Мчись же быстрее летучее время. «Пленный рыцарь», анализ стихотворения Лермонтова

Стихотворение написано в 1840 г. , за несколько месяцев до смерти,
и выражает одну из важных идей творчества поэта — идею свободы.
Все стихотворение представляет собой развернутую метафору «воли
и неволи» , свободы и плена. Для реализации идеи стихотворения
поэт использует прием антитезы. Всего в стихотворении пять строф,
каждая из которых несет определенную смысловую нагрузку.
Первая строфа:
*** Молча сижу под окошком темницы,
Синее небо отсюда мне видно:
В небе играют все вольные птицы;
Глядя на них, мне и больно и стыдно.
В этой строфе создается пространство «воли и неволи» , которое
символично представлено в словах «темница» (неволя) , «небо, птицы
» (свобода) . И в это пространство поэт вводит своего героя —
«пленного рыцаря» . Само сочетание слов наводит на мысль о
«неправильности» героя, потому что слово «рыцарь» всегда ассоциируется
со словом «подвиг» , а «пленный рыцарь» подвиг совершить
не может. Образ тюрьмы здесь — это метафора неволи. Герой — воин,
он должен побеждать, а он побежден и заключен в темницу, поэтому
герой чувствует себя виноватым («больно и стыдно») .
Вторая строфа:
***Нет на устах моих грешных молитвы,
Нету ни песни во славу любезной:
Помню я только старинные битвы,
Меч мой тяжелый да панцирь железный.
Строфа разделена на две части, первая часть развивает тему молчания
(нет ни молитвы, ни песни для любимой) , а вторая — тему боя,
но беда в том, что и бой, и все ратные подвиги уже в прошлом. В настоящем
рыцарь может только вспоминать. Это подчеркивается эпитетом
«старинный» . Настоящее — это тюрьма.
Третья и четвертая строфы — сердцевина стихотворения, в которой
расшифровывается метафора тюрьмы — детали тюрьмы превращаются
в рыцарское снаряжение:
***В каменный панцирь я ныне закован,
Каменный шлем мою голову давит,
Щит мой от стрел и меча заколдован
Конь мой бежит, и никто им не правит.
Быстрое время — мой конь неизменный,
Шлема забрало — решетка бойницы,
Каменный панцирь — высокие стены,
Щит мой — чугунные двери темницы.
Названные в третьей строфе детали (каменный панцирь, каменный
шлем, щит и меч заколдованы от стрел, конь бежит) в четвертой
получают расшифровку. Здесь Лермонтов использует антитезу «камень-
железо» , камень ассоциируется с тюрьмой (каменные стены,
каменный потолок) , железо — с боем (щит, шлема забрало) .
Пятая строфа очень эмоциональна. Первые две строки заканчиваются
восклицательным знаком:
***Мчись же быстрее, летучее время!
Душно под новой бронею мне стало!
Смерть, как приедем, подержит мне стремя,
Слезу и сдерну с лица я забрало.
В последней строфе появляется еще один персонаж- смерть. Для
рыцаря смерть — освобождение от плена, он не боится смерти, она
у него выполняет роль слуги.
Вывод: первые четыре четверостишия создают образ побежденного
рыцаря, а пятая строфа — образ рыцаря-победителя, правда, свобода
здесь понимается на другом уровне

«Пленный рыцарь» Михаил Лермонтов

Молча сижу под окошком темницы;
Синее небо отсюда мне видно:
В небе играют всё вольные птицы;
Глядя на них, мне и больно и стыдно.

Нет на устах моих грешной молитвы,
Нету ни песни во славу любезной:
Помню я только старинные битвы,
Меч мой тяжелый да панцырь железный.

В каменный панцырь я ныне закован,
Каменный шлем мою голову давит,
Щит мой от стрел и меча заколдован,
Конь мой бежит, и никто им не правит.

Быстрое время — мой конь неизменный,
Шлема забрало — решотка бойницы,
Каменный панцырь — высокие стены,
Щит мой — чугунные двери темницы.

Мчись же быстрее, летучее время!
Душно под новой бронею мне стало!
Смерть, как приедем, подержит мне стремя;
Слезу и сдерну с лица я забрало.

Анализ стихотворения Лермонтова «Пленный рыцарь»

Несмотря на благородное происхождение, Михаил Лермонтов ощущал себя по-настоящему свободным лишь в раннем детстве. Однако уже с 7 лет его жизнь была подчинена строгому распорядку, в котором учеба чередовалась с освоением светских манер. В подростковом возрасте Лермонтов грезил о том, что станет великим полководцем и сумеет совершить хотя бы один подвиг, достойный упоминания в истории. Но очень скоро он осознал, что время настоящих героев осталось в прошлом, и даже если ему удастся завоевать пол-Европы, как Наполеон, этого все равно никто не оценит.

Таком образом, Лермонтов считал себя заложником времени и общественных устоев, понимая, что обрести духовную свободу в данном случае невозможно. В 1840 году, незадолго до смерти, поэт написал стихотворение «Пленный рыцарь», в котором раскрыл свои мысли и чувства, пусть и в завуалированной форме.
Уже с первых строчек становится ясно, что Лермонтов отождествляет себя с героем этого произведения – изможденным рыцарем, который вынужден сидеть «под окошком темницы», испытывая боль и стыд. Чем же вызваны подобные эмоции? В первую очередь, отсутствием свободы. Своего героя поэт описывает как опытного воина, который устал об бездействия, но по какой-то непонятной причине вынужден находиться взаперти , осознавая, что его щитом являются «чугунные двери темницы», панцирем – «высокие стены», а «быстрое время – мой конь неизменный».

Проводя подобную аналогию, Лермонтов дает понять, что чувствует себя точно так же, как и пленный рыцарь, который и хотел бы выполнить свое жизненное предназначение, но лишен такой возможности. При этом автор отмечает, что «конь мой бежит, и никто им не правит», подразумевая под этим собственную жизнь, которую считает бесцельной, никчемной и никому не нужной. Единственным выходом из сложившейся ситуации Лермонтов считает смерть, и этот персонаж появляется в последних строчках стихотворения «Пленный рыцарь». Причем, смерть поэт воспринимает как союзницу, которая «подержит мне стремя» и поможет избавиться от душевных терзаний, связанных с невозможностью реализовать собственные мечты .

В последние месяцы жизни Михаил Лермонтов много раз возвращался к теме жизни и смерти, каждый раз отмечая, что с радостью отдал бы предпочтение последнему варианту. В наши дни такое поведение психологи бы назвали кризисом среднего возраста, когда человек оглядывается назад и понимает, что ему нечего оставить своим потомкам. Однако следует учитывать, что Лермонтов был весьма самокритичен, и собственные произведения, которыми сегодня восхищается весь мир, считал юношеской забавой, не стоящей внимания. Возможно, если бы его стихи были признаны в обществе, то судьба поэта сложилась бы совершенно иначе, и он смог бы понять, что литература является его главным жизненным предназначением.

  1. Какие мысли и настроения владеют лириче-ским героем? С помощью каких приемов они пере-даются (эпитеты, метафора, антитеза и т. д.)? При-ведите конкретные примеры из текста.
  2. Настроение грусти, тоска и стыд владе-ют лирическим героем, который остро пе-реживает свою несвободу. Усиливает его настроение противопоставление его поло-жения и вольной птицы (прием антите-зы). Противопоставлены в его сознании «грешная молитва» и «песни во славу любезной» «старинным битвам», кото-рые стали основными в его жизни. По-нятие плена, несвободы, в том числе и духовной, отражено в метафорах камен-ный панцирь, каменный шлем. Тако-го обмундирования у рыцарей не было. С одной стороны, их можно ассоцииро-вать со стенами тюрьмы (в этом отно-шении метафора развертывается), с дру-гой — воспринимать как отражение ду-ховного плена.

  3. Почему Пленному рыцарю и больно, и стыд-но? Испытывает ли герой чувство вины?
  4. Больно и стыдно потому, что он сдался в плен. В этом он видит свою вину. «Душ-но под новой бронею мне стало». Что же значит эта новая броня для пленного: сте-ны темницы? Двери темницы? И т. д.? Не исключено, что невозможность добивать-ся свободы в роковых условиях полной изоляции, как физической, так и духов-ной. Стыдно за свое бессилие. Литературо-вед Ю. М. Лотман видит в монологе лири-ческого героя оттенок горькой самоиронии, «которая преодолевается в последней строфе, где в соответствии с этическим ко-дексом рыцаря герой выражает стоиче-скую готовность принять смерть…».

  5. В чем смысл заглавия стихотворения? Ю. М. Лот-ман считает, что в нем заложено определенное про-тиворечие: «само понятие «рыцарь» включает в себя в нашем сознании представление о смелости, воин-ственности, боевых подвигах, но отнюдь не поня-тий плена, заключения и тюрьмы». Согласны ли вы с таким толкованием заглавия? Мотивируйте свое мнение.
  6. С мнением Ю. М. Лотмана следует со-гласиться. Как мне представляется, герой назван рыцарем потому, что он обладает большими потенциальными возможнос-тями для действий в условиях свободы. Трагедия его состоит в том, что он абсо-лютно лишен такой возможности. И если в других стихах Лермонтова на тему уз-ничества герой жаждет освобождения, т. е. достижения воли, то в «Пленном ры-царе» свободы достичь поможет только смерть.

  7. Какие реалии жизни Лермонтова и окружаю-щей его действительности отражены в этом стихо-творении?
  8. Написание стихотворения относят к 1840 году, времени, когда Лермонтов си-дел под арестом за дуэль с де Барантом.

    Время реакции после декабристского вос-стания, ограничение свободы в общест-ве — это реалии действительности, ко-торые могли отразиться в стихотворе-нии. Пессимистические настроения из-за отсутствия духовной свободы и бездей-ствия молодого поколения в этих усло-виях нашли отражение в таких стихо-творениях Лермонтова, как «Монолог», «Дума».

  9. Во многих стихотворениях Пушкина и Лер-монтова узник мечтает об освобождении из неволи. Здесь же герой видит свое освобождение в смерти. Почему, по-вашему, он с нетерпением ждет ее?
  10. Ответ на этот вопрос уже достаточно полно дан (см. вопросы 1-4). Материал с сайта

  11. Какие темы развиваются во второй строфе? Что подчеркивают слова «старинный», «помнить»? Какую окраску чувствам героя они придают?
  12. Тема битвы, воинского подвига, тема любви. Однако они здесь противопостав-лены друг другу. Рыцарю всегда полага-лось иметь даму сердца и посвящать ей се-ренады. Однако плен заслоняет эту сторо-ну жизни рыцаря, и он помнит только былые битвы и рыцарское оружие. Боль и стыд за его сегодняшнее положение за-ставляют его помнить старинные битвы как главную ценность его свободной жиз-ни. Он не мечтатель, а воин. Трагизм его положения в том, что война и свобода ока-зываются в прошлом. В этом смысл слов «старинные» и «помнить» — все, что ос-тается пленному рыцарю.

  13. Третья и четвертая строфы, по утверждению Ю. М. Лотмана, представляют собой развернутую метафору. Проанализируйте ее и раскройте смысл.
  14. Смысл метафоры в том, что детали тем-ницы, изображенной Лермонтовым, пре-вращаются в части рыцарского воору-жения. Метафора эта помогает воспри-нять столкновение трех образных миров (в этом следует согласиться с Ю. М. Лотманом): тюрьма — небо — бой. Каждый из них имеет свою характеристику. Про-тивопоставление тюрьмы и боя — антите-за камня и железа. Железо вызывает ассо-циации с борьбой за свободу, камень — с тюрьмой.

Стихотворение «Пленный рыцарь», написанное в 1840 году, относится к зрелым произведениям М. Лермонтова. Вероятно, оно было создано поэтом в марте-апреле 1840 года, в период своего пребывания под арестом после дуэли с Э. Барантом. Впервые стихотворение увидело свет спустя год, в восьмом номере «Отечественных записок».

«Пленный рыцарь» продолжает «тюремную тему», поднятую Лермонтовым в «Узнике» и «Соседе». Наследуятрадиции «рыцарской баллады» - характерные образы (молитва, песнь «во славу любезной», оруженосец) и ритмическую организацию, стихотворение лишено сюжетного развития.

Основной мотив узничества, несвободы тесно переплетается с ощущением трагического одиночества, вызванного конфликтом личности с окружающей действительностью. Произведение отражает трагическое мироощущение поэта, полагавшего, что духовная свобода возможна лишь за рамками земного бытия. Стихотворение выражает душевные страдания героя от несоответствия существующей реальности идеалам и подчеркивает безнадежность ожидания свободы.

Состоящее композиционно из пяти строф, произведение представляет собой монолог, раскрывающий конфликт личности и общества, свободы и неволи.

Конфликт заявляется в первой строфе антитезой «темница – синее небо». Слово «молча» вызывает ассоциацию с пленом, при этом темницей для героя оказывается весь мир, а свобода – играющие в небе «вольные птицы»- едва виднеется из тесного окошка. Темница метафорически означает жизнь в неволе, в несвободе. Рыцарю «больно и стыдно» - ведь он побежден и пленен, хотя должен был в соответствии с рыцарским кодексом чести победить или пасть в бою.