Й имеет звук или нет. Буква й гласная или согласная

Без кратки

И краткое (Й) существует как самостоятельная буква со времен орфографической реформы 1918 года. Но писать И с краткой стали гораздо раньше: написание Й попало в русский язык из малороссийских книг в XVII веке, во время церковной реформы патриарха Никона, и постепенно перешло из церковнославянского и в светское русское письмо. «Кратка» — это русское название диакритического знака бреве (от латинского breve — «короткое»), заимствованного и латынью, и кириллицей из древнегреческого. Выглядит кратка как дужка над буквой, причем знатоки шрифтов отличают кратку кириллическую по утолщениям на концах дужки от латинского бреве, утолщенного в середине.

В 1708 году Петр I, чтобы упростить начертание букв русского алфавита, ввел гражданский шрифт. В кириллице были отменены надстрочные знаки, под нож попала и кратка. В 1735-м Й в правах восстановили, но отдельной буквой не признали — в словарях Й объединялось с И.

В конце XIX века законодатель русского правописания профессор Яков Грот посетовал на то, что И и Е с диакритическими знаками обозначают совершенно другие звуки. Он предложил включить буквы Й и Ё в алфавит на равных правах с остальными и назвать Й не «И с краткой», а «И краткое». Буквы в алфавит при его жизни введены не были, а вот название прижилось и вскоре стало единственным.

Под краткой

Лингвисты затрудняются точно определить звук, который буква Й обозначает. Долгое время его в словарях называли гласным, теперь называют согласным. Дело в том, что в разных позициях Й обозначает разные звуки: когда Й идет после гласной, звук гласный (как в слове «май»), а когда перед гласной, тогда согласный — [йот] (как в слове «йод»). Чтобы разобраться в столь сложном прошлом И краткого, стоит вспомнить историю буквы И. До 1918 года в русском языке существовало сразу три буквы для передачи звука [и]. Первая — I — звучала как И после согласных (внизу). Эту букву называли «И десятеричное», так как ей соответствовало числовое значение 10. Современная кириллическая И происходит от прописной греческой буквы эта — Η (вверху). Интересно, что у буквы И общий финикийский предок с греческой Η/η и произошедшей от нее латинской Η/h. Это финикийская буква хет. Именно она, кстати, в позиции между гласными или в начале слова передавала звук [йот]: iена, маiоръ. Было еще И осьмеричное (современное И, имевшее числовое соответствие 8). А еще была ижица (в центре), она происходила от греческой буквы ипсилон и ставилась преимущественно в церковных терминах, поскольку и введена была ради того, чтобы делать заимствования как можно более походящими на греческий оригинал. Последовавшая в 1918 году реформа сократила число вариантов И, не оставив места для латинской йот.

С краткой

Считается, что реформа орфографии 1918 года была призвана упростить жизнь гражданам, поскольку новая власть объявила курс на поголовную грамотность. О том, что реформа обсуждалась и готовилась Орфографической подкомиссией при Императорской академии наук задолго до революции и еще в 1912 году была одобрена, строители нового государства предпочитали не вспоминать. Декретом наркома просвещения Анатолия Луначарского с 1 январа 1918 года устанавливалось новое правописание всех государственных изданий. Среди прочего упразднялось i. Об ижице в тексте закона ни слова нет, но она к тому времени умерла сама собой, ею перестали пользоваться. Таким образом, для звука [и] оставалась одна буква — та, которой мы пользуемся и сегодня. Об И кратком реформа отдельно не позаботилась, но с 1918 года Й уже значилось как отдельная буква в учебных пособиях. А в 1934 году в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова она была зафиксирована задним числом в составе русского алфавита.

Тема: Мягкий согласный звук [й´] и буква й.

Цель: Познакомить учащихся со звуком [й´] и буквой й.

Задачи:

  • учить акцентированному произнесению этого звука на основе одноуровневых моделей слов.
  • раскрыть технологию следующих приёмов:
    • перекодирование звуковой формы слов в буквенную на основе двухуровневых моделей слов;
    • чтение слов по слогам и орфоэпически;
    • чтение предложений как относительно законченных по смыслу структурных единиц.
  • воспитывать культуру учебного труда.

Ход урока

I. Организационный этап.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!

Сегодня урок у нас необычный, так как у нас присутствуют части, поэтому повернитесь и поприветствуйте их.

Садитесь.

А ещё пришли к нам в гости Маша и Миша.

А раз они пришли к нам на урок, то вместе с нами, чем будут заниматься? (знакомиться с новым звуком и буквой)

II. Повторение.

С каким звуком знакомились на прошлом занятии? [р] [р´]

Какой буквой обозначаем? («эр»)

Что обозначает буква «эр»? (два согласных звука: твёрдый звонкий [ p ] и мягкий звонкий [р ´ ])

Сколько форм даётся для обозначения звука [р]? (обозначается 2-мя печатными формами заглавной, малой, справа обозначение звука мягкого и твёрдого, и двумя письменными)

1. Читаем по слогам, плавно (с. 34)

Как это слово употребляется в тексте? (мр á мор и т.д.)

2. Чтение предложений.

Что вы знаете о предложении? (Предложение состоит из слов.)

(Предложение выражает законченную мысль.)

(В предложение есть слова-помощники, которые служат для связи слов в предложение.)

(Первое слово в предложении начинается с заглавной буквы и заканчивается на письме (.))

У Арины мыло.

(3)

Почему слово Арина написано с большой буквы? (имя собственное)

Как его употребляем в речи?

Арина умыла Длину.

Читаем орфоэпически.

Сколько слов в предложение? (3)

Почему слова написаны с большой буквы? (имена собственные, начало предложения)

Роман намылил (значение слова - руки .)

Итак, мы продолжаем знакомство со звуками и буквами.

3. Индивидуальное сообщение.

Сказка «О буквах»

Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране Звуки. Были они невидимками, но зато любили петь.

Однажды в этой волшебной стране появился Волшебник. Ему так понравилось в ней, что решил он познакомится с её жителями. А когда узнал, что все жители невидимки, то очень огорчился. Но всё-таки он был Волшебником, причём очень добрым. Решился он каждому жителю подарить по платью - видимке. Каждый звук получил платье не похожее на других. Стоило его надеть, как сразу Звук становился видимым и превращался в Букву.

Букву можно видеть, можно изобразить, нарисовать, написать. Звук - слышать, пропеть, произносить, сказать.

III . Звуковой анализ слов

1. - Обратите внимание в левый угол азбуки, какой же звук мы будем изучать?

А какой именно мы узнаем, если расшифруем эти схемки? (Приложение 1)

Что нарисовано на первой картинке? (улей)

Что такое улей? (домик для пчёл)

- произносим.

(ий)

Что нарисовано на второй картинке? (пчела не одна)

А как называется пчелиная семья? (рой)

Прочитаем звуковую формулу слова.

Ещё раз произнесите и остановитесь на последнем звуке?

Проговорить й - й

Сравните оба слова:

улей -

Где слышите звук [й´]? (в конце слова)

Что вы можете сказать о звуке [й´]? (Встречает преграду.)

А какой буквой обозначаем? («ий»)

Значит, он согласный, звонкий, всегда мягкий.

Звук [й´] - обозначается двумя печатными формами заглавной малой (справа обозначение звука) и двумя письменными.

Обратите внимание, что он только мягкий.

2. Конструирование буквы

Й - 1,2(3,4),5(6,7,8),20

Й - 5,6(7,8),9(10,11,12),20

VI . Физминутка

Музыкальное сопровождение.

V. Звуковой анализ слов

Скажите для чего нужно ухаживать за растениями? (Чтобы они росли, украшали наши помещение, поглощали пыль)

Чем поливают цветы на картинке?

Произнесём звуковую форму слова медленно, задерживаясь на звуке [й´].

[л´] [э´] [й´] □ [а]

Где стоит этот звук? (в середине слова)

Приготовьте квадратики.

[л´] - согласный, звонкий, мягкий

Обозначаем буквой «ЭЛЬ».

[э´] - это гласный, ударный звук.

Обозначаем буквой «Э».

[й´] - это согл., звонкий, всегда мягкий

Обозначаем буквой «Й».

Не изучали

[а] - гласный, безударный

Обозначаем буквой «а».

Сколько звуков отметили в схеме? (5)

(5)

Делим на слоги:

Как посчитали слоги?

А что делает девочка?

Давайте дадим ей имя.

[м] [о] [й´]

Дадим характеристику каждому звуку.

[м] - согл., звонкий, твёрдый

Обозначаем буквой «ЭМ».

[о] - гласный, под ударением

Обозначаем буквой «О».

[й´] - согл., мягкий, звонкий

Обозначаем буквой «ИЙ».

Сколько звуков отметили? (3)

Сколько понадобится букв для написания?

Сколько в слове слогов? (1)

Как определили? (по гласным)

А как называется приспособление для мытья посуды? (мойка)

Произнесём звуковую форму слова.

[м] [о] [й´] □ [а]

Дадим характеристику звукам.

[м] - согл., твёрдый, звонкий.

Обозначаем буквой « ЭМ».

[ó] - ударный, гласный

Обозначается буквой «О»,

[й´] - согл., мягкий, звонкий.

Обозначаем буквой «ИЙ».

Не изучали.

[а] - гласный, безударный.

Обозначаем буквой «А».

Делим на слоги:

Как определить сколько слогов в слове?

VI. Подведение итога урока.

С каким звуком познакомились на уроке? ([Й ´ ])

Дайте ему характеристику.

Какой буквой обозначаем на письме? (ИЙ)

Покажи в алфавите.

Что запомнилось на уроке?

Что показалось особенно трудным?

Урон окончен. Спасибо.

Сейчас Вы узнаете о букве и звуке Й .

Буква Й (И краткое) то появлялась в нашем алфавите, то исчезала, и первоначально буквой её совсем не считали. И только в прошлом веке у неё появилось свое постоянное место в алфавите, рядом с гласной И.

Иногда звук, который она обозначает, еще называют «йот». Так зачем же в нашем алфавите понадобилась еще одна буква И? Для начала вспомним характеристику звука [и]. Звук [и] гласный, он тянется, поется. А теперь попробуйте спеть звук [й’]. Не получилось? Конечно, потому что это короткий согласный звук. Значит, в нашем алфавите у гласной [и] и согласного [й’] совсем разная работа, поэтому они оба нам нужны и важны. Сегодня мы поговорим только об одной работе буквы Й.

Начнём с определения звука [й’]. Положите руки на горло или на уши и произнесите звук [й’]. Мы почувствовали вибрацию, значит, это звонкий звук. А теперь запомните еще одну хитрость этого звука: звук [й’] только мягкий, и у него нет твёрдой пары. Значит, звук [й’] согласный, звонкий, мягкий. Теперь потренируемся узнавать этот звук в словах.

Воробей - звук [й’] в конце слова.

Чай

Соловей - звук [й’] в конце слова.

Вертишей ка - звук [й’] в середине слова.

Кай ра - звук [й’] в середине слова.

Попугай - звук [й’] в конце слова.

Сой ка - звук [й’] в середине слова.

Ястреб - звук [й’] в начале слова: [йастр’ип].

Мы заметили, что звук [й’] в начале слова встретился только один раз. Дело в том, что в словах русского языка этот звук встречается нечасто. Слов, которые начинаются на букву Й, в нашем языке немного, среди них в основном географические названия, но не только. Попробуйте назвать слова на букву Й.

Й од

Й огурт

Й ог

Й оркширский терьер, или й орк

Звук и буква Й любят отвечать на вопрос «какой?». Давайте проверим.

Какой котёнок?

Рыжий, маленький, забавный, мягкий и т. д.

Какой рюкзак?

Школьный, новый, тяжёлый, красивый и т. д.

Какой арбуз?

Полосатый, сладкий, сахарный, вкусный и т. д.

Прочитаем слова: ай, ой, эй - й помогает выражать чувства.

Заменяя одну букву в слове, получим другое слово: май - лай - рай - рой - мой .

Звук [й’] всегда мягкий. Итак, буква Й обозначает звук [й’], который всегда мягкий, а гласная И показывает мягкость предшествующего согласного.

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !

Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Задачи:

  • Познакомить с новым звуком [й,] и буквой («и краткое»).
  • Учить отличать новый звук и букву от других звуков и букв.
  • Совершенствовать навык правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения.
  • Развивать память, внимание, речь, мышление и наблюдательность младших школьников.
  • Воспитывать чувство коллективизма, уважительного отношения к старшему поколению.

Оборудование: учебник «Русская азбука»/В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, А.Ф.Шанько, В.Д.Берестов – М.: Просвещение, 2007 год, карточки со словами и слогами, картинки животных, плакат «9 Мая», линейка, бутылочка с йодом, каравай.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель: Сядьте удобно. Впереди нас ждёт интересная работа, поэтому будьте на уроке внимательны. Я думаю, что своими ответами на уроке вы будете радовать и себя, и меня, и наших дорогих гостей.

II. Повторение

Выделение звука [й,]

Учитель: Отгадайте загадку:

Дом на рельсах тут как тут.
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай,
Отправляется (Трамвай)

Это вид транспорта. К сожалению, в нашем городе трамваев нет, но может быть появятся в будущем. (Приложение . Рисунок 1)

Учитель: Какой звук услышали в конце слова?
Предполагаемый ответ учащихся: Звук [й,]
Учитель: Этот звук вам уже знаком. Мы встречали его, когда изучали буквы «е», «я», «ё». Прочитайте слова и вспомните, в каких случаях буквы «е», «ё», «я» обозначают два звука.
Слова для чтения: енот, маяк, ружьё
В начале, после гласной, после разделительного Ь

III. Объяснение нового материала

Постановка цели

Учитель: Сегодня мы научимся распознавать звук [й] и обозначать его новой буквой « и краткое». А также научимся читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

Работа со звуком

Учитель: Произнесём звук [й] и поймаем его ладошкой. Обратите внимание: при произношении этого звука мы улыбаемся, язык упирается, верхние и нижние зубы обнажены.

Вопросы учащимся:

  • Дайте характеристику звуку [й] (Согласный)
  • Докажите (Не поётся, есть преграда во рту)
  • Закройте уши, произнесите звук [й]
  • Что услышали? (Звук)
  • Сделайте вывод: звук звонкий или глухой. (Звонкий)
  • Определите, твёрдый или мягкий.
  • Повторите характеристику звука [й]

(1 учащийся дает полную характеристику звука [й,], затем все повторяют хором, далее учащимся предлагается игра «Найди звук»)

Учитель: Хлопните в ладоши, если услышите звук [й]. Если звука нет, молчите.

Лиса, копьё, майка, игрок, лицо, троллейбус, имя, чай, сильный, яма, машина, чайка.

– Молодцы! Большинство из вас правильно нашли звук. А кто ошибался, не огорчайтесь. Мы учимся.

Знакомство с новой буквой

Учитель: Какой буквой на письме обозначается звук [й]. (И краткое)
– Посмотрите внимательно. На что похожа буква?

Учитель показывает карточку с буквами Й й

– Чтобы Й (и краткое) не путать с И, сверху галочку пиши.
– Посмотрите, на что ещё похожа буква.

Летает над калиткой
Птица,
Но на калитку
Не садится. (Приложение . Рисунок 2)

Учитель: Чтобы букву вы хорошо запомнили, напечатаем её на спинке друг у друга.

Работа в парах

Дети печатают на спине друг друга заглавную букву Й, маленькую букву й.

Учитель: Я думаю все запомнили эту букву.

IV. Закрепление нового материала

Отгадывание сказочных героев

Учитель: (по мере отгадывания загадок учитель крепит слова на доску)

1. В Африке разбойник,
В Африке злодей,
В Африке ужасный (Бармалей)

3. Появилась девочка
В чашечке цветка.
А была та девочка
Чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке
Та девочка спала
И маленькую ласточку
От холода спасла. (Дюймовочка)

2. Я – великий умывальник
Знаменитый (Мойдодыр)
Умывальников начальник
И мочалок командир.

4. Всех на свете он добрей.
Лечит он больных зверей.
Он известен, знаменит
Добрый доктор (Айболит)

– Почему эти слова пишутся с большой буквы? (Имена сказочных героев)

Работа со слогами, словами

Учитель: Заглянем в больницу к Айболиту. На приёме у него посетители невесёлые, больные. Пусть Доктор Айболит их послушает трубочкой. (Приложение . Рисунок 3) А мы будем отправлять к доктору других пациентов.
– Сегодня день особенный. На приём к доктору могут придти только те больные, в названии которых есть буква Й. Кто может придти к Айболиту?
Предполагаемые ответы учащихся: Воробей, соловей, чайка, Незнайка, муравей, змей, лентяй, Гадкий утёнок
Учитель: Достаточно на сегодня посетителей.
Ребята, а вам интересно узнать, какой диагноз Айболит поставил больным?

Всех послушал Айболит
И животным говорит:
«Ваша хитрая семейка
Заболела «неумейкой».
Помогать вам не хочу,
Я лентяев не лечу.»

Учитель: Почему доктор не захотел лечить, ведь он был такой добрый? (Звери – лентяи, притворщики)

Учитель: Давайте поможем, ребята, вылечить болезнь «неумейку» и вернём животным доброе имя.

1) Кто был первым посетителем? (Приложение . Рисунок 4)

ОЙ АЙ ЫЙ ИЙ

свой – свои
мой – мои
твой – твои

Учитель: В чём отличие каждой пары слов?
– На какую букву оканчиваются слова в 1 столбике? А во втором?
– Сколько слогов имеют слова в 1 столбике? Почему? А во втором?

2) И Зайка слёзы льёт. Он не может написать правильно своё имя.

ЗАИКА (карточка со словом)

– Прочитаем, в кого он превратился. Что надо сделать, чтобы вернуть зайке имя?

Предполагаемые ответы учащихся: Дописать галочку сверху. (Приложение . Рисунок 5)

3) Поможем попугаю подобрать противоположные по смыслу слова: узкий, высокий, добрый, большой, здоровый, далёкий. (Приложение . Рисунок 6)

4) Научим Белого медведя делить слова на слоги. (Приложение . Рисунок 7)

ЛИ – НЕЙ – КА, КА – РА – ВАЙ, ЙОД [ёд], ГЕ – РОЙ, ВОЙ – НА

Задания детям: (учащиеся выполняют задания по каждому слову)

1. Прочитайте слово.
2. Разделите на слоги. Какое правило знаете?
3. Растолкуйте значение этого слова.

ЛИ – НЕЙ – КА: (показ предмета)

а) прямая черта на бумаге. В тетрадях в узкую линейку вы пишете на уроках письма

б) инструмент для измерения и чертежа. (на математике – отрезки чертим по линейке)

в) строй в шеренгу (на физкультуре)

КА – РА – ВАЙ: большой круглый хлеб (показ предмета)
ЙОД: лекарство, которым смазывают царапины (показ предмета)
– А знаете ли вы? Йод есть в воздухе, воде, пище. Если его не будет, то люди будут болеть. Больше всего йода в морских водорослях. Из них и делают на фабрике йод.
ГЕ – РОЙ: человек, который совершает подвиги. Он храбрый, доблестный.
ВОЙ – НА: вооруженная борьба между государствами, народами.

V. Физминутка

Учитель: Молодцы! Вылечили всех больных. Можно и отдохнуть.

Учитель проводит игру «Если нравится тебе, делай так…».

VI. Работа с учебником (работа с текстом)

Учитель:

Дети, а вы здоровы?
Тогда отвечайте дружно мне
С какой буквой сегодня знакомы?
С буквой «И краткое». Молодцы!

– Откройте азбуку на странице 158-159.

Учащиеся рассматривают иллюстрацию.

Учитель: Какое страшное слово «война». В течение столетий русскому государству приходилось вести войны с оружием в руках, защищать мирную жизнь людей. К счастью, мы не были участниками того тяжёлого времени. Не знаем, что такое война. Мы живём мирной жизнью.

Задание детям: У кого есть бабушки и дедушки, которые участвовали в Великой Отечественной войне 1941-1945 года, поинтересуйтесь, как жили они в военное время. А потом расскажете об этом в классе.

Работа со словами

Учащиеся читают текст самостоятельно, затем хором: одно предложение громко, другое вполголоса .

Вопросы детям: Из чего состоит текст? Что выражает предложение?

Вопросы детям по прочитанному тексту :

– Кем был дедушка на войне? (Солдатом)
– Какую награду получил дедушка на войне? (Медаль за отвагу)
– Как вы понимаете слово «отвага»? (Смелость, храбрость, бесстрашие)
– Какой подвиг мог совершить дедушка? (Мог подорвать танк гранатой, мог сбить самолёт, взять в плен немецкого офицера…)
– Прочитайте из текста, что сказала мама о дедушке. (дедушка стар, а душа у него молодая.) (Приложение )
– Как понимаете слова мамы? (В пожилом возрасте дедушка чувствует себя молодым, энергичным, жизнерадостным, ощущает прилив новых сил)

Учащиеся читают еще раз текст («жужжащее чтение») и готовятся к пересказу.

Задания учащимся: Найдите в тексте слова, в которых есть буква Й (Война)

Учитель: А вы бы хотели, чтобы сейчас наступила война? Почему? (Война всё разрушает, гибнут люди)

Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда будет МИР!

VII. Подведение итогов урока

Учитель: С какой буквой познакомились на уроке?
– Обратимся к алфавиту, между какими буквами стоит Й?
– Какой звук эта буква обозначает?
– Поднимите руку, кто порадовал себя своими ответами.

Прежде чем начать разговор, давайте условимся, о чем он пойдет.
О звуках, буквах и словах.
А что, мы о них чего-нибудь не знаем?
Посмотрим.
Вот слово ХОРЕК.
Вы знаете, что оно обозначает хищного пушного зверька. А вот почему его назвали именно ХОРЬ, не знаете. Верно ведь?
Вы знаете, что в русской азбуке буква "р" обозначает звук "р", а в латинской – почему-то звук "п".
А почему?
Не знаете.
А я знаю.
Много в нашем языке такого, что вам может показаться неожиданным.
Вот именно об этом – удивительном и неожиданном – я и буду с вами говорить.
Условились?

Как, по вашему мнению, "Й" – простая буква или необыкновенная?
– Простая! – утверждаете вы хором.
Ну, что же! Будь по-вашему!
Спрошу иначе: тот ЗВУК, который изображается БУКВОЙ "Й", он, по вашему мнению, гласный или согласный?
Я вижу сквозь журнальную страницу ваши презрительные глаза. Вы смотрите на меня, как на дошкольника:
– Это же каждому первокласснику известно: "Й" – гласная буква!
Горе мне с вами! Я спрашиваю про ЗВУК, а вы отвечаете про БУКВУ.
– Про ЗВУК "Й", про тот, что стоит на конце слова "МОЙ"? – спрашиваете вы.
– Да как вам сказать? Нет, пожалуй, про тот, с которого начинается слово ЯМА.
Общий шум: писатель, видимо, нездоров! Ведь слово ЯМА начинается вовсе не с "Й", а с "Я"!
Ах, вот как? А что, дорогие мои, если я напишу это слово НЕГРАМОТНО, вот так: ЙАМА? Если на одной бумажке я напишу ЯМА, а на другой ЙАМА и дам – ну, хотя бы тебе – поочередно прочесть написанное на обеих? Как, по-вашему, остальные, которые не читают, а только слушают, смогут НА СЛУХ угадать, что ты прочел: ЯМА или ЙАМА? Да ни в жисть, как говорят в народе! Все будут слышать одинаково и никогда не угадают, что ты читал, ЯМА или ЙАМА.
В чем дело?
Возьму два слова из разных языков.
В русском языке местоимение первого лица единственного числа – Я. В немецком языке утвердительная частица – "jа" ("ЙА") = "Да". Повторим над этими двумя словами наш опыт; и опять-таки никто не угадает, НЕ ВИДЯ, какое из двух слов, русское или немецкое, я читаю. Дело в том, что, произнося "Я", мы выговариваем не ЗВУК, а СО-ЗВУЧИЕ. Оно состоит из ЗВУКА "А", которому предшествует другой звук... Да, да, вот этот самый "ЙОТ"! "ЙОТ", если называть его иностранным именем, а если русским, то можно сказать, что "Й".
Но этот "ЙОТ" – согласный, а не гласный звук; недаром же испанцы читают букву "j", как немцы свое "h", и зовут ее "хота".
Значит, согласным является и наше "Й"?
Не всегда...
Попросите у родителей или в школьных библиотеках тот том второго издания Большой Советской Энциклопедии, в котором находятся слова на букву "Й". В томе этом вы без труда найдете имена японских городов ЙОНАГО и ЙОКЕДЗАВА.
Взгляните-ка – рядом с каждым именем стоит в скобках другое его написание: ЁНАГО и ЁКЕДЗАВА.
Мол, как хотите, так и пишите: произносить и так и эдак будете одинаково.
Так вот, надо сказать, что во всех тех случаях, когда мы выговариваем иноязычные наименования, начинающиеся с "йотированного гласного звука" (скажем, остров ЯМАЙКА, графство ЙОРК, город НЬЮ-ЙОРК), мы произносим "йотированные" гласные, иначе говоря, перед гласными "А" или "О" выговариваем еще согласный звук "йот".
Составители русской азбуки рассудили, что этот "ЙОТ" так тесно слит в наших русских йотированных звуках со следующими за ним гласными, что, пожалуй, правильнее всего будет каждую такую пару изображать ОДНОЙ БУКВОЙ.
Й + А = Я
Й + О = Ё
Й + У = Ю
Й + Э = Е
Правда, не во всех случаях они точно соблюдали такое решение.
Ну, в случае звука "Ы" им вовсе не понадобилось изобретать букву для "ЙЫ", потому что в нашем языке такого созвучия не встречается.
Но вот рядом со звуком "И" (например – ИМЯ) мы встречаем и звук "ЙИ" (это – ЙИХ дом). Тем не менее буквы для "ЙИ" у нас в алфавите нет. Что ж выходит? Очевидно, согласный звук "ЙОТ" есть и в русском языке. Обозначается он БУКВОЙ "Й".
Только он и обозначается ею? И всегда, как только мы встречаем "Й", должны считать, что под этой буквой скрывается именно "согласный йот", и ничего другого?
И нет!
А как же?
А о том, как же, поговорим в