Последовательность биологических процессов явлений практических действий. В7

ВАРИАНТ № 1

Задания уровня А
А1. Анатомия человека - это наука, изучающая

1) душевную жизнь человека. 2) строение тела человека и его органов.

3) функции человеческого организма и его органов. 4) происхождение человека.

А2. Человек - это название

1) отряда. 2) семейства. 3) рода. 4) вида

А3. Атавизмом у человека является

1) сильно развитый волосяной покров. 2)хвост.

3) многососковость. 4)всё перечисленное верно

А4. У представителей монголоидной расы волосы

1) курчавые. 2) прямые, обычно мягкие.

3) прямые, обычно жёсткие. 4) курчавые или волнистые

Задания уровня В

В 1. Выберите правильные утверждения.

1) У людей негроидной расы тёмный цвет кожи.

2) У людей монголоидной расы толстые губы и густые курча­вые волосы.

3) Для людей европеоидной расы характерны светлая кожа и мягкие волосы.

4) Расы подразделяются на семейства.

5) Расы - группы людей разных видов.

6) Расовые признаки имели приспособительное значение.

^

В 2.

ПРИЗНАКИ:

А) мышцы ушных раковин

Б) многососковость

В) волосяной покров

Г) копчиковые позвонки

Д) аппендикс

Е) зубы мудрости

Науки, изучающие организм человека. Происхождение человека

ВАРИАНТ № 2

Задания уровня А (Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных.)
А 1. Два круга кровообращения открыл

1) Аристотель 2) У. Гарвей 3) А. Везалий 4) Р. Санти

А 2. Рудиментом у человека является

1)хвост. 2) многососковость. 3) ушные мышцы. 4)всё перечисленное верно

А 3. Люди современного типа

1)неандертальцы. 2) рамапитеки. 3) кроманьонцы. 4)дриопитеки

А 4. К древним людям относится

1) питекантроп. 2)неандерталец. 3) синантроп. 4) кроманьонец
Задания уровня В

(Выберите три правильных ответа из шести предложенных.)

В1. Доказательством принадлежности человека к типу хордовых является наличие у эмбриона

1) хорды. 2) жаберных лепестков. 3) асимметрии тела.

4) нервной трубки. 5) кишечника. 6)трёхкамерного сердца
^ Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.
В 2. Установите соответствие между признаками и группами, к которым они относятся.

ГРУППЫ: 1) рудимент 2) атавизм

ПРИЗНАКИ:

А) мышцы ушных раковин

Б) многососковость

В) волосяной покров

Г) копчиковые позвонки

Д) аппендикс

Е) зубы мудрости


А

Б

В

Г

Д

Е

^ Установите правильную последовательность биологических про­цессов, явлений, практических действий.
В3. Определите систематическое положение человека как биоло­гического вида, расположив таксоны в правильной последо­вательности, начиная с типа.

А) Человек. Б) Человек разумный. В) Плацентарные. Г) Млекопитающие. Д) Люди. Е) Позвоночные. Ж) Хордовые. 3) Приматы.

^ МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ЖИВОТНОГО МИРА

Задания уровня А

А1. О принадлежности человека к классу Млекопитающие сви­детельствует

1) прямохождение

2) наличие двух кругов кровообращения

3) лёгочное дыхание

4) волосяной покров и живорождение

^ А2. Человека относят к отряду 1) Хищные 2) Приматы 3) Неполнозубые 4) Сумчатые

АЗ. Рудимент человека

1)аппендикс

2) хвостатость

3) многососковость

4) резко выраженное оволосение лица и тела
А4. Прародина человека

1) Австралия 2) Южная Америка 3) Юго-Западная Европа 4) Восточная Африка

А5. Анатомический признак человека, связанный с прямохож-дением,

1) дифференцированная зубная система

2) пружинящая стопа

3) слабое развитие надбровных дуг

4) подбородочный выступ

А6. Для эволюции человека характерно

1) преобладание биологических факторов над социальными

2) преобладание социальных факторов над биологическими
3) единство действия биологических и социальных факто­
ров

4) независимое действие биологических и социальных фак-

торов

А7. Общим предком человекообразных обезьян и человека яв­ляется

1) австралопитек 2) питекантроп 3) дриопитек 4) рамапитек

А8. К современному человеку относится

1) австралопитек 3) кроманьонец

2) дриопитек 4) неандерталец

А9. К древнейшим людям относится

1) синантроп 3) австралопитек
2) дриопитек 4) неандерталец

А10. Биологическим фактором эволюции человека является

1) трудовая деятельность

2) изоляция

3) наследственная изменчивость

4) естественный отбор

А11.. Предком человека является

1) шимпанзе 3) орангутан

2) горилла 4) ни одна из перечисленных обезьян

А12. Человек отличается от всех других животных

1) передвижением на двух задних конечностях

2) наличием первой сигнальной системы

3) наличием второй сигнальной системы

4) наличием тазовых почек

Задания уровня В

Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

В1. Приспособления к древесному образу жизни у предковых приматов и современных человекообразных обезьян

1) цветное объёмное зрение

2) все конечности имеют по пять пальцев

3) наличие плаценты и вскармливание детёнышей молоком

4) сильное развитие двигательных отделов мозга

5) наружное ухо с подвижной ушной раковиной

6) сильное развитие плечевого пояса

В2. Отличительные черты человека (по сравнению с человеко­образными обезьянами)

1) подбородочный выступ на нижней челюсти

2) стопа с сильно развитым большим пальцем, имеющая своды

3) отсутствие изгибов позвоночника

4) относительно сильное развитие мозгового черепа

5) отсутствие защёчных мешков

6) одна пара молочных желез

В3. Данные сравнительной эмбриологии, доказывающие жи­вотное происхождение человека

1) мышцы ушных раковин

2) червеобразный отросток слепой кишки

3) двухкамерное сердце у двухнедельного эмбриона

4) сплошной волосяной покров у плода

5) развитие из зиготы

Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.

В4. Установите соответствие между признаками человека и систематической группой, для которой они характерны.

ПРИЗНАКИ

А) потовые и сальные железы кожи

Б) нервная трубка на спинной стороне тела

В) сердце на брюшной стороне тела

Г) наличие ключицы

Д) безъядерные эритроциты

Е) расширенные конечные фаланги пальцев с ногтями
СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРУППА

1) признаки, свидетельствующие о принадлежности чело­века к типу Хордовые

2) признаки, свидетельствующие о принадлежности чело­века к классу Млекопитающие

3) признаки, свидетельствующие о принадлежности чело­века к отряду Приматы


А

Б

В

Г

Д

Е

В5. Установите соответствие между признаками и группой, к которой они относятся.

ПРИЗНАКИ

Б) остатки мигательной перепонки глаза

В) лишние пары молочных желез

Г) червеобразный отросток слепой кишки

Д) сплошной волосяной покров на лице

Е) мышцы ушной раковины

1) рудиментарные органы

2) атавизмы


А

Б

В

Г

Д

Е

В6. Установите соответствие между факторами исторического развития человека и группой, к которой они относятся.

А) мутационная изменчивость

Б) трудовая деятельность

В) естественный отбор

Г) изоляция

Д) дрейф генов

Е) общественный образ жизни

1)биологические факторы

2) социальные факторы


А

Б

В

Г

Д

Е

В7. Установите соответствие между признаками и расами, для которых они характерны.

ПРИЗНАКИ РАСЫ

А) эпикантус 1) австрало-негроидная

Б) курчавые волосы 2) монголоидная

В) узкий разрез глаз 3) европеоидная

Г) неширокий, сильно выступающий нос

Д) широкие скулы

Е) толстые губы


А

Б

В

г

Д

Е

^ Установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий.

В8. Установите последовательность этапов появления и эволю­
ции человека, начиная с наиболее древнего.
А) питекантроп Г) австралопитек
Б) кроманьонец Д) неандерталец
В)дриопитек

В9. Определите систематическое положение человека как био­
логического вида, расположив таксоны в необходимой по­
следовательности, начиная с вида.
А) Человек Д) Люди
Б) Приматы Е) Позвоночные
В) Человек разумный Ж) Плацентарные
Г) Млекопитающие 3) Хордовые

^ Строение организма

Задания уровня А

Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных.

А1. Часть тела, имеющую чёткую структуру и выполняющую оп­ределённые функции, называют

1) клеткой

2) системой органов

3)органом

А2. Органоидами, синтезирующими белки, являются

2) рибосомы

3) митохондрии

4) лизосомы

АЗ. В организме животных и человека основных групп тканей насчитывается

А4. Ткань, вырабатывающая секреты, относится к

1)соединительной

2)эпителиальной

3)нервной

4) мышечной

Задания уровня В

Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

В1. К соединительным тканям относятся

3) поперечно-полосатая ткань

4) костная ткань

5) сердечная ткань

6) нервная ткань

В2. Эпителий бывает

1) мышечный

2) плоский

3) гладкий

4) мерцательный

5) поперечно-полосатый

За верный ответ при определении правильной последовательности выставляется также 2 балла. 1 балл ставится в том случае, если в ответе неверно определена последовательность двух последних элементов или они отсутствуют при правильном определении всех предыдущих элементов.

В17. Установите последовательность процессов, происходящих во время интерфазы и митоза.


В18. Установите последовательность процессов, происходящих во время мейоза.


Часть С

На задание С дайте полный развернутый ответ.

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок – 3 балла; ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки – 2 балла; ответ содержит 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки – 1 балл.

С1. Какие два основных типа деления клеток известны в природе? Что характерно для каждого типа деления?

С2. Какие типы постэмбрионального развития известны в природе? Каковы их характерные особенности? Приведите примеры.

С3. На какие периоды делится интерфаза? Что характерно для каждого периода?

С4. Какие три периода различают в эмбриогенезе? Какие основные процессы происходят в эти периоды у ланцетника?

С5. Какие периоды различают в сперматогенезе. Что характерно для каждого периода?

С6. Какие периоды различают в овогенезе. Что характерно для каждого периода?

С7.

1. Во время интерфазы митотического цикла происходит рост клетки, репликация ДНК, увеличение числа органоидов. Хромосомы становятся однохроматидными. 2. Во время профазы митоза происходит разрушение ядерной оболочки, расхождение центриолей к разным полюсам клетки, формирование нитей веретена деления, конденсация хромосом. 3. Во время анафазы митоза хромосомы выстраиваются в экваториальной плоскости клетки, к центромерам прикрепляются нити веретена деления. 4. В метафазу митоза хроматиды расходятся к полюсам клетки и становятся самостоятельными хромосомами. 5. Во время телофазы в каждой дочерней клетке хромосомы раскручиваются, образуются ядерные оболочки, делится цитоплазма.

С8. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Гаплоидное ядро пыльцевого зерна делится на два – вегетативное и генеративное. 2. Генеративное ядро в пыльцевой трубке делится еще раз, образуя два спермия. 3. Один спермий сливается с яйцеклеткой, образуется зигота, из которой формируется семяпочка. 4. Второй спермий сливается с центральным ядром и образуется диплоидный эндосперм – запас питательных веществ семени. 5. Кожура семени образуется из стенок завязи пестика.

С9. Когда и за счет чего происходит перекомбинация генетического материала во время мейоза?

С10. Во время эмбриогенеза образуются три зародышевых листка – эктодерма, энтодерма и мезодерма. В дальнейшем из них формируются органы и системы органов. Каковы производные зародышевых листков?

В4. Сопоставление особенностей строения и функционирования организмов разных царств

В2. Обобщение и применение знаний о много­образии организмов и человеке

В1. Обобщение и применение знаний о клеточно-организменном уровне организации жизни

А32. Многообразие организмов

1. Какая из групп бактерий фотосинтезирует подобно высшим растениям и водорослям с выделением молекулярного кислорода?

1) зелёные и пурпурные бактерии 2) цианобактерии

3) аммонифицирующие бактерии 4) серобактерии

2. Форма листьев у хвойных растений способствует...

1) защите от поедания животными 2) лучшему поглощению углекислого газа

3) лучшему выделению фитонцидов 4) сохранению влаги в зимний период

4. Микориза - это симбиоз...

1) гриба и зелёной водоросли 2) гриба и бактерии

3) гриба с корнем высшего растения 4) клубеньковых бактерий с корнями бобовых

5. Какая из групп бактерий является наиболее древней?

1) архебактери 2) эубактерии 3) цианобактерии 4) возникли одновременно

Какие функции выполняют хлоропласта?

1) синтез углеводов

2) использование энергии солнечного света для синтеза органических веществ

3) синтез жиров

4) расщепление органических веществ до воды и углекислого газа

5) синтез органических веществ из неорганических

6) расщепление полимеров до мономеров

Какие из перечисленных таксонов используют в систематике и расте­ний, и животных?

1) род 2) семейство 3) отряд 4) класс 5) отдел 6) тип

1. Установите соответствие между органом растения и его типом

2. Установите соответствие между шляпочными грибами и группами, к которым они относятся.

3. Установите соответствие между особенностями и растительными тка­нями, для которых они характерны.

1.Установите последовательность этапов прорастания семени гороха.

А) набухание семени Б) интенсивный рост зародышевого стебелька и почечки



В) развитие листьев, способных к фотосинтезу, отмирание семядолей

Г) переход запасных питательных веществ в растворимое состояние

Д) выход семядолей на поверхность Е) разрыв кожуры семени

2. Установите последовательность этапов жизненного цикла у представителей отдела Голосеменных растений.

А) образование мужских шишек Б) оплодотворение В) опыление Г) образование зиготы Д) образование пыльцевой трубки Е) образование микроспор в результате мейоза

краткое содержание других презентаций

«Химерные организмы» - Пестролистные растения. Развитие экспериментальных методов. Пестролистность. Трансгенные организмы. Получение мышей. Факторы внешней среды. Химерные и трансгенные организмы. Диабет. Изучение химерных животных. Химерные фиалки. Эксперименты. Химерные организмы. Химерные животные.

«Симбиоз» - Симбиоз. Муравьи. Водоросль. Практическое значение. Симбиозы животных с микробами. Простейшие одноклеточные животные. Симбиоз в мире растений и животных. Биохимичекие симбиозы. Симбиозы автотрофов с гетеротрофами. Азотфиксирующие симбиозы. Тесные формы. Интеграция симбиотического комплекса. Клетки водорослей. Зелёные тельца. Мирмекодия. Лишайник. Зоохлорелла.

«Палеогеновый период» - Климат. Кайнозойская эра. Начало палеогена. Палеогеновый период. Климат был ровным тропическим. Диатримы. Олигоцен. Палеоген. Верхний эоцен. Костистые рыбы. Животный мир. Веерохвостые беззубые птицы.

«Главные факторы эволюции» - Волны жизни. Закон Харди-Вайнберга. Особенности поведения. Периодические колебания численности. Борьба за существование. Механизм эволюционных изменений. Дрейф генов. Виды мутаций. Факторы эволюции. Ненаправляющие факторы эволюции. Познакомиться с ненаправляющими факторами эволюции. Один из важнейших факторов эволюции. Что такое изоляция. Постоянная мутационная изменчивость. Изученные факторы. Аллель.

«Приматы» - Классификация приматов претерпела значительные изменения. Подотряды и семейства Сухоносые. Приматы. Древнейшие приматы, по всей вероятности, расселились из Азии. Происхождение и ближайшие родственники. Внешний вид. Общая характеристика. Классификация. Подотряды и семейства Мокроносые (Strepsirrhini). Практическое значение. Научная классификация. Один из наиболее прогрессивных отрядов.

«ЕГЭ по биологии и химии» - Отдельные программы по разделам. Перевод. Сборники программ. Предметы ЕГЭ. Химический элемент. Свидетельство о результатах ЕГЭ. Биология - наука о живой природе. Продолжительность. Химические программы. Неудовлетворительный результат. Основные подходы в подготовке учащихся к ЕГЭ по биологии и химии. Кому нужна биология и химия. Интернет. Дистанционная форма обучения школьников. Особенности ЕГЭ. ЕГЭ по химии и биологии.