Окр мир тесты читать 4. Тесты к разделу «Страницы всемирной истории»

ОС «Начальная школа XXI века»

Тесты по окружающему миру для 4 класса

к разделу «Природные зоны»

Михайлик Алла Фёдоровна

ГБОУ СОШ № 391 г. Санкт - Петербурга

Тест «Арктика»

1. Природная зона арктических пустынь расположена....

а) на островах Тихого океана

б) на островах Индийского океана

в) на островах Северного Ледовитого океана.

2. Территория зоны....

а) густо заселена людьми

б) не имеет коренного населения.

3. В Арктике для растений и животных сложились....

а) суровые условия

б) комфортные условия

4. В ледяной зоне растут....

а) кедры,берёзы,черёмуха

б) лишайники,мхи,полярные маки

в) бузина,орешник,айва.

5. В Арктике обитают животные....

а) бобры,нутрии,хомяки

б) волки,белые медведи,рыси

в) моржи,тюлени,белые медведи.

6. Найдите верную цепь питания:

а) водоросли — рачки — рыбы — гагарки — белый медведь

б) водоросли — рачки — сайки — тюлени.

7. Арктический заповедник расположен....

а) на земле Франца Иосифа

б) на Северной земле

в) на острове Врангеля

8. Большое скопление птиц на скалах называют....

а) «птичьи базары»

б) «птичьи рынки».

а) для птиц и животных завозятся корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути

б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники

в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану «птичьи базары».

Тест «Зона арктических пустынь»

1. В состав какого океана входят моря и острова Арктики?

2. Северного Ледовитого

3. Атлантического

2. Чем занимаются люди в Арктике?

1. разводят крупный рогатый скот

2. выращивают фрукты и овощи

3. ловят рыбу

3. Какое растение можно встретить в Арктике?

1. лишайники

2. одуванчик

3. ромашку

4. Какое явление не свойственно Арктике?

1. полярный день

2. полярная ночь

3. полярное утро

5. Какой заповедник находится в зоне арктических пустынь?

1. Ильменский

2. «Остров Врангеля»

3. Дальневосточный морской

6. Какая из перечисленных птиц обитает в Арктике?

2. гагарка

7. Где кайры делают гнёзда?

1. на скалах

2. на кустарниках

3. на деревьях

8. Большое скопление птиц на скалах называют …

1. «птичьи рынки»

2. «птичьи базары»

3. «птичьи магазины»

9. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры:

1. для животных заводится корм, запрещено движение судов по Северному морскому пути

2. полярники делают во льду проруби для ныряния животных, расчищают поверхность островов от снега

3. ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану птицы

10. Восстанови пропущенное звено цепи питания:

Водоросли, рачки - ………….. - тупик

11. Какое животное Арктики имеет толстый слой жира, густую

шерсть, широкие лапы, светлую окраску:

2. белый медведь

12. Какие животные взяты под охрану в Арктике:

1. белые гуси 2. моржи 3. киты 4. тупики 5. белые медведи

Тест «Зона тундры»

1. Зона тундры расположена…

А) севернее арктических пустынь,

Б) южнее арктических пустынь.

2. Тундра расположена…

А) на равнинах,

Б) на возвышенностях,

В) в горах.

3. В тундре…

А) ярко выражены 4 времени года,

Б) длинная суровая зима и жаркое лето,

В) длинная суровая зима и короткое прохладное лето.

4. Главное занятие населения …

А) рыболовство,

Б) оленеводство,

В) земледелие

5. Растения тундры…

А) высокие с мощными корнями и широкими листьями,

Б) низкорослые со стелющими корнями и мелкими листьями.

6. К тундровым растениям относятся

А) верблюжья колючка, саксаул, кактус,

Б) кедр, осина, пальма,

В) карликовая ива, мох - ягель, черника.

7. В тундре обитают…

А) тюлени, моржи, киты,

Б) песцы, лемминги, волки,

В) верблюды, лошади, коровы.

8. Укажи верную цепь питания:

А) растения - лемминги - полярные совы,

Б) комары, мошки - полярные куропатки - песцы,

В) растения - кречеты - волки.

9. Дикие северные олени живут…

А) стадами,

Б) по одному,

В) жмутся к жилью человека.

Тест «Зона тайги»

1. Почему в тайге теплее, чем в тундре?

А) тайга занимает большее пространство

Б) солнце ходит выше

В) дуют теплые ветры

Г) лето теплее и длиннее

Д) толще слой снега

2. Какие породы деревьев образуют тайгу?


6. лиственница


3. Какая древесная порода самая распространённая в тайге?

4. лиственница

4. Какие животные обитают только в тайге?


1. медведь

5. бурундук

6. кедровка


Тест «Зона смешанных лесов»

1. Почему в зоне смешанных лесов теплее, чем в тайге?

1. смешанные леса расположены южнее

2. дуют с моря тёплые ветры

3. короче зима

4. длиннее лето

2. Почему в зоне смешанных лесов меньше болот, чем в тайге?

1. меньше плоских участков

2. испаряется больше влаги

3. короче зима

4. длиннее лето

3. Какие растения произрастают в смешанных лесах?

1. берёза 6. лиственница

2. дуб 7. липа

3. ель 8. клён

4. кедр 9. осина

5. сосна 10. пихта

4. Какие животные водятся только в смешанных лесах?

1. косуля 5. тигр

2. северный олень 6. кабан

3. пятнистый олень 7. леопард

4. медведь 8. лось

Тест «Зона степей»

1. Чем объясняется слабое увлажнение степной зоны?

1. южным расположением 3. испаряется много влаги

2. удалённостью от океана 4. большой протяжённостью

2. Почему степные реки пересыхают?

1. мало выпадает снега 3. испаряется много влаги

2. мало выпадает дождей 4. жаркое лето

3. Какие растения имеют

А) поверхностные корни

Б) глубокие корни

1. ковыль 4. ирис

2. тюльпан 5. гусиный лук

3. полынь 6. пион

4. Какие животные обитают в степи?

1. суслик 6. олень

2. лемминг 7. лисица

3. хомяк 8. перепел

4. дрофа 9. хорёк

5. дятел 10. куропатка

Графический диктант по теме «Степь»

Если высказывание верное, то учащиеся ставят знак «+», если высказывание неверное, то знак «-».

1) Зона степей находится на севере России.

2) Летом дуют ветры - суховеи.

3) Черноземные почвы глубиной более метра.

4) В степи растут сосны, ели, пихты.

5) Многие степные растения имеют на листьях волоски, колючки,

6) В степной зоне часто встречаются земноводные и моллюски.

7) Население степей занимается растениеводством и животноводством.

Входной тест по окружающему миру 4 класс «Что вы знаете об окружающем мире» с ответами. Тест включает в себя 7 заданий.

Вспомните, чему вы научились в третьем классе. Напротив каждого умения поставьте один из знаков:

«+» — я это умею;
«−» — иногда я испытываю трудности;
«?» — затрудняюсь ответить.

1. Классифицировать объекты природы.
2. Раскрывать взаимосвязи в природе.
3. Устанавливать связь между строением и рабо­той различных органов и систем органов человека.
4. Соблюдать правила безопасного поведения до­ма, в природе.
5. Раскрывать роль экономики в нашей жизни.
6. Приводить примеры достопримечательностей городов России.
7. Используя карту, характеризовать страны Европы.

Убедитесь в правильности ваших ответов. Для этого выполните задания 1-7. Обратите внимание: номера заданий совпадают с номерами умений.

1. Распределите приведённые слова по трем груп­пам, запишите их в соответствующие колонки табли­цы. Дайте название каждой группе слов.

Клён, подберёзовик, лиса, паук, боровик, одуван­чик, мухомор, сирень, окунь.

2. Ответьте на вопросы.

1) Если пройти через заросли чертополоха, на одежду может прицепиться множество «колючих ша­риков». Какой частью растения они являются?

2) Зачем растению такая особенность?

3. Ответьте на вопрос и выполните задание.

1) Как называется система органов человека, ко­торая отвечает за обогащение всех органов и тканей организма кислородом и выведение из организма углекислого газа?

2) Запишите названия внутренних органов, вхо­дящих в эту систему.

4. Запишите три-четыре правила безопасного поведе­ния в лесу во время летнего отдыха.

5. Приведите пример отрасли экономики. Запишите, чем эта отрасль обеспечивает человека.

6. Приведите примеры городов, входящих в Золотое кольцо России.

7. Распределите приведённые названия европейских государств по двум группам и запишите их в соот­ветствующие колонки таблицы. Дайте название каж­дой группе.

Швеция, Австрия, Швейцария, Финляндия, Герма­ния, Норвегия.

Ответы на входной тест по окружающему миру 4 класс
1.
Царство растений
Клён
Одуванчик
Сирень
Царство животных
Лиса
Паук
Окунь
Царство грибов
Подберёзовик
Боровик
Мухомор
2. 1) плод; 2) распространение семян.
3. 1) дыхательная система; 2) трахея, бронхи, лег­кие.
4. Правила безопасного поведения в лесу во время летнего отдыха: 1) находиться в лесу в специальной одежде; 2) уметь правильно разводить костёр; 3) не мешать животным: не разорять гнезда, не шуметь; 4) не трогать диких животных.
5. Примеры отраслей экономики: животноводство, растениеводство, металлургия, машиностроение и др.
6. Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Ве­ликий, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Вла­димир.
7. Варианты верных ответов:
1 вариант
Страны, которые граничат с Россией
Финляндия
Норвегия
Страны, которые не граничат с Россией
Швеция
Австрия
Швейцария
Германия
2 вариант
Север Европы
Швеция
Финляндия
Норвегия
Центральная Европа
Австрия
Швейцария
Германия

Занимательные мини-викторины по окружающему миру для младших школьников «Загадки природы»

Мини-викторина-рассуждалка в 3-4-х классах

1. Почему снегирю дали снежное имя? (Снегири прилетают к нам с первым снегом, а весной улетают на север в родные края)

2. Почему весной грачи прилетают первыми? (Грачам достаточно первой проталины, чтобы достать клювом корм — личинки)

3. У какой птицы птенцы насиживают яйца? (У северной белой совы. Совята вылупляются в разное время)

4. У какой птицы нет гнезда, а птенцы лежат прямо на голой земле? (У козодоя)

5. Какая птичка носом деревья сажает? (Кедровка — кедровые орехи, сойка — желуди)

6. У какой птицы самая большая семья? (У серой куропатки: 26—28 птенцов)

7. Какая перелетная стая обещает снег? (Стая перелетных гусей. Через 2-3 дня жди снегопада)

8. Какая птичка ни разу шагу не сделала? (Воробей)

9. Какая птица умеет дразниться? (Попугай)

10. Какая птица «немного глуховата»? (Глухарь)

11. Какая птица хвостом разноцветным гордится? (Павлин)

12. Какая птица летает в «очках» на носу? (Филин)

13. Какой лес мы иногда называем тайгой? (Хвойный)

14. Что это за дерево: высокое, стройное, с желтовато-красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые? (Сосна)

15. Какое особое отличие есть у лиственницы? (Сбрасывает иголки)

16. Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кедровка)

17. Какое дерево является символом России? (Береза)

18. Какое небольшое животное умеет не только прыгать, но и летать? (Белка-летяга)

19. Плодами какого дерева являются желуди? (Плоды дуба)

20. У какого животного пять черных полос на спине? (У бурундука)

21. Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат? (Липа)

22. Узнай животное по описанию: «Любит темные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах»? (Рысь)

23. Узнай этот гриб по описанию: «Шляпка — мясистая, у молодых грибов бледно-желтоватого цвета. Позже шляпка становится каштаново-бурого цвета, иногда темно-бурого. Форма шляпки округлая, выпуклая, затем более плоская. Верхняя поверхность шляпки гриба гладкая, нижняя поверхность — губчатая, мелкопористая, у молодого гриба — белая, у более зрелого — желтоватая с зеленоватым оттенком». (Белый гриб)

24. Узнай этот гриб по описанию: «Шляпка — сначала шаровидная, затем выпуклая, позднее распростертая, красного или красно-оранжевого цвета, покрытая многочисленными белыми или слегка желтоватыми чешуйками. Края шляпки у взрослых грибов имеют полосатость, обусловленную подлежащими пластинками. Самый «популярный» среди несъедобных грибов» (Красный мухомор)

25. О какой природной зоне идет речь: «Она находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето. Большей частью расположена на Восточно- Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на

Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона — самая большая. В этой природной зоне 3 части»? (Зона лесов)

26. Назовите наиболее распространенных обитателей животного мира зоны лесов. (Кедровка, бурундук, летяга, соболь, благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, рыси, зайцы, белки, глухари, бурундуки, полевки)

28. Почему растения, цветущие в ночное время суток, обычно имеют либо крупные яркоокрашенные венчики цветков (часто белой или желтой окраски), либо обладают сильным ароматом? (Многие из цветущих ночью растений являются энтомофильными, т. е. опыляются насекомыми. Насекомые лучше замечают крупные цветки с яркоокрашенным венчиком, либо мелкие, но собранные в единое соцветие. Многие цветущие ночью растения имеют еще и сильный специфический аромат)

29. Почему на одном и том же месте участка не рекомендуется много лет выращивать одну и ту же культуру? (При возделывании одной и той же культуры питательные вещества из почвы будут выноситься в сходном соотношении и почва быстро обеднеет. Поэтому в почву желательно вносить удобрения. Кроме того, на месте многолетнего возделывания одной культуры могут скапливаться насекомые — специфические вредители данной культуры. Поэтому необходимо чередование культур из разных семейств, с разной агротехникой и пр.

30. Что такое морская капуста? Можно ли ее использовать человеку в качестве пищи? (Морская капуста — водоросль ламинария. Она относится к подцарству низших растений, отделу бурых водорослей. Как и у обыкновенной кочанной капусты, у морской в пищу употребляются

«листья» — слоевища листовидной формы. Морская капуста не только съедобна, но и полезна для организма человека: она богата йодом, который необходим для нормального функционирования щитовидной железы человека)

31. Почему зерно, хранящееся на складах и в хранилищах, в течение зимы необходимо многократно перекладывать с одного места на другое? (Зерно содержит зародыш растения, для которого характерно такое проявление жизненных функций, как дыхание, при котором выделяются углекислый газ и вода. Выделившаяся влага может привести к тому, что семена сопреют или покроются плесенью. Выделяющийся газ может привести к процессу «склеивания» зерен)


1
вариант.
1.К какой природной зоне подходит описание: тёплое продолжительное засушливое лето,
редко идут дожди, часто дуют сухие ветры.
А) зона пустынь
Б) зона степей
В) зона лесов
2. Какое животное не обитает в пустыне
А) верблюд
Б) тушканчик
В) бурундук
3. Что означает слово «дендрарий»?
А) зоопарк с редкими животными
Б) парк, где собраны растения со всего мира
В) курорт
4. Что не относится к естественным водоёмам?
А) озеро
Б) канал
В) ручей
5.Верхний ярус в лесу – это...
А) деревья
Б) кустарники
В) мхи и лишайники
6. Какая отрасль не относится к растениеводству?
А) полеводство
Б) цветоводство
В) пчеловодство

А) археологи
Б) геологи
В) экологи

9. Какие животные обитают в нашей области? _____________________________________
_______________________________________________________________________________




Контрольная работа на тему «Природные зоны России»
2
вариант.
1.К какой природной зоне подходит описание: очень жаркое лето, ночи прохладные, очень
мало осадков, почти нет растительности
А) зона пустынь
Б) зона степей
В) зона лесов
2. Какое животное не обитает в степи?
А) суслик
Б) хомяк
В) бурундук
3. Как называется парк, где собраны растения со всего мира
А) зоопарк
Б) дендрарий
В) заповедник
4. Что не относится к искусственным водоёмам?
А) озеро
Б) канал
В) водохранилище
5.Нижний ярус в лесу – это...
А) деревья
Б) кустарники
В) мхи и лишайники
6. Какая отрасль не относится к животноводству?
А) рыбоводство
Б) пчеловодство
В) цветоводство
7. Разведыванием месторождений полезных ископаемых занимаются
А) археологи
Б) геологи
В) экологи
8. Перечисли природные зоны___________________________________________________
9. Какие растения встречаются в нашей области? __________________________________
________________________________________________________________________________
10. Напиши, к какой природной зоне относятся?
а) растения низкорослые, с мелкими листьями ………………………………………………….
б) растения имеют очень длинные корни …………………………………………………
в) расположены растения всех ярусов ………………………………………………….
г) сплошной травянистый растительный покров ………………………………………………..


1
вариант.
1. Наиболее сильный правитель Золотой Орды, при котором состоялась битва на
Куликовом поле?
А) Чингисхан
Б) Мамай
В) Темучин?
2. На какой реке князь Александр одержал победу над шведами?
А) Нева
Б) Дон
В) Днепр
3. Назови столицу Древней Руси.
А) Москва
Б) Екатеринбург
В) Киев
4. Что означает слово «калита»?
А) царь
Б) мешочек с деньгами
В) шапка
5. В каком году состоялась битва на Куликовом поле?
А) 1147 год
Б) 1380 год
В) 1327 год

А) А. С. Попов
Б) М. В. Ломоносов
В) Д. И. Менделеев
А) Емельян Пугачев
Б) Иван Сусанин
В) Федор Ушаков
8. Под руководством какого полководца французская армия вторглась в Россию?
А) Наполеон Бонапарт
Б) Михаил Кутузов
В) Николай Раевский
9. Кто был первым русским царём?
А) Николай II

Б) Иван Грозный
В) Екатерина Великая
10. Почему монголо­татарам удалось завоевать Русь? Обведи буквы правильных ответов.
А) монголо­татарское войско превышало войско русичей в 3­4 раза;
Б) монголы хотели жить вместе с русичами;
В) на Руси было много самостоятельных княжеств и земель, князья не выступали против
внешних врагов сообща.
Проверочная работа на тему «Путешествие в прошлое России»
2. вариант.
1. Какое прозвище получил князь Александр за победу над шведами на Неве?
А) Мудрый
Б) Невский
В) Вещий
2. Что выплачивала Русь Золотой Орде?
А) выкуп
Б) налог
В) дань
3. Кто создал славянскую Азбуку?
А) Минин и Пожарский
Б) Дмитрий Донской
В) Кирилл и Мефодий
4. Что такое кремль?
А) центр древнего русского города
Б) царский дом
В) место захоронения царей
5. В каком году российское государство становится империей?
А) 1703 год
Б) 1713 год
В) 1721 год
6. Кого считают родоначальником российской науки?
А) А. С. Попов
Б) М. В. Ломоносов
В) Д. И. Менделеев
7. Кто возглавил крестьянское восстание в конце 18 века?
А) Емельян Пугачев
Б) Иван Сусанин
В) Федор Ушаков
8. Какой полководец командовал русскими войсками в 1812 м году?
А) Наполеон Бонапарт
Б) Михаил Кутузов
В) Николай Раевский
9. Кто был последним русским царём?

А) Николай II
Б) Иван Грозный
В) Екатерина Великая
10. Что построено в Москве в честь победы над Наполеоном? Обведи нужную букву.
а) Петропавловский собор;
б) Храм Христа Спасителя;
в) Спасо­Преображенский собор.


1
вариант.
1.В каком году произошла октябрьская революция?
А) 1914 год
Б) 1917 год
В) 1920 год
2. Какое событие произошло в 1939 году?
А) образовался Советский Союз


3. Кто впервые побывал в космосе?
А) Михаил Ломоносов
Б) Юрий Гагарин
В) Владимир Ленин
4. Что такое конституция?
А) объединение
Б) торжественная песня
В) основной закон
5. Кто возглавил Советский Союз?
А) И. В. Сталин
Б) В. И. Ленин
В) Н. К. Крупская
6. В каком году произошло величайшее сражение под Сталинградом?
А) 1942 год
Б) 1943 год
В) 1945 год



__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Проверочная работа на тему «Кем и чем гордится Россия»
2
вариант.
1.В каком году началась Первая мировая война?
А) 1914 год
Б) 1917 год
В) 1920 год
2. Какое событие произошло в 1941 году?
А) образовался Советский Союз
Б) началась Великая Отечественная война
В) началась Вторая мировая война
3. Кто открыл первый в России университет?
А) Михаил Ломоносов
Б) Юрий Гагарин
В) Владимир Ленин
4. Что такое гимн?
А) объединение
Б) основной закон
В) торжественная песня
5. Как стало называться наше государство после 1922 года?
А) Российская империя
Б) Советский союз
В) Российская Федерация
6. В каком году произошла битва с фашистами под Москвой?
А) 1942 год
Б) 1941 год
В) 1945 год
7. Приведи примеры известных тебе русских городов.
__________________________________________________________________________________
8. Назови государственные праздники.
__________________________________________________________________________________
9. Назови имена великих российских полководцев.
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
10. Кто из россиян получил мировую известность?
__________________________________________________________________________________


1 вариант.

а) кирпич;
б) нефть;
в) каменный угль;
г) бензин;
д) торф.

2. Какое свойство торфа является главным? Обведи нужную букву.
а) горючесть;
б) рыхлость;
в) хрупкость.
3. Подчеркни полезные ископаемые, которые относятся к строительным.
гранит
торф
природный каменный угль железная руда
известняк
глина
нефть
песок
4. Допиши предложение.
 Бензин, керосин, лаки, краски, пластмассы, вазелин, мазут изготавливают из
_______________________________________________________________________.

В ШАХТАХ
ПРИ ПОМОЩИ
БУРОВЫХ
УСТАНОВОК
В КАРЬЕРАХ
НЕФТЬ
ИЗВЕСТНЯК
ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА
ПРИРОДНЫЙ ГАЗ
КАМЕННЫЙ УГЛЬ
ГЛИНА
правильных ответов.
а) использовать очень экономно;
б) при перевозке не рассыпать и не проливать;
в) прекратить использование подземных богатств;
г) заменять более дешёвыми.

Контрольная работа на тему «Чем богата природа Россия»
2 вариант.
1. Что относится к полезным ископаемым? Обведи кружком буквы правильных ответов.
а) природный газ;
б) глина;
в) вода;
г) железная руда;
д) краски.
2. Какое свойство железной руды является главным? Обведи нужную букву.
а) блеск;
б) прозрачность;
в) плавкость.
3. Подчеркни полезные ископаемые, которые относятся к горючим.
железная руда
гранит
уголь;
глина нефть песок
торф
известняк природный газ
4. Допиши предложение.
 Кирпичи, черепицу для крыш, посуду, вазы, горшки, облицовочную плитку изготавливают
из _________________________________________________.
5. Установи соответствие. Где добывают полезные ископаемые?
В КАРЬЕРАХ
ПРИ ПОМОЩИ
БУРОВЫХ
УСТАНОВОК
В ШАХТАХ
КАМЕННЫЙ УГЛЬ
НЕФТЬ
ГРАНИТ
ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА
ИЗВЕСТНЯК
ПРИРОДНЫЙ ГАЗ
6. Какие меры необходимо применять по охране подземных богатств? Обведи буквы
правильных ответов.
а) при перевозке не рассыпать и не проливать;
б) заменять более дешёвыми;
в) перевести в заповедник;
г) использовать очень экономно.


1
вариант.
Как Мартин Бехайм назвал свою модель первого глобуса? Обведи нужную букву.
1. Как называется наука о Земле? Обведи нужную букву.
а) астрономия;
б) география;
в) история;
г) экология.
2. Что такое глобус? Обведи нужную букву.
а) модель Солнца;
б) модель Земли;
в) модель шара.
3.
а) «земное яблоко»;
б) «голубой шар»;
в) «земной шар».




5.. Укажи определение, что такое горизонт?
а) всё, что нас окружает
б) части света

6. Укажи, что такое карта?


в) рисунок земной поверхности

а) горы, плоские равнины
б) овраги, холмистые равнины
в) ямы, ухабы
8. Допиши предложение.
Вертикальные линии, соединяющие полюса, называются ____________________________.

а) показывает расстояние на местности между объектами;

в) показывает, какое расстояние на местности соответствует каждому сантиметру на карте.
10. Что общего у глобуса и карты полушарий? Обведи кружком буквы правильных
ответов.
а) имеют общие места;

б) имеют одну и ту же форму;
в) одинаково указаны материки и океаны;
г) имеют экватор, параллели и меридианы;
д) одинаково указаны Северный Полюс и Южный Полюс.
Проверочная работа на тему «Ориентирование в пространстве и во времени»
2
вариант.
1. Кто изучает и описывает нашу планету Земля? Обведи нужную букву.
а) астрономы;
б) биологи;
в) географы;
г) экологи.
2. Что такое карта полушарий? Обведи нужную букву.
а) карта, на которой дано изображение какой – то территории;
б) карта, на которой изображены две половины земного шара;
в) карта, на которой изображена вся Земля.
3. Какую форму имела первая географическая карта мира? Обведи нужную букву.
а) форму круга;
б) форму треугольника;
в) форму квадрата.
4. Отметь признак смены дня и ночи:
а) вращение Земли вокруг солнца
б) вращение Земли вокруг своей оси
в) вращение солнца вокруг своей оси
5. Укажи определение, что такое горизонт?
а) всё, что нас окружает
б) части света
в) видимое вокруг нас пространство
6. Укажи, что такое карта?
а) изображение больших территорий земной поверхности в масштабе
б) изображение земной поверхности с космического корабля
в) рисунок земной поверхности
7. Укажи, формы земной поверхности
а) горы, плоские равнины
б) овраги, холмистые равнины
в) ямы, ухабы
8. Допиши предложение.
 Горизонтальные линии, расположенные на глобусе параллельно друг другу называется
_______________________________________________________
9. Что показывает масштаб? Обведи нужную букву.
а) показывает, какое расстояние на местности соответствует каждому сантиметру на карте;
б) показывает количество предметов на местности;
в) показывает расстояние на местности между объектами.

10. В чём различие глобуса и карты полушарий? Обведи кружком буквы правильных
ответов.
а) имеют разные цвета;
б) имеют разные обозначения;
в) имеют разный масштаб;
г) имеют разную форму;
д) глобус – это целый шар, а на карте две половинки.
Итоговая контрольная работа за 4 класс
1. Различные участки Земли солнце нагревает…
а) одинаково;
б) по – разному.
2. «Легкими нашей планеты» называют…
а) хвойные леса;
б) тропические леса;
в) широколиственные леса.
3. Река, впадающая в Каспийское море, ­ это…
а) Дон;
б) Волга;
в) Кама.
4. Большое скопление птиц на скалах называют…
а) «птичьи рынки»;
б) «птичьи базары».
5. Охрана лесов – это:
а) обязанность государства;
б) обязанность государства и долг каждого гражданина;
в) забота самих обитателей леса.
6. Какая из цепей питания характерна для степи:
а) ежевика – лемминг – песец;
б) водоросли – рачки – сайка – гагарка;
в) растения – заяц – беляк – рысь;
г) зерно – суслик – орел.
7. Моя область расположена на материке…
а) Африка;
б) Евразия;
в) Австралия;
г) Северная Америка.
8. Моя область дает стране…
а) продукты сельского хозяйства;
б) легковые автомобили;
в) морепродукты.

9. Какие океаны омывают Россию?
а) Индийский, Тихий, Атлантический;
б) Северно­Ледовитый, Тихий, Атлантический;
в) Северно­Ледовитый, Индийский, Тихий, Атлантический.
10. Главными зерновыми культурами является…
а) картофель, томаты, лен;
б) овес, ячмень, рожь, пшеница;
в) лук, репа, подсолнечник.

1
вариант.
1. Кто открыл Америку?
А) Магеллан
Б) Колумб
В) Беринг
2. На каком материке ты живешь?
А) Австралия
Б) Евразия
В) Африка
3. В какой стране ты живешь?
А) Россия
Б) Германия
В) США
4. Кто исследовал берега реки Амур?
А) Ерофей Хабаров
Б) Афанасий Никитин
В) Григорий Шелехов
5. Определите самый густонаселенный материк мира.
А) Австралия
Б) Антарктида
В) Евразия
6. каком материке находятся государства: США, Канада, Мексика?
А) Африка
Б) Южная Америка
В) Северная Америка
7. На каком материке обитают сумчатые животные?
А) Африка
Б) Южная Америка
В) Австралия
8. Сколько материков на Земле?

А) 8
Б) 6
В) 5
9. Кто в 1820 году первыми увидели берега Антарктиды?
А) Беллинсгаузен и Лазарев
Б) Лазарев и Миклухо­Маклай
В) Беллинсгаузен и Магеллан
10. Перечислите животных и растения Северной и Южной Америки.
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Проверочная работа на тему «Материки Земли»
1
вариант.
1. На каком материке ты живешь?
А) Австралия
Б) Евразия
В) Африка
2. В какой стране ты живешь?
А) Россия
Б) Германия
В) США
3. Кто написал путевые записки «Хождение за три моря» ?
А) Ерофей Хабаров
Б) Афанасий Никитин
В) Григорий Шелехов
4. Определите величайшую пустыню мира.
А) Каракумы
Б) Сахара
В) Аравийская
5. каком материке находятся государства: Россия, Китай, Франция, Индия?
А) Африка
Б) Евразия
В) Северная Америка
6. Сколько материков на Земле?
А) 9
Б) 6
В) 7
7. Кто первым совершил путешествие вокруг Земли?

А) Магеллан
Б) Колумб
В) Крузенштерн
8. На каком материке обитают медведи панда?
А) Африка
Б) Евразия
В) Австралия
9. Под чьим руководством 20 веке было совершено плавание вокруг Земли?
А) Беллинсгаузен и Лазарев
Б) Хейердал
В) Скотт и Амундсен
10. Перечислите животных и растения Австралии.
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________

Примерные тесты по предмету "Окружающий мир" для учеников 4 класса, занимающихся по программе "Школа России".

Тест № 1 по теме: «Планеты Солнечной системы».

1. Планеты Солнечной системы изучают...
а) географы;
б) химики;
в) астрономы;
г) физики.

2. Вокруг Солнца вращаются планеты. Их...
а) 7; 6)9; в) 11.

3. Плутон - это...
а) самая большая планета Солнечной системы;
б) самая маленькая планета Солнечной системы;
в) планета, равная по величине планете Земля.

4. Относительно Солнца планеты расположены так:
а) Венера, Земля, Марс, Меркурий, Нептун, Плутон, Сатурн, Уран, Юпитер;
б) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Нептун, Плутон, Сатурн, Юпитер, Уран;
в) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

5. Есть ли у Земли естественные спутники?
а) есть, один; б) нет; в) есть, два.

6. Какая планета названа в честь римского бога войны?
а) Плутон; б) Нептун; в) Марс; г) Сатурн.

Тест №2 по теме: «Звёздное небо»

1. Галактика, в которой мы живем, называется...
а) Туманность Андромеды;
б) Большое Магелланово облако;
в) Млечный путь.

2. Звезда - это...
а) раскаленный газовый шар;
б) холодный шар, состоящий из твердых веществ

3. Созвездия - это...
а) группы звезд, изменяющие свои очертания;
б) группы звезд, не изменяющие свои очертания.

4. Звезда Сириус находится в созвездии...
а) Скорпион; б) Большая Медведица;
в) Большой Пес; г) Телец.

5. Полярная звезда всегда находится на...
а) юге; б) севере;
в) западе; г) востоке.

6. Самые яркие звезды имеют... цвет:
а) красный в) голубой;
б) желтый; г) белый

Тест №3 по теме: «Тепловые пояса»

Найди верное продолжение высказывания.

1. Различные участки Земли солнце нагревает...
а) одинаково;
б) по-разному.

2. В районе экватора солнечные лучи падают на Землю...
а) отвесно;
б) наклонно.

3. Полярные пояса ограничены линиями...
а) Северный и Южный тропики;
б) Северный и Южный полярные круги.

4. В умеренных поясах летом день...
а) короче ночи;
б) равен ночи;
в) длиннее ночи.

5. Тропический пояс проходит через...
а) Южный тропик;
б) экватор;
в) Южный полярный круг.

Тест №4 по теме: «Земля и человечество»

1. Наука, изучающая космические тела и образуемые ими системы и Вселенную в целом, называется...
а) экология; б) география;
в) астрономия; г) история.

2. Первым человеком, вступившим на лунную поверхность, был...
а) Юрий Гагарин;
б) Нил Армстронг;
в) Алексей Леонов.

3. Условное изображение поверхности Земли на плоскости называется...
а) глобус;
б) географическая карта.

4. Какое из данных созвездий - Большой Пес? (рисунок)

5. Тепловой пояс, проходящий через экватор, называется...
а) полярный;
б) тропический;
в) умеренный.

6. Ценные находки старины хранятся...
а) в архивах;
б) в музеях.

7. В 1837 году была проведена первая пассажирская дорога в России. Какой это век?
а) XVII век; б) XVIII век;
в) XIX век; г) XX век.

8.«Легкими нашей планеты» называют...
а) хвойные леса;
б) тропические леса;
в) широколиственные леса.

9. Эмблему «Большая панда» имеет...
а) Гринпис;
б) Всемирный фонд дикой природы.

10.Исторический центр Санкт-Петербурга - это...
а) природное наследие России;
б) культурное наследие России.

Тест по №5 теме: «Равнины и горы России»

1. Наш город расположен на...
а) Средне-Сибирском плоскогорье;
б) Восточно-Европейской равнине;
в) Западно-Сибирской равнине.

2. Каменным поясом земли называли...
а) вулканы Камчатки;
б) Кавказские горы;
в) Уральские горы.

3. Самые высокие горы России - это...
а) Саяны;
б) Алтай;
в) Кавказские горы;
г) вулканы Камчатки.

4. Восточно-Европейская равнина - это...
а) холмистая равнина;
б) плоская равнина.

5. В Список Всемирного наследия включены
а) вулканы Камчатки;
б) Саяны;
в) Алтай.

6. Ильменский заповедник расположен...
а) на Кавказе;
б) в Саянах;
в) на Урале.

Тест №6 по теме: «Моря, озёра и реки России»

1. Самое большое по площади озеро России - это...
а) Онежское;
б) Байкал;
в) Каспийское.

2. Река, впадающая в Каспийское море, - это...
а) Дон;
б) Волга;
в) Кама.

3. Река, соединяющая озеро Байкал с Северным Ледовитым океаном, -это...
а) Енисей;
б) Обь;
в) Лена.

5. Море Атлантического океана на территории России - это...
а) Японское море;
б) Балтийское море;
в) Черное море.

6. Какие озера в народе называют «Онего-батюшко и Ладога-матушка»?
а) Аральское и Каспийское моря;
б) Ладожское и Онежское озера.

7. В Список Всемирного наследия внесено...
а) Белое море; б) озеро Байкал.

Тест №7 по теме: «Арктика»

1. Природная зона арктических пустынь расположена...
а) на островах Тихого океана;
б) на островах Индийского океана;
в) на островах Северного Ледовитого океана.

2. Территория зоны...
а) густо заселена людьми;
б) не имеет коренного населения.

3. В Арктике для растений и животных сложились...
а) суровые условия;
б) комфортные условия.

4. В ледяной зоне растут...
а) кедры, березы, черемуха;
б) лишайники, мхи, полярные маки;
в) бузина, орешник, айва.

5. В Арктике обитают животные: ...
а) бобры, нутрии, хомяки;
б) волки, белые медведи, рыси;
в) моржи, тюлени, белые медведи.

6. Найдите верную цепь питания:
а) водоросли - рачки - рыбы - гагарки - белый медведь;
б) водоросли - рачки - сайки - тюлени.

7. Арктический заповедник расположен...
а) на земле Франца Иосифа;
б) на Северной земле;
в) на острове Врангеля.

8. Большое скопление птиц на скалах называют...
а) «птичьи рынки»;
б) «птичьи базары».

9. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры:
а) для птиц и животных завозится корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути;
б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, белых медведей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники;
в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану «птичьи базары».

Тест №8 по теме: «Тундра»

1. Зона тундры расположена...
а) севернее арктических пустынь;
б) южнее арктических пустынь.

2. Тундра расположена...
а) на равнинах;
б) на возвышенностях;
в) в горах.

3. В тундре...
а) ярко выражены все четыре времени года, одинаковые по продолжительности;
б) длинная суровая зима и жаркое лето;
в) длинная суровая зима и короткое прохладное лето.

4. Главное занятие коренного населения тундры - ...
а) рыболовство;
б) оленеводство;
в) земледелие.

5. Растения тундры...
а) высокие с мощными корнями и широкими листьями;
б) низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.

6. К тундровым растениям относятся...
а) верблюжья колючка, саксаул, кактус;
б) кедр, осина, пальма;
в) карликовая ива, мох-ягель, черника.

7. В тундре обитают...
а) тюлени, моржи, киты;
б) песцы, лемминги, волки;
в) верблюды, лошади, коровы.

8. Укажи верную цепь питания:
а) растения - лемминги - полярные совы;
б) комары, мошки -полярные куропатки - песцы;
в) растения -кречеты - волки.

9. Тундровый заповедник расположен...
а) на полуострове Ямал;
б) на полуострове Таймыр;
в) на Кольском полуострове.

Тест №9 по теме: «Природная зона лесов»

1. Природная зона лесов состоит из...
а) пяти частей; б) двух частей;
в) трех частей; г) одной части.

2. Самую большую территорию занимают...
а) смешанные леса; б) хвойные леса;
в) широколиственные леса.

3. Природные зоны России расположены так:
а) тундра, арктическая зона, зона лесов;
б) арктическая зона, зона лесов, тундра;
в) арктическая зона, тундра, зона лесов.

4. В тайге растут:
а) пихты, ели, лиственницы;
б) дубы, сосны, ели;
в) березы, липы, лиственницы.

5. Лесным исполином называют...
а) благородного оленя;
б) лося;
в) медведя.

6. В Красную книгу занесены следующие животные лесной полосы:
а) овцебык, морж, розовая чайка;
б) краснозобая казарка, кречет, стерх;
в) зубр, амурский тигр, утка-мандаринка.

7. Экологические проблемы лесной зоны связаны...
а) с неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой;
б) с неблагоприятными погодными условиями;
в) с участившимися лесными пожарами.

8. На территории зоны лесов расположен заповедник:
а) Таймырский;
б) Кандалакшский;
в) Приокско-Террасный;
г) остров Врангеля.

9. Фитонциды - это:
а) особые вещества, убивающие болезнетворные микробы;
б) особые вещества, способствующие развитию болезнетворных бактерий.

10. Охрана лесов - это:
а) обязанность государства;
б) обязанность государства и долг каждого гражданина;
в) забота самих обитателей леса.

Тест №10 по теме: «Зона степей»

1. Зона степей расположена на... нашей страны:
а) севере; б) востоке; в) юге.

2. На карте природных зон зона степей закрашена... цветом:
а) розовым; б) зеленым;
в) желтым; г) коричневым.

3. Характерный признак зоны степей - это...
а) сплошной травянистый растительный покров;
б) отсутствие сплошного растительного покрова;
в) обилие мхов, лишайников, кустарников.

4. К степным птицам относятся...
а) белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки;
б) ястребы, кедровки, сойки;
в) журавли-красавки, дрофы, пустельги.

5. Для растений степи характерны: ...
а) стелющиеся корни, крупные листья;
б) длинные корни, мясистые стебли, листья-колючки;
в) корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие же листья.

6. В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы:...
а) вырубка, загрязнение бытовым мусором, браконьерство, неограниченное заготовление древесины;
б) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство, неограниченный выпас оленей;
в) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство.

7. Какая из цепей питания характерна для степи:
а) ежевика - лемминг - песец;
б) водоросли - рачки - сайка - гагарка;
в) растения - заяц-беляк - рысь;
г) зерно - суслик - орел-беркут.

8. Основным занятием населения степей является...
а) земледелие;
б) рыболовство;
в) оленеводство.

9. В Красную книгу занесены следующие степные растения и животные: ...
а) кречет, стерх, краснозобая казарка;
б) пион тонколистный, журавль-красавка, степная дыбка

Тест №11 по теме: «Пустыни»

1. Пустыни занимают...
а) огромную территорию в центральной части России;
б) небольшую территорию по берегам северных морей;
в) небольшую территорию на юго-западе страны.

2. В пустыне...
а) жаркое продолжительное лето и прохладная короткая зима;
б) короткое прохладное лето и длинная суровая зима;
в) ярко выделяются все четыре времени года.

3. Пустыни России...
а) каменные;
б) песчаные;
в) глиняные.

4. В пустыне...
а) выпадает большое количество осадков в виде дождя и снега;
б) выпадает малое количество осадков;
в) чаще всего осадков не бывает.

5. Растения пустыни...
а) высокие, широколиственные;
б) невысокие, с узкими листьями и корнями-луковицами;
в) невысокие, с узкими тонкими листьями и длинными корнями.

6. Животные пустыни...
а) в основном, некрупные, низкорослые, имеют защитный желтый окрас, быстро передвигаются, чаще ведут ночной образ жизни;
б) крупные, имеют подкожный слой жира и густой, длинный мех;
в) в основном, низкорослые (грызуны), и птицы.

7. К растениям пустыни относятся:
а) ковыль, полынь, тюльпан;
б) морошка, брусника, черника;
в) колосняк, солянка, джузгун;

8. К животным пустыни относятся:
а) корсак, сайгак, тушканчик;
б) рысь, лев, тигр;
в) морж, тюлень, медведь.

9. Экологическими проблемами пустыни являются:
а) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство;
б) неумеренное орошение, неумеренный выпас скота, браконьерство;
в) неумеренный выпас оленей, загрязнение почв нефтью, разрушение почв тяжелой техникой, браконьерство.

10. Пустынный заповедник
а) Баргузинский;
б) Черные земли;
в) Приокско-Террасный.

Тест №12 по теме: «Черноморское побережье Кавказа»

1.Черноморское побережье Кавказа расположено...
а) в арктической зоне страны;
б) в лесной зоне страны;
в) в субтропической зоне страны;
г) в степной зоне страны.

2. Субтропики России - это...
а) обширная зона в центре страны;
б) обширная зона на востоке страны;
в) небольшая зона на побережье северных морей;
г) небольшая зона на побережье Черного моря.

3. На склонах гор в субтропиках часто встречаются следующие деревья:
а) бук, каштан;
б) ель, сосна;
в) ольха, липа.

4. На Черноморском побережье обитают:
а) пчелы, комары, мошки;
б) цикады, богомолы, олеандровые бражники;
в) шмели, кобылки, жуки-чернотелки.

5. В Черном море у побережья обитают:
а) киты, морские черепахи, тюлени;
б) медузы, крабы, морские коньки;
в) крокодилы, анаконды, котики.

6. В парках и на улицах городов Черноморского побережья выращивают:
а) кипарисы, пальмы, магнолии;
б) липы, джузгун, маки;
в) полынь, типчак, ель.

7. Черное море относится к морям... океана:
а) Индийского; б) Атлантического;
в) Северного Ледовитого; г) Тихого.

8. О каком животном идет речь в описании: это самые умные морские животные, замечательные пловцы, в море ориентируются с помощью своих звуковых сигналов, никогда не оставляют в беде сородичей?
а) морской конек; б) кит;
в) дельфин; г) морская черепаха.

9. Какое растение описывается так: дерево-долгожитель, достигает в высоту до 35 метров, листья продолговатые с зубчиками, плоды употребляются человеком в пищу?
а) бук; б) каштан;
в) тис; г) самшит.

10. В субтропической зоне:
а) умеренно жаркое лето и теплая зима;
б) жаркое лето и умеренно холодная зима;
в) умеренно теплое лето и холодная зима.

Тест №13 по теме: «Мой край»

1. Мой край расположен на материке...
а) Африка; б) Евразия;
в) Австралия; г) Северная Америка.

2. Мой край находится в природной зоне...
а) лесов; б) тундра;
в) степи; г) пустыни.

3. Мой край находится в...
а) восточном полушарии;
б) западном полушарии.

4. В моем краю растут...
а) кактусы, кипарисы; б) ягель, клюква, карликовая ива;
в) ель, береза, осина; г) полынь, ковыль, саксаул.

5. У нас обитают...
а) лоси, зайцы, кабаны;
б) косули, волки;
в) олени, медведи.

6. Мой край дает стране...
а) продукты сельского хозяйства;
б) легковые автомобили;
в) морепродукты.

7. Территория моего края расположена в...
а) тропическом поясе;
б) полярном поясе;
в) умеренном поясе.

Тест №14 по теме: «Поверхность и водоемы нашего края»

1. Углубление в земной поверхности, имеющее крутые осыпающиеся склоны, называется...
а) балка; б) холм; в) овраг.

2. Возвышенность, имеющая вершину высотой 300 м, называют...
а) холм;
б) гора;
в) плоскогорье.

3. Горы, созданные людьми, называют...
а) холмы;
б) плоскогорья;
в) терриконы.

4. Хранилища воды называют...
а) низменности;
б) водоемы;
в) плато.

5. К естественным водоемам относятся...
а) пруд, озеро, канал;
б) ручей, море, река;
в) водохранилище, океан, пруд.

6. Какие океаны омывают Россию?
а) Индийский, Тихий, Атлантический;
б) Северно-Ледовитый, Тихий, Атлантический;
в) Северно-Ледовитый, Индийский, Тихий, Атлантический.

7. Водоемы-это...
а) хранилища воды, место обитания животных и растений, место отдыха людей, транспортные магистрали, источник питьевой и хозяйственной воды;
б) место обитания животных и растений;
в) украшение Земли.

8. С водоемами связана жизнь следующих животных:
а) утки, лебеди, цапли;
б) трясогузки, совы, кукушки;
в) орлы, аисты, кедровки.

Тест №15 по теме: «Наши подземные богатства»

1. Месторождения полезных ископаемых отыскивают...
а) археологи;
б) геологи;
в) строители.

2. К полезным ископаемым относятся...
а) кирпич, бетон, бензин;
б) станки, вазы, ножницы;
в) нефть, газ, глина.

3. В строительстве используются...
а) торф, железная руда, самоцветы;
б) песок, глина, гранит;
в) мрамор, каменный уголь, малахит.

4. Металлы получают из...
а) каменного угля, янтаря, мела;
б) жемчуга, известняка, торфа;
в) железной руды, медной руды.

5. При помощи буровых установок добывают...
а) нефть, природный газ;
б) калийную соль, алмазы;
в) мрамор, гранит.

6. В шахтах добывают...
а) известняк, ракушечник, гранит;
б) каменный уголь, антрацит, железную руду;
в) поваренную соль, жемчуг, графит.

7. В карьерах добывают...
а) известняк, песок, глину;
б) золото, малахит, мрамор;
в) нефть, торф, бурый уголь.

8. Полезные ископаемые, обладающие свойством горючести, это...
а) алмаз, известняк, графит;
б) железная руда, поваренная соль, мел;
в) каменный уголь, антрацит, торф.

Тест №16 по теме: «Земля-кормилица» (почвы)

1. Характерными почвами нашего края являются...
а) черноземы; б) подзолистые почвы;
в) тундровые почвы; г) серые лесные почвы.

2. Черноземные почвы преобладают...
а) в тундре; б) в лесной зоне;
в) в степях; г) в пустынях.

3. Плодородие почвы зависит от количества...
а) песка; б) перегноя;
в) глины; г) солей.

4. Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются...
а) вода; б) воздух;
в) камни; г) соли.

5. Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется...
а) песок; б) глина;
в) перегной; г) ил.

6. В состав почвы входят...
а) углекислый газ, известняк, воздух, вода;
б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли;
в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух.

7. Для защиты почвы на полях необходимо...
а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных;
б) сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты;
в) проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения.

8. Один сантиметр почвы в природе образуется за...
а) 100-150 лет; б) 5-10 лет;
в) 250-300 лет; г) 1-2 года.

9. Какое из высказываний верно?
а) если использовать большое количество ядохимикатов, то почва потеряет плодородие;
б) внесение в почву большого количества удобрений приводит к накапливанию большого количества солей, что повышает урожайность;
в) почва, на которой нет растительности, не вымывается водой и не развеивается ветром.