Роль картины природы в поэме мцыри. Описание природы и роль пейзажа в поэме мцыри лермонтова сочинение

Природа в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

Природа в «Мцыри» очень символична: через пейзажные образы передается не только настроение героя, но и авторское понимание взаимоотношений человека и природы.

В поэме большое место занимают упоминания о ветре и птицах. Это иносказательное изображение (аллегория) свободы. Главному герою, послушнику монастыря («мцыри» с грузинского переводится как «послушник», то есть это не имя героя), кажется, что он разделяет мысли природы. Он был бы рад обняться с бурею, готов дружить с грозой, не боится ловить рукой молнию:

О, я как брат

Обняться с бурей был бы рад!

Глазами тучи я следил,

Рукою молнию ловил…

Это - родной ему мир природы, его естественная среда, она ему роднее, чем мир людей. Герою кажется внятным шум горного потока, разговор скал и камней. Он считает, что природа полна гармонии, что все голоса природы хвалят Бога, но человеку нет места в этом мире, он не присоединяет свой голос к восхвалению творца:

В отношении самого Мцыри природа ведет себя двояко: сначала он чувствует родство с ней, сам думает о Боге, глядя на прекрасную природу, но незаметно для героя природа из друга превращается во врага. С наступлением сумерек герой сбивается с пути:

Бежал я долго - где, куда?

Не знаю! ни одна звезда Не озаряла трудный путь.

Но Мцыри гордый, и, даже потерявшись, чувствует, что чужд миру людей. Символичным воплощением сил природы, ставших вдруг враждебными, становится барс. Описание сражения Мцыри с диким зверем - своеобразная аллегория борьбы натуры Мцыри и его судьбы. Детство, проведенное в монастыре, не заслонило свойства крови героя, который создан был для сражений (по происхождению Мцыри - горец). После победы над барсом герой чувствует к нему уважение:

Он встретил смерть лицом к лицу,

Как в битве следует бойцу!

Однозначно ответить на вопрос, отчего же умирает Мцыри, нельзя. Герой собирает остатки сил и продолжает путь, но через некоторое время он понимает, что пришел туда, откуда ушел. Силы начинают покидать его, и даже звук колокола будто причиняет физическую боль. Сознание того, что он ходит по кругу, лишает Мцыри сил, он сравнивает себя с цветком, который рос в тюрьме и первые лучи солнца его убили:

Со всех сторон Дышала сладость бытия.

Но что ж? Едва взошла заря,

Палящий луч ее обжег В тюрьме воспитанный цветок.

Герой поэмы умирает слишком рано, не достигнув цели. В дисгармонический композиции подчеркивается трагическое начало, а в сюжете в равной степени переплетается героическое и трагическое. Мцыри - alter ego (альтернативная личность, другое «я») автора, поэтому Лермонтов пишет образ героя с большой любовью. Автор восхищается силой Мцыри, его вольнолюбием, мужеством, готовностью к борьбе, цельностью, могуществом его натуры. В конце поэмы Мцыри находит мир в своей душе и даже называет старого монаха «отцом» (в начале произведения он пренебрежительно зовет монаха «стариком»). Герой обретает спокойствие после того, как ему пообещали похоронить его в тихом саду, откуда виден Кавказ:

Там положить вели меня.

Сияньем голубого дня

Упьюся я в последний раз.

Оттуда виден и Кавказ!

Для Лермонтова судьба - злая сила, которая стремится управлять человеком и которой человек подчиняется, но против своей воли. Орудием судьбы в поэме выступает даже природа, для общения с которой у героя нет никаких навыков. Напоследок она дает о себе знать «песней рыбки», которая грезится изможденному юноше в бреду и соблазняет его вечным покоем, говоря:

Дитя мое,

Останься здесь со мной:

В воде привольное житье

И холод и покой.

Вся поэма написана четырехстопным ямбом, кроме «песни рыбки», выполненной чередованием трех- и четырехстопных ямбов с перекрестной рифмовкой. Белинский писал, что лермонтовский стих «… звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное, однообразное падение его удивительно гармонирует с сосредоточенным чувством, несокрушимою силою могучей натуры и трагическим положением героя поэмы». И действительно, Лермонтов будто «рубит» стих мужскими окончаниями, нагнетает двойные и тройные рифмы, создавая впечатление удара в конце каждого стиха.

Поэма ” Мцыри “, написанная Лермонтовым в 1839 г., является одним из наиболее совершенных образцов русского романтизма. В ее текст включены все значимые компоненты романтических поэм, как-то необычный герой в необычных обстоятельствах, конфликт, вызванный столкновением мира реального и мира идеального, и, разумеется, романтический пейзаж. Пейзаж в поэме “Мцыри” имеет особую роль, поскольку он, с одной стороны, помогает глубже проникнуть в душу героя и понять его. А с другой стороны – он и сам выступает в произведении в роли активно действующего персонажа.

Действие поэмы разворачивается неподалеку от Кавказского горного хребта, причем Лермонтов даже точно указывает место событий: монастырь Мцыри находится близ слияния двух рек, Арагвы и Куры. Интересно, что поэт описывал реально существующий монастырь, который уцелел до наших дней и сейчас является местом паломничества – в особенности для почитателей творчества Лермонтова. Приезжающие туда туристы могут насладиться потрясающими горными пейзажами: монастырь стоит на небольшом возвышении и сразу за ним виднеется

уходящая в небо цепь кавказских гор.
Чем-то диким и первозданным веет от этих мест, и легко поверить, что здесь могла вырасти такая гордая и непокорная натура, как Мцыри. Пейзажи Кавказа глубоко затронули душу самого Лермонтова, и именно благодаря им замысел поэмы окончательно выкристаллизовался. Известно, что первоначально поэт не знал, куда поместить своего героя. Он написал две небольших поэмы-наброска, “Исповедь” и “Боярин Орша”, но лишь посетив Кавказ, смог приступить к созданию окончательной версии. Этот пейзаж идеально отвечал всем замыслам автора и полностью соответствовал понятию романтического пейзажа: необычного и контрастного. Кроме того, для читателя-современника Лермонтова само понятие Кавказ служило синонимом свободы и свободомыслия, поскольку туда ссылали всех неугодных режиму (так оказался там и сам автор). Кавказ был своего рода паролем, после прочтения которого читатель настраивался на нужный лад – и не оставался обманутым.

Пейзаж в поэме представлен с двух точек зрения: так, как его видит автор, и так, как его видит Мцыри. Эти два взгляда порою сливаются воедино, и из уст персонажа звучат глубоко поэтичные, вдохновенные описания виденной им природы. В такие минуты кажется, что сам Лермонтов говорит за своего героя, что это своей болью и своей страстью к свободе делится он с читателем…

Как сердце билося живей

При виде солнца и полей…

Первый пейзаж, который предстает перед читателем – это унылый и печальный монастырский пейзаж. Описывая его, в противовес последующим изображениям живой природы, скупо и сухо, Лермонтов сразу же намечает романтический конфликт между двумя мирами: миром свободы и несвободы. Отметим, что нигде в поэме подробно не упоминается о том, насколько плохо жилось Мцыри в монастыре.
Но об этом можно с легкостью догадаться по его восторженному рассказу об увиденном в краткие три дня побега. Солнечный свет, легкое дуновение ветерка, цветущие растения и поющие птицы – вот все то очарование жизни, которого Мцыри, запертый в каменных стенах, был лишен. Так через пейзаж в поэму вводится проблема свободы и несвободы, проблема отобранной у Мцыри жизни. “Я молод, молод!” – с болью восклицает Мцыри, очарованный красотой открывшегося перед ним огромного мира. В этом восклицании звучит страстное желание глубже узнать жизнь, насладиться всеми ее проявлениями, – и все эти желания пробуждает в Мцыри пейзаж. А благодаря открывшимся перед ним видам гор главный герой вспоминает свою семью. Расплывчатые воспоминания, отобранные у него монастырем, формируются в четкую картину. Так к Мцыри приходит осознание того, что для него в жизни наиболее важно, так в его душе зарождается мечта добраться на родину.

На протяжении всего повествования пейзаж отображает изменения в настроении Мцыри, он видоизменяется вместе с ним. В самом начале странствований Мцыри все изображено в мажорной ноте, краски природы яркие и живые: “голубое небо”, “белый караван”, “прозрачная зелень” и “озолотившийся восток”. Пространство ощущается огромным и свободным: “пышные поля”, “разросшиеся деревья”. Но затем Мцыри осознает, что его мечта неисполнима, и окружающий мир преображается. Теперь перед ним темный лес, сбивающий героя с пути, палящая жара, “терновник, спутанный плющом”. Пространство сужается, выталкивая Мцыри назад, в его келью-тюрьму. Тут видно, что роль пейзажа в поэме “Мцыри” не сводится к одному фону, на котором разворачивается повествование. Напротив, местами пейзаж как бы сам формирует дальнейшие события, подводя героя к вполне закономерному финалу.

Во второй части поэмы Лермонтов использует прием олицетворения природы. Его поэтическое мастерство особенно ярко проявляется в кульминационном эпизоде с барсом: ночной лес застывает, наблюдая за страшной битвой, и сам напоминает читателю живое и недоброе существо:

Непроницаемой стеной

Окружена, передо мной

Была поляна. Вдруг во ней

Мелькнула тень, и двух огней

Промчались искры…

Сам барс также воспринимается как разумное существо со своей недоброй волей – он, как и лесная чаща, преграждает Мцыри путь на родину. В этом эпизоде проявляется новаторство Лермонтова, ведь он применяет романтический пейзаж, обычно используемый исключительно для выражения чувств главного героя, в совершенно других целях. Пейзаж обретает человеческие черты и становится антагонистом Мцыри. Даже природа восстает против героя, и мы видим, какова роль пейзажа в поэме Лермонтова “Мцыри” – она состоит в создании мотива абсолютного одиночества. Трагедия Мцыри в том, что ни один из двух миров, ни монастырский, ни природный, не оказался ему родным по-настоящему, он изгнан отовсюду. Да, природа дала ему ощущение свободы, но она же его и погубила, и оттого:

Едва взошла заря,

Палящий луч ее обжег

В тюрьме воспитанный цветок…


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Одним из лучших произведений я считаю его поэму “Мцыри”. В этом произведении наиболее сильно отображены писательские и жизненные искания автора, его нелёгкие мысли, философские вопросы,...

Огромное значение в раскрытие образа одинокого, страдающего и свободного Мцыри имеет романтический пейзаж. Он вообще является одним из наиболее содержательных композиционных компонентов художественного произведения. Самостоятельной ценности он не несет, он почти никогда не является просто объективно-реальным изображением природы, тем более в произведении романтическом, где он резко субъективирован, символичен и подчиняется принципу психологического параллелизма – то есть уподобления внутреннего состояния человека живой природе. Иными словами, для романтиков природа – это своеобразный способ видения и изображения мира.

“Мцыри” – типичная романтическая поэма. Она построена на идее двоемирия и контрасте. Отличительная черта Лермонтова-романтика состоит именно в том, что в его поэмах можно найти множество разнообразных конфликтов. Один из основных – это контраст между миром монастыря, тюрьмой для Мцыри, и миром природы, воплощением свободы, к которому не раз прибегал Лермонтов и в своей ранней лирике. Конфликт двух противоположных миров монастыря резко контрастирует с живым описанием леса, реки, бури и барса. На протяжении всей поэмы пейзаж – фон действия, который не только добавляет красок в разгорающееся противостояние, но и помогает понять природу конфликта.

Пейзаж мира, который находится за стенами монастыря, формирует в основном и образ самого Мцыри. Герой отождествляется с природой, путем изображения различных ее состояний поэт художественно передает различные состояния души юноши – от бури, способной разрушить все на своем пути, до тихой зари, поражающей своей гармонией.

Природа у Лермонтова – это живое существо. Ему не чужды человеческие страдания, с помощью пейзажа автору удается необыкновенно точно описать внутренний мир героя.

От предельно скупых набросков пейзажа монастыря Лермонтов переходит к воплощению свободы – природе леса, он описывает необыкновенное, демоническое буйство звуков и красок.

Один из кульминационных моментов поэмы – встреча героя с барсом. В ней автор показывает полное единение Мцыри с природой. Описание битвы идеально гармонирует с пейзажем, мир как бы застыл под луной, наблюдая за сражением; сказочная поляна в лесу является ареной для схватки романтического героя со зверем, воплощением самой природы.

В сцене боя с барсом наряду с антитезой используется прием олицетворения. Автор отступил от описания общего образа природы. Он наделяет человеческими качествами барса, месяц и лес. Это органично дополняет классический романтический пейзаж. Чувствуется своеобразное напряжение, витающее в воздухе, которое не может оставить читателя равнодушным. В этой сцене все буйство природы, описанное при побеге Мцыри, теперь отражается в душе читателя; этим автор подчеркивает важность эпизода.

Но не менее интересны и другие описания. В самом начале поэмы автор устами Мцыри делает необыкновенно точные зарисовки пейзажей, которыми несчастный юноша успел насладиться за три короткие дня пребывания на воле. И здесь широко использован прием олицетворения: деревья, обнявшись, как братья, пляшут круговую пляску, два утеса над рекой мечтают соединиться друг с другом, их желание так понятно бывшему затворнику: они тоже жаждут свободы, как жаждал он, томясь в своей тюрьме, объединиться с природой. Здесь появляется мысль о том, что мечта Мцыри тоже не осуществится до конца.

Вид горного пейзажа напомнил беглецу его детство, родной аул. И вот уже перед глазами видение – лунные вечера, блеск оружия, отец на коне. Он вспоминает и звуки песен и речей своих сестер, и рассказы стариков.

Один из наиболее ярких и важных образов – образ горного потока:

…Хотя без слов

Мне внятен был тот разговор,

Немолчный ропот, вечный спор

С упрямой грудою камней.

Мцыри понимает поток, потому что это его душа; тоже усиленная грозой, она восстала и сломала старое русло. Но спорить с тяжелыми камнями бесполезно, сокрушается герой.

Обилием различных образов и комбинаций пейзажей Лермонтов достигает полного раскры

ПЕЙЗАЖ В ПОЭМЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА. Поэма М. Лермонтова «Мцыри» была завершена в 1839 году. Появлению её предшествовал интерес, проявляемый пи­сателем к судьбе человека, который обладая пылкой душой, вынужден томиться в неволе. Это произведение, по мнению некоторых критиков,- лучшее лермонтовское создание, рно «осталось непревзойденным».

Тема родины, а рядом с ней темы вольности и природы – основные в поэме. Они развиваются параллельно и неотдели­мо друг от друга. Уже первая строфа содержит намёк на то, как прочно сплетен в поэме мир человека и природы: …сливался, шумят,

Обнявшись, будто две сестры Струи Арагвы и Куры…

Место действия поэмы - Грузия. Здесь мы встречаем великолепные и очень натуральные картины природы это­го края, которые играют в произведении важную роль, так как величие и красота природы за стенами монастыря - то единственное, что напоминает герою его родину, что не не­сет примет плена. Так представление о свободе и родине сли­вается в сознании Мцыри в романтичную и яркую картину: горы, скалы, стремительные потоки… Сам герой близок ди­кой природе Кавказа:

Как серна гор, пуглив и дик,

И слаб, и гибок, как тростник.

Шли годы. Мальчик научился скрывать свои чувства и мечты. «Грозой оторванный листок», он не только тянул­ся всей душой к полузабытой родине - он дал себе клятву вернуться туда. Мир, который Мцыри наблюдал только с вы­сокой угловой башни,- солнце, поля, скалы - заставлял еще сильнее рваться на свободу. Гроза прозвучала синхрон­но с бурей чувств в душе юноши и могучим приливом сил. Сам себе он кажется исполином:

О, я как брат

Обняться с бурей был бы рад!

Глазами тучи я следил,

Рукою молнии ловил.

Он ощущает себя не просто пассивным созерцателем, но и активным участником процессов, которые переживает при­рода. Каждый ее уголок полон для юноши тайного смысла: Холмы, покрытые венцом Дерев, разросшихся кругом,

Шумящих свежею толпой,

Как братья в пляске круговой.

МЦыри понятны «все природы голоса». Припав к земле, он вслушивается в волшебный шепот кустов. Ему дано свы­ше угадывать тайные думы окрестных лесов и скал и наблю­дать за свободными и легкими облаками, которые «облачко за облачком» направляются туда, где родина юноши, туда, где виден «седой незыблемый Кавказ».

Вполне закономерно субъективное восприятие природы у Мцыри. Выси горных хребтов кажутся ему алтарями, куря­щимися в небе в час утренней зари. По его словам, небесный свод «в то утро был так чист, что ангела полет прилежный взор следить бы мог…» Капли росы на растениях напоми­нают ему «следы небесных слёз» в цветущем первозданном саду, где кусты шепчутся между собой «о тайнах неба и зем­ли» и где все «волшебные голоса» соединяются в торжест­венном гимне. Бежав от «душных келий и молитв», Мцыри, охваченный нахлынувшими на него новыми впечатления­ми, восторгается окружающей природой. В ней, как в храме, юноша нашёл то, чего не могли дать ему монахи и цер­ковные песнопения.

Но природа не единообразна в своем воздействии на героя. Наступает момент - вторая ночь после побега, когда родные горы кажутся бесконечно далекими, а мир природы - полным враждебности и препятствий: «Всё лес был, вечный лес кру­гом, страшней и гуще каждый час…» А вот и реальная опас­ность: предстоит схватка с барсом. Мцыри полон воинской отваги, жаждой борьбы… Бой окончен. Юноша, «собрав ос­таток сил, побрел» по лесу, но свежий и многообещающий ропот дубрав был обманчив: рядом возникают стены нена­вистного монастыря. «В тюрьме воспитанный цветок», юно­ша не смог претворить в жизнь свою мечту о родине и сво­боде. В эти последние мгновения, проведенные Мцыри на воле, природа жестоко обходится с поверженным:

…палил меня

Огонь безжалостного дня.

Всё окружающее было полно равнбдушия к юноше-горцу:

Мир божий спал В оцепенении глухом

Отчаянья тяжёлым сном.

Умирающий Мцыри сквозь обрывки впечатлений и вос­поминаний, в предсмертном бреду обращается к монаху, сви­детелю его исповеди, с последней просьбой:

Ты перенесть меня вели

В наш сад, в то место, где цвели

Акаций два куста…

Оттуда виден и Кавказ.

В умирающем теплится надежда, что родина вместе с про­хладным ветерком пришлет ему прощальный привет.

Невозможно говорить о герое поэмы Лермонтова «Мцы­ри», не касаясь его взаимоотношений с природой, которая вы­ступает в произведении в качестве единственного «партнера» героя. Ощущение своего родства с окружающим миром, со стихийными силами природы в сочетании с горячей любо­вью к родине, жаждой жизни и борьбы - таковы характер­нейшие черты Мцыри, гармонически сочетающиеся в его мо­гучей личности.

Тема: Роль природы в идейном содержании поэмы

М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

Учитель русского языка и литературы Литвина Татьяна Михайловна

Цель:

  1. выяснить роль и своеобразие картин кавказской природы;
  2. рассмотреть, как пейзаж помогает постичь психологию героя в различных жизненных ситуациях;
  3. привлечь внимание учащихся к проблемам, поставленным в произведении;
  4. воспитывать любовь к месту, где ты родился и вырос.

Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова, репродукции картин поэта кавказской тематики.

Эпиграф:

…прекрасна ли земля:

…для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы?

М.Ю. Лермонтов

Ход урока.

М.Ю. Лермонтов… Русский поэт, чья «мятежная душа» с детских лет «чудесного искала», может, поэтому его герои воплощают свободу и мятежность духа, они сильные и независимые, такие как Мцыри.

1. Почему местом действия поэмы избран Кавказ?

С детских лет Лермонтов горячо полюбил Кавказ. Тема Кавказа проходит через все его творчество.

Дикая, величественная красота Кавказа невольно вызывает мысль о гордых, вольных людях, которые должны бы населять этот край.

Могучая природа Кавказа сродни страстной натуре Мцыри.

2. Случайно ли действие поэмы происходит в монастыре?

Перенося действие в монастырь, Лермонтов хотел подчеркнуть силу характера своего героя. Ведь нигде не было так прочно духовное рабство, как у монахов. Какой же волей, решимостью, непокорностью должен обладать герой, чтобы восстать» против бога» в монастыре, цитадели христианской религии.

Когда-то Мцыри задал вопрос

…прекрасна ли земля:

…для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы?

Всем ходом поэмы Лермонтов отвечал: да, земля прекрасна: человек родится для воли, но трагедия в том, что он вынужден жить в тюрьме.

Мотив свободы, воли проходит через всю поэму. Проблема свободы неотделима от двух других, по существу философских вопросов6 герой и люди герой и природа.

Если образ монастыря враждебен воле, подавляет личность, то образ природы помогает понять поступки героя в различных ситуациях и те проблемы, которые поднимает автор в своем произведении.

3. Оказавшись на воле, он жадно впитывает все « впечатления бытия».

Что же предстает перед его глазами? (Чтение наизусть гл. 6, 11)

4. Что подарила ему жизнь?

Картины природы поразили его великолепием красок, контрастом с тем, что окружало его в монастыре. Вместо мертвого однообразия монастырских сводов и мрачных келий, тусклого мерцания свечей, перед ним открылась живая, неумирающая и вечно обновляющаяся жизнь природы.

Картины живой природы прояснили в Мцыри «прошедшее» (гл. 7)

Природа вызвала прилив новых чувств, эмоций:

…и было сердцу моему легко.

Все, что чувствовал тогда,

Те думы – им уж нет следа;

Но я б желал их рассказать,

Чтоб жить, хоть мысленно, опять.

5. Художественные средства языка.

Эпитеты: пышные поля, причудливые хребты, радужный наряд растений, прозрачная зелень листов, волшебные голоса.

Сравнения: хребты курилися, как алтари; снега, горящие, как алмаз; небесный свод чист, как ангела полет.

Метафоры: каменные объятия, седой Кавказ, следы небесных слез; деревья, шумящие свежей толпой; кудри виноградных лоз…

Метафоры подчеркивают тесную связь героя с природой, именно поэтому Мцыри так тонко чувствует ее красоту.

7. Но каким заманчивым бы ни было согласие между вольнолюбивым героем и природой, оно не может быть постоянным. Общение с природой – это не только слияние с ней, это и единоборство, борьба. Дни, проведенные на воле, наполнены опасностями, трудностями: переход по горам и ущельям, сквозь вечный лес и терновый кустарник, это преодоление голода, физической слабости, страха перед неизвестным, это бой с барсом. (Чтение наизусть)

8. Сопоставление картин ночи, нарисованных в 9-10 гл. и 14-15 (наизусть )

9. Вторая ночь нисколько не ужаснее, но даже светлее и спокойнее. Но почему же картина 1-й ночи не производит гнетущего впечатления? Почему от картины 2-й ночи веет тоской и безысходностью?

Связано это с настроением Мцыри. В первом случае, вырвавшись на желанную волю, он радостно воспринимает окружающий мир. Во 2-ю ночь он сбился с дороги, им овладело нетерпение и отчаяние, и этими чувствами окрасился пейзаж.

В минуты, когда Мцыри понял, что снова вернулся к своей «тюрьме», природа, как бы разделяя его отчаяние, спит «в оцепенении глухом», не даря герою ни звука:

…хотя бы крикнул коростель,

Иль стрекозы живая трель

послышалась, или ручья

Ребячий лепет.

Мы видим, что природа не всегда выступает союзником Мцыри. Как только появляется символический образ монастыря, природа, будь она светлой или мрачной, становится олицетворением свободы. Когда же герой вспоминает о родине, «где люди вольны, как орлы», - сразу же рушится связь между ним и природой.

10. Юноша столкнулся не только с красотой окружающего мира, но и с ужасным, безобразным в нем; природа была не всегда благосклонна, она была безжалостна к нему.

Почему же дни, проведенные Мцыри на воле, наполненные опасностями и страданиями, характеризуются им как «три блаженных дня»?

Именно таково было его главное впечатление от пережитого, что, несмотря на все испытанные горести, Мцыри утвердился в убеждении, что мир прекрасен.

Мощь и красота кавказской природы отвечали духовной силе героя, его свободолюбию и пламенному чувству. Переживания трехдневных скитаний как бы сгладились, померкли в лучах свободы, которую хотя бы на короткий мг Мцыри ощутил.

11. Таким образом, мы убедились, что описание природы связано с идейным содержанием поэмы. Пейзаж помогает нам с вами понять главную мысль автора: все в этом естественном мире существует свободно, никто не подавляет друг друга и каждый живет сообразно своему существу: сады цветут, потоки шумят, птицы поют. Это утверждает героя в мысли, что человек рожден для воли, без которой не может быть ни счастья, ни самой жизни.

Домашнее задание творческого характера: написать мини-сочинение «Читая поэму Лермонтова «Мцыри» …(ваши мысли, ассоциации, желания…)