Организационная структура научной деятельности в вузе. Анализ системы управления ВУЗом (на примере Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники)

Начиная с 60-х годов двадцатого столетия некоторые организации стали сталкиваться с быстрыми изменениями внешней среды, поэтому многие из них стали разрабатывать и внедрять новые, более гибкие типы организационных структур, которые по сравнению с традиционными (вертикальными) структурами были лучше приспособлены к быстрой смене внешних условий и появлению наукоемких и инновационных технологий. Такие структуры называются адаптивными, поскольку их можно быстро модифицировать в соответствии с изменениями окружающей среды и потребностями самой организации. Адаптация - это процесс формирования структуры, соответствующей данной окружающей среде. Успешная адаптация ведет к выживанию организации. Адаптация высших учебных заведений происходит за счет материальных, финансовых и людских ресурсов, давления рынка, современных информационных технологий и государственного регулирования через нормативно-правовые документы.

Б. Спорн в своей книге "Структуры адаптивных университетов" дает подробный анализ адаптации к социоэкономической окружающей среде американских и европейских университетов. Она считает, что "идеальная академическая организация работает в соответствии с миссией, ориентированной на изменение, с колле1иальной структурой управления, которая обеспечивает поддержку ППС для их адаптации". Американские исследователи обращают внимание на уязвимость и зависимость вузов от окружающей среды, университеты являются открытыми системами и поэтому вынуждены изменять структуры, ограничивать влияние академической автономии, отвечая на вызовы времени. На рис. 1 представлена модель воздействия окружающей среды на структуру организации высшего образования, из которого видно, что на структуру вуза влияют как внешние факторы: законодательные и политические, экономические, демографические, социальные и культурные, глобализация и технологии, так и внутренние: миссия, задачи, корпоративная культура, лидерство, институциональная среда, качество образования, стоимость обучения, эффективность, доступ. Причем, каждый из этих факторов явлется значительным. Например, Сенге П. считает важными технологические изменения, которые дают возможность наращивать потенциал, для перспективы развития организации, чтобы повысить интеллектуальные активы университетов. Болдридж М. рассматривает университеты как академические организации с уникальными характеристиками, которые влияют на их способность адаптироваться благодаря разнообразию заинтересованных лиц, а также задач и целей, корпоративной культуре. Другие определяют университеты как свободно связанные системы или организационные анархии со слабым механизмом регулирования и контроля, которые помогают ему быстро адаптироваться к рыночным условиям.

"Не так уж давно университет воспринимался правительствами как поставщик высококвалифицированной рабочей силы и научного знания". В таком ключе университетская администрация работала, опираясь на внутреннюю культуру и управленческую коллегиальность и собственных университетских профессоров. Глобализация экономики, информационные и коммуникационные технологии, меняющийся мир выдвинули перед университетами новые задачи: увеличение количества студентов после школьной скамьи, непрерывное обучение, соответствующее все возрастающему проценту желающих учиться различных возрастных групп населения, конкуренция с иными формами освоения знаний, адаптация к новым обучающим технологиям и т.д. Эти задачи бросили вызовы к монопольным отношениям государственных университетов с правительствами в различных странах. В США новыми клиентами университетов становятся торговые палаты, деловые ассоциации и в целом те, кто занимается развитием территории. Поэтому параллельно возникли новые возможности применительно к университетскому "ноу-хау" и, в частности, к региональному окружению. Эти задачи породили преобразование организационного устройства университетов, их адаптацию.

Рис. 1. Воздействие внешних и внутренних факторов на структуру высшего учебного заведения

Таблица 1. Адаптация университетов к окружающей среде


N Университет Характер деятельности Вызовы внешней среды Ответы
1 . Нью-Йоркский университет Одни из самих крупных многопрофильных частных университетов США Сокращение государственного финансирования
  • Интегративная миссия с бизнес имиджем
  • Сильный президент и попечительский совет (централизация власти)
  • Клановая культура академического сообщества
  • Сетевая структура университета
  • Децентрализованные факультеты и структурные подразделения и централизованное финансовое планирование
  • 2. Университет Мичигана - Анн Арбор Крупный государственный многопрофильный университет США Мульткультурная интеграция
  • Заявление миссии интегрированного разнообразия как меры превосходства
  • Обязательства лидерства и менеджмента
  • 3. Университет Калифорнии - Беркли Крупный государственный, многопрофильный университет США Сокращение государственного

    финансирования

  • Сдерживание цены через реструктуризацию университета
  • Интегрированное планирование
  • Акционированное управление
  • 4. Университет Бокони Небольшой частный специализированный итальянский университет
  • Сильная, сфокусированная на внешнюю среду, миссия
  • Дифференцированная матричная структура
  • Коллегиальный менеджмент
  • Предпринимательская культура
  • Финансовая автономия
  • 5. Университет Галлена Небольшой го сударственный специализирован ный швейцарский университет Возможности: дифференциация высшего образования, рынок
  • Институциональная автономия
  • Миссия, ориентированная на внешнюю среду
  • Предпринимательская культура
  • Диверсифицированные финансовые фонды
  • Дифференцированные компетенции
  • Коллегиальное руководство
  • 6. Научный университет - Вена Крупный государственный специализированный Кризис: обязательная организационная реформа
  • Видение и цели для внешнего профиля и стратегии
  • Частичная автономия статуса через закон
  • Спорн Б. в результате исследования многоаспектной деятельности американских и европейских университетов, которые успешно адаптировались к внешней среде в ответ на вызовы времени, пришла к выводу, что результативная адаптация университетов к окружающей среде может происходить только при наличии определенных условий:

    1. Университетам необходим кризис извне, который бы явился причиной адаптации;
    2. Источники финансирования, которыми они могут пользоваться по собственному усмотрению;
    3. Высокая слепень автономии;
    4. Трансформационное лидерство, которое продвигает осуществление видения изменением окружающей среды и облегчает адаптацию;
    5. Коллегиальные формы принятия решений для успешного внедрения адаптации;
    6. Профессиональный менеджмент;
    7. Миссия, ориентированная на изменение;
    8. Структурирование деятельности университетов, направленной на рынок;
    9. Децентрализация структур и принятие решений;
    10. Высокая степень дифференциации академических структур и дисциплин.

    В таблице 1 представлены исследованные университеты, которые эффективно адаптировались к окружающей среде.

    Рассмотрим различные современные адаптивные структуры высших учебных заведений: матричный университет, университет, ориентированный на процесс TQM, современный университет, университет-технополис, инновационный - предпринимательский университет, которые появились в ответ на вызовы времени, быстроизмсняюшуюся внешнюю среду.

    Матричный университет

    Матричная структура является оптимальной, когда окружающая среда очень изменчива и цели организации отражают двойные требования, когда одинаково важны и связи с конкретными подразделениями, и функциональные цели. Двойная структура управления облегчает коммуникации и координацию действий, которые необходимы, чтобы оперативно отреагировать на изменения окружающей среды. Она помогает установить правильный баланс власти между функциональными руководителями подразделения и высшим руководством. Для матричной структуры организации характерны сильные горизонтальные связи.

    При матричной структуре горизонтальные команды существуют наравне с традиционной вертикальной иерархией. Матричный университет - это шаг к современному университету. Кафедр становится недостаточно для выполнения функций обучения, появляются исследовательские центры, которые проводят свою деятельность, работу над проектами и где нужны специалисты различного профиля, с различных кафедр и факультетов. Эти центры могут находиться на одном факультете, а могут организовываться как университетские исследовательские центры. Поэтому помимо коммуникаций, когда обмен информацией происходит по вертикали, по иерархической цепочке, происходит горизонтальный обмен информацией, что позволяет преодолеть барьеры между структурными подразделениями, кафедрами и обеспечить возможность координации действий преподавателей и сотрудников для выполнения обшей цели, например, какого-то научно-исследовательского проекта.


    Рис. 2. Структура матричного университета

    Механизмы горизонтальных связей обычно не изображаются на структурной схеме организации, но. тем не менее, они являются частью организационной структуры. На рис. 2 представлена схема матричного университета, который внедряет систему менеджмента качества.

    Для матричной структуры организации характерны сильные горизонтальные связи. СДВИГ В сторону более "плоских" структур, горизонтальных, позволяет повысить уровень горизонтальной координации с помощью внедрения информационных систем, прямого контакта между подразделениями.

    Уникальным свойством матричной структуры является то, что руководители структурных подразделений имеют одинаковую власть а организации, и работники в одинаковой степени подчиняются и тем, другим.

    Сильные и слабые стороны матричной структуры организации приведены в таблице 2.

    Таблица 2. Слабые и сильные стороны матричной структуры организации

    Сильные стороны
    1. Помогает достичь координации, необходимой для того, чтобы удовлетворить двойные требования потребителей.
    2. Обеспечивает гибкое распределение человеческих ресурсов между видами услуг образовательной и научной деятельности.
    3. Дает возможность выполнять сложные задачи в условиях быстро изменяющейся, нестабильной окружающей среды.
    4. Позволяет как развивать профессиональные качества, так и улучшать качество оказываемой услуги.
    5. Лучше всего подходит организациям, оказывающим несколько видов услуг
    Слабые стороны
    1. Сотрудники должны подчиняться двум ветвям власти, что может действовать на них угнетающе.
    2. Сотрудникам необходимы исключительные навыки человеческого общения и специальная подготовка.
    3. Отнимает много времени: требуются частые встречи и переговоры для устранения конфликтов.
    4. Структура не работает, если менеджеры организации не понимают сути этой структуры и вырабатывают коллегиальный, а не иерархический стиль взаимоотношений.
    5. Для поддержания баланса власти требуются значительные усилия.

    Структура организаций, ориентированных на процесс TQM

    Учреждениям, работающим в традиционной, иерархической структуре, трудно адекватно реагировать на перемены в окружающей среде. Строгие границы, барьеры и старомодные взгляды характеризуют такие традиционные учреждения. Одной из их особенностей является недостаток общей миссии, властных иерархий и зависимости от бюрократических процедур. Такие организации не выработали акцент на удовлетворение потребностей клиента, их выпускники чаще, чем другие, не замечены и не востребованы на рынке. Усовершенствования, которые предпринимаются в таких вузах, обычно направлены на сокращение стоимости обучения, уменьшение затрат, для привлечения абитуриентов меньшей оплатой за обучение.

    TQM предлагает возможность для организаций образования принять другую точку зрения, противоположную традиционной бюрократической модели. Организации, которые внедрили TQM, интегрируют качество в свои структуры, и обеспечивают качество на каждом уровне и каждом этапе. Чтобы достичь этого, необходимо вкладывать большие инвестиции в персонал, в его обучение и мотивацию, поскольку он является ключевой фигурой качества организации и её будущего.

    Если вуз намерен внедрить TQM в организацию, то он должен работать синхронно, обновляться, двигаться дальше, видеть свою миссию в достижении цели. Он должен осознавать, что качество всегда обеспечит им место и свою нишу на рынке. Самое важное то, что руководство организации должно донести идею до профессорско-преподавательского состава, сотрудников и административного и вспомогательного персонала, что он является главным партнером в образовательном процессе и научных исследованиях Стимулирующая сила должна исходить от руководителей постоянно и процесс должен постоянно мотивироваться и усиливаться.

    Не имеется стандартных форм для организации TQM, хотя под влиянием введения системы тотального менеджмента качества традиционные структуры трансформируются. Структуре должна соответствовать и облегчать внедрение TQM-процесса. Опт подсказывает, что при развитии TQM иерархия в большей мере исчезает и одноуровневые, матричные структуры с сильными горизонтальными взаимосвязями приходят на смену иерархии. Такие организационные формы просты, гибки и строятся на сильной командной работе. Развитие, усиление командной работы является чертой TQM и уменьшает необходимость контролирующего звена среднего уровня. Вместо этого руководители среднего звена становятся лидерами и чемпионами качества и берут на себя роль поддерживающей команды. Это новая роль менеджеров среднего эвена очень важна, поскольку командная работа может иметь обратную сторону. Группы, которые слишком обособлены, Могут работать некоординировано и неэффективно. Система управления командной работой должна быть простой, но эффективной. Важно, чтобы команды понимали видение и концепцию вуза. Это одна из причин, почему видение и руководство так выделяются в литературе по TQM.

    Организация, с точки зрения TQM. это система, созданная для того, чтобы служить потребителям. Для этого все части системы организации должны быть согласованы. Успех каждой отдельной части организации влияет на работу всей организации. Разница между зрелой структурой, работающей по TQM, и обычной организационной формой состоит в том, что традиционные организации строят свою деятельность с учетом функций, тогда как TQM - с учетом целей развития, функций, инструментов управления .


    Рис. 3. Организационная структура тотального менеджмента качества образования

    Рассмотрим структуру TQM на примере Ивановского государственного энергетического университета (ИГЭУ) (рис. 3), которая ориентирована на реализацию философии тотального управления качеством университета.

    В этой структуре выделены две группы элементов:

    • традиционные для высшей школы элементы (Попечительский совет. Ученый совет, службы ректора и проректоров);
    • новые элементы, ориентированные на управление вузом на основе философии всеобщего качества.

    В схеме, показанной на рис. 4, объединяющим подразделением является Центр менеджмента качества образования, который призван оказывать влияние на все подразделения университета через советы качества при каждом проректоре.


    Рис. 4. Менеджмент качества вуза с фокусированием на удовлетворение потребностей клиента

    Для ликвидации двойственности организационной структуры в ИГЭУ предложено ориентировать вес основные подразделения (институты, факультеты, кафедры, центры, временные творческие коллективы) вуза на реализацию миссии и стратегических целей университета (рис. 3). Эти моменты относятся как к вертикальному, так н к горизонтальному строению организации. Например, первые два элемента - это структурная рамка, то есть вертикальная иерархия, третий элемент представляет собой схему взаимодействия между работниками организации. TQM. со своими мощными ингредиентами, такими, как долгосрочное стратегическое планирование и вовлечение персонала в постоянное совершенствование, обеспечивает средство для преодоления трудностей на каждом этапе.

    Это замечание принципиально, так как оно указывает на то, что службы ректора и проректоров не должны функционировать автономно, замыкаясь в своих собственных структурах. Они должны помогать основным подразделениям качественно выполнять миссию университета. Это означает, что ректор, проректоры и их службы не должны вмешиваться в деятельность основных подразделений после того, как определены их краткосрочные задачи и выделены необходимые ресурсы для решения этих задач. То есть функции управления ректората должны смешаться в зоны планирования и анализа результатов выполнения планов, а функции служб ректората - в зоны качественного выполнения стандартных процессов (циклы SDCA) и процессов непрерывного совершенствования своей деятельности (циклы PDCA).

    Новый стиль управления должны обеспечивать Комитет менеджмента качества при ректоре. Советы качества при проректорах и Центр менеджмента качества образования (ЦМКО).

    Основные задачи Комитета менеджмента качества:

    • разработка миссии и видения университета;
    • разработка стратегических целей вуза;
    • разработка среднесрочных целей вуза;
    • утверждение краткосрочных целей и программ, разрабатываемых по направлениям деятельности каждого проректора;
    • анализ итогов движения к заданным целям. Задачи Совета качества при проректоре схожи с задачами Комитета качества и отличаются лишь спецификой деятельности конкретного проректора:
    • развертывание среднесрочных планов (целей и ресурсов) по отдельным подразделениям:
    • разработка краткосрочных планов и программ по отдельным подразделениям;
    • анализ итогов работы и корректировка планов.

    В организациях, нацеленных на TQM, структура базируется на процессе, и далее следуют необходимые особенности любой качественной организации:

    Оптимизация структурных частей - каждая часть, программа и отдел должны работать продуктивно и эффективно. Каждая область должна иметь ясные и предпочтительно письменные стандарты качества, которые необходимо выполнять.

    Вертикальная линия - каждый член коллектива должен поишь стратегию учреждения, его руководства и миссии, хотя они не обязательно должны знать детали целей.

    Горизонтальная линия - должна отсутствовать конкуренция между программами, отделами и должно быть понимание целей и необходимости других частей организации. Должны существовать механизмы для эффективного решения пограничных проблем.

    Таблица 3. Разница между организацией, внедрившей TQM, и обычной

    Организация, внедрившая TQM Обычная организация
    Фокусируется на клиенте, потребителе Фокусируется на внутренних нуждах
    Акцентируется на предупреждение проблем Акцентируется на выявление проблем
    Инвестиции в ППС. сотрудников, персонал Подход к развитию персонала бессистемный
    Отношение к жалобам, как к возможности корректировать планы и действия Отношение к жалобам как к помехе
    Определение качественных характеристик для всех сфер организации Неопределенная позиция к стандартам
    Имеет политику и план качества Не имеет плана качества
    Высшее руководство руководит качеством Роль руководства заключается в контролирующей функции
    За процесс совершенствования отвечает каждый член коллектива Только группа управления отвечает за качество
    Творчество поощряется - люди являются творцами качества Процедуры и правила важны
    Роли и обязанности ясны Роли и обязанности не ясны
    Ясная оценочная стратегия Нет системы оценочной стратегии
    Отношение к качеству, как к средству улучшения удовлетворения клиента Отношение к качеству, как к средству понижения цен
    Долгосрочное планирование Краткосрочное планирование
    Качество является частью культуры Качество является надоедливой инициативой
    Разрабатывает качество в соответствии с собственными стратегическими императивами Тестирование качества для того, чтобы соответствовать требованиям внешних агентств
    Имеет левую миссию Не имеет ясную миссию

    Менеджмент качества в образовательном учреждении, все действия которого сфокусированы на удовлетворении потребностей клиента, иллюстрирует рис. 4. Это касается качества структуры разработанных учебных курсов, качества обучения и оценки, проводимых научных исследований и консультирования студентов, менеджмента человеческих ресурсов, деятельности организации. Все эти факторы учитываются при стратегическом планировании, которое направлено на удовлетворение потребностей клиента.

    Образовательная организация, которая внедрила TQM, существенно отличается от обычной организации. Саллис в своей работе приводит различия между такими организациями. В представленной таблице 3 рассматривается разница между организацией, принявшей философию TQM и организацией, не использующей данной философии.

    Если идея тотального менеджмента качества взята на вооружение организацией образования и она ищет пути тесного содружества со своими потребителями, то её этап зрелости может быть также этапом обновления.

    Организация должна периодически переоценивать свои цели и постоянно критически анализировать действия института. Структурные реорганизации необходимы только в случае совершенствования качества образования.

    Общепринятый современный университет

    Общепринятый современный университет (ОСУ) появился в результате запросов на услуги со стороны профессорско-преподавательского состава матричных университетов в связи с процессом профессионализации и специализации профессуры, который порождает потребности в растущем числе услуг и ресурсов.

    Расширяются факультеты, возникают различные центры и их потребности становятся значительней, чем у кафедр. Обучение в целом невероятно усложняется. Матричный университет нуждается в таких услугах, которые выходят далеко за рамки обеспечиваемых традиционными бюрократическими порядками. На организационном уровне нормальные горизонтальные услуга уже требуют все учебные программы, факультеты и отделения.

    Организационная структура общепринятого современного университета (ОСУ) ориентируется на, как ее назвал Минцберг, "смешанную профессиональную бюрократию". Смешанная профессиональная бюрократия предполагает наличие мошной продуктивной бюрократии, услуги которой определенным образом структурированы. В университетах это весьма заметно. К этой четко структурированной профессиональной бюрократии следует добавить механическую бюрократию, которая руководит отдельными сторонами обучения и исследований при помощи технологической структуры, назначение которой - гарантировать услуги.

    Внутренние услуги, оказываемые студентам, могут быть распространены на внешнее окружение.

    К примеру, библиотеки, спортивные и культурные мероприятия могут быть организованы университетами, а к пользованию ими и участию в них может быть допущено все остальное сообщество. Деятельность по привлечению средств может быть формализована, если укрепляются связи между университетом и его выпускниками. На самом деле общепринятый современный университет через свою иерархию в состоянии жестко управлять своими вкладами в региональное развитие - общепринятыми вкладами в поддержку территориально-организационных мероприятий. Он также в состоянии оказывать весомую поддержку лабораториям, чтобы удовлетворять их нужды.

    Переход от модели матричного университета к модели общепринятого современного университета проходит через две важные организационные перемены: умножение востребованных и существенных услуг и неизбежное уточнение роли механической бюрократии в глобальное функционирование данного типа университета. В качестве модели общепринятого современного университета можно привести структуру Российского университета дружбы народов. Отдельные структуры РУДН со статусом юридического лица (Уникум-центр, Национальный информационный центр по академическому признанию и мобильности студентов Минобразования РФ, Международный юридический институт) привносят элементы мультиполярного университета в организационную структуру вуза.

    Университет-технополис (мультиполярный университет)

    Общепринятый современный университет (ОСУ) сменяет университет-технополис (УТ). возникший вследствие роста потребностей общества. По классификации Мескона М. такой университет можно отнести к организации типа конгломерата , в которой в одном отделении может использоваться матричная структура, в другом - предпринимательская, а в третьем - функциональная структура. Еще сорок лет назад Керр К., бывший президент университета Калифорнии в Беркли, отмечал возникновение мульти-университета. который является плюралистической организацией по своей структуре.

    Структура технополиса дополнила организационную структуру общепринятого современного университета тремя элементами.

    1. Независимые организации, которые зачастую действуют как самостоятельные юридические лица . Эти независимые организации необходимы для удовлетворения новых социальных потребностей, например, в непрерывном образовании, создании экспериментальных испытательных центров, в организации исследований, признании академической квалификации, в создании смешанных центров, сотрудничающих с фирмами, компаниями и государственными организациями, занятыми созданием и распространением информации.
    2. Горизонтальные подразделения, необходимые для того, чтобы гарантировать горизонтальные связи, или для достижения целей, которые могут быть обеспечены матричными организациями .
    3. Подразделения эндогенного роста являются не более чем исследовательскими и сервисными организациями . Они возникают вследствие инициативы университетских кадров.

    В университете появляется новая фигура - "пробивной" профессор, инициативный профессор, который способен загрузить лабораторию собственными проектами и в состоянии возглавить исследовательские группы и создать самофинансирующиеся организации. "Пробивной" профессор становится ключевой фигурой в деле понимания роста возможностей университета по оказанию содействия региональному развитию.

    Традиционные системы управления общепринятого современного университета должны быть дополнены новыми, остро необходимыми услугами. Новый университет-технополис структурирован так же, как технологический парк или так называемые новые городские структуры (сходство между университетом и технополисом слишком очевидно. Технополис понимается как пространственная городская система, для которой существует синергия для координации действий отдельных агентов, имеющих различные функции и требующих координированного руководства. В университете-технополисе разнообразные функции: от сугубо городских вплоть до средств производства, исследования и обучения. Таким образом, университет-технополис физически напоминает уменьшенную Силиконовую Долину. К таким университетам можно отнести национальные многопрофильные американские университеты, на рис. 5-7 представлены следующие организационные структуры: школа образования Нью-Йоркского университета, университет Аризоны, Гарвардский университет. Гарвардский университет с полным правом можно отнести к унверситету-технополису, в нем в настоящее время действуют 144 исследовательских центра и 10 колледжей. Центры имеют матричную структуру подчинения, среди них 35 научных исследовательских центров связаны с естественными н гуманитарными науками, 13 центров работают в сфере бизнеса, 37 центров - в области медицины и здравоохранения, 12 центров - по научным исследованиям, связанным с правительством, 18 центров - в сфере права и т.д. Такое количество центров расширяет действующую и без того разветвленную инфраструктуру университета, что, с одной стороны, позволяет проводить фундаментальные и прикладные научные исследования в широчайшем спектре направлений, с другой стороны, проводить подготовку магистров и докторов Ph.D на самом высоком уровне. Не случайно соотношение подготовки бакалавров и магистров по континенту резко отличается от общепринятых стандартов. Обычно в вузах основная сфера деятельности - это обучение студентов по бакалаврским программам, и только 15-25% обучается в магистратуре и аспирантуре, в Гарварде - наоборот, по программам бакалавриата обучается только 35% всех студентов, но программам магистратуры и аспирантуры - 65%.


    Рис. 5. Организационная структура школы образования Нью-Йоркского университета

    В университете-технополисе одновременно могут сосуществовать различные организационные структуры, здесь имеет место соотносимость с пространством, где организации рассматриваются с точки зрения сложности их структуры. Существование в пространстве различных единиц несходного характера не исключает ни реальности организации, ни возможности управления и координации. Университет-технополис создается путем открытого структурирования, когда аудитории связаны с лабораториями и прочими университетскими пространствами (институтами, горизонтальными центрами и т.д.). Однако роль исследовательской деятельности обретает иные аспекты не только применительно к формуле "личность-группа", но и с организационной точки зрения становясь результатом внутренней динамики, порождаемой соотношением спроса и предложения.


    Рис. 6. Организационная структура университета Аризоны

    Подразделения, полностью или частично автономные, множатся и требуют организационного ответа на свои нужды. Исследования становятся частью системы производства, и количество людей, чья деятельность посвящена научным исследованиям, увеличивается по экспоненте. Существует определенная зависимость, которая предопределяет организационную адаптацию к необходимой форме финансирования. Организация исследований предполагает распределение профессоров по университетам. Множественность точек и подразделений сбора данных регулирует распределение студентов по трем этапам образования (студент, выпускник, аспирант). В Казахстане существование таких университетов пока не предусмотрено, так как университет не может иметь в структуре независимые юридические лица, поэтому нужны новые законодательные инициативы в высшем образовании, которые расширят полномочия университетов и создадут условия для создания таких структур.


    Рис. 7. Организационная структура Гарвардского университета

    К особенностям корпоративных университетов США можно отнести следующие факторы:

    • полифункциональность университета, или способность как генерировать, так и обеспечивать трансферт современного знания;
    • сильная ориентация на научные исследования и разработки, прежде всего - на фундаментальные исследования:
    • наличие системы подготовки специалистов с научной степенью (доктор, магистр, бакалавр);
    • ориентация на современные направления науки, высокие технологии и инновационный сектор в экономике, науке, технике:
    • широкий набор специальностей и специализаций, включая естественные науки, социальные науки и гуманитарное знание:
    • высокий профессиональный уровень преподавателей, принятых на работу на основе конкурсов, в том числе и международных; наличие возможностей для приглашения ведущих специалистов из различных стран мира на временную работу;
    • высокая степень информационной открытости и интеграция в международную систему науки и образования;
    • восприимчивость к мировому опыту, гибкость в отношении новых направлений научных исследований и методологии преподавания;
    • конкурсность и селективный подход при наборе студентов;
    • формирование вокруг университета особой интеллектуальной среды;
    • наличие корпоративной этики, базирующейся на науках, демократических ценностях и академических свободах;
    • стремление к лидерству внутри региона, страны, мирового и образовательного сообщества в целом.

    Инновационный, предпринимательский университет

    Новые условия функционирования высшего образования с низким государственным финансированием для большинства государственных вузов и жесткой межвузовской конкуренцией вынуждают государственные и частные вузы работать по типу рыночного предприятия. Таким образом, для обеспечения своего саморазвития университет должен использовать принципы работы предпринимательской организации . Главными профильными рынками университета предпринимательского типа являются рынок образовательных услуг, рынок труда и рынок наукоемких разработок. Инновационный менеджмент предлагает университетам реализацию полного инновационного цикла от получения новых знаний до их коммерческой реализации на профильном рынке. Новые знания, получаемые в ходе фундаментальных и поисковых исследований, далее реализуются в рамках этапов полного инновационного цикла по различным траекториям.

    Кларк Б. отмечает следующие характерные черты предпринимательского университета.

    1. Крепкий управленческий стержень . Ректор и его кадры работают как руководящая группа, преданная делу, твердо стоящая на ногах. Восстанавливается опорная конструкция для руководства переменами и организуется "инновационный" аппарат.
    2. Децентрализация и стимул для создания периферийных подразделений (поддающихся преобразованию и стремящихся к быстрому росту) . Разрабатывается концепция университета-"холдинга", при этом "изобретаются" новые исследовательские подразделения в дополнение к новым сметанным предприятиям, фондам и т.д. Поощряется автономия быстро растущих подразделений.
    3. Дифференциация источников финансирования . Обеспечивается поддержка для Центра передачи технологий.
    4. оказание давления на классические структурные подразделения (факультеты и отделения)для стимулирования перемен . Претворяются в жизнь стратегические планы по всем структурным подразделениям.
    5. Предпринимательская культура становится общей для всех кадров .

    Новая культура предопределяет диалог между всеми руководящими органами. Бюджетные отношения между подразделениями меняются.

    Тем не менее, продвижение к предпринимательскому университету не может произойти, если не заложены базовые условия, часть которых тесно увязана с университетским уставом:

    • создание целей, концепции:
    • переход от вертикального университета к технополису;
    • пропаганда культурных перемен распространения знания модели всем сообществам посредством инновационной программы.

    Предпринимательская структура наряду с другими может входить в общую организационную структуру вуза для университета-технополиса, которая наиболее характерна для американских университетов.

    Европейские университеты считают, что для динамичного развития университетов необходимы тесные и деловые отношения с бизнесом и расширенное финансирование с использованием разнообразных источников.


    Рис. 8. Связи рынка образовательных услуг и наукоемких разработок со смежными рынками

    В связи с данной позицией, в декабре 2003 г. была принята Гельзенкирхская декларация институционального предпринимательского управления и изучения предпринимательства в системах высшего образования Европы. В ней были поставлены следующие задачи по переходу университетов на предпринимательское институциональное управление:

    • профессионализация университетского менеджмента и персонала в сочетании с сильным исполнительным руководством;
    • диверсификация источников дохода;
    • изучение и интеграция новых рыночных методов менеджмента при условии бережного отношения к ключевым академическим ценностям;
    • тесные связи с деловыми кругами и обществом:
    • развитие инициативной и инновационной предпринимательской культуры: передача знаний, основание новых производственных компаний, продолжение образования и налаживание контактов с выпускниками, в том числе и для привлечения средств;
    • интеграция академических и исследовательских подразделений посредством размывания традиционных дисциплинарных границ и учреждения проектных начинаний, соответствующих новым методам производства и применения знаний.

    При рыночной модели экономических отношений важную роль в развитии рынка образовательных и научных услуг и в усилении конкурентоспособности учебного заведения играет маркетинг. На рис. 8 показано, что сферой маркетинга для высших учебных заведений выступает не только платное обучение, но и производство учебной литературы, продажа патентов, "ноу-хау", наукоемких разработок. "Целевой результат маркетинговой деятельности - это наиболее эффективное удовлетворение потребностей: личности - в образовании; учебного заведения, в развитии и благосостоянии его ППС и сотрудников, подготовке специалистов на высоком уровне; общества - в расширенном воспроизводстве совокупного личностного и интеллектуального потенциала".

    Во всем мире придается большое значение созданию национальных инновационных систем, связывающих науку и бизнес во многом определяющим конкурентоспособность страны на международном рынке. В октябре 2003 года, в Брюсселе, на семинаре

    СТРУКТУРА ВГУИТ

    • · Ректорат
    • · Административно-управленческие подразделения
    • o Департамент управления имущественным комплексом
    • o Отдел договоров и государственных закупок
    • o Отдел по связям с общественностью
    • § Газета "За науку"
    • o Отдел правового обеспечения и документооборота
    • o Управление анализа и стратегии развития университета
    • o Управление бухгалтерского учета и финансового контроля (УБУиФК)
    • o Управление кадров
    • o Учебно-методическое управление
    • § Центр управления качеством образования
    • § Центр содействия трудоустройству выпускников
    • o Финансово-экономическое управление
    • o Центр по работе с технологическими платформами и государственными органами исполнительной власти (ЦРТП и ГОИВ)
    • o Юридический отдел
    • · Факультеты и институты
    • o Факультет управления и информатики в технологических системах
    • § Кафедра высшей математики
    • § Кафедра информационных и управляющих систем
    • § Кафедра информационных технологий, моделирования и управления
    • § Кафедра управления качеством и машиностроительных технологий
    • § Кафедра информационной безопасности
    • o Факультет гуманитарного образования и воспитания
    • § Кафедра иностранных языков
    • § Кафедра истории и политологии
    • § Кафедра философии
    • § Кафедра физического воспитания
    • § Спортивный клуб "Технолог"
    • § Музей истории университета
    • o Факультет пищевых машин и автоматов
    • § Кафедра машин и аппаратов пищевых производств
    • § Кафедра промышленной энергетики
    • § Кафедра технической механики
    • § Кафедра физики
    • § Базовая кафедра пищевой инженерии
    • o Технологический факультет
    • § Кафедра технологии жиров, процессов и аппаратов химических и пищевых производств
    • § Кафедра технологии хлебопекарного, кондитерского, макаронного и зерноперерабатывающего производств
    • § Кафедра биохимии и биотехнологии
    • § Кафедра технологии бродильных и сахаристых производств
    • § Кафедра технологии продуктов животного происхождения
    • o Факультет экологии и химической технологии
    • § Кафедра физической и аналитической химии
    • § Кафедра машин и аппаратов химических производств
    • § Кафедра неорганической химии и химических технологий
    • § Кафедра инженерной экологии
    • § Кафедра химии и химической технологии органических соединений и переработки полимеров
    • § Базовая кафедра технологии органического синтеза и высокомолекулярных соединений
    • § Базовая кафедра технологии неорганических веществ
    • o Факультет экономики и управления
    • § Кафедра бухгалтерского учета и бюджетирования
    • § Кафедра управления, организации производства и отраслевой экономики
    • § Кафедра сервиса и ресторанного бизнеса
    • § Кафедра теории экономики, товароведения и торговли
    • § Кафедра туризма и гостиничного дела
    • § Кафедра экономической безопасности и финансового мониторинга
    • o Факультет безотрывного образования
    • § Представительства
    • o Факультет среднего профессионального образования
    • o Факультет довузовской подготовки
    • § Курсы по подготовке к поступлению в ВУЗ
    • o Институт международного сотрудничества (ИМС)
    • § Подготовительный факультет для иностранных граждан
    • § Кафедра русского языка
    • § Кафедра естественных дисциплин
    • § Сайт ИМС
    • · Центр новых информационных технологий
    • · Научные и научно-производственные подразделения
    • o Центр развития научной деятельности ВГУИТ (ЦРНД)
    • § Центр коллективного пользования «Индустрия наносистем» (ЦКП "ИН")
    • § Центр коллективного пользования «Контроль и управление энергоэффективных проектов» (ЦКП "КУЭП")
    • § Орган по сертификации продукции ВГУИТ
    • § Центральное Конструкторское Бюро
    • § Отдел стандартизации и метрологии
    • § Редакция журнала "Вестник ВГУИТ"
    • o Центр трансфера технологий
    • § Бизнес-инкубатор
    • o Центр дополнительного образования
    • § Аспирантура
    • § Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
    • · Подразделения обслуживания и обеспечения учебного процесса
    • o Научная библиотека
    • o Редакционно-издательский отдел
    • o Отдел полиграфии и технических средств
    • o Учебные мастерские
    • · Подразделения социальной инфраструктуры
    • o Санаторий-профилакторий
    • o Спортивно-оздоровительная база "Сосновый бор"
    • · Студенческий городок
    • o Общежития
    • · Общественные организации
    • o Профсоюзный комитет сотрудников
    • o Профсоюзный комитет студентов
    • o Совет обучающихся
    • o Центр молодежных инициатив
    • o Штаб Студенческих отрядов
    • o Клубы, кружки

    АДМИНИСТРАЦИЯ ВГУИТ

    Президент

    Битюков Виталий Ксенофонтович

    Чертов Евгений Дмитриевич

    Первый проректор

    Попов Геннадий Васильевич

    Проректор по учебной работе

    Суханов Павел Тихонович

    Проректор по научной и инновационной деятельности

    Антипов Сергей Тихонович

    Проректор по общим вопросам

    Оробинский Юрий Иванович.

    ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

    Финансово-экономическое управление является структурным подразделением ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет инженерных технологий».

    Планово-финансовый отдел как самостоятельное подразделение создано по приказу Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР в 1970 году, переименовано в Планово-финансовое управление и отнесено к одному из основных структурных подразделений вуза приказом ректора № 568 от 29.12.92. В декабре 2008 года по решению Ученого совета переименовано в Финансово-экономическое управление.

    Финансово-экономическое управление (ФЭУ) создано в целях совершенствования организации финансово-хозяйственной деятельности и повышения контроля за соблюдением финансовой и штатной дисциплины в университете.

    Главными задачами Финансово-экономического управления являются:

    • · участие в перспективном и текущем планировании процесса подготовки специалистов, бакалавров, магистров и др. категорий обучающихся по профилю университета;
    • · планирование и организация финансово-хозяйственной деятельности университета;
    • · разработка Плана финансово-хозяйственной деятельности на очередной финансовый год и плановый период; ежегодных проектов смет расходов из федерального бюджета, смет доходов и расходов от приносящей доход деятельности;
    • · составление штатных расписаний всех категорий персонала в пределах выделенных на оплату труда бюджетных ассигнований и внебюджетных источников;
    • · организация и проведение мероприятий по совершенствованию системы планирования и финансирования университета, оплаты труда и стимулирования работников, стипендиального обеспечения и других форм материальной поддержки студентов, аспирантов и слушателей;
    • · разработка локальных методических, нормативных и информационных документов по вопросам финансовой деятельности;
    • · обеспечение совместно с Управлением бухгалтерского учета и финансового контроля и другими подразделениями целевого и эффективного использования бюджетных ассигнований и средств от приносящей доход деятельности.

    УПРАВЛЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

    Управление бухгалтерского учета и финансового контроля (УБУиФК) является структурным подразделением ФГБОУ ВПО «Воронежского государственного университета инженерных технологий», осуществляющим ведение бухгалтерского учета в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и нормативно-правовых актов.

    УБУиФК существует с момента создания Университета и отнесено к одному из основных структурных подразделений вуза приказом ректора №568 от 29.12.92г.

    УБУиФК осуществляет учет расходования средств, полученных из разных источников финансирования, инвентаризацию имущества, отвечает за составление бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности, выполняет иные виды работ по бухгалтерскому учету.

    Основными задачами УБУиФК являются:

    • · формирование полной и достоверной информации о деятельности Университета и его имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности;
    • · предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности, выявление внутрихозяйственных резервов и обеспечение финансовой устойчивости;
    • · способствование наиболее эффективному и рациональному использованию бюджетных и внебюджетных средств для обеспечения укрепления материально-технической базы Университета.

    ЮРИДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ

    Юридический отдел является структурным подразделением ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет инженерных технологий».

    Юридический отдел как самостоятельное подразделение создан приказом ректора ВГУИТ от 31.10.2013 г.

    Отдел создан с целью правового обеспечения деятельности Университета.

    Основными задачами юридического отдела являются:

    • · укрепление законности в деятельности Университета;
    • · защита прав и законных интересов Университета, сотрудников и студентов Университета;
    • · внутреннее нормотворчество (внутренние приказы, распоряжения, визирование проектов приказов), в том числе правовая экспертиза локальных актов;
    • · консультирование работников по юридическим вопросам, связанным с деятельностью университета.

    ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ - СРАВНИВАЯ, ВЫБИРАЮТ НАС!

    Образован экономический факультет в 1998 году и в настоящее время является самым многочисленным факультетом в составе университета. Это дружный коллектив преподавателей и, конечно же, студентов.

    В деканате работают:

    • · декан - профессор, д.т.н. Родионова Наталья Сергеевна;
    • · заместитель декана по учебной работе - доцент, к.э.н. Леонтьева Екатерина Владимировна;
    • · заместитель декана по воспитательной работе - доцент, к.т.н. Веретенников Антон Николаевич;
    • · инженер Скворцова Анна Васильевна;
    • · инженер Шитакова Елизавета Викторовна.

    Кадры факультета:

    • · 19 - профессоров;
    • · 59 - кандидатов наук;
    • · 87,1 % преподавателей имеют ученую степень, 46 % - ученое звание.

    Кафедры факультета:

    • · Кафедра управления, организации производства и отраслевой экономики
    • · Кафедра сервиса и ресторанного бизнеса
    • · Кафедра туризма и гостиничного дела
    • · Кафедра теории экономики, товароведения и торговли
    • · Кафедра экономической безопасности и финансового мониторинга
    • · Кафедра бухгалтерского учета и бюджетирования

    Направление подготовки специалистов:

    · 080101 Экономическая безопасность

    Направления подготовки бакалавров:

    • 080100 «Экономика»
    • 080200 «Менеджмент»
    • 100700 «Торговое дело»
    • 100800 «Товароведение»
    • 100100 «Сервис»
    • 100400 «Туризм»
    • 101100 «Гостиничное дело»
    • 260800 «Технология продукции и организации общественного питания»

    Направления подготовки магистров:

    • · 080100.68 Экономика
    • · 080200.68 Менеджмент
    • · 260800.68 Технология продукции и организация общественного питания
    • · 100100.68 Сервис
    • · 100800.68 Товароведение

    Наши выпускники работают на предприятиях России, стран СНГ, Азии и Африки.

    В процессе обучения студенты участвуют в конференциях, форумах, конкурсах, посещают профессиональные выставки. Регулярно организуются учебные экскурсии по России и за рубеж, проводятся мастер-классы, профессиональные семинары, практика - на крупных отраслевых предприятиях, в банках, страховых компаниях, предприятиях ресторанной индустрии и гостиничного бизнеса не только Воронежа и области, но также Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи. Студенты получают сертификаты о дополнительном образовании.

    КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА

    Кафедра основана в 1961 году и является выпускающей кафедрой экономического факультета. Возглавляет высококвалифицированный состав сотрудников Заслуженный деятель науки, доктор экономических наук, профессор А.И. Хорев.

    В настоящее время основной тенденцией развития социума является усиление роли социально-экономических процессов, как на уровне государства, так и на уровне отдельного предприятия, что обусловливает высокий спрос на профессионалов в данной сфере на рынке труда. Однако в условиях мирового экономического кризиса быть просто хорошим специалистом недостаточно, необходимо быть лучшим, конкурентоспособным, смотреть перспективно, планировать будущее в настоящем. Именно таких профессионалов готовит кафедра экономики, финансов и учета ВГУИТ.

    На кафедре осуществляется подготовка выпускников по следующим образовательным программам:

    • · специальность 080101 «Экономическая безопасность»
    • o специализация «Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности организации»
    • · бакалавриат 080100 «Экономика»:
      • o профиль «Финансы и кредит»
    • · магистратура 080300 «Финансы и кредит»

    Достижению высокого уровня профессионализма по указанным направлениям подготовки способствует симбиоз теоретического обучения и возможности реализации полученных знаний эмпирически, в ходе прохождения учебной, производственной и преддипломной практик более чем на 40 предприятиях ЦЧР РФ, многие из которых впоследствии приглашают выпускников кафедры для дальнейшего сотрудничества и трудоустройства.

    Гордостью кафедры являются ее выпускники - талантливые руководители, профессионалы и ведущие специалисты по экономическим вопросам в органах государственного, регионального, муниципального управления, в сфере госбюджета и внебюджетных структурах, институциональных структур финансового рынка, налоговых структур, системы социальной защиты населения, финансово-экономических, аналитических, внешнеэкономических подразделениях предприятий и учреждений на должностях, требующих высшего экономического образования: О.П. Королев - губернатор Липецкой области, В.И. Штефан - заместитель генерального директора ОАО «Концерн Созвездие», И.А. Бутовецкий - заместитель директора по финансам ЗАО «Риконэнерго», А.Н. Астанин - заместитель генерального директора по маркетингу и сбыту ОАО «Комбинат мясной «Калачеевский», Е.Р. Труфанова - начальник бюро маркетинга и рекламы ОАО «Воронежская кондитерская фабрика», А.А. Денисов - генеральный директор ООО «Вкладбанк».

    НОВАЯ ПЕРСПЕКТИВНАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ - 080101 «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

    Специальность 080101 «Экономическая безопасность» - высшее экономическое образование в лучших отечественных традициях.

    Специалистов в сфере экономической безопасности крайне мало, также как и специальностей в российских ВУЗах.

    В процессе обучения студенты получают фундаментальную подготовку в области экономики и права, приобретают практические навыки экономической, правоохранительной, контрольно-ревизионной, информационно-аналитической и управленческой деятельности. В учебном процессе предусмотрены профессиональные и научные семинары по криминологии и криминалистике, судебной экономической экспертизе, страхованию, рынку ценных бумаг и др.

    Выпускники данной специальности востребованы в государственных структурах, осуществляющих контрольно-надзорные функции в финансовой и экономической сферах деятельности, в службах внутреннего контроля государственных и коммерческих компаний, обеспечивающих финансовую и экономическую безопасность предприятия.

    Практика - в налоговых органах, аудиторских фирмах, банках, страховых компаниях, ведущих отраслевых предприятиях.

    БАКАЛАВРИАТ 080100 «ЭКОНОМИКА»

    ПРОФИЛЬ «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»

    Профессионально важные качества:

    развитая логическая память, интеллектуальная работоспособность, умение работать с большими объемами информации, наличие абстрактно-символического мышления, склонность к исследовательским видам деятельности.

    Экономист (финансист, кредитный инспектор, страховой брокер) должен уметь:

    • · свободно ориентироваться в сфере финансов, денежного обращения, банковского дела, на рынке ценных бумаг;
    • · рассчитывать финансовые показатели деятельности организаций;
    • · определять уровень кредитоспособности и доходности предприятий;
    • · ориентироваться в основах организации страхового дела;
    • · анализировать преимущества и недостатки валютного регулирования и валютного контроля.

    Бакалавр должен иметь: высокий уровень подготовки по основам математики, информационных технологий, денежно-кредитного обращения, финансового менеджмента.

    Профиль «Финансы и кредит» - один из динамично развивающихся и актуальных, позволяющий получить знания в области финансового менеджмента, финансов и кредита, банковского и страхового дела, денежного обращения, рынка ценных бумаг, налогообложения.

    Подготовку выпускников кафедра ведет с 2001 года по дневной и заочной формам обучения.

    Освоение данного профиля предполагает изучение процессов формирования и исполнения бюджетов разных уровней, порядка планирования, учета и отчетности в организациях, организации и управления денежными потоками. Специалисты в области финансов осуществляют профессиональную деятельность в учреждениях финансовой и кредитной системы, включая внешнеэкономическую сферу, способны успешно работать на должностях, требующих аналитического подхода, решают нестандартные задачи, прогнозируют экономические процессы в сфере денежных, финансовых и кредитных отношений. Выпускники по профилю «Финансы и кредит» могут работать в промышленных организациях, в банках, инвестиционных фондах, биржах, страховых компаниях, консалтинговых фирмах и других организациях.

    В составе вуза функционируют факультеты и кафедры, специализирующиеся, на подготовке специалистов, бакалавров и магистров.

    Факультет является структурным подразделением, объе­диняющим группу родственных по направлению деятельно­сти или составу обслуживаемых дисциплин кафедр. В состав факультета могут входить кафедры, лаборатории, центры.

    Факультет имеет собственное наименование, символику, бланки служебной документации, печать.

    Факультет имеет закрепленное за ним руководством вуза имущество, помещения, оборудование. Деятельность факультетаорганизуется и осуществляется в соответствии с планами основных мероприятий вуза, планами факультета, утвержденными деканом; планами воспитательной работы студентов. Структура и штат факультета утверждаются приказом ректора вуза.

    Возглавляет факультет и организует его деятельность де­кан. Заместители декана отве­чают за организацию отдельных сторон деятельности фа­культета и помогают декану в выполнении его функций.

    Основной задачей факультета является обеспечение совместно с другими структурными подразделениями вуза подготовки дипломированных специалистов, бакалавров и магистров.

    Планирование и организацию учебного процесса на факультете

    осуществляется в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по специальности (направлению), учебными планами и другими нормативными документами, регламентирующими учебный процесс в образовательных учреждениях России.

    Органом управления факультета выступает Ученый совет факультета, председателем которого является декан. Члены Ученого совета факультета избираются тайным голосованием на собрании коллектива факультета.

    Должности декана факультета и заведующего кафедрой являются выборными.

    Процедура избрания Ученого совета факультета аналогична процедуре избрания Ученого совета вуза. Срок полномочий – до 5 лет. Его досрочные выборы могут быть проведены по требованию более половины его членов.

    Состав Ученого совета факультета по представлению декана утверждается приказом ректора вуза.

    Руководство деятельностью факультета осуществляет декан, избираемый Ученым советом вуза.

    Декан избирается сроком на 5 лет тайным голосованием на Ученом совете университета из числа наиболее квалифицированных и авторитетных специалистов соответствующего профиля, имеющих высшее образование, ученую степень или звание, опыт работы организационно– распорядительной, воспитательной и преподавательской деятельности.

    Избранный декан утверждается в должности приказом ректора вуза.

    Декан несет персональную ответственность за состояние дел на

    факультете и исполняет следующее:


    1) непосредственно руководит учебной, воспитательной, научной работами, практикой студентов и осуществляет за ними контроль;

    2) руководит организацией перевода студентов с курса на курс, допускает студентов к сдаче очередной сессии, а также к сдаче государственных экзаменов или защите выпускных квалификационных работ;

    3) назначает стипендии студентам в соответствии с существующим Положением;

    4) руководит составлением расписания учебных занятий, учебных планов, программ и осуществляет контроль за их исполнением;

    5) руководит подготовкой аспирантов и работой по повышению

    квалификации профессорско–преподавательского состава;

    6) осуществляет общее руководство подготовкой учебников, учебных и методических пособий по предметам кафедр, входящих в состав факультета;

    7) организует и проводит межкафедральные, научно– методические совещания и конференции;

    8) организует и постоянно поддерживает связь с окончившими факультет студентами;

    9) разрабатывает мероприятия, направленные на улучшение подготовки специалистов, выпускаемых факультетом.

    Декан факультета может являться членом государственной экзаменационной комиссии.

    Кафедраявляется структурной единицей в рамках факуль­тета, центра или института. Она осуществляет учебную, ме­тодическую и научно–исследовательскую деятельность. Ка­федра совместно с другими подразделениями вуза ведет под­готовку студентов, аспирантов и докторантов, участвует в переподготовке и повышении квалификации работников дру­гих предприятий и организаций.

    Кафедра создается на основании представления декана фа­культета, решения Ученого совета вуза и приказа ректора.

    Руководит кафедрой заведующий,избираемый на Ученом совете вуза по конкурсу из лиц профессорско–преподавательского состава, как правило, имеющих звание профессора или доцента, на срок 5 лет. Выборы заведующего проводятся с учетом мнения кафедры тайным голосованием на заседании Ученого совета вуза.

    В состав кафедр входят профессорско–преподавательский состав, аспиранты, старшие и младшие научные сотрудники, учебно–вспомогательный и административно–хозяйственный персонал, установленный штатным расписанием.

    Кафедра может иметь статус выпускающей (отвечать за подготовку конкретной группы студентов по конкретной спе­циальности и невыпускающей (отвечать за преподавание конкретной дисциплины).

    Главными задачами кафедры являются:

    – создание условий для удовлетворения потребностей обучающихся в повышении уровня профессиональных и культурных знаний;

    – подготовка высококвалифицированных специалистов с глубокими теоретическими и необходимыми практическими знаниями;

    – повышение квалификации персонала кафедры;

    – повышение качества методического обеспечения учеб­ного процесса;

    – разработка новых технологий обучения;

    – удовлетворение потребностей предприятий и организа­ций в повышении квалификации их персонала;

    – организация и проведение по заказам предприятий и организаций научных исследований и выполнение
    опытно–конструкторских работ;

    – распространение научных, технических и культурных знаний среди населения.

    Кафедра не является юридическим лицом, но в рамках вуза имеет обособленную территорию, имущество, учебно–вспомогательный, научный и преподавательский персонал.

    Студенческая группа

    Студентом высшего учебного заведения являетсялицо, за­численное в установленном порядке в вуз для обучения. Студенту выдается студенческий билет и зачетная книжка.

    Студент обязанвежливо относиться ко всем сотрудникам вуза, его администрации, преподавателям, персоналу, сверстникам. Только в этом случае он вправе рассчитывать на взаимное уважение. Главная обязанность студента – активно усваивать знания. Находясь в стенах вуза, студент должен соблюдать нормы поведения, которые вуз считает необходимыми для своих студентов.

    В процессе обучения студент является по отношению к вузу партнером в совместной деятельности, и, признавая это партнерство, студент обязуется разрешать все возникающие проблемы в духе уважения интересов коллектива вуза. Вуз, со своей стороны, стремится сформировать в сознании студента такие моральные ценности, как бескорыстие в поиске истины, честность и милосердие.

    Студенты объединяются в студенческие группы. Коллектив группы вправе:

    – избирать старосту, принимать решение об освобождении его от обязанностей и обращаться в деканат с предложением об утверждении принятого собранием группы решения;

    – вносить предложения и делать запросы в органы адми­нистрации университета по всем вопросам жизнедеятельности группы;

    – выдвигать кандидатов на присвоение именных стипендий;

    – ходатайствовать перед стипендиальной комиссией о на­значении стипендий членам учебной группы;

    – представлять в деканат предложения о поощрении и на­казании студентов группы;

    – вносить предложения в студенческий совет общежития о поселении и размещении членов группы в комнатах и корпусах.

    В процессе обучения студент имеет право:

    – выбирать факультативные и элективные курсы из числа предлагаемых, участвовать в формировании своего образования при условии соблюдения требований федеральных государственных образовательных стандартов, осваивать другие учебные дисциплины, преподаваемые в вузе, в порядке, предусмотренном его уставом;

    – участвовать в обсуждении и решении важнейших во­просов деятельности высшего учебного заведения, в том числе через общественные организации и органы управления вузом;

    – обжаловать приказы и распоряжения администрации вуза в установленном законодательством РФ порядке;

    – бесплатно пользоваться библиотекой вуза;

    – принимать участие в научно–исследовательской дея­тельности.

    Студент имеет право на восстановление в высшем учебном заведении в течение пяти лет после отчисления из него по собственному желанию или по уважительной причине.

    Студент обязановладевать знаниями, выполнять в установ­ленные сроки все виды занятий, предусмотренные учебным планом и программами обучения, соблюдать устав вуза, правила внутреннего распорядка и общежития. За нарушение пре­дусмотренных уставом и правилами внутреннего распорядка вуза обязанностей к студенту могутбыть применены дисцип­линарные взыскания вплоть до исключения из вуза.

    УДК 378.14.015.60

    АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

    Е.Л. МАКАРОВА, В.Д. СЕРБИН, С.В. ТАТАРОВ

    Южный федеральный университет (г. Таганрог) [email protected], [email protected], [email protected]

    Изменения в обществе и в отраслях экономики происходят достаточно быстро. Их многообразие также довольно широкое, поэтому перед высшим образованием стоит важнейшая задача «Как поспевать за этими изменениями и обеспечивать своевременную передачу нужных знаний большому числу студентов?» Решение этой задачи затрагивает не только технологии обучения, но и необходимость изменять сами институты и университеты с тем, чтобы сохранять высокое качество образования. В данной работе выполнен анализ структур управления для различных видов университетов в зависимости от внешних условий и характера решаемых задач. Предложен один из подходов для решения проблемы изменения организационной структуры управления университетом в соответствии с поставленными целями.

    Ключевые слова: управление, организация, структура, университет.

    1. ПРИЧИНЫ ПЕРЕХОДА К ОРГАНИЗАЦИОННЫМ СТРУКТУРАМ ГИБРИДНОГО ВИДА

    Начиная с конца ХХ столетия высшие учебные заведения, столкнувшись с быстрыми изменениями внешней среды, стали разрабатывать и внедрять новые, более гибкие типы организационных структур, которые

    по сравнению с традиционными (вертикальными) структурами были лучше приспособлены к быстрой смене внешних условий и появлению инновационных технологий. Такие структуры называются адаптивными, поскольку их можно быстро модифицировать в соответствии с изменениями окружающей среды и потребностями самой организации (см. рис. 1).

    Адаптация высших учебных заведений происходит за счет материальных и финансовых ресурсов, кадров, давления рынка, современных инновационных технологий и государственного регулирования через нормативно-правовые документы.

    В США, например, новыми учредителями университетов становятся торговые палаты, деловые ассоциации и в целом те, кто занимается развитием территории. Поэтому параллельно возникли новые возможности применительно к университетскому «ноу-хау» и, в частности, к региональному окружению. Эти задачи породили преобразование организационного устройства университетов, их адаптацию.

    Рис. 1. Воздействие внешних и внутренних факторов на структуру высшего учебного заведения

    Б. Спорн в результате исследования многоаспектной деятельности американских и европейских университетов, которые успешно адаптировались к внешней среде в ответ на вызовы времени, пришел к выводу, что результативная адаптация университетов может происходить только при наличии определенных условий :

    1. Университетам необходим кризис извне, который бы явился причиной адаптации.

    2. Источники финансирования, которыми они могут пользоваться по собственному усмотрению.

    3. Высокая слепень автономии.

    4. Трансформационное лидерство, которое продвигает видение изменений окружающей среды и облегчает адаптацию.

    5. Коллегиальные формы принятия решений для успешной адаптации.

    6. Профессиональный менеджмент.

    7. Миссия, ориентированная на изменение.

    8. Структурирование деятельности университетов, направленной на рынок.

    9. Децентрализация структур и принятие решений.

    10. Высокая степень дифференциации академических структур и дисциплин.

    ОСОБЕННОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР

    Экономические реформы в России привели к экономическому спаду в целом и кризису по отраслям. Вместе с тем передовые институты и университеты по инерции выпускали хорошо подготовленных специалистов без перспективы устройства на работу по профессии. Стал существенно расти отток молодых кадров за границу. Без всякой ориентации на экономику стали реформировать высшее образование, для которого стало обычным:

    Право на самофинансирование и множество филиалов;

    Стали появляться новые институты с полной оплатой за обучение;

    Снижение расходов на образование.

    Переход от линейной (иерархической) организационной структуры к матричной структуре формально можно представить следующей схемой (рис. 2).

    При этом актуальны следующие десять требований и характеристик формирования эффективных структур управления :

    1) сокращение размеров подразделений и укомплектование их более квалифицированным персоналом;

    Рис. 2. Переход от линейной (иерархической) структуры к матричной

    2) уменьшение числа уровней управления;

    3) групповая организация труда как основа новой структуры управления;

    4) ориентация текущей работы, в том числе графиков и процедур, на запросы потребителей;

    5) создание условий для гибкой комплектации продукции;

    6) минимизация запасов;

    7) быстрая реакция на изменения;

    8) гибко переналаживаемое оборудование;

    9) высокая производительность и низкие затраты;

    10) безупречное качество продукции и ориентация на прочные связи с потребителем.

    К числу высших учебных заведений, где применение матричных структур привело к хорошим результатам, можно отнести Всемирный Технологический университет (см. ) и Томский политехнический университет (см. ).

    2. современные формы организации университетской деятельности

    2.1. Университет-технополис (мультиполярный университет)

    Традиционный современный университет (ТСУ) сменяет университет-технополис (УТ), возникший вследствие роста потребностей общества . По принятой классификации такой университет можно отнести к организации типа конгломерата, в которой в одном отделении может использоваться матричная структура, в другом - предпринимательская, а в третьем - функциональная структура.

    Структура технополиса дополнила организационную структуру традиционного современного университета тремя элементами.

    1. Независимые организации, которые зачастую действуют как самостоятельные юридические лица. Эти независимые организации необходимы для удовлетворения новых социальных потребностей, например, в непрерывном образовании, создании экспериментальных испытательных центров, в организации исследований, признании академической квалификации, в создании смешанных центров, сотрудничающих с фирмами, компаниями и государственными организациями, занятыми созданием и распространением информации.

    2. Горизонтальные подразделения, необходимые для того, чтобы гарантировать горизонтальные связи, или для достижения целей, которые могут быть обеспечены матричными организаиями.

    3. Подразделения эндогенного роста являются не более чем исследовательскими и сервисными организациями. Они возникают вследствие инициативы университетских кадров.

    Традиционные системы управления современного университета должны быть дополнены новыми, остро необходимыми услугами. Новый университет-технополис структурирован так же, как технологический парк или так называемые новые городские структуры (сходство между университетом и технополисом слишком очевидно). Технополис понимается как пространственная городская система, для которой существует синергия для координации действий отдельных агентов, имеющих различные функции и требующих координированного руководства.

    К таким университетам можно отнести национальные многопрофильные американские университеты (см. ). Например, Гарвардский университет с полным правом можно отнести к унверситету-технополису, в нем в настоящее время действуют 144 исследовательских центра и 10 колледжей. Центры имеют матричную структуру подчинения, среди них 35 научных исследовательских центров связаны с естественными и гуманитарными науками, 13 центров работают в сфере бизнеса, 37 центров - в области медицины и здравоохранения, 12 центров

    по научным исследованиям, связанным с правительством, 18 центров в сфере права и т.д. Такое количество центров расширяет действующую и без того разветвленную инфраструктуру университета, что, с одной стороны, позволяет проводить фундаментальные и прикладные научные исследования в широчайшем спектре направлений, с другой стороны, проводить подготовку магистров и докторов Ph.D на самом высоком уровне. Не случайно соотношение подготовки бакалавров и магистров по контингенту резко отличается от общепринятых стандартов. Обычно в вузах основная сфера деятельности - это обучение студентов по бакалаврским программам, и только 15-25% обучается в магистратуре и аспирантуре, в Гарварде, наоборот, по программам бакалавриата обучается только 35% всех студентов, по программам магистратуры и аспирантуры 65%.

    Технополис должен постоянно ориентироваться на входящие в него (или сотрудничающие с ним по кадрам) технологические институты. Часто преподаватели являются приглашенными сотрудниками технологических институтов

    В университете-технополисе одновременно могут сосуществовать различные организационные структуры, здесь имеет место соотноси-мость с пространством, где организации рассматриваются с точки зрения сложности их структуры. Университет-технополис создается путем открытого структурирования, когда аудитории связаны с лабораториями и прочими университетскими пространствами (институтами, горизонтальными центрами и т.д.).

    Подразделения, полностью или частично автономные, множатся и требуют организационного ответа на свои нужды. Исследования становятся частью системы производства, и количество людей, чья деятельность посвящена научным исследованиям, в технополисах увеличивается по экспоненте. Организация исследований предполагает распределение профессоров по университетам. Множественность точек и подразделений сбора данных регулирует распределение студентов по трем этапам образования (студент, выпускник, аспирант).

    КОРПОРАТИВНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ

    К особенностям появления корпоративных университетов в США можно отнести следующие факторы:

    Полифункциональность университета, или способность как генерировать, так и обеспечивать трансферт современного знания;

    Сильная ориентация на научные исследования и разработки, прежде всего на фундаментальные исследования;

    Наличие системы подготовки специалистов с научной степенью (доктор, магистр, бакалавр);

    Ориентация на современные направления науки, высокие технологии и инновационный сектор в экономике, науке, технике;

    Широкий набор специальностей и специализаций, включая естественные науки, социальные науки и гуманитарное знание;

    Высокий профессиональный уровень преподавателей, принятых на работу на основе конкурсов, в том числе и международных; наличие возможностей для приглашения ведущих специалистов из различных стран мира на временную работу;

    Высокая степень информационной открытости и интеграция в международную систему науки и образования;

    Восприимчивость к мировому опыту, гибкость в отношении новых направлений научных исследований и методологии преподавания;

    Конкурсность и селективный подход при наборе студентов;

    Формирование вокруг университета особой интеллектуальной среды;

    Наличие корпоративной этики, базирующейся на науках, демократических ценностях и академических свободах;

    Стремление к лидерству внутри региона, страны, мирового и образовательного сообщества в целом.

    В условиях России корпоративные университеты пока не стали эффективной системой реформирования образования по причине ограниченности финансовых ресурсов и практически полного отсутствия венчурного капитала.

    2.2. Инновационный предпринимательский университет

    Новые условия функционирования высшего образования с низким государственным финансированием для большинства государственных вузов и жесткой межвузовской конкуренцией вынуждают государственные и частные вузы работать по типу рыночного предприятия. Таким образом, для обеспечения своего саморазвития университет должен использовать принципы работы предпринимательской организации. Связи образовательных услуг и других различных рынков показаны на рис. 3.

    Главными профильными рынками университета предпринимательского типа являются: рынок образовательных услуг, рынок труда и рынок наукоемких разработок. Инновационный менеджмент предлагает университетам реализацию полного инновационного цикла - от получения новых знаний до их коммерческой реализации на профильном рынке. Новые знания, получаемые в ходе фундаментальных и поисковых исследований, далее реализуются в рамках этапов полного инновационного цикла по различным траекториям.

    Рис. 3. Связи рынка образовательных услуг и наукоемких разработок со смежными рынками

    Б. Кларк отмечает следующие характерные черты предпринимательского университета :

    1. Крепкий управленческий стержень. Ректор и его кадры работают как руководящая группа, преданная делу, твердо стоящая на ногах. Восстанавливается опорная конструкция для руководства переменами и организуется «инновационный» аппарат.

    2. Децентрализация и стимул для создания периферийных подразделений (поддающихся преобразованию и стремящихся к быстрому росту). Разрабатывается концепция университета-«холдинга», при этом «изобретаются» новые исследовательские подразделения в дополнение к новым смешанным предприятиям, фондам и т.д. Поощряется автономия быстро растущих подразделений.

    3. Дифференциация источников финансирования. Обеспечивается поддержка для Центра передачи технологий.

    4. Оказание давления на классические структурные подразделения (факультеты и отделения) для стимулирования перемен. Претворяются в жизнь стратегические планы по всем структурным подразделениям.

    5. Предпринимательская культура становится общей для всех кадров.

    Новая культура предопределяет диалог между всеми руководящими органами. Бюджетные отношения между подразделениями меняются.

    Тем не менее продвижение к предпринимательскому университету не может произойти, если не заложены базовые условия, часть которых тесно увязана с университетским уставом:

    Создание целей, концепции;

    Переход от вертикального университета к технополису;

    Пропаганда культурных перемен распространения знания модели всем сообществам посредством инновационной программы.

    Предпринимательская структура наряду с другими может входить в общую организационную структуру вуза для университета-технополиса, которая наиболее характерна для американских университетов.

    Европейские университеты считают, что для динамичного развития университетов необходимы тесные и деловые отношения с бизнесом и расширенное финансирование с использованием разнообразных источников.

    При рыночной модели экономических отношений важную роль в развитии рынка образовательных и научных услуг и в усилении конкурентоспособности учебного заведения играет маркетинг. Сферой маркетинга для высших учебных заведений выступает не только платное обучение, но и производство учебной литературы, продажа патентов, «ноу-хау», наукоемких разработок. Целевой результат маркетинговой деятельности - это наиболее эффективное удовлетворение потребностей:

    Личности (в образовании);

    Учебного заведения (в развитии и благосостоянии его ППС и сотрудников, подготовке специалистов на высоком уровне);

    Общества (в расширенном воспроизводстве совокупного личностного и интеллектуального потенциала).

    Во всем мире придается большое значение созданию национальных инновационных систем, связывающих науку и бизнес и во многом определяющих конкурентоспособность страны на международном рынке.

    Современное общество определяет новый социальный статус и роль университетов в качестве центра переноса знаний на благо экономики и общества, поэтому университетам необходимо точно и активно определить свой вклад в инновационный процесс и социальное развитие.

    Эксперты считают, что одна из наиболее существенных проблем в создании инновационных университетов - это наличие значительного культурного различия между университетами и промышленными предприятиями. В связи с этим представляется необходимым не только обмен кадрами между производством и академическим сектором, но и решение проблемы профессиональной компетентности академических работников, вовлеченных в процесс управления «наука - производство».

    Для реализации инноваций вузам необходимо подключаться к этому процессу и создавать технопарки и инновационные инкубаторы на базе университетов. Инновационные инкубаторы - это эффективная форма «раскрутки» инноваций, когда специально для продвижения научно-технических или технологических разработок создаются малые предприятия в форме юридического лица. Другим подходом может быть создание в университете инновационно-технологических центров или центров трансферта технологий.

    Подобные перемены сделают вузы более современными и динамичными без ущерба для традиционных академических ценностей. В зарождающихся ныне новых наукоемких экономических и общественных системах необходимы именно такие университеты нового типа, которые могут быть частью структуры университета-технополиса.

    предложения по преобразованию организационных структур

    При формировании организационной структуры учебного заведения с учетом увязки сформулированных руководством целей вуза целесообразно обратиться к хорошо зарекомендовавшему себя инструменту в менеджменте - «дереву целей»

    Вершинами «дерева целей» могут быть:

    Развитие инновационного образования на основе междисциплинарных и проблемно-ориентированных технологий обучения, обеспечивающих опережающую подготовку специалистов путём интеграции академических традиций и научных исследований;

    Обеспечение учебного процесса в соответствии с отечественными и международными образовательными стандартами;

    Обеспечение соответствия научно-исследовательской деятельности вуза уровню мировых требований и стандартов;

    Обеспечение высокой эффективности стратегического и оперативного управления деятельностью вуза раздельно на рынке образовательных услуг и на рынке подготовки кадров;

    Обучение на общеуниверситетских кафедрах и в специализированных лабораториях и центрах;

    Довузовское, послевузовское, экстернат, второе и региональное образование с отраслевой ориентацией;

    Научно-исследовательская деятельность международных центров;

    Научно-исследовательская деятельность в общеуниверситетских центрах;

    Научно-исследовательская деятельность в кафедральных автономных лабораториях;

    Научно-исследовательская деятельность профессорско-преподавательского состава;

    Управление проведением научных исследований и анализ результативности и эффективности;

    Управление административно-хозяйственной деятельностью;

    Управление кадрами;

    Управление развитием международных связей;

    Управление развитием информатизации и новых технологий образования;

    Управление безопасностью;

    Управление планово-финансовой и расчётной деятельностью;

    Управление методической деятельностью и книгоизданием;

    Управление организационно-воспитательной деятельностью;

    Обеспечение необходимых социально-бытовых и культурных условий деятельности вуза;

    Поддержание зданий, сооружений, помещений, служб, механики, энергетики, материально-технического снабжения, транспорта и связи в требуемом состоянии;

    Обеспечение необходимых условий для лечения и отдыха сотрудников и студентов вуза;

    Управление информационными сетями и обеспечением учебной и научной литературой студентов и сотрудников вуза.

    По нашему мнению, организационная структура вуза строится на основе рассмотренных выше организационных структур так, чтобы обеспечить достижение локальных целей дерева целей. Вариантом применения рассмотренного дерева целей может быть организационная структура вуза, приведенная на рис. 4.

    Управление вузом по критерию роста стоимости организации с использованием описанного дерева целей позволяет построить не только эффективную стратегию развития вуза, но и эффективно управлять результатами учебной и научной деятельности .

    ПОПЕЧИТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ

    Ректорский совет по качеству образования

    Проректор по направлению 1

    Директора институтов

    Проректор по направлению 2

    Деканы факультетов

    Ученый совет университета

    Общеуниверситетские функциональные подразделения

    Проректор по направлению п

    Руководитель ЭПП

    Руководитель ППО

    Директора учебных центров

    Экспериментальные и производственные площадки (ЭПП)

    Проектные площадки и организации (ППО)

    Рис. 4. Пример формирования организационной структуры высшего учебного заведения

    !___________________________________________________________________________

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Спорн Б. Адаптивные университеты: реф. моногр. Б. Спорн. Ассоциация инженерного образования России. - М.: Информационно-аналитический центр, - 2004.

    2. Информационно-справочный портал поддержки систем управления качеством. Система качества. Информация в сфере СК. Система менеджмента качества в образовании. Структуры вузов. Адаптивные структуры. URL: http://www.quality.edu.ru/quality/sk/menedjment/vuzstructure/663 (дата обращения 12.11.2014).

    3. Ланкин В.Е. и др. Исследование и разработка организационных систем управления в высших учебных заведениях. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011.- 178 с.

    4. Clark B.R. Creating Entrepreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation. - New York: Pergamon Press, 1998.

    5. Официальный сайт Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана. URL: http://bmstu.rumstu/info/structure/.

    6. Тарасенко Ф. П. Прикладной системный анализ. - М.: КноРус, 2010.