Профессия Тьютор. Программы подготовки

Август 5, 2018

В этой статье мы обсудим различные варианты образовательного движения тьютора, постараемся ответить на вопрос: «каким должно быть тьюторское образование?». Отдельное внимание уделим тому, где в нашей стране человек может пройти обучение, какие курсы тьюторов существуют, опишем важные критерии выбора тех или иных образовательных программ и поговорим о том, какой должна быть квалификация тьютора.

Квалификация тьютора

Давайте обратимся к профессиональному стандарту специалиста в области воспитания (обобщённая трудовая функция – тьюторское сопровождение). Данный стандарт говорит нам о то, что для осуществления деятельности в качестве тьютора, для начала, необходимо получить высшее образование (бакалавриат) в области педагогики, психологии или тьюторского сопровождения. Также, среди возможных путей получения тьюторской квалификации существует и профессиональная переподготовка в области педагогики, психологии и тьюторского сопровождения.

Если вы планируете связать свою жизнь с профессией тьютора, то рекомендовано получение высшего педагогического образования и педагогический стаж 2 года или получение высшего образования по профилю «Тьютор».

Подробнее о том, кто такой тьютор и в чём заключаются его основные функции, я писала в этой , а о том, востребован ли тьютор и какова заработная плата специалиста — вот в этой .

Высшее образование

В этой части статьи опишем несколько вариантов ВУЗов, которые предлагают образовательные программы для будущих тьюторов (бакалавриат и магистратура). Напомним, бакалавриат является первым уровнем высшего образования. Нормативный срок по очной форме обучения для получения степени «бакалавр» составляет четыре года. После этого выпускник может продолжить обучение в магистратуре или начать профессиональную деятельность. Магистратура – второй уровень высшего образования. Нормативный срок по очной форме обучения для получения степени «магистр» составляет два года на базе бакалавриата.

Возможность освоения программы бакалавриат по профилю «тьютор» ВУЗами России представлена пока не так широко. На данный момент такая программа существует в Сибирском федеральном университете в городе Красноярска. Подготовка ведется по очной и заочной (на базе СПО по педагогике) форме обучения. В Российском государственном педагогическом университете им. Герцена для бакалавров есть программа «Психолого-педагогическое сопровождение семьи», которая является базой для дальнейшей подготовки тьюторов в магистратуре. Также, опыт внедрения в университеты программ тьюторского бакалавриата существует в Якутии. Программа специализируется на специфике деятельности в кочевой школе и направлена на обучение тьюторов для дальнейшей работы в условиях Севера.

Стоит отметить, что в основном получить именно тьюторское образование возможно при освоении магистерских программ. Такие программы на данный момент реализуются в Московском городском педагогическом университете по профилю «Тьюторство в сфере образования» (очно), «Психолог-гувернер» (заочно), «Тьюторское сопровождение детей младшего возраста» (очно-заочно). В Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете реализуется магистерская программа по профилю «Тьютор по профессиональному развитию педагога», которая направлена на подготовку тьюторов, работающих с субъектами образования и системой образовательного учреждения в целом. Также, возможно освоение магистерской программы в Дальневосточном федеральном университете по профилю «Тьюторское сопровождение в образовании». Поступление происходит на базе портфолио. В Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогическом университете реализуются 2 магистерских программы подготовки тьюторов (заочно): «Тьюторство в образовании» и «Тьютор по здоровьесбережению».

Профессиональная переподготовка

Тьюторское обучение также можно пройти по программам профессиональной переподготовки. Ниже предлагаем несколько организаций, предлагающих подобные программы (тьютор переподготовка).

Архангельский областной институт открытого образования – осуществляет переподготовку «Тьюторство в образовании». Переподготовка осуществляется в 3 сессии. Первая — заочно, вторая и третья – очно.

Московский городской педагогический университет реализует программы профессиональной переподготовки с присвоением квалификации «Тьютор» по направлениям: «Тьюторство в сфере образования», «Тьюторское сопровождение лиц с ОВЗ».

Томский государственный университет — «Тьюторская деятельность в сфере образования», программа рассчитана на 360 часов.

Красноярский государственный педагогический университет – реализует программу переподготовки «Тьютор», рассчитанную на 252 или 504 часа.

Помимо этого, существует возможность дистанционной переподготовки. Это курс профессиональной переподготовки «Тьюторское сопровождение в образовании», рассчитанный на 256 часов. Более подробную информацию о программе можно найти на сайте Межрегиональной тьюторской ассоциации (https://thetutor.ru/).

Волгоградская гуманитарная академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы предлагает пройти курсы для тьюторов: «Тьюторское сопровождение обучающихся с присвоением квалификации «Тьютор» (340ч)

Курсы тьюторов

Курсами повышения квалификации могут воспользоваться только те, кто уже имеет высшее образование. В основном, курсы тьюторов реализуются дистанционно.

Образовательный центр «Каменный город» предлагает курс «Тьюторство в образовательной организации», рассчитанный на 36 или 72 часа, по итогу выдаётся удостоверение.

Международная школа практической педагогики дистанционно проводит курсы по направлениям «Тьюторские компетенции педагога и родителя в инклюзивном образовании», «Основные направления тьюторского сопровождения в общеобразовательных организациях», «Индивидуализация и тьюторское сопровождение в общем образовании». Материалы курса предоставляются в записи, и вы получаете возможность осваивать курс в своем темпе. По итогу выдается сертификат.

Московский городской педагогический университет реализует курсы в очно-заочной форме с применением дистанционных форм по направлениям: «Технологическая школа тьюторства: инструменты реализации принципа индивидуализации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС», «Тьюторское сопровождение одаренных детей», «Индивидуализация и тьюторство в дошкольном образовании в условиях реализации ФГОС».

Вебинары и другие профессиональные события для тьюторов

Среди ярких образовательных событий для тьюторов можно выделить Летний Университет тьюторства. Каждый год это событие собирает специалистов в области образования. Здесь происходит обмен опытом, мастер-классы и углубленное обсуждение определенной темы. Каждый год данное событие происходит в разных местах страны, и обсуждаются разные направления в области тьюторства. Данное образовательное событие подойдет для тьюторов, педагогов, родителей, студентов педагогических специальностей, администраторов образования.

Еще одним важным мероприятием является тьюторская конференция. Это большое событие для тьюторского сообщества. В конференции принимают участие профессионалы в области образования, которые представляют свои доклады и дискуссируют по определенной теме конференции. Традиционно конференция проводится в конце октября в Москве.

Не менее важными ресурсами для тьютора являются вебинары, которые проводят специалисты в области педагогики индивидуализации и тьюторства. Например, достаточно часто они проводятся Международной школой практической педагогики (Мария Чередилина) http://worldtutors.ru/vebinary

Общие критерии выбора программ обучения

А в заключительный раздел мы собрали основные критерии, которые, на наш взгляд, должны быть основопологающими при выборе программы обучения для тьюторов:

  • Образовательная программа должна отражать принцип индивидуализации и вариативности. Это значит, что в программе вы должны иметь возможность выбирать, выстраивать свой маршрут её освоения. Для этого в курсе должны быть различные модули, возможно, варианты аттестации и оценки, выбор которых осуществляется на основе ваших личных запросов.
  • Программа должна иметь, так называемые, продуктные формы, т.е. предлагать участникам возможность разработать проект (например, тьюторский или проект профессионального развития).
  • Преобладание практических, интерактивных форм обучения. Поскольку напрямую быстрый перенос теоретических принципов и схем в свою практику скорее невозможен, требуется практика. Важно, чтобы в обучающей программе были практические задания, лаборатории, анализ кейсов и т.д.

Несмотря на то, что профессия тьютор тесно связана с профессией педагога и имеет схожие черты, она имеет отличия как по форме, так и по методам работы. Предлагаем вам поближе познакомиться с этой профессией.

Для полного усвоения обучающего материала некоторым детям недостаточно одних уроков в школе, а точнее внимания со стороны школьного учителя. Безусловно, педагоги должны следить за тем, чтобы каждый ребенок понял то, о чем говорит учитель. Но не всегда получается это сделать, поскольку каждый школьник воспринимает информацию по-своему.

Что делать, если какой-то предмет дается ребенку сложнее другого, или ему нужно больше времени, чтобы разобраться в теме, а отведенных школьной программой часов не хватает для этого? Именно в такой ситуации необходима помощь тьютора, который сопровождает и поддерживает ребенка на протяжении всего периода обучения, помогая ему восполнить пробелы в знаниях.

Несмотря на то, что эта профессия тесно связана с профессией педагога и имеет схожие черты, она имеет отличия как по форме, так и по методам работы. Предлагаем вам поближе познакомиться с этой профессией.

Кто такой тьютор?


Педагог, наставник, путеводитель и личный вдохновитель. Этот человек охватывает все аспекты образования ребенка. Он не просто дает знания, он понимает, что нужно ученику, с учетом его слабых и сильных сторон, выявляет склонности и интересы, а также помогает развить способности школьника. Тьютор работает, как с детьми дошкольного возраста, так и со студентами высших учебных заведений. То есть, в сферу его деятельности входят все, кому необходима индивидуальное обучение.

Название профессии произошло от латинского tutor (защитник, опекун). Тьюторство возникло еще в средние века. Многие, хоть раз в жизни, слышали о "бродячих студентах" Средневековья, но не все знают об особенностях обучения в те времена. В тот период для людей была очень важна свобода. Студенты были вольны заниматься тем, что им больше приходилось по нраву, и имели право самостоятельно выбирать дисциплины, которые они хотели посещать, и преимущественно занимались самообразованием. В этой ситуации им был очень необходим наставник, способный определить действительно важные для них предметы. Тьютор сопровождал их весь период обучения от начала и до конца, был посредником между профессорами и студентами. С годами профессия закрепилась в западной системе образования и приобрела более четкие границы.

В России профессия возникла недавно и многим больше известна под другим названием - репетитор . Ее распространение связано с увеличением технологических возможностей, преобразования образовательной сферы, изменением методик обучения, вызванных меняющимися условиями жизни.

Среди обязанностей тьютора можно выделить:

  • разработку индивидуальных методик обучения с использованием современных ресурсов;
  • выявление, формирование и развитие способностей ученика;
  • организация индивидуального процесса обучения;
  • подготовка обучающегося к экзаменам, поступлению в учебное заведение и его сопровождение на протяжении всего периода учебы;
  • оценка индивидуальных достижений подопечного;
  • планирование учебного плана при взаимодействии с преподавателями учебных заведений.

Очень важную роль тьютор выполняет на работе в специальных инклюзивных школах. Дети с ограниченными возможностями не могут вливаться в общество так же легко, как и обычные школьники, поэтому им нужно особое внимание и поддержка. Для работы с такими ребятами персональному учителю нужно гораздо больше знаний, а также на него возлагается и больше обязанностей в соответствии с потребностями подопечного. В этом случае они работают по другим методикам и помогают детям не только усвоить программу обучения, но адаптироваться в коллективе. Однако это совсем не значит, что наставник выполняет всю работу вместо ребенка. Его задача заключается в оказании помощи в некоторых сложных вопросах, а главное он должен научить его быть самостоятельным.

Широкое распространение сегодня получило и дистанционное образование, в котором также требуется помощь тьюторов. Интернет-обучение использует другие методики и предполагает удаленный контакт с учителем, поэтому его обязанности несколько отличаются от очной работы.

Какими личностными качествами должен обладать тьютор?


Чтобы стать тьютором, нужно обладать многими важными качествами, но основополагающим является любовь к детям. Она позволяет человеку преодолеть все препятствия на пути к пониманию, наладить контакт с учеником и выявить его индивидуальные способности. Ребенок, чувствующий неприязнь по отношению к нему, никогда не будет прислушиваться к взрослому и видеть в нем авторитет, поэтому искренность и доброта выходят на первое место в этой работе.

Высокий уровень ответственности, дисциплинированность и психологическая устойчивость должны сопровождать каждое действие наставника . Тьютор должен найти золотую середину между предоставлением ученику самостоятельности и контролем за его действиями. Он направляет, подталкивает ребенка на каждом этапе обучения, но при этом внимательно следит за его поступками и с особой тактичностью корректирует ошибки.

Для того чтобы процесс обучения проходил слаженно и эффективно, специалисту нужно иметь организаторские способности, быть коммуникативным и обладать ораторскими способностями. Все это поможет преподнести материал и сделать урок интересным и увлекательным, что очень важно для восприятия и освоения новых знаний.

К другим качествам, которые пригодятся тьютору в работе можно отнести:

  • активность;
  • оптимистичность;
  • решительность;
  • высокий уровень культуры;
  • склонность к анализу;
  • практичность;
  • рассудительность;
  • спокойствие;
  • творческие способности;
  • развитая интуиция.

Преимущества профессии тьютор

Персональный педагог может реализовать себя, работая как индивидуально, так и в различных специальных учебных заведениях с группами детей. В случаях с индивидуальным форматом занятий снижается эмоциональное напряжение, ведь взаимодействие с одним ребенком не требует распределения энергии на целую группу.

Сегодня в образовательной сфере увеличивается востребованность профессии и, соответственно, спрос на специалистов растет. Кроме того, данная специальность находится в списке профессий будущего , поэтому тьютору не нужно переживать относительно занятости как сейчас, так и в будущем.

К тому же, уровень заработной платы повышает интерес к профессии со стороны специалистов. В зависимости от квалификации средний оклад тьютора в Москве колеблется в пределах 35-100 тысяч рублей, а по России наставники получают от 8 до 33 тысяч. Проведение индивидуальных занятий также приносит хороший доход: от 500 до 1000 рублей в час. Плюс такие уроки не ограничивают по времени и позволяют самостоятельно устанавливать график работы.

Если специалисту нравится его работа, он будет получать большое моральное удовольствие от общения с детьми и возможности открыть перед ними мир знаний, расширить кругозор.

Имея достаточно опыта и знаний, можно заняться индивидуальным предпринимательством и открыть собственную школу или учебный центр.


Недостатки профессии тьютор

Несмотря на то, что работа с детьми приносит удовольствие, работа куратора учебного процесса предполагает больше обязанностей, чем простое общение с подопечными. Много времени уходит на подготовку к занятиям, которая требует постоянно поиска материалов, длительного пребывания в сидячем положении, напряжения зрения. Если не подойти к вопросу правильно, это может негативно отразиться на здоровье.

Еще одним негативным фактором является постоянное эмоциональное напряжение, которое часто является причиной стрессов. Постоянное давление со стороны родителей, воспитанников и руководства может вызвать депрессию и расстройства.

Индивидуальные занятия имеют не только плюсы, но и минусы. Так, тьютору для достижения определенного уровня дохода нужно постоянно рекламировать свои услуги и искать учеников, поскольку при обучении 1-2 детей у него хоть и останется много свободного времени, но уровень зарплаты будет низким.

Где можно получить профессию тьютор?

В отличие от западных ВУЗов, которые уже давно включили эту специальность в свои программы обучения, российские университеты начали готовить тьюторов относительно недавно. Но популярность профессии набирает обороты, и уже в скором времени планируется увеличение количества учебных заведений, осуществляющих подготовку этих специалистов.

.

Курсы повышения квалификации «Тьюторское сопровождение в образовании. Дистанционный курс профессиональной переподготовки (256 ч.)»

Образование, коучинг, открытая

О программе:

Курс предназначен для тех, кто хочет стать профессиональным тьютором в сфере ООО и СПО. С 2008 года должность «Тьютор» закреплена рядом Федеральных нормативно-правовых актов в перечне должностей педагогических работников. Появление должности тьютора можно сопоставить с началом нового этапа развития и пересмотра принципов всей системы образования.

В российской системе образования профессия «тьютор» активно развивается и набирает обороты. Сейчас тьютор рассматривается как автономная самостоятельная профессия.

Основные принципы, лежащие в основе деятельности тьютора: индивидуализация, непрерывность, открытость, гибкость определяют все большую востребованность тьюторов в современной школе. По стране наблюдается непрерывно возрастающий интерес к профессии тьютор. Многие педагоги стремятся освоить и научиться грамотно применять в на практике основные идеи и принципы профессии настоящего и будущего — тьютора.

Вы хотите:

  • стать тьютором и не знаете с чего начать?
  • являясь действующим педагогом, освоить новый вид педагогической деятельности?
  • научиться грамотно выполнять педагогическое проектирование образовательной среды?
  • освоить функции, методы и формы тьюторской деятельности?
  • научиться основам тьюторского сопровождения в инклюзивном образовании?

    Тогда запишитесь и пройдите обучение по программе профессиональной переподготовки, разработанной ведущими экспертами России в области тьюторства:

    Тьюторское сопровождение в образовании.
    Дистанционный курс профессиональной переподготовки (256 ч.)

    Для кого?

    Курс предназначен для всех, кто, имеет высшее или среднее специальное образование по направлению «Образование и педагогика» и желает освоить новую профессию — тьютор в образовании.

    Для чего?

    Цель курса сформировать у слушателей необходимые знания, умения и практический опыт, необходимые для ведения нового вида педагогической деятельности.

    Формируемые профессиональные компетенции:

  • Рефлексивная оценка собственного образовательного и профессионального опыта, планирование профессионального развития.
  • Грамотное выполнение педагогического проектирования вариативной, открытой, избыточной образовательной среды.
  • Грамотное выполнение группового и индивидуального педагогического сопровождения проектирования и реализации обучающимися индивидуальных образовательных программ с учетом контингента обучающихся, заданного масштаба программы, условий ближайшего окружения.
  • Обеспечение взаимодействия субъектов социокультурной среды для реализации обучающимися индивидуальных образовательных программ.

    В подготовке материалов программы приняли участие ведущие эксперты России в области тьюторства:

    Ковалева Татьяна Михайловна, д.пед.н., заведующая кафедрой индивидуализации и тьюторства МПГУ, руководитель первой в России магистерской программы по направлению «Тьюторство в образовании», президент МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация» (МОО «МТА»), г. Москва;

    Чередилина Мария Юрьевна, к.пед.н., доцент кафедры индивидуализации и тьюторства МПГУ, член правления МОО «МТА», координатор разработки профессионального стандарта по тьюторскому сопровождению, г. Москва;

    Карпенкова И.В., к.соц.н., психолог, "Наш Солнечный Мир", г. Москва

    Суханова Е.А., к.пед.н., доц., зам. директора НОЦ «Институт инноваций в образовании» ТГУ, г.Томск

    Программа курса состоит из 2 модулей, 7 лекций и выпускной аттестационной работы.

    Модуль 1. Общепрофессиональные дисциплины
    Лекция № 1. Педагогика открытого образования
    Лекция № 2. Современные педагогические профессии и компетенции

    Модуль 2. Специальные дисциплины
    Лекция № 3. Исторические и теоретические основы тьюторского сопровождения
    Лекция № 4. Тьюторское сопровождение в общем образовании
    Лекция № 5. Тьюторское сопровождение в профессиональном образовании
    Лекция № 6. Тьюторское сопровождение в инклюзивном образовании
    Лекция № 7. Тьюторский проект

    Выпускная аттестационная работа

    С подробной программой курса Вы можете ознакомиться в разделе Программа.
    Лицензия на образовательную деятельность серия 78ЛО2 №0000227, рег.№1314 от 02.03.2015г.

    Преимущества обучения на нашем курсе:

  • Дистанционная форма — Вы можете подстроить обучение под Ваш личный график и не нести расходы на командировку.
  • Все лекции и материалы от лучших экспертов — всегда у Вас под рукой!
  • Во время обучения и в течение двух недель после окончания Вы можете задавать вопросы экспертам курса!
  • Вы получите образцы и готовые шаблоны основных документов!

    Важно!

    По итогам обучения и выполнения тьюторского проекта слушатели получают Диплом о профессиональной переподготовке лицензированного Учебного Центра Форум Медиа по программе «Тьютор в образовании» (256 ч.).
    В приложениях — подборка нормативных актов, рекомендации, образцы и шаблоны документов.

    Порядок обучения

    Обучение проходит дистанционно и состоит из лекций в формате PDF. Лекции высылаются на электронный адрес, указанный в заявке. К каждой лекции прилагаются вопросы для самопроверки, ответы на которые слушатели получают со следующей лекцией. По итогам обучения слушатели выполняют индивидуальный тьюторский проект. Без успешного выполнения тьюторского проекта получение документа об образовании невозможно.

    Во время обучения слушатели имеют возможность задавать эксперту вопросы по материалам лекций и ситуациям из своей практики.

    Бланк заявки на обучение, который Вы нам присылаете, является одновременно и заявкой, и гарантийным письмом. Нужно только поставить на нем подпись ответственного лица и печать организации. Прислав такую заявку, Вы сможете пройти обучение еще до оплаты курса. Курс лекций будет отправляться по графику, указанному в бланке.

    Предлагаем Вам уникальную возможность получить знания по интересующему Вас курсу без срочной предоплаты.

    Учитесь сейчас - платите позже!

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

    В соответствии с требованиями закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», для зачисления в группу, обучающуюся по курсу профессиональной переподготовки по программе дополнительного профессионального образования «Тьютор в образовании» ОБЯЗАТЕЛЬНО наличие среднего профессионального, либо высшего образования по направлению «Образование и педагогика», подтвержденного соответствующим дипломом. Вы должны представить нам копию (скан) вашего диплома о высшем или среднем профессиональном образовании по соответствующему направлению. Если такового диплома у вас нет, то по окончании обучения вы получите сертификат (справку) о прохождении курса.

    Продолжительность: 48 дней | 256 часов

    Даты проведения: (не указано)

    Стоимость: 22420 руб. (с человека)

  • Программа профессиональной переподготовки разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта и включает изучение широкого спектра специальных дисциплин, и направлена на получение компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности в связи с приобретением новой квалификации. Уважаемые слушатели! Вашему вниманию представлен курс профессиональной переподготовки «Тьюторское сопровождение в образовательных организациях». Тьютор – новая профессия для российского образования. Тем не менее, в настоящий момент услуги тьютора достаточно востребованы в связи с внедрением ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и вступлением в силу профессионального стандарта «Специалист в области воспитания», где одной из общих трудовых функций является «Тьюторское сопровождение обучающихся». Сопровождение тьютора предполагает выявление и «продвижение» интереса тьюторанта (сопровождаемого) по трём векторам: социальному, культурно-предметному и антропологическому, – раскрывающим дополнительные ресурсы для реализации индивидуального образовательного маршрута конкретного обучающегося.

    ЦЕЛЬ

    Сформировать практические навыки педагогического сопровождения реализации обучающимися, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, (проектов), организации доступной образовательной среды в дошкольных учреждениях в образовательных школах, как специальных, так и общих, осуществляющих инклюзивный подход.

    НАПРАВЛЕНИЕ

    Образование и педагогика.

    ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

    Заочная с использованием дистанционных образовательных технологий. Информация о форме обучения в диплом не вносится.

    ОЦЕНКА КАЧЕСТВА

    Промежуточная аттестация в форме зачетов и практических работ; обязательная итоговая аттестация

    СТАЖИРОВКА

    Предусмотрена.

    ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ

    Итоговая аттестация включает в себя только итоговый экзамен. Итоговая аттестация осуществляется в дистанционном режиме. Это означает, что слушателю будет предложен билет, на который необходимо будет ответить за определенный промежуток времени.