Кто такие гении, и что говорит о гениальности психология. Значение слова «гений

Нарушай правила! И еще 45 правил гения Ньюмейер Марти

Кто такой гений?

Кто такой гений?

Многие люди полагают, что гений – это человек с гигантским IQ, скажем, 140 и выше. Это упрощенное определение. Чтобы быть гением, необходимо кое-что еще: помимо интеллекта (достаточно IQ, равного 125) потребуются богатое воображение и умение его применять, умноженные на страстное желание добиться поставленной цели.

Человек не бывает талантлив во всем, его одаренность всегда проявляется в чем-то одном. Например, вы можете быть гениальным микробиологом или непревзойденным психологом. Великолепно писать программы или превосходно играть в футбол. Со временем гений может соединить несколько таких в чем-то в некое подобие во всем, но это не обязательно.

В своей последней книге Metaskills: Five Talents for the Robotic Age («Метанавыки. Пять талантов в эпоху роботизации») я описал таланты, необходимые людям для преуспевания в эпоху сотрудничества человека и машины. Я назвал эти таланты «метанавыками», вот они: чувствование, или эмпатия, и интуиция; ви дение, или системное мышление; умение мечтать, или прикладное воображение; умение воплощать, или талант к реализации; обучаемость, или способность приобретать новые навыки.

Для них не требуется высокий IQ. Зато нужна креативность. Правилам, которые позволят вам развить в себе это качество, и посвящена книга «Нарушай правила! И еще 45 правил гения». Она поможет вам мечтать, изобретать, творить и расти, чем бы вы ни занимались.

Тогда кто же такой гений? Вот мое определение: гений – это человек, превращающий мысль в инновацию и при этом меняющий наше ви дение мира. Иными словами, это тот, кто доводит креативность до уровня оригинальности . Лучше всего сказал об этом философ Артур Шопенгауэр: «Талант достигает цели, которой никто больше достичь не может; гений достигает цели, которой никто больше не видит».

Правила, предложенные в этой книге, не новы, хотя могут помочь вам создать нечто новое. Не Микеланджело изобрел молоток и зубило, но именно эти инструменты он использовал при создании своей «Пьеты». Как невозможно обтесать кусок мрамора голыми руками, так и нельзя «обтесать» идеи голым разумом. Нужны правила. Правила и инструменты гения.

В книге «Нарушай правила! И еще 45 правил гения» я не ставил задачу собрать воедино все существующие правила креативности. Вместо этого я решил сосредоточиться на принципах, которые чаще всего игнорируют, забывают или по неосторожности нарушают. Начинается книга с нескольких советов по стратегии – как найти правильную идею. Затем даются подсказки, полезные на этапе ее воплощения, – как правильно идеей распорядиться. Далее речь пойдет о развитии ваших креативных навыков с течением времени, и наконец – о практическом применении вашей гениальности.

Я сознательно написал короткую книгу. Большинство талантливых людей, которых я знаю, полностью поглощены своими проектами, и длительное чтение – это роскошь, которую они не могут себе позволить. Поэтому перед вами тонкая книга с небольшими советами. Ее можно открывать на любой странице, отмечать важные для вас моменты и при необходимости возвращаться к ним снова и снова.

Внимание! Книга «Нарушай правила! И еще 45 правил гения» – чтение не для всех по той простой причине, что не каждый может быть гением. И дело обычно не в отсутствии интеллекта как такового. Чаще – в нехватке 1) воли или 2) навыка. Я исхожу из того, что первого у вас достаточно, иначе вы не держали бы в руках эту книгу. Что касается второго, то вам потребуются некоторая помощь и огромное желание работать. К счастью, работа – это не совсем работа, если вы инвестируете в то, что любите.

Мне бы хотелось, чтобы вы соединили имеющееся у вас желание с этими проверенными временем принципами и запустили бесконечный цикл роста креативности: ваше желание будет подстегивать ваше обучение, а обучение – подпитывать желание. Это и есть та магия, которая рождает гения. Если вы примете ее в качестве главной предпосылки, все остальное не заставит себя ждать.

Марти Ньюмейер

Из книги Твитономика. Все, что нужно знать об экономике, коротко и по существу автора Комптон Ник

Кто такой Хайман Мински? Хайман Мински – американский экономист, описавший ипотечный кризис 2007 г. за сорок лет до его наступления.Он считал, что за подъемом следует спад, так как инвесторы слишком расслабляются, начинают больше рисковать и в конце концов занимают больше,

Из книги Твитономика. Все, что нужно знать об экономике, коротко и по существу автора Комптон Ник

Кто такой Милтон Фридман? По оценке журнала The Economist, Милтон Фридман был наиболее влиятельным экономистом второй половины ХХ в.Вначале он являлся поклонником Кейнса, но в 1960-е отказался от этих взглядов и стал утверждать, что более важно контролировать денежную массу, чем

Из книги Ты - миллионер автора Гольденберг Александр

Глава 20. Ты - гений Когда Природа хочет что-либо сотворить, она создает для этого гения.Ральф Уолдо ЭмерсонКаждый человек - гений. Ты родился гением. Твои идеи, твои мысли с детства были гениальными. Гениальность - это то, что выходит за рамки всего привычного, это интуиция,

Из книги Как найти инвестиции и не потерять бизнес автора Эванс Томас

1.3. Что за человек такой – инвестор? Как мы говорили в начале главы, в обычной повседневной жизни, каждый из нас является инвестором. Но чаще всего это состояние бессознательное, определенное образом жизни и развитием общества. Но за последние годы выросло количество

Из книги Одураченные случайностью [Скрытая роль шанса в бизнесе и жизни. Второе издание] автора Талеб Нассим Николас

Глава 1 Если ты такой богатый, то почему такой глупый? О влиянии случайности на социальный статус человека на примере двух персонажей с противоположными установками. О роли неприметного маловероятного события. О том, что в наше время быстро меняется все, кроме, пожалуй,

Из книги Юность науки автора Аникин Андрей Владимирович

Глава двенадцатая. Гений из Сити: Давид Рикардо В 1799 г. молодой состоятельный делец с лондонской биржи жил на курорте Бат, где лечилась его жена. Зайдя в публичную библиотеку, он случайно перелистал «Богатство народов» Адама Смита, заинтересовался и попросил прислать

Из книги Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса автора Аникин Андрей Владимирович

Глава двенадцатая. Гений из Сити: Давид Рикардо В 1799 г. молодой состоятельный делец с лондонской биржи жил на курорте Бат, где лечилась его жена. Зайдя в публичную библиотеку, он случайно перелистал «Богатство народов» Адама Смита, заинтересовался и попросил прислать

Из книги Не дай себя надуть бухгалтеру! Книга для руководителя и владельца бизнеса автора Гладкий Алексей

Он такой человек Как известно, на свете есть категория людей, которые жить не могут без того, чтобы где-то что-то не украсть, не схимичить, не «провернуть» и т. д. К сожалению, такие люди встречаются и среди бухгалтеров: какую зарплату им не предлагай, они все равно будут

Из книги Путь Черепах. Из дилетантов в легендарные трейдеры автора Куртис Фейс

Когда гений терпит поражение Фонд Long-Term Capital Management (LTCM) использовал стратегию, основанную на широком привлечении заемных средств и замеченной ими тенденции сближения при определенных обстоятельствах цен облигаций с фиксированным доходом. Широкое использование фондом

Из книги Эффективный руководитель автора Друкер Питер Фердинанд

Кто такой руководитель Любой работник умственного труда в современной организации является руководителем, если в силу должностного положения или знаний он отвечает за вклад в работу, которая непосредственно влияет на способность данной организации функционировать

Из книги Теория ограничений Голдратта. Системный подход к непрерывному совершенствованию автора Детмер Уильям

Кто такой менеджер? Конечно, некоторые читатели скажут: «Ведь я не менеджер. Зачем мне теория ограничений?» Но дело в том, что все мы менеджеры. В разных областях, на разных уровнях, но каждый из нас чем-то управляет. Руководите ли вы большой корпорацией, отделом, маленькой

Из книги Искусство торговли по методу Сильва автора Бернд Эд

ГЕНИЙ ВНУТРИ Управлять своим интеллектом и пользоваться им относительно легко. Но как быть с чувствами, эмоциями? Нет ли еще кого-то внутри каждого из нас, части нас, которую мы едва знаем и которая отвечает за чувства, инстинкты, эмоции, интуицию? Не является ли каждый из

Из книги Психология лидера автора Менегетти Антонио

2. Кто такой лидер? В лидере прежде всего важна личность. Истинный лидер – это судьбоносный момент духа в мире, рука помощи для многих. Лидер – это человек, который, удовлетворяя собственный эгоизм, реализует общественный интерес. Крупный лидер, управляя интересами,

Из книги Метод Сильвы. Искусство управления автора Сильва Хосе

Требуется гений Средние способности уже недостаточны. Мы развиваемся. То, что является средним сегодня, завтра будет ниже среднего. Мы не на ярмарочной карусели, где достаточно просто держаться за медное кольцо, чтобы не упасть. Мы непрерывно движемся вперед. Происходит

Из книги Deadline. Роман об управлении проектами автора Де Марко Том

Глава 17 Гений по устранению конфликтов - Нам ничего неизвестно о том, как нужно решать конфликты, - говорил мистер Томпкинс команде руководителей. - Я имею в виду не только нас, но и всю нашу отрасль. Мы учимся проектировать сложные системы, писать для них документацию,

Из книги Парадокс Шимпанзе. Менеджмент мозга [Уникальная программа управления собой] автора Питерс Стив

Кто такой ваш Шимпанзе В начале нашего путешествия по внутренней Вселенной нам необходимо получить базовое представление о том, что находится внутри нашей головы и как все это работает. Человеческий мозг очень сложен, поэтому мы будем рассматривать его упрощенную

(лат. genius) - высшая степень творческой одаренности; человек, к-рому присуща такая одаренность. Учитывая известную относительность...

(лат. genius) - высшая степень творческой одаренности; человек, к-рому присуща такая одаренность. Учитывая известную относительность различия между Г. и талантом, можно отметить, что творения Г. характеризуются исключительной новизной и самобытностью, особым историческим значением для развития человеческого об-ва, в силу чего они навсегда сохраняются в памяти человечества. Г. не мистическое существо, не сверхчеловек (как полагают нек-рые философы-идеалисты), а человек, сумевший в силу своих выдающихся способностей и огромного труда продвинуть вперед развитие человечества.

Гений

(от лат.-естественная предрасположенность): природа, внутренне присущая индивиду. В более узком смысле гений означает...

(от лат.-естественная предрасположенность): природа, внутренне присущая индивиду. В более узком смысле гений означает благодатные качества личности от Бога. В еще более узком смысле гений – это способность изобретать. Истинно творческий дух приобретает свою мощь как будто из некой силы, превосходящей человека: Кант определял «гений» как «силу природы», выражая таким образом его общность с универсумом или связь с жизнью или с Богом, где гений должен найти основу своего могущества. Действительно, почти во всех областях человеческой деятельности, кроме, может быть, математики (19-летний Эварист Галуа – уже основатель теории множеств), «гений – это долготерпение»», результат зрелости и продолжительного труда в своей специальности. «Злой гений» обычно означает неудачу: тот, кто желает достигнуть определенного результата, а достигает прямо противоположный, считает, что это злой гений сыграл с ним подобную шутку. Например, тот, кто протягивает руку, чтобы налить себе воды, и разбивает бутылку; или тот, кто дает человеку, как ему кажется, правильный совет, приводит последнего к самоубийству.

Гений

(лат. genius – дух-защитник) – 1) в язычестве то же, что и даймон, дух-хранитель, даваемый человеку от рождения, дух-защитник...

(лат. genius – дух-защитник) – 1) в язычестве то же, что и даймон, дух-хранитель, даваемый человеку от рождения, дух-защитник определенных мест или же дух, добрый или злой, способный влиять на чью-то судьбу; 2) характер нации или эпохи; 3) синоним таланта; 4) человек, ясно осознающий свое глубочайшее внутреннее родство с вечными и универсальными первоосновами бытия и способный творчески успешно выразить открывшуюся ему сверхчеловеческую правду. “Гений – существо с наиболее ярко выраженной и сильной индивидуальностью в смысле неповторимой оригинальности личности – есть вместе с тем существо наиболее многообъемлющее, творчество которого имеет объективное значение и потому встречает наиболее широкое понимание и отклик в человечестве” (С.Франк).

Гений

Филос.-эстетич. понятие, сформировавшееся в Новое время (16-18 вв.) на основе древних представлении о “гении” –...

Филос.-эстетич. понятие, сформировавшееся в Новое время (16-18 вв.) на основе древних представлении о “гении” – “духе” (греч. , букв. “наделяющий”; лат. genius) как приданном человеку в качестве выражающего его личность и судьбу божества, божеств. двойника, хранителя, а также однокоренного с genius слова ingenio (вошедшего в европ. риторич. теорию), означающего врожденные (собств., полученные при рождении отдуха) способности, дарования, изобретательность, остроту ума. По учению Диотимы в “Пире” Платона (202 е), духи-”даймоны” суть “среднее между богом и смертным” и имеют силу “быть истолкователями и передатчиками человеч. дел богам, а божеских – людям, просьб и жертвоприношений одним, наказов и вознаграждений за жертвы – другим”, благодаря чему целое бытие связывается воедино. Платон подчеркивает связь с “даймоном” творч. функции – всего относящегося к “жертвоприношениям, таинствам, заклинаниям, прорицанию, волхованию”. В “Федре” (242 с) Сократ рассказывает о своем “даймонионе”, подающем ему знамения. Действия “даймона” сказываются прежде всего в прорицаниях, а способность прорицания сопрягается также и с душой так, что подаваемые извне божеств. знаки оказываются одновр. и “внутр. голосом” личности. Т.о., представления о “даймоне” и соотв. римском “гении” (сами по себе крайне разнообразные в народных верованиях и лит. свидетельствах на протяжении веков) в своем филос. истолковании, в качестве своих осн. импликаций предполагают: творч. природу Г. как силы вдохновения, озарения; осуществление взаимосвязи целого, обеспечивачивающей его бытие; не просто закрепленность Г. за индивидом, но сопряженность Г. с “душой” как внутр. началом человека, личности. Все эти моменты сохранены и отражены в новоевроп. понятии Г., в иных отношениях порывающем с традицией. Все они получили развитие лишь в возрастании индивидуализма в новоевроп. культуре, через ренессансную идею обожения человека и представление о художнике как “втором боге”.

В 18 в. совершается процесс интериоризации Г. как руководящей человеком божеств., идущей извне силы, – теперь Г. начинают понимать и как внутр., имманентную душе творч. способность. Посредником между гуманистич. наследием и нем. философией рубежа 18-19 вв., сыгравшей решающую роль в переосмыслении Г., послужил Шефтсбери, писавший: “Поэт – уже второй Творец, подлинный Прометей, ходящий под Юпитером. Подобно этому верховному художнику, или же всемирной пластич. природе, он созидает форму целого, соразмерную и пропорциональную в самой себе…” (“Солилоквия”, I, III). В к. 18 в. (особенно в т.н. “гениальную” эпоху “Бури и натиска” 1770-х гг. в Германии), в связи с усилением антиритор, тенденций в творчестве и эстетич.теории, возникает представление об индивид. и оригинальном (первозданном) Г., к-рый создает правило, а затем следует ему, т.е. самовластно творит особый, изначальный худож. мир. Такое представление, утрачивая полемич. крайность, переходит в нем. классич. философию и нем. неогуманизм рубежа 18-19 вв., Г. уравновешивается с природой, а “интериоризированный” Г. никогда не порывает связи с Г. как традиц. представлением-мифологемой. Деятельность Г. глубоко сплетается с деятельностью природы, Г.-художник пластически ваяет бытие наподобие бога или природы; ср. у К.Ф. Морица (О пластич. подражании прекрасному, 1788): “Пластич. гений должен,насколько возможно, схватывать все спящие в нем пропорции великой гармонии, объем к-рой шире его индивидуальности” – Moritz К. Ph. Schriften zur Asthetik und Poetik. Tub., 1962; 84). Кант определял Г. как “талант (природный дар), к-рый дает правило искусству”, или, иначе, как “прирожденные задатки души”, посредством к-рых природа дает правило искусству (Критика способности суждения). Т.о. между внешним и внутр. истоками Г., гениальности, устанавливается равновесие. Соотв. у Шеллинга в “Философии искусства”: “… вечное понятие человека в Боге как непосредств. причина его (человеч.) продуцирования (творчества) есть то, что называют гением, это как бы genius, обитающее в человеке божественное”. В понятии Г. у Канта, обобщающего долгий процесс нового осмысления Г., входит и “оригинальность” творчества, и его бессознательность, нерефлективность (откуда и у Шиллера связь Г. с “наивной”, т.е. не рефлектирующей себя поэзией), и его внеличностность (сама природа говорит в художнике). Г. относится у Канта лишь к. “изящному искусству”, к-рое единственно не подчиняется заведомому правилу.

В 19 в. создается нейтральное в отношении традиции представление о Г., о гениальности как высшей творч. способности, в отрыве от внутр. формы слова “Г.”, от Г. как мифологемы, от традиции ее переосмысления. Вследствие этого Г. мог становиться расхожим, необязат. представлением, присущим массовому эстетич. сознанию, но в то же время и наст. проблемой философии и психологии творчества. Здесь Г. выступает как по сути дела новое понятие, развившееся в недрах традиционного и заключившее в себя нек-рый итоговый смысл его. Жан-Поль, отличая Г. от таланта (Приготовительная школа эстетики), пользуется собственно уже новым понятием. Точно также и Гегель в “Эстетике” понимает Г. как самосознат. творчество, вовсе не соединяя Г. с традиц. мифологемой вдохновляющего божеств, или природного начала и снимая любые “ограничения” на деятельность Г., к-рый может проявить себя в любой области, не только в искусстве. В 19 в. представление о Г. отчасти соединяется с культом “героя” как сверхчеловеч. личности (уже у Карлейля, Ницше), противопоставляемого нетворч. и враждебной художнику, подлинному искусству, массе, “толпе”. Такой культ Г.-”героя” становится непременным, доводимым до абсурда моментом усредненного бурж. сознания. Вместе с тем начинается и эпоха всестороннего изучения феномена Г. Поскольку новое понятие Г. от прежнего отличается прежде всего имманентностью Г. личности, изучение психофизиол. субстрата Г. приводило в иррационалистич. течениях науки и философии к представлениям об отклоняющейся от нормы, патологич. природе Г. (что соответствувет, однако, традиц. представлению об “одержимости” божеством, о близости “вдохновения” и безумия). Естественнее, однако, считать Г. феноменом, не выходящим за рамки нормального: гениальная личность наделена редким и каждый раз индивидуально структурированным комплексом свойств и способностей, предрасполагающих личность к творчеству (обычно в самых разных областях деятельности), но обычно позволяющих сделать решит. выбор в пользу одного, осн. вида деятельности. Очевидно, что гениальность предопределена не только выдающейся силой (выходящей тем самым за пределы обычного) способностей, но, может быть, еще более того необычной динамикой их сочетания в личности. При этом разные свойства, влечения, способности должны находиться в этой личности в подлинно редкостном состоянии, в к-ром явная их дисгармония, приводящая в равновесное, гармонич. состояние, и нарушение равновесия на к.-л. уровне личности, во всяком случае, компенсировано на самом высш. творч. ее уровне – где она выступает как создающая шедевры творчества. Творчество гениально одаренного человека является тактич. разрешением заложенных в его личности противоречий. Отсутствие совершенно необычного соотношения свойств и способностей привело бы к тому, что более или менее равномерное развитие самых разных способностей не позволило бы выделиться одной основной, концентрация на к-рой совершенно неизбежна и для гениально-одаренного человека (разносторонняя одаренность при этом внутренне непременно сказывается на рез-тах гениальной деятельности – как особое богатство, многогранность создаваемого). Наличие только одной резко выраженной способности не позволило бы, напротив, сложиться конечной гармонии. Нередко наблюдаемая “странность”, неуравновешенность, житейская неустроенность, необщительность гениальной личности происходит от ее концентрации на творчестве, где и происходит конечная (превышающая обычный уровень) гармонизация сил и способностей личности, тогда как на житейском (“бытовом”) уровне такая личность может выступить как “некомпенсированная”, дисгармоничная. Свойства и способности Г., к-рые проявляются, как правило, на здоровой психофизиол. основе, могут быть весьма редкими – это, напр., может быть способность к интенсивному, непосредственно-свежему восприятию худож. явлений без затухания первонач. впечатлений, а, напротив, с их углублением; способность интуитивно воспринимать и осознавать, осмыслять как единое целое огромные массы художественно-упорядочиваемого материала (Моцарт говорил о своей способности охватывать единым, мгновенным взглядом целую часть симфонии); способность к непривычному ассоциированию разл. явлений, их сторон, кажущихся далекими, приводящая к нетривиальному худож. или научному мышлению, к открытиям в науке, технике, искусстве и т.д. Способность к мгновенному осознанию своей творч. деятельности, не нарушая однако ее спонтанности. Проявление способностей Г. всякий раз индивидуально и неповторимо. Показательно и восходит к глубокой традиции сравнение деятельности Г. с молнией: “Внутр. замысел и осуществление гениальной фантазии одновременно предстают нам как удар молнии в их мгновенном взаимопроникновении и неуловимейшей жизненности” (Гегель, см. Эстетика. Т. 3. М., 1971. С. 341). Благодаря таким качествам гениально-одаренная личность в искусстве, науке, философии и т.д. начинает выражать свою истор. эпоху с особой, максимально доступной человеку, глубиной, не будучи связана множеством второстепенных, несуществен. ее моментов, обстоятельств; отношение Г. к его времени всегда парадоксально, т.к. Г. видит сущность происходящего глубже, шире, многограннее своих современников.

Лит.: Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М., 1991; Zilsel E. Die Entstehung des Geniebegriffs. Tub., 1926; Nowak H. Zur Entwicklungsgeschichte des Begriffs Daimon: Diss. Bonn, 1960; Schmidt-Dengler W. Genius: zur Wirkungsgeschichte antiker Mythologeme in der Goethezeit. Munch., 1978; Schmidt J. Die Geschichte des Genie-Gedankens in der deutschen Literatur, Philosophie und Politik 1750-1945. Bd. 1-2. Darmstadt, 1988; Zilsel E. Die Geniereligion. Ein kritischer Versuch iiber das moderne Personlichkeitsideal, mit einer historischen Begrundung. Fr./M., 1990.

A.B. Михаилов

Гений

Лат. genius (от genus – род), первоначально – дух умершего родоначальника, которому воз давалось религиозное почитание....

Лат. genius (от genus – род), первоначально – дух умершего родоначальника, которому воз давалось религиозное почитание. Современное словоупотребление сохраняет некоторую связь с этим первоначальным смыслом. Г. теперь называется человек: 1) который живет повышенною, потенцированною внутреннею жизнью и 2) которого деятельность имеет не личное только, а общее родовое значение (для народа или для всего рода человеческого). Гениальность, как высшая степень одаренности, сравнительно с талантом, как низшею, не подлежит точному определению; самое различие условно, попытки строгого разграничения произвольны и применение их спорно. В разных языках слово Г. употребляется в разной мере и с различными оттенками; всего расточительнее на него французы, у которых, кроме особого личного свойства, им обозначается также дух сложных и собирательных явлений (напр., le gйnie de la langue, le gйnie du Christianisme); приблизительно так же, но менее щедро, употребляют это слово англичане; немцы склонны ограничивать его областью художественного творчества и умозрения; особого внимания заслуживает взгляд Шопенгауэра; у немцев, а также у русских Г. более разграничивается с талантом, нежели у французов и англичан.



Гений

Ге́ний

сущ. , м. , употр. часто

Морфология: (нет) кого/чего? ге́ния , кому/чему? ге́нию , (вижу) кого? ге́ния , (вижу) что? ге́ний , кем/чем? ге́нием , о ком/чём? о ге́нии ; мн. кто/что? ге́нии , (нет) кого/чего? ге́ниев , кому/чему? ге́ниям , (вижу) кого? ге́ниев , (вижу) что? ге́нии , кем/чем? ге́ниями , о ком/чём? о ге́ниях

1. Гений - это человек, наделённый незаурядным умом и талантом, достигший непревзойдённых результатов в какой-либо сфере деятельности.

Гении Возрождения. | Отец его был финансовым гением. | Гений - это личность, способная высказать нестандартные идеи.

2. Гений - это высшая степень проявления таланта, ума человека, его способность достичь в какой-либо сфере совершенно удивительных и уникальных результатов.

Творческий гений Пушкина. | Полководческий гений Суворова. | Художественный гений Ван Гога почти не давал ему средств к существованию.

3. Если о ком-либо говорят, что он гений в чём-либо или на что-либо, значит, он в совершенстве умеет делать это.

Гений на выдумки, розыгрыши. | Корабельный кок был гением в кулинарном искусстве.

4. Добрый гений - так говорят о том, кто охраняет, защищает, помогает в трудных ситуациях.

Он стал для неё не просто другом, а добрым гением, избавителем, разрешающим все затруднения и проблемы. | Мать была добрым гением всей семьи.

5. Злой гений - так говорят о том, кто приносит зло, оказывает плохое влияние, губит, разрушает что-либо.

Хулиган и забияка, он прослыл злым гением всей улицы. | Злым гением ворвался он в её жизнь, нарушив раз и навсегда заведённый порядок.


Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "гений" в других словарях:

    гений - я, м. génie f., нем. Genius, пол. geniusz <лат. genius. 1. По религиозным верованиям древних римлян бог покровитель человека, города, страны; дух добра и зла. Сл. 18. Римляне своему Ангелу или по их Гению приносили ладан, цветы и мед.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Это талант умершего человека. Эдмон Гонкур Талант это то, чем вы обладаете; гений то, что владеет вами. Малколм Каули Гений стреляет в цель, которую не видит никто, и попадает. Гений человек с талантом и прилежанием человека без таланта. Габриэль … Сводная энциклопедия афоризмов

    Гений - Гений ♦ Génie В начале XVIII века аббат Дюбо дал такое определение: «Гением называют способность, которую человек получил от природы и которая позволяет ему хорошо и с легкостью делать то, что другие делают очень плохо, даже если приложат к… … Философский словарь Спонвиля

    - (лат. genius, от gignere рождать, производить). 1) сила, к рая создает в науке или искусстве что либо выходящее из ряда обыкновенного, делает новые открытия, указывает новые пути. 2) человек, обладающий такой силой. 3) по понятию древн. римлян… … Словарь иностранных слов русского языка

    Филос. эстетич. понятие, сформировавшееся в Новое время (16 18 вв.) на основе древних представлении о “гении” “духе” (греч. , букв. “наделяющий”; лат. genius) как приданном человеку в качестве выражающего его личность и судьбу божества,… … Энциклопедия культурологии

    - (Genius). Дух, оживляющий известное лицо, место и т. д. и соответствовавший греческому Демону. Гений, по мнению римлян, был не только у каждого человека, но у каждого семейства, города, страны и т. д. Местных гениев представляли себе в виде змей … Энциклопедия мифологии

    См. способность, ум злой гений, непризнанный гений... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. гений мудрец, гениальность, величие, гениальный человек, зазнайка, умница, титан… … Словарь синонимов

    - (лат. genius) – высшая степень творческой одаренности, которая проявляется как оригинальная способность понимания (интуиция), соединения различных элементов (фантазия), творческого формирования и изображения, а также человек, обладающий этой… … Философская энциклопедия

    Гений многозначный термин: Гений (мифология) личный дух человека в римской мифологии «Гений человек с чрезвычайно выдающимися способностями, тот кто находит пути решение самых сложных проблем самыми невероятными и одновременно… … Википедия

    ГЕНИЙ, гения, муж. (лат. genius) (книжн.). 1. Высшая творческая способность в научной или художественной деятельности. Научный гений Ленина. 2. Человек, обладающий подобной способностью. Дарвин был гений. 3. В римской мифологии низшее божество,… … Толковый словарь Ушакова

    Я, муж. Нов.Отч.: Гениевич, Гениевна.Производные: Геня (Гена).Происхождение: (Употребление нариц. сущ. гений в качестве личного имени.) Словарь личных имён. Гений я, м. Нов. Отч.: Гениевич, Гениевна. Производные: Геня (Гена). [Употребление нариц … Словарь личных имен

    ГЕ́НИЙ , -я, м.

    1. Высшая степень творческой одаренности, талантливости. Художнический гений Пушкина так велик и прекрасен, что --- мы доселе не можем не увлекаться дивною художественною красотою его созданий. Чернышевский, Сочинения Пушкина. Суворов не проиграл ни одного сражения. Он любил своего солдата, понимал его простое и скромное величие ---. Суворов сам был первым солдатом. Его гений был гением русского народа. А. Н. Толстой, К подвигам, к славе!

    2. Человек, обладающий высшей степенью творческой одаренности в какой-л. сфере деятельности. Пушкин принадлежал к числу тех творческих гениев, тех великих исторических натур, которые, работая для настоящего, приуготовляют будущее. Белинский, Сочинения А. Пушкина. || в чем, на что. Разг. Человек, в совершенстве умеющий делать что-л. Но в чем он истинный был гений, Что знал он лучше всех наук ---, - Была наука страсти нежной. Пушкин, Евгений Онегин. - И достанет [ложу ]; я ручаюсь за него: он гений на это. И. Гончаров, Обыкновенная история.

    3. Устар. Дух - покровитель человека (по древнеримской мифологии). Мой гений невидимкой Летает надо мной. Пушкин, Городок. 4. чего. Олицетворение, высшее проявление чего-л. Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. Пушкин, Я помню…

    Добрый гений чей - о человеке, оказывающем на кого-л. благодетельное влияние, приносящем кому-л. пользу.

    Злой гений чей - о человеке, оказывающем на кого-л. дурное влияние, причиняющем кому-л. зло, вред.

    [Лат. genius]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия):

Проблема гениальности по сей день является одной из нерешенных загадок.

Что такое гениальность?

Гениальность - это высшая ступень способностей личности и ее творческих проявлений. Человек, одаренный гениальностью, очень важен для развития общества, ведь он может создать новую эпоху или сделать важнейшие открытия.

Важно отметить, что конкретного набора свойств, которыми должен обладать гений, не существует. Человек может быть гениален в одной области и совершенно глуп в другой.

По определению Кольриджа, гениальность - это способность роста. Спорным остается вопрос о том, является ли гениальность сверхспособностью ума или это особенность физического мозга.

Настоящего гения отличает то, что он никогда никого не копирует, все его мысли уникальны и оригинальны. Однако это возможно лишь в том случае, если перед нами действительно настоящий гений, а не человек с отклонениями.

Гениальность - это достаточно редкое явление. Согласно подсчетам Лафатера, один гений приходится на один миллион человек. Однако психологи считают гениальность лишь разновидностью сумасшествия.

Какими наделены гениальные люди?

Важно отметить, что те способности, которыми наделены гении, свойственны и помешанным. Это такие способности, как повышенная чувствительность, бессознательность творчества, быстрая смена настроения от эйфории до апатии, сильная рассеянность, огромное тщеславие, злоупотребление алкогольными напитками, склонность к самоубийству.

Гениальность и помешательство - равнозначные ли это понятия?

Не стоит забывать, что в числе гениев всегда были и есть помешанные. Также и у многих помешанных проявлялись гениальные способности. Но не стоит делать что все гении - помешанные. Ведь такие гениальные личности, как Колумб, Галилей, Микеланджело, Наполеон, не проявляли признаков умопомешательства.

У сумасшедших наблюдается недостаток таких качеств, как усидчивость, твердость характера, прилежность, аккуратность, память. Однако именно эти качества присущи всем одаренным гениям.

К тому же сумасшествие проявляется обычно после 35 лет, а гения в человеке замечают еще с детства. Сумасшествие обычно передается по наследству и с каждым поколением усиливается, а гениальность умирает вместе с ее носителем. Если гениями обычно являются мужчины, то помешательство одинаково распространено как у женщин, так и у мужчин.

Талант и гениальность. Являются ли эти два понятия равнозначными?

Талант и гениальность - это качества человека, которые могут одновременно встречаться в одном человеке. Однако это очень редкое явление.

Талантом обычно называют выдающиеся способности человека, высокую степень его одаренности в какой-то определенной области.

А гениальность - это высшая ступень равития таланта. Она подразумевает создание новых изобретений, творений, открытий. Гениальность - это абсолютная противоположность подражанию, это всегда что-то новое и великое.

Ученые утверждают, что каждый человек обладает огромным количеством возможностей и способностей, однако не все их используют, а если и используют, то это обычно 1% всех возможностей, дарованных свыше.

Гениями всегда признавали тех людей, которые наделены сверхчеловеческими способностями и склонностями. А такое понятие, как предполагает лишь потенциальные возможности развития личности. Ломброзо писал, что гениальность отличается от таланта тем, что проявляется всегда бессознательно и достаточно неожиданно. Талант же творит рационально, согласно продуманному плану действий. Гениев относят обычно к креативным людям, а талантливых людей - к интеллектуалам.

Как бы то ни было, согласно Рубинштейну, все специфические способности человека на самом деле являются различными проявлениями его общей способности к труду и обучению. Талант и гениальность - это два неравнозначных понятия, хотя они во многом перекликаются.

Соотношение понятий "одаренность", "талант", "гениальность"

Достаточно долго "одаренность" считалась синонимом к слову "способности". Однако отечественные психологи считают, что одаренность - это некое количество способностей, которые обеспечивают успешность выполнения какой-либо конкретной деятельности.

Какими особенностями наделены одаренные личности?

Это такие:

  • нестандартное восприятие;
  • яркое воображение наряду со вниманием к деталям;
  • бессознательный разум, интуиция, изобретательность;
  • воображение;
  • мужество и смелость.

Некоторые исследователи рассматривают одаренность лишь как природную основу способностей наряду со способностью к творчеству. Они отождествляют это понятие с термином "талант". Другие рассматривают талант как высокую ступень развития специальных способностей.

Теплов полагает, что талант всегда многосторонен, именно поэтому многие поэты и писатели неплохо рисовали, а иногда и писали музыку.

А гениальность - это высокая ступень развития одаренности, которая проявляется в конечном результате, несущем в себе культурную, социальную, научную и историческую ценность. Гении ломают все нормы и порядки и таким образом открывают новую эпоху в сфере своей деятельности.

Подведение итогов, краткие выводы

Для того чтобы одаренность (талант, гениальность) смогли найти проявление и начать развиваться, личности необходимо иметь высокую работоспособность, мотивацию, самоотдачу, знания и умения в конкретной области деятельности. Учитывая эти факторы, ученые и пытаются разграничить эти три понятия. Способности, гениальность, талант есть в каждом человеке, их просто нужно обнаружить и развивать.