Но как известно именно в минуту отчаяния. Лингвистический анализ текста "Дидона и Эней"

Меня пригласили в библиотеку города на мероприятие, посвященное Иосифу Бродскому . Я не был ранее знаком с его творчеством. Все мои познания, по поводу поэта сводились к тому, что его за что-то выслали из СССР. К антисоветчикам отношусь не очень хорошо, потому как накалённый антисоветизм обычно приводит к ненависти ко всей России, но решил сходить. И не пожалел.

Я, вообще, противник того,

чтобы огульно лепить ярлык на человека и отворачиваться от его творчества из-за биографии. Талантливый поэт пишет соответствующие стихи. Творчество Евтушенко мне, например не нравится, но это не помешало выучить наизусть стихотворение "Карьерист".

Поскольку просто сидеть и слушать было не интересно, я выучил к мероприятию одно из стихотворений Бродского - "Дидона и Эней". Это, наверное самый драматический эпизод в эпической поэме Вергилия "Энеида". Выбрал очень удачно, так как мини-исследование стихотворения и биографии автора привело меня к неожиданным выводам.

Немного контекста. Эней - один троянских героев, бежавший из города, после его падения, со своими людьми. Не подумайте чего плохого про героя - ему так велели боги. Богами, во главе с Юпитером (Зевсом), ему было завещано основать новый народ, который потом станет самым великим в мире (это про римлян). Юнона (Гера) же немного знала будущее, в том числе и то, что римляне, впоследствии, разрушат близкий её сердцу Карфаген.

Юнона вредила, как могла, и в результате одного из злоключений, корабли Энея выбросило близ (ирония судьбы!) Карфагена. Там гостей встретили очень хорошо (почему? это - отдельная большая тема), а местная царица и основательница города, Дидона, полюбила Энея.

После годового отдыха путешественников, Юпитер решил напомнить своему любимцу, что пора бы и честь знать. Причем из-за того, что Энею, при основании нового рода, предстояло совершить династический брак, Дидону брать с собой было крайне не рекомендовано. Потому наш герой решил проблему испытанным способом - уплыл потихоньку. Ну, боги же приказали.

Дидона с горя бросилась в костёр.

Теперь само стихотворение, которое, естественно является авторской интерпретацией сюжета (читать на манер греческого гекзаметра):

Великий человек смотрел в окно,
а для нее весь мир кончался краем
его широкой, греческой туники,
обильем складок походившей на
остановившееся море.
Он же
смотрел в окно, и взгляд его сейчас
был так далек от этих мест, что губы
застыли, точно раковина, где
таится гул, и горизонт в бокале
был неподвижен.
А ее любовь
была лишь рыбой - может и способной
пуститься в море вслед за кораблем
и, рассекая волны гибким телом,
возможно, обогнать его...
Но он -
он мысленно уже ступил на сушу.
И море обернулось морем слёз.
Но, как известно, именно в минуту
отчаянья и начинает дуть
попутный ветер. И великий муж
покинул Карфаген.
Она стояла
перед костром, который разожгли
под городской стеной ее солдаты,
и видела, как в мареве его,
дрожавшем между пламенем и дымом,
беззвучно рассыпался Карфаген

задолго до пророчества Катона.
(1969г.)

К Энею можно относиться по-разному, но первый слой стихотворения лежит на поверхности: при дилемме высший долг/любовь, настоящий герой выбирает долг. К тому же у Бродского явно указано, что Дидона не в состоянии быть достойной спутницей Энея уже в первых строках: он, смотрящий в будущее, и она, замкнутая на своей любви к одному человеку.

После ознакомления с описаниями жизни поэта, стало понятно, что его музой долгое время была Марина Басманова, которая даже родила ему сына в 1967 году. Получается, что второй слой стихотворения это - описание отношений Бродского со своей возлюбленной, точнее решения их разорвать для выполнения какой-то высшей миссии.

"Дидона…" была написана за 3 года до вынужденной эмиграции Бродского в 1972 году. Получается, что он предвидел, предчувствовал неизбежную разлуку. Или точно знал? И что за "Карфаген" рушился в последних его строках?

Ответ я нашёл, благодаря статье "Между молотом и наковальней. Как крушили сознание советского человека". Стихотворение, которое рассмотрел antiseptic , "Представление", повергло меня в небольшой шок.

Написано оно было уже в эмиграции, в 1986 году. Стихотворение просто пылает ненавистью к советскому народу, русской культуре и православию. Кроме того, оно бьёт по культурным ценностям вообще, так как в нём марается всё, что только можно: высшее и низшее меняется местами, священное рифмуется с матом и прочее растабуирование. Причем написано со знанием дела: смачно, подробно и с удовольствием.

Чем не угодил Бродскому Толстой?
Чудо-юдо: нежный граф
Превратился в книжный шкаф!

Православные?
Дайте мне перекреститься, а не то - в лицо ударю…

Кремль?
Кремль маячит, точно зона...

Даже тучи над нашей страной ему не угодили
Глянь - набрякшие, как вата из нескромныя ложбины,
размножаясь без резона, тучи льнут к архитектуре.

Русскому Северу тоже досталось:
"Бурлаки в Североморске
тянут крейсер бечевой,
исхудав от лучевой".

И это я выбрал не самые ядовитые строки. Для полного понимания всей ненависти лучше прочесть оригинал. В 1991-м (или 1992-м) Дибров создал клип (сейчас это называется "перфоманс") на это стихотворение, в котором, благодаря видеоряду, сумел совершить невозможное - добавил ещё яда. Например, фразу "Между прочим, все мы дрочим" произносят дети.

Но ведь этого не было в раннем Бродском. Откуда такое? Как мог написать такое автор таких строк:

Мой народ, не склонивший своей головы,
Мой народ, сохранивший повадку травы:
В смертный час зажимающий зерна в горсти,
Сохранивший способность на северном камне расти.

Мой народ, терпеливый и добрый народ,
Пьющий, песни орущий, вперёд
Устремленный, встающий — огромен и прост —
Выше звёзд: в человеческий рост!

Мой народ! Да, я счастлив уж тем, что твой сын!
Никогда на меня не посмотришь ты взглядом косым.
Ты заглушишь меня, если песня моя не честна.
Но услышишь её, если искренней будет она.

Ответ на это можно найти, если внимательно прочитать биографию Бродского. Его с молодости одновременно и пестовали, как поэта, и воспитывали ненависть к СССР. "Система" с ним как бы боролась, но не до конца.

Приговорили к 5 годам принудительных работ за тунеядство и отправили в ссылку в Архангельскую область, но уже через 1,5 года отпустили по УДО. Хотя, за это время наш герой успел получить множество нареканий за прогулы и даже 15 суток ареста за отказ от выполнения работы (тоже выпустили раньше срока). Кстати, время в этой ссылки, сам Бродский называл лучшим временем в своей жизни. Он усиленно писал и изучал творчество зарубежных классиков. (Интересно, откуда у него появлялись книги в период дефицита, даже ещё и в далёкой деревне?)

Пару раз отправляли "лечить" в "психушку". Но разве не знаем мы, что в соответствующих заведениях могут сделать с человеком такое, что он не сможет ни читать, ни писать, ни даже говорить? Но всё закончилось благополучно. КГБ не смогло или не захотело?

Потом лишение гражданства и высылка из страны. Можете себе представить, чтобы из страны выслали серийного убийцу или вора какого? Кто знал бы Бродского, при запрете на печать его стихов в СССР? Он был бы широко известен в узких кругах. В очень узких. И всё. Кого бы на Западе волновала его судьба, кроме части русских эмигрантов?

Выдворенный из СССР Бродский получил возможность печататься большими тиражами. Уже с самолёта его встречал профессор Мичиганского университета и, по совместительству, владелец издательства (специализирующегося на издании книг авторов, запрещенных в СССР), К. Проффер.

Получается, что поэта в СССР "прессовали" ровно настолько, чтобы вызвать ненависть к государству, но не страх к "органам". И этим занималось КГБ, точнее его часть. Зачем, спросите вы? Это уже другой вопрос. Но факты указывают именно на планомерную работу по выработки ненависти. Причем на Западе кто-то принял эстафету и продолжил её усиливать. Уезжать Бродский не хотел и надеялся вернуться в родной город - Ленинград, но когда такая возможность представилась, с развалом Советского Союза, не стал. Даже похоронить себя завещал в Венеции (Венеция, как антипод "Северной Венеции").

Накалённый антисоветизм привёл к ненависти ко всей России. Кстати, вот мы и нашли ещё один пазл, позволяющий понять стихотворение "Дидона…" - развал СССР. Это и есть Карфаген, разрушать который отправился за море Эней-Бродский. Причём, знал это ещё в 1969-м году!

Что за "боги" предсказали Бродскому такое будущее - вопрос открытый. Но очень похоже, что поэта по жизни вела не судьба, а нечто более приземлённое.

Великий человек смотрел в окно,
а для нее весь мир кончался краем
его широкой, греческой туники,
обильем складок походившей на
остановившееся море.
Он же
смотрел в окно, и взгляд его сейчас
был так далек от этих мест, что губы
застыли, точно раковина, где
таится гул, и горизонт в бокале
был неподвижен.
А ее любовь
была лишь рыбой — может и способной
пуститься в море вслед за кораблем
и, рассекая волны гибким телом,
возможно, обогнать его… но он —
он мысленно уже ступил на сушу.
И море обернулось морем слез.
Но, как известно, именно в минуту
отчаянья и начинает дуть
попутный ветер. И великий муж
покинул Карфаген.
Она стояла
перед костром, который разожгли
под городской стеной ее солдаты,
и видела, как в мареве его,
дрожавшем между пламенем и дымом,
беззвучно рассыпался Карфаген

Задолго до пророчества Катона.

(1 votes, average: 1,00 out of 5)

Еще стихотворения:

  1. Прощай, наше Черное море, в глубинной тиши корабли. Большое матросское горе впервые мы все обрели. Но знайте, орлы-черноморцы, еще умирать не пора. На сушу, за землю бороться, нас вынесло море...
  2. Уж, видимо, ко сну природу клонит И осени кончается пора. Глядя в окно, как ветер тучи гонит, Я нынче ждал зимы еще с утра. Неслись они, как сумрачные мысли; Потом,...
  3. Когда в приморском городке, средь ночи пасмурной, со скуки окно откроешь, вдалеке прольются шепчущие звуки. Прислушайся и различи шум моря, дышащий на сушу, оберегающий в ночи ему внимающую душу. Весь...
  4. Ветер, ветер, ветер, ветер, Что ты в ветках все шумишь? Вольный ветер, ветер, ветер, Пред тобой дрожит камыш. Ветер, ветер, ветер, ветер, Что ты душу мне томишь? Ты вздыхаешь, полусонный,...
  5. На привычном бездорожье, сердце в холодок закутав, трудно различить в прохожем, кто прохожий, кто попутный. Но, поверив в невозможность, лишь похожего замечу, свято и неосторожно я шагну ему навстречу....
  6. Ох, какая у ветра сила — Выдувает любую твердь, Поднимается даже бескрылое И старается улететь. Над землей поднимается, кружится, Заметая былого следы. И у каждой лужайки кружевце Белой пены от...
  7. Написав слово ‘ветер’, окно отвори и замри — вот он, ветер: живой, настоящий и точный. От вечерней зари и до утренней самой зари бьется в дамбы домов и в проемы...
  8. Попутный веет ветр. — Идет корабль,- Во всю длину развиты флаги, вздулись Ветрила все,- идет, и пред кормой Морская пена раздается.- Многим Наполнилася грудь у всех пловцов. Теперь, когда свершен...
  9. Всем вам, что спите спокойно В ваших нарядных домах, Снится ли вам хоть в полунощных снах Дикая, страшная бойня?.. Слышите ль вы, как бушует и стонет Море чужое в далеком...
  10. Великий это Аруэт, Историк, философ, поэт. Его глупцы критиковали, Его монахи проклинали, Его монархи почитали, Которых почитал весь свет, Его несчастные любили, прославляли. Мир праху твоему, великий Аруэт....
  11. Катилась из вечности в вечность река, покрытая временным блеском, и кто-то большой выпекал облака за дальним и временным лесом. На девушку в плавках белее, чем мел, искавшую ракушки в иле,...
Вы сейчас читаете стих Дидона и Эней, поэта Бродский Иосиф Александрович

Бродский предпочитает аллюзию на миф более последовательному его использованию, однако несколько стихотворений являются исключениями из этого правила. Я рассмотрю лишь два из них: "Эней и Дидона"147 и "Одиссей Телемаку".148

В мифе об Энее и Дидоне, источником которого для Бродского послужила, по-видимому, "Энеида" Вергилия, поэта заинтересовало не самоубийство Дидоны как таковое из-за несчастной любви (мотив-клише многих стихов и картин), а причины, приведшие к нему. Одной из таких причин поэт считает разницу в психологии великого человека и обыкновенной женщины. Для Энея роман с Дидоной -- лишь эпизод, одно из многочисленных приключений на жизненном пути. Эней -- существо общественное, жизнь для него -- действительно путь, а не гавань, его постоянно влекут новые горизонты, новые испытания. К тому же, после бегства из Трои Эней не просто плавает по морям и океанам, у него есть определенная заветная цель -- найти новую родину.

Буря, заносящая Энея в Карфаген, -- случайность, как случайность и его любовь к царице Дидоне. Как бы ни была сильна последняя, в понимании Энея -героя и общественного деятеля -- любовь вообще стоит неизмеримо ниже общественных дел в иерархии его моральных ценностей. Между личным и общественным в его сознании нет четкой границы, его внутренний мир сливается с миром внешним, географическим, который беспределен, в то время как для Дидоны весь мир сузился и стал равен любви к Энею, поэтому потеря его любви равноценна для нее потере мира. Эта разница в мироощущении героев задается в первой строфе стихотворения:

Великий человек смотрел в окно,

а для нее весь мир кончался краем

его широкой греческой туники,

обильем складок походившей на

остановившееся море.

Остановившееся море -- образ, вещь необычная -- в сущности не море, а Эней глазами Дидоны, его туника -- оболочка, скрывающая от глаз царицы его истинное "Я", которое уже не с ней, а где-то далеко за морями, и за морями настоящими. Эта отчужденность героев в стихотворении дается на сниженном не-геройском уровне и приложима к любым двум любовникам вообще: он смотрит в окно и мыслями не с ней; она смотрит ему в спину, думая о неизбежной разлуке. Два человека -- два мира. Разница в понимании мира переходит в разницу в понимании любви в третьей строфе:

А ее любовь

была лишь рыбой -- может и способной

пуститься в море вслед за кораблем

и, рассекая волны гибким телом,

возможно, обогнать его -- но он,

он мысленно уже ступил на сушу.

Любовь Дидоны во много раз сильнее любви Энея -- это рыба, способная обогнать корабль (любимое "рыбное сравнение" у Бродского), но соревнуется она не с кораблем, а с чувствами и мыслями Энея, то есть опять же с его "Я", которое уже и не в море даже, а на суше, там, где рыбе делать нечего, в чужой среде.

Конец стихотворения необычен. Страдания Дидоны и подробности сцены самосожжения вынесены за скобки сюжета. Вместо картины страдающей на костре женщины, дано восприятие самой Дидоной данного момента, причем восприятие визуальное:

Она стояла

перед костром, который разожгли

под городской стеной ее солдаты,

и видела, как в мареве костра,

дрожащем между пламенем и дымом,

беззвучно распадался Карфаген

задолго до пророчества Катона.

Такой неожиданный конец стихотворения открывает нам и трактовку его темы на символическом уровне -- разрушение любви есть пророчество разрушения города.

Описание сильных чувств заменено описанием восприятий, которые являются знаками этих чувств и способны вызывать их во всей полноте в сознании читателя. Техника, которой пользуется здесь Бродский, сродни монтажу в кинематографии. Действительно, все стихотворение состоит из нескольких кадров. На кадры его можно разделить благодаря отчетливой ориентации поэта на визуальное восприятие:

I кадр (импрессионизм): Эней и Дидона в комнате. Он с бокалом в руке стоит у окна и смотрит вдаль. Она -- на него.

II кадр (сюрреализм): Дидона-рыба перегоняет корабль, но Эней уже ступает на берег Италии.

III кадр (неореализм): Эней отплывает от Карфагена, Дидона смотрит вслед (и тот и другая на фоне массовки).

IV кадр (экспрессионизм): Дидона смотрит на Карфаген, распадающийся в мареве костра.

Словесно-образная инструментовка стихотворения складывается на образах моря: туника Энея -- остановившееся море, его губы -- раковины, горизонт в бокале -- отражение морского горизонта, любовь Дидоны -- рыба, Эней -корабль (и человек на корабле), слезы Дидоны -- море. На уровне звукового символизма море первых четырех строф переходит в марево последней, пятой.

На смысловом уровне содержание стихотворения перерастает рамки проблемной ситуации мифических геров -- в целом -- это архетип разницы в отношении к любви мужчины и женщины, тем более мужчины -- общественной личности. В этом смысле любопытно, что в тексте нет упоминания имен, но если образ Энея дается парафразой "великий человек" и "великий муж", то Дидона просто "она". В стихотворении поэт не осуждает ни ту, ни другую сторону, он лишь показывает два разных мироощущения, приходящих в столкновение, обусловленное судьбой.

Следует отметить, что Бродский мог познакомиться с сюжетом и по трагедии "Дидона", которую написал "переимчивый" Княжнин. Между прочим в пушкинские времена "переимчивый" означало не склонность к плагиату, а положительное качество -- умение перерабатывать, "склонять на русские нравы" классические или иностранные сюжеты. "Дидона" Княжнина могла служить Бродскому лишь самым общим толчком к теме, ибо ни по жанру, ни по объему, ни по содержанию не сравнима с маленьким стихотворением. Княжнина, в сущности, можно было бы и не упоминать вовсе, если бы мы не рассматривали творчество Бродского на фоне традиций русской литературы, ибо сюжет Вергилия общеизвестен и, кроме переводов, существует в многочисленных пересказах и переложениях. Кроме того, толчок к теме может быть задан не только текстом мифа, но и картиной или либретто оперы.

В стихотворении "Одиссей Телемаку" мифологический субстрат использован более полно. Однако манера подхода к материалу мифа весьма сходна: все коллизии и физические испытания (т.е. реальное действие) вынесены за рамки сюжета; состояние героя -- раздумие, рефлексия.

И. БРОДСКИЙ «ДИДОНА И ЭНЕЙ» (лингвистический анализ текста)

УЧРЕЖДЕНИЕ: МБОУ СОШ №12

Текст относится к художественному стилю речи. Ему присуща образность и использование изобразительно-выразительных средств языка, посредством чего идёт воздействие на воображение читателя. Мы представляем море и угрожающий костёр под стенами города; тунику, струящуюся по телу мужчины; его фигуру и взгляд, устремлённый в морские дали, полный отчаяния и ожидания; чувствуем страх и неотвратимость судьбы. Мысленно рисуем образ прекрасной девы; чувствуем ветер предстоящих перемен, разрушивших в итоге Карфаген; понимаем всё, что было в мыслях и сердцах Дидоны и Энея.

Жанр «Дидона и Эней» - лирическое стихотворение. На первый план выдвигаются субъективные изображения действительности. Изображается душевная жизнь, в основе которой лежит мука любви, порождённая чувством мужского долга. Пока читаешь стихотворение, сменяется ряд эмоций. Состояние души сравнивается с природой. Этому произведению свойственна морская тематика и стихия огня (любовь – рыба в море , туника похожа на остановившееся море , которое обернулось морем слёз , а любовь Дидоны сравнима с разрушающей силой огня). В то же время событийный ряд очерчен весьма скупо (Эней смотрит в окно в предвкушении грядущих событий, а Дидона стоит перед костром и смотрит на Энея).

Произведение написано в стихотворной форме, ему присущ определённый ритм, небольшой размер, повышенная экспрессивность, наличие лирического героя (в нашем случае - двух), от лица которых и выражаются переживания.

Чтобы подчеркнуть важность момента, используются слова «высокого стиля»: великий человек, море обернулось, минута отчаянья, ступил на сушу, великий муж, рассыпался Карфаген . А имена лирических героев, название города и его судьба взяты из мифа Древнего Рима «Эней».

Лишь з накомство с мифом объясняет, казалось бы, небольшую сюжетную линию. Женщина не хочет отпускать своего возлюбленного. Она готова на всё. Костёр призван спалить оружие избранника, а не город. Появляются новые чувства и эмоции – мужское чувство долга и сила обещания, которые победили чувство любви, а женское чувство брошенности полно слёз, проклятий, желания отомстить, даже ценой собственной жизни. Не нужен и город. Он развалился без своей царицы, беззвучно рассыпался , зарыдав, как оставленное на произвол дитя. Приходит понимание, что огонь нужен был не для того, чтобы уничтожить или захватить город, а чтобы не отпустить от себя любовь. За счёт этого сюжет развернулся на 180 градусов, предстал абсолютно с другой точки зрения.

Получается, что у стихотворения как бы две истории. Одна – читательское предположение: некая дева хочет захватить город своего возлюбленного и подчинить его чувства себе. Вторая – легенда, прикрытая одеялом таинственности, то, что якобы было на самом деле и рассказано устами очевидца.

Иосиф Бродский словно приподнял завесу мифа и позволил каждому из нас понять его и рассказать по-своему. Это смешение легенды и конкретных, знакомых каждому слов и выражений чувств, делает произведение загадочным и манящим, но, тем не менее, простым и понятным.

Среди средств художественной выразительности используются эпитеты: великий человек, горизонт неподвижен, гибкое тело, минута отчаяния, попутный ветер; с равнение: губы застыли, точно раковина, где таится гул (онемели); м етафоры : взгляд его сейчас был так далек от этих мест (мысленно представлялась другая местность), горизонт в бокале был неподвижен (застывший и маленький, словно смотришь через стекло бокала), ее любовь была лишь рыбой, способной плыть по течению, идти следом за любимым человеком, стояла перед костром, который разожгли под городской стеной ее солдаты (согласно мифу, костёр – метафора безнадёжно уходящей любви), беззвучно рассыпался Карфаген (умирал, разрушался). А также синекдоха : видела, как в мареве его, дрожавшем между пламенем и дымом, беззвучно рассыпался Карфаген (следуя легенде, умирала любовь и сама царица, город осиротел без хозяйки, слуги рыдали, люди остались без покровительницы). Олицетворений автор не использует. Словно подтверждает мысль, что природа не оживает, она противится чувству долга, она является помощницей любви и не намерена помогать в её утрате. При помощи гиперболы автор показал, что море стало своеобразным обидчиком любви, провокатором женского горя, забравшим у любви жизнь (И море обернулось морем слёз). Литота помогла сузить картину мира влюблённой женщины до края широкой, греческой туники возлюбленного. Перифраз : Великий человек помог узнать в мужчине, стоящем на балконе, вождя троянцев.

Среди стилистических фигур присутствует антитеза : Великий человек смотрел в окно, а для нее весь мир кончался краем его широкой, греческой туники, обильем складок походившей на остановившееся море (для него жизнь – дальние земли Италии, для неё – только он). Весь текст словно пропитан инверсией . Такое особое построение предложений создаёт ощущение трагичности и чего-то героического одновременно, реальности жизни и романтики любви, замешанной на страсти и отчаянии. А умолчание имён героев (они даны только в названии) используется автором для того, чтобы каждый смог примерить эту историю на себя.

Стихотворение состоит из двух строф. Размер – пятистопный ямб. Стопа – двухсложная с ударением на втором слоге. Рифма и звуковые образные средства отсутствуют. Это белый стих. Создаётся впечатление, что перед нами прозаический текст, оформленный «наподобие» лирического произведения. Он и читается как проза. Если бы не насыщенность различными тропами и стилистическими фигурами, можно предположить, что перед нами обычная легенда с незатейливым сюжетом. С заглавной буквы начинаются только сами предложения. Если текст не видеть, то догадаться, что это именно стихотворная речь практически невозможно. Это нужно, чтобы внести интригу и поразить читателя, ведь само по себе оно кажется простым и не очень интересным. Только узнав историю Дидоны и Энея, понимаешь красоту и необычность фраз, мастерство поэта сделать из легенды правду, а правду окутать тайной легенды.

Такая своеобразная ритмическая организация поэтического произведения позволяет «услышать» его: определить произведение как грустное и одновременно импульсивное, порывистое, подверженное страсти. Динамика в нём и есть, и нет. Мы видим разрастающийся огонь костра, взгляды героев, проникаемся их чувствами и мыслями. Однако при этом понимаем, что мы – сторонние наблюдатели и картина стара, как мир.

А одна строка словно стоит «особняком». Она придаёт особую трагичность ситуации. Пророк Катон предсказал гибель Карфагена, но гибель началась гораздо раньше. Царица покончила с собой и тем самым дала толчок к разрушению. Это в свою очередь подтверждает историю как прозу жизни, завуалированную под некую романтику лирики.

Текст не насыщен глаголами (действие одновременно и происходит и стоит на месте), практически все они употреблены в форме прошедшего времени, будто подчёркивается безвозвратность и любви, и истории. Для образного описания предметов и представления их признаков в динамике используются причастные и деепричастные обороты. Употребляются в достаточно большом количестве имена существительные в именительном падеже, что указывает на значимость человека и окружающих его предметов. Конструкции с творительным падежом (была лишь рыбой; между пламенем и дымом) придают живописность, непринуждённость описаниям. Благодаря личным местоимениям достигается особая экспрессия текста. Они вносят оттенок искренности и взволнованности момента.

Данный текст состоит только из повествовательных полных двусоставных предложений. Этим подчёркивается фактичность истории. Она была, есть и будет в жизни как отдельных людей, так и целых эпох. К тому же все предложения, кроме одного, сложные и немного мудрёные. В этом суть жизни и смысл любви. Не бывает всё просто. Всё – во имя чего-то. Но чего именно? На этот вопрос есть ответ у каждого из нас, и у всех он разный.