Семейное образование. Анализ стихотворения «Утро в горах» (Тютчев Ф

Красота природы часто вдохновляет писателей и поэтов. Её описанию всегда уделяется большое внимание. Авторы стараются как можно выразительнее, точнее передать великолепие окружающей их природы. Ярким тому доказательством служим стихотворение Ф. И. Тютчева «Утро в горах», написанное в 1829 году.

Всё наше внимание приковывается к описанию природы, которая воспевается поэтом во всей красе. Тютчев подчеркивает синеву неба после прошедшего ночью дождя, любуется его чарующей чистотой. Затем он переводит взгляд читателей на туман, до половины скрывающий горы. Но эти горы столь велики, что никакой туман не может их покорить, закрыть от посторонних глаз.

Чтобы передать волшебство природы в этот чудный миг, Тютчев использует различные художественные средства. В первой же строчке мы находим олицетворение («Лазурь…смеется…»). Это дает читателям понимание того, что хороша погода в утренний час. Описывая долину, Федор Иванович добавляет эпитеты («… светлой полосой», «… высших гор»). Особую магию передают сравнение и метафора («Как бы воздушные руины/ Волшебством созданных палат»).

Так автор пишет о тумане, покрывающем склоны высоких гор. Всё вышеописанные выразительные средства помогают создать великолепные образы в воображении читателей, ощутить умиротворение природы в этот час. Рифма в стихотворении перекрестная.

Данной стихотворение Ф. И. Тютчева позволяет увидеть невероятный пейзаж гор, даже когда мы находимся очень далеко от них.

«Утро в горах» Фёдор Тютчев

Лазурь небесная смеется,
Ночной омытая грозой,
И между гор росисто вьется
Долина светлой полосой.

Лишь высших гор до половины
Туманы покрывают скат,
Как бы воздушные руины
Волшебством созданных палат.

Анализ стихотворения Тютчева «Утро в горах»

Пейзажные картины, выстроенные по излюбленной поэтом вертикали, определяются двумя естественными доминантами - небом и горами. Образ далеких вершин связан с безупречно белым горним миром, который противостоит «удушливо-земному» существованию. Подобная антитеза моделируется в стихотворении «Снежные горы», первоначальная редакция которого включала и анализируемый текст. «Дольный мир» предстает пассивным, «полусонным» и обессиленным, а «выси ледяные» полны жизни - таинственной, «огневой», недоступной человеческому разуму.

«Утро в горах» 1829 г. обнаруживает традиционную образную структуру тютчевской природной зарисовки: вершины окружает яркая «лазурь небесная». Последнюю характеризует необычное олицетворение, наделяющее деталь пейзажа свойством ощущать человеческие эмоции - смеяться. «Светлая полоса» долины, пролегающей между гор, отражает великолепие голубого неба. В стихотворном тексте встречается лаконичная отсылка к прошлому: ночью прошла гроза, и поэтому утренняя панорама выглядит особенно ясной, чистой, выразительной.

Взгляд лирического героя-созерцателя вновь устремляется вверх, на склоны «высших гор», покрытые облаками. Завершает произведение эмоциональная доминанта - пышное сравнение скоплений тумана с невесомыми «руинами» дворца, возведенного магической силой.

В поэтическом тексте фигурирует колористическая лексика с чистыми оттенками голубого и белого. Она поддерживает восторженное романтическое настроение лирического «я», очарованного открывшейся панорамой.

Не всегда изображение горных цепей очерчивается пейзажной проблематикой. Логично, что идеальное пространство «недоступных громад» становится прибежищем неземных существ - небесных ангелов. Об этом говорит лирический субъект позднего стихотворения «Хоть я и свил гнездо в долине…» Показательно, что душа человеческая рвется ввысь, желая освободиться из «густого слоя» земной суеты.

Амбивалентность образа далеких вершин проявляется в произведении «Альпы». Антропоморфный ночной образ гор порождает «льдистый ужас» с сердце лирического «я». Характерно, что безоблачная лазурь, услаждавшая взор героя днем, здесь становится устрашающим «сумраком», поддерживающим мотивы смерти и хаоса. «Чары гибельные» развеиваются с восходом солнца, скрывающего в дневном свете двойственность модели мира.

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Лазурь небесная смеется,

Ночной омытая грозой,

И между гор росисто вьется

Долина светлой полосой.

Лишь высших гор до половины

Туманы покрывают скат,

Как бы воздушные руины

Волшебством созданных палат.

Стихотворение "Утро в горах" Ф.Тютчев написал в 1817-19 годах. Целую эпоху он посвятил стихотворениям о природе в 1827-30 года. Тема стихотворения - пейзаж. В нём описывается чисто-голубое небо и прекрасное, свежее утро после грозы. Обычно, горных вершин не видно от туманов и облаков, а сейчас, после грозы, воздух прозрачен, и не виден только самый пик горы. И этот пик, похожий на воздушные руины, покрывается этим туманом. При написании автор использует литературную, книжную лексику и художественный стиль. В произведении используется архаизм: "палаты" - дом, дворец, великолепное здание, богатое помещение, средневековой зал. Стихотворение наполняют чувства, настроения восхищения и созерцания. Оно разделено на 2-е строфы. В первой рассказывается об удивительно-чистом небе и светло-лучезарной долине, а во втором - о сказочных туманах над горами. Но лишь только первая строфа имеет законченную мысль, в отличие от второй, а вторая является её лирическим продолжением. Смысл строф сопоставлен. И вторая строфа безусловно значима для более полного раскрытия идеи стихотворения. В произведении используется 4-х стопный ямб и перекрёстная рифма. Используется много эпитетов, например "волшебством созданных палат", также используются метафоры: "Как бы <...> руины волшебством созданных палат". Применяется олицетворение: "Лазурь <...> смеётся, <...> омытая <...>, и <...> вьётся долина <...>". Автор прибегнул и к сравнению: "<...> туманы покрывают скат, как бы <...> руины волшебством созданных палат". Косвенно выраженная позиция автора схожа с позицией лирического героя, от имени которого ведётся рассказ. Это произведение вызвало во мне чувства моей ничтожности перед природой и родства с ней, её красотой.