Герой воздушных битв иван маслов.

Жизнь блестящего русского офицера, ставшего участником белогвардейского движения и атаманом казачьего войска, представляется очень необычной, а, потому, привлекает особое внимание.

Александр Дутов родился 5 августа 1879г. в городе Казалинске, расположенном на территории нынешнего Казахстана. Предки мальчика, впоследствии ставшего легендарной личностью, были казаками. Его отцом являлся Илья Петрович Дутов, боевой русский офицер, дослужившийся до высокого звания генерал-майора. Мать по имени Елизавета Николаевна, происходила из дворянской семьи урядника. Саша стал ее первым ребенком.

Мальчик родился в то время, когда его семья находилась в походе вместе с войском. Так и получилось, что родился он в Казалинске, а детство провел в других крупных российских городах, куда расквартировывались войска.

Два года он жил в северной столице, там же Саша впервые переступил порог школы. Впоследствии ему пришлось перейти в другое общеобразовательное заведение, чтобы подготовиться к вступлению в кадетское учреждение.

В 1889-м г. сбылась заветная мечта – десятилетний Саша стал кадетом Оренбургского корпуса. Все длительные годы учебы он, как отличник, получал войсковую стипендию. Затем последовало обучение в Николаевском училище кадетов, завершившееся выпуском в 1899г. В двадцатилетнем возрасте Дутов стал хорунжим и направился в г. Харьков , где в то время располагался его оренбургский полк.

Через три года будущий атаман поехал в командировку в Киев, чтобы сдать предварительные экзамены на получение новой инженерной специальности и последующего перевода в Санкт-Петербург, для подготовки и сдачи серьезных испытаний, длившихся 4 месяца.

Александр первым из слушателей отлично справился с экзаменами за полный курс и через некоторое время стал преподавателем сначала саперной, а, некоторое время спустя, и телеграфной школы.

В 1903 году Дутов получил очередное звание поручика. Осенью того же года состоялась его свадьба с потомственной дворянкой Ольгой Петровской. Несмотря на продолжавшуюся учебу в Академии Генштаба, Александр считает своим долгом отправиться на русско-японскую войну 1905 г.

За все время проведения военных действий показал себя отличным офицером и был отмечен орденом Святого Станислава 3ст.

После окончания войны и возвращения на родину, Дутов продолжил прерванное обучение и окончил Академию в 1908г., получив чин штабс-капитана.

На протяжении трех лет Александр Ильич занимал должность преподавателя Оренбургского училища юнкеров . Интересным представляется следующий факт: он стал наставником будущего знаменитого войскового атамана Г.М Семенова. С 1912 по 1916 годы Дутов являлся командующим Оренбургского полка казаков. Все это время он находился в Харькове.

С началом Первой мировой войны Александр Дутов добровольно ушел на фронт. Он храбро служил под командованием легендарного генерала А.А. Брусилова, был дважды ранен. Но даже после получения тяжелых ране и проведенного лечения вновь стал в строй. За выявленные отвагу и храбрость Дутова наградили орденами Святой Анны.

После революций 1917 года герой становится по-настоящему знаковой фигурой и, поистине, необычайно популярной личностью в казачьей среде.

Он категорически не приемлет власть большевиков, а, потому, по возвращению в Оренбург, первым среди иных атаманов казачьих войск заявляет об отказе признавать ее во вверенном ему войске. Долгое время он строго контролировал важнейший район страны и смог закрыть сообщение центральных районов с Сибирью.

В начале 1918 г. окрепшие войска Красной Армии начинают масштабное наступление на Оренбург и захватывают город, после длительного сопротивления отрядов дутовцев. Командующий в одиночку направляется в Верхнеуральск, чтобы там сформировать новые силы и направить их против большевиков.

Однако, вскоре и этот город сдался. Тогда Дутов принял решение обосновать свое правительство в соседней станице, но также был окружен и с трудом смог уйти от врага.

В результате недовольства новой политикой и начавшегося мощного повстанческого движения, в которое были вовлечены более шести тысяч казаков, в июле был взят Оренбург, а несколько позднее город Орск. Следовательно, вся территория Оренбуржья освободилась от власти красных. Одним из первых А.И.Дутов признал и полностью поддержал власть адмирала А.И Колчака.

Спустя год его армия потерпела сокрушительное поражение и с боями стала отходить в Семиречье. В связи с наступлением более численной армии большевиков и отсутствием продовольствия, весной 1920 года Дутов, вместе с отрядом, покинул границы России и ушел в соседний Китай.

Белогвардейские командиры, вынужденные покинуть Россию, не считали, что война с большевиками окончена. Многие из них пытались найти союзников на стороне, чтобы вернуться и освободить страну от красной власти. Таким был атаман Дутов. Перебравшись в Китай, он начал готовить освободительный поход и поддерживал связь с многочисленными подпольными организациями. В ЧК не могли ждать, пока он наберет достаточно сил. И поэтому подготовили спецоперацию по устранению Дутова.

Против большевиков

Будущий атаман Оренбургского казачества родился в 1879 году. К началу Первой мировой войны он имел за плечами окончание Оренбургского кадетского корпуса, Николаевского кавалерийского училища и Академии Генерального штаба. Довелось Александру Ильичу принять участие и в русско-японской войне. Затем была война с Германией. И к 1917 году Дутов имел множество наград, несколько серьезных ранений, а также безоговорочный авторитет среди казачества. Его даже делегировали на Второй Общеказачий съезд в Петрограде. А затем Дутов стал председателем Совета Союза Казачьих Войск.

Когда большевики совершили вооруженный государственный переворот и захватили власть, Александр Ильич им не подчинился. В начале ноября 1917 года он подписал указ, в котором говорилось, что Оренбургская губерния не признает большевистский строй. Он официально встал во главе Оренбургской губернии. За короткий срок Дутову удалось очистить свою вотчину от сочувствующих красному движению. И хотя Александр Ильич считал себя в Оренбургской земле хозяином, власть Колчака он принял безоговорочно. Атаман понимал, что для победы над большевиками необходимо переступать через личные амбиции.

Но все же белые проигрывали. Армия Колчака терпела поражения, вскоре горькую чашу побежденного испил и сам атаман Дутов. И в начале апреля 1920 году ему вместе с остатками армии пришлось покинуть родную страну. Разбитые белогвардейцы обосновались в китайской крепости Суйдун и городке Кульдже. Несмотря на тяжелое положение, Александр Ильич и не думал сдаваться. Он заявил своим подчиненным: «Борьба не закончена. Поражение - это еще не разгром». Атаман собрал разрозненные силы белогвардейцев, укрывшихся в Китае, и создал Оренбургскую Отдельную армию. А его фраза «Я выйду умирать на русскую землю и обратно в Китай не вернусь» стала девизом всех противников большевистской власти.

Александр Ильич развернул бурную деятельность, налаживая контакты с подпольем. Он подготавливал освободительный поход, стараясь привлечь к этому как можно больше людей. По сути, Дутов стал грозным противником, которому для успешной реализации задуманного требовалось лишь время. И чекисты это прекрасно понимали. А когда они узнали об успешных переговорах атамана с басмачами, стало окончательно ясно, что медлить нельзя. Первоначально было решено выкрасть его из Суйдуна и отдать под открытый пролетарский суд. Это ответственное задание поручили уроженцу города Джаркента татарину Касымхану Чанышеву. Семья Чанышевых вела свою историю то ли от некого князя, то ли от хана. Она была богатой и влиятельной. Чанышевы являлись купцами и вели активную торговлю с Китаем. Правда, их бизнес являлся контрабандным, поэтому пересекать границу купцам приходилось по секретным тропам. Да в соседнем государстве у них были обширные связи и информаторы.

Все это и предопределило выбор Касымхана.

Тайный агент

Чанышев быстро оценил ситуацию и примкнул к большевикам в 1917 году. Он сформировал из своих джигитов отряд Красной гвардии, захватил Джанкерт и объявил его советским. И даже тот факт, что многих из его родственников раскулачили, не повлиял на политические взгляды Касымхана. Он продолжал сражаться за большевиков и поддерживал связь с родственником, проживавшем как раз в Кульдже. По мнению чекистов, Чанышев идеально подходил на роль обиженного большевиками. Мол, воевал за них, а они так жестоко обошлись с его многочисленной родней. И Касымхан согласился выполнить важное задание.

Осенью 1920 года он в компании нескольких преданных джигитов отправился в Кульджу для проведения подготовительных работ. Операция продлилась несколько дней, после чего они вернулись. Касымхан отчитался, что сумел выйти на контакт с полковником Аблайхановым – переводчиком Дутова. И тот обещал Чанышеву устроить встречу с атаманом. В общем, результат превзошел все ожидания.

Затем было еще несколько разведывательных походов. Касымхан пару раз встречался с Дутовым, рассказал ему свою легенду и сообщил о подпольщиках в Джанкерте. Уверил он атамана в том, что в случае освободительного похода они сумеют захватить город, а потом поддержат и его движение. Александр Ильич поверил и сообщил Касымхану о своих грандиозных планах. Когда чекистам стало о них известно, было принято решение ускорить ход операции. Дело в том, что за Дутовым стояла уже большая сила, опутавшая много крупных городов. А Оренбургская Отдельная армия была многочисленной и боеспособной, а не воображаемой, как некоторым из большевиков хотелось думать. Угроза стала слишком пугающей.

А когда началось Западно-Сибирское восстание в январе 1921 года, чекисты всполошились. Было принято решение не выкрадывать Дутова для последующего суда, а просто ликвидировать. Чанышев получил новое задание. И в ночь с 31 января на 1 февраля группа из шести человек под руководством Чанышева перешла границу. Касымхан написал Дутову письмо, в котором сообщил о готовности к восстанию: «Господин атаман. Хватит нам ждать, пора начинать, все сделано. Готовы. Ждем только первого выстрела, тогда и мы спать не будем». Послание было доставлено Махмудом Хаджамировым. Он в сопровождении ординарца Лопатина вошел в дом Дутова 6 февраля. Как только Александр Ильич открыл письмо, последовал выстрел. Расправившись с атаманом, Хаджамиров убил и Лопатина. Тем временем другой агент чекистов расправился с часовым. И вскоре вся группа без потерь пересекла границу.

Есть сведения, что Чанышеву чекисты не доверяли, считая его двойным агентом. Поэтому взяли в заложники его родственников. И Касымхану было выдвинуто условие: либо устраняешь Дутова, либо хоронишь свою родню.

Атамана Дутова не стало на следующий день. Мечте умереть на русской земле не суждено было сбыться. Его и остальных двух погибших похоронили на кладбище возле Сейдуна. А через несколько дней могила Александра Ильича была вскрыта, а его тело обезглавлено. По одной из версий, голову забрал Чанышев, чтобы доказать реальность смерти Дутова. Но сведений, подтверждающих этот факт нет.

За успешное выполнение важного задания вся группа получила вознаграждение. Хаджамиров получил от Дзержинского золотые часы и маузер с памятной гравировкой. Чанышеву награду вручил Петерс. Вместе с золотыми часами, именным карабином он получил и «охранную грамоту»: «Предъявитель сего тов. Чанышев Касымхан 6 февраля 1921 г. совершил акт, имеющий общереспубликанское значение, чем спас несколько тысяч жизней трудовых масс от нападения банды, а поэтому требуется названному товарищу со стороны советских властей внимательное отношение и означенный товарищ не подлежит аресту без ведома Полномочного представительства».

Колчак и Дутов обходят строй добровольцев.

Родился 1 Августа 1920 года в деревне Исаково, ныне Можайского района Московской области, в семье крестьянина. До 17 лет жил в родной деревне. В 1937 году окончил 7 классов и уехал в Москву, где поступил в школу ФЗУ треста Теплосантехмонтаж, которое окончил в 1939 году. Одновременно учился в аэроклубе на Сретенке. Работал слесарем на авторемонтном заводе. С 1939 года в Красной Армии, окончил укороченный курс Борисоглебской военной авиационной школы лётчиков.

С Июня 1941 года Младший лейтенант И. В. Маслов в действующей армии. В составе 157-го ИАП участвовал в боях на Ленинградском, Калининском, Центральном и 1-м Белорусском фронтах. Прошёл путь от рядового лётчика до командира эскадрильи.

К Февралю 1944 года заместитель командира эскадрильи 157-го истребительного авиационного полка (234-я истребительная авиационная дивизия, 16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт) Старший лейтенант И. В. Маслов совершил 285 боевых вылетов, провёл 60 воздушных боёв, в которых уничтожил лично 15 и в составе группы 19 самолётов противника.

1 Июля 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1959 году Полковник И. В. Маслов уволился в запас, работал в Аэрофлоте. В настоящее время на пенсии, живёт в Москве.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (трижды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями: "За отвагу", "За боевые заслуги", "За оборону Ленинграда", "За освобождение Варшавы", "За взятие Берлина", "За победу над Германией" и многими другими.

* * *

Военную службу Младший лейтенант Иван Маслов начал в 1940 году в 157-м истребительном авиационном полку на аэродроме Левашово под Ленинградом. В нём он прослужил с момента создания и до расформирования полка в 1949 году.

С Июля 1941 года сражался на фронтах Великой Отечественной войны. Иван Васильевич Маслов воевал на 5 типах самолётов - на И-16, ЛаГГ-3, "Харрикейне", Як-7, Як-3. В 1941 году защищал небо северной столицы, летал на штурмовку войск противника. В одном из воздушных боёв был подбит, но, раненный, сумел посадить самолёт на своем аэродроме.

Полёт на разведку над вражеской территорией подходил к концу. Паре советских истребителей, ведущим в которой летел командир звена В. Залевский, а ведомым - молодой лётчик Младший лейтенант Иван Маслов, предстояло пересечь линию фронта. Казалось, скоро уже можно будет перевести дыхание. Но вдруг Залевский начал крутой разворот. Маслов устремился за ним, пытаясь угадать, что заставило командира переменить курс.

Всмотревшись в белесое зимнее небо, Иван обнаружил на небольшой высоте вражеский транспортный самолёт. Выше транспортника виднелся "Мессер". Стало ясно: командир решил атаковать "Юнкерс". Вообще - то разведчикам ввязываться в воздушный бой не рекомендовалось, но, видимо посчитав, что перед ним лёгкая добыча и атака много времени не займёт, ведущий всё же решился на неё.

Немецкий лётчик увеличил скорость, стал маневрировать по курсу. Хотя истребители "Харрикейн", английского производства, на которых летели наши лётчики, и не обладали высокой скоростью, но они всё же сближались с тихоходным вражеским самолётом.

Ведомый неотрывно следил за командиром и за находившимся выше них "Мессером". Опытные лётчики не раз предупреждали его о коварстве вражеских истребителей в воздухе, их умении выжидать и нападать исподтишка. Сблизившись с транспортником, Залевский дал залп по нему и стал выходить из атаки. Однако "Юнкерс" продолжал полёт. И тут Маслова взяла досада, что приходится уходить от самолёта, который можно было сбить. "Нет, нельзя от него уходить!" - решил лётчик и отвернул от своего ведущего. И вот уже на "Юнкерс" обрушился залп огня. Немецкий самолёт задымил.

Ага, - распалился Маслов, - получил!

И только тут он заметил, что "Мессер" пошёл на сближение с ним. Пришлось пикировать до бреющего полёта. Немец отстал.

Но где же командир? Вроде бы прошли всего лишь мгновения. "Вот это положение", - огорчился Маслов.

Он знал, что, если ведомый теряет ведущего, ему нет оправдания в глазах лётчиков.

Командир полка Андреев не жалел крепких выражений, высказывая свои упреки Маслову. Его гнев не смягчило и подтверждение о сбитом Ju-52, поступившее ночью от наземных войск.

Так через ошибки, острые переживания, первые успехи приходил к Маслову боевой опыт. Он по крупицам накапливался с того дня войны, когда недавнему выпускнику Борисоглебской школы лётчиков Ивану Маслову вместе с товарищами была поставлена задача: защищать с воздуха Ленинград. Вскоре обстановка на фронте обострилась. Подвижные части врага рвались к городу на Неве. Надо было сделать всё, чтобы их остановить. И Маслов с товарищами по нескольку раз в день летал на штурмовку противника в районе Кингисеппа. Стрельбу по наземным целям он, как и все истребители, и раньше отрабатывал, но в боевых условиях, под обстрелом вражеских зениток пришлось осваивать эту науку по - новому. С каждым вылетом авиаторы находили всё более искусные маневры, заходы для атаки, крепли взаимопонимание и взаимодействие в группе. Но и противник, почувствовав реальную угрозу с воздуха, усилил прикрытие своих войск. Летать приходилось в плотных облаках разрывов снарядов.

Как - то раз, во время захода группы наших самолётов для удара по вражеским колоннам, по ним открыли огонь замаскированные "Эрликоны". Один из снарядов попал в самолёт Маслова. Запахло порохом. И тут же - резкая боль в левой руке. Самолёт повело на разворот. Это случилось на высоте 800 метров. Что предпринять? Маслов решил из атаки не выходить и всё делать одной правой рукой. Охваченный азартом атаки, он стрелял по врагу до тех пор, пока не снизился до верхушек деревьев. Потом с трудом вывел машину в горизонтальный полёт и на бреющем возвратился на свой аэродром. Превозмогая боль, зажал ручку управления ногами, а шасси выпустил правой рукой. После приземления его с перебитой рукой немедленно отправили в госпиталь.

Находясь в Ленинградском травматологическом госпитале, Маслов жил одной мыслью: скорее бы в полк и вместе с друзьями пойти в бой. Нетерпение росло, и, казалось, нет сил больше ждать ни дня. Но тут подоспело решение о выписке лётчиков в части. Город был уже в окружении. Решили посадить авиаторов на канонерки и по Ладожскому озеру, уже покрытому тонкой коркой льда, вывезти на Большую землю. Но погода разбушевалась, выходить нельзя. А утром показалось ясное небо, и в нём "Юнкерсы" и "Мессеры". Началась бомбёжка. Пришлось отражать воздушные атаки противника. Лётчики заняли места у зениток и били по врагам. Ночью канонерки двинулись в путь. Затемно добрались до Волхова, высадили лётный состав, и он по железной дороге отправился в пункт назначения. Там - то Маслов и встретился с "Харрикейнами", поступившими на Калининский фронт (необходимо отметить, что тяжёлые малоскоростные "Харрикейны", поступившие в полк, имели исключительно мощное "доморощенное" вооружение: английские "Браунинги" были заменены на 4 отечественные пушки ШВАК)...


Много испытаний принесли Маслову зима и лето 1942 года. Приходилось на подбитой машине садиться у линии фронта. Там, на Калининском фронте, он начал и умножил счёт сбитым "Юнкерсам".

Осенью 1942 года полк перебазировался в район Ржева, где шли упорные бои. В часть приходили новые воздушные бойцы, и в их числе опытные, такие, как А. Е. Боровых, М. С. Баранов. Боровых вскоре стал командиром эскадрильи, в которой служил Маслов. Иван Васильевич часто летал с ним ведомым и восхищался его выдержкой, смелостью, мастерством.

Но ещё чаще приходилось летать с Залевским. До чего же неудержим был в бою этот человек! Он никогда не считал, сколько вражеских самолётов перед ним, главное - стремился их сбивать. Так было и при полёте парой в район Ржева на прикрытие наших войск. В одном месте лётчики заметили большую группу "Мессеров", и, хотя силы были явно неравные, Залевский решил атаковать с ходу. Правда, урона врагу они тогда не нанесли, но отвлекли "Мессеров" от сопровождения "Юнкерсов", что, как стало известно позже, помогло другим нашим истребителям сорвать их налёт. Ещё одна польза была от той бесстрашной атаки. В ней Залевский и Маслов впервые применили приём "ножницы", заключавшийся в поочередном прикрытии друг друга.

По возвращении на свой аэродром Маслов всё - таки заметил Залевскому:

Безумству храбрых, как говорится, поём мы песню, но нужны и выдержка и расчёт. Не следует торопиться атаковать. А мы сегодня бросились на "Мессеров" без оглядки...

Я и сам это понимаю, - согласился Залевский. - Но до чего же хочется бить захватчиков!

В это время Маслова позвал к себе командир. Предстоял новый срочный вылет. Необходимо было сопровождать девяткой "Харрикейнов" транспортные самолёты, с которых нашим частям, окружённым в районе Белого, будут сброшены грузы и вымпелы с указанием направлений выхода к своим. Дальность такая, что горючего в обрез. Никаких отклонений от маршрута. Если "Мессеры" навяжут бой, то придётся садиться в расположении наших окружённых частей.

Полёт проходил в напряжённой обстановке, но истребители врага в бой не вступали. В условленном месте экипажи Ли-2 сбросили мешки с продуктами и развернулись на обратный курс. Но с каждым километром нарастала тревога: дотянут ли до своего ближайшего аэродрома? И как только перетянули линию фронта, лётчик Балашов первым подал сигнал о том, что горючее кончается. Он отвернул от строя и стал искать площадку для приземления. Но в этот момент двигатель истребителя остановился, самолёт резко клюнул и начал падать. Горько было на душе товарищей и обидно, что не могли ничем помочь Балашову...

Даже после нескольких вылетов в день Маслов не чувствовал такой усталости, как от одного этого полёта на максимальный радиус. Но время не ждёт, надо готовиться к новым боевым делам. В очередном полёте шестёркой Маслову удалось сбить ещё один "Юнкерс", доведя счёт своих побед до 17. Его грудь украсил орден Красного Знамени.

Зимой 1943 года лётчиков отправили для получения новой техники. Им были вручены именные самолёты от "Трудовых резервов". Это были представители второго поколения прославленных истребителей конструкции А. С. Яковлева - Як-7Б.

После этого 157-й полк был отправлен на Центральный фронт и влился в 16-ю Воздушную армию. Командиром полка стал Майор В. Ф. Волков. Первые бои провели по отражению налётов врага на Курск. Маслов был в эскадрилье А. Е. Боровых. Комэск сражался, как всегда, храбро и умело, ведя за собой товарищей. Однажды его сбили, он покинул с парашютом самолёт и уже на следующий день снова вернулся в строй.

В начале оборонительного сражения на Курской дуге, особенно в первые три дня, в воздухе шли упорные схватки. "Яки" яростно отбивали атаки "Мессеров". В наиболее трудных боях группы самолётов вёл командир полка. Росло число сбитых лётчиками вражеских самолётов. Лишь комэск Боровых за дни сражения под Курском уничтожил 8 неприятельских машин.

Запомнился Маслову и бой с немецким разведчиком Ме-110. Видимо, управлял им опытный пилот. Он часто появлялся над расположением наших войск. Необходимо было подкараулить его и сбить.

Маслов расспросил всех, кто встречал в небе этот самолёт - разведчик, уточнил, когда, на каких высотах он летает. И только после этого принял решение караулить его на рубеже, прикрываясь облачностью, а при появлении Ме-110 решительно атаковать его сверху.

Так в действительности всё и получилось. Маслов с ведомым Казначеевым, обнаружив Ме-110, ринулись на него. Неожиданным залпом они повредили "Мессер", после чего взяли его в клещи. Ни в стороны, ни тем более обратно пути ему не было. Немец, видимо, понял это и пошёл со снижением. Его посадили на поле в 7 километрах от аэродрома. А через час экипаж вражеского разведчика доставили в штаб полка.

Всего за время оборонительных и наступательных боёв только на Курской дуге Иван Маслов сбил 8 самолётов врага. В те же дни на его груди засверкал второй орден Красного Знамени. Впереди лётчиков ждали бои в небе Белоруссии, Польши, Германии...

К Февралю 1944 года Старший лейтенант И. В. Маслов выполнил 285 боевых вылетов. В 60 воздушных боях сбил 15 вражеских самолётов лично и 19 - в составе группы.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 Июля 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Потом были упорные бои над Сандомирским плацдармом, где Иван, словно отмечая это высокое звание, в одной из схваток уничтожил немецкий истребитель FW-190.

Летом 1944 года, перед операцией по разгрому Мозырской группировки врага, 157-й полк получил новые самолеты - Як-3. Часть входила в состав 234-й авиадивизии под командованием Полковника Е. 3. Татанишвили.

Это соединение не раз отличалось в боях. За активное участие в освобождении города Мозырь дивизии было присвоено почётное наименование "Мозырская".

Как - то, патрулируя двумя парами, Маслов заметил два "Мессера". Не медля дал газ и набрал высоту. Его ведомый и вторая пара не отставали. "Мессеры" были застигнуты врасплох, и меткая очередь Маслова прошила одного из них, а второго сразил ведущий другой пары. Чуть позже Маслов с товарищами перехватил самолёт - разведчик "Юнкерс-88".

Авторитет Ивана Маслова рос от боя к бою. Его назначили заместителем командира эскадрильи. В этой должности Иван Васильевич участвовал в Белорусской операции. Ему особенно памятны разгром нашей авиацией наземной армии противника в районе Бобруйска, вылеты на штурмовку окруженных вражеских частей у Минска.


Некоторые источники приписывают этот Як-3 Ивану Маслову. Однако, лётчик (получивший в
подарок этот самолёт) на прилагаемых ниже фото не очень-то похож на И. В. Маслова. Да
и "Золотой Звезды" Героя у него нет. Может таких самолётов было несколько?..




Впереди ждали новые испытания, к которым Иван Васильевич готовился уже в качестве комэска. Дивизия участвовала в боях за освобождение Варшавы, Познани. Маслов поднимался в воздух на сопровождение Ил-2 и Пе-2, на свободную охоту. В одном из таких полёетов - это было севернее Варшавы - у него с ведомым Франчуком произошла встреча с парой Ме-109. Высота полёта составляла 4500 метров. Ведущие маневрировали настолько стремительно, что ведомые отстали, и началась схватка один на один. Немец был опытный, увёртливый. И всё - таки Маслов зашёл в хвост "Мессеру". Только приготовился дать очередь, как противник стремительно нырнул в пике. Иван Васильевич, захваченный азартом борьбы, ринулся за ним. Погоня заставила врага потерять обычную осторожность, самолёт его спустился слишком низко, зацепил за вершины деревьев и упал в лес...

Но и Маслову дорого обошлась погоня. Плоскости его "Яка" вспухли, капоты вдавились. Потребовались невероятные усилия, чтобы довести самолёт до своего аэродрома. После осмотра специалисты списали этот Як-3.

В дальнейшем Маслов участвовал в прикрытии Кюстринского плацдарма на Одере, в Восточно - Померанской операции. За успешные боевые вылеты 234-я дивизия была удостоена в те дни ордена Красного Знамени.

Отличились лётчики этой дивизии, а в их числе комэск Маслов, и в первый день наступления на Берлин - 16 Апреля 1945 года. Лишь в 8 воздушных боях они сбили 11 вражеских самолётов. А всего за Берлинскую операцию эскадрилья, которой командовал Капитан И. В. Маслов, сбила столько же самолётов, сколько все остальные лётчики 157-го истребительного авиаполка. Количество же боевых вылетов, совершённых Масловым к тому времени, достигло 350, а число воздушных боёв - около 100. Свой последний боевой вылет он совершил 1 Мая 1945 года.

В поверженном Берлине закончил боевой путь Иван Васильевич Маслов. Всего на его счету числится 23 сбитых вражеских самолёта лично и 18 в группе с товарищами (некоторые источники указывают на 26 личных побед).

После войны он продолжил службу в ВВС. В 1948 году, в числе первых лётчиков, освоил новую технику - вертолёт. В 1951 году в городе Пушкино им впервые была подготовлена группа лётно - технического состава и 9 винтокрылых машин Ми-1 для участия в параде в Тушино, посвящённом Дню Воздушного флота. После парада состоялся доклад правительству о целях и перспективах применения вертолётов в армии и народном хозяйстве.

В 1954 году Иван Васильевич окончил Центральные лётно - тактические курсы усовершенствования командного состава. В 1959 году Полковник И. В. Маслов демобилизовался и поступил на лётную работу в Гражданский воздушный флот, возглавив там эскадрилью, которая впервые применяла вертолёты для доставки в отдалённые районы Сибири грузов и строительных материалов.

С 1970 по 1976 год работал в 235-м авиаотряде Внуково, в составе которого выполнял транспортные перевозки. Затем работал диспетчером Московского транспортного управления Гражданского Воздушного Флота.

С 1984 года Иван Васильевич на заслуженном отдыхе. Но и сейчас сердцем и мыслями он с теми, кто продолжает славные традиции советских авиаторов.

* * *

Список всех известных побед Капитана И. В. Маслова:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов". Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)



п / п
Д а т а Сбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
1 28.04.1942 г. 1 Ju-52 юго - вост. Кислово И-16, "Харрикейн",

ЛаГГ-3, Як-7,

Як-9, Як-3.

2 07.07.1942 г. 1 Ju-88 (в группе - 1 / 10) Замостье
3 2 Ju-88 (в группе - 2 / 10) Брагино - Нестерово
4 08.07.1942 г. 1 Ju-88 (в группе - 1 / 8) сев - вост. Красный Холм
5 1 Ju-88 (в группе - 1 / 8) сев. Нестерово
6 12.08.1942 г. 1 Ме-109 (в группе - 1 / 4) Ржев
7 1 Ju-88 (в группе - 1 / 6) Ржев
8 13.08.1942 г. 1 Ме-109 (в группе - 1 / 4) юго - вост. Ржев
9 1 Ju-88 (в группе - 1 / 7) Тимофеево
10 14.08.1942 г. 1 Ju-88 (в группе - 1 / 7) сев. Грибово
11 2 Ju-88 (в группе - 2 / 7) сев - вост. Ржев
12 1 Ju-88 (в группе - 1 / 4) ст. Ржев
13 17.08.1942 г. 1 Ме-109 сев. окр. Ржев
14 19.08.1942 г. 1 Ме-109 р-н Ржева
15 06.06.1943 г. 1 Ме-109 Остров
16 05.07.1943 г. 1 FW-190 Нижняя Сосна
17 1 Ме-109 Верхняя Сосна - Крутовский
18 2 FW-190 (в группе - 2 / 4) Нижняя Сосна
19 06.07.1943 г. 1 FW-190 Пажское
20 1 FW-190 юж. Поныри
21 07.07.1943 г. 1 FW-190 Хитрово
22 18.07.1943 г. 1 FW-190 зап. Поныри
23 14.09.1943 г. 1 Hs-126 Короп
24 24.09.1943 г. 1 FW-189 сев - вост. Чернобыль
25 22.11.1943 г. 1 Ju-88 Присня
26 13.12.1943 г. 1 Ju-88 ст. Старая Рудня
27 06.01.1944 г. 1 FW-189 сев - зап. Быхов
28 27.03.1944 г. 1 Ме-109 р-н Рогачева
29 28.03.1944 г. 1 Ме-109 р-н Рогачева
30 24.06.1944 г. 1 Ме-109 зап. Хомичи
31 14.10.1944 г. 1 FW-190 сев. Бложе
32 15.10.1944 г. 1 Ме-109 Домброва - Немецка
33 21.10.1944 г. 1 FW-190 юго - зап. Хрцынно
34 18.04.1945 г. 1 FW-190 вост. Буков
35 1 FW-190 юж. Претцель

Всего сбитых самолётов - 23 + 18 [ 23 + 15 ]; боевых вылетов - 342; воздушных боёв - 70.