Поэзия е благининой. Творчество елены благининой

Благинина Елена Александровна родилась в 1903 году в Орловской губернии в семье железнодорожника. Детские стихи начала писать в тридцатые годы, хотя печататься как поэтесса стала с 18-ти лет. В своих стихах Благинина чаще писала об обычных, повседневных вещах, окружающих ребёнка. Однако есть у нее и произведения, в которых автор превращает обыденное в необыкновенное, и яркий пример этому .

Сборник лучших детских стихов Е. Благининой

КОТЁНОК

Я нашла в садy котёнка.
Он мяyкал тонко-тонко,
Он мяyкал и дpожал.

Может быть, его побили,
Или в дом пyстить забыли,
Или сам он yбежал?

День с yтpа стоял ненастный,
Лyжи сеpые везде…
Так и быть, звеpёк несчастный,
Помогy твоей беде!

Я взяла его домой,
Hакоpмила досыта…
Скоpо стал котёнок мой
Загляденье пpосто!
Шеpсть — как баpхат,
Хвост — тpyбой…
До чего ж хоpош собой!

РАДУГА

Дождик, дождик, не дожди,
Не дожди ты, подожди!
Выйди, выйди, солнышко,
Золотое донышко!

Я на радугу-дугу
Полюбуюсь побегу -
Семицветную-цветную
На лугу подстерегу.

Я на красную дугу
Наглядеться не могу,
За оранжевой, за жёлтой
Вижу новую дугу.

Эта новая дуга
Зеленее, чем луга.
А за нею голубая,
Точно мамина серьга.

Я на синюю дугу
Насмотреться не могу,
А за этой фиолетовой
Возьму да побегу…

Солнце село за стога,
Где ты, радуга-дуга?

ОДУВАНЧИК

Как прохладно в чаще еловой!
Я цветы в охапке несу…
Одуванчик белоголовый,
Хорошо ли тебе в лесу?

Ты растёшь на самой опушке,
Ты стоишь на самой жаре.
Над тобой кукуют кукушки,
Соловьи поют на заре.

И гуляет ветер душистый
И роняет листья в траву…
Одуванчик, цветок пушистый,
Я тебя тихонько сорву.

Я сорву тебя, милый, можно?
И потом отнесу домой.
…Ветер дунул неосторожно -
Облетел одуванчик мой.

Посмотрите, вьюга какая
В середине жаркого дня!
И летят пушинки, сверкая,
На цветы, на траву, на меня…

ПРО ХРУСТАЛЬНЫЙ БАШМАЧОК

Верещит в углу сверчок,
Дверь закрыта на крючок.
Я разглядываю книжку
Про хрустальный башмачок.

Во дворце весёлый бал,
Башмачок с ноги упал.
Очень Золушке обидно
Покидать высокий зал.

Но она домой ушла,
Платье пышное сняла
И опять в тряпьё оделась
И работать начала…

Стало тихо и темно,
Лунный луч упал в окно.
Слышу голос мамин милый:
«Спать тебе пора давно!»
Замолчал в углу сверчок.
Повернусь-ка на бочок —
Догляжу во сне я сказку
Про хрустальный башмачок.

ФОРТОЧКА

Форточку открыл я на минуту
И как зачарованный стою…
Точно в капитанскую каюту,
Рвётся ветер в комнату мою.

Полетев, затрепетали шторы
И надулись, будто паруса.
Вижу океанские просторы,
Яркие, чужие небеса.

Знаю, знаю — за окном не лето,
Стужа там крепчает под луной.
Почему ж квадратики паркета,
Дрогнув, закачались подо мной?

И вода, взревев, забушевала…
И уж не во сне, а наяву
Я стою на вахте у штурвала,
К берегам неведомым плыву.

Вот сирена бережно и низко
Понесла свой голос в высоту.
Где мы будем завтра?
В Сан-Франциско?
Иль в другом каком-нибудь порту?
Или поплывём без передышки
По лазурной этой глубине?
…Я очнулся. Ноги — как ледышки,
Руки — тоже. Голова — в огне.

Я захлопнул форточку. И стало
Всё на место. Я залез в кровать,
Поплотней зарылся в одеяло
И тихонько начал отплывать.

Звук разнёсся важный и протяжный —
Это полночь за стеною бьёт.
Весь наш дом — корабль многоэтажный —
Океаном тишины плывёт…

ПРО ФЛАЖОК

Поставила мама
В бутылку с водой
Вишнёвый пруточек,
Побег молодой.

Проходит неделя,
И месяц прошёл —
И прутик вишнёвый
Цветами зацвёл.

Я ночью тихонечко
Лампу зажёг
И в банку с водою
Поставил флажок:

Что, если кистями
Флажок зацветёт?
Вдруг вырастет знамя
На будущий год?

Но мама увидела
В комнате свет,
Пришла и сказала:
— Не вырастет! Нет! —
Она говорила: —
Ты, сын, не грусти!
Ты лучше-ка сам
Поскорее расти.
Вот станешь, как папа, —
Работать пойдёшь
И знамя большое
В руках понесёшь.

ОГОНЁК

Хрустит за окошком
Морозный денёк.
Стоит на окошке
Цветок-огонёк.

Малиновым цветом
Цветут лепестки,
Как будто и вправду
Зажглись огоньки.

Его поливаю,
Его берегу,
Его подарить
Никому не могу!

Уж очень он ярок,
Уж очень хорош,
Уж очень на мамину
Сказку похож!

ЭХО

Я бегу у самого откоса
И смешную песенку пою.
Эхо звонко и разноголосо
Повторяет песенку мою.

Я спросила эхо: — Замолчишь ты? —
А сама притихла и стою.
А оно в ответ мне: «Ишь ты, ишь ты!»
Значит, понимает речь мою.

Я сказала: — Ты поёшь нескладно! —
А сама притихла и стою.
А оно в ответ мне: «Ладно, ладно!»
Значит, понимает речь мою.

Я смеюсь — и всё звенит от смеха,
Замолчу — и всюду тишина…
Иногда гуляю я одна,
А не скучно, потому что эхо…

УЛЕТАЮТ, УЛЕТЕЛИ

Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели, улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет —
Улетает, улетел!

Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой чёрной
В огороде, по гряде.

Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели, улетели и грачи.

ВОТ КАКАЯ МАМА

Мама песню напевала,
Одевала дочку,
Одевала-надевала
Белую сорочку.

Белая сорочка –
Тоненькая строчка.
Мама песенку тянула,
Обувала дочку,
По резинке пристегнула
К каждому чулочку.

Светлые чулочки
На ногах у дочки.

Мама песенку допела,
Мама девочку одела:
Платье красное в горошках,
Туфли новые на ножках…

Вот как мама угодила.
К Маю дочку нарядила.
Вот какая мама –
Золотая прямо!

ПОСИДИМ В ТИШИНЕ

Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.

И сказала я лучу:
– Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
– Ничего, – шепнул он будто, –
Посидим и в тишине!

ШИНЕЛЬ

— Почему ты шинель бережешь? —
Я у папы спросила. —
Почему не порвешь, не сожжешь? —
Я у папы спросила.

Ведь она и грязна, и стара,
Приглядись-ка получше,
На спине вон какая дыра,
Приглядись-ка получше!

— Потому я ее берегу, —
Отвечает мне папа, —
Потому не порву, не сожгу, —
Отвечает мне папа. —

Потому мне она дорога,
Что вот в этой шинели
Мы ходили, дружок, на врага
И его одолели!

Я УМЕЮ ОБУВАТЬСЯ

Я умею обуваться,
Если только захочу.
Я и маленького братца
Обуваться научу.

Вот они - сапожки.
Этот - с левой ножки,
Этот - с правой ножки.

Если дождичек пойдёт,
Наденем галошки.
Эта - с правой ножки,
Эта - с левой ножки.

ПОЛЮБУЙТЕСЬ-КА,
ИГРУШКИ!

Я, как мама, не люблю
В доме беспорядка.
Одеяло расстелю
Ровненько да гладко.

На пуховые подушки
Я накину кисею.
Полюбуйтесь-ка, игрушки,
На работу на мою!

УМОРИЛАСЬ

Солнце жёлтым косяком
Улеглось на лавке.
Я сегодня босиком
Бегала по травке.

Я видала, как растут
Острые травинки,
Я видала, как цветут
Синие барвинки.

Я слыхала, как в пруду
Квакала лягушка,
Я слыхала, как в саду
Плакала кукушка.

Я видала гусака
У цветочной грядки.
Он большого червяка
Расклевал у кадки.

Я слыхала соловья —
Вот певун хороший!
Я видала муравья
Под тяжёлой ношей.

Я такому силачу
Два часа дивилась…
А теперь я спать хочу,
Ну вас, уморилась…

ЧЕРЁМУХА

— Черёмуха, черемуха,
Ты что стоишь бела?
— Для праздника весеннего,
Для Мая расцвела.

— А ты, трава-муравушка,
Что стелешься мягка?
— Для праздника весеннего,
Для майского денька.

— А вы, берёзы тонкие,
Что нынче зелены?
— Для праздника, для праздника!
Для Мая! Для весны!

ОСЕННИЙ ДОЖДИК
Лейся, дождик, в колеи,
Землю чёрную пои.
Мы с тобою не скучаем,
Можешь, серенький, стучать.

Мы уроки отвечаем
И не думаем скучать.
Да и как соскучишься,
Если в школе учишься!

Говоря о развитии поэзии, нацеленной на самое молодое поколение, невозможно не отметить вклад, принесенный в данную область Еленой Благининой. На протяжении десятилетий поэтесса творила ради просвещения молодых умов, ежедневно стремящихся к познанию тонкостей мира. Ее многочисленные стихи помогли не одному детскому поколению сделать собственные выводы и насладиться поучительными историями с веселыми и милыми героями, способными разрешить все проблемы.

В стихотворениях Благининой особый контраст возлагается на борьбу положительных и отрицательных качеств личности. Стремясь как можно глубже раскрыть тему правых поступков, Елена Александровна избирает описание бытовых ситуаций, доступных для восприятия ребенка. Плавно и мягко преподнесены «азбучные истины», столь очевидные для взрослых. Данные моменты зачастую остаются непонятными для малышей, чей жизненный опыт недостаточен для построения логической цепочки между необычными происшествиями, с чем и помогает автор. Целью всей жизни Благининой становится написание стихов. Поэтесса творит, невзирая на удивление окружающих, считающих ее увлечение несерьезным, преодолевает усталость и из раза в раз берет с умелые пальцы ручку, осознавая, насколько краток человеческий миг, прокладывая свой собственный путь в литературное бессмертие.

Уроженка орловского села Яковлево, Елена Благинина не сразу нашла свое призвание. Первоначально, будущая детская поэтесса, мечтала стать учителем. С большим упорством, она ходила за семь километров учиться в Курский педагогический институт
Все же Елена Благинина родилась поэтом. Желание писать оказалось сильнее, и уже в годы студенчества, среди курских поэтов появились первые лирические стихи Елены Александровны .
Позже Елена Благинина поступила в Высший литературно-художественный институт в Москве, которым в те года руководил выдающийся поэт Валерий Брюсов.
В детскую литературу Елена Александровна пришла в начале 30-х годов. Благинина не могла напечатать свои серьезные, основанные на христианской вере стихи, и посвятила свою жизнь детской поэзии . Именно тогда на страницах журнала Мурзилка появилось новое имя - Елена Благинина.
Детские стихи , считалки, сказки полюбились многими поколениями детей.
За журнальными публикациями последовали книги.
У Елены Александровны была долгая насыщенная жизнь. Она постоянно работала. Елена Благинина писала детские стихи, искрящиеся юмором, «дразнилки», «считалки», «скороговорки», песенки, сказки. Но больше всего у неё стихов лирических.

Стихи – это индивидуальное выражение своих эмоций. Поэты ХХ века умели красноречиво и утонченно описать все, что угодно. Множество писателей хотели донести свои мысли именно подрастающему поколению, ведь дети – это цветы жизни. Стихи елены благининой несут в себе огромное количество позитивных эмоций и поучительных аспектов. Рифмы намного легче воспринимаются, к тому же стихи очень положительно влияют на психику ребенка. Это не только развивает в нем чувство прекрасного, но и наполняет мысли ребенка самыми яркими и позитивными ощущениями. Ведь только при чтении можно ощутить полет фантазии и обзавестись незабываемыми впечатлениями.

Название Популярность
199
148
131
119
136
123
202
151
220
150
225
157
197
195
129
214
171
139
157
279
166
185
147
496
315
136
188

Даже взрослым, хоть иногда, полезно прочтение детских стихов. Они несут в себе радость и веру в лучшее. Автор доносит своему читателю мысль о том, что нужно обязательно верить в чудеса и никогда не унывать. Стихи развлекательного характера существуют не только для того, чтобы развеселить маленького читателя, но и для того чтобы преподнести ему некий урок. Скучные нравоучения очень плохо запоминаются и воспринимаются ребенком не так, как хотелось бы. Каждый из нас, также не любит слушать нотации. Поэтому стихотворная форма является самой эффективной и поучительной для будущего поколения. Стихи елены благининой наделены чувством юмора. В каждом произведении скрывается некий смысл, который полезен для маленького человечка.

К примеру, в стихотворении «Вот какая мама», Елена показывает истинную суть всех родителей. Каждый ребенок прочитает истинный смысл стихотворения между строк, и он останется в его подсознании. В произведении «Рябина» описывается вся красота природы, где можно насладиться пением птиц и отдохнуть. Мысли ребенка еще не засорены стереотипами, стихи позволяют малышу узнать, что такое «хорошо». У него нету ограничений в фантазии, что позволит ребенку «летать в облаках» при прочтении произведения. Каждый стих несет в себе позитив. Каждая строчка наталкивает на мысль, что все будет хорошо, даже если на данный момент что-нибудь идет не так. Произведения показывают, что всегда нужно верить в чудеса, ведь они повсюду. Каким бы ни был жесток и суров этот мир, нужно верить в чудеса и всегда надеяться на лучшее. Нужно верить в то, что мечты сбываются, ведь в этом и есть смысл.