Aa [a] | Jj [Ʒ] | Ss [s], см.10 |
Bb [b] | Kk [k] | Tt [t], см.35 |
Cc см.12 | Ll [l] см.6 | Uu [y] |
Dd [d] | Mm [m] | Vv [v] |
Ee см.24-26, 36 | Nn [n] | Ww [v] |
Ff [f] | Oo [o] | Xx см.11 |
Gg см.13 | Pp [p] | Yy [i], см.28 |
Hh не читается | Qq см.17 | Zz [z] |
Ii [i], см.18 | Rr [r] |
Кроме букв из алфавита, используется еще ряд букв с различными надстрочными и подстрочными значками:
Как печатать французские значки
Правила чтения
1. Ударение в слове всегда падает на последний слог.
2. На конце слов не читаются: “е, t, d, s, x, z, p, g ” (кроме некоторых искл.), а также буквосочетания “es, ts, ds, ps ”: rose , nez , climat , trop , heureux , nid , sang ; roses , nids , cadets .
3. Не читается окончание глаголов “-ent ”: ils parlent .
4. На конце слова не читается “r” после “e” (-er) : parler .
Исключения : в некоторых существительных и прилагательных, например: hiver , cher [ʃ ɛ: r] , mer , hier , fer , ver .
5. На конце слова не читается “c ” после носовых гласных: un banc .
6. Буква “l ” всегда читается мягко.
7. Звонкие согласные всегда произносятся четко и не оглушаются на конце слова (о фонетической ассимиляции во французском языке). Безударные гласные произносятся четко и не редуцируются.
8. Перед согласными звуками [r], [z], [Ʒ], [v], ударные гласные звуки приобретают долготу: b ase .
9. Двойные согласные буквы читаются как один звук: pomm e .
10. Буква “s ” между гласными дает звук [ z ]: ros e .
- В остальных случаях – [ s ]: ves te .
- Два «s» (ss ) всегда читаются как [ s ]: class e .
11. Буква “x ” в начале слова между гласными читается как : ex otique [ ɛ gzotik] .
- Не в начале слова буква “x” произносится как [ ks ]: tax i .
- В количественных числительных произносится как [s]: Six , dix .
- В порядковых числительных произносится как [z]: Six ième, dix ième .
12. Буква “c ” читается как [ s ] перед “i, e, y”: c irque .
- В остальных случаях она дает звук [ k ]: c age .
- “ç ” всегда читается как звук [ s ]: garç on .
На конце слова буква “c ”
- В большинстве случаев произносится как [ k ]: parc .
- Не произносится после носовых гласных - ban c и в некоторых словах (porc , estomac [ɛstoma], tabac ).
13. Буква “g ” читается как [Ʒ] перед “i, e, y”: cag e .
- В остальных случаях буква дает звук [ g ]: g alop .
- Сочетание “gu ”перед гласным читается как 1 звук [ g ]: gu erre .
- Сочетание “gn ” читается как звук [ƞ] (похож на русский [ нь ]): lign e .
14. Буква “h ” никогда не читается: h omme , но подразделяется на h немое и h придыхательное .
15. Буквосочетание “ch ” дает звук [ʃ] = русское [ш]: ch at [ʃa].
16. Буквосочетание “ph ” дает звук [ f ]: ph oto .
17. Буквосочетание “qu ” дает 1 звук [ k ]: qu i .
18. Буква “i ” перед гласной буквой и сочетание “il ” после гласной на конце слова читаются как [ j ]: mie l , ail .
19. Буквосочетание “ill ” читается как [j] (после гласной) или (после согласной): famill e .
Исключения : ville, mille, tranquille, Lille и их производные.
20. Буквосочетание “oi ” дает звук полугласный [ wа ]: troi s .
21. Буквосочетание “ui ” дает полугласный звук [ʮi]: hui t [ʮit].
22. Буквосочетание “ou ” дает звук [ u ]: cou r .
Если после буквосочетания “ou ” стоит произносимая гласная буква, то читается как [w]: jouer [ Ʒ we].
23. Буквосочетания “eau ”, “au ” дают звук [ o ]: beau coup , au to .
24. Буквосочетания “eu ”, “œu ” и буква e (в открытом безударном слоге) читаются как [œ] / [ø] / [ǝ]: neu f , pneu , re garder .
25. Буква “è ” и буква “ê ” дают звук [ɛ]: crè me , tê te .
26. Буква “é ” читается как [e]: té lé .
27. Буквосочетания “ai ” и “ei ” читаются как [ɛ]: mais , beige .
28. Буква “y ” между гласными буквами “раскладывается” на 2 “i”: royal (roi – ial = [ rwa - jal ]) .
- Между согласными читается как [i]: stylo .
29. Буквосочетания “an, am, en, em ” дают носовой звук [ɑ̃]: enfant [ɑ̃fɑ̃], ensemble [ɑ̃sɑ̃bl].
30. Буквосочетания “on, оm ” дают носовой звук [ɔ̃]: bon , nom .
31. Буквосочетания “in, im, ein, aim, ain, yn, ym ” дают носовой звук [ɛ̃]: jardin [Ʒard ɛ̃], important [ɛ̃portɑ̃], symphonie , copain .
32. Буквосочетания “un, um ” дают носовой звук [œ̃]: brun , parfum .
33. Буквосочетание “oin ” читается [ wɛ̃ ]: coin .
34. Буквосочетание “ien ” читается [ jɛ̃ ]: bien .
35. Буквa “t ” даeт звук [ s ] перед “i ” + гласный: natio nal .
Исключение : amitié , pitié .
- Но, если перед буквой «t» стоит буква «s», «t» читается как [t]: quest ion .
36. Беглое [ǝ] в потоке речи может выпадать из произношения или, наоборот, появиться там, где в изолированном слове не произносится:
Acheter , les cheveux .
В речевом потоке французские слова теряют свое ударение, объединяясь в группы с общим смысловым значением и общим ударением на последней гласной (ритмические группы).
Чтение внутри ритмической группы требует обязательного соблюдения двух правил: сцепления (enchainement) и связывания (liaison) .
а) Сцепление: конечная произносимая согласная одного слова образует с начальной гласной следующего слова один слог: elle aime, la salle est claire .
Французский – один из наиболее изучаемых в мире языков. Хотите ли вы поступить в университет Франции, работать во французской компании, путешествовать по этой стране или изучаете французский язык для удовольствия, прежде, чем заговорить, нужно будет как следует освоить французское произношение.
"Язык любви" знаменит также сложными правилами чтения. Наверняка вы слышали, что во французском слове часто половина букв не читается вообще. Возможно, на начальном этапе изучения французского будет трудно, но регулярно практикуясь в чтении, вы вскоре заметите, что уже без труда читаете по-французски и правила чтения вспоминаются автоматически.
Для новичка особую сложность представляет французское "R". Чтобы научиться правильно произносить французские слова, на начальном этапе обучения мы рекомендуем заниматься с преподавателем. В этой статье мы рассмотрим общие правила французского произношения и постараемся разобрать некоторые из них.
Французский алфавит
Начать нам следует с алфавита. Давайте послушаем произношение французских букв и повторим их за диктором:
Итак, во французском 26 букв, помимо которых есть также орфографические знаки:
“ – trema обозначает, что гласная, над которой она стоит, должна произноситься отдельно от предыдущей: maïs .
` – accent grave обозначает открытый слог: bière .
? – accent aigu обозначает закрытый слог: école .
^ – accent circonflexe указывает на долготу звука: la fête .
c – c cedille обозначает мягкий звук "c": le garçon .
Французские согласные
- Звонкие согласные всегда произносятся четко и не оглушаются на конце слова: parade , téléphone , Arabe .
- Под ударением и перед согласными буквами r , s , z , v , j , g гласные звуки приобретают долготу: base , bagage .
- Двойные согласные буквы читаются как одна: personne , adresse , professeur , classe , tasse .
- Буквы и буквосочетания t , d , s , x , z , g , p , es , ts , ps , ds (а также r после e , кроме некоторых имен прилагательных и существительных, например: hiver , cher ) в конце слова не читаются: appétit , prix , Bernard , nez , aller . Исключение: dix , six .
- Буква s между гласными дает звук [z]: Lise , Basile , surprise . В остальных случаях читается как [s].
- Буква x между гласными дает звук : examen , exercice , exotique .
- Буква x дает звук в словах: texte , taxi , expédition , extra .
- Буква c cохраняет свой звук [s] перед i , e , y : Alice , Lucie , ici , farce , merci , trace .
- В остальных случаях буква c дает звук [k]: caravane , casino , café . После носовых гласных c на конце слова не читается: banc .
- Буква g имеет звук [ж] перед i , e , y : girafe , gelée , agiotage .
- В остальных случаях буква g дает звук – [g]: bagage , grotte , wagon , tango , golfe .
- Cочетание gn дает звук [нь]: ligne .
- Буква h никогда не читается: hobby .
- Букву y между гласными буквами нужно как бы разложить на две буквы i и читать в соответствии с остальными правилами: loyal ==> loi – ial = .
- Буква l всегда читается мягко: London .
- ch дает звук (sh): chapeau .
- ph дает звук [f]: photo
- Буква t даeт звук [s] перед i + гласный: alimentation , кроме amitié , pitié . Если перед t стоит буква s , то t читается как [t]: question .
- qu читается [k]: quoi .
Мы рассмотрели основные правила произношения и чтения согласных во французском. Потренируйтесь в произношении, слушая озвучку слов выше. Также предлагаю посмотреть обучающее видео и попрактиковаться.
Французское "R"
Теперь хотелось бы остановиться на звуке, представляющем особую сложность для многих, только начинающих учить французский. Вы наверное уже догадались, что это французское "R" . Не все могут произнести его с первого раза, но здесь, как и в изучении любого языка, главное - постоянные тренировки. Звук "R" является звуком заднего ряда. Попробуйте произнести украинский звук "Г". Теперь, не меняя положения речевого аппарата, произнесите "R". Потренируйтесь, повторяя слова за диктором в следующем видео:
Еще одно хорошее видео для тренировки "R" .
Французские гласные
- Ударение в слове всегда падает на последний слог.
- В процессе речи беглое французское e может выпадать из произношения: acheter .
- Связывание во французском языке обозначает, что последняя непроизносимая согласная слова соединяется с первой гласной следующего слова: elle est a llemande .
- Буква i перед гласной буквой и сочетание il после гласной на конце слова читаются как [j]: ail . Исключения: miel , сiel .
- Буквосочетание ill читается как [j] или : famille . Исключения: ville , mille , tranquille .
- Буквосочетание oi дает полугласный звук : сrois .
- Буквосочетание ui дает полугласный звук : oui .
- Буквосочетание ou дает звук [u]: pour .
- Буквосочетания eau , au дают звук [o]: beaucoup , manteau .
- Буква è и буква ê дают звук: crème , tête .
- Буква é читается как [e]: télé .
- Буквосочетание eu и буква e (в открытом безударном слоге) читаются так: neuf , regarder .
- Буквосочетания ai и ei читаются как: sais .
- Буквосочетания an , am , en , em дают носовой звук: enfant .
- Буквосочетания on , оm дают носовой звук: nom .
- Буквосочетания in , im , ein , aim , ain , yn , ym дают носовой звук: jardin , copain .
- Буквосочетания un , um дают носовой звук: brun .
- Буквосочетание ien читается: tien .
- Буквосочетание oin читается: soin .
- Буква y между согласными читается как [i]: stylo .
- На конце слов не читаются гласный e : lige и окончание глаголов ent : ils travaillent .
Нравится статья? Поддержи наш проект и поделись с друзьями!
Общая часть
Основные разделы фонетики.
Специальная часть
Анализ спектрограмм.
Исторические чередования.
ЛИТЕРАТУРА
Обязательная
Дополнительная
ГЛАСНЫЕ
Двойные согласные
Во французском языке двойное написание согласных относится скорее к орфографии, чем к фонетике, поскольку две одинаковые согласные никогда не читаются как сдвоенные в конце слова и очень редко внутри слова. Есть лишь несколько случаев, когда произносятся сдвоенные согласные.
1. Две одинаковые согласные читаются как сдвоенные во многих словах книжного образования, в которых приставка осознается как самостоятельная частица, а также в иностранных словах:
illegal
parallele
collaborer
Emma
[εm-"ma].
2. Согласные читаются как сдвоенные внутри слова в тех случаях, когда две одинаковые согласные оказываются рядом при выпадении беглого [ə]:
la nettete
extrêmement
[εks-trεm-"mã]
il durera
.
3. Согласные произносятся как сдвоенные при встрече двух одинаковых согласных на стыке слов внутри ритмической группы:
il lit
est-ce sa place?
[εs-sa-"plas]
4. В глаголах courir
и mourir
произносится два r в conditionnel
(а также в futur
) для того, чтобы отличить conditionnel
от imparfait
:
je courais
[Ĵə-ku-"rε], но: je courrais [Ĵə-kur-"rε].
Между сдвоенными согласными размыкания нет, но слоговая граница между ними ощущается.
ИНТОНАЦИЯ
Под интонацией, или мелодикой речи, подразумевается музыкальное движение голоса во время речи. Вопрос об интонации тесным образом связан с ударением и ритмическими группами. Самым общим образом можно сказать, что для мелодики французского предложения характерен постепенный подъем голосового тона от начального до конечного слога внутри ритмической группы или синтагмы. Переход от высокой ноты предшествующей ритмической группы к более низкой ноте безударного слога последующей ритмической группы происходит плавно. Ударенный слог последующей ритмической группы или синтагмы произносится, как правило, на более высокой ноте, чем ударенный слог предшествующей ритмической группы или синтагмы.
Интонация утвердительного предложения характеризуется сильным падением голоса на последнем слоге последней ритмической группы, причем наиболее высоким по тону является предшествующий слог:
Le sais-tu?
Но при инверсии повышение может происходить и в середине предложения, на сказуемом, а конец предложения может произноситься с понижением голосового тона. Однако необходимо помнить, что это понижение никогда не будет таким же сильным, как в утвердительном предложении:
Avez-vous deja lu ce livre?
Если вопрос выражен вопросительным словом, повышение голосового тона происходит на вопросительном слове (или на существительном с относящимся к нему вопросительным словом), а понижение - на конце предложения:
Que fait-il ici?
Quelles fleurs aimez-vous?
Обозначения диакритических знаков: ` -- grave accent;" -- acute accent (если стоит после e, в остальных случаях апостроф);^ -- circumflex accent;c~ -- c with cedilla;
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА
Общая часть
Значение звуковой стороны языка как средства общения. Обязательность звуковой формы, ее первичность по отношению к письму. Описание акта коммуникации.
Предмет фонетики ‑ звуковая сторона языка. Фонетика и фонология как два аспекта одной лингвистической дисциплины. Экспериментальная и функциональная фонетика. Теоретическая и практическая фонетика. Связь фонетики с другими лингвистическими дисциплинами, прежде всего с грамматикой. Место фонетики среди других лингвистических дисциплин: фонетика и морфология, фонетика и этимология. Связь фонетики с нелингвистическими науками: физиологией, акустикой, математикой, психологией.
Основные разделы фонетики.
Теоретическое и практическое значение фонетики.
Непрерывность звуковой последовательности в речи в акустическом и артикуляционном отношении. Звуковые факторы, обуславливающие членение звуковой последовательности. Фонема как практическая единица этого членения. Фонема как функциональная единица., образующая и различающая звуковой облик значимых единиц языка (морфем, слов). Различные теории фонемы. Определения фонемы.
Фонема и ее варианты. Понятие основного варианта.
Теория дифференциальных признаков. Теория оппозиции. Чередование фонем.
Основные принципы и методы определения состава фонем. Система фонем.
Фонетическая и фонологическая транскрипция.
Произносительная норма. Орфоэпия как совокупность произносительных норм.
Суперсегментные свойства ‑ ударение и интонация. Виды ударения и его фонетические признаки. Различные подходы к изучению интонации. Функции интонации и ее компоненты (мелодика, интенсивность, длительность, тембр, паузы). Интонационное членение потока речи. Интонационные типы.
Специальная часть
Произносительная норма современного французского языка, ее историческое становление, изменчивость, современные тенденции. Важнейшие региональные отклонения от литературной нормы.
Характеристика фонологической системы французского языка. Состав гласных фонем французского языка. Изменения на протяжении ХХ в. (утрата и современные тенденции к устранению некоторых фонемных противопоставлений: [а] / [a], [H] /[W], фонологическая трактовка беглого [F].
Состав согласных французского языка. Фонологическая трактовка сонантов [w], [K], [j].
Фонетическая классификация звуков речи ‑ физиологическая и акустическая, связь между ними.
Строение человеческого произносительного аппарата. Артикуляторная классификация звуков речи. Различие гласных и согласных, особое положение сонантов.
Артикуляторная классификация и описание французских гласных: гласные носовые и неносовые (чистые), передние и задние, губные и негубные. Основные варианты французских гласных в сравнении с русскими. Методика постановки отдельных гласных, типичные ошибки русских учащихся и способы их исправления. Общие закономерности варьирования французских гласных по длительности и качеству.
Артикуляторная классификация и описание французских согласных: по участию голоса (звонкие и глухте, шумные и сонанты), по способу образования (смычные и щелевые), по действующему органу (губные, передненебные, средненебные, задненебные, увулярный).
Общие закономерности варьирования французских согласных по глухости-звонкости, длительности, палатализованности.
Основы акустической классификации звуков речи. Важнейшие сведения по акустике ‑ высота, интенсивность, длительность, тембр. Понятие о спектральном анализе и формантах. Акустические характеристики гласных и согласных: голосовой и шумовой источники звука. Формантная структура гласных; роль формантных переходов для согласных (локус).
Анализ спектрограмм.
Слог и слогоделение. Артикуляторные и акустические основания слогового объединения звуков. Различные теории слогообразования и слогоделения. Теория мускульного напряжения Л.В.Щербы. Основные правила слогоделения во французском языке. Структура слога во французском языке. Понятие сцепления (enchaînement).
Основные позиционные изменения звуков в потоке речи. Ассимиляция, аккомодация, гармония гласных, диссимиляция во французском языке.
Чередование фонем. Основные позиционные чередования гласных во французском языке, связь некоторых из них со стилем речи.
Исторические чередования.
Связывание (liaison) как вид чередования. Обязательное, факультативное, запрещенное связывание. Зависимость факультативного связывания от стиля речи. Функциональная роль связывания как показатель множественного числа.
Беглое [F]; фонетические условия обязательного пропуска и обязательного сохранения гласного, факультативный пропуск [F]. Связь этого чередования со стилем речи.
Ударение во французском языке, его природа и типы. Функциональное отличие ритмического ударения от русского словесного ударения; ритмическая группа как минимальное смысловое единство. Основные правила расстановки ударений во фразе, фонетическая реализация ритмического ударения.
Понятие и структура синтагмы и дыхательной группы во французском языке. Синтагматическое, фразовое ударение.
Интонация во французском языке. Основные подходы к изучению интонации. Фонологический метод изучения интонации. Понятие и основные типы интонационных конструкций во французском языке.
ЛИТЕРАТУРА
Обязательная
1. А.А.Реформатский. Введение в языковедение. М., 1996, гл.Ш. Фонетика.
2. Л.Р.Зиндер. Общая фонетика. Л., 1960, гл.1.
3. Л.В.Щерба. Фонетика французского языка. М., 1963.
4. М.А.Виллер, М.В.Гордина, Г.А.Белякова. Фонетика французского языка. Л., 1978.
5. М.В.Гордина. Фонетика французского языка. Л., 1973.
6. Н.И.Малышева. Фонетика французского языка. М., 1968.
7. А.Н.Рапанович. Фонетика французского языка. М., 1980.
8. М.М.Рубер. Интонационные конструкции в русском и французском языках. М., 1989.
9. M.Rouber. Les possibilités distinctives de l’intonation française en comparaison avec l’intonation russe. Aix-en-Provence, 1991.
10. N.Chigarevskaia. Traité de phonétique française (cours théorique). M., 1973.
11. F.Carton. Introduction à la phonétique du français. P., 1974.
12. G.Straka. Album phonétique. Strasbourg, s.a.
13. B.Malberg. La phonétique. P., 1964 (série “Que sais-je?”).
14. B.Malberg. Manuel. de phonétique générale. P., 1974.
16. Ch.Bally. Traitement de l’”e” muet en français moderne. P.,
17. Словарь Petit Robert (любое издание).
18. L. Warnant. Dictionnaire de la prononciation française. Gemblouz, 1968.
Дополнительная
1. P.Fouché. Traté de prononciation française. P., 1959.
2. P.Delattre. La liaison en français. Tendences et classification.
3. M.Grammont. Traté pratique de prononciation française. P., 1938.
4. P.Léon et M.Léon. Introduction à la phonétique corrective. P.,1964.
5. A.Landercy; R.Renard. Éléments de phonétique. Bruxelles, 1977.
6. John R.Pierce. Le son musical. P., 1983.
7. H.Morier. Dictionnaire de poétique et de rhétorique.
Имя академика Л.Щербы многое скажет лингвистам, авторство этого талантливейшего ученого-языковеда гарантирует оригинальный, заслуживающий доверия, фундаментальный и интересный подход к проблеме. Книга представляет очерк французской фонетике в сопоставлении с русской, причем при описании звуковой системы автор отталкивался от авторитетного оригинального французского источника. Данный факт, а также сравнение французской фонетической системы с русской, в сочетании с авторской методикой теоретического изложения Л.В. Щербы делает книгу особенно ценным источником изучения французского произношения. Книга старая, но не потеряла своей актуальности ни на день и очень рекомендуется не только студентам языковых ВУЗов, но и всем изучающим язык самостоятельно.
Самый предмет настоящей книги требует разъяснений и, может быть, больших, чем это на первый взгляд казалось бы нужным. Что в самом деле предлагается здесь изучать, т. е. что в сущности надо подразумевать под „французским произношением" и в более обшей форме - под произношением любого иностранного языка вообще?
Очень часто, когда говорят о трудности или легкости произношения того или иного иностранного языка, то думают в сущности о правилах чтения в данном языке и о количестве исключений из этих правил. Так, английское произношение считается трудным, потому что правила чтения в английском языке очень сложны, и научиться механически читать по-английски, не зная языка, в сущности немыслимо; наоборот, это представляется до некоторой степени возможным по-немецки, где правила чтения гораздо проще, а потому немецкое произношение считается обыкновенно легким. Однако, хотя французские правила чтения и будут даны в настоящей книге, они вовсе не составляют сущности вопроса о французском произношении.
С другой стороны, когда говорят о произношении того или другого языка, очень часто имеют в виду те случаи, когда слова сознательно пишутся не так, как произносятся. По-русски, например, мы говорим пиши, чижы, а пишем по историческим соображениям пиша, чижа. Далее, мы говорим краситца, а пишем по этимологическим соображениям в одних случаях красится, а в других - краситься: мы говорим щастье, жжечь, виск, лотка, а пишем по этимологическим соображениям счастье, сжечь, визг, лодка и т. п. Аналогичные случаи имеются и во французском языке, и о них тоже будет идти речь в этой книге, но опять-таки не они составляют сущность вопроса о французском произношении.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 3
Часть первая
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ
Глава I Введение 11
A. Значение правильного произношения и его трудности (§§ 1 -8) 11
Б. Французское литературное произношение (§§ 9-13) 15
B. Что такое отдельный звук языка? (§§ 14-20) 17
Г. О разных стилях произношения (§§ 21-22) 20
Д. О транскрипции (§§ 23-27) 21
Глава II Французские гласные фонемы. 26
А. Общие условия образования гласных (§§ 28-38) 26
Б. Французские негубные гласные переднего ряда {§§ 39-43)35
В. Французские губные гласные переднего ряда (§§ 44-47) 40
Г. Французские задние гласные (§§ 48-54) 45
Д. Французские носовые гласные (§55) 49
Е. Сравнительная артикуляторная таблица французских и русские гласных фонем (§56) 51
Ж. Длительность французских гласных (§ 57) 51
3. Система французских гласных в целом (§§ 58-66) 52
Глава III Французские согласные фонемы 58
А. Общие условия образования согласных (§§ 67-72) 53
Б. Сравнительная артикуляторная таблица французских и русских согласных фонем (§ 73) 63
В. Французские смычные (§§ 74-75) 64
Г. Французские шумные щелевые (§§ 76-79а) 67
Д. Французские сонанты (§§ 80-84а) 69
Е. Длительность французских согласных (§85) 76
Ж. Артикуляционная база (§86) 76
Глава IV Слоговое строение французского языка 78
А. Слог а слогоделение {§§ 87-90). 78
Б, О слоговом ударении (§§ 91-91а) 80
Глава V. Синтаксическое членение речевого потока во французском языке 83
А.1 Ритмическая группа, синтагма, фраза (§§ 92-101) 83
Б. О природе ритмического ударения (§§ 102-104) 88
Глава VI Соединение звуков в речевом потоке (§§ 105-108) 90
Глава VII, Модификация фонем в речевом потоке и их оттенки. 92
А. Явления в области согласных (§§ 109-117) 92
Б, Явления и области гласных (§§ 118-129) 97
Глава VIII Чередовании гласных фонем 102
A. Беглое «се» и чередование его с нулем (§§ 130-157) 102
1. Определение фонемы «э» (§ 130) 102
2. Правила произношения «э» во внутренних слогах синтагмы (§§ 131-147) 103
а) <со» перед и после гласных и в группе двух согласных (§§ 131-134) 103
б) «а» в группе трех согласных (§§ 135-139) 104
в) «э» в ряде слогов (§§ 140-145) 107
г) Влияние h aspiree §§ 146-147) 109
3. Правила произношения «9» в начальном слоге синтагмы {§§ 148-151) 109
4. Произношение «о» на конце синтагмы (§§ 152-154) 110
5. Заключение (§§ 155-157) 111
Б. Чередования «u || w, у |] ц, i || j» (§§ 158-159) 112
B. Чередование долгих гласных с соответствующими краткими в конце слова (§ 160) ИЗ
Г Чередование «е, о \\ £» (§§ 161-162) 113
Д. Мелкие явления в области чередований гласных (§§ 163-166) 114
Глава IX Чередования согласных фон^м 116
А. Чередование согласных с нулем (§§ 167-183) 116
1. В слове (§§ 167-168) 116
2. Во фразе (liaisons) (§§ 169-183) 116
Факультативный «J» (§ 184) 120
Глава X Синтаксическая фонетика или мелодическая структура французского языка 121
А. Предварительные замечания (§§ 185-187) 121
Б. Фраза (§§ 188-208) 122
1 Два типа, фразы (§§ 188-191) 122
2. Одночленная фраза во французском (§§ 192-206) 124
а) Общая характеристика (§§ 192-195) 124
б) Утвердительная фраза (§§ 196-197) 125
в) Вопросительная фраза (§§ 198-200) 126
Перечисление (§ 201) 127
д) Присоединение {§§ 202-204) 128
е) Вставка (§ 205) 128
ж) Незаконченность мысли (§ 206) 128
з) Двучленная фраза (§§ 207-208) 129
В. Логическое ударение (§§ 209-212)
Глава XI Фонетика аффектов
А. Эмфатическое ударение (§§ 213-215)
Б. Выражение разных аффектов (§ 216)
Глава XII Правила алфавита и орфография 134
A. Предварительные замечания (§ 217) 134
Б. Правила изображения фонем (§§ 218-219) 134
Таблица «От звука к букве» 136
B. Орфография (§§ 220-222) 145
Г. Правила чтения (§§ 223-234) 146
Таблица «От буквы к звуку» 148
Глава XIII. Орфоэпия (§§ 235-237) 164
Глава XIV. Основные принципы французской версификации 166
A. Общие замечания (§§ 238-242) 166
Б. Размер, или метр (§§ 243-244) 168
B. Счет слогов (§§ 245-248) .169
Зияние (§ 249) 171
Д. Цезура (§§ 250-257) 172
E."Enjambement (§§ 258-260) 174
Ж. Vers Hbres (§§ 261-264) 176
3. Необязательные, или подвижные, ударения и их выразительные функции (§§ 265-280} 178
И. Рифма (§ 281) 184
К. Строфическое членение (§§ 282-283) 185
Примечания редактора 186
Часть вторая
ПРАКТИЧЕСКАЯ
Вступительные замечания к разделу I 197
Раздел I Упражнения 198
A. Упражнения на отдельные фонемы (1-43) 198
Б. Упражнения на слогоделение (44-47) 216
B. Интонационные упражнения (48-50) 216
Раздел II. Образец транскрипции текста в разных стилях 222
Вступительные замечания к разделу Ш 225
Раздел III. Транскрибированные тексты 226
А. Тексты для начинающих 226
U A I"hdtel (Диалог) 226
2. A la poste (Диалог) 228
3. Аи telephone (Диалог)- 228
4. Dans la rue (Диалог) 230
5. Les sports (Диалог) 232
6. Une traversee (Диалог) 232
7. La Fоntaine, la Cigale et la Fourmi 234
8. Un compliment peu gracieux 234
9. Paiaqaes 236
10* Nodter et Dupaty 236
11* Louise Michel, Proclamation de la Commune 236
12. Louise Michel, Quand la foule aujourd"hui muette 238
Б. Литературные тексты для продолжающих 240
Тексты в прозе 240
13. М о Неге, Отрывок из комедии Le bourgeois gentile homme 240
14. Beaumarchais, La calornnie (Отрывок нз комедии
Le Barbier de Seville, 11, 8) 244
15. A. Th euri et, Les patois (Отрывок из Conies de la Marjolaine) 244
16. A. France, Отрывок из L"tle des pingouins 246
17. H. Barbusse, Отрывок из Le couteau entre les dents* 248
18. L. Ar agon, Vhomme communiste (Отрывок из L"homme communiste) 248
19. J. Laffitte, Отрывок из Ceux qui vivent 250
20. J. Laffitte, Отрывок из Rose France 252
21. P. Vaill ant-Couturier, Отрывок из Enfance* 256
Тексты в стихах 258
22. М о 1 i fe г е, Отрывок из комедии Tartuffe 258
23. С о г n e i 11 е, Stances 24. La Fontaine, Le Corbeau et le*Renard 262
25. La Fontaine, La laittere et le pbt.au lait 264
26. La Fontaine, Le Renard et la Cigogne 266
27. La Fontaine, Le coche et la Mouche 268
28. La Fontaine, Les animaux malades de la peste 270
29. Racine, Монолог из трагедии Phedre 272
30. Beranger, Le 14 juillet 274
31. V, Hugo, Sur une barricade 276.