Отличительной шкалой стенфорд бине является. Первые интеллектуальные тесты разработаны во Франции Альфредом Бине

  • Шкала́ интелле́кта Стэ́нфорд - Бине́ (англ. Stanford-Binet Intelligence Scale) - шкала для оценки интеллекта, разработанная в 1916 году. В тесте используется единый показатель уровня интеллекта - IQ. Коэффициент интеллекта равен частному умственного возраста испытуемого и его реального возраста, умноженному на 100. Оба возраста измеряются в месяцах.

    В настоящее время шкала Стэнфорд - Бине используется преимущественно в западных странах для оценки готовности к школе, распределения учеников в школы разного уровня и при поступлении в вузы.

Связанные понятия

Счёт по Крепелину - метод патопсихологического исследования. Используется для качественной и количественной оценки работоспособности, упражняемости и утомляемости. Метод применяется в клинической, школьной и профессиональной психодиагностике, начиная с подросткового возраста. Предложен немецким психиатром Эмилем Крепелином в 1895 году. Первоначально методика представляла собой таблицу, в большой столбец которой записывался длинный ряд однозначных чисел, которые нужно было сложить в уме. В модификации...

Среди многочисленных переводов и адаптации тестов Бине самым жизнеспособным оказался тест Стэнфорд Бине (рестандартизация 1972 г.). Он предназначен для измерения IQ с 3 лет и до взрослого возраста. Однако, по мнению западных психологов, шкала Стэнфорд Бине не пригодна для тестирования взрослых, и в первую очередь тех, чье интеллектуальное развитие находится в пределах и выше нормы.

Основываясь на собственном опыте, можно сказать, что эта шкала наиболее применима для обследования детей от 3 до 5 лет, поэтому здесь приводятся субтесты только для этих возрастов, а обследование детей с 4 лет и старше лучше проводить с использованием тестов Векслера WPPSI и WISC.

Батарея тестов для каждого возрастного уровня состоит из шести тестов.

Тесты внутри каждого возрастного уровня примерно одинаковы по трудности и расположены без учета сложности заданий. Для каждого возрастного уровня предусмотрен запасной тест этой же степени трудности, применяющийся по мере необходимости вместо любого из тестов этого уровня, например когда один из основных тестов нельзя использовать, поскольку он не подходит данному индивиду или что то мешает его предъявить.

Четыре теста из каждого уровня в соответствии с их валидностью и репрезентативностью отбираются для сокращенной шкалы, которой пользуются в тех случаях, когда время не позволяет предъявить шкалу полностью. Сравнения IQ, полученных по полной и сокращенным шкалам на разных группах испытуемых, проведенные западными психологами, установили достаточно полное соответствие между ними, корреляция приблизительно так же высока, как коэффициент надежности полной шкалы. Среднее значение IQ, однако, слегка снижается на короткой шкале. Это расхождение проявляется и при сравнении числа испытуемых, показавших в каждом из вариантов шкалы более высокие результаты. Свыше 50 % из них в коротком варианте по сравнению с полным получают более низкие значения IQ и только у 30 % значение IQ выше.

Так же как и большинство тестов интеллекта, тест Стэнфорд Бине требует хорошо подготовленных экспериментаторов, так как предъявление и обработка многих тестов достаточно сложны. Поэтому четкое проведение теста невозможно без достаточного знакомства и опыта работы со шкалой. Нерешительность и неумелость могут губительно сказаться на взаимопонимании с ребенком. Незначительные изменения в словесных формулировках могут изменить трудность заданий. Проведение теста усложняет также необходимость его обработки сразу же после предъявления, поскольку последующее проведение испытания зависит от того, как выполнил ребенок задания предыдущих уровней.

Многие клиницисты относятся к тесту Стэнфорд Бине не только как к стандартизованному тесту, но и как к диагностическому интервью. Тест Стэнфорд Бине позволяет наблюдать методы интеллектуальной работы испытуемого, его подход к проблеме и другие качественные аспекты выполнения заданий. Экспериментатор может также судить о некоторых личностных качествах, таких как уровень активности, уверенность в себе, настойчивость, способность сосредоточиться. Конечно, любые качественные наблюдения во время проведения теста Стэнфорд Бине необходимо фиксировать именно как наблюдения, но не интерпретировать тем же способом, что и объективные тестовые показатели. Ценность качественных наблюдений зависит от умения, опыта и психологического чутья психолога.

В тесте Стэнфорд Бине ни один испытуемый не проверяется на выполнение всех заданий. Индивиду предъявляются только те задания, которые соответствуют его интеллектуальному уровню. Обычно для проведения тестирования маленьких детей требуется 30–40 минут.

Если обследуемый ребенок справляется со всеми предложенными заданиями для детей трехлетнего возраста, то этот уровень его развития называется базовым возрастом.

Тестирование продолжается по возрастающей (для четырех лет, пяти лет) до тех пор, пока на каком то уровне испытуемый во всех тестах ни начинает терпеть неудачу. Этот уровень называется потолочным возрастом. По достижении этого уровня тестирование заканчивается.

Задания обрабатываются по принципу «все или ничего». В инструкции к каждому тесту устанавливается тот минимальный уровень исполнения, с которого тест считается выполненным. Определенные тесты даются на разных возрастных уровнях, но критерии их выполнения для каждого уровня свои. Предъявляется такой тест лишь однажды, и его выполнение определяется по тому возрастному уровню, к которому отнесен ребенок. Задания, решенные или не решенные испытуемым, дают определенный разброс на соседние возрастные уровни. Не бывает такого, чтобы испытуемые решили все тесты своего или более низкого умственного возраста и потерпели неудачу во всех тестах выше их уровня. Кроме того, успешно решенные тесты распределяются по нескольким уровням от базового до потолочного возраста испытуемого. Умственный возраст индивида в шкалах Стэнфорд Бине определяется принятием базового возраста и прибавлением к нему двух добавочных месяцев за каждый правильно решенный тест, находящийся выше этого уровня.

Например, обследуется ребенок 3 лет и 2 месяцев (38 месяцев – это календарный возраст). Ребенок справился со всеми заданиями для трех лет; значит, его базовый возраст равен 36 месяцам. А далее он справился с двумя заданиями для четырехлетнего возраста. Следовательно, ему прибавляется еще четыре месяца (за каждое задание по два месяца). Так как ни с одним заданием для детей пяти лет он не справился, его умственный возраст равен 40 месяцам. IQ высчи тывается по формуле:

то есть (40:34) × 100 = 110.

Для возраста 3 года (6 тестов, по одному на каждые 2 месяца)

1. Указать: нос, глаза, рот, волосы (норма – 3 ответа из 4).

2. Назвать: ключ, чашка, перочинный нож, часы, карандаш (3 из 5).

3. Назвать три предмета на каждой картинке (1 из 3; рис. 1–3):

а) «Мать и дочь»;

б) «На реке»;

в) «У почты».

4. Назвать свой пол («Скажи, ты мальчик или девочка?»).

6. Повторить фразу в 6–7 слогов (1 из 3):

а) «У нас есть котенок»;

б) «Петя дал мне игрушку»;

Дополнительный тест. Повторить 3 ряда цифр (1 из 3): 6 4 1; 3 5 2; 8 3 7.

Дополнительные тесты предлагаются только в виде исключения в тех случаях, когда почему либо нельзя использовать тот или иной основной тест. Замена неправильно решенного основного теста дополнительным не допускается.

Для возраста 4 года (6 тестов, по одному на каждые 2 месяца)

1. Сравнение линий. Предлагается 3 варианта (3 из 3): Какая линия длиннее, а какая короче?

___________________________________________________________

_________________________________________

2. Различие форм: круг_______ квадрат_________ треугольник_________

4. Срисовать квадрат (1 из 3): 1 2 3.

5. Вопросы первой степени трудности «Что надо сделать?» (2 из 3):

а) Когда тебе захочется спать________________________;

б) Когда тебе холодно________________________;

в) Когда тебе захочется есть________________________.

6. Повторить 4 цифры (1 из 3): 4 7 3 9; 2 8 5 4; 7 2 6 1.

^ Дополнительный тест. Повторить фразу в 12–13 слогов (1 из 3 без ошибок или 2 раза с одной ошибкой в каждой фразе):

а) «Его зовут Максим. Он учится в школе»;

б) «Саша услышал свисток и увидел поезд»;

в) «Летом в лесу было много грибов и ягод».

^ Для возраста 5 лет (6 тестов, по одному на каждые 2 месяца)

1. Сравнение тяжестей (2 из 3): 3 15 г________ 15 3 г_______ 3 15 г _________.

2. Назвать 4 цвета на кубиках (без ошибок): красный ________желтый _______синий _________зеленый_______.

3. Эстетическое сравнение. «Какие люди тебе больше нравятся в каждой паре?» (без ошибок):

Верхняя пара ________Средняя пара ___________Нижняя пара_______.

4. Для чего используются следующие предметы (4 из 6)?

Стул______________? Кукла______________?

Автомобиль______________? Карандаш______________?

Вилка______________? Стол______________?

5. Складывание прямоугольника из двух треугольников (2 из 3; 1 минута на каждое выполнение):

6. «Запомни и выполни три поручения» (без ошибок): Положить ключ на стол.

Закрыть дверь______________. Дать коробочку______________

Дополнительный тест. Назвать свой возраст.

Тест оценки умственного развития Бине - Симона.

В 1905 г. по заказу министерства образования Франции А. Бине впервые разработал методику, с помощью которой можно было оценивать умственное развитие детей. Для каждого возраста были разработаны тесты умственного развития, которые решались детьми определенного возраста из экспериментальной выборки, составляющей 300 испытуемых. Решение задач 80-90% детей являлось критерием оценки нормы данного хронологического возраста.

Испытание начиналось с выполнения нормативных заданий. Если испытуемый справлялся с предложенным тестом, ему предлагались задания для более старшего возраста. Если же он не мог решить задачу, тестирование прекращалось. Максимальный возраст, задания которого удавалось решить ребенку, фиксировался как его базовый умственный рубеж.

Детям младше шестилетнего возраста предлагалось выполнить четыре задания, детям старше шести лет - шесть. Каждое задание, выполненное сверх возрастного норматива, отражало два месяца (6 задач по 2 месяца =12 месяцев). Например, если ребенок, хронологический возраст которого шесть лет, решил все задачи для шести лет и выполнил три задания для семи лет, то его умственный возраст составит шесть лет и шесть месяцев. Несовпадение умственного и хронологического возраста считалось либо показателем умственной отсталости (когда ребенок не справился с нормативными задачами своего возраста), либо одаренности (когда ребенок решил задачи старшего норматива).

Американский психолог Л. Термен является соавтором теста Вине - Симона. Усовершенствовав данный тест (шкала Стэнфорд - Вине), он привел его к так называемому показателю интеллектуальности. В настоящее время этот показатель наиболее популярен при исследовании общих ментальных способностей людей. Коэффициент интеллектуальности позволяет соотнести уровень испытуемого со средним уровнем социальной, возрастной или профессиональной группы.

Шкала Стэнфорд - Вине построена на основе закона нормального распределения Гаусса - Лапласа. Средний показатель, соответствующий популяционной норме, составляет 100 баллов. В так называемую зону средних, ограниченную стандартным отклонением ±15-16 баллов, попадают значения показателей IQ приблизительно 68% испытуемых. Остальные результаты представляют высокие и низкие показатели IQ. Людей с очень низким и очень высоким уровнем способностей крайне мало (рис. 3.1). Если результат ребенка выше тестовой нормы и достигает 116 баллов, то он, по мнению авторов, считается одаренным.

Шкала Стэнфорд - Вине применяется во всем мире, известна в нескольких редакциях (1937, 1960, 1972, 1986).

Однако со стороны психологов можно услышать много критики в ее адрес.

Рис. 3.1.

«Прогрессивные матрицы» Дж. К. Равена предназначены для оценки способности человека к систематизированной, планомерной, методичной интеллектуальной деятельности. Тест состоит из невербальных заданий (матриц), что имеет большое значение, так как это уменьшает влияние на его результаты знаний, полученных в процессе жизнедеятельности испытуемых .

В инструкции к методике дается информация только о процессуальной стороне решения задач. Принципы, заложенные как решающие правила, не раскрываются.

Методика состоит из 60 таблиц-заданий (пять серий). В каждой серии таблицы составлены в порядке возрастания трудности и усложнения от серии к серии. Испытуемые, просматривая матрицы, выявляют определенную закономерность и выбирают верный, с их точки зрения, ответ. Серия «А» построена на принципе установления связей в структуре матриц, использования операции дополнения целостной структуры недостающим фрагментом. Серия «В» - на принципе аналогии между парами фигур, использования умственной операции поиска аналогичных признаков в рисунках, а также определения оси симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце. Серия «С» - по принципу прогрессивных изменений в структуре матриц, используется операция поиска принципа развития рисунка матриц. Серия «D» - по принципу перегруппировки фигур и поиска этой перегруппировки в горизонтальном и вертикальном направлениях. «Серия Е» основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы, используются умственные операции анализа и синтеза.

Правильность решения заданий-матриц проверяется при помощи «ключа» и оценивается в соответствии с таблицей перевода в баллы (приложение 3). На решения всех заданий отводится 20 мин.

Интеллектуальный тест CFIT (дословный перевод с английского - «свободный культурный интеллектуальный тест»), созданный в 1949 г. Р. Б. Кеттеллом и А. К. Кеттеллом, принадлежит к свободным от культурологического влияния тестам . Он появился как результат усилий авторов в преодолении недостатков при измерении общих интеллектуальных способностей (интеллигентности) с помощью традиционных методик. Эти методики содержат преимущественно вербальный материал, отражающий свойства культурных наслоений социума, к котрому принадлежали их составители.

Попытки выразить человеческий интеллект числовым значением известны с начала ХХ столетия. В 1912 году немецкий ученый Уильям Штерн впервые ввел такое понятие, как коэффициент интеллекта. Эта идея оказалась весьма своевременной и уже 1916 году была использована в более ранней системе интеллектуального исчисления, известной, как шкала Стенфорда-Бине.

В наши дни IQ тесты стали очень популярны и актуальны. Сама аббревиатура IQ правильно расшифровывается как intelligence quotient, что в переводе с английского означает коэффициент интеллекта. Соответственно IQ тест определяет уровень интеллекта человека, исходя из полученного коэффициента, при вычислении которого также учитывается и его возраст. Наиболее популярным является тест Гaнcа Юpгeна Айзенка.

Математическая формула IQ представляет собой умноженную на 100 дробь, в числителе которой - умственный возраст человека, а в знаменателе - его хронологический возраст. В настоящее время в психодиагностике используется уже четвертая редакция шкалы измерения IQ.

Сегодня IQ-тестированием занимаются многие компании, проверяя сотрудников, претендующих на ту или иную вакансию. Проходить интеллектуальный тест могут даже дети. Таким образом, IQ тест помогает определить возможность выполнения тех или иных задач людьми, прошедшими тестирование.

Интересен тот факт, что данный тест не является каким-либо экзаменом на эрудицию и не требует специальных знаний, а скорее выявляет смекалку и сообразительность человека, коей и является интеллект по сути.

Предлагаемый тест состоит из сорока вопросов, на которые нужно ответить ровно за тридцать минут. При этом нет никаких пауз, тайм-аутов и перерывов. Так, как IQ тест является важным показателем, то для его чистоты условия у всех испытуемых совершенно одинаковые. При этом более невнимательные люди будут иметь меньше шансов на высокие показатели интеллекта, что, собственно, является вполне справедливым.

Проходя тестирование, лучше всего пропускать вопросы которые не решаются сходу. Не трудно подсчитать, что в среднем на каждый вопрос программа выделяет 45 секунд. Это время конечно условно, так как редко кому удается решить правильно все сорок задач, однако, если слишком долго задерживаться на трудных вопросах, то увеличивается шанс не успеть дойти до заданий, потенциально решаемых, испытуемым.

Бывает так, что более простая задача решается дольше сложной. Это может происходить в результате индивидуальных особенностей человека проходящего тестирование, и будет отражено впоследствии его IQ. Пропуская трудноразрешимые задачи, тестируемый возвращается к ним вновь, но, уже ответив на все "легкие" вопросы. Такой подход является более рациональным, а следовательно - эффективным.

Это интересно! Оказывается, тесты на сообразительность и выявления умственных способностей впервые были разработаны... в 7 веке китайскими работодателями. В то время, исходя из результатов, чиновники делились на три класса: чиновник службы общества (одни из сотни конкурсантов), мандарин - (один из ста чиновников общественной службы) и, наконец - инспектор (один из ста мандаринов).

1. Лови шарик

1 балл – ребенок не начал сотрудничать даже после обучения и ведет себя неадекватно (бросает шарик, берет в рот и т. д.).

2 балла – ребенок обучился и начал сотрудничать, пытается катить шарик и ловить шарик, но это не всегда удается практически.

3 балла – ребенок самостоятельно начал сотрудничать, но поймать шарик не всегда удается из‑за моторных трудностей; после обучения результат положительный.

4 балла – ребенок сразу начал сотрудничать со взрослым, успешно ловит и катит шарик.

2. Спрячь шарики

1 балл – ребенок не понял задания, не стремится к цели; после обучения задание не понял.

2 балла – ребенок не понял задания; после обучения стремится к достижению цели, но у него нет соотносящих действий; к конечному результату безразличен; самостоятельно задание не выполняет.

3 балла – ребенок сразу понял задание, но трудности возникли при выполнении соотносящих действий (не мог соотнести уголки крышки с коробочкой); заинтересован в результате своей деятельности; после обучения задание выполняет.

4 балла – ребенок сразу понял задание; выполнил задание и при этом использовал соотносящие действия; заинтересован в конечном результате.

3. Разборка и складывание матрешки

1 балл – ребенок не научился складывать матрешку; после обучения самостоятельно действует неадекватно: берет в рот, кидает, стучит, зажимает ее в руке и т. д.

2 балла – ребенок выполняет задание в условиях подражания действиям взрослого, самостоятельно задание не выполняет.

3 балла – ребенок принял и понял задание, но выполняет его после помощи взрослого (указательный жест или речевая инструкция); понимает, что конечный результат достигнут; после обучения самостоятельно складывает матрешку.

4 балла – ребенок сразу понял и принял задание; выполняет его самостоятельно; отмечается наличие соотносящих действий; заинтересован в конечном результате.

4. Разборка и складывание пирамидки

1 балл – ребенок действует неадекватно: даже после обучения пытается надеть колечки на стержень, закрытый колпачком, разбрасывает колечки, зажимает их в руке и т. п.

2 балла – ребенок принял задание; при сборке не учитывает размеры колец. После обучения нанизывает все кольца, но размер колец по‑прежнему не учитывает; не определена ведущая рука; нет согласованности действий обеих рук; к конечному результату своих действий безразличен.

3 балла – ребенок сразу принимает задание, понимает его, но нанизывает колечки на стержень без учета их размера; после обучения задание выполняет безошибочно; определена ведущая рука, но согласованность действий рук не выражена; адекватно оценивает результат.

4 балла – ребенок сразу самостоятельно разбирает и собирает пирамидку с учетом размеров колец; определена ведущая рука; имеется четкая согласованность действий обеих рук; заинтересован в конечном результате.

5. Парные картинки

1 балл – ребенок после обучения продолжает действовать неадекватно: переворачивает картинки, не фиксирует взгляд на картинке, пытается взять картинку у взрослого и т. д.

2 балла – ребенок понимает задание, но выполнить сразу не может; в процессе обучения сличает парные картинки; к оценке своей деятельности безразличен, самостоятельно задание не выполняет.

3 балла – ребенок сразу понимает условие задания; допускает одну ошибку, после обучения действует уверенно; понимает, что конечный результат достигнут.

4 балла – ребенок сразу понимает задание и уверенно сличает парные картинки; заинтересован в конечном результате.

6. Цветные кубики

1 балл – ребенок не различает цвета даже после обучения.

2 балла – ребенок сличает цвета, но не выделяет цвет по слову даже после обучения; безразличен к конечному результату.

3 балла – ребенок сличает и выделяет цвет по слову; проявляет интерес к результату.

4 балла – ребенок сличает цвета, выделяет их по слову, называет основные цвета; заинтересован в конечном результате.

7. Разрезные картинки

1 балл – ребенок после обучения действует неадекватно: не пытается соотнести части разрезной картинки друг с другом.

2 балла – ребенок складывает разрезную картинку при помощи взрослого; к конечному результату безразличен, самостоятельно сложить картинку не может.

3 балла – ребенок сразу понимает задание, но складывает картинку при помощи взрослого; после обучения складывает картинку самостоятельно; понимает, что конечный результат положительный.

4 балла – ребенок понимает задание; самостоятельно складывает разрезную картинку; заинтересован в конечном результате.

8. Конструирование из палочек

1 балл – ребенок после обучения продолжает действовать неадекватно: бросает палочки, кладет их рядом, машет ими; безразличен к результату.

2 балла – ребенок после обучения пытается строить фигуру, но соответствие образцу не достигается; к конечному результату безразличен.

3 балла – ребенок правильно понимает задание, но строит «молоточек» только после подражания действиям взрослого; заинтересован в конечном результате.

4 балла – ребенок правильно выполняет предложенное задание по образцу; заинтересован в конечном результате.

9. Достань тележку

1 балл – ребенок не понимает задания; не стремится достичь цели.

2 балла – ребенок пытается достать рукой цель; после нескольких неудачных попыток отказывается от выполнения задания.

3 балла – ребенок пытается достать тележку за один конец тесемки; после двух‑трех попыток достигает результата; понимает конечный результат своих действий.

4 балла – ребенок сразу находит правильное решение и выполняет задание; заинтересован в конечном результате.

10. Нарисуй

1 балл – ребенок не использует карандаш для черкания по бумаге; ведет себя неадекватно заданию; речевую инструкцию не выполняет.

2 балла – у ребенка есть стремление что‑то изобразить (черкание); к конечному изображению безразличен; не выделена ведущая рука; нет согласованности действий обеих рук.

3 балла – ребенок понимает инструкцию; пытается нарисовать дорожку, изображая ее многократными прерывистыми линиями без определенного направления; понимает конечный результат своих действий; определена ведущая рука, но нет согласованности действий обеих рук.

4 балла – ребенок выполняет задание соответственно речевой инструкции; заинтересован в конечном результате (в большинстве случаев это прямая непрерывная линия); четко определена ведущая рука, наблюдается согласованность действий обеих рук.

По сумме баллов обследованного ребенка можно отнести к одной из четырех групп.

Первая группа (10–12 баллов) – это дети, которые в своих действиях не руководствуются инструкцией, не понимают цели задания, а поэтому не стремятся его выполнить. Они не готовы к сотрудничеству со взрослым; не понимая цели задания, действуют неадекватно. Более того, эта группа детей не готова даже в условиях подражания действовать адекватно.

Показатели детей этой группы свидетельствуют о глубоком неблагополучии в их интеллектуальном развитии. Эти дети нуждаются в формировании эмоционального контакта со взрослым. Эмоциональное общение взрослого и ребенка возникает на основе совместных действий, которые должны сопровождаться приветливой улыбкой и ласковым голосом. Взрослый должен ласково прикоснуться к ребенку, погладить его, взять за руку и т. п.

Этих детей необходимо учить понимать элементарную инструкцию, выполнять действие в соответствии с речевой инструкцией, состоящей из одного слова, обозначающего действие. При этом надо учить детей понимать цель действия; развивать у них действия хватания двумя руками, одной рукой; развивать внимание, фиксацию взгляда, слежение взглядом за перемещающимся предметом.

Кроме того, с этими детьми необходимо проводить физические упражнения, ориентированные на развитие всех основных движений, а также общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины, координацию движений, развитие равновесия.

При обучении детей этой группы основными методами являются совместные действия ребенка со взрослым, подражание действиям взрослого.

Во вторую группу (13–23 балла) входят дети, которые не могут самостоятельно выполнить задание. Они с трудом вступают в контакт со взрослыми, действуют без учета свойств предметов. В характере их действий отмечается стремление достичь определенного результата, поэтому для них характерными оказываются хаотические действия, а в дальнейшем – отказ от выполнения задания.

В условиях обучения, когда взрослый просит выполнить задание по подражанию, многие из них справляются. Однако после обучения самостоятельно выполнить задание дети этой группы не могут, что свидетельствует о том, что принцип действия остался ими не осознан. При этом они безразличны к результату своей деятельности.

У этой группы детей необходимо формировать способы усвоения общественного опыта. Первым условием при этом является формирование сотрудничества ребенка со взрослым. Основой такого сотрудничества является, с одной стороны, эмоциональный контакт взрослого с ребенком, а с другой – правильное определение способа постановки перед ребенком образовательно‑воспитательных задач. Важно сформировать у детей способность подражать действиям взрослого, умение понимать и использовать жестовую инструкцию и указательный жест, умение работать по образцу и по словесной инструкции.

Особое место в коррекционной работе с этими детьми должно занимать физическое воспитание. Оно направлено на своевременное развитие двигательных навыков, умений и физических качеств, на развитие интереса к различным доступным ребенку видам двигательной деятельности.

При этом надо уделять внимание совершенствованию ручной моторики, развитию ведущей руки, согласованности действий обеих рук, а также развитию мелких движений кистей рук.

Центральной задачей работы с этой группой детей оказывается формирование ориентиров очно‑познавательной деятельности: развитие практического ориентирования на свойства и качества предметов, формирование целенаправленных проб, практического при‑меривания, а затем и зрительного соотнесения. Главное при этом – помнить, что развитие восприятия идет от способности различать предметы, их свойства, отношения к их восприятию на основе образа, а затем и к фиксации образа в слове, то есть к появлению образа‑представления.

В дальнейшем коррекционная работа по развитию ориентировочно‑познавательной деятельности должна быть направлена на формирование взаимосвязи между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом и образом.

Одним из основных направлений в работе с этими детьми является развитие речи. Оно проводится в процессе всей жизнедеятельности ребенка и на специальных занятиях, где решаются специфические задачи: развитие общения, познавательной и регулирующей функций.

Кроме того, основной коррекционной задачей в работе с этими детьми является формирование игровой деятельности и предпосылок к продуктивным видам деятельности (рисованию, конструированию).

У детей надо сформировать интерес к дидактическим и сюжетным игрушкам, игровые действия с этими игрушками, умение играть рядом со сверстниками, а в дальнейшем вместе.

Учитывая все вышесказанное, необходимо помнить, что у всех этих детей надо формировать правильное поведение с учетом определенной ситуации, а также некоторые качества личности каждого ребенка, где главное внимание уделяется таким качествам, как взаимопомощь и отзывчивость. Возможность эта обеспечивается созданием положительного микроклимата как в дошкольном учреждении, так и в семье ребенка.

Третью группу (24–33 балла) составляют дети, которые заинтересованно сотрудничают со взрослыми. Они сразу же принимают задания, понимают условия этих заданий и стремятся к их выполнению. Однако самостоятельно во многих случаях они не могут найти адекватный способ выполнения и часто обращаются за помощью к взрослому. После показа способа выполнения задания многие из них могут самостоятельно справиться с заданием, проявив большую заинтересованность в результате своей деятельности.

У детей этой группы необходимо уточнить первичные нарушения. Независимо от первичного нарушения у всех детей необходимо формировать активный интерес к свойствам и качествам предметов, развивать перцептивные действия (пробы, примеривание). При этом надо развивать продуктивные виды деятельности: лепку, аппликацию, рисование, конструирование.

Важным направлением в коррекционной работе с этими детьми является формирование целостного представления об окружающей действительности, о человеке и о взаимодействиях между людьми, ознакомление с различными видами деятельности.

Во всех случаях с этими детьми проводится коррекционная работа по развитию речи. В зависимости от первичного нарушения создается своя специфическая система включения речи ребенка в процесс чувственного познания окружающей действительности.

Четвертую группу (34–40 баллов) составляют дети, которые с интересом принимают все задания, выполняют их самостоятельно, действуя на уровне практического ориентирования, а в некоторых случаях и на уровне зрительного ориентирования. При этом они очень заинтересованы в результате своей деятельности. Эти дети, как правило, достигают хорошего уровня психического развития.

Таким образом, предложенное психолого‑педагогическое обследование позволяет выявить у детей раннего возраста отклонения в умственном развитии и помогает психологам и педагогам‑дефекто‑логам наметить пути коррекционной работы с каждым из обследуемых детей с учетом их индивидуальной структуры нарушения.

Тест Стэнфорд‑Бине для детей с 3 лет

Среди многочисленных переводов и адаптации тестов Бине самым жизнеспособным оказался тест Стэнфорд‑Бине (рестандартизация 1972 г.). Он предназначен для измерения IQ с 3 лет и до взрослого возраста. Однако, по мнению западных психологов, шкала Стэнфорд‑Бине не пригодна для тестирования взрослых, и в первую очередь тех, чье интеллектуальное развитие находится в пределах и выше нормы.

Основываясь на собственном опыте, можно сказать, что эта шкала наиболее применима для обследования детей от 3 до 5 лет, поэтому здесь приводятся субтесты только для этих возрастов, а обследование детей с 4 лет и старше лучше проводить с использованием тестов Векслера WPPSI и WISC.

Батарея тестов для каждого возрастного уровня состоит из шести тестов.

Тесты внутри каждого возрастного уровня примерно одинаковы по трудности и расположены без учета сложности заданий. Для каждого возрастного уровня предусмотрен запасной тест этой же степени трудности, применяющийся по мере необходимости вместо любого из тестов этого уровня, например когда один из основных тестов нельзя использовать, поскольку он не подходит данному индивиду или что‑то мешает его предъявить.

Четыре теста из каждого уровня в соответствии с их валидностью и репрезентативностью отбираются для сокращенной шкалы, которой пользуются в тех случаях, когда время не позволяет предъявить шкалу полностью. Сравнения IQ, полученных по полной и сокращенным шкалам на разных группах испытуемых, проведенные западными психологами, установили достаточно полное соответствие между ними, корреляция приблизительно так же высока, как коэффициент надежности полной шкалы. Среднее значение IQ, однако, слегка снижается на короткой шкале. Это расхождение проявляется и при сравнении числа испытуемых, показавших в каждом из вариантов шкалы более высокие результаты. Свыше 50 % из них в коротком варианте по сравнению с полным получают более низкие значения IQ и только у 30 % значение IQ выше.

Так же как и большинство тестов интеллекта, тест Стэнфорд‑Бине требует хорошо подготовленных экспериментаторов, так как предъявление и обработка многих тестов достаточно сложны. Поэтому четкое проведение теста невозможно без достаточного знакомства и опыта работы со шкалой. Нерешительность и неумелость могут губительно сказаться на взаимопонимании с ребенком. Незначительные изменения в словесных формулировках могут изменить трудность заданий. Проведение теста усложняет также необходимость его обработки сразу же после предъявления, поскольку последующее проведение испытания зависит от того, как выполнил ребенок задания предыдущих уровней.

Многие клиницисты относятся к тесту Стэнфорд‑Бине не только как к стандартизованному тесту, но и как к диагностическому интервью. Тест Стэнфорд‑Бине позволяет наблюдать методы интеллектуальной работы испытуемого, его подход к проблеме и другие качественные аспекты выполнения заданий. Экспериментатор может также судить о некоторых личностных качествах, таких как уровень активности, уверенность в себе, настойчивость, способность сосредоточиться. Конечно, любые качественные наблюдения во время проведения теста Стэнфорд‑Бине необходимо фиксировать именно как наблюдения, но не интерпретировать тем же способом, что и объективные тестовые показатели. Ценность качественных наблюдений зависит от умения, опыта и психологического чутья психолога.

В тесте Стэнфорд‑Бине ни один испытуемый не проверяется на выполнение всех заданий. Индивиду предъявляются только те задания, которые соответствуют его интеллектуальному уровню. Обычно для проведения тестирования маленьких детей требуется 30–40 минут.

Если обследуемый ребенок справляется со всеми предложенными заданиями для детей трехлетнего возраста, то этот уровень его развития называется базовым возрастом.

Тестирование продолжается по возрастающей (для четырех лет, пяти лет) до тех пор, пока на каком‑то уровне испытуемый во всех тестах ни начинает терпеть неудачу. Этот уровень называется потолочным возрастом. По достижении этого уровня тестирование заканчивается.

Задания обрабатываются по принципу «все или ничего». В инструкции к каждому тесту устанавливается тот минимальный уровень исполнения, с которого тест считается выполненным. Определенные тесты даются на разных возрастных уровнях, но критерии их выполнения для каждого уровня свои. Предъявляется такой тест лишь однажды, и его выполнение определяется по тому возрастному уровню, к которому отнесен ребенок. Задания, решенные или не решенные испытуемым, дают определенный разброс на соседние возрастные уровни. Не бывает такого, чтобы испытуемые решили все тесты своего или более низкого умственного возраста и потерпели неудачу во всех тестах выше их уровня. Кроме того, успешно решенные тесты распределяются по нескольким уровням от базового до потолочного возраста испытуемого. Умственный возраст индивида в шкалах Стэнфорд‑Бине определяется принятием базового возраста и прибавлением к нему двух добавочных месяцев за каждый правильно решенный тест, находящийся выше этого уровня.

Например, обследуется ребенок 3 лет и 2 месяцев (38 месяцев – это календарный возраст). Ребенок справился со всеми заданиями для трех лет; значит, его базовый возраст равен 36 месяцам. А далее он справился с двумя заданиями для четырехлетнего возраста. Следовательно, ему прибавляется еще четыре месяца (за каждое задание по два месяца). Так как ни с одним заданием для детей пяти лет он не справился, его умственный возраст равен 40 месяцам. IQ высчи‑тывается по формуле:

то есть (40:34) × 100 = 110.

Для возраста 3 года (6 тестов, по одному на каждые 2 месяца)

1. Указать: нос, глаза, рот, волосы (норма – 3 ответа из 4).

2. Назвать: ключ, чашка, перочинный нож, часы, карандаш (3 из 5).

3. Назвать три предмета на каждой картинке (1 из 3; рис. 1–3):

а) «Мать и дочь»;

б) «На реке»;

в) «У почты».

4. Назвать свой пол («Скажи, ты мальчик или девочка?»).

6. Повторить фразу в 6–7 слогов (1 из 3):

а) «У нас есть котенок»;

б) «Петя дал мне игрушку»;

Дополнительный тест. Повторить 3 ряда цифр (1 из 3): 6‑4‑1; 3‑5‑2; 8‑3‑7.

Дополнительные тесты предлагаются только в виде исключения в тех случаях, когда почему‑либо нельзя использовать тот или иной основной тест. Замена неправильно решенного основного теста дополнительным не допускается.

Для возраста 4 года (6 тестов, по одному на каждые 2 месяца)

1. Сравнение линий. Предлагается 3 варианта (3 из 3): Какая линия длиннее, а какая короче?

___________________________________________________________

_________________________________________

2. Различие форм: круг_______ квадрат_________ треугольник_________

4. Срисовать квадрат (1 из 3): 1 2 3.

5. Вопросы первой степени трудности «Что надо сделать?» (2 из 3):

а) Когда тебе захочется спать________________________;

б) Когда тебе холодно________________________;

в) Когда тебе захочется есть________________________.

6. Повторить 4 цифры (1 из 3): 4‑7‑3‑9; 2‑8‑5‑4; 7‑2‑6‑1.

Дополнительный тест. Повторить фразу в 12–13 слогов (1 из 3 без ошибок или 2 раза с одной ошибкой в каждой фразе):

а) «Его зовут Максим. Он учится в школе»;

б) «Саша услышал свисток и увидел поезд»;

в) «Летом в лесу было много грибов и ягод».

Для возраста 5 лет (6 тестов, по одному на каждые 2 месяца)

1. Сравнение тяжестей (2 из 3): 3‑15 г________ 15‑3 г_______ 3‑15 г _________.

2. Назвать 4 цвета на кубиках (без ошибок): красный ________желтый _______синий _________зеленый_______.

3. Эстетическое сравнение. «Какие люди тебе больше нравятся в каждой паре?» (без ошибок):

Верхняя пара ________Средняя пара ___________Нижняя пара_______.

4. Для чего используются следующие предметы (4 из 6)?

Стул______________? Кукла______________?

Автомобиль______________? Карандаш______________?

Вилка______________? Стол______________?

5. Складывание прямоугольника из двух треугольников (2 из 3; 1 минута на каждое выполнение):

6. «Запомни и выполни три поручения» (без ошибок): Положить ключ на стол.

Закрыть дверь______________. Дать коробочку______________

Дополнительный тест. Назвать свой возраст.