Представления, память и мнемические процессы. Забывание как основная проблема памяти человека

Таблица 10


Заполните таблицу 11

Таблица 11

Основные процессы и механизмы памяти.

1. Дайте характеристику важнейших особенностей памяти, как познавательного процесса.

2. Какова роль памяти в психической жизни человека?

3. Какова природа ассоциаций и их значение в процессах памяти?

4. По каким принципам память подразделяют на виды?

5. В чем отличие между кратковременной и оперативной памятью?

6. Каковы основные условия продуктивного запоминания?

7. Как можно объяснить явление реминисценции?

8. В чем проявляется отличие образов и представлений памяти от образов восприятия?

9. В чем проявляются индивидуальные отличия памяти?

Задание-практикум.

Эксперимент 1. «Оперативная память». Эта методика применяется для изучения кратковременной памяти в случае, когда кратковременная память несет основную функциональную нагрузку.

Инструкция . Экспериментатор зачитывает числа 10 рядов из 5 чисел в каждом. Задача испытуемого – запомнить эти 5 чисел в том порядке, в котором они прочтены, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим. Третье с четвертым, четвертое с пятым, а полученные четыре суммы записать. Например, 62142. складываем 6 и 2 = 8, 2 и 1 = 3, 1 и 4 = 5, 4 и 2 = 6 (записываются суммы).

Подсчитывается число правильно найденных сумм (максимальное число 40). Норма взрослого человека – от 30 и выше.

Эксперимент 2. «Прием информации» .

Инструкция: Экспериментатор зачитывает в быстром темпе слова, а испытуемые должны эти слова классифицировать и записать сокращенно в нужную колонку. Выделяют 5 колонок в таблице (см. ниже). Зачитывают 32 слова: натрий, кошка, диван, верба, тревога, водород, хорек, кресло, восторг, черемуха, ель, серебро, сервант, рысь, любовь, гелий, медведь, лев, стол, тополь, усталость, дуб, каштан, орган, воробей, железо, клен, медь, сазан, береза, соболь, радий .

Испытуемые подсчитывают количество слов, которые успели записать. Если количество слов равно 32 – прием информации эффективен, если 31-29 – посредственный прием, если ниже 28 – прием информации затруднен, человек не успевает за средним темпом подачи информации.

Эксперимент 3. «Непроизвольная память».

Инструкция: Используется материал методики «Прием информации».

НП = (П – М):32 *100%

НП – непроизвольная память

П – количество вспомненных слов

М – количество сфантазированных слов.

Анализ результатов . НП = 70% - очень высокий уровень непроизвольной памяти;

НП = 51-69% - высокий уровень, выше среднего;

НП= 41-50% - хорошая средняя норма для взрослого человека;

НП=31-40% - посредственная норма взрослого человека;

НП=15-30% - низкий уровень, ниже среднего уровня;

НП ‹ 15% - дефект памяти.

Вставьте пропущенные слова, закончите предложения, выберите нужное слово :

1. То, что в структуре деятельности занимает место ее цели, помниться лучше, чем то, что составляет средства данной деятельности. Следовательно, чтобы повысить продуктивность запоминания материала, нужно... .

2. Единовременное повторение заученного материала (более или менее?) продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений в течение определенного периода времени, например в течение нескольких часов или дней.

3. Объем оперативной памяти равен... информационным единицам.

4. Очень яркая образная память, которую описал А. Р. Лурия, называется... .

5. Темп забывания логически осмысленной информации происходит следующим образом: ... .

6. Улучшение воспроизведения по прошествии времени (48-72 часа) называется... .

7. При запоминании длинного информационного ряда лучше всего запоминается его начало и конец. Это явление называется... .

8. Закон забывания Г. Эббингауза заключается в том, что... .

9. Максимум воспроизведения хорошо выученного нами и понятого текста происходит через... .

10. Память у человека теряется и восстанавливается по одному закону (Т. Рибо): при потерях памяти в первую очередь страдают... впечатления, при восстановлении памяти дело обстоит наоборот, сначала восстанавливаются наиболее... впечатления, а затем наиболее... воспоминания.

Мышление

Функции мышления: раскрытие внутренней, непосредственно не данной в ощущениях и восприятиях сути объектов и явлений действительности.

Особенности протекания: обобщенное, отраженное и опосредованное познание действительности; решение конкретной задачи; связь с речью.

Заполните таблицу 12.

Таблица 12

Вопросы для самостоятельной работы

1. В чем заключаются специфические особенности мышления как высшей формы познавательной деятельности?

2. В чем проявляется существенное отличие абстрактного познания действительности от чувственного?

3. В чем заключается особенность опосредованного способа познания действительности?

4. Что характеризует существенные признаки предметов и явлений, которые являются объектом мысленного познания?

5. Охарактеризуйте главные операции мышления.

6. Что является конечным продуктом мысленного познания действительности?

7. В чем заключается отличие понятий от представлений как форм познания?

8. Как соотносятся между собой проблемная ситуация и задача?

9. Определите главные этапы процесса решения задачи.

10. По каким критериям мышление делится на виды?

Вопросы по теме для упражнений и самоконтроля

1. Терминологический диктант.

1. Назовите операцию мышления, сутью которой является сопоставление предметов или объектов.

2. Назовите операцию мышления, смыслом которой является мысленное деление объекта на составляющие.

3. Назовите операцию мышления, суть которой заключается в мысленном отчуждении от объекта его признаков.

4. Назовите вид мышления, суть которого состоит в оперировании образами.

5. Назовите вид мышления, суть которого состоит в оперировании понятиями.

2. Определите вид мышления.

1. «...мышление неотрывно от восприятия, оперирует лишь непосредственно воспринимаемыми вещами» (Б. М.Теплов)

2. Вид мышления, пользуясь которым человек в процессе решения задачи выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, полученным при помощи чувств.

3. Вид мышления, направленный на решение практических задач.

4. Ученик так выразил свое понимание стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утес»: «Тучка – это мимолетная радость, посетившая человека. Она согрела его. Оставила хорошее воспоминание и улетела. И этот человек после мимолетной радости еще острее чувствует свое одиночество...»

5. ...мышление неотрывно от прямого манипулирования вещами, неотрывно от действия в моторном, физическом смысле этого слова.

6. Вид мышления, при котором человек для решения задач использует образы, непосредственно извлекаемые из памяти или воссоздаваемые воображением.

7. Мышление, при котором задача решается с опорой на зрительный образ.

3. В чем проявляется отличие мышления человека от мышления животных? Приведите примеры, подтверждающие многогранность человеческого мышления.

4. Назовите специфические особенности мышления высшей формы познавательной деятельности. Раскройте отличие мышления от чувственного познания.

5. Перечислите основные этапы решения мыслительных задач и укажите психологические условия, необходимые для их решения. Дайте сравнительную характеристику способов поиска решения.

6. Назовите психологические условия, благоприятствующие возникновению гипотезы. Как следует использовать подсказку для развития мыслительной деятельности учащихся?

7. Укажите некоторые общие закономерности формирования умственных действий. Покажите их связь с внешними практическими действиями.

8. Назовите особенности, способствующие развитию творческого мышления.

· склонность к конформизму;

· очень высокая оценка значимости своих идей;

· частые неудачи в деятельности;

· тревожность как черта характера;

· стремление быть похожим на других;

· заниженная оценка значимости своей деятельности;

· чрезмерно развитое критическое мышление;

· способность видеть объект под новым углом зрения;

· нежелание быть «белой вороной».

9. Правильно ли названы формы мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, понятийное?

10.Считаете ли вы, что понятие «задача» иногда может иметь более широкий смысл, чем понятие «проблемная ситуация».

Материалы для конспектирования.

Генетические корни мышления и речи. Мысль и слово. // Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Лабиринты, 1996, 416С.

Для многих видов человеческой деятельности, в том числе и для учебной, серьезную проблему составляет забывание усваиваемой информации. От способности учеников удерживать необходимый объем знаний зависит эффективность всего обучения.

Процесс забывания связан с угасанием (стиранием) мнемических следов, образуемых при запоминании, и приводит к утрате сохраняемой в памяти информации. Забывание выступает антагонистом воспроизведения, т.к. обусловливает невозможность восстановления всей или какой-то части усвоенной информации.

Иногда забывание характеризуют как явление, противоположное самой памяти. Однако забывание является необходимым и закономерным процессом памяти. Оно обусловлено целым рядом объективных и субъективных факторов, среди которых ведущую роль играет время, а также значимость для субъекта воспринятой им информации .

Зависимость забывания от фактора времени была впервые исследована Г. Эббингаузом. Изучая динамику мнемических процессов на бессмысленных слогах и абстрагируясь таким образом, от фактора значимости, Г. Эббингауз показал, что потери усвоенной информации наиболее велики в первые часы и дни после заучивания (рис. 6). Эта кривая забывания показывает, что из 8 рядов по 13 слогов, заученных в эксперименте, через 2 суток в памяти остается лишь некоторая их часть (28%), которая с незначительными потерями сохраняется затем в течение 30 суток. Результаты других исследователей показали, что при изменении характера решаемых мнемических задач и экспериментальных процедур кривая сохранения имеет другой характер и забывание не начинается так быстро после запоминания, как показано у Г. Эббингауза .

Темп забывания зависит от объема предъявляемого материала. В условиях перегрузки памяти объем забываемой информации возрастает, особенно в первые часы и дни после усвоения. В этой связи практически важным является определение допустимых норм предъявляемого для запоминания материала в различных условиях деятельности человека. В работах отечественных авторов показано, что материал, который в процессе заучивания подвергается смысловой переработке и включается в системы ранее усвоенных знаний, меньше поддается забыванию. Поэтому характер забывания осмысленного материала значительно отличается от кривой Г. Эббингауза, полученной в опытах с бессмысленным материалом (А.А. Смирнов, 1966). В опытах В.Я. Ляудис (1976) контрольная и экспериментальная группы испытуемых заучивали ряды многомерных стимулов с использованием приёма классификации. Экпериментальная группа была обучена рациональной стратегии запоминания с ориентацией на предстоящее воспроизведение, что приводило к формированию обобщенной схемы построения оперативного образа воспроизводимого ряда. Экспериментальная группа проявила высокие показатели объема и времени отсроченного воспроизведения стимулов. Эти данные убедительно показывают зависимость объема забываемой и воспроизводимой информации от условий организации мнемических действий .

На процесс забывания влияет также мера трудности мнемонических задач. В проведенных А.Р. Лурия опытах было установлено, что мера неопределенности (трудности) материала влияет на процесс смысловой переработки информации при запоминании, тем самым в значительной мере предопределяя объем ее последующего сохранения и воспроизведения. Оптимальными оказались условия, когда структура задач рационально направляет действия субъекта, но при этом для него сохраняется возможность интеллектуальной и практической деятельности, обеспечивающей создание четкой концептуальной модели объекта, способной служить надёжной основой (программой) его последующей реконструкции .

В учебной деятельности забывание проходит ряд стадий, характеризующихся не только объемом утраченной информации, но и качественными показателями типов ошибок. Последовательность таких стадий представлена следующим образом: уменьшение объема воспроизведения за счет утраты второстепенных деталей, появление ошибок пропусков, приводящих к утрате существенных элементов, появление ошибок-искажений, большое число которых предельно снижает качество воспроизведения; отсутствие самостоятельного воспроизведения, потребность в повторном восприятии объектов, т.е. память на уровне узнавания; отсутствие узнавания. Последней стадией забывания является отсутствие узнавания. Неспособность человека опознать объект при его повторном восприятии свидетельствует об утрате знаний на функционально-психологическом уровне, поскольку он не способен практически использовать их в своей деятельности.

Вместе с тем имеются данные о возможности хранения мнемических следов на глубоких нейрофизиологическом и биохимическом уровнях (У. Пенфилд, Д. Дельгадо, А.Р. Лурия и др.) . Это подтверждается возможностью активизации следов путем электростимуляции глубоких мозговых структур, гипнотического внушения, а также спонтанного распространения нервного возбуждения на глубокие уровни коры. Хранение следов на глубоких уровнях мозга можно рассматривать как мнемический резерв нервной системы, который может быть использован для адаптации к специфическим условиям жизни или компенсации нарушенных функций. .

Основным физиологическим механизмом забывания является установленный И.П. Павловым процесс угасательного торможения, которое наблюдается в результате длительного неподкрепления ранее образованных в нервной системе мнемических следов. Однако влияние фактора времени на память человека всегда опосредовано мотивацией субъекта, который не использует в своей деятельности знания и умения, потерявшие для него свою значимость. Забывание такого рода материала становится объективно и субъективно оправданным, так как санкционируется памятью с целью освобождения от избыточной информации .

Таким образом забывание, как и запоминание, является избирательным. Процесс забывания в значительной мере поддается регуляции путем рациональной организации усвоения знаний в обучении. Такая регуляция начинается уже в процессе запоминания, где формирование способов сенсорно-семантических преобразований информации и соответствующих мотивационных установок обеспечивают образование прочных мнемических следов, способных устойчиво противостоять угасательному торможению. Важным условием поддержания прочности следов памяти является повторение. Подчеркивая важность повторения в обучении, К.Д. Ушинский требовал, чтобы оно было осмысленным и систематическим, так как механическое повторение, даже будучи многократным, не дает положительного результата. Такое повторение может вызвать отрицательный эффект, стимулируя забывание на основе охранительного торможения, снижающего активность памяти в условиях монотонии, т.е. при многократном воздействии однообразной стимуляции .

Лучшим способом повторения является практическое применение усвоенных знаний и реально осознаваемая субъектом их значимость в достижении определенных результатов деятельности.

Под влиянием так называемой проактивной и ретроактивной интерференции нередко наблюдается частичная потеря информации уже в процессе заучивания и воспроизведения. С этим явлением связан известный "эффект края", когда человек лучше воспроизводит начало и конец сообщения, чем его середину. Поэтому организация запоминания и воспроизведения с учетом явлений интерференции снижает потери информации.

Забывание может быть связанным также с явлением внешнего торможения, которое проявляется иногда в форме ретроактивной интерференции. Смена привычной обстановки, внешние помехи, отвлечение внимания на посторонние сигналы затормаживает выдачу из долговременной памяти информации, подготавливаемой для воспроизведения. Иногда в тревожной обстановке экзамена ученик не может ответить на вопрос, тогда как в спокойной обстановке он способен хорошо это сделать. Внешние помехи могут вызвать стирание только что образованных и не закрепленных следов кратковременной памяти, которые при этом уже не перейдут в память долговременную, не пройдут этап консолидации. Если человек, только что воспринявший на слух номер телефона, будет в этот момент отвлечен посторонним вопросом, то после ответа на этот вопрос он уже не сможет записать услышанный номер, так как не закрепленный повторением след уже стерся.

Нередко материал, считавшийся забытым, через некоторое время как бы сам собой вдруг активизируется в памяти. Такое явление называется реминисценцией (от лат. Reminiscentio -- вспоминание). Мы вдруг вспоминаем давно забытую песню. Ученик, не сумевший на экзамене ответить на вопрос, через несколько часов или дней вдруг вспоминает нужный материал. К явлению реминисценции относятся и те парадоксальные случаи, когда отсроченное воспроизведение (через 2-3 дня) оказывается более полным и правильным. У А.А. Смирнова и С.Л. Рубинштейна отмечены факты, когда дети сразу же после прослушивания большого по объему рассказа могут воспроизвести лишь отдельные места, преимущественно те, которые затронули их эмоционально. Через некоторое время они могут более полно и связно пересказать все содержание рассказа. Есть данные о том, что реминисценции присуща детям в большей мере, чем взрослым .

Явление реминисценции можно рассматривать как одно из проявлений проактивной интерференции, а иногда -- охранительного торможения. При заучивании трудного или большого по объему материала накапливается утомление, затрудняющее смысловую переработку воспринимаемой информации. Необходимость немедленно после этого осуществить репродуктивную задачу нередко приводит к торможению. Необходим некоторый перерыв, отдых, при котором в долговременной памяти продолжается переработка информации и закрепление (консолидация) мнемических следов. В ситуациях, требующих высокого эмоционального и интеллектуального напряжения, люди, особенно если они относятся к тревожному типу, затрудняются или вообще не могут воспроизвести нужный материал. Возникающая впоследствии реминисценция как внезапное восстановление забытых знаний, часто воспринимается интроспективно как необъяснимый и случайный акт. В действительности, этот факт вполне закономерен, он вызван либо действием скрытой (имплицитной) установки, возникшей в ходе неудачного припоминания и стимулирующей решение репродуктивной задачи на непроизвольном уровне, либо воздействием каких-то внешних объектов, ассоциативно стимулирующих восстановление мнемических следов.

Явление реминисценции наблюдается преимущественно в области долговременной памяти, подтверждая гипотезу о том, что следы долговременной памяти не поддаются полному стиранию, а только временному торможению или переводу на более глубокие уровни хранения. В условиях перегрузки или эмоционального стресса нарушается процесс перевода некоторой части информации из долговременного хранилища в оперативную кратковременную память, обслуживающую текущую деятельность, С устранением мешающих факторов такой перевод информации восстанавливается и может проявиться в форме реминисценции. .

ЗАБЫВАНИЕ (англ. forgetting ) - один из процессов в системе памяти , проявляющийся в невозможности (неспособности) припомнить или узнать, либо в ошибочном припоминании и узнавании . С т. зр. концепций ассоциативного научения , физиологическая основа З. - торможение нервных связей, т. е. следов памяти (см. Проактивное торможение , Ретроактивное торможение ). Основная закономерность З., установленная Г . Эббингаузом (1895), состоит в быстром его ходе непосредственно после заучивания и постепенном замедлении с течением времени. З. зависит также от содержания, объема материала, его эмоциональной окраски, частоты применения и статуса применения в деятельности . З. оказывается тем более глубоким, чем реже данный материал включается в деятельность субъекта. Включение материала в деятельность - надежное средство борьбы с З.

Еще со времен Эббингауза выдвигалась гипотеза о том, что З. естественный процесс постепенного угасания (англ. decay ) следов памяти. Однако этому представлению противоречил ряд экспериментально установленных фактов: 1) с течением времени иногда наблюдается не снижение, а, напротив, повышение в эффективности воспроизведения следов - реминисценция ; 2) наличие ошибочных воспроизведений специфического характера; 3) отрицат. влияние на процесс воспроизведения всякой побочной деятельности, отделяющей воспроизведение от запоминания . В связи с этим нем. психологи Г. Мюллер и А. Пильцеккер (1900) высказали предположение о том, что З. - результат тормозящего влияния со стороны побочных интерферирующих воздействий, а не следствие постепенного угасания следов. Интерференция проявляется либо в потере информации под влиянием последующего поступления нового материала, либо в ошибках, вызванных конкуренцией мнемических следов. Ее действие обнаруживается как в кратковременной, так и в долговременной памяти .

По З . Фрейду , в основе З. лежит мотив отрицания неприятных впечатлений, стихийное стремление к отпору представлениям, могущим вызвать тягостные переживания; этот механизм вытеснения (repression) основатель психоанализа сравнивает с рефлексом бегства при болезненных раздражениях. Фрейд полагает, что подобную т. зр., усматривающую в тревожащих воспоминаниях особую склонность подвергаться мотивированному забвению, следует учитывать во многих областях, напр. при оценке показаний свидетелей на суде. В народном эпосе, по мнению Фрейда, мы также сталкиваемся с подобным мотивом - стремлением вытравить воспоминания о том, что тягостно для национального чувства. Аналогичный мотив проявляется и в З. впечатлений детства у отдельного индивида. Концепция Фрейда имеет основания. Тот факт, что неприятные переживания вытесняются из памяти, перекликается с описанным в свое время И . П . Павловым и А . А . Ухтомским явлением запредельного торможения . Тем не менее в ряде более поздних работ, посвященных этой проблеме, не было получено однозначного результата. По мнению П . И . Зинченко , решение проблемы о связи З. с эмоциями невозможно достичь, если изучать влияние эмоций на З. в форме действия какой-то психической силы, оставляя в стороне изучение той деятельности, в которой и в силу которой эти чувства возникли (ее целей, задач, мотивов, конкретного содержания и результатов действий). (Т. П. Зинченко.)

Добавление: Следует подчеркнуть, что в такой сложной системе процессов, хранилищ и собственно единиц хранения, как обыкновенная человеческая память, механизмов З. должно быть немало. Дело явно не огранивается лишь разнообразием, скажем, скоростей угасания следов в каждом из типов хранилищ. Исследования в современной когнитивной психологии поддерживают не только идею множественности хранилищ и множественности механизмов (причин и факторов) З., но также и идею характерных для каждого из хранилищ специфических механизмов З. Напр., в сенсорном регистре потеря информации обязана, прежде всего, быстрому угасанию следа; в долговременной памяти действуют механизмы вытеснения, интерференционного торможения и утраты ключей, или признаков, необходимых для поиска (и доступа к) нужной информации; в кратковременной памяти в дополнение к угасанию важную роль играет фактор переполнения и вытеснения старых элементов новыми. (Б. М.)

ЗАБЫВАНИЕ - активный процесс, характерный постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученного материала - потерей доступа к запомненному ранее материалу, невозможностью воспроизвести или узнать то, что было усвоено. Забыванию подвергается прежде всего то, что не актуализуется в контексте решаемых задач. Особенно интенсивно оно происходит сразу после окончания заучивания. При этом лучше всего сохраняется осмысленный и важный материала, обретающий в процессе хранения более обобщенный и схематический характер. Второстепенные детали забываются скорее. При определенных условиях наблюдается эффект обратимости процесса забывания. Так, воссоздание внешних и внутренних условий, при коих происходило запоминание, и применение особых стратегий воспроизведения может приводить к восстановлению забытого материала. Забывание впервые исследовал Г. Эббинхауз (1885), установивший временную зависимость сохранения в памяти бессмысленного вербального материала. Последующие исследования показали, что темп забывания зависит:

1) от объема запоминаемого материала;

3) от сходства запоминаемого и интерферирующего (-> интерференция) материала;

4) от степени значимости запоминаемого материала и включенности его в деятельность субъекта, и пр. Невозможность припомнить некий материал не означает, что он совершенно забыт: забывается конкретная форма материала, но его значимое содержание качественно изменяется и включается в опыт субъекта. Согласно интерференционным теориям, забывание являет собой следствие стирания следа памяти под влиянием интерференции проактивной и ретроактивной. Согласно Р. Аткинсону, память долговременная вечна, а забывание происходит так: ключом для припоминания является выбор пробной (подсказывающей) информации, благодаря чему активизируются соответственные поисковые наборы в хранилище памяти долговременной; неадекватный же выбор пробной информации и последующее неудачное воспроизведение (поскольку задача припомнить большой объем материала порождает большие поисковые наборы) приводят к эффекту забывания. Но и эта теория уязвима, ибо не объясняет всех феноменов забывания (эффект края). В отечественной психологии перспектива создания психологической теории памяти, объясняющей феномены забывания, связана не с традиционной доктриной следов, а с представлением о памяти как действии в собственном смысле слова (-> память; запоминание).

Забывание в старости (late - life forgetting )

В обыденной психологии широко распространено мнение, что снижение мнемической функции свидетельствует о начале болезни Альцгеймера или сенильности. Ранняя диагностика, наряду с терапией и семейной поддержкой, может помочь пожилым людям со снижением памяти функционировать и справляться с задачами повседневной жизни в минимально ограничивающей обстановке.

Первой задачей специалистов здравоохранения при обследовании пациента с жалобами на ухудшение памяти является установление того, свидетельствуют ли эти симптомы о развитии деменции или они являются результатом нормального когнитивного дефицита, обусловленного процессом старения. Даже при диагностике деменции (к-рая определяется Американской психиатрической ассоциацией как потеря интеллектуальных способностей в степени, нарушающей социальное или профессиональное функционирование) важно определить, является ли она обратимой. Если причина выявлена своевременно, нек-рые формы деменции оказываются обратимыми, поскольку деменция может быть следствием широчайшего спектра заболеваний и нарушений поведения. Мюриель Лезак указывает на то, что ухудшение памяти является некой точкой отсчета, с к-рой начинается дифференциация людей на людей с нормальным забыванием и на тех, кто не гарантирован от диагноза деменции.

Для различения нормального и патологического забывания Асенат Ларю описал два типа нарушения памяти. Первонач. они были обозначены как доброкачественная и злокачественная забывчивость старения. Доброкачественная забывчивость старения характеризуется нарушениями памяти, ограниченными забыванием относительно неважных фактов при сохранении способности вспомнить их через нек-рое время. Большинство забываемого материала относится к давнему прошлому, а не к недавним событиям; индивидуум обычно осознает, что его память ухудшилась, и в состоянии компенсировать это. Этот тип забывчивости нек-рым образом напоминает стереотип рассеянного профессора. Напротив, при злокачественной старческой забывчивости наблюдается искажение воспоминаний, снижение времени удержания в памяти и затруднения в воспоминании недавних событий. Кроме этого наблюдается дезориентировка в месте, времени и собственной личности. При поверхностном рассмотрении это представляется прямым и ясным разграничением типов забывчивости. Критики такого дихотомического подхода предполагают, что доброкачественная и злокачественная забывчивость старения являются скорее не отдельными состояниями, а точками на едином континууме.

Предпринимались попытки определить изменения в памяти, связанные с нормальным старением. В 1986 г. была образована рабочая группа Национального института психиатрии, задачей к-рой была н.-и. работа в этой области и распространение полученных данных. Эта рабочая группа опубликовала диагностические критерии того, что было названо соответствующим возрасту нарушением памяти - СВНП (аде- associated memory impairment , AAMI ). Критерии СВНП предполагают наличие жалоб на нарушения памяти, осн. на ее постепенном ухудшении начиная с 50-летнего вoзраста у лиц, функционирующих на приемлемом интеллектуальном уровне (специально определяемом на основе критериев). Соответствие критериям СВНП устанавливается в тех случаях, когда обследуемые лица получают оценки, отклоняющиеся на минус одно стандартное отклонение (SD ) от среднего, установленного для молодых взрослых по тестам памяти на недавние события. Кроме того, ряд критериев исключает соответствие индивидуума категории СВНП. Это - наличие деменции, алкогольной зависимости, депрессии, нек-рых неврологических и/или др. соматических заболеваний. Прием психотропных препаратов тж исключает соответствие диагностическим критериям. Утверждалось, что диагностическая категория СВНП предназначена для характеристики лиц позднего возраста, имеющих нарушения памяти, но не страдающих от неврологических нарушений. Предполагается, что СВНП представляет собой нормальное следствие старения у лиц позднего возраста.

Ричард Блэкфорд и Асенат Ларю высказывают сомнения касательно аспектов измерения СВНП. Они считают, что в рамках СВНП должно быть две категории: соответствующее возрасту нарушение памяти (age - consistent memory impairment ) и старческая забывчивость (late - life forgetfulness ). Критерием СВНП является выполнение 75% использованных тестов памяти - результат, попадающий в интервал +1 SD от средней величины, установленной для возраста обследуемого.

Критерием старческой забывчивости является выполнение 50% или более данных тестов - результат, попадающий в интервал от 1 до 2 SD ниже среднего, установленного для такого возраста. Критерии исключения для каждой из этих субкатегорий неск. сходны с описанными выше для связанных с возрастом нарушений памяти. Все эти категории применимы к лицам в возрасте от 50 до 79 лет; лица 80 лет и старше не подлежат тестированию.

См. также Болезнь Альцгеймера, Расстройства памяти

Н. Эбелис

Забывание (forgetting )

З. - это потеря информации на любом этапе процесса запоминания или хранения данных в памяти. Уильям Джеймс высказал предположение, что в реальной жизни, за редким исключением, забывается большая часть того, что происходит. Сэр Фредерик Бартлетт указывал, что точных воспоминаний практ. не бывает.

Герман Эббингауз в работе «О памяти» (Memory ) описал 3 основных теории З.: во-первых, ранние образы маскируются и затемняются более поздними; во-вторых, сохраняющиеся образы претерпевают изменения; в-третьих, образы дробятся на части с последующей утратой отдельных компонентов вместо общего затемнения.

Для оценки объема и/или скорости З. использовались различные методы измерения научения и запоминания, В качестве меры З. Эббингауз использовал количество попыток, необходимых для доучивания забытых элементов, выраженное в процентном отношении к количеству попыток, потребовавшихся для первоначального заучивания материала. Разность между этим процентным отношением и 100% была названа скоростью забывания .З. яв-ся скорее правилом, чем исключением. Теорет. разраб. породили исслед., результаты к-рых лишь отчасти объясняют этот процесс.

См. также Память, Кратковременная память

Н. С. Андерсон

Забывание - активный процесс, заключающейся в потере доступа к запомненному ранее материалу, в невозможности воспроизвести или узнать то, что было усвоено. Забыванию подвергается прежде всего то, что не актуализируется в контексте решаемых задач. Наиболее интенсивно оно осуществляется сразу после окончания заучивания. При этом лучше всего сохраняется осмысленный и важный материала, приобретающий в процессе хранения более обобщенный и схематический характер. Второстепенные детали забываются скорее. При определенных условиях наблюдается эффект обратимости процесса забывания. Так, воссоздание внешних и внутренних условий, при которых происходило запоминание, использование особых стратегий воспроизведения - может приводить к восстановлению забытого материала.

  • - вытеснение из памяти намерений, обязанностей, целей...

    Начала современного Естествознания

  • - З. - это потеря информации на любом этапе процесса запоминания или хранения данных в памяти...

    Психологическая энциклопедия

  • - В обыденной психологии широко распространено мнение, что снижение мнемической функции свидетельствует о начале болезни Альцгеймера или сенильности. Ранняя диагностика, наряду с терапией и семейной поддержкой,...

    Психологическая энциклопедия

  • - активный процесс, заключающейся в потере доступа к запомненному ранее материалу, в невозможности воспроизвести или узнать то, что было усвоено...

    Психологический словарь

  • - - процесс, приводящий к утрате чёткости и уменьшению объёма закреплённого в памяти материала, невозможности воспроизвести, а в крайних случаях даже узнать то, что было известно из прошлого опыта...

    Педагогический терминологический словарь

  • - ЗАБЫВАНИЕ - понятие, обозначающее отдельный блок мнемической системы. На процесс 3. влияет модальность заученного материала, его осмысленность и привычность, а также цели, интересы, мотивы и знания индивида...

    Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • - психический феномен: утрата запечатленной в памяти информации...

    Большой медицинский словарь

  • - вытеснение из памяти намерений, обязанностей, целей. Является, по 3...

    Философская энциклопедия

  • - ...

    Словарь антонимов

  • - забыва́ние ср. 1. процесс действия по гл. забывать 2. Результат такого действия...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - забыв"...

    Русский орфографический словарь

  • - ...

    Формы слова

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 оставление...

    Словарь синонимов

"Забывание" в книгах

Глава II ЗАБЫВАНИЕ.

Из книги Искусство жить на сцене автора Демидов Николай Васильевич

Глава II ЗАБЫВАНИЕ. Значение забывания Так как же достичь того, чтобы повторение не нарушало естественных законов жизни, протекающей в актере? В описанном случае этюд от повторения совершенно изменился. При исполнении его во второй раз актриса, естественно, не могла

Забывание

Из книги Сжатый Хаос: введение в Магию Хаоса автора Хайн Фил

Забывание Как только ваша сигилла запущена, постарайтесь забыть первоначальное намерение, оставив все на волю «эффекта бабочки». Пожалуй, забывание - это самый сложный этап. Не так уж сложно забыть намерение, к осуществлению которого вы относитесь с определенной долей

Вспоминание, обобщение, забывание

Из книги Алгоритмы разума автора Амосов Николай Михайлович

Вспоминание, обобщение, забывание В первое время вся система моделей в серии кадров активна, и если отключить рецепторы, то можно заново их просмотреть с начала до конца, как бы повторив процесс реального изучения, повторно активируя запечатленные образы. Так человек и

2. ВСПОМИНАНИЕ – ЗАБЫВАНИЕ

Из книги Философское чтиво, или Инструкция для пользователя Вселенной автора Райтер Майкл

2. ВСПОМИНАНИЕ – ЗАБЫВАНИЕ Теория: этот процесс задействует механизм вспоминания и забывания, улучшая способность ИО делать и то, и другое по собственному желанию, частично снимая напряжения с этого механизма. Процесс выполняется с обязательным чередованием.Процесс:

ЗАБЫВАНИЕ

Из книги Психология автора Робинсон Дейв

ЗАБЫВАНИЕ Райан обшаривает всю столовую, поднимает подушки на креслах, осматривает полки. Он забывает, где оставил ключи от машины, уже третий раз за неделю! Трейси обожает ходить в кино и знает великое множество актеров; но вот она рассказывает подруге о фильме, который

Забывание

Из книги Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников автора Вачков Игорь Викторович

Забывание Почему люди забывают? Одну из причин обосновал и объяснил Зигмунд Фрейд. Он считал, что многие факты забывания связаны с особым психологическим защитным механизмом – вытеснением. Те события, которые настолько неприятны, болезненны, связаны с негативными

Фрейд и забывание

Из книги Разблокируй свою память: запомни все! автора Мюллер Станислав

Фрейд и забывание В своей работе «Психопатия обыденной жизни» Фрейд показывает связь забывания с внутренними бессознательными мотивами. Я рекомендовал бы всем интересующимся работой памяти познакомиться с этим произведением, в котором знаменитым психоаналитиком

Сохранение и забывание

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Сохранение и забывание Сохранение является сложным динамическим процессом, который совершается в условиях определенным образом организованного усвоения и включает многообразные процессы переработки материала. 105 Оборотной стороной сохранения, проявляющегося в

I ЗАБЫВАНИЕ СОБСТВЕННЫХ ИМЕН

автора Фрейд Зигмунд

I ЗАБЫВАНИЕ СОБСТВЕННЫХ ИМЕН В 1898 году я поместил в «Monatsschrift fur Psychiatrie und Neurologie» небольшую статью «К вопросу о психическом механизме забывчивости», содержание которой я здесь повторяю и рассматриваю как исходный пункт дальнейших рассуждений. В ней я подверг на примере,

II ЗАБЫВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ

Из книги Психология бессознательного автора Фрейд Зигмунд

Фрейд и забывание

Из книги Вспомни всё [Секреты суперпамяти. Книга-тренажер] автора Мюллер Станислав

Фрейд и забывание В своей работе «Психопатия обыденной жизни» 3. Фрейд показывает связь забывания с внутренними бессознательными мотивами. Я рекомендовал бы всем интересующимся работой памяти познакомиться с этим трудом, в котором знаменитым психоаналитиком подробно

Многозадачность = забывание

Из книги Почему мы ошибаемся. Ловушки мышления в действии автора Халлинан Джозеф

Многозадачность = забывание На самом деле успехи, которые, как нам кажется, мы делаем благодаря многозадачности, обычно мнимые. Дело в том, что когда мозгу приходится жонглировать сразу несколькими задачами, его работа резко замедляется. Подумайте сами, мы ровно ничего не

ЗАБЫВАНИЕ

Из книги Хасидские предания автора Бубер Мартин

ЗАБЫВАНИЕ У одного ученого мужа из Литвы, гордого своими познаниями, была дурная привычка прерывать проповеди равви Леви Ицхака из Бердичева и придираться к нему по мелочам. Цадик неоднократно приглашал его к себе домой, чтобы там обсудить все спорные моменты, но

Забывание

Из книги Самая большая иллюзия автора Ларсон Игорь Владимирович

Забывание – Последним из препятствий тибетские мудрецы считают забывчивость. Речь идет о любых ее формах. Ты можешь забыть сделать практику, не запомнить сон или упустить из виду какие-то полезные переживания. Обычно это является следствием предания чему-то важного

Забывание

Из книги Развитие памяти по методикам спецслужб автора Букин Денис С.

Забывание Забывание – одна из функций памяти, и функция очень важная. Она защищает мозг от информационных перегрузок.Во-первых, мы забываем лишнее – то, что давно не извлекалось из памяти и не использовалось. Каждый день человек воспринимает огромный объем информации, но

forgetting) Обычно обсуждается в разделах АМНЕЗИЯ и ПАРАПРАКСИЯ. Есть тенденция считать, что ere забывание обусловлено ВЫТЕСНЕНИЕМ, хотя мысль о том, что при идеальном здоровье мы должны помнить каждое переживание на протяжении всей жизни, как бы тривиально оно ни было, представляется невозможной apriori. Если, как утверждает биологическая теория, назначение запоминания - сделать прошлый опыт доступным для принятия решений в настоящем, то забывание лишь тогда является патологическим, когда касается фактов, имеющих отношение к настоящему.

ЗАБЫВАНИЕ

активный процесс, характерный постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученного материала - потерей доступа к запомненному ранее материалу, невозможностью воспроизвести или узнать то, что было усвоено. Забыванию подвергается прежде всего то, что не актуализуется в контексте решаемых задач. Особенно интенсивно оно происходит сразу после окончания заучивания. При этом лучше всего сохраняется осмысленный и важный материала, обретающий в процессе хранения более обобщенный и схематический характер. Второстепенные детали забываются скорее. При определенных условиях наблюдается эффект обратимости процесса забывания. Так, воссоздание внешних и внутренних условий, при коих происходило запоминание, и применение особых стратегий воспроизведения может приводить к восстановлению забытого материала. Забывание впервые исследовал Г. Эббинхауз (1885), установивший временную зависимость сохранения в памяти бессмысленного вербального материала. Последующие исследования показали, что темп забывания зависит:

1) от объема запоминаемого материала;

3) от сходства запоминаемого и интерферирующего (-> интерференция) материала;

4) от степени значимости запоминаемого материала и включенности его в деятельность субъекта, и пр. Невозможность припомнить некий материал не означает, что он совершенно забыт: забывается конкретная форма материала, но его значимое содержание качественно изменяется и включается в опыт субъекта. Согласно интерференционным теориям, забывание являет собой следствие стирания следа памяти под влиянием интерференции проактивной и ретроактивной. Согласно Р. Аткинсону, память долговременная вечна, а забывание происходит так: ключом для припоминания является выбор пробной (подсказывающей) информации, благодаря чему активизируются соответственные поисковые наборы в хранилище памяти долговременной; неадекватный же выбор пробной информации и последующее неудачное воспроизведение (поскольку задача припомнить большой объем материала порождает большие поисковые наборы) приводят к эффекту забывания. Но и эта теория уязвима, ибо не объясняет всех феноменов забывания (-> эффект края). В отечественной психологии перспектива создания психологической теории памяти, объясняющей феномены забывания, связана не с традиционной доктриной следов, а с представлением о памяти как действии в собственном смысле слова (-> память; запоминание).

ЗАБЫВАНИЕ

англ. forgetting) - один из процессов в системе памяти, проявляющийся в невозможности (неспособности) припомнить или узнать, либо в ошибочном припоминании и узнавании. С т. зр. концепций ассоциативного научения, физиологическая основа 3. - торможение нервных связей, т. е. следов памяти (см. Проактивное торможение, Ретроактивное торможение). Основная закономерность 3., установленная Г. Эббингаузом (1895), состоит в быстром его ходе непосредственно после заучивания и постепенном замедлении с течением времени. 3. зависит также от содержания, объема материала, его эмоциональной окраски, частоты применения и статуса применения в деятельности. 3. оказывается тем более глубоким, чем реже данный материал включается в деятельность субъекта. Включение материала в деятельность - надежное средство борьбы с 3.

Еще со времен Эббингауза выдвигалась гипотеза о том, что 3. естественный процесс постепенного угасания (англ. decay) следов памяти. Однако этому представлению противоречил ряд экспериментально установленных фактов: 1) с течением времени иногда наблюдается не снижение, а, напротив, повышение в эффективности воспроизведения следов - реминисценция; 2) наличие ошибочных воспроизведений специфического характера; 3) отрицат. влияние на процесс воспроизведения всякой побочной деятельности, отделяющей воспроизведение от запоминания. В связи с этим нем. психологи Г. Мюллер и А. Пильцеккер (1900) высказали предположение о том, что 3. - результат тормозящего влияния со стороны побочных интерферирующих воздействий, а не следствие постепенного угасания следов. Интерференция проявляется либо в потере информации под влиянием последующего поступления нового материала, либо в ошибках, вызванных конкуренцией мнемических следов. Ее действие обнаруживается как в кратковременной, так и в долговременной памяти.

По 3. Фрейду, в основе 3. лежит мотив отрицания неприятных впечатлений, стихийное стремление к отпору представлениям, могущим вызвать тягостные переживания; этот механизм вытеснения (repression) основатель психоанализа сравнивает с рефлексом бегства при болезненных раздражениях. Фрейд полагает, что подобную т. зр., усматривающую в тревожащих воспоминаниях особую склонность подвергаться мотивированному забвению, следует учитывать во многих областях, напр, при оценке показаний свидетелей на суде. В народном эпосе, по мнению Фрейда, мы также сталкиваемся с подобным мотивом - стремлением вытравить воспоминания о том, что тягостно для национального чувства. Аналогичный мотив проявляется и в 3. впечатлений детства у отдельного индивида. Концепция Фрейда имеет основания. Тот факт, что неприятные переживания вытесняются из памяти, перекликается с описанным в свое время И. П. Павловым и А. А. Ухтомским явлением запредельного торможения. Тем не менее в ряде более поздних работ, посвященных этой проблеме, не было получено однозначного результата. По мнению П. И. Зинченко, решение проблемы о связи 3. с эмоциями невозможно достичь, если изучать влияние эмоций на 3. в форме действия какой-то психической силы, оставляя в стороне изучение той деятельности, в которой и в силу которой эти чувства возникли (ее целей, задач, мотивов, конкретного содержания и результатов действий). (Т. П. Зинченко.)

Добавление: Следует подчеркнуть, что в такой сложной системе процессов, хранилищ и собственно единиц хранения, как обыкновенная человеческая память, механизмов 3. должно быть немало. Дело явно не огранивается лишь разнообразием, скажем, скоростей угасания следов в каждом из типов хранилищ. Исследования в современной когнитивной психологии поддерживают не только идею множественности хранилищ и множественности механизмов (причин и факторов) 3., но также и идею характерных для каждого из хранилищ специфических механизмов 3. Напр., в сенсорном регистре потеря информации обязана, прежде всего, быстрому угасанию следа; в долговременной памяти действуют механизмы вытеснения, интерференционного торможения и утраты ключей, или признаков, необходимых для поиска (и доступа к) нужной информации; в кратковременной памяти в дополнение к угасанию важную роль играет фактор переполнения и вытеснения старых элементов новыми. (Б. М.)

Забывание

forgetting) З. - это потеря информации на любом этапе процесса запоминания или хранения данных в памяти. Уильям Джеймс высказал предположение, что в реальной жизни, за редким исключением, забывается большая часть того, что происходит. Сэр Фредерик Бартлетт указывал, что точных воспоминаний практ. не бывает. Герман Эббингауз в работе "О памяти" (Memory) описал 3 основных теории З.: во-первых, ранние образы маскируются и затемняются более поздними; во-вторых, сохраняющиеся образы претерпевают изменения; в-третьих, образы дробятся на части с последующей утратой отдельных компонентов вместо общего затемнения. Для оценки объема и/или скорости З. использовались различные методы измерения научения и запоминания, В качестве меры З. Эббингауз использовал количество попыток, необходимых для доучивания забытых элементов, выраженное в процентном отношении к количеству попыток, потребовавшихся для первоначального заучивания материала. Разность между этим процентным отношением и 100% была названа скоростью забывания. З. яв-ся скорее правилом, чем исключением. Теорет. разраб. породили исслед., результаты к-рых лишь отчасти объясняют этот процесс. См. также Память, Кратковременная память Н. С. Андерсон

Забывание

Одна из общих идей психологии: утрата способности вспомнить или опознать ранее усвоенную информацию. Феномен забывания можно разделить на две широкие категории - полное забывание, когда информация фактически утрачивается, и забывание, зависящее от внешних стимулов, при котором фрагменты информации сохраняются в долговременной памяти, но остаются недоступными при попытках вспомнить ее. Вот некоторые главные объяснения феномена забывания: Помехи: воспоминания искажаются либо в результате предыдущих событий (проактивная интерференция), либо в результате последующих событий (ретроактивная интерференция). 1. Вытеснение: этот вид забывания обычно связан с мотивацией - люди неосознанно вытесняют мучительные или неосознанные воспоминания. 2. Ошибки воспроизведения: в более современных объяснениях феномена забывания подчеркивается важность различных стимулов в процессах забывания и воспоминания. Эти стимулы могут быть внутренними (например, психологическое или физиологическое состояние - стресс, алкогольное опьянение и т. д.) или контекстуальными (аспекты обстановки). Мы с большей вероятностью вспоминаем информацию, если восстанавливаем ее в том же состоянии и контексте, в каком она была получена первоначально. Это соображение крайне важно при выработке навыков обучения.

Забывание

Специфика. Невозможность воспроизвести или узнать то, что было усвоено. Заключается в прерывании доступа к запомненному ранее материалу. Забыванию подвергается прежде всего то, что не актуализируется в контексте решаемых задач. Наиболее интенсивно оно осуществляется сразу после окончания заучивания. При этом лучше всего сохраняется осмысленный и важный материала, приобретающий в процессе хранения более обобщенный и схематический характер, второстепенные детали забываются скорее. При определенных условиях наблюдается эффект обратимости процесса забывания. Так, воссоздание внешних и внутренних условий, при которых происходило запоминание, использование особых стратегий воспроизведения может приводить к восстановлению забытого материала.

ЗАБЫВАНИЕ

1. Широкое значение: потеря способности вспоминать, узнавать или воспроизводить то, что было ранее усвоено. Это определение довольно прямое и отражает общее значение термина. Однако использование его в психологии имеет тенденцию обрастать различными нюансами, которые образуются из конкретных теоретических определений характера процессов, лежащих в основе забывания. В частности: 2. В традиционных подходах к научению забывание рассматривается как ослабление ассоциативной связи. Это, как предполагается, вызывается или неподкреплением или действием различныхтормозящих или интерференционных процессов. См. здесь, например, торможение, проективная интерференция, ретроактивная интерференция. 3. В психоаналитической теории забывание рассматривается как результат вытеснения. То есть считается, что воспоминания не утрачиваются, но, скорее, становятся труднодоступными для извлечения из памяти в результате действия защитных механизмов. 4. В Гештальт-теории восприятие и научение считаются основывающимися на организации связных целостных структур, забывание рассматривается как результат нарушения структурированной памяти или интерференции. Материал утрачивается или потому, что закодированная структура не восстанавливается, или потому, что она так сильно "изменена" реорганизацией, что больше не распознается как оригинал. 5. В современном когнитивном подходе утверждается существование трех типов памяти, каждый из которых имеет определенный гипотетический механизм забывания: (а) сенсорно-информационная память – очень непродолжительная, информация утрачивается в результате быстрых процессов нервного распада: (б) кратковременная память – система с ограниченным объемом, в которой материал сохраняется в результате повторения и утрачивается в результате распада следов, если повторение затруднено. В обоих этих типах забытый материал считается "ушедшим безвозвратно"; (с) долговременная память – теоретически неограниченная система памяти, содержащая все относительно хорошо закодированные и систематизированные знания. Когда информация "утрачивается" из этой памяти, обычно участвует механизм интерференции; забывание материала из долговременной памяти рассматривается, как неспособность отыскать этот материал в памяти. См. память и связанные с ней статьи.

ЗАБЫВАНИЕ

нарушение одной из психических функций, связанной со способностью человека к припоминанию, воспроизведению ранее известного.

С самого начала возникновения психоанализа проблема забывания была в центре исследовательской и терапевтической деятельности З. Фрейда. Уже на подступах к психоанализу, когда он использовал катартиче-ский метод лечения истерии, перед ним стоял вопрос о разработке технических приемов, способствующих воспоминанию пациентами того, что было ими забыто. В совместно с Й. Брейером написанной работе «Исследования истерии» (1895) З. Фрейд высказал мысль о том, что у больных имеются такие забытые представления, которые вытеснены из сознания и из воспоминания. «Незнание» истериков было, по его мнению, «сознательным нежеланием знать», и задача терапевта состояла в том, чтобы с помощью психической работы преодолеть это нежелание пациента и добиться воспоминания им забытого.

Два года спустя после введения З. Фрейдом в обиход термина «психоанализ» им была опубликована статья «О психическом механизме забывания» (1898), в которой была предпринята попытка психологического объяснения распространенного явления – временного забывания собственных имен. Поводом для исследования данного явления стал собственный опыт З. Фрейда, когда, обладая прекрасной памятью и способностью дословно воспроизводить ранее почерпнутую из различных источников информацию, он неожиданно для себя столкнулся с тем, что однажды, несмотря на все свои старания, никак не мог вспомнить фамилию известного ему итальянского художника Синьорелли, хотя у него и было зрительное воспоминание о расписанных им фресках в соборе города Орвието. Попытка психологического объяснения столь странного для него забывания привела к осуществлению масштабного исследования различных ошибочных действий, что нашло свое отражение в его работе «Психопатология обыденной жизни» (1901).

З. Фрейда заинтересовало то обстоятельство, что наряду с забыванием фамилии итальянского художника у него наблюдалось неверное припоминание, когда вместе Синьорелли ему в голову упрямо приходили замещающие фамилии Боттичелли и Больтраффио. Подобная странность, связанная с забыванием и неверным припоминанием, вызвала у него исследовательский интерес к выявлению того, как, почему, благодаря каким влияниям и путем каких ассоциаций воспроизведение фамилии художника претерпело определенного рода смещение. В результате осуществленного анализа он пришел к таким выводам: сопровождающееся неверным припоминанием забывание не является актом психического произвола, а совершается в рамках закономерного протекания психических процессов, поддающихся научному объяснению; забывание и неверное припоминание – это психические акты, мотивированные вытеснением из сознания неприятных воспоминаний; за неспособностью вспомнить ранее известное стоит нежелание помнить об этом; если возникают замещающие представления (неправильное припоминание), то они выступают в качестве своеобразного компромисса, свидетельствующего о том, что намерение позабыть нечто «не увенчалось ни полным успехом, ни полным неуспехом».

В работе «Психопатология обыденной жизни» З. Фрейд подвергнул анализу многочисленные примеры забывания имен, иностранных слов, словосочетаний. На основе анализа ему удалось установить, что одним из механизмов забывания является нарушение хода мысли силою внутреннего протеста, исходящего из чего-то вытесненного. Забытое или искаженное слово (словосочетание) «соединяется ассоциативным путем с известным бессознательным представлением, от которого и исходит действие, выраженное в форме забывания».

При рассмотрении явления забывания З. Фрейд обратил внимание на инфантильную амнезию, то есть утрату воспоминаний человека о первых годах его жизни. Казалось бы, уже в раннем детстве ребенок достигает такого высокого уровня развития памяти, в результате которого он должен был бы сохранять в памяти на долгие годы особенно важные душевные события своей жизни. С помощью психоанализа удалось установить, что забытые переживания детства не только не исчезают бесследно, но, напротив, оказывают существенное влияние на последующую жизнь человека. И тем не менее именно наиболее значимые события детства забываются человеком. В ранних воспоминаниях детства нередко сохраняются безразличные, второстепенные детали, в то время как важные впечатления того времени часто не оставляют в памяти взрослых никакого следа. Размышляя над подобным обстоятельством, З. Фрейд предположил, что возможно «именно забывание детских переживаний и дает нам ключ к пониманию тех амнезий, которые, как показывают новейшие данные, лежат в основе образования всех невротических симптомов».

Изучение сновидений и невротических заболеваний показало, что в памяти человека может всплывать то, что считалось давно позабытым. Это делало забывание более таинственным феноменом, чем можно было предположить, исходя из рассмотрения забывания имен, слов, словосочетаний. Поэтому, стремясь дать психоаналитическую разгадку забывания как такового, З. Фрейд обратился к анализу забывания того, что знаешь (забывание впечатлений и переживаний) и неисполнения чего-то (забывание намерений). В результате осуществленного на конкретных примерах анализа этих видов забывания он пришел к мысли, что во всех случаях в основе забывания лежит связанный с неудовлетворением мотив неохоты, нежелания. Дальнейший анализ этого феномена привел к выдвижению им следующих положений: склонность к забыванию неприятного имеет всеобщий характер, несмотря на то, что не все имеют одинаковую способность к этому; многое забывается по причинам, лежащим в нем самом; забывание чего-нибудь никогда не бывает случайным; забывание связано со стремлением человека к защите от представлений, способных вызвать у него ощущение неудовольствия; намерения забываются тогда, когда против них восстают «темные» мотивы (жадность, обида, пренебрежение к другим людям и другие) и когда имеет место столкновение условного долга с внутренней оценкой, в которой человек не признается сам себе.

Психоаналитическое исследование различных случаев забывания позволило З. Фрейду сделать общий вывод, согласно которому приводящее к забыванию нарушение психической функции является мотивированным, обусловленным скрытыми от сознания мотивами. Психоанализ прокладывает путь к познанию бессознательной мотивировки забывания и тем самым дает возможность понимания того, почему и в силу каких причин произошло забывание. При этом не следует, как считал З. Фрейд, упускать из виду, что «не все то забыто, что мы считает забытым».

Исходя из такого рассмотрения забытого, задачей используемой при лечении невротических заболеваний психоаналитической терапии является устранение амнезии пациента. Словом, задача психоаналитической терапии состоит в восполнении пробелов в воспоминаниях пациента, возвращении в сознание забытых им переживаний с целью последующего сознательного разрешения тех внутрипсихических конфликтов, предшествующее бессознательное разрешение которых достигалось путем вытеснения, забывания неприятного, этически неприемлемого и социально неодобряемого, что в конечном счете и предопределило «бегство в болезнь».