Конспект по биологии 7. Конспект урока по биологии (7 класс): Общая характеристика покрытосеменных и их классификация (реферат)

Тема. "Пунктуация сложных бессоюзных предложений"

По типу – обобщающий урок, исходя из дидактических целей.

По форме проведения – традиционный урок.

Цель урока: обобщить, систематизировать и углубить ЗУН учащихся по синтаксису сложного бессоюзного предложения, совершенствовать пунктуационные умения и навыки по изученной теме.

Задачи урока:

1.Образовательные: конкретизировать, углубить, обобщить знания учащихся о постановке знаков препинания в сложном бессоюзном предложении, исходя из смысловых отношений.

2.Развивающие: развитие логических умений анализировать, сравнивать, определять главное в содержании учебного материала; познавательного интереса и творческого подхода к изученной теме через реализацию межпредметных связей и поиска знаний.

3.Воспитательные: воспитать творческий подход к изученной теме.

4.Коррекционные: скорректировать ЗУН учащихся по изученной теме.

План урока:

1.Организационный момент.

2.Объяснение учащимся целей и задач урока. Беседа.

3.Объяснение нового домашнего задания.

4.Анализ изученного по теме. Синтаксический разбор предложения.

5.Актуализация знаний учащихся по теме.

6.Закрепление изученного материала. Отработка практических умений и навыков по изучаемой теме.
А) Преобразование союзных в бессоюзные сложные предложения.
Б) Объяснительный диктант.
В) Индивидуальная творческая работа.
Г) Выборочный диктант.

7.Анализ примеров сложных бессоюзных предложений в произведениях писателей и газетных материалах (доклады учащихся, предварительно подготовленные дома).

8.Индивидуальная работа с литературным текстом.

9.Тестирование по изученной теме.

10.Подведение итога урока.

11.Выставление оценок.

Оборудование: литературные тесты (А.С.Пушкин «Евгений Онегин», М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», Н.В.Гоголь «Мертвые души»), таблицы-опоры к выборочному диктанту, материалы по тестированию, тетрадь, учебник, классная доска, заранее подготовленная к уроку.

Формы работы:

1.фронтальная;

2.индивидуальная;

3.в парах;

4.групповая.

Методы:

1.Объяснительно- иллюстративные;

2.Репродуктивные;

3.Частично-поисковые;

4.Исследовательские.

Ход урока

1. Организационный момент. (1 мин.)

2. Беседа. (2 мин.)

Ребята, с каким из видов сложных предложений мы познакомились на предыдущих уроках? (СБП).

Эта тема – одна из трудных в курсе 9 класса. И для её успешного усвоения необходимо опираться на знания и навыки, которые получены вами при изучении сложносочиненного и сложноподчиненного предложений.

Как вы думаете, почему? (Чтобы правильно выбрать нужный знак препинания, необходимо установить смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения и применить прием синонимичной замены СБП сложносочиненным или сложноподчиненным.)

Ребята, сегодняшний урок – это урок-обобщение ранее изученных знаний. Поэтому цель нашего урока – обобщить, систематизировать и углубить пунктуационные навыки в сложном бессоюзном предложении.

3. Объяснение нового домашнего задания. (2 мин.)

Найти и записать 4 пословицы, которые являются СБП, определить в них смысловые отношения между простыми в составе сложного.

(Пока учащиеся записывают домашнее задание, учитель отмечает отсутствующих).

4. Анализ материала, изученного по теме. Синтаксический разбор предложения (1 ученик разбирает предложение у доски). (2 мин.)

Весна, конечно, движется: в пруду, еще не совсем растаявшем, лягушки высунулись, урчат вполголоса.

5. Актуализация знаний (фронтальный опрос). (3 мин.)

Какие предложения называются сложными бессоюзными?

Какими бывают смысловые отношения между простыми предложениями в устной речи и на письме?

Для выражения каких смысловых отношений ставится в СБП запятая, точка с запятой, двоеточие и тире? Какими союзами можно выразить эти отношения? (Примеры из домашнего упражнения).

6. Закрепление изученного материала по теме. (16 мин.)

1.Преобразование союзных предложений в сложные бессоюзные. (4 мин.)

Какие способы проверки знаков препинания в СБП вы знаете? (Способы замены бессоюзных предложений союзными).

Чтобы проверить постановку знаков препинания, мы применяем метод синонимичной замены союзных предложений бессоюзными.

Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите их, расставляя знаки препинания. (3 предложения записаны на доске заранее).

А) Любите книгу, так как она откроет вам много интересного.

Б) Я повторил приглашение, но он ничего не ответил.

В) Было решено отправиться пораньше, и мы встали чуть свет.

А) Любите книгу: она откроет вам много интересного. (Ставится двоеточие, т.к. второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом.)

Б) Я повторил приглашение - он ничего не ответил. (Ставится тире, т.к. содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого.)

В) Было решено отправиться пораньше, мы встали чуть свет. (Ставится запятая, т.к. в предложениях перечисляются одновременно происходящие явления.)

2.Объяснительный диктант (Записываются под диктовку учителя предложения и объясняется постановка знаков препинания).(4 мин.)

А) По лощинам, звезды отражая, ямы светят тихою водой; журавли, друг друга окликая, осторожной тянутся гурьбой.

Б) Метелица поднялся на бугор: слева по-прежнему шла черная гряда сопок.

В) Много пчел на желтой акации – жди дождя.

3.Индивидуальная творческая работа (по вариантам).(4 мин.)

Ребята, следующая работа выполняется вами самостоятельно. Вам необходимо дописать предложения, исходя из смысловых значений, указанных в скобках. Задание выполняется по вариантам.

1 вариант (для сильных учащихся)

А) Мы хорошо отдохнули… (следствие).

Б) Вчера нам сказали… (дополнение).

В) Здесь нельзя проехать… (причина).

2 вариант (для слабых учащихся)

А) Нас охватило чувство страха… (причина)

Б) Я давно написал письмо… (противопоставление).

Учащиеся, первыми выполнившие задание, чертят на доске схемы предложений, объясняя постановку знаков препинания.

4.Выборочный диктант (Контроль проводится путем взаимопроверки). (4 мин.)

Ребята, в целях закрепления навыков пунктуации проведем выборочный диктант.
(У каждого ученика на парте лежат таблицы, в которые они вписывают нужные номера предложений.)

1.Пробовал бежать – ноги от страха не двигались.

2.Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы.

3.Я подошел к окну: ночью снег запорошил весь сад.

4.Настанет вечер – загорятся на небе звезды.

5.Стоило вглядеться в эту картину: в ней открывалось столько таинственного и бесконечного.

6.Весна затягивалась: то теплело, то ударял мороз.

7.Спать долго – жить с долгом.

8.Заранее предупреждаю: удобств на пути не будет.

Ответы:

7. Анализ примеров сложных бессоюзных предложений в произведениях писателей и газетных материалах (доклад учащегося). (5 мин.)

Ребята, как вы думаете, СБП чаще используются в устной или письменной речи? (Письменной). Вот и писатели часто используют сложные бессоюзные предложения в своих произведениях. Дома вы должны были проанализировать примеры бессоюзных предложений в романах А.С.Пушкина «Евгений Онегин», М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». Какой вы сделали вывод? Какие знаки препинания в этих предложениях чаще всего ставили писатели 19 века?

Доклад учащегося: Проанализировав примеры бессоюзных предложений в романах А.С.Пушкина «Евгений Онегин», М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души», я сделал вывод, что в своем романе Пушкин часто пользуется запятой, точкой с запятой, реже – двоеточием, совсем редко – тире. В романе Лермонтова «Герой нашего времени» часто встречается двоеточие, в поэме Гоголя «Мертвые души» - точка с запятой.

Ребята, также вы должны были дома просмотреть газеты и проанализировать, какие знаки препинания чаще встречаются в современных изданиях.

Доклад учащегося: Обратившись к современным газетным материалам, мы убедились, что знак «двоеточие» явно вытесняется знаком «тире».

Ребята, какой же можно сделать из этого вывод?

(Современная литература стала более рациональной, так как нынешнее поколение меньше уделяет внимание правильному выражению своих мыслей и чувств, эмоций, следовательно, молодежь в своей речи чаще использует простые предложения, чем сложные. Но мы с этим не согласны, так как знаки препинания – это особые средства выразительности речи, они помогают писателям в выражении своих мыслей и чувств).

8. Индивидуальная работа с литературным текстом. (4 мин.)

Ребята, литературовед Б.В.Томашевский писал: «У Пушкина проза обладает значительно более простым синтаксисом, чем стих». Подтвердите или опровергните это, подсчитав количество простых и сложных предложений в 1 абзаце 2 главы повести «Капитанская дочка» и в 40, 41 строфах 4 главы романа «Евгений Онегин».

Результаты самостоятельных наблюдений учащихся:

В 1 абзаце 2 главы повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» - 8 простых предложений и 2 сложных.

В 40, 41 строфах 4 главы романа «Евгений Онегин» - все предложения сложные.
Поэтому можно сделать вывод, что литературовед Б.В.Томашевский прав, что «у Пушкина проза обладает значительно более простым синтаксисом, чем стих».

9. Контрольное тестирование. (4 мин.)

Следующий этап урока - контроль знаний. Проведем контрольное тестирование.

В левом столбике отметьте номера сложных бессоюзных предложений, в которых ставится двоеточие, а в правом – тире.

1 вариант

1.Земля прожить без нас сумеет мы оскудеем без нее.

2.Ноги вязли по щиколотку идти было трудно.

5.Деревья словно плакали с ветвей их на землю всё время падали крупные капли.

6.Ивлев поглядел кругом погода поскучнела, накрапывал дождь.

7.Тренер волновался спортсмен делал ошибки.

Ответы:

10. Подведение итога урока. (2 мин.)

Что мы сегодня вспомнили на уроке?

Ребята, какова была цель нашего урока? (Обобщить, систематизировать и углубить пунктуационные навыки в сложном бессоюзном предложении.)

Что нужно сделать для того, чтобы правильно выбрать нужный знак препинания? (Чтобы правильно выбрать нужный знак препинания, необходимо
1) установить смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения;
2) применить прием синонимичной замены СБП сложносочиненным или сложноподчиненным.)

11. Выставление оценок. (2 мин.)

В этом разделе вы найдете различные открытые уроки по Русскому языку . Вас ожидают типовые задачи, благодаря которым можно повысить формирование универсальных учебных действий; креативные уроки, повышающие интерес учеников к данному предмету; представление обычных программ в нестандартной и интересной форме; оригинальные модели уроков, как презентационного типа, так и современные уроки с самообразовательным элементом в начальной школе.

  • Контрольно-измерительные материалы «Материалы для оценивания навыков осмысленного чтения обучающихся 7-11 классов»

    Возможно использование данной разработки при проведении контроля уровня осмысленного чтения в любых общеобразовательных классах. Разработка содержит практические задания, связанные с чтением и анализом текстов разной тематической направленности

    Май 2019 1094 0

  • Данный урок введения новых знаний c использованием метода «мозгового штурма» способствует развитию: креативного и аналитического мышления; навыков успешной коммуникации; продуктивного сотрудничества; правильного отношения к адекватной критике; толерантности. Урок подготовлен для 3 класса по УМК Эльконина-Давыдова к учебнику Ломакович С.В., Тимченко Л.И.

    Апрель 2019 922 1

  • Оценочный лист на уроке литературы и русского языка как средство контроля и самоконтроля обучающихся

    Статья посвящена вопросам оценивания знаний и умений обучающихся, приводятся примеры оценочных листов, используемых на уроках литературы и русского языка

    Апрель 2019 457 0

  • Создание условий для изучения русского как неродного в условиях массовой школы

    В статье рассматриваются вопросы организации обучения ребёнка-инофона в условиях массовой школы: в классе с 25 обучающимися. Предлагается программа коррекционно-развивающей работы с таким ребёнком, рабочие листы для организации работы на уроке и во время индивидуальных консультационных занятий

    Апрель 2019 644 0

  • Формирование устной и письменной речи младших школьников

    В данной статье предложены варианты упражнений, направленные на развитие зрительно-моторной и слухо-моторной координаций, а также на формирование орфографически и синтаксически полноценной письменной речи

    Июнь 2018 927 1

  • Персонализация обучения на уроках русского языка: методический подход к применению типологии DISC

    В статье рассматриваются вопросы персонализации обучения русскому языку. Автор предлагает методические рекомендации по организации педагогического общения с обучающимися разных типов, приводит примеры дифференцированного подхода к обучению на материале текстов упражнений и прилагаемых к ним заданий из учебника русского языка

    Май 2018 647 0

  • «Развитие речевой компетенции личности»: Элективный курс по русскому языку для 7-го класса

    В статье представлено календарно-тематическое планирование элективного курса для 7 класса, который позволяет учителям русского языка и литературы воспитать грамотную языковую личность и подготовить некоторые обучающегося к итоговому устному собеседованию в 9 классе

    Май 2018 2621 0

  • Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий обучающихся в начальной школе

    В данной статье дано краткое пояснение что такое универсальные учебные действия, рассмотрены виды: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия. Пояснено в чем суть изменений в современном начальном образовании. Перечислены ключевые аспекты. Приведены примеры восьми типовых заданий по предметам начальной школы для реализации федерального государственного образовательного стандарта

    Март 2018 1039 0

  • Как написать конспект урока русского языка

    • Главный принцип работы над конспектом урока такой: будут кости - мясо нарастёт. Если у вас есть жёсткая структура, которая не позволит ничего упустить, материал к уроку будет подбираться сам собой. В создании наиболее эффективной структуры и заключается мастерство педагога.
    • В первую очередь нужно определить для себя, что вы будете делать в течение учебного года, зачем будете это делать, как, в каком порядке и почему именно в таком порядке. Без стратегического планирования невозможно построить каждое конкретное занятие. Например, вы ведёте восьмые классы и вам нужно начать изучать синтаксис. Вы можете выбрать одну из стратегий: 1) двигаться по учебнику, потому что важнее всего, чтобы дети могли без проблем переходить из школы в школу, 2) изучить программу 8 и 9 классов в восьмом, чтобы в девятом полностью погрузиться в подготовку к ОГЭ, 3) изучить сначала сложное предложение, а потом простое, чтобы постоянно повторять сложное, подробно изучая простое. В любом случае вы определяете логику движения классов в зависимости от своих представлений о том, что вы вообще должны делать на уроках, что важно, что не важно, с чего приходится начинать и т. д.
    • Когда общая логика движения ясна, переходите к формулировке задач, подзадач и выстраиванию цепочки действий. Например, можно планировать так: учимся находить основу, чтобы видеть границы предложений. Для этого рассматриваем подлежащее (хватит одного урока), потом сказуемое (два урока), потом односоставные и неполные + односоставные и неполные в составе сложного (три урока), потом разделяем простые неосложнённые предложения (2 урока), далее можно переходить к СПП. Всё логично, и понятно, почему темы выстроены таким образом. Но вы боитесь, что за эти 8 уроков дети совсем забудут орфографию. Значит, надо выстроить параллельную линию повторения правил и словарных слов. В зависимости от подготовленности класса это может быть ежедневный опрос и короткий словарный диктант или выполнение нескольких упражнений на разные правила. Прикинув, сколько времени у вас займёт повторение орфографии, вы без труда перераспределите часы. Теперь ваш план по знакомству с простым предложением занял не 8, а, скажем, 12 уроков. И ещё вы решили для себя, что каждый седьмой урок будете посвящать развитию письменной речи. Вклиниваем эти занятия, получаем 13 - 14 часов на раздел. И так со всем годовым планом. Сетка готова. Кости есть, начинаем наращивать мясо.
    • Теперь любой урок уже встроен в учебный курс и вам не нужно определять его место в плане на год . Остаётся подробно прописать конспект, подобрать тексты, решить что в каком порядке лучше сделать. Порядок действий не универсален. Он определяется вашими педагогическими принципами и взглядами. Например, вы наметили, что урок № 10 должен быть посвящён односоставным предложениям. Если вы поклонник развивающих методик обучения, то, наверняка сначала предложите детям языковой материал для того, чтобы они сами обнаружили предложения с необычными основами, а ещё лучше - построили классификацию таких предложений, потом можно прочитать лекцию и сравнить общепринятую классификацию с той, которая получилась у групп (разумеется, в этом случае работать дети будут по группам). Если вы за традиционный подход, то поступите наоборот: прочитаете лекцию об односоставных, а потом дадите упражнения на определение видов односоставных и проверите, поняли ли вас дети. В первом случае вы сработаете на развитие мышления, во втором - сразу научите "как правильно и как надо". Как лучше - вопрос спорный. Главное, чтобы вы сами понимали, почему урок построен именно так.
    • Тщательно прописываем конспект урока по плану :
    1. Тема урока.
    2. Место темы в учебном курсе (это у вас уже определено).
    3. Цели и задачи урока (отдельно - для учителя, отдельно - для учеников). Для учителя обычно выделяют обучающий, развивающий и воспитательный аспекты.
    4. Ход урока (сценарий):
      1. а) Организационный момент (2 мин.)
        б) Обсуждение домашнего задания (5 мин.)
        в) Повторение орфографии (15 мин.: опрос, диктант из 10 слов, проверка по карточкам).
        г) Повторение пунктуации (5 минут на то, чтобы расставить знаки препинания в выданном тексте).
        д) Введение в тему урока (2 мин.)
        е) Объяснение материала (7 - 10 мин.)
        ж) Задание на тему урока (5 - 7 мин.)
        з) Домашнее задание (заранее написано на доске и в электронном дневнике).
    • Перед вами готовый конспект урока . Но карточки , которые вы планируете выдать для повторения пунктуации, словарный диктант, презентация к лекции - всё это пока существует только в вашем воображении. Придётся потратить время, чтобы найти или создать эти материалы и закончить работу над конспектом. На этом этапе не лишним будет заглянуть в нашу рубрику Раздаточные материалы .
    • И ещё один совет для тех, кто решил поделиться конспектами уроков с другими. Чтобы людям было приятно смотреть на ваш материал, позаботьтесь об оформлении текста. Если вы форматируете текст при помощи пробелов, он некорректно отразиться при копировании на сайт. Нумеруйте абзацы автоматически, а не руками (по той же причине). После того как вы добавили материал, обязательно зайдите в него ещё раз и проверьте, нет ли лишних отступов, разнотипных выделений и т.п. После включения материала администратором редактирование будет невозможно.

    Конспект урока по биологии

    Тема урока: Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Клопы, Жуки

    Цели урока: раскрыть характерные признаки отрядов насекомых: Жуков, Стрекоз, Вшей, Клопов.

    Задачи:

    Обучающие: сформировать у учащихся знания об основных признаках жуков, стрекоз, клопов, вшей; показать связь между внешним строением насекомого и средой обитания; определить их роль в природе и жизни человека.

    Развивающие: развитие речи, умение анализировать, сравнивать, обобщать; развитие интеллектуальных способностей учащихся; развитие познавательной активности.

    Воспитательные: воспитание интереса к предмету с привлечением мультимедийных возможностей компьютера, формирование аккуратности, внимательности.

    Тип урока : урок изучения нового материала

      Организационный момент

      Актуализация знаний

    На прошлом уроке мы приступили к изучению отрядов насекомых. Какие отряды насекомых мы рассмотрели на прошлом уроке?

    Отвечают: На прошлом уроке мы познакомились с отрядами насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки.

    Расскажите, пожалуйста, об особенностях строения Таракановых.

    Отвечают:Тараканы освоили все континенты, кроме Северного полюса. Питаются всем, вплоть до хозяйственного мыла, ротовой аппарат грызущего типа, на спине имеется пара крыльев, но летать тараканы не умеют, т. к. утратили эту способность в ходе эволюции.

    Какую роль тараканы играют в природе и жизни человека?

    Каковы характерные особенности отряда насекомых Прямокрылые? Назовите основных представителей этого отряда.

    Отвечают: Основными представителями прямокрылых являются разные виды кузнечиков, саранча, сверчки. Характерные особенности прямокрылых: наличие двух пар прямых крыльев, грызущий ротовой аппарат, передвигаются прямокрылые скачками или перелетами, органы слуха расположены на голени передних ног. Развитие прямокрылых осуществляется без превращения.

    Почему и как стрекочут кузнечики?

    Отвечают: Стрекотание характерно только для самцов кузнечиков для привлечения внимания самок. Звук образуется за счет трения верхних крыльев друг о друга.

    Расскажите характерные особенности уховерток?

    Отвечают: Уховертки имеют на конце тела «два хвоста», за что им дают второе название – двухвостки. Уховертки мирные животные и используют свои «хвосты» только для защиты. Эти насекомые ведут ночной образ жизни, днем прячутся под камнями, досками. Питаются растительностью, поэтому имеют грызущий ротовой аппарат. Развитие происходит без превращения.

    Сегодня мы продолжаем знакомиться с отрядами насекомых и сегодня рассмотрим такие отряды насекомых: Жуки, Стрекозы, Вши, Клопы.

    Какие задачи мы поставим на сегодняшний урок?

    Изучить характерные особенности данных отрядов, выявить роль представителей этих насекомых в природе и жизни человека.

      Изучение нового материала

    тема урока: Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Клопы, Жуки

    Работать мы сегодня будем таким образом, все данные будем заносить в таблицу Таблица, как вы видите, состоит из 4 столбцов: первый столбец называется «Название отряда», второй – «Представители», третий – «Основные характеристики», четвертый – «Значение в природе и жизни человека».

    Первый отряд насекомых, который мы сегодня рассмотрим – отряд Стрекозы .

    Стрекозы – это крупные, стройные, яркоокрашенные насекомые известны каждому человеку не только по басне «Стрекоза и муравей», но и на основе собственных наблюдений. Стрекозы имеют две пары крыльев и большие фасеточные глаза.

    Что такое фасеточные глаза и какое зрение характерно для таких глаз?

    Отвечают: фасеточные глаза – это сложные глаза, состоящие из простых глаз. Для фасеточных глаз характерно мозаичное зрение.

    Много стрекоз можно увидеть около водоемов, в которых развиваются их личинки. Летают стрекозы в теплую безветренную погоду. Питаются насекомыми, которых ловят налету, т.е. стрекозы хищники.

    Личинки стрекоз живут на дне водоемов или среди водной растительности. Они тоже хищники как и взрослые особи. К нижней стороне головы личинок прикреплен орган нападения – так называемая «маска», снабженная на конце хватательным аппаратом. Эта маска выбрасывается в сторону приближающейся жертвы. Развитие стрекоз с превращением

    Следующий отряд насекомых – Вши.

    Какие характерные особенности встречаются у вшей?

    Ч то такое гнида?

    Отвечают: Гнида – это яйцо вши с личинкой внутри.

    Самка способна отложить за всю свою жизнь до 300 штук яиц.

    Развитее вшей осуществляется без превращения, личинки отличаются от взрослой особи только по размеру.

    Физкультминутка.

    Ходьба на месте, выше ноги!

    Стой, раз, два!

    Плечи выше поднимаем,

    А потом их опускаем.

    Руки перед грудью ставим

    И рывки мы выполняем.

    Десять раз подпрыгнуть нужно.

    Мы коленки поднимаем,

    Шаг на месте выполняем.

    От души мы подтянулись,

    И на место вновь вернулись!

    Отдохнули, а теперь работаем дальше.

    Следующий отряд – Жуки или Жесткокрылые

    Как вы думаете, почему их называют жесткокрылые?

    Отвечают: Потому что верхние крылья жуков, твердые и выполняют защитную функцию

    Правильно, верхние крылья называются надкрыльями и выполняют не только защитную функцию, но и участвуют в полете, создавая подъемную силу.

    Приведите примеры жуков.

    Отвечают: Божья коровка, майский жук, скарабей, колорадский жук, бронзовик, жук-олень и другие.

    Сейчас у себя в тетради записываем по два любых примера жуков.

    Развитее жуков протекает с полным превращением. Ротовой аппарат грызущего типа, жесткокрылые освоили все среды обитания.

    Сейчас положите ручки, немного послушаем о некоторых видах жуков.

    Скарабей . В Египте скарабей долгое время считался священным животным, питаются скарабеи остатками органики. Эти жуки «скатывают» навозные шарики. В эти шарики самки откладывают яйца, после чего шарики с яйцами зарывают в землю или опускают в воду. Когда из яиц появятся личинки скарабея, они будут питаться «навозным» шариком.

    Колорадский жук . Название этому листоеду присвоено потому, что вред от него был впервые отмечен в США в штате Колорадо. В Европу был завезен через французские порты во время первой мировой войны. Быстрому распространению способствовали самостоятельные перелеты, а также его перевозка вместе с картофелем различными видами транспорта. Высокая плодовитость и высокая адаптация к разным условиям позволили быстро распространиться жуку повсеместно, тем более в наших условия он не имеет естественных врагов. Самка может отложить 400-800 яиц, за лето дать 2-3 поколения. Потомство одной самки к концу лета может достигнуть несколько миллионов экземпляров.

    Следующий отряд насекомых, который мы сегодня рассмотрим – Клопы или Полужесткокрылые.

    У вас на столах есть желтые карточки, в которых дается информация о клопах. Сейчас 5 минут работаем с картами и параллельно заполняем таблицу.

    Назовите основных представителей отряда Клопы.

    Отвечают: Разные виды клопов, водомерки, гладыш, водяной скорпион.

    Назовите характерные особенности полужескокрылых?

    Отвечают: передние крылья клопов только наполовину состоят из твердого хитина, отсюда и название отряда. Ротовой аппарат колюще-сосущего типа, некоторые представители выделяют неприятный запах для защиты.

    Чем питаются клопы?

    Отвечают: Клопы питаются соком растений или кровью млекопитающих.

    Закрепление

    Сегодня мы рассмотрели отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы. Вы заполняли таблицу. Сейчас я проверю, насколько вы усвоили материал.

    Вопросы:

      Что такое «маска» стрекозы?

      Почему стрекозы летают над прудами, озерами, реками?

      Сколько пар крыльев у жуков? Почему их называют жесткокрылыми?

      Кто такие вши? Чем они опасны для человека?

      Почему клопы неприятно пахнут?

    Отвечают устно:

      Маска особый орган личинки стрекозы, необходимый для захватывания пищи и прикрепленный к нижней стороне головы.

      Потому что откладывают яйца в водоемы или на водную растительность.

      У жуков две пары крыльев, верхние твердые и называются надкрыльями. Наличие твердых надкрыльев дало второе название этому отряду – Жесткокрылые.

      Многие клопы имеют неприятный запах, потому что он отпугивает их врагов, т. е. запах клопов – это средство защиты.

      Домашнее задание

    Открываем дневники, записываем домашнее задание: прочитать параграф 17 в учебнике.

    Спасибо за урок! До свидания!

    Ширина блока px

    Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

    Конспект урока по биологии, 7 класс

    История развития зоологии

    БОУ «СОШ №24» г.Омска,

    Стрекозина Ю.С.

    Тема: История развития зоологии

    Тип урока:изучение нового материала

    Целиурока:сформировать у учащихся знания о зоологии как науке о животных, о этапах ее

    развития; познакомить с классификацией животных, ее основными систематическими категориями;

    познакомить с методическим аппаратом учебника, правила работы с ним, с учебной литературой.

    Задачи урока:выделить этапы развития зоологии – свидетельство накопления знаний о животных;

    познакомить учащихся с жизненным и творческим путем греческого ученого Аристотеля;

    нидерландского ученого Антониванн Левенгука; выделить заслуги К.Линнея в развитии

    биологической науки; отметить отличительные особенности систематики животного мира.

    Планируемые результаты обучения

    Предметные: учащиеся должные уметь характеризовать зоологию как науку о животных,

    являющуюся частью науки биологии, знать основные этапы ее развития, могут назвать основные

    Метапредметные:учащиеся должны уметь работать с учебником.

    Личностные:у учащихся формируется интерес к познанию природы.

    Оборудование:учебник, интерактивная доска, компьютер, презентационный материал.

    Ход урока

    1. Организационный этап.

    А) требования к уроку

    Б) знакомство с учебником

    2. Мотивация и актуализация знаний.

    Ребята, давайте вспомним, как называется наука, изучающая живую природу?

    О. Биология

    Какие царства живой природы изучает биология?

    О. бактерии, грибы, растения и животные

    С представителями царств бактерии, грибы и растения вы познакомились, изучая биологию в 5-6

    Вспомним, как называется наука, изучающая бактерии?

    О. бактериология

    Как называется наука, изучающая грибы?

    О. микология

    Как называется наука, изучающая растения?

    О. ботаника

    Как называется наука, изучающая животных? Может быть, кто- то уже знает?

    О. зоология

    Как вы думаете, о чем мы будем говорить на первом уроке зоологии?

    Предположения учащихся

    биологическую семью. И сегодня, наш первый урок будет посвящен тому, как появилась эта наука и

    как происходило ее историческое развитие.

    Тема урока……

    3. Изучение нового материала

    1) понятие зоология

    Слово «Зоология» имеет греческое происхождение и состоит из двух маленьких греческих слов.

    Как вы думаете, какие это слова? По вашему мнению, как они переводятся?

    О. «зоон» - животное, «логос - наука»

    Как мы можем сформулировать и записать, что такое зоология?

    О. Зоология –наука, изучающая животных

    2) представления наших предков о животных

    Как вы думаете, как давно человек знаком с животным миром?(ответы учащихся)

    Около 6 тысяч лет назад люди внешне выглядели так же, как мы с вами. Но жизнь их была совсем

    другой: они не знали железных ножей, топоров, огнестрельного оружия. Но они очень хорошо знали

    съедобные растения, грибы. Они были умелыми охотниками и рыболовами:знали повадки зверей и

    птиц, пути их миграции, звериные тропы. Знали, как обмануть зверя или птицу, как притвориться

    мертвым, чтобы подманить добычу.

    ?. С какой целью люди охотились на животных?

    О. источник еду, шили из шерсти одежду, изготавливали оружие

    Откуда современные люди узнали, на каких животных и как охотились в каменном веке?

    О. из рисунков, изображенных на камнях, скалах (слайд 4)

    Учитель обращает внимание на рисункив учебнике на с.4- 5, приводит несколько примеров из главы

    первобытных людей.

    Одна из самых красивых пещер с рисунками первобытных людей находится в Дордони (Франция).

    Называется она Ласко. Эту пещеру нашли в 1940 году несколько мальчиков совершенно случайно.

    Они шли мимо с собакой, и вдруг собака куда- то исчезла. Ребята раздвинули кустарник, убрали

    камни и увидели большую щель. Один из мальчиков полез в нее и начал пробираться вперед. Вдруг

    он съехал куда- то вниз, но все же продолжал ползтив темноте все дальше –туда, откуда доносился

    испуганный визг. Наконец в большой, просторной пещере он увидел собаку и позвал своих

    товарищей. Они поползли вслед за ним. Но вскоре расцарапанные, ободранные все вылезли обратно

    на поверхность. Дети решили сохранять пока в тайне свое открытие и самим обследовать пещеру. На

    следующий день мальчики вернулись к ней с веревками и фонарями. Путешествие началось.

    Ребята рассказывали потом, что в пещере было темно и жутко и сердца их бились от страха. Один из

    них приподнял фонарь и заметил на стене какие- то линии. Тогда все наставили свет на стены и

    увидели изображения быков, оленей, диких лошадей.

    О первобытных людях мальчики слышали в школе. Поэтому они, прежде всего рассказали о

    пещере учителю. Он хотел поскорее осмотреть все рисунки, но это ему не удалось: рисунков было

    слишком много. Этого не мог сделать и ученый Брейль, который впоследствии внимательно изучал

    пещеру. Считают, что на стенах этой пещеры сохранилось больше двух тысяч одноцветных и еще

    множествоцветных рисунков. Изображения часто находят одно на другое, и иногда трудно понять,

    что же там нарисовано. До сих пор некоторые рисунки в пещере еще не разгаданы.

    Сейчас эта пещера хорошо освещена электричеством. Лампы искусно спрятаны, но свет от них

    На некоторых из них животные достигают в длину шесть метров. Все рисунки выполнены с

    большим мастерством. Тонкий сталактитовый покров, образовавшийся на протяжении веков,

    предохранил их от порчи. В пещеру можно проникнуть сравнительно легко. Местные жители бывали

    в ней еще раньше мальчиков, но не обратили внимания на рисунки. Сейчас они гордятся "своей"

    пещерой, которую открыли не приезжие ученые, а их дети. Самиребята потом работали в пещере

    3) история развития зоологии

    Современному человеку, попади он в те времена, пришлось бы очень трудно.

    Послушайте отрывок из книги Сетона- Томпсона о белом мальчике, путешествующем в лесах Канады

    с другом- индейцем [Сетон- Томпсон Э. Рольф в лесах. –М.: Дет. лит., 1993, стр.80]:

    Порох и дробь были слишком драгоценны, чтобы тратить их на месть, и Рольф собрался

    вскарабкаться на ёлку, но Куонеб поспешно его остановил:

    - Нет, нет, и не думай. Я один раз видел, как белый полез за кэком. Кэк подпустил его поближе, а

    потом повернулся спиной и замахал хвостом. Белый закрыл лицо локтем, но иглы вонзились ему в

    руку в пятидесяти местах, да и лица уберечь ему не удалось. Он полез вниз, но кэк спускался

    быстрее и бил его хвостом. Тут пальцы у него разжались, он упал на землю и сломал ногу. А рука

    распухла втрое, и опухоль держалась полгода. Иглы очень ядовитые. Он чуть не умер.

    - Ну так я собью его вниз! – воскликнул Рольф и схватил топор.

    Ва! – остановил его Куонеб. – Нет! Мой отец говорил, что кэка просто так убивать нельзя.

    Только если тебе нужныиглы для каких- нибудь изделий и ты принес жертву. Убьешь кэка –быть

    Кто такой кэк?

    О. колючая свинья

    О каких двух правилах узнал от индейца Рольф?

    Вы скажете, что современным людям необязательно знать то, о чем знали первобытные охотники.

    Так нужно ли изучать зоологию?

    Где могут пригодиться зоологические познания?

    О. разведение домашних животных, охотничий и рыбный промыслы, паразиты и переносчики

    заболеваний, садоводство и огородничество (опылители, энтомофаги, вредители), походы в лес,

    охрана животного мира, создание биороботов, собаководство.

    Г) история развития зоологии

    Первый этап развития зоологии –донаучный, или описательный. Легко ли описать животное?

    Попробуем это сделать.

    Работа в группах. Учащиеся делают описание насекомых, затем представители каждой группы

    читают готовое описание, а другие группы по этому описанию пытаются определить, о каком

    виде идет речь. Изображения всех 6 видов без названий проецируются на экране.

    Примеры работ учащихся

    1) Гусеница непарного шелкопряда. Два глаза, длинный хвостик, брюшные и грудные лапки.

    Гусеница пепельного цвета, спинка черная, покрыта волосками.

    2) Боярышница. Четыре крыла белого цвета с жилками черного цвета. Есть голова, грудь, брюшко

    черного цвета. 2 уса.

    3) Стрекоза. У взрослой особи вытянутое брюшко, грудь, голова с большими глазами. 4 сетчатых

    крыла. Крылья с темными пятнами. Голова с мощными челюстями. На груди 6 ножек.

    4) Американская белая бабочка. Похожа на нашего мотылька. У неё маленькие белые крылья

    длиной около 1 см. Мохнатые усы. Черные глаза. Тело мохнатое. 4 крыла, шесть лапок.

    5) Кобылка. Небольшое насекомое. Имеет 2 прямых усика. Задние лапки намного больше передних.

    Голова с глазами, грудь, брюшко, сетчатые крылышки. 4 лапки. Умеет стрекотать. Питается травой.

    6) Майский жук. Голова насекомого черного цвета, покрыта маленькими волосками. 2 усика. Тело

    светло- коричневое. 6 лапок. Брюшко черного цвета. Нижние крылья коричневого цвета.

    Второй этап – научный. Большой вклад в развитие зоологии внесли такие ученые, как Аристотель,

    А. Левенгук, К.Линней, М.В. Ломоносов. Некоторые из них вам уже знакомы. (слайд 9)

    Проверка работ

    Самостоятельная работа. Пользуясь информацией учебника на с.5-6, с.7- последний абзац,

    заполните таблицу об этих ученых,и чем они знамениты.

    Чем знаменит

    Аристотель

    А. Левенгук

    К. Линней

    М.В. Ломоносов

    Проверка таблицы, обсуждение, дополнение учителем информации по ученым.

    (?) – дополнительные вопросы учащимся к этим пунктам.

    Аристотель:

    А) Он разделил их на две большие группы: животные с кровью и бескровные. Это деление примерно

    соответствует делению на позвоночных и беспозвоночных.

    Б) Аристотеля называют «отцом зоологии». Он изучил более 500 видов животных, описав их

    внешний вид и строение, образ жизни и поведение.

    4) многообразие животного мира и систематические категории

    Просмотр видеоролика «разнообразие животного мира»

    ? Что вы видели, просматривая видеоролик?

    О. животных

    ?. Какое количество? (много) Они все одинаковые? (нет, разные – по размеру, цвету и.т.д.)

    В настоящее время существует, по разным оценкам, от 2млн. до 4,5 млн. видов животных. Больше

    всего на земле насекомых: комаров, бабочек, жуков, мух. Их более 1 млн. видов. Все животные

    разнообразны - по внешнему и внутреннему строению, образу жизни, месту обитания и.т.д. Чтобы

    не запутаться в таком многообразии, ученые предложили классифицировать животных, используя

    А что, по вашему мнению, классифицировать?

    О. разделить на группы

    А как называется наука, которая занимается классификацией животных на группы

    О. систематика

    Как вы думаете, чем руководствуются ученые, разделяя животных на группы?

    О. сходное внешнее и внутреннее строение

    ?. Вспомните, кто из ученых и когда предложил систему классификации животных и растений,

    которая сохранилась и до настоящего времени?

    О. 1735г, К. Линней

    Какие систематические категории он предложил?

    О. класс, отряд, род, вид

    Что такое вид?

    О. группа организмов, имеющих сходное строение.

    Действительно, система К. Линнея сохранилась до настоящего времени и она была взята за основу в

    современной систематики. Со временем она претерпела небольшие изменения, в нее были добавлены

    такие систематические категории, как семейство, тип (у растений - отдел), подтип, царство.

    Самостоятельная работа –в тетради, а потом на доске. Проверка заданияна доске с карточками

    –расположите следующие систематические категории в последовательности от самого «низкого»

    до самого «высокого» ранга:

    1 – вид; 2 – семейство; 3 – класс; 4 – тип; 5 – отряд; 6 – царство; 7 – род; 8 - подтип

    Проверка задания.

    4. Закрепление материала.

    А) фронтальный опрос «мозговой штурм»

    1) О ком мы говорили сегодня на уроке? Царство?

    2) Как называется наука, изучающая животных?

    3) Как давно человек знаком с животным миром?

    4) Как человечество приобретало знания о животных?

    5) О чем говорят наскальные рисунки?

    6) Выделяют два этапа истории развития зоологии…….?

    7) Какие ученые внесли большой вклад в развитие зоологии?

    8) Кого из этих ученых считают «отцом зоологии»?

    9) Почему его считают «отцом зоологии»? Что вы можете сказать о его достижениях?

    10) Кто из ученых изготовил микроскоп, что позволило изучать мир микроскопических организмов?

    11) Как ученые разбираются в многообразии животных?