Открытый урок истории "славянские воины и богатыри". Воинские традиции древних славян и руси

Друзья! Выставляем для Вас статью от Евгения Тарасова!

«Славяне – внуки Богов, а не рабы божьи!»

Ведическое Православие.

В наши дни широко распространено мнение, что РПЦ представляет собой Православие, иногда даже опускается термин самого Христианства, подразумевая, что это есть тождественно, естественно, не беря в учёт само Славянство. По мнению клириков РПЦ Славянство здесь вообще ни причём.

В сентябре 2010 года, отвечая на вопросы корреспондента телеканала «Россия», патриарх Кирилл явно увлёкся и открыл своё истинное лицо - лицо космополита: https://www.youtube.com/watch?v=VYvPHTYGwVs

«… А кто такие были славяне? Это варвары, люди, говорящие на непонятном языке, это люди второго сорта, это почти звери. И вот к ним пошли просвещенные мужи (выходцы из просвещённого греко-римского мира Кирилл и Мефодий), принесли им свет Христовой истины и сделали что-то очень важное - они стали говорить с этими варварами на их языке, они создали славянскую азбуку, славянскую грамматику и перевели на этот язык Слово Божие…».

Но так ли это на самом деле?

Конечно же нет – это на самом деле грубая ложь! И думать так – это или крайнее невежество, или определенно злонамеренное искажение правды.

Есть большая и славная история у Славян! Давно поставлена под сомнение версия о появлении славянского государства примерно тысячу лет назад. Вот мнение известнейшего учёного, крупнейшего русского археолога и историка двадцатого века академика Академии наук СССР и Российской академии наук Б.А. Рыбакова: «Говоря об истинных славянских богах, мы отчётливо представляем даты зарождения культа того или иного бога. Бога Ра - около 50 тысяч лет назад. Бога Велеса – около 40 тысяч лет назад. Славянская Богиня Макошь занимает в этом ряду такое же древнее место - около 40 тысяч лет назад».

Славянство - это древнейшая мировая Вера на нашей планете. Основным стержнем Славянства является Древнерусская Ведическая Культура. Славяне - это арийцы - русы - русские, придерживающиеся Древнерусской Ведической Веры, которые славят Правь - законы Космоса и Природы - всеобщий закон Сварога, управляющий миром. Славить Правь - это славить Бога. Славить Правь - это и есть Православие. Как видим, так называлась уже в ту далёкую пору Вера наших Предков. Славянство дало основу всем ныне существующим мировым религиям.

РПЦ же представляет собою всего лишь одну из многих сектуальных разновидностей Христианства наряду с другими, имеющими право на существование, как впрочем, и другие конфессии и веры.

Но поскольку в настоящее время наше прошлое стало плотно наполняться порочными мифами, подобно вышеприведённым, то важно узнать более детально о понятии «Православие», которое действительно является неотъемлемой составляющей национального признака Славянских народов.

Выясним истинное содержание древних слов «Правь» и «Славь», которые составляют основу приведенного понятия, состоящего из двух корней.

Исконное Славянское слово «Правь» легло в основу таких священных понятий, как: ПРАВда, ПРАВило, сПРАВедливый, ПРАВедник, ПРАВитель и другие. Все эти слова ассоциируются у нас со Светом – Добром. Причина этого в том, что в древности Мир, где жили Вышние Боги, назывался не иначе как ПРАВь.

Следовательно, слова, которые имеют корень «Прав», связаны с Богом, божественным, а потому имеют позитивное значение. В Прави находятся Родные Боги и Души Светлых Предков. Таким образом, Правь – это не только мир Богов, это Поконы, по которым живут люди и Боги.

Вера Предков в Правь никогда не исчезала, её невозможно побороть, ведь она является живой Душой НаРода. Ни принуждение, ни пытки властей, ни сжигание на костре не вынудили наш НаРод принять чужую веру.

Потому инородцы, подменив понятия, и присвоив себе традиционные названия и обряды, тем самым начали подгонять их под собственное рабовладельческое вероучение, которое действует и по сей день.

Так, наш Бог Сварог стал Саваофом, Великая Матушка Лада именовалась исключительно Богоматерью, от многих имен Велеса остались только Власий и Василий, Перуна переименовали в Илью, но оставили Громовержцем, от Даждьбога остался только эпитет Сын Божий, Световита превратили в Святого Витая и тому подобное…

Это, в конечном счёте, повлекло постепенную утрату смысла Родных обрядов и названий, искривление и упрощение Ведической Веры наших Предков. Но как бы не было тяжело, Роды Волхвов сберегли Веру в неизменном виде, зная, что наступит время Великого Возрождения.

Сегодня многие Славяне осознали начало нового Вселенского подъёма и расцвета Ведической духовности. Традиция говорит, что священное понятие «Правь» – это совокупность Божественных Поконов, которые Правят Вселенной.

Вторая составляющая словосочетания «Православие» – «Славь» – это имя Богини Славы-Славуни – жены Богумира.

Богумир продолжил дело своих деда и отца Перуна и Тарха Перуновича Даждьбога. Он объединил Русов в Великую Державу, раскинувшуюся чуть ли не на всю Евразию и простоявшую тысячелетие.

Богумир женился на Славе - дочери бога Мана, внучке бога молитв Бармы, правнучке самого Бога Рода. Ему была предназначена великая роль. Ведь в давние времена, за много тысяч лет до наступления Тёмных времен (Ночи Сварога) произошла великая сеча и междоусобица в роде земном. Восстали души, в кривду впали и пожелали повергнуть Свет Белый себе под ноги. Великую беду та междоусобица Земле принесла, повсюду остались следы от страшных потрясений.

Не было тогда верха ни за родами Славных, ни за Кривдой, но сталась великая беда: погибли в сече поконоколенники (первопредки, волхвы - давшие начало новым Арийским Родам, такими были, например, Арий и др.), прервалась цепь Радения, потерял род земной Покон Рода Всевышнего. Тогда стали старотцы глаголить к СВА, чтобы сошли боги в Явь раскрыть мудрость свою.

И сошли боги на Землю, и увидели Великие Родичи на землях нынешней Руси людей добрых и честных, что Род свой от Сокола-Рода выводили. И был сей Род смелым и мужественным, к труду стремящимся.

Светлы умом были люди, жили они в мире и согласии, старотцов слушаясь, на богов родных делами своими равняясь.

Вот за то, что старотцы родным богам внимали и славили их верно, заветы исполняя, и дали боги людям старшего в роду - Отца Богумира. Стал он Спасом - человеком в Яви будучи, с богами всегда сопряжённым и хранящим в себе сознание и силы божеские.

Дали Сварог с Ладой Богумиру и жене его Славе верные заветы, Мудрость Веры и Веды Православной, что оборвалась со времён Старотца Мира.

Получается, что возродителями Рода Славян стали Богумир и Слава. По преданию - это Сварог и Лада сошли на землю для восстановления знаний, воссоздания Рода Славян. Далее были и другие Спасы, которые приносили знания и передавали их народу.

Целью духовного развития в Русской Родной Православной Вере является ясное осознание законов Мироздания (законов Прави, Покона), что позволяет душе сотворить собственный мир, и это помогает ей достичь наивысшего проявления.

Свою жизнь Богумир посвятил тому, чтобы научить Роды Славных семейному ладу. Они с матушкой Славой положили начало науке, которая называется Родоладом. Да иначе и быть не могло, потому что они были душами, которые несли в себе великую силу Сварога и Лады, Светоносных Небесных Супругов.

Род - начало, прародитель и создатель всего сущего, Явного и Неявного, живого и неживого, Вышний Вседержитель, Всеединый бог. Имя его живёт в таких словах, как Родитель, Родной, Рождать, Родина, наРод, приРода, поРода, уРожай, Родник и многих других. Но в первую очередь, Род - это творческая, призывающая к жизни, производящая сила вообще, он - основа всего!

Получается, что Родолад - это система взглядов на создание семьи, предназначение мужчины и женщины, мужа и жены. Она говорит об обязанностях родителей и детей, об обустройстве пространства любви и о том, как поддерживать Огонь в семейном очаге, о долге перед родом и обществом.

Родолад - это понимание и проведение родовых праздников, обрядов, сохранение традиций, поддерживающих культуру семьи, умение общаться и жить в гармонии с энергиями и стихиями Всемирья - богами. Наука Родолад мудро и методично помогала девочке стать девушкой, женщиной, матерью, а мальчику - юношей, мужчиной, отцом…

Согласно священным славяно-арийским писаниям у каждого человека есть своё предназначение. Так Отец Сварог - Вышний бог телесного мира - создал Вселенную, а его жена - Мать богов Лада - наполнила её любовью и гармонией. Каждый мужчина творит мир своей семьи, создаёт и добывает блага, а женщина - Берегиня, наводит порядок - даёт лад всему тому, что сотворил её муж. Такие семьи являются носителями духовной силы народа. Счастливая семья - основа Рода, а процветающие Роды обеспечивают процветание Родины!

Восстановив Покон Рода Всевышнего и передав его своим потомкам, Спас Богумир вместе со Славой воссоздали священную общность Арийских народов. Всех русов-славян объединяет не только кровь, но и высокодуховное происхождение. Все вместе потомки славяно-арийцев составляют Семью Душ, Духовный Род Славных, который чтит единого и многопроявленного Бога Богов - Род Всевышнего!

И с тех пор каждый потомок Богумира и Славы, всё Славянство несёт в себе ту Изначальную Божественную Искру!

Таким образом, само содержание понятия «Православие» дословно понимается как «Правь Славление», а мировоззренческое глубинное - как «Правь Мира Вышних Богов». Именно в таком понимании употребляется слово «Православие» в Родной Ведической Вере Русов.

Употребление имени Славянской богини Славы и названия Мира Славянских Богов Прави в названии чужой религии - верх хитрости и подмены понятия.

Православие – это духовный путь Славянских народов, даже сейчас это слово существует только в языках наших братских народов.

А англосаксы, своим искусственным, корявым языком, внедрённым при переформатировании Европы с помощью латиницы, как эсперанто, - вообще извратили это понятие, спустив его до понятия рабов.

Так, например, слово Slav, Slavs – переводится с английского на русский, как Славянин, Славяне, в тоже время уже Slave, Slaves – это раб, рабы, и произносятся практически одинаково. Думается, что это сделано не случайно нашими заклятыми «друзьями», или как их называет нынешняя властная «элита» - своими партнёрами…

Когда мы именуем себя исповедниками Славянской Веры, то определяем свой путь в Явном мире, направленный на Единение Рода Небесного и Рода Земного. Именуясь исповедниками Ведического Православия, мы определяем направление нашего духовного развития – на Единение с Вышними Богами Прави.

Однако, если мы обратимся к истории Христианской церкви и спокойно, основательно, без всяких предвзятостей ознакомимся с нею, то легко получим ответ на вопрос: откуда же взялось так называемое «православное христианство»?

Летописи Х-XIV веков убедительно свидетельствуют, что Христианство пришло на Русь из Греции под названием «вера Христова», «новая вера», «истинная вера», «греческая вера», а чаще всего - «правоверная вера христианская».

Особо следует обратить внимание на то, что впервые слово «православие» встречается в «Послании митрополита Фотия Псковского» 1410-1417 годов, то есть через 422 года после внедрения Христианства на Руси. А словосочетание «православное христианство» и того позже – в Псковской первой летописи 1450 года, через 462 года после крещения Руси. Это, естественно о многом говорит и вызывает серьёзное удивление.

Если слово «православие» действительно имеет отношение к Христианству, как утверждают нынешние клирики РПЦ, то почему его не использовали сами христиане на протяжении полтысячелетия?

Следовательно, можем отметить, исходя из фактов, подтверждённых документами, написанными в летописях монахами: «православными» христиане стали лишь 597 лет назад. И 422 года они называли себя только «правоверными». И это подтверждается также тем, что греческое слово «ортодоксия» в переводе на русский означает - «правоверие». У греков «ортос» - правильное, «прямое», а «доксос» – «мысль», «убеждение», «вера». Именно поэтому в Западном мире христиан восточного обряда зовут не иначе как «ортодоксы».

Странным выглядит церковный перевод слова «ортодоксия» – «православие», потому что слово «слава» по-гречески произносится как «кюдос», отсюда название древнего города Кидония на Крите, которое переводится «Славное». Поэтому, если восточные христиане действительно «православные», само вероисповедание должно именоваться как минимум «ортокюдос».

Развязка этого противоречия нам известна. Греко-ортодоксия (правоверное христианство) в XVI в., после захвата Русинских земель Польшей, оказалось в жесткой борьбе с римо-католицизмом. Потому, ища себе опору, церковь пришла к единственному спасительному выходу – частично перенять Ведические духовные обычаи Русов.

В первую очередь они превратили «правоверную веру христианскую» в «святое православие». А затем они перестали бороться с ведическими обычаями и приняли как своё писание: культ Предков, Зелёные святки, Купальские святки, Покров, Калита, Коляда, Стреча (Сретенье) и другие.

Нам же, нынешним Русам, для того чтобы возобновить Лад и Единство с Родными Богами, надо начинать с постижения духовного богатства, которое сохранили для нас наши Предки – сущности Истинного Православия – Родной Ведической Православной Веры - Славянства.

Вера наша испокон веков была и останется вечно Православной, потому что всегда указывает нам путь к Родным Богам Прави. Православными извечно были наши отцы, деды и прадеды, и нам быть такими же!

Мы ни с кем не боремся и никому себя не противопоставляем. Разные культы пользуются и терминами, и даже символикой наших Предков, ну что же пусть пользуются. Только у образованных и культурных людей всегда есть при себе первоисточники – это Наследие наших Великих Предков.

Понимание и восприятие всего этого богатства сделает нас сильнее, ибо Истинная Вера – это Веда Прави - знания о Мире, Вселенной и Поконов Русских Богов. Именно это так нужно сейчас - для Единства и Силы Славянского Рода!

Сейчас же, к сожалению, с нами ещё со всеми не всё в порядке…

Смотрю вокруг и больно мне, во что мы Русскую Державу превратили?! Живём мы на своей Святой Земле которую нам наши Предки подарили, они её как жизнь любили и, защищая своей кровью окропили. Её пролиты были реки во времена той давней, да и новой сечи, когда стояли как один и горожанин и крестьянин. Ну а сейчас во что мы Род свой обратили?! Шакалов стаю к власти допустили. Они на нас лишь набивают свой карман, продают то, что было создано большим трудом, жизни наши продают, плюя на всех, на свой НаРод, что ставил Русь, что был всегда непобеждённый. Я Русский, Славянин и тем горжусь! Горжусь Землёй, той на которой был рождённый! В ней вольный Русский Дух и никогда тот Дух не будет угнетённый! И знаю я, что сквозь года своих сынов Россия Мать с колен поднимет и Русский Дух, собрав всех в славную святую рать, шакалье бремя это скинет и заживёт наш Русский Род, как жил в те тысячелетия творенья и будет жизнью славить он своё Славянское Наследье!..

Евгений Тарасов.

P.S. от Администрации: надеемся, что мы не задели ничьи чувства, помните, друзья, у каждого свое мнение!

На войну славяне шли обычно пешими, в кольчуге, голову покрывал шлем, у левого бедра находился тяжелый щит, за спиной — лук и колчан со стрелами, пропитанными ядом; кроме того, они были вооружены обоюдоострым мечом, секирой, копьем и бердышом. С течением времени славяне ввели в военную практику и конницу. Личная дружина князя у всех славян была конной.

Постоянного войска у славян не было. В случае военной необходимости в поход выступали все мужчины, способные носить оружие, а детей и жен с пожитками они укрывали в лесах.

Славянские племена в VI веке вели оседлый образ жизни, что подтверждается характером их занятий и устройством поселений, которые обычно находились в лесах и болотах. Это были городища, состоявшие из землянок со многими выходами, чтобы в случае нападения можно было скрыться через один из запасных ходов. Селились славяне и на реках и озерах, где сооружались особые дома — свайные постройки. Таким образом, поселения славянских племен были надежно укрыты и труднодоступны, а поэтому отсутствовала надобность в строительстве таких оборонительных построек крепостного типа, какие, например, сооружались в Древнем Египте, на Ближнем Востоке, в Греции и Риме.

Древние славяне умели делать моноксилы — лодки-однодревки, на которых они по рекам спускались к Понту. На лодках славянские воины появлялись под Корсунем в Крыму, под Константинополем и даже на Крите в Средиземном море.

По свидетельству византийского историка Прокопия,склавины и анты отличались очень высоким ростом и огромной силой, а вот как он описал внешний вид древних славян: «Цвет кожи и волос у них не очень белый или золотистый и не совсем черный, но все же они темно-красные». Издревле летописцы отмечали у склавин и антов ловкость, выносливость, гостеприимство и любовь к свободе.

Из рассказов Маврикия, как и из других источников, можно сделать вывод, что у славян существовала кровная месть, следствием которой являлись вооруженные конфликты между племенами.

Особенностью развития славянских племен являлось отсутствие у них долгового рабства; рабами были только военнопленные, да и те имели возможность выкупиться или стать равноправными членами общины. Это было патриархальное рабство, которое у славян не превратилось в рабовладельческий строй.

У славян существовала родовая община, которая имела земельную собственность. Частной собственности на землю не было и тогда, когда семья стала получать определенное пахотное поле, так как пахотная земля периодически подлежала переделу. Выгоны, леса, луга, охотничьи и рыбные угодья продолжали оставаться общинной собственностью.

По сообщению Прокопия, «эти племена, склавин и антов, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим». Вече (собрание рода или племени) было высшим органом власти. Делами ведал старший в роде (староста, господарь).

Уже в конце V века стали возникать более или менее значительные объединения славянских племен для отражения нападения врагов или организации походов в пределы Восточной Римской империи. Войны способствовали упрочению власти военачальника, который стал называться князем и иметь свою дружину.

Общественное устройство славян в VI веке представляло собой военную демократию, органами которой были вече или собрание племен, совет старейшин и князь — военачальник. Некоторые военачальники поступали на службу в армию Восточной Римской империи. Но славянские племена обосновывались на Балканском полуострове не в качестве наемников, а в качестве завоевателей.

Маврикий отмечал, что у славян существовала межплеменная рознь. «Не имея над собой главы, — писал он, — они враждуют друг с другом; так как между ними нет единомыслия, то они не собираются вместе, а если и соберутся, то не приходят к единому решению, так как никто не хочет уступить другому». Для борьбы со славянами Маврикий рекомендовал пользоваться их межплеменной рознью, натравливать одни племена на другие и этим самым ослаблять их.

Византийские политики очень опасались крупных политических объединений славян.

Когда славянам угрожала внешняя опасность, племена забывали все свои распри и объединялись для общей борьбы за независимость. Говоря о борьбе аваров и «склавинского народа» в конце VI века, Менандр, византиец, сообщил ответ славянских старейшин вождю аваров, который потребовал от славянских племен покориться ему и платить дань. «Родился ли на свет, — спрашивали склавинские старейшины, — и согревается ли лучами солнца тот человек, который бы подчинил себе силу нашу?».

Восточные источники говорят о славянах как о воинственном народе. Так, арабский писатель Абу-Обеид-Аль-Бекри в своих трудах отмечал, что, если бы славяне, этот могущественный и страшный народ, не были разделены на множество колен и родов, никто в мире не мог бы им противостоять. Об этом же писали и другие восточные авторы. Воинственность славянских племен подчеркивали почти все византийские писатели.

По сообщению Маврикия, у славянских племен имелись дружины, которые комплектовались по возрастному принципу — в основном молодыми, физически сильными и ловкими воинами.

Количество сражавшихся обычно исчислялось сотнями и тысячами, значительно реже — десятками тысяч. В основе организации войска лежало деление на роды и племена. Возглавлял воинов рода старейшина (староста), во главе племени стоял вождь или князь.

Древние источники отмечали силу, выносливость, хитрость и храбрость славянских воинов, которые к тому же владели искусством маскировки. Прокопий писал, что воины-славяне «привыкли прятаться даже за маленькими камнями или за первым встречным кустом и ловить неприятелей. Это они не раз проделывали у реки Истр». Во время осады одного из городов готов византийский полководец Велизарий вызвал воина-славянина и приказал ему добыть языка. «И вот этот славянин, ранним утром пробравшись очень близко к стенам, прикрывшись хворостом, спрятался в траве». Когда подошел к этому месту гот, славянин внезапно схватил его и доставил живым в лагерь.

Маврикий сообщал об искусстве славян скрываться в воде: «Мужественно выдерживают они пребывание в воде, так что часто некоторые из числа остающихся дома, будучи застигнуты внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту специально изготовленные, большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне (реки), дышат с их помощью; и это они могут проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их (присутствии)».

Относительно оружия славянских воинов Маврикий писал: «Каждый вооружен двумя небольшими копьями, некоторые имеют также щиты, прочные, но труднопереносимые. Они пользуются также деревянными луками и небольшими стрелами, намоченными особым ядом, сильно действующим, если раненый не примет раньше противоядия или (не воспользуется) другими вспомогательными средствами, известными опытным врачам, или тотчас же не обрежет кругом место ранения, чтобы яд не распространился по остальной части тела». Кроме лука и дротиков для метания, о которых говорил Маврикий, славянский воин имел копье для удара, секиру, бердыш и обоюдоострый меч.

Кроме большого щита славяне имели кольчугу, которая надежно прикрывала и в то же время не стесняла движений воина в бою. Кольчугу изготовляли славянские мастера. В этот период у норманнов доспехи были из кожи с прикрепленными к ней металлическими планками; византийские воины имели кованые доспехи, сильно стеснявшие движения. Таким образом, доспехи славян выгодно отличались от доспехов их соседей — норманнов и византийцев.

У древних славян было два рода войск — пехота и конница. В Восточной Римской империи при правителе Юстиниане (ок. 670—711 гг.) на службе находились конные славянские отряды, в частности у Велизария в коннице служили славяне. Командиром конницы был ант Доброгост. Описывая поход 589 года, древний историк Феофилакт Симокатт сообщал: «Соскочив с коней, славяне решили немного передохнуть, а также дать отдых своим коням». Таким образом, эти данные подтверждают наличие у славян конницы.

Во время сражений славяне широко применяли внезапные нападения на противника. «Сражаться со своими врагами, — писал Маврикий, — они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются (засадами), внезапными атаками, хитростями, и днем и ночью, изобретая много (разнообразных) способов. Имея большую помощь в лесах, они направляются к ним, так как среди теснин они умеют отлично сражаться. Часто несомую добычу они бросают (как бы) под влиянием замешательства и бегут в леса, а затем, когда наступающие бросаются на добычу, они без труда поднимаются и наносят неприятелю вред. Все это они мастера делать разнообразными придумываемыми ими способами с целью заманить противника».

Маврикий рассказывал, что в искусстве форсирования рек славяне превосходили «всех людей». Находясь на службе в войске Восточной Римской империи, славянские отряды умело обеспечивали форсирование рек. Они быстро изготавливали лодки и на них перебрасывали на другой берег крупные отряды войска.

Лагерь славяне обычно разбивали на высоте, к которой не было скрытых подступов. При необходимости дать бой на открытом поле они устраивали укрепление из повозок. Феофилакт Симокатт поведал о походе одного славянского отряда, который вел бой с римлянами: «Так как это столкновение для варваров (славян) было неизбежным (и не предвещало успеха), то они, составив повозки, устроили из них укрепление лагеря и в середину этого лагеря поместили женщин и детей». Славяне связали повозки, и получилось сомкнутое укрепление, с которого они метали копья в противника. Укрепление из повозок было весьма надежной защитой от конницы.

Для оборонительного боя славяне выбирали труднодоступную для противника позицию или же насыпали вал и устраивали засеки. При штурме укреплений противника они применяли штурмовые лестницы, «черепахи» и осадные машины. В глубоком построении, положив щиты на спину, славяне шли на штурм.

Хотя Маврикий и говорил, что славяне не признавали военного строя и при наступлении продвигались вперед все вместе, это, однако, не означает, что у них не было боевого порядка. Тот же Маврикий рекомендовал выстраивать против славян не очень глубокий строй и атаковать не только с фронта, но во фланги и с тыла. Отсюда мы можем сделать вывод, что для боя славяне располагались в определенном порядке. «Иногда они, — писал Маврикий, — занимают очень крепкую позицию и, охраняя свой тыл, не дают возможности вступить в рукопашный бой, равно и окружить себя или ударить с фланга, или зайти к ним в тыл».

Если славяне отражали все атаки, то, по мнению Маврикия, оставалось одно средство — преднамеренно отступить, чтобы вызвать неорганизованное преследование, которое расстроит боевой порядок славян и позволит одержать победу внезапным ударом из засады.

Начиная с I века славянские племена боролись с войсками Римской империи. Древние источники упоминают восточнославянские племена, которые сражались с римскими завоевателями. Имеется сообщение готского историка Иордана о борьбе готов с анта-ми в IV веке. Отряд готов напал на антов, но вначале потерпел поражение. В результате дальнейших столкновений готам удалось захватить вождя антов Божа с сыновьями и 70 старейшинами и казнить их.

Более подробные сведения о войнах славянских племен относятся к VI—VIII векам, когда славяне вели борьбу с Восточной Римской империей.

К началу VI века натиск славянских племен из-за Дуная настолько усилился, что правитель Восточной Римской империи Анастасий в 512 году был вынужден построить линию укреплений протяжением 85 километров от Селимврии на Мраморном море до Деркоса на Понте. Эта линия укреплений получила название «Длинная стена» и находилась в 60 километрах от столицы. Один из современников назвал ее «знаменем бессилия, памятником трусости».

Во второй четверти VI века император Юстиниан, готовясь к борьбе со славянами, усиливал свою армию и строил оборонительные сооружения. Он назначил, по сообщению Прокопия, начальником охраны на реке Истр Хильбудия, который три года подряд успешно оборонял рубеж Дуная от нападений славянских племен. Для этого Хильбудий ежегодно переправлялся на левый берег Дуная, проникал на территорию славян и производил там опустошения. В 534 году Хильбудий переправился через реку с небольшим отрядом. Славяне выступили «против него все поголовно. Битва была жестокая, пало много ромеев, в том числе и их начальник Хильбудий». После этой победы славяне беспрепятственно переправлялись через Дунай для вторжения в глубь Балканского полуострова.

В 551 году отряд славян численностью более 3 тысяч человек, не встретив никакого противодействия, переправился через реку Истр. Затем, после переправы через реку Гевр (Марица), отряд разделился на два отряда. Византийский военачальник, имевший большие силы, решил воспользоваться этим своим преимуществом и уничтожить разрозненные отряды в открытом бою. Но славяне опередили ро-меев и разбили их внезапным нападением с двух направлений. Этот факт показывает умение славянских военачальников организовывать взаимодействие своих отрядов и осуществлять внезапное одновременное нападение на противника, имеющего превосходящие силы и действующего наступательно.

Вслед за этим против славян была брошена регулярная конница под командованием Асбада, который служил в отряде телохранителей императора Юстиниана. Отряд конницы дислоцировался во фракийской крепости Тзуруле и состоял из отличных всадников. Один из славянских отрядов атаковал византийскую конницу и обратил ее в бегство. Многие византийские всадники были убиты, а сам Асбад взят в плен. Из этого примера мы можем заключить, что славяне имели конницу, которая успешно сражалась с римской регулярной конницей.

Разбив регулярные полевые войска, отряды славян приступили к осаде крепостей во Фракии и Иллирии. Проко-пий сообщил очень подробные сведения о взятии славянами сильной приморской крепости Топер, находившейся на фракийском побережье в 12 днях пути от Византии. В этой крепости имелся сильный гарнизон и до 15 тысяч боеспособных мужчин — жителей города.

Славяне решили прежде всего выманить гарнизон из крепости и уничтожить его. Для этого большая часть их сил расположилась в засаде и укрылась в труднопроходимых местах, а незначительный отряд подошел к восточным воротам и начал обстреливать римских солдат: «Римские воины, находившиеся в гарнизоне, вообразив, что врагов не больше, чем сколько они видят, взявшись за оружие, тотчас же вышли против них все. Варвары стали отступать, делая вид для нападающих, что, испуганные ими, они обратились в бегство; римляне же, увлеченные преследованием, оказались далеко впереди укреплений. Тогда поднялись находившиеся в засаде и, оказавшись в тылу у преследующих, отрезали им возможность возвратиться назад в город. И те, которые делали вид, что отступают, повернувшись лицом к римлянам, поставили их между двух огней. Варвары всех их уничтожили и тогда бросились к стенам». Так был побежден гарнизон Топера. После этого славяне двинулись на штурм крепости, которую обороняло население города. Первый приступ, недостаточно подготовленный, был отражен. Оборонявшиеся бросали камни в штурмующих, выливали на них кипящее масло и смолу. Но успех горожан был временным. Славянские лучники стали обстреливать стену и заставили оборонявших покинуть ее. Вслед за этим штурмующие приставили к стенам лестницы, проникли в город и овладели им. При этом хорошо взаимодействовали лучники и штурмовые отряды. Славяне были меткими стрелками из лука и поэтому смогли заставить оборонявшихся покинуть стену.

Представляет интерес поход в 589 году Петра, военачальника византийского императора Маврикия, против сильного славянского племени под предводительством Пирагаста.

Император требовал от Петра быстрых и решительных действий. Войско Петра снялось из укрепленного лагеря и в четыре перехода достигло района, в котором находились славяне; ему предстояло форсировать реку. Для разведки противника была выслана группа в 20 воинов, которая двигалась ночью, а днем отдыхала. Проделав тяжелый ночной переход и переправившись через реку, группа расположилась в зарослях для отдыха, а охранения не выставила. Воины заснули и были обнаружены конным отрядом славян. Ромеи были взяты в плен. Захваченные разведчики рассказали о замысле византийского командования.

Пирагаст, узнав о плане противника, с крупными силами двинулся к месту переправы ромеев через реку и там скрытно расположился в лесу. Византийское войско подошло к переправе. Петр, не предполагая, что в этом месте может быть противник, приказал переправляться через реку отдельными отрядами. Когда на другой берег переправилась первая тысяча человек, славяне окружили их и уничтожили. Узнав об этом, Петр повелел переправляться всему войску, не разделяясь на отряды. На противоположном берегу византийцев ожидали ряды славян, которые, однако, рассеялись под градом стрел и копий, бросаемых с судов. Воспользовавшись этим, ромеи высадили свои крупные силы. Пирагаст был смертельно ранен, и войско славян в беспорядке отступило. Петр из-за отсутствия конницы не мог организовать преследование.

На другой день проводники, которые вели войско, заблудились. Ромеи трое суток не имели воды и жажду утоляли вином. Войско могло погибнуть, если бы не пленный, указавший, что вблизи находится река Геликабия. Наутро римляне подошли к реке и бросились к воде. Находившиеся в засаде на противоположном высоком берегу славяне стали поражать римлян стрелами. «И вот римляне, — сообщает византийский хронист, — построив суда, переправились через реку, чтобы схватиться с врагами в открытом бою. Когда же войско оказалось на противоположном берегу, варвары всей массой тотчас напали на римлян и их одолели. Побежденные римляне бросились бежать. Так как Петр был наголову разбит варварами, то главнокомандующим назначается Приск, а Петр, отрешенный от командования, вернулся в Византию».

Славянские воины храбро сражались, следуя решениям, принятым на собрании племени. Готовясь к отражению надвигающейся агрессии, они давали клятву: стоять насмерть за отца и брата, за жизнь своих сородичей.

Плен у славян считался величайшим позором. Слово чести ценилось очень высоко, оно обязывало воинов в любых условиях быть верными ратному побратимству — наиболее древнему обычаю взаимовыручки и взаимопомощи в бою.

Князь Святослав перед битвой с греками в 971 году обратился к воинам со словами: «Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим — должны сражаться… Если же побежим, позор нам будет. Так не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о своих сами позаботьтесь». Воины ответили: «Где твоя голова ляжет, там и свои головы сложим». В той жестокой сечи десять тысяч воинов Святослава одолели стотысячное войско греков.

Воинские клятвы славян были скреплены именем бога Перуна, поскольку он был покровителем княжьим и дружинным. Находясь на чужбине, воины в честь Перуна втыкали в землю свои боевые мечи, и в этом месте становилось как бы его походное святилище.

Воинская культура славянских народов была и остаётся одной из неразгаданных тайн отечественной и мировой истории. Парадокс состоит в том, что даже в рамках единой концепции зачастую превозносится до небес мастерство славянских воинов, и ставится под сомнение боеспособность славянского войска, да и сам факт существования сколько-нибудь стройной военной организации. Сведения и мнения о вооружении, тактике, военно-социальной структуре славянского войска неоднозначны и противоречивы.

Основой славянской воинской системы были локальные действия, а не истребление противника, правильная тактика, плановый захват территории и действия, характерные для постоянных армий и оправдывающие их существование, поэтому задачей воинского обучения было выживание в бою: поединке, групповой схватке, стычке с превосходящим неприятелем одиночного бойца, а затем и согласованные действия отряда. Уступая иным народам в вооружении и профессионализме, славяне превосходили их в мастерстве, использовании условий местности, организации разведки, засад и внезапных нападений либо уклонении от нежелательного боя всего того, что обозначалось термином скифская война. Превосходство не количеством, а силой духа, выносливостью, умением терпеть лишения, обходиться малым для достижения большой цели вот основной стержень залога победы воинской культуры славянских народов.

Византийские историки отмечали, что славяне « очень высокого роста и огромной силы. Цвет волос у них очень белый и золотистый. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают». Далее: «Они превосходные воины, потому что военное дело становится у них суровой наукой во всех мелочах. Высшее счастье в их глазах погибнуть в битве. Умереть от старости или от какого случая - это позор, унизительнее которого ничего не может быть. Взгляд у них скорее воинственный, чем свирепый».

«Величайшее их искусство состоит в том, что они умеют прятаться в реках под водою. Часто, застигнутые неприятелем, они лежат очень долго на дне и дышат с помощью длинных тростниковых трубок, конец которых берут в рот, а другой высовывают на поверхность воды и таким образом укрываются в глубине. Кто даже заприметит эти трубки, тот, не зная такой хитрости, сочтет их настоящими. Опытные люди узнают их по отрезу или по положению и тогда их придавливают ко рту или выдергивают и тем самым заставляют хитреца всплыть наверх».

Славяне - крупнейшая этноязыковая общность в Европе, но и о происхождении славян, и об их ранней истории ученые до сих пор ведут споры. Что уж говорить о простых смертных. К сожалению, заблуждения о славянах встречаются нередко.

Одним из самых распространенных заблуждений является мнение том, что славяне - мирная этноязыковая общность. Опровергнуть его несложно. Достаточно посмотреть на ареал расселения славян. Славяне являются самой крупной этноязыковой общностью в Европе. Покорение территорий в истории крайне редко проходило мирным дипломатическим путем. За новые земли приходилось сражаться, и славяне на протяжении всей своей истории показывали боевую удаль.

Уже в I тысячелетии нашей эры славяне почти полностью захватили бывшие европейские провинции Восточной Римской империи и образовали на них свои независимые государства. Некоторые из них существуют по сей день.

Важным показателем боеспособности славян является такой факт, что военная элита Османской империи, янычары, набирались из христиан, проживавших преимущественно на территории Греции, Албании и Венгрии. В качестве особой привилегии в янычары также могли брать детей из мусульманских семей Боснии, но, что важно, - только славян.

Все славяне русоволосые и светлокожие

Также заблуждением является представление о том, что славяне сплошь русоволосые, голубоглазые и светлокожие. Такое мнение встречается среди радикально настроенных сторонников чистоты славянской крови.

На самом деле, среди южных славян темный цвет волос и глаз, пигментация кожи - явление широко распространенное.

Некоторые этнические группы, такие, например, как помаки, совсем не похожи по фенотипу на хрестоматийных "славян", хотя и относятся к европеоидам, а говорят на славянском языке, сохраняющем в лексиконе, в том числе старославянские лексемы.

Славяне и slave - однокоренные слова

До сих пор среди западных историков встречается мнение, что слово "славяне" и слово "slave" (раб) - имеют один корень. Надо сказать, что гипотеза эта не новая, она была популярна на Западе ещё в XVIII-XIX веках.

В основе такого мнения лежит идея о том, что славяне как один из самых многочисленных европейских народов часто были объектом работорговли.

Сегодня эта гипотеза признается ошибочной, английское «slave», немецкое «Sklave», итальянское «schiavo» с одной стороны, и русское «славяне», польское «słowianie», хорватское «slaveni», кашубское «słowiónie» с другой стороны - никак не взаимосвязаны. Лингвистический анализ показывает, что слово «раб» в среднегреческом языке происходит от древнегреческого глагола σκυλεύειν (skyleuein) - означающего, «добывать военные трофеи, грабить», 1-ое лицо единственного числа которого выглядит как σκυλεύω (в лат. транслитерации skyleúō), другой вариант σκυλάω (skyláō).

У славян не было письменности до глаголицы и кириллицы

Мнение, что у славян не было письменности до появления кириллицы и глаголицы, сегодня оспаривается. Историк Лев Прозоров в качестве доказательства существования письменности пишет о том, что в договоре с Византией Вещего Олега есть фрагмент, где идет речь о последствиях смерти русского купца в Царьграде: если купец умирает, то следует «поступать с его имуществом так, как он написал в завещании».
Косвенно наличие письменности подтверждают и археологические раскопки в Новгороде. Там были обнаружены писала-стержни, которыми наносилась надпись на глину, штукатурку или дерево. Эти инструменты письма датируются серединой X века. Такие же находки были обнаружены в Смоленске, Генздово и других местах.

Какого рода была эта письменность достоверно сказать сложно. Одни историки пишут о слоговом письме, о письме "чертами и ризами", есть и сторонники славянского рунического письма. Немецкий историк Конрад Шурцфлейш в своей диссертации 1670 года писал о школах германских славян, где детей обучали рунам. В доказательство он приводит образец славянского рунического алфавита, сходного с датскими рунами XIII-XVI веков.

Славяне - потомки скифов

Александр Блок писал: "Да, скифы мы!". До сих пор можно встретить мнение о том, что скифы являлись предками славян, однако в исторических источниках с самим определением скифов есть большая путаница. В тех же византийских хрониках скифами могли называть уже и славян, и аланов, и хазар, и печенегов.

В «Повести временных лет» есть упоминания о том, что греки называли народности Руси «скифью»: «Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки «Великая Скифь».

Но это мало о чем говорит. Слишком много "если" в гипотезе происхождения славян от скифов. На сегодняшний день наиболее достоверной признана Висло-днепровская гипотеза о прародине славян. Ее подтверждают и лексические параллели, и археологические раскопки. По лексическому материалу установлено, что прародина славян была в стороне от моря, в лесной равнинной зоне с болотами и озерами, в пределах рек, впадающих в Балтийское море. Археология также подтверждает эту гипотезу. Нижним звеном в археологической цепочке славян принято считать так называемую «культуру подклошовых погребений», получившую название от обычая накрывать кремированные останки крупным сосудом. По-польски «клеш» - «верх дном». Она датируется V-II веками до нашей эры.

Скифы в это время уже существовали и принимали активное участие в историческом процессе. После нашествия готов в III веке они вероятнее всего ушли в горные области Кавказа. Из современных языков к скифскому наиболее близок язык осетин.

Миниатюра: кадр из фильма "Кащей бессмертный" (1944)

И Древней Руси не могла не отразить в себе важнейшие этапы истории.

Русь провела большую часть своего существования в войнах, что позволило накопить огромный опыт боевого искусства. О воинских традициях древних славян и Руси нам могут рассказать греческие, римские, византийские и арабские источники, а также народные танцы, обряды, символы, славянские былины. Считается, что в отечественной литературе впервые о ратном искусстве славян упоминается в «Слове о полку Игореве». Корнями древнерусского воинского дела являются воинские искусства праславянских племен. Интерес представляет военное дело славян – антов, венедов и склавенов в начале нашей эры, когда они завоевывали города на Балканском полуострове, переходя реку Дунай, определявшую северо-восточную границу Рима .

Более подробные сведения о войнах славянских племен относятся к VI – VIII вв., когда славяне вели борьбу с Восточной Римской империей. Так, в 517 г. крупные силы славян вторглись в пределы Восточной Римской империи. В 610 г. славяне с моря и с суши осадили Солунь. В 623 г. славянская флотилия появилась у берегов острова Крит и успешно высадила там свои войска . Славянские племена были настолько искусны в военном мастерстве, что византийские монархи даже содержали отряды гвардии из русо-славян.

В VI в. император Маврикий Стратег так характеризовал славян - воинов: «Их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище... Племена славян... любят свободу и не склонны ни к рабству, ни к повиновению, храбры, в особенности в своей земле, выносливы... юноши их очень искусно владеют оружием» .
Славяне, уступая Риму и Византии в вооружении и строевом умении, превосходили их в мастерстве маневра, использовании условий местности, в гибкости тактики, в оперативной разведке и внезапных нападениях. Они достаточно успешно воевали и с пешим войском империи, и с конницей. Славяне научились брать неприступные крепости, применяя военные хитрости .

Можно отметить силу древнерусского войска, особенно при решении оборонительных задач. Наступательную стратегию и тактику выработал и развил Святослав. Он умело сочетал применение большого войска с маневренными молниеносными действиями конной княжеской дружины. Причем, можно сказать, что от него исходит стратегия бить врага на его землях .

Как сообщают византийские источники, русские предпочитала биться пешими. Они чаще ходили в походы на ладьях. Лошади брались в поход главным образом для обоза, без которого было не обойтись. Конница была немногочисленна, ее составляла княжеская дружина. У князей и «светлых бояр» для военных надобностей на вольных пастбищах выпасались табуны лошадей .

Славяне осознавали свою военную мощь в Европе. В качестве примера, подтверждающий данный факт, можно привести послание славянских старейшин аварам, которые требовали их подчинения, дошедшее к нам из «Истории» Менандра: «Родился ли на свете и согревается ли лучами солнца тот человек, который бы подчинил себе силу нашу? Не другие нашею землею, а мы чужою привыкли владеть, и в этом мы уверены, пока будут на свете война и мечи» . Также можно вспомнить слова Святослава, сказанные им в адрес византийского императора Цимисхия: «Мы сами скоро поставим шатры перед византийскими воротами, обнесем город крепким валом, что он (Цимисхий) решится вступить в бой, мы храбро его встретим, покажем ему на деле, что мы… храбрые воины, побеждающие врагов оружием» .

Можно сделать вывод, что отвага, знание военного дела были изначально присущи славянским племенам, они стали традиционными как для них, так и для их врагов. В качестве подтверждения данного тезиса можно привести слова Святослава, сказанные им своим дружинникам: «Итак, с храбростью предков наших и с той мыслью, что русская сила была до сего времени непобедима, сразимся мужественно за жизнь нашу. У нас нет обычая бегством спасаться в Отечество… не посрамим же земли русской, но ляжем костьми, мертвые бо срама не имут. Станем крепко. Я пойду впереди вас, и если глава моя ляжет, то промыслите собой» . Издавна начали складываться и традиции, связанные с открытостью и осознанием чувства собственного достоинства. Так, во время своих походов князь Святослав Игоревич предупреждал своих врагов: «Иду на вы» .

При рассмотрении воинских традиций нельзя обойти стороной оружие. Во все времена бой с оружием имел огромное преимущество по отношению к невооруженному единоборству. Оружие являлось обязательной частью религиозных обрядов древних воинов, а танец с оружием, изображающий боевые движения, имел культовый характер и передавался как знание из поколения в поколение, сохраняя преемственность воинских традиций.
Оружие имеет священную ценность для воинов, которое символизирует божественное начало. Оружие дается в дар юноше-воину в возрасте совершеннолетия. Оно - свидетельство его повзрослевшего состояния.

Такую оценку оружию славян дал Прокопий Кесарийский, византийский летописец VI в., в своем труде «Война с готами» писал про вооружение славян той эпохи: «Щиты у воинов из бычьей кожи, легкие, и все оружие легкое – копья из крепкого дерева, которому они распариванием и гнутьем умеют придавать прямизну, луки обычные, а колчаны для стрел плетут из ремешков, которые не намокают, мечи длиною в локоть и короткие ножи, а также ножны для них делают искусно... Железо звонкое и такое, что наш меч может рубить, но само не зазубривается... Против нападающих врагов в длинных закрытых колчанах они хранят стрелы, отравленные таким сильным ядом, что если стрела поранит и ухо, с жизнью не успеешь проститься...».

На Руси с IX в. собирались значительные войска, осуществлявшие походы на Восток и Византию. Была сформирована многотысячная тяжеловооруженная армия, оснащенная всеми видами наступательных и защитных средств. Благодаря труду и искусству русских ремесленников, киевский князь мог снабдить свою дружину разнообразным оружием. Воин умел не только действовать оружием, но и чинить его. В снаряжение ратника входили инструменты, помимо разнообразных походных целей, предназначенные для ремонта оружия .
Мечи с «удивительными и редкостными» узорами, изготовленные русскими кузнецами, пользовались широким спросом и на внешних рынках: в странах Европы и Азии. Арабский писатель ибн Хордадбех в середине IX в. писал: «Что же касается купцов русских – они же суть племя из славян, – то они вывозят меха выдры, меха лисиц и мечи из дальних концов Славонии к Румейскому морю» .

Хочется отметить традиции, встречающиеся в воинских союзах (на примере «звериных» союзов и дружины).
Вообще воинские сообщества почти всегда окружались ореолом силы и таинственности. Для того чтобы попасть в них, необходимо было пройти обучение, ряд испытаний и процедуру инициации (посвящения). Посвящение в мужчин-воинов происходило через определенные ступени, проходя которые молодые люди становились полноправными членами племени (общины). Одним из важнейших моментов юношеской инициации было ритуальное перерождение в тотемных животных (волка, медведя, вепря, лося, рыси), после чего молодые люди становились членами соответствующих «звериных» союзов. Молодые воины, избирая своим тотемом определенного зверя, перенимали его повадки и приемы, что затем использовалось в ратном деле (например, «волчья поступь» или «медвежий» удар оплеухой).

Все подростки племени, рода в период приобщения к миру взрослых жили «по-волчьи», то есть отдельно от прочих сородичей, они обучались войне и охоте, шли в бой в первых рядах племенного ополчения и считались принадлежащими воинскому братству и грозным богам, а не общине. «Волчьи союзы» полноценно сохранялись у славян до VII века. Остатки этих обрядов нашли отражение в малой княжеской дружине .
Княжеская дружина оформилась в эпоху складывания Древнерусского государства в X – XI вв. Она делилась на старшую, состоящую из «лучших», «княжьих мужей», или бояр (обладающими большой яростью – отвагой), и молодшую – из княжьих, боярских отроков, которые набирались с 10 – 12 лет и выполняли вначале роль прислужников, в военное время – воинов, а затем постепенно занимала место старшей дружины .
В дружинах подготовка носила комплексный, прикладной характер. Воинов обучали верховой езде, стрельбе из лука, владению копьем, мечом, секирой и другими видами оружия. Одной из форм обучения были и воинские обряды, например, поминальные игрища, которые устраивались на курганах при погребении товарищей (тризна). Помимо тризны и общих календарных праздников, дружина участвовала в кулачных боях на княжеских потехах.

Воинская подготовка дружинников была весьма серьезной. Они были искусны в любом виде конного и рукопашного боя, могли действовать в строю и индивидуальных единоборствах, владея всеми видами оружия. Чему способствовало воинское посвящение, которое происходило в несколько Кругов (этапов): Первый Круг – проверка на физическую и духовную выносливость, стойкость к испытаниям и истязаниям. Вторым Кругом была проверка 3 стихиями: Огнем, Водой, Землей. Новичку нужно было пройти босиком по огненной реке – дорожке из горячих углей и при этом не обжечь себе ног или хотя бы не показать вида боли. Сильные ожоги и жалобы говорили о недостаточной силе духа посвящаемого. Испытание Водой заключалось в умении плавать и подолгу скрываться в воде и под водой. И наконец, испытание Землей. Здесь человека помещали в яму, которую забрасывали ветвями, в ней необходимо было провести без еды хотя бы сутки. Третьим Кругом была проверка на собственно воинское умение. Здесь новичка заставляли вести бой с опытными дружинниками, скрываться от погони, догонять самому. Бой велся как голыми руками, так и при помощи оружия. При этом смотрели, как новичок держит удары, как терпит боль, насколько он ловок и не поддается ли панике.

Если новичок проходил с честью все три Круга, то в назначенный день вся дружина собиралась на капище, где жрец проводил над ним обряд Воинского посвящения. Здесь молодому воину давалось новое имя, что знаменовало новое рождение человека. После того, как будущий воин доказал свою пригодность, он дает клятву-присягу богам или князю, олицетворяющему божественную власть, и приносит жертву. Затем новичка награждали оружием, конем, упряжью, одеждой и защитными доспехами . Все воины были связаны войсковым братством, традициями взаимовыручки. Как свидетельствует летописец, они говорили Святославу: « Где твоя голова ляжет, там и свои головы сложим».

Ещё бы хотелось отметить значение боевых танцев и плясов. Русский народный танец всегда был тесно связан с бытом и обычаями русского человека (рождение, свадьба и т.п.), с трудовым сельскохозяйственным годом (посев, сбор урожая и т.п.), с воинской составляющей жизни. Многочисленные яркие примеры подтверждали сакральный характер боевых танцев. Византийский историк IX ст. Лев Диакон в «Истории», описывая походы князя Святослава, называл языческих воинов детьми сатаны, обучавшихся искусству воевать с помощью танцев . Вполне возможно, что танцы служили первой системой накопления боевых знаний. Обучение проводилось либо устно, либо в виде показа движений. Совместный танец, единовременность, такт – условия объединения людей. Философ Рибо по этому поводу говорил следующее: «Пляска приносит общественную пользу; она содействует согласованию движения, единодушию. Она придает данной группе людей единство, а также сознание этого последнего и его зрительное восприятие. Она служит дисциплиной, подготовлением к общему нападению или общей защите, своего рода военной школой...»

Назначение движений в боевом плясе было как непосредственно прикладное, так и условно-боевое, развивающее ловкость и координацию. Для исполнения сложных плясовых движений требовались сноровка и умение владеть своими телодвижениями. Эта сложность мужских плясок являлась необходимым условием в самосовершенствовании и развитии ловкости для бойцов, раньше этим умением владели все взрослые мужчины в той или иной степени . Испокон веков русский народ бережно охранял, беззаветно и стойко защищал от многочисленных врагов свою родную землю. Веками складывались воинские традиции, определявшие исход кровопролитных битв и делающие военное дело древних славян и Руси.

Список литературы:

  • Амельченко В. В. Дружины Древней Руси. – М.: Военное издательство, 1992. – 143 с.
  • Воронцов А. В. Русская воинская доблесть. – Ленинград, 1959. – 55 с.
  • Греков Б. Д. Киевская Русь. – Ленинград.: Госполитиздат, 1953, - 569 с.
  • Каторин Ю. Воинская слава России. Энциклопедия. – М.: АСТ, СПб.: Полигон, 2005, - 447 с.
  • Кирпичников А. Н. «Вооружение на Руси в IX – XII вв.» // «Вопросы истории», №1, 1970.
  • Лев Диакон. История; пер. М. М. Копыленко; ст. М. Я. Сюзюмова; ком. М. Я. Сюзюмова; С. А. Иванова; отв. Ред. Г. Г. Литаврин. – М.: Наука, 1988. – 240 с.
  • Максимов С. Г. Русские воинские традиции. – М.: Вече, 2010. – 320 с.: ил. – (Тайны Земли Русской).