Лингвистическая сказка про имя прилагательное на украинском. Сказка "царевна прилагательное"

Мы хотим посвятить наше выступление самой красивой части речи, без которой всё вокруг было бы серым, хмурым и скучным. А наша речь была бы бедной.

Оно необычное, звучное,
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Разноцветное, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное,
Его называют имя прилагательное.

Сегодня мы хотим представить вашему вниманию сказку «Как появились имена прилагательные»

    Презентация сказки.

В некотором лингвистическом царстве, в некотором лексическом государстве жили-были его Величество царь по имени Глагол и красавица царевна Имя Существительное. Царь был очень строгим и ежедневно требовал от своих слуг: «Убрать! Принести! Подготовить! Молчать! Повиноваться!» Царевна же была мягче. К своим верным слугам: Роду, Падежу, Числу, она обращалась только с просьбой: «Перепишите, пожалуйста, все предметы в царстве, деля их на одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные».

Как-то раз в гости к царевне приехала ее крестная – волшебница Местоимение. Ей, побывавшей во многих странах, сразу бросился в глаза скучный, однотонный цвет всего, что было в царстве Глагола и Имени Существительного. Все предметы вокруг были только серого, черно-белого, абсолютно невзрачного цвета: серые стены, серая мебель, на серой земле росли серые растения, на деревьях резвились серые птицы, а в озере плавали серые лебеди. Даже все роскошные наряды царевны были серыми! Крестная решила во чтобы то ни стало изменить жизнь в царстве.

Местоимение подарила царевне чудо-семя и наказала в тот же день посадить его в горшочек. Имя Существительное не могла ослушаться свою любимую крестную! Она посадила чудесное семя, поливала и оберегала его.

Чудеса начали происходить незамедлительно. Из семени тут же проклюнулся росток, который рос не по дням, не по часам, а по минутам! То и дело на нем появлялись и, на глазах у удивленной царевны распускались листья. Затем один за другим стали проклевываться бутоны, которые превращались в цветы небывалой красоты.

На этом чудеса не закончились!

К цветам стали слетаться изумительной красоты бабочки. По мере роста волшебного растения весь дворец наполнился сотнями, тысячами радужных крылатых красавиц. Они были всюду. Вмиг дворец изменился до неузнаваемости: красивый, богато убранный, сверкающий, живой… Чудо – бабочки тут же сели на пышное серое платье царевны, и оно стало ослепительно красивым. Царь от изумления пожимал плечами и только мог невнятно бормотать: «Что случилось? Что происходит? Объясните!» Царевна же восторженно молвила: «Сказка, чудо, волшебство»

Тут прекрасные бабочки заговорили человеческим голосом: «Дорогая наша царевна Существительное, разреши нам служить тебе вечно, быть при тебе и днем, и ночью, стать твоими слугами». Имя Существительное, долго не думая, согласилась: «Но у меня есть одно условие, - сказала она, - вы должны быть во всем похожи на моих верных подданных: Число, Род и Падеж». Бабочки в знак согласия, радостно замахали крылышками. А за их верность и преданность, стремление во всем подражать подданным ее Величества, царевна дала им ласковое имя "Прилагательные", что значит находящиеся при Имени Существительном, во всем полагающиеся на её Число, Род и Падеж.

Так и живут до сих пор Прилагательные в царстве Имени Существительного. А царство стало ярким, изумительно красивым, процветающим…

    Итог выступления.

Если вы впустите в свою речь этих чудо-бабочек, то она будет не менее красивее этого царства.

«Прилагательное во множественном числе» - Проверь! Алгоритм правописания падежных окончаний имен прилагательных во множественном числе. Посмотри, какое окончание имеет падежный вопрос прилагательного. Определи, к какому существительному относится прилагательное. Задай вопрос от существительного к прилагательному. Склонение имен прилагательных во множественном числе.

«Имена прилагательные» - Над глубокими, свежими снегами – огромное и удивительно нежное небо. (И.А. Бунин.). Огромное – огромнейшее – самое огромное Нежное – нежнейшее – самое нежное. Образуйте простую и составную превосходную степень от прилагательных: Ясное-ясное, тихое-тихое Летнее утро мерещится мне. (Д. Кедрин.). То чудится тебе... А.С. Пушкин «Няне».

«Разряды прилагательных» - Чьи? и образуются от существительных суффиксами -ин- (мамин), -ов- (отцов), -ий- (лисий). И, пухом легчайшим На солнце бл…стая, Пустила гулять По лесам горностая. Перепишите, определяя разряд прилагательных. М. Дудин. Медвежья. Образуй притяжательное прилагательное. Листва лежит ковром б…гряным. Найдите притяжательное прилагательное.

«Прилагательные-антонимы» - Погода была ужасная, Принцесса была прекрасная. Антонимы. Антонимы - прилагательные в высказываниях писателей. Создаем словесный портрет. В нашем доме живет мальчик. Антонимы – слова одной части речи!!! Антитеза - прием противопоставления образов, картин. Цели. Антонимы - прилагательные в названиях книг.

«Прилагательное как часть речи» - А.С.Пушкин. Среди 9000 слов, являющихся наиболее употребительными, прилагательных около 2300. Золотое решето Черных домиков полно. И песню раннюю запел В лазури жаворонок звонкий. Был сегодня я в лесу, Встретил рыжую лису. Гляжу - навстречу мой знакомый Бежит по снегу босиком. И Сундуков. Зеленеют все опушки, Зеленеет пруд.

«Прилагательные русского языка» - Чьё? Зелень Прекрасный Замечательно Красота. Волчье, лисий, папино переход к практике. Какие разряды прилагательных имеют степени сравнения? Качественные Относительные Притяжательные. А) притяжательные Б) качественные В) качественные, относительные, притяжательные. Карта путешествия выбери любой пункт назначения.

Всего в теме 65 презентаций

План занятия:

  1. Составление кластера “Имя прилагательное”.(7минут).
  2. Выступление групп. (5минут).
  3. Формирование умений и навыков:
    А) Объяснительный диктант.(10минут). Б) Выборочный диктант.(10минут). В) Морфологический разбор прилагательного(5минут). Г) Работа со стихотворением(7минут). Д) Графический диктант(7минут). Е) Контроль знаний(15 минут).
  4. Домашнее задание.

Аннотация: урок – театрализованное представление. Действующие лица: автор (учитель), царь, царевна, гонцы, Иван – царевич, помощники Ивана (учащиеся класса). Царь, царевна, царевич выбраны заранее с целью экономии времени. Помощники царевича также заранее разделены на 6 групп.

Цель: систематизация знаний о прилагательном, формирование умения находить и правильно писать орфограммы в прилагательном.

Оборудование, наглядность: карточка со словом прилагательное для составления кластера, напечатанный отрывок из стихотворения для стилистического анализа, ключ для проверки графического диктанта и тексты для контроля знаний.

Ход урока

– Как-то во времена стародавние в некотором царстве, далёком государстве Частей речи жила-была царевна по имени Прилагательное. Всем она была хороша: и пригожа, и умна. И вот однажды пришло время ей о замужестве подумать. Царь – отец послал гонцов во все концы своего государства.

– Повелеваю вам, гонцы, разнести весть о том, что отдам свою дочь за того, кто пройдет ряд испытаний и покажет лучшие знания о моей дочери – царевне Прилагательное.

– Съехались в царство царевичи из разных государств. Увидела царевна, что женихов видимо-невидимо и решила испытать их.

– Кто отгадает загадку, тот и будет сражаться дальше:

Слова – художники, которые делают нашу речь яркой и красочной? (прилагательные).

– Долго думали, гадали царевичи, разные предлагали ответы, но верный ответ был лишь у Ивана-царевича.

– Мой ответ тебе, царевна, это прилагательные.

– Молодец, Иван-царевич, но это лишь начало твоих испытаний. Вот тебе следующее испытание (подает ему свиток с заданиями).

– Посмотрел Иван на задания и понял, что без помощников ему не обойтись. Поклонился он людям русским и сказал.

– Помогите, люди добрые, мне без вас не справиться (класс заранее был разделен на 6 групп, каждая группа получает ключевое слово, связанное с прилагательным для составления кластера с целью повторить теоретические сведения о прилагательном. Свои ответы группа записывает на листе бумаги формата А4).

1группа: Что обозначает имя прилагательное? На какие вопросы отвечает? Перечислите морфологические признаки прилагательного, укажите синтаксическую роль прилагательного.

группа: Назовите известные вам разряды имен прилагательных по значению. группы: Словообразование имен прилагательных. группа: Расскажите о правописание сложных прилагательных. группа: Расскажите о написании –Н– и –НН– в суффиксах отыменных прилагательных. группа: Расскажите о слитном и раздельном написании НЕ с прилагательными.

– Выполнили мы, царевна, твое задание, послушай наш ответ (выступление групп, один из представителей группы дает полный ответ на вопрос, а Иван-царевич фиксирует записанные ответы на доске).

– Довольна ли ты, царевна?

– Все правильно сделал, Иван-царевич, вижу, что ты и твои помощники все знаете, но это ещё не всё. Покажи-ка ты мне со своими помощниками и свои умения в написании разных орфограмм. Начнём мы с объяснительного диктанта. Пусть твои помощники покажут мне свои знания в написании –Н– и –НН– в отыменных прилагательных. Царевна читает словосочетания, а один из помощников поочередно выходит к доске, записывает и объясняет написание указанной орфограммы: оловянный солдатик, орлиный взгляд

– Хочу я проверить верность твоих помощников. Кто из них ответит мне вот на какой вопрос: как вы понимаете значение словосочетания орлиный взгляд ? С какой целью можно использовать данное словосочетание в речи? Туманное утро, мужественный поступок, лошадиный топот, клюквенный морс, серебряное блюдце.

– Хорошо потрудились. Итак, Иван-царевич, назови мне суффиксы отыменных прилагательных, в которых пишется одна буква Н и суффиксы, в которых пишется две буквы НН?(Иван– царевич отвечает правило написания ).

– Молодец, Иван-царевич, вижу, что и с этим ты справился. А вот тебе мое задание: произведи морфемный и словообразовательный разбор прилагательного деревянный.( царевич у доски выполняет данное задание).

– Добрый из тебя молодец получиться, да что-то твои помощники приуныли, заскучали, пусть и они потешат царя-батюшку. Вот и им задание, напишем мы с ними выборочный диктант (написание сложных прилагательных: учащиеся делят тетрадь на два столбца: 1 столбик – слитное написание, 2 столбик – дефисное написание; двое из учащихся выполняют данное задание у доски ).

Машинно-тракторный завод, юго-восточный ветер, кисломолочный продукт, бледно-розовый цветок, судостроительная техника, скороспелый картофель, русско-английский словарь, древнерусский город, добрый-предобрый старик, близлежащий лес.

Затем царь проверяет написанное, объясняет написание в словах, которые вызвали затруднения и просит кого – нибудь из помощников Ивана-царевича ещё раз обобщить теоретические сведения о написании сложных прилагательных.

– Много мы твоих заданий выполнили, царевна, есть у нас и для тебя испытание. Хочет народ честной и твои знания и умения посмотреть. Не прогневайся, выполни нашу просьбу: произведи морфологический разбор прилагательного древнерусский (город).

– Где мои гонцы верные, пора и им свои умения народу показать. А ну-ка прочитайте мне и люду честному, да не просто, а выразительно прочитайте отрывок из стихотворения (лист с напечатанным стихотворением висит на доске, гонцы читают отрывок из стихотворения):

Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла,
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.

– А теперь, гонец, и ты сослужи службу царю-батюшке, укажи грамматическую основу данного предложения и скажи, какой частью речи выражено в нем сказуемое. А ты, народ, будь внимательным и помоги, если что не так.

– Что же ты, второй гонец мой верный, приуныл? Есть у меня и для тебя небольшое задание. Напиши-ка мне вместе с народом моим графический диктант. (Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательным. Гонец выполняет это задание на доске. После выполнения данного вида работы ответы учащихся проверяются при помощи ключа, заготовленного заранее ).

Невесёлый взгляд; вовсе не смешной; не маленький, а большой; неряшливый вид; отнюдь не близкий путь; невзрачный; неизвестный; небрежный; неинтересный.

Раздельно

– Справились вы и с этим заданием. Дочь моя милая, дочь моя любимая, подведи итоги работы, скажи нам ещё раз, когда НЕ с прилагательным пишется раздельно, а когда слитно?

– Вот и подошли к концу испытания наших героев, подходит к концу и сказка, но чтобы удостовериться в том, что все её участники запомнили о далёком государстве Частей речи и о его царевне Прилагательное позвольте и мне на правах Автора дать вам последнее задание. (Всем учащимся класса даны тексты разного уровня. Более сильные дети работают с текстом по устранению в нем допущенных ошибок. Слабые учащиеся работают с текстом, в котором вставляют недостающие буквы и раскрывают скобки ).

1. Исправьте допущенные ошибки:

  1. Сильные восточные и юговосточные ветры хорошо знакомы жителям южных областей.
  2. Лиственые деревья образуют не пролазную многоярусную чащу.
  3. Около аппарата плавали очень славные больше-глазые рыбки.
  4. На столе стояла очень дорогая серебрянная посуда.
  5. Солотча – не глубокая извилистая река.
  6. В нашем озере водится некрупная, а мелкая рыба.
  7. Яркофиолетовые цветы бросались в глаза.
  8. На прилавке стояли свежие кисло-молочные продукты.
  9. Мне купили нового оловяного солдатика.
  10. На улице безветреная погода.

2. Вставьте недостающие буквы, раскройте скобки:

  1. Далёкие и (не)понятные звёзды тихо застыли в (не)объятной выси.
  2. Мальчик никогда (не)видел настоящих бело(крылых) парусников.
  3. Долго ещё был слышен журавли…ый крик.
  4. Бледно(жёлтая) луна еле видна.
  5. Путь до его дома оказался отнюдь (не)близким.
  6. Сегодня ветре…ый день.
  7. На уроке вам понадобится русско(немецкий) словарь.
  8. Маши…ый завод находится недалеко от моего дома.
  9. Дни и ночи рыскал (не)сильный, но (не)отвязный ветер.
  10. В нашем саду расцвели бледно(розовые) незабудки.

– Спасибо всем за активное участие. Домашнее задание для вас повторить ранее изученный материал о глаголе.

Морфология, в городе Частиречинск появился новый житель. Уж такой он был слабенький, уж такой был бледненький, беспомощный, только и спрашивал: «Какой я? Я чей? » Царица Морфология посмотрела на такое чудо и не могла решить, что с этим дальше делать. Обратилась она по такому случаю ко всем своим самостоятельным господам- частям речи: « Господа мои великие да самостоятельные. Не возьмет ли кто из вас под опеку нового жителя нашего государства? » Но не захотели брать на себя такую обузу ни Глагол, ни Наречие, ни Числительное: мол, зачем нам это? Жили себе, жили, не тужили, а тут: вот тебе, бабушка, и Юрьев день. Только Существительному жаль стало бедолагу: «Возьму тебя себе в друзья, будешь ко мне прилагаться, так сказать. Но смотри, подчиняйся мне и в роде, и в числе, и в падеже! А раз я – предмет, то ты будешь моим признаком! Не потерплю другого! » А Прилагательное (так его теперь все звать стали с легкой руки Существительного) и радо стараться: как старший друг скажет, так и сделаю; подчиняться, так подчиняться. Лишь бы не прогнали. И стало Прилагательное украшать Существительное, песни ему хвалебные петь: и доброе оно, и умное, и милостивое, и самостоятельное… А Существительному это ой как нравилось. Так и жить стали поживать, горя не знать. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец.