Шла война на которой мы шестнадцатилетние мальчишки. Сочинение по тексту шла война на которую мы шестнадцатилетние мальчишки пока еще не попали

Война - одно из самых страшных слов в словаре любого языка. Голод, ужас, холод – всё это в той или иной степени присутствует в ней. И, казалось бы, в такое тяжёлое время каждый должен сплотиться с другими, чтобы нести это бремя вместе. Однако будут и те, кто предпочтёт оставить умирать товарищей, даже имея возможность помочь. Именно о таком человеке рассказывает В.Солоухин в данном тексте.


Автор показывает жизнь студентов во время Великой отечественной войны. Жили они на жалкие четыреста грамм хлеба в сутки (предл.3), естественно, выжить на такой паёк невероятно сложно, если вообще возможно. И в это же время, рядом с ними постоянно находиться еда, принадлежащая Мишке Алексееву, отец которого приносит пищу последнему(предл. 4). Но у студентов даже мысли не было брать то, что лежит в чужой тумбочке.


Однако, после неудачной попытки принести еду друзьям, которая закончилась болезнью, главному герою нужны были силы для восстановления. Это понимали студенты, когда впервые просили Мишку Алексеева о помощи. Но тот солгал своим соседям, разрешая проверить его тумбочку, закрытую на твёрдый замок. Движимый яростью, заболевший студент разломал преграду и распорядился имуществом, будто своим.


Позиция автора ясна. В.Солоухин считает, что даже в самое страшное время для всей Земли правосудие не дремлет, оно может придти откуда угодно, даже от тех, кто, казалось бы, не представляет угрозы. Я считаю, что Мишка Алексеев совершил преступление против человеческой природы – оставив товарища без помощи, за что и поплатился своими «сокровищами». Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Мотив невидимой руки правосудия незаметно присутствует во многих произведения русских классиков. Так, в поэме «Мёртвые души» Н.В.Гоголя она карает лицемера и коррупционера Чичикова. Этот человек сблизился с повытчиком при помощи дочери последнего, притворившись женихом девушки ради своего продвижения по карьерной лестнице. Став высокопоставленным чиновником, Чичиков становиться коррупционером, воруя деньги с «капитального строительства». Однако на место старого начальника приходит новый, «человек военный», решивший положить конец бесчинству, и герой был уволен. В начале работы на таможне, Чичиков был блистательным таможником, грозой всех контрабандистов. Начальство не могло не отметить таких заслуг и повысило героя в чине. Тогда Чичиков провернул невероятный план по перевозке контрабанды, заработав на этот огромное состояние. Но, волею случая, таможник, вместе с которым герой позволил перевезти нелегальные товары, сделал тайный донос на него. Из-за этого Чичиков лишился своего состояния, едва не попав в тюрьму.


Другой пример правосудия мы можем вновь увидеть в произведении Н.В.Горького «Тарас Бульба». На первый взгляд, предательство Андрия и его последующая погибель от рук отца никак не связаны с неким высшим правосудием. Однако если взглянуть на это более глубоко, то можно рассмотреть некий философский контекст. Если Андрий – образ духовно «падшего» человека, поддавшегося соблазнам, коими в произведении выступает польская панночка, а Тараса Бульбу как образ справедливости и чести, то становится очевиден посыл, который оставил нам Н.В.Гоголь. Убив собственного сына, герой показывает, что ничто не встанет преградой для высшего правосудия, никто не избежит этого суда.


Благодаря Н.В.Гоголю можно увидеть, что любое нравственное падение ведёт за собой справедливость, которая накажет «падшего». Так произошло с Мишкой Алексеевым, который поддался жадности, прибегая к лжи, лишь бы сохранить своё «богатство». Заболевший студент сам становиться правосудием, наказывая соседа за его бесчеловечность.

(1)Шла война, на которую мы, шестнадцатилетние мальчишки, пока ещё не попали. (2)Время было голодное. (3)По студенческим карточкам нам давали всего по четыреста граммов хлеба.

(4)А между тем даже сливочное масло, окорок, яйца, сметана существовали в нашей комнате в общежитии - в тумбочке Мишки Елисеева, отец которого работал на складе и каждое воскресенье приходил к сыну и приносил свежую обильную еду.

(5)На Мишкиной тумбочке висел замок. (6)Мы даже не подходили к ней: неприкосновенность чужого замка вырабатывалась у человека веками и была священна во все времена, исключая социальные катаклизмы - стихийные бунты или закономерные революции.

(7)Как-то зимой у нас получилось два выходных дня, и я решил, что пойду к себе в деревню и принесу каравай чёрного хлеба. (8)Ребята меня отговаривали: далеко - сорок пять километров, на улице стужа и возможна метель. (9)Но я поставил себе задачу принести ребятам хлеб.

(10)Утром, несмотря на разыгравшуюся метель, я добрался до родительского дома. (11)Переночевав и положив драгоценный каравай в заплечный мешок, я отправился обратно к своим друзьям в студёном, голодном общежитии.

(12)Должно быть, я простудился, и теперь начиналась болезнь. (13)Меня охватила невероятная слабость, и, пройдя по стуже двадцать пять километров, я поднял руку проходящему грузовику.

-(14)Спирт, табак, сало есть? - грозно спросил шофёр. - (15)Э, да что с тобой разговаривать!

-(16)Дяденька, не уезжайте! (17)У меня хлеб есть.

(18)Я достал из мешка большой, тяжёлый каравай в надежде, что шофёр отрежет часть и за это довезёт до Владимира. (19)Но весь каравай исчез в кабине грузовика. (20)Видимо, болезнь крепко захватила меня, если даже само исчезновение каравая, ради которого я перенёс такие муки, было мне уже безразлично.

(21)Придя в общежитие, я разделся, залез в ледяное нутро постели и попросил друзей, чтобы они принесли кипятку.

-(22)А кипяток-то с чем?.. (23)Ты из дома-то неужели совсем ничего не принёс?

(24)Я рассказал им, как было дело.

-(25)А не был ли похож тот шофёр на нашего Мишку Елисеева? - спросил Володька Пономарёв.

-(26)Был, - удивился я, вспоминая круглую красную харю шофёра с маленькими серыми глазками.

- (27)А ты как узнал?

- (28)Да все хапуги и жадюги должны же быть похожи друг на друга!

(29)Тут в комнате появился Мишка, и ребята, не выдержав, впервые обратились к нему с просьбой.

(З0)Видишь, захворал человек. (31)Дал бы ему хоть чего-нибудь поесть.

(32)Никто не ждал, что Мишку взорвёт таким образом: он вдруг начал орать, наступая то на одного, то на другого.

-(ЗЗ)Ишь, какие ловкие - в чужую суму-то глядеть! (34)Нет у меня ничего в тумбочке, можете проверить. (З5)Разрешается.

(36)При этом он успел метнуть хитрый взгляд на свой тяжёлый замок.

(37)Навалившаяся болезнь, страшная усталость, сердоболие, вложенное матерью в единственный каравай хлеба, бесцеремонность, с которой у меня забрали этот каравай, огорчение, что не принёс его, забота ребят, бесстыдная Мишкина ложь - всё это вдруг начало медленно клубиться во мне, как клубится, делаясь всё темнее и страшнее, июльская грозовая туча. (38)Клубы росли, расширялись, застилали глаза и вдруг ударили снизу в мозг тёмной волной.

(39)Говорили мне потом, что я спокойно взял клюшку, которой мы крушили списанные тумбочки, чтобы сжечь их в печке и согреться, и двинулся к тумбочке с замком. (40)Я поднял клюшку и раз, и два, и вот уже обнажилось сокровенное нутро «амбара»: покатилась стеклянная банка со сливочным маслом, кусочками рассыпался белый-белый сахар, сверточки побольше и поменьше полетели в разные стороны, на дне под свёртками показался хлеб.

- (41)Всё это съесть, а тумбочку сжечь в печке, - будто бы распорядился я, прежде чем лёг в постель. (42)Самому мне есть не хотелось, даже подташнивало. (43)Скоро я впал в забытьё, потому что болезнь вошла в полную силу.

(44)Мишка никому не пожаловался, но жить в нашей комнате больше не стал. (45)Его замок долго валялся около печки, как ненужный и бесполезный предмет. (46)Потом его унёс комендант общежития.

Показать текст целиком

Война-самый страшный и ужасный этап в истории человечества . Она никого не обходит стороной, никого не щадит и не жалеет. А как война влияет на жизнь человека? Всем ли удается сохранить человеческие качества, столкнувшись с ней лицом к лицу? Именно этим вопросам посвящен фрагмент из произведения В.Солоухина.

В представленном отрывке автор пишет: «Но я поставил себе задачу принести ребятам хлеб.» Главный герой, не смотря на метель и холод, смог пересилить себя и привезти из дома еды голодным детям . Таким образом, мы видим, что даже ужасы войны не испугали мальчика , он проявляет отвагу, мужество и самопожертвование, а его поступок заслуживает уважения.

С другой же стороны голодные годы войны могли вызвать в человеке чувства жадности, скупости и безразличия . Так, например, в предложении: «-Спирт , табак сало есть? … Э, да что с тобой разговаривать!» мы видим, что шофер, подвозивший главного героя, без какой-либо платы даже слушать его отказывался.

Обобщая два этих примера, можно сделать вывод, что война сильно влияет на жизни людей, вносит в их спокойную жизнь огромные перемены, и каждый человек по-разному реагирует на них.

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 4 из 5 К2

По ночам мы жгли тумбочки. На чердаке нашего общежития был склад старых тумбочек. Не то чтобы они совсем никуда не годились, напротив, они были ничуть не хуже тех, что стояли возле наших коек, - такие же тяжелые, такие же голубые, с такими же фанерными полочками внутри. Просто они были лишние и лежали на чердаке. А мы сильно зябли в нашем общежитии. Толька Рябов даже оставил однажды включенной сорокасвечовую лампочку, желтенько светившуюся под потолком комнаты. Когда утром мы спросили, почему он ее не погасил, Толька ответил: "Для тепла..."

Обреченная тумбочка втаскивалась в комнату. Она наклонялась наискосок, и по верхнему углу наносился удар тяжелой чугунной клюшкой. Тумбочка разлеталась на куски, как если бы была стеклянная. Густокрашеные дощечки горели весело и жарко. Угли некоторое время сохраняли форму то ли квадратной стойки, то ли боковой доски, потом они рассыпались на золотую, огненную мелочь.

Из печи в комнату струилось тепло. Мы, хотя и сидели около топки, старались не занимать самой середины, чтобы тепло беспрепятственно струилось и расходилось во все стороны. Однако к утру все мы мерзли под своими одеялишками.

Конечно, может быть, мы не так дорожили бы каждой молекулой тепла, если бы наши харчишки были погуще. Но шла война, на которую мы, шестнадцатилетние и семнадцатилетние мальчишки, пока еще не попали. По студенческим хлебным карточкам нам давали четыреста граммов хлеба, который мы съедали за один раз. Наверное, мы еще росли, если нам так хотелось есть каждый час, каждую минуту и каждую секунду.

На базаре буханка хлеба стоила девяносто рублей - это примерно наша месячная стипендия. Молоко было двадцать рублей бутылка, а сливочное масло - шестьсот рублей килограмм. Да его и не было на базаре, сливочного масла, оно стояло только в воображении каждого человека как некое волшебное вещество, недосягаемое, недоступное, возможное лишь в романтических книжках.

А между тем сливочное масло существовало в виде желтого плотного куска даже в нашей комнате. Да, да! И рядом с ним еще лежали там розовая глыба домашнего окорока, несколько белых сдобных пышек, вареные вкрутую яйца, литровая банка с густой сметаной и большой кусок запеченной в тесте баранины. Все это хранилось в тумбочке Мишки Елисеева, хотя на первый взгляд его тумбочка ничем не выделялась среди четырех остальных тумбочек: Генки Перова, Тольки Рябова, Володьки Пономарева и моей.

Отличие состояло только в том, что любую нашу тумбочку можно было открыть любому человеку, а на Мишкиной красовался замок, которому, по его размерам и тяжести, висеть бы на бревенчатом деревенском амбаре, а не на столь хрупком сооружении, как тумбочка: знали ведь мы, как ее надо наклонить и по какому месту ударить клюшкой, чтобы она сокрушилась и рухнула, рассыпавшись на дощечки.

Но ударить по ней было нельзя, потому что она была Мишкина и на ней висел замок. Неприкосновенность любого не тобой повешенного замка вырабатывалась у человека веками и была священна для человека во все времена, исключая социальные катаклизмы в виде слепых ли стихийных бунтов, закономерных ли революций.

Отец Мишки работал на каком-то складе неподалеку от города. Каждое воскресенье он приходил к сыну и приносил свежую обильную еду. Красная, круглая харя Мишки с маленькими голубыми глазками, запрятанными глубоко в красноте, лоснилась и цвела, в то время как, например, Генка Перов был весь синенький и прозрачный, и даже я, наиболее рослый и крепкий подросток, однажды, резко поднявшись с койки, упал от головокружения.

Свои припасы Мишка старался истреблять тайком, так, чтобы не дразнить нас. Во всяком случае, мы редко видели, как он ест. Однажды ночью, проснувшись, я увидел Мишку сидящим на койке. Он намазал маслом хлеб, положил сверху ломоть ветчины и стал жрать. Я не удержался и заворочался на койке. Может быть, втайне я надеялся, что Мишка даст и мне. Тяжкий вздох вырвался у меня помимо воли. Мишка вдруг резко оглянулся, потом, напустив спокойствие, ответил на мой вздох следующей фразой:

Ну ничего, не горюй, как-нибудь переживем.

Рот его в это время был полон жеваным хлебом, перемешанным с желтым маслом и розовой ветчиной.

В другую ночь я слышал, как Мишка чавкает, забравшись с головой под одеяло. Ничто утром не напоминало о ночных Мишкиных обжорствах. На тумбочке поблескивал тяжелый железный замок.

К празднику Конституции присоединилось воскресенье, и получилось два выходных дня. Тут-то я и объявил своим ребятам, что пойду к себе в деревню и что уж не знаю, удастся ли мне принести ветчины или сметаны, но черный хлеб гарантирую. Ребята попытались отговорить меня: далеко, сорок пять километров, транспорт (время военное) никакой не ходит, на улице стужа и как бы не случилось метели. Но мысль оказаться дома уже сегодня так овладела мной, что я после лекций, не заходя в общежитие, отправился в путь.

Это был тот возраст, когда я больше всего любил ходить встречать ветра. И если уж нет возможности держать против ветра все лицо, подставишь ему щеку, вроде бы разрезаешь его плечом, и идешь, и идешь... И думаешь о том, какой ты сильный, стойкий; и кажется, что обязательно видит, как ты идешь, твоя однокурсница, легкомысленная, в сущности, девочка Оксана, однако по взгляду которой ты привык мерить все свои поступки.

Пока я шел по шоссе, автомобили догоняли меня. Но все они везли в сторону Москвы либо солдат, либо ящики (наверное, с оружием) и на мою поднятую руку не обращали никакого внимания. Морозная снежная пыль, увлекаемая скоростью, перемешивалась с выхлопными газами, завихрялась сзади автомобиля, а потом все успокаивалось, только тоненькие струйки серой поземки бежали мне навстречу по пустынному темному шоссе.

Когда настала пора сворачивать с шоссе на обыкновенную дорогу, начало темнеть. Сперва я видел, как поземка перебегает дорогу поперек, как возле каждого комочка снега или лошадиного помета образуется небольшой барханчик, а каждую ямку - человеческий ли, лошадиный ли след - давно с краями засыпало мелким, как сахарная пудра, поземным снежком.