Письменность и знания древних египтян пересказ. Школы в Древнем Египте

Конспект урока на тему «Письменность и знания древних египтян».

    Организационный момент.

Учитель приветствует обучающихся и отмечает отсутствующих.

    Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, скажите, какое государство мы с вами изучаем на протяжении нескольких уроков? (Обучающиеся отвечают на вопрос, называя страну – Древний Египет). (Слайд № 1).

Учитель: Вспомните, кто управлял Древним Египтом? (Обучающиеся отвечают «фараон»).

Учитель: Опишите географическое положение Древнего Египта (Обучающиеся описывают географическое положение, упоминая реку Нил).

Учитель: Молодец. Пожалуйста, покажите на карте реку Нил, которая протекала в Египте. (Обучающиеся показывают на карте реку)

Учитель: Если в Египте была плодородная земля, то каковым было в первую очередь их основное занятие?

Учитель: Скажите – это основное занятие на что было направлено?

Учитель: А что еще людям нужно для полноценной жизни?(Обучающиеся отвечают на вопрос - интеллектуальное развитие)

Учитель: Посредством чего его можно достигнуть? (Обучающиеся отвечают на вопрос – посредством каких-либо знаний, с помощью письма)

    Формулировка темы, целеполагание.

Учитель: Сегодня мы продолжим наше с вами путешествие по Древнему Египту.

Учитель: Опираясь на вышесказанную информацию, обсудите в парах и сформулируйте тему урока. (Обучающиеся работают в группе и формулируют тему урока.)

Учитель: Итак, тема урока «Письменность и знания древних египтян ». Запишите название темы в тетрадь. (Слайд № 2)

Учитель: Ребята, предположите:

На какие вопросы мы должны получить ответы в ходе урока?

Обучающиеся предполагают вопросы: Как писали древние египтяне? На чем они писали? Чему они обучались?Какие знания имели?

Учитель: Таким образом, ребята, вы выделили ключевые моменты нашего урока и тем самым определили цель и задачи урока.

    Создание проблемной ситуации.

Учитель: Ребята, как вы думаете, какие существуют письменные знаки вообще? Какие знаки и какая письменность существует в нашей стране? Сколько их в нашем алфавите? Где у нас учат письменности? Cкажите, все ли должны этому научиться в нашей стране? (Обучающиеся отвечают на каждый вопрос.)

Учитель: А в древнем Египте не все должны были обучаться письменности, многие ее не знали, и в школу некоторым слоям населения вход был воспрещен. Предположите, почему так происходило?(Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос)

    Открытие нового знания.

    Иероглифы – что это такое ?

Учитель: Предлагаю поработать в ……. ? Каждая (- ый) …… читает с. 61-63 учебника и выясняет: как называлась письменность в Древнем Египте? В чем она выражалась, как она называлась? В чем заключалась трудность изучения иероглифов? (Обучающиеся выполняют задание и отвечают на вопросы.) (Слайд № 3).

Учитель: А как вы думаете, ребята, откуда люди могли узнать о древнеегипетских иероглифах?(Обучающиеся предполагают, высказывая свою точку зрения)

Учитель: А давайте с вами подробнее узнаем об этом открытии, посмотрев фрагмент фильма.

Учитель: Пожалуйста, ребята, что вы узнали о иероглифах? Кем они были открыты? Почему камень, на котором были написаны иероглифы называют Розетским? (Обучающиеся отвечают на данный вопрос)

    Папирус –материал для письма

Учитель: Ребята, чем и на чем вы пишите в школе?

Учитель: Совершенно верно, ручкой по бумаге. Предлагаю вам обратиться к иллюстрации учебника на странице 63 и ответить на вопрос: «А на чем писали в Египте?». (Обучающиеся работают с иллюстрацией и отвечают на вопрос). (Слайд № 4).

Учитель: Ребята, на основе уже имеющихся знаний, скажите – а как изготавливали папирус?

Учитель: А сейчас предлагаю вам узнать – каковы же были письменные принадлежности египтян, посмотрев на слайд (Слайд № 5)

Учитель: Предположите, как ими можно было пользоваться?

Учитель: Давайте на стр.64 найдем первый абзац и прочитаем его вслух, чтобы нас все услышали.

Физкультминутка:

Учитель: А сейчас давайте с вами проведем физкультминутку (Слайд № 6).

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись. (наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай - думай голова. (вращение головой)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

    Писцы учителя и новые знания

Учитель: Ребята, выскажите свое мнение: как вы думаете, а кто этому всему учил египтян?Обучающиеся предполагают и отвечают на вопрос «учителя»)

Учитель: Вспомните слои населения Египта и предположите – кто из них мог обучать египтян в качестве учителя?

Учитель: Верно, жрецы. А почему они имели такое право?

Учитель: А чему еще кроме письменности могли научить египтян жрецы, как вы думаете? (обучающиеся предполагают – различным наукам) Какие науки могли преподать жрецы, основываясь на основных занятиях египтян, их потребностях? (астрономия, календарь, водяные часы)

Если они не отвечают, то на с.64 предлагаю с этим ознакомиться.

Учитель: Верно, а так же наблюдали за звездами, старались проникнуть в тайну жизни самих богов.

Работа с документом

Учитель: Жрецы в египетских школах учили письму, счету, в основном это пригождалось людям, которые должны были подсчитывать и записывать налоги. Что это были за слои населения?

Учитель: Верно, то есть жрецы учили в школах будущих писцов, а не другие слои населения.

Учитель: Ребята, а как вы думаете, чем была привлекательна для египтян должность писца? (Учитель выслушивает различные версии обучающихся)

Учитель: Как вы думаете, всегда ли была дисциплина на уроке в египетской школе?

Учитель: Предположите, а как поддерживал порядок на учебных занятиях учитель-жрец?

Учитель: Давайте поработаем с текстом документа «Поучение писцов ученикам» на стр. 62 и ответим на данные вопросы.

Учитель: Изучив данный текст ответьте на вопрос: «В чем различие между современной дисциплиной на уроках и правилами, которые применялись к ученикам в Древнем Египте» (Обучающиеся отвечают на вопрос).

4.Рефлексия (итог урока)

Учитель: А сейчас, ребята, мы с вами выполним задание «да», «нет». Я задаю вопрос, а вы говорите ответ.

    Научные знания древних египтян были тесно связаны с их повседневной жизнью. (Да)

    Впервые расшифровал иероглифы французский ученый Шампольон (Да)

    В египетской школе могли преподавать все желающие египтяне (Да)

    У писцов в школах не было никакой дисциплины (Нет)

    Письменность в Древнем Египте была настолько легка, что ею могли обучиться все желающие (Нет)

Учитель: А сейчас я предлагаю вам самостоятельно подвести итог урока, но в парах. (С помощью приема + - интересно)

5.Д/з:

«3» - § 12 пересказ

«4» - §12 пересказ, ответить устно на вопросы в желтой рамочке на странице 64

«5» - §12 пересказ, выполнить письменно задание на с. 65 из рубрики «Подумайте».

Тема урока: ПИСЬМЕННОСТЬ И ЗНАНИЯ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН.

Задачи урока.

Личностные:
осознать ценность и значимость получения образования на примере Древнего Египта;
научиться понимать, что получение образования – это большой труд;
помочь учащимся осознать необходимость изучения различных школьных предметов;
воспитывать уважение к чужой культуре.

Метапредметные:
формировать логическое и историческое мышление учащихся;
формировать умение сравнивать различные явления;
научить переносить имеющийся опыт (знания из других предметных областей) в новые ситуации; показать возможность использовать полученные знания для решения практических задач.

Предметные:
уяснить смысл понятий: «иероглифы», «папирус»,
на примере знаний, которые давались в школе, рассказать о развитии науки;
раскрыть особенности и сложность египетской письменности, историю ее дешифровки;
познакомить с особенностями египетского счета и системы мер.

Этапы урока

Действия учителя

I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

Мы с вами на протяжении нескольких уроков изучали исторические события и явления Древнего Египта. И не задумывались над тем, откуда пришла к нам информация о них. А между тем долгое время в мире ничего не было известно о Древнем Египте. Ведь эта цивилизация погибла накануне наступления новой эры.

Чуть больше, чем 200 лет назад, тогда ещё мало известный французский генерал Наполеон во главе войска отправился на завоевание Египта. Его военный поход потерпел поражение, но имел положительные результаты другого свойства, а именно – знакомство с древнеегипетской культурой. В составе экспедиции были не только воины, но и учёные, художники, архитекторы, которые тщательно исследовали находки, зарисовывали и записывали всё найденное. В результате было положено начало исследованиям погибшей древнееегипетской цивилизации. Особенно французских исследователей поразило обилие загадочных рисунков на стенах пирамид, каменных стелах, стенах храмов. (Демонстрация слайда с изображением памятников древнеегипетской культуры).

Но вот какая дилемма:
С одной стороны мы имеем обилие вещественных источников в виде пирамид, храмов, стел, скульптур, рисунков и надписей на стенах этих сооружений, папирусных рукописей, по которым можно было бы восстановить историю Древнего Египта. (Фиксируем 1-й факт: обилие вещественных и письменных источников по истории Древнего Египта ).

Но, в то же время, эти источники были безмолвны. Сами по себе они не сообщали ни имён фараонов, ни информации о конкретных войнах, походах, событиях. Фактическая история Древнего Египта оставалась неизвестной. Обычно такую информацию дают именно письменные источники. Но в данном случае они ничего не давали, потому что их невозможно было прочитать.

. (Фиксируем 2-й факт: история Др. Египта оставалась неизвестной).

Какое противоречие обнаруживается при сопоставлении двух сторон ситуации?

Какой возникает вопрос?

^ Обобщая ответы учеников, фиксируем на доске учебную проблему: Почему в Древнем Египте была создана столь сложная письменная система? Как она была разгадана и расшифрована? Какие научные данные стали доступны человечеству?

II. Актуализация знаний.

Записываем тему урока «Письменность и знания древних египтян»

Что мы уже знаем по этой проблеме? (Фиксирует ключевые слова на доске.)

III. Планирование деятельности.

Что нам надо узнать для решения проблемы? Опорными словами фиксирует план действий на доске.

Надо узнать:
1.Какой была письменность в Д.Е.?
2.Как она была разгадана и расшифрована?
3. Кто и как мог изучить письменность Д.Е.?
4. Какие научные данные стали доступны человечеству?
могут быть другие вопросы

I V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

Почему именно Шампольон разгадал тайну египетской письменности. Что вас восхитило в этом человеке?

Свою одарённость Жан Франсуа Шампольон обрёл рано. В возрасте пяти лет он уже научился писать и читать. В 9 лет в совершенстве овладел греческим языком и латынью. В 11 лет он уже читал библию на древнееврейском языке. В этом же возрасте он написал книгу «История знаменитых собак». В 13 лет он начал изучать арабский и коптский языки. В 15 лет приступил к изучению древнеиндийского языка – санскрита. В этом же возрасте он занимался составлением хронологических таблиц «От Адама до Шампольона младшего». А для развлечения ещё и учил китайский.

В 11 летнем возрасте он впервые увидел иероглифы, правда взрослые сказали ему, что их никто не может прочитать. На что Шампольон ответил: «Я прочитаю. Обязательно прочитаю, когда выросту»

Работа по группам (смотри приложение)

– Во многих языках слова, обозначающие бумагу, звучат сходно. Например, по-немецки бумага – «папир» (papier), по-английски – «пэйпе» (paper), по-французски – «папьё» (papier), по-испански – «папель» (papel). По-видимому, такое сходство не случайно: все эти слова однокоренные и происходят от одного и того же древнего слова.

Задания группе №1.

Параграф 12, пункт 1

Задание для группы №2

Задание группе №3

Задание для группы №4

V. Выражение решения проблемы.

Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

VII. Применение нового знания.

Защита – выступление групп

VIII. Домашнее задание.

§ 12, Придумать и записать в тетради несколько предложений иероглифами

Приложение 1

Задания группе №1.

Параграф 12, пункт 1

    Узнать, как Жану Франсуа Шампольону удалось расшифровать египетские иероглифы.

    Что из себя представляли иероглифы, и почему они такие сложные для расшифровки?

Долгие годы никто не мог прочитать иероглифические письмо. Многие хотели разгадать тайну египетской письменности.Удалось это сделать французскому ученому Жан-Франсуа Шампольону. Он исследовал знаменитый Розеттский камень - плиту с благодарственной надписью жрецов Птолемею V Эпифану, датируемой 196 до н. э. Одна часть записей на плите была сделана иероглифами, другая содержала тот же текст по-древнегречески. И в греческом, и в иероглифическом тексте имена правителей были обведены в овальные рамки, это и стало ключом к разгадке. Шампольону удалось прочитать обведённые картушем иероглифы, обозначавшие имена «Птолемей» и «Клеопатра».

Почему же было так сложно расшифровать египетскую письменность? (Один и тот же иероглиф мог обозначать и звук, и целое слово, и быть определителем-подсказкой). Первоначально иероглифы были похожи на рисунки и обозначали целые понятия. Такое письмо не передавало звуков речи, и многие слова, например имена, просто нельзя было изобразить. Для того чтобы решить эту проблему, древнеегипетские писцы придумали слоговое письмо, при котором отдельные знаки обозначали слоги и буквы. В итоге Жан-Франсуа Шампольон доказал, что египетское письмо состоит из трех видов знаков: знаков, которые определяют понятия- пиктографическое письмо; знаков, которые обозначают согласные звуки, и значков-определителей, которые помогали прочесть слова, в которых были одинаковые согласные, например «дом» и «Дима». 14 сентября 1822 г. Шампальон выступил с докладом о своем научном открытии, эта дата стала официальным началом развития науки египтологии .


Задание для группы №2

    Выяснить, как обозначались цифры и числа в египетской письменности.

    Попробовать выполнить расчёты и сделать вывод об удобстве или неудобстве данных символов

    Сравнить с современной системой счёта

При помощи таблицы из обозначений чисел запишите год своего рождения

Расшифруй, какой пример здесь представлен и переведи в современную систему знаков

Задание группе №3

Источники информации: параграф 12, пункт 2. Видеофрагмент на ноутбуке

    Какие материалы использовались для письма в Древнем Египте?

    Рассказать и показать, как делают папирус (составить алгоритм действий создания папируса)

    Попробовать писать на других материалах


Бумагу египтяне не знали. Писали на папирусе, который изготавливали из стеблей болотного тростника. Папирус был в употреблении в качестве материала для письма в Египте уже с начала третьего тысячелетия до н.э.

Существовала особая техника изготовления папируса. Стебли папируса очищались от коры и разрезались вдоль. Затем эти нарезы стеблей папируса выкладывались на смоченный стол, они должны были плотно примыкать друг к другу, потом накладывали второй слой нарезов в направлении, перпендикулярном к направлению нарезов первого слоя (крест-накрест). Получалась кладка из двух слоев. Ее помещали под пресс, а после этого просушивали на солнце. На заключительном этапе изготовления папируса листы выглаживали с помощью инструментов из слоновой кости и раковин и отбивали молотком. Потом уже готовые листы папируса склеивали, создавая длинные свитки. Длина свитков достигала нескольких метров. Листы склеивали таким образом, что край одного листа покрывал край следующего (место склейки равнялось 1–2 см.).

Задание для группы №4

Источники информации: учебник параграф 12, стр 64

    Оценить научный вклад египтян в развитии географии, математики и астрономии

    Рассказать об открытиях египтян

    Задания: измерьте длину и ширину своей парты (в локтях и ладонях); свой учебник (в ладонях).

    Сравнить египетский и современный календарь

В Древнем Египте зародилась география – наука об изучении Земли (правда, знания египтян были неточными: Землю они представляли в виде прямоугольника, окруженного океаном).

Наибольших успехов египтяне достигли в математике, астрономии и медицине.

Астрономия : благодаря наблюдениям за звездами египетские жрецы смогли определить продолжительность года. Они заметили, что звезда Сириус восходит раз в 365 дней. Египтяне также умели предсказывать солнечные и лунные затмения, были составлены довольно точные каталоги звезд, карты звездного неба.

Научным и техническим достижением было изобретение водяных и солнечных часов.

Математика: математика появилась и развивалась в связи с практическими потребностями египтян в вычислениях (измерение земельных участков после разливов Нила, учет и распределение собранного урожая, сложные расчеты при строительстве храмов, гробниц и дворцов). Древние египтяне умели производить сложение и вычитание, умножение и деление, имели представление о дробях.

Как египтяне делали измерения ? Египетская система мер была основана на пропорциях человеческого тела. Главной единицей измерения был локоть – величина, равная расстоянию от локтя до кончиков пальцев. Давайте найдем у себя на руках эту величину. Следующая единица измерения – ладонь, она состояла из 4 пальцев.

(Сколько в одном локте ладоней? Сколько пальцев в ладони? Сколько пальцев в локте? и т.д.)

Задание: сравните древнеегипетский календарь с современным

Черты сходства

Черты отличия

Египетский календарь

Наш календарь

    12 месяцев в году

  1. В нашем календаре также есть месяцы по 30 дней

1 неделя = 10 дней

1 сезон (время года) = 4 месяца

3 сезона (времени года)

1 неделя = 7 дней

1 сезон (время года) = 3 месяца

4 времени года

Есть месяцы по 28 и 31 дню

Задание для группы №5 Источник информации – документы, представленные ниже и видеофрагмент

    Оценить вклад египтян в развитие медицины

    Рассказать и показать как делали мумии (показать как наносили бинт)

Медицина: высокий для того времени уровень медицины связан с обычаем мумификации трупов, во время которой врачи могли изучать анатомию человеческого тела.

Одним из высших достижений египетской медицины было учение о кровообращении и о значении сердца в этих процессах.

Врачи в Древнем Египте имели специализацию. Кто-то лечил желудок, кто-то глаза, кто-то зубы и т.п. В Древнем Египте был отмечен довольно высокий уровень хирургии (об этом свидетельствуют найденные при раскопках гробниц хирургические инструменты).

Из предписания врачу относительно перелома черепа без повреждения мягких тканей головы

(из папируса Смита)

Если ты осматриваешь человека с переломом черепа под кожей его го­ловы и нет ничего на ней, то ты ощупай его рану. Ты найдешь выступаю­щую опухоль на наружной стороне пролома, что в его голове, а глаз его скошенным из-за этого на той стороне, которая находится под травмой, и Что идет (он) и волочит подошву. Ты должен определить ее как травму, на­несенную извне, причем головка сустава его плеча не отделена, а вместе с ним ногти его пальцев скрючены в середину руки, он источает кровь из своих ноздрей и страдает несгибаемостью шеи. Недуг излечим.

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. - М., 1987.- С. 52.

Вопрос к документу:

Какие выводы можно сделать на основе этого документа?

«…Значительное развитие получили в Египте медицина и ветеринария. В целом ряде текстов времени Среднего Царства даётся перечень рецептов для лечения различных болезней. Используя множество эмпирических наблюдений, египетские врачи, однако, не могли ещё полностью отрешиться от древней магии. Так, например, один знахарский сборник заговоров, составленный специально для «лечения» больных детей, предназначен был для детских врачей, матерей и кормилиц. В этом сборнике наряду со множеством чисто магических текстов только изредка встречаются своеобразные диковинные рецепты, в частности средств для сохранения и увеличения количества материнского молока. Таким образом, лечение при помощи лекарств обычно соединялось с магическими заклинаниями и обрядами. Но изучение человеческого тела, облегчавшееся вскрытием трупов при мумификации, давало возможность врачам более или менее правильно подходить к вопросам строения и функционирования человеческого организма. Так, постепенно появляются первые знания в области анатомии (строения человека). Существовала, очевидно, и некоторая врачебная этика, требовавшая от врача, чтобы он открыто сказал больному относительно возможности его выздоровления, применив одну из трёх возможных формул: «1) Это болезнь, которую я могу вылечить. 2) Это болезнь, которую я может быть смогу вылечить. 3) Это болезнь, которую я не смогу вылечить». Врачи специализируются по отдельным видам болезней. В одной гробнице Древнего Царства сохранились изображения различных операций (рук, ног, колен).

Как проводили мумификацию древние египтяне?

Мумия Древнего Египта

Как и большинство услуг в Древнем Египте , качество мумификации напрямую зависело от финансовой состоятельности умершего. Из тел членов семьи фараонов и высшим сановникам внутренние органы удалялись через небольшие надрезы. Отверстия заполнялись масляной смесью. Через несколько дней масло из тела сливалось.

Для чиновников низшего звена в Древнем Египте такая процедура при мумификации была недоступна.

После удаления внутренних органов из тела, они помещались в сосуды, заполненные специальными бальзамами, где и хранились в той же гробнице рядом с мумифицированным . Древние египтяне верили в том, что после смерти дух возвращался к телу умершего. А для последующей жизни в другом мире ему требовались все органы жизнедеятельности. Для того чтобы предотвратить быстрый распад тканей и завершить мумификацию тело подвергалось процессу сушки. Оно оставалось нетронутым 40 дней. После удаления всех органов, за исключением сердца, в тело, для поддержания его формы, заливалась смесь соединений натрия. Его состав добывался на берегах Нила. Натрием покрывалось также все тело фараона, жреца или мумифицируемого животного. Затем над телом работали парикмахеры и косметологи. Затем бальзамировщики наносили на тело слой влагостойкой смолы из натуральных веществ, таких как масла, пчелиный воск, смолы сосны. Затем мумию обматывали бинтами. как заключительный этап, на мумию наносили маску и помещали ее в саркофаг.

Весь процесс мумификации в Древнем Египте занимал 70 дней.

Мумификацией в Древнем Египте занимались только жрецы, владеющие определенными знаниями и имеющими соответствующий сан. Ее проведение требовало навыков в этом виде искусств.

Древние египтяне скрывали их метод проведения мумификации, и никаких записей об этом не было найдено в достоверных источника. Однако ученые выяснили, как выглядела применяемая ими технология. Они отметили, что песок сушит тело ине позволяет разлагаться тканям и тем самым способствует естественной мумификации в условиях засушливого климата Египта. В Долине Царей в Египте можно увидеть множество простых отверстий в песке и скалах. В них были обнаружены мумии граждан, которые могли позволить себе такую роскошь, как собственную гробницу во времена Древнего Египта .

Приложение 2

Лист самооценки работы в группе ________________________________________

Критерии

    Я был активен в группе

    Я сразу понял, как нужно выполнить задание

    Я предложил несколько вариантов выполнения работы

    Я не отвлекался от основной работы

    Я очень хотел успешно выполнить задание

    Я внимательно слушал, какие идеи предлагают участники группы

    Я очень хотел, чтобы наша группа выполнила работу правильно, оригинально

Я могу поставить себе оценку

Оцени выступления других групп:

Группа

Ваша отметка за работу группе

Ваш комментарий

1. Проверка знаний по пройденным темам:

А) разминка – «Я знаю, что в Древнем Египте…» (ученики по очереди произносят по одному предложению, заканчивая указанную фразу, повторяться нельзя. Учитель выдвигает закладку и начинает: «Я знаю, что Древний Египет расположен по берегам Нила».

Б) работа с картой – на интерактивной доске карта «Древний Египет » и ученики по очереди выходят к доске и открывают задании на доске (нажимают на желтые прямоугольники) и выполняют задания с картой:

Где располагается страна Египет?

Что такое «дельта»?

Почему на карте земли вдоль Нила окрашены зеленым цветом? Что на карте обозначено желтым цветом?

Покажите две столицы Египта?

В каком направлении были совершены военные походы фараонов?

В случае, если необходимо увеличить карту при ответе ученики используют свойство «Волшебного пера» (панель управления).

2. Организационный момент:

Учитель сообщает тему урока и просит их сформулировать задачи на урок. Тема урока записывается в тетради.

3. Изучение нового материала:

1. Школы в Древнем Египте

Учитель открывает шторку на доске и начинает рассказ: Вот уже пятый год вы ходите в школу. Сейчас школа – это отдельное, самостоятельное здание. А в Древнем Египте школы открывались при храмах – подумайте, кто выступал в роли учителей? (Учителями в школах были жрецы).

Как вы думаете, кого готовили в египетских школах? Там готовили чиновников-писцов (открывается шторка и показывается изображение писца ). Знание грамоты открывало доступ к государственной службе и к обеспеченной жизни.

В наши дни в школе учатся все дети без исключения. Сколько лет сейчас продолжается обучение? В Древнем Египте срок обучения был очень длинным и иногда достигал 15-ти лет. Предположите, все ли дети могли учиться в древнеегипетской школе. (Там могли учиться только дети состоятельных родителей).

2. Письменность

Вспомните: когда вы пришли в школу, то чему, каким действиям, вас обучали в первую очередь? (Читать, писать и считать). Давайте поближе познакомимся с древнеегипетской письменностью.

Первыми знаками для письма были рисунки. Знаете ли вы, как назывались египетские буквы?

(Иероглифы, что в переводе означает “священное письмо”).

Учитель выдвигает закладку (!) и ученики записывают в тетради новый термин «ИЕРОГЛИФЫ».

Учитель продолжает рассказ: Выучить иероглифы было очень трудно по нескольким причинам.

    Вспомните, сколько букв в русской азбуке? (33). Иероглифов было больше – 750 .

    Многие слова изображались рисунками.

Учитель нажимает на прямоугольник и предлагает ученикам выполнить задание: предположите, как египтяне могли обозначать следующие слова: “солнце”, “идти”, “плакать”(ученики на маркерной доске чертят возможные иероглифы для обозначения этих слов и демонстрируют учителю). Подумайте, всегда ли был удобен такой способ изображения?

    В египетском письме не было гласных букв . Давайте подумаем, чем это было неудобно.Например, у нас есть иероглиф “СЛ” – какие слова он может обозначать?(Село, сало, сила, осел, если, сел, соло).

Ученик выходит к доске и выбирает гласные буквы для составления слов (метод множественного клонирования).

Так почему же было так сложно учиться в египетской школе? (Много иероглифов, их сложно выучить). Где можно встретить надписи, сделанные иероглифами? (На стенах пирамид, на обелисках, в храмах).

Долгое время никто не мог разгадать тайну иероглифов и прочесть египетские тексты. Почему было так сложно расшифровать египетскую письменность?(Один и тот же иероглиф мог обозначать и звук, и целое слово, и быть определителем-подсказкой).

А как был раскрыт секрет египетских иероглифов?

У доски сообщение ученика о Франсуа Шампольоне: Лишь в начале ХIХ века этот секрет был раскрыт французским ученым Франсуа Шампольоном . В 1799 году французские солдаты под командованием Наполеона высадились в Египте и около города Розетты нашли огромную каменную плиту с надписью на двух языках: греческом и египетском. По приказу Наполеона эту плиту перевезли во Францию. Многие ученые пытались разгадать эти надписи, но безуспешно. Это удалось сделать Франсуа Шампольону только через 23 года после того, как была найдена эта плита.

Ученик нажимает на плиту и надпись под ней, все исчезает.

Как же Франсуа Шампольон прочел египетские надписи? Давайте проделаем тот самый путь, по которому шел великий ученый. Он предположил, что иероглифы, заключенные в рамку (так называемый картуш), означают имя какого-нибудь фараона.

На слайде увеличивается картинка иероглифов, ученик маркером подписывает буквы маркерами.

Знаток многих древних языков, Шампольон установил, что два последних знака означают звук “с”. Предшествующий иероглиф он также знал – это был звук “м”. Оставалось разгадать самый первый значок. Что он означает? (Солнце). Вспомните, как у древних египтян назывался бог Солнца (Ра). Что получается? Имя какого фараона напоминает вам это слово? (Рамсес)

Попробуем разгадать друг другую надпись.

Увеличивается другой рисунок.

Первый знак изображал птицу Ибис, а два других были ему уже знакомы (“м” и “с”). Вспомните, кто из египетских богов изображался в виде ибиса (Бог Тот). Имя какого фараона вам напоминает получившееся слово? (Тутмос).

Учитель продолжает: Что необходимо иметь для того, чтобы что-то записывать? (Нужен материал для письма и письменные принадлежности).

Во многих языках слова, обозначающие бумагу, звучат сходно. Например, по-немецки бумага - “папир” (papier), по-английски – “пэйпе” (paper), по-французски – “папьё” (papier), по-испански – “папель” (papel). По-видимому, такое сходство не случайно: все эти слова однокоренные и происходят от одного и того же древнего слова. Что это за слово? (Папирус) – учащимся демонстрируются папирусы.

Папирус – ломкий материал, его нельзя складывать так, как складываются листы в современной книге. Предположите, как могли хранить древние папирусы. Как бы вы это делали, будучи на месте древних египтян? Листы папируса склеивали в длинные полосы, которые затем сворачивали в трубки, и получались свитки.

3. Знания египтян:

Как вы думаете, чему еще обучали в египетской школе, кроме письма? (Счету). На каком предмете вы сейчас учитесь считать? (На математике). Вспомните, какие группы населения были в Древнем Египте (фараон, вельможи, воины, земледельцы, ремесленники, рабы).

У доски ученик выполняет задание расположить жителей: фараон, воины, ремесленники, земледельцы, вельможи в соответствии с занимаемым в обществе положением). Название жителей перемещаются.

Когда мы считаем, то на какой вопрос отвечаем? (Сколько?) Давайте подумаем, кому из них приходилось отвечать на этот вопрос.

Подведем итог: считать приходилось всем. Какая наука возникла из этих знаний? (Арифметика – это один из разделов математики). Все полученные вычисления нужно было записывать. Египтяне использовали для этого специальные знаки.

Д
авайте вместе с вами определим, какое число здесь записано. Учитель открывает шторку и показывает иероглифы. Ученики отгадывает и записывают число на маркерной доске.

Задания для отработки записи чисел при помощи египетских цифр:


Чем сложна и неудобна эта система записи? (Она слишком громоздкая).

Другая наука, которая тоже зародилась в Древнем Египте – геометрия . Это слово по происхождению греческое, оно состоит из двух слов: “гео” – земля и “метрос” – измерять. Как мы переведем слово “геометрия” на русский язык? (Измерение земли)

Давайте подумаем, кому в Древнем Египте приходилось часто измерять землю (После разлива Нила египтянам необходимо было восстановить границы между участками земли, которые размыла вода, очистить дамбы, каналы. Восстанавливая эти границы, крестьяне ежегодно измеряли землю. Тем же занимались и чиновники но для чего? – чтобы определить размер налога с каждого участка).

Где еще были необходимы измерения и расчеты? Люди какой профессии не могли обойтись без знания геометрии? Вспомните постройки египтян. (При строительстве пирамиды нужно было знать ее высоту, длину основания, уметь строить прямые углы).

Как египтяне делали измерения? Египетская система мер была основана на пропорциях человеческого тела. Главной единицей измерения был локоть – величина, равная расстоянию от локтя до кончиков пальцев. Давайте найдем у себя на руках эту величину. Следующая единица измерения – ладонь , она состояла из 4 пальцев .

З
адания: - измерьте длину и ширину своей парты (в локтях и ладонях); свой учебник (в ладонях); ручку (в пальцах).

4. Итог урока:

П
роговариваются задачи урока.

Ребятам по очереди предлагается высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Домашнее задание.

Тема урока: ПИСЬМЕННОСТЬ И ЗНАНИЯ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН.
Задачи урока.
Личностные:
 осознать ценность и значимость получения образования на примере Древнего
Египта;
 научиться понимать, что получение образования – это большой труд;
 помочь учащимся осознать необходимость изучения различных школьных
предметов;
 воспитывать уважение к чужой культуре.
Метапредметные:
 формировать логическое и историческое мышление учащихся;
 формировать умение сравнивать различные явления;
 научить переносить имеющийся опыт (знания из других предметных областей) в
новые ситуации; показать возможность использовать полученные знания для
решения практических задач.
Предметные:
 уяснить смысл понятий: «иероглифы», «папирус»,
 на примере знаний, которые давались в школе, рассказать о развитии науки;
 раскрыть особенности и сложность египетской письменности, историю ее
дешифровки;
 познакомить с особенностями египетского счета и системы мер.
Оборудование урока. Раздаточный материал, новые слова, оценочный лист работы в
группе.
Форма проведения. Урок­ситуация: «Один день в школе Древнего Египта».
№п/п Ф.И. ученика
Участие в работе по выполнению заданий
Общий итог
Задание № 1
Задание № 2
Задание № 3
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя: для работы на уроке вам необходимо вести краткие
записи в тетрадях новых сведений, слов, понятий, необходимых для выполнения
заданий.
Мозговой штурм по теме «Древний Египет»
1. Определите термин?
1.Река в Сев. Вост. Африке?
2. Высокий тростник?
3.Огромный треугольник образовавший рукав реки?
4.Кто возле фараона занимал самое почётное положение?
5. Кто вёл учёт населения?
6. Как наз. приспособление для полива полей?
7. Выдающиеся достижения человечества?

8. Искусство проектирования и постройки зданий?
9.Священные письмена? – ситуация затруднения.
Давайте рассмотрим рисунки из дворца вельможи, которые сопровождаются этими
священными письменами. Сможете ли Вы прочитать их, чтобы узнать что­то о жизни в
Древнем Египте.
Да, их невозможно прочитать, потому что мы не знаем, что обозначают эти надписи.
­ Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (ответы детей)
Верно о письменности и знаниях древних египтян. Запишем тему урока в тетрадь.
Мы действительно не знаем, что обозначают эти надписи. Поэтому предлагаю вам
послушать сообщение о человеке, сумевшем прочитать египетскую письменность,
давшем миру возможность раскрытия истории Древнего Египта – это французский
учёный Жан Франсуа Шампольон. (Учащийся, исполняющий роль архивариуса,
делает сообщение, располагая на доске и портрет ученого и разгаданные им
египетские иероглифы).
Шампольон Жан Франсуа (1790 – 1832)
Текст архивариусу для сообщения
С утра до ночи он торчал в книжной лавке своего отца и в 5 лет самостоятельно
выучился читать. В 11 лет он знал уже греческий и латинский. Его интересовала
древняя история.
Жозеф Фурье – знаменитый французский математик познакомился с Франсуа и показал
ему египетские папирусы, которые не мог прочесть никто. Почти 2000 лет прошло с
тех пор, как вымерли последние люди, говорившие на древнеегипетском и владевшие
этой письменностью.
– Я прочту! – сказал Франсуа. И он отдал этому всю жизнь и, в конце концов выполнил
обещание.
Учитель: в египетских надписях иероглифы могли писаться хоть слева – направо, хоть
справа – налево, а если надо, то и один под другим…очень многие иероглифы в
различных случаях могли обозначать как целое слово, так и его часть­слог, и даже один
только звук­букву…царские имена, в знак особого уважения, обводились овальной
рамкой (показывает изображение и объясняет):
В первой рамке имя царя – «ПТОЛОМЕЙ», во второй имя царицы – «КЛЕОПАТРА»
(так получилось у Шампольона в сравнении с греческим текстом)
14 сентября 1822 г. является началом прочтения иероглифов.
После сообщения учитель вводит учащихся в историческую ситуацию:
«Один день в древней египетской школе».
Учащиеся работают в парах представляющие египетских учеников.
Вопрос 1. Как вы думаете, дети всех ли египтян могли учиться? Почему?
Учитель, заслушав ответы учащихся поясняет: Действительно, дети не всех египтян
ходили в школу. Дети простых земледельцев и ремесленников редко становились
образованными людьми. Они учились у своих отцов сеять зерно, пасти скот, ткать или

работать по камню. Школа готовила писцов и жрецов. Часто и сами школы находились
при храмах, а учителями в них были жрецы. Родители учеников обычно были людьми
состоятельными и знавшими грамоту.
Представьте, что вы находитесь в древней египетской школе. Главными для египтян
были: письмо, арифметика и астрономия.(Все это было необходимо для их жизни)
Урок 1­й – урок письма
Материалы для учителя письма.
Уже в 4­3 тысячелетиях до н.э. знаний у нас египтян было больше, чем мы могли
удержать в памяти и устно передавать их другим. Поэтому появилась потребность в
письменности. Сначала мы просто рисовали то о чём хотели сказать.
Затем знаками стали обозначать не только целые слова, но и один или несколько
согласных звуков. Гласные звуки при письме пропускали. Знаки­рисунки назвали
иероглифами (Учащиеся записывают в тетрадь новое слово с его пояснением).В
нашей письменности около 750 иероглифов. Их вырезали, как правило, на камне и
дереве, но основным материалом для письма служит папирус. Но вы вначале, чтобы
научиться писать, будете писать на черепках битой посуды. Поэтому приносите
черепки с собой. Дома у вас наверняка они есть. И просите родителей, чтобы они их не
выбрасывали.
Когда хорошо освоите письменность будете писать на папирусе острой тростинкой,
обмакивая её в чёрную краску. Но вам нужно иметь ещё и красную краску, которой вы
будете начинать новый абзац или выводить имя фараона. А сейчас прошу выполнить
задание № 1, в котором показать свои знания о том, что вы от меня узнали. Время
выполнения 3 мин., после чего сдать мне на проверку.
(Учащиеся в группах выполняют задание № 1)
Задание № 1







Для выполнения задания используется таблица с древнеегипетскими иероглифами, которая должна
быть у каждой группы.
Для выполнения задания используется таблица с древнеегипетскими иероглифами,
которая должна быть у каждой пары.
ВЗАИМОПРОВЕРКА ПАР
Физкультминутка.
Встали дружно, потянулись
Богу солнца улыбнулись!
Богу ГЕБУ наш поклон
Многократным будет он.
Руки вверх к богине НУТ

Пусть немножко отдохнут.
Тело наше сделай круг
Повтори АМОНА путь
Готовы из знаний
Плести сотни сот
Поможет нам в этом
Бог мудрости ТОТ.
Урок 2­й, математика.
Материал для учителя математики
Ученики запомните, что для того, чтобы знать сколько собрано зерна, как будешь
обеспечен ты, твоя семья и твой скот, сколько нужно зерна для посева, нужно уметь
считать и вычислять. Запомните, эти знаки помогут вам в ваших
расчётах. (Прикрепляет на доску таблицу со знаками, показывает на
таблице знаки и поясняет их). Стр.64 учебника.
Вы знаете, как обозначить миллион? Нужно нарисовать человека
поднявшего руки вверх от удивления перед таким большим числом.
Вы так же должны знать, что при постройке дамб, при разливе Нила, при постройке
пирамид для нашего фараона и зданий для государства необходимо будет высчитать
число работников, чтобы закончить строительство в срок, и количество нужных для
строительства материалов.
Вы, будущие писцы и жрецы, должны знать, что для рытья каналов, деления поля на
участки, постройки зданий нужно измерять линии, площади и объёмы.
Учитель письма сообщает результаты, выполненного задания в группах.
Учитель математики: «А, сейчас все должны выполнить задание № 2. Время
выполнения 3 мин.».
Задание №2 (решение выполнять египетскими знаками)
Рабы и крестьяне собрали с полей, принадлежащих храму, 400 мешков ячменя. 20
мешков нужно оставить для пропитания жрецам, 80 мешков на корм быкам, 40 мешков
на похлёбку рабам, 20 мешков на семена для посева. Хватит ли собранного зерна на
проживание? Сможет ли храм иметь доход?
ВЗАИМОПРОВЕРКА ПАР на доске. (240 мешков)
Урок 3­й, астрономия.
Материал для учителя астрономии
Ученики запомните, наука, о которой я вам буду говорить, называется
астрономия (прикрепляет на доске табличку АСТРОНОМИЯ). (Это слово учащиеся
записывают в тетрадь) Она зародилась из наблюдений за поведением Нила и
положением звёзд на небе. Почему мы должны постоянно наблюдать за небом?
(обращается к ученикам, если они не могут ответить, отвечает сам). Мы должны

знать, что перед разливом нашего кормильца Нила звёзды занимают определённое
положение, и чтобы к этому времени земледельцы могли подготовить каналы и дамбы.
А зная положение звёзд на небе ночью, вы можете ориентироваться на местности, когда
идёте с торговым караваном или, как военачальник, ведёте свое войско в
завоевательный поход, чтобы пополнить богатства нашего яснобожественного фараона.
Для этого вы можете использовать карту звёздного неба, составленную нашими
жрецами­звездочётами.
Задание № 3. Стр 64 учебник
Рефлексия




«Я» доволен своей

работой на уроке на

уроке
«Дело»: понял ли
материал? Узнал ли
больше?
«Мы»: насколько мне
помогли одноклассники?
времени
По
Домашнее задание: Повторить учебный материал по Древнему Египту. Глава 4.
Подготовиться к обобщению учебного материала

Задание № 1
1. Когда появилась потребность в письменности у египтян?______________________________
2. Как египтяне назвали знаки­рисунки? ______________________________________________
3. Сколько их насчитывалось? ___________________________
4. Как назывался основной материал для письма? _________________________________________
5. На чём первоначально писали ученики? ______________________________________________
6. Для чего при письме нужна была красная краска? _______________________________________
7. Напиши иероглифами «воин плакал у колодца».
Задание № 1
1. Когда появилась потребность в письменности у египтян?______________________________
2. Как египтяне назвали знаки­рисунки? ______________________________________________
3. Сколько их насчитывалось? ___________________________
4. Как назывался основной материал для письма? _________________________________________
5. На чём первоначально писали ученики? ______________________________________________
6. Для чего при письме нужна была красная краска? _______________________________________
7. Напиши иероглифами «воин плакал у колодца».
Задание № 1
1. Когда появилась потребность в письменности у египтян?______________________________
2. Как египтяне назвали знаки­рисунки? ______________________________________________
3. Сколько их насчитывалось? ___________________________
4. Как назывался основной материал для письма? _________________________________________
5. На чём первоначально писали ученики? ______________________________________________
6. Для чего при письме нужна была красная краска? _______________________________________
7. Напиши иероглифами «воин плакал у колодца».
Задание № 1
1. Когда появилась потребность в письменности у египтян?______________________________
2. Как египтяне назвали знаки­рисунки? ______________________________________________
3. Сколько их насчитывалось? ___________________________
4. Как назывался основной материал для письма? _________________________________________
5. На чём первоначально писали ученики? ______________________________________________
6. Для чего при письме нужна была красная краска? _______________________________________
7. Напиши иероглифами «воин плакал у колодца».
Задание № 1
1. Когда появилась потребность в письменности у египтян?______________________________
2. Как египтяне назвали знаки­рисунки? ______________________________________________
3. Сколько их насчитывалось? ___________________________
4. Как назывался основной материал для письма? _________________________________________
5. На чём первоначально писали ученики? ______________________________________________
6. Для чего при письме нужна была красная краска? _______________________________________
7. Напиши иероглифами «воин плакал у колодца».
Задание № 1
1. Когда появилась потребность в письменности у египтян?______________________________
2. Как египтяне назвали знаки­рисунки? ______________________________________________
3. Сколько их насчитывалось? ___________________________
4. Как назывался основной материал для письма? _________________________________________
5. На чём первоначально писали ученики? ______________________________________________

6. Для чего при письме нужна была красная краска? _______________________________________
7. Напиши иероглифами «воин плакал у колодца».

Рабы и
крестьяне
собрали с полей,
принадлежащих храму, 400
ячменя. 20 мешков
нужно оставить для пропитания жрецам, 80
мешков
мешков на корм быкам, 40 мешков на похлёбку рабам, 20 мешков на семена для посева.
Хватит ли собранного зерна на проживание? Сможет ли храм иметь доход?

ли храм иметь доход?
Рабы и крестьяне собрали с полей, принадлежащих храму, 400 мешков ячменя. 20 мешков
нужно оставить для пропитания жрецам, 80 мешков на корм быкам, 40 мешков на похлёбку
рабам, 20 мешков на семена для посева. Хватит ли собранного зерна на проживание? Сможет
ли храм иметь доход?
Рабы и крестьяне собрали с полей, принадлежащих храму, 400 мешков ячменя. 20 мешков
нужно оставить для пропитания жрецам, 80 мешков на корм быкам, 40 мешков на похлёбку
рабам, 20 мешков на семена для посева. Хватит ли собранного зерна на проживание? Сможет
ли храм иметь доход?
Рабы и крестьяне собрали с полей, принадлежащих храму, 400 мешков ячменя. 20 мешков
нужно оставить для пропитания жрецам, 80 мешков на корм быкам, 40 мешков на похлёбку
рабам, 20 мешков на семена для посева. Хватит ли собранного зерна на проживание? Сможет
ли храм иметь доход?
Рабы и крестьяне собрали с полей, принадлежащих храму, 400 мешков ячменя. 20 мешков
нужно оставить для пропитания жрецам, 80 мешков на корм быкам, 40 мешков на похлёбку
рабам, 20 мешков на семена для посева. Хватит ли собранного зерна на проживание? Сможет
ли храм иметь доход?
Рабы и крестьяне собрали с полей, принадлежащих храму, 400 мешков ячменя. 20 мешков
нужно оставить для пропитания жрецам, 80 мешков на корм быкам, 40 мешков на похлёбку
рабам, 20 мешков на семена для посева. Хватит ли собранного зерна на проживание? Сможет
ли храм иметь доход?
Рабы и крестьяне собрали с полей, принадлежащих храму, 400 мешков ячменя. 20 мешков
нужно оставить для пропитания жрецам, 80 мешков на корм быкам, 40 мешков на похлёбку
рабам, 20 мешков на семена для посева. Хватит ли собранного зерна на проживание? Сможет
ли храм иметь доход?
Рабы и крестьяне собрали с полей, принадлежащих храму, 400 мешков ячменя. 20 мешков
нужно оставить для пропитания жрецам, 80 мешков на корм быкам, 40 мешков на похлёбку

рабам, 20 мешков на семена для посева. Хватит ли собранного зерна на проживание? Сможет
ли храм иметь доход?
Рабы и крестьяне собрали с полей, принадлежащих храму, 400 мешков ячменя. 20 мешков
нужно оставить для пропитания жрецам, 80 мешков на корм быкам, 40 мешков на похлёбку
рабам, 20 мешков на семена для посева. Хватит ли собранного зерна на проживание? Сможет
ли храм иметь доход?
Рабы и крестьяне собрали с полей, принадлежащих храму, 400 мешков ячменя. 20 мешков
нужно оставить для пропитания жрецам, 80 мешков на корм быкам, 40 мешков на похлёбку
рабам, 20 мешков на семена для посева. Хватит ли собранного зерна на проживание? Сможет
ли храм иметь доход?







Задание № 3 – стр. 64 учебника
1. Сколько суток в году? ___________________________
2. Сколько месяцев в году? _________________________
3. Сколько дней в месяце? __________________________
4. Какие приборы изобрели для измерения времени? ________________________________
5. Что бралось за измерение времени в Древнем Египте? ______________________________
6. Для чего нужны эти знания? ___________________________________________________
7. Какая наука давала все эти знания? ____________________________________
Задание № 3 – стр. 64 учебника
1. Сколько суток в году? ___________________________
2. Сколько месяцев в году? _________________________
3. Сколько дней в месяце? __________________________
4. Какие приборы изобрели для измерения времени? ________________________________
5. Что бралось за измерение времени в Древнем Египте? ______________________________
6. Для чего нужны эти знания? ___________________________________________________
7. Какая наука давала все эти знания? ____________________________________
Задание № 3 – стр. 64 учебника
1. Сколько суток в году? ___________________________
2. Сколько месяцев в году? _________________________
3. Сколько дней в месяце? __________________________
4. Какие приборы изобрели для измерения времени? ________________________________
5. Что бралось за измерение времени в Древнем Египте? ______________________________
6. Для чего нужны эти знания? ___________________________________________________
7. Какая наука давала все эти знания? ____________________________________
Задание № 3 – стр. 64 учебника
1. Сколько суток в году? ___________________________
2. Сколько месяцев в году? _________________________

3. Сколько дней в месяце? __________________________
4. Какие приборы изобрели для измерения времени? ________________________________
5. Что бралось за измерение времени в Древнем Египте? ______________________________
6. Для чего нужны эти знания? ___________________________________________________
7. Какая наука давала все эти знания? ____________________________________
Задание № 3 – стр. 64 учебника
1. Сколько суток в году? ___________________________
2. Сколько месяцев в году? _________________________
3. Сколько дней в месяце? __________________________
4. Какие приборы изобрели для измерения времени? ________________________________
5. Что бралось за измерение времени в Древнем Египте? ______________________________
6. Для чего нужны эти знания? ___________________________________________________
7. Какая наука давала все эти знания? ____________________________________
1. Священные письмена египтян ­ __________________________
2. На чем писали египтяне ________________________
3. Какие приборы египтяне изобрели для измерения времени?
__________________________________________________
4. Кто был учителем в Древнем Египте ____________________
5. Где находились школы ________________________
1. Священные письмена египтян ­ __________________________
2. На чем писали египтяне ________________________
3. Какие приборы египтяне изобрели для измерения времени?
__________________________________________________
4. Кто был учителем в Древнем Египте ____________________
5. Где находились школы ________________________
1. Священные письмена египтян ­ __________________________
2. На чем писали египтяне ________________________
3. Какие приборы египтяне изобрели для измерения времени?
__________________________________________________
4. Кто был учителем в Древнем Египте ____________________
5. Где находились школы ________________________
1. Священные письмена египтян ­ __________________________
2. На чем писали египтяне ________________________
3. Какие приборы египтяне изобрели для измерения времени?
__________________________________________________
4. Кто был учителем в Древнем Египте ____________________
5. Где находились школы ________________________
1. Священные письмена египтян ­ __________________________
2. На чем писали египтяне ________________________
3. Какие приборы египтяне изобрели для измерения времени?

__________________________________________________
4. Кто был учителем в Древнем Египте ____________________
5. Где находились школы ________________________
1. Священные письмена египтян ­ __________________________
2. На чем писали египтяне ________________________
3. Какие приборы египтяне изобрели для измерения времени?
__________________________________________________
4. Кто был учителем в Древнем Египте ____________________
5. Где находились школы ______________________