Ребенок не хочет идти в школу. Ребенок не хочет учиться: советы психолога, как помочь ребенку, что делать родителям

В России, да и по всему миру, родители нередко жалуются, что ребенок не хочет учиться. Советы психолога по разрешению данной ситуации способны помочь исправить положение. Но только далеко не каждый родитель готов следовать тем или иным указаниям. Чаще всего на практике детей просто заставляют учиться всеми способами, порой не совсем гуманными. Поступать так явно не стоит. Ведь к каждому ребенку необходимо найти индивидуальный подход. И тогда получится добиться успеха в любых начинаниях. Учеба не исключение. Так как быть, если дети отказываются и не хотят учиться?

Без эмоций

На самом деле однозначного ответа нет. И дать его не получится. Каждый ребенок - это индивидуальность. Соответственно, в том или ином случае у изучаемого явления будут свои мотивы. Скрытые или очевидные - это не столь важно. Главное - их наличие.

Что делать, если ребенок не хочет учиться? Первый совет, который будет дан любым психологом, - это сохранять спокойствие. И оценивать ситуацию, анализировать происходящее и поведение детей без лишних эмоций.

Зачастую тема учебы воспринимается родителями болезненно. Можно услышать возгласы: "Как так, не хочет учиться? Да я ему...". Дальше, как правило, следует наказание или любой другой прием принуждения ребенка сесть за учебники. Отмечается, что подобное поведение не пойдет на пользу. Наоборот, оно лишь навредит. Причем и родителю, и ученику.

Сбор информации

Ребенок не хочет учиться? Советы психолога относительно данной ситуации нередко направлены именно к родителям. От их поведения зачастую зависит то, насколько дети стремятся к получению новых знаний.

Перед тем как бить тревогу, а также придумывать способы, которые могли бы заинтересовать или принудить несовершеннолетнего к более внимательному и ответственному отношению к учебе, рекомендуется собрать как можно больше информации о жизни школьника. Даже если родителям кажется, что они и так все знают. Обычно на практике оказывается, что это не так.

Почему дети не хотят учиться? Причины могут быть разными. И чем больше родитель узнает о жизни ребенка в школе, о его чувствах и переживаниях, тем быстрее получится разрешить ситуацию.

Трудности

Теперь немного о наиболее распространенных вариантах развития событий. У каждого действия, как уже было сказано, есть свой мотив или причина. Именно так гласит психология. Ребенок не хочет учиться?

Первой причиной, почему так происходит, являются трудности. Учеба - это детский аналог работы. И школьнику нередко приходится тяжко. Порой трудности в обучении, с которыми сталкивается ребенок, превосходят трудовые взрослые будни. А с учетом того, что дети не умеют еще бороться и не обладают особой стрессоустойчивостью, масштаб проблемы приобретает огромные размеры.

Может быть, ребенок просто плохо усваивает материал, не справляется с заданиями. Отсюда и нежелание учиться. Это вовсе не значит, что ребенок плохой. И данную истину должен запомнить каждый родитель.

Зачастую подобная проблема возникает при переводе из одной школы в другую. Вызвано это разницей в школьных программах, а также в преподавателях. Ребенок не хочет учиться? Советы психолога нередко подчеркивают, что детям необходимо помогать справляться с трудностями обучения.

Как именно? Можно:

  • сменить школу;
  • поменять учителя;
  • нанять репетитора;
  • самостоятельно заниматься с ребенком (но без лишних эмоций, это важно).

Иногда самым лучшим решением является ожидание. Как только ребенок освоится в школе, сможет справляться с заданиями и трудностями, у него появится желание к получению новых знаний.

Скука

Что делать, если ребенок не хочет учиться? Не паниковать и не выходить на эмоции - это главное. В остальном ситуация вполне разрешима. Особенно если речь идет о младших школьниках.

Вообще, учеба - это весьма скучный процесс. Родители, которые сталкиваются с нежеланием детей обучаться, нередко сетуют: "Это же так интересно!". Как правило, такие люди просто забывают себя в школьном возрасте.

Как уже было сказано, учеба - это аналог работы. Может быть, ребенку просто скучно на уроках? Например, ввиду большего количества знаний. Или, наоборот, дети отстают по программе, из-за чего на занятиях они ничего не могут понять. Отсюда появляется скука. Это нормальное явление.

Бороться с ситуацией предлагается несколькими путями:

  • сменой школы;
  • перевод ребенка в более "сильный" класс;
  • репетиторство и занятия по индивидуальной программе.

Как только ребенку станет интересно учиться, он будет делать это с удовольствием. Так устроен человеческий организм. Следует всегда помнить, что дети - это не взрослые. У них понятие "надо" еще не до конца сформировано. Поэтому в школе должно быть интересно.

Конфликты

Ребенок не хочет учиться? Как ему помочь? Все зависит от ситуации. Как уже было сказано, важно выявить причину изучаемой проблемы. А их немало.

Нередко желание учиться и ходить в школу отбивают конфликты. Например, с одноклассниками или учителями. В первом случае все труднее, чем кажется. Конфликты с одноклассниками иногда разрешаются быстро и самостоятельно. А в некоторых случаях они ставят в замешательство даже психологов. Поэтому зачастую, если у ребенка затяжные проблемы с "коллегами" по классу, приходится или переводить малыша в другой класс, или вовсе менять школу.

А вот при конфликтах с учителями можно исправить положение. И заниматься этим должны родители. Важно выяснить причину "ссоры", а затем уже предпринимать какие-либо действия. Обычно люди просто меняют педагога. Но иногда можно просто поговорить с учителем и повлиять на него. Бывает и так, что ученики и педагог "не сошлись характерами". Такой вариант ставит в замешательство и психологов, и родителей, и руководство школы. Как уже было сказано, обычно просто принимается решение о смене учителя.

Потребности

Современные дети не хотят учиться - такой факт приводят многие эксперты. Причем распространяется проблема на детей разных возрастов. Все чаще и чаще встречается отсутствие интереса к новым знаниям у малышей-дошкольников.

Всему есть свое объяснение. Почему ребенок не хочет учиться? Причины, как можно было заметить, разнообразны. Если говорить именно о современном поколении, то, скорее всего, у них просто нет потребностей в новых знаниях.

А вот истоки такого явления - прогресс в области современных технологий. Дети всех возрастов становятся зависимыми от гаджетов. Техника и игры - вот то, чего хотят даже дошкольники. У них просто нет желания изучать, только созидать.

Вообще, зависимость от гаджетов лишает детей любознательности. Если ребенок не хочет учиться писать, а также просто ходить в школу, получать новые знания - это вина современных родителей. Единственный совет, который дают психологи, - не допускать зависимости от гаджетов и современной техники, не приучать детей к смартфонам и планшетам с пеленок. А если зависимость уже имеет место, придется бороться с ней. Но сразу лишать ребенка компьютера, телевизора, планшета, телефона и прочих "прелестей" современных технологий нельзя. Это только усугубит ситуацию. Важно аккуратно ограничивать детей во времени, проводимом с гаджетами.

Здоровье

На самом деле, если ребенок не хочет учиться (первый класс или любой другой - это не так принципиально), проблемы способны скрываться в менее очевидных нюансах жизни человека.

Малыш или подросток быстро утомляется даже от простых заданий? Он устает очень сильно, не прикладывая особых усилий к тем или иным вещам? Не исключено, что родителям придется бить тревогу. Ведь подобное поведение - это следствие проблем со здоровьем. Именно о данной причине родители, как правило, забывают.

Соответственно, как только ребенок будет на все 100% здоровым, желание и потребность в новых знаниях появится. Но это только в том случае, когда нет иных причин изучаемой проблемы.

Нагрузка

Школьная программа - "величина" непостоянная. Она все время меняется. Точно так же, как и нагрузка в школе. Данный факт должен учитывать каждый родитель. Школьная программа в современных школах значительно отличается от той, что была в советские времена.

Ребенок совсем не хочет учиться? Подобное поведение зачастую является явным признаком усталости. Рано или поздно каждый утомившийся человек "перегорает". Ему нужен отдых. Лишь в данном случае получится вернуть стремление к учебе и новым знаниям.

Родители должны сделать все, чтобы снизить нагрузку на ребенка. Это вовсе не значит, что придется делать за школьника все домашние задания. Но вот помогать и поддерживать своего ребенка, позволять ему после школы отдохнуть и расслабиться - это обязательно.

Интересный факт: иногда желание учиться "отбивает" нагрузка, которая ложится на ребенка уже после школы. Например, разнообразные секции и кружки, а также работа по дому, помощь родителям (скажем, присмотр за младшими братьями и сестрами). Разгрузить ребенка необходимо во всех смыслах. Пока школьник устает, у него не появится желание учиться.

Неумение концентрироваться

Разумеется, немаловажным фактором влияния на поведение ребенка считается возраст малыша. Его придется учесть. И смириться. Ведь взросление - процесс поэтапный и долгий. В том или ином возрасте существуют свои особенности. Они зачастую сопровождаются проблемами и неудачами. В том числе и в школе.

Ребенку 6 лет? Не хочет учиться? Не следует ругать новоиспеченного школьника, но и оставлять ситуацию без внимания тоже не нужно. Важно понимать, что в 6-7 лет дети еще попросту не умеют концентрироваться долго на чем-либо. Разве что на игре. А вот сидеть по несколько часов и слушать учителя - это задача не из простых для малыша.

Психологи и ученые уверяют, что нормально воспринимать информацию на уроке, а также полноценной учиться дети могут лишь к 12 годам. Примерно в этом возрасте у ребенка появляется "выдержка", он учится долго сидеть неподвижно и слушать, вникать в суть рассказа. Требовать подобного от младшеклассника нельзя.

Переходный возраст

Ребенок (13 лет) не хочет учиться? Проблема эта распространена по всему миру. Родители подростков нередко отмечают, что их дети просто перестают стремиться к учебе и знаниям. Они "съезжают" по оценкам, не делают домашние задания и даже прогуливают уроки!

К сожалению, большинство мам и пап выбирают не самую правильную тактику поведения, чем еще больше вредят. Ведь в 12-13 лет начинается половое созревание, новый этап становления личности. Период бунтарства и несогласия. В переходном возрасте проблемы с учебой - нормальное явление.

Родителям важно в этот момент не "наседать" на ребенка, а помочь школьнику справиться с трудностями переходного возраста. Такой прием способствует сохранению отношений с детьми, а также улучшает успеваемость. Можно нанять репетитора, но без фанатизма. У детей в любом возрасте должно быть время на отдых.

Мотивация

У любого процесса, как уже было сказано, есть свои причины. Для детей, как и для взрослых, важна мотивация. Живой организм не станет заниматься чем-либо, если у него нет в этом потребности и мотивов.

Соответственно, родителям важно "подогревать" интерес ребенка к обучению. Очень часто на практике встречаются ситуации, когда за неудачи наказывают, а успехи воспринимаются как должное. Подобное поведение со временем приведет к тому, что ребенок не захочет учиться дальше. Также психологи отмечают, что некоторые мамы и папы хорошие оценки не считают за достижение и даже за должное явление, а вот плохие отметки сулят школьнику серьезными последствиями.

Да, в любом действии родителей должна быть строгость и серьезность, но в меру. Психологи советуют поставить себя на место ребенка: если нет никакой мотивации к выполнению тех или иных задач, будет ли взрослый исполнять их? Нет. Вот и дети точно так же себя ведут.

К счастью, мотивировать ребенка к обучению можно. Но к каждому школьнику нужен индивидуальный подход. Для кого-то неплохой мотивацией могут стать дополнительные карманные деньги, кому-то достаточно просто похвалы или семейного ужина, сладостей в качестве награды за успехи, а некоторых мотивируют покупки. В частности, крупные. Но такой вариант хорош для больших успехов. Например - закончишь четверть с отличием, получишь игровой компьютер последней модели. Главное - всегда держать слово и не обманывать ребенка.

Нередко родители считают, что наказания и "ремень" - вот главная мотивация к учебе. Если ребенка держать в страхе, то он будет учиться даже через силу, преуспевать и добиваться прогресса. На самом деле подобное поведение приведет к разрушению контакта со школьником, иногда даже на всю жизнь. Поэтому не следует выбирать подобную тактику поведения.

Контроль

Последний вариант развития событий встречается тоже весьма часто. Ребенок не хочет учиться? Советы психолога указывают на то, что детям важно давать отдыхать, мотивировать их к обучению без запугивания и устрашения, без пренебрежения. Но вместе с этим важно помнить одну истину - меньше контроля.

Дело все в том, что излишний контроль за успеваемостью ребенка приводит к тому, что детям не хочется учиться. Особенно, если все "вертится" вокруг учебы и учебного процесса. Ребенку начинает казаться, что для родителей важно только обучение. А все остальные сферы жизни, чувства и переживания детей - это пустяк. Поэтому желание к обучению пропадает вовсе. Иногда на восстановление оного приходится тратить десятилетия.

Иногда родители вовсе контролируют каждый шаг школьника, тем самым возлагая на себя ответственность за все действия ребенка. Это неправильно. Такое поведение лишь отбивает желание к учебе и получению новых знаний. Отныне понятно, что делать, если ребенок не хочет учиться. Главное помнить, что наказания и ругань - это вовсе не то, что поможет исправить положение в большинстве случаев.

Теперь вы понимаете, почему дети не хотят учиться? Причины настолько разнообразны и зависят от настолько огромного количества факторов, что никогда нельзя точно сказать, что у вас растет "оболтус".

Каждый родитель хочет, чтобы ребенок с удовольствием ходил в школу и хорошо учился. Но на практике мало кто из школьников без напоминаний делает уроки и с энтузиазмом ходит на занятия. Почему так происходит и что делать родителям, если ребенок не хочет учиться? Есть типичные причины нелюбви к школе. Разобрав их, можно выяснить, что отвращает ребенка от учебы, и начать работать с проблемой.

Причина 1: профиль школы или класса не соответствует склонностям ребенка

У человек ребенка что-то получается лучше, что-то – хуже. Родителям важно суметь объективно оценить таланты и склонности своего ребенка. Ярко выраженному «технарю» будет неинтересно в школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Гуманитарию будет сложно в математическом лицее.

Поговорите с ребенком, узнайте, какие предметы нравятся ему больше всего. Проведите несложные тесты на определение природных склонностей ребенка. Для старшеклассников можно провести более комплексные тесты по профориентации. Ученика начальных классов можно записать в разнопрофильные кружки и посмотреть, где ему понравится больше. Также пообщайтесь с классным руководителем, спросите, какие предметы, на взгляд педагога, даются ребенку лучше, какие – хуже. Все это поможет понять, в «своей» ли школе учится ребенок.

Причина 2: ребенок психологически не готов к школе

Если ребенок – первоклассник, он может быть психологически не готов к школе. Речь не идет об уровне интеллектуального развития – ребенок может прекрасно читать, считать, писать. Но ему не хватает самоорганизации, чтобы систематически делать домашние задания, выполнять указания учителя. О таком ученике преподаватели нередко отзываются как об умном, но невнимательном и иногда непослушном. Он может часто отвлекаться, разговаривать с соседом по парте, может встать и выйти и класса, потому что стало скучно. Подробнее о компонентах психологической готовности ребенка к школе можно прочитать в данной статье .


Если ребенок действительно оказался не готов к школе, родители должны помочь ему адаптироваться к школьной среде. Для этого нужно приучать ребенка к дисциплине (но не радикальными методами – это совсем отобьет желание учиться). Привычный и интересный для ребенка вид деятельности – игра. Попробуйте добавить в учебу элемент игры. Пусть первое время вместе с малышом уроки «делает» любимая игрушка. Устраивайте перерывы в выполнении домашних заданиях, во время которых ребенок может полностью отвлечься от учебы (например, сделайте вместе с вами веселую гимнастику).

Создавайте положительный образ школы, рассказывая, как там интересно. Понемногу формируйте чувство ответственности, объясняя, что школа для детей – так же важно, как работа – для взрослых. Скажите ребенку, что он уже большой, поскольку ходит в школу. Дети любят чувствовать себя взрослыми, и если сформировать у них представление, что взрослый = хожу в школу, делаю уроки, слушаю учителя – адаптация к школьной жизни пройдет легче.


Нередко проблемы с адаптацией к школе бывают у детей, которые пошли в первый класс раньше сверстников – с 6 лет. В этом возрасте ребенок может быть интеллектуально развит, но необходимые личностные и волевые качества могут быть еще недостаточно сформированы. Он просто не может высидеть на уроке 40 минут, и в этом случае не удивительно, что ребенок не хочет учиться. Если первокласснику всего 6 лет, основной совет психолога родителям состоит в том, чтобы активно помогать ребенку адаптироваться к школе. В некоторых случаях имеет смысл отложить поступление в школу еще на год. За год ребенок (с помощью родителей) приобретет нужные навыки, и адаптация к школе пройдет значительно легче.

Причина 3: ребенок гиперактивен

Гиперактивному ребенку может быть сложно учиться из-за проблем с концентрацией внимания. Подробнее об этом состоянии можно почитать в статье «Гиперактивный ребенок – рекомендации родителям» . Для адаптации к школе гиперактивному ребенку может потребоваться помощь психолога . Родителям важно следить за соблюдением режима дня, организовать рабочее место без компьютера, телевизора и других отвлекающих факторов. Стоит пообщаться с классным руководителем, попросить как можно чаще вовлекать ребенка в классные и школьные мероприятия, спрашивать у доски, чтобы энергия уходила в правильное русло.

Причина 4: отсутствие отдыха после школы

После школы ребенку требуется около 1-1,5 часа, чтобы отдохнуть, полностью отвлечься от школьных будней. Взамен этого дома его часто встречают вопросами об оценках, требуют дневник и отправляют выполнять домашние задания. Подготовка домашних заданий требует концентрации внимания, памяти, всех интеллектуальных возможностей. Ребенок, не успевший полностью отдохнуть, не может сконцентрироваться, ему мешают рассеянность и усталость, что приводит к раздражению и нежеланию делать уроки. Поэтому необходимо дать ребенку время для полноценного отдыха. Пусть он отвлечется, позанимается тем, чем хочет, погуляет, если нужно – поспит: качество выполнения домашних заданий и отношение к учебе от этого только улучшится.


Причина 5: перегрузки

Часто помимо школы ребенок посещает несколько кружков и секций. Желание разностороннего развития – понятное и правильное, и самому ребенку зачастую нравятся все дополнительные занятия, ничего не хочется бросать. Однако слишком плотный и насыщенный график занятий быстро утомит ребенка и скажется на учебе. Если из-за дополнительной нагрузки ребенок не успевает отдохнуть, совет психолога однозначен – количество кружков нужно сократить.

Причина 6: недостаточный контроль

Нередко родители, допоздна занятые на работе, не имеют возможности осуществлять контроль за тем, как ребенок выполняет домашние задания. Будучи предоставлен сам себе, ребенок не может устоять перед соблазном провести время перед компьютером, погулять с друзьями взамен того, чтобы заставить себя выполнить домашние задания. В этом случае желательно выстроить мягкую, но постоянную систему контроля, не пуская ситуацию на самотек. Регулярно интересоваться делами ребенка, общаться с классным руководителем на родительских собраниях. Также важно постепенно приучать ребенка к ответственности. Постараться объяснить, что учеба – это его зона ответственности, но не оставлять ребенка один на один с проблемами и дать понять, что в случае сложностей (что-то не получается, не складываются отношения с учителем, одноклассниками) – родители всегда выслушают и помогут.

Причина 7: конфликтная ситуация в школе

Межличностные проблемы могут возникать в любом возрасте, но особенно остро встают в подростковом периоде. В условиях серьезного конфликта с одноклассниками или плохих отношений с педагогом у школьника возникает нежелание учиться и посещать школьные занятия. В ход идут самые разные уловки: ребенок начинает часто «болеть», придумывать истории об отмене занятий, иногда прогуливает уроки.

В таких ситуациях важно понимать, что речь идет не о потере интереса к обучению. Причина нежелания учиться заключается в сложившейся неблагоприятной обстановке. Поэтому важную роль в таких обстоятельствах играют родители. Необходимо разговаривать с ребенком о его школьной жизни, отношениях с одноклассниками и учителями. Ребенок должен быть уверен в том, что родители его поддерживают.


При неблагоприятных отношениях с одноклассниками роль родителей также очень важна. Необходимо выяснить ситуацию, попытаться помочь ребенку наладить отношения. Однако нельзя принимать активное участие в конфликте – разговаривать с одноклассниками ребенка, поскольку это уронит его авторитет в классе. Если отношения между конфликтующими сторонами не наладятся, можно подумать о переходе в другую школу. Но в любом случае важно понять причину конфликта, поскольку он может быть вызван и психологическими проблемами ребенка, требующими коррекции.

Причина 8: отсутствие мотивации

С переходом из начальной школы в средние классы постепенно в глазах детей понижается авторитет учителя и снижается интерес к обучению. Стратегия и мотивационная политика, работающая в начальных классах, теряет свою актуальность. Теперь родителям придется ставить перед ребенком конкретные цели, непременно объясняя причины, по которым необходимо выбрать именно это направление.


Что делать, если подросший ребенок не хочет учиться? Важно объяснить подростку, что ему придется выбрать определенную профессию, для освоения которой необходимы определенные знания. В ходе беседы следует выяснить, какие предпочтения есть у ребенка, какая сфера деятельности его интересует, для того, чтобы показать, какие навыки потребуются для реализации поставленной цели. Можно организовать экскурсию на предприятие, где подросток сможет выявить для себя особенности будущей профессии, провести профориентацию .

Причина 9: острые эмоциональные переживания

Если ребенок переживает эмоциональный кризис, снижение интереса к учебе вполне естественно. Вызвать кризис могут разные обстоятельства: смена класса или школы, переезд в другой город, смена места жительства. Подростки могут остро переживать первую влюбленность, ссоры с друзьями. Снижение интереса к школьным занятиям в кризисный период понятно и почти неизбежно. В этом случае важно заметить кризис и поддержать ребенка в непростой для него момент. Тогда со временем ситуация с учебой выправится.

Другие причины

Это далеко не полный перечень причин, по которым ребенок утрачивает интерес к учению. Неблагоприятная внутрисемейная атмосфера, наличие психологических комплексов, зависимость от вредных привычек – есть много причин. Скандалы, ругань, истерики, наказания ни в коем случае не являются эффективными методами борьбы с нежеланием ребенка посещать школу. Необходима последовательная, постоянная работа. Родительское принятие и понимание помогут ребенку преодолеть все школьные трудности.

Около половины российских учеников не хотят учиться в школе из-за неприязни к учителю, рассказал президент Ассоциации детских психологов и психиатров России Александр Кузнецов. А вы, взрослые, любили ходить в школу?

Ребенок не хочет идти в школу - проблемный учитель?

Давайте разберем в корне неверное, на мой взгляд, мнение директора физико-математического лицея N 239 в Санкт-Петербурге, победителя Всероссийского конкурса "Директор школы-2012" Максима Пратусевича. Он согласен с тем, что программа у современных школьников непростая. Вместе с тем, он считает лень главной причиной нежелания учиться в школе.

"Мало времени и работать надо, а работать нынче не очень принято. Дети не приучены к работе. Говорят, учиться надо весело, чтоб хорошо учиться, а это не так. Учеба — это напряженный труд. Мы же учимся для жизни, а в жизни надо напряженно трудиться , уметь это делать", — сказал Пратусевич.

Почему я считаю это мнение неверным? Беда школьников вот в таких вот учителях и директорах, как бы застрявших в Советском Союзе. Всех по одну гребенку, всем - по лопате, и трудись! Напряженно трудиться должны уголовники, а дети - это цветы!

Давайте не будем забывать, что учеба и работа - это прежде всего удовольствие! И если для вас работа или учеба - тяжкий труд и совсем не в радость, то тогда - зачем? Учителя, начните с себя! Расширяйте свой кругозор! Наших детей не нужно "приучать". Они - не собаки!

У детей естественная потребность в обучении, их просто заинтересовать, нужно отойти от шаблонов "парт в ряд и учитель только у доски, у него власть, он раздает оценки". Учителю стоит стать другом для всех ребят! Вспомните Циолковского!

А вот по словам Кузнецова, если родители хотят, чтобы у ребенка не было проблем с обучением в школе, они должны сохранить главное — мотивацию ребенка к обучению. "И не за счет того, что учеба — это труд, это глупость большая, а наоборот, объяснять, что учеба — это интересно всегда. Нужно искать способы, как не убить естественное природное любопытство ребенка к знаниям", — заметил он.

Весь мир в сфере обучения идет по пути индивидуальных физических и умственных способностей ребенка, которые ему даны от природы. Ну не могу я, к примеру, заставить ребенка кувыркаться через голову в 8 лет, у него страдает частично крупная моторика. Зато он отлично собирает конструктор из мелких деталей.

Спасибо, что сегодня существуют международные школы, вальдорфские школы, семейное обучение. У родителей есть небольшой выбор, правда за это часто приходится платить деньгами либо своим временем.

Как быть, если ребенок не хочет идти в школу?

Ситуация, когда ребёнок заявляет о нежелании идти в школу - не редкость. И очень важно разобраться в причинах такой ситуации и насколько это является проблемой. Паниковать при первом же детском «не хочу» однозначно не нужно. Возможно, это признак усталости. Согласитесь, ежедневная рутина с довольно плотным графиком учёбы и домашних заданий в сочетании с большой нагрузкой программы могут утомить даже ребёнка позитивно настроенного на обучение. Вспомните своё нежелание идти на работу и мечты об отпуске. Если протест ребёнка носит именно такой характер, то это не проблема. Просто постарайтесь выбрать день для разгрузки, когда в сторону будут отложены все уроки и серьезные задания - немного лени или семейного отдыха на природе не повредит.

Совсем другой требуется подход, когда вы видите, нежелание идти в школу вызвано подавленным настроением ребёнка , если одни разговоры, о школе, учителях, учебе и одноклассниках заставляют его напрягать, впадать в раздражительность или агрессию, или наоборот в апатию. В таком случае можно говорить о существовании проблемы. И чем быстрей вы выясните причины и приступите к их устранению, тем лучше.

Ребенок не хочет идти в школу - наиболее распространённые причины

1. Конфликтные ситуации с одноклассниками или старшими учениками школы.
К сожалению, детскому коллективу свойственно проявлять жесткость. Они еще не могут объёмно оценить ситуацию и последствия своих действий, им кажется, что их мнение и восприятие окружающих является единственно верным, а, значит, и действия вполне оправданы. По факту же очень часто образуется тонкая грань дозволенного и становление собственной личности начинает осуществляться путем унижения и ограничения свобод другой личности. Если ваш ребёнок попал в конфликтную ситуацию со сверстниками, необходимо как можно скорей это выяснить.

2. Конфликт с преподавателем. Как не удивительно, но эта проблема актуальна не только для средней и старшей школы, но и учеников начальной школы. Просто в разных возрастных категориях эти конфликты имеют разную природу. Если мы говорим о старшеклассниках, то в основе конфликта зачастую лежит принцип отечественной образовательной системы, когда учителя ожидают от учеников исключительно послушания и даже не допускают саму идею, что ученики могут оспаривать какие-либо тезисы, высказывать своё мнение и искать новые гипотезы, решения и доказательства. В результате возникает конфликт. В первом же классе причинной может стать диссонанс темпераментов ребёнка и учительницы. Не случайно психологи рекомендуют выбирать для первоклассника не школу по престижности и элитности, а выбирать первого учителя. Гармония в отношениях между учеником и учителем в начальной школе во многом определяет его дальнейшую тягу к учебе и всему новому. Для получения более профильного перевод ученика в другие классы или школы рекомендуется в 8-9 классе.

3. Отсутствие интереса к самому процессу обучения. Обратите внимание, что корни этой причины могут быть разными:

  • отставание ребёнка по одному или нескольким предметам - он начинает чувствовать дискомфорт, неловкость и неуверенность, преимущества других учеников заставляют его замкнуться и нежелание идти в школу становится своеобразной защитной реакцией;
  • обратная ситуация - живой ум и любознательность ребёнка опережают школьную программу, а учителя не всегда проявляют интерес к таким детям и не пытаются сделать свои уроки более интересными за счет дополнительного материала; В результате ребёнок откровенно скучает и не видит смысла регулярно посещать школу;
  • Непосильная нагрузка для интеллектуальных возможностей ребёнка - особенно часто сталкиваются с такой проблемой родители, отдающие своих малышей в спецшколы с различными уклонами, очень важно не переоценить способности ребёнка, иначе учёба превращается в каторгу.

4. Семейные проблемы - невнимательность и недостаточный контроль со стороны взрослых, критические ситуации в виде разводов, болезни или смерти близких. Всё это стрессовые ситуации, которые ложатся тяжелым испытанием на психику детей и могут находить самые разные выражения, в том числе отказ от посещения школы.

Что делать, если ребенок не хочет идти в школу

Рассмотрим возможные решения для каждой из перечисленных выше причин:

1. Разрешайте ребёнку не ходить в школу! Если ребёнок будет в вас уверен и вы представляете интересы своего чада, тогда у него не будет потребности вызывать болезни для оправдания отсутствия в школе. Если он грустный, приболел, выражает истинное отрицание, не нужно никакого давления "Как же ты пропустишь школу?! Ты отстанешь от сверстников! Как же ты догонишь?" Сходите с ним внепланово в музей или мини-поход. В некоторых школах уже ввели каникулы каждую 5-ую неделю. Возьмите себе на заметку. Будьте ему другом, попробуйте разобраться с причиной отказа посещения школы. В сложных случаях не стесняйтесь обращаться к психологу.

2. При существовании конфликта со сверстниками очень важно собрать информацию о нём из разных источников. Дети имеют свойство преувеличивать или недоговаривать, особенно, если в этом присутствует и их вина. Поэтому поговорите с учителем, с другими родителями и детьми. Вам предстоит очень тонко балансировать - с одной стороны, вы должны дать почувствовать своему ребенку полную поддержку и защиту, но с другой стороны, вам предстоит разобраться в корне конфликта и найти истину, и только после этого приступить к примирению сторон. В некоторых случаях единственным решением становится смена школы.

3. Конфликт ребёнка с учителем - тяжелая тема, поскольку вы сталкиваетесь ситуацией, когда уже один взрослый человек с педагогическим образованием оказался бессилен в её разрешении. Ваши действия - откровенный разговор и с ребёнком, и с учителем. Если найти общий язык не удастся, возможно лучшее решение - смена класса или школы.

4. Определившись с причиной отсутствия интереса к учебе , вам предстоит предпринять активные усилия по исправлению ситуации:

  • подтяните предметы, по которым наметилось отставание - самостоятельно позанимайтесь с ребёнком или наймите репетитора;
  • разнообразьте досуг ребёнка - помогут секции, кружки, дополнительные занятия по любимым предметам;
  • научитесь любить ребёнка таким, какой он есть и не требовать от него непосильных усилий - страх разочаровать родителей является огромным угнетающим фактором; подумайте о переводе в школу со стандартной программой.

5. Мы не в силах предотвратить многие жизненные ситуации, но задача родителей и близких сделать их минимально травматичными для ребёнка. Не нужно ребенка дрессировать со школы. Все дети разные, может именно вашему подходит столь распространенное в мире течение "homeschooling", другими словами - домашнее (семейное) обучение? Ведь не школой единой? У ребенка естественная потребность к обучению. Стоит ли ее губить ненавистной ему в данный момент школой?

В конце концов можно поговорить с врачом и взять справку о щадящем режиме, и спокойно один день в неделю учиться дома. И ребенку меньше стресса - и вам спокойствие!

Но самое главное правило, о котором должны помнить родители — никогда не говорить ребенку, что он глупый, и не раздражаться, если он что-то не понимает. Если вы раздражаетесь, значит, вы ставите завышенные цели. Спуститесь ниже. И обязательно поощряйте самостоятельность ребенка!

«Не хочу идти в школу!» - как часто родители слышат эту фразу от своих детей! Особенно эта проблема актуальна в преддверии нового учебного года. Причин, по которым ребенок отказывается посещать на занятия, может быть несколько. Психологи предупреждают: ругань не решит вопрос и только усугубит ситуацию - ваше чадо начнет тайно от вас прогуливать школу. Эксперт рассказывает, что делать, чтобы ребенок начал ходить в школу с удовольствием.

Лень - не причина

Почему ребенок не хочет идти в школу? По словам психолога Людмилы Артемьевой , банальная лень - это лишь одна из целого ряда возможных причин. «Очень часто поводом для того, чтобы у ребенка сформировалась стойкая неприязнь к школе, бывают личные конфликты, - объясняет эксперт. - Это могут быть плохие отношения с одноклассниками или даже с кем-то из педагогов. Хуже - если школьник становится объектом травли, и его одноклассники издеваются над ним. Неудивительно, что школа в таком случае становится для ребенка ненавистным местом».

Если сын или дочь не могут найти общий язык со своими сверстниками, психолог советует не бежать сразу же к директору или классному руководителю, а подсказать ребенку способ решения конфликта. «Ваш ребенок нуждается в друзьях, - говорит Артемьева. - Устройте праздник для детей, пригласите одноклассников своего чада - только, разумеется, не те тех, кто участвует в травле. Посоветуйте ребенку найти среди одноклассников товарищей по интересам. Другие дети увидят, что ваш ребенок не один, что он в коллективе, и прекратят свои насмешки».

Конфликт же с учителем у ребенка обычно происходит по вине родителей. Обычно педагог бывает недоволен, если ученик не может сконцентрироваться на теме урока и начинает шуметь, отвлекаться и даже вступать в словесную перепалку с учителем. Слишком тихий и скромный ребенок, наоборот, может быть напуган строгостью педагога. В обоих случаях конфликт неизбежен. «Если у вас гиперактивные дети, вы должны уделить им больше внимания и объяснить, как правильно вести себя в школе, - говорит Артемьева. - Определенные правила в обществе существуют для всех, и их нужно соблюдать. Если ребенок боится учителя, поговорите с ним и убедите, что его страхи беспочвенны».

Не ссорьтесь на глазах у детей

Как ни странно, одна из самых распространенных причин нежелания учиться - проблемы не в школе, а в семье. «Многие родители думают: ну какая у ребенка может быть депрессия? - отмечает психолог. - На самом же деле дети все прекрасно понимают и глубоко переживают из-за семейных конфликтов». Артемьева предостерегает: все ссоры между родителями не должны происходить на глазах у детей. Вы - защита, опора и поддержка для своего ребенка. Если он станет свидетелем семейных разногласий, то его мир начнет рушиться, руки опустятся. Когда в семье все хорошо, у детей тоже появляется ощущение внутренней гармонии, и он открыт для новых знаний, впечатлений и эмоций.

Другим поводом не ходить в школу может стать излишняя загруженность ребенка. Некоторые современные родители считают, что у их чада не должно быть свободного времени и отдают ребенка на всевозможные кружки и секции. Пересмотрите график школьника: а вы бы смогли жить в таком режиме? Если ребенок уходит из дома рано утром и возвращается только для того, чтобы поспать, вычеркните из его списка занятий лишний и оставьте то, что действительно интересно сыну или дочери. Пусть у ребенка останутся силы для уроков!

Расспросите ребенка про школу

Ребенок будет отказываться посещать уроки, если он не может похвастаться своей успеваемостью. Кому приятно получать «двойки»? Выясните, по каким предметам нужно подтянуть ребенка: пусть с ним позанимается репетитор.

Если «тяжелых» предметов несколько - возможно, для усвоения нового материала ребенку не хватает его интеллектуальных способностей. В таких случаях лучше проконсультироваться с учителями или директором. Не исключено, что вам придется перевести чадо на домашнее обучение.

«В любом случае, чтобы привить ребенку интерес к школе, не нужно кричать, ругать школьника, - советует психолог. - Иногда решить проблему помогает простой разговор. Вечером за чашкой чая спросите у сына или дочери, что интересного было сегодня в школе, какие случаи происходили на переменах. Проявите внимание, выслушайте своего ребенка, расскажите ему что-нибудь из своей школьной жизни и превратите такие беседы в традицию. Тогда процесс обучения станет гораздо интересней!».

Прошла лишь половина первого учебного месяца, в во дворе то и дело слышишь, как мамы делятся друг с другом переживаниями: «Мой ребенок не хочет ходить в школу!» «Да-да, и мой ленится!» На детей вешаются ярлыки «никудышный», «лентяй», «неумеха», а, тем временем, дела обстоят гораздо серьезней. Так почему на самом деле ребенок не хочет ходить в школу, и что делать в такой ситуации? Об этом портал ННмама.ру спросил гештальт-терапевта, специалиста в области семейных проблем, психосоматических расстройств Центра психологической помощи «Отражение» Илону Фомину.

Звонок о депрессии

«Школьной лени не существует - это звонок о депрессии», - спокойно заявляет Илона Фомина.

Давайте рассмотрим на примере абстрактного взрослого. Мы не хотим разговаривать с человеком, с которым у нас напряженные отношения и одновременно вынуждены входить в контакт. В его присутствии наше тело напрягается, мы замыкаемся, отворачиваемся, прячем глаза. Если начнем говорить – встречаемся с негативными переживаниями, отвержением, отрицанием. То есть остановка, напряжение в данном случае – это лучшее, что для себя выбирают наше тело и душа, чтобы не встретиться с еще большей болью, которая может вылиться в крики, слезы, «заражение» негативом. Сопротивление общаться с удовольствием – нужно как раз для того, чтобы сохранить отношения, а не разрушить их.

По словам Илоны Фоминой, то же самое происходит и в отношениях «ребенок – школа».

«Он останавливает себя, не хочет учиться, не хочет идти в школу. Эта остановка – так называемая родителями «лень» - самый что ни на есть маркер депрессии. Она говорит о том, что ребенок не хочет встречаться с очень серьезными болезненными переживаниями».

Илона говорит, что в терапии такую «остановку» нужно рассматривать, как большой подарок. А родителям нужно понять, какие переживания в ребенке остановлены.

«Скорее всего, он живет в семейной системе, где на него оказывают излишнее давление, - говорит гештальт-терапевт, - В этой системе преимущественно общаются в контролирующем и довлеющем стиле! Заставляют заниматься тем, чем ребенок не хочет. Сейчас в обществе процветает мода на раннее развитие. А это ведет не к развитию мозга, а к развитию страхов и нежеланию учиться, у детей возникает апатия. Маленький человек еще не созрел, не понял, чего он хочет, а его заставляют и заставляют. Дети заражены информацией. Организм не выдерживает, он говорит: «Все, я больше не могу!» Говорить ребенку «Иди в школу! Ты должен учиться!» бессмысленно.


Родителю, в первую очередь, нужно обратить внимание на взаимоотношения с ребенком. И понять, что его дочке или сыну хронически не хватает поддержки, теплых слов и элементарного общения в семье.

«Подумайте, что вы с удовольствием делаете вдвоем с ребенком? Что на самом деле волнует его? Если вы не отреагируете вовремя на нежелание ходить ребенка в школу, потом у него наступят срывы. Если же в таком состоянии дотянуть до 11 класса, то и депрессия, - говорит Илона Фомина, - Таких детей сажают на таблетки, пичкают химией, а на самом деле таблетку используют как поддержку, как третьего. Возможно, сами родители не научены чуткости. Скорее всего, они сами нуждаются в поддержке и опоре, но сложно признаются в этой нужде даже самим себе. Так как встреча с собственной уязвимостью и нуждаемостью – удел действительно сильных личностей».

Что делать, если ребенок не хочет ходить в школу

  1. Остановиться и задуматься, какое послание ребенок своей ленью дает в отношениях.
  2. Понять, что это маркер того, что ребенок находится в эмоциональном голоде и ему не хватает поддержки и опоры.
  3. Осмотреться вокруг себя и найти в окружении людей, которые являются поддержкой для вас (родителей).
  4. Лень - это показатель депрессивного зависимого поведения, когда ребенок в отношениях отчаялся что-то получить. Если ребенок учится плохо, дерется, кричит – это лучше, чем если он отказывается... Когда от лежит и говорит: «Я не хочу!» Это очень серьезная проблема, нужно обращаться к специалистам.
  5. Задумайтесь, что вы вдвоем делаете с ребенком, как вы его поддерживаете. Перестаньте кричать и заставлять его. Унижение, запреты, управление на страхе и стыде не лучший способ договариваться. Это не решит проблему. Лучше обнимите и проведите с ним время.