Женский род 3 склонение окончание. III. Постановка учебной задачи. I. Самоопределение к деятельности

Класс: 4

Урок: Русский язык

Тема: 3 склонение имен существительных

Цель урока:

  • познакомить учащихся с существительными 3 склонения, ввести термин "третье склонение"; развивать умение определять склонение имён существительных в косвенных падежах,

УУД, формируемые на уроке:

Личностные: развивать познавательный интерес к языку, коммуникативную активность, оценивать усваиваемое содержание знаний;

Коммуникативные: учить сотрудничать с одноклассниками, учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

Познавательные: выдвигать и обосновывать гипотезы, обращаться к предыдущему опыту решения орфографических задач, работать с правилом в учебнике, сравнивать результаты поиска с учебником;

Регулятивные: учить ставить цели, конкретизировать задачи урока, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, коррекцию ошибок.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

  • индивидуальная,
  • групповая,
  • коллективная.

Ход урока

Этап урока.

Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

1.Мотивация учебной деятельности.

Добрый день, дорогие ребята! Вижу, что вы все готовы к нашему уроку. Улыбнитесь друг другу и посмотрите на экран.

Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл.

Беззаботна та мышь, которая только одну лазейку знает. Слайд 1.

У нас с вами в жизни много забот и сегодня мы должны найти лазейку, т.е. выход или решение наших проблем.

Я желаю вам быть мудрыми, внимательно слушать, думать и приобрести новые знания, о которых вы сумеете рассказать.

Беззаботный – нестарательный, беспечный, легкомысленный, не думающий о завтрашнем дне.

2.Актуализация знаний.

З апишем под диктовку словарные слова

Агроном, железо, беседа, аллея, библиотека, вокзал, кастрюля .

Проверьте себя, сверяя с доской.

Прочитайте слова. Что общего у данных слов?

По какому признаку можно распределить слова на 2 группы?

В тетрадях подпишите склонение вверху, над словами.

Отгадайте загадку:

Что за серенький зверёк,
Хвостик длинный, как шнурок,
Только кошку увидал,
Сразу в норку убежал?

Мышка хочет найти себе место.

Обучающиеся записывают под диктовку слова.

Проверяют свою работу.

Оценивают работу.

Имена существительные, стоят в начальной форме.

1 и 2 склонения.

Распределяют на доске слова в 2 группы.

Мышь

3.Выявление места и причины затруднения

В какую группу мы отнесем данное слово?

Почему?

Куда запишем это слово?

Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами – кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь!

Можем ли мы отнести слово рысь к 1 или 2 склонению?

Докажите?

В какую группу слов запишем это слово?

Нельзя отнести ни к одному склонению.

Не относится к 1 или 2 склонению.

В отдельную группу.

Рысь

4. Построение проекта выхода из затруднения

Что общего у этих слов?

Как вы думаете, как назовем эту 3 группу?

Какую цель поставим перед собой?

Определите тему сегодняшнего урока.

Кто уже может предположить, какие имена сущ. относятся к 3 склонению?

Где мы можем проверить наше предположение?

Стр.97 правило.

Верно ли оказалось наше предположение?

Какие имена существительные относятся к 3 склонению?

Ж.р, нулевое окончание.

3 склонение.

Узнать какие имена сущ. относятся к 3 склонению (Научиться определять 3 склонение имен существительных)

3 склонение имен существительных.

Ж.р. с нулевым окончанием.

В учебнике.

5. Реализация построенного проекта.

Давайте составим алгоритм, по которому мы сможем определить имена существительные 3 склонения.

1 шаг.

Поставить имя существительное в начальную форму.

2 шаг.

Определить род, выделить окончание.

3 шаг.

Слова ж.р. с нулевым окончанием.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Включите ноутбуки и электронное приложение.

Найдите упражнение 1 (верхний правый угол)

2 слова разбираем коллективно на доске.

Работают в парах.

7. Физминутка.

Игра «Раз, два, три – склонение назови».

Называются имена существительные. Если существительное

1-ого склонения все хлопают,

2-ого – приседают,

3-его – спокойно стоят.

Морковь, словарь, телефон, ласточка, метель, мыло, облако, поле, лошадь, лошадка, ладонь, ладошка, метро, кисточка, кисть.

8. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Работа по учебнику.

Стр.97 упр.172.

Прочитайте задание.

Что общего у данных имен существительных?

Как определить, какие из них относятся к 3 склонению?

Выпишите слова в 2 столбика.

С окончанием.

Определить род.

Самооценка

9. Включение в систему знаний.

У вас на партах лежат листочки. Прочитайте.

Можно ли эти предложения назвать текстом? Докажите.

Придумайте к тексту заголовок.

Выпишите из этого текста предложения, в которых есть существительные 3 склонения.

Подчеркните имена существительные 3 склонения.

Прочитайте, какие предложения вы выписали.

Какие слова подчеркнули?

10. Рефлексия.

Назовите тему сегодняшнего урока.

Какую цель мы поставили? Достигли поставленной цели?

Какие имена существительные относятся к 3 склонению?

Продолжите фразы:

Было интересно…

Было трудно…

Я чувствовал..

Сегодня я наблюдал….

Оценки за урок.

Дети рефлексируют.

Самооценка


Цели:

  1. Дать понятие о трех склонениях имен существительных в единственном числе. Научить распознавать три типа склонения по окончанию и роду.
  2. Развивать зрительную и слуховую память, концентрацию и объем внимания, обогащать словарный запас детей.
  3. Воспитывать прилежность, умение работать в команде.

Оборудование: толковые словари, компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности.

– Добрый день, дорогие ребята! Вижу, что вы все готовы к нашему уроку. Улыбнитесь друг другу и посмотрите на доску. Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл.

Беззаботна та мышь, которая только одну лазейку знает.

(ответы детей)

– У нас с вами в жизни много забот и сегодня мы должны найти лазейку, т.е. выход или решение наших проблем.

II. Актуализация знаний.

1. Игра «Видел и слышал».

На доске заранее записаны слова в столбик под названием «видел». Запись закрыта.

– Сейчас вы прочтете с доски шесть слов и столько же, но других слов услышите от меня. Надо постараться запомнить и те и другие слова.

Запись открывается. Учитель ведет указкой под первым словом, ребята про себя читают его. В конце слова указка останавливается. В этот момент учитель произносит другое слово (то, что предназначено для слухового запоминания) и т.д. Затем запись закрывается. Ребята записывают слова по памяти в любом порядке в два столбика.

2. Самопроверка.

Дети дописывают слова, которых не хватает.

– Что вы можете сказать об этих словах? (Существительные единственного числа в именительном падеже).

– На какие группы можете разделить эти слова? (1. Одушевленные и неодушевленные)

– Назовите одушевленные имена существительные. (2. По роду: мужской, женский и средний род)

– Назовите имена существительные женского рода; мужского рода; среднего рода. (3. По окончанию: -а –я, -о –е, О)

– Выделите окончания.

– Почему все существительные стоят в единственном числе, именительном падеже, а окончания у них разные? (зависит от рода)

III. Постановка учебной задачи.

1. Игра «Запомни слова».

На доске или плакате написаны слова разным шрифтом, разным цветом, в разном направлении. В течение 10 секунд дети читают эти слова, затем слова закрываются. Дети воспроизводят слова по памяти устно.

(падеж, род, существительное, склонение, число, предмет, вопрос)

– Что мы на данный момент можем определить у этих слов? (падеж, род, число, задать вопрос)

– А что, не можем определить у этих существительных? (склонение)

– Почему? (Мы не знаем, что такое склонение; мы не знаем, сколько склонений у существительных; мы не знаем, какие существительные к какому склонению относятся)

– Так какова тема нашего урока? (склонение имен существительных)

– Чему мы должны научиться? (Узнать, сколько склонений у имен существительных; научиться определять склонение имен существительных)

IV. «Открытие детьми нового знания».

1. – Где мы можем узнать значение слова «склонение»? (в толковом словаре)

Дети работают в группах с толковым словарем, находят значение слова и зачитывают его.

Склонение – в грамматике класс имен существительных с одинаковыми формами словоизменения .

2. – Как вы думаете, сколько склонений у имен существительных?

Высказывания детей.

– Чтобы нам не гадать, а быстрее все узнать я предлагаю выполнить вам задание.

– Просклоняйте имена существительные.

Работа в группах.

  1. вода, земля.
  2. папа, дядя.
  3. стол, конь.
  4. окно, море.
  5. степь, мышь

3. Проверка.

Дети называют слова и окончания. Учитель фиксирует окончания на доске.

1 группа 2 группа 3 группа 4 группа 5 группа
И.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п.
-а -я
-ы -и

-у -ю
-ой -ей
-а -я
-ы -и

-у -ю
-ой -ей
--
-а -я
-у -ю
--, -я
-ом -ём

-о -е
-а -я
-у -ю
- о -е
-ом -ём
--


--


– Посмотрите на окончания в словах. Какой вывод вы можете сделать? (у существительных 1 и 2 групп, 3 и 4 групп одинаковые окончания)

– Сколько групп образовалось? (3)

– Какие существительные будут относиться к 1-ому склонению? Ко 2-ому склонению? К 3-ему склонению?

– Как определить склонение имен существительных? (надо поставить имя существительное в именительный падеж, единственное число, определить род, выделить окончание)

– Попробуем составить кластер. (работа в группах)

Дети (по одному представителю от группы) защищают составленный кластер. Выбирается лучший детский или учитель предлагает свой.


V. Первичное закрепление.

Фронтальная работа.

Откройте учебники, найдите упражнение 166 на странице 88

– Прочитайте задание.

Определи склонение каждого существительного. Напиши существительные в три столбика – по склонениям.

(Дети выходят к доске по цепочке, определяют склонение, записывают)

Зима, весна, лето, осень, час, минута, год, день, ночь, тетрадь, карандаш, перо, птица, снегирь, дрозд, река, озеро, дерево, яблоня, сирень, новость, опасность, пустыня, улица, площадь, железо, поле, сеялка.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

А сейчас мы проверим, как вы усвоили этот материал.

– Определите склонение каждого существительного. Напишите существительные в три столбика – по склонениям.

Ручка, слово, мебель, буква, солнце, лук, конь, мышь, рисунок, помощь, гостья, дедушка, деревня, ель, смелость.

Самопроверка по эталону .

– Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.

– Кто ошибся? Почему?

Физкультминутка.

Игра «Раз, два, три – склонение назови».

Учитель или дети называют имена существительные. Если существительное 1-ого склонения все хлопают, 2-ого – приседают, 3-его – спокойно стоят.

Морковь, словарь, телефон, ласточка, метель, мыло, облако, поле, лошадь, лошадка, ладонь, ладошка, метро, кисточка, кисть.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

А сейчас посмотрите на доску. Выберите себе то задание, которое вам подходит.

– Прочитайте задание.

Работа проходит на три уровня.

Спишите предложения, у существительных определите склонение. Обозначьте границы предложений. Спишите, у существительных определите склонение. Составьте предложения по схемам. Запишите. У существительных определите склонение.
Мы шли сосновым лесом. Вид местности был усталым от жары. Тропинка вывела нас к роще. Мы отдыхали под большим деревом. Через поляну вьётся лесная тропинка мы любим гулять по этой тропке поздней осенью мы здесь наблюдаем за отлетом птиц. 1.

2.

Проверка.

1 группа – самопроверкапо эталону

Лесом – 2 скл., местности – 3 скл., от жары – 1 скл., тропинка – 1 скл., к роще – 1 скл., под деревом – 2 скл.

2 группа – взаимопроверка.

3 группа – фронтальная проверка.

Дети зачитывают предложение, называют существительные и склонение.

– Кто выполнил своё задание без ошибок?

– Кто ошибся? Почему?

– Кто сделал все верно, поставьте на полях тетради «+»

VIII. Рефлексия деятельности.

– Какую задачу ставили?

– Удалось ли решить поставленную задачу? Каким образом?

– Какие получили результаты?

– Что на уроке у вас хорошо получалось?

– Что вызвало затруднения?

IX. Домашнее задание.

Выучить правило на странице 88 и 91, упражнение 173.

Склонение сущ. – это их изменение по падежам и числам. Выделяется 3 типа субстантивного склонения. Нумерация склонений в школе и вузе не совпадает. По подсчетам А.Зализняка в рус.яз. сущ. м.р. и ср.р. больше всего, поэтому именно их причисляют в грамматиках к 1 типу скл.

Разносклоняемые: сущ. ср. р. на –МЯ, дитя, путь.

Несклоняемые: такси, инкогнито, Евтушенко

Субстантивированные прилагат. и прич. с адъективным типом склонения (мороженое, столовая, животное, существительное ).

Твердая, мягкая, смешанная (основа на к, г, х) разновидность

Определить тип склонения ак. и по шк., его разновидность.

Жарища – 1 шк., 2 ак., мяг.; радио – нескл.; дитя – разноскл.; волчище – 2 шк., 1 ак., мягк.; пирожное – адъективн.; камыш – 2 шк., 1 ак., тверд.

Варианты падежных окончаний

Форма единственного числа:

- Р.п. –У:

    у некоторых вещественных и абстрактных существительных в словосочетаниях с количественным значением: стакан чаю (вкус чая), достать воску, керосину, клею, лаку, мелу, скипидару, тесу, прикупить гороху, жиру, луку, меду, перцу, рису, сыру; наделать шуму, нагнать страху, наговорить вздору

НО: - при наличие определения у сущ. пишется окончание -а;

Если главное слово имеет значение конкретного количества, то пишется -а: килограмм сахара, пять кусков мела.

    сущ., имеющие в своем составе уменьшит. суф .: выпить кваску, чайку, поесть медку, сырку.

    в некоторых фразеолог. оборотах : без году неделя, без роду и племени, дать маху, добиться толку, задать перцу, не до смеху, поддать жару, прибавить шагу, с глазу на глаз, с миру по нитке, спору нет, что есть духу…

    после предлогов из, от, с (со значением удаления или причины),до (предел, достижение),без (в наречных сочетаниях), частицыни : упустить из виду, 5 лет от роду, крикнуть с испугу, умереть с голоду, проводить до дому, войти без спросу, говорить без умолку, не был ни разу, ни слуху ни духу, ни шагу дальше.

    в отрицательных предложениях: нет износу, отбою нет, отказу не было, не показывать виду, не хватает виду.

Окончание –А является сейчас основным в этой форме, оно вытесняет окончание –У.

- Пр.п. –У

Нормативным является окончание –Е, но в ряде форм требуется –У:

* у односложных сущ. (в аду, на валу, на боку, на борту, в долгу, в лесу, на льду …)

* в выражениях с обстоятельственным значением (работа на дому (ср.:номер на доме ),вернулся в первом часу (ср.:в одном часе 60 минут ),поймать на скаку, многое видел на своем веку …)

Сейчас окончание –У активно вытесняется окончанием –Е и начинает приобретать разговорный характер (в отпуску ).

Форма множественного числа

- Им.п. - А

Это окончание появилось в рус. языке относительно недавно (19 в.) и начало активно распространяться, вытесняя традиционное окончание –Ы. В 20 веке оно в основном было свойственно профессиональной и разг. речи. Но в нач. 21 века теряет сниженную окраску и становится нормативным.

Нормативны следующие формы: адреса, глаза, края, отруба, стога, бега, голоса, купола, паруса, сторожа, берега, директора, кучера, паспорта, тенора(=ы), бока, перепела, терема, борта, дома, леса, писаря, тетерева, веера, желоба, мастера, повара, черепа, вечера, жернова, номера, поезда, шафера, вороха, катера, ордера, сорта.

Разговорными являются формы: договора, конструктора, инженера, бухгалтера, вызова, тренера

- Р.п. сущ. м. и ср.рода

Подавляющее большинство сущ. имеют окончание –ОВ/-ЕВ. Но в ряде случаев предпочитается нулевое окончание :

Название парных предметов :пара сапог, брюк, валенок, кед, сапог, ботинок, чулок, погон, эполет, шорт, сандалет, манжет;

Название детенышей животных (телят, козлят )

- названиенациональностей с основой нан ир : англичан, армян, болгар, грузин, турок, цыган, татар, бурят, турок…;

- названиевоинских групп (род войск): отряд партизан, солдат;

Доп. -ов: гренадер, кадет, гусар, драгун;

- единицыизмерения: количество ампер, ватт, вольт, герц, ватт, байт, бит.

Доп. -ов: Ом - омов, грамм-грамм ов , карат-каратов, ньютон…

Яблок, но остальные названия овощей и плодов – с ОВ

Преобладает у сущ. ср.р.

Схема разбора существительных

    Словоформа в тексте.

    Часть речи.

    Начальная форма (Им. п., ед. ч.).

    Собственное или нарицательное.

    Одушевленное или неодушевленное

    Личное или неличное.

    Конкретное / абстрактное / вещественное / собирательное.

    Число и соотносимость по числу.

    Род (определяется только в ед. ч.).

    Падеж, показатель падежа, значение падежа.

    Тип склонения (по школе и академическое), показатель склонения, разновидность склонения.

    Синтаксическая функция.

Разберите все существительные из предложения по схеме

В карете сидит молодой человек. Сильно напудренный, в чулках, в парадном бархатном камзоле, на носу у него очки. Он беспечно смотрит на солдат, на бегающих людей, на шумящие толпы народа.