Скачать бесплатно Шапкова Л. Частные методики адаптивной физической культуры - Л

Пособие знакомит с особенностями организации игровой деятельности. В нем дано описание более 200 подвижных игр и упражнений для ослабленных детей и детей-инвалидов с нарушениями зрения, слуха, интеллекта, речи, опорно-двигательного аппарата. Для каждой игры, помимо подробного описания, предлагаются возможные варианты и методические указания по ее проведению.

Книга написана коллективом преподавателей, аспирантов, студентов - выпускников факультета адаптивной физической культуры СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта и предназначена для вожатых, родителей, воспитателей, волонтеров и других лиц, работающих с детьми-инвалидами.

ВВЕДЕНИЕ

Об игре, игровом поведении и об играющих написано много как справедливого и верного, так и противоречивого и неточного. Широта интерпретации имеет бесконечное множество толкований - от мистических до научно-передовых. Игра - не порождение скоропреходящей моды, это феномен, отличающийся особым постоянством, объединяющим время, эпохи, поколения. Игра не поддается определению с помощью однозначной дефиниции, однако само понятие «игра» неразрывно связано со свободой, доброй волей, удовольствием, радостью. Игра - это неотъемлемый элемент жизни, человеческой культуры, связывающий поколения. Это явление изучают философы, социологи, психологи, биологи. Педагогика связывает игру и игровое поведение с процессами воспитания, образования и развития личности.

Настоящее пособие раскрывает некоторые психологические, биологические и педагогические аспекты игры, формулирует требования, предъявляемые к игровой деятельности, определяет функции организатора игр, а также предлагает конкретные подвижные игры для повышения двигательной активности во время летнего отдыха детей, имеющих отклонения в умственном и физическом развитии. Методическое пособие составлено совместными усилиями педагогов, аспирантов и студентов кафедры адаптивной физической культуры СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, изучающих данную проблему. Оно предназначено для вожатых, учителей, родителей и других людей, имеющих отношение к воспитательной работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными функциональными возможностями.

Л. В. Шапкова

Методика написания контрольных, курсовых и

выпускных квалификационных работ по адаптивной

физической культуре

Учебное пособие

Санкт-Петербург

Шапкова Л.В. Методика написания контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ по адаптивной физической культуре: Учебное пособие. – СПб.: ИСПиП, 2006. ‑ 52 с.

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)», а также преподавателей, осуществляющих руководство курсовыми и выпускными квалификационными работами.

Рецензенты:

С.П. Евсеев , доктор педагогических наук, профессор

А.М. Витковская , кандидат педагогических наук, доцент

В.М.Сорокин , кандидат психологических наук, доцент

Введение
1. Методические рекомендации по написанию контрольной работы
2. Методические рекомендации по написанию курсовой и выпускной квалификационной работы
2.1. Типы курсовых и квалификационных работ
2.2. Структура курсовой и квалификационной работы
2.3. Планирование работы
2.3.1. Выбор темы
2.3.2. Изучение научно-методической литературы
2.3.3. Определение объекта и предмета исследования
2.3.4. Определение цели и задач исследования
2.3.5. Разработка рабочей гипотезы
2.3.6. Выбор методов исследования
2.3.7. Организация исследования
2.3.8. Подготовка и проведение исследовательской части работы
2.3.9. Обработка результатов исследования
2.3.10. Анализ, обобщение, интерпретация результатов исследования
2.3.11. Формулирование выводов
2.4. Оформление курсовой и выпускной квалификационной работы
2.4.1. Титульный лист
2.4.2. Требования к оформлению текста
2.4.3. Оглавление и рубрикация
2.4.4. Термины и словосочетания
2.4.5. Ссылки на авторов
2.4.6. Цитаты
2.4.7. Сокращения
2.4.8. Таблицы, рисунки, графики
2.4.9. Список литературы
2.5. Защита курсовых и выпускных квалификационных работ
2.6. Рецензия и отзыв
Литература
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7

ВВЕДЕНИЕ



Научно-исследовательская и научно-методическая работа студентов является важной составляющей профессиональной подготовки специалиста. Она преследует как минимум две цели. Первая – развитие у будущих педа­гогов потребности к поисковой деятельности, творческому решению задач адаптивной физической культуры, самостоятельному накоплению опыта ис­следовательской работы по профилирующим дисциплинам, умению приме­нять преобразованные знания на практике. Благодаря овладению различными информационными источниками и методами исследования студент расши­ряет объем интересов и знаний, профессиональное мышление. Удачно вы­полненная работа может стать стимулом к продолжению исследований после окончания вуза, при обучении в аспирантуре и в процессе даль­нейшей педагогической деятельности.

Вторая цель связана с необходимостью написания выпускной квалифи­кационной работы, в которой студент должен показать умение выбирать тему, обосновывать ее актуальность, определять методику и орга­низацию исследования, формулировать гипотезу, цель и задачи исследова­ния, собирать первичный материал, анализировать полученные данные, аргументировать выводы, литературно и графи­чески оформлять работу и защищать ее перед государственной аттестацион­ной комиссией.

За время обучения студент выполняет четыре курсовых работы - по теории и методике физической культуры, физиологии, теории и органи­зации АФК, специальной психологии, поэтому важно выбрать направление исследо­вательской работы, связанное общей идеей. Это позволит при напи­сании квалификационной работы синтезировать результаты всех курсовых работ и представить законченный труд, отражающий уровень про­фессио­нальной подготовки специалиста адаптивной физической культуры. Иссле­довательская дея­тельность студента по теории и организации АФК должна отражать интегри­рованную сущность самой дисциплины, ее взаимосвязь с дисциплинами ме­дико-биологического и психолого-педагогического циклов, частными мето­диками АФК (3-9 семестры), педагогической практикой (6, 7, 8, 9 семестры), носить непрерывный и этапный характер (Рис. 1.).

Этапы научно-методической работы
Ознакомительная практика в рамках «Частных методик АФК» Педагогическая практика
при нарушении зрения (3) Контрольная работа №1 по АФК (3)
при нарушении слуха (4) Курсовая работа по физиологии (4)
при задержке психического развития (5) Курсовая работа по ТФК, контрольная работа по АФК №2, выбор темы курсовой работы по АФК (5)
при нарушении интеллекта (6) Подготовка плана, обзора литературы курсовой работы по АФК (6) В общеобразовательных учреждениях (6)
при детском церебральном параличе (7) Сбор экспериментального материала для курсовой работы по АФК (7) В специальных образовательных (коррекционных) учреждениях (7)
при нарушении функции спинного мозга (8) Курсовая работа по АФК (8) По специализации (8)
при ампутационных поражениях (9) Курсовая работа по специальной психологии (9) По психолого-педа-гогич. диагностике и коррекции (9)
Квалификационная работа по АФК (10)

Рис. 1. Последовательность научно-методической работы студентов и ее связь с различными видами педагогической практики (цифрами в скобках обозначены семестры). Порядок прохождения частных методик АФК может меняться.

Предлагается следующая последовательность выполнения научной работы:

3 семестр Контрольная работа №1 по теории и организации АФК, ориента­ция на выбор темы курсовой работы.
4 семестр Курсовая работа по физиологии, в которой студент исследует за­кономерности физиологических процессов при нормальном функ­циональном развитии организма человека.
5 семестр Курсовая работа по теории и методике физической культуры. Кон­трольная работа №2 по теории и организации АФК. Выбор темы курсовой работы по АФК.
6 семестр Сбор и анализ литературы, выбор научного руководителя, состав­ление плана курсовой работы, определение методов исследования, утверждение темы курсовой работы на кафедре.
7 семестр Составление программы исследования, сбор экспериментального материала в процессе педагогической практики в специальных (коррекционных) школах, анализ первичного материала, статисти­ческая обработка данных, отчет на кафедре.
8 семестр Оформление текста курсовой работы, подготовка доклада и иллю­стративного материала, защита на кафедре.
9 семестр Курсовая работа по специальной психологии (психолого-педаго­гическая диагностика и консультирование), материалы которой могут дополнить разделы квалификационной работы; утверждение темы квалификационной работы по АФК, закрепление научного руководителя;
10семестр Написание текста квалификационной работы, которая может быть логическим продолжением курсовой работы по АФК и усилена дополнительными исследованиями, новыми разделами, источни­ками литературы, выводами, практическими рекомендациями, ил­люстративным материалом. Защита выпускной квалификационной работы перед государственной аттестационной комиссией.

Такая организация научно-исследовательской ра­боты студентов:

1. Обеспечивает опережающий характер планирования, согласованность тематики всех курсовых работ, выполненных на разных курсах.

2. Создает предпосылки для непрерывности научно-исследовательской ра­боты в течение всех лет обучения.

3. Реализует преемственность знаний от курса к курсу внутри дисциплины и постепенное усложнение требований (контрольная – курсовая – квалифи­кационная работа).

4. Создает условия для активизации междисциплинарных связей в рамках од­ной темы с теорией физической культуры, физиологией, специальной психологией и другими предметами.

Предложенная последовательность не является единственным вариан­том, возможны и другие подходы. Студент может выбрать темы четырех курсовых работ, не связанные между собой общей проблемой, но такой под­ход усложнит возможность обобщения полученного научно-методического материала в единый труд – выпускную квалификационную работу. Квалификационная работа по сути своей полидисциплинарна. Она рас­крывает разные аспекты подготовленности студента к будущей профессио­нальной деятельности и отражает качество не только курсовых, цикловых, но и общих требований к выпускнику.

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа вы­полняется в 3 ем и 5 ом семестрах и представляется на кафедру в установленные деканатом сроки. Цель контрольной работы –сформировать умение поль­зоваться научной и методической литературой, самостоятельно анализиро­вать ее, излагать изученный материал в письменном виде. Выполнение контрольной работы способствует углублению, закреплению и проверке знаний по курсу «Теория и организация АФК» и является начальным этапом подготовки к написанию курсовой работы.

1. Контрольная работа представляет собой анализ 4-6 источников современной литературы (статей, научных и методических пособий, монографий и пр.) либо перевода текста с иностранного языка по проблемам адаптивной физической культуры в объеме не менее пяти страниц. Положительно оценивается иллюстрирование теоретических положений примерами из практики. Содержание контрольной работы необходимо раскрыть в собственном изложении, оно должно быть логичным, обоснованным и убедительным.

2. Тема контрольной работы выбирается из списка контрольных работ, либо самостоятельно с учетом интересов и возможностей студента (Приложения 1,2).

3. После выбора темы надо подобрать источни­ки литературы и ознакомиться с их содержанием. При подборе литературы используются систематические каталоги библиотеки, читального зала, методического кабинета, информация интернета, консультации преподавателей. Внесение краткого содержания источников на отдельные карточки или память компьютера ускорит в дальнейшем составление списка литературы для курсо­вой работы. Существует несколько способов записи: краткое изложе­ние мысли автора, выборочное цитирование и совмещение обоих способов.

4. После ознакомления с литературой составляет­ся план контрольной работы, включающий четыре основных раздела:

· введение с обоснованием актуальности выбранной темы и задачи теоретического исследования (1-2 с.);

· основная часть содержит несколько параграфов, раскрывающих содержание контрольной работы, в соответствии с задачами (6-8 с.);

· выводы, кратко обобщающие ответы на задачи (1-2 с.).

· список использованной литературы.

5. Весь материал по теме излагается в соответствии с планом, составленным студентом. Каждый ответ на вопрос плана должен быть отражен в виде заголовка в тексте работы.

6. В тексте обязательны ссылки на авторов изученных работ. Каждой ссылке в тексте должен соответствовать источник в списке литературы. Переложение мысли автора сопровождается указанием фамилии автора, инициалов, года издания источника. Например, в начале фразы: По мнению А.А. Потапчук (2003)… ; или в конце фразы: (Потапчук А.А, 2003).

7. При использовании в тексте контрольной работы рисунков, графиков, таблиц, заимствованных из источников литературы, в подписях к ним даются ссылки на авторов. Например: Показатели физического развития детей шести лет (В.П.Губа, Е.В.Алпацкая, 2003).

8. Оформление титульного листа контрольной работы представлено в Приложении 5.

9. В конце контрольной работы помещается список литературы с нумерацией источников по фамилии автора в алфавитном порядке. Запись источника осуществляется в соответствии с требованиями библиографического описания в следующей последовательности: фамилия автора, его инициалы, название публикации (статьи, книги, методического пособия и т.д.), место и год издания. Ссылки на журнальные статьи даются с указанием автора, полного названия статьи, названия журнала, года издания, номера и страниц. Например: Коновалова, Н.Г. Использование тренажера “спортивные качели” для восстановления вертикальной позы больных с параплегией на занятиях адаптивной физической культурой/Н.Г.Коновалова //Адаптивная физическая культура. 2003.-№ 2(14). – с.32-34.

10. Контрольная работа защищается студентом в личном собеседовании с преподавателем, проверяющим работу. Если она удовлетворяет всем требованиям, то студент получает зачет (оценка не дифференцирована). При отрицательной оценке работа возвращается для устранения недостатков.

Год выпуска: 2003

Жанр: Лечебная физкультура

Формат: PDF

Качество: Отсканированные страницы

Описание: Само название дисциплины «Частные методики адаптивной физической культуры» уже с первого курса ориентирует студентов не как на общетеоретический предмет, а как имеющий отношение к интересующей их сфере деятельности. Однако в преподавании важно выдержать структурное единство теории и практической направленности учебного курса. Это обстоятельство объясняет почему многие теоретические вопросы, связанные с характеристикой медико-физиологических и психологических особенностей детей в каждой нозологической группе, изложены достаточно кратко (подробнее они рассматриваются в специальных дисциплинах: частная патология, специальная психология и др.), зато значительно расширены теоретические и методические аспекты разных видов адаптивной физической культуры.
Исходя из основной идеи курса, его изложение начинается с общей характеристики разных нозологических групп: детей с нарушениями зрения, слуха, интеллекта, последствиями детского церебрального паралича, ампутациями конечностей, поражения функций спинного мозга. Эти сведения являются базовыми для построения частных методик адаптивной физической культуры, так как обнаруживают типичные и специфические нарушения в двигательной, психической, эмоционально-волевой, познавательной сфере, что и определяет концептуальные подходы обучения, воспитания и развития этих детей.
Учитывая, что учебное пособие «Частные методики адаптивной физической культуры» издается впервые, оно, несомненно, имеет погрешности неточности, разный стиль изложения и объем информации.


Глава 1. Базовые концепции частных методик адаптивной физической культуры (Л.В. Шапкова)
1.1. Медико-физиологические и психологические предпосылки построения частных методик адаптивной физической культуры
1.2. Двигательная сфера детей с нарушениями в развитии
1.3. Коррекционно-развивающая направленность педагогических воздействий - основа частных методик адаптивной физической культуры
1.4. Основные педагогические принципы работы с детьми, имеющими нарушения в развитии
1.5. Формы организации адаптивной физической культуры с детьми
Контрольные вопросы и задания
Литература

Глава 2. Методика адаптивной физической культуры детей с нарушением зрения (Л.Н. Ростомашвили)
2.1. Характеристика детей с нарушением зрения
2.1.1. Характеристика зрительной функции
2.1.2. Зрительные дисфункции у детей школьного возраста
2.1.3. Особенности психического развития детей с нарушением зрения
2.1.4. Особенности физического развития и двигательных нарушений
2.2. Методика адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения
2.2.1. Задачи и средства адаптивного физического воспитания
2.2.2. Коррекционная направленность адаптивного физического воспитания
2.2.3. Методы и методические приемы обучения, коррекции и развития
2.2.4. Использование и развитие сохранных анализаторов
2.2.5. Особенности регулирования психофизической нагрузки. Показания и противопоказания к физическим нагрузкам
2.2.6. Особенности общения и регуляции психоэмоционального состояния
2.3. Методика и организация подвижных игр с детьми с нарушением зрения
2.4. Методика обучения плаванию младших школьников с нарушением зрения
2.5. Коррекция и профилактика нарушений зрения
Контрольные вопросы и задания
Литература

Глава 3. Методика адаптивной физической культуры детей с нарушением слуха
3.1. Анатомо-физиологическая характеристика нарушений слуха (Н.Г. Байкина, Я.В. Крет)
3.1.1. Причины стойких нарушений слуха
3.1.2. Патология слуха
3.1.3. Взаимосвязь слухового и вестибулярного анализаторов (Л.Д. Хода)
3.2. Характеристика детей с нарушением слуха
3.2.1. Особенности психофизического развития и двигательных способностей глухих детей дошкольного возраста (Л.Д. Хода)
3.2.2. Особенности психофизического развития и двигательных способностей глухих детей школьного возраста (Н.Г. Байкина, Я.В. Крет)
3.3. Методика занятий физическими упражнениями с детьми, имеющими нарушения слуха
3.3.1. Методика коррекции двигательных нарушений глухих детей дошкольного возраста (Л.Д. Хода)
3.3.2. Методика начального обучения плаванию слабослышащих детей младшего школьного возраста (Я.А. Смекалов)
3.3.3. Методика активизации познавательной деятельности глухих детей (Н.Г. Байкина, Я.В. Крет)
3.3.4. Роль компенсаторных механизмов в развитии глухих детей (Н.Г. Байкина, Я.В. Крет)
Контрольные вопросы и задания
Литература

Глава 4. Методика адаптивной физической культуры детей с умственной отсталостью (Л.В. Шапкова)
4.1. Медико-физиологическая и психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью
4.1.1. Понятие, причины и формы умственной отсталости
4.1.2. Особенности психического развития детей
4.1.3. Особенности физического развития и двигательных способностей детей
4.2. Особенности методики адаптивной физической культуры с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии
4.2.1. Основные и специфические задачи
4.2.2. Средства адаптивной физической культуры
4.2.3. Методы и методические приемы, используемые в процессе занятий физическими упражнениями
4.3. Коррекция основных нарушений у детей с умственной отсталостью
4.4. Коррекционно-развивающие подвижные игры для детей с умственной отсталостью
4.5. Дополнительное физкультурно-спортивное образование детей и учащейся молодежи с легкой степенью умственной отсталости
Контрольные вопросы и задания
Литература

Глава 5. Методика адаптивной физической культуры при детском церебральном параличе (А.А. Потапчук)
5.1. Понятие о детском церебральном параличе (ДЦП): эпидемиология, классификация, этиология
5.1.1. Сопутствующие заболевания и вторичные нарушения. Речевые и психические отклонения
5.1.2. Двигательные нарушения
5.2. Двигательная реабилитация детей с ДЦП
5.3. Адаптивное физическое воспитание детей с ЛИП
5.3.1. Адаптивное физическое воспитание в дошкольном возрасте
5.3.2. Адаптивное физическое воспитание в школьном возрасте
5.3.3. Нетрадиционные формы занятий
5.4. Оценка эффективности занятий адаптивной физической культурой при ДЦП
Контрольные вопросы
Литература

Глава 6. Реабилитация детей с поражением спинного мозга (Е.Ю. Шапкова)
6.1. Характеристика патологии
6.1.1. Понятие о вертеброгенных миелопатиях
6.1.2. Сочетанная травма позвоночника и спинного мозга
6.1.3. Травматическая болезнь спинного мозга
6.1.4. Основные проявления миелопатии
6.1.5. Вторичные нарушения при миелопатии
6.1.6. Оценка неврологического и адаптационного статуса
6.2. Методы двигательной реабилитации
6.2.1. Развитие методов двигательной реабилитации
6.2.2. Традиционные методы
6.2.3. Дополнительные технические методы
6.3. Методы тренировки спинальной локомоторной активности
6.3.1. Спинальная локомоторная активность как основа восстановления локомоторных возможностей при спастических плегиях
6.3.2. Этапы двигательной реабилитации
6.3.3. Поддержание вертикальной позы
Контрольные вопросы и задания
Литература

Глава 7. Методика адаптивной физической культуры при врожденных аномалиях развития и после ампутации конечностей (С.Ф. Курдыбайло, А.И. Малышев)
7.1. Анатомо-функциональные особенности культей конечностей у детей
7.2. Врожденные пороки развития конечностей
7.3. Методика адаптивной физической культуры детей различного возраста
7.3.1. Методические особенности применения физических упражнений в раннем (до 2-х лет) и младшем дошкольном возрасте (от 2-х до 4-х лет)
7.3.2. Методические особенности применения физических упражнений в старшем дошкольном возрасте (4-7 лет)
7.3.3. Методические особенности применения физических упражнений в младшем и среднем школьном возрасте (7-12 лет)
7.3.4. Методические особенности применения физических упражнений в старшем школьном возрасте
7.4. Методические особенности проведения подвижных и спортивных игр с детьми различного возраста
7.5. Методические особенности занятий на тренажерах с детьми среднего и старшего школьного возраста
7.6. Методические особенности занятий плаванием с детьми школьного возраста
Контрольные вопросы и задания
Литература

Глава 8. Особенности работы с родителями детей-инвалидов (Н.Г. Корельская)
8.1. Особенности семейного воспитания детей с ограниченными возможностями
8.2. Роль матери в семье, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии
8.3. Методы и формы работы с родителями детей с ограниченными возможностями
8.4. Участие семьи в развитии двигательной активности детей с нарушениями в развитии
Контрольные вопросы и задания
Литература

Цель: развитие быстроты двигательной реакции, внимания, навыков счета и произношения слов, умения различать цвет и форму геометрических фигур.

Инвентарь: 30-40 разноцветных геометрических фигур, вырезанных из картона (квадраты, круги, треугольники, прямоугольники).

Инструкция. По игровой площадке разбрасываются геометрические фигуры. Ведущий называет цвет (например, красный). По сигналу вес играющие должны собрать как можно больше фигур указанного цвета. Выигрывает тот, у кого их больше.

Варианты

1. Собрать только круги (цвет не имеет значения).

2. Собрать треугольники красного цвета.

3. Собрать как молено больше любых фигур, кроме зеленых. Возможны и другие варианты.

Методические указания

· Победитель любого варианта игры демонстрирует свой результат, вслух пересчитывая собранные фигуры, а затем вслух (вместе с ведущим) называя их (квадрат, треугольник и т.д.). Также вслух называют и цвет фигур (красный, синий, желтый и т.д.).

· Игровая площадка должна быть достаточно большой, чтобы обеспечить безопасность играющих и не допускать столкновений детей друг с другом при собирании фигур.

3. «Веревочка»

Цель: развитие воображения, фантазии, мелкой моторики, координационных способностей.

Инвентарь: скакалка или веревочка не менее 1,5 метра в длину.

Инструкция. Каждому игроку ведущий раздает по веревке м дает команде задание - «нарисовать» определенную фигуру, например: лесенку, змейку, человечка, домик, кораблик, елочку и т.п. Выигрывает команда, наиболее точно изобразившая заданное.

Методические указания. Нагрузку можно увеличить, если проводить игру в виде эстафеты с передвижениями от места старта к месту «рисования».

    Введение

    Подвижные игры для глухих и слабослышащих

    Литература

Литература:

-Шапкова л.В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии

Бабенкова Р.Д., Трофимова Г.В. Занятия по развитию движений у детей с нарушением слуха в дошкольных учреждениях

-«Страна глухих» http://www.deafworld.ru/.нарушения

Сайт Реабилитационного центра для детей с нарушением слуха: www. permonline.ru

Тамбовский государственный университет и.м. Г.Р.Державина

Институт физической культуры и туристической индустрии

Реферат:

«Подвижные игры для глухих и слабослышащих»

Выполнил: студент 1 курса группы: АФК

Института физической культуры и туристической индустрии

Авдеев Алексей

ЧАСТНЫЕ МЕТОДИКИ
АДАПТИВНОЙ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Рекомендовано
Государственным комитетом Российской Федерации
по физической культуре и спорту
в качестве учебного пособия для студентов
высших и средних профессиональных учебных заведений,
осуществляющих образовательную деятельность
по специальностям 022500 - Физическая культура
для лиц с отклонениями в состоянии здоровья
(адаптивная физическая культура)
и 0323-Адаптивная физическая культура

Отсканировал MAGn@t
[email protected]

Москва
«Советский спорт»
2003

УДК 796.011.3 (075)
ББК 75.09
425

Федеральная целевая программа «Культура России»
(подпрограмма «Поддержка полиграфии и книгоиздания»)

Рецензенты:
С.П. Евсеев, доктор педагогических наук, профессор СПбГАФК
им. П.Ф. Лесгафта;
Л.М. Шипицына, доктор биологических наук, профессор, ректор
Института специальной педагогики и психологии Международного
университета семьи и ребенка им. Рауля Валленберга

: Учебное пособие /Под ред. Л. В. Шапковой. — М.: Советский
спорт, 2003. — 464 с, ил.
ISBN 5-85009-743-0
Пособие раскрывает закономерности, основные принципы и особенности методики адаптивной физической культуры в работе с детьми, имеющими нарушения зрения, интеллекта, последствия детского церебрального паралича, поражения спинного мозга, ампутацию конечностей. Каждая глава
содержит сведения о влиянии основного дефекта на состояние двигательной
и психической сферы детей, средствах и методах коррекции нарушений, об
особенностях форм организации занятий физическими упражнениями.
Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, аспирантов, преподавателей, практических работников — специалистов адаптивной физической культуры.
УДК 796.011.3 (075)
ББК 75.09

Предисловие
Глава 1. Базовые концепции частных методик
адаптивной физической
культуры (Л.В. Шапкова)
1.1. Медико-физиологические и психологические
предпосылки построения частных методик
адаптивной физической культуры
1.2. Двигательная сфера детей с нарушениями
в развитии
1.3. Коррекционно-развивающая направленность
педагогических воздействий — основа частных
методик адаптивной физической культуры
1.4. Основные педагогические принципы работы
с детьми, имеющими нарушения в развитии
1.5. Формы организации адаптивной физической
культуры с детьми

Литература

Глава 2. Методика адаптивной физической
культуры детей с нарушением
зрения (Л.Н. Ростомашвили)
2.1. Характеристика детей с нарушением
зрения
2.1.1. Характеристика зрительной функции
2.1.2. Зрительные дисфункции у детей
школьного возраста
2.1.3. Особенности психического развития
детей с нарушением зрения
2.1.4. Особенности физического развития и
двигательных нарушений
2.2. Методика адаптивного физического
воспитания детей с нарушением зрения
2.2.1. Задачи и средства адаптивного
физического воспитания

14
14
19

21
23
26
33
33

35
35
35
38
47
50
55
55

2.2.2. Коррекционная направленность
адаптивного физического воспитания

Частные методики адаптивной физической культуры
2.2.3. Методы и методические приемы
обучения, коррекции и развития
2.2.4. Использование и развитие сохранных
анализаторов
2.2.5. Особенности регулирования психофизической
нагрузки. Показания и противопоказания
к физическим нагрузкам
2.2.6. Особенности общения и регуляции
психоэмоционального состояния
2.3. Методика и организация подвижных игр
с детьми с нарушением зрения
2.4. Методика обучения плаванию младших школьников
с нарушением зрения
2.5. Коррекция и профилактика нарушений зрения
Контрольные вопросы и задания
Литература

Глава 3. Методика адаптивной физической
культуры детей с нарушением слуха
3.1. Анатомо-физиологическая характеристика
нарушений слуха (Н.Г. Байкина, Я.В. Крет)
3.1.1. Причины стойких нарушений слуха
3.1.2. Патология слуха
3.1.3. Взаимосвязь слухового и вестибулярного
анализаторов (Л.Д. Хода)
3.2. Характеристика детей с нарушением слуха
3.2.1. Особенности психофизического развития

дошкольного возраста (Л.Д. Хода)
3.2.2. Особенности психофизического развития
и двигательных способностей глухих детей
школьного возраста (Н.Г. Байкина,
Я.В. Крет)
3.3. Методика занятий физическими
упражнениями с детьми, имеющими
нарушения слуха
3.3.1. Методика коррекции двигательных
нарушений глухих детей дошкольного
возраста (Л.Д. Хода)
3.3.2. Методика начального обучения плаванию
слабослышащих детей младшего школьного

Возраста (Я.А.

Смекалов)

141
144
145

72
75
81
86
93
94

95
95
95
97
102
104

Глава 4 . М е т о д и к а а д а п т и в н о й ф и з и ч е с к о й культуры
д е т е й с у м с т в е н н о й отсталостью (Л.В. Шапкова)
147
4.1. Медико-физиологическая и психологопедагогическая характеристика детей с умственной
отсталостью
147
4.1.1. Понятие, причины и формы умственной
отсталости
147
4.1.2. Особенности психического развития детей
154
4.1.3. Особенности физического развития
и двигательных способностей детей
155
4.2. Особенности методики адаптивной физической
культуры с детьми, имеющими отклонения
в интеллектуальном развитии
160
4.2.1. Основные и специфические задачи
160
4.2.2. Средства адаптивной физической
культуры
162
4.2.3. Методы и методические приемы,
используемые в процессе занятий
физическими упражнениями
163
4.3. Коррекция основных нарушений у детей
с умственной отсталостью
175
4.4. Коррекционно-развивающие подвижные игры
для детей с умственной отсталостью
211
4.5. Дополнительное физкультурно-спортивное
образование детей и учащейся молодежи
с легкой степенью умственной отсталости
220
Контрольные вопросы и задания
225
Литература
226

Глава 5. Методика адаптивной физической
культуры при детском церебральном
параличе (А.А. Потапчук)

Частные методики адаптивной физической культуры
5.1. Понятие о детском церебральном
параличе (ДЦП): эпидемиология, классификация,
этиология
5.1.1. Сопутствующие заболевания
и вторичные нарушения. Речевые
и психические отклонения
5.1.2. Двигательные нарушения
5.2. Двигательная реабилитация детей с ДЦП
5.3. Адаптивное физическое воспитание детей
с ЛИП
5.3.1. Адаптивное физическое воспитание
в дошкольном возрасте
5.3.2. Адаптивное физическое воспитание
в школьном возрасте
5.3.3. Нетрадиционные формы занятий
5.4. Оценка эффективности занятий адаптивной
физической культурой при ДЦП
Контрольные вопросы
Литература

231
234
256

356
357
363
366
367

263
264
268
276
281
293
293

Глава 6. Реабилитация детей с поражением спинного

Мозга (Е.Ю. Шапкова)

6.1. Характеристика патологии
6.1.1. Понятие о вертеброгенных
миелопатиях
6.1.2. Сочетанная травма позвоночника
и спинного мозга
6.1.3. Травматическая болезнь спинного
мозга
6.1.4. Основные проявления миелопатии
6.1.5. Вторичные нарушения при
миелопатии
6.1.6. Оценка неврологического и адаптационного
статуса
6.2. Методы двигательной реабилитации
6.2.1. Развитие методов двигательной
реабилитации
6.2.2. Традиционные методы
6.2.3. Дополнительные технические
методы

296
296
298
300
301
311
319
325
325
334
351

Глава 7. М е т о д и к а а д а п т и в н о й ф и з и ч е с к о й
культуры при в р о ж д е н н ы х а н о м а л и я х р а з в и т и я
и п о с л е а м п у т а ц и и к о н е ч н о с т е й (С.Ф. Курдыбайло,
А.И. Малышев)
7.1. Анатомо-функциональные особенности
культей конечностей у детей
7.2. Врожденные пороки развития
конечностей
7.3. Методика адаптивной физической культуры
детей различного возраста
7.3.1. Методические особенности применения
физических упражнений в раннем (до 2-х лет)
и младшем дошкольном возрасте (от 2-х
до 4-х лет)
7.3.2. Методические особенности применения
физических упражнений в старшем
дошкольном возрасте (4—7 лет)
7.3.3. Методические особенности применения
физических упражнений в младшем
и среднем школьном возрасте (7—12 лет)
7.3.4. Методические особенности применения
физических упражнений в старшем школьном
возрасте
7.4. Методические особенности проведения
подвижных и спортивных игр с детьми различного
возраста
7.5. Методические особенности занятий на
тренажерах с детьми среднего и старшего
школьного возраста
7.6. Методические особенности занятий плаванием
с детьми школьного возраста

369
369
376
382

Частные методики адаптивной физической культуры
Контрольные вопросы и задания
Литература

Глава 8. Особенности работы с родителями детейи н в а л и д о в (Н.Г. Корельская)
8.1. Особенности семейного воспитания детей

8.2. Роль матери в семье, воспитывающей ребенка
с нарушениями в развитии
8.3. Методы и формы работы с родителями детей
с ограниченными возможностями
8.4. Участие семьи в развитии двигательной
активности детей с нарушениями в развитии
Контрольные вопросы и задания
Литература

444
444
449
453
457
462
463

ПРЕДИСЛОВИЕ
Частные методики адаптивной физической культуры — самостоятельная дисциплина государственного образовательного стандарта, представляет собой важнейший раздел профессионально-педагогической
подготовки студентов по специальности 022500 «Физическая культура
для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая
культура)». Цель курса — ознакомить студентов с организацией, структурой, содержанием, современными технологиями и передовой практикой воспитательной, физкультурно-оздоровительной работы инвалидов
разных нозологических групп, сформировать необходимые знания, умения, интерес к педагогической профессии как гуманистической миссии,
психологическую готовность к работе с данной категорией населения.
Сложность преподавания частных методик адаптивной физической культуры состоит в том, что эта дисциплина многопрофильная.
Она изучает нозологические группы инвалидов с нарушением зрения, слуха, интеллекта, поражением опорно-двигательного аппарата:
с последствиями детского церебрального паралича, ампутацией конечностей, поражением функций спинного мозга.
В связи с многообразием нозологических групп, их широкого
возрастного диапазона (дошкольный, школьный, молодежный, зрелый,
пожилой), недостаточностью научных сведений обо всех категориях
инвалидов в возрастном аспекте, начальным этапом изу4ения частных методик адаптивной физической культуры выбраны дошкольный
и школьный возраст — как наиболее пластичный для воспитания и
развития и наиболее организованный период жизни, связанный с образованием, становлением личности, формированием осознанного отношения к своему здоровью и приобщением к здоровому образу жизни.
Двигательные, психические, сенсорные нарушения имеют разные
причины, время, степень поражения, сопутствующие заболевания, вторичные отклонения, разный уровень здоровья и сохранных функций,
что лимитирует двигательную активность детей-инвалидов и требует дифференцированного и индивидуально-ориентированного подхода в выборе средств, методов, организационных форм адаптивной
физической культуры, постановки и решения коррекционных, компенсаторных, профилактических задач, сопряженных с процессом обучения, воспитания, физического, психического, личностного развития данной категории детей.
Такая многоплановость информации, необходимой для профессиональной деятельности, требует разносторонней теоретической подготовки студентов: знания анатомии, физиологии, биомеханики, теории
физической культуры, педагогики, психологии и других общепрофессио-

Частные методики адаптивной физической культуры

Нальных дисциплин, а также специальных дисциплин медико-биологического цикла (общей патологии и тератологии, частной патологии,
врачебного контроля, комплексной и физической реабилитации больных и инвалидов) и дисциплин психолого-педагогического цикла (психологии болезни и инвалидности, возрастной психопатологии и психоконсультирования, специальной психологии и педагогики, психологии
развития). Кроме того, студенты должны быть ознакомлены с современными технологиями физкультурно-спортивной деятельности инвалидов, гигиеническими требованиями и материально-техническим обеспечением занятий адаптивной физической культурой.
Указанные естественно-научные и гуманитарные знания о человеке, в первую очередь теория и организация адаптивной физической культуры как интегративная дисциплина, связаны с частными
методиками, определяют ее методологию и формируют профессиональное мировоззрение будущих специалистов. Однако преподавание общепрофессиональных и специальных дисциплин Госстандарта
осуществляется в течение всех лет обучения, а педагогическая практика по профилю будущей специальности проводится в седьмом
семестре. Следовательно, шесть предыдущих семестров — это то
время, которое отводится на изучение частных методик адаптивной
физической культуры. Если курс начать с первого семестра, то возникает противоречие между уровнем теоретической подготовленности студентов и широкими требованиями частных методик, что может отразиться на качестве освоения дисциплины.
Тем не менее практика образовательной деятельности на кафедре адаптивной физической культуры академии им. П.Ф. Лесгафта
показала, что планирование частных методик с первого по шестой
семестры по одной нозологии в каждом — наиболее эффективный
путь освоения данной дисциплины. Студенты, ориентированные на
работу с инвалидами и лицами с отклонениями в состоянии здоровья, не только стремятся быстрее познакомиться с объектом педагогической деятельности, но и осваивают базовые медико-биологические, психологические, теоретико-методические знания, с нею связанные,
выбирают место педагогической практики, определяют интересы и
возможности проведения научных исследований уже на первом и
втором курсах обучения. Установлено, что предварительная, хотя и
краткая информация о частных методиках, опережающая преподавание базовых дисциплин, не только не мешает, а, наоборот, помогает
осознанному и глубокому освоению этих знаний в последующем.
Учитывая эти обстоятельства, разработана единая для всех нозологических групп структура преподавания частных методик адаптивной физической культуры, включающая три раздела:

Предисловие

1) медико-физиологическая и психологическая характеристика
нозологической группы;
2) теоретические аспекты методики адаптивной физической культуры;
3) практические аспекты методики адаптивной физической культуры.
Существенным отличием преподавания частных методик является связь с практикой. Если первый раздел в виде краткого лекционного курса читает врач или дефектолог, то второй и тре~ий — в
форме семинарских и практических занятий, деловых игр, просмотра
уроков физической культуры, ритмики, ЛФК, рекреативных и спортивных занятий проводят ведущие специалисты на базах учебно-ознакомительной практики: в образовательных (коррекционных) школах
и интернатах, лечебных учреждениях, абилитационных и реабилитационных центрах, спортивно-оздоровительных клубах и др
Приобретая начальный опыт, студенты на практике видят как
реализуются функции, принципы, междисциплинарные связи, как диагностируется и контролируется состояние занимающихся, подбираются адекватные средства, формы, методы и методические приемы
обучения, воспитания, физического и психического развития детей.
Практические занятия включают не пассивное присутствие студенн)в на уроках, а тематические, визуальные наблюдения (по заданию
педагога): особенности соматотипа наблюдаемого ребенка, вербальпые и невербальные методы обучения, средства и методы решения
коррекционных задач, способы активизации познавательной деятельности, коммуникативная деятельность педагога, методы оценивания и
поощрения занимающихся, динамика нагрузки на уроке, назначение
подвижных игр и др. с последующим анализом и обсуждением.
В процессе изучения частных методик адаптивной физической
культуры студенты во внеучебное время привлекаются к проведению спортивных праздников, спартакиад, фестивалей, соревнований и
других мероприятий, проводимых для детей-инвалидов, в качестве
волонтеров, помощников, организаторэв, судей.
Такой подход к изучению частных методик адаптивной физической культуры, основанный на интеграции теоретических знаний и учебно-ознакомительной практики, использования активных форм обучения и включенности студентов в конкретные виды педагогической
деятельности, формирует необходимый уровень готовности к практике
по профилю будущей профессии в любой нозологической группе.
Накопленные теоретические знан