Освоение сибири в 17. Добывающая промышленность в сибири xvii в

Именно в 17 веке приняло массовый характер. На восток направлялись предприимчивые торговцы, путешественники, искатели приключений и казаки. В это время были основаны старейшие русские некоторые из них сейчас являются мегаполисами.

Торговля сибирской пушниной

Первый отряд казаков появился в Сибири в правление Ивана Грозного. Войско знаменитого атамана Ермака воевало с татарским ханством в бассейне Оби. Именно тогда был основан Тобольск. На рубеже XVI и XVII вв. в России началось Смутное время. Из-за экономического кризиса, голода и военной интервенции Польши, а также крестьянских восстаний хозяйственное освоение далекой Сибири приостановилось.

Только когда к власти пришла династия Романовых, а в стране был наведен порядок, активное население вновь направило свои взоры на восток, где пустовали огромные пространства. В 17 веке освоение Сибири осуществлялось ради пушнины. Мех ценился на европейских рынках на вес золота. Желающие наживиться на торговле организовывали охотничьи экспедиции.

В начале XVII века русская колонизация затрагивала в основном районы тайги и тундры. Во-первых, именно там была ценная пушнина. Во-вторых, степи и лесостепи были слишком опасными для поселенцев из-за угрозы нашествий местных кочевников. В этом регионе продолжали существовать осколки Монгольской империи и казахские ханства, жители которых считали русских своими естественными врагами.

Енисейские экспедиции

На северном пути заселение Сибири было интенсивнее. В конце XVI столетия первые экспедиции достигли Енисея. В 1607 году на его берегу был построен город Туруханск. Он долгое время был основным перевалочным пунктом и плацдармом для дальнейшего продвижения русских колонистов на восток.

Промышленники искали здесь соболиный мех. Со временем количество диких животных значительно уменьшилось. Это становилось стимулом двигаться дальше. Путеводными артериями вглубь Сибири были енисейские притоки Нижняя Тунгуска и Подкаменная Тунгуска. В то время города были всего лишь зимовьями, где промышленники останавливались, чтобы продать свой товар или переждать суровые морозы. Весной и летом они покидали стоянки и почти круглый год добывали пушнину.

Путешествие Пянды

В 1623 году легендарный путешественник Пянда достиг берегов Лены. О личности этого человека почти ничего не известно. Немногочисленные сведения о его экспедиции передавались промышленниками из уст в уста. Их рассказы были записаны историком Герардом Миллером уже в петровскую эпоху. Экзотическое имя путешественника можно объяснить тем, что он по национальности принадлежал к поморам.

В 1632 году, на месте одной из его зимовок, казаки основали острог, который вскоре был переименован в Якутск. Город стал центром только что созданного воеводства. Первые казачьи гарнизоны сталкивались с неприятельским отношением якутов, которые даже пытались осаждать поселение. В 17 веке освоение Сибири и ее самых дальних рубежей контролировалось из этого города, ставшего северо-восточным рубежом страны.

Характер колонизации

Важно отметить, что колонизация в то время носила стихийный и народный характер. Государство поначалу практически никак не вмешивалось в этот процесс. Люди шли на восток по собственному почину, беря все риски на себя. Как правило, ими двигало желание заработать на торговле. Также на восток стремились крестьяне, которые бежали из родных мест, спасаясь от крепостного права. Желание получить волю толкало тысячи людей на неизведанные просторы, что вносило огромный вклад в освоение Сибири и Дальнего Востока. 17 век дал возможность крестьянам начать новую жизнь на новой земле.

Сельчанам приходилось идти на настоящий трудовой подвиг, чтобы завести хозяйство в Сибири. Степь была занята кочевниками, а тундра оказалась непригодной для возделывания земли. Поэтому крестьянам приходилось собственными руками устраивать пашни в густых лесах, отвоевывая у природы участок за участком. С такой работой могли справиться только целеустремленные и энергичные люди. Власти же посылали отряды служилых людей уже после колонистов. Они не столько открывали земли, сколько занимались освоением уже открытых, а также отвечали за безопасность и сбор налогов. Именно так на южном направлении, на берегу Енисея, для защиты мирных жителей был построен острог, который позже стал богатым городом Красноярском. Это произошло в 1628 году.

Деятельность Дежнева

История освоения Сибири запечатлела на своих страницах имена многих смелых путешественников, тративших годы своей жизни на рискованные предприятия. Одним из таких первопроходцев был Семен Дежнев. Этот казачий атаман был родом из Великого Устюга, а на восток отправился, чтобы заняться добычей пушнины и торговлей. Он был умелым мореплавателем и большую часть активной жизни провел на северо-востоке Сибири.

В 1638 году Дежнев переселился в Якутск. Его ближайшим соратником был Петр Бекетов, который основал такие города, как Чита и Нерчинск. Семен Дежнев занимался тем, что собирал ясак с коренных народов Якутии. Это был специальный вид налога, назначенный государством для туземцев. Выплаты часто нарушались, так как местные князьки периодически бунтовали, не желая признавать русскую власть. Именно на такой случай были необходимы отряды казаков.

Корабли в арктических морях

Дежнев был одним из первых путешественников, кто побывал на берегах рек, впадающих в арктические моря. Речь идет о таких артериях, как Яна, Индигирка, Алазея, Анадырь и т. д.

Русские колонисты проникали в бассейны этих рек следующим образом. Сначала корабли спускались по Лене. Достигнув моря, суда шли на восток вдоль континентальных берегов. Так они попадали в устья других рек, поднимаясь по которым, казаки оказывались в самых необжитых и диковинных местах Сибири.

Открытие Чукотки

Главными достижениями Дежнева стали его экспедиции на Колыму и Чукотку. В 1648 году он отправился на Север, чтобы найти места, где можно было бы добыть ценную моржовую кость. Его экспедиция первой достигла Здесь заканчивалась Евразия и начиналась Америка. Пролив, отделявший Аляску от Чукотки, не был известен колонизаторам. Уже через 80 лет после Дежнева здесь побывала научная экспедиция Беринга, которую организовал Петр I.

Путешествие отчаянных казаков продолжалось 16 лет. Еще 4 года ушло на то, чтобы вернуться в Москву. Там Семен Дежнев получил все причитающиеся ему деньги от самого царя. Но важность его географического открытия стала ясна уже после смерти смелого путешественника.

Хабаров на берегах Амура

Если Дежнев покорял новые рубежи в северо-восточном направлении, то на юге был свой герой. Им стал Ерофей Хабаров. Этот первооткрыватель стал известен после того, как в 1639 году обнаружил соляные рудники на берегах реки Куты. был не только выдающимся путешественником, но и хорошим организатором. Бывший крестьянин заложил соляное производство в современной Иркутской области.

В 1649 году якутский воевода сделал Хабарова командиром казачьего отряда, направленного в Даурию. Это был далекий и плохо изученный регион на границах с Китайской империей. В Даурии жили туземцы, которые не смогли оказать серьезного сопротивления русской экспансии. Местные князьки добровольно переходили в подданство царя, после того как на их землях оказывался отряд Ерофея Хабарова.

Однако казакам пришлось повернуть назад, когда в конфликт с ними вступили маньчжуры. Они жили на берегах Амура. Хабаров совершил несколько попыток закрепиться в этом регионе посредством строительства укрепленных острогов. Из-за неразберихи в документах той эпохи до сих пор непонятно, когда и где умер прославленный первопроходец. Но, несмотря на это, память о нем в народе была жива, и уже много позже, в XIX веке, один из основанных на Амуре русских городов получил название Хабаровск.

Споры с Китаем

Южносибирские племена, переходившие в подданство России, делали это, чтобы спастись от экспансии диких монгольских орд, живших только войной и разорением соседей. Особенно страдали дючеры и дауры. Во второй половине XVII века внешнеполитическая обстановка в регионе осложнилась еще сильнее, после того как беспокойные маньчжуры захватили Китай.

Императоры новой династии Цин начали завоевательные походы против народов, живших неподалеку. Российское правительство старалось избегать конфликтов с Китаем, из-за которых могло бы пострадать освоение Сибири. Кратко говоря, дипломатическая неопределенность на Дальнем Востоке сохранялась весь XVII век. Только в следующем столетии государства заключили договор, который официально оговаривал границы стран.

Владимир Атласов

В середине XVII века русские колонисты узнали о существовании Камчатки. Эта территория Сибири была окутана тайнами и слухами, которые со временем только множились из-за того, что этот край оставался недоступным даже для самых смелых и предприимчивых казачьих отрядов.

«Камчатским Ермаком» (по выражению Пушкина) стал землепроходец Владимир Атласов. В молодости он был сборщиком ясака. Государственная служба давалась ему легко, и в 1695 году якутский казак стал приказчиком в далеком Анадырском остроге.

Его мечтой была Камчатка... Разузнав о ней, Атласов начал подготавливать экспедицию на далекий полуостров. Без этого предприятия было бы неполным освоение Сибири. Год подготовки и сбора необходимых вещей не прошел даром, и в 1697 году подготовленный отряд Атласова отправился в путь.

Исследование Камчатки

Казаки пересекли Корякские горы и, достигнув Камчатки, разделились на две части. Один отряд пошел вдоль западного берега, другой изучал восточное побережье. Достигнув южной оконечности полуострова, Атласов издалека увидел неизвестные ранее русским исследователям острова. Это был Курильский архипелаг. Там же, у камчадалов в плену, был обнаружен японец по имени Денбей. потерпел кораблекрушение и попал в руки туземцев. Освобожденный Денбей отправился в Москву и даже встретился с Петром I. Он стал первым японцем, которого когда-либо встречали русские. Его рассказы о родной стране были популярными объектами разговоров и сплетен в столице.

Атласов же, вернувшись в Якутск, подготовил первое письменное описание Камчатки на русском языке. Этим материалы назывались «сказками». К ним прилагались карты, составленные во время экспедиции. За успешный поход в Москве его наградили поощрением в сто рублей. Также Атласов стал казачьим головой. Через несколько лет он еще раз вернулся на Камчатку. Знаменитый первопроходец погиб в 1711 году во время бунта казаков.

Благодаря таким людям в 17 веке освоение Сибири стало прибыльным и полезным для всей страны предприятием. Именно в этом столетии далекий край был окончательно присоединен к России.

Обширнейшей областью России XVII в. была Сибирь. Ее населяли народы, стоявшие на разных ступенях общественного развития. Самыми многочисленными из них были якуты, занимавшие громадную территорию в бассейне Лены и ее притоков. Основой их хозяйства являлось скотоводство, охота и рыболовство имели второстепенное значение. В зимнее время якуты жили в деревянных отапливаемых юртах, а летом выезжали на пастбища.

Во главе якутских племен стояли старшины - тойоны, обладатели больших пастбищ. Среди народов Прибайкалья по численности первое место занимали буряты. Большинство бурят занималось скотоводством, вело кочевой образ жизни, но среди них были и земледельческие племена. Буряты переживали период становления феодальных отношений, у них были еще сильны патриархально-родовые пережитки.

На громадных пространствах от Енисея до Тихого океана жили эвенки (тунгусы), занимавшиеся охотой и рыболовством. Чукчи, коряки и ительмены (камчадалы) населяли северо-восточные районы Сибири с Камчатским полуостровом. Эти племена жили тогда родовым строем, они еще не знали употребления железа.

Расширение русских владений в Сибири производилось главным образом местной администрацией и промышленными людьми, искавшими новые «землицы», богатые пушным зверем. Русские промышленные люди проникали в Сибирь по многоводным сибирским рекам, притоки которых близко подходят друг к другу. По их следам шли военные отряды, ставившие укрепленные остроги, которые делались центрами колониальной эксплуатации народов Сибири. Путь из Западной Сибири в Восточную шел по притоку Оби, реке Кети. На Енисее возник город Енисейск (первоначально Енисейский острог, 1619 г.). Несколько позже на верхнем течении Енисея был основан другой сибирский город - Красноярск. По Ангаре или Верхней Тунгуске речной путь выводил к верховьям Лены. На ней был построен Ленский острог (1632 г., позже Якутск), ставший центром управления Восточной Сибирью.

В 1648 г. Семен Дежнев открыл «край и конец Сибирской земли». Экспедиция приказчика устюжских торговых людей Усовых Федота Алексеева (Попова) в составе шести судов вышла в море из устья Колымы. На одном из судов находился Дежнев. Буря разметала суда экспедиции, некоторые из них погибли или были выброшены на берег, а судно Дежнева обогнуло крайнюю северо-восточную оконечность Азии. Таким образом, Дежнев первый совершил морское путешествие через Берингов пролив и обнаружил, что Азия отделена от Америки водой.

К середине XVII в. русские отряды проникли в Даурию (Забайкалье и Приамурье). Экспедиция Василия Пояркова по рекам Зее и Амуру достигла моря. Поярков по морю плыл до реки Ульи (район Охотска), поднялся по ней вверх и по рекам бассейна Лены вернулся в Якутск. Новую экспедицию на Амур совершили казаки под начальством Ерофея Хабарова, построившие городок на Амуре. После того как правительство отозвало Хабарова из городка, казаки держались в нем еще некоторое время, но из-за недостатка продовольствия вынуждены были его покинуть.

Проникновение в бассейн Амура привело Россию к конфликту с Китаем. Военные действия завершились заключением Нерчинского договора (1689 г.). Договор определил русско-китайскую границу и способствовал развитию торговли между двумя государствами.

Вслед за промышленными и служилыми людьми в Сибирь направлялись крестьяне-переселенцы. Прилив «вольных людей» в Западную Сибирь начался тотчас же после построения русских городков и особенно усилился во второй половине XVII в., когда сюда переселилось «многое число» крестьян, главным образом из северных и соседних приуральских уездов. Пашенное крестьянское население оседало главным образом в Западной Сибири, которая стала основным очагом земледельческого хозяйства этого обширного края.

Крестьяне оседали на пустых землях или захватывали земли, принадлежавшие местным «ясачным людям». Размер пашенных участков, принадлежавших крестьянам в XVII в., не был ограничен. Кроме пашенной земли, в него включались севшие покосы, а иногда и промысловые угодья. Русские крестьяне принесли с собой навыки более высокой земледельческой культуры по сравнению с той, которая имелась у сибирских народов. Главными сельскохозяйственными культурами Сибири сделались рожь, овес и ячмень. Наряду с ними появляются технические культуры, в первую очередь конопля. Широкое развитие получило животноводство. Уже к концу XVII в. сибирское земледелие удовлетворяло потребности населения городов Сибири в сельскохозяйственных продуктах и, таким образом, освободило правительство от дорогостоящей доставки хлеба из Европейской России.

Завоевание Сибири сопровождалось обложением покоренного населения ясаком - данью. Выплата ясака обычно производилась мехами, ценнейшим товаром, который обогащал царскую казну. «Объясачивание» сибирских народов служилыми людьми сопровождалось нередко возмутительными насилиями. Официальные документы признавали, что русские купцы иногда приглашали «людей торговать и имали у них жен и детей, и животы и скот грабили, и насильства им чинили многие».

Огромная территория Сибири находилась в управлении Сибирского приказа. Об интенсивности ограбления народов Сибири царизмом свидетельствует тот факт, что доходы Сибирского приказа в 1680 г. составляли более 12% общего бюджета России. Народы Сибири, кроме того, подвергались эксплуатации со стороны русских купцов, богатства которых создавались путем обмена ремесленных изделий и дешевых украшений на прекрасные меха, составлявшие важную статью русского экспорта. Купцы Усовы, Панкратьевы, Филатьевы и др., накопив крупные капиталы на сибирской торговле, становились владельцами мануфактур по выварке соли в Поморье, не прекращая в то же время своей торговой деятельности. Г. Никитин, выходец из черносошных крестьян, — одно время подвизался в качестве приказчика Е. Филатьева и за короткий срок выдвинулся в ряды московской купеческой знати. В 1679 г. Никитин был зачислен в гостиную сотню, а через два года ему было пожаловано звание гостя. К концу XVII в. капитал Никитина превышал 20 тыс. руб. (около 350 тыс. руб. на деньги начала XX в.). Никитин, как и его бывший патрон Филатьев, разбогател на хищнической торговле мехами в Сибири. Он был одним из первых русских купцов, организовавших торговлю с Китаем.

К концу XVII в. значительные пространства Западной и отчасти Восточной Сибири были уже заселены русскими крестьянами, которые освоили многие ранее пустынные районы. Большая часть Сибири сделалась русской по своему населению, особенно черноземные районы Западной Сибири. Связи с русским народом, несмотря на колониальную политику царизма, имели громадное значение для развития экономической и культурной жизни всех народов Сибири. Под непосредственным влиянием Русского земледелия стали возделывать пашню якуты и кочевники-буряты. Присоединение Сибири к России создавало условия для дальнейшего экономического и культурного развития этой обширной страны.

Цели и задачи: 1. Раскрыть особенности развития народов Сибири в XVII веке, доказать прогрессивную роль русского народа в освоении Северо - Восточной Азии.

2. Способствовать развитию навыков работы с источниками, дополнительной литературой, исторической картой, умений обобщать материал, активно воспринимать информацию.

3. Воспитывать чувство уважения и гордости за русских землепроходцев открывших суровый и прекрасный край.

План урока: 1. Организационный момент. Постановка целей и задач.

2. Народы Сибири в XVII веке. Различия в условиях жизни.

3. Продвижение русских людей в Сибирь:

а) цели освоения Сибири. Новые города.

б) землепроходцы и мореходы в XVII веке.

4. Историческое значение присоединения Сибири.

Попытайтесь в форме путевого дневника изложить эпизод какого-либо путешествия казака в Сибирь XVII века.

Основные понятия: острог, ясак, землепроходцы, кочи, отписки.

Важнейшие даты: 1648 г. – морской поход С. Дежнёва;

1643- 1646 гг. – экспедиция В. Пояркова на Амур;

1649 – 1653 гг. – поход Е. Хабарова на Амур;

XVII – XVIII вв. – издание книги С.У. Ремезова “ Чертёжная карта Сибири”

Выдающиеся личности: первопроходцы С.И.Дежнёв, В.Д. Поярков, Е.П. Хабаров, В. В.Атласов.

Оборудование урока:

1. Учебная карта “ Россия в XVII веке”.

2. Учебник “ История Отечества 6–7 класс” А.А.Преображенский,

Б.А.Рыбаков. М.: Просвещение, 2001.

3. Видео отрывок из х/ф “Ермак”.

4. Фонограммы: шума моря, шум леса.

5. Литературная выставка:

а) Энциклопедический словарь юного краеведа. М. Педагогика, 1981 г.

б) Н.В.Северин “Отечественные путешественники и исследователи”. М.1956 г.

в) “Арктика - мой север. Полярная энциклопедия Севера в биографиях

знаменитых людей”. М. 2000 г.

г) И.Магидович “Очерки по истории географических открытий”

д) Леонтьева Г.А. “Землепроходец Е.П.Хабаров”. М. Просвещение, 1991 г.

е) “Россия XV – XVII в.в. глазами иностранцев”. Лениздат, 1986 г.

6. Маршруты землепроходцев.

7. Эпиграф: “Из века в век, из века в век

Шел крепкий русский человек

На Дальний Север и Восток

Неудержимо как поток” (из старинной сибирской песни).

На прошлом уроке мы говорили с вами о культуре русского народа в XVII веке. Но эту тему невозможно представить себе без великих открытий, совершенных землепроходцами Российского государства. Эти люди не только открывали новые земли, но и несли народам Северо- Восточной Азии достижения русского народа, русской культуры, сохраняя при этом культурные и этнографические особенности этих народов. На сегодняшнем уроке вы узнаете о смелых и отважных людях, открывших суровый и прекрасный край. Мы гордимся тем, что именно россияне первыми побывали в этих краях. Этих людей объединяет стойкость и мужество, беззаветная любовь к Родине.

XVII век – это время великих географических открытий.

/звучит шум моря /

К XVII веку в Западной Европе уже многие знали об Африке и Америке, устанавливали торговые связи с Индией и Китаем.

1606г. - была открыта Австралия, плавание к островам Океании;

1610г. – состоялось путешествие Гудзона в Северную Америку;

1616г. – произошло плавание Баффина в Северных морях;

1634г. – путешествие Ж.Николе по Северной Америке, открытие озера Мичиган.

/прикрепляю “корабли” к глобусу /

Но вот северо-восток Азии был покрыт для европейцев тайной, хотя и привлекал своими неизведанными богатствами.

“Ребята, давайте с вами вспомним, чем так была богата Сибирь?”

Англичане пытались добраться в Сибирь морем, но эти попытки окончились неудачно. Дальше, чем до устья Оки, никто из мореходов добраться не мог. Поэтому не случайно возникали слухи о чудесах жизни на “краю земли”, так они называли Сибирь.

Сейчас мы с вами услышим как европейцы, побывавшие в Сибири и слышавшие о ней, описывают этот край.

Звучит фонограмма с отрывками из сочинений Сигизмунда Герберштейна, Вильяма Уоркера.

“Что же в действительности представляли собой народы Сибири в XVII веке?”

На площади 13 млн. км - жило редкое малочисленное население, менее 300 тысяч человек. Можно было проехать на оленьей упряжке тысячи километров и не встретить ни одного селения. Сравнительно небольшими объединениями родов в племя жили малые народы Сибири, говорящие на разных языках. По-разному добывали они себе пищу. Ханты и манси – были охотниками и скотоводами. Эвенки, ненцы, энцы – были оленеводами. Оленеводы и охотники вели кочевой образ жизни. Они ставили себе юрты из оленьих шкур. Религия у них была языческая.

“Ребята, вспомните кто такие язычники?”

Своими покровителями они считали духов воздуха, земли, а так же предков, с которыми можно было общаться через шаманов – умных и хитрых людей, которые хорошо знали психологию людей и пользовались страхами перед силами природы, верой в чудеса, надеждами на помощь духов.

Местное население Сибири было выносливым, трудолюбивым, прекрасно знало природу. Люди были отзывчивы и честны. Низкорослые, одетые в меховую одежду они казались похожими друг на друга, но каждая, даже самая малочисленная народность имела свои особенности, традиции и таланты.

Уровень народов, населявших Сибирь в XVII веке, был различен, так как народы жившие в зоне вечной мерзлоты, в тундре находились на низшей ступени первобытнообщинного строя. А на берегах Амура жило осёдлое земледельческое население. Но все малочисленные народы, населявшие Сибирь, в своем развитии сильно отличались от русского народа.

Ещё в X-XII веках новгородцы ходили за “камень”, то есть Уральские горы, и выменивали там топоры, ножи и другие железные орудия на меха соболей, песцов, куниц …

“Давайте вспомним, во время, какого царя произошло присоединение Западной Сибири?”

“Что произошло в 1581 – 1585 годах?”

/просмотр видео отрывка из х/ф “Ермак”/

Каковы же цели освоения Сибири?

Работа со схемами

С начала XVII века из зимовий, острогов первопроходцев возникают города:

Мангазея;

Томск (1604);

Енисейск (1619);

Красноярск (1628);

Турухан;

Якутск (1632);

/прикрепляю таблички с названиями на карту/

В XVII веке было построено около 140 городов.

Русские люди при освоении новых земель совершали немало географических открытий.

Сейчас вы прослушаете устный журнал “Землепроходцы XVII века”.

/звучит шум леса/

Его готовят четыре ученика. Они подготавливают маршрут и рассказ.

1. С.И.Дежнев

2. В.Д.Поярков

3. Е.П.Хабаров

4. В.В.Атласов.

А теперь мы с вами прочитаем п.3 параграфа 33 “Историческое значение присоединения Сибири” и ответим на вопросы:

“Какое значение имело присоединение Сибири для России, для местных народов?”

“Как повлияло на жизнь местных народов вхождение в состав России?”

Подводим итого урока. Цитата Ломоносова М.В. “ Богатство России прирастать будет Сибирью”.

Помощь в выполнении д/з окажут книги, представленные на литературной выставке.

ВВЕДЕНИЕ

Сибирь – регион в северной части Азии, ограниченный с запада Уральскими горами, с востока и севера – океанами (Тихим и Северным Ледовитым соответственно). Подразделяется на Западную Сибирь, Восточную Сибирь. Иногда также выделяют Южную Сибирь. Происхождение слова «Сибирь» до конца не установлено. По версии З. Я. Бояршиновой, этот термин происходит от названия этнической группы «сипыр», языковая принадлежность которой носит спорный характер. Позднее оно стало относиться к тюркоязычной группе, жившей по р. Иртыш в районе современного Тобольска.

Одним из славных дел, которыми и должен гордиться каждый россиянин, а уж тем более мы с вами, является освоение Сибири в феодальный период. Чтобы лучше представить жизнь русских в это время в огромном крае, надо знать какие дома они имели, как одевались, чем питались. Анализ материальной культуры русских крестьян Западной Сибири феодального периода важен в связи с обсуждением результатом присоединения Сибири к России в условиях освоения новых территорий. В данной работе особенности развития материальной культуры западно-сибирских крестьян за полтора столетия рассматриваются на примере жилых, хозяйственных и культурных построек, одежды, утвари всех категорий русского крестьянства разных природно-климатических зон региона с учетом влияния социально-экономических процессов, миграций, политики властей, контактов с аборигенным населением края.

1. Колонизация и освоение земель

Поход Ермака и поражение Кучума привели Сибирское ханство к развалу. Борьба с Кучумом продолжалась до конца 1590-х годов Русская администрация возводила опорные пункты (Тюмень – 1586; Тобольск – 1587; Пелым – 1593; Берёзов – 1593; Сургут – 1594, и др.). Вхождение Сибири в состав Росийского государства происходило на протяжении десятилетий по мере её освоения русскими переселенцами. Государственная власть, основывая в Сибири опорные пункты – остроги, становившиеся затем городами с торгово-ремесленным населением, привлекала земледельцев-новопоселенцев различными льготами. Такие опорные пункты обрастали деревнями, а затем слободами, которые в свою очередь становились центрами, объединяющими сельское население. Такие сельскохозяйственные районы постепенно сливались и образовывались более крупные районы русского заселения. Первым из таких районов в Западной Сибири был Верхотурско-Тобольский, сложившийся в 1630-х годах в Западной Сибири в бассейне реки Туры и её южных притоков. Самообеспечение Сибири хлебом в результате хозяйственной деятельности переселенцев стало возможно с 1680-х годов. К концу 17 веку основной житницей Сибири стали четыре западносибирских уезда – Тобольский, Верхотурский, Тюменский и Туринский. Более восточным районом сельскохозяйственного освоения русскими переселенцами Западной Сибири была территория между Томском и Кузнецком, основанными соответственно в 1604 и 1618.

Главные города, остроги и зимовья Сибири в XVII веке

Проникновение русских промысловиков в Восточную Сибирь началось в 17 веке. По мере освоения бассейна Енисея на его среднем течении вплоть до устья Ангары начал создаваться второй по значению хлебопроизводящий район, который простирался до основанного в 1628 Красноярска. Южнее до конца 17 века сельскохозяйственному освоению земель препятствовали монгольское государство Алтын-ханов, киргизские и ойратские владетели. Дальнейшее промысловое освоение Востока Сибири начало охватывать Якутию и Прибайкалье. В верховьях Лены и по Илиму создавался хлебопроизводящий район. На крупнейших реках – Индигирке, Колыме, Яне, Оленёке и особенно в устье Лены часть промышленников стала оседать на постоянное жительство, и там образовались локальные группы постоянного старожильческого русского населения.

Традиционно колонизацию Сибири классифицируют по двум направлениям: на правительственную и вольнонародную. Цель переселенческой политики правительства заключалась в обеспечении служилого население хлебным довольствием за счет использования природных ресурсов присоединенных территории. В XVIII веке планировалось создание в Сибири земледельческого района, который не только обеспечивал нужды края, но и покрывал возрастающие потребности центра в хлебе. Осознавая перспективность развития Сибири, государство не могло и не собиралось снижать контроль над ходом хозяйственного освоения. Пашенных крестьян правительство переселяло в Сибирь «по прибору» и «по приказу». Желающим переселиться в Сибирь «на государеву пашню» давались льготы на два, на три года и больше, подмога и ссуда разных размеров. Прибор крестьян осуществляла область в виде повинности. «В общей сложности не зависимо от источников формирования крестьянского сословия основными группами земледельцев Сибири в XVII веке были пашенные и оброчные крестьяне». Они выполняли феодальные повинности в пользу собственника земли – государства.

Для обработки государевой пашни необходимы были крестьянские руки и крестьянское хозяйство – тягловая сила, сельскохозяйственный инвентарь. «По указу» отобранные местной администрацией в черносошных уездах «переведенцы» направлялись с семьями, лошадьми, прочим скотом, сельскохозяйственным инвентарем, продовольствием и семенами для собственного посева на новое место жительства. На первых порах крестьянам, направляемым в Сибирь, еще на старом месте оказывалась помощь. Например, в 1590 году было велено в Сольвычегодске и в уезде прибрать в Сибирь пашенных крестьян 30 семей и чтобы у каждого человека было по три мерина добрых, по три коровы, по две козы, по три свиньи, по пять овец, по два гуся, по пять кур, по две утки, хлеба на год, соха для пашни, сани, телега и «всякая житейская рухлядь». Правительство заботилось о том, чтобы крестьяне переселялись в Сибирь с полным хозяйством.

Эффективной оказалась и такая мера правительства по заселению и земледельческому освоению Сибири, как устройство там крупных земледельческих поселений – слобод, сосредоточивших основную массу крестьянского населения, образовавшегося из бывших жителей европейской части страны, преимущественно поморцев. Строительство слобод получило в Сибири более широкое распространение, чем в Поморье и других областях страны. Инициатива в их создании поначалу принадлежала государству, а затем перешла к предприимчивым выходцам из народа – слободчикам. Слободчики порой встречали сопротивление со стороны воевод. Так случилось в 1639 г. при организации Мурзинской слободы. Слободчик Андрей Буженинов, получивший разрешение в Тобольске на организацию слободы, встретил резкое противодействие верхотурского воеводы В. Корсакова при наборе желающих переселиться в новое селение на правах оброчных крестьян с шестилетней льготой. Воевода запретил проводить вербовку на территории уезда и сообщил в Москву, что слободчик нарушает установленные правила вербовки, призывая не только детей от отцов, но и всю семью.

В наиболее заселенном Верхотурско-Тобольском уезде уже в 1674 году сосредоточивалось 3903 крестьянских двора, из них 2959 дворов пашенных крестьян и 944 двора хлебооброчных . К концу XVII в. количество крестьянских дворов там достигло 6765. На берегах р. Парабели в Нарымском уезде к началу XVIII в. жило 13 семей пашенных крестьян. Сохранялся небольшой очаг земледелия на р. Кети с 17 дворами пашенных крестьян. В пределах Томского уезда в 1703 г. расселялись 399 крестьянских семей, связанных с обработкой десятинной пашни, и 88 хлебооброчных дворов. В Кузнецком уезде проживало 96 семей пашенных крестьян.

В пределах Западной Сибири на рубеже XVII -XVIII вв. проживало 7378 семей пашенных и хлебооброчных крестьян. На территории Восточной Сибири жили в 5 уездах: в Енисейском – 917 семей, Красноярском – 102, Братском – 128, Иркутском – 338, Илимском – 225.

Складывание контингента пашенных и оброчных крестьян протекало по инициативе и под контролем воевод сибирских городов, систематически отчитывавшихся перед Сибирским приказом о состоянии и расширении казенных пашен, объеме и расходе полученного урожая.

Достижения русских поселенцев в Сибири объясняются спецификой этого процесса. Освоение Сибири происходило при участии крестьян, переселявшихся в Сибирь, и своим трудом возделывавших земли нового края. С самого начала в Сибирь пошла широкая волна крестьянской колонизации. К концу XVII в. крестьянское население Сибири составляло 44% от всего русского населения. Кроме того, большинство служилых и посадских людей по характеру своих занятий были земледельцами. Для некоторой части служилых людей земледелие было источником существования, другие, получая хлебное жалованье, тем не менее, занимались земледелием и имели более или менее значительную запашку, третьи, в качестве дополнения к своему денежному и соляному жалованью, распахивали землю. Государственные крестьяне за полученный земельный надел отбывали барщину на «десятинных пашнях». Первоначально каждый крестьянин обязан был пахать по 1 дес. государевой пашни. Это было вызвано стремлением быстрее увеличить государеву запашку, но приводило к тому, что крестьяне по несколько лет не могли распахать собинные пашни. Первые енисейские крестьяне даже на пятый год после их поселения не могли распахать собинные пашни, так как полностью были заняты на обработке государевой пашни. Постепенно размер десятинной пашни изменялся в зависимости от хозяйственных возможностей крестьянина от 0,25 до 1,5 десятины в поле. Основой ведения крестьянского хозяйства являлся «собинный» участок земли. Пользование этим участком оформлялось «данной грамотой». Собинный участок включал в себя пахотную и залежную землю, а также сенные покосы. Размер крестьянской «собинной пашни» находился в определенной пропорции с участком государственной пашни. К примеру, в Енисейском уезде обычным соотношением между крестьянской и государевой пашней считалось 4,5:1 т.е., за 4,5 десятины своей запашки крестьянин обязан был пахать 1 десятину государевой пашни. В Томском уезде на один крестьянский двор в среднем приходилось 1,8 десятины в поле собинной пашни. Отработочная рента была господствующей формой повинности всего XVII столетия. Появление денежной и продуктовой ренты имело большое значение, но в XVII в. они еще не стали господствующими.

Таким образом, колонизация Сибири в XVII – начале XVIII вв. является преимущественно земледельческой. Более того, ее успехи неразрывно связаны с развитием земледелия. Русский народ, обладая огромным земледельческим опытом смог адаптировать его в Сибири и создать новое земледелие, более высокое по своему уровню.

В течение XVII века в Сибири определились две тенденции: первая – в западно- и среднесибирских районах – тяготела к установлению трехполья, вторая – в восточном районе – к двуполью. Внедрение в земледелие залежной и паровой систем с зачатками трехполья означало качественный скачок в развитии производительных сил сибирского землепашества. С приходом русских в Сибири установились типичные для центральной и северной части русского государства сельскохозяйственные культуры. Это, прежде всего, рожь и овес. Эти культуры были единственными, возделываемыми на государевой десятинной пашне. На собинных запашках состав культур был шире. Здесь наряду с рожью и овсом встречается пшеница, ячмень, полба, ярица, горох, просо и гречиха. Но и на собинных пашнях господствующими культурами оставались рожь, овес и ячмень.

В XVII в. начинают внедряться посевы технических культур. В 1668 г., по распоряжению П.И. Годунова, в Сибири был введен посев конопли на государя. Помимо «собинной» запашки крестьянами отводили места под огороды.

Отвод огородов производился одновременно со всем землеустройством крестьянина, к примеру, в 1701 г. 16 апреля «дано ему на Тушамской повосте под двор и огород из порожних мест земли против ево братей обротчиков». Встречаются три равнозначных названия огорода – «огороды», «огородцы», «овощные» огороды. Все огороды имели потребительское назначение. Совершенно не встречаются сведения о заготовки и продаже овощей, и цен на них. Государство не облагало крестьян никакими овощными поставками. На огородах возделывалась главным образом капуста. Другие овощи имели меньшее распространение. Это можно установить на основании заявлений о потравах. «Огородных овощей, как в городе Илимске, так и в уезде, родица: капуста, ретька, свекла, морковь, репа, лук, чеснок, огурцы, тыква, бобы, горох. А более никаких овощей не бывает».

За весь период с конца XVI до начала XVIII вв. в 17-ти из 20-ти сибирских уездов появились возделанные поля. К концу XVII – началу XVIII вв. очаги земледелия существовали почти на всем пути от Верхотурья до Якутска. Величина и значение этих районов уменьшались по мере их отдаления от европейской части страны – чем дальше находился район, тем меньше в нем было земледельческого населения и, соответственно, возделываемых земель. Однако с течением времени происходило увеличение крестьянского населения и возделываемых земель с постепенным перемещением на юг в более благоприятные почвенно-климатические условия. Первым по своему значению был Верхотурско-Тобольский район, вторым Енисейский. Районами со слабым развитием хлебопашества были Томский, Кузнецкий и Ленский районы.

Таким образом, развитие сибирского земледелия в XVII – начале XVIII вв. характеризуется явной территориальной неравномерностью. Некоторые уезды не знали земледелия, другие – делали первые шаги по его развитию. Верхотурско-Тобольский и Енисейский районы в XVII в. стали житницами Сибири и снабжали излишками хлеба другие районы.

Неравномерность развития земледелия привела к образованию районов с товарным хлебом и районов, не имевших такового. Это, в свою очередь, привело к образованию районов, нуждающихся в хлебных дотациях и, соответственно, высокими ценами на зерно и районов, более или менее обеспечивающих себя хлебом. Значительное расстояние между районами затрудняло внутрисибирские поставки хлеба. Поэтому в Сибири получила развитие скупка хлеба перекупщиками с дальнейшей перепродажей в малохлебные и бесхлебные районы.

К XVIII в. производство зерна в хлебных районах достигло такого уровня, что хлебом было удовлетворительно снабжено население всей Сибири, освоенной русским населением, и поставки из Европейской России практически не требовались.

2. Одежда и материальная культура

В Западной Сибири сохранилась рациональная основа русского народного костюма. В одежде крестьян было представлено 74 (66,0 %) элемента, традиционных для сельских жителей России. Сарафанный комплекс с соответствующими женскими головными уборами, состав и способ ношения которых был аналогичен утвердившимся в европейской части страны, играл в гардеробе западно-сибирских крестьянок ведущую роль. Мужской костюм, его главные элементы рубаха и порты, верхняя тканевая (зипун, армяк, шабур) и меховая одежда (шуба, полушубок, тулуп) были такие же, как на всей территории, заселенной русскими. Старообрядцами использовались наиболее древние по происхождению виды одежды – епанечка, кунтыш, однорядка, пониток, высокая мужская шапка, убрус, поршни, вышедшие из употребления в остальных регионах страны.

В материальной культуре русского населения Западной Сибири феодального периода сохранились и некоторые специфические традиции мест выхода переселенцев. В конце XVII в. в районах первоначального освоения края в описях имущества крестьян зафиксированы наиболее древние по происхождению, известные на Русском Севере коробья, коробы для хранения вещей. Названия и устройство демонстрируют генетическую связь «неподвижной» мебели (залавок, грядка, стамик) в жилищах населения Западной Сибири и Русского Севера. Разнообразие в обозначении предметов с одинаковыми функциями (утиральник – северное, полотенце – тверское, рукотерт – новгородское, рязанское наречия) в уездах лесостепной зоны также говорит о сохранении здесь традиций мест выхода переселенцев. В старожильческих деревнях на Алтае выделялись принадлежавшие бывшим жителям Южной России «мазанки», стены которых были покрыты глиной и побелены с внешней и внутренней сторон. Алтайские староверы красили, расписывали стены, потолки и мебель по привычке в яркие цвета.

Гардероб западно-сибирских крестьянок включал 12 элементов костюма, имевших локальное бытование в Европейской России. К северно-русскому комплексу можно отнести дубас, навершник, верхник, шамшуру, колпак; к западно-русскому – юбку андарак, наметку, подубрусник; к южно-русскому – запон, получеревики. Нагрудник был характерной деталью наряда рязанских переселенок. Распространившиеся в Западной Сибири виды мужской верхней одежды: азям, чекмень, чапан – бытовали соответственно на северо-востоке, в восточных и юго-восточных губерниях России. Выявленные локальные формы одежды подтверждают сохранение традиций мест выхода переселенцев в новых условиях. Это было связано как с функциональным соответствием используемой ранее одежды, так и со стремлением зафиксировать память о родине в некоторых знаковых элементах женского костюма. В целом поддержанию русских традиций в материальной культуре крестьян, проживавших в Западной Сибири, способствовали создание на этой, как и на исходной, территории земледельческого хозяйства, приток переселенцев из России, развитие торговых связей и ремесел, особенности народного сознания.

Существенным фактором, определяющим развитие материальной культуры западно-сибирского крестьянства, являлось городское влияние. Истоки его связаны с процессами первоначального заселения и освоения региона. В XVII в. сельское хозяйство было первичным и необходимым элементом социально-экономической структуры сибирского города. Горожане-хлебопашцы (служилые люди, посадские, крестьяне) становились основателями и жителями окрестных деревень.

3. Строительство

3.1 Дома

Об общности развития культуры на территориях, заселенных в разное время русскими, свидетельствуют такие наблюдения. В XVII в. в Сибири использовались характерные для большей части государства приемы деревянного зодчества: устройство оснований домов «на стульях», сваях, стойках, камнях; техника крепления бревен в четырехугольные срубы в «углы», «в обло»; двухскатная, самцовая и стропильная конструкции крыш3. Все типы и варианты горизонтальной и вертикальной планировки жилища, известные в европейской части страны ко времени переселения крестьян за Урал, в зависимости от природно-климатических условий, миграционных процессов находили воплощение в Западно-Сибирском регионе.

В первые годы в лесостепной и степной зонах, где был дефицит строительных материалов, крестьяне-новоселы строили только избы. Со временем доля построек двухчастного типа достигала 48 %. Дома трехчастной планировки в степных и лесостепных районах составляли 19 – 65 %.

Приписные крестьяне предпочитали вариант «изба – сени – клеть». Местная администрация способствовала его сохранению. Многокамерных построек, включавших несколько жилых помещений и сени, во всех районах Западной Сибири было очень мало – до 3 %. Ими владели семьи со сложным структурно-поколенным составом, торгующие крестьяне, сельские священники и мещане.

Планировочные структуры соответствовали Двор крестьянина Треньки Федотова имущественному цензу крестьянства: у бедных были жилища однокамерного и двухчастного типа, у богатых – многочастные и зависели от людности сельского двора: семьи из 10 чел. и более имели дома трехчастного типа с вариантом «две избы, сени».

3.2 Церкви и соборы

Софийский собор в Тобольске (1621–1677 гг.)

Тобольский Собор Софии Премудрости, построенный в 1686 г., известен как первое каменное церковное сооружение Сибири. Он имел и свою «деревянную предысторию», насчитывающую более пятидесяти лет – с 1621 г., времени постройки первого деревянного собора, по 1677 г., когда храм был уничтожен в охватившем город пожаре. Период существования Софийского собора, построенного в камне, подробно рассмотрен исследователями, а деревянный вариант сооружения, несмотря на опубликованное описание, остался в стороне, исключая несколько замечаний в работах историков архитектуры. Однако именно в начале XVII в. Тобольск приобретает значение крупного военно-административного, торгового, культурного, церковного центра, становясь фактической столицей Сибири. В 20-е гг. XVII в. в Тобольскую епархию был направлен митрополит Киприан, с именем которого связана постройка первого здания Софийского собора. Сооружению храма придавался особый смысл.

Как следует из материалов переписных и копийных книг 1620–1636 гг. Тобольского архиерейского дома, деревянный собор Софии был построен в 1621–1622 гг. по царскому указу сибирским воеводам 1620 г. Для строительства церкви были использованы срубы домов, купленные у тобольских жителей. Специально на постройку заготовить лес было невозможно, а точнее, некого было нанять для этого, так как в те годы Тобольск обезлюдел из-за голода. Впрочем, приобретение готовых срубов для возведения какого-либо здания являлось вполне обычной практикой. Среди купленных построек был наполовину выстроенный сруб церкви, которую в 1620 г. священник Иван по благословению вологодского архиепископа Макария заложил в десяти саженях от Троицкой церкви и которая была задумана как пятиглавая церковь во имя Софии Премудрости. Киприан достроил эту церковь как соборную, оставив за ней название Софийской (освящена 21 октября 1622 г.), хотя грамота из Москвы предписывала поименовать церковь Вознесенской.

Детальное описание возведенного храма позволяет реконструировать его облик. Высота церкви от уровня земли до яблока была 13,5–14 саженей (более 28 м), пол находился на уровне 14 венца, что при диаметре бревен 25–28 см составляло 3,5–3,9 м. От пола до «закомар», представлявших собой крещатое бочечное покрытие, было 26 венцов (около 7 м). Таким образом, сруб сооружения поднимался на высоту 10–11 м, что составляло около трети высоты всего здания. Термин «закомары» специалистам более знаком по каменным сооружениям, но, как видно, использовали его для форм здания из дерева, что может косвенно подтверждать взаимосвязь трактовок форм этих двух типов сооружений. На основании из крещатых бочек, выходящих лбами по три на каждую из четырех сторон сруба, был установлен эффектный барабан, составленный из центрически расположенных бочек меньшего размера. Собор имел три алтаря и паперть, охватывавшую сруб с трех сторон. На паперть вела крытая лестница с тремя площадками-крыльцами, верхнее из которых имело кровлю бочкой, покрытую лемехом, два средних – бочки, крытые гнутым тесом. Собор был пятиглавым, причем центральная глава размещалась на бочечном барабане, а четыре меньшие главы – на угловых крещатых бочках.

Церковь Троицы Живоначальной в Томске.

Церковь Троицы – первое значительное культовое сооружение Томска, построенное вскоре после основания города. Известно, что она была перестроена в середине XVII в. в связи с сооружением новой Томской крепости. Просуществовала Троицкая церковь в дереве до 1811 г. Остались описания церкви и ее изображения на панорамах и планах города. По ним В. И. Кочедамов реконструировал ее как приземистый четвериковый одноапсидный храм с обширной трапезной и трехсторонней галереей, имеющий шатровый верх, замененный в XVIII в. криволинейным покрытием в стиле украинского барокко.

Однако внимательное изучение документов и иное их прочтение вынуждает предложить другую реконструкцию этого незаурядного памятника деревянного зодчества. Прежде всего, из них явствует, что Троицкая церковь постройки 1654 г. была шатровой. Длина собственно церкви (корабля) составляла 3,5 сажени (7,5 м), длина трапезной – 3 сажени (6,5 м), высота срубов до шатра – 13 сажен (27,9 м), высота шатра до шеи – 7 сажен (15,1 м). Под церковью был высокий, не менее 1,5 сажен (3,15), подклет, а на охватывающую здание с трех сторон паперть-галерею вели с земли лестницы.

Обращает на себя внимание высота церкви: без главки она составляет 20 сажен – около 43 м (этот расчет сделан еще А. Н. Копыловым). Это сразу позволяет Троицкая церковь в Томске

включить Троицкую церковь 1654 г. в ряд наиболее значительных из числа известных в русской архитектуре шатровых церквей. Используя известные по другим памятникам пропорции шатра и венчающей его главы, мы получаем общую высоту сооружения до яблока под крестом 48–51 м, что совпадает с высотой Владимирской церкви в с. Белая Слуда и Воскресенской в с. Пияла, считающихся наиболее высокими шатровыми церквами.

Церковь Троицы имела комплексное функциональное назначение культового, жилого и производственного («амбар кладной») характера. Невозможно недооценить градостроительное значение Троицкой церкви. Поднимаясь над городской горой на 50 м, она выступала как овеществленная ось города, была его главной вертикальной доминантой. Речной фасад города был исключительно выразителен, поскольку высота церкви была равна высоте самой горы над урезом воды. С утратой таких построек в черте города потеряно и представление о монументальности старинных деревянных сооружений. Между тем, такое здание, как Троицкая церковь, не «потерялось» бы и среди современной застройки (при средней высоте жилого дома около 30 м). Можно быть уверенным, что впечатление, производимое ею на современников, на фоне плотной одно-полутораэтажной застройки, было огромным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несмотря на то, что интерес к этнической культуре русских в Сибири не ослабевает на протяжении нескольких веков, эта тема остается одной из слабо изученных. Основная часть публикаций по данной тематике была посвящена отдельным группам русского этноса, сохранившим в силу своей замкнутости быта многие черты традиционной культуры. Большинство же русского населения не принадлежит к каким-либо этнографическим группам, хотя и обладает в силу различных обстоятельств некоторыми локальными особенностями. Продолжение исследований позволит решить проблему этнокультурного развития русских в Сибири, может способствовать разработке программ по сохранению и возрождению традиций русской культуры, а в дальнейшем – написанию обобщающего труда по этнической истории русских сибиряков

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Любавский М.К. Обзор истории русской колонизации с древнейших времен и до ХХ в. – М., 1996.

    Буцинский П.Н. Заселение Сибири и быт ее первых насельников. – Харьков, 1889.

    Этнография русского крестьянства Сибири: XVII – середина XIX в. – М., 1981.

    http://www.ic.omskreg.ru/

    http://skmuseum.ru/

    http://www.rusarch.ru/

В XVII в. сибирская добывающая промышленность делает первые шаги. За Уралом прежде всего стала развиваться такая ее отрасль, как «соляной промысел». Это объяснялось и повседневной потребностью переселенцев в соли, и необходимостью иметь ее в большом количестве для заготовки впрок продуктов, особенно рыбы.

На юге Западной Сибири уже в первой четверти XVII в. русские добывали самоосадочную соль хорошего качества во время специальных экспедиций в верховье Иртыша к озеру Ямыш. С 20-х гг. XVII в. поездки «по соль» стали практически ежегодными, в них участвовали до нескольких сот служилых и «всяких чинов» людей. У этих экспедиций были не только промысловые, но и торговые, а также дипломатические цели (как уже отмечалось, у озера Ямыш велись торговля и переговоры с калмыками и «бухарцами»).

Прибытие к озеру должно было поэтому происходить в торжественной обстановке. Производился салют, звучала военная музыка. Очевидцы так описывали добычу самоосадочной соли на «Ямыш-озере»: ее «ломают рычагами… и возят тележками на себе, на лошадях и на верблюдах и струги грузят». Переносу соли от озера в суда предшествовала работа по строительству или восстановлению острожков и других защитных сооружений, поскольку экспедиции на Ямыш не всегда оканчивались мирно. Соль там добывали не только «на государя» (в казну), но и «про себя», затем ее развозили по западносибирским городам. С 20-х гг. они полностью покрывали свои потребности в соли и до 40-х гг. XVII в. отправляли ее в Восточную Сибирь.

Немало соли получали также из подземных источников - «соляных ключей». В Верхотурском уезде из «ключей» соль добывали недолго, а вот к востоку от Енисея солеварение приобрело широкий по тем временам размах. С 40-х гг. благодаря ему Восточная Сибирь также стала обеспечивать себя своей солью. Центрами соледобычи там были район в устье Куты и знаменитый Кемпендяйский источник на Вилюе, где получали соль очень высокого качества, а также местность по рекам Тасееве и Манзее в Енисейском уезде.

Солеварение было сложным и трудным делом. Оно требовало привлечения множества людей: умелых специалистов-солеваров с помощниками и «подварками», дровосеков для заготовки необходимого в большом количестве топлива, кузнецов для починки и изготовления «цренов» (больших сковород для выпаривания соли). Не всегда имелось под руками и нужное количество железного «уклада» для производства необходимого оборудования. Все это увеличивало стоимость восточносибирской соли, но не являлось препятствием к расширению ее добычи. Так, в Енисейском крае со временем возникло несколько крупных солеваренных предприятий мануфактурного типа. В 70-х гг. была устроена варница под Иркутском - в широко известном позднее «Ангарском усолье». В самом конце XVII в. приступили к солеварению в Забайкалье, под Селен-гинском. В результате и Западная, и Восточная Сибирь смогли в короткий срок полностью обеспечить себя солью за счет местных ресурсов.

Закрепившись за Уралом, русские люди сразу же попытались освоить и другие виды природных богатств края. Царскими указами сибирским воеводам предписывалось «приискивать и расспрашивать всяких чинов людей и у ясашного сбору иноземцев про золотую и про серебряную, и про медную, и оловянную, и свинцовую руды, и про жемчуг, и слюду, и краски, и про железо, и про селитряную землю, и про квасцы, и про иные узорочья». Воеводы, в свою очередь, давали соответствующие «наказы» отправлявшимся в походы служилым и, кроме того, приказывали о том бирючам «кликать по многие дни» на городских площадях. В итоге местные власти получали от знающих людей важную информацию о рудах, ископаемой краске и других полезных ископаемых и отправляли эти сведения в Москву. А оттуда в Сибирь посылались новые запросы, которые давали толчок новым изысканиям.

Переселенцы внимательно присматривались к природным богатствам края и «проведывали» их не только «по государеву указу», но и по собственному почину. О наличии в крае той или иной «угоды» они в первую очередь стремились расспросить коренных его жителей. Помощь в обнаружении различных видов ценного сырья чаще всего оказывали эвенки - прекрасные знатоки таежных дебрей от Енисея до Тихого океана. Известны случаи, когда сибирские «иноземцы» в расчете на вознаграждение сами являлись к представителям российской администрации с сообщениями о месторождениях полезных ископаемых.

В ходе специально организованных экспедиций и разысканий частных лиц за Уралом открывались многие «угодные места». Например, в Верхотурском, Тобольском уездах, в Якутии (на Индигирке, Колыме), на реке Улье в XVII в. были «проведаны» горный хрустдль, сердолик, изумруды и другое «цветное узорочное каменье». В бассейне Туры на реке Нейве нашли «камень наждак», годный «ко всякому алмазному делу». На Витиме и в районе Байкала обнаружили минеральные краски различного цвета, а в Верхотурском уезде - строительный камень. На Охотском море в 1668 г. якутские служилые люди попытались наладить жемчужный промысел, выслав в Москву образцы добытого жемчуга и раковин.

Интерес Аптекарского приказа к лекарственным растениям отозвался в Сибири сбором и отправкой в столицу в соответствии с правительственными указами 1665–1696 гг. подробных сведений о целебных травах и самих трав из Якутского, Красноярского уездов.

Чтобы обеспечить сибирские гарнизоны «зельем» (порохом) собственного производства, в XVII в. специально предпринимались поиски ископаемой серы и «селитренной земли». После сообщений о находке «селитренных и серных мест» на реке Олёкме и в Иркутских степях из Москвы последовали обещания наград и указание «сыскивать» подобные месторождения «с великим раденьем неоплошно, и зелье завесть делать, чтоб проняться зельем без присылки».

Еще большую заинтересованность проявляло московское правительство к «проведыванию» в Сибири руд цветных металлов, особенно серебра - основного сырья для изготовления денег, которое Россия вынуждена была тогда полностью ввозить из-за рубежа. Экспедиции служилых людей, специально снаряжаемые для поиска серебряной руды, действовали в XVII в. от Урала до дальневосточных земель.

Пробы с каждого месторождения обычно внимательно изучались в воеводских канцеляриях («съезжих избах») и отсылались в Москву. К концу столетия изучение природных богатств края стало вестись не только более широко, но и более квалифицированно. Участникам экспедиций надлежало готовить образцы таким образом, чтобы «которая руда и на которой реке взята, и руду с рудою не мешать, покласть особо… и подписать на ярлыках, где которая взята и сколь глубока, и всякую ведомость о том рудном деле писать». Помимо качества руды, правительство интересовала экономическая целесообразность разработки найденного месторождения: «и тех мест досмотреть, и сметить, и описать, на сколько верст и сажен в длину и поперек и в глубину каких руд… мочно ли в том месте острог поставити и всякие заводы для плавки той руды завесть… и учинить опыты при себе, что из тех руд… выйдет, и те руды, и опыты, и досмотр прислать к Москве».

Хотя в итоге успехи в области цветной металлургии в XVII в. и оказались довольно скромными (были получены лишь пробные плавки меди и серебра), недооценивать значение сделанных в то время рудознатцами открытий не следует. Они послужили толчком для новых экспедиций, для глубокого научного изучения и широкого использования природных богатств края в будущем. Именно в XVII в. было, например, начато освоение нерчинских серебряных месторождений, которые в дальнейшем имели важное значение для экономики всей страны.

Однако и в рассматриваемое время немало «проведанных» землепроходцами месторождений давали жизнь различным «промыслам». Так, на Аргуни удалось наладить выплавку из местной руды свинца и тем самым пополнить боезапасы окрестных острогов. Началась разработка некоторых из обнаруженных в XVII в. месторождений слюды, особенно широко в Западной Сибири, на Енисее и в Прибайкалье. Слюдой сибиряки себя обеспечили полностью и даже вывозили ее в Европу.

Наибольшее же развитие в Сибири XVII в. получила такая отрасль добывающей промышленности, как железнорудная. И это вполне закономерно при той потребности в железных изделиях, какую обычно испытывает колонизуемая страна. В тесной связи с железнорудной находились другие развитые отрасли добывающей промышленности - солеваренная, слюдяная. Все они, как правило, совпадали с районами распространения железоделательного производства. Оно давало базу для развития всех отраслей промышленности. Кроме того, в XVII в. среди ремесленников было обычным совмещение различных профессий, особенно смежных. Кузнец, например, часто одновременно являлся рудокопом, плавильщиком, солеваром.

Первые месторождения железной руды в Сибири стали разрабатываться русскими уже в 20-х гг. XVII в. - в Туринском, Томском, Кузнецком уездах. Затем были открыты и освоены другие месторождения - в Восточном Приуралье, в Енисейском и Якутском уездах, в Приангарье и Прибайкалье. Сибирское железо нередко было очень высоким по качеству. Так, о Кузнецком месторождении современники писали, что получаемый там металл «вельми добр… лучше свейского», т. е. шведского, одного из лучших в Европе. Его за Уралом выплавляли главным образом в небольших домницах, но тем не менее Сибирь к исходу XVII столетия стала почти полностью обходиться своим железом.

Главные цели организации железоделательного производства в крае определялись в правительственных наказах предельно просто: «делать пищали и к тем пищалям ядра, и… пашенным крестьяном… ковати сошники, и косы, и серпы, и топоры, чтоб вперед с Руси железного наряду… не посылати».

Половина сибирского кузнечного производства и металлообработки располагалась в городах, половина - в сельской местности. Больше всего мастеров «железного дела» оказалось в уездах Западной Сибири (в Верхотурском, Тобольском, Тюменском), а также в Енисейском (о нем в документе 1685 г. говорилось как о месте, где «кузнецов и бронных мастеров многолюдство»). Всего в Сибири к концу XVII в. металлообработкой было занято более тысячи человек. Они делали сошники, косы, серпы, топоры, ножи, дверные петли, сверла, подковы, пешни, заступы, скобы, гвозди, котлы, воинские доспехи, копья, бердыши, ядра, чинили и (реже) изготовляли пищали, иногда лили пушки и колокола.

Железоделательным производством, как и солеварением, занимались и частные лица, и казна. Оно было преимущественно мелким, но действовали и сравнительно крупные заводы: Ни-цынский казенный завод, железоделательный завод Долматова монастыря, завод Тумашевых в Верхотурском уезде на реке Нейве, который являлся первым в Сибири крупным частным предприятием, применявшим наемную рабочую силу, и производил до 1200 пудов железа в год.

Вспомним, что крупное производство складывалось и в других отраслях сибирской промышленности - в судостроении, солеварении, изготовлении кож… И хотя мануфактуры в Сибири XVII в. возникали нечасто и, как правило, были недолговечны, их роль в развитии сибирской экономики не следует недооценивать. Сам факт появления предприятий такого рода на далекой восточной окраине Российского государства свидетельствовал о единстве экономических процессов по обе стороны от Уральских гор, о достижении сибирской промышленностью качественно нового этапа в своем развитии.

При общем сравнении с Европейской/ Россией достижения промышленности в Сибири XVII в. могут, правда, показаться довольно скромными. Этого, однако, не будет, если сравнивать уровень промышленного производства в дорусской (XVI в.) и русской (XVII в.) Сибири. При всякого рода сопоставлениях нельзя забывать и о таких обстоятельствах, как малочисленность и большая разбросанность населения, и о тех условиях, в которых русские налаживали за Уралом промышленное производство. Обычным явлением в Сибири того времени были военная опасность, голод, нехватка самых простых и самых необходимых вещей. Учитывая все это, успехи сибирской промышленности в XVII в. нельзя называть незначительными. Достижением было уже то, что к началу следующего столетия за Уралом были представлены почти все отрасли ремесла.

Разумеется, не все они были хорошо развиты на восточной окраине России. И в конце XVII в., и в более позднее время в Сибирь еще продолжало поступать много промышленных изделий, особенно тканей. Вместе с тем резкое сокращение к концу XVII в. ввоза важных для сибиряков товаров наглядно свидетельствовало о становлении и успехах местного ремесла.

Значение для Российского государства «торгов и промыслов» Сибири в XVII в. хорошо понимали и некоторые современники. Оказавшийся в 1661–1676 гг. в тобольской ссылке выдающийся мыслитель своего времени Юрий Крижанич писал: «Сибирь и ныне нам полезна, но может стать гораздо полезнее». Показательно, что, помимо выгод от пушных про* мыслов и торговли с южными соседями, Крижанич отметил наличие в Сибири «железных руд», дающих возможность «получать оттуда всякое хорошее оружие и железо».