Расстрелянные на бутовском полигоне. Обстоятельства проведения расстрелов

(в наст. время в черте Москвы), место массовых захоронений жертв репрессий 30-х - нач. 50-х гг. XX в. В наст. время известны ок. тысячи чел., расстрелянных на Б. п. за исповедание правосл. веры, к лету 2003 г. 255 из них канонизированы РПЦ. На территории России нет др. места, где почивали бы мощи такого многочисленного Собора святых.

Б. п. находится на земле бывш. усадьбы Дрожжино, известной с XVI в. Последним хозяином усадьбы был И. И. Зимин, старший брат владельца московской частной оперы С. И. Зимина. После Октябрьской революции имение и конный завод при нем были конфискованы в пользу гос-ва, завод поставлял лошадей внутренним войскам. До сер. 30-х гг. в Бутове размещалась сельскохозяйственная колония ОГПУ. В 1934 г. почти все были выселены из этих мест, в кон. 1935 - нач. 1936 г. на территории бывш. имения Зиминых оборудовали стрелковый полигон «Бутово», где сразу же начали проводиться расстрелы и захоронения репрессированных лиц. С авг. 1937 по окт. 1938 г. здесь были расстреляны и похоронены 20 765 чел.

Массовые расстрелы 1937-1938 гг. стали следствием решений Политбюро ВКП(б) от 2 июля 1937 г. и вытекавших из них приказов наркома внутренних дел Н. И. Ежова № 00439, 00447, 00485 и 00593 от 25 и 30 июля, 11 и 20 сент. о борьбе с «врагами народа», в т. ч. с «церковниками». Расстрелы на Б. п. производились по постановлениям внесудебных органов: «тройки» Московского УНКВД, реже - комиссии, состоявшей из наркома внутренних дел и прокурора СССР - «двойки». Предписания на расстрелы подписывал начальник УНКВД Московской обл. (комиссар госбезопасности 1-го ранга С. Ф. Реденс (15 июля 1934 - 20 янв. 1938), комиссар госбезопасности 1-го ранга Л. М. Заковский (20 янв.- 28 марта 1938), старший майор госбезопасности В. Е. Цесарский (28 мая - 15 сент. 1938)). Приведением в исполнение приговоров руководили комендант и начальник адм.-хозяйственного отдела УНКВД по Московской обл. И. Д. Берг и его зам. и одновременно руководитель Управления рабоче-крестьянской милиции М. И. Семёнов.

На Б. п. осужденных доставляли из московских тюрем: Таганской, Сретенской, Бутырской, а также из районных тюрем Московской обл. и из Дмитлага - огромного лагерного объединения, предназначенного для строительства канала Москва-Волга (узниками Дмитлага были также сооружены стадион «Динамо», Юж. и Сев. (Химкинский) порты Москвы, жилые комплексы и многое др.). После прибытия на Б. п. осужденных заводили в барак якобы для санобработки. Непосредственно перед расстрелом объявляли приговор, сверяли данные и наличие фотографии. Случалось, что казнь откладывали из-за к.-л. разночтений в документах, а иногда (в единичных случаях) даже отменяли. Приведение приговора в исполнение осуществляла одна из «расстрельных команд» - группа из 3-4 офицеров спецотряда, как правило, людей со стажем, служивших в органах ОГПУ-НКВД со времен гражданской войны, имевших правительственные награды; в дни особо массовых расстрелов число исполнителей, очевидно, увеличивалось. На казнь из барака выводили по одному, каждый палач вел свою жертву к краю рва, стрелял в затылок с расстояния не более метра и сбрасывал тело в траншею. Далеко не всегда при этом присутствовали врач и прокурор. Первое время расстрелянных хоронили в небольших ямах-могильниках, к-рые копали вручную; с авг. 1937 г., когда казни в Бутове приняли невиданные в мировой истории масштабы, экскаваторы карьерного типа выкапывали для этих целей траншеи шириной и глубиной в 3 м, длиной от 150 м. За день в Бутове редко расстреливали менее 100 чел., бывали дни, как, напр., 28 февр. 1938 г., когда казнили 562 чел. Иногда, видимо, приговоренных расстреливали в московских тюрьмах, а на Б. п. привозили только для захоронения.

Бо́льшую часть расстрелянных на Б. п. составляют крестьяне и рабочие Москвы и Подмосковья, к-рых зачастую арестовывали и казнили семьями, включая подростков и стариков. Подавляющее число жертв были беспартийными, т. е. далекими от политики людьми, имевшими низшее образование или неграмотными. Примерно четверть от общего числа казненных на Б. п.- уголовники, подавляющее число их было расстреляно за прошлые судимости, по к-рым прежде они уже отбыли срок наказания. Под категории «социально опасных» и «социально вредных элементов», осужденных и расстрелянных на Б. п., подпадали самые разные люди: родственники ранее осужденных, бывш. царские министры, нищие, уличные торговцы, гадалки, картежники. В янв. 1938 г. с санкции властей началась тайная расправа над инвалидами: в февр.-марте того же года было расстреляно 1160 инвалидов. Большинство казненных на Б. п. были русскими (более 60%), затем следуют латыши, поляки, евреи, украинцы, немцы, белорусы - всего свыше 60 национальностей, в т. ч. граждане др. гос-в: Германии, Польши, Франции, США, Австрии, Венгрии, Румынии, Италии, Греции, Чехословакии, Турции, Японии, Индии, Китая и др.

В числе похороненных на Б. п.- люди, оставившие след в рус. истории: председатель 2-й Гос. думы Ф. А. Головин, бывш. московский ген.-губернатор В. Ф. Джунковский, один из первых рус. летчиков Н. Н. Данилевский, член экспедиции О. Ю. Шмидта бортмеханик Я. В. Брезин, правнук М. И. Кутузова проф. церковного пения и композитор М. Н. Хитрово-Крамской, худож. А. Д. Древин, спортсмены, заложившие основы советского альпинизма. В земле Бутова лежат представители рус. дворянских родов: Ростопчиных, Тучковых, Гагариных, Шаховских, Оболенских, Олсуфьевых, Бибиковых, большая группа бывш. царских генералов (ген.-лейтенант Е. И. Мартынов, ген.-майор М. Ф. Кригер, обладатель 7 воинских боевых наград ген. Б. И. Столбин и др.).

На Б. п. были замучены 739 священнослужителей РПЦ: 1 митрополит, 2 архиепископа, 4 епископа, 15 архимандритов, 118 протоиереев, 14 игуменов, 52 иеромонаха, 363 священника, 60 диаконов (в т. ч. 4 протодиакона и 1 архидиакон), 10 монахов, 58 монахинь (в т. ч. 3 схимонахини), 14 послушников и послушниц, 8 священнослужителей (без уточнения сана). За веру на Б. п. были расстреляны 219 мирян (псаломщики, чтецы, регенты, певчие, церковные старосты, иконописцы, члены церковных советов, уборщицы храмов, церковные сторожа). В числе казненных в Бутове «церковников» - 59 старообрядцев, 9 обновленцев, более 60 баптистов, хлысты, «антивоенники», евангелисты, сектанты (без уточнения, к какой именно секте принадлежали; иногда следователи так называли представителей «катакомбной» церкви или истинно-православных христиан), а также 4 муллы и 1 раввин.

Первыми правосл. священнослужителями, расстрелянными на Б. п., были священномученики протоиереи Алексий Воробьёв , Алексий Касимов и сщмч. диак. Елисей Штольдер († 20 авг. 1937). Больше всего священнослужителей пострадало в сент.-дек. 1937 г. и в февр.- марте 1938 г. (17 февр. 1938 г. было расстреляно 502 чел., 75 из них священнослужители и монахи). Почти всем, проходившим по церковным делам, предъявлялось обвинение по 58-й ст. УК РСФСР, поводы для обвинения могли быть разные: «сохранение церкви и насаждение тайного монашества», «богослужения на дому», «недоносительство», «помощь ссыльному духовенству», приют бездомных священнослужителей или, напр., такое абсурдное обвинение: «клеветал, что церкви закрываются, священники арестовываются». Большинство подследственных, замученных или обманутых следователями в конце концов признавали себя полностью или частично виновными в «антисоветской агитации», «контрреволюционной деятельности», но в вопросах веры церковный народ показал себя неустрашимым. Ни пытки, ни угрозы смерти не могли заставить верующих отречься от Бога, возвести хулу на Церковь; не редкостью является «отсутствие в деле скомпрометированных лиц», т. е. отсутствие новых имен, необходимых следователям для новых арестов.

С середины Великой Отечественной войны в Бутове располагался лагерь для военнопленных, работавших на строительстве Симферопольского шоссе и на кирпичном заводе. В 1949 - нач. 1950 г. вблизи полигона был выстроен поселок из 3 домов, в 2 из к-рых поселились сотрудники НКВД, в 3-м расположилась спецшкола для офицеров внутренних служб стран Вост. Европы. В сер. 50-х гг. «спецзона» была ликвидирована. Сам полигон, где находилась основная часть захоронений, обнесли глухим деревянным забором с натянутой поверх него колючей проволокой. По краям «зоны» возник дачный поселок НКВД, в к-ром разрешалось строить только легкие одноэтажные дачи без фундаментов и погребов. В нач. 70-х гг. в вост. части Б. п. разбили яблоневый сад, обновили обветшавший забор вокруг. До 1995 г. территория находилась в ведении ФСК-ФСБ и тщательно охранялась.

Начиная с 1992 г. московская общественная группа по увековечению памяти жертв политических репрессий (группа М. Б. Миндлина) с помощью сотрудников ФСК-ФСБ приступила к работе со следственными делами расстрелянных на Б. п., составлялись краткие биографические сведения для буд. «Книги памяти». Весной 1993 г. полигон впервые посетили родственники погибших, осенью того же года в его юж. части была установлена гранитная мемориальная плита. С 1997 г. на Б. п. ведутся комплексные работы с целью определения местоположения погребальных рвов, проводятся историко-археологические, геоботанические, геоморфологические исследования. В 1997 г. был вскрыт один из погребальных рвов: на площади в 12 кв. м обнаружили захоронения в 5 слоев, где погребены останки 149 чел. В 2001-2002 гг. специалисты выявили и нанесли на карту 13 погребальных рвов.

Весной 1994 г. на Б. п. был установлен Большой Поклонный крест (освящен 8 мая 1994), сооруженный по проекту скульптора Д. М. Шаховского, чей отец, свящ. Михаил Шик, был расстрелян в Бутове. 25 июня 1995 г. в Бутове в походном палаточном храме Всех Святых, в земле Российской просиявших, была отслужена первая литургия, к-рую возглавил ректор ин-та прот. Владимир Воробьёв . Начиная с 1994 г. горячее участие в деле увековечения памяти пострадавших в Бутове принимала внучка расстрелянного здесь сщмч. Серафима (Чичагова) игум. Серафима (Чёрная). В 1995 г. Б. п. передали Московской Патриархии. По проекту Шаховского был воздвигнут деревянный храво имя Новомучеников и исповедников Российских (освящен в 1996), настоятелем к-рого стал внук расстрелянного здесь сщмч. прот. Владимира Амбарцумова свящ. Кирилл Каледа.

27 мая 2000 г. на Б. п. состоялось грандиозное богослужение под открытым небом, к-рое возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . Были совершены Божественная литургия и панихида по убиенным - последняя перед их прославлением на Архиерейском юбилейном Соборе РПЦ 2000 г. На юбилейном Соборе были канонизированы 120 чел., расстрелянных на Б. п., за последующие годы число канонизированных Бутовских новомучеников удвоилось. Собор Бутовских новомучеников возглавляют 6 архиереев: Ленинградский и Гдовский митр. сщмч. Серафим (Чичагов), Можайский архиеп. сщмч. Димитрий (Добросердов) , Владимирский и Суздальский архиеп. сщмч. Николай (Добронравов) , Бежецкий еп. сщмч. Аркадий (Остальский) , Нижнетагильский еп. сщмч. Никита (Делекторский) , Велижский еп. сщмч. Иона (Лазарев) . На Б. п. было казнено много почитаемых иереев-священномучеников: братья Агафонниковы - Александр , Василий и Николай , Владимир Амбарцумов, Владимир Медведюк , Зосима Трубачёв , Иоанн Артоболевский , Сергий Лебедев , Сергий Махаев , Петр Петриков и мн. др. Празднование Собору новомучеников, в Бутове пострадавших, установлено в одну из пасхальных суббот. Над погребальными бутовскими рвами ежегодно совершается торжественное богослужение, возглавляемое Святейшим Патриархом, в к-ром принимают участие десятки архиереев и сотни священнослужителей Москвы и Московской обл., стекаются тысячи паломников.

Документы архивов госбезопасности свидетельствуют о существовании в Москве и Подмосковье неск. крупных захоронений жертв репрессий. С 1921 г. и до кон. 20-х гг. расстрелянных хоронили в центре Москвы - на территории подведомственной ОГПУ Яузской больницы, в 1926-1936 гг.- на Ваганьковском кладбище, с 1936 г.- на Донском кладбище или кремировали в Донском крематории; есть свидетельства об отдельных захоронениях на Калитниковском, Гольяновском и Рогожском кладбищах, обнаружено массовое захоронение у стен Новоспасского монастыря . Очень большим, уступающим только Б. п., является захоронение на территории бывш. дачи Г. Г. Ягоды, близ совхоза «Коммунарка» в Московской обл. (там были расстреляны более 6,5 тыс. чел.). В наст. время на этой территории располагается скит Екатерининского муж. мон-ря в г. Видное-2 (в 1939-1953 в постройках мон-ря находилась секретная политическая тюрьма центрального подчинения «Сухановка»), освящен храм в честь Новомучеников и исповедников Российских.

Арх.: ЦГАМО. Ф. 5739. Оп. 1. Д. 358. Л.108 об.- 109; ГАРФ. Ф. 10035. Д. П-50068; Д. П-59458; Д. П-60406; Д. П-62115; Д. П-67528; П-72934; Оп. 1. Д. 22817; Архив научно-просветительского об-ва «Мемориал». [Ксерокопия следств. дела Семенова]; Особый спецфонд Информ. Центра ГУВД МО. Ф. 189. Д. СО-40179.

Лит.: Головкова Л . А . Спецобъект «Бутовский полигон»: История, док-ты, восп. // Бутовский полигон. Вып. 1. С. 12-30; она же . Московские расстрелы // Ист. вестн. 2001: (Мат-лы науч. секции «Церк.-ист. краеведение 9 междунар. Рождественских образовательных чтений (Москва, 27 янв. 2001 г.)). № 4 (15). С. 79-92; Каледа К ., свящ ., Алексеев С . Н ., Разумов А . Я ., Головкова Л . А . Последние исследования на Бутовском полигоне // Бутовский полигон. Вып. 4. С. 5-16; Петров Н . В ., Скоркин К . В . Кто руководил НКВД? 1934-1941: Справ. М., 1999; Рогинский А . Б . Послесловие // Расстрельные списки: Москва, 1937-1941: «Коммунарка», Бутово: Кн. памяти жертв полит. репрессий. М., 2000. С. 490-493.

Л. А. Головкова

Бутовский полигон я посещал впервые в жизни. Если честно, я не понимал, что может быть интересного в хождении между могил. Теперь - после прогулки по полигону – я считаю иначе. Мне кажется, что каждый русский человек должен побывать в Бутове, чтобы, по меткому выражению настоятеля бутовского храма, «не наступить снова на те же грабли».

Миша Шамонин был растрелян на Бутовском полигоне в возрасте 13 лет

От 13 до 82

Самому младшему, Мише, было 13 лет. Беспризорник, который украл 2 буханки хлеба. Расстреливать можно было только с 15, поэтому дату рождения ему исправили. И расстреляли. Расстреливали и за меньшее, например, за татуировку Сталина на ноге. Иногда людей убивали целыми семьями по 5-9 человек.

Автозаки (фургоны для перевозки заключенных), в которые вмещалось около 30 человек, подъезжали к полигону со стороны Варшавского шоссе примерно в час ночи. Зона была огорожена колючей проволокой, рядом с местом выгрузки людей, прямо на дереве была устроена вышка охраны. Людей заводили в барак, якобы для «санобработки».

"Черный ворон" - автомобиль для транспортировки заключенных

Непосредственно перед расстрелом их лицо сверяли с фотографией в деле и объявляли приговор. Процедура продолжалась до рассвета. Исполнители в это время пили водку в каменном доме неподалеку. Приговоренных выводили к ним по одному. Каждый исполнитель принимал свою жертву и вел ее в глубину полигона, в направлении рва. Рвы в три метра глубиной, 100 и более метров длиной были специально вырыты бульдозерами во время усиления репрессий, чтобы не тратить время на рытье отдельных могил. Людей ставили на краю рва и стреляли, преимущественно из табельного оружия, целясь в затылок. Убитые падали в ров, устилая дно траншеи. Вечером бульдозер засыпал тела тонким слоем грунта, а исполнителей, обычно уже совершенно пьяных, увозили в Москву. На следующий день все повторялось. За день редко расстреливали меньше 300 человек. К сожалению, имена всех расстрелянных и похороненных на полигоне неизвестны до сих пор. Точные сведения есть лишь за небольшой период с августа 37 по октябрь 38. За этот период были расстреляны 20 тысяч 761 человек.

В раскопе площадью в 12 м2 специалисты обнаружили останки 149 человек

Большинство убитых жили в Москве или Подмосковье, но есть и представители других регионов, стран и даже континентов, которые по своей доброй, наивной воле приезжали в Союз строить коммунизм. Как, например, некий Джон из Южной Африки. Здесь лежат представители абсолютно всех сословий и классов, от крестьян и рабочих, до известных в прошлом людей. Бывший генерал губернатор Москвы Джунковский, председатель второй Думы Головин, несколько царских генералов, а также значительное число представителей духовенства, в первую очередь православного, - по имеющимся сейчас сведениям, больше тысячи человек, включая активных мирян, пострадавших за исповедание православной веры. Из них 330 прославлены в лике святых. «Понятно, что Благодать Божия цифрами не измеряется, но, тем не менее, на канонической территории Русской Православной Церкви пока не явлено мест, где в мощах упокоилось бы большее число угодников Божиих», - рассказывает настоятель храма Новомучеников и исповедников российских протоиерей Кирилл Каледа .

Священномученик Серафим (Чичагов)

Возглавляет сонм бутовских новомучеников митрополит Санкт-Петербургский Серафим (Чичагов). Человек из древнего аристократического рода, давшего отечеству нескольких полярных исследователей и адмиралов. Боевой офицер, за храбрость, проявленную на русско-турецкой войне во время штурма Плевны, награжденный золотым оружием с дарственной надписью от Императора. Впоследствии он стал духовным чадом св. прав. Иоанна Кронштадтского, по его благословению принял сан и стал простым приходским священником. Будущий митрополит Серафим также известен тем, что написал Серафимо-Дивеевскую летопись, благодаря которой был прославлен преподобный Серафим Саровский. В благодарность за написание летописи, митрополит Серафим сподобился явления прп. Серафима. В 37-м году, когда его расстреляли, митрополиту Серафиму было 82 года. Чтобы доставить его в тюрьму, пришлось вызывать скорую помощь и пользоваться носилками - ходить самостоятельно митрополит Серафим уже не мог. Это самый старший по сану и по возрасту из расстрелянных на Бутовском полигоне. По свидетельским показаниям, захоронения расстрелянных и умерших в московских тюрьмах производились на полигоне вплоть до начала 50-х годов.

На месте расстрела – клубничные грядки

В конце 80-х было издано несколько актов о восстановлении памяти погибших в годы репрессий, в том числе постановление Верховного Совета. В нем указывалось, что местные советы народных депутатов и органы самодеятельности должны помогать родственникам пострадавших в деле восстановления, охраны и содержания мест захоронений. На основании актов и закона о реабилитации в начале девяностых в разных регионах были проведены мероприятия по восстановлению памяти репрессированных. Мероприятиями предусматривались архивные исследования, поиск мест захоронения, и приведение их в порядок. Но механизм финансирования актами предусмотрен не был, поэтому в разных регионах закон выполнялся (или не выполнялся) по-разному.

В 1992 году в Москве была создана общественная группа по увековечению памяти жертв политических репрессий под руководством Михаила Миндлина. В тюрьмах и лагерях он провел в общей сложности более 15 лет, и только благодаря своему недюжинному здоровью и сильному характеру остался жив. В конце жизни (ему было уже за 80) он решил заняться увековечиванием памяти жертв террора.

Фотографии некоторых расстрелянных, взятые из их следственных дел, и данные о числе расстрелянных на полигоне Бутово по дням (с августа 1937 года по октябрь 1938 года).

Благодаря обращениям Миндлина в архиве КГБ были обнаружены 11 папок с актами о приведении в исполнение приговоров. Сведения достаточно краткие - фамилия, имя, отчество, год и место рождения, дата расстрела. Место расстрела в актах указано не было, однако на листах имелись подписи ответственных исполнителей. По распоряжению начальника управления КГБ по Москве и Московской области Евгения Савостьянова провели расследование с целью обнаружить места захоронения. В тот момент были еще живы несколько пенсионеров НКВД, которые работали в конце 30-х. В том числе комендант хозяйственного управления НКВД по Москве и Московской области. Комендант подтвердил, что основным местом расстрела являлся Бутовский полигон, и там же производились захоронения. По подписям исполнителей он определил, что они работали именно в Бутове. Таким образом, удалось привязать списки к полигону. Территория захоронений (около 5.6 га в центральной части полигона) на тот момент принадлежала ФСК (ФСБ) и находилась под круглосуточной охраной. Участок был огорожен забором с колючей проволокой и охранялся, внутри были разбиты несколько клубничных грядок и яблоневый сад. Вокруг бывшего полигона расположился дачный поселок НКВД. По инициативе Михаила Миндлина с помощью правительства Москвы на территории полигона был установлен каменный памятник.

Схема основных захоронений

Скромное почитание

Весной 94-ого информацию о существовании полигона группа передала Церкви. Сведения сообщили через внучку митрополита Серафима Варвару Васильевну. В советское время доктор технических наук, профессор Варвара Черная (Чичагова) работала над космическими скафандрами. Именно она создала материал для скафандра, в котором летал в космос Юрий Гагарин. Впоследствии Варвара Васильевна приняла постриг с именем Серафима, и стала первой настоятельницей вновь открытого Новодевичьего монастыря.

Прочитав рапорт о Бутове, патриарх Алексий II поставил на нем свою резолюцию о строительстве там храма-часовни. Восьмого мая 94 года на полигоне был освящен памятный крест и совершена первая соборная панихида по убиенным. Вскоре родственники пострадавших в Бутове обратились к патриарху Алексию II с просьбой благословить их создать общину и начать строительство храма. В 1995 году место захоронений передали Церкви.

Сейчас здесь два храма - деревянный и каменный. «В 89-м, когда мы узнали, что дед был расстрелян (раньше считалось, что он погиб во время войны в лагере), нам и в голову не приходило, что удастся построить на его могиле храм и в нем молиться, - рассказывает о. Кирилл Каледа. – То, что это место было передано Церкви, является, несомненно, милостью Божией, которая дана нам за подвиг, совершенный новомученниками». С 2000 года на полигоне под открытым небом проходят патриаршие богослужения, на которые съезжается несколько тысяч молящихся. Это происходит в четвертую субботу по Пасхе, в день память Новомучеников, в Бутове пострадавших.

Каменный храм является одновременно и частью мемориального комплекса. Внутреннее пространство включает в себя реликварий, в котором хранятся личные вещи убитых: одежда, молитвословы, письма. А в цокольном этаже храма открыт музей: предсмертные фотографии пострадавших в Бутове и вещи, найденные в погребальном рву. Обувь, отдельные детали одежды, резиновые перчатки, гильзы и пули - все это, естественно, находится в ветхом состоянии. Зато фотографии говорят о многом. За холодными цифрами сложно рассмотреть реальные жизни. Но когда заглядываешь в глаза этих, еще живых людей – вот в этот момент история из абстрактной становится личной. На полигоне покоится больше 20 тысяч таких личных историй.

Потомки офицеров КГБ и работников Бутовского полигона живут в дачном поселке по соседству с местом расстрела. Членов бутовской церковной общины дачники называют захватчиками.

Ежегодно Бутово в составе паломнических групп посещает около 10 тысяч человек. К этому можно прибавить небольшое количество единичных посетителей. В целом цифра получается весьма скромная. «Если сравнить с миллионом людей, которые ежегодно посещают одну французскую деревню, сожженную немцами, можно сделать неутешительный вывод, - считает протоиерей Кирилл Каледа. - Мы не покаялись и не осознали тот урок истории, который она по милости Божией в двадцатом столетии нам преподнесла. А урок этот был очень наглядным».

Поклонный крест привезенный водным путем из Соловков и установленный в 2007 году на Бутовском полигоне возле Церкви Новомучеников и Исповедников Российских

Покаяние - это сравнительный анализ

«Наверное, самая большая трагедия, которая произошла с Россией в ХХ веке - это даже не большой террор. Это - уничтожение крестьянства в ходе коллективизации, - говорит о. Кирилл. - Тамбовское восстание, при подавлении которого людей травили химическим оружием, голодоморы, массовые выселения на Север, где условия жизни крестьян были хуже, чем условия жизни заключенных лагерей. Если в лагерях, расположенных там же, заключенным давали хотя бы вязанку дров и пускай баланду, но все-таки горячую, то этим не давали ничего. Их выбрасывали просто так - живите как хотите. Но мы как-то совершенно не задумываемся о том, что эти крестьяне, которые подверглись бесчеловечному уничтожению, получили землю, мягко говоря, не совсем честным путем. Земля, на которой они трудились в конце двадцатых годов, за 15 лет до этого принадлежала совершенно другим людям, которые были убиты, растерзаны, или бежали из страны. Мы можем обсуждать, справедливым ли было распределение земли в России начала ХХ века. Это другой вопрос. Но то, что крестьяне получили землю через разбой и убийства - исторический факт. А через 15-20 лет настал их черед пасть жертвами. Мы говорим сейчас не в политическом плане, а в нравственном и духовном. Я думаю, подавляющее число людей сегодня считает несправедливым распределение собственности, которое происходит в России. И мы просто не хотим задуматься о том, что нас ждет впереди. Именно в этом заключается покаяние - в осознании того, что мы делаем, и сопоставлении с уроками, которые были нам даны».

То есть страдания, которым было подвергнуто крестьянство, связаны с беззаконным получением земли?
- Я этого не говорил.
- Но они могут быть связаны?
- Могут быть. И это осознавали новомученики. В архивно-следственных делах зафиксировано, что на вопрос «ваше отношение к советской власти» очень многие отвечали: «советская власть послана нашему народу за его грехи».
- И сегодня мы рискуем получить нечто похожее?
- Мы молимся о том, чтобы наше отечество жило мирно и в благоденствии. Но меня удивляет духовная слепота народа. Очень обидно наступать на одни и те же грабли два раза.

Как добраться до Бутовского полигона

До полигона можно доехать от станции метро «Бульвар Дмитрия Донского». Непосредственно до полигона доезжает автобус № 18. Этот автобус ходит, начиная с 6-20, с интервалом ровно в час. Последний автобус отправляется от метро в 20-20. В качестве альтернативы можно добраться от метро на любой маршрутке, которая идет по варшавскому шоссе. Нужно будет выйти у поворота на полигон (ориентир - эстакада над «Варшавкой»), перейти по подземному на противоположную сторону шоссе, и далее пройти по аллее Березовая около 800 метров.

Бутовский полигон называют Русской Голгофой. Именно здесь в 1930–1950-е гг. были невинно убиты десятки тысяч людей. Только в период так называемого большого террора, с августа 1937-го по октябрь 1938 г., здесь были расстреляны более 20 000 человек. В Бутово погибли тысячи священнослужителей – от простых диаконов до иерархов Церкви. Одним из самых знаменитых бутовских мучеников был митрополит Петроградский Серафим (Чичагов). Незадолго до своего последнего ареста он пророчески сказал: «Православная Церковь сейчас переживает время испытаний. Кто останется верен ей – тот спасен будет. Многие сейчас из за преследований отходят от Церкви, другие же предают ее. Из истории хорошо известно, что и раньше были гонения, но все они закончились торжеством христианства. Так будет и на этот раз. Православие снова восторжествует. Сейчас многие страдают за веру, но это – золото очищается в духовном горниле испытаний. После этого будет столько священномучеников, пострадавших за веру Христову, сколько не помнит сама история христианства».

1568 г. Первое упоминание о селе Дрожжино. Его владельцем был Федор Михайлович Дрожжин, представитель земского боярства, который при Иване Грозном «был казнен в опричнине». Впоследствии село, а затем сельцо именовалось Космодемьянским – по деревянной церкви, что стояла на погосте на берегу речки Гвоздни (ныне Гвоздянка).

Вторая половина XIX в. Деревня Бутово, которая находилась на 18-й версте старого Варшавского тракта и в одной версте севернее от сельца Космодемьянского, дает название железнодорожной станции и прилегающему к ней дачному поселку.

1880-е гг. На месте будущего Бутовского полигона строится за городная усадьба потомственного почетного гражданина Николая Макаровича Соловьева (имение называлось Косьмодемьянское Дрожжино). Главный усадебный дом был одноэтажным каменным с колоннами по фасаду. Пруды при Соловьеве были вычищены, в них разводили зеркальных карпов. На одном из прудов была устроена купальня и причал для лодок.

1889 г. В имении Н.М. Соловьевым основан конный завод: выстроен превосходный конный двор, у леса устроен ипподром со зрительскими трибунами и двумя вышками для судей. В разные годы здесь содержалось от 80 до 150 лошадей. На конном заводе занимались преимущественно разведением орловских рысаков.

1909 г. Новым владельцем конного завода, а затем и всего имения, переименованного в Бутово, становится Иван Иванович Зимин – представитель известного рода купцов, занимавшихся текстильной промышленностью. Были выстроены добротные деревянные дома для работников, налажено питание, работали прачечная и баня.

1914 г. И.И. Зимин и его племянник – управляющий И.Л. Зимин – уходят на фронты Первой мировой войны. В 1915 г. после ранений оба были демобилизованы, вернулись в Бутово и продолжали вести коннозаводческую деятельность вплоть до Октябрьской революции 1917 г.

1917–1918 гг. Владелец Бутовского имения И.И. Зимин, не дожидаясь конфискации, отдает его государству и уезжает с семьей за границу.

1920 г. Конный завод в Бутове передают Красной армии. Бывший управляющий И.Л. Зимин служит на конном заводе объездчикоми с перерывами до 1934 г. продолжает жить в Бутове.

Конец 1920-х гг. В Бутовской усадьбе размещается сельскохозяйственная колония ОГПУ–НКВД. В начале марта 1934 г. в Бутово на десяти подводах привезли заключенных из бывшей Екатерининской пустыни, где с 1931 г. находилась тюрьма (будущая секретная политическая тюрьма Сухановка). Прибывших поместили вопустевших конюшнях, которые наскоро переделали под тюремные помещения. Вскоре часть заключенных перебросили на соседнюю Щербинку, где в бывшем имении Сушкина был так же оборудован «спецобъект». Заключенные Щербинки были заняты на сельскохозяйственных работах; некоторые имели право выхода за зону и отправлялись за 4 км в Бутово для оформления документов на вывоз продукции: машины, груженные капустой, картофелем, свеклой, всевозможными ягодами и фруктами, отправлялись из Бутова в Москву на Лубянку.

1935–1936 гг. Большинство жителей, занявших бывшее имение Зиминых, выселяют в поселок Чудный, более известный в здешних краях под названием «Подсобное хозяйство», обслуживающее Дом отдыха архитекторов «Суханово». На территории бывшей усадьбы «Бутово» оборудован стрелковый полигон НКВД. Появилась ограда из колючей проволоки, посты с часовыми. Часто слышались выстрелы, иногда стрельба продолжалась много часов подряд.

1937–1938 гг. Старинное имение И.И. Зимина превращается в место массовых расстрелов – Бутовский полигон. В наибольшей степени известно о расстрелах, проводимых по приказу наркома внутренних дел Ежова № 00447. Они начались в Бутове 8 августа 1937 г. За 14 месяцев здесь были расстреляны 20 760 человек. По свидетельству местных жителей, с полигона иногда доносились крики людей.

1938–1945 гг. По непроверенным данным, на полигоне осуществляются захоронения расстрелянных и умерших в московских тюрьмах заключенных.

1943–1945 гг. Поблизости от Бутовского полигона располагается лагерь немецких военнопленных, работающих на строительстве Симферопольского шоссе и на кирпичном заводе.

1946–1953 гг. В поселке Бутовский полигон функционирует закрытая школа для спецслужб дружественных стран Варшавского договора. Нынешние строения Бутова в основном остались от этого времени.

1955–1956 гг. Часть окраинных территорий Бутовского полигона передают под строительство дач высшему офицерскому составу Министерства госбезопасности со строгим предписанием – подвалов под домами не выкапывать.

1960-е гг. Между дачными участками за деревянным типовым армейским забором с колючей проволокой высаживают фруктовые деревья, а просевшие участки земли засыпают бытовым мусором и грунтом.

1970-е гг. Обновляют обветшавший забор вокруг полигона, в восточной части высаживают яблоневый сад. Территория по прежнему находилась в ведении КГБ и строго охранялась вплоть до 1995 г.

1991 г. В архивах находят списки казненных в 1937–1938 гг. Начинается поиск места расстрелов.

1993 г. Установлено, что местом расстрелов 20760 человек, осужденных «тройками» УНКВД по Московской области, был Бутовский полигон. На территории захоронений общественностью Москвы установлен Мемориальный камень в память жертв политических репрессий.

Май 1994 г. На территории захоронений на Бутовском полигоне установлен и освящен Поклонный крест в память о православных клириках, монашествующих, мирянах и всех пострадавших. Начинает формироваться православная община, в которую входят родственники и близкие пострадавших в Бутове и иных местах России и бывшего СССР.

25 июня 1995 г. В походном алтаре-палатке священством Православного Свято-Тихоновского богословского института отслужена первая Божественная литургия на Бутовском полигоне.

1996 г. Возведен и освящен деревянный однопрестольный храм Святых новомучеников и исповедников Российских в Бутове, построенный в русском стиле (архитектор Дмитрий Михайлович Шаховской, сын расстрелянного в Бутове священномученика Михаила Шика).

1997 г. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II проводятся археологические исследования на территории захоронений. Подтверждены факты расстрелов и захоронений на территории Бутовского полигона жертв репрессий. Восстановлена картина функционирования полигона: во рвы, вырытые экскаватором «Комсомолец» (ширина рва около 5 м и глубина около 4 м), сбрасывали тела людей, которые потом засыпали мусором и землей. Общая протяженность 13 погребальных рвов – более 900 м. Приблизительный расчет, основанный на числе человеческих останков во рве, где работали археологи и криминалисты, показал, что численность погребенных в Бутовской земле может превышать 40 000 человек. Настоятелем храма на Бутовском полигоне назначен иерей Кирилл Каледа, внук убиенного в Бутове священномученика Владимира Амбарцумова.

27 мая 2000 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословляет и лично возглавляет Патриаршее богослужение под открытым небом на Бутовском полигоне. В этом же году Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви были прославлены более 100 новомучеников, в Бутове пострадавших. С 2000 г. Патриаршее Богослужение в память Собора Бутовских святых на Бутовском полигоне становится традицией и проходит ежегодно в четвертую субботу по Пасхе.

2001 г. Бутовский полигон постановлением правительства Московской области объявляется памятником истории регионального значения. Государство признало мемориальность и значимость этого места для истории Москвы, Московской области и страны.

2004 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в непосредственной близости от территории захоронений закладывает каменный собор Воскресения Христова и Святых новомучеников и исповедников Российских в Бутове. В закладке принял участие митрополит Восточно Американский и Нью-Йоркский Лавр (РПЦЗ). Правительства Москвы и Московской области, общественные организации начали работы по благоустройству и благоукрашению мест захоронений на Бутовском полигоне. Территория приняла вид, соответствующий святости и значимости данного места.

2006 г. Закончено строительство шестипрестольного двухэтажного соборного храма в память и прославление подвига Святых новомучеников и исповедников Российских (архитектурная мастерская «АРХХРАМ», архитекторы А.Н. Оболенский и М.Ю. Кеслер).

19 мая 2007 г. Освящен новый собор Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II совместно с Первоиерархом Русской Православной Церкви за рубежом митрополитом Лавром в рамках торжеств, посвященных восстановлению канонического общения внутри Русской Православной Церкви. Центральный престол верхнего храма освящен в честь Воскресения Христова, правый придел верхнего храма освящен во имя Святых новомучеников и исповедников Российских, левый придел верхнего храма – во имя святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, как главы Собора новомучеников и исповедников Российских.
Центральный престол нижнего храма, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, посвящен Державной иконе Божией Матери.
Правый и левый приделы нижнего храма пока не освящены. Предполагается, что они будут посвящены сщмч. Серафиму (Чичагову), митрополиту Санкт Петербургскому, в Бутове пострадавшему, и святителю Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому – молитвеннику о всех русских православных христианах, по разным странам в годы лихолетья разбросанных.
В нижнем храме на стенах помещены иконы новомучеников Бутовских по дням их памяти – так называемая «Бутовская минея». Рядом расположен небольшой музей реликварий, в котором представлены личные вещи и святыни, св. новомучеников Бутовских, документы и фотоматериалы первой половины ХХ в.

8 августа 2007 г. Водным крестным ходом от стен Соловецкого Спасо Преображенского монастыря принесен в Бутово и освящен Соловецкий Поклонный крест. Совершено крестное шествие мимо больших и малых городов России по Беломорско Балтийскому и другим каналам, построенным руками безвинных страдальцев.

30 октября 2007 г. В День памяти жертв политических репрессий Бутово посещает Президент России В.В. Путин. Святейший Патриарх Алексий II совершил литию по погибшим в те годы. Первоиерарх и Президент РФ обошли территорию захоронений, возложили цветы к Поклонным крестам.

31 мая 2008 г. В день Собора новомучеников, в Бутове пострадавших, который празднуется ежегодно в четвертую субботу по Пасхе, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении священнослужителей Москвы и Московской области совершил Божественную литургию на Бутовском полигоне.

23 мая 2009 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершает Божественную литургию на Бутовском полигоне.

1 мая 2010 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавляет служение Божественной литургии под открытым небом на Бутовском полигоне вблизи храма Новомучеников и исповедников Российских.

2011 г. В храмах Бутовского полигона продолжают возносить молитвы ко святым новомученикам и исповедникам российским, чтить память всех пострадавших в годы безбожных гонений. На сегодня Собор Бутовских святых включает 329 человек.

Подготовил материал Иннокентий Кулаков.

Чем крупнее ложь, тем больше людей в нее поверит

Геббельс


Много говорят сейчас об этом месте.

Введен уже в обращение термин "Русская Голгофа", любой желающий может погуглить и найти миллион ссылок по этому вопросу, от сухой документалистики до желтизны разного уровня.

Я раньше о полигоне тоже ничего не слышал, а исторический этот период меня всегда интересовал, поэтому, услышав краем уха, решил подробнее полазать в сети, посмотреть.

Ну и проработал достаточное количество материала, чтобы увидеть, что все они списаны под копирку: везде повторяется, что " Только по официальным данным в период с августа 1937 г. по октябрь 1938 г. здесь расстреляно 20 765 человек", (хотя по другим данным, кстати, лежащим на сайте, посвященном Бутову же - "по Москве и Московской области было приговорено за период с 1935 по 1953 год к высшей мере наказания 27 508 человек"), везде говорится, что для захоронения такого количества людей бульдозером (кое-где - экскватором, а в одном месте описывается даже некий гибрид "бульдозер-экскаватор", приводится даже его название - "Комсомолец" (что уже явная выдумка - моделей таких не было, а имена собственные экскаваторам уж точно не давали,) выкапывались специальные рвы, везде сообщается, что "в день расстреливали по 200, 300, 500 человек. Рвы заполнялись постепенно. Очередная партия присыпалась тонким слоем земли, а на следующий день всё повторялось", а сами засыпанные рвы хорошо видны на фотографиях аэрофотосъемки.

Одни и те же факты, одни и те же цифры, в общем, источник явно один и тот же, скорее всего, это книга "Бутовский полигон. 1937-1938". М., Институт экспериментальной социологии, 1997.

Хотя кое-кто (в целом, не сомневаясь ни в цифрах ни фактах), все-же замечает несообразности и пытается посчитать (чистая математика): "Приведение приговоров в исполнение в Бутове осуществляла одна из так называемых расстрельных команд. По словам и.о. коменданта, в нее входило 3-4 человека, а в дни особо массовых расстрелов число исполнителей возрастало. Специальный отряд, по словам шофера автобазы НКВД, состоял из 12 человек. Допустим, что было задействовано максимальное количество исполнителей - 12 человек. Значит, каждому из них удавалось убить 46-47 человек. Приговоренных не "косили" очередями, нет: их каждого по отдельности расстреливали в затылок. Сколько времени могла занять эта процедура - вывод из бараков по два, непосредственно выстрел, возврат к бараку за новыми обреченными на смерть? Возьмем минимальное время 10 минут. Итак, на расстрел 46-47 приговоренных исполнитель тратил 470 минут - это почти 8 часов непрерывных убийств!"

Объясняется это просто - водку пили литрами, поэтому восемь часов подряд так метко и стреляли. Верится, конечно, с трудом - глушить водяру целый рабочий день, да еще при этом все это время ловко управляться и со стрелковым оружием и с трезвым заключенным, это да. Не говоря уже об алкогольной интоксикации и белой горячке - видимо, только ежовские НКВДшники могли бесперебойно функционировать в таком режиме целый год.

Вообще, сомневаются в цифрах многие, но сами себя потом и поправляют: "В Бутово расстрельщиков работало четверо. Но вот, скажем, 28 февраля 1938 года на полигоне расстреляли 562 человека. Трудно представить, чтобы каждый так вот, «в затылок», убил больше 140 человек ", ведь кто желает поверить - поверит: "Значит, либо подмога была, либо автоматы".

Я не спец, могу ошибиться, но насколько знаю, автоматы как таковые на вооружении Красной Армии появились только года с 1941, пистолет-пулемет Шпагина (ППШ) - в 1941-1942 году, а до того НКВД могло использовать разве что автоматическую винтовку Федорова, но, опять таки, насколько мне известно, с СССР она не производилась, на вооружении в НКВД стояли только "пистолеты (маузеры)", а "Оперативный состав НКВД, оперативный и командный состав милиции должны были иметь на вооружении трехлинейную винтовку, пистолет и 2 ручные гранаты. Рядовой состав вооружался трехлинейной винтовкой и 2 ручными гранатами."

И, конечно, аппетиты растут: "20-тысячный список считается неполным, говорят, что здесь были расстреляны сотни тысяч, рассказывает директор Мемориального научно-просветительского центра «Бутово» Игорь Гарькавый" - и в некоторых публикациях уже смело говорят, что на Бутово лежат сотни тысяч расстрелянных.

Ну, Гарькавого можно понять, сейчас Бутово - это его работа, он деньгу из бюджета на это дело вполне умело жмет: "Для начала пришлось остановить строительство здесь, в Дрожжино, микрорайона из нескольких многоэтажных домов... было принято решение о сохранении этого места как исторического памятника...готов проект благоустройства и озеленения памятника «Бутовский полигон»... надо будет решать вопрос о финансировании работ по благоустройству. Этот вопрос поставлен перед объединенной коллегией Правительства Москвы и Московской области. Если говорить о том, что мы сейчас уже реально могли бы делать при наличии средств, то можно было бы всерьез приступить к благоустройству территории... Требуются деньги на ремонт, а фактически восстановление, сохранившегося флигеля усадьбы. Мы предполагали именно в этом здании организовать музей. Необходимы средства и для нашей архивной работы, текущей работы, потому что нужны и расходные материалы, и техника, и хоть какие-то зарплаты людям... Чем глубже мы прорабатываем этот проект, тем больше пока возникает проблем. Причем в основном чисто бытовых. Необходимо решить вопрос о коммуникациях: в первую очередь электричества. Надо вести газ, все надо менять."

В общем, хотя "О Бутове, как о месте массовых расстрелов и захоронений, не было сказано ни слова ни во время "бериевской реабилитации", ни в "хрущёвскую оттепель", а также нигде не было "ни одного документа, ни одного приказа, хотя бы косвенно подтверждающего существование спецобъекта Бутово"но какой-то информационный вброс все таки произошел, и вот с него методом испорченного телефона информация и распространяется. Вопрос - сорри за рифму - откуда вброс? И зачем? Мало, что ли, и так было наколбашено в тридцатые? Зачем и кому стало необходимо усугубить?

Итак, "В Центральном архиве ФСБ существует фонд № 7, содержащий акты о приведении приговоров в исполнение, в который никто до 1991 года не заглядывал. Именно там Группой Мозохина были найдены документы, указывающие на то, что в 1921-1928 гг. захоронения жертв репрессий производились в самом центре Москвы на территории Яузской больницы, с 1926 по 1936 гг. - на Ваганьковском кладбище, а с 1935 по 1953 гг. - частично захоронения, частично кремация расстрелянных осуществлялась в московском крематории на Донском кладбище. В этих документах имелись четкие указания комендантам кладбищ (которые в числе многих других коммунальных служб, входили тогда в систему НКВД). Картина была такова: по каждому факту захоронения или кремации шла докладная записка, в которой просили принять столько-то трупов (примерно 10-20 в день) с перечислением фамилий".

Так, понятно. Учет и контроль. Однако объемы не те. Мало кровожадности. И тут "В 1991 году стараниями общественной группы под руководством М. Миндлина были обнаружены расстрельные списки осуждённых к казни с отметками о приведении приговоров в исполнение". Или так: В конце 1991 года в архиве Московского управления МБ были обнаружены неизвестные ранее, не стоявшие на учете 18 томов дел с предписаниями и актами о приведении в исполнение приговоров о расстрелах 20675 человек в период с 8 августа 1937 по 19 октября 1938 года.

В другом месте: "И только в конце 1991 года в архиве Московского управления КГБ были обнаружены неизвестные ранее и нигде не зарегистрированные материалы. Точнее — 18 томов дел с предписаниями и актами об исполнении приговоров о расстрелах 20 675 человек с августа 1937 по октябрь 1938 года... Один из «ветеранов» НКВД, фамилию которого могущественное ведомство открывать не захотело, удостоверил их подписи и подтвердил наличие «спецобъектов» в Бутово и в «Коммунарке»".

"В рассекречивании Бутовского полигона не обошлось без журналиста: им оказался А.А. Мильчаков, сын репрессированного первого секретаря ЦК ВЛКСМ А.И. Мильчакова", который "нащупал" полигон, "исходя из простой логики" - типа, расстреливали миллионами, а на территории Донского всех не уложишь, где-то надо было хоронить расстрелянных.

А тут и дача Ягоды в Бутово, а также дом отдыха НКВД, а также стрелковый полигон НКВД - вот оно, все срастается.

Ну, Мильчаков и сделал телерепортаж (когда - неясно, но полагаю, тоже году в 1991, кто помнит тогдашнюю волну, все поймет - дорога ложка к обеду).

Документов, как я понял (18 томов), кроме группы исследователей никто не видел, хотя списки расстрелянных выложены в сети, или тут (не сканы, правда, а в формате Word).

Вот и все документы. В формате Word. И больше всего ссылок (кто не поленится погуглить самостоятельно, убедится сам) - на слова неназванных "местных жителей" и на то,что группе рассказал некий "Сотрудник Центра общественных связей ФСБ, в прошлом зам. начальника Группы реабилитации, полковник ФСБ М. Е. Кириллин" (речи этого полковника вообще кочуют из публикацию в публикацию? любопытно, реальная ли это личность вообще, и если да, то где он сейчас - не в Америке ли или Британии, как его коллеги Суворов и Калугин).

Журналисты, как водится, живописуют: "Сотни людей...молча бродят по узким тропинкам между тринадцатью засыпанными рвами, заметно выделяющимися на фоне земли. Двадцать тысяч немых черепов под этой землей, двадцать тысяч неприкаянных душ среди этих редких деревьев..."...

А с другой стороны, известно, что "В 1997 г. выполнены частичные археологические исследования: был вскрыт один из погребальных рвов. На площади всего в 12 кв.метров обнаружили захоронения в пять слоев; специалисты насчитали тут останки 149 человек. Большую работу по обнаружению рвов провели летом 2002 г. Специалисты выявили и нанесли на карту 13 погребальных рвов. Но исследования не закончены, не найдены еще ответы на многие вопросы".

Казалось бы, надо же ответить на эти вопросы! Не все же ссылаться на слухи, на слова безымянных "бывших шоферов НКВД", на 18 томов "ранее неучтенных архивов", которые никто кроме "общественной группы под руководством М. Миндлина", как я понял, и не видел, и которые уже изданы шеститомным архивом.

Ведь если, как пишут, и в самом деле в день расстреливали до полутысячи человек, так надо проводить эксгумацию, перезахоронение, в общем, предоставлять миру - доказательства, а убиенным - достойное упокоение.

Ведь - "Тринадцать рвов, доверху заполненных, как грязью, мертвыми людьми".

Хотя никто не собирается этого делать, как я понял, а сразу будут строить музей и мемориальный комплекс, особо не разбираясь, что там происходило.

Может потому, что "

А были обретены останки конкретных людей?
- Нет. Для этого нужно, видимо, проводить какие-то очень сложные исследования. Судя по тому раскопу, который делался в 1997 году, там нет цельных останков, скажем, скелета человека. Там все перемешано... Заваливали рвы чем угодно, мусором.".

Мусором. От 20 до 100 000 жертв оказались засыпаны мусором так, что нашли только 149 человек. Объясняется так:"идентифицировать отдельные останки сейчас просто невозможно: казненные лежат столь плотно, что проводившие недавно раскопки археологи на двенадцати квадратных метрах обнаружили останки 149 человек".

Нашли 149 на 12 метрах, потом, как я понимаю, умножили эту цифру на примерную площадь рвов, вот и сошлась задачка с ответом, который был подсказан группой Миндлина. Почему то вспоминается случай с обнаружением очередного места массового захоронения (не могу найти ссылку, но история в сети известная, ее многие должны помнить), по поводу которого сразу же было заявлено - вот оно, еще одно свидетельство преступлений НКВД (а там детские останки нашли, женские и т.п.) - в общем, только собрались ставить очередной памятник жертвам, как выяснилось, что это чумное захоронение тринадцатого века.

В Бутово же уже создан Мемориальный центр «Бутово», ведутся работы по "созданию мемориального комплекса на месте бывшей спецзоны НКВД-ФСБ "Бутово", а также пишут, что "Создается База данных «Жертвы массового террора, расстрелянные на Бутовском полигоне НКВД в 1937-1938 гг. При поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант № 06-01-12140в) создается уникальное программное обеспечение. Ведется работа по оцифровке документов и фотоматериалов. Готовится публикация этой Базы данных в Интернете", но мне почему-то кажется, что слово "грант" тут ключевое и рассчитывать на появление в сети оцифрованных документов, подтверждающих в Бутово массовые расстрелы в таком объеме, особо рассчитывать не стоит.

Особенно, когда, уже зная про "неожиданно найденные" 18 томов, недокументированные рассказы неизвестных очевидцев и полковника М. Е. Кириллина, читаешь, что ФСБ выделила этот полигон Патриархии чуть ли не добровольно, причем, сперва не хотели, но потом "Неожиданно быстро эти вопросы разрешились", а потом и "на средства Московского правительства в Дрожжино была практически заново построена дорога от Варшавского шоссе. Сюда был пущен автобус, налажено рейсовое сообщение. Этот рейс был организован именно для того, чтобы люди приезжали на место захоронения", то становится ясно, что дело санкционировано с самого верху, самым ярким свидетельством чего является даже не ФСБ, а то, что Лужков отступился от постройки там жилого микрорайона.

Вот уже и "Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II заложил в Бутове новый каменный храм", ну и "Путин поклонился жертвам «русской Голгофы»".

Что то кажется, что вся эта жуткая история с полигоном есть очередной антисоветский миф, к тому же призванный покрепче связать СССР и гитлеровскую Германию. Не зря ведь почти во всех публикациях упоминаются такие узнаваемые детали, как собственно рвы, машины-"душегубки", в которых газом травили заключенных (да-да, нам рассказывают, что НКВД это делало еще до войны, до фашистов), а также такие факты, что перед расстрелом заключенных раздевали догола и потом расхищали вещи - все как в фашистских концлагерях, просто знак равенства ставь, не говоря уже о том, что вся суть под копирку напоминает Катынское расстрельное дело, по поводу которого немало уже сломано копий.

Ведь уже почти официально: " Бутовский полигон - одно из крупнейших в Европе мест массовых расстрелов и захоронений жертв политических репрессий".

И, конечно, "Наша короткая память и отсутствие покаяния за грехи коммунизма, как это было в постфашистской Германии неминуемо ведет Россию к новому 1937 году".

В общем, к делу, я все это к тому, что: у кого нибудь есть информация по полигону - кроме той желтизны, слухов и цифры 20 765, в общем, того, что повсюду в интернете лежит и распространяется под копирку из одного и того же сомнительного источника? Кто-то уже подвергал информацию научному анализу? Критически пытался ее осмыслить и, может быть, проверить (мой текст, конечно, ни на что подобное не претендует - нет ни времени ни умений, просто тема заинтересовала). Если есть инфо, поделитесь, плиз.

Нисколько не сомневаюсь, что в тридцатые творился жесткий беспредел, ни малейшим образом не желаю преуменьшить размер этой трагедии, но хотелось бы узнать - не фальсификация ли вся эта история с полигоном.

Хотелось бы уточнить.

Чисто для себя. Пока что.

По здравому размышлению мне все больше кажется, что история с полигоном - геббельсовщина чистейшей воды. Слишком уж все аккуратно складывается в официальной версии и слишком много незакрытых вопросов остается по существу.

Не верю я, что четыре (и даже 12) человек могли развернуть такую бойню, пользуясь одними наганами. Не верю, что на расстрелы заключенных возили в Бутово; это и сейчас то окраина, а в 1937 году, когда Москва была раз в пять меньше, а дороги раз в пять хуже, никто не стал бы еженощно гонять автозаки в такую даль (одной дороги часа на три в два конца, плюс бензин, плюс амортизация). Приговоры приводились в исполнение в подвалах и внутренних дворах тюрем, тому есть тонны документальных свидетельств, а трупы вывозили на ближайшие спецкладбища - не исключено, что одним из них и было Бутово, и там действительно захоранивали заключенных в течении тридцати лет, но между массовым захоронением и массовым расстрелом все-таки есть разница, да?

Не верю, что эти так часто упоминаемые рвы были выкопаны специально для расстрелов - Бутово официально являлось стрелковым полигоном, а на каждом оборудованном стрелковом полигоне обязательно наличествуют фортификационно-окопные сети, для натаски солдат в условиях, приближенных к боевым. Байки, что на стрелковых полигонах испытывают какие-то новые виды оружия - это все желтуха, такие испытания хоть и бывают, но в 99 процентах случаев стрелковый полигон служит для учебных стрельб и обкатки солдат. Отсюда и окопные линии, которые, как я думаю, с наступлением войны и приближением немецких войск к столице были усилены и переоборудованы для боевых действий уже как линии обороны. После войны их, видимо, частично засыпало с течением времени, а частично они были использованы как мусоросборники (отсюда и мусор во рвах). Нельзя забывать, что в районе полигона находилась ранее усадьба, а потом - склады НКВД и дом отдыха НКВД, поэтому какая-то часть засыпанных рвов может быть просто следами прокладки коммуникаций - газ, вода, канализация. В общем, пока не будут предъявлены останки со следами пуль, а также какие-то вменяемые документы по расстрелам на Бутово, историю можно подвергать сомнению. По массовому захоронению в Катыни, скажем, существуют целые библиотеки, фототеки и даже уже видеотеки, а по Бутово - как я понял, никаких документов, кроме упомянутого сборника "Бутовский полигон. 1937-1938".

Кстати, по поводу массовых захоронений - кто-нибудь из журналистов хоть попробовал задуматься, что гекатомба такого масштаба (да еще, как пишут, присыпанная "тонким слоем земли") - это гарантированная эпидемия в районе? Сколько над полигоном должно висеть ворон, сколько псов и диких животных должны приходить разрывать могилы какие полчища крыс должны поселиться на пиршестве, какой запах должен стоять на километры вокруг, и как быстро в глобальной могиле прорастет чума, разносимая грунтовыми водами - и все это рядом со столицей? И сколько хлорной извести надо высыпать во рвы, чтобы этого избежать - какой уж тут "тонкий слой земли", по вычитанным мной где-то санитарным нормам действий по предупреждению эпидемий при выполнении массовых захоронений (братских могил) во время войны, на килограмм трупного веса должно быть всыпано не менее 100 грамм хлорной извести, а вблизи населенных пунктов - полкило. Посчитаем объемы доставки хлора в Бутово?

И пока нет официальных результатов эксгумации - со следами пулевых отверстий, углеродным анализом останков (чтобы убедиться, что захоронение не тринадцатого, скажем, века, а также не бандитский схрон девяностых для трупов заложников), а также гильзами и т.п. - для проверки вооружения, из которого были сделаны выстрелы, ведь по большому счету, немцы там тоже были, и боевые действия там были, так что кем являлись 149 обнаруженных человек и кто их убил, еще надо бы установить), - в общем, пока все базируется на таком шатком фундаменте, доверия вся эта история вызывает немного.

Задокументированы, по сути, только приведенные фамилии (а также - как говорят, биографии и сводки из приговоров расстрелянных), и, я думаю, они все настоящие - только вот откуда и из каких документов они взяты, пока что не очень понятно - ведь по Москве и Московской области было приговорено за период с 1935 по 1953 год к высшей мере наказания 27 508 человек, а за весь 1938 год по всей стране - около 700 000, так что фамилий хватит не на один полигон.

А покамест мне кажется наиболее вероятной такая теория: после августовского путча 1991 года, на волне антисоветизма и разрушения всех институтов СССР и его идеологии, "мемориальцам", которых вообще всегда используют втемную, были подкинуты эти "неожиданно найденные 18 томов", а также подтверждения событий, которые сделали неназванные лица, а также профессиональные дезинформаторы. Инспирировано это было Ельцинской мафией в целях поддержки идеологического обоснования их махрового антисоветизма, который, в свою очередь, был первым шагом к личному обогащению. Однако на том этапе Ельцин справился и без Бутова.

К 1993 году идея в целом была ясна. И вторая волна бутовской истории приходится как раз на время, последующее расстрелу Дворца советов и появлению термина "красно-коричневый", Марк Дейч тогда писал статьи, начинавшиеся словами "как известно, фашизм и коммунизм - это одно и то же" (сейчас он уже выражается скромнее), в общем, информация о том, что палачи НКВД переплюнули палачей СС, пришлась очень кстати.

Ну, а очередной ренессанс Бутовская эпопея получила году к 1995, когда Ельцин избирался на второй срок (кто помнит еще "голосуй сердцем"), и когда СССР рисовался в таких красках и такими геббельсовскими методами, что было даже жутковато. Почему тогда не произошел глобальный вброс информации, что в ближнем Подмосковье найдены гекатомбы такого размаха, я не знаю - скорее всего, просто не успели подготовить материал, чтобы он воспринимался более целостно. Ведь даже и сейчас, спустя десять лет работы, как видим, даже беглый взгляд заставляет задать массу вопросов. А может, нашлись другие, более действенные методы, или просто от идеи отказались по другим причинам.

Однако то, что этот проект не раскручивается так, как мог бы, но и не закрывается (а мы понимаем, что Лужков там с удовольствием построил бы жилой микрорайон, вне зависимости от того, сколько людей там похоронено) говорит о том, что его придерживают, как козырь на будущее. На всякий случай. Тем более, время идет, народ глупеет, манипулировать им становится все проще и еще через пять-десять лет никто вообще не задастся ни малейшим вопросом, был ли мальчик.