Образ данилы мастера в сказе каменный цветок. Трилогия про данилу-мастера

Первый герой, с которым мы хотим познакомить тебя в этом зале, - Данила-мастер.

Пройди до конца по этому залу и ты поймешь, почему именно этот образ важен и дорог

Павлу Петровичу Бажову!


Данила-мастер, он же Данила-Недокормыш - искусный мастер

резьбы по малахиту, герой сказов "Каменный цветок",

"Горный мастер" и "Хрупкая веточка".



Хозяйка Медной горы взяла его в горные мастера, где обучала "природную силу камня разуметь".




Иллюстрация Олега Коровина к сказу

"Каменный цветок"




В сказах Павла Бажова Данила-мастер – один из самых важных образов. Это он повстречался с Хозяйкой Медной горы, и он создавал Каменный цветок. Его ласково называют Данилко, Данилушко. Он представитель тех людей, которые умеют работать, относятся к своему труду творчески и радостно. Сама "тайная сила" их уважает, а при случае и "подмогнет".

У Данилы-мастера был реальный прототип – камнерез Данила Зверев. В его честь названа улица в Екатеринбурге.

Хотя реальный уральский горщик Данила Кондратьевич Зверев не ходил в Медную гору к Хозяйке и не работал с малахитом, но он открыл Павлу Бажову фантастический мир камней-самоцветов. Поэтому герой сказа Бажова получил имя Данила.





Мастер на Урале – культурный герой, как богатырь для средней Руси.

Мастер исповедует культ знаний. Эту черту уральские мастера унаследовали от иностранных инженеров, что работали на заводах Урала. И Данила из сказа тоже хотел узнать тайну красоты камня.

Мастер – труженик. Поклонение труду на Урале появилось от беглых раскольников. В диких краях они могли спастись только неистовым трудом и обожествили его. И Данила трудится не покладая рук.

В-третьих, мастер не выдумывает ничего нового, но доводит до совершенства то, что уже имеется. Эта черта – от провинциальности Урала. И Данила пытается создать совершенное творение.









Иллюстрация Виталия Воловича к сказу

"Горный мастер"












Наконец, мастера связаны с язычеством. Такую связь они унаследовали от местных жителей, финно-угров. И Данила не молится, чтобы ему было откровение с неба, а за своей тайной идет к языческому божеству – Хозяйке Медной горы.


Скульптуру этого героя задумал и создал молодой скульптор-камнерез Илья Мехряков. "Данила-мастер" - это крупная и трудоемкая скульптура. Для помощи в ее создании автор привлек волонтера, камнереза Михаила Рукосуева. Находится эта скульптура в санатории "Демидково",

в 40 км от г.Перми, в сосновом бору на берегу Камского моря.


Образ Данилы получился значительным не только своими размерами, но и по смыслу, он отличается мощью, позитивной энергией. «Каменных дел мастер» изображен за работой. Перед ним монолит камня, из которого он создает свой цветок. Он изображен в позе, говорящей о тяжести его труда, одет в простую одежду, прикрытую фартуком (камень при обработке дает много пыли). У него большие руки, волосы стрижены «под горшок», простодушные черты лица, тем не менее, выражающие сосредоточенность и упорство.


Любовь к своей работе, мастерство и самоуважение - важное качество «горных дел мастеров» у Бажова. Вот и Данила никогда не гнул спину, работая в господском доме, не вышло из него «хорошего слуги», зато вышел отличный мастер. Автор сказов считает, что коренной уральской профессии свойственно человеческое достоинство, обретаемое по мере достижения вершин мастерства.

Эти первостепенные качества вполне угадываются в образе Данилы-мастера, созданном Ильей Мехряковым. Он сам с упорством преодолевал взятую на себя нелегкую задачу по созданию монументальной скульптуры столь важного для проекта персонажа. Автор, работая с известняком, так же, как Данила, стремился выявить не только узнаваемую форму, но и своеобразную негромкую красоту уральского камня.

Класс: 5

Что там, в этом темном глубоком колодце? Что можно почерпнуть из него? Для каких добытчиков он открыт?

Заглянуть на дно колодца мы и попробуем, анализируя трилогию –

“Каменный цветок”
“Горный мастер” и “Хрупкая веточка”.

Эти сказы являются своеобразным центром сборника “Малахитовая шкатулка”.

Именно в них и заключена необыкновенная глубина бажовских мыслей о прекрасном творческом труде, который создает из обычного ремесленника великого Мастера, его духовную и нравственную красоту, о единстве и гармонии его с Природой.

Знакомство с творчеством Бажова мне представляется очень важным для учащихся. Ведь здесь подняты проблемы Любви и Верности, Мастерства и Самопожертвования, Величия и Скромности.

И в данном контексте бажовский колодец до конца непостижим и неисчерпаем. И не иссякнет к нему поток добытчиков – читателей, таких же, как и мы, “добывающих” ответы на поставленные самой жизнью вопросы...

Первый урок

Начинается со вступительного слова учителя о Бажове, его сказах, воспоминаниях дочери Ариадны Бажовой – Гайдар и других современников. Называется урок “Мастер. Мудрец. Сказочник”.

Не случайно первым вспыхивает слово “Мастер”. Потому что Павел Петрович был тончайшим искусником Слова. Его “Малахитовая шкатулка” – кладец народной мудрости и писательского мастерства. Будто сама книга – самоцвет, шкатулка, наполненная драгоценностями словесного искусства.

Мариэтта Шагинян писала о Бажове: “Одареннейший мастер слова... Он сумел слить, сочетать свои наблюдения в прозрачную ткань искусства”. Бажов сам был олицетворением образа Мастера: старик, с высоким и почти неморщинистым лбом мудреца, с такими глубокими и проникновенными глазами, которые, казалось, видели все на свете и все понимали.

Певец Мастерства, он сам был замечательным Мастером в литературе.

Родился будущий писатель в семье мастера Cысертского завода в 1879 году. Рос Бажов в рабочей среде: “видел и познавал нравы и обычаи уральских горнорабочих, людей суровых и упорных в труде, смелых на выдумку”.

С детства он впитывал рассказы о талантливых мастерах, о тяжелейшем труде на руднике.

О Медной горе писатель узнал еще будучи ребенком от бабушки и отца, а когда увидел ее, то расстроился: горы как таковой не существовало, остались одни легенды.

Павел оканчивает Пермскую духовную семинарию. Становится учителем русского языка и литературы.

Он работал журналистом, редактором, занимался литературным трудом, руководил Свердловским отделением Союза писателей.

Ему было уже 57 лет, когда вдруг к нему пришла известность...

В 1939 г. в Свердловске вышел первый сборник сказов “Малахитовая шкатулка”. В нем было 14 сказов, а всего их написано 56.

В 1942 и 1944гг. “Малахитовая шкатулка”, заметно пополневшая, выходит в Москве в центральных издательствах.

Бажов стал Лауреатом Государственной премии, награжден Орденом Ленина за литературную работу.

В 1933 году “Малахитовая шкатулка” переведена на английский и вышла в Лондоне и Нью-Йорке, потом в Праге, в 1947- в Париже. Переведена на немецкий, венгерский, румынский, китайский, японский языки. Всего, по сведениям библиотеки им. Ленина, – на 100 языков мира.

Сам же Бажов оценивал свое творчество более чем скромно. На все похвалы в свой адрес он отвечал одинаково: “Говоря хорошие слова в адрес отдельного лица, не нужно забывать, что за ним стоит то огромное, что называется рабочим фольклором. Не нужно забывать, что я только исполнитель, а основной творец– рабочий”.

“От похвал в свой адрес он всегда ежился и старался их тот час же снять или шуткой, или, переведя разговор на другую тему”, – писала дочь Бажова.

В январе 1949 года торжественно был отмечен 70-летний юбилей Бажова. В зале Свердловской государственной филармонии собрались друзья, читатели. Много было торжественных и смешных подарков. Юбиляр растроган, благодарен, взволнован. Он благодарил своих близких, друзей, литераторов, журналистов, издателей и читателей за внимание к его работе и за помощь и вновь повторил то, что говорил всегда: “Это внимание, разумеется, не ко мне, а к тем безвестным творцам, материал которых дошел до меня и стал доступен читателю. Моя роль в этом второстепенна”...

Из книги Методические советы к учебной хрестоматии для 5 классов.

1. ВОСПОМИНАНИЯ Е. ПЕРМЯКА:

“Я познакомился с любезным, мягким, располагающим к себе человеком лет пятидесяти... Каштановая, шелковистая, хорошая борода...Блуза, подпоясанная широким ремнем. Рабочая кепка. Брюки, заправленные в сапоги. К тому же невысокий рост, маленькие ручки, маленькие ножки и большая красивая голова с высоким лбом. Его широко разрезанные глаза... светились бирюзой. Они излучали доброжелательность. Они были отечески, покровительственно насмешливы”.

2. КАК БАЖОВ ЧИТАЛ СКАЗЫ СВОИМ ЗЕМЛЯКАМ.

“Каждое слово – всхожее семя. Язык “Малахитовой шкатулки”– это их, не “стилизованный”, а родной язык, полученный с молоком матери, язык их дедов, язык их обихода.

Буря аплодисментов! Вопль и стон радости, когда победа оказывается за героем сказа, когда добро торжествует над злом.

Выступающий воспламеняет аудиторию. Аудитория взаимно воспламеняет выступающего. Когда этот контакт в Таборах достиг накала свечения, я увидел Бажова страстным, темпераментным мастером чтения (точнее, “сказывания). У старика блестят глаза. В голосе гневные, трагические или, наоборот, мягкие, певучие нотки.

– Отвел душеньку,– сказал Павел Петрович, когда кончился нескончаемый, многочасовой литературный вечер, начавшийся после полудня”.

3. ИЗ СТАТЬИ Б.ПОЛЕВОГО “О НЕРЖАВЕЮЩЕМ МАСТЕРСТВЕ”:

“Вместо могучего плечистого бородача встречает нас в полутьме прихожей небольшой сутуловатый старичок... Из мягкой рамки шелковистых седин смотрит открытое русского лицо. Бажов глядит на собеседника чуть исподлобья, из-за приспущенных бровей, но взгляд у него доброжелательный, ласковый. Когда он улыбается незаметной под усами улыбкой, к глазам сбегаются веселые и живые морщинки, и от них, как это ни странно, лицо как-то вдруг свежеет и будто бы даже молодеет”.

4. ВОСПОМИНАНИЯ АРИАДНЫ ПАВЛОВНЫ БАЖОВОЙ:

“Он умел радоваться чужим удачам. Я не помню, чтобы на протяжении 25 лет, что я знала отца, он о ком-нибудь говорил зло. Я не помню, чтобы он о ком-нибудь говорил недоброжелательно. С огорчением – да. Он совсем не смотрел на людей как на ангелов и умел им объяснить, чего они, с его точки зрения, стоят, но делал это всегда не обидно, с большим чувством такта”.

После выступления учителя можно спросить у ребят, что запомнилось им из рассказа о писателе или что нового о нем они узнали.

Главная книга Бажова “Малахитовая шкатулка” осталась незаконченной, писал с 1936 года и до последних дней жизни. Произведение написано в жанре литературного сказа.

В чем же заключается отличие сказа от сказки?

Обратите внимание, что сказ похож на сказку. Неслучайно, что это родственные слова.

Ответы детей:

– Я заметил, что сказы похожи и на рассказ, и на сказку.

– А еще здесь, как в сказке, происходят чудеса, а также есть герои – это обычные люди.

– В основе сказов – реальная жизнь, а не сказочная.

– Смотрим словарь Ожегова. Читаем определение сказа:

1) Народно-эпическое повествование;

2) Повествование, имитирующее речь рассказчика и ведущееся от его лица.

Делаем вывод.

  1. Герои – люди самые обыкновенные
  2. Фольклорная первооснова
  3. Рассказчик (из народа)
  4. Наличие волшебства (быль+вымысел)
  1. Сказочные герои
  2. В основе волшебство
  3. Всегда счастливый конец
  • Чем произведение похоже на сказку?
  • Чем отличается?

Домашнее задание:

  1. Рассказ о писателе
  2. Чтение “Каменного цветка”
  3. Индивидуальные задания для сильных учащихся:

а) рассказ о малахите, змеевике и других полезных ископаемых;
б) изучение словаря профессиональных и диалектных слов;
в) как раскрывается в сказе талантливость Данилы, его душа художника?

Второй урок

Начинается с устных сообщений о писателе, о полезных ископаемых.

Дети принесли образцы минералов, поделки и изделия из природного камня. Организуется выставка.

Теперь обмениваемся впечатлениями о прочитанном.

В сказах Бажова возникает и проходит перед нами целая галерея героев – это сама Хозяйка Медной горы, жадные и жестокие управляющие и господа. Но самыми главными персонажами являются люди труда, знающие и понимающие камень, рискующие своим здоровьем во имя достижения своей профессиональной цели.

– О чем рассказывает “Каменный цветок”?

– Каким вам представляется мастерство камнереза?

– Что вы узнали?

– Легко ли стать Мастером?

“У них – малахитчиков – дело мешкотное. Пустяковая ровно штука, а сколько он над ней сидит”.

Данилушке изначально был дан талант. Это интуитивно почувствовал Прокопьич (“худой-расхудой... а с лица чистенький... уставится глазам на картину какую... да и стоит...блаженный какой-то... и песни все незнакомые. Не то лес шумит, не то ручей журчит...

Какие качества отличают характер этого мальчика? (Упорство – с.67 “Данилушко дрожит весь, слезы капают, а молчит. Закусил губенку-то и укрепился”).

Наблюдательность – с.65 “Букашка по листочку ползла. Сама сизохонька, а из-под крылышек у ней желтенько выглядывает...”

Трудолюбие – с.73 “На каждый день Прокопьич Данилушке работу дает, а все забава”.с.76 “Работал Данилушка вовсе не тихо, а на диво ловко да скоро” с.77 (“Данилушка и работал без натуги”) -Как Бажов описывает трудный путь становления Мастера?

Что мучило Данилу? (Данило постепенно познавал силу камня, и в нем все больше и больше крепло стремление создать из неживого камня – живой цветок. Подобно тому, который может быть создан только самой природой. Мастер стремится к единению, к гармонии с Природой. И этот путь тяжел).

С.80 “Задумчивый стал, невеселый. Потерять не потерял, а найти не могу. Чаша мне покою не дает. Охота так ее сделать, чтобы камень полную силу имел. С.81 Чтобы полную силу камня самому поглядеть и людям показать”.

Здесь также обращаем внимание детей на особенный язык сказа.

(Работаем со словарем устаревших, диалектных и профессиональных слов).

– От чьего лица ведется повествование?

(из уст рассказчика-сказителя). Написан разговорным языком. В течение урока мы составляем с ребятами таблицу по материалу сказа.

“Каменный цветок” Образ Мастера (табл. № 1)

Текст
Образ Данилки-Недокормыша
Вывод
“Сиротка 12-лет” худой-расхудой, а с лица– чистенький. Лицо, глаза – зеркало души.
Блаженный какой-то и начнет наигрывать, и песни все незнакомые, не то лес шумит, не то ручей журчит. Умный, внимательный, наблюдательный. Образ Дурачка. Это состояние души мастера. В песнях – единство, гармония с Природой.
С.76 “ Ты показывал да рассказывал, а я примечал...” “Все тебе открою, не потаю..”. (Прокопьич) Способный, талантливый.

Старый Мастер раскрывает свои тайны.

“У них ведь – малахитчиков– дело мешкотное” (по Ожегову – кропотливое) Тяжелый. Изнурительный труд.
Работал Данило вовсе не тихо, а на диво ловко да скоро. С.77 “...работал без натуги” Мастерство Данило. Величие Мастера в его работах.
С.81 Чаша мне покою не дает. Охота так ее сделать, чтобы камень полную силу имел.
С.90 А только без цветка мне жизни нет Самоотверженность. Самоотречение
С.94 Хозяйка взяла его в горные Мастера

Данило узнает от бабки Вихорихи, что есть такой (с.68) каменный цветок, который на змеиный праздник цветет и необычайную силу имеет, но “несчастен тот человек, который каменный цветок увидит”, не обращает внимание на предупреждение старого Мастера: “Ты, милый Мастер, по этой половице не ходи! Из головы выбрось! А то попадешь к Хозяйке в горные Мастера!”

“Горный Мастер” (табл.№ 2)

С.94 “Никто его мертвым не видел, а для меня он и подавно живой”. Перед Катей проблема выбора – быть верной или забыть, как все. Ее считают умалишенной. Даже родственники предали. Верность. Преданность.
С.99 “Слезы на землю капают, а у самой ноги малахит обозначился” Помощь Данилы и весточка от него.
Как раз по моим мыслям. Вера в любовь
С. 103 “Дерево выступает, а на ветке птица сидит и внизу птица”, (рисунок) Птицы – это символ любви Данилы и Кати стремление друг к другу (древо жизни)
С. 108 Птица книзу полетела, крылья расправила, а снизу навстречу другая летит. Символ встречи
С. 109 Не надо мертвого камня, подавай живого Данилушку. Антитеза
С. 111 За твердость твою – вот тебе подарок (Хозяйка). Силой своей любви Катерина возвращает любимого из мира

Хозяйки. Любовь делает невозможное (Возвращение из царства мертвых)

Кажется, что Данилу ничто не может остановить в его стремлении создать необыкновенный каменный цветок: ни усталость, ни увещевания Прокопьича, ни предостережения старых Мастеров, ни слезы Катеньки.

– Как характеризует Данилу тот факт, что он готов всем пожертвовать ради цветка?

– Почему Данила разбивает свою чашу?

Как художник он приходит к убийственному выводу: он ничего не достиг, его работа несовершенна.

Он не может остановиться на полпути, он одержим мечтой достичь совершенства.

Поэтому он уходит в гору к Хозяйке.

Третий урок

Мы посвящаем сказу “ Горный мастер”.

Мы на этом уроке тоже составляем таблицу (см. табл. №2), но посвящаем ее уже другому образу – Кате. Она словно продолжает линию Данилы и помогает в осмыслении образа Мастера.

Данило исчезает, и для всех он умирает. Уходя в гору, он словно уходит в мир иной. Вернуться из-под земли нельзя, что и случалось со многими рабочими.

Что пришлось пережить Кате в борьбе за свою любовь? Как раскрывается ее характер? (Она отвергнута родней, осмеяна людьми, получила обидное прозвище “мертвякова невеста”, работает без устали день и ночь. Но она не сомневается ни минуты в том, что ее любимый жив, и это чувство помогает героине выжить, сохранив свою гордость и достоинство).

Какую весточку посылает Данило своей невесте? (“ у ног малахит обозначился”)

Какой рисунок был на бляшках, и как он меняется? Какой смысл вы усматриваете в этом? (Древо жизни, когда птицы– это символ любви, птицы летят навстречу друг к другу – символ скорой встречи. На первых – “узор редкостный. Будто из середины дерево выступает, а на ветке птица сидит и внизу тоже птица”. На вторых – “птица с дерева книзу полетела, крылья расправила, а внизу навстречу другая летит”.

Зачем Хозяйка Медной горы дважды открывала гору перед Катей? (Дала возможность удостовериться в том, что жених жив. Во второй – Хозяйка разглядывала девушку, чтобы решить, отдавать ли ей суженного).

Почему Данило решил не оставаться в горе? (Перед силой Катиной любви отступает даже смерть. Только сильное чувство способно вернуть из “ царства мертвых”. Она решительно борется за свою любовь и требует у могущественной Хозяйки: “Не надо мертвого камня, подавай живого Данилушку” (антитеза: мертвый -живой. И даже душа “каменной девки” дрогнула и отступила: “За твердость твою – вот тебе подарок: Возвращение любимого.

– Но возвратившись домой Данило все-таки продолжает задумываться. О чем? Как это его характеризует? (Мастер никогда не останавливается на достигнутом, всегда в душе есть неудовлетворенность уже сделанным и мечта о еще не воплощенном. Это и движет Мастером в его развитии).

– Почему сказ называется “Горный мастер”, хотя главная героиня – Катя? (Действительно, Катя – главное действующее лицо, но подчинено главному – любви к Данилушке)

Следующий сказ “Хрупкая веточка” повествует о том, что в семье камнерезов появляется сын Митя, продолжатель семейных традиций.

Причем в своем мастерстве он даже превосходит своего отца – Данилу. Он рождается с талантом “художника по камню”. И хотя жизнь и судьба его складываются весьма непросто и драматично, ничто не может его заставить разлюбить свое ремесло.

– Как автор передает мастерство Митеньки? (Его замечательные работы изготовлены из бросовых материалов, “шлака”. “В каждой ягодке ровно зернышки видно и листочки живые... Ну как есть настоящие”. Митя вдыхает жизнь в неживой камень, и он оживает, превращаясь в живые ягоды всем известных крыжовника, смородины. И хотя Митиного таланта достаточно, чтобы создавать шедевры и помощь Хозяйки ему не нужна, присутствие ее мы все же постоянно ощущаем (камни, оставленные на подоконнике).

Мы наблюдаем какую-то особенную незащищенность Мити: в детстве упал и стал горбатеньким, его новенькие сапожки навлекли гнев барина на всю семью. Его особая “приметность” выразилась и в его одаренности.

Но барин не оценил Митиного искусства. Его “Хрупкая веточка” не пришлась по вкусу.

Почему? Как вы думаете? (Для барина важно не мастерство, а стоимость камней. Не каждому дано увидеть чудо в обыденном. А Митя открыл секрет красоты).

– Итак. Что же объединяет все три сказа?

Сказы объединяет тема Мастера и мастерства, искусства и жизни, ремесленничества и служения искусству.

Любовь к искусству помогает человеку снести любые удары судьбы, и поэтому красота будет жить.

Темы творческих работ:

  • Сказ о красоте.
  • О мастерах и мастерстве.
  • В поисках красоты.
  • “И будут жить веками
  • В чудесном малахите строк...” (Е. Хоринская)
  • Трудом жив и славен человек.

Список используемой литературы.

  1. Бажов П.П. Медной горы Хозяйка. М.: Детская литература, 2005.
  2. Мастер, мудрец, сказочник. Воспоминания о П.Бажове. Сборник. М.: Советский писатель, 1978.
  3. Родионов А . На крыльях ремесла. М. : Современник, 1988.
  4. Скорино Л . Предисловие // Бажов П.П. Собрание сочинений в 3-х т. М., 1976. С. 24.

Статья опубликована при поддержке завода "МеталлЭкспортПром", который производит теплообменники и емкости. Наличие собственных производственных мощностей, оснащенных самым современным оборудованием, и высокая квалификация сотрудников "МеталлЭкспортПрома" дают возможность заводу теплообменников предлагать не только широкий ассортимент готовой продукции, в том числе трубу оребренную биметаллическую, емкостное оборудование, деаэраторное оборудование, промышленное фильтровальное оборудование или высококачественные маслоохладители, воздухоохладители, газоохладители, подогреватели, но и быстро и качественно выполнять индивидуальные "спецзаказы" на изготовление нестандартной техники и запчастей, а также проводить гибкую ценовую политику. С подробной информацией о предлагаемой продукции, условиях сотрудничества, услугах и ценах можно ознакомиться на сайте ural-mep.ru.

Урок 1

Слово учителя. В начале года мы знакомились с народными сказками. Но вы, конечно, знаете, что сказки часто сочиняют и писатели. Многие из них создают свои произведения, основываясь на народных легендах, но при этом обрабатывают их, делают сложнее, неожиданнее. Таким сказочником, собиравшим и обрабатывавшим истории, бытовавшие на Урале, стал и Павел Бажов.

Павел Петрович Бажов (1879–1950) родился вблизи Екатеринбурга. Его предками были уральские горнорабочие. Родители постарались дать сыну образование, и он стал народным учителем в уральской деревне. Каждый год во время школьных каникул Бажов странствовал пешком по родному краю, изучал труд камнерезов, гранильщиков, оружейников и других уральских мастеров, записывал сказания и предания. Сборник сказов «Малахитовая шкатулка» начал создаваться в 1936 году. Бажов работал над ним до конца жизни.

Вводная беседа по тексту. Дети прочитали дома сказ «Каменный цветок». Можно начать урок с обмена впечатлениями: понравился ли сказ, что запомнилось, что поразило?

- Как вы думаете, о чём этот сказ?

Вопрос заведомо слишком сложный для пятиклассников. О художнике, который попытался и не смог постичь суть красоты. О его состязании с природой, чья красота совершенна. О внутреннем конфликте человека, который одновременно принадлежит “бытовому”, будничному человеческому миру и “идеальному” миру творчества, обрекающего человека на внутреннее одиночество. Однако дети могут высказать и глубокие мысли, и важно сразу понять, на каком уровне они готовы работать со сказом.

«Каменный цветок». Репродукция
крышки шкатулки палехского
художника Г.М. Мельникова. 1947 г.

Вероятнее всего, они станут неосознанно отвечать на другой вопрос: о ком этот сказ? О Даниле Недокормыше. Можно согласиться с этим ответом, он удобен для формулировки темы первого урока: «В чём заключается дар Данилы?» . Вспомогательные вопросы: а почему именно Данила выбран в герои? чем отличается Данила от других мастеров?

Беседа по вопросам
(полный перечень вопросов)

  1. Где и когда происходит действие сказа?
  2. От чьего лица ведётся повествование? Что можно сказать об этом человеке (его возрасте, образовании, жизненном опыте, роде занятий)?
  3. Приведите примеры необычных слов и выражений в речи рассказчика.
  4. Какие события сказа могли происходить на самом деле, а какие нет?
  5. Расскажите, чем Данила Недокормыш отличался от других детей. Чем он удивил Прокопьича?
  6. Расскажите, как Даниле жилось у Прокопьича.
  7. Как Прокопьич учил Данилу мастерству?
  8. Почему Даниле не нравилась заказанная чаша?
  9. Как вы думаете, почему окружающие считали Данилу-мастера странным? Что он искал в лесу? Как вы поняли его слова: “Потерять не потерял, а найти не могу”?
  10. Расскажите легенду о Хозяйке Медной горы и каменном цветке. Как вы её понимаете?
  11. Почему Хозяйка не хотела показывать Даниле цветок?
  12. Почему Данила разбил свой дурман-цветок и исчез?

Обсуждая эти вопросы, нужно обратить внимание на три главные темы:

Внутренняя сосредоточенность, внимание к красоте и невнимание ко всему бытовому;
умение делиться этой красотой (игра на рожке);
терпение и мужество, необходимые для творческой работы.

Обратим внимание на детали: Данила видит красоту и в мире природы (разговор с пастухом), и в человеческих творениях (его “странное” поведение в барском доме, где он засматривался на произведения искусства). Дар делает мальчика равнодушным к удобствам и выгодам обычной жизни; Данила - человек “не от мира сего”, что уже в детстве приносит ему постоянные страдания. Важно отметить, что и в детстве эталоном красоты были для него явления природы: в его музыке “не то лес шумит, не то ручей журчит, пташки на всякие голоса перекликаются”.

Говоря о терпении и мужестве Данилы, нужно сравнить его с другими детьми, отданными в учение Прокопьичу. Неужели все они были бездарны? С одной стороны, Данилу отличает редкая одарённость: он превзошёл своего мастера буквально сразу; этот великий дар делает для мальчика учение игрой. С другой - эта “лёгкость” подготовлена терпением и кроткой неприхотливостью Данилы. Прокопьич встретил этого ученика не ласковее, чем других, но Данила не обиделся. Возможно, не все прежние ученики были бездарны, но Прокопьич неосознанно искал себе ученика-ровню, для которого мастерство было бы важнее внешнего комфорта. Отметим, кстати, взаимную благодарность и жалость мальчика и старика, старающихся оградить друг друга от опасности малахитового дела и от барского гнева.

Все рассмотренные вопросы были в основном репродуктивного характера и касались экспозиции сказа. Можно было заранее задать на дом (индивидуально или по вариантам) подготовить устные сообщения по вопросам 1–3 и включить их в ход обсуждения.

Анализ завязки

- Как получилось, что Данила стал особенным мастером, не таким, как все и даже как Прокопьич?

Данила, единственный из мастеров, стал делать не заказанную вещь, а чашу по своему замыслу, как настоящий художник-творец. Отметим, какую роль сыграла чаша, эскиз которой прислал барин из столицы. Тут могут понадобиться разъяснения учителя: иногда дети плохо представляют себе крепостное право и положение мастеров. Постараемся донести до детей связь творчества и свободы: крепостные мастера удовлетворяются ремеслом, сознавая себя подневольными, а свою работу - почти наказанием. Только Данила хочет создать истинную красоту и донести её до людей, даже работая на барина. Кстати, барин, в отличие от приказчика, видимо, понимает, что таланту нужна свобода, и предоставляет её Даниле и Прокопьичу (в некоторых пределах), в надежде получить нечто новое и прекрасное.

Рассмотрев разницу между ремеслом и творчеством, переходим к обсуждению главной проблемы сказа.

- Что хотел передать Данила в своей чаше и почему не сумел?

Он хотел передать в камне красоту живого цветка. Поспорить в творчестве с живой природой. О том, почему не сумел, речь пойдёт уже на втором уроке.

Домашнее задание. Приготовьтесь рассказать легенду о Хозяйке Медной горы и о каменном цветке.

Урок 2

Проверка домашнего здания. Обсуждая два-три ответа, обращаем внимание на то, как сказочный мотив исподволь вводится в обманчиво реалистическую повесть о детстве крепостного мастера. Впервые о каменном цветке говорит бабка Вихориха, но её слова темны и непонятны (“несчастный тот человек, который каменный цветок увидит”). Из детского воспоминания об этих словах, острого ощущения красоты живой природы и камня и недовольства заказанной чашей рождается замысел чаши-цветка, сначала ещё неясный (“Потерять не потерял, а найти не могу” - мучительное беспокойство художника).

Следующий эпизод, сближающий реальность и легенду, - рассказ старика на вечеринке. Легенда обретает плоть и кровь: старик видел работу горного мастера. В описании змейки-нарукавника он подчёркивает главное: она хоть и каменная, но как будто живая. Мастер, постигший суть красоты, умеет передать в камне жизнь, ремесленнику это не дано. Старик вновь предостерегает: кто поглядит на каменный цветок, тому белый свет не мил станет. Данила произносит роковые слова: “Я бы поглядел”.

После этого Хозяйка Медной горы начинает вмешиваться в его жизнь: советует, где искать камень, посылает нужный материал, а после и сама является измученному мастеру.

Легенда о каменном цветке относительно ясна: мастер, постигший суть камня и его красоты, уходит в горный, каменный мир, чтобы всецело служить этой красоте, не “размениваться” на человеческое: ни на ремесленные поделки, ни на глубокие человеческие связи, в которых много бытового, “приземлённого”, будь то забота о старом учителе или создание семьи.

Образ Хозяйки сложнее и загадочней.

- Какую роль играет Хозяйка в судьбе Данилы? Чего она хочет от мастера? (Варианты вопроса: “Как вы понимаете легенду?”)

В классе может возникнуть спор. Одни станут доказывать, что Хозяйка нарочно заманивает Данилу в гору, обещая помощь в заведомо невыполнимой творческой задаче, чтобы измучить неудачей, довести до отчаянья и сломить волю. Ведь ей нужны лучшие из мастеров.

Другие будут утверждать, что Хозяйка в самом деле хочет, чтобы мастер сам сумел выразить живую душу камня. (Если спор не возникнет, его стоит спровоцировать.)

Итак, что нужно Хозяйке: подчинённые ей подгорные мастера или свободный художник, сумевший победить её чары, превзойти волшебную красоту каменного цветка?

Судя по тому, как Хозяйка отговаривает Данилу смотреть на каменный цветок, взывает к его совести, предлагает помощь и в самом деле даёт камень по его замыслу, она не лукавит и не заманивает мастера. Напротив - понимает, как опасно и гибельно то, что задумал Данила.

Беседа . Вернёмся к вопросу, поставленному на предыдущем уроке: почему Данила не сумел создать чашу по своему замыслу?

- Почему Данила разбил свой дурман-цветок, а барскую чашу не тронул?

Барская чаша в его глазах недостойна того, чтобы быть разбитой. А дурман-цветок наполовину получился! (Перечитайте его описание, найдите грань между удачей и неудачей мастера.) Может быть, Данила в самом деле был так талантлив, что сумел бы выразить в камне красоту живого цветка. Почему же он не стал продолжать свои попытки?

Ответы могут быть разными (особенно если спросить ребят, часто ли они с упорством добиваются того, что сразу у них не получилось; но лень и нетерпение - это не про Данилу). Обратим внимание на два фактора. Во-первых, никто из окружающих не понял и не поддержал его исканий. Дерзкий замысел передать в камне красоту живого казался другим мастерам невыполнимым или связанным с какими-то таинственными и враждебными человеку силами. Во-вторых, у Данилы не было свободы, чтобы годами, может быть, биться над творческой задачей: ведь он крепостной мастер, и ему опять закажут что-то, что недостойно даже быть разбитым.

- Как вы думаете, если б Данила сделал свою чашу такой, как ему хотелось, была бы она похожа на те цветы, что росли в горе, или вышла бы иной?

Этот вопрос тесно связан с загадкой Хозяйки Медной горы. Мы уже поняли, что она не враждебна человеческому миру (как говорят легенды), но в то же время чужда ему. Красота, которую Хозяйка может показать Даниле, совершенна, но холодна (взрослому читателю вспоминается пушкинская “равнодушная природа”). Хозяйка - воплощённая душа природного царства, и эта душа свободна от тёплых человеческих пристрастий и чувств. Такими же становятся горные мастера: они приближаются к пониманию сути природы, но теряют свою человеческую суть.

Человек же, выражая красоту, может одухотворить её своей горячей человеческой душой, и красота в его творениях всегда иная, чем в природе. Цветок Данилы должен был бы получиться не таким, как подземные цветы. Он вобрал бы в себя любовь к Прокопьичу и Кате, и такой красоты никогда не создать ни Хозяйке, ни её подгорным мастерам.

- Чего же хотела от Данилы Хозяйка?

Творчества, которое превзошло бы её волшебство. Но, видно, душа Данилы была холодновата к человеческому миру, и он не смог “вочеловечить бездушное”.

Дети вряд ли сами дадут такие ответы, но их можно подвести к некоторым выводам.

Хозяйка - воплощённая душа природы.
Человек способен не просто скопировать природ­ную красоту, а сотворить нечто иное, одушевлённое его горячим сердцем.

Этого достаточно, чтобы понять поражение Данилы и роль Хозяйки в сказе.

Отдельная часть урока - работа с теоретической статьёй о сказе (приведём для удобства её текст).

Сказ и сказка

Сказы П.П. Бажова во многом похожи на народные сказки: в них тоже происходят чудеса, присутствует волшебный мир. Однако вы могли заметить и отличия. Действие в сказах происходит не в условном месте (“некотором царстве, некотором государстве”) и не в неведомые времена, а на Урале в начале XIX века. И герои сказов тоже гораздо больше напоминают обычных людей из реальной жизни. Например, Данила Недокормыш не просто “крестьянский сын” (как Иван из “настоящей” сказки) - он крепостной крестьянский сын. И, как многие крепостные на Урале, работает на своего барина не в поле, а за станком - не как пахарь, а как мастер резьбы по камню. Таких крепостных мастеров-художников было в те времена немало, и судьба их часто складывалась трагически.

Другое отличие сказа от сказки - особая роль рассказчика. П.П. Бажов не просто записал рассказанный кем-то фольклорный текст - он автор этих историй. Он придумал героев, сюжеты, описания, слова и детали. А значит, сказы Бажова принадлежат не фольклору, а литературе.

Но тот человек, что рассказывает о Даниле-мастере, совсем не похож на настоящего автора сказов. Ведь сам Бажов жил намного позже и никак не мог быть свидетелем описанных событий. Да и язык рассказчика - простонародный, с множеством характерных уральских словечек, - это не язык школьного учителя. Бажов передаёт, показывает нам речь рассказчика, как передаёт речь других персонажей. По сути дела рассказчик - один из героев бажовских сказов. Мы, читатели, этого героя никогда не видим, зато постоянно слышим (“Вот из этого малахиту и выделывали подходяще. Такие, слышь-ко, штучки, что диву дашься: как ему помогло”).

Итак, сказ отличается от сказки, во-первых, тем, что основан на реальных обстоятельствах; во-вторых, в сказе присутствует рассказчик, чью речь автор старается воспроизвести со всеми её характерными особенностями.

Домашнее задание. 1. Приготовьтесь воспроизвести близко к тексту описание двух каменных цветков: Даниловой чаши и “настоящего”. 2. Прочитайте рассказ «Горный мастер». 3. Запомните отличия сказа от сказки.

Урок 3

Проверка домашнего задания - изложение-миниатюра (письменно, по выбору учеников или по вариантам - описание одного из каменных цветков). Письменный ответ на вопрос: чем сказ отличается от сказки?

Урок строится на сопоставлении образов Кати и Данилы (по вопросам учебника).

- Чем Катя похожа на Данилу?

Упорством. Умением идти к своей цели, невзирая на мнение окружающих, для которых цель обоих непонятна и кажется недостижимой: Данила хочет создать небывалую красоту, Катя - сохранить верность жениху, которого считают мёртвым.

- Какие поступки Кати кажутся людям странными?

Вопрос в первую очередь на знание текста. Но обратим внимание на то, что и Кате не чуждо каменное мастерство.

- Зачем к Змеиной горке ходил Данила и зачем ходит Катя?

Данила по совету Хозяйки искал камень, и в этом месте ему открывалась гора. Катя тоже ищет камень для поделок (её цель проще, но по-своему не менее дерзка - прожить мастерством, считающимся сугубо мужским). Ей помогает Данила, и гора вновь открывается.

- Как Хозяйка отнеслась к Кате в начале встречи? Почему её отношение впоследствии изменилось?

Катя говорила с Хозяйкой дерзко, сознавая свою человеческую правоту. Об этой человеческой правде Хозяйка говорила Даниле, предостерегая его от каменного цветка. Хозяйка говорит с Катей сурово: испытывает её. Предлагает взять любой камень. Но когда Катя побеждает и Данила решает вернуться к людям, Хозяйка “улыбается светленько” и на Катю зла не держит. Трагические ноты в образе Хозяйки заметнее не в этом сказе, а в «Малахитовой шкатулке». Хотя Хозяйка и подчёркивает своё бесстрастие (“что каменной сделается?”), в её словах есть горечь отвергнутой любви. Хорошо, если дети обратят на это внимание.

- С кем сражается Катя за свою любовь?

И с Хозяйкой, и с самим Данилой - ведь он доб­ровольно ушёл в гору.

- Почему ей удаётся победить?

Главное оружие Кати и вся её одарённость - в умении верно и горячо любить. С этим оружием не могут справиться никакие чары.

- В каких ещё произведениях встречались вам героини, похожие на Катю?

В первую очередь вспоминается «Снежная королева» Андерсена. Можно развернуть это сопоставление, сравнить не только Катю и Герду, но и Хозяйку со Снежной королевой: образ Хозяйки сложнее, она не является воплощением злых сил.
Возвращаясь к сопоставлению Кати и Данилы, можно задать вопрос по-разному.

- Как вы думаете, кто является главным героем рассказа «Горный мастер»: Данила, Катя или Хозяйка?

- Кто из героев больше вам понравился: Катя или Данила?

Главный герой сказа - Катя. Она же и самый целеустремлённый. В ней есть один дар - дар любви. Она совсем не мастер, не художник; видение каменного цветка не лишит её покоя: Катя “видит” одного Данилу, остальное ей безразлично. Ей никогда не придётся, как Даниле, разрываться между человеческой любовью и жаждой творчества и совершенства. Катя “положительнее” Данилы, но кому-то трагический образ мастера может оказаться ближе, и с этим не нужно слишком резко спорить. Мы не можем сказать, как повела бы себя Катя, будь у неё такой же дар художника, как у её любимого. Смогла бы добиться почти невозможного благодаря своему упорству и бесстрашию? Страдала бы той же тоской о недостижимой красоте?

- О чём задумывался Данила?

Вопрос можно задать, если не всё ещё сказано о трагичности его судьбы. Данила задумывается о каменном цветке, вспомнить который ему не дано. Катя же молчит, потому что всею своей любовью не может заполнить эту пустоту.

Домашнее задание

Вариант 1

(Выбираем его, если далее последует урок внеклассного чтения по сказам Бажова.) Выбрать один из сказов и приготовить рассказ «Волшебные существа и люди в сказах П.П. Бажова: чем оборачиваются их встречи?» (пересказ и вывод).

Какой бы сказ ни выбрали ученики, они должны заметить, что волшебные существа в сказах Бажова людям не враждебны, но встреча с ними - всегда испытание. Герой должен проявить лучшие стороны своей души: смелость, бескорыстие, благородство - и будет вознаграждён. Однако эта “награда” даст ему лишь относительное благополучие. А вместе с ней ему достанется щемящее чувство утраты: волшебную красоту в мире Бажова человеку не дано удержать в руках.

П.П. Бажов - уникальный писатель. Ведь известность пришла к нему на закате жизни, в возрасте шестидесяти лет. 1939 годом датируется его сборник «Малахитовая шкатулка». Признание Павлу Петровичу Бажову принесла уникальная авторская обработка уральских сказов. Данная статья представляет собой попытку написать для одного из них краткое содержание. «Каменный цветок» - сказ о взрослении и профессиональном становлении феноменального мастера по обработке самоцветов Данилы.

Уникальность писательского стиля Бажова

Павел Бажов, создавая этот шедевр, словно расплел по ниточке народный фольклор Урала, досконально его изучив, и сплел заново, соединив в нем стройность мастерского литературного изложения и самобытность колоритных диалектов удивительного края - каменного пояса, опоясывающего Россию.

Стройность структуры сказа подчеркивает его краткое содержание - «Каменный цветок» скомпонован автором идеально. В нем нет ничего лишнего, искусственно затягивающего протекание сюжета. Но вместе с тем, в нем удивительно полно ощущается исконный говор людей, населяющих эту землю. Авторский язык изложения Павла Петровича является его творческой находкой. Чем же достигается напевность и неповторимость писательского стиля Бажова? Во-первых, чаще всего он употребляет диалектизмы в уменьшительно-ласкательной форме («парнишка», «махонька», «старичонко»). Во-вторых, он ипользует в речи сугубо уральские словообразовательные диалектизмы («палец-от», «вот-де»). В-третьих, писатель не скупится на применение пословиц и поговорок.

Пастушок - Данилка Недокормыш

В данной статье, посвященной наиболее знаковому бажовскому сказу, мы предлагаем ваниманию читателей его краткое содержание. «Каменный цветок» знакомит нас с лучшим в деле обработки малахита пожилым мастером Прокопьичем, подыскивающим себе преемника. Один за одним отсылает он назад мальчишек, присланных ему барином «в науку», пока не появляется двенадцатилетний, «высоконький в ногах», кудрявенький, худенький, голубоглазый «парнишечко» Данилка Недокормыш. У того не оказалось способностей стать дворцовой прислугой, не мог он «вьюном виться» вокруг хозяина. Зато мог «день простоять» у картины, да был «тихоходом». Он был способен к творчеству, как свидетельствует краткое содержание. «Каменный цветок» повествует, что, работая пастухом, подросток «играть на рожке знатно научился!» В мелодии его угадывался и шум ручья, и голоса птичек…

Жестокое наказание. Лечение у Вихорихи

Да за игрой однажды не уследил он за «коровенками». Пас он их «у Ельничной», где было «самое волчье место», да и недосчитались несколько буренок. В наказание застегал его господский палач, озверевший от молчания Данилки под плетьми, до потери сознания, да бабушка Вихориха его выходила. Добрая бабушка знала все травы, и если бы дольше бы у нее был Данилушка, стал бы он, может быть, травником, и по другому написал бы Бажов П.П. «Каменный цветок».

Завязка сюжета происходит именно во время рассказа старухи Вихорихи. В ее монологе просматривается авторский вымысел самобытного уральского писателя. А рассказывает она Даниле, что кроме открытых цветущих растений есть еще и закрытые, тайные, колдовские: воровской в Иванов день, открывающий запоры его увидевшему, да каменный цветок, расцветающий у малахитовой скалы на змеиный праздник. И тот человек, кто второй цветок увидит, несчастным станет. Очевидно тогда - мечта увидеть эту неземную красоту из камня обуяла парня.

На учебу - к Прокопьичу

Заметил приказчик, что стал Данила прохаживаться, и хотя слабоват он еще был, отдал его в учебу Прокопьичу. Тот взглянул на исхудавшего с недуга парня да и пошел к помещику - просить, чтобы забрали. Крут был Прокопьич в своих науках, мог и леща доброго за нерадивость врезать ученику-неумехе. У мастеров это действительно тогда было в практике, и Бажов П.П. («Каменный цветок») просто описал, как было… Но помещик был непоколебимым. Учить… Вернулся ни с чем Прокопьич в свою мастерскую, глядь, а Данилка уже там и, согнувшись, не мигая, рассматривает кусок малахита, который он начал обрабатывать. Мастер удивился и спросил, что тот заметил. А Данилка ему отвечает, что неправильно сделан зарез: для того, чтобы обнажить уникальный узор этого камня, следовало бы начинать обработку с другой стороны… Расшумелся мастер, возмущаться стал в адрес выскочки, «сопляка»… Но это - лишь внешне, а сам-то подумал: «Так, так… Будет из тебя толк, парень…» Проснулся мастер посреди ночи, сколол малахит, где мальчонка сказал, - красота неземная… Подивился немало: «Ну и глазастый же!».

Забота Прокопьича о Данилке

О том, что полюбил сироту горемычную Прокопьич, за сына его принял, рассказывает нам сказка «Каменный цветок». Краткое содержание ее нам повествует, что не стал он сразу к ремеслу его приучать. Не по силам был Недокормышу тяжелый труд, а химикаты, используемые в «каменном ремесле», вполне могли подкосить его небогатырское здоровье. Дал время набрать силу, направил работу по дому делать, подкормил, приодел…

Однажды приказчик (о таких на Руси говорят - «крапивное семя») увидал Данилку, которого добрый мастер отпустил на пруд. Заметил приказчик, что окреп парень, что в новой одежде… Возникли у него вопросы… Не обманывает ли его мастер, взяв Данилку за сына? А как же - обучение ремеслу? Когда же выгода от его работы будет? И пошел он с Данилкой в мастерскую и вопросы стал задавать толковые: и по инструменту, и по материалам, и по обработке. Прокопьич обомлел… Ведь он не учил паренька вообще…

Приказчик удивляется умению парня

Однако краткое содержание рассказа «Каменный цветок» нам повествует, что ответил на все Данилка, все рассказал, все показал… Когда же ушел приказчик, онемевший до этого Прокопьич спросил Данилку: «Откуда же ты все это знаешь?» «Примечал», - отвечает ему «парнишечко». Даже слезы выступили на глазах растроганного старика, подумал: «Всему научу, ничего не скрою…» Однако с тех пор приказчик стал нести Данилке работу по малахиту: шкатулочки, бляшки всякие. Затем - резьбовые вещи: «подсвечнички», «листочки да лепесточки» всякие… А как изготовил парень ему змейку из малахита, известил приказчик барина: «Мастер у нас появился!»

Барин ценит мастеровых людей

Барин решил экзамен устроить Данилке. Во-первых, приказал, чтобы Прокопьич ему не пособлял. И написал своему приказчику: «Предоставь ему мастерскую со станком, но мастером его признаю, если чашу он мне выточит…» Даже Прокопьич такого не умел делать… Слыхано ли дело… Данилко долго думал: с чего начать. Однако приказчик не унимается, выслужиться перед помещиком желает, - рассказывает очень краткое содержание «Каменный цветок». А Данилка не стал таить свой талант, да и сделал чашу, словно живую... Жадный приказчик заставил Данилку сделать целых три таких изделия. Он понял, что Данилка может стать «золотой жилой», и впредь не собирался его щадить, замучил бы совсем работой. Да только барин умным оказался.

Он, проверив парня на мастерство, решил ему создать условия получше, чтобы работалось ему интересней. Оброком небольшим обложил, вернул к Прокопьичу (вдвоем сподручней творить). А еще прислал сложный чертеж хитромудрой чаши. И, не определив срока, приказал ее сделать (хоть пять лет пусть думают).

Путь мастера

Непривычна и самобытна сказка «Каменный цветок». Краткое содержание бажовского произведения, говоря восточным языком, это - путь мастера. Чем же отличается мастер от ремесленника? Ремесленник видит чертеж и умеет его воспроизводить в материале. А мастер понимает и представляет красоту, а затем воспроизводит ее. Вот и Данилка критически посмотрел на ту чашу: трудности много, а красоты - мало. Он спросил у приказчика разрешения по-своему сделать. Тот задумался, ведь барин просил точную копию... А потом ответил Данилке, чтобы тот сделал две чаши: копию и свою.

Вечеринка по поводу изготовления чаши барину

Сделал он сначала цветок по чертежу: все точно, выверено. По этому поводу и гулянку дома сделали. Пришла невеста Данилина, Катя Латемина, со своими родителями да мастера по камню. Смотрят, одобряют чашу. Если рассудить сказку на этом этапе ее повествования, то вроде бы все сложилось у Данилки и с профессией, и с личной жизнью… Однако краткое содержание книги «Каменный цветок» - как раз не о самоуспокоенности, а о высоком профессионализме, ищущем все новые пути выражения таланта.

Данилке не по сердцу такая работа, хочет он, чтобы листочки и цветы на чаше были словно живыми. С этой мыслью между работой он в полях пропадал, присматривался и, присмотревшись, замыслил свою чашу как куст дурмана делать. Зачах он от таких мыслей. И когда гости за столом услышали его слова о красоте камня, Данилку прервал старый-старый дедушка, в прошлом - горный мастер, учивший еще Прокопьича. Сказал он Данилке, чтоб тот не дурил, работал попроще, а то ведь и попасть можно в горные мастера Хозяйки Медной горы. Работают те на нее и творят вещи необычайной красоты.

Когда же Данилка спросил, чем же они, эти мастера, особенные, дедушка ответил, что они цветок каменный увидали и красоту уразумели… Запали речи сии в сердце парню.

Дурман-чаша

Женитьбу он отложил, потому что стал размышлять над чашей второй, задуманной в манере, имитирующей дурман-траву. Любящая невеста Катерина плакать стала…

Какое краткое содержание «Каменного цветка»? Пожалуй, оно заключается в том, что неисповедимы пути высокого творчества. Вот Данилка, например, черпал мотивы своих поделок в природе. Бродил по лесам да лугам и находил то, что его вдохновляло, спускался в медный рудник в Гумешках. А искал он обломок малахита, годящийся для изготовления чаши.

И вот однажды, когда парень, внимательно изучив очередной камень, разочарованно отошел в сторону, услышал он голос, советующий искать в другом месте - у Змеиной горки. Дважды был повторен мастеру этот совет. А когда оглянулся Данила назад, то увидел прозрачные, едва заметные, мимолетные очертания женщины какой-то.

Пошел на следующий день туда мастер и увидел «малахитину вывороченную». Идеально подходил для этот - и темнее цвет его книзу, и прожилки в нужных местах. Сразу и принялся истово за работу. Чудесно у него получилось отделать низ чаши. Получился на вид - природный куст дурмана. А вот когда чашку цветка точил, потеряла красоту чаша. Данилушко тут совсем сна лишился. «Как исправить?» - думает. Да взглянул на слезы Катюши и решил - жениться!

Встреча с Хозяйкой Медной горы

Уж наметили и свадьбу - в конце сентября, под В тот день змеи собираются на зимовку… Только решился Данилко пойти к Змеиной горке, чтоб увидеть Хозяйку Медной Горы. Только она могла помочь дурман-чашу осилить. Встреча произошла...

Первой заговорила эта сказочная женщина. Знать, уважала она этого мастера. Спросила, не вышла ли дурман-чаша? Парень подтвердил. Тогда она посоветовала ему - далее продолжать дерзать, творить что-то другое. Со своей стороны пообещала помощь: находить он будет камень по своим мыслям.

Но Данила стал просить показать ему каменный цветок. Отговаривала его Хозяйка Горы Медной, объясняла, что, хотя она никого не держит, но увидевший его к ней воротится. Однако мастер настаивал. И повела она его в свой каменный сад, где и листья, и цветы - все из камня. Привела она Данилу к кусту, где росли чудные колокольцы.

Попросил тогда мастер Хозяйку дать ему камень на изготовление таких колокольцев, однако женщина отказала ему, сказав, что поступила бы так, если бы сам Данила их придумал… Произнесла она это, и оказался мастер на прежнем месте - на Змеиной горке.

Затем пошел Данила к своей невесте на вечеринку, да не развеселился. Проводив Катю домой, он вернулся к Прокопьичу. А ночью, когда наставник спал, парень разбил свою дурман-чашу, плюнул в чашу господскую, да и ушел. Куда - неведомо. Одни говорили, что с ума сошел, другие - что пошел к Хозяйке Медной горы горным мастером работать.

На этой недомолвке и заканчивается повесть Бажова «Каменный цветок». Это - не просто недосказание, а своеобразный «мостик» к следующему сказу.

Вывод

Сказ Бажова «Каменный цветок» - глубоко народное произведение. Оно воспевает красоту и богатство уральской земли. Со знанием и любовью пишет Бажов о быте уральцев, их освоении недр родной земли. Созданный писателем образ Данилы-мастера стал широко известным и символичным. История о Хозяйке Медной горы нашла свое продолжение в дальнейших произведениях автора.

Павел Петрович Бажов - знаменитый русский и советский писатель. Он родился в 1879 году в семье горного мастера. Рудники и заводы окружали будущего писателя с детства. Его юность была связана с партизанской борьбой за советскую власть в восточном Казахстане (Усть-Каменогорск, Семипалатинск). В начале 1920-х будущий писатель вернулся на Урал, где начал записывать местный фольклор. Прославился Бажов своими рассказами, первый из которых был опубликован в 1936 году.

Истоки «Малахитовой шкатулки»

Павел Петрович услышал старинные уральские предания от сторожа Василия Хмелинина. Произошло это в конце 19 века, будущий писатель был еще подростком. Повествования рассказывали о горном деле, опасностях, подстерегавших рудокопов, красоте недр и редких камней.

Старинные легенды поразили воображение юноши. Спустя тридцать лет он вернулся в родные места и начал записывать предания, которые рассказывали старики. На основе сюжетных мотивов фольклорных легенд Бажов создал великолепные произведения. Писатель именовал их уральскими сказами. Позже они вышли отдельным сборником под названием «Малахитовая шкатулка».

Главные герои

Многие дети знают сказки «Медной горы хозяйка», «Каменный цветок», «Горный мастер». Эти произведения реалистичны. Они подробно описывают быт уральских горных рабочих. Образы Степана, Настасьи, Данилы-мастера, Кати и других персонажей разработаны с глубокой психологической достоверностью. Однако в рассказах действуют и фантастические существа:

  • Малахитница, или Хозяйка Медной горы.
  • Великий Полоз.
  • Голубая змейка.
  • Земляная кошка.
  • Серебряное копытце.
  • Бабка Синюшка.
  • Огневушка-поскакушка.

Писатель старается передать не только подлинный быт, но и живую речь своих героев. Прототипами персонажей были люди, которых Бажов знал с детства. Многие из них считались легендарными личностями своего времени. Их имена обессмертили народные предания.

Реальные персонажи

Прототип рассказчика Деда Слышко - сторож Василий Хмелинин, познакомивший молодого Бажова с уральскими легендами. Писатель знал бывшего заводского рабочего очень хорошо. Сторож пересыпал свою речь словечком «слышь-ко». Отсюда и прозвище.

Прототипом барина, периодически приезжавшего на рудники, был известный предприниматель Алексей Турчанинов, живший во времена императриц Елизаветы Петровны и Екатерины Великой. Именно ему принадлежала идея художественной обработки малахита, о которой рассказывает Бажов в своих произведениях.

Прототипом Данилы стал известный русский мастер Зверев. Он был горщиком - так называли специалистов по добыче драгоценных и полудрагоценных камней. Данила Зверев, как и вдохновленный им литературный персонаж, отличался слабым здоровьем. За худобу и малый рост его называли Легоньким. У Данилы-мастера Бажова тоже есть прозвище - Недокормыш.

Медной горы хозяйка

Не менее интересны и фантастические персонажи уральских сказов. Один из них - Хозяйка Медной горы. Под внешностью прекрасной черноволосой женщины в зеленом платье с малахитовым узором скрывается могучая волшебница. Она - хранительница Уральских гор и рудников. Малахитница помогает настоящим профессионалам и творческим людям. Она освободила Степана от цепей, одарила его невесту Настю и дочь Танюшку, обучила Данилу секретам мастерства.

Хозяйка Медной горы заботится о своих подопечных и защищает их от злых людей. Она превратила жестокого приказчика Северьяна в глыбу камня. Могучая волшебница показана автором и как обычная женщина - благородная, любящая и страдающая. Она привязывается к Степану, но отпускает его к невесте.

Великий Полоз, Бабка Синюшка и Огневушка-поскакушка

"Каменный цветок" Бажова наполнен фантастическими образами. Один из них - Великий Полоз. Он - владелец всего золота в округе. Образ могучего змея есть в мифах и сказаниях многих народов. В уральских сказах фигурируют и дочери Великого Полоза - Медяницы.

Бабка Синюшка - персонаж с многочисленными истоками. Она - «родственница» Бабы-Яги из славянского фольклора. Синюшка - персонаж, стоящий на грани реального и потустороннего миров. Она предстает перед героем-человеком в двух обличиях - как молодая красавица и как старуха в синей одежде. Подобный персонаж есть в легендах народа манси, в старину населявшего Урал. Бабка Синюшка - важный образ местного фольклора. Ее появление связано с болотным газом, который издали наблюдали рудокопы. Загадочная синяя дымка будила воображение, вызывая появление нового фольклорного персонажа.

"Каменный цветок" Бажова связан с антропоморфными фантастическими образами. Один из них - Огневушка-поскакушка. Этот персонаж выглядит как веселая маленькая девочка. Она танцует в том месте, где есть залежи золота. Огневушка-поскакушка появляется перед старателями неожиданно. Ее танец восхищает присутствующих. Этот образ исследователи связывают с Золотой Бабой - древним божеством манси.

Серебряное копытце, Голубая змейка и Земляная кошка

Помимо фантастических героев, имеющих человеческий облик, в уральских сказах есть и персонажи-звери. Например, Серебряное копытце. Так называется одна из сказок Бажова. Серебряное копытце - это волшебный козел. Он выбивает из земли драгоценные камни. У него есть одно серебряное копыто. Им он бьет землю, из которой выскакивают изумруды и рубины.

«Каменный цветок» Бажова - один из рассказов сборника «Малахитовая шкатулка». Детям родители часто читают сказку «Голубая змейка». В ее центре находится фантастический персонаж, способный как одарить хорошего человека, так и покарать злодея. С одной стороны у Голубой змейки - золотая пыль, а с другой - черная. Где человек окажется, так и жизнь его пойдет. Голубая змейка золотой пылью отмечает месторождение драгоценного металла, которое находится близко к поверхности.

Еще один фантастический персонаж уральских сказов - Земляная кошка. Она связана с древнеславянской легендой о тайных кладах. Их охранял кот. У Бажова этот персонаж помогает найти дорогу девушке Дуняхе. Кошка ходит под землей. Только ее светящиеся уши видят люди над поверхностью. Реальным прототипом образа являются выбросы сернистого газа. Они часто принимают форму треугольника. Искрящийся сернистый газ напоминал старателям кошачьи уши.

Укорененные в родной земле

«Каменный цветок» Бажова входит в сборник «Малахитовая шкатулка», опубликованный в 1939 году. Это рассказ, адаптированный для детского восприятия. Сборник включает лучшие произведения писателя. Герои многих сказок состоят в родственных отношениях. Например, Танюшка из «Малахитовой шкатулки» - дочь Степана и Насти (героев «Медной горы Хозяйки»). А персонаж «Хрупкой веточки» Митюнька - сын Данилы и Кати («Каменный цветок», «Горный мастер»). Легко представить, что все герои уральских сказов - соседи, живущие в одной деревне. Однако их прототипы явно из разных эпох.

«Каменный цветок» - произведение уникальное. Его персонажи настолько колоритны, что не раз становились объектами творческой переработки. В них есть красота и правда. Герои Бажова - простые, искренние люди, сохраняющие связь с родной землей. В уральских сказах присутствуют приметы конкретной исторической эпохи. Это проявляется в описании домашней утвари, посуды, а также способов обработки камня, типичных для того или иного времени. Привлекает читателей и колоритная речь персонажей, пересыпанная характерными словечками и ласковыми прозвищами.

Творчество и красота

«Каменный цветок» - не только кладезь народных характеров и ярких фантастических образов. Герои уральских сказов - люди великодушные и благородные. Их стремления чисты. И за это, как всегда происходит в сказках, они получают награду - богатство, семейное счастье и уважение окружающих.

Многие положительные герои Бажова - люди творческие. Они умеют ценить красоту и стремятся к совершенству. Яркий пример - Данила-мастер. Его восхищение красотой камня привело к попытке создать произведение искусства - чашу в форме цветка. Но мастер остался недоволен своей работой. Ведь в ней не было чуда Божьего творения - настоящего цветка, от которого сердце замирает и стремится ввысь. В поисках совершенства Данила отправился к Хозяйке Медной горы.

Об этом рассказывает П. П. Бажов. «Каменный цветок», краткое содержание которого необходимо знать школьникам, стал основой для творческого понимания труда. Но Данила готов забыть свое мастерство, которому принес много жертв, ради счастья с любимой Катей.

Опытный ремесленник и его юный ученик

Начинается сказка «Каменный цветок» с описания старого мастера Прокопьича. Великолепный знаток своего дела, он оказался плохим педагогом. Мальчишек, которых по приказу барина приводил к Прокопьичу приказчик, мастер бил и наказывал. Но результата добиться не мог. Возможно, что и не хотел. О причинах этого писатель умалчивает. Очередного ученика Прокопьич возвращал приказчику. Все мальчики, по словам старого мастера, оказались неспособными постичь ремесло.

О тонкостях работы с малахитом пишет П. П.Бажов. «Каменный цветок», краткое содержание которого излагается в статье, непосредственно связан с тонкостями камнерезной работы. Ремесло это считалось в народе нездоровым из-за малахитовой пыли.

И вот привели к Прокопьичу Данилку Недокормыша. Паренек он был видный. Высокий и лицом ладный. Да только худой очень. Вот и прозвали его Недокормышем. Сиротой был Данила. Сначала определили его в барские покои. Но не вышло из Данилы прислужника. Он часто засматривался на красивые вещи - картины или драгоценности. И как будто не слышал барских приказов. По причине слабого здоровья не стал он и рудокопом.

Герой сказа Бажова «Каменный цветок» Данила отличался странной особенностью. Он мог долго смотреть на какой-нибудь предмет, например, травинку. Еще обладал он немалым терпением. Приказчик заметил это, когда парень молча сносил удары кнута. Поэтому Данилку отдали учиться к Прокопьичу.

Молодой мастер и стремление к совершенству

Талант мальчика проявился сразу. Старый мастер привязался к пареньку, относился к нему как к сыну. Со временем Данила окреп, стал сильным и здоровым. Научил его Прокопьич всему, что сам умел.

Павел Бажов, «Каменный цветок» и его содержание хорошо известны в России. Перелом в рассказе наступает в тот момент, когда Данила закончил обучение и стал настоящим мастером. Жил он в достатке и покое, но счастливым себя не чувствовал. Все хотел настоящую красоту камня в изделии отразить. Однажды старичок-малахитчик рассказал Данилу о цветке, который есть в саду Хозяйки Медной горы. С той поры не было у парня покоя, даже любовь невесты Кати не радовала. Так ему хотелось цветок увидеть.

Однажды искал Данила камень подходящий на руднике. И вдруг явилась ему Хозяйка Медной горы. Стал просить ее парень показать каменный цветок чудесный. Не хотела она, да сдалась. Когда увидел Данила прекрасные каменные деревья в волшебном саду, понял он, что не в силах создать ничего подобного. Загрустил мастер. А после и совсем ушел из дома накануне свадьбы. Найти его не смогли.

Что же было дальше?

Рассказ Бажова «Каменный цветок» заканчивается открытым финалом. Никто не знал, что случилось с парнем. Продолжение истории находим в рассказе «Горный мастер». Данилова невеста Катя замуж так и не вышла. Перебралась она в избу к Прокопьичу, стала смотреть за стариком. Решила Катя учиться ремеслу, чтобы заработок был. Когда умер старый мастер, стала девушка жить одна в его доме и поделки из малахита продавать. Камень чудесный находила она на Змеином руднике. А там вход в Медную гору был. И однажды увидела она Малахитницу. Чуяла Катя, что жив Данила. И потребовала она вернуть жениха. Оказалось, что Данила тогда к волшебнице прибежал. Не мог он жить без красоты чудесной. Но теперь попросил Данила Хозяйку отпустить его. Согласилась волшебница. Вернулись Данила и Катя в деревню и стали жить долго и счастливо.

Мораль сказки

Детям очень интересно читать сказы Бажова. «Каменный цветок» - талантливое произведение. Могучая сила (Хозяйка Медной горы) вознаградила одаренного мастера и его верную невесту. Не помешали их счастью пересуды односельчан, сплетни и злопыхательство. Писатель воссоздал настоящее народное предание. В нем есть место доброй волшебной силе и чистым человеческим чувствам. Идея произведения сложна для детского восприятия. Ребенку трудно понять, почему и как красота может завладеть человеческим сердцем.

Но все же каждого школьника стоит познакомить с таким автором, как Бажов. «Каменный цветок» - чему учит эта книга? У сказки есть мораль. Добрые, искренние и верные своим идеалам люди, несмотря на свои ошибки, будут вознаграждены. Об этом позаботятся силы природы, которых наши предки очеловечили в легендах. Бажов - единственный известный писатель советской России, который художественно обработал уральские сказания. Они связаны с рудниками, шахтами, горючими газами, тяжелой работой крепостных крестьян и чудесными драгоценностями, которые можно извлечь прямо из земли.

Навязчивая идея Данилы

Об этом пишет Бажов. «Каменный цветок», главная мысль которого заключается в преданности семье и призванию, рассказывает простым и понятным языком о великих человеческих ценностях. Но как же быть с идеей о разрушительной силе красоты? Смогут ли ее понять школьники? Возможно, навязчивые мысли Данилы о каменном цветке вызваны колдовством Хозяйки Медной горы. Но недовольство собственной работой появилось раньше знакомства с волшебницей.

Анализ «Каменного цветка» Бажова не позволяет ответить на этот вопрос однозначно. Можно трактовать проблему по-разному. Многое будет зависеть от возраста ребенка. Лучше сделать акцент на положительных качествах главных героев. Педагогическое значение произведения очень велико. А замысловатый сюжет, интрига и прием «продолжение следует» помогут привлечь внимание ребенка.

Уральские сказы в свое время получили много позитивных рецензий и положительный отзыв. «Каменный цветок», Бажов - эти слова должны быть знакомы каждому школьнику.