История красноярского края кратко для впр. Официальный портал красноярского края

Викторина №1:

1 Казаки под руководством Андрея Дубенского практически за один месяц поставили острог Красный яр. Был он готов к 19 августа 1628 года. А для защиты от нападения «около острогу рвы прокопали..», а по дну рва установили «чеснок». А что такое «чеснок»?

Правильный ответ: Русское название «чеснок» является искажённым производным от слова частик, обозначающего заграждение из рядов заострённых кольев. Современные аналоги чеснока (именуемые также «ежами») используются в качестве противоавтомобильного заграждения - для прокалывания шин.

2 В 1957 году в Красноярске на фабрике «Енисей» начали выпускать музыкальный инструмент, который так и назывался, «Енисей». Назовите его.

Правильный ответ: Пианино выпускали в Красноярске до 1997 года, это было единственное предприятие в краевом центре, где производили клавишные музыкальные инструменты. Потом некоторое время здесь выпускали мебель, а с 2005 года производство закрыли. Сейчас на месте фабрики на улице Дудинской строят жилой комплекс.

3 Она работала в Красноярском краеведческом музее, собирала фольклор. В 1937 году издала сборник «Сказки Красноярского края», в 1940 – «Сказки нашего края». Назовите ее имя.

Правильный ответ: Мария Васильевна Красножёнова (1871–1942), выпускница и впоследствии преподаватель красноярской женской гимназии, ученый-этнограф, фольклорист, краевед, сотрудник Красноярского краеведческого музея. В 2014 году издана ее книга «Быт Большого сибирского тракта», в которой собраны воспоминания жителей Енисейской губернии.

4 Это предприятие в Красноярске было основано в середине прошлого века. Сначала здесь делали искусственные цветы, потом – игрушки из папье-маше, а сейчас - это единственное предприятие от Урала до Дальнего Востока, которое выпускает елочные украшения. Как оно называется и где находится?

Правильный ответ: Сейчас «Бирюсинка» – это одно из ведущих предприятий в отрасли, на котором выпускают мягко-набивные игрушки, карнавальные костюмы для детей и взрослых, игрушки из поливинилхлоридного пластизоля, стеклянные елочные украшения и игрушку-упаковку для новогодних подарков. «Бирюсинка» продолжает традиции, зародившееся в начале XX века народное творчество.

5 В сентябре 1955 года от речного вокзала Красноярска вверх по течению отправился катер с Государственной комиссией. Комиссии понравились высокие скалистые берега возле небольшой деревни Шумиха. С этого времени место стало знаменитым. Что здесь находится?

Правильный ответ: Красноярская ГЭС – «визитная карточка» края. Станция построена на реке Енисей в 1955-1972 годах. По установленной мощности (6000 МВт) занимает второе место в России, входит в десятку крупнейших ГЭС мира.

6 Нередко деревни в Красноярском крае (и не только) называются по имени их основателей. Васильевка, Ивановка, Бочкарёвка, Богдановка, Ванино и др. Три деревни в Красноярском крае названы женскими именами – Татьяновка, Ольгино, Марьевка.

Правильный ответ: Три деревни в Красноярском крае названы в честь трёх дочерей последнего царя России Николая II – Татьяновка, Ольгино, Марьевка.

7 В «Ергаках» рядом с озером Горных Духов есть загадка. Специалисты не могут объяснить возникновение идеально ровной покатой поверхности обычными тектоническими процессами или следствием выветривания горных пород. Эту скалу ещё называют скалой Братьев, они как бы взялись за руки. Как она называется?

Правильный ответ: Ергаки очень «компактный» район, его можно обойти за несколько дней. И некоторые из природных достопримечательностей стали знаковыми для этих мест. Именно они формируют уникальный образ Ергаков и являются “центрами притяжения” для десятков тысяч туристов. В их числе и скальное образование Братья (второе название - Парабола).

8 Герой эвенкийской сказки ушел на рыбалку, оставил жену, детей и стадо оленей. Вернулся на стойбище, жена плачет: «Враги всех оленей угнали». Муж говорит: «Ох, как ты меня напугала. Я думал, ты потеряла ….». Что же могла потерять женщина и почему этот предмет был так дорог?

Правильный ответ: В старинные времена в семьях эвенков особенно ценили те предметы, которые невозможно было сделать самостоятельно. Одним из этих предметов была иголка. Стоила она дорого и была одна. Если ее теряли, то нечем было шить одежду, и вся семья могла погибнуть от холода.

9 Эта фабрика по выпуску фотобумаги была эвакуирована в Красноярск из Ленинграда в октябре 1941 года. Так она выглядела в годы Великой Отечественной войны. Сейчас сохранилось только название этой фабрики, в заводских корпусах находится торговый центр. Назовите его.

Правильный ответ: В июне 1942 года на фабрике был закончен монтаж оборудования второй очереди и здесь начали выпускать фотобумагу. В 1945 году здесь освоили выпуск рентгеновской пленки. А с 1952 года полностью переключились на фотобумагу. Завод назывался «Квант», сейчас это название перешло торговому центру.

10 Фото сделано в 1941 году. Поезд с эвакуированным заводом идет в Сибирь, в Красноярск. На каком берегу разместили эвакуированные заводы?

Фото: из фондов детской библиотеки Кассиля

Правильный ответ: Оборудование эвакуированных заводов разгружали максимально близко к железной дороге, подходящих площадок больше было на правом берегу, именно там еще до войны планировали построить и первую ТЭЦ. Большинство заводов разместили на правобережье, хотя автомобильного моста через «Енисей тогда еще не было, был только один, железнодорожный.

11 В Красноярском крае находится самый северный в мире лес. Примечательно, что он состоит из одной древесной породы. Где он находится и из какой породы состоит?

Правильный ответ: Самый северный в мире лес – филиал Таймырского заповедника «Ары-Мас». Он состоит из даурской лиственницы.

12 В каких местах Красноярского края надо побывать путешественнику, чтобы приблизиться к центру Земли?

Правильный ответ: Чтобы приблизиться к центру Земли, надо побывать на самой северной точке края, а чтобы удалиться от него – на самой южной. Дело в том, что полярный радиус Земля на 22 км короче экваториального.

13 Разгадайте ребус и назовите город Красноярского края

Ребус

Правильный ответ: Канск основан в 1628 году как Канский малый острожек у Комаровских порогов на реке Кан в 43 км ниже современного города. Как и Красноярск, город строился как крепость от набегов енисейских киргизов. Сейчас здесь живут около 89 тысяч человек, это центр Канского района.

14 Это предприятие было основано в 1898 году и стало первым по-настоящему крупным красноярским предприятием. Работает оно и по сей день. Назовите этот завод.

Правильный ответ: Первое название этого завода - «Главные железнодорожные мастерские Сибирской дороги». Он вошел в историю города и края не только своими производственными успехами. Рабочие участвовали в забастовках и революциях, а зимой 1905-1906 года, когда в Красноярске существовала республика, они активно ее поддерживали.

15 Существует предание, что, отправляясь на штурм Азова, Пётр Первый остановился на привал возле станицы Черкасск. Он сидел у костра в окружении сподвижников. Подошли казаки и что-то бросили в костёр. Все ощутили нестерпимый жар. О каком минерале идет речь, есть ли это в Красноярском крае?

Правильный ответ: Это уголь. Красноярский край богат углем и входит в число ведущих угледобывающих регионов современной России.

ВАШ РЕЗУЛЬТАТ:
Вы видимо из другого региона?

ВАШ РЕЗУЛЬТАТ:
Неплохо, но нет предела совершенству.

Сетелем Банк – это совместное предприятие Сбербанка и банковской группы BNP Paribas (Франция). Основное направление работы финансового учреждения – обслуживание физлиц. Сетелем уверенно входит в топ-50 российских банковских учреждений. По ряду показателей, например, размеру активов и кредитному портфелю, он находится в 3-м или 4-м месте в десятке рейтинга.

Успешная работа организации на розничном рынке обусловлена несколькими факторами. В числе главных – продуманный и удобный личный кабинет Сетелем Банка (далее — ЛК), который дополняется функциональным мобильным приложением «Мой банк». Особенности и возможности каждого из популярных банковских продуктов целесообразно рассмотреть подробнее.

Личный кабинет Сетелем Банка размещен на сайте организации, расположенном по адресу https://www.cetelem.ru/ . Для перехода на страницу регистрации или авторизации достаточно перейти по ссылке МОЙ БАНК в правом верхнем углу любой страницы ресурса.

Возможность регистрации и входа в личный кабинет Сетелем предоставляется клиентам организации, получившим кредит или оформившим страховку. Доступ к функционалу ЛК позволяет дистанционно производить следующие действия:

  • узнать остаток по кредиту;
  • посмотреть график предстоящих платежей;
  • заказать погашение кредитной задолженности – полное или частичное;
  • получить сведения о способах погашения долга;
  • ознакомиться со специальными предложениями организации;
  • выяснить места расположения наиболее близких к клиенту точек обслуживания.

Регистрация в личном кабинете

Чтобы войти в личный кабинет Сетелем, не требуется проходить процедуру регистрации. Это очень удобно, и экономит время клиента. ЛК создается автоматически для любого заемщика или владельца карты банковского учреждения. Поэтому переход по указанной выше ссылке приводит к открытию страницы входа в личный кабинет.

Онлайн-вход в личный кабинет на online.cetelem.ru

Вход в лк предполагает последовательное выполнение нескольких несложных операций:


Восстановление пароля и доступа в личный кабинет Сетелем

Если войти в ЛК не удается, сначала необходимо проверить вводимые клиентом данные. При отсутствии результата потребуется восстановление доступа в ЛК. Для этого нужно обратиться в ближайший офис Сетелем Банка.

Чтобы найти его адрес, следует выполнить такие действия:


В отделении банковского учреждения требуется описать ситуацию и следовать инструкциям сотрудникам. Он быстро устранит проблему и восстановит доступ в личный кабинет Сетелем Банка.

Кредит наличными в Сетелем банке

Функционал личного кабинета Сетелем Банка предоставляет клиентам обширный набор возможностей. Некоторые из них заслуживают детального рассмотрения.

Как получить кредит наличными

Большой популярностью среди заемщиков пользуется удобный и практичный кредитный калькулятор. Он размещается на сайте организации в свободном доступе. Чтобы рассчитать с его помощью примерные условия кредита, необходимо:


Следствием выполнения описанных действий становится расчет условий кредитования. Результаты выводятся в правой части экрана и включают три ключевых параметра:


При желании потенциального заемщика результаты расчета с легкостью корректируются. Для этого достаточно сдвинуть плашку любого из трех исходных параметров в нужную сторону. Следствием таких действий становится получение более приемлемых для клиента условий выдачи заемных средств. Чтобы получить кредит в Сетелем банке, достаточно:

  • выйти на связь со специалистом организации;
  • заказать обратный звонок.

После этого следует выполнять инструкции сотрудника банковской организации.

Проверка остатка по кредиту в Сетелем

Текущая информация по кредиту – одна из востребованных и важных для любого заемщика. Причин для ее получения может быть несколько. Подобные сведения необходимы как для планирования бюджета, так и для досрочного погашения кредита.

Чтобы узнать в личном кабинете Сетелем Банка задолженность на текущую дату, нужно:


В результате выполнения перечисленных действий информация по кредиту будет выведена на экран. Изучив ее, заемщик без проблем спланирует бюджет или примет решение о досрочном погашении кредита.

Как отказаться от страховки при кредитовании?

Одно из направлений работы финансовой организации – оформление онлайн-страховки. Клиентам предлагается несколько видов страховки от Сетелем Банка.

Страховка оформляется компаниями, которые входят в число партнеров Сетелем.

Обязательным видом страховки от Сетелем Банка выступает только полис КАСКО при автокредитовании. От всех остальных предложений клиент имеет право отказаться. В некоторых случаях – даже после заключения договора на страхование. Отказ от КАСКО также возможен. Например, при досрочном погашении автокредита или при желании сменить страховую компанию. Для этого необходимо:


Отказ от страховки Сетелем Банка с полным возвратом потраченных на полис средств возможен только в период охлаждения. Его продолжительность определяется правилами страховой компании. Например, в Сбербанк Страхование она составляет 3 недели. По истечении указанного срока отказ от страховки предполагает уплату части страховой премии.

Досрочное погашение кредита в Сетелем банке

Вход в личный кабинет финансовой организации открывает доступ к большому количеству возможностей. Среди них – не только информация по кредиту, но и оплата долга.

При принятии решения о способе погашения, следует учитывать размер комиссии. Сегодня существует два способа досрочно погасить кредит в Сетелем Банке без дополнительных расходов. Первый – автоплатеж в Сбербанке, а второй – использование терминалов Элекснет. В обоих случаях требуется соблюдать лимиты по количеству и величине финансовых операций.

Для погашения кредита с помощью ЛК необходимо:


Особенности автокредитования в Сетелем Банке

Автокредитование входит в число самых популярных услуг банка. Востребованность этого продукта объясняется несколькими важными достоинствами:


Для использования последнего преимущества сначала необходимо узнать остаток по кредиту. После этого нужно выбрать способ погашения и перевести средства.

Перевод денег в личном кабинете Сетелем

Еще одна удобная функция личного кабинета банковского учреждения – перевод средств с карты на карту. Сервис позволяет совершать платежи с участием пластиков как самого банка, так и сторонних финансовых организаций.

Для совершения операции необходимо:


Мобильное приложение

Для удобства клиентов разработано мобильное приложение Банка Сетелем. Программа обладает функционалом, практически аналогичным возможностям личного кабинета. Ссылки для скачивания приложения от Сетелем Банка для мобильного телефона – как на базе Андроид, так и для устройств Apple – размещены на главной странице сайта.

Чтобы стать пользователем мобильного Банка Сетелем, необходимо выполнить такие действия:


Подробная пошаговая инструкция размещается на сайте банковского учреждения. С помощью мобильного приложения клиент имеет возможность:

  • узнать остаток по кредиту и другую информацию о получаемых банковских продуктах;
  • выяснить срок очередного ежемесячного платежа;
  • получить сведения о специальных предложениях;
  • ознакомиться с кредитными и страховыми продуктами банковского учреждения;
  • заказать обратный звонок сотрудника финансового учреждения;
  • определить, где расположен ближайший офис банка или салон, выдающий автокредиты.

Телефонный Банк

В дополнение к приложению МОЙ БАНК специалисты Сетелем разработали еще один сервис для мобильных устройств – систему «Телефонный Банк». Он позволяет получать информацию о картах и счетах клиента при помощи простого звонка в один из Информационных центров. Главными преимуществами пользователей Телефонного Банка становятся:


После входа в систему получение информации происходит в автоматическом режиме. Клиенту предоставляются сведения по кредитному договору или карте. От него требуется только ввести паспортные данные и реквизиты банковского продукта.

Телефон горячей линии Сетелем

Обязательное условие качественного обслуживания – создание эффективно работающей обратной связи с клиентом. Сетелем предоставляет несколько способов связаться со специалистом для получения консультационной или технической поддержки:


Для получения помощи достаточно перейти по любой из указанных ссылок, доступных на всех страницах сайта Сетелем Банка. После этого нужно следовать полученным инструкциям, предоставив необходимую информацию. Например, заполнить поля открывшейся формы и отправить запрос.

Красноярский край - субъект Российской Федерации, расположен в Сибирском федеральном округе, административный центр - Красноярск.

Граничит с Республикой Якутией (Саха) и Иркутской областью на востоке, с Республиками Тыва и Хакасия на юге, с Кемеровской и Томской областями, Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами на западе.

Это второй по площади субъект Российской Федерации после Республики Якутия (Саха). Занимает площадь 2 366 797 кв.км., что составляет 13,86% территории России.

Административное деление

Красноярский край включает в себя 17 городских округов и 44 муниципальных района, в том числе Таймырский Долгано-Ненецкий район (в рамках бывшего Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа) и Эвенкийский район (в рамках бывшего Эвенкийского автономного округа).

Красноярский край с древних веков до XVII в.

Первые люди поселились здесь около 200 тыс. лет назад. За прошедшие века по территории прокатились волны нескольких великих миграций человечества. Север же края заселялся с конца 1 тыс. до н. э. Заселение территории края происходило по долине Енисея с юга на север. Первыми обитателями были представители монголоидной расы, что подтверждается исследованием остатков черепа монголоида, найденных на палеонтологической стоянке Афонтова гора (территория города Красноярска). До прихода русских здесь обитали немногочисленные тюркские, самодийские, тунгусские и енисейские племена - предки современных народов (долганов, ненцев, эвенков) - обладавшие самобытной древней культурой и особым образом жизни. Множество племен, племенных союзов, примитивных государств появлялось и исчезало на этой земле.

Новая история приенисейской страны начинается с вхождением ее в состав Российского государства.

Первые отряды промысловиков, служилых людей стали проникать сюда еще с конца XVI века. Впервые русские отряды под командованием Федора Дьякова достигли берегов Енисея в 1598 г. Но долго русские здесь не задерживались. Лишь с основанием на реке Таз Мангазейского острога была создана прочная база для утверждения русского влияния в приенисейской земле.

В 1607 г. основано первое в крае постоянное русское поселение - Туруханское зимовье (впоследствии город Туруханск). Проникновение россиян в Восточную Сибирь шло по реке Кеть - правому притоку Оби. В 1619 г. по этой дороге прошел отряд служилых людей под руководством сына боярского Албычева и стрелецкого сотника Черкаса Рукина, основавших город Енисейск.

Русское завоевание шло с севера на юг. В первой половине семнадцатого века в бассейне Енисея появляются деревянные крепости-остроги Красноярск (1628), Ачинск (1641), Канск (1636).

Первыми русскими жителями края были служилые казаки. Коренное население особенно не возражало против русского присутствия. Исключение составили енисейские киргизы, упорные бои с которыми продолжались до начала XVIII в., когда соединенные отряды городов Красноярска, Енисейска, Томска и Кузнецка в нескольких сражениях наголову разгромили воинственных степняков. В 1623 г. образован громадный Енисейский уезд, который включал в себя не только земли вокруг великой реки, но и все Приангарье. Центром его стал Енисейск. В 1629 г. весь енисейский край вошел в состав Томской области. На протяжении полутора столетий административно-территориальное деление неоднократно менялось.

Красноярский край в XVII-XVIII вв.

В XVII в. часть современной территории края входила в Томский уезд, часть - в Красноярский. Территория последнего то увеличивалась, то урезалась. В 1724 г. в составе Сибирской губернии выделена Енисейская провинция. В 1782 гг. провинцию ликвидировали; ее уезды включены в Томскую область, а через четырнадцать лет с упразднением Томской области территория края разделена между Тобольской и Иркутской губерниями и Колыванской областью. В 1797 г. весь бассейн Енисея вошел в состав Тобольской губернии, а в 1804 г. был передан в состав Иркутской губернии.

Приенисейские земли в хозяйственном отношении осваивались мало. Они интересовали правительство исключительно как источник пушнины. Земледелие и животноводство носило натуральный характер, ремесла - в зачаточном состоянии. Весь XVII век главными действующими лицами сибирской истории были служилые казаки, купцы, охотники-промысловики. Крестьянин-земледелец встречался нечасто, поскольку хозяйствовать среди немирных племен не только тяжело, но и смертельно опасно. С разгромом воинственных енисейских киргизов земледельческое освоение края значительно ускоряется, но все-таки освоению подлежали лишь незначительные территории центральной и южной части енисейского региона.

Красноярский край в XIX в.

Очередной этап в истории Приенисейского края связан с реформами Михаила Сперанского. В 1819 г. этот известный российский политический деятель был отправлен с самыми широкими полномочиями для проведения ревизии Сибири. Причиной ревизии оказалось совершенно неудовлетворительное положение дел в управлении и хозяйственном развитии региона. Императорская канцелярия была завалена кипами жалоб на бесчинства местных администраторов. Экономическая отдача от Зауралья падала, Сибирь превращалась в обузу для государства. При дворе и в периодической печати даже раздавались голоса о бесполезности сибирских владений для страны.

В результате реформ Сперанского вся Сибирь была разделена на два генерал-губернаторства - Иркутское и Томское. Каждое из них включало в себя несколько губерний. В составе Иркутского генерал-губернаторства в 1822 г. была образована Енисейская губерния. Центром ее определили город Красноярск. Через него проходил Московский тракт, соединявший город с центром страны; оказавшийся в стороне от тракта Енисейск потерял прежнее значение.

Управление губернией определялось законами Российской империи. Во главе ее стоял гражданский губернатор, который сосредоточивал в своих руках административную, военную, судебную власть. При губернаторе действовал совет, который должен был ограничивать его власть, но в действительности роль этого совета была невелика, поскольку в него входили чиновники лично зависимые от губернатора.

Территория губернии в основном совпадала с современным Красноярским краем (за исключением Хакасии). Она была разделена на пять округов - Енисейский, Красноярский, Канский, Минусинский и Ачинский. В составе Енисейского округа был Туруханский край.

Во второй половине XIX в. в состав губернии вошел Усинский пограничный округ. По территории Енисейская губерния превосходила любое из европейских государств, но плотность населения была одной из самых низких не только в России, но и в Сибири.

Приток населения шел в основном за счет переселенцев из Европейской России, а также ссыльных и каторжных. По своему желанию в Сибирь могли переселяться только государственные крестьяне; крепостные попадали лишь в качестве ссыльных. В Енисейской губернии, как и в целом по Сибири, крепостного права не было. Резкое усиление количества переселенцев произошло в 30-40-е годы XIX в. В приенисейских землях осели около 30 тысяч крестьян из Вологодской, Вятской, Пермской, Ярославской, Орловской, Пензенской губерний. Большинство переселенцев закреплялось в южных районах Енисейской губернии, где были лучшие условия для земледелия. Как в XVIII, так и в XIX веках главным способом наделения крестьян землей было захватное право. Крестьянин брал столько свободной земли, сколько мог обработать; затем облюбованные участки закреплялись за ним юридически в виде наделов. С этих наделов собирались и государственные подати. Такой способ был возможен вследствие незначительной плотности населения и большого количества свободных плодородных земель. Целинные земли в первые годы давали весьма приличные урожаи. Несмотря на суровые климатические условия, уровень жизни сибирских крестьян в целом был выше, чем европейских.

Во второй трети XIX в. резко выросло число политических ссыльных. После подавления декабристского движения в губернии оказались участники восстания - всего 31 человек.

В 30-е годы XIX в. в экономике губернии произошли существенные изменения. Началась добыча золота, расцвет которой пришелся на 40-50-е годы. К 1847 г. в приенисейском крае насчитывалось 119 приисков, в основном гнездившихся в бассейнах рек Казыр, Кизир, Амыл, Сисим, Бирюса, Удерей, Пит, Подкаменная Тунгуска. Губернию охватила золотая лихорадка. Люди самых разных сословий и чинов бросились добывать золото. По стоимости произведенной продукции золотопромышленность оставила позади все остальные отрасли промышленности вместе взятые. На золотых приисках в разные годы было занято 20-30 тыс. рабочих. Города Енисейск и Красноярск переживали период бурного подъема. Деньги лились рекой. Прибыль золотопромышленников составляла порой 800-850 %. Однако золото отнюдь не способствовало коренной перестройке хозяйства губернии. Оно скорее сыграло роль экономического наркотика. Крупные добытчики вкладывали деньги не в развитие промышленности, а в предметы роскоши, вели веселую и разгульную жизнь. Лишь немногие сумели сохранить и приумножить капиталы, но и они помещали свои средства большей частью в торговлю.

К середине XIX в. крупнейшими капиталами ворочали золотопромышленники Востротин, Кузнецовы, Даниловы, Черемных, Кытманов, Асташев, Хилков и другие. Мелкие старатели обычно пропивали всю добычу в кратчайшие сроки. С начала 60-х годов объем золотодобычи стал неуклонно падать.

Уровень остальных отраслей промышленности в губернии был совершенно ничтожен. Продукция производилась почти целиком для внутреннего рынка. В губернии преобладали мелкие ремесленные предприятия с числом рабочих 5-7 человек. К концу XIX в. в губернии было только одно крупное предприятие - Абаканский железоделательный завод, на котором трудились 800 человек. В 1833 г. близ Красноярска был основан Знаменский стекольный завод (ныне поселок Памяти 13 Борцов).

В конце XIX в. по территории Енисейской губернии прошла Транссибирская магистраль. Первый пробный поезд прибыл в Красноярск 6 декабря 1895 г. Это событие привело к существенным изменениям, как в хозяйственной, так и в общественной жизни региона.

Красноярский край в первой половине XX в.

Уже в начале ХХ века спокойная и безмятежная жизнь для местных властей закончилась. Стачки рабочих следуют одна за другой. В авангарде забастовочного движения стоят железнодорожники. В городах появляются комитеты революционных партий.

Енисейская губерния приняла самое активное участие в Первой российской революции. Наиболее активные революционные выступления происходили в Красноярске, Иланской, Боготоле. В течение всего 1905 г. стачки на предприятиях Красноярска почти не затихают, а в декабре в губернском центре произошло вооруженное восстание, в ходе которого власть в городе на короткое время захватил Объединенный совет от солдат и рабочих.

В 1906 - 1907 гг. забастовочное движение идет на спад, стачки носят экономический характер. Зато крестьянское движение перекрыло все рекорды. Особенно мощным оно было в южных районах губернии. По словам минусинского исправника, 1906 год был в Минусинском уезде годом "полного безначалия".

К концу первого десятилетия ХХ в. несколько оживилась местная промышленность. Проходит техническое перевооружение золотодобывающих предприятий. В экономику губернии начинает активно внедряться иностранный капитал и крупные российские банки. Однако крупных промышленных предприятий в губернии было очень немного - это Красноярские железнодорожные мастерские (2000 рабочих), Знаменский стеклозавод (900 рабочих), Иланское железнодорожное депо (700 рабочих), Абаканский железоделательный завод (500 рабочих), медный рудник "Юлия" (650 рабочих). Остальные предприятия и по количеству работников и по объему производимой продукции были очень невелики.

О победе Октябрьской революции в Красноярске стало известно 27 октября. А в ночь на 29 октября отряд революционных солдат под командованием Сергея Лазо захватил узловые пункты города - банк, казначейство, телеграф, губернскую типографию. Красноярский губернский Совет рабочих и солдатских депутатов объявил о переходе к нему всей полноты власти и отстранении от должности губернского комиссара Крутовского. Акция большевиков не всем пришлась по душе - красноярские эсеры, меньшевики и кадеты выступили против самоуправства Совета и осудили переворот в Петрограде. Ачинская городская дума объявила о разрыве всяческих отношений с большевистским Советом. Отказалось признать Советскую власть и енисейское казачество.

Однако большевики не обращали особого внимания на протесты. Они образовали Енисейский губернский народный комиссариат для руководства губернией, национализировали банки, ввели на частных предприятиях рабочее управление, расформировали все прежние органы управления. Во всех городах губернии власть также перешла в руки Советов. В Канске и Минусинске были созданы революционные комитеты для борьбы с контрреволюцией. Большевики попытались наладить экономику края. Для этой цели 10 января 1918 г. они сформировали губернский экономический отдел, позднее переименованный в Совет народного хозяйства. Однако особых успехов в восстановлении и развитии народного хозяйства новая власть не добилась.

Колчаковские власти вернули прежние порядки и попытались восстановить порядок в губернии. Однако они не слишком преуспели в созидании. Насильственные мобилизации в армию, реквизиции продовольствия, жестокий террор вызвали недовольство у населения. Отвратительно вели себя чешские "союзники" колчаковцев, активно занимаясь массовыми грабежами, насилиями, убийствами ни в чем не повинных людей. Много лет сибиряки с содроганием вспоминали "подвиги" чешских мародеров, а песня со словами "на нас напали злые чехи" стала народной. В результате сопротивление колчаковскому режиму непрерывно растет. В Канске, Иланске, Красноярске, Енисейске, Минусинске вспыхивали восстания против белых.

В 20-е годы правительство СССР активно занималось реорганизациями административно-территориального деления страны. В 1925 г. Енисейская губерния была ликвидирована. Ее территорию поделили на пять округов - Ачинский, Канский, Красноярский, Минусинский, Хакасский. Они перешли в состав Сибирского края с административным центром в Новосибирске.

Постановлением Президиума ВЦИК от 7 декабря 1934 г. вследствие разукрупнения Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского краев был образован Красноярский край.

От Западно-Сибирского к новому краю отошли Ачинский, Бирилюсский, Боготольский, Каратузский, Курагинский, Минусинский, Ермаковский, Назаровский, Усинский и Ужурский районы, а также Хакасская автономная область в составе шести районов. От Восточно-Сибирского - весь Енисейский и Канский округа в составе 21 района, а также Эвенкийский и Таймырский национальные округа. В общей сложности в составе края было 52 района.

Красноярский край был образован почти в прежних границах бывшей Енисейской губернии. Административно-территориальное деление в 1935-1936 годах претерпело существенные изменения. Были образованы новые районы: Березовский, Даурский, Идринский, Иланский, Игарский, Козульский, Краснотуранский и Тюхтетский, в 1936 году - Емельяновский район.

Красноярский край в годы Великой Отечественной войны

Великая Отечественная война коренным образом изменила уклад жизни в крае. Необходимо было перестроить работу на военный лад, освоить новые производства, принять и разместить эвакуированные предприятия. С первых дней войны началась мобилизация населения в действующую армию. Многие красноярцы шли на фронт добровольно. Только в первые десять месяцев войны одни комсомольские организации края рассмотрели 30 тысяч заявлений об отправке на фронт.

Массовый призыв резко обострил кадровую проблему. Она решалось за счет привлечения на производство женщин и подростков. Действующие в крае предприятия переводились на выпуск военной продукции. Уже в первые месяцы войны на территорию края стали поступать эвакуированные из прифронтовой полосы фабрики и заводы. Только в 1941 г. было ввезено 30 предприятий. Одним из первых был завод "Красный Профинтерн" из города Бежицы Брянской области. Оборудование этого предприятия разместилось почти в 6000 вагонах. В Красноярске этот завод выпускал минометы. В августе 1941 г. прибыло оборудование запорожского завода "Коммунар". В годы войны он изготавливал снаряды, а после войны на базе оборудования этого предприятия был основан комбайновый завод. Из города Шостки Сумской области прибыла фабрика фотобумаги. Всего только в Красноярск было эвакуировано девять крупных промышленных предприятий. Также из Ленинграда и Воронежа в краевой центр перебазировались три медицинских института и два стоматологических. На их базе впоследствии был создан Красноярский медицинский институт, в котором в первые его годы работал выдающийся хирург В.Ф. Войно-Ясенецкий (епископ Лука).

Красноярцы активно участвовали в разных формах патриотического движения. Они отчисляли деньги в фонд обороны, собирали вещи для бойцов Красной Армии, отправляли на фронт подарки, сдавали кровь для госпиталей. В 1941-45 гг. жители края внесли в фонд обороны около 260 миллионов рублей и собрали на покупку боевой техники свыше 150 миллионов рублей. Десятки тысяч красноярцев сражались на фронтах. На территории края были сформированы 119, 378, 382, 374 стрелковые дивизии, 78-я добровольческая бригада, 22-й бомбардировочный авиаполк и другие боевые соединения. Звание Героев Советского Союза получили 192 уроженца Красноярского края, а летчик Степан Кретов был удостоен этого звания дважды.

Хотя Красноярский край располагался очень далеко от фронта, но боевые действия велись и на его территории. 27 августа 1942 г. немецкий тяжелый крейсер "Адмирал Шеер" совершил нападение на порт Диксон. Однако в неравном бою советские моряки и бойцы береговой обороны сумели дать отпор вражескому кораблю. Операция немецкого командования "Вундерланд" по блокированию Северного морского пути была сорвана ценой жизни семерых защитников Диксона.

Через территорию Красноярского края в годы войны перегонялись американские боевые самолеты из Аляски, полученные по ленд-лизу. Красноярск был одним из ключевых пунктов воздушной трассы "АлСиб" (Аляска-Сибирь).

Красноярский край в послевоенные годы

В первые послевоенные годы главной задачей краевых властей стал перевод экономики на мирные рельсы. Этот процесс оказался очень непростым и болезненным - не хватало кадров, финансовых и материально-технических средств. Неудивительно, что в первый послевоенный год выпуск промышленной продукции сократился на 20%. Но затем объемы производства начинают неуклонно расти. Этому способствовала мощная производственная база, заложенная в крае в период войны.

В послевоенные годы изменились взгляды правительства на роль Сибири в советской экономике. Если ранее ей отводилась роль сырьевого придатка европейской территории страны, то теперь встала задача создания на востоке мощного производственного комплекса. В 1941-42 годах гитлеровская оккупация западных районов, где был сосредоточен главный индустриальный потенциал, поставила страну в предельно тяжелое положение. Сибирь должна была стать индустриальным дублером Центральной России и Украины. Красноярский край благодаря своему географическому положению наименее подвержен опасности оккупации вероятным агрессором, а потому особо привлекателен в качестве производителя оборонной продукции.

В годы четвертой пятилетки в крае развернулось промышленное строительство. Начались работы по сооружению горно-химического комбината под Красноярском (Красноярск-26, ныне Железногорск), вступили в строй Красноярский телевизорный завод, Сорский молибденовый комбинат, Ирша-Бородинский угольный разрез, Красноярский завод синтетического каучука, завод "Сибэлектросталь". Высокую репутацию у потребителей имели красноярские самоходные комбайны. К концу четвертой пятилетки промышленное производство в крае превзошло довоенный уровень.

Территориальные реформы шли практически постоянно: упразднялись одни районы, создавались другие, но в целом общая территория края оставалась неизменной в своих границах. Лишь в 1991 Хакасская автономная область вышла их состава края и была преобразована в Республику Хакасия.

С 1 января 2007 года Красноярский край, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ и Эвенкийский автономный округ объединились в новый субъект Российской Федерации - Красноярский край в пределах границ трех ранее существовавших субъектов, автономные округа вошли в состав края как Таймырский Долгано-Ненецкий и Эвенкийский районы.

В статье использованы материалы с сайта protown.ru

История Красноярского края. Заселение территории Енисейского края происходило по долине Енисея с юга на север. Первыми обитателями были представители монголоидной расы, что подтверждается исследованием остатков черепа монголоида, найденных на палеонтологической стоянке Афонтова гора (территория города Красноярска).

Первые сведения о появлении русских на Енисее относятся к периоду путешествий поморов вдоль берегов «студёного моря». Однако узкое заселение Приенисейского края происходило на общем фоне присоединения Восточной Сибири к Русскому государству в конце XVI – первой трети XVII в.

Главной целью землепроходческого движения в Сибирь была пушнина – важнейшая валютная статья дохода. Многие енисейские поселения были основаны казаками и монахами, пришедшими в этот дикий край. В 1619г. был поставлен Енисейский острог (ныне г. Енисейск), который более 150 лет был товарораспределительным и ремесленным центром Восточной Сибири. Для защиты с юга подступов к Енисейску и водному пути были основаны другие остроги, получившие название Красноярской засечной черты.

Казак Андрей Дубенский со своим отрядом в 1628 году основал острог Красный Яр, как опорный пункт для закрепления русских на Среднем Енисее. Слово «Красноярск» возникло путём пословного перевода названия места на берегу Енисея — Кызыл-Джар, принадлежащего тюркскому племени качинцев, живших здесь ещё до прихода русских. Кызыл означает «красный», а Джар – «яр».

С первых дней Красноярску пришлось с оружием и дипломатией утверждать своё существование в вооружённой борьбе с киргизскими князьями, которая закончилась только в начале XVII века. Статус города Красноярск получил в 1690 году, когда Сибирь была окончательно присоединена к России.

С проведением Московского (Сибирского) тракта в середине XVIII в. открывается новый этап заселения и развития Приенисейского края. Во много раз ускорилась доставка товаров, активизировалась торговля. Обслуживание тракта (извозный промысел, ямщина) способствовало формированию ремесленных и торгово-транспортных функций городов, пришедших на смену их военно-оборонительным.

Усилился поток вольных переселенцев в Минусинский, Ачинский и Красноярский округа, как наиболее благоприятные для земледелия. Рост численности русского населения на юге губернии был ускорен созданием меднодобывающей промышленности.

В начале 18 века развиваются города Красноярск, Ачинск, Канск, Минусинск. Однако рост населения происходил не только за счёт естественного прироста. Печально знаменитый великий сибирский каторжный путь – Московский тракт, протянувшийся на многие тысячи километров от столицы России до Дальнего Востока, прошёл через Красноярск в 18 веке. Но еще задолго до этого времени город на Енисее стал местом российской ссылки. Ещё с 17 века военный гарнизон Красноярского острога активно пополнялся за счёт проштрафившихся «служилых людей» из азийской России, которым каторгу, а то и смертную казнь заменяли ссылкой в отдалённые остроги-крепости.

К концу XIX века ссыльные в Красноярске составляли 23% населения. Кроме уголовных преступников в красноярской ссылке находились также «узники совести» и политзаключенные. Сначала это были староверы, потом декабристы, потом активисты первых социалистических кружков, а также участники польских восстаний 1830-1831 годов, позже марксисты среди которых был В. Ульянов-Ленин, Ф. Дзержинский, И. Джугашвили-Сталин. В ХХ веке “каторжная история” края продолжилась с созданием на ее территории края одного из центров ГУЛАГа.

В 1822 г. учреждена Енисейская губерния, административным центром которой стал г.Красноярск, обладающий удобным транспортно-географическим положением. К середине XIXв. Енисейская губерния стала крупнейшим золотодобывающим районом России. В период апогея «золотой лихорадки», который приходится на 1847 год, в заангарской тайге было намыто 1212 из 1270 пудов всего добытого в России золота. Золотодобыча ускорила развитие судоходства на Енисее, стимулировала развитие сельского хозяйства.

Проведением на территории губернии в 1895-1897 годах Транссибирской железной дороги и внедрением капиталистических отношений развивается фабрично-заводская промышленность, основная доля которой приходилась на предприятия железной дороги, добычу золота, винокурение, лесную и железоделательную промышленности.

На территорию губернии устремился переселенческий поток из Центральной России, особенно с проведением новой аграрной политики П.А.Столыпина. Население губернии, в 1897г. достигшее 570,2 тыс. человек, к 1914 г. возросло до 1119,2 тыс. чел.

Мировую известность Красноярску в конце XIX века принёс Василий Иванович Суриков, родившийся здесь в 1848 году в старинной казачьей семье. Великий русский живописец уже при жизни стал классиком. Его картины «Утро стрелецкой казни», «Меньшиков в Берёзове», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком» и др. стали украшением и гордостью лучших музеев мира.

28 февраля 1917 г. в Красноярске стало известно о свержении царского самодержавия. После известных августовских событий была установлена советская власть, но уже в июне 1918г. она пала, вследствие восстания Чехословацкого корпуса и военных действий Белой армии. В начале 1920 года советская власть была восстановлена, при непосредственном участии сибирских партизан. Затем, Красноярский край, как и вся Россия, пережили голод и разруху, период нэпа, массовой коллективизации. В 30-е годы началось активное освоение Енисейского Севера.

В 1934 году образован Красноярский край, в который входили образованные в 1930 г. Эвенкийский автономный округ и Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, а также Хакасская автономная область, который находились в составе края до 1992 года.

Великая Отечественная война дала маленький импульс для промышленного развития края. На территории региона были развёрнуты более 40 эвакуированных промышленных предприятий.

Послевоенная история края отмечена интенсивным ростом промышленного производства и открытием и освоением богатейших месторождений полезных ископаемых. Построены мощные гидро- и электростанции, среди которых одни из крупнейших в мире Красноярская и Саяно-Шушенская ГЭС, лесопромышленные комплексы, крупнейшие промышленные предприятия, такие как Красноярский металлургический завод, Красноярский алюмаксиевый завод, Красноярский завод цветных металлов, Норильский горно-химический комбинат и др.

В конце 40-х годов, в годы начала «холодной войны» руководство СССР приняло решение создать систему «закрытых» городов, где в кратчайшие сроки были построены секретные оборонные предприятия. Одним из таких городов стал Красноярск-26, заложенный на берегу Енисея, в лесистых отрогах Саянских гор. Здесь находится ведущее в России предприятие – разработчик и производитель космических систем связи, телевидения, навигации и геодезии.

К концу 80-х годов Красноярский край становится крупным научным, образовательным, культурным, промышленным регионом страны.

Красноярский край начала XXI века — это край культурных и спортивных традиций, уникальных природных памятников, интенсивно развивающейся экономикой.

I.

II. Освоение Сибири.

Образование Красноярского края.

Перед приходом в Сибирь русских на территории современного Красноярского края жили племена тюркской, кетской, самодийской и тунгусской языковых групп. Необъятные просторы Сибири, неизведанные ее богатства с давних пор привлекали к себе внимание правительственных кругов, торговых и промышленных людей России. В конце XVI столетия русский народ, по выражению А.М. Горького, «без помощи государства… присоединил Москве огромную Сибирь руками Ермака и понизовой вольницы, беглой от бояр».

После гибели Ермака дальнейшее продвижение в глубь Сибири продолжали царские воеводы, и, несмотря на национальный и классовый гнет, который нес царизм, присоединение к России малых народов. Населяющих Сибирь, сыграло огромную прогрессивную роль в развитии этого края. Оно взламывало господствовавшие здесь ранее патриархально-родовые отношения, несло с собой более высокую культуру. Правительство царской России было весьма заинтересовано в получении из Сибири ценной пушнины, занимавшей видное место во внешней торговле. Москва стремилась также к изысканию здесь рудных и других полезных ископаемых, а также к заселению обширного края путем принудительной отправки в Сибирь крестьян для обеспечения служивых, торговцев и промышленников хлебом.

Наряду с крестьянами-переселенцами в сибирские леса и степи бежали из крепостной, казарменной и монастырской неволи наиболее энергичные и свободолюбивые русские люди. Опираясь на созданные укрепления (военные крепости-остроги) они совершали географические и геологические открытия, способствовали распространению промыслов, торговали с местными туземными племенами. На протяжении трех столетий

единственной транспортной артерией в торговле и сообщении северных и южных районов Приенисейского края была река Енисей. До середины XIX века плотами и баржами сплавляли лес, скот, хлеб, овощи, рыбу, пушнину, графит. Доставка грузов в северные районы была сравнительно нетрудным делом.

Гораздо сложнее осуществлялись перевозки товаров из низовья, так как суда против течения приходилось водить конной тягой, а нередко и при помощи бурлаков.

Енисей (по эвенкийски Ионесси, буквально – большая вода, а по ненецки – Енасе, что значит «широкая река»). В гранитных порогах пути пробивая, От вольных тувинских степей

Спешит к океану река штормовая, Красавец тайги – Енисей.

(И. Рождественский).

Истоками его являются Большой Енисей (Бий-Хем) и Малый Енисей (Ка-Хем). Река течет почти по меридиану на север в пределах Красноярского края и впадает в Карское море. Длина Енисея составляет 3 478 км, а по площади водного бассейна – 2 640 тысяч километров, он занимает второе место среди рек России (после Оби) и седьмое место среди рек мира. Для бассейна Енисея характерная резкая ассимитричность: его правобережная часть в 5,6 раза больше левобережной. Бассейн Енисея представляет собой возвышенность – горы Южной Сибири и большая часть Среднесибирского плоскогорья.

Основная часть бассейна покрыта тайгой. Гидрографическая сеть Енисея включает 198 620 рек и 126 364 озера. По величине стока Енисей занимает

первое место среди рек России. Максимальный расход у Игарки достигает 154 000 кубометров в секунду. Енисей – важнейший водный путь Красноярского края.

В состав края входят обширные пространства Енисейского Севера с многочисленными островами Ледовитого океана, знойные степи юга, таежные просторы, горные пики Саян и безбрежные хлебные нивы центральных районов Красноярья. Все эти разноликие в природном и экономическом отношении территории скреплены голубой лентой могучего Енисея и системой его притоков - Нижней и Подкаменной Тунгусками, Ангарой, Абаканом, Каном, Тубой и другими. Система рек бассейна Енисея придает территории края определенную компактность и выступает в качестве его своеобразного естественного хозяйственного «каркаса».

Это один из крупнейших индустриально-ресурсных регионов страны, обладающих огромными запасами природных ресурсов. Русская колонизация дошла до Енисея в начале XVII в., тогда же в 1628 г. был основан административный центр края город Красноярск, но фактически развитие края началось только в самом конце XIX в., когда через его территорию прошла Транссибирская магистраль. Современный Красноярский край образован в 1934 г., до революции на его территории существовала Енисейская губерния, территория которой на протяжении всего XIX в. служила местом ссылок. Именно здесь проходила ссылка будущих вождей советского государства - Ленина и Сталина.

III. Образование города Красноярска .

В августе 1628 года у Красного Яра был построен острог. На вершине холма Кум-Тигей основатели города держали караул. Там же стояла и сторожевая вышка, с которой издалека можно было видеть неприятеля. Когда такое случалось, караульные зажигали костер, подавая знак, чтобы острог готовился к осаде. В память об этом красноярцы в 1805 году на месте сторожевой вышки поставили деревянную часовню, заменив ее каменной в 1855 году. А место это стали называть Караульной горой.

Красноярский острог – представлял собой деревянную крепость, обнесенную рвом, валом и стенами с пятью башнями. Прежде всего, его задачей была оборона от монгольских и тюркских племен. Острог защищал Енисейск, отчасти Томск, позднее – деревни русских поселенцев. Первым воеводой острога был Андрей Дубенский – умелый, дальновидный, талантливый правитель. Красноярский острог являлся и местом дипломатических встреч красноярских воевод с послами Алтын-хана. Сюда для переговоров являлись и послы кыргызских князьков. После присоединения Сибири к России Красноярск, как военное поселение, свое значение утратил и в 1690-х годах получил статус города.

IV. Развитие судоходства на Енисее.

31 мая (12 июня) 1863 года над рекой прозвучал гудок первого парохода, получившего имя «Енисей» (длина 25 сажен, ширина 3 сажени, мощность 60 л.с.). Построен был пароход в 1862 году в Енисейске. Строительство парохода вела компания енисейских купцов. Среди них – Баландин, Грязнов, Калашников, Кытманов, непосредственно строителем был механик-самоучка – Худяков.

Газета «Енисейские губернские ведомости» так сообщала об этом событии, которое стало отсчетом в деятельности енисейских речников:

«Горожане взволнованно спешили на набережную – поглядеть, как чудо техники отходит в свое первое плавание… Величественно плыл пароход по гладкой поверхности Енисея, который своею тишиною как бы приветствовал нового гостя, нарушившего его вековое спокойствие…»

В навигацию 1863 года пароход совершил несколько рейсов в низовья Енисея, в частности, первый из них сделан из Енисейска до Усть-Кеми и обратно.

Первым капитаном судна ходил Попов Андрей Павлович. Пароход проработал на Енисее до 1907 года. К 1875 году на Енисее было уже 4 парохода и 7 барж. Они перевозили за навигацию до 130 тысяч пудов груза. В 1881 и 1883 годах красноярский купец Н.Г.Гадалов покупает у немецкой фирмы «Кноп» поочередно пароходы: 80-сильную «Москву» и 100-сильный «Дальман». Соорудив быстро причал и подсобное хозяйство, Н.Г.Гадалов открывает свое пароходство.

Его пароходы курсируют по линии Красноярск-Минусинск. Вскоре пароходство пополняется пароходами «Россия», «Граф Игнатьев» и «Усердный». Укрепив пароходное дело, Н.Г. Гадалов пускает суда через Казачинские пороги до Енисейска.

Гадаловский фарватер оказался удачным, и енисейская артерия стала

полнокровно служить Красноярску.

В 1888 году небольшой пароход «Сибирячка» поднялся по Подкаменной Тунгуске, побывал на Вельмо и Тее. В следующем году этот же пароход плавал по Нижней Тунгуске и Большому Касу. Основным типом несамоходного судна на Енисее была баржа. Размеры барж составляли: в длину 14-30 сажен, ширину 1.4-6.7 сажени, а осадка с грузом – не более 10 четвертей. Грузоподъемность барж не превышала 40 000 пудов.

Пароходы на Енисее совершали рейсы обычно с возами, буксируя вверх две баржи, а вниз – не более трех. Скорость движения с баржами против течения выше Красноярска составляла семь, а вниз по течению – 19 верст в час. Наибольшее число судов работало на участке от Минусинска до Красноярска. Другие занимались перевозками грузов преимущественно на нижнем участке от Енисейска до устья, а также от Красноярска до Енисейска. С появлением паровых судов, ростом их количества, увеличением грузоподъемности, существенно расширяется номенклатура перевозимых грузов: хлеб, дрова, соль, лес, каменный уголь и т.д. Количество перевозок грузов по речным путям Сибири в 1913 году составляло 6,2% от общего объема перевозимых грузов по рекам Сибири. В Енисейском бассейне в упомянутом году было перевезено 145 тыс. тонн различных грузов. В губернии бойко развивалась торговля, и это требовало перевозки по Енисею большого количества грузов и пассажиров.

Несмотря на напряженный режим работы, в свободное от рейсов время пароходы часто выполняли необычную, благотворительную миссию. «Енисейские губернские ведомости» 3 июля 1882 года сообщали, что Н.Г. Гадалов устроил на своем пароходе «Москва» гулянья, а выручку – 256 рублей – передал в пользу приюта арестантских детей. Гадаловы бережно относились к этой традиции.

Та же газета 7 июня 1902 года извещала. Что Н.Н.Гадалов выделил бесплатно пароход «Сибиряк» для гулянья по Енисею, а собранные деньги передал на нужды Красноярской женской гимназии.

В 1893 году прибыл на Енисей пароход «Лейтенант Малыгин».

Пароход знаменит тем, что на его борту в 1897 году из Енисейска в Красноярск следовал вице-адмирал Макаров. В последующем, пароход был переправлен на озеро Байкал, где остался на постоянную работу.

В 1887 году для работы на Ангаре с высокими скоростями течения и множеством порогов были построены пароходы «Св. Николай» мощностью 560 л.с., «Св. Инокентий» (240 л.с.) и «Илим» (120 л.с.), а также несколько барж. Пароходы были приобретены крупным золотопромышленником Сибиряковым А.М. Поскольку пароход «Св.Инокентий» был оборудован туерной лебедкой, он в 1903 году был поставлен в Казачинский порог, где проработал до 1968 года.

В 1890 году Гадаловы, объединившись с купцом Е.Жернаковым, учреждают Сибирскую акционерную компанию срочного буксирно-пассажирского пароходства по рекам Енисею, Оби и Иртышу с основным капиталом 1 млн.250 тысяч рублей.

К этому времени Гадаловы имели 8 пароходов и несколько барж. Пароходство давало ощутимую прибавку сибирской экономике. Особенно популярным Гадаловское пароходство стало после того, как летом 1891 года

в Красноярске побывал наследник престола, будущий царь России

Николай II. Наследник к Красноярску подъехал на пароходе «Св.Николай», конвоируемым гадаловским пароходом «Граф Игнатьев»…

После Октябрьской социалистической революции существенно изменилась и роль речного транспорта. Он становится важной составляющей единой транспортной системы страны. Речному транспорту поручается решение важнейших государственных задач. Так было на

строительстве многочисленных электростанций в бассейнах Сибири, когда речной флот обеспечивал стройки необходимыми материалами, так было, когда на севере Красноярского края начали осваивать богатейшие месторождения цветных металлов, строили Норильский горно-металлургический комбинат.

В 1918 году был издан декрет Совнаркома о создании первого советского центрального органа управления национализированным флотом и судоходством, который спустя три месяца был переименован в Главное Управление водного хозяйства (Главвод).

Революционные события и гражданская война оказали влияние на сибирское судоходство. Флот Енисейского бассейна активно участвовал в военных действиях с интервенцией и белогвардейщиной. После восстановления советской власти на территории Сибири (1920 году) Главвод был передан в Народный Комиссариат путей сообщения (НКПС) и созданы управления внутренних водных и речных государственных пароходств. В 1923 году организованы Западно-Сибирское и Амурское Управления. В начале 30-х годов образовано Управление речного транспорта.

В 1931 году из состава Западно-Сибирского пароходства выделены Енисейское и Иртышское пароходства. С 1947 года по 1954 год центральным органом речного транспорта Сибири становится созданное в городе Новосибирске Главное Управление речного флота Восточных бассейнов (Главвосток).

В годы войны часть пароходов Енисейского пароходства была переоборудована для ведения боевых действий. На них были установлены пушки и пулеметы.

В основном эти суда работали в устье Енисея и Карском море. Весной 1942 года гитлеровское военно-морское командование в Норвегии разработало план операции «Вундерланд» (Страна чудес), главная цель

которой заключалась в нарушении нашего судоходства на трассе Северного морского пути, нанесении ударов по советским арктическим конвоям.

Надводные и подводные корабли германского флота должны были незамеченными проникнуть в Карское море для действия на коммуникациях проходящих вдоль северного побережья.

16.08.42 года рейдер “Адмирал Шеер”вышел из Нарвика в сопровождении 4 миноносцев и эскадрильи самолетов. От острова Медвежьего он шел уже самостоятельно вокруг мыса Желания, в обход Новой Земли. После безуспешных попыток обнаружить советские караваны “Адмирал Шеер” напал в районе острова Белуха на ледокольный пароход

“А.Сибиряков” (названный в честь знаменитого Иркутского купца Анатолия Сибирякова) со 104 пассажирами на борту. Капитан “А.Сибирякова” Анатолий Алексеевич Качарава попытался увести судно за о. Белуха, где было много отмелей, но из-за малой скорости сделать этого не смог и был вынужден принять неравный бой. “А.Сибиряков” был вооружен лишь 2 пушками и одним спаренным пулеметом. В ходе схватки, после очередного залпа “Адмирала Шеера” (имевшего на вооружении 28 крупнокалиберных орудий) на “А.Сибирякове” начался пожар. Теплоход погиб, успев оповестить суда в Арктике и Диксон, где располагался штаб морских операций, о появлении в наших водах фашистского корабля.

С тех пор “А.Сибиряков” вошел в историю под именем

“Северного Варяга”.

“Адмирал Шеер”, потопив “А.Сибирякова” пошел на Диксон, но в условиях непогоды, сделав несколько залпов по радиостанции вынужден был уйти под огнем орудий сторожевого катера СКР-19 (переоборудованного из ледокольного парохода “Дежнев”). В последствии “Адмирал Шеер” был потоплен англичанами у берегов Норвегии.

Согласно данных штаба военно-морских операций на Западном побережье Новой Земли, у Белужьей Губы находилась временная база германских подводных лодок.

В настоящее время в составе материально-технической базы речного транспорта Красноярского края главная роль принадлежит транспортному флоту. Здесь работают все виды транспортных судов: пассажирские и грузопассажирские, грузовые самоходные сухогрузные (грузовые теплоходы) и наливные (танкеры), грузовые несамоходные сухогрузные и наливные, а также буксирные.

Флот Енисейского бассейна выполняет перевозки большого количества грузов различной номенклатуры, работает в разных судоходных условиях: от крайнего мелководья до участков с озерными и морскими условиями плавания. В этой связи в пароходстве находятся многообразные типы транспортных судов, предназначенные для эксплуатации на различных участках. В связи с переходом страны на рыночную экономику и падением пассажиро и грузоперевозок по Енисею руководством Енисейского речного пароходства в 1994 году было принято решение об использовании флота на загранперевозках. В период с 1994 года до 1999 года осуществлено переоборудование и перегон для работы в бассейнах Черного, Средиземного и Балтийского морей 19 единиц флота. Суда выполняют грузоперевозки под фрахтом иностранных фирм и компаний.

V. Пассажирский флот Енисея.

Пассажирский флот Енисея до 2000г. являлся одним из лучших в бассейнах Сибири и Дальнего Востока.

Гордостью пассажирского флота являлся теплоход «Антон Чехов», который совершал рейсы, в основном с иностранными туристами, по маршруту «Красноярск-Диксон». Он построен в Австрии в 1978 году и отличается высоким уровнем комфортабельности.

В 1953-54 годах на верфи им. Матиас Тезен в Висмаре построены пассажирские теплоходы «Александр Матросов», «Валерий Чкалов» пассажировместимостью 343 человека, которые использовались по туристическому маршруту «Красноярск-Дудинка».

Видное место занимали дизельэлектроходы «Антон Рубинштейн», «Байкал» (в 1993г. переименован «Капитан Родин» ), «Бородин» (в 1997г. переименован «Годенко» ), «Прокофьев», «Композитор Калинников»,

«М.Ю. Лермонтов», «Литва» , «Латвия» (в 1991г. переименован «Годенко» после списания стоит как плав. гостиница«Маяк» ), «Ипполитов Иванов». Суда построены в 1955 – 1956 гг. на заводе Комарно ЧСР, имеют пассажировместимость 247 человек и скорость движения до 20 км/ч.

Перевозки пассажиров и туристов осуществлялись от верховьев Енисея в южных районах края до Диксона – на Севере.

С 2005г. на линии «Красноярск-Дудинка» перевозкой пассажиров занимаются пассажирские теплоходы «Александр Матросов», «Валерий Чкалов» пассажировместимостью 343 человека, дизельэлектроход «М.Ю. Лермонтов» пассажировместимость 247 человек, теплоход «Близняк» пассажировместимость 200 человек.

На участках с ограниченными условиями плавания работают суда на воздушной подушке типа «Заря» пассажировместимостью 66 человек и

скоростью движения 43 км/ч. Также скоростные суда на подводных крыльях типа «Метеор» пассажировместимостью 150 человек и скоростью до 70 км/ч, типа «Восход» на базе теплохода «Ракета» пассажировместимостью 71 человек и скоростью до 60 км/ч.

Все суда связанные с пассажиро перевозками, состоят на балансе (с 2006г.)

«Пассажир Речтранс».

VI. Заключение.

В заключении хочется привести примерную хронологию исторических дат, связанных с развитием пароходства:

1862г. – появился первый пароход «Енисей» на Енисее,

1882-1891гг. – сооружен Обь-Енисейский канал,

1909г. – начало строительства Красноярской ремонтно-эксплуатационной базы флота,

1918г. - принято решение на общем собрании речников национализировать акционерное общество пароходства на реке Енисей,

1922г . – Совет труда и обороны утвердил положение «О правилах речного транспорта»,

1923г. – Красноярская судостроительная верфь выпустила первую продукцию – плашкоутные и моторные лодки,

1929г. – Советское правительство приняло решение о строительстве города Игарка и Игарского речного порта,

1931г. – объединенным постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР создано 15 речных пароходств. В том числе и Енисейское,

1931г. – осуществлена первая морская экспедиция по перегону речных судов по Северному морскому пути,

1934г. – образован Красноярский речной порт; организованы Минусинская и Павловская ремонтно-эксплуатационные базы флота,

1935г. – основана Кононовская РЭБ флота,

1936г. – основана Подтесовская РЭБ флота,

1946г. - основан Ачинский речной порт на реке Чулым,

1950г. – образовано Верхнеенисейское районное управление (г.Абакан) 1952г. – основана Ермолаевская РЭБ флота,

1971г. – Енисейское речное пароходство награждено орденом Ленина, образован Маклаковский речной порт,

1973г.– образованы Таймырское (г.Дудинка) и Ангарское (п.Стрелка) районное управления,

1974г. – образовано Кызыльское районное управление (г. Кызыл),

1976г. – введен в действие Красноярский судоподъемник.

VI . Список литературы:

1. Павлов П.Н., Степынин В.А., Логвинов В.К. «История Красноярского края»

Учебное пособие по краеведению. Красноярское книжное издательство

2. Козаченко В.А. «Летопись Енисея». Красноярское книжное издательство

3. Е. Нифантьев «Город на Енисее». Красноярское книжное издательство

4. В.И. Чумаченко «Вахта на Енисее».Красноярское книжное издательство

5. Г.Ю. Симкин «Енисейское ускорение». Красноярское книжное

издательство 1978.

6. Л. Киселев «Сибириада Гадаловых». «История без вырванных страниц».

7. Л. Киселев «Духа прерванный полет». «Страницы истории».

8. История Сибири «С древнейших времён до наших дней» в пяти томах.

История Сибири «Сибирь в составе феодальной России», Т.2, Ленинград:

Изд-во «Наука», 2002.

9. Зуев А. С., Сибирь - вехи истории (XVI – XIX вв.), Новосибирск: Изд-во

«ИНФОЛИО-пресс», 1999.

11. Красноярский край – О.А.Хонина, Р.Л.Иванова.1984год.

12.Энциклопедия “Города России” Научное издательство; 2002 г.

I. Освоение Сибири.……………………………………………….………………..1

II. Образование города Красноярска ………………………………………4

III. Развитие судоходства на Енисее…………………………………………..5

IV. Пассажирский флот Енисея. ………………………………………………..11

V. Заключение………………………………………………………………………….13

VI. Список литературы………………………………………………………………15

Министерство транспорта РФ

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Енисейский филиал

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Новосибирская государственная академия водного транспорта»

(г. Красноярск)

Контрольная работа

ПО ИСТОРИИ

Тема: Развитие судоходства на Енисее.

Выполнил: ст. 21гр. ОП

Гончаров А.И.

Проверил: преподаватель

Плотников В.П.