Князем каких городов был александр невский. Александр Невский — краткая биография

Правление Александра Невского (кратко)

Правление Александра Невского (кратко)

Александр Невский, родившийся тридцатого мая 1220 года и скончавшийся четырнадцатого ноября 1263 года являлся великим князем владимирским и приходился сыном князю Ярославу Всеволодовичу. Свои юные годы Александру пришлось провести в Новгороде, где он княжил вместе со своим братом Фёдором, сначала руководствуясь мнением и решениями двух бояр, а позже (с 1236 года) самостоятельно. Вскоре князь берёт в жёны дочь Брячислава полоцкого Александру.

В 1240 году шведы, оспаривавшие Финляндию, собираются, побуждаемые буллою папы о крестовом походе на Новгород. Однако, Александру удаётся разбить их силы при впадении реки Ижоры в Неву.

Именно это сражение дало прозвище князю Александру. В этом же году у Невского выходит ссора с новгородцами, которые пытались ограничить его власть, после чего он покидает город и уезжает в Переяславль. Но вспыхнувшая война с Меченосцами, соединившимися с Тевтонским орденом, вынудила новгородцев снова призвать Александра.

Возвратившийся князь, отвоевал в 1241 году Копорье, спустя год – Псков и, выдвинув войска в Ливонию, пятого апреля 1242 года разгромил на льду Чудского озера немцев. Данное историческое событие историки привыкли называть «Ледовым побоищем». Согласно заключённому мирному договору немцы полностью отказывались от пленных и завоёванных территорий. Уже в том же году (и в 1245) Александру Невскому удаётся одержать победу в боях с литовцами, а в 1256 году он опустошает финскую Емь для устрашения шведов.

После кончины отца в 1247 году Невский с братом отправляются к Батыю, а затем в Монголию, где Александр получает Новгород и Киев, а Андрей Владимирский стол. Однако после неповиновения Андрея престол был передан Невскому.

В 1258 году князь Александр посетил Орду для выражения почтения сановнику Уловчаю, а спустя год он смог побудить Новгород согласиться на так называемую татарскую перепись. В 1262 вспыхивает восстание в Суздале, Ярославле, Переяславле и Владимире, но отправившийся в Орду Невский смог отклонить погромы за непокорство этих русских городов татарскими ордами.

По пути обратно домой Невский умер в Городце Волжском. Александр считался в тот период самым крупным и разумным правителем со времён Владимира Мономаха, память об этом правителе окружена поэтическими сказаниями и множеством литературных древних источников.

Александр родился в ноябре 1220 года (по другой версии 30 мая 1220 года) в семье князя Ярослава II Всеволодовича и рязанской княгини Феодосии Игоревны. Внук Всеволода Большое Гнездо. Первые сведения об Александре относятся к 1228, когда Ярослав Всеволодович, княживший в Новгороде, вступил в конфликт с горожанами и вынужден был отъехать в Переяславль-Залесский, свой родовой удел.

Несмотря на свой отъезд, он оставил в Новгороде на попечении доверенных бояр двух своих малолетних сыновей Федора и Александра. После смерти Федора в 1233 году Александр становится старшим сыном Ярослава Всеволодовича.
В 1236 он был посажен на новгородское княжение, так как его отец Ярослав уехал княжить в Киев, а в 1239 женился на полоцкой княжне Александре Брячиславне. В первые годы своего княжения ему пришлось заниматься укреплением Новгорода, поскольку с востока грозили монголы-татары. Перед молодым князем возникала и другая более близкая и более серьезная опасность со стороны шведов, ливонцев и Литвы. Борьба с ливонцами и со шведами являлась, вместе с тем, борьбой православного Востока с католическим Западом. В 1237 году разрозненные силы ливонцев - тевтонского ордена и меченосцев - объединились против русских. На реке Шелони Александр построил несколько крепостей для укрепления своей западной границы.

Победа на Неве.

В 1240 году шведы, побуждаемые папскими посланиями, предприняли крестовый поход против Руси. Новгород был предоставлен самому себе. Разгромленная татарами Русь не могла оказать ему никакой поддержки. Уверенный в своей победе предводитель шведов, ярл Биргер, вошел на кораблях в Неву и отсюда послал сказать Александру: "Если можешь, сопротивляйся, но знай, что я уже здесь и пленю твою землю". По Неве Биргер хотел плыть в Ладожское озеро, занять Ладогу и отсюда уже по Волхову идти к Новгороду. Но Александр, не медля ни дня, выступил навстречу шведам с новгородцами и ладожанами. Русские войска скрытно приблизились к устью Ижоры, где остановились на отдых враги, и 15 июля внезапно напали на них. Биргер не ждал неприятеля и расположил свою дружину спокойно: ладьи стояли у берега, рядом с ними были разбиты шатры.

Новгородцы, внезапно появившись перед шведским лагерем, набросились на шведов и начали рубить их топорами и мечами, прежде чем те успевали взять оружие. Александр лично участвовал в битве, "самому королю възложи печать на лице острымь своимь копиемь". Шведы бежали на корабли и в ту же ночь все уплыли вниз по реке.
Всеобщую славу молодому князю принесла эта победа, одержанная им на берегу Невы, в устье реки Ижоры 15 июля 1240 года над шведским отрядом, которым командовал будущий правитель Швеции и основатель Стокгольма, ярл Биргер (однако в шведской Хронике Эрика XIV века о жизни Биргера этот поход вообще не упоминается). Считается, что именно за эту победу князя стали называть Невским, но впервые это прозвище встречается в источниках только с XIV века. Поскольку известно, что некоторые потомки князя также носили прозвище Невских, то возможно таким образом за ними закреплялись владения в этой местности. Впечатление от победы было тем сильнее, что она произошла в тяжелую годину невзгод в остальной Руси. Традиционно считают, что сражение 1240 года предотвратило потерю Русью берегов Финского залива, остановило шведскую агрессию на новгородско-псковские земли.
По возвращении с берегов Невы из-за очередного конфликта Александр был вынужден покинуть Новгород и уехать в Переяславль-Залесский.

Война Новгорода с Ливонским орденом.

Новгород остался без князя. Тем временем немецкие рыцари взяли Изборск и над Новгородом нависла угроза с запада. Псковские войска вышли им навстречу и были разбиты, потеряли своего воеводу Гаврилу Гориславича, а немцы по следам бегущих подступили к Пскову, сожгли окрестные городки и села и целую неделю стояли под городом. Псковичи вынуждены были исполнить их требования и дали своих детей в заложники. Как утверждает летописец, в Пскове вместе с немцами стал править некто Твердило Иванович, который и привел врагов. На этом немцы не остановились. Ливонский орден, собрав немецких крестоносцев Прибалтики, датских рыцарей из Ревеля, заручившись поддержкой папской курии и некоторых давних соперников новгородцев псковичей, вторгся в пределы новгородских земель. Вместе с чудью они напали на Вотскую землю и завоевали ее, наложили дань на жителей и, намереваясь надолго задержаться в Новгородских землях, построили крепость в Копорье, взяли город Тесов. Собрали у жителей всех лошадей и скот, вследствие чего селянам пахать было не на чем, разграбили земли по реке Луге и стали грабить новгородских купцов в 30 верстах от Новгорода.
Из Новгорода было отправлено посольство к Ярославу Всеволодовичу с просьбой о помощи. Тот направил в Новгород вооруженный отряд во главе со своим сыном Андреем Ярославичем, которого вскоре заменил Александр. Приехавший в Новгород в 1241 году, Александр немедленно двинулся на неприятеля к Копорью, взял крепость. Плененный немецкий гарнизон привел в Новгород, часть его отпустил, а изменников вожан и чудь повесил. Но нельзя было так быстро освободить Псков. Его Александр взял только в 1242 году. При штурме погибло около 70 новгородских рыцарей и множество простых воинов. По свидетельству немецкого летописца, шесть тысяч ливонских рыцарей было взято в плен и замучено.
Вдохновленные успехами новгородцы вторглись на территорию Ливонского ордена и начали разорять поселения эстов, данников крестоносцев. Вышедшие из Риги рыцари, уничтожили передовой русский полк Домаша Твердиславича, вынудив Александра отвести свои отряды к границе Ливонского ордена, проходившей по Чудскому озеру. Обе стороны стали готовиться к решающему сражению.
Оно произошло на льду Чудского озера, у Вороньего камня 5 апреля 1242 года. На восходе солнца началась знаменитая битва, слывущая в наших летописях под именем Ледового побоища. Немецкие рыцари выстроились клином, а точнее, узкой и очень глубокой колонной, задача которой сводилась к массированному удару по центру новгородского войска.


Русское войско было построено по класической схеме, выработанной еще Святославом. Центр - пеший полк с выдвинутыми вперед лучниками, по флангам - конница. Новгородская летопись и немецкая хроника единогласно утверждают, что клин пробил русский центр, но в это время ударила по флангам русская конница, и рыцари оказались в окружении. Как пишет летописец, была злая сеча, льда на озере стало не видно, все покрылось кровью. Русские гнали немцев по льду до берега семь верст, уничтожив более 500 рыцарей, а чуди бесчисленное множество, в плен взято более 50 рыцарей. "Немцы, - говорит летописец, - хвалились: возьмем князя Александра руками, а теперь самих Бог выдал ему в руки". Немецкие рыцари были разгромлены. Ливонский орден был поставлен перед необходимостью заключить мир, по которому крестоносцы отказывались от притязаний на русские земли, пленники с обоих сторон были обменены.
Летом того же года Александр нанес поражение семи литовским отрядам, нападавшим на северо-западные русские земли, в 1245 отбил Торопец, захваченный Литвой, уничтожил литовский отряд у озера Жизца и, наконец, разгромил литовское ополчение под Усвятом. Целым рядом побед в 1242 и 1245 годах он, по сказанию летописца, такой страх нагнал на литовцев, что они стали "блюстися имени его". Шестилетняя победоносная защита Александром северной Руси привела к тому, что немцы, по мирному договору, отказались от всех недавних завоеваний и уступили Новгороду часть Латгалии.

Александр и монголы.

Успешные военные действия Александра Невского надолго обеспечили безопасность западных границ Руси, но на востоке русским князьям пришлось склонить голову перед гораздо более сильным врагом - монголо-татарами.При тогдашней малочисленности и разрозненности русского населения в восточных землях нельзя было и думать об освобождении из-под их власти.
В 1243 хан Батый, правитель западной части монгольской державы - Золотой Орды, вручил ярлык великого князя владимирского на управление покоренными русскими землями отцу Александра - Ярославу Всеволодовичу. Великий хан монголов Гуюк призвал великого князя в свою столицу Каракорум, где 30 сентября 1246 Ярослав неожиданно скончался (по общепринятой версии, он был отравлен). После Ярослава старшинство и Владимирский престол наследовал его брат, Святослав Всеволодович, который утвердил племянников своих, сыновей Ярослава, на землях, данных им покойным великим князем. Вплоть до этого времени Александру удавалось избегать контактов с монголами. Но в 1247 году в Каракорум были вызваны сыновья Ярослава - Александр и Андрей. Пока Ярославичи добирались до Монголии, сам хан Гуюк умер, и новая хозяйка Каракорума ханша Огуль-Гамиш решила назначить великим князем Андрея, Александр же получал в управление опустошенную южную Русь и Киев.


Лишь в 1249 году братья смогли вернуться на родину. Александр в свои новые владения не поехал, а вернулся в Новгород, где тяжело заболел. заболел. Есть известие, что папа Иннокентий IV в 1251 году прислал к Александру двух кардиналов с буллой, написанной в 1248 году. Папа, обещая помощь ливонцев в борьбе с татарами, убеждал Александра пойти по примеру отца, согласившегося будто бы подчиниться римскому престолу, и принять католичество. По рассказу летописца, Александр, посоветовавшись с мудрыми людьми, изложил всю священную историю и в заключение сказал: "си вся съведаем добре, а от вас учения не приимаем". Шведы в 1256 году попытались было отнять у Новгорода финское побережье, приступив к постройке крепости на реке Нарве, но при одном слухе о приближении Александра с суздальскими и новгородскими полками убежали обратно. Чтобы еще более устрашить их, Александр, несмотря на чрезвычайные трудности зимнего похода, проник в Финляндию и завоевал поморье.
В 1252 г. в Каракоруме Огуль-Гамиш была свергнута новым великим ханом Мункэ (Менге). Воспользовавшись этим обстоятельством и решив отстранить от великого княжения Андрея Ярославича, Батый вручил ярлык великого князя Александру Невскому, который был срочно вызван в столицу Золотой Орды Сарай. Но младший брат Александра, Андрей Ярославич, поддержанный братом Ярославом, тверским князем, и Даниилом Романовичем, галицким князем, отказался подчиниться решению Батыя.
Для наказания непокорных князей Батый посылает монгольский отряд под командованием Неврюя (т. н. "Неврюеву рать"), в результате чего Андрей и Ярослав бежали за пределы Северо-Восточной Руси в Швецию. Александр стал править во Владимире. Андрей через некоторое время вернулся на Русь и помирился с братом, который помирил его с ханом и дал в удел Суздаль.
Позднее, в 1253 Ярослав Ярославович был приглашен на княжение в Псков, а в 1255 - в Новгород. Причем новгородцы выгнали своего прежнего князя Василия - сына Александра Невского. Но Александр, вновь посадив в Новгороде Василия, жестоко наказал дружинников, не сумевших защитить права его сына - они были ослеплены.
В 1255 году умер Батый. Его сын Сартак, который был с Александром в очень дружеских отношениях, был умерщвлен. Новый золотоордынский правитель хан Берке (с 1255) ввел на Руси общую для покоренных земель систему обложения данью. В 1257 в Новгород, как и другие русские города, были направлены "численники" для проведения подушной переписи населения. В Новгород пришла весть, что монголы с согласия Александра хотят наложить дань на их свободный город. Это вызвало возмущение новгородцев, которых поддержал князь Василий. В Новгороде началось восстание, продолжавшееся около полутора лет, в течение которых новгородцы не подчинялись монголам. Александр лично навел порядок, казнив наиболее активных участников волнений. Василий Александрович был схвачен и заключен под стражу. Новгород был сломлен и подчинился приказу посылать дань в Золотую Орду. С тех пор Новгород, хотя и не видел больше у себя монгольских чиновников, участвовал в выплате дани, доставляемой в Орду со всей Руси. Новым новгородским наместником с 1259 стал князь Дмитрий, также сын Александра.
В 1262 вспыхнули волнения на Владимирской земле. Народ был выведен из терпения насилием монгольских откупщиков дани, каковыми тогда были в основном хивинские купцы. Способ сбора дани был очень отяготителен. В случае недоплаты откупщики насчитывали большие проценты, а при невозможности уплатить людей забирали в неволю. В Ростове, Владимире, Суздале, Переяславле и Ярославле поднялись народные восстания, откупщиков отовсюду выгнали. К тому же в Ярославле убили откупщика Изосиму, который принял мусульманство в угоду монгольским баскакам и хуже завоевателей угнетал своих сограждан.
Берке был в гневе и стал собирать войска для нового похода на Русь. Чтобы умилостивить хана Берке, Александр Невский лично отправился с дарами в Орду. Александр сумел отговорить хана от похода. Берке простил избиение откупщиков, а также освободил русских от обязанности высылать свои контингенты в монгольское войско. Хан удерживал князя подле себя всю зиму и лето; только осенью Александр получил возможность вернуться во Владимир, но по дороге занемог и 14 ноября 1263 в Городце Волжском скончался, "много потрудившись за землю русскую, за Новгород и за Псков, за все великое княжение, отдавая свой живот за православную веру". Тело его было погребено во владимирском монастыре Рождества Богородицы.

Канонизация Александра Невского.

В условиях страшных испытаний, обрушившихся на русские земли, Александр Невский сумел найти силы для противостояния западным завоевателям, снискав славу великого русского полководца, а также заложил основы взаимоотношений с Золотой Ордой. В условиях разорения Руси монголо-татарами он умелой политикой ослабил тяготы ига, спас Русь от полного уничтожения. "Соблюдение Русской земли, - говорит Соловьев, - от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси и сделали его самым видным историческим лицом в древней истории от Мономаха до Донского".
Уже в 1280-х годах во Владимире начинается почитание Александра Невского как святого, позднее он был официально канонизирован Русской православной церковью. Александр Невский был единственным православным светским правителем не только на Руси, но и во всей Европе, который не пошел на компромисс с католической церковью ради сохранения власти. При участии его сына Дмитрия Александровича и митрополита Кирилла была написана житийная повесть, получившая широкое распространение в более позднее время широко известной (сохранилось 15 редакций).
В 1724 Петр I основал в Петербурге монастырь в честь своего великого соотечественника (ныне Александро-Невская лавра) и повелел перевезти туда останки князя. Он же постановил отмечать память Александра Невского 30 августа в день заключения победоносного Ништадского мира со Швецией. В 1725 императрица Екатерина I учредила орден Святого Александра Невского. Он изготовлен из золота, серебра,алмазов, рубинового стекла и эмали. Общий вес 394 бриллиантов составляет 97,78 каратов. Орден Александра Невского - одна из высших наград России, существовавших до 1917 года.
Во время Великой Отечественной войны в 1942 был учрежден советский орден Александра Невского, которым награждались командиры от взводов до дивизий включительно, проявившие личную отвагу и обеспечившие успешные действия своих частей. До конца войны этим орденом было награждено 40217 офицеров Советской Армии.

Об Александре Невском либо хорошо, либо ничего.Но за воспеванием подвигов русского князя теряется реальная историческая фигура. Анализ исторических источников показывает, что фигура Александра Невского не лишена интриги.

Преданный Орде

О взаимоотношениях Александра Невского с Ордой до сих пор спорят историки. Ученый-евразиец Лев Гумилев написал, что в 1251 году Александр Невский побратался с сыном Батыя Сартаком, "вследствие чего стал сыном хана и в 1252 году привел на Русь татарский корпус с опытным нойоном Неврюем". Согласно мнению Гумилева, Александр уверенно создал союз с Золотой Ордой, и союз этот рассматривается не как иго, а как благо.

Ученый заявляет, что во времена Александра Невского существовал политический и военный союз Руси с Ордой.
По другой версии, более распространенной, у Александра Невского не было другого выхода, и он выбрал меньшую из двух зол. Давление Запада, желание Рима распространить на Руси католичество вынудили Александра пойти на уступки Востоку, потому что тот был терпим к православию. Таким образом Александр Невский сохранил православную Русь.

А вот историк Игорь Данилевский акцентирует внимание на том, что иногда в летописных источниках Александр Невский выступает властолюбивым и жестоким человеком, который пошел на союз с татарами для укрепления личной власти.

Но и самая жесткая оценка «татарофилии» Невского принадлежит академику Валентину Янину: «Александр Невский, заключив союз с Ордой, подчинил Новгород ордынскому влиянию. Он распространил татарскую власть на Новгород, который никогда не был завоеван татарами. Причём выкалывал глаза несогласным новгородцам, и много за ним грехов всяких».

В 1257 году в Новгород пришла весть, что Орда хочет брать с новгородцев тамгу и десятину. В то время в Великом Новгороде правил сын Александра - Василий, а сам Невский княжил во Владимире. Новгородцы отказываются платить дань Орде, и Александр снаряжает карательный поход на непокорный город. Василий Александрович бежит в соседний Псков. Но вскоре отец настигает его отправляет «в Низ», во Владимиро-Суздальское княжество, а тех же, «кто Василья на зло повел», казнил:«овому носа урезаша, а иному очи выимаша». Новгородцы за это убили Александрова ставленника посадника Михалко Степанича.

Полководец

В последнее время существует устойчивое мнение, что Западная Европа серьезно не угрожала Руси, а поэтому ценность выигранных Александром Невским сражений не велика. Речь идет, в частности, о преуменьшении значимости победы в Невской битве.

К примеру, историк Игорь Данилевский отмечает, что «шведы, судя по «Хронике Эрика», подробно повествующей о событиях в данном регионе в XIII в., вообще умудрились не заметить этого сражения».

Однако подобной оценке возражает крупнейший российский специалист по истории Балтийского региона Игорь Шаскольский, отмечая что «в средневековой Швеции до начала XIV века не было создано крупных повествовательных сочинений по истории страны типа русских летописей и больших западноевропейских хроник».

Обесцениванию также подвергается и Ледовое побоище. Сражение представляется битвой, в которой полегли многочисленные войска. Опираясь на сведения «Старшей Ливонской рифмованной хроники», в которой указывается всего 20 погибших в ходе сражения рыцарей некоторые специалисты говорят о незначительном масштабе битвы. Однако, по мнению историка Дмитрия Володихина, в «Хронике» не учитывались потери среди участвовавших в сражении датских наемников, балтийских племен, а также ополченцев, которые составляли костяк армии.

Некоторые историки исчисляют войско Александра Невского в 15-17 тысяч человек, а противостоявших ему немецких воинов - 10-12 тысяч. Бывает и больше - 18 тысяч к 15-ти.

Однако на 78-ой странице Новгородской первой летописи старшего извода написано: «…и паде Чюди бещисла, а Немецъ 400, а 50 руками яша и приведоша в Новъгород». Цифра растет в следующей летописи, младшего извода: «…и паде Чюди бещисла, а Немецъ 500, а иных 50 руками яша и приведоша в Новъгород».

Лаврентьевская летопись укладывает весь рассказ о битве в три строки и даже не указывает количества воинов и убитых. Видимо, это неважно и не значительно?
«Житие Александра Невского» - источник более художественный, чем документальный. В нем вообще другой угол зрения: духовный. А с духовной стороны порой один человек сильнее тысячи.

Нельзя обойти стороной и успешные походы Александра Невского против немецких, шведских и литовских феодалов. В частности, в 1245 году с новгородским войском Александр нанес поражение литовскому князю Миндовгу, который напал на Торжок и Бежецк. Более того, отпустив новгородцев, Александр силами свой дружины преследовал остатки литовского войска, в ходе чего разгромил под Усвятом еще один литовский отряд. Всего, судя по дошедшим до нас источникам, Александр Невский провел 12 военных операций и ни в одной из них не проиграл.

Сколько жен?

В житии Александра Невского сообщается, что в 1239 году святой Александр вступил в брак, взяв в жены дочь Полоцкого князя Брячислава. Некоторые историки говорят, что княгиня в святом Крещении была тезоименита своему святому супругу и носила имя Александра. В то же время можно найти сообщения о том, что была и другая жена: "В соборе Княгинина монастыря были погребены Александра - первая жена князя, Васса - его вторая супруга и дочь Евдокия". Вот что написано в "Истории государства Российского" Н.М. Карамзина: "

По кончине первой супруги, именем Александры, дочери Полоцкого Князя Брячислава, Невский сочетался вторым браком с неизвестною для нас Княжною Вассою, коей тело лежит в Успенском монастыре Владимирском, в церкви Рождества Христова, где погребена и дочь его, Евдокия".

И все-таки существование второй жены Александра вызывает сомнения и у историков, и у обычных людей, чтящих святого благоверного князя Александра Невского. Существует даже мнение, что Васса - монашеское имя Александры Брячиславовны.

Свержение брата

Известно, что в 1252 году брат Александра Невского Андрей Ярославич был изгнан с Владимирского княжения посланной к нему Батыем «Неврюевой ратью». По распространенному мнению, князя лишили ярлыка за неявку в Орду, однако в источниках отсутствуют какие-либо сведения о вызове Андрея Ярославича в Сарай.
В летописях говорится, что Александр ездил на Дон к сыну Батыя Сартаку и жаловался на то, что Андрей получил великокняжеский стол не по старшинству и не сполна платил монголам дань.

Историк Дмитрий Зенин склонен видеть инициатором свержения Андрея его брата Александра, так как, по его мнению, Батый не особенно разбирался во всех тонкостях русских межкняжеских счетов и не мог принять на себя такую ответственность.

Более того, некоторые исследователи под именем «Неврюй» подразумевают самого Александра Невского. Основой для этого служит тот факт, что Нева на общемонгольском языке звучала как «Невра». Кроме этого, довольно странно, что имя полководца Неврюя, который находился рангом выше темника больше нигде не упоминается.

Святой

Князь Александр Невский канонизирован как благоверный. Из-за советской пропаганды этот правитель представляется чаще всего как успешный воин (он действительно не проиграл за всю свою жизнь ни одного сражения!), и кажется, что прославился он только своими военными заслугами, а святость стала чем-то вроде «награды» от Церкви.

За что же его канонизировали? Не только за то, что князь не пошел на союз с латинянами. Удивительно, однако его стараниями в Золотой Орде была создана православная епархия. И проповедь христианства распространилась на север - в земли поморов.
К этому лику святых - благоверные - причисляются миряне, прославившиеся искренней глубокой верой и добрыми делами, а также православные правители, сумевшие в своем государственном служении и в различных политических коллизиях остаться верными Христу. «Как и любой православный святой, благоверный князь - вовсе не идеальный безгрешный человек, однако это в первую очередь правитель, руководствовавшийся в своей жизни прежде всего высшими христианскими добродетелями, в том числе милосердием и человеколюбием, а не жаждой власти и не корыстью».

Любителей истории всегда будет привлекать благородный образ князя Александра Ярославича Невского (1220–1263). Нашему городу выпала честь быть связанным с именем этого великого русского полководца и патриота. Здесь, в Городце, он провёл последние дни своей жизни.

Точное место смерти князя вызывает споры историков и краеведов до сих пор. Давно принято считать, что Александр Невский скончался в келье Фёдоровского мужского монастыря . Действительно, известно, что Александр Ярославич умер в Городце, приняв перед смертью монашеский постриг и новое имя - Алексей. Но никакой монастырь в летописях не указан. Нет упоминания о городецком монастыре и в Житии святого благоверного князя Александра Невского, написанного вскоре после его кончины.

В ноябре 1263 года, возвращаясь из Орды на Русь, в Нижнем Новгороде князь занемог и здесь, в Городце, окончил свой земной путь. Вот как повествует об этом Московский летописный свод конца XV века: «В лето 6771 … Князь великии Александр поиде в Орду ко царю Беркаю, и удержа и царь, не пусти его в Русь, и зимова в Орде, тамо и разболеся, и доиде до Новагорода Нижнего и пребыв ту мало и иде на Городец и тамо в болшии недуг впаде и пострижеся в черньци ноемврия во 14, тое же нощи и преставися; святое же его тело понесоша ко Володимерю».

О том же сообщает и Житие святого благоверного князя: «Великий же князь Александр Ярославич взыйде от иноплеменник до Нова города до Нижняго и ту пребы дни мало здрав, дошед Городца и разболеся. … Великий же князь Александр Ярославич ревновав по господе бозе своем крепко, оставя земное царьство и желая небесного царьствия, возприят ангилский образ мнишескаго житиа; еще сподоби его бог больший чин воспияти - скиму. Тако господеви дух предаст с миром, скончася месяца ноября в 14 день».

Гораздо труднее определить, когда и почему возникла легенда о том, что Александр Ярославич Невский скончался в Фёдоровской обители. Как мы убедились, точное место смерти князя не названо ни в летописном сообщении, ни в Житии. Причём Житие является самостоятельным историческим источником и сложилось независимо от летописных известий. «Важно, что подробности Жития основаны на рассказах очевидцев и свидетелей, - пишет историк А.Н.Кирпичников, - знавших и наблюдавших Александра Невского как полководца».

Житие было написано в 1282–1283 гг. во Владимире, в Рождественском монастыре - там, где был похоронен Александр Невский. Автором его был неизвестный инок, младший современник князя Александра. Как видно из текста Жития, перед смертью князь принял монашеский постриг, но где точно произошло это событие - не указано. Либо автор Жития не знал или не помнил названия городецкого монастыря, либо постриг князя происходил в каком-то другом месте. В любом случае связывать смерть Александра Невского именно с Фёдоровской обителью нельзя, так как никаких данных о существовании этого монастыря в XII–XIII веках не сохранилось.

Историки И.А. Кирьянов и Н.Ф. Филатов считают, что первое документальное свидетельство о Фёдоровском монастыре относится к началу XV века и содержится в духовной грамоте нового владельца Городца серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго (героя Куликовской битвы и двоюродного брата Дмитрия Донского). В завещании князь пишет: «А Соль на Городце дети мои ведают с единого, а делят себе наполы (пополам - примечание И. Кирьянова) оприснь Фёдоровские варницы, а иной никто не вступается в Городецкие варницы». Очевидно, что здесь под «Солью на Городце» подразумеваются места добычи соли в окрестностях Балахны. Соледобыча приносила большую прибыль и вполне могла быть одной из привилегий городецкого монастыря. Отсюда часть варниц, выпаривавших соль из соляного раствора, и названа в грамоте «Фёдоровскими».

Подкрепить эту версию новыми фактами пока невозможно. Но даже если речь в завещании князя Владимира идет действительно о Фёдоровском монастыре (напомним, что это грамота начала XV столетия), нельзя утверждать, что именно в нём в 1263 году умер Александр Невский. Так из летописей известно, что в Городце в XIV веке существовал монастырь святого Лазаря. «В то же время, летописные упоминания о Фёдоровском монастыре отсутствуют, - замечает Н.Н.Бахарева. - Легенда о смерти Александра Невского в Фёдоровской обители не подтверждается его «Житием», составленным в 80-х годах XIII века. Упоминание в духовной грамоте 1401–1402 годов князя Владимира Андреевича Серпуховского Фёдоровских варниц в Соли-на-Городце (Балахне), которое И.А. Кирьянов и Н.Ф. Филатов считают документальным свидетельством о существовании в Городце Фёдоровского монастыря, вряд ли можно, строго говоря, считать таковым».

Первое упоминание о Фёдоровском монастыре Н.Н. Бахарева обнаружила в Городецкой Писцовой книге, составленной между 1680–1684 годами: «Монастырь Фёдоровский …, в поле от валу порощенные старые кладбища, а на том кладбище поставлен столп, а в том столпе образ пресвятые богородицы Феодоровския».

Монастырь был назван в честь чудотворной иконы Феодоровской Божией Матери. Эта древняя икона хранится в Костроме. Там же бытовала легенда, будто икона оказалась в их городе после татаро-монгольского нашествия, спасясь чудесным образом из разоренного ханом Батыем Городца. В Костроме икона получила название «Феодоровская» - в честь церкви святого Феодора Стратилата, в которую она была помещена. По легенде, городчане узнали свою икону в Костроме и снятый с неё список (копию) перевезли в Городец в переименованный в её честь Феодоровский монастырь.

Ранняя история городецкой обители до сих пор остается практически неизвестной. А вот вышедшая из Городца костромская икона со временем получила большую известность и почитание. Она стала святыней царствующего дома Романовых. Это произошло после 1613 года, когда ею был благословлен на царство первый царь из этой династии - Михаил Фёдорович Романов. Поэтому Н.Н. Бахаревой была даже высказана точка зрения о том, что «нельзя исключить вероятности присвоения народной молвой давно не существующему монастырю названия Фёдоровского уже в XVII веке, в связи с прославлением иконы «Богоматери Феодоровской» как патрональной святыни дома Романовых. Монастырь мог получить легендарное название благодаря сохраненной памяти о том, что из него когда-то вышла всенародно почитаемая икона».

Феодоровский мужской монастырь был возобновлен в Городце в самом начале XVIII века на уже упомянутом месте: «в поле от валу», т.е. за территорией древнего города. С этого момента нам и стала известна легенда о смерти в этом монастыре Александра Ярославича Невского. В течение XVIII и XIX веков Фёдоровский монастырь вырос в большой архитектурный ансамбль, который включал в себя и храм в честь святого благоверного князя Александра Невского, построенный по проекту известного архитектора Л.В. Даля.

Фёдоровский монастырь
(разрушен в годы Советской власти).
Фото начала XX века

К сожалению, в 1927 году монастырь был закрыт. В последней из его церквей служба велась до 1934 года. В дальнейшем все храмы и колокольни монастыря были разрушены. Все, что сохранилось - это два каменных корпуса братских келий XIX и начала XX веков, занятые сейчас больницей водников и почтой (в здании почты открылась православная гимназия - ВП).

Легенда о смерти Александра Невского в Фёдоровской обители пока не подкреплена историческими источниками, и потому нет оснований связывать современные остатки монастыря с местом кончины князя. Шурфы, заложенные археологами на территории комплекса зданий Фёдоровского монастыря, не показали наличия здесь культурного слоя XII–XIV веков. Едва ли вообще древний монастырь мог быть вынесен за крепостную стену, но и внутри старого Городца остатков церковных или монастырских построек пока не обнаружено.

Как бы то ни было, Фёдоровский монастырь бережно хранил память о смерти Александра Невского в Городце. Разрушение монастырских храмов стало невосполнимой утратой не только для внешнего облика города, но и для его истории, для исторического самосознания городчан.

Со временем в честь Александра Невского была названа одна из улиц в исторической части города (1942 г.), воздвигнут памятник князю на волжской набережной (1993 г.), в Городецком музее прошла всероссийская историческая конференция «Александр Невский и его эпоха» (2000 г.). Наконец, совсем недавно в городе возник Благотворительный фонд во имя святого благоверного великого князя Александра Невского, началась передача православной церкви части построек на территории бывшей Фёдоровской обители.

Надеемся, что городчане и впредь будут чтить память об Александре Невском - полководце, дипломате и святом, чьё имя неразрывным образом оказалось связанным с Городцом.

Князь Александр Невский родился в 1221 году, в семье новгородского князя Ярослава Всеволодовича. В 1236 году он стал князем новгородским и в первые годы своего княжения построил несколько крепостей для обороны от монголо-татарских орд, грозивших с востока.

Но главная опасность грозила Новгороду с запада. С начала XIII века новгородским князьям приходилось удерживать атаки набиравшего силу Литовского государства и наступление немецких рыцарей-крестоносцев. С севера же наступали шведы, возможно, решившие, что Русь настолько разгромлена монголо-татарами, что можно без потерь захватить финские земли, традиционно принадлежавшие новгородским князьям.

Шведское войско вторглось на новгородские земли летом 1240 года. Корабли шведов вошли в Неву и остановились в устье ее притока - реки Ижоры. Это было страшное испытание для молодого князя Александра, но он с честью его выдержал, проявив свой талант полководца и политика. С небольшой дружиной он выступил в поход и неожиданно напал на лагерь захватчиков. Битва закончилась блестящей победой новгородцев. Эта победа прославила двадцатилетнего Александра, именно в честь нее он и получил прозвание - Невский.

Но в год невской победы рыцари вторглись с город Изборск, потом захватили Псков - важный стратегический объект на западных рубежах, а вскоре вторглись и в новгородские земли, взяли город Тесов на реке Луге и поставили крепость Копорье. И вновь Александр Невский действовал решительно, без промедления. В 1241 году он взял крепость.

В 1242 с новгородцами и суздальской дружиной Александр двинулся к Пскову, и отвоевал его у немцев. 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера произошла битва, вошедшая в историю как Ледовое побоище. Немцы, двигавшиеся клином, пробили передовой полк русских, но затем были окружены и полностью разбиты. «И гнались за ними, избивая, семь верст по льду», - рассказывается в летописях тех лет.

Ледовое побоище имело огромное значение не только для Новгорода, но и для судьбы всей Руси, которая обрела на долгие годы мир и безопасность на северо-западных границах, но на Востоке русски князьям пришлось заключать мир с гораздо более сильным противником - монголо-татарами. Александр Невский, одержав блестящую победу над западными завоевателями, и положил начало взаимоотношений с Золотой Ордой, показав себя не только талантливым полководцем, но и гениальным политиком и дипломатом.

Скончался Александр Невский в 1263 году. Предполагают, он был отравлен. Уже в конце тринадцатого века его начали почитать как святого, а в 1547 году он был канонизирован православной церковью.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя