Когда была война греции за независимость. Оо «нгго»национальные герои борьбы за независимость греции - оо «нгго»

За независимость), освободительное восстание греческого народа против турецкого господства, начавшегося в 15 веке. В подготовке восстания значительную роль сыграло тайное революционное общество «Филики Этерия», созданное в 1814 году в Одессе греческими патриотами. Восстание, поднятое А. Ипсиланти (одним из руководителей «Филики Этерия») в Молдавии в феврале (марте) 1821, дало импульс к антитурецкому выступлению в Греции, которое началось в марте (апреле) 1821 и в течение 3 месяцев охватило всю Морею (Пелопоннес), часть континентальной Греции, острова Спеце, Идра, Псара и др. [День независимости Греции - 25 марта (6 апреля)]. Восстание греков переросло в национально-освободительную революцию, главной движущей силой которой было крестьянство. Летом 1822 30-тысячная турецкая армия вторглась в Морею, но, получив решительный отпор, была вынуждена отступить, понеся большие потери. В 1821-22 восставшие освободили значительную часть Греции. Из их среды вышли талантливые полководцы Т. Колокотронис, М. Боцарис, Г. Караискакис и др. В январе 1822 в Пиаду, близ Эпидавра, было созвано Национальное собрание, которое провозгласило независимость Греции и приняло первую греческую конституцию - Эпидаврский органический статут, объявлявший страну независимой республикой; её президентом избран А. Маврокордатос. В 1827 в городе Трезен президентом был избран И. А. Каподистрия. Среди восставших отсутствовало единство управления, после первых успехов в их лагере обострились противоречия, что привело к двум гражданским войнам (ноябрь 1823 - июнь 1824, ноябрь 1824 - начало 1825), которые заметно ослабили греческое освободительное движение.

В 1824 турецкий султан Махмуд II привлёк к борьбе с восставшими своего вассала египетского пашу Мухаммеда Али, пообещав ему территории Сирии и Крита. В 1825 египетская армия под командованием Ибрахим-паши опустошила большую часть Морей; 22.4.1826 после 11-месячной осады египетские и турецкие войска захватили важный опорный пункт повстанцев - город Месолонгион, в июне 1827 турки овладели афинским Акрополем, после чего в Греции остались лишь небольшие очаги сопротивления. Такое развитие событий заставило ведущие европейские державы активнее вмешаться в конфликт. Во многих странах в поддержку восставших греков выступила общественность, в Грецию стали отправляться добровольцы. Россия, стремившаяся упрочить свои позиции на Балканах и в Средиземноморье, изначально поддерживала восставших. Великобритания, пытаясь не допустить усиления на Балканах влияния России и одновременно стремясь укрепить там свои позиции, в 1823 году после первых успехов греков признала их «воюющей стороной» и в 1824-25 выделила им денежные займы. 23.3(4.4).1826 в Санкт-Петербурге был подписан протокол между Россией и Великобританией, по которому стороны брали на себя посредничество в греко-турецком конфликте на основе предоставления Греции внутренней самостоятельности. По Лондонской конвенции 1827 к России и Великобритании в деле разрешения греко-турецкого конфликта присоединилась Франция. Турецкая сторона отвергла предложения трёх стран, после чего к Пелопоннесу были направлены российские, французские, британские военно-морские эскадры, которые в Наваринском сражении 1827 разгромили турецко-египетско-тунисский флот. Судьбу Греции фактически решила русско-турецкая война 1828-29, закончившаяся победой России и заключением Адрианопольского мира 1829, по которому Османская империя признала автономию Греции при условии уплаты дани султану. В 1830 году Греция официально стала независимым государством.

1821 29 (Греческая война за независимость) народная, в результате которой свергнуто османское иго и завоевана независимость Греции. Подготовлена главным образом членами Филики Этерия. Началась восстанием в марте 1821 (День независимости Греции… … Большой Энциклопедический словарь

1821 29 (Греческая война за независимость), народная, в результате которой свергнуто османское иго и завоевана независимость Греции. Подготовлена главным образом членами «Филики Этерия» (см. ФИЛИКИ ЭТЕРИЯ). Началась восстанием в марте 1821 (День… … Энциклопедический словарь

- (Греческая война за независимость), народная революция, в результате которой свергнуто османское иго и завоёвана независимость Греции. Подготовлена главным образом членами «Филики Этерии». Началась восстанием в марте 1821 (День независимости… … Энциклопедический словарь

См. также статью: История современной Греции Греческая революция Дата 25 марта 1821 3 февраля 1830 Место … Википедия

Революции 1848 1849 годов Франция Австрийская империя: Австрия Венгрия … Википедия

Греческая война за независимость, революция греческого народа, вследствие которой было свергнуто османское иго и завоёвана независимость Греции. Началась в условиях национального и социального гнёта в Греции и подъёма национально… … Большая советская энциклопедия

АНТИЧНАЯ. I. ПЕРИОД ГРЕЧЕСКОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ (833 ДО ХРИСТ. ЭРЫ). Древнейший письменно зафиксированный памятник греческой литературы, Гомеровские поэмы, является результатом длительного развития. Оно может быть восстановлено лишь предположительно… … Литературная энциклопедия

Сербский ополченец Страны СР Хорватия … Википедия

Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/28 августа 2012. Дата постановки к улучшению 28 августа 2012.… … Википедия

Книги

  • Греческая революция, героические сцены, H 21 , Г. Берлиоз. Репринтное нотное издание Berlioz, Hector`La r?volution grecque, sc?ne h?ro?que, H 21`. Жанры: Secular cantatas; Cantatas; For 2 voices, mixed chorus, orchestra; For voices and chorus with…

Восстание, поднятое Ипсиланти в феврале (марте) 1821 в Молдове, послужило сигналом к национально-освободительному восстанию в Греции, которое началось в марте (апреле) 1821 г. 25 марта (6 апреля) отмечается в Греции как День независимости. Восставшие взяли столицу Месинии Каламе и образовали там первый правительственный орган - Пелопоннесский сенат. Вскоре восстание охватило весь Пелопоннес, затем острова Спеце, Идру, Псаруидр. В Греции началась революция. Основной движущей силой революции было крестьянство. Отряды восставших возглавляли талантливые полководцы Т. Колокотронис, М. Боцарис, Г. Караискакис и др. Руководство революцией принадлежало формировавшейся национальной буржуазии, лидером которой был А. Маврокордатос. В январе 1822 г. в Пиаду (близ Эпидавра) Национальное собрание приняло первую греческую конституцию, т. н. Эпидаврский органический статут 1822 г., объявлявший Грецию независимым государством, и избрало Маврокордатоса президентом. Героическая освободительная борьба греческого народа против турецких захватчиков (в феврале 1825 г. на помощь туркам пришла египетская армия под командованием Ибрахима-паши) вызвала симпатии различных слоев европейской общественности. На помощь грекам прибыли иностранные добровольцы (среди них - английский поэт Дж. Байрон и др.), в ряде стран возникли филэллинские комитеты. В апреле 1827 г.

Национальное собрание избрало президентом Греции И. Каподистрию - греческого политического деятеля, долгое время находившегося на русской дипломатической службе. Чтобы помешать росту влияния России в Греции, Великобритания и Франция заключили с Россией Лондонскую конвенцию 1827 г., по которой три державы обязывались совместно потребовать от турецкого правительства предоставления Греции автономии при условии уплаты ею ежегодной дани султану. После отказа турецкого султана принять предложения трёх держав к берегам Пелопоннеса были посланы русская, английские и французские военно-морские эскадры, разгромившие в Наваринском сражении 1827 г. турецко-египетский флот. Окончательно судьбу Греции решила русско-турецкая война 1828-1829 гг., завершившаяся Адрианопольским мирным договором 1829 г., предусматривавшим предоставление Греции автономии при условии уплаты ею дани султану. Границы Греции устанавливались по линии от залива Арта до залива Волос, включая острова Киклады. 3 февраля 1830 г., по решению Лондонской конференции трёх держав, Греция стала официально независимым государством. В состав Греции не вошли Эпир, Фессалия, Крит, Самос и другие населённые греками территории; были отторгнуты в пользу Турции Акарнания и часть Этолии (выкуплены Грецией в 1832 г.) Лондонская конференция навязала Греции монархическую форму правления.

После обретения независимости в результате революции 1821 года Греция вступила в новую полосу своей истории. Разбросанным по многочисленным островам, разделенным плохими дорогами и неразвитой инфраструктурой, раздираемым многочисленными противоречиями и межклановой враждой грекам предстояло вступить на долгий и сложный путь строительства единого национального государства, определения своих внешне- и внутриполитических ориентиров и формирования нового греческого образа и самосознания. Долгое время жившие под гнетом турецкого ига и, наконец обретшие долгожданную свободу и национальную независимость, греки вынуждены были решать непростые задачи построения нового жизненного уклада, урегулирования внутренних проблем и выстраивания отношений с окружавшим их миром.

Романтика национально-освободительной революционной борьбы и формирования национального государства на территории являвшейся колыбелью европейской цивилизации, постоянно привлекала восторженные взгляды многочисленной армии симпатизирующих грекам во всех европейских странах. Не случайно по всей Европе возникают филэллинские общества, ставящие своей целью всемерно способствовать становлению греческой государственности, развитию ее институтов и возрождению исторических памятников Древней Эллады. Геополитическое положение Греции, являвшейся европейскими воротами в Азию, делает новое государство объектом пристального внимания сильнейших европейских держав, таких как Россия, Англия и Франция, в восточной политике которых все сильнее проявляется греческое направление.

Можно выделить несколько главных объединяющих начал, которые цементировали греческое общество на начальных этапах становления национального государства и послужили в дальнейшем основой формирования греческой нации. Во-первых, в основе объединения лежала языковая общность жителей множества греческих островов и местностей и своеобразная национальная культура. Несмотря на то, что зачастую представители политической элиты, получившие образование за границей, и испытывали определенные трудности с переходом на греческий язык, постепенно национальные культурные традиции брали верх. «Я видел в Греции много молодых людей, возвратившихся из Европы, где они воспитывались во время революции.... Многие должны отказаться и от своего платья и вновь одеться в национальное. Родители гневно выражают свое недовольство, видя в своих детях капризных иностранцев, иногда потерявших и родной язык и родную привязанность к религии», - вспоминал Константин Базили, переводчик при российском флоте в своих воспоминаниях «Архипелаг и Греция в 1830-1831 годах».

Уже в первые годы после революции активно шло формирование новогреческого языка, вырабатывалась его литературная норма, что стало немаловажным фактором единения греков. «В последнее время новогреческий язык сделал быстрые успехи», - отмечал в статье из «Отечественных записок» 1841 года Липрт. Национальному единению греческого населения способствовало и осознание себя потомками древних эллинов и попытки возродить наследие Древней Эллады. Не последнюю роль в этом сыграло европейское просвещение, идеи которого постепенно в большей или меньшей мере стали проникать в широкие слои греческого общества. Все без исключения российские путешественники отмечали огромные усилия, которые предпринимались греками для сохранения и восстановления памятников старины, несмотря даже на сложное финансовое состояние государства. Среди греков вошло в моду называть своих детей именами видных древней государственных деятелей, литераторов и философов, хотя ещё несколько десятилетий назад подавляющая часть греческого населения, в основном ориентированного на свою узкую общину не имела какое-либо понятие о героях и достижениях древней Эллады.

Развивалась и национальная греческая культура. Несмотря на долгие годы турецкого ига, коренные греки в значительной степени сохранили многие черты уклада и особенности народной культуры и не спешили перенимать модные иностранные веяния. Особенно характерно это проявилось на бытовом уровне в ежедневной жизни греческих низов. Захаров отмечал, что среди греков даже считалось особым достоинством подчеркнуть свою приверженность национальной культуре: «Надо отдать справедливость грекам, их привязанности к своему, народному; для грека нет блага выше, как уметь удачно выказать свою национальность в песнях, плясках, перед публикою, в особенности перед женщинами, которые со своей стороны неравнодушны к национальным обычаям и оценивают по достоинству особенно отличившегося преданностью к родине». Важную роль в процессе становления греческого государства играла и общая православная религия, которую теперь можно было беспрепятственно исповедовать. Религия сыграла объединяющую роль в борьбе греков за независимость. Орлов-Давыдов вспоминает как в одной из бедных сельских церквей Пелопоннеса ему довелось увидеть наклеенные на стенах тексты патриотических песен. «Эта церковь изображает лучше всех длинных описаний чувства греков к их религии. Они сражались за нее, и потому украшают церковь своими трофеями, т. е. национальными песнями», - писал путешественник.

Низкая рентабельность сельского хозяйства в большинстве районов страны не способствовала консервации феодальных отношений, которые могли бы стать в определенной мере тормозом на пути экономического развития страны. Орлов-Давыдов пишет, что «обширные земли, уступленные турками по окончании войны, остаются до сего времени без всякой пользы для помещика, потому что обрабатывание их при наложенных повинностях превзошло бы цену самого имения».

Важным фактором становления нового греческого государства и самосознания было развитие образования. Немаловажным фактором, который свидетельствовал о демократизме греков и немало способствовал социальной мобильности греческого общества, была доступность образования для самых широких слоев населения. В результате греческий студент во многом отличался от своих собратьев в Европе. Захаров подчеркивает, что с момента создания независимого государства в Греции открылось множество новых учебных заведений: университет, политехническая школа, несколько гимназий, военные училища, в которые устремились в поисках знаний все слои греческого общества.

Особенности историко-географического развития государства, отсутствие укоренившейся веками феодальной традиции создавали предпосылки для будущей политико-экономической модернизации Греции, в основе которой будет лежать формирование капиталистических отношений. Во многом эта модернизация будет опираться на передовые просветительские идеи.



Ελληνική Επανάσταση του 1821 - вооружённая борьба греческого народа за независимость от Османской империи, начавшаяся в 1821 г. и завершившаяся в 1832 г. Константинопольским мирным договором, утвердившим Грецию как независимое государство. Греки были первые из подчинённых народов Османской империей, которые обрели независимость.

Османская империя управляла почти всей Грецией, за исключением Ионических островов, Крита и отдельных районов Пелопоннеса, с рубежа XIV и XV столетия. В XVII веке османы подчинили Пелопоннес и Крит. Но в XVIII и XIX столетиях всю Европу охватила волна революций. Власть Турции уменьшалась, греческий национализм начал самоутверждаться и всё больше приобретал поддержку в лице западноевропейских стран.

В 1814 году греческие патриоты Н. Скуфас, Э. Ксантос и А. Цакалов сформировали в Одессе секретную организацию «Φιλική Εταιρεία» («Дружеское общество»). В 1818 году центр организации был перенесён в Константинополь. С поддержкой богатых греческих общин, находившихся в Великобритании и США, с помощью сочувствующих в западной Европе и тайной помощи из России, они планировали восстание против Турции.

Восстание против Османского владычества было поднято группой заговорщиков под предводительством Ипсиланти, состоявшей в значительной степени из российских офицеров греческого происхождения. Возглавить освободительное движение предлагалось Иоанну Каподистрии, однако тот, занимая важные дипломатические посты в российской администрации, длительное время считал для себя невозможным участвовать в восстании, официально Россией не поддерживаемом.

Восстание началось 6 марта 1821 года, когда Александр Ипсиланти, сопровождаемый несколькими другими греческими чиновниками российской армии, пересёк реку Прут в Румынии и вступил со своим небольшим отрядом на территорию современной Молдавии. Он был скоро разбит турецким войском. Восстание вспыхнуло в Южном Пелопоннесе (Морее) 25 марта. В течение 3 месяцев восстание охватило весь Пелопоннес,

часть континентальной Греции, остров Крит, Кипр и некоторые другие острова Эгейского моря. Повстанцы захватили значительную территорию. 22 января 1822 года 1-е Национальное собрание в Пиаду (близ Эпидавра) провозгласило независимость Греции и приняло демократическую конституцию. 1822 30-тыс. турецкая армия вторглась в Морею, но отступила, понеся значительные потери Греческие войска, руководимые талантливыми полководцами М. Боцарисом, Т. Колокотронисом, Г. Караискакисом.

Военные действия против турецких войск протекали относительно успешно. Ответ Турции был страшный, тысячи греков были репрессированы

турецкими солдатами, был повешен константинопольский патриарх Григорий V. Однако и греки не остались в долгу. Греческие повстанцы казнили турок. Все эти события были плохо восприняты Западной Европой. Британское и французское правительство подозревали, что восстание было российским заговором по захвату Греции и даже, возможно, Константинополя. Однако вожди повстанцев конфликтовали между собой и оказались неспособны установить регулярное управление освобождёнными

территориями. Все это привело к междоусобной борьбе. В Греции началась гражданская война (конец 1823 - май 1824 и 1824-1825).

В 1825 году турецкий султан обратился за помощью к вассальному, но проявлявшему большую самостоятельность хедиву Египта Мухаммеду Али, только что произведшему серьёзные реформы египетской армии по европейским образцам. Султан Турции обещал пойти на уступки относительно Сирии, если Али поможет. Египетские силы, под командованием сына Али Ибрагима, быстро завладели Эгейским морем.

Ибрагиму также сопутствовал успех и на Пелопоннесе, где он сумел возвратить Триполис - административный центр области. Однако в европейских странах, особенно в Англии и Франции (и, конечно, в России), росло сочувствие к греческим патриотам среди образованной элиты и желание ещё ослабить Османскую империю - среди политиков. В 1827 году в Лондоне была принята конвенция, поддерживающая независимость

Греции. 20 октября 1827 года британские, французские и русские эскадры, под общим командованием английского вице-адмирала Эдварда Кодрингтона, вошли в греческие воды. В этот же день союзники в Наваринской бухте Пелопоннеса встретились с турецко-египетским флотом. В ходе четырёхчасового Наваринского сражения турецко-египетский флот был разбит союзниками. Вслед за этим французский десант высадился

на сушу и помог грекам довершить разгром турок. Одержав эту победу, союзники не предпринимали в дальнейшем никаких совместных действий, направленных на подрыв военной мощи Турции. Более того, в лагере бывших союзников начались разногласия по поводу раздела бывших владений Османской империи. Воспользовавшись этим, Турция в декабре 1827 года объявила России войну.

Началась русско-турецкая война 1828-1829 гг., в которой Турция потерпела поражение. По Адрианопольскому мирному договору от 1829 года Турция признавала автономию Греции. 3 февраля 1830 года в Лондоне был принят Лондонский протокол, по которому официально признавалась независимость Греции. К середине 1832 года была окончательно проведены границы нового европейского государства.

Греция в период османского ига

После падения Константинополя (1453) турки захватили Афинское герцогство (1456), взяли Фивы, о.Лесбос и Морею (1460), кроме некоторых недоступных горных мест Лаконии и немногих приморских пунктов. Последние, так же как и острова Архипелага и Ионического моря, принадлежали Венецианской республике, имевшей притязания на всю Грецию. Борьба Турции с Венецией продолжалась два с половиной века. В 1470 году турки захватили о.Негропонт (Эвбею) и вернули Морею, отнятую было венецианцами. Баязет II по мирному договору

1503 года получил города Лепанто, Наварин, Модон, Корон и некоторые другие. В 1540 году была завоевана Навплия. Мир 1573 года оставил венецианцам лишь несколько крепостей на албанском берегу, Кандию и Ионийские острова. Кандия была взята турками в 1666 году. Обращенная в турецкую провинцию Греция была разделена на пашалыки. Несмотря на грубый произвол администрации направленное главным образом к вымогательству но они не коснулись ни церкви, ни местного самоуправления - и эти два института спасли греческую национальность от гибели.

В Константинополе только 8 церквей были обращены в мечети; остальные остались за христианами. Султан Магомет II назначил греческим патриархом Геннадия и предоставил духовенству свободу от личных податей. Хотя в Диване и возникала иногда мысль о поголовном истреблении греков. Самостоятельно управлявшаяся греческая церковь сохраняла юрисдикцию над православными и служила центром, связующим греческих подданных Порты. Общины управлялись выборными димогеронтами, которые, в свою очередь, выбирали начальников епархий, коджабашей.

Греки сохранили свои школы, руководимые духовенством; благодаря этому они во все время турецкого господства выделялись своим образованием из ряда других турецких подданных; многие из них, преимущественно фанариоты, достигали высоких ступеней на государственной службе. Несмотря на эти вольности, а отчасти, может быть, и благодаря им, ненависть греков к победителям всегда была сильна. Этому содействовало презрение, которое турки выказывали к «райам» (стаду) и которое выразилось, между прочим, в обязательных для греков форме и

цвете платьев и домов. Ещё важнее был политический и экономический гнет, достаточно тяжелый, чтобы вызывать протест, но недостаточно систематический, чтобы раздавить национальность и уничтожить стремление к свободе. Центральное правительство не преследовало злоупотреблений местных властей; даже льготы духовенству были парализованы системою бакшишей (взяток), разъедавшей турецкий государственный организм; местом патриарха скоро стали торговать, как всяким другим; свобода богослужения тоже вызывала бесконечные вымогательства и нарушалась по капризу любого паши. Необеспеченность собственности

повела к упадку земледелия и распространила среди греков занятие торговлей; этому способствовали полная свобода торговли и отсутствие (в первые века после падения Константинополя) таможен. Мало-помалу торговля в Турции сосредоточилась почти исключительно в руках греков, из которых в течение XVIII века очень многие составили себе крупные состояния. К моменту восстания торговый флот греков доходил до 600 судов. Тем сильнее стало стремление к иному режиму, обеспечивающему права личности и собственности.

Уже в XVII веке греки смотрели на единоверную им Россию как на опору в будущей борьбе. Русские государи, начиная с Петра I, мечтали о завоевании Константинополя при помощи греков. Екатерина II лелеяла широко задуманный «греческий проект», клонившийся к образованию Греч. империи; в лице своего внука Константина она готовила будущего греческого императора. Когда в Средиземном море появилась русская эскадра под начальством Алексея Орлова (1770, Первая Архипелагская экспедиция), Морею охватило восстание, но оно было легко подавлено и повело к

опустошению страны. Ни Чесменская победа, ни Кучук-Кайнарджийский мир (1774) не имели практического результата для греков. Вера в русскую помощь пошатнулась, и во время следующей войны (1787-1792) подстрекательства русских агентов могли вызвать только отдельные вспышки. Крупный толчок освободительным стремлениям греков дала французская революция. На неё рассчитывал вместе со многими другими патриотами первый мученик за греческую свободу, поэт Константин Рига, казнённый турками в 1798 году. Валахские господари Александр Ипсиланти и его сын Константин в противоположность

своему другу Риге строили свои планы на помощи России и сообразно с этим действовали в турецком Диване, где они пользовались большим влиянием. Торжество враждебной им партии стоило жизни Александру Ипсиланти и заставило бежать его сына. Пребывание последнего в России, где он напрасно старался склонить на свою сторону императора Александра I, рассеяло его мечты о русской помощи. Незадолго до смерти он убеждал сыновей в их борьбе за свободу Греции не рассчитывать ни на какую чужеземную помощь.

В 1814 году было основано тайное общество «Филомузов», основанное в Афинах; за ним, тоже в 1814 году, возникло в Одессе среди греческих торговцев дружеское сообщество - «Филики этерия» (греч. Ξιλική Έτερία). Они пропагандировали идею революции и систематически готовились к восстанию. Патриоты более умеренных взглядов смотрели на эти замыслы крайне неодобрительно; так, министр Александра I, грек Каподистрия, друг семьи Ипсиланти, был против всякого насильственного переворота, все ещё возлагая надежды на помощь России, хотя её император, одушевленный идеями Священного Союза,

видимо охладел к греческому делу, особенно после испанской революции (1820). Тем не менее имя грека Каподистрии произносилось шепотом, как имя тайного главы гетерии, и немало содействовало вербовке членов, так же как уверенность в помощи России. В начале 1821 года все было готово к восстанию. В Бессарабии вокруг Александра Ипсиланти (сына Константина) сплотилось много гетеристов, ожидавших удобного момента. Таким оказалась смерть (1 февраля 1821) господаря Валахии Александра Суцо. Сербское восстание перед этим ослабило Турцию;

трудная борьба с мятежным Али-пашою ещё продолжалась, в дополнение ко всему вспыхнуло волнение в Валахии. 5 октября 1821 года был взят греками главный город Мореи, Триполица. В это время восстание охватило уже всю Грецию и острова. 3 февраля 1830 года в Лондоне был принят Лондонский протокол, по которому официально признавалась независимость Греции. К середине 1832 года была окончательно проведены границы нового европейского государства.

10/23 апреля – день памяти священномученика Григория V, патриарха Константинопольского (1821), ктитора Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. В этот же день почитается память и другого ктитора русской святогорской обители - князя Скарлата Каллимаха, казненного турками одновременно со свщмч. Григорием.

В марте 1821 года произошло восстание в Валахии. Назначенный незадолго до этого Господарем края князь Скарлат Каллимах был заподозрен султаном в организации восстания, хотя он еще даже не успел покинуть Константинополь (Стамбул) и приступить к своим господарским обязанностям.

Князь Скарлат был греком - фанариотом, открыто исповедовавшим православие и занимавшим знатное чиновничье положении при турецком правительстве. Фанариоты составляли в Османской империи привилегированное сословие, являлись легальными представителями православного греческого населения. Они традиционно не поддерживали революционных идей, стремясь более к постепенной эволюционной трансформации Османской империи в Византийскую, путем занятия фанариотами ключевых постов в гос. управлении, дипломатии, торговле и образовании. Говоря современными понятиями, они представляли системную оппозицию, встроенную в систему власти, в отличии от несистемной, экстремистской, стремящейся прийти к власти с помощью переворота, демонтажа всей существующей политической системы.

Князь Скарлат Каллимах (+ 1821)
Ктитор Русской обители на Афоне

Терпимость османцев к фанариотам объяснялась политической заинтересованностью в мирном сосуществовании. Фанариоты, допущенные к управлению и комфортно чувствовавшие себя в турецкой империи, являлись превосходным средством, сдерживающим и предохраняющим развитие панславистского государства, которого они так опасались. Но и сами греки не менее турок боялись так называемого "панславизма", что и сдерживало их от насильственных методов в борьбе за власть. "Пока Турок на Босфоре, говорит себе теперь крайний Грек, панславизм невозможен; и нам бороться против него легче при существовании Турецкой империи в её нынешнем составе", - писал Константин Леонтьев, лично осведомлённый о ситуации в православных странах Оттоманской империи, где он состоял на дипломатической службе в течение ряда лет.

Константин Николаевич Леонтьев (1831 – 1891)
Русский дипломат; мыслитель религиозно-консервативного направления; философ, писатель, литературный критик, публицист, консерватор. Духовное становление связано со знакомством Константина Николаевича со старцами Пантелеимонова сонастыря Иеронимом и Макарием, память о которых он сохранил на всю жизнь.

Но греки были далеко не однородны в идейном отношении. Были среди них как симпатизировавшие славянам и, в частности, русским, так и настроенные крайне националистически.

Одним из представителей первых был Константинопольский Патриарх Каллиник V, открыто поддерживавший дружественные отношения греков с русскими. Именно он воспрепятствовал упразднению Русской Свято-Пантелеимоновой обители на Афоне и санкционировал ее восстановление. К числу последних, то есть националистически настроенных греков, относился Константинопольский Патриарх священномученик Григорий V. Но промысел Божий устроил так, что именно он принял самое теплейшее участие в судьбе Русского святогорского монастыря, став одним из его ктиторов и благодетелей. Святитель Григорий лично посетил Пантелеимонов монастырь и совершил чин освящения Пантелеимонова собора в 1815 году. К числу националистически настроенных фанариотов принадлежал и князь Скарлат Каллимах. Но в обычное течение его жизни "вмешался" сам великомученик Пантелеимон, призвавший князя оказать помощь его монастырю на Афоне. Так князь Скарлат стал ктитором и покровителем Руссика.

Крайние проявления национализма, такие как ксенофобия, чувство национального превосходства, не совместимы с исповеданием христианства и, в частности, православия. Если человек ведет духовную жизнь, участвует в таинствах, в жизни Церкви, старается бороться со своими страстями, тогда благодать Божия, несомненно, выявит, покажет и уврачует то, что нуждается в исправлении, чтобы человек, искренне стремящейся к Богу, не имел бы никакого недостатка, удаляющего его от богообщения. Ненависть, гордость, превозношение, – неизменные спутники крайнего национализма, – делают невозможным таинственное общение человеческой души с Богом. Проявление этих страстей свидетельствует о том, что их носитель чужд Божией благодати и истинной православной церковности.

Сблизившись с Игуменом Руссика старцем Саввой и став его духовным сыном, князь Скарлат сосредоточился на духовной жизни. Оставшись патриотом своего народа, Скарлат Каллимах, благодаря вмешательству Промысла Божия, был чужд ненависти или неприязни к единоверным славянам. Выполняя все поручения Порты, он, тем не менее, был в стороне от политических интриг своего времени. Его жизнь стала жертвой чужой игры.

В отличие от фанариотов, стремившихся к эволюционному преобразованию Османской империи в Византийскую, в местах расселения греков возникли тайные общества, ставившие своей целью организации греческого восстания. Одним из таких обществ была организация Филики́ этери́я (греч. Φιλική Ἑταιρεία - «общество друзей»).

Филики Этерия была создана под влиянием тайных обществ Европы, при поддержке греческих капиталистов Великобритании и США. По своей структуре Этерия копировала организацию масонов и карбонариев. Вся структура «Этерии» была пирамидальная. На вершине находилась «Невидимая власть». Никто не знал и не мог спрашивать о ней. Её приказы не обсуждались, члены не могли принимать собственных решений. Общество именовалось «храм» и имело четыре уровня посвящения: α) Братья (αδελφοποιητοί) или Вламиды (βλάμηδες), β) Рекомендованные (συστημένοι), γ) Жрецы (ιερείς), δ) Пастыри (ποιμένες).

Организаторами общества стали Николаос Скуфас, Ксантос Эммануил, Цакалоф Атанасиос. Скуфас был связан с Константиносом Радосом, членом карбонариев, а Ксантос был членом масонской ложи в Леваде.

Общество пополнялось первоначально греками Молдавии, Валахии и Юга России. С 1818 начинается массовое вступление в организацию уже в греческих областях Османской империи. Общество начало вербовку членов из среды офицеров Царской армии Российской Империи греческого происхождения, которые должны были возглавить вооруженное восстание. Присутствие офицеров царской армии должно было также придать характер заинтересованности России в восстании и тайного ее участия.

Этерия стремилась превратить свое движение в общее восстание народов балканского полуострова. В 1817 году в общество вступил сербский повстанческий лидер Карагеоргий. По поручению Этерии Георгакис Олимпиос посвятил в общество Владимиреску, которого он знал и который, также как Олимпиос, служил в русской армии, получив орден Владимира третьей степени с мечами.

Для того, чтобы понять главные цели, которые преследовали организаторы этого тайного общества, необходимо обратить внимание на те идеалы, которые они пропагандировали. Этерия воодушевляла своих членов идеалом великой французской революции, формировало новое мировозрение под влиянием идей Просвещения. Православная византийская идентичность отодвигалась на дальний план, а вместо нее воспевалось возрождение античной языческой Эллады. Стремясь в семью европейских народов, этеристы сознательно готовили почву для разрыва отношений с единоверными славянскими народами, в том числе и с Россией, для того, чтобы понравиться западной Европе и, в особенности, Англии, из банков которой шло ее финансирование. Таким образом, главной целью организаторов восстания (и тех, кто за ними стоял и их финансировал) было расколоть традиционное единство православных народов, разделить их на несколько враждующих, взаимно отчужденных лагерей, превратить зарождающуюся Грецию в форпост западной Европы на Балканах против России.

Иоанн Каподистрия (1816 – 1831)
Министр иностранных дел Российской Империи
Премьер-министр Греции (1827)
Первый Президент Греции (1828 – 1831)

В начале 1818 года этеристы пригласили возглавить свое общество главу Российского внешнеполитического ведомства Иоанна Каподистрию – грека по происхождению. Но он не только отказался, но и написал, что «Филики Этерия» виновна в беспорядках в Греции. Также отказался от предложенного членства в Обществе находившийся после смещения в 1808 году с престола на Афоне Патриарх Григорий V, мотивировавший свой отказ тем, что не может принять участие в организации, которая имеет все признаки масонства.

Священномученик Григорий V

В 1820 г. общество возглавил Александр Ипсиланти. Князь Александр Ипсилантис-младший, в России Александр Константинович Ипсиланти (греч. Αλέξανδρος Υψηλάντης, рум. Alexandru Ipsilanti, 12 декабря 1792, Константинополь - 31 января 1828, Вена) - руководитель Греческой революции, национальный герой Греции. Он служил в русской армии, участвовал в походах 1812 и 1813 годов, потерял правую руку в битве под Дрезденом, был адъютантом императора Александра I. Генерал-майор русской армии (1817), командир 1-й гусарской бригады. Его дед и отец занимали должность Господарей Валашского княжества.

Александр Ипсиланти

Ипсиланти (греч. Υψηλάντης - Ypselántes) - также, как и Каллимахи, фанариотская аристократическая семья, происхождение которой, по её собственному мнению, относится к эпохе Комненов; она переселилась из Трапезунда в Константинополь в XV веке. Выставила несколько господарей Валахии. Семьи Каллимахов и Ипсиланти были, в некотором смысле, конкурентами при дворе турецкого султана. Соперничество этих семей стало скрытой пружиной к судьбоносных событиях 1821 года.

В марте 1821 года скончался Александр Суцу, занимавший должность Валашского Господаря. Суцу и Ипсиланти традиционно чередовались, сменяя друг друга на этом посту. Однако, вопреки традиции, султан назначил Господарем в Валахию князя Скарлата Каллимаха, род которого никогда ранее не правил в Валахии. Этим событием воспользовался Александр Ипсиланти для того, чтобы начать восстание. Под прикрытием народного освободительного движения он реализовывал свои собственные корыстные интересы, претендуя, как минимум, на княжескую власть в независимом Валашском государстве, как максимум – на королевский престол в независимой Греции. Не вышло ни то, ни другое.

Переход Ипсиланти через Прут

Вот как характеризует восстание Ипсиланти В. Водовозов: "6 марта 1821 г. <...> с толпой гетеристов (этеристов) перешел через Прут и призвал народ дунайских провинций к восстанию против турецкого ига. Это предприятие с самого начала было обречено на неуспех. Условия жизни румынского народа, который должен был поднять знамя восстания, не были приняты во внимание: было забыто, что греки в его среде совсем не пользуются любовью и что феодальная зависимость от собственных бояр не менее тяжело отражается на народе, чем турецкое иго. Затем, сам Александр И. не обладал качествами, необходимыми для вождя восстания. Он наивно верил в свое предназначение и в свои права на корону Греции, был тщеславен, высокомерен и слабохарактерен; в Яссах он окружил себя двором и целую неделю медлил, занимаясь раздачей титулов. Он одобрил резню, устроенную одним из участников восстания, Василием Каравлий, во взятом им Галаце; вымогал деньги у богатых людей, арестовывая их и требуя выкупа."

Европейские державы и в первую очередь Англия обвинили Россию в агрессии против независимой Турции, в подготовке сепаратистов и организации интервенции. Западная пресса затрубила о русской и панславянской угрозе.

Сам Ипсиланти способствовал этой истерии. В своем воззвании он заявлял о поддержки "одной великой державы", и этим ложным уверением оттолкнул от себя Императора Александра I. Ипсиланти пытался заручиться поддержкой Каподистрии, занимавшего пост министра иностранных дел России, но тот отказал ему, а еще ранее обвинил этеристов в организации беспорядков в Османской Империи. Константинопольский Патриарх отлучил его от Церкви. Россия официально заявила, что не имеет ничего общего с революционерами. В июне 1821 г., после двух неудачных битв, Ипсиланти тайно оставил товарищей на произвол судьбы (они погибли потом в боях) и бежал в Австрию, где был заключен в тюрьму. После изменения русской политики он был выпущен на свободу по ходатайству императора Николая I, вскоре после чего умер (1828 г.). "Известия об его ошибках, однако, не дошли до Греции, и в представлении греческого народа он остался героем и мучеником борьбы за независимость," каковым считается и доселе.

Восстание этеристов под предводительством Ипсиланти стало словно гром среди ясного неба для России. Была ли Российская Империя заинтересована в этом восстании, в разрушении Турции и вытеснении ее за Босфор? Ответитить на этот вопрос можно словами современника той эпохи, Константина Леонтьева:

"Не самой Турции, не султану Россия была и должна быть враждебна; она была и должна быть враждебна западным интригам, которые до сих пор так беспрепятственно разыгрывались в недрах организма Турецкой империи, - организма сложного и потрясенного развитием новых, посторонних исламу народностей.

Россия и по истории своей, и по географическому положению, и по религии своей, и по племенным особенностям имела гораздо более других держав основания искать привлечь к себе сердца возможных наследников, в случае возможного (я не говорю неизбежного или желательного, а в случае лишь возможного) ухода турок за Босфор.

Всегдашняя опасность для России - на Западе; не естественно ли ей искать и готовить себе союзников на Востоке? Если этим союзником захочет быть и мусульманство, тем лучше. Но если Турцию никогда сила Запада не допускала до этого союза, должна ли была Россия смиряться пред Западом?

Кто же потребует этого? Россия думала найти естественных союзников в молодых христианских нациях Востока. Она поставила себе правилом: поддерживать и защищать гражданские права христиан и вместе с тем умерять по возможности пыл их политических стремлений.

Такова была разумная и умеренная деятельность официальной России на Востоке" .

Россия была заинтересована не только в сохранности Османской империи, но и в расположении ее к себе для создания противовеса более сильному противнику. Означало ли это предательство интересов балканских славян? Отнюдь нет. "Россия всегда поддерживала христиан на Востоке; она знала, что если не она, так другие будут поддерживать их на всякий случай <...> Греки жаловались на угнетение от турок - Россия защищала их; болгары жаловались на притеснения от греков - Россия защищала их. Даже в Индии, слышно, и мусульмане и индусы имеют предсказания в пользу уруса и против инглеза... Имя Белого Царя, говорят, известно в Индии. Такова особая, любопытная политическая судьба этой деспотической России. Интересы этой державы везде более или менее совпадают с желанием слабейших <...> Историческая судьба России склоняла ее всегда к защите слабейшего, или младшего, или устаревшего, одним словом, того, кто был недоволен своими ближними и сильнейшими. Греки, конечно, были бы слабейшими не только против всего югославянства, но и против двоих соседей своих, сербов и болгар. Подобно тому как Россия никогда не имела и не хотела потворствовать грекам в эллинизации болгар, она не допустит никогда, пока у нее будет сила, стереть национальность греков."

После восстания Ипсиланти турецкий султан заподозрил только что назначенного им в Валахии князя Скарлата Каллимаха в связях с этеристами. Возможно, он подозревал коллективный заговор знатных фанариотов, к числу которых принадлежали Ипсиланти и Каллимахи. Главным обвинительным аргументом против Скарлата стала его открытая связь с Русской обителью на Афоне (хотя русских насельников тогда в ней не было). Султан не сомневался в том, что восстание организовала Россия, поскольку в состав Этерии входили русские генералы. О следе русского медведя трубил и Запад.

Но для самого князя Скарлата мученическая кончина не была неожиданностью, ее предвестил ему еще сам великомученик Пантелеимон, призывая стать ктитором своего монастыря на Афоне. Включение в чин мучеников стало лучшей наградой от святого Пантелеимона самоотверженному князю Скарлату, имя которого до сих пор поминается на всех заупокойных богослужениях в Русской святогорской обители.

Скарлат Каллимах был умерщвлен турками в ночь перед Пасхой. Практически одновременно с ним был казнен и священномученик Патриарх Григорий V.

Мученическая кончина Патриарха Григория на Святую Пасху

Гробница священномученика Григория V

Спустя 4 дня сконачался Игумен Русского святогорского монастыря старец Савва, духовник князя Скарлата. В это же время посыпались угрозы в сторону монастыря от турок, так что братия были вынуждены его покинуть. Монастырь был занят турецким гарнизоном.

Смерть Патриарха, Главы греческой нации в Османской Империи, стало толчком к началу подлинного народного освободительного восстания, которое, словно пламя, разнеслось по всей Греции и привело к освобождению ее от Османского ига.

Это стихийное народное восстание, в отличие от восстания этеристов, было поддержано Российской Империей, возмущенной кощунственным убийством Константинопольского Патриарха. Россия прервала дипломатические отношения с Турцией. В конечном итоге, именно помощь русского оружия в 1828 – 1829 гг. способствовала успешному завершению национально-освободительной войны греческого народа.

Эпизод русско-турецкой войны 1828-1829 гг.

Деятельность общества «Филики Этерия» совпала по времени с назреванием революционной ситуации в России. А потому нельзя отрицать их взаимосвязь, общую масонскую природу и общие внешнее руководство. Будущие декабристы П. И. Пестель, М. Ф. Орлов, В. Ф. Раевский, К. А. Охотников, И. И. Пущин и другие представители русской прогрессивной интеллигенции были хорошо знакомы со многими членами «Филики Этерия», содействовали им в подготовке восстания, изучали опыт этеристов.