В системе языковых средств слово играет важнейшую роль. Русские писатели, восхищаясь красотой, силой, богатством русского языка, прежде всего отмечали разнообразие его лексики, в которой заключены неисчерпаемые возможности для передачи самых различных значений. С.Я. Маршак писал: «Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной. Но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает.
Словарь отражает все изменения, происходящие в мире. Он запечатлел опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, развитию техники, науки, искусства. Он может назвать любую вещь и располагает средствами для выражения самых отвлеченных и обобщающих идей и понятий».
Ведущая роль слова в системе языковых средств определяет его место в стилистике языка: слово является основной стилистической единицей. Лексическая стилистика изучает соотносительные лексические средства языка, давая оценку использованию слова в конкретной речевой ситуации и вырабатывая рекомендации нормативного словоупотребления в различных функциональных стилях.
Используя достижения современной семасиологии, лексическая стилистика изучает слово во всем многообразии системных связей, существующих в языке. Такой подход выдвигает на первый план изучение синонимов, антонимов, многозначных слов, паронимов, служащих средством наиболее точной передачи информации. В то же время стилистика обращает внимание на такие явления, как омонимия и парономазия, порой мешающие правильному восприятию речи. В центре внимания лексической стилистики находятся стилистическое расслоение лексики, оценка архаизмов и неологизмов, слов ограниченного употребления, анализ закономерностей использования стилистически значимых лексических средств в различных сферах общения.
Стилистический аспект изучения лексики требует вдумчивой оценки слова с точки зрения мотивированности его в контексте. Стилистика выступает как против употребления лишних слов, так и против неоправданного пропуска слов, рассматривая различные проявления речевой избыточности и речевой недостаточности.
Слово изучается в стилистике не только в номинативной, но и в эстетической функции. Предметом специального интереса лексической стилистики являются лексические образные средства языка - тропы.
Проблемы лексической стилистики тесно соприкасаются с проблемами культуры речи. Характеризуя использование в речи тех или иных лексических средств языка, стилистика стоит на страже правильного словоупотребления. Нормативно-стилистический подход к изучению лексики предусматривает анализ часто допускаемых речевых ошибок: употребления слова без учета его семантики; нарушения лексической сочетаемости; неправильного выбора синонимов; неверного употребления антонимов, многозначных слов, омонимов; смешения паронимов; немотивированного объединения стилистически несовместимых лексических средств и т.д. Устранение лексико-стилистических ошибок в речи, выбор оптимального варианта выражения мысли приобретают важнейшее значение при литературном редактировании текстов.
Курсовая
Работа
Тема: __________________________________________________
________________________________________________________
студент: _______________________ ___________
преподаватель: _______________________ ___________
Введение
Основная часть
1. Лексическая стилистика
2. Стилистическая морфология
3. Стилистический синтаксис
4. Фонетика
Заключение
Библиографический список
Введение
Тема данной курсовой работы «Стилистический анализ текста научно-популярного издания «Выращивание и воспитание щенка».
Основная цель представленной работы – стилистический анализ выбранного издания, который включает в себя несколько важных разделов: лексический, морфологический, синтаксический и фоника.
Основные цели редактора при проведении правки – устранение погрешностей содержания, композиции и стилистики, исправление речевых ошибок, добавление четкости формулировок и обработка текста для широкого круга читателей. При проведении правки редактор должен учитывать особенности читателя, чтобы грамотно донести мысль текста.
Социально-функциональное назначение научно-популярного издания - популяризировать научные знания, достижения, науки, культуры, техники, искусства и т.д. среди неспециалистов или специалистов. Редактор должен уметь учитывать желание автора донести до читателя особенности своего изложения, поэтому задача редактора – не перегрузить текст ненужными нюансами и подробностями, чтобы не утомить своего читателя.
Структура курсовой работы:
1. Введение
2. Лексическая стилистика
3. Морфологическая стилистика
4. Синтаксическая стилистика
5. Фонетика
6. Заключение
Курсовая работа состоит из трех основных частей: лексической, морфологической и синтаксической стилистики.
В разделе «Лексическая стилистика» рассматриваются стилистические особенности многозначных слов, антонимов, омонимов, синонимов, паронимов и исправляются ошибки, связанные с употреблением данной лексики. Также производится подробный анализ заимствований, устаревших слов и неологизмов, диалектизмов, специальных слов и жаргонизмов. Рассматриваются и анализируются экспрессивные средства лексики и стилистические особенности фразеологизмов.
В разделе «Морфологической стилистика» рассматриваются особенности именных частей речи, глагола, местоимений, выявляются и исправляются ошибки, связанные с их употреблением. Производится анализ вариантности форм имен существительных, имен прилагательных, личных, возвратных и возвратно-притяжательных местоимений, синонимии личных, определительных и неопределенных местоимений.
В разделе «Синтаксическая стилистика» рассматриваются стилистические особенности простых и сложных синтаксических конструкций, согласования сказуемых с подлежащим, определения с определяемым словом, управления, прямого и обратного порядка слов и т.д.
I. Лексико-стилистический анализ издания
Лексическая стилистика
В данной части курсовой работы необходимо указать стилистические особенности многозначных слов, омонимов, синонимов, антонимов, паронимов. Необходимо исправить, по возможности, ошибки, связанные с употреблением данной лексики и охарактеризовать данную лексику с учетом классификации. Должен быть дан анализ устаревшей и новой лексики (историзмы, архаизмы, неологизмы), также необходимо проанализировать особую лексику, к которой относятся диалектизмы, жаргонизмы и профессионализмы. Еще стилистический анализ в этом разделе подразумевает характеристику экспрессивных средств лексики (тропы) и стилистический анализ особенностей фразеологии.
Омонимия - разные по значению, но одинаковые по написанию единицы языка (слова, морфемы и др.). Омонимы полные (абсолютные) - омонимы, у которых совпадает вся система форм: змей – животное, змей - искуситель, злодей и змей – воздушный.Воздушный змей - приспособление для того, чтобы запускать его в небо и управлять им на земле с помощью нити.
Пример из текста издания:
«У собак самым «многофункциональным» органом является язык. »
язык колокола (языком называется ударная часть колокола, помещающаяся внутри его)
язык - орган человека
язык - речь, способ общения
Омографы - слова, совпадающие по написанию, но различные по звучанию и значению. Этот тип омонимов может создать двойственные и непонятные ситуации, но есть случаи, где их невозможно заменить синонимом.
Примеры из текста издания:
«Просто уберите еду для щенка до следующего кормления.»
е́ду - еду́
«Следует избегать покупки мяса подешевле.»
избе́гать - избега́ть
Такие случаи употребления омографов расширяют кругозор и словарный запас читателя.
Синонимом в полном смысле следует считать такое слово, которое определилось по отношению к своему эквиваленту (к другому слову с тождественным или предельно близким значением) и может быть противопоставлено ему по какой-либо линии: по тонкому оттенку в значении, по выражаемой экспрессии, по эмоциональной окраске, по стилистической принадлежности, по сочетаемости (научное определение из словаря синонимов русского языка (общ. ред. А.П. Евгеньевой) приведено в учебнике Д.Э. Розенталя).
Пример из текста издания:
«С первых дней жизни обеспечьте щенка систематической , ежедневной физической нагрузкой»
Антонимы - слова, противоположные по значению (С.И. Ожегов).Основой антонимии является наличие в значении слова качественного признака, который может возрастать и убывать и доходить до противоположенного (Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова).
Пример из текста издания:
«Услышав знакомую команду и увидев, что вы отбегаете , щенок в большинстве случаев устремится и подбежит к вам.»
Употребление синонимов и антонимов в детской литературе направленно на расширение кругозора читателя, создание образности и конкретизации ситуации. Автор правильно использует данные лексические фигуры, не нарушает их основных функций.
Устаревшая лексика . Устаревшие слова делятся на две группы: историзмы и архаизмы. К историзмам относятся те устаревшие слова, которые вышли из употребления, в связи с тем, что из жизни ушли обозначаемые ими предметы или явления: армяк, кафтан, камзол, кольчуга, крепостной, князь, доспехи и т.п. Синонимов историзмы в современном русском языке не имеют.
В отличие от историзмов, архаизмы – это устаревшие названия современных предметов, явлений, вытесненные синонимами из состава активной лексики. Ср.: сей – этот, уста – губы, чело – лоб, выя – шея, зело – очень, вежды – веки, зерцало – зеркало и т.п.
В данном издании устаревшая лексика не была обнаружена.
Неологи́зм (др.-греч. νέος - новый, λόγος - речь, слово) - слово, значение слова или словосочетание, недавно появившееся в языке (новообразованное, отсутствовавшее ранее). Свежесть и необычность такого слова или словосочетания ясно ощущается носителями данного языка.
Этот термин применяется в истории языка, чтобы охарактеризовать обогащение словарного состава в отдельные исторические периоды - так, можно говорить о неологизмах петровского времени, неологизмах отдельных деятелей культуры (М. В. Ломоносова, Н. М. Карамзина и его школы), неологизмах периода Отечественной войны и т. д.
В развитых языках каждый год появляются десятки тысяч неологизмов. Большинство из них имеют недолгую жизнь, но некоторые закрепляются в языке надолго, входят не только в живую обиходную его ткань, но и становятся неотъемлемой частью словесности.
Наука, которая занимается изучением неологизмов, называется неологией
Примеры из текста издания:
«Научить этому собаку довольно просто, однако ей может потребоваться одна-две недели, чтобы научиться самостоятельно держать равновесие .»
«Важно выделить для собаки отдельный градусник – никто из членов семьи не должен им пользоваться (чисто из гигиенических соображений).»
Переносное значение слова - это производное от основного (главного) лексического значения слова, относящееся к нему метонимически, метафорически или ассоциативно, посредством пространственной, временной, логической и других зависимостей. Переносное значение может становиться главным и наоборот. Такие изменения в семантической структуре слова могут быть обусловлены эмоционально-оценочными, ассоциативными и другими факторами воздействия. Внутри основных способов образования переносного значения выделяются и дополнительные, такие, как метафора с помощьюкоторой автор строит неназванное сравнение предмета с какими-либо другим на основании общего признака; и олицетворение, прием, с помощью которого животные наделяются человеческими способностями.
В тексте встретились следующие примеры метафоры:
«Он, а за ним еще 11 человек прошли гуськом , строго след в след»
Метонимия - словосочетание, в котором одно слово замещается другим, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной (пространственной, временной и т. д.) связи с предметом, который обозначается замещаемым словом. Замещающее слово при этом употребляется в переносном значении. Метонимию следует отличать от метафоры, с которой её нередко путают, между тем как метонимия основана на замене слова «по смежности» (часть вместо целого или наоборот, представитель вместо класса или наоборот, вместилище вместо содержимого или наоборот, и т. п.), а метафора - «по сходству».
Метонимия часто используется в повседневной речи и поэтому не сложно воспринимать эту стилистическую фигуру.
В данном издании метонимия не была обнаружена.
В данном произведении автор использует не очень много стилистических фигур, за исключением метафор . Примеров таких тропов, как аллегория и синекдоха в тексте нет вовсе. Это объясняется тем, что важно усвоить информацию из книги, а обилие стилистических фигур может помешать этому, отвлекая читателя на, по сути, не нужную информацию. В тоже время образность речи, главным образом литературной, влияет на расширение словарного запаса читателя, становление его собственного стиля речи и письма, формирует образное мышление. Так же образность языка является приемом популяризации и занимательности данного издания.
Фразеологи́зм (фразеологический оборот, фразе́ма) - устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной лексемы (словарной единицы). Часто фразеологизм остаётся достоянием только одного языка; исключением являются так называемые фразеологические кальки. Фразеологизмы описываются в специальных фразеологических словарях.
Концепция фразеологических единиц, как устойчивого словосочетания, смысл которого невыводим из значений составляющих его слов, впервые была сформулирована швейцарским лингвистом Шарлем Балли в работе Précis de stylistique, где он противопоставил их другому типу словосочетаний - фразеологическим группам с вариативным сочетанием компонентов. В дальнейшем В. В. Виноградов выделил три основных вида фразеологизмов: фразеологические сращения (идиомы), фразеологические единства и фразеологические сочетания. Н. М. Шанский выделяет также дополнительный вид - фразеологические выражения.
В данном издание фразеологизмы не были обнаружены.
Эпи́тет (от др.-греч. ἐπίθετον - «приложенное») - определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным (вторая жизнь).
Эпитет - слово или целое выражение, которое, благодаря своей структуре и особой функции в тексте, приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок, помогает слову (выражению) обрести красочность, насыщенность. Употребляется как в поэзии (чаще), так и в прозе.
Не имея в теории литературы определённого положения, название «эпитет» прилагается приблизительно к тем явлениям, которые в синтаксисе называются определением, в этимологии - прилагательным; но совпадение это только частичное.
Установленного взгляда на эпитет у теоретиков нет: одни относят его к фигурам, другие ставят его, наряду с фигурами и тропами, как самостоятельное средство поэтической изобразительности; одни отождествляют эпитеты украшающий и постоянный, другие разделяют их; одни считают эпитет элементом исключительно поэтической речи, другие находят его и в прозе.
Примеры из текста издания:
«Тяжелое передвижение…»
« У заболевших собак ухудшается или полностью пропадает аппетит, они становятся невеселыми , вялыми »
Речевая избыточность - наличие в высказывании лишних слов, многословие.
Предметом лексической стилистики является речевая избыточность, возникающая при повторной передаче одной и той же мысли, например:
«Наши спортсмены прибыли на международные соревнования для того, чтобы принять участие в соревнованиях , в которых будут участвовать не только наши, но и зарубежные спортсмены.»
Речевая избыточность в данном издании не была обнаружена.
К искажению или затемнению смысла высказывания иногда приводит речевая недостаточность, возникающая в результате немотивированного пропуска слов и проявляющаяся в лаконизме изложения в ущерб со-держанию.
Речевая недостаточность - случайный пропуск слов, необходимый для точного выражения мысли (И.Б. Голуб).
Вследствие речевой недостаточности нарушаются грамматические и логические связи слов в предложении, затемняется его смысл. Пропуск слов может совершенно исказить мысль автора, например:
«Для улучшения производственных показателей необходимо объединить всех работников, занимающихся вопросами экономики.»
В данном случае мы наблюдаем речевую недостаточность. Этот пример необходимо исправить, например:
«Для улучшения производственных показателей необходимо объединить усилия всех работников, занимающихся вопросами экономики»
Речевая недостаточность в данном издании не была обнаружена.
Паронимы - однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своем значении (Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова).
Профессионализмы . К профессиональной лексике относятся слова и выражения, используемые в различных сферах деятельности человека, не ставшие, однако, общеупотребительными (И.Б. Голуб).
Данные слова не были обнаружены в издании.
Диалектизмы - слова или обороты речи из какого-нибудь диалекта, употребленные в литературном языке (С.И. Ожегов).
Данные слова не были обнаружены в издании.
Жаргонизмы – речь какой-нибудь социальной или иной объединенной общими интересами группы, содержащая много слов и выражений, отличных от общего языка, в том числе искусственных, иногда условных (С.И Ожегов).
Данные слова не были обнаружены в издании.
Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-1.jpg" alt=">Лексическая стилистика ">
Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-2.jpg" alt="> Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной. Но этого"> Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной. Но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь отражает все изменения, происходящие в мире. Он запечатлел опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, развитию техники, науки, искусства. Он может назвать любую вещь и располагает средствами для выражения самых отвлеченных и обобщающих идей и понятий. С. Маршак
Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-3.jpg" alt="> Ведущая роль слова в системе языковых средств определяет его место в стилистике "> Ведущая роль слова в системе языковых средств определяет его место в стилистике языка: слово является основной стилистической единицей. Лексическая стилистика изучает соотносительные лексические средства языка, давая оценку использованию слова в конкретной речевой ситуации и вырабатывая рекомендации нормативного словоупотребления в различных функциональных стилях.
Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-4.jpg" alt="> Лексическая стилистика изучает: Сочетаемость Полисемию Синонимию Антонимию Омонимию Паронимию и парономазию"> Лексическая стилистика изучает: Сочетаемость Полисемию Синонимию Антонимию Омонимию Паронимию и парономазию Устаревшие слова (архаизмы) Неологизмы Тропы
Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-5.jpg" alt="> Смысловая точность речи. Выбор слова Неясность речи есть неизменный признак неясности"> Смысловая точность речи. Выбор слова Неясность речи есть неизменный признак неясности мысли, утверждал Л. Н. Толстой; шутя, писатель заметил: «Если бы я был царь, я бы издал закон, что писатель, который употребит слово, значения которого он не может объяснить, лишается права писать и получает 100 ударов розог» .
Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-6.jpg" alt="> А. П. Чехов так отзывался о своей работе: «. . ."> А. П. Чехов так отзывался о своей работе: «. . . Я занят, занят по горло: пишу и зачеркиваю, пишу и зачеркиваю. . Я не хочу признавать рассказов без помарок» . Упрекая одного из молодых писателей в небрежности, А. П. Чехов напоминал: «Рукописи всех настоящих мастеров испачканы, перечеркнуты вдоль и поперек, потерты и покрыты латками, в свою очередь перечеркнутыми и изгаженными» . И рекомендовал работать так: «Надо рассказ писать 5 -6 дней и думать о нем все время. . . Надо, чтобы каждая фраза, прежде чем лечь на бумагу, пролежала в мозгу дня два. . . »
Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-7.jpg" alt="> Речевые ошибки, вызванные неправильным выбором слова Погода сопутствовала хорошему отдыху (вместо"> Речевые ошибки, вызванные неправильным выбором слова Погода сопутствовала хорошему отдыху (вместо благоприятствовала); У куниц скоро появится наследство (имеется в виду потомство); Я хочу продолжить семейную династию и потому решил стать офицером (вместо традицию).
Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-8.jpg" alt=">Употребление слов без учета их семантики может стать причиной алогичности и даже абсурдности"> Употребление слов без учета их семантики может стать причиной алогичности и даже абсурдности высказывания. В одном очерке было написано: «. . . И стоят наши дальневосточные березки в своем подвенечном саване» (автор перепутал саван и фату).
Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-9.jpg" alt="> Из-за неточного словоупотребления может возникнуть анахронизм (нарушение хронологической точности при употреблении слов,"> Из-за неточного словоупотребления может возникнуть анахронизм (нарушение хронологической точности при употреблении слов, связанных с определенной исторической эпохой): В Древнем Риме недовольные законами плебеи устраивали митинги (слово «митинг» появилось значительно позднее, причем в Англии); В XVIII веке в Ленинграде было закрыто несколько типографий (название города на Неве, которое употребил автор, было неизвестно в XVIII веке, следовало написать: в Петербурге).
Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-10.jpg" alt="> Алогизм - сопоставление несопоставимых понятий, например: Синтаксис энциклопедических статей отличен от"> Алогизм - сопоставление несопоставимых понятий, например: Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей. Получается, что синтаксис сравнивается с научными статьями. Устраняя алогизм, можно написать: Синтаксис энциклопедических статей отличается от синтаксиса других научных статей, или: Синтаксис энциклопедических статей имеет ряд особенностей, несвойственных синтаксису других научных статей. Выявление и исправление алогизма не вызывает затруднений.
Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-11.jpg" alt=">Причиной алогизма может стать подмена понятия: Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется"> Причиной алогизма может стать подмена понятия: Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется одно и то же название фильма. Демонстрируется фильм, а не его название, исправим: Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется один и тот же фильм. Такие ошибки в речи возникают и вследствие недостаточно четкой дифференциации понятий, например: Приближения дня премьеры коллектив театра ждет с особым волнением (ждут не приближения премьеры, а когда состоится премьера).
Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-12.jpg" alt="> Нелогичной нашу речь делает и неоправданное расширение или сужение понятия, возникающее вследствие смешения"> Нелогичной нашу речь делает и неоправданное расширение или сужение понятия, возникающее вследствие смешения родовых и видовых категорий: При хорошем уходе от каждого животного можно надаивать по 12 л. молока (следовало употребить не родовое наименование - животное, а видовое - корова); В любое время суток медицина должна прийти на помощь ребенку. Надо было написать: В любое время суток медицина должна прийти на помощь больному (ведь в медицинской помощи нуждаются не только дети).
Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-13.jpg" alt="> Родовые наименования нередко представляются говорящим более значительными, создают впечатление «важности» высказывания. Поэтому человек,"> Родовые наименования нередко представляются говорящим более значительными, создают впечатление «важности» высказывания. Поэтому человек, желающий высказаться «покультурнее» , не решается порой назвать шапку шапкой, а пиджаком. И произносит вместо этого строгие слова: головной убор или верхняя одежда. К. И. Чуковский в книге «Живой как жизнь» вспоминал, как при подготовке радиопередачи «отредактировали» выступление молодого литератора, который собирался сказать: «Прошли сильные дожди» . «Заведующий клубом поморщился: - Так не годится. Надо бы литературнее. Напишите -ка лучше вот этак: «Выпали обильные осадки» .
Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-14.jpg" alt="> Лексическая сочетаемость В основе учения о лексической сочетаемости лежит положение акад."> Лексическая сочетаемость В основе учения о лексической сочетаемости лежит положение акад. В. В. Виноградова о фразеологически связанных значениях слов, которые имеют единичную сочетаемость (закадычный друг) или ограниченные возможности сочетаемости (черствый хлеб, батон; черствый человек, но нельзя сказать черствая конфета (шоколадка), черствый товарищ (отец, сын).
Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-15.jpg" alt="> Соединение слов в словосочетания может наталкиваться на разного рода ограничения. 1)слова могут"> Соединение слов в словосочетания может наталкиваться на разного рода ограничения. 1)слова могут не сочетаться из-за их смысловой несовместимости (фиолетовый апельсин, облокотился спиной, вода горит); 2)объединение слов в словосочетание может быть исключено в силу их грамматической природы (мой - плыть, близко - веселый); 3)объединению слов могут препятствовать их лексические особенности (слова, обозначающие, казалось бы, соединимые понятия, не сочетаются; говорят причинить горе, неприятности, но нельзя сказать причинить радость, удовольствие).
Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-16.jpg" alt="> Три типа сочетаемости Семантическая Грамматическая (синтаксическая) Лексическая ">
Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-17.jpg" alt="> Нарушение семантической сочетаемости К сегодняшнему часу сведений еще нет; Необходимо"> Нарушение семантической сочетаемости К сегодняшнему часу сведений еще нет; Необходимо ускорить урегулирование кровопролития; Девичья фамилия моего отца Собакин; После гибели Ленского на дуэли Ольга женилась на гусаре. . . Смешные сочетания слов, не правда ли? Но если вдуматься, в иных случаях возникает очень нежелательный подспудный смысл: не прекратить, а лишь урегулировать кровопролитие? . .
Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-18.jpg" alt="> Нарушение грамматической сочетаемости Пародийный пример нарушения грамматической сочетаемости известен: Моя твоя"> Нарушение грамматической сочетаемости Пародийный пример нарушения грамматической сочетаемости известен: Моя твоя не понимает (притяжательные прилагательные не могут соединяться с глаголами, стоящими в личной форме). Еще примеры: Наш лидер здоров вдоль и поперек. Большинство времени депутаты тратят на дискуссии.
Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-19.jpg" alt="> Нарушение лексической сочетаемости Голос цифр не утешителен; В недалеком прошлом у нас"> Нарушение лексической сочетаемости Голос цифр не утешителен; В недалеком прошлом у нас всем зажимали языки. Яркий эффект «обманутого ожидания» юмористы обыгрывают в едких шутках: Мы потерпели победу и больше не вправе медлить; Достигли зияющих вершин.
Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-20.jpg" alt=">Стилистическое использование в речи синонимов Типы лексических синонимов Учитывая смысловые и стилистические"> Стилистическое использование в речи синонимов Типы лексических синонимов Учитывая смысловые и стилистические отличия синонимов, их разделяют на несколько групп. 1) Синонимы, различающиеся оттенками в значениях, называются семантическими (от гр. semantikos - обозначающий) (молодость - юность, красный - багровый - алый).
Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-21.jpg" alt="> 2) Синонимы, которые имеют одинаковое значение, но отличаются стилистической окраской, называются стилистическими."> 2) Синонимы, которые имеют одинаковое значение, но отличаются стилистической окраской, называются стилистическими. К ним относятся: 1) синонимы, принадлежащие к различным функциональным стилям речи [ср. : жить (межст.) - проживать (офиц. -дел.), новобрачные (офиц.) - молодые (разг.)]; 2) синонимы, принадлежащие к одному и тому же функциональному стилю, но имеющие различные эмоциональные и экспрессивные оттенки [ср. : (разг.) толковый (с положительной окраской) - башковитый, головастый (с оттенком грубовато-фамильярным); сказанул - ляпнул - брякнул - отколол - отмочил - выдал]. Внутристилевая синонимика, особенно развитая в разговорной речи, значительно богаче и ярче, чем межстилевая.
Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-22.jpg" alt="> 3) Синонимы, которые отличаются и по смыслу, и своей стилистической окраской, называются семантико-стилистическими:"> 3) Синонимы, которые отличаются и по смыслу, и своей стилистической окраской, называются семантико-стилистическими: бродить – блуждать - шататься -шляться - все эти синонимы имеют общее значение «ходить без определенной цели» , но они отличаются семантическими оттенками: слово блуждать имеет дополнительное значение «плутать, терять дорогу» ; в слове шататься есть оттенок «ходить без всякого дела» ; глагол шляться подчеркивает неповиновение, непослушание. Кроме того, приведенные синонимы отличаются и стилистической окраской: бродить - стилистически нейтральное слово, блуждать имеет более книжную окраску, шататься и шляться - просторечные, причем последнее грубое.
Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-23.jpg" alt=">Эмоционально-экспрессивная окраска синонимов стилистически-нейтральные: сниженные: высокие: лицо морда"> Эмоционально-экспрессивная окраска синонимов стилистически-нейтральные: сниженные: высокие: лицо морда лик препятствие помеха преграда плакать реветь рыдать бояться трусить опасаться прогнать выставить изгнать
Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-24.jpg" alt=">Стилистическое использование в речи антонимов Антонимия, отражая существенную сторону системных связей в"> Стилистическое использование в речи антонимов Антонимия, отражая существенную сторону системных связей в лексике, охватывает слова, противопоставленные по значению: правда - ложь, добрый - злой, говорить - молчать. Современная лексикология рассматривает синонимию и антонимию как крайние, предельные случаи взаимозаменяемости и противопоставленности слов по их содержанию. При этом если для синонимических отношений характерно семантическое сходство, то для антонимических - семантическое различие.
Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-25.jpg" alt="> Антонимы объединяются в пары по контрасту. Однако это не значит, что то или"> Антонимы объединяются в пары по контрасту. Однако это не значит, что то или иное слово может иметь лишь один антоним. Синонимические отношения слов позволяют выражать противопоставление понятий и в «незакрытом» , многочленном ряду: конкретный - абстрактный - отвлеченный, веселый - грустный - печальный - унылый - скучный - кручинный.
Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-26.jpg" alt="> Основная стилистическая функция антонимов - быть лексическим средством выражения антитезы. Антитеза как стилистический"> Основная стилистическая функция антонимов - быть лексическим средством выражения антитезы. Антитеза как стилистический прием широко распространена в народном поэтическом творчестве, например в пословицах: Ученье - свет, а неученье - тьма; Мягко стелет, да жестко спать. Классические примеры использования антитезы дает русская художественная литература: Ты богат, я очень беден. Ты прозаик, я поэт. Ты румян, как маков цвет, я, как смерть, и тощ, и бледен (П.); Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, и ты, им преданный народ (Л.); Я вижу печальные очи, я слышу веселую речь (А. К. Т.).
Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-27.jpg" alt="> По принципу антитезы построены многие заглавия произведений: «Война и мир» "> По принципу антитезы построены многие заглавия произведений: «Война и мир» (Л. Т.); «Дни и ночи» , «Живые и мертвые» (Сим.). Особенно часто используется антонимия в заголовках газетных и журнальных статей: «Химия добрая и злая» , «Доходы и расходы» , «Мертвая система не слышит живых людей» , «Ретро и модерн рядом» , «Проводы трагические и веселые» , «География - разная, биографии схожие» , «Бедность при богатстве» , «Макси-страсти по мини-футболу» .
Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-28.jpg" alt="> Явление антонимии лежит в основе оксюморона (от гр. oxýmoron - остроумно-глупое)"> Явление антонимии лежит в основе оксюморона (от гр. oxýmoron - остроумно-глупое) - стилистического приема образной речи, состоящего в создании нового понятия соединением контрастных по значению слов. Сочетание антонимов в «чистом виде» в оксюмороне встречается редко: «Начало конца» (заголовок статьи), «Плохой хороший человек» (название кинофильма), В разгар периода застоя… (из газ.). В большинстве случаев это сущ. +прил. , имеющие противоположное значение: «Крупные мелочи» , «Дорогая дешевизна» , «Неудобные удобства» (заголовки), поэтому это не антонимы в точном значении термина (антонимы должны принадлежать одной части речи).
Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-29.jpg" alt="> На антонимах строятся каламбуры: Где начало того конца, которым оканчивается"> На антонимах строятся каламбуры: Где начало того конца, которым оканчивается начало? (К. П.) Было так поздно, что стало уже рано (Солж.). В таких случаях игра слов возникает благодаря употреблению многозначных слов, которые выступают как антонимы не во всех значениях: Молодая была уже не молода. - И. и П.
Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-30.jpg" alt="> Особый стилистический прием - использование одного из антонимов, в то время как по"> Особый стилистический прием - использование одного из антонимов, в то время как по смыслу следовало бы употребить другой: - Отколе, умная, бредешь ты голова? (Кр.). Слово умная сказано в насмешку по отношению к Ослу. И читатель понимает, что за этим определением стоит его антоним - глупая. Употребление слова в противоположном значении называется антифразисом.
Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-31.jpg" alt="> Омонимия (от гр. homos - одинаковый, ónyma - имя), т. е."> Омонимия (от гр. homos - одинаковый, ónyma - имя), т. е. совпадение в звучании и написании слов, различных по значению, напоминает многозначность, однако здесь сталкиваются совершенно различные слова, совпадающие в звучании и написании, но не имеющие ничего общего в семантике. Напр. : брак в значении «супружество» и брак - «испорченная продукция» . Первое слово образовано от глагола брати с помощью суффикса -к (ср. брать замуж), омонимичное ему существительное заимствовано в конце XVII в. из немецкого языка (нем. Brack - «недостаток» восходит к глаголу brechen - «ломать» .
Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-32.jpg" alt="> Смежные сомонимией явления Омофоны - слова, которые звучат одинаково,"> Смежные сомонимией явления Омофоны - слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному: луг – лук, грипп - гриб; Омографы - слова, которые совпадают только на письме, но отличаются произношением: кр. Ужки – кружк. И, попад. Ают - поп. Адают; Омоформы - слова разных частей речи, совпадающие в некоторых формах лечу(летать) - лечу (лечить).
Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-33.jpg" alt="> Индивидуально-авторская омонимия Писатели иногда по-новому толкуют известные слова, создавая индивидуально-авторские омонимы: ."> Индивидуально-авторская омонимия Писатели иногда по-новому толкуют известные слова, создавая индивидуально-авторские омонимы: . . . Я всю зиму провел в здешнем краю. Я говорю, что я остепенился, потому что зарылся в степь (Вяз.). При подобном переосмыслении «родственными» представляются слова, вовсе не связанные общностью происхождения. Индивидуально- авторские омонимы часто очень забавны, они лежат в основе многих шуток: гусар - птичник, работник гусиной фермы; дерюга - зубной врач; доходяга - победитель в спортивной ходьбе; весельчак - гребец; пригубить - поцеловать.
Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-34.jpg" alt="> Паронимия и парономазия Однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие"> Паронимия и парономазия Однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях (узнать - признать, одеть - надеть, подпись - роспись), называются паронимами (из гр. para - возле, onyma - имя). Паронимы, как правило, относятся к одной и той же части речи и выполняют в предложении аналогичные синтаксические функции.
Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-35.jpg" alt="> Парономазия Явление парономазии (из гр. para - возле, onomazo -"> Парономазия Явление парономазии (из гр. para - возле, onomazo - называю) заключается в звуковом подобии слов, имеющих разные морфологические корни (ср. : нары - нарты, лоцман - боцман, кларнет - корнет, инъекция - инфекция). Лексические пары при парономазии принадлежат к одной части речи, выполняют в предложении аналогичные синтаксические функции. У таких слов могут быть одинаковые приставки, суффиксы, окончания, но корни у них всегда разные. Кроме случайного фонетического сходства, слова в подобных лексических парах ничего общего не имеют.
Введение
В системе языковых средств слово играет важнейшую роль. Русские писатели, восхищаясь красотой, силой, богатством русского языка, прежде всего отмечали разнообразие его лексики, в которой заключены неисчерпаемые возможности для передачи самых различных значений. С.Я. Маршак писал: «Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной. Но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает.
Словарь отражает все изменения, происходящие в мире. Он запечатлел опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, развитию техники, науки, искусства. Он может назвать любую вещь и располагает средствами для выражения самых отвлеченных и обобщающих идей и понятий».
Ведущая роль слова в системе языковых средств определяет его место в стилистике языка: слово является основной стилистической единицей. Лексическая стилистика изучает соотносительные лексические средства языка, давая оценку использованию слова в конкретной речевой ситуации и вырабатывая рекомендации нормативного словоупотребления в различных функциональных стилях.
Используя достижения современной семасиологии, лексическая стилистика изучает слово во всем многообразии системных связей, существующих в языке. Такой подход выдвигает на первый план изучение синонимов, антонимов, многозначных слов, паронимов, служащих средством наиболее точной передачи информации. В то же время стилистика обращает внимание на такие явления, как омонимия и парономазия, порой мешающие правильному восприятию речи. В центре внимания лексической стилистики находятся стилистическое расслоение лексики, оценка архаизмов и неологизмов, слов ограниченного употребления, анализ закономерностей использования стилистически значимых лексических средств в различных сферах общения.
Стилистический аспект изучения лексики требует вдумчивой оценки слова с точки зрения мотивированности его в контексте. Стилистика выступает как против употребления лишних слов, так и против неоправданного пропуска слов, рассматривая различные проявления речевой избыточности и речевой недостаточности.
Слово изучается в стилистике не только в номинативной, но и в эстетической функции. Предметом специального интереса лексической стилистики являются лексические образные средства языка - тропы.
Проблемы лексической стилистики тесно соприкасаются с проблемами культуры речи. Характеризуя использование в речи тех или иных лексических средств языка, стилистика стоит на страже правильного словоупотребления. Нормативно-стилистический подход к изучению лексики предусматривает анализ часто допускаемых речевых ошибок: употребления слова без учета его семантики; нарушения лексической сочетаемости; неправильного выбора синонимов; неверного употребления антонимов, многозначных слов, омонимов; смешения паронимов; немотивированного объединения стилистически несовместимых лексических средств и т.д. Устранение лексико-стилистических ошибок в речи, выбор оптимального варианта выражения мысли приобретают важнейшее значение при литературном редактировании текстов.
Лексическая стилистика изучает соотносительные лексические средства языка, давая оценку использования слова в конкретной речевой ситуации и вырабатывая рекомендации нормативного словоупотребления в различных функциональных стилях.
Слово - основа для понимания текста. Неправильный выбор слова искажает смысл высказывания, порождая не только лексические, но и логические ошибки в речи:
- · анахронизм (нарушение хронологической точности при употреблении слов, связанных с определенной исторической эпохой);
- · алогизм (сопоставление несопоставимых понятий);
Причины нелогичности: подмена понятия, неоправданное расширение/сужение понятия, нечеткое разграничение конкретных и отвлеченных понятий, несоответствие посылки и действия.
Для правильного употребления слов в речи необходимо также учитывать особенности лексической сочетаемости. Существует три типа сочетаемости семантическая, грамматическая и лексическая. Нарушение лексической сочетаемости объясняется неправильным употреблением многозначных слов (например, глубокая зима, осень, но не весна, лето ; глубокая ночь, тишина , но не утро , не день , не шум ). Нарушение лексической сочетаемости может быть использовано как стилистический прием: для создания комического эффекта, для экспрессивности текста и т.п. Но в том случае, если это не используется как стилистический прием, это является речевой ошибкой. Причиной тому может стать контаминация внешне похожих словосочетаний.
Для устной речи характерно такое нарушение как речевая недостаточность . Это случайный пропуск слов, необходимых для точного выражения мысли (Дирекции надо стремиться от этого равнодушия - пропущено избавиться ). Вследствие речевой недостаточности нарушаются грамматические и логические связи слов в предложении, затемняется смысл. Однако эту ошибку следует отличать от эллипсиса - стилистической фигуры, основанной на сознательном пропуске того или иного члена предложения (Я за свечку, свечка - в печку! )
Стилистическая беспомощность автора в выражении мысли нередко приводит к речевой избыточности , которая в некоторых случаях граничит с абсурдностью (труп был мертв и не скрывал этого ). Стилисты называют подобные примеры ляпалиссиадами. Речевая избыточность также может принимать форму плеоназма - употребление в речи близких по смыслу и потому излишних слов (главная суть, ценные сокровища и пр.). Разновидностью плеоназма является тавтология. Тем не менее, они могут быть и стилистическим приемом, например, для внесения экспрессии в устную речь: горе горькое, всякая всячина и пр. Тавтология лежит в основе многих фразеологизмов (видать виды, есть поедом и пр.), сочетания с тавтологическим эпитетом позволяют обратить внимания на особо важные понятия, тавтологический повтор придает высказыванию афористичность, нанизывание однокоренных слов используется в градации - стилистической фигуре, основанной на последовательном повышении/понижении эмоционально-экспрессивной значимости, при каламбурном столкновении тавтология используется для создания комического эффекта и т.д.
Лексическая синонимия имеет для стилиста особую важность, представляя собой неисчерпаемый ресурс выразительности. Типы лексических синонимов:
- 1. Семантические
- 2. Стилистические
- 3. Семантико-стилистические
Стилистические функции синонимов:
- · Скрытые (средство наиболее точного выражения мысли)
- · Открытые (уточнение, разъяснение, сопоставление, противопоставление, градация).
Лексическая антонимия. Стилистические функции антонимов:
- 1. Лексическое средство выражения антитезы
- 2. Усиление эмоциональности высказывания
- 3. Показ полноты охвата явлений
- 4. Создание сатирического/комического эффекта и т.д.
Полисемия и омонимия : стилистические функции: метафоризация, парадокс, словесная игра, комический эффект, шутка, каламбур и т.п. Существуют индивидуально-авторские омонимы, в основе которых обычно лежит языковая игра.
Функции паронимов (однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению) в речи: экспрессивная (усиление действия), уточнение мысли, каламбур, языковая игра и т.д. Явление парономазии представляет собой еще более экспрессивное средство (это слова сходные по звучанию, но совершенно разной семантики), особенно для поэзии.
Неоправданное использование вышеперечисленных выразительных средств ведет к речевым ошибкам.
Слова стилистически неравноценны, их функции и смысловые нюансы сосредоточены в стилистической характеристике (В.Виноградов). Функциональный стиль - исторически сложившаяся и социально осознанная система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения. Функционально-стилевое расслоение лексики:
- 1. Общеупотребительная лексика
- 2. Лексика, закрепленная в функционально-стилевом отношении
- · Разговорная
- · Книжная (научная, официально-деловая, публицистическая).
Слова могут быть эмоционально и экспрессивно окрашены, в связи с этим выделяется лексика нейтральная, сниженная и высокая . Смешение стилей может стать стилистической ошибкой (использование в книжных стилях разговорной и просторечной лексики, в публицистических текстах - увлечение терминами, в художественной - обилие канцеляризмов и т.д.).
Лексика, имеющая ограниченную сферу распространения (диалектизмы, профессионализмы), в художественной речи может выполнять важные функции: передача местного колорита, особенности речи героев, речевая экспрессия и пр. Для выразительности (создания образа, изображение речи персонажа и т.п.) также используют в литературно художественном стиле жаргонизмы.
Стилистические функции устаревших слов (архаизмы и историзмы) в художественной речи: воссоздание колорита прошедших времен, торжественное звучание речи (славянизмы, друвнерусизмы), иногда пародийно-ироническая функция.
В связи с мировым развитием в любом языке появляется огромное количество новых слов - неологизмов . Существуют также авторские, или индивидуально-стилистические неологизмы, изобретение которых диктуется лексико-стилистическими нуждами в том или ином тексте.
В русском языке существует и функционирует также пласт заимствованной лексики. Стилистическая классификация:
- 1. лексика, имеющая неограниченную сферу употребления (утратившие признаки иноязычного происхождения (картина ), сохранившие некоторые подобные признаки (вуаль ), европеизмы, интернационализмы (террор ).
- 2. лексика ограниченного употребления (книжные слова (стагнация ), архаизованные единицы салонного жаргона (рандеву ), экзотизмы (сакля ), иноязычные врапления (аллегро ), варваризмы (сорри, пардон ). Речь, насыщенная варваризмами, называется макаронической. В художественных и публицистических текстах это очень мощное экспрессивное средство, особенно для создания речи персонажей. Употребление варваризмов в кавычках допустимо даже в авторском монологе.