Гоголь, анализ произведения ревизор, план. Пересказ произведения "Ревизор" Гоголя Н.В

Ответ оставил Гость

Таак-с 4 действие
Явление первое гласит о том.как Аммос Федорович, АртемийФилиппович, почтмейстер, Лука Лукич, Добчинский и Бобчинский и оба Петра Ивановича обсуждают,что им нужно сунуть взятку хлестакову. обсуждают. как и кто это будет делать. просят они Аммоса Федоровича, он отказывается, но спор их прерывают шаги хлестакова.
Явление 2 гласит о том.что Хлестаков один рассуждает в слух: что ему нравится тут жить. что ему приготовили хорошую кровать. что ему что-то подусунули за завтраком и в голове всё до сих пор гудит. потом думает о дочке городничева,что она хорошо....да и её мама тоже такая,что ещё можно бы..,
Явление 3 повествует о том,как городничий пытался дать взятку. как он специально уронил деньги,дрожал и боялся, потом отдал их Хлестакову,который сначала не брал.потом взял их.
Явление 4: Хлестаков берёт взаймы у почтмейстера 300 рублей, (не найдётся ли у вас взаймы?)
Явление 5: Лука-лукич и хлестаков, Хлестаков предлаагет сигару - Лука Лукич её роняет. потом спрашивает его о том. какие девушки ему нравятся, брюнетки или блондинки,а лука-лукич молчит. потом просит взаймы 300 руб. и тот ему даёт.
Явление 6 повествует о том,как
Артемий Филиппович(земляника) и Хлестаков ведут беседу. в которой Артемий Филиппович говорит всевозможные гадости про почмейстера,судью. После земляника предлагает изложить всё на бумаге и уходит. Хлестаков кричит:"Эй.как там вас, не найдтся 400 руб?" и земляника даёт ему 400 руб.
Явление 7:
Хлестаков, Бобчинский и Добчинский. тут приведу диалог для наглядности:
Хлестаков. Хорошо, что присох. Я рад... (Вдруг и отрывисто.) Денег нету вас?Бобчинский. Денег? как денег?Хлестаков (громко и скоро). Взаймы рублей тысячу.Бобчинский. Такой суммы, ей-богу, нет. А нет ли у вас, Петр Иванович?Добчинский. При мне-с не имеется, потому что деньги мои, если изволитезнать, положены в приказ общественного призрения.Хлестаков. Да, ну если тысячи нет, так рублей сто.Бобчинский (шаря в карманах). У вас, Петр Иванович, нет ста рублей? Уменя всего сорок ассигнациями.Добчинский. (смотря в бумажник.) Двадцать пять рублей всего.Бобчинский. Да вы поищите-то получше, Петр Иванович! У вас там, я знаю,в кармане-то с правой стороны прореха, так в прореху-то, верно, как-нибудьзапали.Добчинский. Нет, право, и в прорехе нет.Хлестаков. Ну, все равно. Я ведь только так. Хорошо, пусть будетшестьдесят пять рублей. Это все равно. (Принимает деньги.) + потом Добчинский просит за своего незаконорождённого сына. что бы тот тоже была Добчинским и говорит о талантах сына. А бобчинский просит о том, что бы Хлестаков о нём всегда и везде упоминал,мол.есть такой вельможа - Бобчинский)
Явление 8: Хлестаков один, говорит о том. что тут много чиновников в городе.они приняли его не за того. кого следует и он напишет о них своему другу Тряпичкину, что бы тот статейку о них написал в петербурге.
Явление 9 гласит: Хлестаков пишет письмо, осип говорит о том что пора уезжать, и просит отослать письмо и пригнать лучшую тройку лошадей, но Хлестаков ещё хочет пожить в этом городе. Приходят купцы, с просьбами, в одном из конвертов к нему обращаются по должности. которой вообще нет)
Явление 10:Хлестаков и купцы,купцы жалуются на городничева, что тот плохой и тд и тп,Хлестаков им поддакивает. мол, в сибирь нужно сослать городничего. потом дают взаймы Хлестакову 500руб на серебрянном подносе, он их берёт вместе с подносом. Потом стучатся 2 женщины.
Явление 11 :
Февронья Петрова Пошлепкина и Унтер-офицерша приходят к Хлестакову. Слесарша(Февронья) - жалуется на городничего. Мужа её он в солдаты отправил. Унтер-Офицерша тоже на городничего жалуется. за то,что он её высек.
Явление 12:
Хлестаков и Марья Антоновна. Хлестаков пристаёт к Марье, говорит что любит её и целует, та силится уйти.
Явление 13:
Те же и Анна Андреевна. Анна Андреевна прогоняет свою дочь, видя.что Хлестаков на коленях, дочь убегает в слезах. Анна спрашивает. почему хлестаков на коленях и говорит о том, есть ли планы на её дочь. хлестаков отвечает - что он любит только Анну, и ему не важно.что она жена городничева.
Явление 14:Вбегает Марья, дочь Анны, и вдруг видит такую картину, но Анна её ругает.мол не вежливо так вбегать. Хлестаков берёт руку Марьи и просит благословления и говорит,что любит Марью!
Явление 15: те же и Городничий. Городничий вбегает, что бы его не казнили за жалобы. Потом благословляет свою дочь и Хлестакова,те целуются.
Явление 16: те же и Осип. Осип говорит. что лошади готовы. и Хлестаков уезжает. Все с ним прощаются.

Ответ оставил Гость

Комната в доме городничего. Городничий сообщает собравшимся чиновникам «пренеприятнейшее известие»: в город приезжает ревизор. Собравшиеся в ужасе. Чиновники предполагают, что ревизора специально присылают, чтобы узнать, нет ли в городе измены перед войной. Городничий: «Откуда в уездном городе измена? Да отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь» . Советует всем навести видимость порядка в подведомственных заведениях (в больнице надеть на больных чистые колпаки, написать болезни по-латыни; убрать гусей из приемной суда, спрятать охотничье снаряжение) . Упрекает чиновников во взяточничестве (судья Ляпкин-Тяпкин берет взятки борзыми щенками) , недостойном поведении (в гимназии учителя строят ученикам рожи) .

Явление 2

Почтмейстер выражает опасение, что приезд ревизора может означать скорую войну с турками. Городничий просит его распечатывать и прочитывать каждое письмо, приходящее на почту. Почтмейстер охотно соглашается, поскольку и до просьбы городничего поступал именно так.

Явление 3

Появляются Бобчинский и Добчинский и распускают слух, что ревизор - некто Иван Александрович Хлестаков, который уже неделю живет в гостинице, не платя хозяину денег. Городничий решает наведаться к проезжающему. Чиновники расходятся по подведомственным заведениям.

Явление 4

Городничий отдает распоряжение квартальному дочиста вымести улицы.

Явление 5

Городничий распоряжается расставить квартальных по городу, снести старый забор, на возможные вопросы ревизора отвечать, что строившаяся церковь сгорела, а вовсе не была растащена по частям.

Явление 6

Вбегают жена и дочь городничего, сгорающие от любопытства. Анна Андреевна посылает служанку за дрожками мужа, чтобы самостоятельно все разузнать о приехавшем ревизоре.

Действие 2

Комната в гостинице

Явление 1

Голодный Осип лежит на барской кровати и рассуждает сам с собой. (Они уехали с барином из Петербурга два месяца назад. В дороге барин растратил все деньги, живя не по средствам и проигрываясь в карты. Самому слуге нравится жизнь в Петербурге - «галантерейное обращение» на «вы» . Барин ведет бестолковую жизнь, потому что «делом не занимается».)

Явление 2

Появляется Хлестаков, пытается послать Осипа к хозяину за обедом. Тот отказывается идти, напоминает Хлестакову, что они уже три недели не платят за постой и хозяин собирался на них жаловаться.

Явление 3

Хлестаков один. Очень хочет есть.

Явление 4

Хлестаков наказывает трактирному слуге потребовать у хозяина обед в кредит.

Явление 5

Хлестаков представляет, как он в шикарном петербургском костюме подкатит к воротам отцовского дома, а также будет наносить визиты соседским помещикам.

Явление 6

Трактирный слуга приносит маленький обед. Хлестаков недоволен супом и жарким, но съедает все.

Явление 7

Осип объявляет, что приехал городничий и хочет видеть Хлестакова.

Явление 8

Появляются городничий и Добчинский. Подслушивающий Бобчинский на протяжении всего явления выглядывает из-за двери. Хлестаков и городничий каждый со своей стороны начинают оправдываться друг перед другом (Хлестаков обещает, что заплатит за постой, городничий клянется, что в городе будет наведен порядок) . Хлестаков просит у городничего денег взаймы, и городничий дает ему взятку, подсовывая вместо двухсот рублей четыреста, уверяя при этом, что просто зашел проведать проезжающих, и это для него занятие обычное. Не верит словам Хлестакова, что тот едет к отцу в деревню, считает, что он «пули отливает» , чтобы замаскировать свои настоящие цели. Городничий приглашает Хлестакова пожить у себя в доме.

Явление 9

По совету городничего Хлестаков решает отложить на неопределенное время расчеты с трактирным слугой.

Явление 10

Городничий приглашает Хлестакова осмотреть разные заведения в городе и убедиться, - что везде поддерживается порядок. Посылает Добчинского с записками к жене (чтобы приг

Новаторство этого произведения Гоголя проявилось в целом ряде моментов.

Это первая в русской литературе комедия, не имеющая положительного героя. Композиционно она построена необычно: отсутствует экспозиция, действие начинается сразу с заявки ("К нам едет ревизор!"), развивается стремительно и динамично. Заканчивается пьеса тем же, чем и начинается, то есть автор использует прием кольца. Но у Гоголя действие после развязки вступает в новую фазу развития. Впервые в русской и мировой литературе введена немая сцена. Даны два конфликта: внешний (между Хлестаковым и чиновниками) и внутренний (между бюрократической верхушкой и народом). Этот глубинный конфликт определяет основное содержание пьесы. Вначале даны замечания для актеров, которые содержат основные характеристики персонажей.

В комедии показана жизнь всей России. Мир, нарисованный Гоголем, отражает важные части действительности: суд, народное образование, больницы, почта, полиция. Действие построено на общественном конфликте. Здесь предметом осмеяния являются городские власти. Характеры чиновников сочетают как типические, так и индивидуальные черты.

Открытием автора является характер Хлестакова. В замечаниях для актеров он описывается как "человек без царя в голове". В этом образе Гоголь показывает необоснованные и неумеренные претензии человека. Явление хлестаковщины - социальное, которое обозначает стремление кого-либо казаться чином повыше, чем он есть на самом деле.

Хлестаков настолько глуп, что даже не сразу понимает, за кого его принимают. Он живет одной минутой, вдохновенно может лгать, но делает это не сознательно, не ставя целью кого - нибудь обмануть. Он не отдает себе отчета в своих поступках, "легкость в мыслях необыкновенная". Парадокс заключается в том, что такого пустого человека все принимают за важную персону.

План

Сообщение городничего о приезде ревизора. Распоряжения по благоустройству города и различных учреждений. Визит городничего к Хлестакову. Знакомство Хлестакова с семьей городничего и чиновниками. Приход купцов к Хлестакову с жалобами на городничего, затем унтер-офицерской вдовы и слесарши. Сватовство Хлестакова к дочери городничего и его отъезд из города. Чтение письма Хлестакова на рауте у городничего, из которого все узнают, что он вовсе не ревизор. Известие о приезде настоящего ревизора.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Анализ комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», план уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    1. Какой эпиграф предпослан комедии Н. В. Гоголя "Ревизор"? А. Береги честь смолоду Б. На зеркало неча пенять, коли рожа крива В. И жить торопиться, и чувствовать спешит 2. Кто не является персонажем комедии Н. В. Гоголя "Ревизор"? А. Уховертов Б. Чичиков В. Шпекин Г. Гибнер Д. Земляника 3. Кто из действующих лиц комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" на протяжении всей пьесы не произносит ни одного слова? А. Жена городничего Б. Слесарша Пошлепкина В. Смотритель училищ Г. Лекарь Гибнер Д. Частный пристав Уховертов 4. В каком
    Как странно, как непостижимо играет Нами судьба наша! Н. Гоголь. Невский проспект Комедия Н. В. Гоголя "Ревизор", несомненно, принадлежит к классике мировой драматургии. Гоголю удалось не только посмеяться над взяточничеством, чиноугодничеством, карьеризмом и глупостью чиновников России своего времени, но и создать целую галерею русских типов. Чрезвычайно показательными в комедии являются не только образы чиновников города N, но и образы Хлестакова - псевдоревизора и его слуги Осипа. Знакомясь с виновником события, всколыхнувшего весь город, мы сразу
    «Ревизор» - одно из ярчайших произведений рсской и мировой литературы. По силе и глубине, по художественному мастерству комедия стоит в одном ряду с такими произведениями русской классической литературы, как «Горе от ума» Грибоедова, «Евгений Онегин» и «Борис Годунов» Пушкина, «Герой нашего времени» Лермонтова. В основу комедии лег подсказанный Пушкиным русский анекдот. Сама по себе история с ревизором была не нова в литературе. До этого существовали повесть Вельтмана «Провинциальные актеры» и произведение
    Какова основная тема комедии "Ревизор"? Выполнил ли Гоголь поставленную перед собой задачу: "собрать в одну кучу все дурное в России... и за одним разом посмеяться над всем"? Есть ли в комедии положительные герои? На сцене их нет. Но писатель подчеркивал, что в "Ревизоре" положительный герой присутствует. Это - смех. Смех бичующий, разоблачающий и... исцеляющий, помогающий избавиться от высмеянных пороков. Не случайно комедия испугала власть имущих, была воспринята как суд над общественным
    Харрактеристика главного героя: Вместе с незадачливыми государственными чиновниками – героями комедии, автор представляет нам в «Ревизоре» заезжего хитреца из Петербурга Хлестакова. Именно этот пройдоха сумел нарушить спокойную жизнь в городе и одурачить всех чиновников. Лжеревизору отведено центральное место в этом сатирическом произведении. Хлестаков занимает в Петербурге низший гражданский чин коллежского регистратора. Это ветреный и легкомысленный человек, раскидывающий направо и налево отцовские деньги. Проигравшись в дороге и оставшись без средств, Хлестаков
    Проза Мёртвые души. Том первый История создания поэмы "Мертвые души" Художественный мир Гоголя Анализ текста Сюжет, композиция и жанр "Мертвых душ" История прокурора В чем суть аферы Чичикова? Критика о поэме Н. В. Гоголя "Мёртвые души" В. Г. Белинский А. И. Герцен Д. Н. Овсянико-Куликовский Темы сочинений по творчеству Н. В. Гоголя Гоголь Николай Васильевич. Биография Гоголь о русском языке ДУХОВНЫЕ СМЫСЛЫ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЁРТВЫЕ ДУШИ». АНАЛИЗ АССОЦИАТИВНОЙ
    По теме: « О чем мечтают герой в комедии Н. В. Гоголя « Ревизор» Один из главных героев пьесы – мнимый ревизор Хлестаков, как личность он безлик. На самом деле Хлестаков мелкий чиновник, человек ничтожный, его почти никто не уважал, его даже не уважал собственный слуга. Он был бедный, у него не было денег заплатить за комнату, и за еду. Он стал умолять хозяина покормить его в долг. Но
  • Популярные эссе

      8 Клас Тема 1. 1. Які мегоди дослідження використовуються в учбових закладах? а) довідниковий; б) експедиційний; вдрадиційний; г) аеро та

      Професійна підготовка майбутніх учителів історії перебуває у стані концептуального переосмислення. Місце соціально-гуманітарних дисциплін (у тому числі - історії) у системі

      На сцену під музичний супровід виходять учасники агітбригади. Учень 1. Хоч іноді, хоч раз в житті На самоті з природою

Создавая комедию «Ревизор», Николай Гоголь задался целью собрать воедино все самое дурное, что он видел в русском обществе. Это произведение на фоне драматургии XIX века отличалось довольно сложной проблематикой. План сочинения «Образ Хлестакова в комедии "Ревизор"» составить непросто, поскольку герой этот довольно сложен и противоречив, о чем говорил не раз даже сам автор.

Смех обличает зло

Гоголь полагал, что лучшим способом обличить зло является сатира. Доказательством этого убеждения являются его лучшие произведения. При написании сочинения «Образ Хлестакова в комедии "Ревизор"» необходимо хорошее знание содержания пьесы и умение анализировать на основании высказанных ими фраз и характерного поведения. Кем является центральный персонаж в этом произведении?

Характеристика

Хлестаков - маленький человек, однако не в том смысле, который привыкли вкладывать в это словосочетание. Он не имеет ничего общего с пушкинским станционным смотрителем или Акакием Акакиевичем того же Гоголя. Ничтожность Хлестакова в его неспособности работать, лени, ограниченности, в нежелании обеспечивать себя и создавать условия хотя бы для удовлетворительного существования.

Начало сочинения «Образ Хлестакова в комедии "Ревизор"» - характеристика этого непривлекательного героя. А он является, прежде всего, тем человеком, кто презираем не только окружающими, но и самим собой. При написании сочинения «Образ Хлестакова в комедии "Ревизор"», следует также учесть, что Гоголь создал в своем произведении персонаж, который испытывает хроническое недовольство собственной жизнью, но при этом не желает предпринять каких-либо попыток, дабы изменить что-либо в лучшую сторону. И когда автор сказал, что он в этой пьесе стремился изобразить самые неприглядные стороны русского общества, он, возможно, имел в виду, что подобных "Хлестаковых" он встречал на своем жизненном пути немало.

Мечты

Хлестаков ведет праздный образ жизни, хотя при своем финансовом положении едва ли может себе это позволить. Он не пытается изменить жизнь к лучшему и не надеется на свои силы. Единственное, на что он способен возлагать надежды, так это на счастливый случай. На мысль о том, что со времен Гоголя мало что изменилось, наводит образ Хлестакова в комедии «Ревизор». Краткое сочинение на эту тему все же стоит дополнить описанием общества, в котором находится этот персонаж, и обязательно включить этот пункт в план.

Друг Пушкина

Трагедия Хлестакова заключается в том, что мир, в котором он обитает, непостижим для него. Он не способен понять связь вещей и даже в общих чертах представить, в чем заключается деятельность министров, о чем пишет великий русский поэт, который вдруг стал его «другом». Для Хлестакова Пушкин - такой же человек, как и он сам, только, возможно, более удачлив.

Другие герои

Очень важно анализировать то, какое место занимает образ Хлестакова в комедии «Ревизор». Сочинение по плану предполагает сравнение этого персонажа с прочими. Ведь городничий и его приближенные являются довольно неглупыми и знающими жизнь людьми. Однако их нисколько не смущает самоуверенное вранье и бахвальство Хлестакова. Они тоже как будто начинают верить в то, что все в жизни решает случай.

Философия Хлестакова

Для того чтобы стать директором департамента, нет надобности прилагать какие-либо усилия. Необходимо лишь везение. Личные заслуги, труд и ум ничего не стоят, от них не зависит благосостояние человека. Для того чтобы добиться цели, нужно всего лишь переждать, а при случае «подсидеть» кого-нибудь. Таковы убеждения главного героя.

В чем отличие Хлестакова от других героев комедии? Первый обладает откровенной пошлой глупостью. Ему не хватило совсем немного сообразительности, чтобы ввести в окончательное заблуждение представителей городского управления. Но в то же время, если бы его ложь была сознательной, он бы не смог обмануть Антона Антоновича, который весьма гордился своим тонким знанием людей. Хлестаков отличается от прочих персонажей тем, что его ложь имеет абсолютно беспорядочный характер. И эта особенность делает его исключительно непредсказуемым.

Типичный человек своей эпохи

Хлестаков создан из противоречий. Его бессмысленное и порой безумное вранье, с одной стороны, соответствует времени, которое изображено в комедии Гоголя. Хлестаков - это типичная фигура николаевской эпохи. Его образ полно иллюстрирует это время, раскрывая человеческие пороки, которые особенно развились в атмосфере сложной социальной и политической ситуации в России. Чиновники осознают, что он глуп, но с высоты своего чина не могут рассмотреть внимательно человеческие качества. С другой стороны, следует сказать, что Хлестаков - "явление" общечеловеческое. Подобный персонаж может возникнуть в любое время и в какой угодно обстановке.

Авторский замысел

"Хлестаковщина" присутствует в каждом герое комедии. И в этом заключается главный замысел Гоголя. Центральным является образ Хлестакова в комедии «Ревизор». Сочинение с цитатами, в котором будут также присутствовать характеристики других героев, следует написать, чтобы постичь гениальную авторскую идею. Лень, глупость и мечта о «золотой» рыбке присутствуют в душе каждого героя комедии, но в разной концентрации. И эти пороки, по мнению писателя, являлись распространенными в русском обществе, а потому и крайне губительными.

Образ Хлестакова являет собой гениальное художественное обобщение Гоголя. Смысл этого образа заключается в том, что он представляет собой сочетание грандиозных претензий и ничтожества, «значительности» и пустоты.

Хамелеон

Даже тогда, когда его морят голодом в гостиничном номере, и над ним висит угроза ареста, он продолжает льстиво упрашивать слугу принести ему немного провизии. Когда же просьба его исполнена, он забывает о своем недавнем унижении и искренне радуется обеду. А еще спустя пару минут начинает мнить себя важным господином.

Один из основных исследователей творчества Николай Гоголя сравнил однажды главного героя этого произведения с водой, которая имеет свойство принимать форму любого сосуда. В некотором смысле уникальным в литературе является образ Хлестакова в комедии «Ревизор».

По плану сочинение можно разделить на следующие пункты:

  1. Характеристика.
  2. Сравнительный анализ с другими персонажами.
  3. Роль Хлестакова в обществе.
  4. Хлестаков - типичная личность своей эпохи.

Главный герой комедии - это концентрация характерных черт той эпохи. Но, к сожалению, "Хлестаковы" и сегодня существуют. Они, как и "Ноздревы", прообразы одного из героев «Мертвых душ», еще «не скоро выведутся, и все еще ходят среди нас, быть может, только в другом кафтане».