Русский язык история и современность таблица. Краткая история Русского языка в датах для школьников

Если бы не христианство, то русский язык, невзирая на всю его историю развития, был бы неузнаваемо другим… Кирилл и Мефодий не поняли бы богослужения в современной православной церкви, которое ведется якобы на их языке… Является ли славянским русский язык?

От неспециалистов сегодня можно услышать разные “гипотезы” по языковой проблематике. Одни считают, что русский язык в Украине “поселился” едва ли не раньше украинского. Другие вообще утверждают, что русский – это не славянский, а угро-финский язык…

Языки-близнецы

Язык, как известно, едва ли не самый надежный хранитель исторической памяти. Сравнивая, казалось бы, далекие друг от друга языки – скажем, хинди и литовский или таджикский и греческий, – ученые пришли к выводу о существовании в далеком прошлом некой индоевропейской общности людей. Других доказательств этому, увы, не сохранилось. А изучение названий рек, гор, городов и сел дает представление о процессах переселения народов в доисторические времена.

Язык хранит в себе также следы сравнительно недавних событий – стоит лишь внимательно присмотреться…

Распространение православия у восточных славян оставило на русском такую печать, что можно с уверенностью констатировать: если бы не христианство, то русский язык был бы неузнаваемо иным. Более того, различия между восточнославянскими языками (русским, украинским и белорусским), судя по всему, были бы столь несущественны, что, возможно, здесь до сих пор разговаривали бы на одном языке. А это значит, что на этой земле сложилась бы совершенно отличная от нынешней этническая картина. Ведь именно язык является главным признаком этнической общности.

О «близкородственности» русского и украинского языков говорено и писано много. Действительно, эти языки весьма близки друг другу – лексически, фонетически, грамматически. Однако мало кто обращает внимание (разве что специалисты-языковеды) именно на то, что их разъединяет, то есть на принципиальные различия, которые дают возможность утверждать, что русский и украинский – действительно разные языки, а не наречия одного языка.

Чтобы понять эти различия, достаточно проанализировать любой русский текст (желательно из газеты, журнала или художественной книги), выделив в нем слова, которые не характерны для украинского. Для этого, конечно же, желательно владеть обоими языками.

Приведем несколько тенденциозно подобранный (для наглядности) отрывок из газеты:

«Во время работы общего собрания председательствующий дважды просил слова, но представители оппозиции прерывали его возгласами с мест. Охладить разбушевавшиеся страсти удалось лишь руководителю оргкомитета, который занимался согласованием позиций еще на стадии подготовки форума».

Выделенные слова либо отсутствуют в украинском языке (общий – загальний, председатель – голова, возглас – викрик), либо фонетически существенно отличаются от украинских аналогов (работа – робота, прерывать – переривати, охлаждать – охолоджувати). Что же это за слова? Как они появились в русском языке или исчезли в украинском (если принимать всерьез гипотезу восточнославянского единства)?

Действительно, все выделенные в тексте слова имеют нечто общее – считаются заимствованными из так называемого старославянского языка, на котором разговаривали и писали славянские просветители Кирилл и Мефодий.

Творение Кирилла и Мефодия

Многие даже достаточно грамотные люди считают, что старославянский – это язык наших предков, на котором они разговаривали во времена Руси. Видимо, путаницу вносит само название – старославянский. На самом же деле, этот язык относится к южнославянской подгруппе славянских языков, точнее является солунским диалектом древнемакедонского языка, на который в IX веке Кирилл и Мефодий перевели греческий текст Библии. Кроме живых слов их родного наречия, они ввели в переводной текст множество новых, греческих слов или калек с греческого, так как своих явно не хватало.

Ближайшими родственниками старославянского языка являются болгарский, сербский, хорватский, македонский, словенский языки. Став языком славянского православия, старославянский получил также название – церковнославянский. Хотя между «исконным» старославянским и церковнославянским имеются существенные фонетические различия: одни и те же слова читаются по-разному. По крайней мере, Кирилл и Мефодий вряд ли бы поняли богослужение в современной православной церкви, ведущееся вроде как на их языке.

В общем, старославянский язык, то есть язык, на который в IX веке была переведена Библия, как известно, никогда не был родным для восточных славян, населявших Русь, ни до принятия ими христианства, ни после. Они разговаривали (и разговаривают доныне) на восточнославянских говорах, неудачно названных в научной литературе «древнерусским языком».

Придя в Русь вместе с православием, старославянский язык получил статус книжного, или письменного языка. Кроме церкви, его использовали как «единоправильный» для составления документов, ведения летописей, написания писем, художественных произведений и т.д. Однако большинство людей его не понимали; южнославянские грамматические конструкции воспринимались плохо, потому для светских нужд потребители письменного языка (писари, переписчики, летописцы, писатели) постепенно украинизировали его, то есть делали более понятным, воспринимаемым.

Уже «Слово о полку Игоревом» (ХII век) написано, как говорят в Украине (применительно к украинско-русскому просторечию) «суржиком» – смесью старославянского с древнеукраинским. Более того, автор, видимо, не особо сведущий в правилах грамматики языка Кирилла и Мефодия, напридумывал таких конструкций, что некоторые ученые, опираясь на них, вполне серьезно пытаются «реконструировать» мифический живой древнерусский язык. К примеру, не воспринимая старославянских форм прошедшего времени (бяше, сидяху), автор слова приклеил к ним украинские окончания -ть, и получилось: бяшеть, сидяхуть, граяхуть, по типу – сидить, летить, ідуть. Или такой пример из «Слова»: «Чи ли въспъти было…» Видимо, автору было не совсем понятно значение старославянской частицы ли, потому он «усилил» её украинским аналогом – чи.

Таким образом, с приходом христианства в Руси–Украине в Х – ХVIII веках и даже позже одновременно сосуществовали как бы три языка: собственно восточнославянский, на котором разговаривали восточнославянские племена и их потомки, образовавшие, в частности, украинский этнос; старославянский (церковнославянский), обслуживавший нужды православной церкви; и книжный украинско-славянский, то есть украинизированный церковнославянский, считавшийся «правильным», грамотным языком, на котором вели делопроизводство, писали художественные произведения, письма и даже преподавали в учебных заведениях. С развитием живого восточнославянского видоизменялся и книжный язык, тогда как старославянский, подвергшись существенным фонетическим изменениям в восточнославянской среде еще в Х – ХI веках, далее менялся очень незначительно.

Все известные тексты ХI – XVIII веков, дошедшие до нас, написаны либо на собственно церковнославянском языке (например, «Изборники Святослава»), либо на украинизированном старославянском («Слово о полку Игоревом», «Повесть временных лет», произведения Григория Сковороды и пр.).

Этот краткий экскурс в историю помогает увидеть, сколь плотно соприкасались украинский и церковнославянский языки, тем не менее, в живой украинский славянская лексика проникла весьма незначительно – по сравнению с русским, в котором она занимает не менее трети словаря, а если учитывать словообразовательные морфемы, – более половины!

Славянизмы в украинском языке имеют в большинстве своем строгую стилистическую окраску: они воспринимаются как архаизмы (часто с «церковным» уклоном), то есть как слова времен украинско-славянского двуязычия, или даже как русизмы (врата, всюдисущий, благолєпіє и т.д.). Живой украинский язык практически не принял славянизмов в свой словарь. Слов и словообразовательных морфем с явно выраженными южнославянскими признаками в украинском немного: область, учитель, нужденний…

Приключения славянизмов в русском языке

Чем же объясняется столь глубокое проникновение старославянской лексики (и частично грамматики и фонетики) в русский язык и неприятие её украинским?

Советские языковеды как-то обходили эту проблему стороной, ограничиваясь констатацией: славянизмы проникли в диалекты восточных славян в X – XIII веках, затем, после падения Византии и образования мощного центра православия в Москве в XIV – XV веках, пришла их вторая волна. Причем навязывали церковнославянский язык в столице Московского государства, как утверждают ученые, именно украинские преподаватели. Заслуга в закреплении церковнославянской лексики в словаре русского языка приписывается Михаилу Ломоносову, разработавшему учение о трех "штилях". Заметим попутно, что Ломоносов не ввел славянизмы в обиход, как иногда пытаются преподнести советские филологи, а констатировал состояние современного ему языка.

Славянизмы и во времена Ломоносова, и несколькими веками ранее, и ныне были и являются составной частью русской лексики. В русском, в отличие от украинского, они воспринимаются как вполне «свои», за исключением редко употребимых или нарочито «церковных» (брег, глас вопиющего, дщерь).

Видимо, некорректно вообще говорить о заимствовании или ассимиляции славянизмов в русском языке, поскольку процесс их проникновения в язык тождественен его эволюции. Иначе говоря, не будь старославянского – не было бы и русского.

Советские ученые почему-то «стеснялись» признать тот факт, что православие сыграло решающую роль в формировании российского этноса. Изучение генезиса языка как отражения развития культуры и становления этноса помогает восстановить не совсем ясную картину консолидации разноэтнических элементов в российский этнос.

Еще академик Александр Шахматов в начале прошлого века подчеркивал, что русский язык появился вследствие взаимодействия церковнославянского языка с восточнославянским в Киеве. То есть, если называть вещи своими именами, русский берет свое начало в украинизированном славянском – книжном языке Х – XII веков. И обязан именно православной церкви, вместе с которой церковнославянский язык пришел в Русь.

Со всем вышесказанным вряд ли кто-то из ученых станет спорить. Существует, правда, гипотеза, в соответствии с которой часть славянских племен, населявших земли на север от Руси, пришли туда со славянского юга, то есть являлись южными славянами. Отсюда та легкость, с которой русский язык «впитал в себя» южнославянские признаки. Однако даже эта гипотеза не противоречит вышесказанному. Ведь если бы не язык Кирилла и Мефодия, продвигавшийся на север со стороны Киева, эти южнославянские островки растворились бы в восточнославянской массе.

Миссионерская роль слова

Но все же не совсем ясным остается вопрос: каким образом происходило массовое проникновение иноязычной, южнославянской, лексики в язык разных племен (кстати, часто даже не славянских). Ведь в живом русском языке со времен начала его формирования фигурируют чуждые восточнославянским диалектам слова и формы: время, сладкий, облако, средний, вредный, любимый, избивать, восход, враг, единственный, дважды, охранять, храбрый, Владимир, странный, плен, каждый, между, возможно, прохладный и т.д.

Подобная языковая экспансия возможна при завоевании одних народов другими, вследствие чего один язык поглощает другой, в результате чего образуется нечто третье (“победивший» язык получает фонетические и другие признаки «побежденного» языка). Так, вследствие завоевания Британских островов норманнами в ХI веке в английском словаре – германском по происхождению – оказалось около 70 процентов слов французского (латинского) происхождения. В германском окружении прекратил свое существование прусский язык, в английском – растворился валийский… История знает множество таких примеров, когда носители одного языка потесняли носителей другого языка. Однако в случае с русским наблюдается нечто уникальное: ведь восточнославянские племена, распространившие свое влияние на территорию нынешней России, не являлись носителями церковнославянского языка.

«Триумфальное шествие» церковнославянского языка, видимо, объясняется тем, что экспансия на север сопровождалась усиленной миссионерской работой священнослужителей и знати. Завоеватели шли не просто дань снимать с новых подданных, но также несли веру, неразрывно связанную с её языком.

Как свидетельствуют исторические источники, завоеватели-миссионеры часто сталкивались с сопротивлением завоеванных народов, среди которых, кроме славянских, было немало финно-угорских племен. Однако со временем новая вера оказала на принявших её такое влияние, что вместе с ней они приняли и её язык. Начало формирование русского этноса и языка приходится на ХII – XV века, когда на основе восточнославянских говоров и церковнославянской лексики начинает формироваться русский язык. На первых порах принятие христианства и, соответственно, языка (как видим, эти процессы неразделимы) проходило не всегда гладко: насильно искоренялись старые обряды, предметы культа, возможно, письмена, связанные с поклонением языческим богам. Современный русский сохранил следы живого двуязычия, когда на завоеванных территориях сосуществовали одновременно восточнославянский язык дохристианского периода и новый, повсеместно навязываемый священнослужителями и образованной знатью. Сохранилось множество параллельных форм: холод – прохлада, сторона – страна, сидячий – сидящий, волость – власть, ровный – равный, перегородить – преграждать, один – единый, выпытать – испытать и т.д.

Сменилось несколько поколений, пока христианская вера, как и церковнославянская лексика, прочно вошли в жизнь формирующегося народа.

Таким образом, становится понятно, почему русский язык принял славянизмы, а украинский – нет. Ведь формирование этносов и, соответственно, языков происходило в разные периоды: ко времени прихода старославянского языка в Руси уже сформировался этнос со своим языком, на который иноязычные элементы даже на протяжении нескольких веков взаимодействия в «мирных условиях» не могли оказать существенного влияния. На север от Руси консолидация разноэтнических элементов происходила позже – под давлением извне, сопровождавшимся прививанием веры и «ее» языка.

Сегодня непросто нарисовать реальную картину той, по историческим меркам, совсем недавней эпохи, но очевидно одно: христианство кардинально изменило этническую картину в восточнославянском мире.

Владимир Ильченко, к.ф.н. Джерело

P.S. ОТВЕТЫ НА СООБЩЕНИЯ С ПОМЕТКОЙ RU

kamrad (RU): «К чему вообще сия статейка никчемная?»

Автор : Эта статейка – ответ тем, кто, не разбираясь в вопросах языкознания, приписывают современному русскому языку некую обособленность или вообще отрицает его славянское происхождение. А также тем, кто полагает, что якобы в русском языке меньше заимствований из других славянских языков, чем, скажем, в украинском, в котором-де много польских слов.

Максим : «Статья провокационная! Какой ещё "древнеукраинский этнос"? Не было такого "этноса"! Что за бред?»

Автор : Для любого языковеда в этой статье нет ничего ни нового, ни тем более провокационного. О проблемах этногенеза я говорю в контексте лингвогенезиса, то есть процесса становления языка. Я играюсь не в названия, меня интересует суть. А как назовете – древнеукраинский или древнеруський, или как-то еще – роли не играет. Важно то, что населения нынешней Украины имело свой язык, на который южнославянский (язык Кирилла и Мефодия) повлиял не столь значительно, как на язык соседнего формирующегося этноса (назовем его условно – суздальским или московским).

Другой канд.наук (RU): «Пойду писать диссертацию: сравните лексику польского и украинского. Все слова не из русского в украинском из польского. Соотвественно укр. мова – полонизированный русский язык».

Автор : А вот это как раз не получается. В украинском языке польских слов, и уж тем более МОРФЕМ, не так много, чтобы украинско-польские языковые контакты могли быть сопоставимы с новорусско-церковонославянскими. Почитайте популярную литературу по языкознанию – у вас в России такой литературы издавалось много.

Виталий (RU): «Читал книгу "Застольные речи Гитлера"….»

Автор : Читать можно все. Единственное, что могу добавить: Гитлер, насколько знаю, в вопросы языкознания особо не лез, зато Сталин посвятил этой проблематике серию статей. Можно сказать, он был «специалистом» по языкам.

Егор (RU) : «Все хорошо, да вот только в 10-11 вв Украины-то и быть не могло, а язык получается вроде как и был».

андрей : «Про кастрацию русского языка Кириллом и Мефодием, автор почему-то умолчал. Да и казус с заменой азбуки на алфавит опущен." 1. расскажите. КАК именно Кирилл и Мефодий кастрировали русский язык. 2. если это правда, то разве не западло разговаривать на языке-евнухе? 3. расскажите, пожалуйста, о коренных отличиях азбуки от алфавита. А то словари говорят, что это синонимы…»

Автор : Мне ничего неизвестно о кастрации языка Кириллом и Мефодием. Это были великие ученые-просветители, сыгравшие важную роль в формировании современного русского языка. Словари не ошибаются, в современно русском языке слова различаются лишь происхождением (азбука – слово южнославянского происхождения).

Likefire (RU): «Надо же как-то внедрять в умы людей, что реальной украинской истории от силы не три сотни лет, а куда больше… Я совершенно не понял из статьи почему же русский язык не принял славянизмы в отличие от украинского и какой вообще из этого надо сделать вывод? Что русские – не славяне?»

Автор : Про историю я ничего не говорил, хотя история страны – это то, что происходило на территории этой страны ранее. Это может быть триста, пятьсот, тысяча, миллион лет. А то что вы не поняли насчет славянизмов – не странно, так как я пишу о совершенного противоположном явлении: русский язык вобрал церковнославянизмы, а украинский их не принял (почитайте учебники для славянских филологов, там все предельно ясно написано).

Нора (RU): «Где-то с середины потеряла мысль о чем читаю…, поймала себя на том, что не понимаю что есть старославянский, а что – церковнославянский – размыты определения, т.е. они то есть, но не рельефно, незапоминающе…Пришлось возвращаться снова к первому упоминанию этих терминов».

Автор : Определение терминов дано в учебниках и словарях. На факультете журналистики (если вы его заканчивали), все это проходят. Старославянский язык – мертвый южнославянский язык, в определенной степени искусственно «доработанный» Кириллом и Мефодием для перевода богословской литературы. Церковнославянский – тот же старославянский на письме (немного упрощенный, в нем добавлены некоторые новые буквы и «забыты» некоторые старые). Он используется для богослужений. Однако произносятся слова в церковнославянском языке совершенно по-другому, чем во времена Кирилла и Мефодия. Краткие гласные не читаются вообще, дифтонги заменены обычными гласными.

Нора (RU): «Как на моё понимание: южнославянские конструкции и украинизация -не одно ли и то же???»

Автор : Современные южнославянские языки – болгарский, македонский, сербский, хорватский и др. Современные восточнославянские – украинский, русский, белорусский. Не путайте «южнославянский» и «южнорусский».

Nodva (RU): «…..»

Автор : Вы что-то хотели мне написать, но что именно – не сформулировали. По сути можно? Почитайте учебники по славянскому языкознанию… Впрочем, не надо. Прочитайте какую-нибудь качественную художественную литературу – больше пользы будет.

Для к.ф.н. Владимира Ильченко (RU): "Ишь как автора «Слово о полку Игоревом» в безграмотности уличил".

Русофил : Да не было в 12-м веке древнеукраинского языка. Тогда и понятия-то такого не было. Был старославянский язык.

Автор : Путаетесь в понятиях, как студент. Почитайте учебники и словари. Любой на земле язык имеет свое прошлое состояние (обычно это состояние называют «древним»). Начитаетесь учебной литературы, тогда будем дискутировать, а пока, простите, мне неинтересно.

Лекция 4.

Как любой этнический язык, русский язык имеет свою исто­рию возникновения и развития, и она отнюдь не простая. По сво­им историческим корням (истокам) русский язык относится к ин­доевропейской семье (или индоевропейской языковой общности), славянской группе языков, восточнославянской подгруппе. Следо­вательно, его история связана с историей родственных ему язы­ков, объединяемых в границах индоевропейской семьи.

1. Индоевропейская семья языков. Родственными называются языки, которые возникли из одного и того же языка-источника и имеют в своем составе древние об­щие слова, корни, аффиксы, регулярные фонетические соответст­вия. Язык-источник, или праязык, – это некоторая первоначальная, исходная система, преобразовавшаяся в различных направлени­ях и давшая исторически засвидетельствованные родственные языки.

Генетическое (греч. genesis "происхождение") родство между различными языками определенного ареала устанавливается сравнительно-историческим методом. С его помощью выявля­ются формальные (звуковые) и семантические соответствия между единицами разных языков. Генетически родственные язы­ки объединяются в языковую общность, или семью. Поскольку исходная языковая система не существует как данность (не за­фиксирована в письменных памятниках), она рассматривается как лингвистическая модель (конструкт), искусственно создан­ная, восстановленная, реконструированная. Ее реальное сущест­вование в определенном пространстве и времени подтверждают не только лингвистические, но и экологические, культурные и историко-географические данные. Фрагменты этой модели (неко­торые праформы, архетипы) устанавливаются методом реконст­рукции – путем сравнения регулярных формальных (звуковых) и семантических соотношений (сходств) между единицами разных языков с разной временной соотнесенностью и сведения их к ис­ходным структурам – прототипам (греч. prоtos "первый, перво­начальный"). С помощью этого метода восстанавливается такой период истории языка, когда архаичные с точки зрения синхро­нии признаки являлись не аномалией, а нормой, отражающей продуктивные процессы. В индоевропеисти­ке в качестве реконструируемой лингвистической модели высту­пает индоевропейский (общеиндоевропейский) праязык.

Индоевропейский праязык как реальность существовал в оп­ределенное время и в определенном пространстве. Он представ­лял собой единство отличавшихся друг от друга диалектов. Его существование относится к V-IV тыс. до н.э. Первоначальным ареалом его распространения можно считать такую географическую область, которая своими экологи­ческими, географическими и культурно-историческими характе­ристиками соответствует картине среды обитания индоевропей­цев, получаемой на основе лингвистической реконструк­ции лексики праязыка. По данным Т.В. Гамкрелидзе и Вяч. Вс. Иванова, прародина индоевропейцев занимала террито­рию от Балкан до Ближнего Востока и Закавказья, вплоть до Иранского плоскогорья и Южной Туркмении. Первоначальное расселение индоевропейских племен ограничи­валось более компактным ареалом – переднеазиатским – по срав­нению с той территорией, на которой распространились индоев­ропейские языки в результате миграции этих племен в разные стороны.

Индоевропейская языковая общность – одна из крупнейших языковых семей на земном шаре. Между всеми индоевропейскими языками обнаруживается типологическое сходство: все они при­надлежат к флективному типу, при котором грамматические зна­чения выражаются с помощью флексий (окончаний). Кроме того, они имеют общую материальную базу – общий корнеслов (состав корней), общие аффиксы и регулярные фонетические соответствия.

В монографии Т.В. Гамкрелидзе и Вяч. Вс. Иванова «Индоев­ропейский язык и индоевропейцы», реконструированы определенные группы слов, включающие первичные, общие для культур всех индоевропей­ских племен понятия, сохранившиеся в современных индоевро­пейских языках. Так, в современном русском языке существует немало слов индоевропейского происхождения, т.е. имеющих соответствия в других индоевропейских языках. Они относятся к таким семантическим сферам, как "родство" (мать, сын, дочь, брат, сестра), "атмосферные явления" (погода, ветер), "живот­ные, птицы, насекомые" (корова, овца, свинья, волк, лев, лиса, мышь, птица, орёл, гусь, пчела, муха), "растения" (дерево – это слово в раз­ных индоевропейских языках имеет различные значения: "дере­во", "сосна", "бревно", "смола"; кроме того, оно обозначает и виды деревьев: берёза, граб, бук, осина), "процес­сы, действия" (плести, тереть, тесать, брать, везти), место­имения (я, ты), числительные (два, три) и т.д.

Реконструкция индоевропейских слов и корней позволяет вос­создать языковую картину мира наших далеких предков. Подобная попытка реализована Т.В. Гамкрелидзе и Вяч. Вс. Ивановым. Они составили «Семантический словарь общеиндоевропейского язы­ка» и реконструировали фрагменты индоевропейской протокультуры, т.е. первоначальной, первичной культуры индоевро­пейцев.

Вследствие разрыва контактов между носителями отдельных диалектов произошло членение общеиндоевропейского праязыка на ряд родственных групп (общностей), каждая из которых рас­пространилась на определенной исторической территории благо­даря миграции носителей диалектов в разные стороны. Внешним (внеязыковым) фактором распада общеиндоевропейского языка и самостоятельного развития индоевропейских диалектов по­служило отсутствие централизованной государственной орга­ низации, связанной с фиксированной в письменности культу­рой.

В результате постепенного распада индоевропейской языко­вой общности образовались следующие группы, а также языки, не об­разующие групп (по Т.В. Гамкрелидзе и Вяч. Вс. Иванову).

1. Анатолийская, или хетто-лувийская, группа: древнеанатолийские языки Малой Азии – клинописный хеттский, клино­писный и иероглифический лувийский, палайский; позднеанатолийские языки запада Малой Азии – лидийский и ликийский. Выделение анатолийской общности из индоевропейского пра­языка стало началом распада последнего и относится к периоду не позднее IV тыс. до н. э.

2. Индоиранская (арийская) группа. Самый архаичный язык этой группы – древнеиндийский, на нем написана «Ригведа». Бо­лее поздняя форма литературного древнеиндийского языка из­вестна под названием санскрит (др.-инд. samskrta "искусствен­ный, доведенный до совершенства"), на нем написана большая часть религиозной, художественной и научной древнеиндийской литературы; он употребляется и сейчас параллельно с разговор­ными среднеиндийскими диалектами (пракритами), которые дали жизнь современным индоарийским языкам: хинди, бенгали, панджаби, синдхи и др. Особую подгруппу индоиранских языков составляют кафирские, или нуристанские, языки, распространен­ные в Нуристане, горной области Афганистана.

Другую группу индоиранских языков представляют собствен­но иранские языки: древние – авестийский и древнеперсидский; среднеиранские – согдийский, хорезмийский, среднеперсидский, пехлевийский и др.; новоиранские – осетинский, афганский (пашто), новоперсидский, таджикский, курдский и др. Индои­ранская группа – самая многочисленная по количеству входящих в нее языков.

В других генеалогических классификациях языков индийская и иранская группы выделяются как самостоятельные.

3. Армянский язык . Группы не образует. В нем выделяются две основные группы диалектов: восточноармянская изападноармянская.

4. Греческий язык. Тоже не образует группы; в его границах выделяется несколько диалектов. Язык поэм Гомера сложился, вероятно, около IX в. до н.э.; несколько позднее появляются тек­сты лирических поэтов, трагиков.

5. Фригийский язык. Мертвый, известен по надписям первой половины I тыс. до н. э. северо-западной части Малой Азии.

6. Тохарская группа. Языки данной группы известны по пись­менным памятникам второй половины I тыс. н.э. в самой восточ­ной полосе распространения индоевропейских языков в Евра­зии – Восточном Туркестане. Различают два языка – восточнотохарский и западнотохарский.

7. Албанский язык. Группы не образует. Распространен на за­паде Балкан. Известен по текстам с XVI в. н.э.

8. «Древнеевропейские» языки. Под этим условным названием по ареально-диалектным признакам объединяются языки Европы периода конца II – начала I тыс. до н. э. К ним относятся следующие группы:

8.1. Италийские языки. Группа языков Апеннинского полуост­рова. Древний период представляет латинский, вначале существо­вавший в качестве говора Рима и его окрестностей, а затем распро­странившийся на всю Италию, вытеснив другие языки, а далее – и на значительную территорию Европы от Пиренейского полуостро­ва и Галлии до Дании и Северной Африки; средний период – на­родная латынь (или вульгарная латынь); новый период – роман­ские языки (французский, провансальский, испанский, португаль­ский, итальянский, румынский, молдавский и др.).

8.2. Кельтская группа. Распадается на две подгруппы: конти­нентальную (галльский язык и др.) и островную (древнеирландский, шотландский, мэнский, валлийский, корнский, бретонский и другие языки).

8.3. Германская группа . Обычно выделяют три основные под­группы: а)северную, илискандинавскую (древнеисландский , рас­павшийся на ряд языков: норвежский, исландский, шведский, датский ); б) восточногерманскую, или готскую (основной язык готский); в)западногерманскую (древнеанглийский, или англосаксонский , древнефризский , древневерхненемецкий , древнесак­сонский – ранний представитель нижненемецких диалектов). Последующие этапы развития этих германских языков представ­лены в современныханглийском, немецком, фламандском и голландском языках.

8.4. Балтийская группа. Делится на две основные подгруппы: западнобалтийскую, представленную прусским языком (позднее он был ассимилирован немецким), и восточнобалтийскую, включающую литовский и латышский языки.

8.5. Славянская группа . Делится на три подгруппы: западно­славянскую , восточнославянскую и южнославянскую .

В учебнике А.А. Реформатского «Введение в языковедение», а также в лингвистических энциклопедиях приведены несколько иные генеалогические классификации индоевропейских языков, которые, однако, не имеют принципиальных различий с данной классификацией. Так, А. А. Реформатский выделяет 12 языковых групп: индийскую, иранскую, славянскую, балтийскую, герман­скую, романскую, кельтскую, греческую (новогреческий язык с XII в. и мертвые древнегреческий и среднегреческий, или визан­тийский), албанскую (албанский язык), армянскую (современный армянский язык (ашхарабара) и древнеармянский (грабар)), хетто-лувийскую (анатолийскую), тохарскую. Если сравним эту классификацию с приве­денной выше, то увидим незначительные различия между ними.

2. Славянская группа языков. Славянские языки – совокупность близкородственных языков, занимающих обширнейшие территории Центральной, Юго-Восточной Европы и Азии. Языки славянской группы отличают­ся большой степенью структурной близости. Это обнаруживается в системе регулярных звуковых соответствий, фонетических че­редованиях, в корнеслове, аффиксах, морфемной структуре сло­ва, грамматических категориях, структуре предложения, семан­тике. Такая близость объясняется как единством происхождения славянских языков, так и их длительным и интенсивным контак­тированием на уровне литературных языков и диалектов.

Из всех индоевропейских языков славянские языки по своей структуре наиболее близки балтийским языкам. Эта близость по­служила основанием для теории балто-славянского праязыка. В соответствии с ней из общеиндоевропейского праязыка сначала выделился балто-славянский праязык, который позднее распался на прабалтийский и праславянский языки. Однако противники этой теории объясняют особую близость балтийских и славян­ских языков длительными контактами древних балтов и славян.

Славянские языки по своему происхождению восходят к од­ному языку-предку – праславянскому (общеславянскому). Он сформировался на основе одного из индоевропейских диалек­тов – протославянского. Праславянский язык развивался как еди­ный язык в течение длительного времени – свыше трех тысяч лет: с начала III тыс. до н. э., когда индоевропейского языка как цело­го уже не существовало, до середины I тыс. н. э. К концу этого периода праславянский язык стал распадаться на отдельные диа­лекты, из которых в дальнейшем образовались самостоятельные славянские языки.

Важнейшими процессами праславянского языка были утрата закрытых слогов и смягчение согласных перед [j] (йот). В связи с первым процессом все древние дифтонгические сочетания перешли в монофтонгические (т.е. произошла монофтонгизация ди­фтонгов), возникли слоговые плавные звуки, носовые гласные, из­менился слогораздел в слове, что привело, в свою очередь, к уп­рощениюгрупп согласных, и т.п. В связи с процессом смягчения согласных перед [j] произошла первая палатализация заднеязыч­ных согласных и сформировались ряды чередующихся звуков (ср. в современном русском языке к//ч, г//ж, х//ш). Произошли существенные изменения в грамматике и лексике, в частности, в прасла­вянский период было образовано много новых слов: бог, блоха, богатый, бок, болван, болеть, болото, боль, бородавка, борозда, борона, бочка, бояться, боязнь, бревно, брести, брехать, брод, брус, бурьян, важный, запас, заплата, заноза, зеркало, зерно, зима, злой, змея, зябнуть, лужа, месяц, мех, пастух, пастырь, рак, руда, рука, русый, роща, снег, сноха, сноп, стерня, холод, хомут, хоро­нить, час и др. Эти и другие фонетические и грамматические явления изучаются в курсе истории русского языка.

Славянские праформы (архетипы)– это первоначальные формы, они устанавливаются с помощью метода реконструкции, на основа­нии сравнения и установления звуковых и семантических сходств в словах, относящихся к языкам славянской группы.

В результате окончательного распада праславянского (обще­славянского) языка в VI-VII в. образовались три самостоятель­ных языка: южнославянский, западнославянский, восточносла­вянский. Каждый из них, в свою очередь, не представлял струк­турного единства, объединял несколько территориальных диа­лектов, которые в период дальнейшего распада славянских общ­ностей преобразовались в самостоятельные языки.

В южносла­вянскую подгруппу входят современные болгарский, македонский (его иногда рассматривают и как диалект болгарского языка), сербохорватский, словенский языки; с IX в. к ней относится ста­рославянский язык.

Западнославянская подгруппа включает польский и его кашубский (мертвый) диалект, полабский (мертвый), чешский, словацкий, лужицкие (верхний инижний) языки.

Восточнославянскую под­группу составляют русский, украинский и белорусский языки.

3. Восточнославянская подгруппа языков . Восточнославянский язык укреплялся с образованием древне­русского государства – Киевской Руси (IX в.) как язык древнерус­ской (восточнославянской) народности. Он просуществовал при­близительно до XIV в., а затем распался на три самостоятельных языка. Языки восточнославянской подгруппы максимально близ­ки как территориально, так и своими структурными признаками.

Они отличаются от южнославянских и западнославянских язы­ков рядом особенностей, которые сложились еще в праславянский период. К ним относятся следующие:

Наличие полногласных звукосочетаний -оро-оло-, -ере-, -еле- на месте праславянских *-оr-, *-оl -, *-еr-, *-el- между со­гласными в соответствии с южнославянскими -ра-, -ла-, ~рЪ-, – лЪ- и западнославянскими -ро-, ло-, -ре-, -ле- (ср. рус. и укр. го­род, болото, берег, молоко; белорус. горад, малако, бераг; старослав. градъ, блато, млЪко, брЪгъ; польск. ogrod, bloto, mleko, brzeg);

Наличие согласных звуков ч и ж , образованных из прасла­вянских звукосочетаний сочетаний *tj и *dj, в соответствии с шт и жд в южнославянских и ц и дз в западнославянских (ср. рус. свеча, вижу; укр. свiча, вижу; белорус, свяча, вижу; старослав. свЪшта, виждь (повелительное наклонение); польск. swieςa, widzę);

Последовательное развитие l -эпентетикум (эпентеза < греч. epenthesis "вставка") после губных согласных из праславян­ских сочетаний губных с j: *bj, *pj, *νj , *mj (ср. в рус. любить – любл ю, купить – купл ю, ловить – ловл ю) при отсутствии его у западных славян и непоследовательном разви­тии у южных славян;

Произошла общая для всей подгруппы утрата к X в. носо­вых гласных q и ę (произносились как и [еŋ]), изменившихся соответственно в [у] и [а] (на письме Я): рука из *rợka, пять из *pętъ.

В морфологии произошла перегруппировка типов склонения существительных по признаку грамматического рода, утратились некоторые типы склонения и двойственное число, исчезли формы простых прошедших времен (аориста и имперфекта) и др.

В словарном составе появились новые слова, не известные южнославянским и западнославянским языкам, образованные на базе праславянских корней и аффиксов, а также заимствований. В современной классификации лексики по происхождению они именуются восточнославянскими (восточнославянизмами), или древнерусскими, например: багор, балагур, беззаветный, затх­лый, зяблик, изгой, корица, коршун, корчевать, крыса, рубеж, ря­бина, слобода, смуглый и др.

4. Этапы развития русского языка. Приблизительно с середины XIV в. русский язык существует как самостоятельный. С этого времени выделяется собственно русский, или великорусский, язык. Он отличается структурными признаками не только от южных и западных славянских языков, но и от своих ближайших «родственников» – украинского и бе­лорусского.

Существовал целый ряд социально-исторических и обществен­но-политических предпосылок выделения русского языка из вос­точнославянской языковой общности: распад единого древнерус­ского государства во главе с Киевом (с середины XII в.), усиление феодальной раздробленности Руси, обособление в период монго­ло-татарского ига северо-восточной Руси (Владимира, Суздаля, Ростова) от Руси западной и юго-западной (вторая половина XII-XIII в.), усиление Москвы, объединение разрозненных севе­ро-восточных феодальных княжеств в границах единого велико­русского государства с центром в Москве (XIV-XVI вв.).

В Москве и вокруг нее концентрировалось население, говоря­щее на разных диалектах, которые имели как общие черты, так и дифференциальные. На основе объединения южнорусских и се­вернорусских языковых элементов сформировалось московское койне (греч. koinё "общее наречие (диалект) – общий язык, образующийся в результате смешения ряда родст­венных диалектов и заменяющий их все"). Так, к южнорусским по происхождению относятся следующие фонетические явления, ставшие общерусской нормой:

Аканье – неразличение гласных звуков [а] и [о] в безудар­ных слогах после твердых согласных и совпадение их в звуке [а], например: дам – д[а]вáть, стол – ст[а]лá, пр[ό]сим – пр[а]шý, хόдим – х[а]дúть и т.п.;

Иканье – неразличение гласных [а] – [о] – [э] в безудар­ных слогах после мягких согласных и произношение их как [и], например: м[á]со – м[и]снόй, п[á]ть – п[и]тú, вёсны – в[и]снá, мёд – м[и]дόк, лес – л[и]снόй и т.п.

К севернорусским по происхождению относятся следую­щие фонетические явления, ставшие общерусской нормой:

Задненёбный звук [г] – звонкий смычный (взрывной) по своему образованию и наличие оппозиции звуков [г] – [к], на­пример: [г]усь, [г]од, дру[г]а – дру[к] и т.п. (в южнорусских го­ворах соответственно звук [ɣ] – звонкий щелевой и оппозиция [ɣ] - [х ]: [ɣ]усъ, [ɣ]од, дру[ɣ]а – дpy[x]);

Наличие оппозиций губно-зубных согласных звуков [в] – [ф] и [в"] – [ф"], например: дро[в]á – дро[ф], лá[в]очка – ла[ф]ка, кро[в"]и – кро[ф"] и т.п. (в южнорусских диалектах отсутствовали фонемы <ф> и <ф">, а на их месте произносились губно-губной звук [w] или [у] неслоговой, например: /лаwка/, [дpow], [κрοw] или [лаýка], [дроý], [кроý]);

Наличие твердого звука [т] в окончаниях глаголов, на­пример: ходи[т], говоря[т], игрáю[т] (в южнорусских говорах соответственно [т"]: ходи[т"], говоря[т"], игрáю[т"]).

Как отмечают лингвисты, в московском койне преобладал юж­норусский вокализм (закономерные отношения в системе гласных звуков) и севернорусский консонантизм (закономерные отношения в системе согласных звуков).

Московское койне послужило суб­стратом (лат. substratum букв, "подстилка, подкладка"), или язы­ковой основой, для формирования языка русской народности, а последний в дальнейшем развитии преобразовался в язык русской нации (русский национальный язык).

Процесс формирования русского национального языка активно протекал в конце XVII-XVIII вв.

Следовательно, история русского языка начинается после рас­пада праславянского языка и выделения восточнославянского языка – предка трех языков: русского, украинского и белорусско­го. В ней выделяется три этапа :

Первый (ранний) – VI-VII-XIV вв. – от времени распада пра­славянского (общеславянского) языка, выделения общевосточно­славянского языка и до распада последнего на три языка, выделе­ния великорусского (древнерусского) языка.

Второй – XV-XVII вв. – период формирования и существова­ния великорусского государства, великорусской народности и языка русской народности.

Третий – с конца XVII в. – период формирования и существо­вания русской нации и русского национального языка [Рус. язык. Энц. 1997. С. 439-442].

С самого начала своего самостоятельного существования рус­ский язык имел две формы – устно-разговорную и книжно-письменную, т.е. и литературный вариант, связанный с письмен­ностью. Устно-разговорную форму пред­ставляли многочисленные территориальные диалекты (говоры).

Таким образом , русский язык прошел длительный путь в сво­ем историческом развитии. Его корни уходят в общеиндоевро­пейской праязык, его историческая судьба связана с судьбой язы­ков общеславянской группы и восточнославянской подгруппы. Более шести веков русский язык существует как самостоятельный, пройдя ряд этапов в своем развитии – от древнерусского к современному.


Похожая информация.


Русский язык относится к крупнейшим языкам мира: по числу говорящих на нём он занимает пятое место после китайского, английского, хинди и испанского.

Среди славянских языков русский - самый распространённый.

Все славянские языки обнаруживают между собой большое сходство, но ближе всего к русскому языку - белорусский и украинский. Втроём эти языки образуют восточнославянскую подгруппу , которая входит в славянскую группу индоевропейской семьи.

Посмотрите на древо языков: славянские ветви вырастают из мощного ствола - индоевропейской языковой семьи. В эту семью также входят индийская (или индоарийская), иранская, греческая, италийская, романская, кельтская, германская, балтийская группы языков, армянский, албанский и другие языки. Из всех индоевропейских языков славянским наиболее близки балтийские языки: литовский, латышский и мёртвый прусский язык, окончательно исчезнувший к первым десятилетиям XVIII в. Распад индоевропейского языкового единства относят обычно к концу III - началу II тысячелетия до нашей эры. Видимо, тогда же проходили процессы, приведшие к возникновению праславянского языка , к его выделению из индоевропейского.

Праславянский язык - это язык-предок всех славянских языков. Он не имел письменности и не был зафиксирован на письме. Однако его можно восстановить путём сравнения славянских языков между собой, а также с помощью их сравнения с другими родственными индоевропейскими языками. Иногда для обозначения праславянского используется менее удачный термин общеславянский: как представляется, общеславянскими лучше называть языковые особенности или процессы, свойственные всем славянским языкам даже после распада праславянского.

Общий источник - праславянский язык - роднит все славянские языки, наделяя их множеством сходных признаков, значений, звучаний… Сознание славянского языкового и этнического единства нашло отражение уже в древнем самоназвании всех славян - словене (*s1оvěnе ). По мнению академика О. Н. Трубачева, это этимологически что-то вроде «ясно говорящие, понятные друг другу». Это сознание сохранялось и в эпоху образования древних славянских государств и народов. В «Повести временных лет», древнерусском летописном своде начала XII в., говорится: «А словеньскый язык и рускый одно есть…» . Слово язык употреблено здесь не только в древнем значении «народ», но и в значении «речь».

Где же, на какой территории жили наши общие предки?

Прародина славян, то есть территория, где они сложились как особый народ со своим языком и где жили вплоть до своего разделения и переселения на новые земли, точно не определена до сих пор из-за отсутствия надёжных данных. И все же с относительной уверенностью можно утверждать, что находилась она на востоке Центральной Европы, к северу от предгорий Карпат. Многие учёные считают, что северная граница прародины славян проходила по реке Припять (правый приток Днепра), западная граница - по среднему течению реки Вислы, а на востоке славяне заселяли украинское Полесье до самого Днепра.

Славяне постоянно расширяли занимаемые ими земли. Они участвовали и в великом переселении народов в IV-VII вв. Готский историк Иордан писал в сочинении «О происхождении и деянии гетов» (хронологически доведенном до 551 года), что «на безмерных пространствах» от Среднего Подунавья до нижнего Днепра расселилось «многолюдное племя венетов» (немцы называли всех славян Wenden , Winden ; по-фински Venäjä означает «Россия»). В течение VI и VII вв. волны славянского расселения хлынули на большую часть Балканского полуострова, включая современную Грецию, и в том числе её южную часть - Пелопоннес.

К концу праславянского периода славяне занимали обширные земли в Центральной и Восточной Европе, простиравшиеся от побережья Балтийского моря на севере до Средиземного на юге, от реки Эльбы на западе до верховьев Днепра, Волги и Оки на востоке.

Шли годы, века неторопливо сменяли века… И вслед за изменениями интересов, привычек, манер человека, вслед за эволюцией его духовного мира непременно менялась и его речь, его язык . За свою долгую историю праславянский язык пережил многие изменения. В ранний период своего существования он развивался относительно медленно, был в высокой степени единообразным, хотя в нём и тогда существовали диалектные различия (диалект , иначеговор - самая маленькая территориальная разновидность языка). В поздний период (приблизительно с IV по VI в. нашей эры) в праславянском языке произошли многообразные и интенсивные изменения, которые привели к его распаду около VI в. нашей эры и появлению отдельных славянских языков.

Славянские языки по степени их близости друг к другу принято делить на три группы:

Предком современных русского, украинского, белорусского языков был древнерусский (или восточнославянский ) язык. В его истории можно выделить две основные эпохи: дописьменную (от распада праславянского языка до конца X в.) и письменную. Каким был этот язык до возникновения письменности, можно узнать лишь путём сравнительно-исторического изучения славянских и индоевропейских языков, т. к. никакой древнерусской письменности в то время не существовало.

Распад древнерусского языка привёл к возникновению русского (или великорусского ) языка, отличного от украинского и белорусского. Это произошло в XIV в., хотя уже в ХII-ХIII вв. в древнерусском языке наметились явления, отличавшие диалекты предков великорусов, украинцев и белорусов друг от друга. В основу современного русского языка легли северные и северо-восточные диалекты Древней Руси (кстати, русский литературный язык также имеет диалектную основу: её составили центральные средневеликорусские акающие говоры Москвы и окружавших столицу деревень).

Но это уже эпоха письменности.

* Южнославянским по происхождению является и старославянский язык - первый общеславянский литературный язык.

Русский язык – это один из группы восточнославянских языков, наряду с украинским и белорусским. Он является самым распространенным славянским языком и одним из самых распространенных в мире языков по числу людей, которые говорят на нем и считают его своим родным.

В свою очередь, славянские языки относятся к балто-славянской ветви семьи индоевропейских языков. Таким образом, чтобы ответить на вопрос: откуда произошел русский язык, нужно совершить экскурс в глубокую древность.

Происхождение индоевропейских языков

Около 6 тысяч лет назад жил народ, который считается носителем праиндоевропейского языка. Где он жил в точности – это на сегодня предмет ожесточенных споров историков и лингвистов. В качестве прародины индоевропейцев называют степи Восточной Европы и Переднюю Азию, и территорию на границе между Европой и Азией, и Армянское нагорье. В начале 80-х годов прошлого века лингвисты Гамкрелидзе и Иванов сформулировали мысль о двух прародинах: вначале было Армянское нагорье, а затем индоевропейцы перебрались в причерноморские степи. Археологически носителей праиндоевропейского языка соотносят с представителями «ямной культуры», которые в 3 тысячелетии до нашей эры обитали на востоке Украины и на территории современной России.

Выделение балто-славянской ветви

Впоследствии праиндоевропейцы расселились по территории Азии и Европы, смешались с местными народами и дали им свой язык. В Европе на языках индоевропейской семьи говорят практически все народы, кроме басков, в Азии на различных языках этой семьи говорят в Индии, Иране. Таджикистане, на Памире и т.д. Около 2 тысяч лет назад из общего праиндоевропейского языка выделился прабалтославянский язык. Прабалтославяне существовали как единый народ, говорящий на одном языке, по мнению ряда лингвистов (в том числе Лер-Сплавинского) примерно 500-600 лет, и этому периоду истории наших народов соответствует археологическая культура шнуровой керамики. Затем языковая ветвь разделилась вновь: на балтийскую группу, которая впредь зажила самостоятельной жизнью, и праславянскую, которая и стала общим корнем, из которого произошли все современные славянские языки.

Древнерусский язык

Общеславянское единство сохранялось до VI-VII века нашей эры. Когда из общего славянского массива выделились носители восточнославянских диалектов, начал формироваться древнерусский язык, ставший предком современного русского, белорусского и украинского языков. Древнерусский язык известен нам благодаря многочисленным памятникам, написанным на церковнославянском языке, который можно рассматривать, как письменную, литературную форму древнерусского языка. Кроме того, сохранились и письменные памятники – берестяные грамоты, граффити на стенах храмов – написанные на повседневном, разговорном древнерусском языке.

Старорусский период

Старорусский (или великорусский) период охватывает время с XIV по XVII века. В это время русский язык окончательно выделяется из группы восточнославянских языков, в нем формируются фонетические и грамматические системы, близкие к современным, происходят другие изменения, в том числе – складываются диалекты. Ведущим среди них становится «акающий» диалект верхней и средней Оки, и, в первую очередь – московский говор.

Современный русский язык

Русский язык, на котором мы сегодня разговариваем, начал складываться с XVII столетия. В его основе – московский говор. Решающую роль для формирования современного русского языка сыграли литературные произведения Ломоносова, Тредиаковского, Сумарокова. Ломоносовым же была написана первая грамматика, закрепляющая нормы литературногорусского языка. Все богатство русского языка, сложившееся из синтеза русских разговорных, церковнославянских элементов, заимствований из других языков нашло отражение в произведениях Пушкина, которого и считают создателем современного русского литературного языка.

Заимствования из других языков

На протяжении столетий своего существования русский язык, как и любая другая живая и развивающаяся система, неоднократно обогащался заимствованиями из других языков. К наиболее ранним заимствованиям относят «балтизмы» -- заимствования из балтских языков. Впрочем, в этом случае, речь, возможно, идет и не о заимствованиях, а о лексике, сохранившейся с того времени, когда существовала славяно-балтская общность. К «балтизмам» относятся такие слова, как «ковш», «пакля», «скирда», «янтарь», «деревня» и т.д. В период христианизации в наш язык вошли «грецизмы» -- «сахар», «скамья». «фонарь», «тетрадь» и т.д. Через контакты с европейскими народами в русский язык вошли «латинизмы» -- «доктор», «медицина», «роза» и «арабизмы» -- «адмирал», «кофе», «лак», «матрац» и т.д. Большая группа слов вошла в наш язык из тюркских языков. Это такие слова, как «очаг», «шатер», «богатырь», «телега» и т.п. И, наконец, со времен Петра I русский язык вбирал в себя слова из европейских языков. Вначале это большой пласт слов из немецкого, английского и голландского языков, относящихся к науке, технике, морскому и военному делу: «амуниция», «глобус», «ассамблея», «оптика», «лоцман», «матрос», «дезертир». Позднее в русском языке обосновались французские, итальянские и испанские слова, относящиеся к предметам быта, области искусства – «витраж», «вуаль», «кушетка», «будуар», «балет», «актер», «афиша», «макароны», «серенада» и т.п. И, наконец, в наши дни мы переживаем новый наплыв заимствований, на сей раз из английского, в основном, языка.

Русский язык – крупнейший язык мира. По количеству говорящих на нем людей он занимает 5-е место после китайского, английского, хинди и испанского.

Происхождение

Славянские языки, к коим принадлежит и русский, относятся к индоевропейской языковой ветви.

В конце III– начале II тыс. до н.э. из индоевропейской семьи отделился праславянский язык, который является базисом для славянских языков. В X – XI вв. праславянский язык подразделился на 3 группы языков: западнославянская (из нее возник , чешский, словацкий), южнославянская (развился в болгарский, македонский, сербскохорватский) и восточнославянская.

В период феодальной раздробленности, способствовавшей формированию региональных говоров, и татаро-монгольского ига из восточнославянского выделились три самостоятельных языка: русский, украинский, белорусский. Таким образом, русский язык относится к восточнославянской (древнерусской) подгруппе славянской группы индоевропейской языковой ветви.

История развития

В эпоху Московской Руси возник средневеликорусский говор, главная роль в формировании которого принадлежала Москве, привнесшей характерное «аканье», и редукцию безударных гласных, и ряд др. метаморфоз. Московское наречие делается основой русского национального языка. Однако унифицированного литературного языка в это время еще не сложилось.

В XVIII– XIX вв. стремительное развитие получила специальная научная, военная, морская лексика, что явилось причиной появления заимствованных слов, которые нередко засоряли и утяжеляли родной язык. Назрела потребность в разработке единого русского языка, которая проходила в борьбе литературных и политических течений. Великий гений М.В.Ломоносова в своей теории «трех » установил связь между предметом изложения и жанром. Так, оды должны быть написаны «высоким» стилем, пьесы, прозаические произведения – «средним», а комедии – «низким». А.С.Пушкин в своей реформе расширил возможности применения «среднего» стиля, который теперь становился пригодным и для оды, и для трагедии, и для элегии. Именно с языковой реформы великого поэта ведет свою историю современный русский литературный язык.

С устройством социализма связано появление советизмов и различных сокращений (продразверстка, нарком).

Для современного русского языка характерно увеличение количества специальной лексики, что явилось следствием научно-технического прогресса. В конце ХХ – начале XXI вв. львиная доля иностранных слов поступает в наш язык из английского.

Сложные взаимоотношения различных слоев русского языка, а также влияние на него заимствований и новых слов привели к развитию синонимии, что делает наш язык поистине богатым.