажа с пулеметом, как у русской дружины при обороне своих земель от татарского нашествия или солдат Брестской крепости, которые сдерживали натиск фашистов. Все что у них имелось – это стена щитов и копий в узком горном проходе.

«Открытие Трои В массовом сознании открытие легендарного города связано с именем археолога-энтузиаста Генриха Шлимана. Он смог, вопреки мнению скептиков, доказать историчность «Илиады» Гомера.»

Хотя в Новое время сюжеты о Троянской войне считались легендами, ученые и любители пытались найти легендарный город. В XVI и XVII веках в Троаде побывали два исследователя и путешественника – Пьер Белон и Пьетро делла Валле . Каждый из них заключил, что легендарная Троя – это руины города Александрии Троянской, которые располагались в 20 километрах от Гиссарлыка .

В конце XVIII века другой путешественник и археолог Жан-Батист Лешевалье посетил эти места и написал труд «Записки о путешествии в Троаду». Лешевалье доказывал, что древний город располагался около местечка Пинарбази, в пяти километрах от Гиссарлыка. Долгое время эта теория была господствующей.

В 1822 году шотландский журналист Чарльз Макларен выпустил в Эдинбурге труд «Диссертация о топографии Троянской равнины». Спустя сто лет Карл Блеген писал, что этот труд заслуживал бы большего внимания, чем получил. Макларен собрал все сведения из «Илиады», имевшие топографическое значение, и сопоставил с картами его времени. Затем шотландец попробовал восстановить облик пейзажа, каким он был в древности. С выводами Макларена согласились некоторые ученые Англии и несколько немецких исследователей Гомера.
Чарльз Макларен первый предположил, что легендарный город находился на холме Гиссарлык. В основе его вывода было допущение, что город Гомера находился там же, где и греческий город Классической и Эллинистической эпох.

Последним из предшественников Шлимана был Фрэнк Калверт , англичанин, британский консул в Турции. Он был археологом любителем и всю жизнь увлекался историей Трои. Фрэнк, как и Шлиман, верил, что Троя была реальным городом, вопреки скепсису многих современников.
Брат Фрэнка приобрел небольшой земельный участок в Троаде, часть которого захватывало территорию холма Гиссарлык. Калверт вел раскопки на «своей» части холма, но они дали скромные результаты. Позднее именно Фрэнк Калверт поделился соображениями с Генрихом Шлиманом, который решил провести собственные исследования холма.

В 1860-е годы Генрих Шлиман уже исследовал Итаку, где он обнаружил, как ему казалось, памятники, связанные с именами Лаэрта и Одиссея. В 1868 году археолог решил вести раскопки в Турции. Шлиману и его друзьям в Константинополе потребовалось три года, чтобы добиться у турецкого правительства разрешения на ведение раскопок. Фирман (разрешение) был вручен Шлиману с условием передачи половины находок турецкому музею.

11 октября 1871 года Генрих Шлиман с женой Софией и несколькими рабочими прибыл на холм Гиссарлык и немедленно приступил к раскопкам. Рабочими были малоазийскими греки из окрестных деревень, к которым иногда присоединялись турки.

Шлиман вел раскопки на холме до июня 1873 года. За это время археолог смог раскопать семь археологических слоев города. Сам он верил, что Троя Приама – это слой Троя-II. Ближе к концу раскопок Шлиман обнаружил большой клад золотых вещей, который он назвал «кладом Приама» . После отъезда из Турции Шлиман продолжал исследования памятников в Орхомене и Микенах, опубликовал труд «Троя и ее руины».

В 1878 году Генрих вернулся в Троаду и продолжил раскопки. После них он еще дважды возвращался для раскопок на Гиссарлыкский холм, и теперь его сопровождали археологи-профессионалы. В 1882 году к Шлиману в Трое присоединился Вильгельм Дёрпфельд , второй секретарь Германского археологического института в Афинах.

Шлиман скончался в 1890 году, и раскопки продолжил Дёрпфельд. Археолог в 1893-1894 годах открыл укрепления Трои-VI. Немецкий археолог посчитал именно их городом Приама.

На сорок лет после работы Дёрпфельда раскопки прекратились. С 1932 по 1938 год холм Гиссарлык исследовал археолог Карл Блеген , директор Университета Цинциннати. Американец доказал, что на этом месте существовало девять поселений, сменявшихся одно за другим. Эти девять уровней Трои он разделил еще на 46 подуровней.

Следующий этап исследований археологического памятника был связан с экспедицией Манфреда Корфмана . Его раскопки уточнили данные предшественников и позволили создать современную хронологию Трои.

Ранний бронзовый век (Троя-I – Троя-V)

Первые пять археологических слоев поселения показывают непрерывную историю города, которая продолжалась до XVII в. до н.э.
Троя-I существовала около 400 лет с 300 по 2600 гг. до н.э. Она имела общие черты с культурой центральной Анатолии, но была достаточно самостоятельной. Внешние связи у города были с островами и севером Балкан.

Троя II возникла на развалинах предшествующего города. Предположительно Троя-I погибла от сильного пожара. Это поселение было преемником предшествующего в плане культуры. Город имел могучую крепостную стену диаметром около 110 метров. Укрепление было цитаделью, откуда ее владыки осуществляли власть над территорией Троады.

Уровень жизни троянцев стал выше: дома стали просторнее и удобнее. В крепости располагался величественный мегарон. Троянцы этого времени занимались земледелием и скотоводством. Археологи нашли много терракотовых пряслиц. Развивалось и ткачество. Продолжали развиваться торговые контакты с Кикладским архипелагом. Троянцы поставляли соседям зерно и керамику.

Трою-II снова уничтожил пожар, но вскоре поселение занял тот же народ около 2250 года до н.э. Керамика третьего города практически не имела отличий от керамики предшествующей эпохи. Причины, погубившие Трою-III неясны. Похоже, пожара, уничтожившего все поселение не было, но дома разрушились.

Троя-IV просуществовала в период 2100 – 1950 годы до н.э. Территория этого города занимала около 17 тысяч километров. Новое поселение имело сильные укрепления. Дома этой Трои строились близко один к другому, образуя комплексы, которые разделялись неширокими улочками. Керамика этого времени продолжает традиции прошлых эпох поселения. Но выросло число изделий, созданных с помощью гончарного круга.

Период Троя-V начался с переделки всего поселения. Жители построили новую стену для защиты. Город просуществовал до XVIII века до н.э. Причина его разрушения неясна. Вновь не сохранилось следов губительного пожара. Но строители города Троя-VI создали абсолютно другой город, который не учитывал расположения зданий предшественника. Город Троя-VI предположительно погиб около 1300 года до н.э. в результате землетрясения. Его сменило поселение, Троя-VII . Оно насчитывало четыре периода существования до середины X века до н.э.

Царь Алаксандус и хетты

В период Троя-VII жители этого города тесно контактировали с соседними государствами – Хеттской державой, царствами Малой Азии и греками Аххиявы. Предполагают, что Трою хетты знали под именем государства Вилуса .

В XVII веке до н.э. хеттский царь Лабарна подчинил Арцаву и Вилусу. Последняя через некоторый период времени стала независимой, но сохраняла нейтральные отношения с Хеттским царством . В XIV веке до н.э. государство Вилуса попало в поле зрения правителей Хеттской державы.

Союзником царей Хатти XIV в. до н.э. Суппилулиумаса I и Мурсилиса был царь Вилусы Кукуннис. Известно, что он помогал Мурсилису во время его похода против Арцавы.

Кукуннис под измененным именем «Кикн» вошел в цикл преданий о Троянской войне. Легенды сделали его представителем боковой ветви царского дома, который правил одним из городов Троады. Он первый встретил высадившихся греков и погиб от руки Ахилла .
В конце XIV века до н.э. царем Вилусы был сын Кукунниса Алаксандус. О его правлении известно благодаря договору Алаксандуса с царем Хатти Муватталисом.

В договоре говорится, что Кукуннис усыновил и сделал наследником Алаксандуса. Население Вилусы роптало против нового царя. Говорили, что жители страны не примут сына Алаксандуса новым государем. Там же идет речь о «детях царя», которые претендовали на трон, доставшийся Алаксандусу.

Муватталис обещал правителю Вилусы и его наследникам покровительство. В обмен Алаксандус становился зависимым царем. Он должен был сообщать сюзерену о возможных мятежах на западе Малой Азии. В случае войны Хатти с малоазийским государствами Алаксандус должен был со своим войском лично являться на помощь. Для войн с Митанни, Египтом или Ассирией царь Вилусы должен был посылать свои отряды.

Согласно одному пункту, Алаксандус был обязан сражаться с врагом, который мог вторгнуться в страну Хатти через Вилусу. Под этим врагом предполагают греков-ахейцев, которые в то время пытались закрепиться в Малой Азии.

Вскоре за подчинением хеттской власти царств Малой Азии произошла знаменитая битва при Кадеше в Сирии. Египетский текст, посвященный этому сражению, перечисляет отряды хеттского войска. Среди прочих, там упомянут народ Drdnj (предполагаемая расшифровка – Dar-d-an-ja). Этот народ отождествляют с дарданами, которые жили в пределах Вилусы.

Господство хеттских монархов над Вилусой продлилось недолго. Уже письмо царя хеттов царю Аххиявы, датируемое рубежом XIV – XIII веков до н.э. показывает изменившуюся ситуацию. Из документа следует, что между Хатти и Аххиявой произошел конфликт, в результате которого хетты утратили контроль над Вилусой, а ахейцы упрочили влияние в этой стране.

В XIII веке до н.э. страной Хатти правил воинственный Тудхалияс IV. Он воевал с коалицией небольших малоазийских государств, объединенных в хеттских документах общим именем Ассува. Среди них был и Вилуса. Тудхалияс IV победил, и Вилуса снова стала зависимым государством.

Из письма царя хеттов правителю Милаванды следует, что Тудхалияс сделал правителем Вилусы своего ставленника Валму. По какой-то причине он бежал, и царь Хатти собирался восстановить его у власти. Вероятно, изгнание Валму случилось до выступления Ассувы против хеттов, а восстановление после победы Тудхалияса, когда «боги отдали ему» эти земли.

Троя VII и легенда о Троянской войне

Уже в Античности высказывались разные даты Троянской войны. Дурис Самосский относит ее к 1334 году до н.э., Эратосфен – 1183, Эфор – 1136. Геродот писал, что она была за 800 лет до того, как он приступил к работе над «Историей», то есть в последней трети XIII столетия до н.э.

Город Троя-VII-a погиб на рубеже XIII и XII веков до н.э. Высказываются разные точки зрения на время его падения. Л.А. Гиндин и В.Л. Цымбурский относят время падения города к 1230-1220-м годам до н.э. Это было началом периода походов т.н. «народов моря».

Поход греческих государств на Трою часто связывали с эпохой расцвета Микенской цивилизации . По реконструкции исследователей поход произошел уже после начала упадка Микенской цивилизации. Греция подверглась одному вторжению с севера, которое привело к разрушению части дворцовых центров. Опасность новых нападений с севера толкала ахейцев к заморским предприятиям. К этому времени относят и расцвет Родоса за счет переселенцев.

Говоря о населении Трои в период VII отмечают глубокие связи ее населения с фракийцами. Верхушка города в эту эпоху, вероятно, восприняла культуру Микенской Греции, что подтверждает имя Алаксандус, созвучное «Александр».

Формы керамики Трои VII-a напоминали керамику Северных Балкан, населенную фракийскими племенами. В составе тевкров (жителей Приамовой Трои), предположительно, преобладали раннефракийские элементы.

После разрушения Трои ахейцами город возродился. Теперь это было малонаселенное поселение, которое отождествляется со слоем Троя VII-б I . Сами уцелевшие тевкры в массе своей не остались на прежних местах, а присоединились к походам народов моря. Эти походы уничтожили Хеттское царство ряд небольших государств Малой Азии, а также были угрозой для Египта.

Обезлюдение Троады дало возможность переселиться сюда фракийцам, которые вновь заселили Трою. С переселенцами связывают период Троя VII-б II . Но, учитывая прежние контакты, жителей города и фракийцев заселение ими этим мест было мирным.

Троя после троянцев: еще один греческий город

Около 950 года до н.э. поселение на Гиссарлыке перестало существовать. В Архаическую эпоху (VIII-VI века до н.э.) на холме возобновилась жизнь. В 480 году до н.э. Ксеркс в начале похода на Грецию посетил это место. Царь осмотрел древний акрополь и принес Афине Илионской в жертву сто быков. Его маги совершили возлияния в честь погибших здесь героев. В 411 году до н.э. в этом месте побывал спартанский наварх Миндар, принесший жертвы Афине Илионской.

Илион не имел почти никакого политического значения и находился под контролем более влиятельных соседей. В 360 году до н.э. город был захвачен наемником-авантюристом Харидемом из Ореоса, и снова роковую роль в падении города сыграл конь.

Харидем подговорил раба одного из влиятельных граждан помочь им пройти в город. Этот раб выходил за стены за добычей и возвращался ночью. Наемник подговорил его вернуться ночью верхом на коне. Стражники открыли ему ворота, и группа наемников ворвалась в Илион. Рассказ об этом событии сохранился у современника Харидема Энея Тактика. Его интересовали военные хитрости, поэтому он ничего не написал о судьбе поселения после его захвата Харидемом. Вероятно, командир наемников стал править здесь как тиран – типичный случай для IV века до н.э.

В 334 году до н.э. руины Трои посетил Александр Великий . Как пишут в трудах о его походе, он совершил здесь жертвоприношения в честь древних героев. В конце своей жизни правитель решил построить здесь новый храм. Эти работы были завершены в царствования его диадохов: Антигона, Лисимаха и Селевка.

Эпиграфические источники сообщают, что в годы существования государства Антигона Одноглазого одним из греческих межполисных объединений в его землях был Илионский союз . Дата основания этого межполисного объединения неизвестна. Основателем Илионского союза называют и Александра, и Антигона.

Известны послания союза Антигону. У Илионского союза был синедрион (совет союзных городов), представители которого заседали на территории священного участка Афины Илионской. Среди других членов этого объединения известны два города – Гаргара и Лампсак.
Для современной науки остается загадкой соотношение Эолийского и Илионского союзов, существовавших во времена Антигона. Допускают, что это могли быть разные названия одного межполисного объединения. Известно, что Троада входила в состав области Эолиды.
Предположительно, Антигон образовал из малоазийских городов два союза – Эолийский и Ионийский. Центр Ионийского союза был в древнем святилище Панионий, центра Эолийского – в храме Афины Илионской.

Троя снова стала значительным городом: там появились храмы, булевтерий (место собраний городского совета), театры. Одновременно восстановили древние погребальные курганы. Возрожденный город насчитывал около 8 тысяч жителей.

Около 250 года до н.э. были восстановлены стены Трои. Город посещали известные люди того времени: царь Сирии Антиох III, римский сенатор Марк Ливий Салинатор, полководец Луций Корнелий Сципион.

В 85 году до н.э. город был снова разрушен. В этом году шла к завершению первая война Рима с Митридатом VI. В Греции и Малой Азии ее вели независимо два полководца: Сулла и ставленник его врагов Фимбрия. Последний переправился в Малую Азию и стал карать греческие города, перешедшие ранее на сторону понтийского царя.

Среди прочих, Фимбрия осадил Илион. Жители города послали за помощью к Сулле. Он пообещал им помощь и сказал передать Фимбрии, что илионцы уже сдались Сулле. Фимбрия убедил жителей Илиона пустить его внутрь в подтверждение сдачи.

Войдя в город, римский полководец устроил резню и особо жестокой казни подверг послов к его врагу Сулле. Фимбрия приказал поджечь храм Афины Илионской, куда бежали многие жители. На следующий день римлянин осмотрел город, проверяя, чтобы там не осталось ни одного целого алтаря.

Уничтожение Илиона Фимбрией произвело впечатление на современников, потому что римляне считали себя выходцами из древней Трои. Разгром города сравнивали с тем, который устроил Агамемнон, и высчитывали время, которое разделяло уничтожение городов. Аппиан Александрийский со ссылкой на других авторов писал, что уничтожение города Фимбрией случилось через 1050 лет после конца Троянской войны.

После победы над соперником Сулла помог восстановить город в награду за верность ему. Илионцы ответили тем, что ввели новый календарь, где счет велся с 85 года до н.э. Последующие годы были тяжелыми для Илиона . Через пять лет после Фимбрии город пострадал от нападения пиратов.

Когда началась третья война против Понтийского царства , Илион остался верен союзу с Римом. Плутарх передает предание, что, когда буря уничтожила осадные машины понтийцев под Кизиком, многие илионцы увидели во сне Афину. Богиня была в разодранном одеянии и говорила, что пришла из Кизика, где сражалась за его жителей. После этого илионцы помогали римскому полководцу Лукуллу, который в Троаде сражался против понтийцев.

В конце войны римский полководец Помпей, завершивший войну, прибыл в Илион. Он был провозглашен благодетелем города и покровителем храма Афины Илионской. Через пятнадцать лет благодеяния Илиону оказал и Юлий Цезарь . Он подчеркивал верность города Риму во время войны с Митридатом.

В 42 году до н.э. после победы над убийцами Цезаря, Октавиан и Антоний поселили в Илионе ветеранов шестнадцатого легиона. Спустя 22 года император Август вновь посетил этот город. Происхождение от троянского героя Энея играло важную роль в его пропаганде. По его приказу в Илионе велись ремонтные работы. На месте прежнего булевтерия по приказу принцепса возвели одеон (здание для музыкальных выступлений).

Во время посещения Илиона Август жил в доме состоятельного гражданина Меланиппа, сына Евтидиппа. Спустя восемь лет, когда был достроен театр, Меланипп поставил там статую императора.

В эпоху Римской империи Илион жил за счет путешественников, которые интересовались древней историей. Другой составляющей его экономики была добыча и экспорт камня. В 124 году н.э. Илион посетил известный филэллин император Адриан. Он заказал новую реконструкцию города.

После визита Адриана начался расцвет Илиона как римского города: в нем строились бани, фонтан, акведук. Новый ремонт одеона был сделан по приказу императора Каракаллы, который побывал в Илионе в 214 году н.э.

В 267 году н.э. Малую Азию опустошили готы, и Илион вновь был разрушен. Но город продолжил существовать и в IV столетии. Константин Великий даже рассматривал его как возможную столицу империи, пока не выбрал Византий. К 500 году нашей эры Илион перестал существовать.

Фантазия греческого народа широко развила цикл сказаний о Троянской войне. Их последующая популярность объяснялась тесной связью с многовековой враждой эллинов и азиатов.

Арена Троянской войны – область на северо‑западном прибрежье Малой Азии, раскинувшаяся равниной до Геллеспонта (Дарданелл), далее от моря подымающаяся грядами холмов к горе Иде, орошаемая Скамандром, Симоисом и другими речками, – упоминается уже в древних мифах о богах. Её население греки называли троянцами, дарданцами, тевкрами. Мифический сын Зевса , Дардан, основал на склоне горы Иды Дарданию. Его сын, богатый Эрихтоний, владел обширными полями, бесчисленными стадами скота и коней. После Эрихтония царем дарданским был Трос, предок троянцев, младший сын которого, красавец Ганимед, был взят на Олимп прислуживать царю богов на пирах, а старший сын, Ил (Ilos), основал Трою (Илион). Ещё одного потомка Эрихтония, красавца Анхиза, полюбила богиня Афродита, родившая от него сына, Энея, который, согласно мифам, после Троянской войны бежал на запад, в Италию. Потомство Энея было единственною отраслью Троянского царского рода, уцелевшею по взятии Трои.

Раскопки древней Трои

При сыне Ила, Лаомедонте, боги Посейдон и Аполлон построили крепость Трои, Пергам. Сыном и преемником Лаомедонта был Приам, который славился богатством по всему свету. У него было пятьдесят сыновей, из которых особенно знамениты храбрый Гектор и красавец Парис. Из числа пятидесяти, девятнадцать сыновей его были рождены второю его женою Гекубой, дочерью фригийского царя.

Причина Троянской войны – похищение Елены Парисом

Причиной Троянской войны было похищение Парисом Елены, жены спартанского царя Менелая. Когда Гекуба была беременна Парисом, она видела во сне, что родила пылающую головню и что от этой головни сгорела вся Троя. Потому Париса после рождения бросили в лесу на горе Иде. Он был найден пастухом, вырос крепким и ловким красавцем, искусным музыкантом и певцом. Он пас стада на Иде, и был любимцем её нимф. Когда три богини, спорившие из-за яблока раздора о том, которая из них прекраснее, предоставили ему решение, и каждая обещала ему награду за решение в её пользу, он выбрал не победы и славу, которые обещала ему Афина , не владычество над Азией, обещанное Герой , а любовь прекраснейшей из всех женщин, обещанную Афродитой .

Суд Париса. Картина Э. Симоне, 1904

Парис был силен и храбр, но преобладающими чертами его характера были чувственность и азиатская изнеженность. Афродита вскоре направила его путь в Спарту, чей царь Менелай был женат на прекрасной Елене. Покровительница Париса Афродита возбудила в прекрасной Елене любовь к нему. Парис увез ее ночью, прихватив с собой много сокровищ Менелая. Это было великое преступление против гостеприимства и брачного права. Беззаконник и его родные, принявшие в Трое его и Елену, навлекли на себя наказание богов. Гера, мстительница за нарушение супружеской верности, возбудила героев Греции вступиться за Менелая, начав Троянскую войну. Когда Елена стала взрослою девушкою, и множество молодых героев собралось сватать ее, отец Елены, Тиндарей взял с них клятву, что все они будут защищать супружеские права того, который будет избран. Они должны были теперь исполнить это обещание. Другие присоединились к ним по любви к военным приключениям, или по желанию отомстить за обиду, нанесенную всей Греции.

Похищение Елены. Краснофигурная аттическая амфора конца VI в. до Р. Х.

Начало Троянской войны. Греки в Авлиде

Гибель Ахилла

Поэты позднейшего времени продолжали рассказ о Троянской войне. Арктин Милетский написал поэму о подвигах, совершенных Ахиллом после победы над Гектором. Важнейшим из них был бой с Мемноном, светозарным сыном далекой Эфиопии; потому поэма Арктина называлась «Эфиопидой».

Троянцы, упавшие духом после смерти Гектора – рассказывалось в «Эфиопиде» – одушевились новыми надеждами, когда пришла из Фракии на помощь им царица амазонок, Пентесилея, с полками своих воительниц. Ахейцы были снова прогнаны в свой стан. Но Ахилл ринулся в битву и убил Пентесилею . Когда он снял шлем с упавшей на землю противницы, он был глубоко взволнован, увидев, какую красавицу убил он. Терсит язвительно упрекнул его за это; Ахилл убил обидчика ударом кулака.

Затем с далекого востока пришел с войском на помощь троянцам царь эфиопов , сын Авроры, прекраснейший из мужчин. Ахилл уклонялся от боя с ним, зная от Фетиды, что вскоре после смерти Мемнона погибнет и он сам. Но Антилох, сын Нестора, друг Ахилла, закрыв собою преследуемого Мемноном отца, умер жертвою своей сыновней любви; желание отомстить за него заглушило в Ахилле заботу о самом себе. Бой между сыновьями богинь, Ахиллом и Мемноном, был ужасен; Фемида и Аврора смотрели на него. Мемнон пал, и скорбная мать, Аврора, с плачем унесла его тело на родину. По восточному сказанию, она каждое утро вновь и вновь орошает милого сына слезами, падающими в виде росы.

Эос уносит тело своего сына Мемнона. Греческая ваза начала V века до Р. Х.

Ахилл яростно гнался за бегущими троянцами до Скейских ворот Трои и уже врывался в них, но в этот миг стрела, пущенная Парисом и направленная самим богом Аполлоном, убила его . Она поразила его в пятку, которая была единственным уязвимым местом его тела (мать Ахилла, Фетида, сделала сына неуязвимым, погрузив его младенцем в воды подземной реки Стикса, но уязвимой осталась пятка, за которую она его при этом держала). Целый день ахейцы и троянцы бились из‑за того, чтобы овладеть телом и оружием Ахилла. Наконец грекам удалось унести в стан тело величайшего героя Троянской войны и его оружие. Аякс Теламонид, могучий великан, нес тело, а Одиссей сдерживал натиск троянцев.

Аякс выносит из боя тело Ахилла. Аттическая ваза, ок. 510 до Р. Х.

Семнадцать дней и ночей Фетида с музами и нереидами оплакивала сына такими трогательными песнями скорби, что и боги и люди проливали слезы. На восемнадцатый день греки зажгли великолепный костер, на котором положено было тело; мать Ахилла, Фетида, вынесла тело из пламени, и перенесла его на остров Левку (Змеиный остров, лежащий перед устьями Дуная). Там, обновленный, он живет, вечно юный, и веселится военными играми. По другим легендам, Фетида перенесла сына в подземное царство или на острова Блаженных. Есть и сказания, говорящие, что Фетида со своими сестрами собрала из пепла кости сына и положила их в золотую урну у праха Патрокла под теми искусственными холмами близ Геллеспонта, которые до сих пор считаются оставшимися после Троянской войны гробницами Ахилла и Патрокла.

Филоктет и Неоптолем

После блестящих надгробных игр в честь Ахилла предстояло решить, кто достоин получить его оружие: оно должно было быть отдано самому храброму из греков. На эту почесть предъявили права Аякс Теламонид и Одиссей. Судьями были выбраны пленные троянцы. Они решили в пользу Одиссея. Аякс нашел это несправедливым и был так раздражен, что хотел убить Одиссея и Менелая, которого тоже считал своим врагом. В темную ночь он тайком пошел из своего шатра убить их. Но Афина поразила его помрачением рассудка. Аякс перебил стада скота, находившиеся при войске, и пастухов этого скота, воображая, что убивает своих врагов. Когда помрачение прошло, и Аякс увидел, как он ошибся, им овладел такой стыд, что он бросился грудью на свой меч. Все войско было опечалено смертью Аякса , который был сильнее всех греческих героев после Ахилла.

Между тем троянский прорицатель, Гелен, попавший в плен к ахейцам, сказал им, что Трою нельзя взять без стрел Геракла. Владельцем этих стрел был раненный Филоктет , брошенный ахейцами на Лемносе. Его привезли с Лесбоса в стан под Троей. Сын бога врачевания, Асклепия, Махаон излечил рану Филоктета, и он убил Париса. Менелай подверг поруганию тело своего оскорбителя. Вторым условием, необходимым для победы греков в Троянской войне, было участие в осаде Неоптолема (Пирра), сына Ахилла и одной из дочерей Ликомеда. Он жил при матери, на Скиросе. Одиссей привез Неоптолема, отдал ему отцовское оружие, и он убил прекрасного лицом мизийского героя Эврипила, который был сын Гераклида Телефа и сестры Приама, и был прислан на помощь троянцам матерью. Ахейцы одолели теперь троянцев на поле битвы. Но Троя не могла быть взята, пока оставалась в её акрополе, Пергаме, святыня, данная прежнему троянскому царю Дардану Зевсом – палладий (изображение Афины Паллады). Чтобы высмотреть местоположение, палладия, Одиссей сходил в город, переодевшись нищим, и не был узнан в Трое никем, кроме Елены, которая не выдала его, потому что хотела вернуться на родину. Потом, Одиссей и Диомед пробрались в троянский храм и похитили палладий.

Троянский конь

Час окончательной победы греков в Троянской войне был уже близок. По легенде, известной уже Гомеру и подробно рассказанной позднейшими эпическими поэтами, мастер Эпей при помощи богини Афины сделал большого деревянного коня . Отважнейшие из ахейских героев: Диомед, Одиссей, Менелай, Неоптолем и другие спрятались в нем. Греческое войско сожгло свой стан и отплыло на Тенедос, как будто решив прекратить Троянскую войну. Вышедшие из города троянцы с удивлением смотрели на огромного деревянного коня. Герои, спрятавшиеся в нем, слышали их совещания о том, как поступить с ним. Елена обошла кругом коня, и громко звала греческих вождей, подражая голосу жены каждого. Некоторые хотели отвечать ей, но Одиссей удержал их. Некоторые троянцы говорили, что нельзя доверять врагам, и надо утопить коня в море или сжечь. Настойчивее всех говорил это жрец Лаокоон , дядя Энея. Но на глазах всего народа из моря выползли две большие змеи, обвили Лаокоона и двух его сыновей кольцами и задушили их. Троянцы сочли это наказанием Лаокоону от богов и согласились с теми, которые говорили, что надо поставить коня в акрополе, посвятить его в дар Палладе. Особенно содействовал принятию этого решения предатель Синон, которого греки оставили тут обмануть троянцев уверением, что конь предназначен греками в вознаграждение за похищенный палладий, и что когда он будет поставлен в акрополе, Троя будет непобедима. Конь был так велик, что его нельзя было протащить в ворота; троянцы сделали пролом в стене и веревками втащили коня в город. Думая, что Троянская война кончилась, они стали радостно пировать.

Взятие Трои греками

Но в полночь Синон зажег костер – сигнал дожидавшимся у Тенедоса грекам. Те поплыли к Трое, а Синон отпер дверь, сделанную в д Эос уносит тело Мемнонаеревянном коне. Настал по воле богов час гибели Трои, конец Троянской войны. Греки ринулись на беззаботно пирующих троянцев, резали, грабили и, разграбив, зажгли город . Приам искал спасения у жертвенника Зевса, но сын Ахилла Неоптолем убил его у самого жертвенника. Сын Приама Деифоб, женившийся на Елене после смерти своего брата Париса, мужественно защищался в своем доме против Одиссея и Менелая, но был убит. Менелай отвел к кораблям Елену, красота которой обезоружила его руку, поднятую поразить изменницу. Вдова Гектора, страдалица Андромаха, была отдана греками Неоптолему и нашла на чужбине рабскую судьбу, предсказанную ей мужем при последнем прощанье. Сын её Астианакс был, по совету Одиссея, сброшен Неоптолемом со стены. Прорицательница Кассандра, дочь Приама, искавшая спасения у жертвенника, была оторвана от него святотатственной рукой Аякса Малого (сына Оилея), опрокинувшего неистовым порывом статую богини. Кассандру отдали в добычу Агамемнону. Сестра её Поликсена была принесена в жертву над гробом Ахилла, тень которого потребовала её в добычу себе. Жена троянского царя Приама Гекуба , пережившая падение царского рода и царства. Она была привезена на фракийский берег и узнала там, что погиб и тот её сын (Полидор), которого Приам со многими сокровищами послал пред началом войны под охрану к фракийскому царю Полиместору. О дальнейшей судьбе Гекубы после Троянской войны легенды говорили различно; существовало предание, что она была превращена в собаку; по другому преданию, она была погребена на северном берегу Геллеспонта, где показывали её гробницу.

Судьба греческих героев после Троянской войны

Взятием Трои не кончились приключения греческих героев: на обратном пути от взятого города им пришлось испытать много бед. Боги и богини, жертвенники которых они осквернили насилиями, подвергли их тяжким судьбам. В сам день разрушения Трои, в собрании героев, разгоряченных вином, произошла, согласно «Одиссее» Гомера, большая распря. Менелай требовал немедленно плыть домой, а Агамемнон хотел до отплытия смягчить гнев Афины гекатомбами (принесением нескольких жертвоприношений, из ста волов каждое). Одни поддерживали Менелая, другие – Агамемнона. Греки совершенно перессорились, и на следующее утро войско разделилось. Менелай, Диомед, Нестор, Неоптолем и некоторые другие сели на корабли. На стоянке у Тенедоса Одиссей, который поплыл с этими вождями, поссорился с ними и возвратился к Агамемнону. Спутники же Менелая пошли к Эвбее. Оттуда благоприятно вернулись Диомед в Аргос, Нестор в Пилос, благополучно приплыли в свои города Неоптолем, Филоктет и Идоменей. Но Менелай был у скалистого Малейского мыса застигнут бурей и занесен к берегу Крита, о скалы которого разбились почти все его корабли. Сам он был унесен бурей в Египет. Царь Полиб радушно принял его в стовратных египетских Фивах, дал ему и Елене богатые подарки. Странствования Менелая после Троянской войны длились восемь лет; он был на Кипре, в Финикии, видел страны эфиопов и ливийцев. Потом боги дали ему радостный возврат и счастливую старость с вечно юной Еленой. По рассказам позднейших поэтов, Елена вовсе и не была в Трое. Стесихор говорил, что Парис похитил лишь призрак Елены; по рассказу Еврипида (трагедия «Елена »), он увез подобную Елене женщину, созданную богами для обмана его, а настоящую Елену Гермес перенес в Египет, к царю Протею, который стерег ее до конца Троянской войны. Геродот тоже полагал, что Елена не была в Трое. Греки думали, что финикийская Афродита (Астарта) – это Елена. Они видели храм Астарты в той части Мемфиса, где жили финикийцы-тиряне; вероятно из этого и возникла легенда о жизни Елены в Египте.

Агамемнон по возвращении с Троянской войны был убит собственной женой, Клитемнестрой, и её любовником, Эгисфом. Несколько лет спустя дети Агамемнона, Орест и Электра , жестоко отомстили матери и Эгисфу за отца. Эти события послужили основой для целого цикла мифов. Аякс Малый на обратном пути от Трои был убит Посейдоном за неслыханную гордость и святотатственное оскорбление жертвенника при взятии в плен Кассандры.

Больше всех приключений и невзгод при возвращении с Троянской войны претерпел Одиссей . Его судьба дала тему и сюжет для второй великой