Путешествие по буквам. Урок «Путешествие в страну букв

Класс: 1

Цель:

  • обобщение и систематизация знаний учащихся о пройденных буквах (а, о, у, ы, и, б, в, д, к, л, м, н, п, р, т, ш)
  • развитие фонематического слуха, речи, мышления,
  • развитие навыков совместной деятельности.

Оборудование:

  • картинки с изображением двух человечков (Тим и Том),
  • картинки для звукового анализа, ребусы,
  • картинки с деформированными буквами,
  • картинки для составления слов из первых букв,
  • кроссворд.

Время проведения: 1 урок.

Ход урока

I. Учитель: Наш сегодня с вами урок будет необычным. Вместе с Тимом и Томом мы отправимся в увлекательное путешествие в страну букв и слов. Давайте вспомним, кто такие Тим и Том?

Ученики: Тим любит слова, которые начинаются с мягкого согласного звука, Том - с твёрдого согласного звука.

Учитель. А поможет нам путешествовать веселый паровозик, который быстро доставит нас от одной станции к другой. Займите свои места в вагоне. Будьте осторожны наш поезд отправляется.

Чух-чух-чух,
Мчится поезд во весь дух.
Паровоз пыхтит:
Тороплюсь, – гудит, –

II. Учитель: Вот мы и добрались до первой станции. Кто прочитает, как называется эта станция? “Звучащая”.

ЗВУЧАЩАЯ

На этой станции живут звуки. Их так много, поэтому здесь всегда шумно и весело. Подбежали к Тиму и Тому слова и запросились: “Возьмите нас собой”. Давайте поможем Тиму и Тому разобраться, какие слова поедут с Томом, а какие с Тимом?

Посмотрите на первую картинку. Кто на ней изображен? (кот). Кто возьмет с собой это слово? Почему?

Ученики: Это слово возьмёт Том, потому что звук [к] – твёрдый.

Самостоятельная работа:

Слова для анализа первого звука: "лыжи, лиса, ножницы, нитки, тигр, топор, кисти, корова, лук, лимон, роза, редиска, мышка, медведь, хомяк, собака, сито, паук, пингвин".

Учитель: Заспорили Тим и Том. Кто возьмёт с собой слово "Шишка"? Тим говорит: "Это слово моё. После согласного идет гласный звук [и] – он показатель мягкости согласного." Прав ли Тим?

Ученики: Нет, не прав. Звук [ш] всегда твёрдый. Чтобы два раза не показывать твёрдость этого звука появилось правило: ЖИ - ШИ пиши с буквой И. Поэтому это слово возьмёт с собой Том.

Учитель: Ну вот, все разместились на свои места и наш поезд готов отправиться дальше. Отправляемся!

Физкульминутка

Чух-чух-чух,
Мчится поезд во весь дух.
Паровоз пыхтит:
Тороплюсь, – гудит, –
"Тороплюсь, тороплюсь, тороплюсь..."

III. Учитель: Вторая станция. Кто может прочитать название этой станции? “Слоговая”

СЛОГОВАЯ

На этой станции нас встретились слоги на воздушных шариках.

Куда должны прилететь шарики, чтобы получилось слово?

(Две картинки с шариками, на которых изображены слоги)

Учитель: Слоги - большие выдумщики. Всем, кто приезжает на их станцию, они загадывают ребусы. Только тот, кто сможет отгадать слова, смогут отправиться дальше.

Отгадывание ребусов (Слова, которые нужно отгадать “ВОДА”, “ПОДУШКА”).

Учитель: Наши друзья Тим и Том очень остались довольными, как вы выполнили задание. Скорее садимся в поезд, наш поезд отправляется дальше.

Физкульминутка

Чух-чух-чух,
Мчится поезд во весь дух.
Паровоз пыхтит:
Тороплюсь, – гудит, –
"Тороплюсь, тороплюсь, тороплюсь..."

IV. Учитель: Третья станция. Кто прoчитает название этой станции? Как вы думаете, кто живёт на этой станции?

БУКОВКИ

На этой станции нас ждёт интересная встреча с буквами, которые приходили к нам в гости на уроках. Они решили проверить, как вы их запомнили и подготовили вам испытания.

Испытание 1.

Шалунья – резинка стерла часть букв. Попробуйте восстановить буквы и прочитайте слова.

Испытание 2.

Рассмотрите картинки. Ваши помощники – первые звуки слов. Из низ составьте новое слово.

(Картинки: бабочка, улитка, кнопки, ворона, ы – слово “БУКВЫ”)

(Картинки: шишка, кот, оса, лыжи, арбуз – слово “ШКОЛА”)

(Картинки: клубок, ножницы, индюк, гусь, ананас – слово “КНИГА”)

Испытание 3.

Отгадывание кроссворда.

По горизонтали По вертикали
1.
В чай кладу его порой.
Чай становится такой
Вкусный, ароматный,
Витамином С богатый.
(лимон)
1.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса.
Кто это?
(лиса)
2.
Если ты его отточишь,
Нарисуешь всё, что хочешь:
Солнцу, море, горы, пляж.
Что же это?
(карандаш)
2.
Страну чудес откроем мы
И встретимся с героями,
В сторчках, на листочках,
Кое-где на точках.
(книга)
3. Если ей работы дашь –
Зря трудился карандаш.
(ластик)
4.
Есть у нас зеленый еж,
На окне его найдёшь:
На моем окошке
Поселился в плошке.
(кактус)
5.
Очень много силы в нем,
Ростом он почти что с дом.
У него огромный нос,
Будто нос лет тыщу рос.
(слон)
С
Л
Л И М О Н
И Н
С К Л
К А Р А Н Д А Ш
Н К С
И Т Т
Г У И
А С К

Учитель: Молодцы, ребята! И на этой станции вы показали, что не боитесь никаких трудностей, и все вам по плечу. Мы смело можем отправляться дальше в путь.

Физкульминутка

Чух-чух-чух,
Мчится поезд во весь дух.
Паровоз пыхтит:
Тороплюсь, – гудит, –
"Тороплюсь, тороплюсь, тороплюсь..."

V. Учитель: Четвёртая станция. Кто прочитает, как называется эта станция?

ПРАВИЛЬНАЯ

Учитель: Как вы думаете, почему так называется эта станция?

На этой станции живут правила. Они не терпят беспорядка.

Кто приезжает к ним, они задают много вопросов.

Учитель: Ребята, для чего нам нужны заглавные буквы?

Ученики: Заглавные буквы нужны для того, чтобы обозначать начало предложения, фамилии, имени, отчества людей, кличек животных.

Учитель: Давайте проверим, как вы это запомнили. Поиграем. Если вы услышите слово, которое пишется с заглавной буквы, поднимайте руки вверх, а если со строчной – хлопайте в ладоши.

Роман, ромашка, Россия, Рыбин, рыжик (если это гриб), Рыжик (если это кличка кота), Москва.

Учитель: Молодцы, ребята! Сегодня вы все показали, что уже много узнали про звуки и буквы, любое задание вам по плечу. Наше увлекательное путешествие подошло к концу и нам нужно возвращаться в школу.

Интегрированный урок английского и русского языка

по теме

«A trip to ABC country » («Путешествие в страну букв»)

учитель английского языка

МБОУ СОШ №4

г. Апатиты

Мурманская обл.

Пояснительная записка

"Кто не знает иностранного языка,

тот не знает своего собственного".

Иоганн Вольфганг Гете

Приступая к изучению иностранного языка, нам приходится вспоминать правила родного языка. Сравнение, точно и кратко изложенное, поможет быстрее и легче понимать строение английской грамматики. В данной разработке представлен урок по теме: « A trip to ABC country » («Путешествие в страну букв») . Это интегрированный урок, который представляет собой систематизирование знаний внутри определенной дисциплины (английский язык), а так же синтез фактов, понятий двух дисциплин – русский язык и английский язык, переход от разрозненных фактов к их системе, уточнения картины мира. Такая интеграция направлена на “спрессование” материала в более крупные блоки, что, в конечном счете, ведет к изменению структуры содержания дисциплины. В этом смысле интегрированное содержание является информационно более емким и направлено на формирование способности мыслить информационно емкими категориями.

Необходимость создания урока подобного типа и темы обусловлена рядом факторов: часто ученикам сложно разграничить понятия и явления родного и иностранного языка, плохо развит навык «переключения» с одного языка на другой. На начальном этапе обучения это часто проявляется в том, что ученики не чувствуют разницы между буквами английского и русского алфавитов, если внешне они выглядят одинаково. Важно помочь ученику на данном этапе увидеть эту разницу и закрепить результат. В начальных классах важно сформировать мотивацию к изучению иностранного языка, показать, что у них уже есть первые успехи – знание алфавита, сформировать эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности.

План-конспект урока

Воспитательная цель: 1) Создание условий для развития у детей интереса к иноязычной культуре. 2) Обеспечение максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой мысли.

Развивающие цели (психологический аспект): 1) формирование у учащихся внутренней мотивации к изучению английского языка и культуры, развитие у детей внимания и восприятия, слуховой памяти, мышления и воображения, способностей к аналитической деятельности; 2) развитие учебно-интеллектуальных умений: обобщения, сравнения; развитие способности к языковой догадке и умения мыслить абстрактными категориями; развитие коммуникативных умений логически излагать высказывание и обосновывать свою точку зрения.

Образовательная цель: повторение букв английского алфавита и работа над сложными для восприятия учеников буквами, за счет сопоставления английского и русского алфавитов.

Практические цели (учебный аспект): 1) Развитие навыков и умений устной речи. 2) Закрепление знания порядка букв английского алфавита, графического образа, восприятие на слух. 3) Выявление сходства и различия английского и русского алфавита. 4) Расширение потенциального словаря учащихся за счет новых слов. 5) Формирование умения видеть ошибки и исправлять их.

Средства обучения и оборудование: УМК по англ. яз. “Enjoy English 2” авторы Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н., доска, компьютер с мультимедийным проектором, два компьютера с подключением к интернету, учебная и учебно-методическая литература, таблицы “Алфавит русского языка”, “Алфавит английского языка”, набор букв английского алфавита, набор картинок, презентация к уроку (как наглядность и функциональный материал с заданиями для работы на уроке), обучающая компьютерная программа к УМК «Enjoy English » для 2 класса – Enjoy the ABC

Межпредметные связи: русский язык

Тип урока :

по форме: урок-игра.

Основной дидактический метод: словесный, репродуктивный, эвристический.

Технологии: игровые, групповые, здоровье сберегающие.

Частные методы и приемы: коллективная, групповая, индивидуальная, фронтальная работа.

Класс: 2 класс (первый год обучения, 2 часа в неделю), урок рассчитан на одну подгруппу (12 – 15 человек).

Продолжительность урока: 45 мин

Краткий план урока

Этап урока

Цель этапа

Форма работы

Пед.техно-логия

Материал

I . Начальный этап

1.Организа-ционный момент.

3 минуты

обозначение темы и цели урока; создание благоприятной атмосферы, формирование мотивации учащихся к

учебной деятельности посредством актуализации ситуации успеха

прошлых занятий

фронталь-ная

ИКТ, здоровье-сберегаю-щая

презен-тация

2. Речевая зарядка

4 минуты

подготовка

учащихся к иноязычной речи,

правильному интонационному,

фонетическому

оформлению речи

коллектив-ная

ИКТ

приложе- ние «Enjoy the ABC»

II . Основной этап

33 минуты

1. Повторение гласных и согласных английского языка.

4 минуты

повторение алфавита, гласных и согласных, активизация изученного материала;

фронталь-ная

Карточки с буквами английс-кого алфавита

2.Сопостав-ление букв английского и русского алфавитов

10 минут

активизация изученного английского алфавита, тренировка навыка сопоставления, развитие фонематического слуха

индивидуаль-

ная, групповая

технология сотрудничества,

игровая, групповаяБ ИКТ

Презента-ция, раскраски,

3. Физминутка

2 минуты

предупреждение утомляемости

коллективная

Здоровье-сберегающая, ИКТ

Презента-ция

4. Конкурс капитанов, самостоятельная работа с самопровер-кой по эталону

4 минуты

применение полученных навыков,

индиви-дуальная

игровая, ИКТ

презента-ция, он-лайн игра, карточки

5. Работа с английским и русским алфавитами

6 минут

развитие умения работать в группе, повторение порядка букв английского алфавита, развитие навыков сопоставления,

снятие напряжения

групповая

игровая

карточки с английс-ким и русским алфавита-ми

6. Повторение изученного материала

7 минут

Активизация применения лексики, развитие навыка коллективной работы

групповая

игровая,

технология сотрудничества, ИКТ

презента-ция

III . Заключи-тельный этап. Рефлексия учебной деятельности.

5 минут

подведение итогов, выставление оценок,

оценка собственной деятельности на уроке; фиксация неразрешенных затруднений, если они есть, как направлений будущей учебной деятельности; вручение грамот.

групповая

ИКТ

презента-ция

Ход учебного занятия

    Начальный этап

    1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Учитель: Good morning, boys and girls! I am glad to see you again!

Ученики: Good morning, teacher! We are glad to see you too!

Учитель: Thank you, sit down. Are you ready to start?

Ученики:Yes , we are !

Учитель: Дети, вы очень хорошо работали на прошлых занятиях. Сегодня на уроке мы совершим захватывающее путешествие, путешествие это необычное, в страну, про которую вы уже слышали, но на глобусе нам её не найти. Это страна букв! Там живут человечки-буковки. Что самое удивительное – в этой стране по соседству живут разные человечки: английские и русские. Перед тем, как отправиться в путешествие, запишите в тетради, когда мы отправляемся (ученики записывают дату в тетрадь) и наш маршрут (записывают тему с доски). (Презентация: слайд №1).

A trip to ABC country

А для того, чтобы добраться до этой страны нам нужно сесть в волшебный поезд (Презентация: слайд №2).

    1. Речевая зарядка:

Учитель: Вам не скучно ехать в поезде? Давайте вместе споём песенку про волшебных человечков, про английские буквы!

Р

абота с обучающей компьютерной программой к УМК «Enjoy English » для 2 класса – Enjoy the ABC : ученики поют песенку «ABC », изображение транслируется на экран.

Учитель: А кто знает – как зовут русских человечков, которые живут в волшебной стране букв?

Один из учеников перечисляет буквы русского алфавита.

Учитель: Good for you! Thank you!

    Основной этап. Работа над темой урока.

    1. Повторение гласных и согласных английского языка.

Учитель: В нашем поезде есть два вагончика. Давайте разделимся: вытяните из стопки букв одну карточку. Если это гласная – вам в первый вагончик, если согласная – просим вас пройти в вагончик №2.

Ученики вытягивают карточки с английскими буквами (карточки сложены в коробку, которую учитель проносит между рядами, количество карточек соответствует количеству учеников), перед ними стоит задача не только узнать букву, но и определить – гласная она или согласная. Таким образом ученики делятся на две команды, занимают свои места. (Приложение №1)

    1. Сопоставление букв английского и русского алфавитов

Учитель: Ребята, волшебная страна букв – очень древняя. Там живут добрые и умные человечки, но они постоянно о чём-то спорят. Давайте поможем человечкам, а заодно выясним, какой вагончик самый быстрый и дружный! Итак, о чём же они спорят:

    В каком алфавите больше букв? В английском или русском? (Презентация: слайд №3, слайд №12)

Ученики совещаются и дают ответы, записав их на бумагу, учитель проверяет и присуждает 1 балл («улыбочку») за верный ответ. Далее в ходе урока учитель каждый раз выдаёт победившей команде «улыбочки».


(В презентации кнопка «Ответ» ведёт к верному ответу на вопрос, кнопка «Почему» ведёт к алфавитам, где подписано количество букв, как английского, так и русского алфавитов).

    Excellent ! В английском и русском алфавитах есть буквы, которые пишутся одинаково. Перед вами лежат раскраски. Выделите цветным карандашом эти буквы. (Презентация: слайд №4).

Ученики работают с раскрасками. (Приложение №2)

    Well - done ! Удивительно, но как же много человечков-букв, похожих на друг на друга! А как вы думаете, одинаково ли произносятся эти буквы? Пусть из каждого вагончика ко мне подойдёт один пассажир и попробует справиться с этим заданием. (Презентация: слайд №4. Кнопка «Вопрос»)

Из каждой команды выходит один участник, по очереди они называют буквы парами: английская – русская. Проверка ответов – Слайд №13, кнопка «Ответ». Под кнопкой «Помощь» находится слайд с буквами английского алфавита, одинаковыми по написанию с русскими буквами, каждая буква озвучена.

    1. Физкультминутка

Учитель: Ребята, мы с вами уже долго едем в нашем поезде, вы не устали? Now let’s have fun! Stand up and sing this song with me! (Презентация: слайд №5)

Hands up!

Hands down!

Hands on hips!

Sit down!

Hands up!

To the sides!

Bend left!

Bend right!

One, two, three! Hop!

One, two, three! Stop!

Stand still !

Ученики, встав возле парт, поют песню и повторяют движения за учителем.

Учитель: Well-done! Sit down, please!

    1. Конкурс капитанов, самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Учитель: Ребята, вы уже доказали, что пассажиры нашего поезда – очень дружные и смекалистые! А давайте выберем по одному человеку из команды, самому быстрому и ловкому. Для них будет отдельное задание!

Ученики выбирают по одному человеку от команды (2 человека). Они садятся за компьютеры с выходом в Интернет и выполняют он-лайн задание с сайта:

На выполнение задания отводится 1 минута. За это время ученики должны выполнить ряд однотипных заданий (оптимально выбирать 10-15 заданий, в зависимости от уровня подготовки учеников): найти недостающую букву в строчке из шести английских букв. Побеждает тот, кто выполнит задания первым и без ошибок.


Учитель: А пока ребята выполняют задания, мы с вами узнаем, кто ещё живёт в волшебной стране. Это огромное заколдованное животное. Кто это? Сейчас узнаем! Для этого возьмите карточки и соедините на них точки в алфавитном порядке.

На партах у учеников уже лежат карточки с изображением (Приложение №3, Презентация: слайд №6). Ученики соединяют точки, на картинке они видят кита. Для самостоятельной проверки учитель показывает Слайд №7 с изображением выполненного задания.

Учитель: Кто же там появился?

Ученики: Это кит!

Учитель: Say it in English.

Ученики: It is a whale!

Учитель: Yes , it is ! А теперь давайте узнаем, кто из наших капитанов первым смог выполнить все задания!

Подводятся итоги задания для капитанов.

    1. Работа с английским и русским алфавитами

Учитель: Вот мы и прибыли в волшебную страну! Что же мы видим? Ох, какой тут беспорядок! Все человечки перепутались! Давайте поможем! Разберите буквы на две стопки: в одной – английский алфавит, в другой – русский. Соберите их в алфавитном порядке.

На столах у каждой команды лежат карточки с английскими и русскими буквами (Приложение №1, №5), ученики разбирают их на две стопки. Игра заканчивается, как только первая команда справится с заданием.

Ученики: We are ready!

Учитель: How smart you are! Wonderful!

    1. Повторение изученного материала

Учитель: Ребята, вы удивитесь, но в волшебной стране нам уже многое знакомо! Оказывается, многие английские слова вы знаете давно! Подумайте и запишите как можно больше слов, которые звучат одинаково (похоже) на русском и английском языках.

(Презентация: слайд №8. Кнопка «Задание»: выскакивает задание:Назовите как можно больше слов, которые по-русски и по-английски звучат одинаково. Кнопка «Подсказка»: демонстрируется картинка, где изображены предметы, названия которых произносятся одинаково. Слайд №11)

На выполнение задания ученикам отводится 5 минут. Свои ответы они записывают на лист бумаги.

Учитель: And now, please, tell me, what are these words?

Ученики зачитывают слова, которые смогли вспомнить. Побеждает та команда, которая смогла назвать наибольшее количество слов.

    Заключительный этап. Подведение итогов урока.

Учитель: Ребята, сегодня мы совершили увлекательное путешествие в страну букв, где вместе живут буквы из русского и английского алфавитов. Что нового вы узнали?

Ученики: В английском алфавите меньше букв, чем в русском! Есть буквы в английском и русском языках, которые пишутся одинаково, а произносятся совсем по-разному, их не надо путать! А ещё, что мы уже знаем много английских слов, они есть и в русском языке!

Учитель: Сегодня вы хорошо потрудились. Обе команды доказали, что они очень сообразительные и дружные! Thank you! Good buy!

Учитель подсчитывает баллы за урок, выставляет отметки, вручает грамоты победившей команде. (Презентация: слайд №9, №10. Приложение №4)

Список литературы и других источников,

использованных для подготовки к уроку:

    Английский язык: Английский с удовольствием / Enjoy English : Учебник для 2 кл., общеобраз. учрежд. – Обнинск:Титул, 2010.

    Английский язык. 5-11 классы: нестандартные уроки по учебникам Т.Б. Клементьевой, В.П. Кузовлева, И.Н. Верещагиной/ авт.-сост. Е.Л. Базаркина. – Волгоград: Учитель, 2007.

    Грамматика английского языка. Игры на уроке: 2-3 классы: к учебникам М.З. Биболетовой и др. «Enjoy English . 2, 3 класс» / Е.А. Барашкова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.

    Дзюина Е.В. Игровые уроки и внеклассные мероприятия на английском языке: 5-9 классы. М.:ВАКО, 2007.

    Комаров А.С. Игры и пьесы в обучении английскому языку. Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2009

    Паон М., Грет К. Давайте поиграем!: Игры на английском языке для всех. – СПб.: КАРО, 2007.

    Поурочные разработки по английскому языку к учебнику Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English – 2 кл.” Титул, 2010

    Сборник упражнений по обучению правилам чтения на уроках англ. языка в начальной школе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ сост.: Н.Ю. Козынюк, Н.В. Шудейко. – 2-е изд. – Мозырь: Белый ветер, 2012.

    Филипченко М.П. Скороговорки на английском языке: Tongue -twisters for all / Ростов н/Д.: Феникс, 2011.

    Обучающая компьютерная программа к УМК «Enjoy English » для 2 класса – Enjoy the ABC

Ресурсы сети Интернет:

    http://www.primaryonline.co.uk/sitetour/pol/alpha1.html

    http://www.

    http :// allgraf . net / uploads / posts /2011-07/1309513796_553040 df 61 f 6. jpg

МОУ Александроневская СОШ

Убинского района

Новосибирской области

Выполнила и провела

учитель начальных классов

Швидкая Ирина Александровна

Неделя русского языка и литературного чтения.

«Путешествие буквы»

Занятие начинается под песню «Буквы разные писать…»

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня наше занятие «Путешествие буквы», мы посвятим всем буквам нашего алфавита. Вы уже научились хорошо и выразительно читать, красиво и аккуратно писать. А главное вы поняли – что если б не было букв, мы с вами так и остались бы неграмотными людьми. Давайте посмотрим, что значат в нашей жизни буквы? Нужны ли они нам и есть ли лишние среди них? И просто поиграем.

  1. Ученица читает стихотворение А. Шибаева «Буква заблудилась».

Неизвестно как случилось,

Только буква заблудилась:

Заскочила в чей – то дом

И хозяйничает в нём!

Но едва туда вошла

Буква – озорница,

Очень странные дела

Начали твориться…

Посмотрите-ка, ребятки,

Раки выросли на грядке!

Учитель: Какая буква встала не на своё место? («Р»- вместо «м»)

ИГРА «Добавь букву»

Учитель: Слово только тогда бывает словом, если оно что-то обозначает. Эта игра покажет мне, как вы умеете узнавать слова.

Вставьте в слово одну букву, чтобы получилось как можно больше разных слов.

Например: .ара (жара,пара,кара,фара,тара)

Арта

Со.

Сто.

Поро.

От

  1. Учитель: Одну букву вы вставили быстро, сейчас мы задание дадим потруднее.

ИГРА «Добавь слово».

Вместо пропущенных точек, надо вставить слово из трёх букв, которое будет началом одного и окончанием другого.

Например: и(…)К – ирис, риск.

И(рис )К, МЕ(сто )ЛИЦА, ГОР(шок )ОЛАД, СО(кол )БАСА, ОБЫ(чай )КА.

  1. Послушайте стихотворение Я. Пищумова «Ошибка» (Читает ученик)

(На доске рисунок коровы и схема КАРОВА – КАКАВА - К?Р?ВА)

Да, нелёгкая диктовка, -

Почесал затылок Вовка.

И в тетрадке Королёва -

Появилась вдруг «карова».

Заглянул в тетрадку Миша:

Всё понятно, так напишем

И тогда проворный Павел

Букву «о» на «а» исправил.

И его соседка Мила

Это сразу уловила.

И от Милы дружбы ради,

Буква «а» попала к Наде.

Приподнялся с парты Лёва,

Быстро Пете передал.

И пошла, гулять «карова»

По колонкам, по рядам.

Учитель: Ребята, а вы знаете, как надо правильно писать это слово? Почему? Правильно, это словарное слово.

Следующее задание «Словарная страничка»

Учитель: вам надо вспомнить как можно больше словарных слов, и записать 10 слов, но в таком порядке, чтобы каждое слово начиналось с последней буквы первого.

Например: адре с – с емь я – я блок о – о вощи …

А начнёте вы со слова АЛФАВИ Т – Т …

  1. Ученица читает стихотворение А. Шибаева «Какие слова?».

Много с буквами хлопот,

Уж такой они народ…

Но когда с умом, толково,

Их построишь в четкий ряд, -

Превратятся буквы в слово

И – с тобой заговорят!

Следующее задание «Переставь буквы»

Но переставить их надо так, чтобы получилось слово.

Например: ВАРТА – ТРАВА.

ОДМ, ВОРД, КУТА, ЦОВА, ЕЛОНЬ, СУТК, АВИ, КОКАШ, (дом, двор, овца, утка, олень, куст, ива, кошка)

  1. Задание «Составляй -ка»

Учитель: Придумайте все возможные слова, которые спрятались в слове

ГОСУДАРСТВО

(дар, суд, удар, год, сова…)

  1. Ученик читает стихотворение «Про овощи» Н. Кончаловской.

Жил один садовод, он развёл огород, приготовил старательно грядки.

Он принёс чемодан, полный разных семян,

Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна,

И взошли семена –

Садовод любовался на всходы.

Утром их поливал, на ночь их укрывал

И берёг от холодной погоды.

Но когда садовод нас позвал в огород,

Мы взглянули и все закричали:

Никогда и нигде, ни в земле, ни в воде

Мы таких овощей не встречали!

Показал садовод нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

Огурбузы росли, помидыни росли,

Редисвекла, чеслук и репуста…

Ребята, что посадил садовод?

Учитель: Сейчас мы проведём ИГРУ _ СОРЕВНОВАНИЕ .

Названия овощей рассыпались, надо правильно и быстро составить их.

БАК-, КАР-, МОР-, -ЛА-, -ДОР, -ФЕЛЬ,

ЖАН, -ТО-, -КОВЬ, РЕ-, КА-, -ДИС,

ПУС-, -ТА, ПО-, -МИ-.

(баклажан, картофель, морковь, редис, капуста, помидор)

  1. «Прощальная игра»

Задание для игры – подберите противоположные по смыслу слова:

ПРАВДА – ложь СВЕТ - …

ЧИСТОТА - … ПЛАЧЬ - …

ВЕРХ - … ДОБРО - …

ХОЛОД - … ДЕНЬ - …

Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Есть лишние буквы в алфавите?

Все буквы важны, и нам их надо знать! До новых встреч!


Юлия Иордан
Конспект занятия «Путешествие в страну букв и звуков»

«Путешествие в страну букв и звуков »

ЦЕЛЬ. Способствовать развитию звуко - буквенного анализа . Способствовать развитию фонематического восприятия. Познакомить с согласным твердым звуком Ц . Учить интонационно выделять звук Ц в словах . Познакомить с печатной буквой Ц как письменным знаком звука -Ц- . Учить писать печатную букву Ц . Учить детей отгадывать загадки.

Развивать логическое мышление, память. Учить понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. Совершенствовать навык чтения.

Продолжать учить проводить фонетический разбор слов.

Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ.

Познакомить с новыми словами «дирижабль» , «цеппелин» , «цапля» и

их значением. РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА.

Графическое изображение буквы Ц . Картинки с изображением цыпленка, курицы, зайца. Таблица- треугольник на развитие зрительного поля. Магнитные буквы . Карточки с предметами на каждого ребенка. Карточки со слоговыми шариками (для каждого ребенка) . Карточки дидактической игры «Собери рассыпанные буквы » (для каждого ребенка) . Объемное изображение дирижабля с фигурками курицы, цыпленка, зайца

Ход ЗАНЯТИЯ.

Ребята, сейчас мы с вами отправимся в путешествие по Океану Букв . Но, прежде, чем это сделать, нам необходимо поднять наше настроение. Ведь в путешествие можно отправляться только с хорошим настроением.

Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у нас такая погода?

А знаете, что надо сделать, чтобы улучшить настроение, чтобы на душе стало тепло и спокойно? Надо улыбнуться.

(Звучит музыка)

Сейчас мы с вами совершим путешествие по островам Океана Букв и звуков . Чтобы наше путешествие получилось удачным и мы могли свободно общаться с

местными жителями, нам необходимо провести звуковую зарядку . ЗВУКОВАЯ ЗАРЯДКА .

Летела муха около уха : ж-ж-ж! Летела оса около носа : с-с-с! Ползла змея : ш-ш-ш! Скакала лошадка : цок, цок, цок! Рычал тигренок : р-р-р! Летел комар и звенел : з-з-з!

Но что это? Солнышко заслонила тучка : была тишина (3 раза тихо)

Вдруг грохотом грома сменилась она. Трах-тарарах! (3 раза громко) .

И вот уже дождик тихонько, ты слышишь? Закапал по крыше. (3 раза тихо) .

(Звучит фонограмма природных звуков ) . -Вот теперь мы с вами готовы к путешествию . На чем можно путешествовать по океану Букв ? (Предложения детей) .

Я предлагаю полететь на дирижабле. Дирижабль- это такой летательный аппарат который похож на воздушный шар но имеет вытянутую форму. В нем помещено несколько воздушных шаров, а к корзине прикреплен мотор.

Придумал такой летательный аппарат немецкий конструктор по фамилии Цеппелин . Поэтому дирижабли часто называют цеппелинам

Какой первый звук в слове «цеппелин» / -Давайте произнесем этот звук несколько раз .

Как вы думаете, этот звук гласный или согласный? Глухой или звонкий? (всегда глухой) . Твердый или мягкий? (Всегда твердый) .

Посмотрите на букву Ц .

Вот какая буква Ц

С коготочком на конце.

Коготок - царапка,

Как кошачья лапка.

Итак, мы отправляемся. Возьмем с собой и букву Ц . Чтобы нам с вами не было скучно, я пригласила… А кого, вы сейчас сами узнаете.

(Выкладываются три картинки : с изображением цыпленка, курицы, зайца. На обратной стороне написаны их названия).

Может кто-нибудь из вас уже сможет прочесть, кто же это? - Как вы думаете, почему именно их я пригласила? -Определите позицию буквы Ц в каждом слове . -А теперь в путь!

Вот мы подлетаем к острову Гласных букв . Что можно о них сказать? Буква Ц может подружиться с ними, Давайте посмотрим, что из этого получится.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (развитие зрительного поля)

Гласные звуки очень веселые . Почему? (Их можно петь)

Так давайте пошутим с ними.

ИГРА : «ПРИДУМАЙ ЧИСТОГОВОРКУ» .

Ец, ец, ец- летит синий огурец.

Цо-цо-цо- села муха на крыльцо.

Ца, ца, ца- у Сережи два лица. и т. д. А теперь отправляемся дальше. Посмотрим по карте, где мы находимся. Мы подлетаем к острову Согласных букв .

Что вы можете о них сказать? На острове кто-то хозяйничает. Попробуйте отгадать кто, а отгадку составьте из букв

На одной ноге стою,

В воду пристально гляжу, Тычу клювом наугад,

Ищу в речке лягушат. (ЦАПЛЯ)

Сколько слогов в слове «цапля» ?

Сколько согласных букв ?

Сколько гласных букв ?

А вот какое-то письмо. Посмотрим, что в нем написано.

«Привет, меня сейчас нет дома. Кто хочет посетить мой остров, тот должен выполнить все мои задания.

1. КАРТОЧКИ С ПРЕДМЕТАМИ. Обвести кружочками предметы, в названии которых есть звук Ц .

Ребята, давайте попробуем написать букву Ц в воздухе . Возьмем ручку правильно, выпрямим спинки, а теперь напишем.

2. СЛОГОВЫЕ ШАРИКИ.

Перед гласными буквами , нарисованными на шариках, напечатайте букву Ц и прочитать полученные слоги.

3. Придумайте слова, оканчивающиеся на слоги :

Ца- курица, синица…

Цо- кольцо, лицо…

Цы- птенцы, кузнецы…

Молодцы! А сейчас мы немножко поиграем на этом острове. Сейчас каждый из вас превратится в цаплю.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Очень трудно так стоять

Ножку на пол не спускать

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

(стойка на одной ноге) .

Цапля ходит по болоту (ходьба,

Ищет в камышах кого-то (наклоны)

Ищет цапля лягушат (разведение рук в стороны,.

Убежать они хотят (бег) .

Цапля в воду наклонилась (наклоны,

В озерце она порылась,

Подняла с рыбешкой клюв (прогнуть спину,

Сорвалась рыбешка. Плюх! (приседания) -Ребята, а вы знаете, как возникло слово «цапля» ?

Око произошло от слова «чапати» , т. е. медленно передвигаться, помните сказку «Лиса и журавль» ?

Как они ходили друг к другу по болоту?

Чап, чап, чап… Они не ходили, а «чапали» .

Идти по болотистой местности почти невозможно быстро : ноги в грязи вязнут. Одну вытащишь, другая увязла, а грязь под ногами как бы разговаривает : -Чап- чап.

Но птицу- то назвали цапля, а не чапля. Дело в том, что в отдельных деревнях и селах вместо звука-ч- произносят -ц- .

А теперь давайте возвращаться назад, сейчас мы полетим кал морем букв . Море не спокойно, там страшный шторм . Сейчас я загляну в письмо цапли и узнаю, что надо делать.

получают слова : заяц, огурец)

Море успокоилось, можно лететь.

Где вы сегодня побывали?

Какие новые слова вы узнали? (дирижабль, цеппелин, цапля) .

Давайте напишем эту букву с помощью счетных палочек.

У нас получилась посадочная полоса. Захочет цапля навестить нас и найдет наш детский сад по этим буквам .

Публикации по теме:

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [ж]-[ш] и букв Ж-Ш в слогах, словах, предложениях» Цели обучающие: закрепить у детей знания о звуках и буквах «Ж – Ш»; дифференцировать буквы «Ж – Ш» в словах, предложениях. Цели коррекционно.

Конспект фронтального логопедического занятия Дифференциация звуков [Б]-[П], букв Б - П. (подготовительная группа) Тема: дифференциация звуков [Б]-[П], букв Б – П. Цель: закрепление навыка дифференциации звуков [Б]-[П], букв Б – П. Задачи: Образовательные:.

Конспект интегрированного НОД с детьми группы комбинированной направленности «Путешествие в страну гласных звуков и букв» Конспект интегрированного НОД с детьми подготовительной группы комбинированной направленности «Путешествие в страну гласных звуков и букв».

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Закрепление звуков [А], [У], [О], [М], [C], [Х] и букв А, У, О, М, C, Х» Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКОВ И БУКВ А У О М С Х. Задачи: Учить детей находить знакомые звуки:.

Образовательные задачи:

1. Продолжать учить детей проводить фонетический разбор заданного слова.

2. Продолжать учить называть место звука в слове обозначать на схеме.

3. Определять первую букву в слове и составить пословицу.

4. Учить решать ребусы, ориентируясь по схемам и значкам.

5. Продолжать учить соотносить звук и букву;

6. Упражнять в умении писать слова печатными буквами.

Развивающие задачи:

1. Развивать связную речь (монологические и диалогические формы);

2. Закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением;

3. Вырабатывать умения самостоятельно делать выводы;

4. Развивать фонематический слух, зрительное восприятие, внимание.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать навык самостоятельной деятельности;

2. Воспитывать у детей умения: работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение;

3. Воспитывать чувство взаимовыручки и помощи;

4. Воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

Материал демонстрационный: красные, синие фишки; буквы; указка.

Материал раздаточный: красные, синие фишки; карточка со схемой (домики для звуков).

Ход занятия

Воспитатель:

Туда хожу я каждый день.

Так нужно, даже если лень.

Так нужно для моей семьи.

Там хорошо и там свои.

Я всех уже так долго знаю,

Я с ними ем и сплю, играю.

Туда ходить я очень рад,

Там мой любимый … (ДЕТСКИЙ САД).

Тут играем и поём,

Дружно, весело живём.

Каждый день сюда идём,

Здесь, друзья, второй наш дом.

Ждет с утра он всех ребят

Наш весёлый… (ДЕТСКИЙ САД).

Дети: в детский сад.

Воспитатель: Правильно ребята, мы с вами ходим в подготовительную группу детского сада. А вы, знаете, с какой страной можно сравнить детский сад?

Воспитатель: Правильно в детский сад ходят дети, так, значит, нашу страну можно назвать«Страна Детства». А вы, хотите, узнать в какую страну попадают дети после «Страны Детства»?

Дети: Да, хотим!

Воспитатель: Тогда нам нужно выполнить правильно различные задания, после каждого выполненного задания на экране будут появляться буквы, и когда все буквы появятся, мы с вами узнаем название этой страны. Готовы?

Дети: Да!

Воспитатель: И так первое задание.

Первое задание:«Определи место звука и обозначь на схеме»

Воспитатель. — Ребята, вам нужно определить место звука «Н» в названии каждого предмета и нарисовать синий квадрат в соответствующем месте:в начале, в середине и в конце.

Воспитатель раздает карточки с изображениями и схемами. Дети выполняют задание.

Воспитатель. — Ребята, где нарисовали синий квадрат под изображением барабана?

Дети. — В конце, так как в слове «барабан» звук «Н» слышится в конце.

Воспитатель. — Где нарисовали синий квадрат под изображением ножниц?

Дети. — В начале, так как в слове «ножницы» звук «Н» слышится в начале.

Воспитатель. — Где нарисовали синий квадрат под изображением снеговика?

Дети. — В середине, так как в слове «снеговик» звук «Н» слышится в середине.

Молодцы! С заданием мы справились. Посмотрите на экран. Какая буква появилась? (на экране появляется буква «Л» ).

Второе задание: «Разгадывай пословицу».

Воспитатель. В этом ребусе спрятана пословица. Прочитать ее можно по первым буквам картинок. Вам необходимо определить первые буквы в каждом изображении и вписать эту буквы в клеточки снизу.

Дети выполняют задания.

Воспитатель. Давайте прочитаем то, что у нас получилось.

Дети. Делу – время, а потехе час.

Воспитатель. «О» ). Ребята, давайте, и мы с вами отдохнем.

Физкультминутка:

«Зима»

Наконец пришла зима.
(Разводят руки в стороны )

Стали белыми дома,
(Складывают руки над головой в виде крыши )

Снег на улице идет,
(Поднимают и медленно опускают руки )

Дворник улицу метет.
(Покачивают опущенными прямыми руками влево-вправо )

Мы катаемся на санках,
(Приседают, руки вытягивают перед собой)

Пишем на катке круги,
(Убирают руки за спину, поворачиваются кругом )

Ловко бегаем на лыжах
(Выполняют движения руками, как при ходьбе на лыжах)

И играем мы в снежки.
(Выполняют движения, имитирующие метание)

Воспитатель. Хорошо мы отдохнули, молодцы, смотрим на экран, какая буква появилась? (на экране появляется буква «А» ).

Третье задание:«Отгадай загадку»

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами будем отгадать загадку. Для этого на карточках нужно значки заменить буквами и прочитать загадку.

Воспитатель раздает карточки каждому ребенку.

Воспитатель. Посмотрите, в таблице сверху написаны буквы, а под ними значки. Каждой букве соответствует определенный значок. А внизу, уже таблица, где изображены одни значки. Вам необходимо соотнести значки с буквами, и вписать их в пустые клеточки.

Дети вписывают буквы в пустые клеточки.

Воспитатель. Давайте прочитаем, что у нас получилось.

Дети. После осени пришла и сугробы намела.

Воспитатель. Кто это?

Дети. Зима.

Воспитатель. Молодцы, справились с заданием! Давайте посмотрим, какая буква появилась (на экране появляется буква «К» ). Правильно, ребята, после осени наступает зима – это самое холодное время года. Часто бывают морозы, идет снег. А какие еще приметы зимы вы знаете?

Дети. Земля покрывается снегом. Становится холоднее. Зимой бывают вьюги, метели, морозы, снегопады. День становится короче, ночи – длиннее. На сером небе – облака и тучи, из которых идёт снег. В холодную погоду снег идёт крупинками и иголочками, а в тёплую – снежинки слепляются в хлопья. Деревья и провода порываются красивым серебристым инеем. Реки замёрзли и покрылись льдом. Подо льдом живут рыбы. Лиственные деревья стоят голые (берёза, клён, а хвойные (ель, сосна) – в зелёных иголочках.Некоторые звери зимой спят (медведи, ежи, насекомые (мухи, осы). Голодные волки стаями бродят по лесу – ищут добычу, охотятся. Птицы перебираются ближе к человеческому жилью, что бы найти себе корм.

Воспитатель. А вы знаете название зимних месяцев?

Дети. Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель. А знаете ли вы, как называли эти зимние месяцы в старину?

Дети. Нет.

Воспитатель. А вы хотели бы узнать?

Дети. Да.

Воспитатель. В этом нам поможет следующее задание.

Четвертое задание:

Ребята, на схеме слева вы видите цифру 1 и стрелочку от этой цифры. А на схеме справа цифру 1 и буквы. Поставьте пальчик на эту цифру. Возьмите карандаш. Поставьте его на клеточку с цифрой 1. И проведите линию по буквам точно также как показано на схеме.

Вам нужно перенести эту линию на буквы в том направлении, как это показано слева

Воспитатель. А теперь прочитаем, как же назывались зимние месяцы в старицу.

Дети. Студенец, просинец и бокогрей.

Воспитатель. Как вы думаете, почему народ их так называл?

Дети. Декабрь – студень (Приходит стужа, становится студено, холодно, зимняя стужа). Январь – просинец (Потому что впервые после низкого хмурого небосвода декабря появлялись островки синего неба). Февраль – бокогрей. (Солнце в ясные дни начинает незаметно пригревать. Дни становятся длиннее, дело к весне идет)

Воспитатель. Молодцы, справились с заданием! Давайте посмотрим, какая буква появилась (на экране появляется буква «Ш» ).

Ребята, давайте составим из этих букв слово и узнаем название страны, в которую попадают дети, после детского сада.

Дети составляют слово «Школа»

Сколько слогов в этом слове? (Два)

Назовите первый звук? («ш»)

Назовите второй звук? («к»)

Какой он? (согласный, твердый)

Какой кружочек положите на схему? (синий)

Назовите третий звук? («о»)

Какой он? (гласный, ударный)

Назовите четвертый звук в слове? («л»)

Какой он? (согласный, твердый)

Какой кружочек положите на схему? (синий)

Назовите пятый звук? («а»)

Какой он? (гласный, ударный)

Какой кружочек положите на схему? (красный)

Сколько букв в слове «школа»? (Пять)

Сколько звуков? (Пять)

А вы, ребята проверьте, у вас такая модель получилась.

Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что такое школа?

Дети рассказывают стихотворение про школу.

Что такое школа

Школа – это светлый дом,

Мы учиться будем в нём.

Там научимся писать,

Складывать и умножать.

В школе многое узнаем:

О своём любимом крае,

О горах и океанах,

О материках и странах;

И куда впадают реки,

И какими были греки,

И какие есть моря,

И как вертится Земля.

В школе мастерские есть…

Интересных дел не счесть!

И звонок весёлый.

Вот что значит «школа»!

Воспитатель:

Родные ребята!

Детский сад был вашим домом -

Светлым, теплым и знакомым!

Промелькнут деньки, и вскоре

Предстоит учиться в школе!

Пускай всё сложится чудесно

И живется интересно!

Желаю хорошо учиться,

И с целым классом подружиться!

Свой детский сад не забывать,

И иногда к нам забегать!