Hoi 4 описание. Набор войск и развёртывание

Выхода Hearts of Iron 4 ждали очень многие игроки. Тем более, что разработчики старательно подогревали интерес довольно большого фанатского сообщества в различных интервью, дневниках и т. п. Шестого июня наконец то состоялся долгожданный релиз. Поклонникам предложили на выбор приобрести игру в трех комплектах — Cadet Edition, Colonel Edition и Field Marshal Edition. На любой вкус, как говорится. А уже к 20 июня Paradox Interactive отрапортовали о 200 тысячах проданных копий игры. Неплохой старт для нишевой стратегии, правда? Так что, давайте разбираться в этой знаковой игре подробнее.

Hearts of Iron 4 — симулятор стратега

Hearts of Iron 4 – это невероятно мощный и всеобъемлющий стратегический симулятор, посвященный событиям Второй Мировой Войны. Благодаря отличной графике и простому в использовании интерфейсу Hearts of Iron 4 окунает игрока в боевые действия, стратегическое планирование и расстановку сил, а также достаточно тонкую экономическую и политическую составляющие.

На огромной карте мира присутствует более 11 000 уникальных территорий, морских областей и воздушных зон. Климат, местность, цикл «день и ночь», погодные условия и линии снабжения – все это есть, да еще и зачастую показано таким образом, чтоб точно соответствовать определенной территории. При этом, все складывающиеся условия влияют на то, как в режиме реального времени передвигаются и ведут бой ваши армии. К примеру, на максимальном уровне сложности, необходимо будет дождаться подходящей погоды, чтоб сделать перерыв перед тем как начать масштабное наступление с участием множества бронетехники.

По традиции вы можете сыграть за любое государство, которое существовало в период с 1936 по 1939. Такие мощные государства, как СССР, Германия, Соединенные Штаты и Англия детализированы получше, но все же, более увлекательно играть за государства помельче, так как это отличный игровой опыт, когда-либо реализованный в подобных играх от Paradox Interactive.

Одной из самых интересных игр к примеру, может стать партия за любое маленькое государство Европы. Так как население подобной страны весьма малочисленное, на поле боя у игрока будет совсем немного подразделений, но у них наверняка будет такое соотношение убийств/смертей, что даже самый опытный игрок в любой шутер вспотеет. Огромное количество ветеранского опыта и карточки юнитов украшенные черепами. И в итоге, мы имеем такое количество первосортных ублюдков, которого не соберешь со всего Восточного или Западного фронтов.

Подобные великолепные, гибкие и не особо исторические функции существуют также и для титанов. Тратя политические силы на национальные компании и разных реально существовавших министров, вы можете играть за Германию, испытывая судьбу до тех пор, пока этого требуют политические нужды, но вы так и не спустите курок по-настоящему.

И это только один из альтернативных путей развития истории, ведь Paradox предвидел и поддержал множество альтернативных путей развития истории, каждый из которых имеет свой уникальный флаг, название страны и своего квазиисторического лидера. Если к альтернативным сценариям, которые охватывают события Второй мировой в 1936-1948 годах, мы добавим просто сумасшедшую реплейабилити, то получим — целую альтернативную историю!

Стоит сказать, что высокоуровневая схватка между народами и идеологиями в Hearts of Iron 4 – это нечто совершенно не интуитивное. И дело тут не в командующих или пикирующих бомбардировщиках, или танковых батальонах, но живое бьющееся сердце игры – это сложная симуляция индустрий и логистики, ведь без этих составляющих война бы не смогла существовать. Даже самые талантливые командиры с лучшими технологиями и большим количеством самых элитных солдат должны будут очень постараться, чтоб «выбить» более многочисленного оппонента в кратчайшие сроки, так как мудрое распределение ресурсов и индустриальное развитие, в конечном счете, и позволяют выиграть этот долгий «забег».

Кроме того, очень часто приходится поломать голову, например над тем, какие корабли нужно строить, и сколько морских пехотинцев нужно, чтоб взять Иводзиму. Игрок должен понимать, что для него важнее в данный момент важнее — оружейное производство или развитие инфраструктуры в Оклахоме.

Палка о двух концах и чудо логистики

Как бы то ни было, высокоуровневая фокусировка становится палкой о двух концах по мере увеличения количества игровых часов. Когда вы должны управлять миллионами людей и сотнями заводов по всему земному шару, тактически великолепные действия 7-й танковой дивизии или роты Эйбл просто теряются во всей этой кутерьме. Баллады о героизме отдельных индивидуумов остаются заглушенными скукой статистики войны. Кроме того, отчеты о результатах отдельных кампаний – это редкая роскошь. Интерфейс Hearts of Iron 4 не позволяет эффективно прослеживать определенную информацию. Например, сложно сказать, насколько хорошо новая артиллерия показала себя в бою, или, как песчаная буря повлияла на ваши корпуса.

Все это происходит «под капотом» в Hearts of Iron 4 и почти незримо для геймера, что странно, учитывая такой прицел на симуляцию. В результате, важные решения приходится принимать исходя из личного опыта, здравого смысла и того, как должны работать бомбы, танки, противовоздушная оборона и т. д. О том, насколько удачно было то или иное решение можно судить только на уровне «выиграл или проиграл».

Так же негативный эффект минимизации сказывается на некоторых других аспектах Hearts of Iron 4. Можно кастомизировать каждую дивизию, установив необходимое количество танков и пехотных рот, а также выбрать нужный вид экипировки, которую они понесут с собой. Можно нарастить количество орудий на линейном корабле или создать вариант Норт Америкэн Р-51 Мустанг с более мощными двигателями. Но это все настолько незаметно в игре, что такое чувство, что добавляется крошечный стикер «+0,1» к боевым возможностям солдат или боевых машин. Чувствуешь себя большим генералом, подчиненные которого не могут ответить на самые простые вопросы – нет нужной детализации отчетов.

А вот логистический интерфейс, наоборот, выдает очень точный фидбэк. Начиная от экранов, которые легко читаются и заканчивая тем, как много винтовок, джипов и воздушных судов в производстве. Хватает ли всего этого, чтоб укомплектовать новые дивизии и переправить тем, которые уже находятся в бою. И сколько устаревших моделей осталось в запасе на черный день. Режим карты доставки позволяет легко прослеживать направления, при описании которых учитываются разнообразные факторы, среди которых, особенности территории, погода, доступность транспортной инфраструктуры и т. п.

Думай, планируй, побеждай!

Вам необходимо контролировать порты и крупных городах, иметь возможность создать мощную авиацию для поддержания превосходства в воздухе, также желательно, чтоб у страны был доступ к природным ресурсам (через владение областью, либо торговлю), так как все это влияет на исход каждой битвы. Кто думает и планирует, тот выигрывает.

Политические системы – это как всегда, не самая сильная сторона игр от Paradox, но это все-таки больше чем просто попытка бегло эмулировать реалии 20-го века, которые привели к разгоранию самого большого вооруженного конфликта в истории человечества. Речь идет о механизме под названием Мировое напряжение, которое вылилось в такие события, как аннексия Судетской области Чехии или японское наступление на Нанкин, что и вызвало решительные действия со стороны демократических стран.

Мы все знаем, что будет дальше. Соединенное королевство, Франция и Америка решат надрать Гитлеру зад. Им придется ждать, пока он не разыграет свои карты, явив миру свое безумие. Напряженность растет, открывая перед союзниками новые возможности, благодаря которым на защиту таких небольших стран как Бельгия от иноземной агрессии посылаются отряды добровольцев. Что касается, таких стран, как США, то в начале игры они находятся в «спящем» положении, ожидая своего Перл Харбора.

Теперь про некоторые недостатки. Интерфейс управления для сражений в воздухе и морях, не так интуитивно понятны, как интерфейсы управления наземными силами. Система запуска морских вторжений, к примеру, никуда не годится, так как требует от игрока слишком много кликов. И к тому же не дает никаких объяснений того, почему ваш «день D» стартует именно в утесах Дувра. Тоже самое касается отдачи приказов воздушным группам, особенно, если речь идет о палубной авиации.

Когда игрок управляет таким сложным конфликтом, хочется отдавать приказы своим кораблям, самолетам и морскому транспорту в минимально возможное количество кликов. И если клики не становятся действиями, я хочу, чтоб на экране простым языком писали, зачем я их вообще сделал.

В итоге

Hearts of Iron IV – это игра, которая точно понравится многим любителям больших компьютерных войнушек. По моему мнению, все ее нынешние проблемы связаны с производительностью, так как из-за них закладывается медленный и часто разочаровывающий финал того, что задумывалось детализированным стратегическим симулятором каждого аспекта глобальной войны 20-го века. Обучающий сценарий в игре совсем крохотный и многим новичкам требуется потратить довольно много времени на изучение того, как управлять всеми многочисленными частями этого гигантского симулятора, чтоб все работало, как отлаженная военная машина. Но когда вы все освоите, а разработчики выпустят с пяток самых важных фиксов, эта игра может стать вашим основным пожирателем времени на очень долгое время. Впрочем, как и остальные стратегии от этих, не знающих устали ребят.

Для получения достижений необходимо:

  • Начать одиночную игру с 1 января 1936 года;
  • Выбрать уровень сложности сержант, офицер или элитная;
  • Включить режим Ironman;
  • Не использовать модификаций.
Для упрощения получения некоторых достижений можно играть на более старых версиях, для этого нужно:
  • Зайти в свойства игры в библиотеке Steam;
  • В графе «Бета-версии» выбрать необходимую версию;
  • Для возвращения на последнюю версию выбрать пункт «ОТКАЗАТЬСЯ – Выход из всех бета-программ».
Список достижений, доступных с версии 1.0.0:
  • Friends in Need;
  • Time is on our side;
  • We"ll build it in a day;
  • Transport Tycoon;
  • Wunderwaffen;
  • Destroyer of Worlds;
  • Master of War;
  • Mine is bigger than yours;
  • No country for old men;
  • New World Order;
  • Canada First;
  • True Blitzkrieg;
  • Operation Sea Lion;
  • Nobody expects;
  • The bell tolls for us;
  • United Netherlands;
  • Forge of Victory;
  • Vive la France;
  • Big Entente;
  • Poland can into space
  • Bearer of Artillery;
  • The Revolution Triumphant;
  • Duce Nuked"em;
  • Once More Mate;
  • One Empire;
  • Northern Light;
  • Med plutonium;
  • Party like it"s 1520;
  • The Revenge of Montezuma;
  • Sunset Invasion.
Список достижений, доступных с версии 1.3.0:
  • The Puppetmaster;
  • Cut The Strings;
  • It"s 1812 All Over Again;
  • Braaaaains;
  • The weapons of the Third Emu War;
  • The Empire Strikes Back;
  • Rule Britannia;
  • Our Words Are Backed With Nuclear Weapons;
  • I Am the Tong Master;
  • District 9;
  • Crusader Kings;
  • Crusader Kings 2;
  • Freegypt.
Список достижений, доступных с версии 1.4.0:
  • Lethal Straight;
  • The Balkan Powder Keg;
  • Huge-oslavia;
  • The Munich Disagreement;
  • Czechmate;
  • Miklos Horthy and the Habsburg Prince;
  • Better than the Szent István;
  • Neither Death nor Dishonor;
  • Death or Dishonor or Cake;
  • En Svensk Tiger.
Список достижений, доступных с версии 1.5.0:
  • Monarchy is Back in Fashion;
  • Our Other Place in the Sun;
  • Australia-Hungary;
  • I Swear I"m Not a Byzantophile;
  • My Ships Don"t Lie;
  • Tojo Shot First;
  • Sunrise Invasion;
  • The Dragon Swallowed the Sun;
  • The Good, the Bad and the Weird;
  • Hail to the Qing;
  • Awake and Angry;
  • Romance of the Three Kingdoms;
  • The People Have Stood Up;
  • Made in China;
  • Sun Tzu Reborn;
  • Battlecry;
  • Panda-monium;
  • Make a Man Out Of You.

Необходимо присоединиться к любому альянсу. Для этого будет необходимо либо объявить войну государству, с которым уже воюет интересующий вас альянс и принять приглашение, либо просто иметь такую же идеологию и самому к ним попроситься.

Time is on our side

We"ll build it in a day

Transport Tycoon

Нужно иметь в своём распоряжении 1000 конвоев. Просто ставим все верфи на их производство и ждём.

Destroyer of Worlds

Mine is bigger than yours

Заиметь в своём альянсе 20 участников. Марионетки считаются, так что можете при каждом завоевании плодить их и делать сателлиты.

The Puppetmaster

Иметь 26 марионеток. Похоже на прошлое достижение, но если раньше нам нужны были также свободные государства для альянса, то теперь они лишь цели для войны, из территорий которых мы получим требующиеся нам марионетки и сателлиты.

No country for old men

Необходимо иметь закон о призыве "Всех под ружье" и 0 людских ресурсов. Придётся создавать максимальное количество дивизий, авиакрыльев и флотилий.

Cut The Strings

Нужно освободиться от статуса марионетки. В качестве примера возьмём Британскую Индию. Нам понадобиться лишь взять в политические советники фашиста-демагога и развязать гражданскую войну.

New World Order

Создать мир победившего фашизма. Достижение долгое, но интересное. Для начала нужно будет избавиться от основных преград в лице Франции, Великобритании, Соединённых штатов и Советского союза, а в дальнейшем, как правило, вы будете дольше ждать оправдания цели войны, чем воевать. Также будет полезным поддерживать фашистские партии и совершать перевороты в тех странах, к которым вам будет тяжело подобраться вручную.

Lethal Straight

Получить лицензию от 5 основных держав из 7 (Третий рейх, Италия, Япония, Советский союз, Британия, Франция и Соединённые штаты). Достаточно будет попросить у них устаревшего пехотного снаряжения и достижение ваше.

Играя за Канаду, присоединиться к Оси. Становимся фашистом с помощью советника, выходим из Союзников и присоединяемся к Оси, где нас уже ждёт с распростёртыми объятиями дядя Адольф.

It"s 1812 All Over Again

Играя за Канаду, нужно контролировать Вашингтон. Является отсылкой к Англо-Американской войне 1812-1815 годов. Хорошо сочетается с предыдущим достижением. Объявляем войну Соединённым штатам и прорываемся к столице. Можно воспользоваться ВДВ, но до 1942 года Америка является относительно слабым противником, а потому, особых проблем с прорывом их обороны быть не должно.

Играя за Канаду нужно взять фокус «Отправить зомби на фронт». Достижение отсылает к кризису воинского призыва 1944 года.

True Blitzkrieg

Играя за Германию, заставьте Францию и Польшу капитулировать до 1 января 1940. С учётом начальной мощи Третьего рейха - достижение не представляет какой-либо сложности. Можете наращивать силы, а потом вести войну на два фронта и обходить линии Мажино, а можете смести Францию практически в самом начале игры. Для этого нельзя демилитаризировать Рейнскую область, так как это поднимет мировую напряжённость. По достижению отметки в 48 политической власти начинайте оправдывать цель войны, а войска отводите к Франкфурту. После объявления войны, ждём пока французы повылезают из своих бункеров и пойдут по нашей земле. После того, как они приблизятся к Франкфурту, мы начнём активные действия, суть которых будет сводится к уничтожению как можно большего числа французских войск в котлах. После чего пробиться через их бункеры будет легко, а там уже рукой подать до Парижа. На мирной конференции необходимо захватить все регионы, ибо при создании марионетки достижение не будет засчитано. Затем перебрасываете ваши войска к границе с Польшей, а там уже по старинке.

Operation Sea Lion

При игре за Германию занять весь Британский остров. Является отсылкой на планируемую, но так и не состоявшуюся немецкую высадку на Британские острова. Здесь всё также просто, как и с прошлым достижением. Лучше покончить с Францией с самого начала, подготовить морские высадки и объявить британцам войну. Как только у вас получится занять порт – перебрасывайте туда все свои войска. Пехота у англичан слабая и вы спокойно пройдётесь по всему острову.

Monarchy is Back in Fashion

Играя за Германию, вернитесь к монархическому строю и поставьте во главе Италии Виктора Эммануила III. Для получения достижения, необходимо будет выиграть гражданскую войну и взять фокус на убийство Муссолини. Лучше не затягивать с выбором фокуса, так как для получения достижения необходимо, чтобы у власти находился Вильгельм II, а он умирает достаточно рано.

Our Other Place in the Sun

Играя за Германию, вернитесь к монархическому строю и оккупируйте остров в Карибском море. Ближайшая к нам хозяйка таких островов – это Франция. Используем ту же стратегию, что и в «True Blitzkrieg». Забираем все территории и только после этого можем брать фокус «Свержение Гитлера». Также, перед взятием фокуса, можно захватить Италию, так как она может вмешаться в гражданскую войну. После победы берём фокус «Место под солнцем» и получаем достижение. Необходимо DLC Waking the Tiger.

Nobody expects...

Играя за Франкистскую Испанию, состоять в Оси и взять Париж раньше немцев. Достижение отсылает на серию скетчей шоу «Монти Пайтон», в которой фигурировала испанская инквизиция, которую «никто не ожидает». Сложность достижению прибавляет неизбежная гражданская война, но за франкистов она переживается куда легче. В ней серьёзным подспорьем вам станут горно-стрелковые дивизии, которых стоит обучить как можно больше, но не развёртывать до начала войны. Во время самой войны, большую часть дивизий необходимо держать вокруг Мадрида, не давая коммунистам брать территории, а остальных отправить очищать зоны Наварры и Каталонии. Как только перечисленные регионы станут вашими, отправляйте эти дивизии пытаться пробиться к остальным портам со стороны Каталонии. Республиканцы перекинут туда большую часть дивизий, так что вы сможете отправить в атаку ту армию, которая раньше держала оборону. После победы в войне, вступайте в Ось и ждите, когда Германия начнёт заварушку. Тут есть два способа: либо сбросить в окрестности Парижа ВДВ и действительно занять его раньше немцев, либо же просто попросить у них потом регион.

The bell tolls for us

Выиграть гражданскую войну за Республиканскую Испанию. Отсылает на роман Эрнеста Хемингуэя «По ком звонит колокол». Республиканская Испания слабее Франкистской, но при должной сноровке одержать победу можно. Либо же, можно поступить хитрее: пройти гражданскую войну за националистов, а потом взять в советники коммуниста-революционера и путём референдума стать республиканцами.

United Netherlands

Играя за Нидерланды, необходимо завоевать Бельгию и Люксембург. Является отсылкой на существующую идею о расширении Нидерландских территорий. С самого начала берём фокус на развитие политики для получения власти, на которую мы возьмём фашиста-демагога. После смены идеологии начинаем оправдывать цель войны на Бельгию и Люксембург. Единственной проблемой может стать прилетевший не вовремя гарант от Британии, если вы не успеете объявить обе войны до 25% мировой напряжённости. В этом случае, лучше будет просто начать сначала.

Forge of Victory

При игре за Бельгию необходимо иметь 50 заводов. Достижение учитывает фабрики, военные заводы и верфи. Можно повторить те же действия, что и при игре за Нидерланды. Полученных территорий вам должно хватить для застройки. Также можно вступить в Ось, и вместе с Германией напасть на Францию. Немцы быстро возьмут Париж, обойдя линию Мажино и оставляя за собой территории, оккупированные вами, а вместе с ними и французские фабрики.

Играя за Францию, не капитулируете до 1948 года. Необходимо укрепить бункерами территории, граничащие с Италией, Испанией и Бельгией. Не забываем оборонять порты, дабы предотвратить морское вторжения. Распределяем дивизии по 4 фронтам и просто ждём.

Играя за Францию, необходимо создать свой альянс "Малая Антанта" и завладеть национальной территорией Германии самостоятельно или через членов нашего альянса. Изначально нужно будет выдвинуть протест из-за ремилитаризации Рейнской области, дабы не вступить в Союзники и взять фокус «Малая Антанта», чтобы создать альянс, в который смогут войти Югославия и Румыния. Далее нам следует избавиться от разделённого правительства путём назначения советником демократа-реформатора и взятия фокуса «Оборонительная стратегия». В вопросе укреплений нам определённо понадобиться укрепить границу с Италией, а дальше уже зависит от того, какой стратегии вы придержитесь: сидеть и ждать, пока Ось проиграет, или же самому со всем разобраться. Если вам по душе первый вариант, то можете поступить также, как и с предыдущим достижением, но с одной оговоркой: нам нужно будет совершить демократический переворот в Германии и успеть пригласить результат наших трудов в свой альянс. При выборе атакующей тактики, понадобиться около 20 дивизий, чтобы держать итальянский фронт, ещё столько же, чтобы быть готовым к тому, что Испания внезапно решит присоединиться к общему веселью. Оставшимся дивизиям предстоит некоторое время сдерживать немцев у Мажино, а когда те ослабнут и переключатся на Польшу и ваших союзников – атаковать. Если Япония вступит в войну, то всё может сильно затянуться, но это не критично. Главным пунктом в получении достижения остаётся Республика Германия, которая заберёт территории Третьего рейха после войны, а мы заберём достижение.

Poland can into space

При игре за Польшу необходимо изучить всю ветку ракетных технологий. Можно особо не заморачиваться с участием в войне, ибо капитуляция вам не помешает заниматься исследованиями. Главное: вступить в какой-нибудь сильный альянс.

Bearer of Artillery

Играя за Польшу, назначить Войтека командиром. Достижение отсылает на найденного в Иране медведя, который, по легенде, помогал польским артиллеристам разгружать ящики с боеприпасами и подносил снаряды во время боя. Для того, чтобы заиметь Войтека как командира, необходимо:

  • Завершить фокус «Модернизация артиллерии»;
  • Иметь нейтральную идеологию;
  • Не состоять в Коминтерне;
  • Польша или её союзник должен владеть регионом Хамадан;
  • Воевать с Италией;
  • Иметь хотя бы одну дивизию в Тоскане, Абруцци и Лацио.
Единственным важным фокусом будет «Польский реваншизм», позволяющий оправдывать цель войны с 10% мировой напряжённости. Постараемся в начале игры забрать всё, что сможем, не ввязываясь в глобальную войну. Так как и СССР, и Третий рейх имеют планы на Польшу, выживать будет сложно, но можно построить бункеры, вступить в Союзники и объявить войну Ирану. Лёгким способом будет откатить версию игры подальше, ибо тогда существовал баг, что если вы заберёте Чехословакию раньше, чем Германия потребует Судетскую область, то Адольф не сможет брать фокусы, связанные с претензиями. Если всё получится, то можно со спокойной душой воевать с Советским союзом, затем с Ираном, а потом идти на Италию. Когда произойдёт событие "Войтек никогда не роняет ящики", назначьте медведя командиром.

The Revolution Triumphant

При игре за Советский союз сделать Германию марионеткой. Задача не сложная, но затяжная. Для начала нужно провести чистку офицеров, в которой, к сожалению, придётся положить приличную часть хороших командующих. Сразу фабрикуем претензии на Польшу, затем на Германию. Дивизий у Советского союза предостаточно, так что вы их просто сметёте. Италию пока можете оставить, так как Германия, скорее всего, не успеет аннексировать Австрию и прохода к ним не будет, так что сразу перебрасывайте войска к Японским границам, попутно поддерживая коммунистическую партию во Франции, ибо именно ей предстоит разобраться с Италией. Разбираетесь с японскими марионетками и путём переворота в месте, где есть порт, успешно проводите японскую кампанию. После капитуляции стран Оси, делаем Третий рейх своей марионеткой.

При игре за фашистскую Италию, сбросить атомную бомбу на Калифорнию. Отсылает к серии компьютерных игр "Duke Nukem". Лучше всего выполнять в составе собственного альянса Новая Римская империя, так как в 1942 году США объявят войну Третьему рейху. С самого начала нужно будет объявить войну Франции до того, как им кинет гарант Великобритания. Если Германии мешают взять Францию бункеры, то проблема Италии заключена в её слабой боевой мощи, а потому придётся действовать хитростью. Изучаем ВДВ, ставим на производство истребители и транспортные самолёты, а также переводим всю имеющуюся авиацию максимально близко к границам. Нашим пехотным дивизиям нужно будет держать оборону на границе, пока наши бравые десантники высаживаются в Париже и других крупных городах, вынуждая Францию капитулировать (способ был актуален до версии 1.5.0). Следом идут Соединённые королевства, оформляем морские и воздушные высадки, берём порт и перекидываем туда дивизии. Единственный нюанс, который стоит здесь подчеркнуть - это участие в войне Канады, нужен хотя бы 1%, чтобы забрать их территорию. Можете попробовать организовать высадки, что может быть очень проблематично. Придётся подождать и не доводить Англию до капитуляции, пока наша цель не сделает хоть что-то. При успехе забираем всю Канаду, а Британию можно сделать марионеткой, так как они могут быть очень полезны. Дальше до 1945 занимаемся своими делами, разрабатывая атомное оружие, строя бункеры, ПВО, инфраструктуру и авиабазы на границе с Америкой. Можете помочь другу Адольфу с СССР, чтобы он тоже мог поучаствовать в предстоящей войне. Создав большое количество ядерных бомб, самолётов и дивизий мы будем готовы к войне, которая обещает быть очень тяжёлой. Сразу начинайте бомбардировку всех территорий США, ибо в вашу сторону сразу полетят такие же бомбы, какими и вы готовы их закидать. Разбомбив достаточное количество авиабаз мы должны получить необходимое преимущество в небе над Калифорнией, для того чтобы наконец сбросить бомбу рядом с Лос-Анджелесом и получить это долгожданное достижение.

Необходимо, играя за Австралию, захватить Галлиполи. Отсылает на события Первой Мировой войны, когда солдаты австралийского и новозеландского корпуса произвели высадку на Галлипольский полуостров. Для начала делаем акцент на политику и берём коммуниста-революционера. После референдума входим в состав Коминтерна и перебрасываем дивизии в район Севастополя. По прибытии готовим морскую высадку в Стамбул и объявляем войну. Также необходимо пригласить СССР поучаствовать, чтобы получить превосходство в море. После занятия Стамбула вы получите достижение.

The weapons of the Third Emu War

Играя за Австралию, сбросить ядерную бомбу на собственную территорию. Является отсылкой на австралийскую операцию по истреблению птиц Эму. Дожидаемся момента, когда у нас появятся бомбы, начинаем гражданскую войну и сбрасываем бомбу на собственную землю. Достижение учитывает только материк, острова не засчитываются.

Australia-Hungary

Играя за Австралию, аннексируйте Венгрию. Просто по окончанию войны забрать территории Венгрии. Проблема лишь в том, что она находится в самом центре Европы и без союза не обойтись. Главное, чтобы хватило очков на конференции, иначе необходимые территории отойдут кому-то другому и придётся вновь воевать.

The Balkan Powder Keg

Играя за Югославию, начать Вторую Мировую войну. Отсылка к событиям, предшествующим Первой Мировой войне, когда Балканы находились в постоянном напряжении, ввиду претензий множества стран на эти территории. Достижение очень простое: становимся фашистом, вступаем в Ось и объявляем войну Великобритании раньше всех.

За Югославию оккупируйте все соседние страны. Для получения достижения достаточно их оккупации во время войны. Необходимо захватить все территории следующих стран:

  • Австрия;
  • Болгария;
  • Греция;
  • Турция;
  • Италия;
  • Румыния;
  • Албания;
  • Венгрия.
Становимся фашистом и захватываем Болгарию. Затем начинаем войну с Грецией и отправляем часть войск сдерживать атаку румын. После капитуляции греков бросаем все войска на Румынию. Затем придёт черёд Венгрии, но главное: не ввязываться в войну с Союзниками. Когда начнутся угрозы со стороны Германии, нужно будет вступить в Ось, но не в их войну. Ждём, когда СССР начнёт войну из-за Бессарабии. Вместе с Рейхом разбираемся с Союзом. Далее нам нужно готовиться к широкомасштабной войне с нашими бывшими союзниками. Когда будем готовы – покидаем Ось, а дальше Третий рейх сам припомнит нам все старые обиды и начнёт войну. Забираем территорию Албании и понемногу захватываем Германию и Италию. Поддерживаем фашизм в Турции, чтобы они вступили в Ось и тоже попали под удар. Если войска Союзников заберут необходимые вам территории, есть смысл взять демократического советника, вступить в их альянс и попросить регион. Необходимо DLC Death or Dishonor.

The Munich Disagreement

Играя за Чехословакию, оккупировать Мюнхен. Отсылает к Мюнхенскому соглашению 1938 года, согласно которому Германии отходила Судетская область. Но, как и говорит нам название достижения, мы её отдавать не будем, а с самого начала организуем оборону со стороны Германии и Австрии. Когда оборона будет готова, создаём ВДВ, транспортные самолёты и истребители. Отказываем Германии, и ждём, пока к нашим границам стянутся их основные силы. Затем сбрасываем десант и занимаем Мюнхен.

Играя за Чехословакию, оккупируйте Канберру. Ставить "чешский мат" предстоит во время войны с Великобританией. Лучшим вариантом будет стать фашистом и вступить в Ось, тем самым избежав войны с Германией. Далее, нужно будет захватить территорию с выходом к морю и самыми близкими вариантами будут Румыния и Югославия (после ликвидации Венгрии). Если повезёт, то получится забрать все Балканы. Главное: не влезть в войну с Союзниками раньше времени. Строим подводные лодки и готовим морские вторжения с, ближайших к Австралии, японских островов. Когда всё будет готово: вступаем в войну, высаживаемся на материк и движемся к Канберре, столице Австралии.

Miklos Horthy and the Habsburg Prince

Играя за Венгрию, воссоздайте Австро-Венгрию. Название достижения отсылает на серию книг «Гарри Поттер». Берём фокус "Пригласить Габсбургов" и параллельно становимся фашистом. Главное, чтобы фокус завершился раньше переворота. Затем берём "Военный захват Австрии", берём Вену и захватываем все регионы. Затем фокус "Защита Чехословакии" и, главное, чтобы Богемия встала под нашу корону и мы получили всю территорию, иначе придётся начинать заново. Вступаем в Ось, чтобы, когда Германия потребует Судетскую область, мы могли её спокойно не отдавать. Когда начнётся война, помогаем Адольфу с Польшей, Бенилюксом и Францией, параллельно готовим ВДВ, которое скидываем в порт британцев. Перевозим дивизии и захватываем остров. Нам понадобиться взять у Англии Иорданию и Палестину, остальное по желанию. Затем становимся коммунистом и готовим дивизии для атаки на три стороны: Германию, Италию и Югославию. Присоединяемся к Коминтерну и объявляем войну Оси. По окончанию войны нам понадобятся следующие территории:

  • Ломбардия, Эмилия-Романья и Тоскана (Италия);
  • Верхняя и Нижняя Силезия (Германия);
  • Франш-Конте (Франция).
Необходимо DLC Death or Dishonor.

Better than the Szent István

Необходимо, играя за Венгрию, построить линкор и назначить его командующим Миклоша Хорти. Достижение отсылает на святого Стефана, первого короля Венгрии, а также, на одноимённый линкор австро-венгерского флота. Необходимо взять фокус «Приглашение Габсбургов», чтобы Хорти стал командующим флотом, изучить линкор и получить выход к морю. Необходимо готовиться к войне с Югославией или Румынией. Заполучив верфи, строим линкор и назначаем Хорти его капитаном. Необходимо DLC Death or Dishonor.

Neither Death nor Dishonor

Играя за Румынию, после 1942 года, сохранить свои изначальные территории и оккупировать Москву или Берлин. Под сохранением территорий здесь подразумевается то, что враг не только не должен занять вашу территорию, но и вы не должны ничего завоёвывать. Оккупация во время войны не считается. Лучшим вариантом будет пораньше вступить в Ось. Необходимы бункеры и дивизии на границах с Венгрией и СССР. Ни в какие войны не вступаем. Когда подойдёт время войны с Венгрией – не наступаем, лишь обороняемся и ждём, пока Германия закончит с ними. Во время войны с Советским союзом тоже не высовываемся, ждём, пока их дивизии ослабнут. Когда будем уверены в собственных силах и мощи Третьего рейха – идём в атаку. Если не получится занять Москву раньше Германии, то просто попросите её после начала 1942 года. Необходимо DLC Death or Dishonor.

Death or Dishonor or Cake

Играя за Румынию, сохраните власть Кароля II и заберите по кусочку земли у каждого из ваших соседей. Необходимо будет завладеть любой частью территорий следующую стран:

  • Болгария;
  • Венгрия;
  • Чехословакия;
  • Югославия;
  • Советский союз;
  • Польша.
Чтобы сохранить Кароля II у власти, необходимо оставить правящей партией нейтралитет и не брать следующие фокусы:
  • Конец всем балам;
  • Вынужденное отречение;
  • Сдерживание короля;
  • Переворот Короля Михая.
С самого начала игры нам нужно очень много дивизий на полях сражений. Для этого нужно быстро создать много кавалерии и, как только она закончит развёртываться, изменять их состав на обычную пехоту. Эти действия понадобиться нам для следующих фокусов, на которые мы делаем приоритет:
  • Марионеточная Болгария (делаем марионеткой, застраиваем территории и аннексируем их);
  • Дружественный режим в Венгрии (нужно получить отказ и завоевать их);
  • Раздел Чехословакии (проделываем тоже самое, что и с Болгарией);
  • Структура Югославии (тоже самое, что и с Венгрией).
Когда Германия начнёт войну с СССР, оправдываем цель на Союз и принимаем приглашение в Ось. После капитуляции, помимо советских территорий, нам будет доступен ещё крошечный кусочек Польши. Необходимо DLC Death or Dishonor.

I Swear I"m Not a Byzantophile

Играя за Грецию, воссоздайте Византийскую империю. Для формирования Византии, вам будет необходимо принять решение, которое появится после того, как вы будете контролировать территории следующих стран:

  • Югославия;
  • Болгария;
  • Албания;
  • Румыния;
  • Турция.
Необходимо DLC Waking the Tiger.

Объединить весь мир под британской короной. Необходимо возглавлять альянс и чтобы все страны мира входили в него. Достижение похоже на New World Order. Можно оставаться демократом, наращивать идеологии, совершать перевороты и воевать с теми, кто создавал мировое напряжение. Либо же можно, уже находясь в войне, стать фашистом и объявить войну всем, до кого сможем дотянуться, главное не переусердствовать, дабы вас не задавили числом. Главное, по окончанию любой большой войны, успеть стать демократом, иначе ваши союзники покинут альянс. Всего предстоит две больших войны: со странами Оси и Коминтерном, а дальше уже всё будет просто.

The Empire Strikes Back

Играя за Британию, объявить войну одному из своих бывших марионеток. Название отсылает нас к пятой части эпопеи "Звёздные войны". Берём фашиста-демагога и наблюдаем, как после референдума Канада, Австралия, Южная Африка и Новая Зеландия выходят из нашего альянса. Объявляем войну кому-нибудь из них. Необходимо отключить DLC Together for Victory.

Играя за любой британский субъект, оккупируйте всю Великобританию. Как поётся в одноимённой песне:
Правь, Британия! Правь волнами:
Британцы никогда не станут рабами.

Только теперь нам как раз и предстоит сделать их своими рабами, играя за Канаду, Австралию, Индию, Новую Зеландию или Южную Африку. Достижение идентично по требованиям с "Operation Sea Lion", то есть, нужно захватить все территории Англии на Британских островах. Стратегия за любую страну будет одна:

  • Получить независимости до начала войны с Германией;
  • Не вступать в войну, но оставаться в альянсе, для того чтобы следить за передвижениями британцев;
  • Развивать армию, флот и авиацию.
  • Объявить войны Соединённому королевству лишь в случае полной уверенности в своих силах.
Можно вступить в Ось, для того, чтобы получить порты и авиабазы на территории стран Бенилюкса. Это упростит вторжение.

Играя за одну из Скандинавских держав, создать свой альянс, в который должны войти Дания, Швеция, Норвегия и Финляндия. Самой выгодной страной для получения достижения является Швеция. Для получения возможности создавать альянсы нам понадобиться фокус «Идеологический фанатизм», становимся фашистом и, при отсутствии гарантов от других стран, захватываем территории Дании и Норвегии, создавая маленькие марионетки. В Финляндии просто совершаем переворот и приглашаем к себе свежеиспечённое государство.

Med plutonium...

Сбросить ядерную бомбу на Данию, играя за Швецию. Также можно стать фашистом и, дождавшись появления бомб, объявить войну Дании.

En Svensk Tiger

Party like it"s 1520

Необходимо, при игре за коммунистическую Данию, взять Стокгольм. Достижение отсылает нас на событие 1520 года, когда в Стокгольме состоялась массовая казнь шведской знати по приказу датского короля Кристиана II. Начинаем с фокуса на развитие политики и становимся коммунистом через советника. Готовим дивизии: нескольким предстоит оборонять Копенгаген, остальным разбиться на две армии и готовиться к морскому вторжению в прилегающие к Стокгольму местности. Объявляем войну, только когда всё будет готово. При удачной высадке берём столицу и получаем достижение. При неудачи второй шанс высадится дастся нам нескоро, учитывая наш слабый флот. Однако затянув войну, Швеция вступит в Союзники, а нас пригласят в Коминтерн. С учётом помощи советского флота, проблем с превосходством в море возникнуть не должно.

The Revenge of Montezuma

Играя за Мексику, восстановите старые границы. Название отсылает на последнего императора ацтеков Монтесуму II, убитого испанскими конкистадорами, а само достижение на Американо-Мексиканскую войну 1846-1848 годов. Необходимо будет захватить следующие регионы США:

  • Техас;
  • Нью-Мексико;
  • Калифорния;
  • Невада;
  • Аризона.
Становимся фашистом, создаём армию и сразу после переворота начинаем войну. Можно вступить в Ось, но особого подкрепления вы не получите, зато морских высадок Союзников будет хоть отбавляй. Можно не становиться фашистом, а дождаться 40% мировой напряжённости и объявить войну Третьему рейху, тем самым получив приглашение в Союзники, а затем уже начать воевать с Америкой. Необходимые территории достаточно просто оккупировать во время войны. Если с выполнением достижения возникают большие трудности, можно откатить версию игры до более старой, когда ИИ был менее проработанным.

Sunset Invasion

Оккупируйте морскую провинцию в Европе, играя за Мексику. Достижение является отсылкой на игру Crusader Kings II, а конкретнее, на одноимённое DLC, в котором Ацтеки вторгаются в Западную Европу. Становимся фашистами и захватываем все территории ниже нас, пока не дойдём до Панамы. Строим верфи и развиваем подводные лодки. Когда наберём достаточно сильный флот: объявляем войну Португалии и оформляем морское вторжение сначала на Азорские острова, а с них на Мадейру. Далее придётся выбирать: либо продолжить попытки занять порт в Португалии, либо переключиться на Испанию, Францию или Германию и вторгнуться к ним. Действуйте исходя из ситуации. Главное: не вступайте ни в чей альянс.

Our Words Are Backed With Nuclear Weapons

Играя за Индию и имея национальный дух «Вон из Индии», сбросить ядерную бомбу. Является отсылкой на «Ядерного Ганди» из серии игр Civilization. Изучаем фокус "Движение «Вон из Индии!»" и разрабатываем ядерное оружие. Когда придёт время – сбрасываем ядерную бомбу на врага. Для получения достижения достаточно просто взять фокус, не обязательно оставаться всю игру британским субъектом, чтобы национальный дух присутствовал. Необходимо DLC Together for Victory.

I Am the Tong Master

Играя за Южную Африку, стать свободной от влияния Британии и создать марионетку. Выходим из союзников и становимся фашистом, строим конвои, субмарины и готовим морские вторжения в Либерию. После её капитуляции делаем марионетку. Необходимо отключить DLC Together for Victory.

Играя за Южную Африку, иметь в Трансваале 9 фабрик. Является отсылкой на фильм "Район №9". Конвертируем имеющиеся там военные заводы в фабрики и изучаем технологии на промышленность, чтобы увеличить количество фабрик в районе.

Гайд для новичков Hearts of Iron 4: советы по игре. Как возвысить своё государство и защитить его? Как вести боевые действия? Как копить очки?

Одним из самых популярных жанров у любителей тактики сегодня являются глобальные пошаговые стратегии. Пошаговыми их называют потому, что в игре вы как за настольной игрой делаете ход, после чего ждете ответной реакции ваших соперников и снова проводите какие-либо действия, а глобальная из-за того, что действие игры происходит на карте мира, то есть, из-за масштабности происходящего. Игра Hearts of Iron 4 является эталоном глобальных пошаговых стратегий.

Геймерам предстоит сыграть за любую страну, которая существовала в мировой истории в 1933 или 1939 году (в игре 2 кампании и каждая начинается с определенной даты). В отличие от многих подобных проектов, перед игроком не ставится конкретной и определенной задачи. Есть возможность играть за государства лидеры, которые принимали активное участие в этом временном отрезке истории (СССР, США, Германия), но вы также можете возглавить любую другую страну, например, Бельгию или Уругвай.

По возможности вам нужно защитить свое государство и возвысить его могущество через завоевательную политику. Основной упор в игре сделан именно на войну и боевые действия, так что просто оставаться в стороне и до последнего момента отсиживаться не получится, да и не интересно это от слова совсем. В игре есть множество требующих внимания деталей: окно технологий, специальные умения (национальные фокусы), строительство фабрик и заводов, набор войск и распределение, создание армий, планирование плана наступления, линии фронта и так далее. Всех особенностей просто не перечислить. Также в игре немаловажную функцию выполняет политический режим и дипломатия. Накопив достаточно очков, к примеру, можно устроить государственный переворот в другой стране и напасть на нее во время гражданской войны.

Hearts of Iron 4 в первую очередь стратегия и рассчитана на то, что вы внимательно будете планировать каждый шаг и ничего не упустите, как если бы вы управляли настоящим государством. Чтобы вы быстрее освоились, предлагаем вам ознакомиться с полезными для новичков советами.

Начало игры в Hearts of Iron 4

Ниже представлены десять основных моментов, на которые должен обратить внимание каждый начинающий лидер:

  1. Управлять можно не только мышкой. Знание комбинаций горячих клавиш позволит получать доступ к разным меню, проводить исследования, строить и т.д. гораздо быстрее, чем если бы вы все перечисленное проделывали грызуном. Стоит заучить хотя бы несколько часто встречающихся.
  2. Режим активной паузы – один из самых сильных ваших союзников. Некоторые решения просто нельзя совершать поспешно, поэтому просто остановите игру “Пробелом”.
  3. Каждая нация обладает своими уникальными модификаторами, способными как добавить ей преимуществ, так и создать сложности. Получив представление о них на старте, можно изначально продумать эффективную стратегию развития.
  4. Промышленность в глобальном плане очень важна. Построенные в большом количестве заводы влияют не только на возможность увеличения армии и появление в ней новых боевых единиц, но и на развитие в целом.
  5. Мировую напряженность нужно контролировать. Лишь на определенном уровне можно будет прибегнуть к использованию определенных политических веток.
  6. Выбор национальных фокусов рекомендуется осуществлять не просто на основе “понравилось умение или не понравилось”, а в рамках собственного плана по развитию государства. Не стоит забывать, что некоторые фокусы друг с другом просто несовместимы (на это указывает красный восклицательный знак между ними).
  7. Не пренебрегайте шпионажем. Благодаря дополнительной информации, которую ваши шпионы соберут в стане врага (или даже некоторых союзников), можно будет предсказать опасную ситуацию и своевременно к ней подготовиться.
  8. Сверяйтесь с доступными политическими опциями и уже установленными их модификаторами.
  9. Дипломатии не всегда достаточно. Иногда мирным путем заставить соседей соблюдать свои интересы попросту невозможно – на случай стычки у вас всегда должна быть высокотехнологичная армия, которую можно получить только после проведения соответствующих разработок.
  10. Исследование новых технологий не должно прекращаться. В идеале, стоит запустить сразу несколько программ.

Дипломатия в игре Hearts of Iron 4

Ведение дипломатических переговоров позволяет обзавестись новыми союзниками, наладить выгодное торговое и военное сотрудничество, защититься от возможной агрессии со стороны соседей.

  • В самом начале следует ознакомиться со всем списком политических опций и их модификаторов. Так вы предварительно сможете сделать вывод о том, на что способна выбранная вами фракция и в какую сторону ее лучше развивать.
  • Постройка “Национального центра” абсолютно бесплатна, но занимает некоторое время. Очень важно дождаться постройки и как можно раньше выбрать национальную направленность. В противном случае, вы можете отстать в развитии.
  • Не желая в будущем менять курс идеологии, стоит позаботиться о выборе политик, положительно сказывающихся на скорости проведения исследований.
  • Создание фракции требует дипломатической работы с потенциальными союзниками. Вашей целью должно стать скорейшее улучшение взаимоотношений с ними.
  • Изменение идеологии страны часто является следствием выбора определенных политик. Выбирайте их с умом.

Развитие экономики имеет колоссальное значение для тех, кто желает доминировать на карте мира. Отсталость вашей фракции сделает ее уязвимой, что в конечном итоге закончится поражением.

  • Для эффективного массового производства вооружения потребуется развитая промышленная инфраструктура. Отстраивая в большом количестве заводы, вы тем самым значительно поможете развитию инфраструктуры и наполните рынок товарами.
  • Многие новички в начале игры ориентируют все предприятия на торговлю, что приводит к серьезному застою в экономическом секторе, а также негативно скажется на скорости постройки новых сооружений. Если хотите, можете произвести мгновенную отмену – освободившаяся фабрика сразу будет переориентирована.
  • Меняя политические опции, игрок влияет на сроки построения сильной экономики. Он может как затянуть их, так и серьезно ускорить прогресс. Обязательно ознакомьтесь со всеми возможными вариантами и их условиями.
  • Торговля между враждующими странами не ведется, поэтому лучше сразу определиться – выгоднее будет вести военные действия против другой фракции или же наладить с ней прочные торговые отношения.
  • Предприятия военного сектора должны быть нагружены 24/7. Регулярно проверяйте их и занимайтесь распределением зданий, основываясь на логистическом оборудовании. Любой военный завод на 50% дешевле гражданского и экономические законы добавляют ему бонусов.
  • Играя за коммунистов или фашистов, вы можете получить неплохое преимущество перед другими фракциями, форсировав переход экономики из мирного состояния в военное русло. Для этого придется скопить 150 очков политической власти.

Проведение исследований в Hearts of Iron 4

Исследования позволяют фракции стать более продвинутой в технологическом плане, поэтому нужно грамотно подойти к организации этого процесса.

  • В начале каждой игровой партии лучше всего проводить исследования, которые смогут ускорить дальнейшие разработки. Да, в начале особых плюсов заметно не будет, но в перспективе это позволит вам превзойти в развитии большинство конкурентов.
  • От выбора модели армии, который ждет игрока на начальных этапах, влияет на дальнейшее развитие ее военного потенциала. Хвататься за все подряд не рационально – лучше выбрать конкретную доктрину и вести по ней научно-исследовательскую работу, разблокировав разнообразные боевые единицы с высокой эффективностью.
  • Некоторые страны ограничены по времени проведения научных исследований в некоторых областях. Лучшим выходом будет игнорировать эти области, сосредоточившись на развитии других, более перспективных.
  • Исследовательских слотов ограниченное количество – нужно грамотно подойти к их распределению, выделяя по одному на промышленность и технологии, разблокировку новых боевых единиц и вооружения для них, а остальное направить на военные доктрины. Их следует подбирать с учетом недостатков и преимуществ вашей фракции. К примеру, странам со слабой промышленностью, но высокой численностью населения подойдет доктрина “массированный штурм”.
  • Исследования шифрования и дешифрования очень важны, особенно для тех фракций, которые ведут активную войну на суше (пехота награждается весомыми бонусами).
  • Если вам удалось обзавестись 50% бонусом к скорости исследований, его уместнее всего будет потратить на изучение технологий, способных произвести революцию в текущем временном периоде – к примеру, на самолетостроение, продвинутые танки или суда.

Менеджмент армии

Если дипломатия не помогла, единственным вариантом решения территориальных проблем станет силовой метод. И это подводит руководителя к необходимости правильно рекрутировать и распределять войска, комплектовать их вооружением и пр. Грамотная стратегия часто позволяет одержать верх над более сильным оппонентом.

  • Успешное ведение боевых действий во многом зависит от разнообразия юнитов на поле боя. Будет очень сложно добиться успеха с одной лишь пехотой или танками. В игре существует множество эффективных комбинаций, которые задействуют инженеров, артиллерию, воздушную поддержку и пр. И каждая из них способна принести пользу в той или иной ситуации, или же привести вас к поражению.
  • Не имеет смысла создавать шаблоны дивизий, не получив после научных исследований доступ к более эффективным боевым единицам (хотя бы, двум-четырем). С ними правильно формировать колонки батальонов станет гораздо проще.
  • Подготавливаясь к военным действиям, игрок должен следить за находящимися в его распоряжении ресурсами. Недостаточное их количество в процессе сражения может выйти боком. Получить доступ к дополнительным ресурсам в экстренном порядке легко – достаточно переквалифицировать гражданские предприятия в милитаризованные.
  • Нехватка живой силы в процессе ведения войны отнюдь не редкость. Если численность солдат начинает сокращаться, нужно вести гражданский набор в более широком диапазоне, чтобы иметь возможность полностью укомплектовывать дивизии. При малом запасе рекрутов помогает построение полевого госпиталя (меньшие потери бойцов).
  • Эффективность функционирующих в рамках организованной армии юнитов на полях сражений во много раз выше, чем разрозненных формирований. Хорошую базовую пехотную дивизию можно сформировать из семи пехотных батальонов и двух артиллерийских. В определенных ситуациях пехоту эффективно заменяют десантники или горняки.
  • Помимо сухопутных сражений, существуют также и морские. Основой вашего флота лучше всего сделать эсминцы, так как они считаются наиболее универсальными судами, эффективными против подводных лодок и крупных кораблей. Идеальное соотношение судов во флоте – три малых корабля на один большой.

Заключение

Выше представлены лишь базовые советы, которые помогут новичкам освоиться в Hearts of Iron 4 на более-менее приемлемом уровне. Механика игры столь труднодоступна, что даже встроенное обучение не помогает пролить свет на все нюансы дипломатии, исследований и военных действий. Придется потратить немало времени на изучение руководств и мануалов на сторонних ресурсах, чтобы наконец-то привести свою фракцию к успеху на высоком уровне сложности. И это многочисленных поклонников качественных глобальных стратегий только привлекает.

Лучше всего обучаться с таким же новичком, играя в совместном режиме. Онлайн в игре двухлетней давности все еще стабильно высок и составляет свыше десяти (а иногда даже до семнадцати) тысяч человек. Среди них найти себе начинающего напарника будет не сложно.

С троительство

Промышленная база - самое главное перед грядущей войной. Не поставив страну на военные рельсы, вы, скорее всего, потерпите сокрушительно поражение. Вступить в противостояние, конечно, можно и 37, и в 39, и в 41 или даже 43 году.

Все зависит от того, насколько ваша страна нужная потенциальному врагу (в основном, это фашистские государства) и насколько вы хотите воевать. Но в среднем с 36 года у вас есть 3-5 лет, чтобы воздвигнуть мощную промышленность.

Как уже упоминалось, с самого начала нужно строить фабрики, так как именно от них зависит скорость строительства любого объекта. Ставьте их вплоть до полтора-одного года до начала войны, а на оставшиеся +- 400 дней устанавливайте в первую очередь военные заводы, затем ПВО (в самых «промышленно-густых» местах), если у вас мало авиации, нефтеперерабатывающие заводы, если у вас мало нефти и резины.

Вместо военных заводов, если вам нужен большой флот, ставьте верфи. Не менее важна и инфраструктура, регулирующая скорость поставки снабжения вашим войскам и их передвижения.

Подсказки по строительству

- Ваши фабрики занимаются строительством как новых фабрик, так и всех остальных сооружений.

- На одну постройку максимум ставится 15 фабрик, каждая из которых ускоряет её строительство;

- Постройки, которым не хватило фабрик, становятся в очередь. Добавление новых сооружений также идет в общую очередь. Если вам нужно построить что-нибудь как можно быстрее, просто нажмите по стрелочке в очереди и перенесите её выше. (зажмите shift + ЛКМ, чтобы перенести постройку на самый верх).

- В зависимости от экономической политики, некий % от фабрик в любом случае уйдёт на нужны населения. То есть для вас они будут закрыты.

- Военные заводы строятся в два раза быстрее фабрик.

- Фабрики можно конвертировать в военные заводы. Уместно в том случае, если у вас слишком много фабрик, но мало заводов, а война в самом разгаре.

Подсказки по строительству

На этой вкладке вы размещаете линейки производства, непосредственно создавая технику, припасы и оборудование. Построенные фабриками военные заводы и верфи задействуются именно здесь, производя самолеты, танки, пехотное снаряжение, дополнительное оснащение, артиллерию, корабли и так далее.

Открыв вкладку производства, вы обнаружите четыре эмблемы: пехота и артиллерия, танки, самолеты, флот. Нажмите по эмблеме и выберите нужную линейку, а затем выставьте на ней свободные военные заводы. Их количество ускоряет производство.

Наверху вкладки же показаны проценты эффективности ваших заводов, объем их производства, защиту от авиационных атак и другое. Все это регулируется в исследованиях «Промышленность».

Подсказки по производству

- У военных заводов присутствует система эффективного производства. Только созданная линейка имеет минимальную отдачу и лишь со временем выйдет на нормальные показатели. У верфей же такой системы нет - они работают сразу на полную мощность.

- Сменив пехотное снаряжение 1 уровня на 2, будьте готовы к уменьшению эффективности производства на 50% (только в этой линейке и на время).

- Полученный сухопутный, авиационный и морской опыты можно тратить на улучшение техники. Выберите список новых линеек и, прежде чем выставлять, к примеру, танки на производство, кликните по круглому значку в правой части (скрещенные отвертка и гаечный ключ).

- Нехватка ресурсов не останавливает производство линейки, но существенно замедляет её.

- Улучшив технику за опыт, вам придется выставить её новый вариант, а прежний удалить. Полной замены техники, как будто вы изучили новую и поставили на поток, не будет, но во время пополнений вся следующая техника начнет заменяться модернизированной.

П роизводство в HoI 4

В данной вкладке вы обнаружите шаблоны ваших дивизий. Дивизия - это основная боевая единица армии. Она состоит из полков, которые, в свою очередь, собраны из батальонов. Тут же вы увидите полоски «Пополнение» и «Перевооружение».

В правом углу раздела представлены базовые шаблоны армии. В основном, это пехота, танковая, конная, моторизированная и горнострелковая дивизии. В будущем вы сможете создать дивизии ВДВ, морпехов и так далее. Новичку лучше работать с уже имеющимися шаблонами, изменяя их по своему желанию.

Нажав кнопку «Изменить», вы перейдете к экрану «Конструктора дивизий». Здесь можно изменить название дивизии, её символ, а также задать состав, на что требуются очки опыта. В процессе модернизации армии вы сможете добавить в пехотную дивизию, помимо самой пехоты, конницу или танки, саперную или ремонтную роты и так далее.

Чтобы забить все открытые окна в дивизии, вам понадобится много опыта и времени впоследствии, чтобы создавать новые дивизии. Зато они будут гораздо сильнее обычных, базовых дивизий.

Закончив изменение, сохраните шаблон и начните обучать дивизию. Справа есть «светофор», определяющий приоритет. Нажмите на зеленый кружочек, чтобы данная дивизия вперед всех получала снаряжение для обучения (это повысит скорость её производства). Но не забывайте и о верхних шкалах «Пополнения» и «Перевооружения».

У дивизий есть две шкалы - организация (тот же боевой дух) и боеспособность (оснащение). Чем больше батальонов в вашей дивизии, тем больше она имеет боеспособности. Плохое пополнение уменьшает боеспособность. Организация же тратится во время движений и сражений.

После долгого похода войскам необходимо отдохнуть и восстановиться, в противном случае они не будут сражаться в полную силу. Повысить организацию можно в исследованиях.

Подсказки по набору и размещению

- Конструируя шаблон дивизии, выберите приоритет её пополнения - «Резервный», «По умолчанию», «Элитный». Этот пункт влияет не на скорость создания дивизии, а на скорость пополнения уже существующей.

- Для замены батальонов требуется 5 очков опыта, для создания новых - 25 (последующие стоят 5), для удаления - 10.

- Размер дивизии определяет её ширину фронта. К примеру, если у противника будет 5 маленьких дивизий, он сможет выставить их все (в зависимости от локации), а вы же, имея полностью забитые дивизии, только 2 или 3.

- Батальоны поддержки не имеют ни скорости, ни ширины. Так что не забывайте ставить батальон «Поддержка артиллерии».

- Ракетная артиллерия, в отличие от обычной, наиболее эффективна в наступлении.

- В большинстве своем сражения проигрываются из-за того, что какая-нибудь дивизия потеряла всю организацию и вышла из боя. Следите за этим.

- Благодаря полевым госпиталям вы будете терять меньше солдат.

- Дивизии с атакой 10+ дороже обычных. На них придется тратить много ресурсов.

- Конструируйте дивизии, коррелируя свои решения с выбранной доктриной. При массированном наступлении понадобится много обычной пехоты и артиллерии. Для «Блицкрига» - моторизированная пехота и танки.

- Для повышения организации танковой дивизии добавляйте туда и пехотные батальоны. Однако лучше всего сделать отдельную танковую и пехотную дивизии, отправляя их в атаку одновременно.

- Обычную пехоту в идеале нужно заменить моторизированной. Она гораздо быстрее движется, но требует автотранспорт для пополнений. Это дополнительная нефть и резина.

- Перед началом войны начните тренировку армии. Только что созданная дивизия будет иметь статус «Необстрелянные». С помощью тренировки её можно сделать «Обученной», а затем «Регулярной», что повысит характеристики. До «Ветеранов» же дивизия может дойди лишь в бою.

- Во время создания дивизия получает необходимую технику и обучается. Её можно выпустить раньше, но тогда она будет иметь статус «Необученные» (ещё ниже, чем «Необстрелянные»).

- В одной дивизии всего может быть 5 рот поддержки, поэтому распределяйте их грамотно. Если фронт проходит по тернистой местности, то закрепите за дивизиями инженеров. В горах же лучше воевать исключительно горнострелковыми войсками.

- Кавалерия отлично работает против пехоты. Создайте отдельную кавалерийскую дивизию с полицейской ротой и отправьте её подавлять восстания.

- Сопротивление в провинциях может сильно ударить по вашей промышленности. Бунтующие всегда будут ломать ваши фабрики, инфраструктуру и заводы, так что либо оставьте в провинции войска для подавления, либо смягчите оккупационную политику.

- Если в стане ваших врагов есть страна с сильным флотом - расставьте дивизии в береговых провинциях. Достаточно по 1 штуке в каждой, что поможет хотя бы заметить, куда конкретно враг хочет высадиться.

Подсказки по производству

В конструкторе дивизий можно прочитать о всех характеристиках какого-либо подразделения. Базовые параметры, определяющие вес, прочность, организацию и так далее, боевые параметры, где описаны показатели атаки и защиты, а также общая стоимость в людских и продовольственных ресурсах - именно эти показатели задействуются во время боя.

В экране битвы показано следующее: кто наступает, а кто обороняется, применяющиеся тактики боя, командующие и их модификаторы (если имеются); в самом верху нарисована прямоугольная картинка, показывающая местность, в которой проходит сражение.

Чуть ниже - в чью пользу разворачивается бой; в центре показана цифра - это количество дивизий с каждой стороны, какое они могут распределить на фронте. По обе стороны от показателя отмечена непосредственно ширина фронта у обеих армий.

В отличие от других игр Paradox, здесь битва начинается в тот же момент, когда вы приказали дивизии напасть. Армия не тратит время на переход в провинцию, как есть в тех же Crusader Kings 2, Europa 4 и Victoria 2, а атакует сходу. Отступить можно также практически сразу - через 2-3 дня.

Подсказки по сражению

- Наведя на дивизию в отдельности, вы можете узнать показатели её прочности и организации. Та же информация указана в открывшемся с лева окошке, где расположены сведения и о весе дивизии.

- Если вы хотите быстро переправить дивизию, нажмите на неё, а затем на значок рельс, что в левом окошке. Ваша армия потеряет всю организацию, но зато доберется до точки в считанные часы.

- По ходу сражения командующие применяют разные тактики, влиять на которые вы не можете. Однако разнообразие этих тактик зависит от того, насколько глубоко вы прокачали сухопутную доктрину.

- Существует показатель инициативы. Первым применять тактику будет тот командир, который имеет её (инициативы) большее число.

- По ходу передвижения ваши войска тратят больше ресурсов. Плохое снабжение приведет к истощению, а затем и полной потери боеспособности дивизий.

- Во вкладке снабжения показано количество войск, которое вы можете разместить в определенной провинции (знак канистры). Развитая инфраструктура позволяет быстрее доставлять припасы на фронт.

- Местность также влияет на % истощения. Горы и зима - худшие враги командующего. Не стоит нападать в горы и болота, а также через реки, если не имеете двукратного превосходства над противником.

- Если ваша дивизия попала в окружение, её снабжение начнет уменьшаться.

- Поддержка с воздуха ваших армий увеличивает показатель атаки, а также уменьшает защиту противника.

- В прибрежной провинции можно использовать флот для поддержки войск во время сражения.

Н абор и размещение

«Батлпланы», или боевые планы - новая механика в серии Hearts of Iron. Благодаря ей вы можете снизить нагрузку на себя, передав часть руководства над армией непосредственно компьютеру.

Для этого выберите сколько-нибудь дивизий и создайте новую армию (зеленый плюсик, на фоне которого виден силуэт генерала).

Затем выберите значок «Линия фронта» и начертите её на границе потенциального или уже действующего врага.

После, по желанию, выберите либо «Полосу обороны» и начертите план, что именно дивизия должна оборонять, либо «Линию наступления» и проведите стрелочки в том направлении, куда хотите вести атаку.

Остается только начать войну и нажать на стрелочку, чтобы армия приступила к выполнению плана.

Сами по себе планы дают определенный бонус вашим войскам. Чем больше они готовятся к обороне или наступлению, тем эффективнее будут претворять приказ в действие.

Армию нужно создавать в любом случае, так как только таким образом можно прикрепить к дивизиям командующего. А они, что очевидно, дают бонусы и постепенно обучаются. Приказы же отдавать необязательно - никто не запрещает вам управлять войсками вручную.

Подсказки по стратегии и планированию

- Чтобы отменить нарисованный план, нажмите на значок мусорного ведра и кликните по линии фронта, либо линиям наступления (что нужно удалить).

- Если хотите, чтобы ваша армия сконцентрировалась на конкретном участке фронта, то во время движения зажмите Alt.

- Красный восклицательный знак на дивизии говорит о том, что у неё нет приказов.

- Желтый восклицательный знак говорит о том, что дивизия по какой-то причине не может выполнить приказ.

- В «Планах операций» вы также можете выбрать «Морское вторжение», чтобы высадиться к врагу с моря. Для этого отправьте дивизию в провинцию с портом (значок якоря), нажмите на «Морское вторжение, затем на значок якоря и на конечную провинцию, куда вы желаете высадиться.

- Чтобы высадиться к противнику с моря, необходимо обеспечить более 50% превосходства в конкретной морской зоне. Чтобы посмотреть свой % превосходства, выберите в интерфейсе справа другой режим карты - «Морской стратегический» и наведите на морскую область.

- Для проведения «Воздушно-десантной операции», отправьте вашу армию в провинцию с аэродромом. Кликните по значку «Воздушно-десантной операции», затем по аэропорту и на конечную провинцию, куда хотите дислоцироваться.

- Для сброса ВДВ вам понадобятся транспортные самолеты (необходимо производить самому в линейке производства), которые впоследствии надо перевести в аэродром, где стоит ваша ВДВ-дивизия.

- Сбросить с воздуха можно только ВДВ-дивизию. В шаблоне не должно быть танков, машин, конницы или артиллерии.

Нашли ошибку?

Сообщите нам, выделив фрагмент мышкой и нажав CTRL+ENTER. СПАСИБО!

«Граф Цепеллин» не взорвался в клочья, век дирижаблей продолжается. Лейба Давидович Троцкий забил ледорубом убийцу из НКВД. На выборах в США победил «Серебряный легион Америки», и в стране разразилась гражданская война. Пиво «Фронтовое» в пабах Лондона и Бирмингема всего по 15 копеек за кружку (членам Коммунистической партии Великобритании — 10 копеек)...

Вы из тех, кто хотел бы сделать резервное сохранение и посмотреть, «что было бы, если»? Тогда Hearts of Iron IV вас приятно удивит. Но если вы видите игру впервые, она будет к вам почти так же жестока, как и предыдущие три части.

Недоступная война

Долгие годы чудесные симуляторы государства от Paradox разъедает один и тот же недостаток: посторонний человек бьется головой о порог вхождения и падает ниц в ужасе перед монументальной механикой, напоминающей структуру сложного полимера. Шведы давно мечтали поменять местами слова в известной пословице (hard to learn, easy to master), ведь на остальных фронтах их серия и раньше достигала всех возможных высот.

Все министерские кресла и внутреннюю политику уместили на одной страничке. К счастью, эту недостачу блестяще компенсировали национальными фокусами.

Эта серия ближе широкому кругу игроков, чем остальные проекты Paradox (Stellaris мы не считаем, она столь же приветлива и ясна, как Civilization V ). Почему? Потому что Hearts of Iron - или «День Победы» в нашей локализации - призывает к привычным для рядового стратега вещам. Выбери страну поближе к своим идеалам, будь то Советский Союз, Великобритания или - свят-свят! - Третий Рейх, да хоть Уругвай, никто не ставит ограничений. Построй заводы, обучи отряды, отправь в атаку. Звучит просто.

Но Paradox не умеют делать просто.

В основном потому, что война в HoI - это не «А + ЛКМ». Нужно выбрать удачные направления для дивизий, подготовить будущие «котлы», свериться с картой местности (чтобы танки не продирались сквозь чащу) и с метеосводками (чтобы штурмовики не попали в грозу). Не атаковать, черт возьми, через реку самый мощный форт в Восточной Европе. Прикрыть своих солдат авиацией и не профукать ее, потому что в регион влетают две тысячи истребителей врага.

А еще эту ораву надо вооружить, вовремя перевооружить, снабдить и поставить во главе нужного человека.

Советский Союз несет какие-то безумные потери: не удивительно, что многие стримеры шутя загрызали Красную армию. Кажется, ее сделали чересчур слабой.

В Hearts of Iron IV обещали все эти процессы сделать понятнее и удобнее, а то в третьей части можно было сойти с ума от одной только иерархии войск. В сравнении с безумно сложной Hearts of Iron III вышло отлично, без сравнения - привычная для Paradox картина: оригинальная всеобъемлющая механика, которую тяжело постичь.

Польша уже сдалась

Идея о том, что управлять каждой дивизией вручную - это не так уж удобно и прогрессивно, дошла до Paradox не сразу. Первые две части никак не облегчали эту задачу, и партии в них состояли преимущественно из напряженных стратегических пауз. Hearts of Iron III достигла кое-какого прогресса: группы армий можно было поручить компьютеру, и если вы добились значительного численного и технологического преимущества, то он даже побеждал.

Линии, стрелочки, пунктир - все как в учебнике истории. Знаете, как долго мы об этом мечтали?

Hearts of Iron IV доводит идею до логического конца. Выбрали армию, ткнули в линию границы, чтобы обозначить фронт, провели стрелку-другую, нарисовав план наступления. А войсковая иерархия из третьей части отправилась в костер: хоть она и была правдоподобной, но в том виде лишь обеспечивала мигрень. Теперь даже вооруженные силы чудовищных размеров управляются на раз-два. Значит ли это, что стало проще воевать?

Едва ли. Хотя бы благодаря обновленной логистике для авиации и флота. Ваши ребята отважно прут вперед в регионе, где вы содержите полтора десятка картонных истребителей? Значит, их порежут на открытки, а ваши войска крепко застрянут. Решили пересечь залив и коварно захватить чужое побережье? Тогда будьте добры отправить в те края солидный флот, иначе вторжение захлебнется. При этом системы управления самолетами и кораблями устроены куда удобнее и нагляднее, чем прежде: направили эскадрилью или флотилию, выбрали задание, и все, теперь приглядываем, чтобы вашим капитанам не оторвали головы.

Число китайских дивизий пугает, но стоит присмотреться и выяснить, сколько в каждой из них полков... Сунь-цзы вертелся бы в гробу.

План выполняется на отлично только при заметном превосходстве над врагом. Стоит нескольким дивизиям пострадать, утратить организацию и понести потери, как весь фронт встает и ждет то ли пополнения запасов снаряжения, то ли восстановления личного состава. Если выделить их вручную и отправить в атаку - успех все равно будет на вашей стороне.

Почему так происходит? Не очень понятно. Видимо, компьютерный полководец не находит свои дивизии готовыми к наступлению, и это мешает наполеоновским планам: приходится снисходить до уровня отдельных дивизий и направлять их собственноручно. Игре не помешал бы комплект настроек для операций: предельный уровень готовности, снабжения и всего остального.

Куем победу

Перед отправкой на фронт дивизии придется обучить, и эту процедуру перекроили как могли. Заводы разделились на мирные и военные. Притом одни разрешено конвертировать в другие - так промышленная логика возобладала над простотой. Но и военные заводы, увы, не штампуют войска, как раньше: они выпускают оружие и технику, а те, в свою очередь, идут на вооружение дивизий.

Потребность армий в снаряжении и машинах меняется постоянно, и постоянно же за ней приходится следить. И здесь, что печально, - никакой автоматизации или делегирования полномочий ИИ. Несомненно, такая схема производства куда правдоподобнее старой, где дивизии клепались на станках, и в ней кроется приятный элемент микроменеджмента. Но и внимание она требует повышенного.

А дивизии придется еще и проектировать - приписать немного мотострелков к пехоте или ремонтную роту к танковой дивизии. Этот вопрос заслуживает отдельной статьи: грамотная комплектация дивизии повысит ее пригодность на поле. А чтобы игрок не ринулся со старта расфасовывать все по-своему, на каждую приписку новой части тратится боевой опыт - абстрактные очки военного ремесла, добываемые в бою. Сухопутный боевой опыт тратится на конструирование дивизий, воздушный и морской - на улучшение параметров самолетов и кораблей. Невероятно занимательное дело, но вкупе с остальными оно еще сильнее вас загружает, а ближе к середине-концу партии еще и теряет актуальность, ибо опыта море, а тратить некуда.

Жаль, что старую кнопочку подгонки темпов индустрии под ее нужды сюда не прикрутили - было бы стократ удобнее, чем дергаться каждые пару минут.

К счастью, модификация подразделений идет с помощью общих шаблонов, никто не заставляет бегать за каждой пехотной дивизией с двумя бригадами САУ. Подберите состав, а игра сама подсчитает, сколько новых машин придется заказать.

Что это все значит? Если вы, начав партию, слепо выберете группу армий и отправите ее воевать - быть беде. Если удосужитесь разобраться во всех вопросах, связанных с промышленностью, логистикой и поддержкой с воздуха и моря, - тогда быть победе, а сквозь усталость вы ощутите сладость триумфа. И сам триумф, и процесс его достижения больше не требуют бухгалтерской возни со штабами и штурма безумного технологического древа, как в Hearts of Iron III. А командование войсками - если опустить детали - действительно сводит на нет часть тоскливой рутины.

Hearts of Iron IV не боится глобальных перемен, и почти все они - к лучшему. Жаль, что случайный патриот, соблазнившийся названием «День Победы», не оценит весь масштаб замысла... если, конечно, не запасется терпением и вниманием.

Армии сами меняют линию фронта в зависимости от продвижения или отступления.

Керенского - в генсеки

История не знает сослагательного наклонения, зато мы знаем и любим. Потому Hearts of Iron всегда привлекала людей, неравнодушных к музе Клио. Много ли на свете игр, позволяющих вывернуть мир наизнанку?

В Hearts of Iron IV эту жажду «перемен задним числом» наконец оформили юридически. Помните национальные идеи из Europa Universalis IV ? Paradox перенесли их с рельс долгосрочной политики в русло политики конкретной и сиюминутной, выдав каждой стране кучу вариантов развития. Выбор фокуса - это выбор долгосрочной стратегии развития, как в техническом, так и в политическом плане. Выглядит и работает как древо технологий, только каждый из национальных фокусов дает мощные модификаторы или к отраслям науки, или к внешней политике - будь то повод для войны, взрывной рост поддержки нужной партии или нечто особое. Больше всех повезло, конечно, «мажорам» - великим нациям.

Четыре года промывки мозгов - и после выборов в США разгорается гражданская война против Свободной Американской империи. Конфедераты 2.0.

Другие державы не обязаны плясать под вашу дудку. Выполнив фокус «Альянс с СССР», будьте готовы к тому, что Сталин через неделю разорвет ваш союз.

Германии, например, досталось несколько взаимоисключающих ветвей - как и остальным странам. Вместо вторжения в Скандинавию она может выбрать развитие морского флота и принудить северные страны к дружбе. Вместо требования польского города Данциг себе немцы могут предложить его обмен на Словакию (если прежде вы ее приговорили, а не предложили союз). Одна из ветвей вообще распускает ось Берлин-Рим-Токио, заменяя ее на ось Берлин-Москва. Кошмар, а? Все ваши сумасшедшие идеи непременно найдут здесь воплощение, и никаких препон игра не чинит.

А отступление от реальной истории теперь не карается отсутствием политических событий и удивленными взглядами со всего мира. Мало того, уберите перед началом партии галочку с пункта об историческом подыгрывании со стороны ИИ, и мир с удовольствием вкатится на страницы книг в жанре фантастики. Будет и польский альянс Междуморье, и восстание троцкистов в СССР (не очень понятно, влияет ли на него выживание самого Троцкого в ходе скриптового события), и англо-американская война.

ЭТО ВАЖНО: кое-какой регулятор агрессии все же остался. Уровень мировой напряженности - это примерный процент готовности человечества к новой глобальной войне. Агрессивные действия повышают ее, а миролюбивые страны не могут принять весомых мер, пока напряженность не достигнет пугающих величин. Занятная обоюдоострая штука: чем активнее вы развязываете войну, тем скорее апологеты демократии приплывут вам мстить. Прежде тут играл роль параметр угрозы для каждой отдельной страны.