Непостоянные признаки имени существительного. Определение постоянных и непостоянных признаков глагола

Имя существительное - самостоятельная часть речи, обозначает объект, отвечает на вопросы кто? что?
Пример слов части речи имя существительное: школа, лето, Россия, Волга, МКАД, ВАЗ, ТехСтройПром, юрфак.

Морфологические признаки

Имя существительное - самостоятельная склоняемая (изменяемая) часть речи, имеет постоянные и непостоянные морфологические признаки.

У части речи имя существительное:

  • Рода четыре : мужской (ученик, стол), женский (ученица, парта), средний (солнце, образование) и общий для слов, род которых может быть одновременно мужским и женским (врач, молодчина). Иногда общий род называют неопределённым. Заметим, что не все школьные программы используют определение общего рода и оперируют только тремя родами (мужской, женский, средний). Имена существительные не изменяются по родам. Род существительных во множественном числе не определяется;
  • Числа два : единственное (ученик, книга), множественное (ученики, книги). Есть слова, которые употребляются только во множественном числе (каникулы, сумерки и др.), только в единственном (молодёжь, асфальт и др.);
  • Падежей шесть : именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный;
  • Склонений три : 1-е (женский и мужской род, слова оканчиваются на -а, -я), 2-е (мужской и средний род, слова оканчиваются на -о, -е или имеют нулевое окончание), 3-е (женский род, слова на -ь).

Существительные, обозначающие материальный объект, бывают:

  • одушевлённые - отвечают на вопрос кто? (родитель, клоун, орёл);
    неодушевлённые - отвечают на вопрос что? (стол, небо, город);
  • нарицательные - обозначают название объекта и пишутся с маленькой буквы (ученик, книга);
    собственные - называют имя объекта и пишутся с большой буквы (Михаил, Санкт-Петербург, Байкал).

Постоянные морфологические признаки: род, склонение, одушевленность и неодушевленность, собственное или нарицательное. Непостоянные: число и падеж. Таким образом, существительные изменяются по числам, склоняются по падежам. Начальная форма имён существительных - именительный падеж единственного числа. Иногда начальную форму называют канонической формой.

Примеры существительных

Приведем примеры существительных с разными морфологическими признаками.

Мужской род: снег, петух, Санкт-Петербург, Египет.
Женский род: весна, мечта, кошка, мать, страна, Родина, Москва.
Средний род: метро, кресло, Cолнцево.
Общий род: кенгуру, Чебурашка.

По падежам

По числам

Единственное число: стол, лист, шов, врач.
Множественное число: столы, листья, швы, врачи.

Только в единственном числе: пластик, воздух, детвора.
Только во множественном числе: сутки, ясли, люди.

По склонениям

1-е склонение: весна, аллея, ручка
2-е склонение: лето, парк, пенал
3-е склонение: осень, степь, тетрадь

Синтаксическая роль

В предложении имя существительное может играть разную синтаксическую роль: подлежащее, дополнение, несогласованное определение, обстоятельство, приложение, именная часть составного сказуемого.

Книга делает человека хозяином вселенной (П. Павленко) - существительное «книга» выступает подлежащим.
Вся жизнь человечества оседала в книге (А. Герцен) - существительное с предлогом «в книге» выступает дополнением.
Книга - хранилище знаний (Б. Полевой) - существительное «хранилище» выступает именной частью составного сказуемого.
Сырость от земли начинала холодить бок (А. Гайдар) - существительное с предлогом «от земли» выступает несогласованным определением.
Над седой равниной моря ветер тучи собирает (М. Горький) - существительное с предлогом «над равниной» выступает обстоятельством места.
На бугре берёза-свечка в лунных перьях серебра (С. Есенин) - существительное «свечка» выступает приложением.

В этой статье мы поговорим о такой части речи, как имя существительное. Если говорить конкретнее, речь пойдет о том, какие бывают грамматические признаки существительного, что это за часть речи, что вообще для нее характерно. Поговорим о том, как производится морфологический разбор существительных, какие падежи имеют они, как определить склонение имен существительных. Конечно же, по каждому пункту приведем соответствующие примеры, которые помогут разобраться в материале.

Существительное как часть речи

Именем существительным называется такая часть речи, которая отвечает на вопросы о предмете - “Кто?” и “Что?”. Грамматические признаки существительного как раз таки включают в себя характерные вопросы.

Сразу сделаем небольшое примечание. Существительное как часть речи может подразделяться согласно нескольким критериям. Оно может быть одушевленным (люди, животные и так далее) и неодушевленным (цветы, деревья и так далее). Кроме того, имена существительные разделяются на собственные (имена людей, клички животных, имена городов и других подобных объектов, рек, гор) и нарицательные (слова, используемые нами в повседневной жизни, названия предметов: кружка, ложка и так далее). В конце концов, имена существительные разделяются на три рода: мужской, женский и средний. Они имеют соответствующие окончания, но об этом будет рассказано немного позднее.

Существительное как часть речи можно изменять по падежам. Однако изменить одно и то же слово по родам нельзя. Возможно также изменение по числам: существительное может быть единственного, а может быть и множественного числа.

Начальная форма

Грамматические признаки существительного включают в себя несколько параметров. В их числе - падеж и число. А вот согласно этим критериям можно составить начальную форму существительного. Чтобы сделать это, слово нужно поставить в единственное число, а также в именительный падеж. То есть начальной формой существительного можно считать слова: птица, ложка, кровать и так далее. Все они удовлетворяют требованиям, которые предъявляются к начальной форме существительного.

Как говорилось ранее, существительное отвечает на вопросы “Кто?” и “Что”. В большинстве случаев именем существительным в предложениях выражены подлежащие и дополнения. Безусловно, они также могут быть выражены и другими частями речи, но на долю именно существительного приходится наибольшее количество случаев. Возможен и вариант с определением, которое не обособлено. Не исключено, что существительным будет выражено и обстоятельство.

Имя существительное: собственное и нарицательное

Грамматические признаки существительного включают в себя подразделение на собственные и нарицательные. Существительные собственного типа - это в основном названия лиц. Как правило, это единичные предметы. Что можно отнести к собственным именам существительным? Конечно же, имена, отчества, фамилии людей, клички домашних животных и т.п. Это также касается географических объектов. Например, Краснодарский край, гора Эверест, река Волга. В этот список занесены различные астрономические названия, например, названия звезд и созвездий, планет (Солнце, Нептун и так далее). Завершается список имен собственных названиями компаний, произведений искусства и культуры, названиями журналов и газет, моделей транспорта и так далее.

Переходя к нарицательным существительным, отметим, что они могут быть получены из собственных путем замены синонимами. Кроме того, из физики можно привести примеры, когда фамилия ученого становилась единицей измерения (при этом ее пишут с маленькой буквы).

Имя существительное: одушевленное и неодушевленное

Грамматические признаки существительного включают в себя ряд критериев. В их списке и данные факторы. Одушевленные имена существительные обозначают живые существа, то есть применяются к людям, животным и так далее. Все остальное - природа, растения, реки, моря, планеты - неодушевленные имена существительные. К ним же относятся и предметы, которые мы используем в повседневной жизни: посуда, одежда и т.д.

Как мы говорили ранее, существительное отвечает на вопросы “Кто” и “Что?”. Первый вопрос применяется к одушевленным существительным, второй - наоборот, к неодушевленным.

Имя существительное: единственное и множественное число

Если говорится только об одном предмете, то формы имени существительного предполагают единственное число. Это, в принципе, логично. Если же говорится сразу о нескольких предметах, например, что были “синие, белые, красные шары”, то в этом случае говорится о множественном числе существительного “шары”.

Бывают случаи, когда формы имени существительного предполагают употребление слова только в одном числе. То есть оно может быть только единственного или только множественного числа, и никак иначе.

Слова, употребляемые только в единственном числе

В качестве примеров можно привести так называемые собирательные существительные. Они могут иметь только форму единственного числа: детвора, человечество. Кроме того, в список подобных имен существительных входят такие предметы, которые имеют вещественное значение, например железо, платина, асфальт, сталь, молоко и другие. В единственном числе употребляются признаки и состояния: злоба, радость, ненависть, молодость, темнота, горение, выполнение. Есть еще слова-исключения, которые употребляются только в единственном числе.

Слова, употребляемые только во множественном числе

Множественным числом считаются названия парных предметов, такие как шорты и брюки, штаны и очки. Материалы и остатки относятся также ко множественному числу: опилки, макароны, дрожжи, сливки. Названия игр, наподобие жмурки, прятки и промежутки времени - каникулы, сутки - также нельзя употреблять в единственном числе. Завершают список имен существительных, которые употребляются только во множественном числе, состояния природы, исключения из географических названий и названия действий: заморозки, хлопоты, переговоры, Афины, Сокольники, горы Альпы.

Имя существительное: падежи

Окончания существительных зависят от того, в каком падеже стоит слово. Всего падежей существует 6.

  1. Именительный, помогающий образовать начальную форму существительного, отвечает на вопросы “Кто?” и “Что?”.
  2. Родительный - на вопросы “Кого?”, “Чего?”.
  3. Дательный падеж отвечает на вопросы “Кому?” и “Чему?”.
  4. Винительный - "смесь" родительного и именительного падежа. Его вопросы - “Кого”, “Что?”.
  5. Творительный падеж имеет вопросы “Кем?”, “Чем?”.
  6. Завершает список падежей предложный. Существительные, поставленные в такой падеж, отвечают на вопросы “О ком?” и “О чем?”.

Первый вопрос каждого падежа задается одушевленному имени существительному. Второй же, следовательно, неодушевленному. Определить падеж имени существительного можно задав вопрос. Для этого сначала ищется слово, с которым связано необходимое существительное, а затем уже задается соответствующий вопрос.

Имя существительное: склонения

Окончания существительных зависят и от падежа, но не только от него. Наряду с числом и падежом, родом есть еще один фактор, от которого они зависят. Вообще, он в некотором роде сам состоит из отдельных критериев. Этот фактор - склонение имен существительных”.

Просклонять существительное можно при помощи изменения его по падежам. В русском языке есть три склонения. Первое включает в себя имена существительные, относящиеся к женскому роду. Они должны быть единственного числа и иметь окончание -а или -я. Сюда же относят существительные мужского рода, которые обозначают людей. Они имеют те же самые окончания.

Второе склонение включает в свой список существительные, относящиеся к мужскому роду, а также среднему роду. При этом существительные мужского рода должны иметь окончание -о, -е или иметь нулевое окончание. Существительные среднего рода, стоящие в именительном падеже, также должны оканчиваться на -о и -е.

Третье склонение имеет в своем составе существительные, относящиеся к женскому роду. Они имеют нулевое окончание, будучи поставленными в единственное число и именительный падеж.

Имя существительное: разносклоняемые слова

В русском языке есть существительные, которые называются разносклоняемыми. Это десять существительных, имеющих средний род (бремя, время, семя, темя, пламя, стремя, знамя, племя, имя, вымя). Также сюда относится существительное “путь”. В определенных падежах (а именно в дательном, предложном) эти слова имеют окончания, которые свойственны существительным третьего склонения. Но если их поставить в творительный падеж, то они примут окончания второго склонения.

Имя существительное: несклоняемые слова

Если при постановке во все падежи существительное имеет только одно и то же окончание, то это несклоняемое имя существительное. Примеры: радио, кофе, жюри, Сочи.

Имя существительное: морфологический разбор

Первым пунктом при морфологическом разборе является установление части речи. Вторая часть включает в себя указание морфологических признаков. Это постановка слова в начальную форму, указание таких постоянных признаков, как имя собственное или нарицательное, одушевленность или неодушевленность, указание рода существительного, его склонения. Следующий подпункт указания морфологических признаков - непостоянные характеристики. Это падеж и число слова. Ну и заключается морфологический разбор указанием синтаксической роли слова.

Заключение

Наличие почти всех разобранных критериев, которые определяют данную часть речи, свойственно многим языкам, один из которых наш, русский. Имя существительное в нем занимает очень важное место и играет большую роль.

У существительных есть набор морфологических признаков. Одни из них постоянные (или неизменяемые). Другие, наоборот, непостоянные (или изменяемые). Неизменяемые признаки относятся ко всему слову в целом, а изменяемые к формам слова. Так существительное Наталья - одушевлённое, собственное, ж.р., 1 скл. В какой форме оно бы ни стояло, эти признаки будут сохраняться. Существительное Наталья может быть в форме ед. и мн. числа, в разных падежах. Число и падеж - это непостоянные признаки существительных. На иллюстрации линии из точек ведут к таким непостоянным или изменяемым морфологическим признакам. Необходимо научиться различать, какие признаки постоянные, а какие непостоянные.

Нарицательные – собственные имена существительные

Это разделение существительных по особенностям значения. Нарицательные имена существительные обозначают однородные предметы, т.е. любой предмет из их ряда, а собственные имена существительные называют отдельный конкретный предмет.
Сравните существительные:

· ребёнок, страна, река, озеро, сказка, репка – нарицательные

· Алексей, Россия, Волга, Байкал, «Репка» - собственные

Нарицательные существительные разнообразны. Их разряды по значению:

· конкретные: стол, компьютер, документ, мышь, тетрадь, удочка

· абстрактные (отвлечённые): удивление, радость, страх, счастье, чудо

· вещественные: железо, золото, вода, кислород, молоко, кофе

· собирательные: молодёжь, листва, дворянство, зритель

К собственным именам существительным относятся имена людей, клички животных, географические названия, названия произведений литературы и искусства и т.п: Александр, Сашка, Сашенька, Жучка, Обь, Урал, «Подросток», «Колобок» и т.п.

Одушевлённость - неодушевлённость

Одушевлённые имена существительные называют «живые» предметы, а неодушевлённые – не "живые".

· Одушевлённые: мать, отец, ребёнок, собака, муравей, Колобок (герой сказки, действующий как живое лицо)

· Неодушевлённые: апельсин, океан, война, сирень, программа, игрушка, восторг, смех

Для морфологии важно, что

· во множественном числе у одушевлённых имён существительных
Около школы я увидела знакомых девочек и мальчиков (вин. пад. = род. пад.), а у неодушевлённых имён существительных форма вин. пад. совпадает с формой им. пад.: Я люблю книги и фильмы (вин. пад. = им. пад.)

· в единственном числеу одушевлённых имён существительных мужского рода форма вин. пад. совпадает с формой род. пад.:
Лиса увидела Колобка (вин. пад. = род. пад.), а у неодушевлённых имён существительных мужского рода форма вин. пад. совпадает с формой им. пад.: Я испекла колобок (вин. пад. = им. пад.)

У остальных существительных формы им., вин. и род. падежей различаются.

Значит, признак одушевлённости-неодушевлённости можно определить не только исходя из значения, но и по набору окончаний слова.

Род у существительных – это постоянный морфологический признак. Существительные не изменяются по родам.

В русском языке три рода: мужской, женский и средний . Наборы окончаний у существительных разных родов различаются.
У одушевлённых существительных отнесённость к мужскому или женскому роду мотивируется половой принадлежностью, поскольку слова обозначают лиц мужского или женского пола: отец – мать, брат – сестра, муж - жена, мужчина – женщина, юноша – девушка и т.д. Грамматический признак рода соотносится с полом.
У неодушевлённых существительных принадлежность слова к одному из трёх родов не мотивируется. Слова океан, море, река, озеро, пруд – разного рода, и род не определяется значением слов.

Морфологическим показателем рода являются окончания.
Если у слова окончания:

а, у, или а, ом, е в единственном числе и ы, ов, ам, ы или ов, ами, ах, то это существительное мужского рода

а, ы, е, у, ой, е в единственном числе и ы , ам или ы, ами, ах, то это существительное женского рода

о, а, у, о, ом, е в единственном числе и а, ам, а, ами, ах, то существительное среднего рода.

Все ли существительные относятся к одному из трёх родов?

Нет. Есть немногочисленная группа удивительных существительных. Они интересны тем, что могут относиться к лицам как мужского, так и женского пола. Это слова: умница, обжора, соня, жадина, плакса, невежа, невежда, злюка, задира, неряха, злюка, растяпа, копуша, сорвиголова и т.п. Форма таких слов совпадает с формой слов женского рода: набор окончаний у них одинаковый. А вот синтаксическая сочетаемость разная.
По-русски можно сказать:
Она такая умница! И: Он такой умница! Значение пола одушевлённого лица можно узнать по форме местоимения (как в нашем примере) или прилагательного, или глагола в прошедшем времени: Соня проснулся . И: Соня проснулась. Такие существительные называются существительными общего рода.

К существительным общего рода не относятся слова, называющие профессии. Возможно, вы уже знаете, что многие из них – это существительные мужского рода: врач, водитель , инженер, экономист, геолог, филолог и т.п. Но обозначать они могут как лица мужского, так и женского пола. Моя мать – хороший врач. Мой отец – хороший врач. Даже если слово называет лицо женского пола, то прилагательные и глаголы в прошедшем времени могут употребляться и в мужском, и в женском роде: Врач пришёл. И: Врач пришла.


Как определить род у неизменяемых слов?

В языке есть неизменяемые существительные. Все они заимствованы из других языков. В русском языке у них есть род. Как определить род? Это несложно, если понять, что обозначает слово. Обратимся к примерам:

Месьё – мадам – у слов, обозначающих одушевлённое лицо, род соответствует полу .

Кенгуру, шимпанзе – слова, называющие животных, мужского рода.

Тбилиси, Сухуми – слова - названия городов – мужского рода.

Конго, Зимбабве – слова - названия государств – среднего рода .

Миссисипи, Янцзы – слова - названия рек – женского рода.

Пальто, кашне – слова, обозначающие неодушевлённые предметы, чаще бывают среднего рода.

Есть ли исключения? Есть. Поэтому рекомендуется внимательно относиться к неизменяемым словам и запоминать, как они употребляются. Род выражается не окончанием (окончаний у несклоняемых слов нет), а формой других слов, которые связаны с неизменяемым существительным по смыслу и грамматически. Это могут быть прилагательные, местоимения или глаголов в прошедшем времени. Например:

Миссисипи широка и полноводна.

Краткие прилагательные в форме ж.р. свидетельствуют о том, что словоМиссисипи ж.р.

Склонение

Склонение – это тип изменения слов. Существительные изменяются по числам и падежам. Число и падеж – это изменяемые морфологические признаки. В зависимости от того, какие формы есть у слова в разных числах и падежах, по совокупности всех возможных форм, существительные относятся к одному из склонений.


Склонений у существительных три: 1-е, 2-е и 3-е. Подавляющее большинство русских существительных – это существительные 1-го, 2-го или 3-его склонения. Вид склонения – это постоянный, неизменяемый морфологический признак существительных.

К 1-му склонению относятся слова женского и мужского рода с окончаниями а, я в начальной форме.
Примеры: мама, папа, дедушка, вода, земля, Анна, Аня, лекция - окончание [а].

Ко 2-му склонению относятся слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями о , е в начальной форме.
Примеры: отец, брат, дом, Александр, море, озеро, здание - окончание [э], гений, Алексей.

К 3-му склонению относятсяслова женского рода с нулевым окончанием в начальной форме.
Примеры: мать, мышь, ночь, новость, рожь, ложь.

Начальная форма – это та форма слова, в которой оно обычно фиксируется словарями. У существительных это форма именительного падежа единственного числа.

Обратите внимание на слова, традиционно называемые существительными на ия, ие , ий : лекция, здание, гений.

Как правильно обозначить окончания в таких словах?

Вы помните, что буквы я ие , которые пишутся на конце таких существительных женского и среднего рода после гласных, а буква и - гласная, обозначают два звука? Лекция – [ий’а], здание – [ий’э], причем звук [й’] – это последний согласный основы. Значит, в словах типа лекция окончание [а], в словах типа здание – [э], а в словах типа гений – нулевое окончание.

Поэтому существительные женского рода: лекция, станция, демонстрация относятся к 1-му склонению, а мужского: гений и среднего: здание – ко 2-му.

Цель: повторить и обобщить знания детей об имени существительном.

Задачи:

  • повторить, какова роль имени существительного в речи,
  • постоянные и непостоянные признаки имен существительных,
  • какими членами предложения являются имена существительные,
  • разбор имени существительного как части речи.
  • Развивать умение выделять главное, речь учащихся, познавательный интерес.
  • Воспитывать патриотические чувства любви к родному краю.

Тип урока: повторение и обобщение изученного.

Форма проведения урока: урок открытых мыслей.

Основной дидактический метод: частично-поисковый.

Частные методы и приемы: объяснительно-иллюстративный, исследовательский, репродуктивный.

ХОД УРОКА

I. Языковая разминка (Презентация . 2 слайд)

– Вспомнить правила работы на уроке помогут нам фразеологизмы. Что это? (Словарь – устойчивое выражение с самостоятельным значением.)

1. «Чувство локтя» (чувство взаимной поддержки и помощи во всех делах)
2. «Ушки на макушке» (внимательно слушать)
3. «Стоять горой» (всеми средствами отстаивать, защищать что-либо или кого-либо)

– К концу урока я буду знать, как вы работали на уроке.

Красный – 5 (за каждую работу дети самостоятельно выставляют себе оценку)
Зелёный – 4
Синий – 3

– Запишите слова под диктовку: сердце, утюг, щека, ежевика, сумма, тростник, водомерка, искусство, традиция, егерь, лестница, наполнение, орех, ежиха.
– Подчеркните слова, в которых есть орфограмма – гласная буква – согласная буква.
– Какое слово вы подчеркнули 2 раза? (Тростник)

Тростник – О – безударная гласная, Т – непроизносимая согласная.

– Какое слово не подчеркнули? (Егерь.)
– Почему? Какая орфограмма в этом слове? Ь – на конце.

1. Охотник – профессионал.
2. Охотовед – специалист по организации охоты, охране и воспроизводству фауны.
3. В некоторых армиях: солдат особых стрелковых полков.

3 слайд – Проверка

– Что объединяет эти слова?

II. Введение в раздел (2 слайд)

– Посмотрите на экран. Назовите первые буквы слов из языковой разминки. Какое слово получилось? СУЩЕСТВИТЕЛ_НОЕ. Какой буквы не хватает? Ь.
– Какова её роль в этом слове?
Велико значение языка в жизни человека. В народе издавна бытуют пословицы: «Язык до Киева доведет», «Без языка, как без рук».
– Как вы понимаете значение пословиц?
– Языковеды насчитывают на земле 2500 разных языков, но большая часть людей планеты, около двух миллиардов человек объясняется всего на 13 языках. Самым распространенным языком является китайский , на нем говорят свыше 700 миллионов человек, на английском – свыше 250 миллионов, на русском также свыше 250 миллионов человек.
О величии русского языка, его многообразии сказано много замечательных слов.

(4 слайд)

Лев Николаевич Толстой говорил : «… удивительный по верности, красоте, разнообразию и силе, он нежный, трогательный, где нужно строгий, где нужно бойкий и живой».
Чтобы построить дом, нужно приготовить части дома – то, из чего мы будем строить. А речь состоит из частей речи. А из каких ЧАСТЕЙ РЕЧИ строится РЕЧЬ? (Ученики называют знакомые части.
– Как отличить одну часть речи от другой? (По вопросам, по значению )

(5 слайд)

– На какие группы делятся части речи? Почему? (Самостоятельные и служебные.)

Рассмотреть слайд

Вывод: Каждая часть речи очень важна и имеет определенное значение, не зависимо от того самостоятельная она или служебная.

– Сейчас мы проведём своё расследование (запись из Д.Э.)
– Прослушать и посмотрите видеофрагмент о шмеле и запомнить имена существительные, глаголы, имена прилагательные (раздать листочки) распределить по рядам
– Назовите прилагательные. На какие вопросы они отвечают? Что обозначают? (Определённая, герметичные, важная, сладкий, определённую.)
– Назовите глаголы. На какие вопросы они отвечают? Что обозначают? (Занят, переносит, живут, царит, заполнят, достать, выполняют, заполняют.)
– Назовите существительные. Что обозначают эти слова, на какие вопросы отвечают? (Хоботок, шмель, дело, функция, свет, чистота, порядок, корм, инстинкт, очерк, крышечка, взгляд, пища, запас, зима.)
Слова какой части речи мы чаще всего употребляем в речи?

Вывод: Вы правы, имя существительное – самая представительная, самая существенная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. По наблюдениям ученых, существительное появилось в речи в числе самых первых слов. И это вполне понятно, человек с рождения смотрит на мир и хочет назвать все то, что его окружает.

III. Сообщение темы урока

– Мы вспомним сегодня о постоянных и непостоянных признаках имён существительных.

IV. Работа с учебником (с. 86, упр. № 103)

  • вставить пропущенные буквы,
  • объяснить орфограммы,
  • записать предложение, (разбор предложения дети делают на интерактивной доске)
  • подчеркнуть грамматическую основу.
  • сделать синтаксический разбор
  • 2 – разобрать по составу

– Какими членами предложения являются имена существительные? (Главными и второстепенными)

Вывод: имена существительные в предложении могут быть и главными и второстепенными членами.

Таблица – определение имени существительного (интернет)

– Почему имена существительные имеют два вопроса, а не один “ (Обозначает одушевлённые и неодушевлённые имена существительные). Это первый морфологический признак имени существительного, с которым мы познакомились.

Выполните задание. Маркером на доске соединить вопрос с картинкой

Слайд 7

Упр. 102, с. 85

– Прочитайте отрывок из рассказа Д. Мамина-Сибиряка, “Емеля – охотник”. (Слайд 8)
– Где происходят события? (У самого леса.)
Выписать самостоятельно из текста в два столбика одушевлённые и неодушевлённые имена существительные в начальной форме. (Слайд 9)

Проверка.

– Почему некоторые существительны написаны с заглавной буквы?

Вывод: Имена существительные бывают собственные и нарицательные.

На доске указать род имён существительных

– Как определить род имён существительных?
– В английском, армянском, узбекском, татарском языках рода совсем нет. В Африке у некоторых народов до 48 родов.

Вывод: имена существительные имеют мужской, женский, средний род, а не «изменяются по родам». Определяем род при помощи местоимений-помощников и по конечным буквам слова.

Тест «Постоянные признаки»

Физминутка

Как вы понимаете выражение “ постоянный признак”? (Есть всегда, в любой форме данного слова.) (Слайд 10)

Тест «непостоянные признаки»

Непостоянные признаки: число (Слайд 11)

КМ школа – существительные, не имеющие множественного числа 3 кл. 8 задание.
Существительные. которые имеют только ед. ч. или мн. число – возвращаемся к слову ворота

V. Упражнения в разборе имён существительных как части речи

– Почему охотиться было трудно? (Ответы детей.)
* Выпишите однокоренные слова в тетрадь: охота, охотиться.
– Продолжите ряд однокоренных слов. Укажите части речи.
Записать на доске – Охота (сущ.), охотиться (гл.), охотник (сущ.), охотно (нар.), охотный (прил.).
– Сделайте вывод.

Вывод. Среди однокоренных слов могут быть слова разных частей речи.
– Рассмотреть образец. Обратить внимание на сокращение.
Какое задание нужно выполнить, если со словом стоит число 3

Работа по вариантам – обратите внимание на определение члена предложения.

VI. Работа над развитием устной научной речи(13 слайд)

Коллективное составление рассказа (работа в парах).
Даётся время для самостоятельной подготовки. Заслушиваются индивидуальные ответы.

VII. Итог урока

Молодцы, ребята. Я открою вам тайну. Это ещё не все признаки имени существительного. В дальнейшем мы будем знакомиться с ними.

– Почему эта часть речи получила такое название? (Называет существующие лица, предметы, явления. Самая представительная, самая существенная часть речи.)

(14 слайд)

Имя существительное,
Мы с тобой дружны.
Разные предметы называешь ты.
Очень удивительное
Имя Существительное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Чтобы всё отличным стало,
существительных немало.
Всюду будем замечать
И к месту в речи их вставлять.

(Читает ребёнок)

VIII. Рефлексия (15 слайд)

– На следующем уроке нам предстоит новый поиск. А сегодня я «на седьмом небе». Как вы это понимаете? (Быть счастливым и довольным)

– Благодарю вас за урок. Вы – молодцы!

Основные признаки имени существительного.

· Грамматическое значение имени существительного – общее значение предмета, всего, что можно рассказать об этом предмете: это что ? Или кто ? Данная часть речи может обозначать следующее:

1) Название предметов и вещей (стол, потолок, подушка, ложка );

2) Названия веществ (золото, вода, воздух, сахар );

3) Названия живых существ (собака, человек, ребенок, учитель );

4) Названия действий и состояний (убийство, смех, грусть, сон );

5) Название явлений природы и жизни (дождь, ветер, война, праздник );

6) Названия признаков и отвлёчённых свойств (белизна, свежесть, синева ).

· Синтаксический признак существительного – это роль, которую оно занимает в предложении. Чаще всего имя существительное выступает в роли подлежащего или дополнения. Но в отдельных случаях существительные могут выступать также в роли других членов предложения.

Мама готовит очень вкусный борщ (подлежащее ).

Борщ готовится из свеклы , капусты , картофеля и других овощей (дополнение ).

Свекла – это овощ красного, иногда фиолетового цвета (именное сказуемое ).

Свекла из огорода – самая полезная (определение ).

Мама-кулинар умеет удивить своих домочадцев за столом, мама-друг умеет выслушать и утешить (приложение ).

Также существительное в предложении может выступать в роли обращения :

Мама , мне нужна твоя помощь!

· По лексическому признаку существительные могут быть двух видов:

1. Имена нарицательные – это слова, которые означают общие понятия или называют класс предметов: стул, нож, собака, земля.

2. Имена собственные – это слова, означающие единичные предметы, к которым относятся имена, фамилии, названия городов, стран, рек, гор (и другие географические названия), клички животных, названия книг, фильмов, песен, кораблей, организаций, исторических событий и тому подобное: Барсик, Ткач, Титаник, Европа, Сахара и др.

Особенности имён собственных в русском языке:

1. Имена собственные всегда пишутся с большой буквы.

2. Имена собственные имеют только одну форму числа.

3. Имена собственные могут состоять из одного или нескольких слов: Алла, Виктор Иванович Попов, «Одиночество в сети», Каменск-Уральский.

4. Названия книг, журналов, кораблей, фильмов, картин и т.д. пишутся в кавычках и с большой буквы: «Девочка с персиками», «Мцыри», «Аврора», «Наука и техника».

5. Имена собственные могут становиться нарицательными, а нарицательные – переходить в разряд имён собственных: Бостон – бостон (вид танца), правда – газета «Правда».

· По типу обозначаемых предметов имена существительные делятся на две категории:

1. Одушевлённые имена существительные – те существительные, которые обозначают названия живой природы (животные, птицы, насекомые, люди, рыбы). Эта категория имён существительных отвечает на вопрос «кто?» : отец, щенок, кит, стрекоза.

2. Неодушевлённые имена существительные – те существительные, которые относятся к вещественному и отвечают на вопрос «что?» : стена, доска, автомат, корабль и др.

Примечание . Иногда бывает трудно разграничить одушевлённые и неодушевлённые существительные.
1) Одушевлёнными главным образом являются существительные мужского и женского родов. Одушевлённых существительных среднего рода очень мало (дитя, животное, лицо в значении «человек», млекопитающее, насекомое, страшилище, существо в значении «живой организм», чудовище ).

2) Одушевлённые и неодушевлённые существительные имеют особенности в склонении:

У одушевлённых существительных во множественном числе форма винительного падежа совпадает с формой родительного падежа (у одушевлённых существительных мужского рода 2-го склонения и в единственном числе):В.п. мн.ч.= Р.п. мн.ч.

Ср.: мать - вижу матерей (мн.ч. В.п.), нет матерей (мн.ч. Р.п.); отец - вижу отцов (мн.ч. В.п.), нет отцов (мн.ч. Р.п.); вижу отца (ед.ч. В.п.), нет отца (ед.ч. Р.п.);

У неодушевлённых существительных во множественном числе форма винительного падежа совпадает с формой именительного падежа (у существительных мужского рода 2-го склонения и в единственном числе форма винительного падежа совпадает с формой именительного падежа): В.п. мн.ч. = И.п. мн.ч.

Ср.: страна - вижу страны (мн.ч. В.п.), здесь есть страны (мн.ч. И.п.); камень - вижу камни (мн.ч. В.п.), здесь есть камни (мн.ч. И.п.); вижу камень (ед.ч. В.п.), здесь есть камень (ед.ч. И.п.).

3) Деление существительных на одушевлённые и неодушевлённые не всегда совпадает с научным представлением о живой и неживой природе. Например, существительное полк обозначает совокупность людей, но это неодушевлённое существительное (В.п. = И.п.: вижу полк - здесь есть полк ). То же самое можно наблюдать на примере существительного микроб. С точки зрения биологии, это часть живой природы, но существительное микроб неодушевлённое (В.п. = И.п.: вижу микроб - здесь есть микроб ). Существительные мертвец и труп являются синонимами, но существительное мертвец является одушевлённым (В.п. = Р.п.: вижу мертвеца - нет мертвеца ), а существительное труп является неодушевлённым (В.п. = И.п.: вижу труп - здесь есть труп ).

· По значению существительные можно разделить на четыре вида:

Вещественные – вид существительных называющий вещества: воздух, грязь, чернила, опилки и др. Этот вид существительных имеет только одну форму числа – ту, которую мы знаем. Если существительное имеет форму единственного числа, то оно не может иметь формы множественного и наоборот. Количество, размер, объем этих существительных можно регулировать с помощью количественных числительных: мало, много, немного, две тонны, кубометр и др.

Конкретные – имена существительные, которые называют конкретные единицы предметов живой или неживой природы:человек, столб, червяк, дверь . Эти существительные меняются по числам и сочетаются с числительными.

Собирательные – это существительные, которые обобщают множество одинаковых предметов в одно название: много воинов – войско, много листьев – листва и т.д. Данная категория существительных может существовать только в единственном числе и не сочетается с количественными числительными.

Абстрактные (отвлечённые) – это существительные, называющие абстрактные, несуществующие в материальном мире, понятия: страдание, радость, любовь, горе, веселье.

Склонение имён существительных

Склонение - это изменение имён существительных (и других именных частей речи) по падежам и числам .

В русском языке

· два числа:единственное (окно, парта ) и множественное (окна, парты );



· шесть падежей (по школьной программе).

Как определить падеж имён существительных (и других именных частей речи)?

· Чтобы определить падеж имени существительного, нужно задать к нему вопрос от слова, к которому это существительное относится: думаю (о ком?)о маме , нет (чего?) дождя .

· Затем надо, используя таблицу «Падежи. Вопросы падежей» (см. выше), посмотреть, какому падежу соответствует заданный вопрос: думаю (о ком? )о маме - предложный падеж; нет (чего? ) дождя - родительный падеж.

Примечания:

· Каждому падежу соответствуют два вопроса (первый - для одушевлённых существительных, второй - для неодушевлённых).

· Названия падежей и падежные вопросы следует заучить, поскольку умение определять падеж - одно из важнейших базовых умений для изучающих русский язык.

Как определить склонение имён существительных?

Все существительные можно разделить на семь групп, у которых будут одинаковые окончания (формы) при склонении по падежам и числам, т.е.существует семь типов склонения существительных :

-1-е склонение Существительные женского, мужского и общего рода с окончаниями -а, -я (весна , земля , линия , дядя , владыка , грязнуля);

-2-е склонение Существительное мужского рода с нулевым окончанием

(домО , крайО , мячО , планетарийО);

Все существительные с окончаниями -о, -е(окно , поле , подозрение - с.р.; волчище , подмастерье - м.р.);

-3-е склонение Существительные женского рода с нулевым окончанием (матьО , дочьО , ночьО , степьО);

-Разносклоняемые существительные (имеют окончания разных склонений)

Десять существительных среднего рода на -мя (окончание -я);

существительные путь, дитя(время, бремя, стремя, племя, пламя (полымя - устар.), знамя, темя, семя, имя, вымя ; путь, дит);

-Существительные, склоняющиеся по адъективному типу (так называемые субстантивированные существительные) Существительные, образованные от прилагательных и причастий путём перехода из одной части речи в другую

(рядовой, запятая, животное, дежурный, столовая, мороженое);

-Несколько существительных, склоняющихся по местоимённому типу Существительные, образованные от местоимений путём перехода из одной части речи в другую либо склоняющиеся, как местоимения (ничья, кабельтов (единица измерения);

Неизменяемые существительные Существительные, не имеющие окончаний (их падеж и число определяют по контексту) (ехать (в чём?) в такси (П.п. ед.ч.), припаркованы (что?) такси (И.п. мн.ч.);пальто, кофе, радио, кино)

· Чтобы определить склонение имени существительного, его надо поставить вначальную форму (т.е. в именительный падеж единственного числа) и определить, к какому типу склонения из семи вышеназванных это существительное относится.

· Если существительное не имеет формы единственного числа, то оно не относится ни к одному из типов склонения:сани, брюки, ножницы .

Примечания:

· Существительное человек имеет разные корни в единственном и множественном числе (человек - люди ), поэтому имеет разные типы склонения в единственном и множественном числе:

человек (единственное число) - склоняется как существительное 2-го склонения;
люди (множественное число) - склоняется как существительное 3-го склонения.

· Большинство существительных распределяются по первым трём типам склонения.

· Типы склонения следует заучить, поскольку умение определять склонение - одно из базовых умений для изучающих русский язык.

Образцы склонения имён существительных