Климатические и космические ресурсы страны. Что такое климатические и космические ресурсы? Значение и использование климатических и космических ресурсов мира

Тема: ресурсы мирового океана. Климатические и космические ресурсы.

Учебно-воспитательные задачи:

1.Рассмотреть классификацию ресурсов Мирового Океана и рекреационных ресурсов.

2.Оценить перспективы использования альтернативных ресурсов Мирового океана, климатических и космических.

Оборудование: карты «Океаны», «Природные ресурсы мира», учебники, атлас.

Тип урока: урок-конференция.

Структура урока:

План:

1.Классификация ресурсов Мирового океана, их использование, проблемы (Океан «болен»).

2. Климатические и космические ресурсы нетрадиционные (альтернативные) источники энергии, ее виды.

3. Рекреационные ресурсы - четыре главных типа.

Ход урока.

1.Изучение нового материала (выступления учащихся).

1.Классификация ресурсов Мирового океана: кладовая богатств. Виды ресурсов и их использование, проблемы.

По итогам выступлений учащихся составить: план-конспект, опорный конспект, план-схему.

Ресурсы Мирового океана

(план-конспект)

Главный ресурс –

морская вода

Запасы – 1370 млн км 3 , 96,5%

на каждого жителя планеты – 270 млн м 3 океанской воды;

«живая вода» - 75 химических элементов таблицы Менделеева;

1 км 3 содержит – 37 млн т растворенных веществ: соли млн т, серы – 6 млн т, много

соды, брома, Al, Ca, Na, Cu, тория золота, серебра.

Минеральные ресурсы

дна океана

    На континентальном шельфе: нефть и газ – 1/3 от общей мировой добычи,

к 2010г. – половина нефти и газа поступили из недр Мирового океана. Мексиканский залив – 57 действующих скважин, Северное море – 37,

Персидский залив – 21, Гвинейский залив – 15.

    Глубоководное ложе океана – железомарганцевые конкреции.

    Сокровища затонувших кораблей (ДТ , с. 44)

Энергетические ресурсы

    Приливные электростанции – суммарная мощность на нашей планете

приливов оценивается от 1 до 6 млрд кВт*ч – это превышает энергию

всех рек земного шара.

Возможности имеются в 25 – 30 местах земного шара для сооружения

данных электростанций.

Самыми большими ресурсами приливной энергии обладают: Россия, Франция (здесь построена в 1967 году первая в мире приливная электростанция), Канада, Великобритания, Австралия, Аргентина, США.

    Волновые электростанции, использующие энергию морских течений.

Биологические ресурсы Мирового океана

Биомасса насчитывает 140 тыс. видов – это животные (рыбы, млекопитающие,

моллюски, ракообразные) и растения, обитающие в его водах.

Основную часть биомассы составляют фитопланктон и зообентос.

Нектон – рыбы, млекопитающие, кальмары, креветки их насчитывается свыше

Хозяйственное использование вод Мирового океана

Самые продуктивные акватории Мирового океана – это северные широты:

Норвегия, Дания, Великобритания, Германия, США (моря: Норвежское, Северное,

Баренцево, Охотское, Японское, северные части Атлантического и Тихого океанов).

Мировая добыча рыбы и морепродуктов достигла 110 млрд т в год.

Рыболовство – отрасль мирового хозяйства, обеспечивающая существование

15 млн человек.

30 млн т рыбы и морепродуктов приходится на искусственное разведение: на аквакультуру – искусственное выращивание водных организмов в морской и

пресной воде.(аквакультура зародилась в Китае 4 тысячелетия назад);

Марикультуру – искусственное разведение микроорганизмов морской воде.

    Мировой океан обслуживает около 4/5 сей международной торговли.

    Число крупных и средних морских портов на всех морях и океанах

превышает 2,5 тыс

    Транспортное значение Мирового океана очень велико.

Проблемы: глобальные экологические

изменения вод

Мирового океана

Океан «болен», в него ежегодно попадает 1 млрд т нефти (от катастроф танкеров и буровых платформ, слива нефти с загрязненных судов).

Отходы промышленности: тяжелые металлы, радиоактивные отходы в

контейнерах и др.

Более 10 тыс. туристических судов Средиземного моря выбрасывают

нечистоты в море до очистки.

Пути решения

Экологических проблем

Мирового океана

    Система экологических, технических социальных мер одновременно.

    Международные соглашения по мировому океану, ибо мертвый океан

не нужен человечеству.

2.Климатические и космические ресурсы, нетрадиционные (альтернативные) источники энергии, ее виды.

После выступления учащихся отображаются основные сведения в: план - схеме.

Термоядерная энергия

Космическая энергетика

Ветроэнергетика

ВЭУ – Дания, ФРГ, Великобритания, Нидерланды, США (Калифорния), Индия, Китай.

Нетрадиционная (альтернативная) энергетика

Энергетика использующая разность температур

Энергетика, использующая разность температур глубинных и поверхностных вод моря, тепловые насосы и т.д.

Установки геотермальной энергии (ГеоТЭС) - в странах Америки на Филиппинах, В Исландии.

Гелиоэнергетика

Солнечные батареи, Гелиоконденсаторы, солнечные электростанции (СЭС) работают в 30 странах.

Альтернативная гидроэнергетика

    Приливные – ПЭС.

    Волновые электростанции, используют энергию морских течений.

3. Рекреационные ресурсы - снова отдыха и туризма.

К рекреационным ресурсам относятся как природные, так и антропогенные объекты и явления, которые можно использовать для отдыха и туризма. Они подразделяются на четыре главных типа:

    Рекреационно-лечебный (например, лечение минеральными водами).

    Рекреационно-оздоровительный (например, купально-пляжные местности).

    Рекреационно-спортивный (например, горнолыжные базы).

    Рекреационно-познавательный (например, исторические памятники). К природно-рекреационным ресурсам относятся морские побережья, берега рек, озер, горы,

лесные массивы, выходы минеральных вод, лечебные грязи. Главные формы природно-рекреационной территории:

    Зелёные зоны городов.

    Заповедники и заказники.

    Национальные парки.

К рекреационным ресурсам относятся культурно-исторические достопримечательности: Московский Кремль, римский Колизей, афинский Акрополь, гробница Тадж-Махал в Агре (Индия)

Международный туризм особенно развит в Италии, Испании, Турции, Швейцарии, Индии,

Египте и других странах мира.

П. Итоги урока. Оценка и самооценка работы учащихся.

Задание на дом: с. 35-37. Подготовка к тестированию.










Свет Свет это солнечная радиация; которая делится на рассеянную, прямую, поглощенную, отраженную. Для фотосинтеза важна та часть радиации, которая называется фотосинтетически активной радиацией. Учиты ­ вается также длина светового дня. Растениями длинного светового дня являются: рожь, пшеница, овес, ячмень. К растениям короткого светово ­ го дня относятся кукуруза, хлопчатник, просо.






Способы использования Для начала охарактеризуем основные направления развития солнечной энергетики как составляющую группы " Космические ресурсы мира ". В настоящее время выделяют две основополагающие идеи. Первая заключается в запуске на околоземную орбиту специального спутника, оснащенного значительным количеством солнечных батарей. Посредством фотоэлементов попадающий на их поверхность свет будет преобразовываться в электрическую энергию, а после передаваться на специальные станции - приемники на Земле. Вторая идея основана на схожем принципе. Отличие заключается в том, что космические ресурсы будут собираться посредством солнечных батарей, которые будут установлены на экваторе естественного спутника Земли. В таком случае система будет образовывать так называемый " лунный пояс ".


Полёт на Луну Полеты на нее уже довольно давно перестали быть аспектами научной фантастики. В настоящее время спутник нашей планеты бороздят исследовательские зонды. Именно благодаря им человечество узнало, что лунная поверхность имеет состав, схожий с земной корой. Следовательно, там возможна разработка месторождений таких ценных веществ, как титан и гелий.


Полёт на Марс На так называемой " красной " планете также много всего интересного. Согласно исследованиям, кора Марса в гораздо большей степени богата чистыми металлическими рудами. Таким образом, на нем в будущем может начаться разработка месторождений меди, олова, никеля, свинца, железа, кобальта и прочих ценных веществ. Кроме того, возможно, именно Марс будет считаться главным поставщиком редких металлических руд. К примеру, таких как рутений, скандий или торий.


Астероиды В настоящее время ученые постановили, что именно вышеописанные космические тела, бороздящие пространства Вселенной, могут стать наиболее важными станциями по обеспечению множеством необходимых ресурсов. Например, на некоторых астероидах при помощи специализированной техники и тщательного анализа полученных данных были обнаружены такие ценные металлы, как рубидий и иридий, а также железо. Помимо прочего, вышеописанные космические тела являются отличными поставщиками сложного соединения, которое носит название дейтерий. В дальнейшем планируется использование именно этого вещества в качестве основного топливного сырья для электрических станций будущего. Отдельно следует отметить еще один жизненно важный вопрос. В настоящее время определенный процент населения Земли страдает от постоянной нехватки воды. В будущем подобная проблема может распространиться на большей части территории планеты. В таком случае именно астероиды могут стать поставщиками подобного жизненно необходимого ресурса. Поскольку на многих из них содержится пресная вода в виде льда.

Данный видеоурок посвящен теме «Ресурсы Мирового океана, космические и рекреационные ресурсы». Вы познакомитесь с основными ресурсами океана, их потенциалом использования в хозяйственной деятельности человека. В уроке рассмотрены особенности ресурсного потенциала шельфа Мирового океана и его использование в наши дни, а также даны прогнозы освоения ресурсов океана в последующие годы. Кроме того, в уроке дана подробная информация про космические (энергия ветра и солнца) и рекреационные ресурсы, приведены примеры их использования в различных регионах нашей планеты. Урок познакомит вас с классификацией рекреационных ресурсов и странами, отличающимися наибольшим разнообразием рекреационных ресурсов.

Тема: География природных ресурсов мира

Урок: Ресурсы Мирового океана, космические и рекреационные ресурсы

Мировой океан - основная часть гидросферы, которая образует водную оболочку, состоящую из вод отдельных океанов и их частей.Мировой океан является кладовой природных богатств.

Ресурсы Мирового океана :

1. Морская вода . Морская вода является главным ресурсом океана. Запасы воды составляют примерно 1370 млн куб. км, или 96,5% всей гидросферы. Морская вода содержит в себе огромное количество растворенных веществ, в первую очередь это соли, сера, марганец, магний, йод, бром и другие вещества. 1 куб. км морской воды содержит в себе 37 млн т растворенных веществ.

2. Минеральные ресурсы дна океана. На шельфе океана находится 1/3 всех мировых запасов нефти и газа. Наиболее активная добыча нефти и газа ведется в Мексиканском, Гвинейском, Персидском заливах, Северном море. Кроме того, на шельфе океана идет добыча твердых полезных ископаемых (например, титана, циркония, олова, золота, платины и др.). Также огромные запасы строительного материала имеются на шельфе: песок, гравий, известняк, ракушечник и др. Глубоководные равнинные части океана (ложе) богаты железомарганцевыми конкрециями. Активную разработку месторождений шельфа ведут следующие страны: Китай, США, Норвегия, Япония, Россия.

3. Биологические ресурсы. По образу жизни и местообитанию все живые организмы океана делят на три группы: планктон (мелкие организмы, свободно дрейфующие в толще воды), нектон (активно плавающие организмы) и бентос (организмы, обитающие в грунте и на дне). Биомасса океана насчитывает более 140 000 видов живых организмов.

На основе неравномерного распределения биомассы в океане выделяют следующие промысловые пояса:

Арктический.

Антарктический.

Северный умеренный.

Южный умеренный.

Тропическо-экваториальный.

Самые продуктивные акватории Мирового океана - это северные широты. В пределах северного умеренного и арктического поясов свою хозяйственную деятельность ведут Норвегия, Дания, США, Россия, Япония, Исландия, Канада.

4. Энергетические ресурсы. Мировой океан обладает огромными запасами энергии. В настоящее время человечество использует энергию приливов и отливов (Канада, США, Австралия, Великобритания) и энергию морских течений.

Климатические и космические ресурсы - неисчерпаемые ресурсы солнечной энергии, энергии ветра и влаги.

Солнечная энергия - самый большой источник энергии на Земле. Солнечную энергию лучше всего использовать (эффективно, выгодно) в странах с аридным климатом: в Саудовской Аравии, Алжире, Марокко, ОАЭ, Австралии, а также в Японии, США, Бразилии.

Ветровую энергию лучше всего использовать на побережье Северного, Балтийского, Средиземного морей, а также на побережье Северного Ледовитого океана. Некоторые страны особенно интенсивно развивают ветроэнергетику, в частности, на 2011 год в Дании с помощью ветрогенераторов производится 28% всего электричества, в Португалии - 19%, в Ирландии - 14%, в Испании - 16% и в Германии - 8%. В мае 2009 года 80 стран мира использовали ветроэнергетику на коммерческой основе.

Рис. 1. Ветрогенераторы

Агроклиматические ресурсы - ресурсы климата, оцениваемые с позиции жизнедеятельности сельскохозяйственных культур.

Агроклиматические факторы :

1. Воздух.

5. Питательные вещества.

Рис. 2. Агроклиматическая карта мира

Рекреация - система оздоровительных мероприятий, осуществляемых с целью восстановления нормального самочувствия и работоспособности утомленного человека.

Рекреационные ресурсы - это ресурсы всех видов, которые могут использоваться для удовлетворения потребностей населения в отдыхе и туризме.

Типы рекреационных ресурсов :

1. Природные (парки, пляжи, водоемы, горные ландшафты, ПТК).

2. Антропогенные (музеи, памятники культуры, дома отдыха).

Природно-рекреационные группы :

1. Медико-биологическая.

2. Психолого-эстетическая.

3. Технологическая.

Антропогенные группы :

1. Архитектурные.

2. Исторические.

3. Археологические.

Больше всего туристов привлекают те регионы и страны, в которых природные ресурсы сочетаются с историческими: Франция, Китай, Испания, Италия, Марокко, Индия.

Рис. 3. Эйфелева башня - один из самых посещаемых туристических объектов

Домашнее задание

Тема 2, П. 2

1. Приведите примеры агроклиматических ресурсов.

2. Как вы думаете, что может повлиять на посещаемость страны, региона туристами?

Список литературы

Основная

1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 367 с.

2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. - 13-е изд. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. - 400 с.

3. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса. Экономическая и социальная география мира. - Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012 - 76 с.

Дополнительная

1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. - 656 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. География. Тесты. 10 класс / Г.Н. Элькин. - СПб.: Паритет, 2005. - 112 с.

2. Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс / Э.М. Амбарцумова. - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 80 с.

3. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: Астрель, 2010. - 221 с.

4. Тематический контроль. География. Природа России. 8 класс / Н.Е. Бургасова, С.В. Банников: Учебное пособие. - М.: Интеллект-Центр, 2010. - 144 с.

5. Тесты по географии: 8-9 классы: к учебнику под ред. В.П. Дронова «География России. 8-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений» / В.И. Евдокимов. - М.: Экзамен, 2009. - 109 с.

6. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География. Учебное пособие / Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. - М.: Интеллект-Центр, 2012. - 256 с.

7. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 223 с.

8. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. География. 2013. Учебное пособие / В.В. Барабанов. - М.: Интеллект-Центр, 2013. - 80 с.

9. География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. - М.: МЦНМО, 2011. - 72 с.

10. Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие / А.А. Летягин. - М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: Астрель, АСТ, 2001. - 284 с.

11. ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий / Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 272 с.

12. Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» / Е.В. Баранчиков. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 94 с.

13. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 250 с.

14. Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 240 с.

15. География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика / В.П. Бондарев. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 160 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ().

2. Федеральный портал Российское Образование ().

4. Официальный информационный портал ЕГЭ ().

Билет № 22

Охарактеризуйте отраслевой состав и особенности размещения легкой промышленности, проблемы и перспективы ее развития.

Проанализируйте демографическую проблему как одну из глобальных проблем человечества.

Билет № 21

3. Географическая задача

В настоящее время достаточно большое внимание уделяется использованию альтернативных источников всевозможных ресурсов. К примеру, человечество уже давно занимается разработками получения энергии из возобновляемых веществ и материалов, таких как тепло ядра планеты, приливы, солнечный свет и так далее. В нижеприведенной статье будут рассмотрены климатические и космические ресурсы мира. Их основное достоинство заключается в том, что они являются возобновляемыми. Следовательно, их многократное использование в достаточной степени эффективно, а запасы можно считать безграничными.

Под климатическими ресурсами традиционно понимается энергия солнца, ветра и так далее. Данный термин определяет различные неисчерпаемые природные источники. А свое название подобная категория получила в результате того, что ресурсы, входящие в ее состав, характеризуются теми или иными особенностями климата региона. Помимо этого в данной группе выделяют также подкатегорию. Она носит название агроклиматических ресурсов. Основными определяющими факторами, влияющими на возможность развития подобных источников, являются воздух, тепло, влага, свет и прочие питательные вещества.

Космические ресурсы В свою очередь, вторая из представленных ранее категорий объединяет неисчерпаемые источники, которые находятся вне пределов нашей планеты. К числу подобных можно отнести всем известую энергию Солнца. Ее и рассмотрим подробнее. Способы использования Для начала охарактеризуем основные направления развития солнечной энергетики как составляющую группы "Космические ресурсы мира". В настоящее время выделяют две основополагающие идеи. Первая заключается в запуске на околоземную орбиту специального спутника, оснащенного значительным количеством солнечных батарей. Посредством фотоэлементов попадающий на их поверхность свет будет преобразовываться в электрическую энергию, а после передаваться на специальные станции-приемники на Земле. Вторая идея основана на схожем принципе. Отличие заключается в том, что космические ресурсы будут собираться посредством солнечных батарей, которые будут установлены на экваторе естественного спутника Земли. В таком случае система будет образовывать так называемый "лунный пояс".

2. Раскройте отраслевой состав деревообрабатывающей промышленности и географию ее размещения .



Лесная промышленность характеризуется наличием двух лесных поясов.
В пределах северного лесного пояса заготавливается хвойная древесина, которая затем перерабатывается в древесные плиты, целлюлозу, бумагу, картон. Для России, Канады, Швеции, Финляндии лесная и деревообрабатывающая промышленность - важные отрасли международной специализации. Первое место в мире по экспорту лесной продукции занимает Канада. Главными импортерами древесины являются страны Западной Европы и Япония.
В пределах южного лесного пояса заготавливается лиственная древесина. Здесь сложились три главных ареала лесной промышленности: Бразилия, Тропическая Африка, Юго-Восточная Азия. Заготавливаемая в них древесина морским путем вывозится в Японию, Западную Европу, а остальная преимущественно идет на дрова.
Для изготовления бумаги в странах южного пояса зачастую используют недревесное сырье: бамбук в Индии, сизаль в Бразилии, Танзании, джут в Бангладеш. И тем не менее по ее производству, из расчета на душу населения, эти страны отстают особенно сильно.

3. Практическое задание на знание географической карты.

Будущее человечества связано с неисчерпаемыми ресурсами Мирового океана.

Океаническая вода, на долю которой приходится 96,5% гидросферы, составляет главное богатство Мирового океана. Как известно, в океанической воде содержится до 75 химических элементов таблицы Менделеева. Таким образом, морские и океанические воды следует рассматривать в качестве источника минеральных ресурсов.

В океанической воде наибольшая концентрация приходится на долю растворенных солей. Человечество испокон веков добывало поваренную соль путем выпаривания морской воды. В настоящее время Китай и Япония часть своих потребностей в поваренной соли удовлетворяют за счет морской воды. Около одной трети поваренной соли, добываемой в мире, приходится на долю морских океанических вод.

В морской воде содержатся магний, сера, бром, алюминий, медь, уран, серебро, золото и другие химические элементы. Современные технические возможности позволяют выделять из океанической воды магний и бром.

Мировой океан является кладезем подводных минеральных ресурсов. Практически все полезные ископаемые, распространенные на суше, встречаются и в шельфовой зоне Мирового океана.

Полезными ископаемыми богаты Персидский и Мексиканский заливы, северная часть Каспия, прибрежные зоны Северного Ледовитого океана, где ведется промышленная добыча и разведка нефтегазовых месторождений.

В настоящее время активно исследуются прибрежные зоны Мирового океана на предмет разведки и добычи рудных и нерудных полезных ископаемых. В частности, прибрежные зоны Великобритании, Канады, Японии и Китая, как оказалось, богаты углем. У берегов Индонезии, Таиланда и Малайзии обнаружены месторождения олова. В прибрежной зоне Намибии ведется разведка алмазов; золото и железомарганцевые конкреции добываются в береговой зоне США. Балтийское море, омывающее побережье прибалтийских стран, издавна славится янтарем.

Наибольший интерес Мировой океан представляет как источник энергетических ресурсов. Практически энергетические ресурсы Мирового океана неисчерпаемы. Энергия приливов и отливов используется человеком начиная со второй половины XX века. Согласно расчетам, энергия приливов и отливов оценивается в 6 млрд. кВт, что почти в 6 раз превышает энергетический запас рек земного шара.

Потенциальные запасы энергии приливов и отливов сосредоточены в России, Канаде, США, Аргентине, Австралии, Китае, Франции, Великобритании и др. Перечисленные выше страны используют энергию приливов и отливов в целях энергоснабжения.

Мировой океан богат и биоресурсами. Растительный и животный мир Мирового океана, богатый, в частности, белками, занимает существенное место в рационе питания человека.

По некоторым сведениям, в океане встречается до 140 тысяч видов животных и растений. В настоящее время потребности человечества в кальции на 20% удовлетворяются за счет биоресурсов Мирового океана. На долю вылова рыбы приходится 85% добываемой «живой» биомассы.

Богаты рыбой Берингово, Охотское, Японское и Норвежское моря, а также Тихоокеанское побережье Латинской Америки.

Ограниченность биоресурсов заставляет человечество относиться бережно к богатствам Мирового океана.

КЛИМАТИЧЕСКИЕ И КОСМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

К климатическим и космическим ресурсам относятся энергия Солнца, ветра, а также геотермальное тепло. Перечисленные ресурсы относятся к так называемым нетрадиционным ресурсам.

Наибольший интерес для человечества представляет солнечная энергия. Солнце является источником неисчерпаемой энергии, которую человек использует с давних времен в народном хозяйстве.

Суммарная мощность солнечной энергии, поступающей на землю, в десятки раз превосходит суммарную энергию топливно-энергетических ресурсов Земли и в тысячи раз ту, что ныне потребляет человечество.

Солнечной энергией богаты тропические широты. В тропиках, причем в аридной зоне, доминируют безоблачные дни, а солнечные лучи направлены к поверхности земли почти отвесно. В настоящее время в ряде стран эксплуатируются гелиостанции.

Сила ветра - другой важный нетрадиционный источник энергии. Человек издавна использует силу ветра. Это относится к ветряным мельницам, парусным судам и т.д. Умеренные широты сравнительно богаты ветровой энергией.

Внутренне тепло Земли, как отмечалось, - третий нетрадиционный источник энергии. Внутренняя энергия Земли называется геотермальной.

Геотермальные источники энергии приурочены к сейсмически активным поясам, к вулканическим районам и к зонам тектонических нарушений.

Значительными запасами геотермальной энергии владеют: Исландия, Япония, Новая Зеландия, Филиппины, Италия, Мексика, США, Россия и др.

Ограниченность минеральных источников и экологическая «чистота» нетрадиционных источников энергии привлекают внимание ученых к освоению энергии Солнца, ветра и внутреннего тепла Земли.

БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

Растительный и животный мир составляют биологическое богатство Земли, именуемое биоресурсами. Растительные ресурсы включают в себя совокупность как культурных, так и диких растений. Растительные ресурсы весьма разнообразны.

Растительные и животные ресурсы Земли относятся к исчерпаемым и в то же время возобновляемым природным ресурсам. Именно биоресурсы были освоены человеком в первую очередь.

Важная роль в хозяйственной деятельности человека принадлежит лесам, общая площадь которых составляет 40 млн. км2 (4 млрд. га), или же почти треть (30%) площади суши.

Вырубка лесов (ежегодная заготовка древесины в мире равна 4 млрд. м.куб) и промышленное освоение лесных территорий являются главной причиной сокращения площади лесных массивов.

За последние 200 лет площадь лесных массивов на Земле сократилась почти вдвое. Эта тенденция сохраняется, и по последним данным площадь лесных массивов ежегодно сокращается на 25 млн. га. Сокращение лесных массивов нарушает кислородный баланс, приводит к обмелению рек, сокращению численности диких животных и исчезновению ценных сортов древесины. Другими словами, хищническая эксплуатация лесных массивов порождает экологические проблемы, решение которых тесно связано с охраной окружающей среды.

Лесные массивы в виде непрерывных полос приурочены к умеренной и экваториальной зонам (см. «Атлас», стр. 8).

Лесные массивы сосредоточены в умеренном и субтропическом климатических поясах. Около половины мировых запасов древесины находится в северном полушарии. В лесах умеренной зоны наиболее ценные породы представлены тиком и хвойными видами. Лесами богаты Россия, Канада, США и Финляндия. Именно в этих странах развита лесная отрасль промышленности, где благодаря искусственным посадкам приостановлено сокращение лесных массивов.

Леса южного полушария сосредоточены в тропическом и экваториальном климатических поясах. На долю тропических и экваториальных лесов южного полушария приходится другая половина мировых запасов древесины.

Экваториальные и тропические ярусные леса в отличие от лесов умеренной зоны представлены широколиственными породами деревьев. Кроме того, рассматриваемые леса богаты ценными породами древесины.

Лесные массивы южного полушария сосредоточены в Бразилии, Перу, Боливии, Колумбии, Конго, Индии, Мьянме, Индонезии и др.