Серия кораблекрушений в азовском море грозит экологической катастрофой. Катастрофа в Черном море: связано ли это с Керченским проливом и Азовским морем

Турецкие моряки сгорели, чтобы не попасть в украинский плен

Мыс Такиль - юго-восточная оконечность Керченского полуострова, географическая граница Азовского и Черного морей. Место удивительно красивое и одновременно криминальное. Здесь еще с украинских времен у самой кромки нейтральных вод идет незаконная перевалка морских грузов. Прямо в море с борта на борт перегружают зерно, уголь, горюче-смазочные материалы и прочий товар. Так обходят таможенные и санкционные запреты. Плюс круто экономят на портовой бункеровке.

Зачастую на траверзе Тактиля под «серую перевалку» выстраиваются целые ряды гражданских судов. Вечером 21 января южнее мыса со стороны Керчи вспыхнули два газовоза «Маэстро» и «Канди». Оба под флагом Танзании.

Есть такие «выгодные» флаги африканских, азиатских и островных стран, за которые судовладелец практически не платит. На самом деле, газовозы принадлежат коммерсантам из Турции. Экипажи смешанные - всего 16 турецких моряков и 15 граждан Индии. Россиян среди моряков нет.

К утру 22 января известно о 10 погибших и 12 спасенных, число пропавших без вести уточняется.

«Маэстро» пришел на керченскую перевалку, загрузившись в газовом терминале турецкого порта Мармара Эреглиси. «Канди» следовал из российского Темрюка в Ливан. Формально трагедия произошла в нейтральных водах Черного моря. Но по факту - гирло Керченского пролива, 16 миль от побережья Краснодарского края. «Там творится что-то жуткое», - сообщали очевидцы.

Погода в проливе стремительно ухудшалась. Штормовой ветер, температура морской воды понизилась до трех-четырех градусов. Стоявшие рядом суда зафиксировали громкий хлопок и вспышку на одном из «танзанийцев». Яростный пожар моментально перекинулся на второй борт. Пытаясь спастись, обожженные люди прыгали в ледяное море.

Абсурд, но у них одновременно обморожение и ожоги. Сами понимаете, какая вода зимой, - рассказывает глава крымского Центра медицины катастроф Сергей Олефиренко. Многие не успели одеть круги или жилеты, и тонули прямо на глазах спасателей. Вблизи горящих кораблей удалось поднять 12 человек живыми, все в тяжелом состоянии. В зоне бедствия действовал морской буксир «Спасатель Демидов» оборудованный вертолетной площадкой. Однако из-за шторма полеты были невозможны.

Перегружали наверняка СУГ - сжиженный углеводород газ, пропан-бутан. Далеко не новые танкера, при этом еще и низкая квалификация экипажа. Опытные не пошли бы, рискованно из-за тех же санкций. И случилось, что случилось, - крымские медиа цитируют экспертную оценку известного специалиста по морскому праву, главного редактора «Морского бюллетеня» Михаила Войтенко.

Судя по информации сайта Marinetraffic, «Маэстро» действительно принадлежит турецкой Milenyum Denizcilik Gemi. Компания в санкционном списке США за нарушение сирийского эмбарго. Последняя зафиксированная позиция - турецкий порт Зонгулдак. То есть, дальше шли с отключенной системой АИС. Именно так работают черноморские контрабандисты.

Нынешняя катастрофа подтвердила факт, известный практически всем морякам. В Керченском проливе продолжает действовать нелегальная якорная стоянка. Единственное оправдание - она вне зоны таможенного контроля.

Эта перевалка, конечно, нелегальная была, - подтвердил источник агентства «Крыминформ» - Вся легальная перевалка работает на рейде порта Кавказ, в режиме открытой границы. А эти суда находились за 12-мильной зоной, вне территориальных вод РФ. Там многие годы производится перевалка грузов и так далее. Например, бывает необходимость смешать разные виды грузов, которые нельзя смешивать на российской территории, для того, чтобы получить определенную консистенцию груза, чтобы она обладала определенными качествами и характеристиками, которые нужны. Это касается нефтепродуктов, газа и тому подобного…

Пресс-служба Росморречфлота заявила, что горящие танкеры не нанесли ущерба экологии Черного моря. Следственный комитет уже возбудил уголовное дело по факту гибели моряков в Черном море. Проводится ли расследование по «серой стоянке» у мыса Тактиль, до сих пор неизвестно. Злые языки утверждают, что перевалка в Керченском проливе стала составным звеном т.н. «сирийского экспресса».

Выживших доставляют в медицинские учреждения Керчи. Турецкие моряки дали первые показания. По их словам, экипажи имели строгое указание делать все, чтобы не попасться в руки Военно-морских сил соседней Украины. Якобы. Именно ради этого они пошли на крайне рисковую перевалку газа в открытом море.

Опасность самостийного плена для таких «танзанийцев» вполне реальна. Например, 1 января украинские военные открыли артиллерийский огонь и задержали судно под флагом Танзании. В новогодней спецоперации на траверзе поселка Курортное Одесской области участвовал ракетный катер «Прилуки» - одна их самых мощных боевых единиц ВМСУ.

Еще один характерный факт. В минувшем году украинскими пограничниками был под угрозой оружия задержан еще один танзанийский сухогруз Sky Moon. Капитана судна, заходившего в Крым, признали на Украине виновным в нарушении правил пересечения государственной границы. Sky Moon перевозил в Турцию и Молдову металлолом, семена льна, кальцинированную и техническую соду. Захваченный сухогруз хозяевам не отдали и сейчас используют как вспомогательное судно ВМСУ.

Нынешнюю трагедию в Керченском проливе сравнивают с ужасной катастрофой поздней осени 2007-го. Тогда штормовой пролив стал настоящей ловушкой для танкеров и сухогрузов. Волны высотой 6 метров и ветер скоростью 35 метра в секунду уничтожали один корабль судно за другим. Первым в 4.55 утра разломился надвое танкер «Волганефть-139». Из него в море вылилось 2 тысячи тонн солярки. Следом погиб сухогруз «Нахичевань» с 2 тысячами тонн серы. В 10.25 канул в волнах «Вольногорск» с грузом 2436 тонн серы. Из 11 человек экипажа удалось спасти шестерых. Сорвало с якоря и унесло к косе Тузла баржу «Деметра» с 3 тысячами тонн мазута. Чуть позже начальник порта Новороссийск Владимир Ерыгин заявил, что рядом сели на мель суда под грузинским и турецким флагами.

Несколько лет подряд керченскую акваторию и брега Тамани пришлось очищать от разлившегося мазута. Погибли десятки тысяч морских птиц, рыба, дельфины. Последствия экологического бедствия десятилетней давности ощущаются до сих пор…

Казалось бы что может случиться на самом мелком в мире, теплом и спокойном Азовском море? Увы, трегедии последних лет, в том числе и нынешнего купального сезона подтверждают — Азовское море, несмотря на внешнюю тишь и благодать таит в себе массу загадок и опасностей.

В прошлом году мы рассказывали о трагедии, которая случилась по другую сторону Азовских берегов, на острове Ейская коса. Утром 7 июля 74 ребенка и подростка из пионерского лагеря прибыли на экскурсию на остров. Во время пребывания группы детям было разрешено купание у берега. Но из-за сильного течения шестеро детей не смогли выйти на берег и утонули вместе с воспитателем, который пытался их спасти. К настоящему моменту опознаны все тела погибших — воспитателя, трех мальчиков, в возрасте 8, 9 и 11 лет, и трех девочек 12, 16 и 9 лет.

Летом позапрошлого года в селе Юрьевка, расположенном в пятидесяти километрах от Мариуполя, также произошел трагический случай. На глубине всего около метра, в двадцати метрах от берега едва не утонул двенадцатилетний мальчик. Пришедшие ему на помощь два взрослых, физически крепких тридцатилетних парня смогли вытолкнуть мальчика из воды, но сами стали жертвами морской пучины.

Было девять часов утра, взрослые были трезвые, отдыхали на пляже со своими семьями. Как могла произойти такая трагедия — уму непостижимо. Выживший мальчик рассказывает, что играл со своим дядей в море в мяч и вдруг песок начал внезапно уходить у него из под ног. Он стал кричать, на помощь кинулся дядя, который отошел в это время за отлетевшим в сторону мячем. Дядя подоспел, вытолкнул мальчика на мель, но сам начал тонуть. Видя такую картину на помощь бросился еще один мужчина. Они и подоспевшие спасатели вытащили мальчика из воды, но неведомые морские силы затянули под воду двух взрослых мужчин.

В чем причина этих трагедий? Редки ли они? Попробуем разобраться в этих вопросах по порядку.

Одна из наиболее явных причин трагедий – морские течения и вызванные ими водовороты. Юрьевка находится между двумя косами Белосарайской и Бердянской. Когда два течения встречаются в ялтинском заливе образуется закручивание морской воды, что нередко приводит к водоворотам. Рыбаки рассказывают, что иногда лодки крутит так, что с трудом удается выгрести. Случаев когда бы лодки тонули по причине водоворота местные жители не помнят, в худшем случае их относило в море. То есть, говорить о каких-то огромных водоворотах на Азове не приходится.

По словам начальника отдела рекреации регионального ландшафтного парка «Меотида» Андрея Кияненко, течения и водовороты сильны не только в районе Юрьевки, но и в особенности на оконечностях Азовских кос — на Белосарайской, Бердянской, Долгой, косе Седова, Ейской косе и других, уникальных по своему формированию азовских косах. Трагические случаи, когда людей уносило в море не только на надувных матрасах, но и без них случались и ранее. Тонули на косах даже вполне подготовленные к большой воде спортсмены.

Так, ровно двадцать лет назад со дня трагедии в Юрьевке, 15 июля 1989 года из Мариуполя в море вышли экипажи 9 судов городского Клуба юных моряков. После двенадцтидневного плавания учебное судно «Орион», 2 мотобота и 4 шлюпки вернулись назад, а двум судам с семью взрослыми членами экипажа и пятью курсантами предстояло плыть дальше, чтобы совершить круг по Азовскому морю с заходом в Ейск, Керчь и Бердянск. В полдень 28 июля в исполком Мариупольского горсовета поступила первая тревожная информация: суда находятся у косы Долгой, экипажи пропали без вести. Без промедления была создана чрезвычайная комиссию горисполкома. К поиску пропавших были привлечены суда Азовского морского и Волго Донского речного пароходств, находящиеся в акватории моря, спасательные суда аварийно спасательной службы Черноморского флота, спасательные средства рыболовецких колхозов Краснодарского края, военные самолеты и вертолеты, авиация ГАИ УВД Донецкой области.

Вечером 31 июля из Ростова на Дону военные летчики сообщили: в районе станицы Камышеватской, неподалеку от Ейска и косы Долгой, обнаружены прибитые волнами к берегу тела. Вскоре — новое сообщение: обнаружено еще 5 тел. И лишь во второй половине следующего дня был обнаружен десятый погибший член экипажа. Оставшиеся в живых два пассажира яхты — мальчик восьми лет и семнадцатилетняя девушка — не прояснили ход событий. Когда их спросили где остальные они сказали, что спали и ничего не видели. На заре перестройки этот загадочный случай долго муссировался в прессе и не сходил с уст рядовых обывателей. Виновником гибель целой команды одни считали НЛО, другие браконьеров, свидетелями незаконного промысла которых якобы стали юные моряки.

Первое предположение комментировать не будем… Другое маловероятно. Если бы браконьеры так просто уничтожили десять молодых хлопцев, то в те времена их бы обязательно нашли и просто утопили где-нибудь неподалеку. Вряд ли у кого-нибудь поднялась бы рука осуществить столь вопиющее злодеяние. Остается искать причину страшной загадки в море.

Как впоследствии рассказывали двое выживших ребят, они проснулись одновременно среди ночи с ощущением необъяснимой тревоги. Одежда матросов была беспорядочно разбросана на палубе. Глубина в том месте была ничтожной — яхта сидела на мели, где дно видно с любого борта. Яхтсмены с которыми мы общались считают, что виной гибели ребят могли быть сильные морские течения, идущие вдоль оконечности косы Долгой, вызванные нагонной волной. Скорей всего, ребята слезли в воду чтобы столкнуть шлюпку с мели, попали в течение, остальные бросились их спасть и также были унесены в море один за другим.

Не хотелось бы обращаться к мистике, но во всех этих несчастных случаях все же присутствуют несколько роковых совпадений и магических цифр. Шлюпка которая возможно косвенно но стала причиной гибели экипажа в 1989 году, в то время она называлась «Арктос», спустя ровно 13 (!) лет, и, что более невероятно, опять же 25 июля, переделанная к этому времени в яхту с новым названием «Мариуполь» утопила пятерых пассажиров и затонула сама. В районе села Мелекино она катала отдыхающих. Несмотря на то, что рассчитана она была всего на 10 человек, капитан взял на борт 38 пассажиров. От небольшой волны в полутора километрах от берега яхта перевернулась. Судно повалилось на бок и начало медленно тонуть. Из 38 пассажиров спасли 33 человека. Что интересно, после трагедии яхта была поднята со дна плавучим краном Мариупольского порта, около года хранилась на территории порта, а затем вывезена в неизвестном направлении, дальнейшая судьба ее нам неизвестна. Будет ли она реставрирована и опять спущена на воду? Вполне возможно, хотя яхтсмены с которыми мы общались считают, что такую несчастливую яхту надо еще поискать и лучше всего ее было бы просто уничтожить, спалить, а пепел развеять над морем. Но вернемся к теме нашего основного вопроса.

Коса Долгая, если кто не знает, расположена на противоположном берегу Азовского моря, на территории Российской Федерации. В советские годы, когда границ между нашими странами не существовало, мариупольские яхтсмены нередко ходили по другую сторону моря. Если смотреть на карту Азовского моря заметно, что коса Долгая находится почти прямо напротив Белосарайской косы. Таким образом течение водной массы в этом месте проходит как через горловину бутылки и соответственно усиливается. При нагонной волне, вызванной западным и юго-западным ветром уровень моря в районе Таганрогского залива иногда повышается до двух метров. Когда ветры ослабевают вода устремляется обратно, причем достаточно стремительным потоком.

Приятель автора этих строк совсем недавно лично убедился насколько опасными могут быть оконечности Азовских кос, — спас девчушку лет двенадцати на оконечности Белосарайки. Пока ее родители увлеченно болтали на берегу, она по мели ушла метров на пятьдесят от берега, иначе не скажешь, — в открытое море, ведь на оконечности косы море практически со всех сторон. Глубина для ее роста была чуть выше пояса, но при этом выйти самостоятельно из моря она не могла. Ее угораздило попасть как раз на стык двух течений, об этом явно говорили волны, накатывающие друг на друга с разных сторон под углом примерно в пятьдесят градусов.

«В начале она не поняла, что дело неладно и спокойно прыгала по волнам, но потом на ее лице обозначился ужас, — рассказывал приятель. — Она пыталась идти к берегу, а море тащило ее обратно. Наверняка в такой неравной борьбе сил бы ее хватило ненадолго, тем более что физически девушка была явно не атлетка. Когда я подошел к ней, то несмотря на относительно спокойную поверхность воды, почувствовал как по дну течет могучая река. Течение было настолько сильным, что я с трудом мог держаться на ногах. Испугался не на шутку. Сказал, чтоб девченка держалась за мою руку и так шаг за шагом мы постепенно выбрались на мелководье, а затем и на берег. Если бы было немного глубже я бы течение не поборол…».

Такая вот силища живет в «ласковом» Азовском море. Автор этих строк, как почитатель отдыха на Белосарайской косе, сам не раз проверял на себе силу этого течения. На самом конце косы лучше не купаться вообще, а вот не доходя до последней ее точки можно. Главное находиться все время не более, чем в десяти-пятнадцати метрах от берега, и чтобы глубина была не выше пояса. Можно получить интересные ощущения. Надо просто расслабиться, лечь на спину и течение само будет нести вас вдоль берега примерно со скоростью идущего быстрым шагом человека, — проверено. Хотя такое сильное течение бывает далеко не всегда. Такая вот река в море, — экзотика! Но хороша была бы эта экзотика если бы не сгубила столько народу.

По словам Андрея Кияненко, случаев с утопленниками на косах меньше, чем в других местах только по той причине, что количество отдыхающих на них гораздо меньше. А на косе Седова охранники Ландшафтного парка «Меотида» вообще отдыхающих на оконечность косы не пропускают, охраняют гнездовья птиц. Хуже обстоят дела на Белосараской косе. Сюда, на оконечность косы отдыхающих с каждым годом приезжает все больше и больше, а ведь многие из них даже не подозревают об опасности, которую таит в себе это красивое место.

Но в трагедии произошедшей в Юрьевке в прошлом году нельзя однозначно винить морские течения. Во-первых, возле берега на небольшой глубине они не настолько сильны, чтобы утащить и потопить двоих молодых физически сильных, умеющих плавать мужчин. Во-вторых, Юрьевка находится практически в Ялтинском заливе и течения здесь крайне слабы. Почему-то не отмечено подобных случаев в соседних поселках Ялта и Урзуф. Причем не было их не по официальным данным, а именно по словам местных жителей, в том числе сотрудников «Меотиды». Самое опасное место, по словам юрьевцев, находится на окраине Юрьевки, со стороны Урзуфа, в районе с говорящим за себя названием – мыс Змеинный.

Не верит в то, что причиной трагедии в Юрьевке стали течения и руководитель мариупольской общественной экологической организации «Чистый берег», моряк и яхтсмен Юлиан Михайлов.

«Там ведь илистое дно, почти болото, какие там могут быть сильные течения? – Задается он вопросом. – Я много лет занимаюсь яхтенным спортом, знаю море, как родное и, поверьте, я не встречал даже в открытом море, не говоря уже о Ялтинском заливе воронок, способных затянуть взрослого, умеющего плавать мужчину под воду. В морских лоциях (справочниках для моряков) также о сильных течениях в этом районе не говорится. Я могу только догадываться о причинах природных аномалий в Юрьевке, но виноваты в них не морские течения».

С мнением яхтсмена-эколога согласна и заведующая отделом природы Мариупольского краеведческого музея Ольга Шакула. По ее словам, причина кроется скорей в том, что как раз в районе мыса Змеинный проходит глобальный геологический разлом между плитами коренных пород на глубине примерно в один километр. Он пересекает все Азовское море и создает сейсмическую активность Крыма. В ходе геологических подвижек, плиты налезают друг на друга, крошатся, сдвигают верхние почвенные слои. К слову, выход обломков этих пород проявляется на поверхности в злосчастных, широко известных радиоактивных «черных» песках, основу которых составляет радиоактивный торий. Кроме выхода песков, геологическая нестабильность района способствует также массивным подвижкам верхней части земной поверхности, в том числе приводит к селям и оползням, которые происходят не только на суше, но и под пластом морской воды.

По мнению Ольги Шакула, не исключено, что причиной трагедий в Юрьевке стали как раз эти особенности изменения состояния почвы. Грязевые сели представляют собой массу с низкой плотностью твердого вещества, состоящую из ила, глины и песка. Выдержать вес человека эта масса не может. Активность почвы, разломы и трещины способствуют также образованию подземных рек. Там где эти воды вымывают поверхность дна, образуются провалы. Местные рассказывают, что при строительстве одного из корпусов пансионата в Юрьевке во время забивания первой сваи, она просто провалилась куда-то глубоко под землю и от идеи со сваями пришлось отказаться.

«Мы пять лет назад отдыхали в Юрьевке с семьями и сотрудниками нашего музея, — говорит Ольга Шакула. – Наша коллега чуть не утонула на небольшой глубине, на наших глазах она стала проваливаться в песок, закричала, по ее лицу мы поняли, что она не шутит, мой муж доплыть бы не успел, а потому кинул ей детский надувной круг. Все случилось в считанные секунды, коллега до сих пор считает, что круг брошенный мужем спас ей жизнь».

Имеет в Юрьевке место и другой феномен — выход газа на поверхность. Местные рассказывают, что зимой, когда море покрывается коркой тонкого прозрачного льда скопления пузырей газа подо льдом очень хорошо видны. У детей даже есть развлечение – пробурить небольшую лунку во льду и поджечь газ который из нее выходит.

По мнению сотрудника Азовской научно-исследовательской станции Георгия Рязанцева, причина гибели людей в выбросах метана из иловых отложений.

«Под песком, под ракушью, под глинистыми породами, возможно образование полостей в которых находится газ, и при переполнении этих полостей возможен выход газа именно здесь», — говорит научный сотрудник.

Таким образом, в момент выброса газа человек оказывается в разреженной газовой, плотность которой не позволяет человеку оставаться на поверхности. Он мигом проваливается в бездну и в доли секунды погибает.

Специалисты отмечают, что объемных научных исследований по влиянию геологического разлома на экологию Азовского моря в северной его части не проводилось. Берег моря таит в себе массу неразгаданных загадок. К сожалению, некоторые из этих загадок приводят к страшным последствиям, а потому на наш взгляд заслуживают более пристального, детального научного изучения. По словам специалистов, чтобы точно выяснить причины трагедий и разработать комплекс мероприятий по безопасности, необходимо произвести в аномальной зоне Азовского моря буровые работы, а это очень дорогостоящее и хлопотное мероприятие. Тем не менее, количество трагических случаев в Юрьевке уже перевалило за ту метку, когда пора заняться вопросом по-взрослому. Ведь до сих пор значительная часть случаев с утопленниками списывается на их нетрезвое состояние и на неосторожность поведения в воде. Какой их процент соответствует реальному положению дел, — сказать сегодня никто не может.

No related links found



В последние дни Азовское море находится в центре внимания мировых СМИ из-за очередного обострения российско-украинских отношений. Однако трагедии в этих водах происходили на протяжении веков. Из этого материала Вы узнаете о самых ужасных событиях, случившихся в акватории Азова.

1779 год: взрыв на фрегате «Третий»

В 1779 году в гавани города Керчь проводился ремонт на парусном фрегате «Третий» - одном из лучших кораблей российского флота, который был построен шестью годами раньше. Рабочие обивали парусиной крюйт-камеру – помещение для хранения горючих веществ. Случайный пожар спровоцировал взрыв 149 бочек с порохом. Судно буквально разнесло на щепки, погибло 20 матросов.

1781-82 годы: происшествия с «Таганрогом»

Зимой 1781 года лёд вытолкал из Таганрогской гавани новоизобретённый корабль «Таганрог». Получив пробоину, судно затонуло. При этом 39 членов экипажа погибло, десятки спасшихся получили обморожения. Через год корабль подняли со дна и стали использовать снова. Однако в ноябре 1782 года при попытке войти в ту же бухту «Таганрог» снова наткнулся на льды и был частично затоплен – это кораблекрушение унесло жизни 32 моряков.

1914 год: катастрофический шторм

В год начала Первой мировой войны уровень Азовского моря в юго-восточной части поднялся во время шторма на 4,3 метра. Причиной тому, как считает исследователь Евгению Шнюков, стало необычное явление – сгонно-нагонные волны. Множество людей унесло в море, погибло 3000 человек. Ейск и Темрюк были разрушены. Около половины жертв пришлось на район Ачуевской косы. Под Приморско-Ахтарском во время шторма утонули 150 железнодорожных рабочих.

1927 год: страшный смерч в Еникале

Смерч, поднявшийся на берегу Керченского пролива 20 сентября 1927 года, был настолько сильным, что поднял в воздух и перенёс на расстояние 150 метров два рыбацких судна. Один из рыбаков погиб, трое остались калеками.

1944 год: десант на мыс Тархан

Во время Великой Отечественной войны Красная Армия с огромными потерями провела высадку десанта на мысе Тархан в Керченском проливе. Операция проходила с 9 по 11 января 1944 года. 51 корабль Азовской флотилии вышел в море вечером, но во время перехода к мысу усилился шторм, ветер поднялся до 7 баллов, из-за чего затонули 5 десантных мотоботов.

В 8 часов утра 10 января пехотинцы стали высаживаться в ледяную воду, теряя оружие и боеприпасы. Немецкие самолёты при этом обстреливали флотилию с воздуха. Советская же авиация, которая должна была прикрывать операцию, на месте так и не появилась.

Количество жертв при высадке составило 177 десантников – они утонули или были убиты. Кроме того, погибли члены экипажей нескольких утонувших катеров, тендеров и мотоботов.

1969 год: цунами на Кубанском побережье

Одним из самых разрушительных катастроф в истории Азова стал разгул стихии в октябре 1969 года. Из-за резкой смены ветра на побережье Темрюкского района Краснодарского края обрушилась волна высотой 4 метра. Цунами уничтожило рыбацкие поселки Чайкино, Ачуево, Перекопка и Вербеная, в Темрюке пострадали здания в порту, судоремонтный и консервный заводы, курортные постройки. Была подтоплена полоса суши шириной 10-12 километров. Точное количество погибших не называлось, однако, по оценкам специалистов, счёт идёт на сотни человек. Тысячи людей лишились своих домов, полностью была уничтожена рыболовная отрасль района.

1988 год: авиакатастрофа над Ейским лиманом

8 августа 1988 года в Азовское море упал самолёт-лаборатория Ан-12, которым управляли лётчики 535-го отдельного смешанного авиационного полка. На борту воздушного судна находилось 50 пассажиров. Во время захода на посадку над Ейским Лиманом у самолёта внезапно отключились двигатели, и он рухнул на мелководье. Корпус ударился о дно и раскололся. Из 25 погибших часть получила смертельные травмы при ударе, другие утонули. Половине пассажиров удалось спастись, не без помощи местных жителей, которые подплывали к месту происшествия на маломерных судах. Причиной катастрофы стало использование смешанного с водой авиационного топлива.

Казалось бы, что может случиться на самом мелком в мире, теплом и спокойном Азовском море? Увы, трагедии последних лет, в том числе и нынешнего купального сезона подтверждают - Азовское море, несмотря на внешнюю тишь и благодать таит в себе массу загадок и опасностей.

Совсем недавно в селе Юрьевка, расположенном на берегу Азовского моря в пятидесяти километрах от Мариуполя, произошел трагический случай, что называется из ряда вон выходящий. На глубине всего около метра, в двадцати метрах от берега едва не утонул двенадцатилетний мальчик. Пришедшие ему на помощь два взрослых, физически крепких тридцатилетних парня смогли вытолкнуть мальчика из воды, но сами стали жертвами морской пучины.

Было девять часов утра, взрослые были трезвые, отдыхали на пляже со своими семьями. Как могла произойти такая трагедия уму непостижимо. Выживший мальчик рассказывает, что играл со своим дядей в Азовском море в мяч и вдруг песок начал внезапно уходить у него из под ног. Он стал кричать, на помощь кинулся дядя, который отошел в это время за отлетевшим в сторону мячом. Дядя подоспел, вытолкнул мальчика на мель, но сам начал тонуть. Видя такую картину, на помощь бросился еще один мужчина. Они и подоспевшие спасатели вытащили мальчика из воды, но неведомые морские силы затянули под воду двоих взрослых мужчин. Как такое могло случиться? В чем причина трагедии? Единичный ли это в своем роде случай? Попробуем разобраться в этих вопросах по порядку.

Одна из версий - морские течения Азовского моря и вызванные ими водовороты. Юрьевка находится между двумя косами Белосарайской и Бердянской. Когда два течения встречаются в ялтинском заливе, образуется закручивание морской воды, что нередко приводит к водоворотам. Рыбаки рассказывают, что иногда лодки крутит так, что с трудом удается выгрести. Случаев, когда бы лодки тонули по причине водоворота местные жители не помнят, в худшем случае их относило в море. То есть, говорить о каких-то огромных водоворотах на Азовском море не приходится.

По словам начальника отдела рекреации регионального ландшафтного парка "Меотида" Андрея Кияненко, течения и водовороты на Азовском море сильны не только в районе Юрьевки, но и в особенности на оконечностях азовских кос - на Белосарайской, Бердянской, Долгой, косе Седова, и других, уникальных по своему формированию азовских косах. Трагические случаи, когда людей уносило в Азовское море не только на надувных матрасах, но и без них случались и ранее. Тонули на косах даже вполне подготовленные к большой воде спортсмены.

Так, ровно двадцать лет назад, если считать со дня трагедии в Юрьевке, 15 июля 1989 года из Мариуполя в Азовское море вышли экипажи 9 судов городского Клуба юных моряков. После двенадцатидневного плавания учебное судно "Орион", 2 мотобота и 4 шлюпки вернулись назад, а двум судам с семью взрослыми членами экипажа и пятью курсантами предстояло плыть дальше, чтобы совершить круг по Азовскому морю с заходом в Ейск, Керчь и Бердянск. В полдень 28 июля в исполком Мариупольского горсовета поступила первая тревожная информация: суда находятся у косы Долгой, экипажи пропали без вести. Без промедления была создана чрезвычайная комиссию горисполкома. К поиску пропавших были привлечены суда Азовского морского и Волго-Донского речного пароходств, находящиеся в акватории моря, спасательные суда аварийно-спасательной службы Черноморского флота, спасательные средства рыболовецких колхозов Краснодарского края, военные самолеты и вертолеты, авиация ГАИ УВД Донецкой области.

Вечером 31 июля из Ростова-на-Дону военные летчики сообщили: в районе станицы Камышеватской, неподалеку от Ейска и косы Долгой, обнаружены прибитые волнами к берегу тела. Вскоре - новое сообщение: обнаружено еще 5 тел. И лишь во второй половине следующего дня был обнаружен десятый погибший член экипажа. Оставшиеся в живых два пассажира яхты - мальчик восьми лет и семнадцатилетняя девушка - не прояснили ход событий. Когда их спросили, где остальные они сказали, что спали и ничего не видели. На заре перестройки этот загадочный случай долго муссировался в прессе и не сходил с уст рядовых обывателей. Виновником гибель целой команды одни считали НЛО, другие браконьеров, свидетелями незаконного промысла которых якобы стали юные моряки.

Первое предположение комментировать не будем… Другое маловероятно. Если бы браконьеры так просто уничтожили десять молодых хлопцев, то в те времена их бы обязательно нашли и просто утопили где-нибудь неподалеку. Вряд ли у кого-нибудь поднялась бы рука осуществить столь вопиющее злодеяние. Остается искать причину страшной загадки в Азовском море.

Как впоследствии рассказывали двое выживших ребят, они проснулись одновременно среди ночи с ощущением необъяснимой тревоги. Одежда матросов была беспорядочно разбросана на палубе. Глубина в том месте была ничтожной - яхта сидела на мели, где дно видно с любого борта. Яхтсмены, с которыми мы общались, считают, что виной гибели ребят могли быть сильные морские течения, идущие вдоль оконечности косы Долгой, вызванные нагонной волной. Скорей всего, ребята слезли в воду, чтобы столкнуть шлюпку с мели, попали в течение, остальные бросились их спасть и также были унесены в море один за другим.

Не хотелось бы обращаться к мистике, но во всех этих несчастных случаях все же присутствуют несколько роковых совпадений и магических цифр. Шлюпка, которая возможно косвенно, но стала причиной гибели экипажа в 1989 году, в то время она называлась "Арктос", спустя ровно 13 лет, и, что более невероятно, опять же 25 июля, переделанная к этому времени в яхту с новым названием "Мариуполь" утопила пятерых пассажиров и затонула сама. В районе села Мелекино она катала отдыхающих. Несмотря на то, что рассчитана она была всего на 10 человек, капитан взял на борт 38 пассажиров. От небольшой волны в полутора километрах от берега яхта перевернулась. Судно повалилось на бок и начало медленно тонуть. Из 38 пассажиров спасли 33 человека. Что интересно, после трагедии яхта была поднята со дна плавучим краном Мариупольского порта, около года хранилась на территории порта, а затем вывезена в неизвестном направлении, дальнейшая судьба ее нам неизвестна. Будет ли она реставрирована и опять спущена на воду? Вполне возможно, хотя яхтсмены, с которыми мы общались, считают, что такую несчастливую яхту надо еще поискать, и лучше всего ее было бы просто уничтожить, спалить, а пепел развеять над Азовским морем. Но вернемся к теме нашего основного вопроса.

Коса Долгая, если кто не знает, расположена на противоположном берегу Азовского моря, на территории Российской Федерации. В советские годы, когда границ между нашими странами фактически не существовало, мариупольские яхтсмены нередко ходили по другую сторону Азовского моря. Если смотреть на карту Азовского моря заметно, что коса Долгая находится почти прямо напротив Белосарайской косы. Таким образом, течение водной массы в этом месте проходит как через горловину бутылки и соответственно усиливается. При нагонной волне, вызванной западным и юго-западным ветром, уровень Азовского моря в районе Таганрогского залива иногда повышается до двух метров. Когда ветры ослабевают, вода устремляется обратно, причем достаточно стремительным потоком.

Знакомый автора этих строк совсем недавно лично убедился, насколько опасными могут быть оконечности Азовских кос, - спас девчушку лет двенадцати на оконечности Белосарайки. Пока ее родители увлеченно болтали на берегу, она по мели ушла метров на пятьдесят от берега, иначе не скажешь, - в открытое море, ведь на оконечности косы море практически со всех сторон. Глубина для ее роста была чуть выше пояса, но при этом выйти самостоятельно из моря она не могла. Ее угораздило попасть как раз на стык двух течений, об этом явно говорили волны, накатывающие друг на друга с разных сторон под углом примерно в пятьдесят градусов. "В начале она не поняла, что дело неладно и спокойно прыгала по волнам, но потом на ее лице обозначился ужас, - рассказывал приятель. - Она пыталась идти к берегу, а море тащило ее обратно. Наверняка в такой неравной борьбе сил бы ее хватило ненадолго, тем более что физически девушка была явно не атлетка. Когда я подошел к ней, то, несмотря на относительно спокойную поверхность воды, почувствовал, как по дну течет могучая река. Течение было настолько сильным, что я с трудом мог держаться на ногах. Испугался не на шутку. Сказал, чтоб девчонка держалась за мою руку и так шаг за шагом мы постепенно выбрались на мелководье, а затем и на берег. Если бы было немного глубже, я бы течение не поборол…".

Такая вот силища живет в "ласковом" Азовском море. Автор этих строк, как почитатель отдыха на Белосарайской косе, сам не раз проверял на себе силу этого течения. На самом конце косы лучше не купаться вообще, а вот не доходя до последней ее точки можно. Главное находиться все время не более, чем в десяти-пятнадцати метрах от берега, и чтобы глубина была не выше пояса. Можно получить интересные ощущения. Надо просто расслабиться, лечь на спину и течение само будет нести вас вдоль берега примерно со скоростью идущего быстрым шагом человека, - проверено. Хотя такое сильное течение бывает далеко не всегда. Такая вот река в море, - экзотика! Но хороша была бы эта экзотика, если бы не сгубила столько народу.

По словам Андрея Кияненко, случаев с утопленниками на косах меньше, чем в других местах только по той причине, что количество отдыхающих на них гораздо меньше. А на косе Седова охранники Ландшафтного парка "Меотида" вообще отдыхающих на оконечность косы не пропускают, охраняют гнездовья птиц. Хуже обстоят дела на Белосарайской косе. Сюда, на оконечность косы отдыхающих с каждым годом приезжает все больше и больше, а ведь многие из них даже не подозревают об опасности, которую таит в себе это красивое место на Азовском море.

Но в трагедии произошедшей в Юрьевке нельзя однозначно винить морские течения. Во-первых, возле берега на небольшой глубине они не настолько сильны, чтобы утащить и потопить двоих молодых физически сильных, умеющих плавать мужчин. Во-вторых, Юрьевка находится практически в Ялтинском заливе и течения здесь крайне слабы. Почему-то не отмечено подобных случаев в соседних поселках Ялта и Урзуф. Причем не было их не по официальным данным, а именно, по словам местных жителей, в том числе сотрудников "Меотиды". Самое опасное место, по словам юрьевцев, находится на окраине Юрьевки, со стороны Урзуфа, в районе с говорящим за себя названием - мыс Змеинный.

Не верит в то, что причиной трагедии в Юрьевке стали течения и руководитель мариупольской общественной экологической организации "Чистый берег", моряк и яхтсмен Юлиан Михайлов.

"Там ведь илистое дно, почти болото, какие там могут быть сильные течения? - Задается он вопросом. - Я много лет занимаюсь яхтенным спортом, знаю Азовское море, как родное и, поверьте, я не встречал даже в открытом море, не говоря уже о Ялтинском заливе воронок, способных затянуть взрослого, умеющего плавать мужчину под воду. В морских лоциях (справочниках для моряков) также о сильных течениях в этом районе не говорится. Я могу только догадываться о причинах природных аномалий в Юрьевке, но виноваты в них не морские течения".

С мнением яхтсмена-эколога согласна и заведующая отделом природы Мариупольского краеведческого музея, геолог Ольга Шакула. По ее словам, причина кроется скорей в том, что как раз в районе мыса Змеинный проходит глобальный геологический разлом между плитами коренных пород на глубине примерно в один километр. Он пересекает все Азовское море и создает сейсмическую активность Крыма. В ходе геологических подвижек, плиты налезают друг на друга, крошатся, сдвигают верхние почвенные слои. К слову, выход обломков этих пород проявляется на поверхности в злосчастных, широко известных радиоактивных "черных" песках, основу которых составляет радиоактивный торий. Кроме выхода песков, геологическая нестабильность района способствует также массивным подвижкам верхней части земной поверхности, в том числе приводит к селям и оползням, которые происходят не только на суше, но и под пластом морской воды.

По мнению Ольги Шакула, не исключено, что причиной трагедий в Юрьевке стали как раз эти особенности изменения состояния почвы. Грязевые сели представляют собой массу с низкой плотностью твердого вещества, состоящую из ила, глины и песка. Выдержать вес человека эта масса не может. Активность почвы, разломы и трещины способствуют также образованию подземных рек. Там где эти воды вымывают поверхность дна, образуются провалы. Местные рассказывают, что при строительстве одного из корпусов пансионата в Юрьевке во время забивания первой сваи, она просто провалилась куда-то глубоко под землю, и от идеи со сваями пришлось отказаться.

"Мы пять лет назад отдыхали в Юрьевке с семьями и сотрудниками нашего музея, - говорит Ольга Шакула. - Наша коллега чуть не утонула на небольшой глубине, на наших глазах она стала проваливаться в песок, закричала, по ее лицу мы поняли, что она не шутит, мой муж доплыть бы не успел, а потому кинул ей детский надувной круг. Все случилось в считанные секунды, коллега до сих пор считает, что круг брошенный мужем спас ей жизнь".

Имеет в Юрьевке место и другой феномен - выход газа на поверхность. Местные рассказывают, что зимой, когда Азовское море покрывается коркой тонкого прозрачного льда, скопления пузырей газа подо льдом очень хорошо видны. У детей даже есть развлечение - пробурить небольшую лунку во льду и поджечь газ который из нее выходит.

Специалисты отмечают, что объемных научных исследований по влиянию геологического разлома на экологию Азовского моря в северной его части не проводилось. Берег Азовского моря таит в себе массу неразгаданных загадок. К сожалению, некоторые из этих загадок приводят к страшным последствиям, а потому на наш взгляд заслуживают более пристального, детального научного изучения. Количество трагических случаев в Юрьевке уже перевалило за ту метку, когда пора заняться вопросом по-взрослому. Ведь до сих пор значительная часть случаев с утопленниками списывается на их нетрезвое состояние и на неосторожность поведения в воде. Какой их процент соответствует реальному положению дел, - сказать сегодня никто не может. Сейчас пляжи Азовского побережья проверяет комиссия по техногенной безопасности МЧС Украины. В сферу ее внимания попали также и пляжи поселка Юрьевка. Официальных результатов расследования, по словам представителей местного МЧС, пока нет. Тем временем отдыхающие гибнут в море при самых загадочных обстоятельствах.

Вадим НОВОСЕЛОВ


Назад на главную страницу про

Трагические загадки Азова

…Камыш-Бурунский железорудный комбинат в г. Керчи еще несколько лет тому назад добывал керченские железные руды на Камыш-Бурунском и Эльтиген-Ортельском железорудных месторождениях. Общий объем добычи руд достигал 7,5 млн. т, из которых на аглофабрике получали 4,5 млн. т агломерата - промежуточного продукта для выплавки металла на «Азовстали» в г. Мариуполе. Еще горячий агломерат грузили в Камыш-Бурунском порту прямо в специально оборудованные суда - агломератовозы - и этот «огненный флот» следовал из Керчи в Мариуполь. Агломерат грузился с колес, и суда двигались одно за другим.

В тот роковой день, когда произошла катастрофа (конец ноября 1968 г.), в Азовском море был сильный шторм, вызванный норд-остом. Но конвейер керченский рудник - аглофабрика - мариупольская домна действовал, и суда шли, невзирая на непогоду. Буксир «Коммунист» подвел лихтер «Рокшу» к Камыш-Бурунскому причалу. Лихтер «Рокша» - это огромная специально оборудованная баржа водоизмещением 4,5 тыс.т, длиной 94 м и шириной до 13 м. Она приняла на борт 3750 т агломерата, температура которого составляла 600-650°. На барже находилось 13 человек во главе с женщиной-капитаном А.И. Шибаевой. Из-за трудностей с транспортом - не было билетов на проходящие суда в Мариуполь - на баржу село несколько пассажиров, сколько - никто не знает. Норд-ост трепал судно в течение всего маршрута, а ночью 6-7-бальный шторм обрушился на него недалеко от Мариуполя - в 17,5 милях к юго-востоку от южной оконечности Бердянской косы. Наружная обшивка баржи дала течь. Внутренняя термостойкая обшивка также не выдержала ударов. Холодная вода проникла в трюм и фактически вызвала взрыв от взаимодействия с горячим агломератом. Есть версия, что были разбиты и крышки трюмов. Приняв 700 т воды, лихтер опрокинулся и затонул. Так или иначе, но на буксире с ужасом увидели огромное облако пара вместо лихтера. Команда буксира ничего не могла сделать, спасти людей не удалось. Все находившиеся на барже погибли. Они успели одеть спасательные жилеты, но, надо полагать, главным врагом была не вода, а горячий пар. Море разбросало тела погибших. Тело женщины-капитана нашли на Арабатской стрелке.

Служба безопасности мореплавания Азовского пароходства немедленно оконтурила остов затонувшей «Рокши», на один метр торчавшей из воды (рис.53). Было запрещено брать на борт агломератовозов пассажиров. Гидрографы приварили к корпусу «Рокши» металлическую ферму со светящимся знаком.

Обстоятельства гибели агломератовоза рассматривала специальная правительственная комиссия. Причины аварии не вполне ясны, но судостроители предполагают, что течь возникла от износа корпуса. Это же подтверждают и очевидцы. Боцман «Рокши» Венедикт Федорович Грошев случайно не пошел в этот роковой рейс. Он рассказывает, что лихтер был уже старым и проржавевшим, регистровый срок судовых механизмов был уже выработан, судно вышло в рейс без регистровых документов. План перевозок агломерата срывался и его выполняли любой ценой.

Корпус «Рокши» покоился близ фарватера канала в Мариуполе, и это создавало опасность для судоходства. Азовское пароходство приняло решение убрать «Рокшу» с фарватера. Взрывами корпус разделили на несколько частей, и летом вытащили все, кроме носовой части. Работу по подъему остатков корпуса планировали завершить летом 1973 г. У носовой части «Рокши» выставили 2 буя. Беды, однако, на этом не кончились.

Капитан 2 ранга Б.В. Соколов, долгие годы служивший начальником Керчь-Азовского района гидрографической службы ЧФ, рассказывает, что в эту же зиму, в марте, его разбудили ночью и передали: греческое судно «Агиос Николеос» водоизмещением 4 тыс.т, длиной 85 м, шириной 12,6 м, высотой борта 7,4 м, груженное углем, следовало с лоцманом на борту из Бердянска и ночью наткнулось на остатки корпуса «Рокши», т.к. буи не горели. В течение 17 мин греческое судно затонуло в трех милях к западу от места гибели «Рокши» (с.ш. 47°28"67, в.д. 37°04’93). Глубина моря на месте гибели судна - 12 м. Проходивший мимо агломератовоз «Енакиево» подобрал весь греческий экипаж и нашего лоцмана. Лоцман пытался организовать спасение судна, но греки просто силой стащили его в шлюпку. Пробоина в корпусе греческого парохода была огромна - до 6 м. Немедленно из Керчи была выслана комиссия во главе с капитаном Керченского порта Леонидом Денисовичем Самборским. В работе участвовало гидрографическое судно ГС-103, водолазные боты. Один из участвовавших в работах офицеров-гидрографов доложил Б.В.Соколову, что буи вокруг оставшейся части корпуса «Рокши» горят, а греческое судно затонуло в 3,5 мили от «Рокши». Водолазы обнаружили, что «грек» нарвался на носовую часть старого клепаного судна. Стали выяснять. Оказалось, что в начале Великой Отечественной войны из Мариуполя вышел и погиб танкер «Иван Богун». Водолазы нашли вокруг корпуса круглые ямы - воронки. На следующий год аварийно-спасательная служба отправила трехсоттонный кран, чтобы поднять остатки «Рокши», но найти их не удалось. Буи стояли на месте, злополучной «Рокши» не было. Возникла версия, что остатки лихтера украли на металлолом. Это была, пожалуй, фантазия. Они весили тонн 150, а мощный кран, способный их поднять, был один в Азовском море. Б.В. Соколов считает, что носовая часть «Рокши» была передвинута льдами, мощность покрова которых в ту зиму достигала 60-80 см в северной части Азовского моря. Пришлось даже перегнать ледокол с Балтики, чтобы пробивать фарватер во льдах (Балтика в тот год не замерзала!). Лед заторосило, и он увлек с собой носовую часть баржи, вмерзшую в ледяное поле. Поиски остальных частей «Богуна» ничего не дали. Греческое судно вначале оградили буями, а в 1977 г. взорвали и подняли, предварительно разгрузив уголь.

Аварии с агломератовозами бывали и ранее. Так, в пятидесятых годах затонул в Азове лихтер типа «Первомайск». Это был лихтер «Запорожье», водоизмещением около 3 тыс.т, судовладельцем которого являлось Азовское морское пароходство, он следовал из Мариуполя в г. Керчь с грузом угля. 1 мая 1957 г. лихтер столкнулся с сухогрузом «Караганда», имевшим водоизмещение 10 тыс. т. В результате столкновения лихтер «Запорожье» ушел на дно. В 1961 г. на затонувшее судно наткнулся буксир «Прибой». Обошлось, правда, без особых последствий.

29 января 1970 г. в Азовском море произошла беда со средним черноморским сейнером «Пионер» (водоизмещением 90 рег.т). Судно вышло из порта Темрюк в порт Керчь, но в условиях шестибального шторма из-за потери ориентировки в 23 часа ночи на полном ходу наскочило на камни мыса Каменного. Попытки своим ходом сняться с камней не удались. Оперативно прибывшие к месту аварии суда снять «Пионер» с мели не смогли из-за усиливавшегося шторма. Сейнер остался на камнях, экипаж был снят, корпус разбило о скалы. Причиной аварии послужила халатность судоводителей. {265}

Трагическим был для Азовского бассейна день 8 января 1982 г. Точнее ночь на 8 января. Сильный зимний шторм привел в этот день к гибели трех средних черноморских сейнеров (СЧС) в южной части Азовского моря близ Керченского пролива. Ночью суда выбросило на береговые скалы в условиях сильного норд-оста, большого волнения, снегопада и нулевой видимости.

СЧС-151 погиб в четырех милях западнее мыса Зюк. Команду сняли вертолеты.

СЧС-1239 выброшен на берег у мыса Зюк. Экипажу удалось перебраться на берег самостоятельно.

В районе Еникале Хрони у входа в Керченский пролив в 2 часа ночи разбило о береговые скалы СЧС-1148. Погибли капитан и старший механик. Остальной экипаж сняли вертолетчики.

Тяжкая ночь…

Навигация в Азовском море требует внимания. Даже особого внимания, ибо мелководья, непредсказуемые процессы создают опасность для судоходства. К тому же погибшие суда осложняют подходы к северным портам и приходится постоянно вести работы для поддержания судоходных каналов в порядке. Но вот агломератовозов не видно в Азове: Камыш-Бурунский комбинат руду больше не добывает.

Гибель судов в Азовском море - не новость. Уже приведенная статистика за прошлое столетие свидетельствует: ежегодно в этом маленьком водоеме погибали десятки судов. С тех пор улучшился состав флота, улучшилась служба погоды, улучшилась подготовка экипажей.

Но… Катастрофы по-прежнему бывают, и особенно часто с малыми судами.

Свежак надрывается. Прет на рожон

Азовского моря корыто

Арбуз на арбуз - и трюм нагружен,

Арбузами пристань покрыта.

В густой бородач ударяет бурун,

Чтоб брызгами вдрызг разлететься,

Я выберу звонкий как бубен кавун

И ножиком вырежу сердце…

Пустынное солнце садится в рассол,

И выпихнут месяц волнами…

Свежак задувает!

Наотмашь!

Дубок, шевели парусами!

Густыми барашками море полно,

И трутся арбузы, и в трюме темно…

В два пальца, по-боцмански, ветер свистит,

И тучи сколочены плотно,

И ерзает руль, и обшивка трещит,

И забраны в рифы полотна.

Сквозь волны - навылет!

Сквозь дождь - наугад!

В свистящем гонимые мыле,

Мы рыщем на ощупь

Навзрыд и не в лад

Храпят полотняные крылья.

Мы втянуты в дикую карусель,

И море топочет, как рынок,

На мель нас кидает,

Нас гонит на мель

Последняя наша путина.

Это описание азовского шторма принадлежит поэту Э. Багрицкому. {266} Мало что изменилось в природе с тех пор, с 1924 года.

…Известны многочисленные случаи обнаружения в океане судов, без экипажей. Особенно отличается этим таинственный район «Бермудского треугольника» в Атлантическом океане. Так, с 1840 по 1955 гг. в Бермудском треугольнике было обнаружено полтора десятка исправных судов, но без экипажей. Много писали о пропаже судов в море Дьявола, лежащем к юго-западу от Японии. Десятки случаев такого рода описал Л. Куше {267} . Среди пострадавших были и довольно крупные суда, и небольшие парусники. Пропадали и самолеты. Вот один из относительно недавних эпизодов в Атлантическом океане.

В июле 1969 г. в Атлантическом океане было найдено пять (!) покинутых экипажами судов и, что удивительно, на одном из них - «Тинмут Электрон» исчез участник и лидер кругосветных гонок яхтсменов-одиночек Дональд Краухерст. Об этом сообщила лондонская «Тайме» 11 июля 1969 г. Погода стояла отличная, яхта-тримаран была в полном порядке, вахтенный журнал заполнен, личные вещи, надувная лодка, спасательный плот - на своих местах. Спортсмен исчез. 27 июля 1969 г. «Нью-Йорк тайме» сообщила о прекращении поисков.

30 июня 1969 г. к северо-востоку от Бермудских островов с борта английского теплохода «Мейплбенк» заметили 60-футовое судно без экипажа и вверх килем («Тайме», 12 июля 1969 г.)

4 июля судно «Котопакси» обнаружило в центральной Атлантике яхту длиной 35 футов с автоматическим управлением, но… без экипажа («Таймс», 12 июля 1969 г.)

6 июля шведский теплоход «Голар Фрост» нашел в океане примерно в 200 милях от места находки яхты «Тинмут Электрон» парусную яхту «Вагабонд». И тоже без экипажа. Яхта была поднята на борт шведами («Тайме», 12 июля 1969 г.)

8 июля между Бермудами и Азорскими островами английским танкером «Хилисома» была подобрана перевернутая яхта длиной 36 футов («Нью-Йорк тайме» 13 июля 1969 г.) Все суда были обнаружены в спокойном океане, в ясную и тихую погоду. Представитель морской страховой компании Ллойда, по поводу несчастий с парусными судами в Бермудском треугольнике и Центральной Атлантике заявил: «Ну и чудеса творятся на таком пятачке такого огромного океана». Все это выглядит странно. Посвященная этим событиям газетная компания на Западе продолжалась долго и привлекла внимание общественности. Прочитав книгу Л. Куше о Бермудском треугольнике, я и не предполагал, что подобные загадочные события возможны в отечественных водах. Об одном таком тяжком случае в Азовском море писали в советской печати, но гораздо меньше. И тем не менее случай был совершенно неожиданным и загадочным.

…Мариупольская школа юных моряков в Донецкой области приняла решение, чтобы в середине июля 1989 г. ребята-курсанты под руководством опытных моряков провели морскую практику на" небольших судах в кругоазовском круизе и одновременно ознакомились с основными портами Азовского моря. {268}

Радиосвязи на судах не было. Это был большой недостаток круиза, обусловленный бедностью клуба. Но море было свое, рядом. Без радиосвязи плавали многие. Обойдемся! - решили руководители круиза.

В путешествие отправились девять небольших судов. За 12 дней они должны были посетить Бердянск, Керчь, Ейск. Но из Азовского похода вернулось только семь судов. Две яхты - «Мариуполь» и «ЯЛ-6» продолжили круиз. И вот там-то две яхты исчезли.

Известий не было два дня. На третий день в клуб в Мариуполе пришли два участника круиза - Светлана Ткачева, семнадцатилетняя девушка, крановщица объединения «Азовмаш» и десятилетний школьник, племянник капитана яхты Сергей Максименко. Рассказ вызвал шок у руководителей клуба.

В тот черный день ничто не предвещало беды. К вечеру на яхте сварили ужин на камбузе, и дежурный вместе с ужином перепрыгнул в шлюпку. Вдали виднелась черточка Долгой косы. Мальчик и девушка отправились в кубрик спать. Сквозь сон девушка слышала, как руководитель круиза Дмитрий Харьков вызвал из кубрика курсанта Володю Головина. Утром, еще затемно, они проснулись от того, что яхту качало. На палубе никого не было и за штурвалом тоже. «ЯЛ-6» находилась рядом. Заподозрили, что весь экипаж, все десять человек, на шлюпке. Мальчик долго махал лампой-переноской - никто не отзывался. Они долго кричали - ответа не было. Набежавшей волной яхту снесло с мели. Мальчик сумел завести дизель, выбрали якорь, подошли к шлюпке - никого. Они еще надеялись, что остальные где-то купаются. Двое суток яхта добиралась до маяка на Долгой косе. Кончилось горючее, поставили парус. Утром мимо проходили рыбаки на моторке, но, очевидно, ребят не поняли и прошли мимо. Яхту Сережа и Светлана поставили на якорь, сложили вещи в сумку, перебрались на берег. На автобусе добрались до Ейска. Билетов на «Комету» от Ейска до Мариуполя не было. Со слезами Света уговорила капитана взять их на борт и сразу же явилась в клуб.