Обновленное обучение. Основные принципы оценивания

В данной статье рассматриваются вопросы реализации новых подходов в обучении учащихся первой ступени в условиях обновления образования. Определяется роль учителя в этом процессе, а также раскрываются основные направления в части обновленное содержание образования и особенности учебных программ в начальной школе.


Одной из актуальных проблем нашего общества является формирование конкурентоспособной личности, адаптированной к меняющимся социальным и экономическим условиям.
– это пересмотр самой модели среднего образования, его структуры, содержания, подходов, методов обучения и воспитания, внедрение принципиально достижения учащихся.

Весь комплекс мероприятий в рамках обновления содержания образования направлен на создание образовательного пространства, благоприятного для гармоничного становления и развития личности.

В настоящее время много говорится о технологизации учебного процесса и о преимуществах внедрения педагогических инноваций. Как повысить ? Как сделать школу местом SMART-образования? Что будет способствовать созданию в школе гуманной образовательной среды, стимулирующей развитие нравственно-духовных качеств личности?

Обновление образования предполагает активное обучение, которое необходимо проводить в условиях созданной коллаборативной среды и дифференциации обучения, реализацию межпредметных связей. Обязательным является использование ИКТ, диалоговое обучение, изучение потребностей учащихся.

Качественные изменения в образовании невозможны без нового взгляда учителя на учебный процесс.


Учителя должны:

  • создавать позитивную атмосферу обучения, вовлекать всех учащихся;
  • воспитывать у учащихся уверенность, ответственность и активность;
  • использовать правильные методы и задания, направленные на развитие навыков учащихся;
  • организовывать и планировать групповые (общеклассную работу и в малых группах), индивидуальные или парные задания, эффективно использовать материалы, ресурсы и вспомогательные материалы для проведения запланированных уроков согласно установленным целям;
  • использовать при объяснении простой, понятный язык;
  • наблюдать за учениками и стараться получить отдачу.

Начальная школа играет основополагающую роль в становлении личности ребенка, целостного развития его способностей.

Цели начальной ступени образования:

  • раскрытие индивидуальности ребенка;
  • осмысление его знаний об окружающей действительности;
  • формирование желания и умения учиться, т. е. познавательной мотивации.

Учебные программы начальной школы направлены на:

  • развитие навыков поиска, анализа и интерпретации информации соответственно возрастным возможностям;
  • формирование пропедевтических знаний о человеке, природе и обществе;
  • развитие духовно-нравственных ценностей;
  • формирование функциональных навыков обучения: считать, читать, писать, логично излагать свои мысли, устанавливать причинно-следственные связи.

Большое внимание необходимо уделять системе оценивания достижения ожидаемых результатов учащихся.

Основные принципы оценивания:

  • валидность;
  • систематичность;
  • последовательность;
  • объективность;
  • прозрачность;
  • актуальность;
  • достоверность.

Оценивание предполагает параллельное развитие двух линий : формативного и суммативного.

Новые учебные программы основаны на компетентностном подходе. Они формируют компетенции, заложенные в основе функциональной грамотности, необходимой для успешной социализации учащихся.

По известной в мировой педагогике теории Бенджамина Блума «Таксономия целей обучения», существующий стандарт позволяет ученику хорошо освоить только два из шести уровней познания: «знать» и «понимать». С помощью нового стандарта есть возможность достигнуть оставшихся четырех уровней познания: «применять», «анализировать», «синтезировать» и «оценивать».

При проектировании содержания предметов использованы принципы спиральности, сквозных тем. Принцип спиральности позволит наращивать знания и умения учащихся постепенно – по темам и классам, переходя от простого к сложному. Обеспечивает преемственность в изложении учебного материала и интеграцию предметов для более целостного восприятия окружающего мира.

Сквозные темы помогают установить внутрипредметные и межпредметные связи, формировать знания, умения, ценностные ориентации и нормы поведения в сферах, имеющих точки соприкосновения с учебными предметами.

Обновленное содержание базируется на ожидаемых результатах, которые определяются по образовательным областям. Ожидаемые результаты позволяют оценивать работу учащегося, его достижения.

В основу программ всех уровней образования заложена система ценностей «Мәңгілік Ел». Идеи «Мәңгілік Ел» будут внедряться в школьное содержание через академические предметы, исследовательскую и внеурочную деятельность, дополнительное образование, элективные курсы.

Вводятся новые предметы. В начальной школе – это «Естествознание», «Информационно-коммуникационные технологии» (с 3-го класса), «Познание мира» с обновленным содержанием материала.


➤Вебинар!➤

Обновление содержания образования: психологическая поддержка участников образовательного процесса

Наталья Тифанциди

Директор КГУ «СОШ № 17 с дошкольным мини-центром», с. Панфилова Талгарского района, эксперт ЭС «AСTUALIS: Образование»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обновление содержания образования в Республике Казахстан

Сегодня школа динамично меняет свой облик. Это связано, прежде всего, с серьезными переменами в казахстанском образовании.

Перед учителями встают проблемы: «Как учить в век информатизации?», «Как повысить качество, как знания, полученные на уроках, помогут ученику стать конкурентоспособной личностью?».

Обновление содержания образования в Республике Казахстан ставит перед собой главную цель: совершенствование педагогического мастерства учителей в контексте обновления образовательной программы и внедрение системы критериального оценивания. Данная программа основана на развитие спиральной формы образования, основанной на когнитивной теории Д. Брунера. Спиральная форма обучения предполагает, что повторное рассмотрение материала, который будет усложняться на протяжении всего школьного обучения, дает большее преимущество в развитии современного учащегося, нежели традиционные формы обучения. Так же развитие казахстанских учащихся будет проходить путем внедрения активных форм обучения, в ходе которых предполагается, что учащиеся будут самостоятельно развивать функциональную грамотность, активно «добывать» знания, с огромным желанием развивать коммуникативные навыки общения со сверстниками, и творчески подходить к решению проблем. Задача педагогов в ходе применения обновленной программы, привить учащимся основные человеческие нормы и морали, сформировать толерантность и уважение к другим культурам и точкам зрения, воспитать ответственного, здорового ребенка.

Я работаю учителем начальных классов, и считаю, что именно мы учителя начальных классов, должны начать формирование у учеников навыков самообразования, умения обучаться тому, как обучаться, становление их независимыми, самомотивированными, увлечёнными, уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность в цифровых технологиях.

Традиционная школа подразумевала, преподносить ученикам истину, а современное Кембриджское понимание об учении строится именно на том, чтобы учитель направлял учеников на то, чтобы они сами находили и постигали истину. Многие годы учителя придерживались классно-урочной системы, но пришел новый век технологий и все, что было приемлемо в прошлом столетии, стало неактуальным сегодня. Учитель в вечном поиске нового интересного и современного, того, что могло бы привлечь учеников, повести их за собой.

Исходя из идей обновленной программы, я поставила для себя главную педагогическую задачу – стать напарником для моих учеников, чтобы направлять их, проживать каждую малейшую ошибку и каждую великую победу в их еще начинающем жизненном пути. Ведь именно в начальной школе мы закладываем детям определенные знания и жизненные навыки, которые они будут применять всю жизнь, это и является моим важнейшим предназначением как учителя. Так же мне хотелось бы, чтобы каждый из моих воспитанников мог добиться больших успехов, и не зависимо кем они станут в будущем, самое важное – чтобы они стали настоящими людьми!

Такую задачу легко решить, путем применения эффективных подходов обучения обновленной программы, которые предусматривают всестороннее развитие учащихся, развивая критическое и творческое мышление, навыки в области информационно-коммуникационных технологий, научно – исследовательских навыков, а так же готовность учиться на протяжении всей жизни. Одна из важных задач обновленной программы – «Научить - учиться», учиться на протяжении всей жизни, что будет способствовать развитию новой конкурентоспособной личности.

Когда я узнала, что в нашей школе на протяжении учебного года будут проводиться курсы по обновлению образования, передо мной возникли вопросы «Что это такое?», «Как этому обучают?». Но, как говорится - глаза боятся, а руки делают.

Обучаясь на этих курсах, я приобрела огромный опыт, который позволит мне в дальнейшем пересмотреть приемы и методы своей работы.

Ожидаемыми результатами Программы, является сформированность у учеников навыков обучения тому, как учиться и, как следствие, становление их независимыми, увлеченными, уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность, в том числе и в цифровых технологиях.

Чтобы этого достичь мне предстояло перестроить себя в первую очередь, изменить свое мышление, направить деятельность учеников в нужное русло.

Перестраиваться, конечно, если признаться честно, было сложно. Потому что эти курсы заставили меня на все смотреть по другому, я поняла, что всё что мы «делали» раньше, сильно отличается. Никто ничего тебе готового не давал, а учил познавать новое своими путями, строить свои мысли так, чтобы раскрыть тему.

Конечно же, никто из нас не смог обходиться без тренеров, которые давали много полезного материала, который нам помогает в течение всего курса обучения. Прежде чем начать работать по этой программе, передо мной стояли задачи:

Самое главное это развивать критическое мышление у детей, и у себя как у учителя тоже;

Научить детей работать с проблемой, учить находить ее решения;

Развивать в детях умения работать в группе, работать вместе сообща, и при этом обучаться;

Передо мной встал главный вопрос «Как этому научить своих детей?» В ходе работы наши тренера всё объяснили нам, рассказали, как работать, чтобы детям было комфортно и интересно. Изучив все 7 модулей программы, я уже наметила планы на будущее, как же я буду работать:

Создание хорошей коллаборативной среды, способствует хорошему настрою на уроке, значит нужно создавать атмосферу сотрудничества, в которой дети чувствовали себя комфортно;

Подводить к тому, чтобы они сами находили пути решения возникшей перед ними проблемы;

Проводить и готовить учебный процесс, так чтобы, учитывались все индивидуальные способности учеников;

Больше использовать заданий, чтобы они работали в группе, в паре;

Составлять вопросы, так, чтобы они подходили к вопросу более углубленно;

Более серьёзно подойти к развитию у учащихся критического мышления;

Способствовать всестороннее гармонично развитой, функционально грамотной личности.

До прохождения курсов я часто задавала себе вопрос: как построить свою работу так, чтобы дети на уроке стали активными, чтобы обучение приносило радость, чтобы они стремились к знаниям, а не приходили в школу только потому, что так надо и требуют родители.

Ответы на многие вопросы я нашла на курсах, когда превратилась в ученика. Я сразу ощутила на себе все плюсы групповой работы. Мне было комфортно и интересно работать в группе, а так же я увидела насколько важно создание коллаборативной среды в коллективе. Ученики большую часть учебного времени проводят сидя за партой, примерив на себя роль ученика, я почувствовала на себе насколько важно проводить тренинги и физминутки в течение урока. Они снимают напряжение в мышцах, смена видов деятельности активизирует работу мозга, улучшается настроение, повышается работоспособность.

Планируя серию последовательных уроков по русскому языку во 2 классе, я ставила перед собой цель внедрения всех 7 модулей Программы. Планирование сразу на три урока позволило спрогнозировать результат и осуществить контроль процесса обучения.

Серия последовательных уроков предполагала освоение темы «Правописание предлогов» и применение своих знаний на практике.

В каждом уроке были запланированы тренинги на создание коллаборативной среды. Данная форма организации урока внесла новизну в учебный процесс. Детям понравилось работать в группе, они чувствовали себя комфортно, в безопасности, что имеет большое значения для человека, если вспомнить иерархию потребностей Абрахама Маслоу. Ребёнок испытывает потребность в общении со сверстниками, и мы учителя можем удовлетворить её, организовав диалоговое обучение.

Интегрируя модуль «Новые подходы в преподавании и обучении», я наводящими вопросами или используя разноплановые задания, подводила учащихся к самостоятельному определению темы урока и целей. На первом уроке учащиеся смогли сами назвать тему урока, для постановки целей я предложила воспользоваться словами подсказками, т.к. этот вид работы для них новый. Практикуя эту работу из урока в урок уже на третьем уроке учащиеся, имея определенные навыки, делали это самостоятельно. Ведь самостоятельное целеполагание подразумевает то, что учащиеся понимают, чему они будут обучаться, как они будут это делать и зачем им это нужно.

На первом уроке во время групповой работы в классе было немного шумно, дети активно обсуждали, перебивали друг друга, участники одной группы отказывались работать вместе, из-за личной неприязни. Дети не могли сами распределить между собой роли, т.к. все хотели быть спикерами. На последующих уроках этих проблем больше не возникало т.к. ученики поняли, что результативность работы зависит от того насколько они смогут договориться между собой и принять каждого члена группы, выслушать мнение каждого. Групповая работа развивает навыки коммуникации и сотрудничества, они терпеливо выслушивали разные точки зрения. Обсуждали различные мнения, аргументировали и доказывали правильность своей точки зрения, ответы учеников стали полными, в результате развития речи происходит развитие мышления. Ставя перед собой цель, дети старались найти решение, они учились мыслить не стандартно, креативно. Во время групповой работы создавалась зона ближайшего развития для слабых учащихся. Они чувствовали поддержку со стороны членов группы и учителя.

Ещё на первом этапе «Лицом к лицу» я поняла, чтобы прежде чем развивать критическое мышление у учащихся, надо сначала развивать своё критическое мышление. Работа в этот период показала, что надо учиться мыслить нестандартно, креативно. Для меня было сначала трудно принять то, чему нас учили, но потом пришло осознание того, что если я хочу чтобы мои ученики в последствие стали успешными, я должна внедрять новые методы, приемы. При этом возможны ошибки, но они будут для меня отправной точкой в следующий раз сделать это лучше или по-другому.

Изучив технику постановки вопросов, я стала задумываться над тем, какую смысловую нагрузку они несут, с какой целью используются на уроке. Проанализировав свою работу, я пришла к выводу, что до курсов мои вопросы, которые я задавала ученикам, были простыми. При планировании уроков после курсов, я стала более внимательно относиться к задаваемым мною вопросам, при формулировке вопроса опиралась на таксономию Блума, я старалась, чтобы мои вопросы способствовали когнитивному развитию учащихся.

Для развития критического мышления учеников, подбирала задания таким образом, чтобы они были направлены не только на знание основ предмета, но на понимание смысла, чтобы ученик смог проанализировав материал, выбрать в соответствии со своими способностями то упражнение, которое он в силах выполнить самостоятельно или при поддержке одноклассника и учителя. На каждом из серии запланированных уроков, мною создавалась ситуация успеха для каждого ученика. Задания подбирала таким образом, чтобы они находились или «в зоне ближайшего развития» ученика или в зоне «саморегулируемых» действий. При выполнении таких заданий были активны все учащиеся, даже те которые раньше предпочитали отмалчиваться. В перспективе я думаю, что буду постепенно усложнять задания.

Любой урок подразумевает оценивание самого учащегося и его знаний. До курсов я слышали, как учителя прошедшие курсовую подготовку говорили о формативном и суммативном оценивании, но что подразумевается под этими понятиями, я не знала и различий между ними не видела. Изучив на курсах модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения», я поняла различие между ними и то, что они преследуют разные цели. Оценивание, направленное на определение возможностей улучшения обучения, является формативным. Если целью оценивания является подведение итогов обучения для выставления отметок, то это суммативное оценивание.

Рассмотрев в теории различные виды оценивания, на практике я старалась применить их. Для формативного оценивания, в соответствии с возрастными особенностями учащихся я использовала следующие техники оценивания: «Три звезды», «Лист самооценивания. Да-нет», «Руки к солнышку». Затем я просила обосновать своё оценивание. Данная работа вызывала затруднение, т.к. учащимся трудно выразить свои мысли из-за скудного словарного запаса. Для себя я сделала вывод, что надо на каждом уроке работать над развитием речи учеников и обогащением словарного запаса. На каждом уроке для оценки своей работы учащиеся ознакомились с критериями для оценивания.

Т.к. использование формативного оценивания подразумевает выявление проблем и внесение изменений в планирование урока, я постоянно наблюдала за детьми, использовала различные виды оценивания: оценивание групповой работы, взаимооценивание в парах, самооценивание. Не всё получилось, т.к. ученики завышали себе оценки, не объективно оценивали своих одноклассников. Ещё многому предстоит научиться мне и моим ученикам.

Использование различных видов оценивания позволило мне определить пробелы в знаниях учащихся, выявить трудности и подкорректировать дальнейшую работу.

Раньше я очень редко проводила рефлексию на уроке, из-за нехватки времени. Сейчас считаю это просто необходимым условием для организации эффективного обучения. Для осуществления обратной связи на первом уроке я применила стратегию «Три звезды», в которой учащимся надо было определить уровень своего обучения. На следующих уроках я использовала стратегии: «Закончи предложение», «Теперь я знаю… Теперь я умею…», каждый ученик высказывал свое мнение и делал выводы и утверждения по данному уроку.

Главный результат этой работы в том, что мы вместе с детьми попытались проанализировать, что им надо изменить, над чем поработать для улучшения результата.

У меня пока не получается четко отслеживать изменение в обучении и развитии каждого ученика, не хватает практики и опыта. В дальнейшем планирую систематически и целенаправленно отслеживать степень понимания материала по возможности каждого ребенка.

Проводя уроки с применением семи модулей, я видела радость в глазах детей, их оживление и неподдельный интерес. Все учащиеся были активны, даже слабые ученики хотели быть услышаны, стремились выполнить работу как можно лучше, в результате групповой работы повысилось суждение о самоэффективности многих учащихся.

Учитель до тех пор сохраняет право учить других, пока он сам учится!


Эта статья содержит пояснения, сделанные для Microsoft Word 2010, но она так же применима и для других популярных версий Microsoft Word - 2007 и 2013.

Как создать содержание / оглавление в Word?

Создать оглавление в Word можно как вручную, так и автоматически. Второй вариант предпочтительнее, потому что Word позволяет не только вставить оглавление по имеющимся в тексте заголовкам, но и в дальнейшем легко и просто обновлять это оглавление - как сами заголовки, так и номера страниц, на которых они расположены. Конечно же, автоматически формируемое оглавление особенно актуально для больших текстов.

Перед автоматическим созданием оглавления вам необходимо показать, что является заголовками и подзаголовками в вашем тексте. Выделите полный текст заголовка или подзаголовка, затем на вкладке "Главная" в подразделе "Стили" выберите нужный уровень заголовка (мы рекомендуем создавать оглавление на основе не более чем трех уровней заголовков, иначе читателю будет сложно ориентироваться в тексте).

Подсказка: часто бывает удобным присваивать стиль с использованием кнопки "Формат по образцу" - выделяете заголовок-образец, нажимаете упомянутую кнопку и затем щелкаете по новому заголовку.

Когда Вы добавите все заголовки и подзаголовки вашего текста, приступайте к созданию раздела оглавления (или содержания). Щелкните в то место в документе Word, где должно быть расположено оглавление, затем перейдите на вкладку "Ссылки" и нажмите кнопку "Оглавление". В открывшемся списке выберите нужный формат оглавления ("Автособираемое оглавление 1" или "Автособираемое оглавление 2") - после этого оглавление будет добавлено в указанном вами месте документа.

Как обновлять содержание / оглавление в Word?

После того, как вы дополните документ текстом и новыми заголовками, а также, возможно, измените ранее добавленные заголовки, вам потребуется обновить содержание документа. Для этого выделите оглавление и в появившейся рамке нажмите кнопку "Обновить таблицу". В открывшейся форме сообщите Word, какой именно вариант обновления вам нужен:

  • если состав и текст заголовков не менялся - выберите "обновить только номера страниц";
  • если добавлялить, удалялись или изменялись заголовки - выберите "обновить целиком".

Два дня – 23 и 24 ноября 2017 г. – в Московском городском педагогическом университете обсуждали апробацию нового содержания школьных учебных предметов, которое было обновлено после введения Федеральной целевой программы развития образования. Этому была посвящена Всероссийская конференция «Инновационные практики и программы в сфере проектирования и обновления содержания общего образования: результаты внедрения, перспективы развития».

В конференции приняли участие (очно и дистанционно) педагоги, руководители образовательных организаций, ведущие специалисты педагогических университетов и научных институтов России, представители органов исполнительной власти, студенты из 58 регионов. Участники обсуждали проблемы, связанные с обновлением содержания образования и проблемы внедрения в школы новых программ.

В своем приветственном слове ректор МГПУ Игорь Реморенко заметил, что современный учитель выбирает в своей работе не те ресурсы, которые позволяют запомнить большой объем информации, а те, которые развивают познавательный интерес детей.

По словам начальника управления стратегического развития МГПУ Кирилла Баранникова, выступавшего с докладом об отечественной и международной образовательной практике, содержание образования – один из основных предметных элементов, на котором сфокусировано внимание учителя.

На всероссийской конференции прошло пленарное заседание, на котором были представлены результаты анализа мирового и отечественного опыта, круглый стол по обсуждению масштабов проектирования и описания образовательного пространства, а также обсуждались итоги внедрения модели развития сет

и образовательных организаций в семи Федеральных округах Российской Федерации: Центральном, Приволжском, Уральском, Северо-западном, Южном, Сибирском, Дальневосточном.

В рамках проекта, результаты которого обсуждались на конференции были предложены подходы к обновлению содержания учебных предметов на уровне основного общего образования, а также разработаны методические рекомендации по обновлению содержания общего образования на материалах всех предметных областей. Образовательные организации, принимавшие участие в апробации и внедрении модели, самостоятельно решали, какие предметы или предметные области они выберут для реализации проекта.

Интересно: чаще всего школы выбирали русский язык и литературу, немного реже предпочтение отдавалось естественно-научным предметам, математике и информатике, иностранному языку общественно-научным предметам, а реже всего выбирали технологию, искусство, физическую культуру и основы безопасности жизнедеятельности.

Для взаимодействия разработчиков и школ-участниц был создан специальный раздел на образовательном портале. Разрабатываемые материалы размещались на странице портала, где апробаторы могли ознакомиться с материалами разработчиков, разместить свои контрольно-измерительные материалы, конспекты уроков, технологические карты уроков, проектные работы учащихся. Учителя-апробаторы высказывали свое мнение и вносили предложения по изменению обновленного содержания образования в основной школе.

На конференции состоялась работа предметных секций по итогам распространения и внедрения модели развития сети образовательных организаций. Результатом работы проблемных групп стали целевые ориентиры дальнейшей работы по обновлению содержания образования и пути преодоления основных проблем, связанных с внедрением новых программ.

Сегодня школа динамично меняет свой облик. Это связано, прежде всего, с серьезными переменами в казахстанском образовании.

Перед учителями встают проблемы: «Как учить в век информатизации?», «Как повысить качество, как знания, полученные на уроках, помогут ученику стать конкурентоспособной личностью?».

Обновление содержания образования в Республике Казахстан ставит перед собой главную цель: совершенствование педагогического мастерства учителей в контексте обновления образовательной программы и внедрение системы критериального оценивания. Данная программа основана на развитие спиральной формы образования, основанной на когнитивной теории Д. Брунера. Спиральная форма обучения предполагает, что повторное рассмотрение материала, который будет усложняться на протяжении всего школьного обучения, дает большее преимущество в развитии современного учащегося, нежели традиционные формы обучения

Перестраиваться, конечно, если признаться честно, было сложно.

Прежде чем начать работать по этой программе, передо мной стояли задачи:

Самое главное это развивать критическое мышление у детей, и у себя как у учителя тоже;

Научить детей работать с проблемой, учить находить ее решения;

Развивать в детях умения работать в группе, работать вместе сообща, и при этом обучаться;

Обновленное содержание по предмету история

Идеи спиралевидного обучения (Дж. Брунер). Работа американского психолога Дж. Брунера «Психология познания» вышла на русском языке в 1977 г. Как сказано в предисловии к этому изданию, Дж. Брунер изучает основные формы познавательной деятельности (образования понятий, классификации), которые складываются в процессе практической деятельности и обучения. Он показывает, как умелое педагогическое воздействие может привести к интенсивному развитию познавательной деятельности человека. Одна из центральных проблем педагогического творчества Дж. Брунера – признание ребенка активным субъектом познавательной деятельности, исследователем окружающего мира. Главную цель школы ученый видел в развитии мыслительных способностей учащихся, в формировании качеств, необходимых для жизни в быстро меняющемся мире. В этой связи им были разработаны психолого-педагогические основы развития у учащихся интуитивного мышления, опубликованы работы по стимулированию интереса к приобретению знаний, использованию в процессе обучения метода самостоятельных открытий.

Ученик проходя из года в год, повторяет навыки и умения что подобно показана (1 Слайд )

1 Слайд

Мысалы, орта білім беру деңгейіндегі «Қазақстан тарихы» пәні бойынша «Әлеуметтік қатынастардың дамуы» бөлімінің «Этникалық қатынастар» бөлімшесі бойынша (2 кесте) білім беру бағдарламасының спиральділігі, яғни оқушылардың алға ілгерілеуі айқын көрінеді, себебі сыныптан сыныпқа жоғарылаған сайын оқу материалы күрделене береді.

2 кесте

Бөлім: Әлеуметтік қатынастардың дамуы

Бөлімше: Этникалық қатынастар

Тақырыптар, мазмұны

Оқу мақсаттары

5 сынып

Алғашқы адамдар қалай өмір сүрді

5.1.1.1 алғашқы адамдардың антропологиясын сипаттау

6 сынып

Түркі тілдес халықтардың миграциясы Еуразия тарихына қаншалықты әсерін тигізді

6.1.1.1 түркі тілдес тайпаларды атап, олардың картада территориялық орналасуын көрсету

7 сынып

7.1.1.1 жоңғар шапқыншылығы кезіндегі демографиялық өзгерістерді және миграциялық процестерді түсіндіру

8 сынып

Неліктен ұжымдастыру саясаты «Ұлы нәубетке» әкеліп соқтырды

8.1.1.1 демографиялық өзгерістердің себептері мен салдарын анықтау

9 сынып

9.1.1.1 демографиялық өзгерістердің себеп салдарлық байланысын талдау арқылы дәйекті қорытынды жасау

Түсінікті арттыру үшін «Қазақстанның экономикалық дамуы» бөлімінің «Шаруашылық» бөлімшесіне (3 кесте) сәйкес 5 пен 9 сыныптардағы оқу мақсаттарының спиральділігі ұсынылады. Бұл тұста 5 сыныптан бастап 9 сыныпқа дейін қазақ жеріндегі экономиканың дамуын сыныптан сыныпқа көшкен сайын күрделене беретіндігін көруге болады. Мысалы, алғашқы адамдардың кәсібі, көшпелілер мен отырықшылардың экономикалық байланысы, қазақ шаруашылығына жоңғар шапқыншылығының әсері, жаңа экономикалық саясат және Кеңес үкіметі кезіндегі ауыл шаруашылығы. Бұл жерде назар оқу мақсаттарында болуы қажет. Себебі, оқу мақсаттары білім беру бағдарламасының негізгі құжаттарының бірі.

3 кесте

Бөлім: Қазақстанның экономикалық дамуы

Бөлімше: Шаруашылық

5 сынып

Не себепті ботайлықтарды жылқыны алғашқы қолға үйретушілер деп атайды

5.4.1.1 ежелгі адамдардың алғашқы кәсібін сипаттау

6 сынып

Қимақтарда қалалық мәдениетінің дамуын қандай деректер дәлелдейді

6.4.1.1 көшпелілер мен отырықшылар арасындағы өзара экономикалық байланыстарын анықтау

7 сынып

Не себепті «Елім-ай» бүкілхалықтық әнге айналды

7.4.1.1 жоңғар шапқыншылығының қазақ халқының шаруашылығына тигізген зардаптарын анықтау

8 сынып

Не себепті Кеңес үкіметі Жаңа экономикалық саясаттан бас тартты

7.4.1.1 деректер мен дәйектерді салыстыру арқылы жаңа экономикалық саясаттың нәтижесінде орын алған өзгерістерді талдау

9 сынып

Соғыстан кейінгі кезеңде қандай әлеуметтік-экономикалық өзгерістер орын алды

9.4.1.1 Кеңес үкіметі кезіндегі ауыл шаруашылығында орын алған өзгерістерге баға беру

Спиральді білім беру қағидатына негізделген білім беру бағдарламасы арқылы оқушының бұрынғы біліміне сүйене отыра, анағұрылым күрделі идеяларға қисынды жолмен ауысуға мүмкіндік береді. Демек, оқушы әр сынып сайын тақырыпты әр түрлі деңгейде қайталап және толықтырып отырса тақырыптың тереңнен оқылунына көп көмегін тигізеді.

Малокомплектная школа – это учебно-воспитательный, а часто и культурный центр села. В такой школе часто создается обстановка большой семьи, в ней организовываются разносторонние формы сотрудничества детей и взрослых, создаются разновозрастные коллективы по интересам. В малой деревне все события в школе становятся достоянием населения. Можно с уверенностью сказать, что недостаточное внимание уделяется вопросу о проблемах малокомплектных школ со стороны методистов и учителей-практиков.

Но есть проблемы. Проблемы стоят количестве детей. Закрыв школ, мы закрываем и деревню. Ведь известно, что часто село живет школой. Нужно не только определять и ставить перед собой задачу, но и решать её с учетом интересов школьника, его семьи, учителя.

В условиях малой школы педагогу представляется возможным узнать глубже каждого ученика, рассчитать обучение для каждого школьника. В такой школе ликвидируется такой общий недостаток всех школ, как дефицит внимания к личности каждого ученика.

Казалось бы, в классе, где пять-семь учащихся, а то и два-три, научить можно всех и каждого. Индивидуальные возможности каждого ребенка педагогам отлично известны. Система обучения, по сути, индивидуальная. Контроль знаний в классах с малой наполняемостью буквально тотальный. На каждом уроке каждый день можно опрашивать всех учащихся. В этих условиях качество знаний вроде бы должно быть на высоте!

Сельские школы оснащены компьютерами, имеются мультимедийные проекторы, и другие современные технические средства, позволяющие повысить качество знаний учащихся. Средства есть - знаний нет! В чем причина? На мой взгляд, существует целый ряд причин, препятствующих повышению качества обучения в малочисленной школе. Они носят как объективный, так и субъективный характер.

Безусловно, на относительно низкое качество знаний сельских школьников влияет невысокий образовательный и культурный уровень родителей.

В школе, где мало учащихся, на каждого из них в течение всего учебного дня приходится огромная нагрузка. Ведь одних и тех же спрашивают на всех уроках, одним и тем же дают различные задания. В результате этого у некоторых учащихся может угаснуть интерес к занятиям, появиться усталость, перенапряжение.

Я работаю в школе, где наполняемость классов низкая, от 3 до 6 обучающихся. Дети обучаются из разных семей: многодетных, малообеспеченных, полных и неполных. Многие ученики довольно медленно включаются в учебный процесс, тратят значительное количество времени на понимание цели учебной деятельности, иногда с трудом выполняют задания, требующие проявления самостоятельности. Не говоря уже о обновленной программе.

Использованная литература:

    Ізғали Жоламан Ізғали

«Өрлеу» БАҰО» АҚ филиалы Атырау облысы бойынша

педагогикалық қызметкерлердің біліктілігін арттыру институты,

Деңгейлік бағдарламалар орталығының жетекшісі,

Тарих магистрі

    ҚР Президенті Н.Ә.Назарбаевтің 2017 жылдың 31 қаңтарындағы «Қазақстанның үшінші жаңаруы: жаһандық бәсекеге қабілеттілік» тақырыбындағы халыққа Жолдауы.

    Мұғалімге арналған нұсқаулық. «Қазақстан тарихы» және «Құқық негіздері» пәндері бойынша педагог қызметкерлердің біліктілігін арттыру курсының білім беру бағдарламасы. Астана. 2016.

    Предыбайло Татьяна Ивановна

Учитель истории и обществознания МКОУ Шрамовская ООШ

    Обновление содержания образования в Республике Казахстан

    Википедия