Письма живого усопшего, или послания с того света. Очарованная душа

Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня я начинаю вести новую рубрику, в которой буду рассматривать книги, которые я сейчас читаю или только что закончил читать.

В большинстве своём я читаю книги посвящённые успеху, процветанию, благосостоянию, лидерству, саморазвитию, искусству коммуникации.

Перед Пасхой я прослушал семинар О. Лобановой . На этом семинаре Ольга рассказывала о духовности и о всеобщей любви. Мимоходом она рекомендовала 2 книги, которые вызвали мой интерес. Не откладывая в долгий ящик, я приобрёл обе.

Первая книга , которую я прочитал: Баркер Эльза «Записки живого усопшего» .

Книга была написана в 1914 году. Эльза Баркер была довольно известной писательницей на Западе. Но к спиритам никакого отношения не имела. К потусторонней жизни относилась с полным равнодушием.

Впервые побуждение взять карандаш и писать появилось у Элизы Баркер за год до издания этой книги. Повинуясь импульсу, она начала писать механически, и получилось известие личного характера, которое её заинтересовало. На следующий день она показала это послание своей приятельнице. Элиза была сильно удивлена, когда приятельница смогла сказать, кем написано это письмо. Она узнала подпись автора.

Они были удивлены, так как автор был в это время в Америке, в числе живых, а сообщение шло из потустороннего мира. Вскоре затем пришло известие, что этот господин умер в одном из западных Штатов С. Америки, за несколько дней до появления сообщения, подписанного ним.

Позже Э.Баркер назовёт его имя, это — юрист, судья Дэвид П. Хотч из Лос-Анджелеса, автор нескольких книг философского содержания, подписанных псевдонимом, весьма известный в той части Америки и имевший многих живых друзей, у которых можно было справиться о нём.

Старший сын Дэвида П. Хотча, сказал г-же Э. Баркер, которая до издания «Писем Живого Усопшего» никогда не встречалась с ним, что эти письма однозначно принадлежат его отцу, особенности мышления и манеру, выражаться которого он узнал с полной очевидностью.

Что ожидает нас после смерти? Неужели человек появляется на свет, чтобы, пройдя свой путь на Земле, исчезнуть бесследно и навсегда? Нам известны два основных источника, откуда люди черпают информацию о посмертных переживаниях: религиозные представления и сообщения спиритов. Но есть еще и третий источник — учение теософии: он и дает самые подробные сведения о жизни человека в невидимых мирах.

Книга Э.Баркер — это попытка передать не субъективные ощущения умершего человека, а его объективные наблюдения. Она полна интересных идей и глубоких переживаний.

Книга Э. Баркер полна бодрящей уверенности в неисчерпаемых силах человека, она даёт множество новых вдохновений и раскрывает столько широких возможностей для пробуждения духовного сознания.

В Интернете она есть за деньги и бесплатно. Так что милости просим.

Будьте успешны и счастливы!

Дарья / 18.07.2016 Мне очень нравится

Владимир / 18.08.2015 Полностью поддерживаю Александра!"Прекрасная книга... Гимн настоящей жизни людей!..." Очень хотел бы поговорить с ним, написавшим такой вдохновенный отзыв!"

Роза / 8.03.2015 Мне понравилось! Советую прочитать хотя бы для общего развития. Чтобы когда придет время уйдти без страха и с ясным сознанием! Это важно! Жизнь после смерти есть,просто каждый увидит ее с призмы своего уровня развития.

Валентина / 16.05.2014 Полностью согласна с Александром из Харькова и Георгием.Впал в прелесть тот,кто писал это книгу и те кто принимает это за истину

Гость / 12.04.2014

A Вербера читали????? То же.... Если всё так, то до встречи... Там обсу.........

Колька 1977 / 25.10.2013 одна из лучших книг эзотерической направленности, бальзам на душу духовному искателю, очень рекомендуется всем не обремененным религиозным фанатизмом.

Алексей Сафроненко / 23.05.2013 Книга - прекрасна и полезна духовно-живым людям. Очень рекомендую. Ранее я 2 раза читал Послание Грааля "В Свете Истины" Абдрушина. Это были 2 мои духовные революции. Сейчас промзошла 3-я. Тоже очень рекомендую. Эти две книги - два разных подхода к одному и тому же. Они подтверждают друг друга и свидетельствуют об Истине. "Письма живого усопшего" - это взгляд с точки зрения человека, а "В Свете Истины" - взгляд со стороны Учителя.

Александр, Харьков / 5.03.2013 Написано увлекательно, но как раз в период разгара увлечения теософией и индуизмом, и усиления борьбы с христианством.Эта книга - той же области, что и "Агни-йога" с письмами "махатм" и "Тайная доктрина". Восхищаться ими и принимать как откровение - себя не уважать.
Для восхищающихся: то,что нашепчут духи здесь- мы не проверим - а они мастера пудрить мозги.Тем более неопытным, но резвым субъектам. То,что духи покажут ТАМ, особенно тому,кто всё равно вернётся на Землю - тоже не проверим.Происходящее при клинической смерти - это блуждание по задворкам, экскурсия по окраине. И главное - кто экскурсовод?
Читающим вышеуказанные книги это понимание недоступно, хотя бы потому,что те,кто нашептал эти книги и те, кто проводил экскурсии на том свете - одна контора, очень опасная, актёры и обманщики, мастера иллюзий и извечные враги людей.

Лариса / 7.04.2012 Первый раз прочитали вместе с сыном в 1996г. Сын погиб в 2000г. Если бы не эта книга,трудно представить,что бы было со мной!

Ольга / 9.12.2011 Замечательная книга! Очень легко и с интересном читается, и действительно оставляет в душе след.

Святослав / 12.01.2011 Наконец-то нашел!! Помню как читал листовки из первого издания еще со старорусским шрифтом. Не одна книга не вызывала столько интриги!!

Александр / 6.10.2010 Прекрасная книга... Гимн настоящей жизни людей! Мироздание именно такое, каким до слез хочется верить - справедливое, прекрасное, обнимающее своей бесконечной любовью и зовущее к беспредельному совершенствованию. И что самое славное - это все чистейшая правда) В ней чувствуется то же звучание Истины, как и в Тайной Доктрине (главный теософский труд), Письмах Махатм, Учении Храма, Агни Йоге, Чайке по имени Джонатан Левингстон - да много еще где) Каждый жаждущий общего блага непременно прочтет. Спасибо, миссис Баркер и мистеру Хотчу - а также всем светлым душам))

Елена Гасанова / 8.09.2010 Книга очень интересная. Это было как раз то что я хотела знать! После неё была прочитана масса книг в том-же направлении.

Mio / 22.07.2010 Чмиала эту книгу более 10 лет назад, но тогда давил груз православия, и многое не поняла, но последние годы многие мои родные ушли на ту сторону жизни, и я стала получать от них послания в виде снов, и вновь пришла мысль перечитать 5 лет назад эту книгу, всё правда. Недавно пережила клиническую смерть, и меня вели по вем этажам той жизни. Я задавала вопросы, и видела сюжеты. Более подробно об этом на моем блоге: kluchikyspehy.blogspot.com

Забава / 23.03.2010 Книга понравилась. Большинство "посланий" только подтвердили мои мысли относительно "жизни после смерти". Под впечатлением от прочитанного даже написала небольшую статью-отзыв на своём блоге (http://vpoiske.com.ua/2010/03/23/ebarker-pisma-zhivogo-usopshego.html) Рекомендую всем!

Григорий / 22.02.2010 Интересно,но противоречит всем мировым религиям!

Юра / 7.12.2009 Очень хорошая. Просто суппер. Читал 2 или 3 раза.

MikeMaster / 8.05.2009 Когда я прочитал эту книгу, я ощутил невообразимое восхищение. Все как будто вело к этой книге. Все мои догадки, предположения и гипотезы – были запечатлены на бумаге еще в 1914 году (дата первой публикации). Данная книга хитрым переплетением рассказывает об астральном бытие, как умещаются все религии в одном мире (потустороннем) не опровергая их, какие обыватели встречались на пути главного героя. Повествование идет от некоего духа посредством медиума, которая когда то была его знакомой. Прочитав эту книгу, почувствовал освобождение от всего бренного, видел невероятно красочные сны, а также обрел совершенное спокойствие! Читал в печатном издании. Советую всем!

Эльза Баркер (Barker Elsa, 1869, Лестер, Вермонт, США — 31 августа 1954) — американский автор.

В начале своей карьеры Эльза работала репортером на полставки, учителем и писателем для газеты, она была помощником редактора «Сводной библиотеки энциклопедий». С 1904 по 1905 год Эльза работала в качестве преподавателя в Совете по вопросам образования Нью-Йорка, а с 1909 по 1910 гг. — в редакции журнала «Гемптонс».

На протяжении своей жизни Эльза Баркер писала стихи, короткие рассказы и статьи в различных журналах. Ее двадцатилетняя картера романиста началась в 1909 году с рассказа «Сын Мэри Бетел», затем почти сразу последовал ее первый сборник стихов «Замороженный Грааль» и «Другие поэмы» (1910). В 1942 году Эльза Баркер получила премию Лолы Ридж за свою поэму «Железный век». Она также добилась большого успеха, выпустив три книги: «Письма живого усопшего» (1914), «Письма живого усопшего о войне» (1915), «Последние письма живого усопшего» (1919). Другие работы включают в себя одноактовую пьесу «Скэб», которая была выпущена в Нью-Йорке и Бостоне в 1904-1906 годах и «Рассказы о Новом Завете для детей» (1911).

Большую часть своей жизни Эльза Баркер прожила в Нью-Йорке. С 1910 по 1914 она жила в Париже и Лондоне, где с интересом изучала работы Карла Юнга. Она также жила на Французской Ревьере в 1928 по 1930 год.

Книги (4)

Комментарии читателей

Ксения / 15.09.2017 прочитала первую книгу понравилось
советую еще почитать За Порогом Жизни, или Человек Живёт И В Мире Ином
тоже очень интересная

Александра / 23.03.2016 Прочитала первую книгу она мне очень понравилась

Люда / 18.11.2015 Все книги непросто замечательные, непревзойденные. В каждой книге есть множество жемчужин мудрости и великого ума. Прочитала на одном дыхании, не отрываясь, как остросюжетный триллер или детектив!!!

Николай / 8.02.2015 Второй раз подряд встречаю восхваление Америки в эзотерических трилогиях. До этого были "Беседы с Богом" Нила Уолша, где первая книга вдохновляет, вторая же отталкивает из-за наглой пропаганды Соединенных Штатов. Практически тоже самое в письмах живого усопшего. Хотя опять же о достоверности "Писем" упоминается в Агни Йоге. Возможно как и всегда послание искажается приемником, а в данном случае и передатчиком в лице мистера Хотча, который хоть по его словам и стоит высоко в Иерархии Белого Братства, но ему не чужда некая грубость и самолюбование, которое прослеживается через все 3 книги. В любом случае как и всегда главным мерилом и судьей любой информации должна стать наша собственная душа.

Игорь / 17.04.2013 Отличные книги. Очень познавательные. И написаны самым живейшим и простым языком.

Миша / 14.01.2013 Тем кто критикует госпожу Баркер за "любование Америкой" хочу напомнить, что "любование" это происходило сто лет назад, когда США были не теми, какие они сегодня...

Didi / 19.11.2012 Удивительно, но меня также как и Валентину привлекла первая книга, но оттолкнули последующие антигерманские рассуждения о войне и избранности Америки. Хотя я не поклонник России.

Александр / 2.07.2011 Очень много интересных теоретических идей, вот только практических нет, читатели должны своим разумом их вывести.
А вот насчет отзыва Валентины не согласен - американская нация не сахар конечно, но лучшее по крайней мере из стран бывшей СССР. Главное искоренить из сознания мысли, которые вдалбливали (и продолжают!)политики насчет холодной войны. Уж если на то пошло, то главной угрозой для России является Китай...

Валентина / 2.05.2011 Если первая книга показалась мне занимательной. но вторая и третья полностью испортили впечатление от первой. Самолюбование автора Америкой, американской "нацией" и ее мнимой особой миссией не может внушать ничего кроме отвращения. Особенно на фоне преступлений Америки, начиная с американских индейцев, и заканчивая Ираком и Югославией. Конечно, это было написано давно, но теперь то время показало, чего стоят эти "посления".

«Письма живого усопшего», записанные Эльзой Баркер в 1914 году, представляют собой удивительное свидетельство вечности жизни и существования иных миров, их взаимодействия с физическими миром.
Данная книга состоит из 3 частей:
"Письма Живого Успошего. 1914",
"Письма Живого Усопшего о войне. 1915",
"Последние письма Живого Усопшего. 1917-1918".
Елена Рерих о книге:
"Елена Рерих: Прекрасное существо в книге Баркер это тот дух, о котором я думаю?
Махатма Мория: Да, явление Огненного Духа. (Главное действующее лицо в книге Баркер).
Елена Рерих: Владыка, это Вы руководили сообщениями и учили его?
Махатма Мория: Часто."

Из предисловия Е. Писаревой:
"Книга Баркер, которую мы предлагаем русским читателям, отличается от других потусторонних сообщений тем, что перед нами попытка передать не субъективные ощущения умершего человека, а его объективные наблюдения. Книга эта вызвала большой интерес в Англии и в Америке, и как бы ни относиться к ней - как к подлинному сообщению из потустороннего мира или как к литературному произведению, - она полна интересных мыслей и глубоких психологических указаний.
В первый раз повелительное побуждение взять карандаш и писать появилось у г-жи Баркер за год до издания этой книги, в Париже. Повинуясь импульсу, она начала писать механически, и получилось известие совершенно личного характера, очень интересное для неё, подписанное буквой «X.». Показав на другой день интересное сообщение своей приятельнице, она была очень удивлена, узнав от неё, что так называли друзья г-на **, которого г-жа Баркер знала хорошо. Но г-н ** был в это время в Америке, в числе живых, а сообщение шло из потустороннего мира. Вскоре за тем пришло известие, что г-н ** умер в одном из западных Штатов Северной Америки, за несколько дней до появления сообщения, подписанного «X.».

Некоторые интересные, на мой взгляд, выдержки из книги:

Я нахожусь как раз против вас в пространстве, то есть я прямо перед вами, опираюсь на что-то, вероятно кушетку или диван.
Мне легче приходить к вам после сумерек.
Уходя отсюда, я подумал, что возможно будет говорить с людьми с помощью вашей руки.
Я чувствую себя сильнее. Бояться нечего - это только перемена состояния.
Я не могу еще сказать вам, как долго я был в безмолвии. Кажет­ся, не очень долго.
Это и подписал "Х". Учитель помог мне завязать связь..

Очень странно; а между тем я видел людей, которые воображают себя в обстановке настоящего ортодоксального рая, они поют в белых одеяниях с венцами на голове и с арфами в руках. Не принадлежащие к ним называют эту область "небесной страной".

Рассказывали мне, что существует также и огненный ад, чуть ли не с запахом серы, но до сих пор я не видел его. Когда я буду сильнее, я постараюсь добраться до него и, если это не слишком мучительно, я проберусь и дальше - если меня туда пустят.

В настоящее время я перехожу с места на место, и до сих пор и еще не изучил основательно ни одной области.

Когда я впервые перешел сюда, я был так заинтересован всем виденным, что не расспрашивал, как следует относиться к видимому; но позднее я начал замечать разницу между предметами, которые на поверхностный взгляд кажутся из одной и той же субстанции. Так, и начинаю видеть разницу между тем, что несомненно существовало на зем­ле, как, например, форма мужчин, женщин и детей, и между другими вещами, которые, хотя и видимы и кажутся осязаемыми, но,тем не ме­нее, должны быть, вероятнее всего, мыслеобразами.

Таким образом, пока я не удостоверюсь, что встреченное существо слышит меня и может отвечать мне или другим, которые обращаются к нему с беседой, - я не могу окончательно решить, что оно действи­тельно существует. Отныне я буду исследовать всех, встречающихся мне. Герой романа или иное создание мысли, как бы живо оно ни каза­лось, не может отвечать на вопросы, ибо не имеет души, не имеет ре­ального центра сознания.

Особенно интересным делает для меня эту страну отсутствие условностей. Здесь нет двух людей, одетых одинаково, - или нет, это не совсем точно, но очень многие одеваются так необыкновенно, что их наружный вид придает здешнему миру большое разнообразие.
Моя собственная одежда похожа на ту, что я носил на земле, хотя раз, в виде опыта, остановившись мысленно на одной из своих прежних жизней, я облекся в одежду того времени.

Здесь ничего не стоит приобрести нужную одежду. Я не могу ска­зать, каким образом я приобретал то, что меня облекло при переходе сюда; но когда я начал обращать на эти вещи внимание, я увидел себя одетым так же, как и прежде.

Здесь много таких, которые носят костюмы древних времен, но я не вывожу из этого, что они были все эти истекшие века здесь.
Может быть, они носят такую одежду потому, что она им нравит­ся.
Как общее правило, большинство остается вблизи от тех мест, где они жили на земле; но я предпочел скитаться с самого начала.

Как общее правило, пробывшие здесь очень долго совсем не ка­жутся старыми. Я узнал от моего Учителя, что после некоторого вре­мени старый человек забывает, что он стар; в нас заложена наклонность оставаться в мыслях молодыми, и это отражается на внешнем ви­де, так как здесь тела могут воспринимать именно ту форму, которая соответствует нашим мыслям. Закон ритма действует здесь как и вез­де; дети вырастают и могут даже достигнуть старости, если их созна­ние ожидает такую перемену; по большей части здесь встречаются люди во цвете лет, ибо существует наклонность или достигать расцвета, или возвращаться к нему, а затем удерживаться в этом состоянии, по­ка непреодолимое влечение к земле не возникнет снова.

Здесь можно расти, если у человека есть эта потребность; хотя мало кто пользуется этой возможностью. Большинство довольствуется тем, что усваивает земной опыт и земные переживания; и здесь люди теряют благоприятные возможности так, как они делали это во время своей земной жизни. Здесь есть учителя, всегда готовые помочь тому, кто желает их помощи для проникновения в тайны жизни - здешней, потусторонней и теряющейся в далеком далеком прошлом.

Если человек понял, что его недавнее пребывание на земле было лишь последним в длинном ряде его жизней, и если он сосредоточит свои мысли на восстановлении в памяти далекого прошлого, он может вспомнить эти жизни. Многие могут думать, что достаточно одного освобождения от материальной завесы, чтобы освободить душу от всякого помрачения; но как на земле, так и здесь, - все происходит так или иначе не оттого, что оно должно бы быть таковым, а оттого, что оно есть таково.

Мы притягиваем к себе переживания, для которых мы созрели, и на которые у нас есть запрос; но большинство душ предъявляют здесь слишком малые запросы, так же, как это они делали на земле. Скажите им, чтобы они требовали больше, и жажда их будет удовлетворена.

Я хочу говорить с вами сегодня о вечности. Пока я не перешел сюда, я никогда не мог уловить этой идеи. Я мыслил в границах меся­цев, годов и столетий. Теперь же я вижу полное протяжение круга. Вхождения в материю и исхождения из нее не более, как сокращения и расширения сердца "эго"; с точки зрения вечности, они, относитель­но, так же коротки. Для вас земная жизнь кажется долгим периодом. Такой же казалась она и для меня, но теперь она мне не кажется та­кой.

Часто говорят: "Если бы я мог снова пережить свою жизнь, я поступал бы так-то и так-то". В действительности, нельзя вновь пе­реживать ту же жизнь, как нельзя сердцу вернуться вспять и снова сделать прежний толчок, но можно приготовиться для ближайшей жизни. Предположим, что вы испортили ваше существование. Большинство людей повинно в этом, если смотреть с точки зрения их высшего идеала; но каждый человек, умеющий думать, должен усвоить некоторый опыт, ко­торый он и может унести с собой. Он может, вернувшись в солнечный свет другой земной жизни, не помнить подробностей своего прежнего опыта, хотя некоторые люди в состоянии помнить, благодаря достаточ­ной подготовке и сосредоточенной воле; но наклонности каждой данной жизни, ее побуждения и желания переносятся почти во всех случаях в следующую жизнь.

Я в прежнее время боялся того, что называл смертью. Здесь есть такие, которые боятся того, что о н и называют смертью: новое рождение в земной мир. Здесь много таких, которые так же мало знают о ритме, как большинство на нашем берегу. Я встречал мужчин и женщин, которые даже не знали, что они снова вернутся на землю, ко­торые рассуждают о "великой перемене", как люди земли рассуждают о смерти и обо всем, что находится по сю сторону, как о "недоказанном и даже не подлежащим доказательству". Как видите, это очень трагич­но, хотя и нелепо.

Обыкновенный медиумизм, когда организм более или менее нездо­ровой земной личности раскрывается безразлично для каждого духа, и дурного, и хорошего - не имеет ничего общего с вашим положением. В данном случае, я, бывший вашим другом на земле и перешедший сюда раньше вас, возвращаюсь, чтобы передать вам свои знания, приобре­тенные в посюсторонней области.

Я не делаю никаких отверстий в вашей нервной системе, через которые нежелательные и дурные силы могли бы проникнуть и овладеть вами. Кроме того, если бы и была такая попытка, я бы не допустил ее, ибо теперь мне известны средства, благодаря которым я мог бы сохранить вас от того, что называется медиумичностью. Более того, я советую вам никогда, несмотря ни на какие просьбы, не давать сво­их сил на спиритических сеансах. Странствующие духи так называемого невидимого мира не имеют никакого права проникать в ваш организм только потому, что его внутреннее строение допускает такое вторже­ние: совершенно так же, как уличная толпа не имеет права врываться в ваш дом только потому, что среди этой толпы есть любопытные, го­лодные и иззябшие. Не позволяйте этого. Сношение со мной - другое дело: оно исключительно и основано не на личном желании или любо­пытстве.

… Точно так же никогда не позволю я себе вмешиваться в вашу жизнь, в ваши занятия и в вашу работу. Когда я странствовал по зем­ле, я никогда не считался опасным человеком; мои свойства не изме­нились оттого, что я переменил одежду.

Мне необходимо нечто передать миру. В настоящее время - вы единственное лицо, способное служить для меня секретарем. Вопрос не в том, нуждаюсь ли я в вашем писании, и даже не в том, хотите ли вы писать, но в той пользе, которую мы можем принести миру. Я думаю, что польза есть. Вы думаете, что она возможна. Такие-то и такие-то выражают свои сомнения и опасения. Помочь этому я не могу, не може­те и вы.

Вы удивляетесь выражению "времяпровождение"? Но время существует здесь. Пока есть последовательность, есть и время. Возможно, что придет "время", когда все вещи будут существовать одновременно - прошлое, настоящее и будущее. Но пока прошлое, настоящее и буду­щее отличаются друг от друга, до тех пор есть и время. Это не бо­лее, как явление последовательности.

Я входил здесь в общение со многими людьми, людьми всех сту­пеней умственного и нравственного развития, и должен сознаться, что человек с совершенно ясной идеей об истинном значении жизни и о возможностях эволюции - встречается здесь так же редко, как и на земле. Нет, мы не делаемся внезапно всемудрыми только потому, что меняем ткань своего тела.

Человек, бывший тщеславным на земле, окажется тщеславным и здесь, хотя в последующей своей жизни самый закон реакции - если он перешел меру тщеславия - может послать его назад скромным и даже застенчивым человеком, на время, по крайней пока реакция не истощится.

Я часто жалею людей, которые проявлялись в жизни как рабы де­ловой рутины. Многие из них не могут отделаться от этого и здесь, и вместо того, чтобы наслаждаться, они снова и снова возвращаются к своим старым "делам" и тратят время над различными задачами, такти­ческими или финансовыми, пока не приходят почти в такое же изнемо­жение, как до своей "смерти".

Как вам известно, здесь есть учителя. Немногие достигают раз­мера моего собственного Учителя; но многие берут на себя помогать вновь появившимся душам. Помощь предлагается всем, хотя принимается эта помощь не всегда. В таком случае она предлагается снова и сно­ва, ибо те, которые жертвуют собой для других, делают это без на­дежды на признание или награду.

Если вы создаете что-либо на земле из плотной материи, вы прежде всего создаете то же самое из субстанции мысли; но разница между вашим творчеством и нашим, та, что пока вы не окружили созда­ние вашей мысли плотной материей, вы не верите, что это невидимое создание действительно существует вне вашего собственного воображения. Тогда как мы здесь можем видеть создания мыслей других, если мы и они того хотят.

Мы также можем - и я это говорю для вашего утешения - видеть ваши создания мысли, и прибавляя силу нашей воли к вашей, мы можем помочь вам осуществить их в материальной форме.

Иногда мы строим здесь, в нашем четырехмерном мире, постепенно и продолжительно, в особенности, если желаем сохранить свое соз­дание для других, чтобы оно пребывало на долгое время. Но для всех высокоразвитых духов мыслеобразы видны всегда.

Конечно, вы понимаете, что не все духи высоко развиты. На са­мом деле, только весьма немногие ушли очень далеко от вас; но наи­более тупой человек владеет здесь тем, что все вы утеряли - верой в создание своей собственной мысли.

В последнее время я поставил перед собой вопрос: к чему я дол­жен стремиться здесь, и чего я желаю? Год назад я бы ответил: "Си­лы", но теперь мой ответ иной, я отвечаю себе: "Знания", ибо знание есть предтеча силы. Если я приобрету достаточное количество знания, у меня будет и довольно силы.

И к вам я прихожу только для того, чтобы дать вам и другими те крупицы знания, которые иными путями были бы недоступны для вас. Самая ценная крупица, какую я только могу дать вам, состоит в сле­дующем: упражнением воли человек может сохранить свое объективное сознание и после смерти. Многие, перешедшие сюда, погружаются в своего рода субъективное блаженство, которое делает их безразличны­ми к тому, что происходит на земле и на небесах. Я сам мог бы дос­тигнуть этого, если бы захотел, и притом довольно легко.

За время моего здешнего пребывания мне не раз приходи­лось видеть мужчин и женщин, погруженных в состояние глубочайшего сна, с лицами, лишенными всякого выражения. Вначале, не понимая причины их сна, я пробовал разбудить одного из них; но мне не уда­лось. Я возвращался к нему снова и снова, и находил его в прежней летаргии.

Однажды, когда я был с Учителем, увидав одну из таких бессоз­нательных форм, и попросил у него объяснения. От него я узнал, что это - те люди, которые отрицали бессмертие души. Они остаются в состоянии глубокого сна до тех пор, пока непреодолимый закон ритма не извлечет их из этого состояния бессознательности для нового воп­лощения. На мой вопрос - возможно ли вырвать их из этого состояния, Учитель ответил, что это возможно. Но для того, чтобы противодейс­твовать той силе, которая держит человека в таком состоянии глубо­кого сна, чтобы нарушить тот зарок, который сам человек наложил на свою душу, когда требовал бессознательности и уничтожения для себя, чтобы противодействовать этому, нужно пустить в ход силу более мо­гущественную. Эта сила - воля.

Моя неудавшаяся попытка сказала мне, что для такого пробужде­ния нужна воля более могущественная, чем обыкновенная человеческая воля, и я спросил Учителя, не могу ли я присутствовать при таком пробуждении. Из последовавшего ответа мне стало ясно, что должна быть очень серьезная причина - может быть, подвиг добра в прошлом такого человека, чтобы Учитель мог стать между ним и законом причин и последствий, который тот самовольно привел в действие.

Прежде всего, нужно знать, что существует много видов ада, и они, по большей части, дело наших собственных рук. Это - одна из тех банальностей, которые основаны на фактах.

Однажды, руководимый желанием найти тот особый вид ада, к ко­торому должен быть притянут пьяница, я разыскал ту часть астральной сферы, охватывающей землю, которая соответствует одной из стран, где особенно процветает пьянство. Освобождающиеся от тела души остаются обыкновенно поблизости от тех мест, где они жили, если не имеется какой-нибудь важной причины для их удаления оттуда.

Я не встретил никакого затруднения и скоро нашел ад, перепол­ненный пьяницами. Как вы думаете, что они делали? Раскаивались в своей слабости? Нисколько. Они толпились вокруг тех мест, где испа­рения алкоголя и еще более тяжелые испарения от тех, которые злоупотребляют алкоголем, делают атмосферу такой тошнотворной. Неудиви­тельно, что люди с чувствительной организацией так не любят соседс­тва кабаков.

Вы бы отвернулись с отвращением, если бы я рассказал то, что видел там. Одного или двух примеров достаточно.

Я начал с того, что привел себя в нейтральное состояние, так что мог видеть одновременно в обоих мирах.

Молодой человек с беспокойным взором и страдальческим лицом вошел в один из тех "винных дворцов", в которых густая позолота и блестящая полировка поддельного красного дерева внушают несчастному путнику, что он наслаждается роскошью "царства от мира сего". Одеж­да молодого человека была изношена, а башмаки его видали много ви­дов. Лицо было давно небрито.

Он наклонился к стойке, жадно опоражнивая стакан с какой-то душу разрушающей смесью. А рядом с ним, ростом выше его и перегнув­шись к нему так, что отталкивающее, распухшее, страшное лицо было прижато к его лицу, как бы для того, чтобы вдыхать его проспирто­ванное дыхание, - выглядывало одно из самых ужасающих астральных существ, какое мне приходилось видеть в этом мире. Руки этого существа (я употребляю это слово, чтобы выразить его жизненность) сжимали тело молодого человека, одна длинная и голая рука обхватила его плечи, другая - обвилась вокруг его бедер. Оно буквально выса­сывало пропитанные вином жизненные силы своей жертвы, поглощая их, вбирая в себя, чтобы удовлетворить через нее ту страсть, которую смерть только удесятерила.

Было ли это существо из области ада? - спросите вы. Да, ибо я мог видеть его внутреннее состояние и убедиться в его страданиях. Навеки (слово "навеки" может быть употреблено для того, что кажется бесконечным), навеки было оно обречено жаждать и жаждать и никогда не находить удовлетворения.

В нем осталась только та доля сознания, делавшая его когда-то человеком, та слабая искра, которая давала ему от времени до време­ни мимолетное прозрение в чудовищный ужас его собственного положе­ния. Это не было желанием спастись, но самое сознание невозможности избавления только усиливало его мучения. И страх виднелся в его глазах, страх перед будущим, в которое он не мог заглянуть, но ко­торое - он чувствовал это - влекло его к еще большему мучению; пе­ред будущим, когда астральные частицы его теперешней оболочки не будут более в состоянии удерживаться вместе за отсутствием объеди­няющей души, когда они начнут тянуть и раздирать то, что осталось от его астральных нервов, - в ужасе и мучении разрывать и разбивать ту форму, которая была так близка к своему концу.

Ибо только душа сохраняется, то же, что покидается душою, должно погибнуть и распасться на составные части.

А молодой человек, прислонившийся к стойке этого позолоченного алкогольного дворца, почувствовал невыразимый ужас и пытался покинуть это место; но руки того существа, которое было теперь его господином, охватывали его все теснее и теснее, отвратительная, покрытая испарениями щека прижималась все теснее к его щеке, желание вампира вызывало ответное желание в его жертве, и молодой человек потребовал другой стакан.

Воистину земля и ад соприкасаются друг с другом, и не сущест­вует проведенной между ними границы.

Я видел ад похоти и ад ненависти; ад лживости, где каждый предмет, который обитатель ада старается схватить, превращается в нечто иное, противоположное желанному предмету, где происходило вечное издевательство над правдой, и где не было ничего реального, где все становилось - изменчивое и неверное как сама ложь - своей собственной антитезой.

Я видел обезумевшие лица тех, которые не вполне отдались лжи, какие страшные усилия они делали, чтобы схватить реальность, кото­рая немедленно таяла в их руках. Ибо привычка к лживости, перенесенная в этот мир изменчивых форм, окружает неправдивую личность вечно меняющимися образами, которые не перестают дразнить и усколь­зать от нее.

Захочет ли такой человек увидать лица любимых друзей? Его же­лание исполняется, но как только появляются желанные лица, они не­медленно превращаются в оскаленных фурий. Захочет ли он восстано­вить в памяти плоды своего честолюбия? Они проносятся перед ним только для того, чтобы превратиться в позор, преобразуя гордость в бессильный стыд. Захочет ли он пожать руку друга? Рука протягивает­ся к нему, но в ней захвачен нож, который вонзается во внутренности лжеца, не разрушая его, и все те же бесплодные попытки возобновля­ются снова и снова, пока мучительное сознание не истощится вконец.

Остерегайтесь предсмертных раскаяний! Ибо за ними последует жатва тяжелых воспоминаний. Гораздо лучше переходить в вечность с кармической тяжестью, которую мужественно несешь на спине чем проскользнуть в задние двери ада с чувством трусливой неуверенности.
Если вы согрешили, примите этот факт безбоязненно и решите не повторять греха; тот же, кто останавливается на своих грехах в последний час свой, будет переживать их снова и снова после того, как перейдет через порог смерти.

Каждое действие сопровождается своим неизбежным противодействием; за каждой причиной следует ее последствие, которое ничто, исключая могучей динамики самой Воли, не может изменить, а когда Воля изменяет последствия предшествующей причины, это бывает всегда благодаря возникновению противодействующей, более могучей причины, чем первая, - причины столь сильной, что та, другая, неудержимо уносится вместе с ней, подобно тому, как сильный поток уносит сла­бую струйку воды из открытой трубы, включая и причину и ее последс­твие в энергичном стремлении своих вод.

Если вы признаете факт своего греха, делайте добрые дела, бо­лее могущественные, чем ваши грехи, и вы соберете награду за них.

Я не исполнил бы своего долга, если бы не сообщил вам о здеш­них дурных существах; никто другой не скажет вам о них, а знание это необходимо для самозащиты.

Прежде всего, должен сказать вам, что существует большая сим­патия между духами этого мира и духами вашего мира. Да и те, и дру­гие - духи, и разница только в том, что одни облечены в плоть, а другие в более тонкое, хотя и не менее реальное тело.

Знайте, что добрые духи, может быть, "духи справедливых людей, ставших совершенными", или же тех, которые стремятся к совершенс­тву, привлекаются могучей силой к тем сотоварищам - нам на земле, идеалы которых в гармонии с их собственными идеалами. Магнетическое притяжение, существующее между людьми, можно назвать слабым по сравнению с тем, которое возможно между воплощенными и развоплощен­ными существами. И даже самое различие в материи является особой притягательной силой. Женщина не более привлекательна для мужчины, чем существо во плоти привлекательно для пребывающего в астральном мире. Хотя и тот, и другой понимают один другого не более, чем муж­чина и женщина понимают друг друга. Но влияние чувствуется, и су­щества здешнего мира знают его источник лучше, чем вы, ибо они, по большей части, сохраняют воспоминания о вашем мире, тогда как вы забыли их мир.

Никогда симпатическая связь между людьми и духами не бывает так сильна, как когда люди действуют под влиянием чрезвычайного волнения, будь то ненависть, или любовь, или гнев, или иное сильное возбуждение. Ибо тогда огненный элемент в человеке выражен наиболее активно, а духов привлекает огонь.

Когда вы выходите из себя - вы теряете очень много, между про­чим, и контроль над собой - и тогда вполне возможно, что другая сущность мгновенно присвоит себе контроль за вами.

Этот субъективный мир, как я его назвал, полон духами-нена­вистниками. Они любят возбуждать ссоры как здесь, так и на земле. Они забавляются злобным возбуждением в других. Они приходят в ра­достное содрогание, соприкасаясь с ядом ненависти; как некоторые люди упиваются морфием, так же они упиваются всякой негармонической страстью.

Понимаете, в чем опасность? Малейший зародыш гнева в вашем сердце может питаться и воспламеняться огнем их ненависти. К вам лично у них может быть полное безразличие, но чтобы удовлетворить свою злую страсть, они могут привязаться к вам временно.

Человек, привыкший сердиться или искать отрицательное в дру­гих, бывает, наверное, окружен дурными духами. Мне пришлось видеть толпу таких духов вокруг рассердившегося человека, и как они вводи­ли в него свой собственный злой магнетизм, возбуждая его снова, когда он - по естественной реакции - начинал успокаиваться.

Но иногда безличный интерес к ссорам становится личным; злоб­ный дух этого мира, убедившись, что в соединении с тем или другим человеком он может постоянно испытывать злобное возбуждение, - мо­жет привязаться к своей жертве; благодаря такой связи, жертва его будет постоянно предаваться злобным порывам. Это одно из самых ужасных несчастий, которое может выпасть на долю человека. Доведен­ное до конца, оно может превратиться в одержимость и кончиться су­масшествием.

Тот же закон относится и к другим дурным страстям, каковы по­хоть или скупость. Остерегайтесь чувственных вожделений, берегитесь полового влечения, в которое не входит элемент сердца или духовной симпатии. В этой области бывают столь ужасные явления, что мне не хотелось бы говорить о них через вас.

Вы, вероятно, встречали людей, из которых излучается как бы солнечный свет, одно присутствие которых в комнате делало вас счастливой. Спрашивали ли вы себя, почему это так бывает? Истинный ответ заключается в том, что их светлое настроение привлекает к ним "облако свидетелей", представителей радости и красоты жизни.

Я сам нередко грелся в теплых лучах одного любящего сердца, которое я знал на земле. Я слышал, как духи, толпившиеся вокруг то­го человека, выражали: "Хорошо быть здесь". Из этого вы можете заключить, как трудно злу коснуться его. Толпа любящих и сочувствующих духов постаралась бы дать ему предупреждение, если бы какое-нибудь зло угрожало ему.

Точно также можно сказать, что радостное сердце привлекают радостные события; а также и простота, и кроткое смирение очень привлекательны для кротких развоплощенных душ: "Если не будете, как малые дети, не вступите в Царство Небесное".

Не приходилось ли вам видеть ребенка, играющего с невидимыми товарищами? Вы назовете их воображаемыми. Может быть, они таковы, но может быть, и нет. Воображать, значит творить, или же привлекать к себе уже сотворенные вещи.

… Никогда не плачьте - если это только не нужно для восстановле­ния потерянного равновесия. Хотя плачущие духи скорее безвредны, потому что они слабы. Случается, что внезапный поток слез очищает атмосферу души; но если слезы бывают длительны, окружающее прост­ранство заполняется плачущими духами. Можно было бы почти услыхать звук роняемых ими через покров эфира слез, если бы земные рыдания не производили столько шума.

"Смейтесь, и мир будет смеяться с вами", - это изречение достаточно верно; но верно также и то, что вы плачете не одни.

Большинство пребывающих здесь душ впадает в состо­яние грез, или сновидений, которые и я решил испытать на себе. Не­которые души просыпаются от времени до времени, и тогда они могут проявить интерес к явлениям и людям на земле; но если сон очень глубок, и душа желает покинуть все земное, тогда его подсознатель­ное состояние может длиться беспрерывно в течение многих лет и даже столетий. Но душа, которая в состоянии спать в течение столетий, принадлежит, вероятно, к тем душам, жизненный ритм которых очень медленен.

Итак, перед тем как погрузиться в глубокий сон, я наложил на себя зарок оставаться недолго в этом состоянии.

Да, эта страна грез внутри меня самого была поистине полна чу­дес! На языке теософов это, наверное, и означает их отдых в бла­женстве Девакана. Но как бы ни называть это переживание, оно стоит того, чтобы быть незабвенным.

Я закрыл глаза и погрузился глубже, чем мысль, туда, где бес­покойные волны жизни затихают, и душа становится лицом к лицу с со­бой и со всеми чудесами прошлого. В этом состоянии все очарователь­но. И если при этом душа способна запомнить свои сновидения, как это было со мной, в таком случае состояние грезящего несравнимо ни с чем.

Погружаясь, я решил наслаждаться, и я действительно наслаждал­ся. Я нашел там призраки всех, кого любил в земной жизни. Они улы­бались мне, и я понял тайну каждого из них, и что именно притягива­ло нас друг к другу. Я нашел там и все мои старые честолюбивые меч­ты, и я наслаждался плодами всех моих трудов на земле. Прекрасный мир, розовый, как весенняя заря, этот внутренний мир души, и каждое желание сердца пребывает в нем. Не удивительно, что напряженная земная жизнь бывает так часто тяжелой и утомительной: эта жизнь грез, следующая за ней, так прекрасна, что равновесие должно быть соблюдено.

Какою вы на земле рисуете вашу будущую жизнь в потустороннем мире, такова она и бу­дет; препятствием является лишь недостаток силы воли; если этой си­лы достаточно, все созданное воображением осуществляется легко, так как тонкая материя этого плана обладает свойством принимать любую форму, которую вы захотите дать ей.

Захотите двигаться вперед после смерти, и вы будете двигаться; захотите научиться - и вы научитесь; захотите вернуться на землю, чтобы выполнить определенную задачу - и вы вернетесь и выполните ее.

Карма - железный закон, это верно; но ведь вы творцы своей кармы.

Но больше всего, не ожидайте - потому что ожидание та же просьба - бессознательности и уничтожения. Вы не можете уничтожить ту единицу силы, которую вы представляете из себя, но вы можете са­мовнушением усыпить ее на долгое время. Уходите из жизни с твердой решимостью удержать свое сознание, и вы удержите его.

Когда придет время для вас вступить в ту область отдохновения, которую Древняя Мудрость называет Деваканом, вы несомненно вступите в нее; но это будет позднее; не непосредственно после вашего ухода.
Когда вы достигнете этого состояния, вы переживете во сне всю прежнюю земную жизнь вашу и претворите все ее переживания, весь опыт ее; но к этому времени вы уже вполне отделаетесь от желания принимать участие в жизни земных ваших друзей.

Пока вы еще на земле, никогда не вызывайте духов умерших лю­дей. Они могут быть заняты в другом месте, а вы можете быть доста­точно сильны, чтобы отвлечь их от своего дела и привлечь - против их воли - к вашему делу.

Предисловие

Никому из нас не хочется умирать, если, конечно, речь не идет о добровольном уходе из жизни. Безусловно, что здравомыслящему человеку такое и в голову не придет. Мы все мечтаем, строим планы, создаем семьи, радуемся успехам друг друга, выстраиваем собственную карьеру, сохраняем и бережем родственные связи – одним словом, живем – и очень огорчаемся, если теряем близких людей. Но так ли все печально на самом деле? И что нас ждет там после окончания жизни?

Тема смерти всегда, во всех религиях и у всех народов была одной из животрепещущих. От нее заговаривали, ее отговаривали забирать человека к себе, ее боялись, проклинали, отодвигали на время, изгоняли из тела усопшего. В общем, проводили массу ритуальных манипуляций, только чтобы не попасть к ней в лапы. Люди не знали, что там, по ту сторону жизни, но всегда пытались представить это или предугадать, создавая свои собственные картины потустороннего существования.

Древнейшие религии Египта, Вавилона, Индии, Греции еще много веков назад трактовали бессмертие души. Весь коллективный опыт человечества нашел отражение в этой формулировке. Все религии мира одновременно утверждали, что жизнь после смерти существует. Это подтверждают и документальные источники: Книга мертвых у египтян, Книга смерти у индусов, тибетская Книга мертвых и многое другое.

Но самым откровенным религиозным источником в этом смысле можно считать Библию. Иисус из Назарета подробно рассказывает о той жизни, которая ждет нас всех после смерти, о тех состояниях души, которых мы можем достичь на небе.

Религия говорит о том, что бояться смерти не стоит и что настоящая жизнь начинается только после нее. Первые христиане своими проповедями повергали в злость и ярость Римскую империю, которая господствовала на территории Европы. Римляне, считая своим главным орудием влияния смерть, не могли понять, что для христиан это есть благо и что так их не запугаешь. Именно христианство подняло на высший уровень сострадания и мужества все верующее человечество.

Люди стали размышлять о том, что будет с ними там, как изменится их тело и нужно ли оно будет вообще? Смогут ли они вспомнить все то, что происходило в этой жизни, и не забудут ли своих родственников, друзей и знакомых? Как сложатся их отношения, возможно ли будет влиять на них, общаться, оберегать? Что они сами будут там делать? Смогут ли они вернуться, а если вернутся, то кем будут снова на земле? Вспомнят ли свои прошлые жизни?

Подобные вопросы копились веками, и для миллионов людей они остаются важными и по сей день. Один очень тяжело переживает смерть близких, а другой сам готовится к смерти и нередко задумывается о том, что его ждет впереди. Третий боится поверить, что и его не минует чаша сия, а четвертый радуется и готовится принять свою судьбу.

Мы хотим представить вашему вниманию книгу Элен Баркер «Письма живого усопшего, или Послания с Того Света», вышедшую в свет в 1914 г. Она представляет собой сборник посланий, переданных автору юристом и судьей Дэвидом Хотчем из Лос-Анджелеса с помощью автоматического письма после своей кончины. Автоматическое письмо, или психография, это форма написания, при которой человек, помимо своей воли фиксирует на бумаге информацию, поступающую к нему извне. Такое желание возникает спонтанно, и невозможно предугадать, когда оно овладеет медиумом в следующий раз. Этот феномен известен с древнейших времен, он существовал в различных уголках земного шара. Есть информация о чудесах появления таинственных надписей и начертаний на стенах домов, в документах или в воздухе и т. д. Имеются две разновидности психографии – механическое письмо и осознанное. В первом случае у человека появляется непреодолимое желание писать. Он берет ручку или карандаш и начинает выводить непонятные ему знаки на бумаге, нередко он находится в состоянии транса. Во втором случае человек делает это осознанно: пишет, рисует, ваяет, но при этом понимает, что все это исходит извне. Ему в руки дается сила и возможность осмыслить свою деятельность, такое случается с писателями, музыкантами и художниками. Иногда они сами не понимают, откуда берутся сюжеты картин, но едины во мнении, что это не их мысли, а кто-то другой их им внушил. Кто же является автором всех этих посланий?

В обоих случаях такого автоматического письма люди получают ответы на вопросы о своем будущем, которые потом сбываются. Кто видит это будущее? Кто знает, что там произойдет и почему мы, живые, не обладаем подобной проницательностью?

Элен Баркер, довольно известная писательница прошлого столетия, в предисловии к книге сообщает, что никогда ранее не занималась серьезно спиритизмом и г-н Хотч этим тоже не увлекался. Желание взять бумагу и писать пришло к ней спонтанно за год до опубликования этого сборника. Она находилась в Париже и после сеанса механического письма по подписи Х. поняла, от кого пришло сообщение. Это подтвердила ее подруга, которая тоже знала господина Хотча. Он был ее старым знакомым, находившимся на тот момент в Америке. Через некоторое время, получив еще одно сообщение, Элен Баркер узнала о том, что господин Хотч скончался за несколько дней до этого. Следовательно, эти сообщения приходили из мира мертвых.

Вот что она пишет в своей книге по этому поводу.

Мы сидели как-то вечером с подругой, которая сообщила мне, кто такой господин Х., это было уже после его смерти. Она уговорила меня попробовать еще раз получить новое сообщение от него. Я согласилась не ради своего интереса, а для того, чтобы сделать ей приятное. Именно тогда и появилось сообщение: «Я здесь, не бойтесь ошибки…» Сообщение, как и в первый раз, писалось автоматически, с промежутками и большими буквами. На следующий день моя рука была практически парализована от напряжения, с которым я писала.

В течение нескольких следующих недель были записаны и другие сообщения. У меня не было желания увлекаться этим занятием, но моя подруга сильно настаивала, так как считала, что господин Х. очень хочет общаться с земным миром, и мне пришлось преодолеть себя.

Господин Х. был необыкновенным человеком. Известный юрист, глубоко изучающий философию, автор многих книг, человек с высокими идеалами. Его энтузиазм служил вдохновением для всех, кто его знал. Ему было 70 лет, он жил далеко от меня, виделись мы редко и никогда не заговаривали о посмертном сознании.

Со временем мое предубеждение против психографии сменилось на интерес к тому, что Х. мне сообщал о жизни в потустороннем мире. У меня не было предвзятого отношения к этой теме, так как ранее я ничего не читала об этом, даже известные всем «Письма Джулии».

Постепенно моя рука перестала болеть и напрягаться, а почерк стал понятным.

Изначально я писала в присутствии моей подруги, но затем господин Х. стал посещать меня и в одиночестве. Я часто переезжала с места на место, и он заставал меня то в Лондоне, то в Париже. Его появления происходили с разными промежутками времени, иногда это случалось по несколько раз в неделю, а порой я месяц не ощущала его присутствия. Я всегда была слишком занята своей работой, много писала и редко думала о нем и тем более никогда его не звала.

Когда я записывала сообщения от него, то плохо понимала, о чем они, и лишь изредка догадывалась об их содержании, так как находилась в полубессознательном состоянии, а порой, кладя карандаш, вообще была близка к полной потере чувств.

К тому времени я уже была автором нескольких известных книг, и когда речь зашла об издании этих писем, сама мысль об этом была мне неприятна. Я не лишена тщеславия в отношении литературной репутации, и мне не хотелось прослыть фантазеркой. По настоянию подруги я согласилась написать предисловие к этой книге, в котором бы указывалось, что она была написана в моем присутствии. Это обещание понравилось ей, но нисколько не удовлетворило меня.

Меня раздирали две мысли. Я думала, что если издам письма без предисловия, то их примут за художественную литературу и все самое важное, исходящее от уже умершего человека, потеряет свою ценность. В случае если укажу, что все это записывалось в моем присутствии, возникнет вопрос, чьей рукой это было написано, и мне придется уходить от ответа. Сказав чистую правду о том, как писались эти письма, я спровоцирую сомнения относительно того, что это на самом деле письма развоплощенного человека, а не вымыслы моего подсознания. Но как объяснить то, что первое письмо я получила до того, как узнала о смерти мистера Х., если, конечно, не допускать, что подсознание человека знает ВСЕ. Теперь вопрос возникает уже у меня. Почему без всякого внушения мое подсознание выбрало путь длительной мистификации своего бодрствующего сознания? Ведь ни я, ни мое окружение не знали о смерти Х.

Когда была написана большая часть этих писем (три четверти), я решила либо издать их с предисловием и подробным описанием их возникновения, либо вообще не печатать.

Приняв решение об издании этой работы, я столкнулась с вопросом, как ее печатать, целиком или с сокращениями? Я решила все сохранить таким, каким оно были написано, кроме указаний господина Х. на его личные дела и дела моих друзей. Иногда я делала поправки, если суждения были совершенно противоположны моим представлениям о том же вопросе.

Некоторые из его философских воззрений были для меня совершенно новы, и к их пониманию я приходила намного позже.

Что я сама думаю об этих письмах? Могу сказать, что нисколько не сомневаюсь в их подлинности. В местах, касающихся моей личной жизни, которые я сознательно пропустила, есть такие сведения, о которых я даже и не догадывалась. А те данные, которые мне пришлось проверить, оказались безошибочными. Современные психологи могут возразить и объяснить все телепатией, но кто мог телепатировать? Моя подруга? Но для нее самой некоторые сообщения также стали полной неожиданностью.

Хочу напомнить о том, что книга не имеет научного обоснования. Я к этому не стремилась и четко понимала, что все письма, за исключением самых первых, были написаны вне «научно-испытательных условий». Содержание этих писем как доказательство бессмертия души должно быть либо принято, либо отвергнуто каждым, согласно его внутреннему опыту и интуиции.

Хочу дополнить, что если бы не доверие моих друзей ко мне и не мое полное доверие к источнику, эта книга вряд ли появилась бы на свет. Так как сомнение в невидимом авторе или в видимом посреднике могло бы парализовать эту обоюдную работу.

Благодаря этим письмам я окончательно избавилась от страха смерти. Во мне укрепилась вера в бессмертие, а потустороннее существование стало для меня таким же реальным, как и жизнь на земле. Я буду безмерно счастлива, если они подарят такое же радостное чувство бессмертия хотя бы одному читателю.

У меня всегда есть ответ тем, кто будет порицать меня за обнародование этих писем: я всегда стремилась отдать все самое лучшее моим читателям, а эти письма и есть все то лучшее, что я могу отдать.

Наше издательство взяло на себя смелость перевести эти письма и опубликовать с комментариями и поправками на современность. Еще в прошлом веке люди проводили всевозможные опыты по поиску контактов с потусторонним миром на спиритических сеансах. Но с развитием медицины научились выводить людей из комы, сохранять им жизнь, что было абсолютно невозможно ранее. В качестве примеров можно назвать приемы инъекций адреналина в сердце, снятие сердечного шока или пересадку органов. Люди находились в состоянии смерти, а когда выходили из нее рассказывали много удивительных вещей, схожих по описанию. Картины увиденного были у всех приблизительно одинаковые, и эмоции, переживаемые в эти моменты, тоже похожи.

Мы старались как можно точнее передать суть посланий и адаптировать их для современного читателя. В качестве их подтверждения мы использовали сборник рассказов Раймонда Моуди, врача-реаниматолога, который на протяжении многих лет собирал рассказы людей, вышедших из комы, выживших после тяжелых катастроф, аварий, увечий и войн.

Часть 1
Волшебные письма

Письмо 1. Возвращение

Я здесь! Не бойтесь ошибки!

Это действительно я говорил с вами, и буду говорить еще.

Я пережил нечто удивительное. Многое я помню, оно не забыто. Все, что произошло, было неизбежным и вело к счастью.

Я могу видеть вас, но не очень отчетливо.

Здесь нет тьмы, здесь очень светло, гораздо светлее, чем на юге.

Я еще плохо различаю ваш силуэт, и вижу вас только благодаря вашим собственным усилиям.

Письмо 2. Никому не говорите

В данный момент я нахожусь прямо напротив вас и опираюсь на предмет мебели. Мне легче навещать вас в темное время суток. Я думаю о возможности использования вашей руки для передачи информации.

Я ощущаю себя намного сильнее и хочу сказать, что не стоит бояться этого, так как это всего лишь перемена состояния.

В этом послании я поставил подпись Х., в этом мне помог Учитель.

Прошу никому не рассказывать о моих приходах, за исключением нашей общей знакомой, так как я хочу приходить беспрепятственно, когда захочу.

Прошу дать мне возможность пользоваться вашей помощью, обещаю, что не буду злоупотреблять.

Я знаю, что вернусь, но не сейчас, а когда стану сильнее.

Я с каждым разом становлюсь все легче и легче, и все вокруг для меня становится легче. Я мог бы еще оставаться в своем земном теле, но на это нужны усилия.

Я видел Учителя, он меня утешил и ободрил.

Покидаю вас. Спокойной ночи.

Письмо 3. Берегите вход

Опасайтесь тех, кто суетится вокруг меня.

Вам нужно беречь себя, оградить зароком и не пускать их в свою душу.

Не позволяйте теням умерших людей высасывать из вас силы. Защитите себя и не бойтесь их, меня они уже не беспокоят.

Письмо 4. Туман на зеркале

Во время нашего общения не думайте не о чем. Ваш ум должен быть чист, как чисты школьные дощечки для письма. Любая ваша мысль или фантазия окажутся как бы туманом на зеркале, сквозь который не видно изображения.

Я смогу передавать вам свои послания, только если ваш ум будет свободен от дум и вопросов.

В этот раз я не смог продолжить работу из-за того, что вы задумались о том, как будет закончена фраза. Для меня важно, чтобы вы были пассивны.

Теперь я знаю причину многих психических явлений и смогу защитить вас от вредных воздействий.

Однажды вы не пустили меня к себе. Хорошо ли это? Я не обижаюсь на вас и скоро приду вновь и буду приходить до тех пор, пока не закончу работу.

Я приду к вам во сне и покажу много интересного.

Письмо 5. Обещание

Здесь я приобрел знания и скоро передам их вам. Я могу видеть прошлое как будто через открытое окно, и вижу путь, по которому пришел в этот мир, а также могу начертить дорогу моего будущего.

Я ощущаю себя очень сильным, и все мне кажется легким.

Я постоянно перемещаюсь с места на место. Когда я был жив, то не мог себе этого позволить и лишь мечтал об этом.

Не бойтесь смерти и живите как можно дольше. Иногда я с грустью вспоминаю о жизни в мире людей, но в этом мире все сожаленья теряют свой вес, как и наши тела.

Я постараюсь рассказать вам о таких вещах, о которых еще никто не рассказывал.

Письмо 6. Магия воли

Вы пока нечетко ощущаете магию воли. Благодаря ей вы сможете сделать все, что захотите, но в пределах размера вашей энергии. Так как человек может находиться в двух состояниях – активном и потенциальном.

При сравнении музыканта и живописца, поэта и романиста вы не найдете качественных отличий. Каждый развивает себя согласно своей воле. Этот выбор мог произойти давно, и нужно прожить не одну жизнь, чтобы это влечение к одному виду творчества стало преобладать над всеми остальными.

Ключ к силе есть сосредоточенность.

В нашей повседневной жизни волю можно проявлять по-разному. Можно сосредоточиться на приведении в жизнь какой-либо задачи, и здесь все зависит от тех душевных сил, какими вы располагаете. А можно свою волю направить на то, чтобы самая лучшая задача или план были выявлены подсознательно вашими собственными силами. Второй путь ведет к господству над всей окружающей средой вместо господства над одной из частиц в этой среде.

* * *

Вы, видимо, полагаете, что мы можем все видеть и знать. Вы просите нас предсказать события из будущего или настоящего. Но в большинстве случаев это невозможно.

Скоро я научусь проникать в ваше сознание, как это делает Учитель, и смогу узнавать все ваши планы. Пока же мне это не совсем удается.

Однажды я искал нашу общую знакомую, но не смог ее найти. Вам следует думать о нас, чтобы облегчить наш путь к вам. Учитель помогает мне постигать законы здешнего пребывания. Скоро я окончательно овладею вашей рукой и расскажу много интересного о той жизни, которой живу здесь.

Письмо 7. Свет позади покрывала

Плотный покров закрывает вас от моего взора, поэтому иногда делайте в нем отверстия. Вы для меня представляетесь ярким световым пятном. Это происходит в тех случаях, когда вы испытываете сильные чувства или переживания.

* * *

Порой я бываю совершено одинок, а порой в окружении других.

Временами мне кажется, что тело мое имеет плоть, а вначале казалось, что руки и ноги вытягиваются во всех направлениях.

Я не хожу и не летаю в прямом смысле этого слова, так как у меня нет крыльев. Но умею перемещаться с огромной скоростью, хотя иногда приходится и ходить.

Вы знаете, каких трудов мне стоило начать общение с вами. Я долго добивался успеха. Теперь же хочу обратиться к вам с просьбой, чтоб и вы не отчаивались и относились к вашим рукам как к инструментам общения.

Никогда не сомневайтесь ни в чем, так как ваши сомнения тянут меня к земле и вызывают желание вам помогать. А этого не стоит делать, также как не стоит горевать по усопшим.

Письмо 8. Железные тиски материи

Человек, ушедший в наш мир, часто вспоминает о земле.

Он удивляется, что мир остается жить без него. Он говорит: «О, жизнь продолжается! Чего же мне не хватает?»

Человек начинает волноваться. Он убежден, что выкинут из круга времени, забыт и заброшен. Он ничего не видит кругом, кроме спокойных пространств четвертого измерения, и многое отдал бы за то, чтобы почувствовать на себе железные тиски материи и обрести плоть.

Иногда это настроение проходит, но нередко возвращается с удвоенной силой. Человеку хочется переместиться из тонкой разреженной среды в сопротивляющуюся плотную материю. Но как это сделать?

И тогда он вспоминает, что уже не раз совершал подобные действия.

Он делает попытку и входит в мир людей, в мир жизни, в мир вибрационного единения с ними. Начинает испытывать сочувствие со стороны людей, хотя это, вполне возможно, и воображение, но тем не менее он отпускает свое право на свободу и теряется в людском мире.

Бывают случаи, когда человек пробуждается и созерцает окружающий мир и людей в нем. Иногда ему становится невыносимо тяжело от этого, и он стремится вернуться назад лишь за тем, чтобы начать новую погоню и снова оказаться в тисках материи.

Но при наличии упрямства и силы воли он сможет остаться и вырасти в человека. Сможет вспомнить свое пребывание в тонкой субстанции, но представлять себе это сном. Во сне он будет к ней возвращаться, но такие мысли только портят его пребывание в мире людей.

По истечении времени человек утомится от материальной борьбы, его ресурсы окажутся исчерпанными. Он вернется в область невидимого, и люди скажут, что он умер. Но он не умер, а лишь вернулся туда, откуда пришел.

Письмо 9. Где души восходят и нисходят

В смерти нет ничего страшного. Это похоже на путешествие в другую, неизведанную страну, не более того.

И все те, с кем приходится встречаться, похожи на иностранцев. Человек, перешедший в мир иной, не всегда понимает окружающих его, впрочем, как и мы не всегда понимаем людей другой национальности. И здесь переживания наши похожи.

Человек, улыбаясь одними глазами, пытается найти контакт с окружающими, спрашивая, откуда они. И люди называют разные города и страны. Это похоже на наши встречи на больших дорогах в путешествиях и поездах. Здесь тоже есть подобные дороги, по которым души умерших путешествуют в мир живых. Эти дороги представляют собой кратчайшие пути между центрами земли и не проходят над железными и автомобильными дорогами, потому что над ними слишком шумно. Здесь можно слышать земные звуки, похожие на вибрацию.

Среди нас есть такие, которые надолго задерживаются на одном месте. Я знал одного господина, который, оставаясь в нашем мире, жил много лет в своем доме. Он наблюдал, как росли его дети, приглядывал за любимым жеребенком, который вырос в большого и красивого коня.

Как и на земле, тут все люди разные. Кто-то ленив, кто-то имеет лишний вес, а кто-то притягателен во всех смыслах, и от него веет доброжелательностью.

Мы носим одежду, как и в жизни, но я не видел здесь чемоданов, так как нам не нужно столько платьев.

Для нас не имеет значения температура, хотя в начале своего пребывания мне казалось, что здесь холодно, но эти ощущения уже прошли.