Летние богословские институты.

Делегация Общецерковной аспирантуры и докторантуры приняла участие в летнем институте на острове Халки (Турция)

С 31 августа по 6 сентября 2013 года на острове Халки в монастыре святой Троицы (Константинопольский Патриархат) в рамках совместной докторской программы Фрибургского университета и Общецерковной аспирантуры и докторантуры "De civitate hominis" состоялся летний богословский институт на тему "Власть и авторитет на Востоке и Западе".

Мероприятие было организовано Фрибургским Университетом (Швейцария) при поддержке Константинопольского Патриархата и при участии Общецерковной аспирантуры и докторантуры Московского Патриархата. Работу института возглавил ректор Фрибургского университета профессор Гвидо Фергаувен. В работе приняли участие член Совместной комиссии Епископской конференции Римо-Католической Церкви и Православных Церквей Германии прелат монсеньор Николай Вирволль, профессора Фрибургского университета Барбара Халленслебен и Астрид Каптайн, настоятель доминиканской общины в Стамбуле профессор Клаудио Монге, научный сотрудник Фрибургского университета диакон Августин Соколовски, докторанты и аспиранты из Швейцарии, Германии, Франции, Греции, Польши, Румынии, Украины, Белоруссии, Молдавии и России.

По благословению митрополита Волоколамского Илариона в институте приняли участие сотрудники и аспиранты Общецерковной аспирантуры и докторантуры: помощник ректора ОЦАД иеромонах Иоанн (Копейкин), референт ОЦАД по международному сотрудничеству Э. Терещенко, студенты ОЦАД иеродиакон Григорий (Соколов) и И. Парфенов, а также сотрудник секретариата по межправославным связям ОВЦС, докторант Фрибургского университета, диакон Федор Шульга.

1 сентября участники института молились за Божественной Литургией в Патриаршем кафедральном соборе святого Георгия вместе с Его Святейшеством Святейшим Патриархом Константинопольским Варфоломеем.

На следующий день в монастыре Святой Троицы на Халки, в историческом здании Богословской академии Константинопольского Патриархата, участники летнего института приступили к работе.

В начале заседания собравшихся приветствовал настоятель монастыря митрополит Прусский Элпидофор. Владыка рассказал об истории Академии и о перспективах возобновления ее деятельности, раскрыл основные аспекты церковно-государственных отношений в Турции.

Работа института продолжилась в течение трех дней. Участники института были приглашены к обсуждению вопросов, касающихся проблематики взаимодействия Церкви, государства и общества в странах Европы и России. В своих докладах представители Общецерковной аспирантуры и докторантуры рассказали о понимании взаимоотношений Церкви и государства в России в исторической перспективе и на основе современных церковных и государственных нормативных документов. Была также освещена единая позиция Русской Православной Церкви и Российского государства по проблеме дискриминации христиан на Ближнем Востоке. Отдельно была рассмотрена проблематика межрелигиозных отношений на Северном Кавказе.

Одно из заседаний группы было посвящено обсуждению отношений государства и религиозных организаций в Турецкой Республике. В частности, речь шла об особенностях понятия светскости в турецком обществе, роли Византийского и Оттоманского культурного наследия, а также о роли ислама и других религиозных конфессий в формировании современного гражданского общества в Турции. Экспертами выступили профессор К. Монге и глава Департамента международного права Галатасарайского университета профессор Эмре Октем.

Московский летний богословский институт (МЛБИ)


Летний институт по богословию и науке (ЛИБН)

Программа дополнительного профессионального образованияпо направлению «Теология»

Летние богословские институты - образовательный проект ББИ, имеющий целью повышение уровня знаний участников в области богословия, а также развитие диалога между богословием и другими дисциплинами.



Участники. В проекте могут принять участие студенты и выпускники духовных и светских высших учебных заведений, аспиранты, преподаватели школ и вузов, а также все, кто желает расширить свои знания в области богословия и религиоведения.


Формат. В подаваемой заявке кандидат выбирает один из летних институтов, МЛБИ или ЛИБН. Занятия проходят в две сессии по 5 дней (4-5 пар в день). Лекции и семинары проводят лучшие преподаватели ББИ и других вузов, в том числе зарубежных. Посещение слушателями всех занятий обязательно.

Лекционные курсы. Слушателям предлагаются курсы по следующим темам.


МЛБИ


* Богословие Нового Завета


* Экзегетика Ветхого Завета


* Философия религии


* Русская религиозная философия


* Богословие творения


* Богословие иконы


* Христианство в современном мире


* Биоэтика


ЛИБН


* Космология и богословие


* Философские аспекты диалога науки и богословия


* Вера и знание в русской философии


* Биоэтика


* Богословие культуры


* Богословие Нового Завета


Уровни обучения. МЛБИ и ЛИБН включают в себя три уровня.

Первый (базовый) уровень является обязательным для всех участников. Он предполагает прослушивание предлагаемых в рамках МЛБИ или ЛИБН лекционных курсов, участие в семинарских занятиях и написание итоговых тестов. По результатам тестов выдается сертификат; лицам с высшим образованием выдается удостоверение о повышении квалификации. В сертификате и свидетельстве указываются прослушанные курсы, общее количество затраченного на обучение времени (108 часа, 3 кредита).

Второй (продвинутый) уровень предназначен для тех, кто хочет более основательно освоить одну из прослушанных в рамках базового курса дисциплин. Это предполагает предварительную подготовку к лекциям и семинарам, более интенсивную работу в ходе МЛБИ/ЛИБН, а также специализацию по одной из тем по окончании МЛБИ/ЛИБН.


Для более успешного усвоения лекционного материала и активного участия в семинарах и дискуссиях участникам за месяц до начала занятий высылаются материалы для подготовки и вопросы к семинарам; изучив эти материалы, участники дают письменные ответы на предложенные вопросы и высылают их организаторам по электронной почте до начала МЛБИ/ЛИБН. Ответы оцениваются преподавателями МЛБИ/ЛИБН и используются самими участниками в ходе семинарских занятий.


Во время МЛБИ/ЛИБН участники выбирают заинтересовавшую их тему в рамках одного из лекционных курсов и согласовывают ее с преподавателем. Затем, по возвращении домой, они в течение трех месяцев самостоятельно изучают дополнительную литературу по данной теме и пишут итоговую квалификационную работу (эссе), которая отправляется в ББИ и оценивается преподавателями. В случае положительной оценки участнику проекта выдается сертификат или удостоверение второго уровня, в котором указывается общее количество времени, затраченного на предварительную подготовку, на обучение в МЛБИ/ЛИБН и на написание эссе (180 часов, 5 кредитов).


Итоговая квалификационная работа (эссе) .


Итоговое эссе должно представлять собой основательное рассмотрение выбранной темы, выполненное на хорошем академическом уровне и с использованием соответствующей современной научной литературы. По своему уровню эссе должно соответствовать курсовой работе в вузах (ссылка).


Третий уровень (профессиональная переподготовка) означает либо прохождение как МЛБИ, так и ЛИБН на первом и втором уровне (т.е. участие в обоих летних институтах в разные годы), либо прохождение одного из летних институтов и курса дистанционного обучения в ББИ. В этом случае лицам с высшим образованием выдается диплом о профессиональной переподготовке.

Программа МЛБИ

Архим. Ианнуарий (Ивлиев) Богословие Нового Завета

А. С. Десницкий Экзегетика Ветхого Завета

Г. Б. Гутнер Философия религии

А. В Нестерук Богословие творения (космология)

А. А. Шевченко Введение в биоэтику

И.К. Языкова Богословие иконы

Т. Оболевич Русская религиозная философия

О. В. Куропаткина Христианство в современном мире

Программа ЛИБН

Архим. Ианнуарий (Ивлиев) Богословие Нового Завета

Г. Б. Гутнер Философские аспекты диалога науки и богословия

А. В Нестерук Космология и богословие

А. А. Шевченко Введение в биоэтику

И.К. Языкова Богословие культуры

Т. Оболевич Вера и знание в русской философии

Первый БЛБИ (1999 г) был организован в Белоруссии по благословению митрополита Минского и Слуцкого Филарета. Двухнедельные семинары проводятся на турбазе на берегу жемчужины Беларуси озера Нарочь. Устроителем Белорусской летней богословской школы для молодежи является Христианский образовательный центр имени святых Кирилла и Мефодия

Первый Московский ЛБИ состоялся в августе 2002 года. Адрес проведения: Истринский район, деревня Горки. Стипендии участникам МЛБИ предназначены преимущественно для студентов очных отделений духовных семинарий и академий.

В 2003 году ЛБИ по благословению митрополита Киевского и всея Украины Владимира был организован на базе Киевской духовной семинарии в Киево-Печерской Лавре.(КЛБИ). Так на первом киевском летнем институте украинские модернисты обсуждали библеистику (Ю.А. Вестель «Библейская экзегетика»), о христианском понимании истории (С.Б. Крымский «Богословие истории»).

Московский летний богословский институт (МЛБИ) и Летний институт по межконфессиональному и межрелигиозному диалогу (ЛИД) включают в себя три уровня.

Первый (базовый) уровень является обязательным для всех участников. Он включает прослушивание предлагаемых в рамках МЛБИ или ЛИД лекционных курсов, участие в семинарских занятиях и написание итоговых тестов. По результатам тестов выдается сертификат; лицам с высшим образованием выдается удостоверение о повышении квалификации.

Второй (продвинутый) уровень предназначен для тех, кто хочет более основательно освоить одну из прослушанных в рамках базового курса дисциплин. Это предполагает предварительную подготовку к лекциям и семинарам, более интенсивную работу в ходе МЛБИ/ЛИД, а также специализацию по одной из тем по окончании МЛБИ/ЛИД.

Третий уровень (профессиональная переподготовка) означает либо прохождение на двух уровнях как МЛБИ, так и ЛИД (т.е. участие в обоих летних институтах в разные годы), либо прохождение на двух уровнях одного из летних институтов и прохождение курса дистанционного обучения в ББИ. В этом случае лицам с высшим образованием выдается диплом о профессиональной переподготовке.

Программа МЛБИ предполагает проведение занятий по следующим предметам:

  • Богословие Нового Завета
  • Философия религии
  • Экзегетика Ветхого Завета
  • Богословие эволюции
  • Религия в современном мире
  • Наука и богословие
  • Богословие культуры
  • Современное западное богословие

история

1999

КЛБИ-2012

Лейтмотивом Киевского ЛБИ-2012 звучала тема Свидетельства, составляющего основу христианской жизни. В качестве преподавателей были приглашены экуменисты из разных стран мира: США, Франции, Италии, Болгарии, России, Украины, Белоруссии.

Темы занятий были представлены самые различные, были здесь лекции (А. О. Баумейстер, Украина) и круглый стол, посвященный проблеме секуляризации, лекции по богословию псалмов (П. Валлиер, США), по проблеме апостольского свидетельства и предания (о. Дидье Берте, Франция), по теоэстетике (А. С. Филоненко, Украина), по творчеству М. Бахтина (С. Сини, Италия), по проблеме свидетельства в контексте «устной истории» (И. В. Голубович, Украина), по истории итальянских христианских реликвий (зав. культурными инициативами патриаршего подворья в Бари М. Талалай, Италия) и многим другим проблемам.

Ощущалась и очевидная преемственность с институтом 2011 года. В частности тема КЛБИ 2011 года - детство – была своеобразным образом продолжена в лекциях протоиерея Петра Коломейцева (Россия) и Валентина Кожухарова (Болгария; правда, несколько в ином контексте – в русле проблематики христианкой психологии и педагогики).

В 2012 году в полной мере была реализована идея епископа Илария (Шишковского), который также принимал участие в работе Института, о необходимости сотрудничества мира Церкви и мира искусства, озвученная на прошлогоднем «круглом столе». Принцип такого симбиоза осуществлялся здесь и ранее – воплощением его были, например, вечера поэзии Дмитрия Строцева, Вениамина Блаженного, концерт кобзарской музыки и т.д.

Состоялось празднование юбилея одного из вдохновителей и «отцов-основателей» института Константина Борисовича Сигова. И юбилея уже ставшего верным другом КЛБИ и постоянным его преподавателем, директора Парижской семинарии о. Дидье Берте, а также главного юбилея – 10-й годовщины основания самого КЛБИ, празднование которой было организовано устроителями проекта с особым размахом. Были здесь и фейерверк, и шумные народные танцы с песнями в исполнении неподражаемых «Божичей», и праздничный торт, запуск в небо китайских фонариков и, конечно, песни у костра (а прыжков через костер не было? - ред.)

МЛБИ-2013

ЛБИ-2013

БЛБИ-2014

Решением Священного Синода от 25 декабря 2013 г. ушедшего на покой Белорусского митрополита Филарета (Вахромеева) на этом посту сменил Рязанский митрополит Павел, который первым делом пресек экуменическую деятельность Христианского образовательного центра имени Кирилла и Мефодия - на котором держались в значительной степени сначала теологический факультет ЕГУ, а потом и Институт теологии БГУ, Кирилло-Мефодьевские чтения и Летние Богословские институты. После того как митрополит Павел уволил создателя и многолетнего руководителя МХОЦ Григория Довгялло, поставив на его место молодого священника, МХОЦ, как организация, сошел со сцены.

В конце июня-начале июля 2014 года формат занятий в Летнем богословском институте в корне изменился. В этом году Институт был впервые организован на базе Минской духовной семинарии, расположенной в древнем Свято-Успенском Жировичском монастыре. 12 представителей Бобруйской епархии приняли участие в работе института. Представители инославных конфессий, а также плеяда преподавателей из числа С-Петербургских священников-модернистов вроде оо. Федорова, Митрофанова или Ивлиева и даже о. Александр Шимбалев к работе в Институте допущены не были.

Судя по фотографиям, слушателями института являлись достаточно благочестивые миряне (в том числе преклонного возраста), интересующиеся Православным богословием. Занятия в институте проходили в течение недели. Помимо лекционной нагрузки пребывание слушателей было наполнено обширной внеучебной программой: экскурсионными поездками, видеолекториями и др.

По завершении обучения ректор архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий вручил слушателям ЛБИ соответствующие сертификаты.

МЛБИ-2016

С 4 по 16 июля 2016 года в Подмосковье проходил первый Летний Богословский институт по межрелигиозному диалогу (ЛЕД).

В числе преподавателей: профессор Санкт-Петербургской духовной академии архимандрит Ианнуарий (Ивлиев), журналист и бывший зам.гл.редакторв «Изд-ва МП» Сергей Чапнин, профессор Портсмутского университета Алексей Нестерук, профессор, заведующая кафедрой философии религии Папского университета сестра Тереза Оболевич, кандидат философских наук, профессор из Великобритании Доминик Рубин, исламовед Ахмет Ярлыкапов, аспирант ИФ РАН индолог и религиовед Сергей Лобанов, старший научный сотрудник Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования при Отделении общественных наук РАН Оксана Куропаткина, ректор Лютеранской семинарии г. Санкт-Петербурга Антон Тихомиров.

Студенты ЛЕД-2016 приехали из разных городов России и ближнего зарубежья: из Владимира, Нижнего Новгорода, Самары, Санкт-Петербурга, Москвы, Украины и Армении. Одним из студентов стал клирик Смоленской епархии иерей Дмитрий Коротаев, ответственный за миссионерскую работу в Кардымовском благочинии.

В течение двух недель участники Института прослушали несколько лекционных курсов, а также приняли активное участие в ряде семинаров и круглых столов.

Особое внимание было уделено таким темам как:

  • «Авраамические религии» в диалоге;
  • Ислам в современном мире;
  • Восточные религии в диалоге с христианством;
  • Межконфессиональный диалог в современном христианстве;
  • Религия и общество;
  • Философские концепции диалога.

БЛБИ-2017

По благословению ректора Минской духовной семинарии архиепископа Новогрудского и Слонимского Гурия занятия проходили на базе семинарии. Программа института включала в себя интенсивный курс лекций, которые проводили преподаватели Минской духовной семинарии .

источники

  • // Все ереси. – 2017. – 29 января. – Дата обращения: 30.1.2017.

– Алексей Эдуардович, вспоминаю, что первое интервью я брала у Вас почти 20 лет назад для «Радио России». Мы тогда хотели познакомить слушателей программы «Верую» с чем-то очень необычным – светским богословским образовательным учреждением. После 70 лет советского атеизма это звучало экзотически. Настрой тогда у Вас был, я помню, воодушевленный, приподнятый, коллектив института был полон планов. С каким настроением Вы встречаете четвертьвековой юбилей ББИ?

– Знаете, вспоминаются слова апостола Павла: «Если кто смеет хвалиться чем-либо, то (скажу по неразумию) смею и я»(2 Кор.11, 21). Все-таки, несмотря на все огорчения, которых, конечно, хватало на всех этапах нашей работы, нам есть чем «похвалиться».

Вот, например, передо мной наши книги – больше 300 изданий. Это не брошюры, а сложнейшие богословские труды всех христианских конфессий. И, может, не каждый день, но регулярно мы получаем какие-то отзывы, часто неформальные, что называется, крики души – от людей, до которых какая-нибудь из наших книжек дошла, или от ректоров семинарий, или библиотекарей. Не сдерживая чувств, они пишут: эта книга – просто шедевр; без ваших книг было бы невозможно развивать богословское образование и т.д. Это очень нас поддерживает.

Мы знаем себе цену: какого рода книги мы выпускаем, какие учебные программы и академические проекты мы развиваем. Но довольно часто возникает проблема – а как найти тех людей, кому это необходимо, как до них достучаться. И когда чудо встречи все-таки происходит: будь то читатели книги, наши выпускники, участники наших конференций или Летнего богословского института – практически всегда ты потом получаешь отклик, слышишь, как они оценивают роль ББИ в их жизни… Это можно сравнить с педагогами, врачами – теми, кто видит результат почти сразу.

Но мы далеки от того, чтобы почивать на лаврах. Недаром юбилейную конференцию, которая пройдет 23 сентября, мы решили назвать «Богословие растерянности», с подзаголовком «Пути академического богословия в постсоветском пространстве». Возможно, это звучит неожиданно, но вспомним, что апостолы, общаясь с Иисусом, были растеряны, вся история Церкви тоже отмечена растерянностью… Начиная нашу работу 25 лет назад, мы были полностью растеряны – никакого же академического богословия после 70 лет советской власти не было! И теперь тоже растерянность – но уже другая…

– Конечно, хочется вспомнить, как все начиналось.

Разумеется, ББИ возник не в один момент. Мы ведем отсчет своей истории от 8 сентября 1990 г., когда в Воскресном православном университете состоялась первая лекция его основателя – отца Александра Меня. На следующее утро, 9 сентября, он был убит.

Резонно спросить: но причем здесь ББИ? Отец Александр придумал православный лекторий для взрослых, очень хорошего уровня. После его убийства дело было продолжено, и возник Общедоступный православный университет. Я в нем был секретарем Попечительского совета и исполнительным директором. У нас были прекрасные лекторы, и лет через пять мы поняли, что у нас уже сложилась полноценная программа для высшего богословского образования. И в конце 1994 – начале 1995 года мы основали ББИ.

Таким образом, мы не можем назвать отца Александра основателем нашего учреждения, но вдохновителем – точно можем. Кроме того, он был духовным отцом некоторых наших преподавателей.

– Вы тоже были духовным чадом отца Александра Меня?

– Нет, так сказать я не могу, но он сыграл очень важную роль в моей жизни. Я по образованию физик-теоретик, в моей среде – и в профессиональной, и в семье – абсолютно не было религиозных людей. Но меня всегда интересовала философия, а в конце 1980-х появились какие-то книги по богословию. Дрейф в эту сторону был также связан с моим профессиональным интересом к космологии и квантовой физике – происхождению и устройству Вселенной.

В год 1000-летия Крещения Руси я принял крещение – в переполненном подмосковном храме со страшной скоростью читались какие-то тексты на непонятном языке, и я, признаться, не очень понял, что произошло и что мне дальше делать…

Как-то в Историко-архивном институте я случайно увидел объявление о лекции по русской философии, которую прочитает протоиерей Александр Мень. Меня это заинтересовало, я пришел – и все! Это было как взрыв! Я ходил потом на все его лекции и на другие лекции по теме христианства, в том числе – Ирины Языковой, которая потом стала проректором ББИ.

Летом 1990 г. я поехал на Алтай в отпуск, там хотел причаститься, а священник меня шуганул, не разрешил (у меня была рубашка с короткими рукавами). Я расстроился, но решил, как только прилечу в Москву, поехать в первое же воскресенье к отцу Александру, исповедоваться и причаститься.

И вот 8 сентября я был на его лекции на тему «Христианство», спросил у него после лекции, может ли он уделить мне на следующий день, в воскресенье, время для серьезного разговора, он пригласил приехать (он меня уже знал, я много вопросов ему задавал)…

9 сентября я был в Новой Деревне, но отца Александра не дождался. Его в этот день убили. Первый наш серьезный разговор, к которому я готовился, не состоялся. Но он, несомненно, очень сильно повлиял на меня. Если бы не он, не знаю, как бы моя судьба сложилась. Занимался бы физикой до сих пор или туризмом…

– Как же физик-теоретик стал богословом, ректором богословского вуза?

– Мне было очень интересно заниматься богословием, и это соответствовало тогда моему внутреннему состоянию. Хотелось сделать что-то хорошее и важное в этой области, и развитие академического богословского образования казалось достойной задачей.

Не очень было понятно, как к этой задаче подступиться, с чего начать. К счастью, вокруг Общедоступного православного университета, основанного отцом Александром Менем, сложился круг преподавателей – архиепископ Михаил Мудьюгин, Наталья Леонидовна Трауберг, Элла Львовна Лаевская, отец Иннокентий Павлов, Ирина Языкова, отец Вениамин Новик и другие, – которые ощутили, что можно уже перешагнуть рамки этого «университета», который был общественной организацией, а не учебным заведением и не ставил целью давать академическое богословское образование. И многие слушатели этого университета тоже хотели более серьезно продолжать образование. Потребность была налицо.

Я закончил физтех, как физик-теоретик получил прекрасную школу на кафедре академика В.Л. Гинзбурга, потом работал в бывшей лаборатории А.С. Компанейца, так что по роду деятельности был, можно сказать, причастен к высочайшему уровню фундаментальной науки (а физика в СССР была действительно на мировом уровне). Поэтому я знал изнутри, что такое хорошо и что такое плохо в научной деятельности.

Но когда я переключился на богословие, я увидел – ой, как же там все плохо-то! Но ругать было некого: понятно, что в течение 70 лет был почти полный разгром Церкви, а академическое богословие для мирян вообще было уголовным преступлением, в семинариях учились по репринтам XIX века – традиция не развивалась и была практически утеряна.

Конечно, среди священнослужителей всегда были очень талантливые люди, которые ухитрялись получать хорошее образование. Но они его не столько получали, сколько брали: они каким-то образом находили доступ к каким-то архивам, библиотекам, закрытым фондам, иногда – к зарубежным изданиям. Я знаю, что в Питерской (тогда – Ленинградской – Прим.ред .) духовной академии целый ряд книг – нет, не издавался, а переводился, и эти переводы, отпечатанные на машинке, где-то в столе у ректора лежали, и наиболее активные студенты и преподаватели могли это почитать. Но в целом уровень богословского образования был очень низкий.

И вот, придя из физики, я не стал изобретать велосипед, а попытался воплотить известные мне формы академической работы в основанном тогда богословском институте. Например, академик Гинзбург устраивал открытые общемосковские еженедельные семинары по физике. Ну и мы сделали такие регулярные семинары для тех, кто интересовался богословием. Постарались поднять академический уровень богословских конференций, академические издания тоже сразу оказались в наших планах, научно-богословский журнал, конкурс молодых ученых и т.д. – все это пришло из моего опыта в физике. Ну, конечно, и моя учеба на богословском факультете в Оксфорде помогла.

– За много лет к названию – Библейско-богословский институт святого апостола Андрея – все уже привыкли. А как появилось это название, как оно связано с вашими задачами?

– Само название появилось примерно 20 лет назад. Для нас это было просто: мы исходили из того, что у нас во главе всегда была Библия, значит – библеистика. Почти сразу мы столкнулись с тем, что православные, услышав «библейский», тут же говорили: «Вы баптисты». Т.е. упоминание о Библии в православной среде тогда ассоциировалось исключительно с протестантами.

Примечательно, что прошло несколько лет – и такой реакции больше нет. Думаю, это говорит о том, что восприятие изучения Библии православными изменилось. Понятно, что это не только мы сделали, но наш приоритет всегда был – современная библеистика, мы над этим последовательно работали. Это то, что касается первой части названия. Вторая отражает нашу не менее важную задачу – развитие богословской среды в России. А «святого апостола Андрея» – это придумала Наталья Леонидовна Трауберг.

– Формирование богословской среды почти на пустом месте – задача амбициозная. Как вы планировали ее решать?

– ББИ – это, как я говорю, «три в одном»: единство и взаимосвязь учебной деятельности, академических проектов (конференции, семинары и т.д.) и издательства. Как это все появилось? Конечно, совсем не так, что мы сидели и думали: что бы нам такого еще сделать? Все вытекало из потребностей.

Вот мы учим студентов, значит – нужны книги, их нет и взять негде. Значит, нужно их издавать. Стали переводить и издавать для своих студентов, а оказалось, что это нужно всем. Так же возникла и идея развития богословской среды: вот наши преподаватели, старшие студенты, выпускники, друзья – как это все держать вместе? Есть важные темы, которые в воздухе витают, их надо обсудить, семинаров уже не хватает – делаем конференции.

Темы иногда связываются с каким-то юбилейным поводом – например, 500-летие Геннадиевской Библии, и тогда мы обсуждаем разные аспекты библеистики, проблему библейских переводов и т.д. А иногда темы возникают, что называется, из самой жизни, из взаимодействия Церкви с обществом, с культурой, с наукой и т.д.

За эти годы мы провели точно больше 100 конференций (я, кстати, никогда не считал, надо бы посчитать). Сейчас ежегодно мы организуем больше десятка серьезных международных конференций.

Формированию богословской среды служат и конкурсы работ по богословию для молодежи, и наши летние богословские институты, и презентации наших книг, и публичные лекции памяти отца Александра Меня, и книжный клуб ББИ. И мы стараемся в нашу среду вовлекать представителей зарубежных университетов и богословских центров – за эти годы наработано прочное сотрудничество с богословами Англии, Германии, США, Италии, Нидерландов, Греции и многих других стран.

– Расскажите подробнее об уникальном издательстве ББИ – мне кажется, столько богословских книг сейчас никто и не выпускает.

– С самого начала мы хотели, чтобы библеистика развивалась в России на мировом уровне. Конечно, по многим причинам это почти невозможно сделать, но мы старались, как могли. Мы выбирали самые-самые лучшие книги, которые только существуют в мире по библеистике, и переводили их на русский язык. В основном, естественно, это книги неправославных авторов.

Поначалу мы опасались настороженного отношения в семинариях. Но, как я уже упоминал, наши книжки были встречены с большим энтузиазмом. Архиепископ Евгений, ректор МДАиС, председатель Учебного комитета РПЦ, прислал нам благодарственное письмо, особенно подчеркнув, как важно использовать в учебном процессе «Текстологию Нового Завета» Брюса Мецгера и другие книги этого протестантского богослова. Т.е., к счастью, не было никакого предубеждения из-за конфессиональной принадлежности авторов.

Наши книги используются не только в православных, но и в католических, и в протестантских учебных заведениях, не только в России, но и на Украине, в Белоруссии, Прибалтике, – везде, где говорят и учатся по-русски. Это было для нас приятное удивление и хороший стимул.

Нельзя сказать, что мы единственные издатели академической богословской литературы на русском языке. К счастью, сейчас ее издают и другие. Но мы – лидеры в СНГ в области академической богословской литературы, потому что мы на этом специализируемся и имеем большой опыт. Может, это прозвучит нескромно, но я не могу себе представить богословскую среду в России без наших книг сейчас.

Книги ББИ “ушли в народ” – женщина в метро читает книгу Ганса Кюнга “Церковь”

– Издательская деятельность ББИ не затмила ли учебную? Как развивалась образовательная деятельность?

Я думаю, что наша издательская деятельность помогала образовательной. Она и возникла из необходимости развития качественного образования, а впоследствии помогала расширять круг наших академических связей. Естественно, наши студенты и преподаватели принимали активное участие в работе издательства.

Что касается учебной работы, то она тоже была построена по принципу физтеха: студентов там учили не «профессиональные» преподаватели, которые читают из года в год свои курсы, но действующие ученые с мировыми именами. И в ББИ мы поняли, что нам нужны в первую очередь специалисты самого высокого уровня, которых мы приглашали для каждой темы, в том числе – из других стран, из Оксфорда (где я сам учился богословию), Кембриджа и т.д.

Таким образом, в период расцвета учебной деятельности в нашей орбите было 45 преподавателей, причем кто-то из них мог прочитать всего пару лекций в год. В 1997 году ББИ получил лицензию на высшее образование, а в 2002 году стал первым в Москве вузом, получившим госаккредитацию по направлению «теология» – сначала на 5 лет, потом еще на 5. Через 10 лет в 2013 году мы решили госаккредитацию не продлевать.

То есть сейчас вы не учите студентов? Почему?

– Учим, но изменились формы и приоритеты. Понимаете, мы очень маленькое учреждение – и по площади, и по количеству студентов. А требования аккредитации одинаковы – что для МГУ, что для нас. Аккредитация – это безумно дорогое мероприятие, а мы же не могли эти деньги со студентов собирать. Кроме этого, год за годом шло усложнение административных процедур. Может, в чем-то это хорошо и неизбежно, так происходит во всем мире. Но особый энтузиазм в обучении студентов, ясность целей и относительная простота их осуществления – все это, увы, осталось в прошлом.

Сейчас в области образования примерно 80%, если не 90% – это не сама учеба, а сопутствующие вещи (комиссии, бумаги и т.д.) Мы не хотели жертвовать качеством образования: нас не очень интересовали многие предметы, которые мы вынуждены были бы читать в рамках госстандарта и наоборот – то, чему мы хотели обучать, могло оставаться за рамками стандарта.

Кроме того, нас не устраивал уровень бакалавриата (это не столько образование, сколько воспитание и доучивание после школы – абитуриенты приходили совершенно неподготовленные, и был большой отсев), а выше нас не пускали.

Когда мы начинали, мы были одни из немногих. Теперь у нас богословские факультеты и кафедры на каждом шагу. Поэтому мы решили, что не хотим продолжать госаккредитацию. Думаю, это было правильное решение. Теперь мы занимаемся программами дополнительного образования и помогаем другим вузам. Думаю, что успешно.

– Самая известная из ваших программ дополнительного образования – это Летние богословские институты (ЛБИ), и каждый год находятся желающие их посетить. С чем вы это связываете?

– Не просто находятся желающие, но нам приходится их довольно жестко отбирать, мы просто не можем взять всех желающих. Главное – человек уже должен иметь базовое богословское образование (семинария, институт, даже хороший уровень самообразования). Таким предоставляется возможность апгрейда богословского образования (повышение квалификации – это все-таки неточный перевод): лучшие преподаватели читают им очень интенсивные курсы.

Началось все в Белоруссии в 1999 году по благословению патриаршего экзарха митрополита Филарета, который поддерживал многие наши начинания и проекты. В сотрудничестве с минским Образовательным центром святителей Кирилла и Мефодия, нашими многолетними партнерами, мы провели первый ЛБИ.

Митрополит Филарет сразу оценил важность этого проекта: он благословлял многих выпускников семинарий и старших студентов участвовать в летней программе. Кстати, сборник учебных программ ББИ – один из наших бестселлеров в свое время – митрополит Филарет передал руководству создаваемого в Минске богословского факультета, и наши программы использовались при разработке стандартов теологического образования в Белоруссии.

Потом ЛБИ мы провели и в Киеве, по благословению митрополита Владимира, прямо в Киево-Печерской Лавре, для семинаристов и преподавателей. И только после этого мы решились на Москву, и здесь уже ЛБИ носит межконфессиональный характер, т.е. в нем могут принять участие христиане всех конфессий. Т.е. ЛБИ, как и ББИ в целом, дает программу православного богословского образования, но максимальной степени открытости – так, чтобы католики и протестанты или даже неверующие люди тоже заинтересовались православным подходом к богословию.

Этим летом мы проводили уже 14-й Московский ЛБИ, и год на год не приходится: бывает, что большинство участников – православные, иногда это маститые протоиереи, был даже проректор Сретенской духовной семинарии. Все они – люди ищущие, желающие повысить уровень своих богословских знаний, и мы это очень ценим.

В целом можно сказать, что ЛБИ – это самый успешный и один из самых важных наших проектов. Когда у нас было больше возможностей, в ЛБИ бывало и по 80 человек, а сейчас – примерно 50. Никогда не было сомнений, стоит ли продолжать ЛБИ. Тем более что многие из тех, кто прошел через ЛБИ, говорят не только о существенном для них «повышении богословской квалификации», но еще и о «расширении горизонтов», ведь в подмосковном пансионате происходит не только учеба, но и общение с соучениками и преподавателями, которое потом продолжается и за пределами ЛБИ. Это тоже создает ту самую богословскую среду, ради которой мы работаем.

– Но есть еще один проект – Летний институт по богословию и науке. Чем он отличается от ЛБИ?

– Да, в этом летнем проекте другой принцип: «входной билет» не предполагает базового богословского образования, но зато нужен высокий образовательный ценз. Среди слушателей есть кандидаты и доктора наук, однажды было даже 7 докторов наук.

Этот летний институт (ЛИБН) – междисциплинарный: вместе собираются философы, физики, богословы и не только – те, кому со стороны науки важна богословская перспектива, или наоборот – богословы, которым важно понять научные парадигмы. Акцент там не столько на лекциях, сколько на круглых столах, семинарах, где уже состоявшиеся ученые обсуждают общие проблемы на хорошем академическом уровне.

По нашим правилам, институт можно посетить только дважды (ЛБИ и ЛИБН), но многие с удовольствием приехали бы еще и еще раз.

– Ну и наконец – конференции ББИ. Кажется, конференциями сейчас никого уже не удивишь. В чем особенность этой работы в ББИ?

Как я уже сказал, конференции нужны нам не сами по себе, не «для галочки». Они, как и семинары, и круглые столы, и студенческие чтения, возникли из естественной потребности развивать богословскую среду в диалоге и сотрудничестве. Я имею в виду диалог в самом широком плане: диалог богословия и науки, церкви и общества, христианства и культуры, межконфессиональный, межрелигиозный и междисциплинарный диалог. Это просто как форма жизни, особенно необходимая сейчас в России.

Вот пример: одна из конференций, которая состоится 24-27 сентября, посвящена теме «Библеистика и перевод Библии на постсоветском пространстве», она приурочена к выходу в свет нового перевода Библии . Над этим переводом 22 года в Институте перевода Библии в Заокском работала межконфессиональная группа библеистов и филологов, а издан этот перевод в издательстве ББИ. Конференцию устраивают вместе, в диалоге и сотрудничестве, наш институт, Институт перевода Библии в Заокском, католический Институт св. Фомы, Амстердамский свободный университет.

Конечно, конференции организовывают и другие образовательные и научные учреждения, и неплохие, надо признать. Но мы стараемся держать максимально высокий академический уровень. Поэтому всегда отбираем участников, не гонимся за их количеством. Пользуясь случаем, в преддверии юбилея ББИ хочу всех пригласить на наши конференции, анонсы которых всегда можно найти на .

– Каким Вы видите ББИ еще через четверть века?

Хороший вопрос! Я же Вам уже намекал на богословие растерянности… Мы бы очень хотели найти хороших партнеров в учебной и академической деятельности, чтобы объединить наши усилия и ресурсы с общей целью развития богословского образования и многогранного диалога. Здесь работы – непочатый край!

Мне бы виделось и мечталось что-то вроде Boston Theological Institute или Graduate Theological Union в Беркли, которые представляют собой объединения десятка богословских школ разных конфессий и даже религий (включая православные семинарии). Студенты каждой школы могут пользоваться всеми ресурсами партнеров и посещать их курсы. Кстати, у ББИ есть небольшая, но уникальная библиотека. Ну а в издательской деятельности – мы же только начали… Что такое 300 или 400 книг? Здесь наши планы необъятны, хотя и конкретны. Современное богословие – это очень интересная и активно развивающаяся область. Хватило бы сил и возможностей…

Летние богословские институты (ЛБИ) – один из модернистских и экуменических проектов (ББИ), продолжающийся уже более пятнадцати лет. «Православные» ЛБИ организованы по примеру проводимых католиками в Западной Европе в 50-х годах прошлого века.

Ежегодно в летних богословских институтах обучается несколько десятков слушателей из России, Украины, Беларуси и других стран СНГ и Восточной Европы, представители разных христианских конфессий. Участниками ЛБИ являются преподаватели и студенты из православных и католических учебных заведений, молодые священники, врачи, журналисты, бизнесмены, учителя, христианская молодежь.

Абсолютное большинство лекторов – сотрудники Библейско-Богословского Института им. св. апостола Андрея Первозванного .

Первый БЛБИ (1999г) был организован в Беларусии по благословению митрополита Минского и Слуцкого Филарета . Двухнедельные семинары проводятся на турбазе на берегу жемчужины Беларуси озера Нарочь. Устроителем Белорусской летней богословской школы для молодежи является Христианский образовательный центр имени святых Кирилла и Мефодия

Первый Московский ЛБИ состоялся в августе 2002 года. Адрес проведения: Истринский район, деревня Горки. Стипендии участникам МЛБИ предназначены преимущественно для студентов очных отделений духовных семинарий и академий.

В 2003 году ЛБИ по благословению митрополита Киевского и всея Украины Владимира был организован на базе Киевской духовной семинарии в Киево-Печерской Лавре.(КЛБИ). Так на первом киевском летнем институте украинские модернисты обсуждали библеистику (Ю.А. Вестель «Библейская экзегетика»), о христианском понимании истории (С.Б. Крымский «Богословие истории»).

Московский летний богословский институт (МЛБИ) и Летний институт по межконфессиональному и межрелигиозному диалогу (ЛИД) включают в себя три уровня.

Первый (базовый) уровень является обязательным для всех участников. Он включает прослушивание предлагаемых в рамках МЛБИ или ЛИД лекционных курсов, участие в семинарских занятиях и написание итоговых тестов. По результатам тестов выдается сертификат; лицам с высшим образованием выдается удостоверение о повышении квалификации.

Второй (продвинутый) уровень предназначен для тех, кто хочет более основательно освоить одну из прослушанных в рамках базового курса дисциплин. Это предполагает предварительную подготовку к лекциям и семинарам, более интенсивную работу в ходе МЛБИ/ЛИД, а также специализацию по одной из тем по окончании МЛБИ/ЛИД.

Третий уровень (профессиональная переподготовка) означает либо прохождение на двух уровнях как МЛБИ, так и ЛИД (т.е. участие в обоих летних институтах в разные годы), либо прохождение на двух уровнях одного из летних институтов и прохождение курса дистанционного обучения в ББИ. В этом случае лицам с высшим образованием выдается диплом о профессиональной переподготовке.

Программа МЛБИ предполагает проведение занятий по следующим предметам :

  • Богословие Нового Завета
  • Философия религии
  • Экзегетика Ветхого Завета
  • Богословие эволюции
  • Религия в современном мире
  • Наука и богословие
  • Богословие культуры
  • Современное западное богословие

4-й БЛБИ-2003

на фото: митр. Филарет, прот. Александр Шимбалев , проф. Довгялло , ЛБИ-2003 г. Беларусь

С 9 по 15 июня 2003 года прошли занятия IV ЛБИ в Белоруссии . Список слушателей был утвержден Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом . Половина слушателей — это семинаристы и выпускники Минской духовной академии, а остальные — представители светских профессий: врачи, учителя, журналисты, экономисты и студенты.

на фото: ЛБИ-2003 Беларусь. прот. А.Шимбалев (крайний слева в первом ряду), будущий преподаватель СПбДА о. В.Хулап (крайний справа в первом ряду), в центре Языкова И.К

В этом году в Белоруссии было прочитано два курса, посвященных толкованию священного Писания - это «Экзегетика Нового Завета» (А.Д. Белоножко, ныне епископ Серафим ), «Экзегетика Ветхого Завета» (Е.Б. Смагина — преподаватель — секта о.Г.Кочеткова и ББИ ).

В Москве слушателям были предложены семинары, связанные с филологическими и историческими аспектами изучения Ветхого и Нового Заветов. - архимандрита Ианнуария (Ивлиева) «Экзегетика Нового Завета» и игумена (раскольника) Иннокентия (Павлова) «Текстология Нового Завета», Е.Б. Смагиной «Апокрифы и псевдоэпиграфы Ветхого Завета».

Помимо углубленного изучения текстов Писания слушатели Летних богословских институтов обсуждали вопросы, касающиеся диалога религии и культуры.

На этот раз уроки были посвящены темам экуменизма и миссии Церкви, науки и религии, Библии в славянской культуре, исламоведению, экзегетике Нового Завета, психологии и религии, христианства в русской литературе. Неожиданностью для всех стало появление курса лекций по работе с больными СПИДом.

Лектор Владимир Кабанов высказал мнение о том, что именно Церковь может помочь остановить «чуму 20-го века» и при этом нынешний общественный страх, а порой и презрение по отношению к ВИЧ-инфецированным сменить христианской любовью к ближнему. Для будущих пастырей особенно весом был вопрос участия людей с вирусом иммунодефицита человека в таинстве Евхаристии. Исследования показали, что для заражения через полость рта необходимо 10 литров слюны больного, так что даже с медицинской точки зрения опасаться нечего, если конечно, исключён контакт с заражённой кровью.

Ещё одной новинкой Летнего Богословского Института этого года стал курс лекций по и миссии Церкви – тема весьма значимая для восстановления у членов православных общин «адекватного» восприятия понятий экуменизма и миссии.

«Да будут все едино» (Ин. 17, 21) – сказал Господь, — в свете этого повеления межконфессиональный диалог и стремление христианских конфессий к взаимопониманию должны вселять не страх и негодование в сердца членов Церкви, а надежду на осуществление заповеданного Иисусом Христом единства. К такому логическому выводу слушателей ЛБИ подвёл известный экуменист протоиерей из Санкт-Петербурга Владимир Фёдоров .

На фото: спортсмен о. Владимир Феодоров (на заднем плане)

Профессора ББИ в перерывах между уроками оказывались не менее компетентными в спортивных играх на свежем воздухе, а также вместе со слушателями принимали активное участие в поисках сердца в теле комара.

Обучающую программу дополнила культурная: экскурсия по православным и католическим храмам Нарочанского края. Особенное внимание организаторы уделили ландшафтному убранству вокруг костёла в деревне Мосар. Ксёндз Юзэф Булька, как оказалось, ещё и умелый борец с пьянством: он активно спасает свою деревню от алкоголизма, а заодно приводит людей к инославной вере. Будущие пастыри Православной Церкви получили рекомендации на предмет того, как развернуть антиалкогольную войну.

Христианский Образовательный Центр организовал визит в ЛБИ группы представителей руководства во главе с г-ном Хубертом Ванбиком, ответственным секретарём Церкви и экуменических отношений. Г-н Довгялло и г-н Хуберт Ванбик договорились о продолжении и развитии сотрудничества ВСЦ и ХОЦ по образовательным программам для мирян и богословов. Несколько лет назад Экзархат Белорусской Православной Церкви поручил ХОЦ координацию проектов под общим названием «Православная Мирянская Академия» , в которую вошёл и Летний Богословский Институт. ВСЦ в лице протоиерея Владимира Фёдорова , ответственного от Женевы по образовательной работе в Восточной и Центральной Европе подтвердил полномочия Христианского Образовательного Центра им. свв. Мефодия и Кирилла.

В планах ЛБИ 2005 года – курс лекций по истории и деятельности Всемирного Совета Церквей. А ХОЦ намерен усилить свою образовательную и просветительскую работу по проектам «АнтиСПИД».

Традиционно лагерь посетил митрополит Минский и Слуцкий Филарет и Григорий Анатольевич Довгялло, его помощник в Христианском образовательном Центре. Владыка вместе со слушателями и педагогами в очередной раз пожелал Летнему Богословскому Институту «многая лета».

VII ЛЕТНИЙ БОГОСЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ (БЛБИ-2005)

Программа конференции состояла из 2 сессий, каждая из них в течение 5 дней.

Во время первой сессии были представлены и обсуждены такие доклады, как «Библейская археология», «Наука и религия», «Проблемы духовной жизни в психологическом контексте» и «Проблемы биоэтики».

Темы для обсуждения на второй сессии: «Экзегетика Нового Завета», «Теология культуры», «История Русской Православной Церкви в ХХ веке», «Диакония и работа с СПИД — инфицированными людьми».

игрищи молодых экуменистов

В ЛБИ принимали участие представители из России, Украины, Швейцарии и Норвегии, были не только православные, но и католики и представители других христианских конфессий.

ЛЕТНИЙ БОГОСЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ – (БЛБИ-2006)

на фото: митр.Филарет (Вахромеев) и руководитель отдела по образовательным программам Всемирного Совета Церквей д-р Ниамбура Ньороге

С 26 июня – 8 июля 2006 г. в районе поселка Радошковичи (Молодеченский район) на базе отдыха «Городок» по благословению Митрополита Минского и Слуцкого Филарета , Патриаршего Экзарха всея Беларуси состоялась Международная научная конференция по актуальным проблемам современного теологического образования «Летний богословский институт – 2006» (ЛБИ). Данная ежегодная конференция, стала восьмой по счету.

В этом году Христианский Образовательный Центр отметил десятилетие своей деятельности, включавшей в себя проведение различных образовательных программ на национальном и международном уровне, одной из которых и является ЛБИ. Именно в связи с этим событием Летний богословский институт посетила давний партнер Христианского Образовательного Центра руководитель отдела по образовательным программам Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) д-р Ниамбура Ньороге, которая выступила с лекцией на тему «Работа ВСЦ в области экуменического образования». В этом году среди участников были представлены также докладчики и гости из России и Швейцарии, а также представители различных христианских конфессий (православные, католики, пресвитериане ).

Программа конференции состояла из двух сессий, каждая из которых длилась пять дней. Наряду со ставшими уже традиционными курсами по общеславянской церковной словесности («Восточнославянская богословская литература домонгольского периода» и «История и проблемы славянской письменности») и новозаветной экзегетике («Экзегетика Нового Завета»), были представлены также курсы общегуманитарного профиля, представляющие интерес, прежде всего, для светских специалистов, интересующихся вопросами веры и ее влияния на современную жизнь («Наука и религия», «Богословие культуры»).
В своих отзывах на прослушанные курсы слушатели особо выделяли курс по миссии Церкви и экуменизму, в ходе которого им представилась уникальная возможность по-новому взглянуть на экуменическое движение в его миссиологической перспективе. В свою очередь, курс «Диаконическая работа с ВИЧ-инфицированными» не только познакомил с общими методиками и спецификой ведения диаконической работы с данными слоями населения, но также попытался дать слушателям практические навыки по собственной безопасности, профилактике, методам оказания психологической и духовной помощи людям, живущими с ВИЧ/СПИДом и членам их семей. На занятиях по «Истории Русской Православной Церкви» слушатели приобщились к изучению наиболее актуальных проблем Русской Православной Церкви новейшего периода и к овладению методикой изучения исторических источников по данной проблематике, а также к обсуждению наиболее важных и актуальных проблем русской церковной истории на специально отведенных для этой цели видео-сессиях.

на фото: архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) размышляет о вечности в католическом костеле

Как всегда у участников были возможность и время для активного отдыха, вместе играли в волейбол, катались на катамаранах, собирались по вечерам у костра, пели песни и читали стихи.

во время леции

С руководителем данного проекта Григорием Анатольевичем Довгялло участники обсудили тему миссионерской работы и проблемы,связанные с проповедью христианства в современном мире. Тема заинтересовала на столько, что была высказана идея провести в следующий раз конференцию, полностью посвящённую этому вопросу, и в частности проанализировать возможность проведения популярного в других странах миссионерского в Республике Беларусь.

Альфа-Курс является внеконфессиональной лжемиссионерской системой, применяющей методы нейро -лингвистического программирования

БЛБИ-2012

С 25 июня по 8 июля 2012 года «Христианский Образовательный Центр им. свв. Мефодия и Кирилла» совместно с Библейско-богословским институтом и Институтом теологии им. святых Мефодия и Кирилла БГУ (Минск), католической Минско-Могилевской архиепархией, а также при поддержке фонда Renovabis (Германия) прововел очередной «Летний Богословский Институт».

ЛБИ 2012 года имел следующее тематическое название: «Христианская социальная этика в современном мире на платформе православно-католического диалога».

Программа ЛБИ, как обычно состояло из двух сессий, каждая из которых длится пять дней (25 июня – 1 июля и 2-8 июля). Преподавательский состав: о. Владимир Башкиров , о. Георгий Митрофанов , о. Александр Шимбалев , ксендз Павел Гедройц, ксендз Юзеф Макарчик, А.С. Филоненко и др.

КЛБИ-2012

Лейтмотивом Киевского ЛБИ-2012 звучала тема Свидетельства, составляющего основу христианской жизни. В качестве преподавателей были приглашены экуменисты из разных стран мира: США, Франции, Италии, Болгарии, России, Украины, Белоруссии.

Темы занятий были представлены самые различные, были здесь лекции (А.О.Баумейстер, Украина) и круглый стол, посвященный проблеме секуляризации, лекции по богословию псалмов (П.Валлиер, США), по проблеме апостольского свидетельства и предания (о.Дидье Берте, Франция), по теоэстетике (А.С.Филоненко , Украина), по творчеству М.Бахтина (С.Сини, Италия), по проблеме свидетельства в контексте «устной истории» (И.В.Голубович, Украина), по истории итальянских христианских реликвий (зав. культурными инициативами патриаршего подворья в Бари М.Талалай , Италия) и многим другим проблемам.

Ощущалась и очевидная преемственность с институтом 2011 года. В частности тема КЛБИ 2011 года — детство – была своеобразным образом продолжена в лекциях протоиерея Петра Коломейцева (Россия) и Валентина Кожухарова (Болгария; правда, несколько в ином контексте – в русле проблематики христианкой психологии и педагогики).

В 2012 году в полной мере была реализована идея епископа Илария (Шишковского) , который также принимал участие в работе Института, о необходимости сотрудничества мира Церкви и мира искусства, озвученная на прошлогоднем «круглом столе». Принцип такого симбиоза осуществлялся здесь и ранее – воплощением его были, например, вечера поэзии Дмитрия Строцева, Вениамина Блаженного, концерт кобзарской музыки и т.д.

Состоялось празднование юбилея одного из вдохновителей и «отцов-основателей» института Константина Борисовича Сигова . И юбилея уже ставшего верным другом КЛБИ и постоянным его преподавателем, директора Парижской семинарии о.Дидье Берте, а также главного юбилея – 10-й годовщины основания самого КЛБИ, празднование которой было организовано устроителями проекта с особым размахом. Были здесь и фейерверк, и шумные народные танцы с песнями в исполнении неподражаемых «Божичей», и праздничный торт, запуск в небо китайских фонариков и, конечно, песни у костра (а прыжков через костер не было? — ред.)

ФОТООТЧЕТ Московского ЛБИ-(МЛБИ-2013)

По дороге в «Ручеек», фото не прошедшее цензуру 🙂 На этой фотографии: