Казахские падежи окончания. Названия падежей

В казахском языке в отличие от русского 7 падежей (в русском языке 6 падежей):

Атау септігі
(именительный падеж) отвечает на вопросы кім? (кто?), не? (что?) (кімдер? нелер?) -множ. число. Например: Әлібек (кім?), адамдар (кімдер?), кітап (не?), кітаптар (нелер?) -окончаний нет.

Ілік септігі (родительный падеж) отвечает на вопросы кімдер? (чей? чья? чье?), (кімдердің?), нелердің? (что? от чего?), нелердің? и выступает в значении определения.

Ілік септігі имеет окончания -ның, -нің, -дың, -дің, -тың, -тің.

Ілік септігі в речи всегда употребляется в сочетании с формой принадлежности ІІІ лица. Ілік септігі в предложении является определением и стоит перед определяемым словом. Определяемое слово употребляется в притяжательной форме. Например: Анардың (кімнің?) әжесі -Бабушка Анара.

В казахском языке собственные имена, обозначающие названия городов, рек, улиц, гор и т.д., употребляются перед теми словами, к которым относятся, а последние -в притяжательной форме ІІІ лица. Абай көшесі -Улица Абая.

Окончания ілік септік иногда опускается, но притяжательное окончание ІІІ лица (-сы, -сі, -ы, -і) всегда сохраняется. Например: институттың ректоры -институт ректоры.

Барыс септігі (направительно-дательный падеж) соответствует русскому дательному падежу без предлога и с предлогом. Например: Әсияға (Асие), мұғалімге (учителю), Алматыға (в Алматы).

Барыс септігі отвечает на вопросы кімге? (кому?), неге? (чему?), қайда? (куда?).

Слова в барыс септік обозначают направление предмета к кому или чему-нибудь. Например: университет-ке (в университет), жұмыс-қа (на работу), үйі-ңе (домой).

Барыс септігі образуется при помощи окончаний -ға/-ге, -қа/-ке, -на/-не, -а/-е.

Послелоги дейін (шейін), қарай, бола употребляются только в сочетании с существительными дательного падежа.

Табыс септігі (винительный падеж) по своему значению соответствует русскому винительному падежу без предлога и в предложении выступает в качестве прямого дополнения. Табыс септігі отвечает на вопросы кімді? кімдерді? (кого?, нені? нелерді? (что?). Например: оқушыны (ученика), газетті (газету).

Существительные в табыс септік принимают окончания -ы/-ді, -ты/-ті, -ны/-ні, -н.

Жатыс септігі отвечает на вопросы кімде? кімдерде? (у кого?), неде? нелерде? (у чего?), қайда (где?), қашан? (иногда?). Например: Раушан лекцияда отыр. (Раушан сидит на лекции).

Жатыс септігі имеет окончания -а/-де, -та/-те, -нда/-нде.

В казахском языке жатыс септігі обозначает:

Место нахождения лица или предмета. Например: Әйгерім Астанада тұрады. Киімдер шкафта ілулі тұр.

Время действия и состояние предмета. Например: Жазда ауылға барамыз. Асқар түнде ұшады.

Возраст человека. Например: Болат жиырмада, Әсел он сегізде.

Шығыс септігі (исходный падеж)

Слова, отвечающие на вопросы кімнен? (от кого?), неден? (из чего?), қайдан? (откуда?) указывают на исходный пункт действия предмета или на материал, из которого сделан предмет. Например: Студент институттан келе жатыр. (Студент идет из института). Ол кірпіштен үй салып жатыр. (Он строит дом из кирпича).

Окончания исходного падежа -нан/-нен, -дан/-ден, -тан/-тен варьируются в зависимости от того, на какой звук оканчивается слово.

Көмектес септік (инструментальный падеж)

Көмектес септік образуется при помощи окончаний -мен, -бен, -пен и отвечает на вопросы кіммен? - с кем? , немен? - с чем?, қалай? - как?

Слова в көмектес септік указывают, чем, при помощи чего совершается действие и всегда имеют мягкие окончания /-мен, -бен, -пен/ независимо от мягкости и твердости последнего слова /основы/
Например: Мен поезбен келдім - Я приехал поездом. Шырын концертке Шынармен кетті. - Шырын пошла на концерт с Шынар.

Казахский язык (каз. қазақ тілі , قازاق ٴتىلى, qazaq tili) - государственный язык Республики Казахстан.
Входит в кыпчакскую подгруппу тюркских языков (татарский, башкирский, карачаево-балкарский, кумыкский, караимский, крымскотатарский, каракалпакский, карагачский, ногайский). Вместе с ногайским, каракалпакским и карагачским языками относится к кыпчакско-ногайской ветви.

Алфавит и фонетика

Аа Әә Бб Вв Гг Ғғ Дд Ее Ёё Жж Зз Ии Йй Кк Ққ Лл Мм Нн Ңң Оо Өө Пп Рр Сс Тт Уу Ұұ Үү Фф Хх Һһ Цц Чч Шш Щщ Ъъ Ыы Іі Ьь Ээ Юю Яя

Буквы в, ф, ц, ч, ь, ъ, е, э используются только при написании слов иноязычного происхождения.

Как и в любом языке, фонетический строй казахского языка включает в себя гласные и согласные звуки. Согласные, в свою очередь, делятся на сонорные /үнді/, звонкие /ұяң/, и глухие /қатаң/. В связи с этим существуют законы сингармонизма, ассимиляции. Суть закона сингармонизма в следующем: в зависимости от слогообразующего гласного в корне слово может принять только твердые или только мягкие аффиксы: әже-лер, бала-лық, оқу-шы-лар-ға .
Этому закону не подчиняются аффиксы принадлежности -дікі /-тікі, -нікі/: ата-нікі, қыз-дікі /девушки/, Мұраттікі /Мурата/ и окончание инструментального падежа -мен /-бен, -пен/: Марат-пен, автобус-пен, қыз-бен /с девушкой/.

Явление ассимиляции бывает 2-х видов: прогрессивная и регрессивная. По прогрессивной ассимиляции последующий согласный звук на слоговой границе употребляется предыдущему, например: кітап-тар, қалам-дар, т.е. к словам, оканчивающимся на глухие и звонкие б, в, г, д прибавляются аффиксы, начинающиеся на глухие согласные: а слова со звонкими, сонорными и гласными в конце требуют аффиксов со звонкими или сонорными звуками: аға-дан, қыз-дың, үй-дің .
Регрессивная ассимиляция предполагает озванчивание глухих согласных қ, к п на конце слова если прибавляемые аффиксы начинаются на гласные. Например: кітап - кітабым /моя книга/, оқулық /учебник/, оқулығы /его учебник/.


Существительные изменяются по падежам и числам

Именительный падеж (Атау септік) - кто? (кім?) что? (не?) - без окончаний
Родительный падеж (Ілік септік) - кого? (кімнің?) чего? (ненің?) - -ның, -нің, -дың, -дің, -тың, -тің
Дательный падеж (Барыс септік) - кому? (кімге?) чему? (неге?) куда? (қайда?) - -ға, -ге, -қа, -ке, -на, -не, -а, -е
Винительный падеж (Табыс септік) - кого? (кімді?) что? (нені?) - -ны, -ні, -ды, -ді, -ты, -ті, -н
Местный падеж (Жатыс септік) - у кого? (кімде?) у чего? (неде?) где? (қайда?) - -да, -де, -та, -те, -нда, -нде
Исходный падеж (Шығыс септік) - от кого? (кімнен?) от чего? (неден?) - -дан, -ден, -тан, -тен, -нан, -нен

Творительный падеж (Көмектес септік) - с кем? (кіммен?) с чем? (немен?) - -мен, -бен, -пен

Множественное число образуется суффиксами -дар/-дер/-тар/-тер/-лар/-лер
қағаздар – бумаги, қыздар – девочки, адамдар – люди, аңдар – звери
емтихандар – экзамены, сандар – числа, шамдар – лампы, армандар – мечты
елдер – страны, кiлемдер – ковры, сөздер – слова, үстелдер – столы
дүкендер – магазины, бөлiмдер – отделения, гүлдер – цветы, тiлдер – языки
жолдастар – товарищи, сұрақтар – вопросы, хаттар – письма, кiтаптар – книги
ағаштар – деревья, құстар – птицы, бастықтар – начальники, ойыншықтар – игрушки
мектептер – школы, есептер – счета, суреттер – картины, шелектер – вёдра
үтiктер – утюги, әрiптестер – коллеги, студенттер – студенты, жидектер – ягоды
таулар – горы, балалар – дети, айлар – месяца, айналар – зеркала
жануарлар – животные, қалалар – города, маталар – ткани, сапарлар – путешествия
үйлер – дома, әкелер – отцы, пәтерлер – квартиры, көшелер – улицы
нәрселер – вещи, шеберлер – мастера, дәрiгерлер – врачи, терезелер – окна

Форма принадлежности образуется путем прибавления к существительному в единственном и множественном числах следующих окончаний:
а) если конечный звук основы согласный:
І лицо -ым / -ім /м
ІІ лицо -ың / -ің
вежливая форма -ыңыз / -іңіз
ІІІ лицо -ы / -і
б) если конечный звук основы гласный:
І лицо -м
ІІ лицо -ң
вежливая форма -ңыз / -ңіз
ІІІ лицо -сы / -сі
Во множественном числе к основе слова прибавляется сначала суффикс множественного числа -лар /-лер , -дар /-дер , -тар /-тер , а затем притяжательные окончания:
І лицо -ымыз / -іміз
ІІ лицо -ың / -ің
вежливая форма -ыңыз / -іңіз
ІІІ лицо -ы / -і

әжем – моя бабушка, балам – мой ребёнок, айнам – моё зеркало
досым – мой друг, қағазым – моя бумага, сағатым – мои часы
үстелім – мой стол, сөздiгiм – мой словарь, пәтерiм – моя квартира

Прилагательное состоит либо из корня, либо из корня и образующего суффикса. Согласования с существительным в падеже и числе нет, в случае, если прилагательное является сказуемым, оно приобретает личный суффикс.


Глагол имеет 4 лица в форме единственного и множественного числа, обозначаемые суффиксами. Время глагола образуется синтетически и аналитически. Синтетически образуются форма прошедшего времени и «настояще-будущего» времени, обозначающего действие в будущем или обычное действие в настоящем. Действие, совершаемое в определенный момент времени в настоящем, образуется по схеме «деепричастие+глагол, обозначающий положение субъекта». Широко используются причастия и деепричастия.

Примеры спряжений с выделенными окончаниями:

Настоящее время:

Мен әдемі сарайда тұрмын . – Я в красивом дворце стою. Мен жүрмiн . – Я иду.
Біз әуежайда отырмыз . – Мы в аэропорту сидим. Біз далада жүрмiз . – Мы на улице ходим.
Сен кiтапханада тұрсың . – Ты в библиотеке стоишь. Сен саябақта жүрсiң . – Ты в парке ходишь.
Сендер далада тұрсыңдар . – Вы на улице стоите. Сендер далада жүрсіңдер . – Вы на улице ходите.
Сіз мұғалімде отырсыз . – Вы у учителя сидите. Сіз қайда жүрсіз ? – Вы где ходите?
Сіздер қай көшеде тұрсыздар ? – Вы на какой улице стоите?
Анар диванда жатыр. – Анара на диване лежит. Балалар саябақта жүр. – Дети в парке ходят.

Прошедшее время:

От глагола в неопределённой форме отбрасывается суффикс у, добавляются суффиксы ты/ті после глухих согласных, в остальных случаях - суффиксы ды/ді . После суффиксов добавляются личные окончания.
Мен жаздым . – Я писал. Мен мектеп бiтiрдiм . – Я школу закончил.
Біз Алматыда тудық . – Мы в Алматы родились. Біз биледiк . – Мы танцевали.
Сен диванда отырдың . – Ты на диване сидел. Сендер жаптыңдар . – Вы закрыли.
Сіздер сөйледіңіздер . – Вы разговаривали. Ол музыка тыңдады . – Он музыку слушал.

Местоимения (личные)

Мен Я
Сен Ты (неформальное ед. числа)
Сіз Вы (формальное ед. числа)
Ол Он/Она/Оно
Біз Мы
Сендер Вы (неформальное мн. числа)
Сіздер Вы (формальное мн. числа)
Олар Они

Порядок слов в казахском языке постоянен:
а) сказуемое всегда в конце предложения - Мен университетте оқимын (Я учусь в университете);
б) определение всегда перед определяемым словом - Мен мемлекеттік университетте оқимын (Я учусь в государственном университете);
в) вопросительное слово при отсутствии глагола-сказуемого стоит на последнем месте - Ректорат қайда? (Где ректорат?); при наличии в предложении глагола-сказуемого вопросительное слово перед ним - Университет қайда орналасқан? (Где находится университет?).

Пример текста:

Барлық адамдар тумысынан азат және қадір-қасиеті мен кұқықтары тең болып дүниеге келеді. Адамдарға ақыл-парасат, ар-ождан берілген, сондықтан олар бір-бірімен туыстық, бауырмалдық қарым-қатынас жасаулары тиіс.

«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».

Полезный ресурс по грамматике и речи: http://www.kaz-tili.kz/

Словарь: http://www.sozdik.kz/ru/dictionary/

Вы должны быть зарегистрированы, чтобы оставлять комментарии.

Выучить названия падежей на казахском языке – дело очень простое. По просьбе читателей распишу подробно.

В казахском языке 7 падежей:

1. Именительный падеж Атау септік кім? – кто?, не? – что?
2. Исходный падеж Шығыс септік кімнен? – от кого?, неден? – от чего?
қайдан? – от куда?, қашаннан? – с какого времени?
3. Местный падеж Жатыс септік кімде? – у кого?, неде? – на чём? в чём?
қайда? – где?, қашан? – когда?
4. Дательно-направительный Барыс септік кiмге? – кому?, неге? – чему?, қайда? – куда?
5. Родительный падеж Ілік септік
6. Винительный падеж Табыс септік
7. Творительный падеж Көмектес септік

септік – в переводе на русский "падеж".
Запомнить, как звучат названия падежей на казахском языке, не составит труда, точно так же, как и запомнить вопросы, на которые отвечают существительные в определённом падеже.
К местоимениям "кім " и "не " добавляются окончания падежей по тем же правилам, что и к существительным.
Рассмотрим падежи в том же порядке, в котором они следуют на моём сайте. Но сначала именительный падеж.

1. Атау септік – именительный падеж.

ат – имя, атау – называть, именовать

В этом падеже просто называются, именуются предметы (кошка, шапка, Ерлан, ночь и т.д.), соответственно вопросы: кiм? – кто?, не? – что?
Во множественном числе: кімдер?, нелер?
Запоминаем:

ат – имя
атау – именовать
атау септік – именительный падеж

2. Шығыс септік – исходный падеж.

шығу – выходить, шығыс – расход, исход, выход, восход

То есть человек или предмет от куда-то выходит, исходит (из школы, от кассы, от Саши и т.д.), соответственно вопросы: кімнен? – от кого?, неден? – от чего? қайдан? – от куда? қашаннан? – с какого времени? Окончания – дан/ден, тан/тен, нан/нен .
Запоминаем:

шығу – выходить
шығыс – выход, исход
шығыс септік – исходный падеж

3. Жатыс септік – местный падеж.

жату – лежать, жатыс – лежание, безделье

То есть человек или предмет никуда не перемещается, он просто лежит , где-то находится (на столе, на полке, у Аллы, в школе), и вопросы: кімде? – у кого?, неде? – на чём? в чём? қайда? – где?, қашан? – когда? Заметьте, что вопрос қашан? – когда? тоже уточняет положение (нахождение), только во времени (летом, в сентябре, 25-го мая). Также часто встретите вопросы этого падежа: нешеде?, қаншада? – во сколько?, неше жаста?, қанша жаста? – во сколько лет? Окончания – да/де, та/те, нда/нде .
Запоминаем:

жату – лежать
жатыс – лежание
жатыс септік – местный падеж

4. Барыс септік – дательно-направительный падеж.

бару – идти, барыс – направление

То есть человек или предмет куда-то движется, направляется (в школу, к столу, к Асель), и соответственно вопросы: кімге? – кому?, неге? – чему?, қайда? – куда? Окончания – ға/ге, қа/ке, на/не, а/е .
Запоминаем:

бару – идти
барыс – направление
барыс септік – дательно-направительный падеж

5. Ілік септік – родительный падеж.

iлу – зацепить, ілік – связь

В данном падеже один предмет цепляется к другому, уточняется кто с чем связан (карандаш Асемы, ножка стола, платок мамы), и соответственно вопросы: кімнің? – кого?, ненің? – чего? Окончания – дың/дің, тың/тің, ның/нің .
Запоминаем:

iлу – зацепить
iлiк – связь
iлiк септiк – родительный падеж

6. Табыс септiк – винительный падеж.

табу – находить, табыс – доход, достижение, успех

Здесь давайте рассуждать так: чего ты достиг ? и что теперь имеешь? или что ты нашёл ? (взял машину, купил дачу, принёс галстук), и соответственно вопросы: кімді? – кого?, нені? – что? Таким образом мы связали перевод слова табу – находить, но "потерять" что-либо будет в том же падеже:))), главное, чтобы существительное отвечало на вопросы кого? что? (вытер пол, потерял очки, забыл тетрадь). В принципе, это тоже находки-достижения, только с отрицательным оттенком:))). Окончания – ды/ді, ты/ті, ны/ні, н .
Запоминаем:

табу – находить
табыс – достижение
табыс септік – винительный падеж

7. Көмектес септік – творительный падеж.

көмек – помощь, көмектесу – помогать

То есть выполняется действие с чьей-либо помощью (с подругой, с братом, с молотком), соответственно вопросы: кіммен? – с кем?, немен? – с чем? окончания – бен, пен, мен .
Запоминаем:

көмек – помощь
көмектесу – помогать
көмектес септік – творительный падеж

Правила присоединения окончаний смотрите в подразделе "Общая таблица".